Конспект ООД по правовому воспитанию «Сказка ложь, да в ней намек» старшая группа
Подготовили:
- Вельмяйкина Н.А.
- Прошкина Е.В.
Цель: ознакомление детей с социально-правовыми нормами и правилами поведения на примере русских народных сказок.
Задачи:
Обучающие:
- Систематизировать практический опыт у детей по правовому воспитанию
- Знакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок
Развивающие:
- Развивать речевую активность детей, побуждать активно отвечать на вопросы
- Развивать интерес, логическое мышление, сообразительность, внимание
- Развивать правовое мировоззрение и коммуникативные навыки у детей
- Формировать мыслительные операции, развивать доказательную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение ребенка к себе и другим людям.
Образовательные области:
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Физическое развитие»
- «Познавательное развитие»
Предварительная работа: чтение сказок: «Золотой ключик или приключение Буратино», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Снегурочка», «Айболит», «Золушка», подвижные игры с детьми «Три поросенка», «Прогулка по ручью», дидактическая игра «Узнай сказку».
Словарная работа: права ребенка, Правландия, неразбериха, заклинание, неприкосновенность, благоразумненьким, образование.
Методические приёмы:
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование иллюстраций).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
Демонстрационный материал: ноутбук, проектор, презентация с сюжетами из русских народных сказок, цветок «Правоцвет», маска волка, обручи, веревочки.
Ход занятия:
Организационный момент:
(Дети заходят в зал)
Воспитатель:
По извилистой дороге,
Шли по миру чьи-то ноги.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети,
О правах, что защищают всех на свете!
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
— А сейчас улыбнитесь и подарите друг другу свои улыбки. Молодцы!
Основная часть:
Воспитатель:
(Воспитатель обращает внимание детей на цветок)
— Ребята, я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правландия. В этой стране жили сказочные герои. Жили они очень дружно, потому что у каждого из них было много прав. А ещё в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по-особенному – трепетно. Берегли его, потому что это был «Правоцвет». У «Правоцвета» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями страны. И всё было бы у них хорошо, но, однажды над страной нависла чёрная — пречёрная туча, пошел холодный дождь, и все жители Правландии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье. А когда ветер стих и туча уплыла, то все были удивлены тем, что на «Правоцвете» все лепестки потемнели. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны надеются на то, что кто-нибудь им поможет, и снова, как и прежде ко всем вернутся их права и цветок станет таким же ярким.
— Ребята, как вы думаете, нужно ли помогать людям и зверям, попавшим в беду? (ответы детей)
— Жители Правландии прислали нам цветок, чтоб мы им помогли навести порядок, и пригласили к себе в гости, в сказку.
-Ребята, поможем нашим друзьям? (ответы детей)
-Ну, тогда в путь вместе с «Правоцветом»!
-Что нужно произнести, что бы волшебство свершилось? (Волшебное заклинание)
-Давайте хором скажем наше заклинание:
(Дети закрывают глаза и поворачиваются вокруг себя)
Сказка-сказка, помоги!
Свои двери отвари!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы в сказке…
На экране появляется Сказочница.
(Дети садятся на стульчики)
У нас сегодня встреча не простая,
Мы с вами сказки вспоминаем.
Едва страницу первую откроем,
Увидим сказочных героев,
А случится вдруг беда,
Мы поможем им тогда!
— Давайте же посмотрим ребята, какие сказочные герои встретятся нам в нашем путешествии.
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. — Ребята, вы узнали сказку?
Что сделал волк? Как вы думаете, какое право Красной Шапочки и бабушки он нарушил? (Ответы детей).
— Правильно! Это Право на жизнь. Никто не имеет права лишать жизни другого человека. Это и называется право на жизнь. Двигаемся дальше!
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчушку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как дочурку величали?
— Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)
— Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)
— О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? Правильно, это Право на имя.
— А бывает так, что у ребенка нет имени? (нет, без имени нельзя обойтись).
— А сколько имен может иметь человек? (одно имя).
— А бывает так, что у ребенка нет имени? (нет, без имени нельзя обойтись).
— У нас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?
- Не дразниться.
- Не придумывать клички.
- Обращаться друг к другу вежливо, ласково.
- К взрослым обращаться по имени, отчеству.
Воспитатель: Я предлагаю сыграть в игру «Объясни имя».
Я буду называть имя сказочного героя, и бросать мяч. Тот, к кому мячик попадёт, должен объяснить, почему их так зовут:
- Незнайка (он ничего не знает);
- Доктор Пилюлькин (доктор, который лечит таблетками-пилюлями)
- Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета);
- Дюймовочка (девочка очень маленького роста);
- Самоделкин (мальчик, который сам умеет что-то сделать);
- Заяц-хваста (заяц, который всё время хвастается).
Давайте же посмотрим на следующих героев.
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
— Какое право сказочных героев здесь нарушено?
— У каждого человека должен быть дом или квартира, чтоб он жил он со своей семьей. И никто не может войти в них без разрешения хозяев. Это и есть Право на жилище.
— А еще каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. А вы знаете свои домашние адреса? (ответы детей).
— Сейчас я предлагаю вам поиграть в подвижную игру “Три поросенка” и немного отвлечься: Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?
Например:
Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга. (Звучит музыка из мультфильма “Три поросенка”)
Дети поют:
Мы — маленькие поросятки,
На полянке мы гуляем,
Цветочки собираем,
Песенки поем,
Волка в дом не ждем.
Воспитатель: Вдруг выходит волк, он зубами щелк!
Условие игры: когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.
(Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики — по три ребенка)
— Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк в нашей игре? (Ответы детей) Правильно. Право на неприкосновенность жилища.
Проходите на свои места и снова внимание. Двигаемся дальше!
Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится —
Выручит его сестрица.
— Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)
Это Право на семью, право — неразлучаться со своими родителями. Семья – это главное в жизни человека. Но кроме прав, у вас есть еще и обязанности.
Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?
Дети: Я обязан убирать за собой игрушки после игры.
Я заправляю постель.
Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома и др.
Воспитатель: Дети обязаны слушаться своих родителей. А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.
Пальчиковая гимнастика “Семья”
Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик — папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
Вот и вся моя семья.
— Молодцы! Продолжаем путешествие по сказкам. Посмотрите на экран.
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется тот мальчишка?
— Ребята, этого деревянного мальччика смастерил из полена Папа Карло, затем сделал ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпаччок с кисточкой и сказал: «Я продал свою куртку и купил тебе азбуку». Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.
“Я буду умненьким и благоразумненьким”, — сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.
— В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей)
— На какое право указывает нам эта сказка? (Ответы детей)
— Каждый человек имеет Право на образование. Все дети имеют право на бесплатное и обязательное образование.
— Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).
— Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей — детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее). Продолжаем наше путешествие!
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор ……!
— Ребята, куда мы идем, если у нас что – то заболит? Расскажите, пожалуйста, нам. (Ответы детей). Все верно! Это — Право на медицинское обслуживание.
— А чтобы не болеть, ведите здоровый образ жизни, заботьтесь о своём здоровье, берегите его. Делайте зарядку и занимайтесь физкультурой.
Физкультминутка «Айболит»:
Мы веселые ребятки (Шагают на месте)
Дружно делаем зарядку.
Вправо-раз, влево-раз, (Руки на пояс, повороты в стороны)
Улыбнемся мы сейчас.
На носочки дружно встанем, (На носочках потянуться вверх)
Руки к солнышку потянем.
Загляни к нам солнышко
И погрей нам горлышко, (Прыжки с хлопками)
Ну а если заболеем –
Нам поможет Айболит, (Ладони к щекам, наклоны головы)
Витамины нам пропишет, (Показать колечки пальцами)
И микстурой угостит. (Ладони мисочкой)
Воспитатель: Молодцы! Смотрим на следующего героя.
Я на балу никогда не бывала.
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же!
Кто я такая? Кто тут подскажет?
— Кто это, ребята? (Золушка)
— Что эта за девочка? Что с ней произошло?
— Ребята, Золушка отдыхала??? А могли бы сестры помочь ей?
— Какое право Золушки нарушено? (ребенок имеет Право на посильный труд, Право на отдых).
— Кто же нарушает права Золушки? (злая мачеха и старшие сестра)
— Ребята, какой совет мы дадим Золушке? (хорошо питаться, выполнять только посильную работу и больше отдыхать)
— Как можно отдохнуть детям?
(Играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)
— Предлагаю поиграть в подвижную игру «Прогулка по ручью» (право каждого на отдых, уметь отдыхать совместно).
Условия игры: На полу изображается ручеёк, его ширина меняется (с помощью). Дети становятся «паровозиком» (руки кладутся на плечи идущему впереди) и по ходу движения расставляют ноги на нужную ширину. Оступившийся ребёнок отправляется в конец «паровоза».
— Молодцы, ребята! Все дошли по ручейку до нашего «Правоцвета»!
Итог занятия:
— Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, помогли «Правоцвету» вылечить свои лепестки, они стали такими же яркими и красивыми, как и прежде! Вы помогли сказочным героям вспомнить свои права. Давайте же, еще раз перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям. Чтобы права детей не нарушались, взрослые должны защищать эти права. Чтобы дети были счастливы и здоровы! Тогда детство можно будет назвать золотым и счастливым!
Почему мы называем,
Наше детство золотым?
Потому что мы играем,
Веселимся и шалим.
Потому что окружает
Нас заботою семья,
Потому что обожают
Нас родные и друзья!
— Ой, ребята, посмотрите, а что это за яркая коробочка??? (Воспитатель открывает коробочку)
-Дети, это наши герои благодарят вас за помощь, и дарят вам медали из волшебной страны Правландии — «Знаток прав».
— Итак, ребята, наше занятие подошло к концу! Всем спасибо!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22 «Город детства»
Проект в старшей логопедической группе
театрализованнаядеятельность «Три поросенка»
Срок реализации проекта: Краткосрочный (25.11.2019-9.12.2019)
Введение
Художественно-эстетическое воспитание занимает важноге местов нашем дошкольномучреждении. Это разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:
• дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
• осваивают способы их внешнего выражения,
• осознают причины того или иного настроя.
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития, что является незаменимым средсвом в логопедической группе. (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи, расширение словарного запаса). Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Цель проекта – Закрепление изученного материала по лексическим темам, актуализация знаний.
Осень. Приметы осени.
Овощи. Фрукты.
Грибы. Ягоды.
Перелетные птицы.
Задачи
1. Расширение и обогащение словарного запаса по пройденным лексическим темам.
2.Создать условия для развития творческой активности детей, совместное с детьми создание декараций.
3. организация выступлений детей старшей группы перед младшими воспитанниками детского сада и родителями.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения
образа, а также их умения.
5. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания
детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах,
театральной терминологии.
Формы и методы работы:
- Чтение художественной литературы,
- Беседы,
- Игры – драматизации,
- Слушание музыкальных произведений,
- Творческие мастерские,
- Просмотр сказки, презентации,
- Рассматривание иллюстраций к сказкам,
- Заучивание стихов,
- Театрализованная деятельность.
Обеспечение реализации проекта:
Психолого-педагогические ресурсы:
-логопед
— Педагоги – воспитатели,
— Дети 5-6 лет,
Материально-технические ресурсы:
— сказки, иллюстрации
— аудио, видеоматериалы, обучающая презентация
— мультимедийная техника
— костюмы для театрализованной деятельности
— атрибуты созданные самостоятельно
Этапы реализации проекта
1 этап: Подготовительный
Задача | Мероприятия | Ожидаемый результат | Ответственный |
Анализ имеющегося материала | -Пересмотр литературы, аудио материала -Составление списка необходимого материала -Включение в календарно-тематическое планирование мероприятий по реализации проекта | -Список необходимого методического материала -Дополненный календарно-тематический план | учитель –логопед- Баркарь В.В. Воспитатели — Полякова М.А Сапожникова Т.И |
Создать интерес у участников проекта | -Составление плана мероприятий по реализации проекта совместно с детьми -Информирование родителей о проекте | -Заинтересованность детей и родителей | учитель –логопед- Баркарь В.В. Воспитатели — Полякова М.А Сапожникова Т.И |
Сбор и анализ информации для реализации проекта | -Сбор атрибутов для театрализованных игр -Подбор дидактических игр -Подбор материала для презентации | -Список имеющихся и недостающих материалов, атрибутов | учитель –логопед- Баркарь В.В. Воспитатели — Полякова М.А Сапожникова Т.И |
2этап: Основной
Задача | Мероприятия | Ожидаемый результат | Ответственный |
Создать условия для реализации проекта | -Подбор аудио-, видеоматериала согласно списку; -Подбор сказок для драматизации, театрализованных игр; -Создание презентации о театрах. | -Сказки и иллюстрации к ним; -Аудио-, видеоматериалы; -Игры – драматизации; -Презентация. | учитель –логопед- Баркарь В.В. Воспитатели — Полякова М.А Сапожникова Т.И |
Обогатить среду | -Книги – сказки для драматизации, -Коллекция аудио материала, -Игрушки и атрибуты для театрализованных игр. | Обогащённая среда | |
Обогатить знания детей о театре, Совершенствовать исполнительские умения | -Беседы, -Просмотр видео материала, -Чтение художественной литературы (сказок), -Творческие мастерские, -Игры-драматизации, -Заучивание стихов, -Слушание музыкальных произведений, -Отгадывание загадок о героях сказок, -Драматизация сказки «Теремок». -Показ сказки «Теремок» для младших детей. | ||
Включение родителей в педагогический процесс | -Привлечь родителей к сбору атрибутов, костюмов для игр драматизаций, -Показ родителями сказки для детей. | Активное участие родителей в реализации проекта. | Воспитатели |
3этап: Итоговый
Задача | Мероприятия | Ожидаемый результат | Ответственный |
Анализ и подведение итогов по проекту | -Анализ работы по проекту, -Выставка детских работ, -Фото отчёт о проекте в родительском уголке и на сайте группы. -Отзывы родителей о проекте. | -Фотоотчет о проведённом проекте. | Полякова М.А. |
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Дата | Результат |
Подготовительный этап | |||
1 | Анализ имеющегося материала | 25.11. – 27.11.2019 | Список имеющихся и недостающих материалов. |
2 | Информирование родителей о проекте | 27.11.2019 | Готовность родителей оказать помощь в проекте. |
3 | Составление плана-сетки мероприятий по реализации проекта. | 28.11.2019 | План-сетка мероприятий. |
Основной этап | |||
4 | Создание развивающей среды в группе. -настольный театр, -театр на руке | 28.11.-29.11.2019 | Обогащённая среда. |
5 | Чтение художественной литературы (сказки): -«Три поросёнка» | 25.11.2019 | Знакомство со сказкой, решение речевых задач. |
6 | Слушание: -аудио -музыкальных отрывков, песен | ||
7 | Беседы: -по прочитанной сказки, -о видах театров (кукольный, драматический, театр зверей,…) -кто работает в театре -как вести себя в театре | Решение речевых и познавательных задач. | |
8 | Творческая мастерская: -рисование: создание приглашений -коллективная работа «Афиша для театра», -лепка «Герои сказки». | Развитие художественно-творческих способностей | |
9 | Сюжетно-ролевая игра «Театр» | Развитие речевых и творческих способностей детей. | |
10 | Игры – драматизации: -игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей | Развитие артистических навыков | |
11 | распределение ролей. | 27.11.2019 | |
12 | Заучивание стихов к сказке | ||
13 | Изготовление атрибутов и костюмов к сказке «Три поросенка» | Активное участие родителей в жизни группы. | |
14 | Подготовка к драматизации | Совершенствование артистических навыков | |
15 | Показ сказки «Три поросенка» детям и родителям | 3.12.2019 | |
Закрепление правил поведения в театре. | |||
Подведение итогов реализации проекта | |||
18 | Создание рисунков о реализованном проекте. Анализ впечатлений детей. | 06.11-09.12.2019 | Подведение итогов. Рефлексия.Анализ. |
Ожидаемый результат проекта
- Обогащённая среда в группе. Создание декораций.
- Картотека аудио, видеоматериалов.
- Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.
- Расширение словарного запаса, развитие связной речи.
- Активизация творческих способностей детей.
- Активное участие родителей в жизни группы.
Дошкольник.ру
Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.
Фейсбук
Поделки из бумаги
Поделки из бумаги интересны по сравнению с другими видами поделок прежде всего доступностью исходного материала. Если, например, мастерить корзинки из шишек, то сначала нужно пойти в лес за шишками. А бумага всегда под рукой: и дома и на работе. Кроме того, для того, чтобы мастерить поделки из бумаги не нужно много инструментов. Достаточно клея и ножниц. В основном для изготовления бумажных поделок вам понадобятся цветная бумага, картон, клей и ножницы. Такие поделки изготавливаются, как правило, легко, да и необходимые материалы и инструменты всегда есть дома. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале «Дошкольник.рф». Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754). Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru Мы соцсетях — вступайте в группы — будем рады видеть Вас в наших рядах! Условия выдачи Сертификата публикации Условия выдачи Свидетельства публикации Как попасть в журнал | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >> | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 1 из 23 |
Паспорт проекта
1. | Вид проекта | Творческо-информационный |
2. | Продолжительность | Долгосрочный |
3. | Участники проекта |
|
4. | Общая характеристика проекта | Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:
|
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
* Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, о городе, в котором они живут, о стране.
* Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности.
* Воспитание нравствено-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
* Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и достопримечательностей.
*Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
Предполагаемый результат:
- У детей будут сформированы и расширены представления по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Мой город Орск», «С чего начинается Родина», «Моя страна Россия».
- У детей будут сформированы нравственные качества, необходимые для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, достойных граждан России.
- Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность дошкольников.
- Установится взаимодействие между всеми участниками проекта.
- Обогатится предметно-пространственная развивающая среда группы, дошкольников.
Проблема: Выяснить с детьми – с чего начинается Родина?
Актуальность
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце
Этапы реализации проекта
Этап | Мероприятия | Сроки |
1 этап | Подготовительный: — Изучение интереса детей для определения целей проекта. — Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности | Сентябрь 2021г |
2 этап | Основной | Октябрь — Ноябрь 2021 |
3 этап | Заключительный | Апрель 2022 |
4 этап | Презентация результатов деятельности | Май 2022 |
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
- непосредственная образовательная деятельность;
- совместная деятельность детей и педагогов;
- экскурсия;
- чтение художественной литературы;
- беседы, ситуативные разговоры;
- слушание музыки;
- игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные);
- презентации.
Формы взаимодействия с родителями:
- консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
- сотворчество детей и родителей.
Формы и методы реализации проекта
Первый раздел: «Мой дом, моя семья»
• Познавательное занятие «Моя семья».
• Беседа «Мой дом».
•Составление рассказов на тему: «Моя семья».
• Экскурсия по фотовыставке «Наши мамы».
• Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…».
• Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня».
•Рисование: «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты) выставка детского рисунка.
• Пальчиковая гимнастика «Семья».
• Сюжетно-ролевая игра «Мамины помощницы».
• Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
• Дидактическая игра «Кто больше назовет ласковых слов для своих родных»?
• Просмотр сказки «Три поросёнка».
• Сотворчество детей с родителями: «Фотоальбом «Моя семья».
Второй раздел «Мой детский сад»
• Словотворчество на тему: «Детский сад – это…».
• Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад».
• Экскурсия по детскому саду.
•Прослушивание аудиозаписей: «Наш детский сад», «Чудеса в саду».
• Коммуникативная игра «Кто в домике живет?».
• Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
• Выставка рисунков и поделок «Мой любимый детский сад».
• НОД «Труд взрослых в детском саду».
Третий раздел «Мой город Орск»
Беседа «Как и почему называется наш город»
• Знакомство с символикой Орска.
• Рассматривание альбомов, иллюстраций о природе родного края, животных, растениях.
• Рассматривание фото альбома «Мой старый-новый город».
• Показ презентации «Моя малая родина».
• Изготовление фотостенда «Город, в котором я живу».
Фото конкурс «Как я провел лето».
• Экскурсии по ближайшим улицам (школа).
•Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице».
• ОД «Мой любимый город Орск».
• Конкурс рисунка на асфальте «Разноцветные дорожки».
• Конкурс чтецов «Мой город лучше всех на свете».
Четвертый раздел «Моя страна Россия»
Познавательное занятие «Россия – Родина моя».
•Лепка: «Флаг России».
•Рисование: «Русская березка».
•Прослушивание: гимна РФ, народных песен.
•Русские народные игры: «Гуси лебеди», «Карусель, «У медведя во бору».
•Пятый раздел презентация «С чего начинается Родина?»
Д/И «Народные промыслы»
Виртуальная экскурсия «С чего начинается Родина»
• Беседа о Москве.
• Рассматривание кукол в народных костюмах.
• Иллюстрации «Русский народный костюм».
•Драматизация русских народных сказок: «Маша и медведь, «Теремок», «Репка».
• Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота».
Предполагаемый результат:
- У детей будут сформированы и расширены представления по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, достопримечательности, замечательные люди», «Мой край», «Моя страна Россия».
- У детей будут сформированы нравственные качества, необходимые для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, достойных граждан России.
- Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность дошкольников.
- Установится взаимодействие между всеми участниками проекта.
- Обогатится предметно-пространственная развивающая среда группы, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Заключение
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
Литература
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2007. – 256 с.
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной
- Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
- Бурмистрова И.К., Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького гражданина»
- Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И. «Родной край»
- Виноградова Н.Ф. «Страна Россия»
- Виноградова Н.Ф. «О родной стране»
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012, — 112 с.
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»
- Как любить детей (опыт самоанализа)/ Ш.Амонашвили. – Москва-Абакан: Издательский Дом Шалвы Амонашвили; Издательство Хакасского угиверситета им. Н.Ф.Катанова, 2009. – 112 с.
- Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
- Лекции авторского семинара Амонашвили Ш.А. Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном пространстве (система Школа Жизни). – Абакан, 2009.
- Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2013, 144 с.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. – М.: Сфера, 2010.
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
- Ребенок в детском саду №3-2004г. «О государственной символике России»
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Тест]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г.
Подготовила: учитель – логопед Лебедева Марина Михайловна,
ГКОУ «Большекрутовская школа-интернат»
Тема: Путешествие в страну Читалию.
Цель: Развивать навыки грамотного чтения.
Задачи:
Образовательные:
1. Развивать навыки звукового анализа слова.
2. Развивать навыки слогового состава слова.
3. Развивать навыки слогового анализа предложения.
4. Развивать навыки выразительного чтения.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к чтению.
2. Формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: презентация, кубик.
Содержание занятия.
Логопед: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по стране Читалия. Путь по ней будет нелёгким. Нас ждут различные испытания, трудные задания. Но, я надеюсь, что вы справитесь со всеми испытаниями. Посмотрите на карту страны Читалии. Путь наш лежит через дремучие леса, глубокие реки, извилистые овраги, высокие горы. Но вместе мы преодолеем любые преграды. Итак, в путь. Начнем мы его от порога школы.
И сразу первая преграда на пути. И чтобы её преодолеть нам с вами необходимо выполнить первое задание.
Задание № 1. Прочитать пословицу, написанную неполными буквами.
Логопед: Вы справились с заданием. Преграда осталась позади. Мы двигаемся с вами дальше. И вот уже следующее испытание, которое нам необходимо выполнить.
Задание № 2. Игра с кубиком. Каждый из вас должен придумать слово, в котором столько звуков, сколько точек на грани кубика.
Логопед: Ребята, а вы любите сказки? Тогда вам не составит труда отгадать героев этих сказок.
На сметане мешен Лечит маленьких детей
На окошке стужен Лечит птичек и зверей
Круглый бок, румяный бок, Сквозь очки свои глядит
Покатился ….(колобок) Добрый доктор …. (Айболит)
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка)
Носик круглый, пятачком
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца,
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи (три поросенка)
Возле леса, на опушке.
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (три медведя)
Логопед: Вы все читали много сказок. Вспомните, кто чаще всего становился главным героем сказок (животные). Следующее задание связано с названиями животных.
Задание № 3. Вам нужно из каждого слова выделить ту букву, которая указана цифрой. А затем из выделенных букв составить слово. Получившееся новое слово – это название животного.
Вот ещё одно задание вы с успехом завершили. Двигаемся дальше. На пути у нас встают высокие горы. Только, выполнив следующие задание, вы сможете преодолеть это препятствие.
Задание № 5. Нужно из букв составить слова.
Задание №6. Составить слова из слогов, данных в неправильной последовательности.
Логопед: Молодцы, ребята. А теперь нам предстоит переплыть океан. Только выполнив следующее задание мы будем ближе к стране Читалии.
Задание № 7. Среди букв Х спрятались пословицы. Если убрать все лишние буквы, то вы сможете её прочитать.
Задание № 8. Из слов, данных вразбивку каждый из вас составит и прочитает предложения.
Логопед: И последнее задание, которое необходимо преодолеть на пути к нашей цели.
Задание № 9. Тарабарские стихи. Прочитать стихи выразительно, соблюдая ударения.
Логопед: Со всеми заданиями вы справились. Добрались мы с вами до конечной цели нашего путешествия. Это дуб мудрости. На дубе сундук. Давайте посмотрим, что в нем.
Логопед достает из сундука текст стихотворения «Как хорошо уметь читать».