Чтение сказки сестрица аленушка и братец иванушка в средней группе

2601 жили-были себе царь и царица; у них были сын и дочь, сына звали иванушкой, а дочь алнушкой. вот царь

260[1]

Жили-были себе царь и царица; у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Алёнушкой. Вот царь с царицею померли, остались дети одни и пошли странствовать по белу свету. Шли, шли, шли… идут и видят пруд, а около пруда пасётся стадо коров.

— Я хочу пить, — говорит Иванушка.

— Не пей, братец, а то будешь телёночком, — говорит Алёнушка.

Он послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят реку, а около ходит табун лошадей.

— Ах, сестрица, если б ты знала, как мне пить хочется.

— Не пей, братец, а то сделаешься жеребёночком.

Иванушка послушался, и пошли они дальше, шли-шли и видят озеро, а около него гуляет стадо овец.

— Ах, сестрица, мне страшно пить хочется.

— Не пей, братец, а то будешь баранчиком.

Иванушка послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят ручей, а возле стерегут свиней.

— Ах, сестрица, я напьюся; мне ужасно пить хочется.

— Не пей, братец, а то будешь поросёночком.

Иванушка опять послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят: пасётся у воды стадо коз.

— Ах, сестрица, я напьюся.

— Не пей, братец, а то будешь козлёночком.

Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козлёночком, прыгает перед Алёнушкой и кричит: «Ме-ке-ке! Ме-ке-ке!»

Алёнушка обвязала его шёлковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет… Козлёночек бегал-бегал и забежал раз в сад к одному царю. Люди увидали и тотчас доказывают царю:

— У нас, ваше царское величество, в саду козлёночек, и держит его на поясе девица, да такая из себя красавица.

Царь приказал спросить, кто она такая. Вот люди и спрашивают её: откуда она и чьего роду-племени?

— Так и так, — говорит Алёнушка, — был царь и царица, да померли; остались мы, дети: я — царевна, да вот братец мой, царевич; он не утерпел, напился водицы и стал козлёночком.

Люди доложили все это царю. Царь позвал Алёнушку, расспросил обо всём; она ему приглянулась, и царь захотел на ней жениться. Скоро сделали свадьбу и стали жить себе, и козлёночек с ними — гуляет себе по саду, а пьёт и ест вместе с царём и царицею.

Вот поехал царь на охоту. Тем временем пришла колдунья и навела на царицу порчу: сделалась Алёнушка больная, да такая худая да бледная. На царском дворе всё приуныло; цветы в саду стали вянуть, деревья сохнуть, трава блекнуть. Царь воротился и спрашивает царицу:

— Али ты чем нездорова?

— Да, хвораю, — говорит царица.

На другой день царь опять поехал на охоту. Алёнушка лежит больная; приходит к ней колдунья и говорит:

— Хочешь, я тебя вылечу? Выходи к такому-то морю столько-то зорь и пей там воду.

Царица послушалась и в сумерках пошла к морю, а колдунья уж дожидается, схватила её, навязала ей на шею камень и бросила в море. Алёнушка пошла на дно; козлёночек прибежал и горько-горько заплакал. А колдунья оборотилась царицею и пошла во дворец.

Царь приехал и обрадовался, что царица опять стала здоро́ва. Собрали на стол и сели обедать.

— А где же козлёночек? — спрашивает царь.

— Не надо его, — говорит колдунья, — я не велела пускать; от него так и несёт козлятиной!

На другой день, только царь уехал на охоту, колдунья козлёночка била-била, колотила-колотила и грозит ему:

— Вот воротится царь, я попрошу тебя зарезать.

Приехал царь; колдунья так и пристаёт к нему:

— Прикажи да прикажи зарезать козлёночка; он мне надоел, опротивел совсем!

Царю жалко было козлёночка, да делать нечего — она так пристаёт, так упрашивает, что царь, наконец, согласился и позволил его зарезать. Видит козлёночек: уж начали точить на него ножи булатные, заплакал он, побежал к царю и просится:

— Царь! Пусти меня на́ море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать.

Царь пустил его. Вот козлёночек прибежал к морю, стал на берегу и жалобно закричал:

Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бе́режок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!
Тяжёл камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала!

Козлёночек заплакал и воротился назад. Посеред дня опять просится он у царя:

— Царь! Пусти меня на́ море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать.

Царь пустил его. Вот козлёночек прибежал к морю и жалобно закричал:

Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бе́режок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!
Тяжёл камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала!

Козлёночек заплакал и воротился домой. Царь и думает: что бы это значило, козлёночек всё бегает на́ море? Вот попросился козлёночек в третий раз:

— Царь! Пусти меня на́ море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать.

Царь отпустил его и сам пошёл за ним следом; приходит к морю и слышит — козлёночек вызывает сестрицу:

Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бе́режок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!
Тяжёл камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала!

Козлёночек опять зачал вызывать сестрицу. Алёнушка всплыла кверху и показалась над водой. Царь ухватил её, сорвал с шеи камень и вытащил Алёнушку на берег, да и спрашивает: как это сталося? Она ему всё рассказала. Царь обрадовался, козлёночек тоже — так и прыгает, в саду всё зазеленело и зацвело. А колдунью приказал царь казнить: разложили на дворе костёр дров и сожгли её. После того царь с царицей и с козлёночком стали жить да поживать да добра наживать и по-прежнему вместе и пили и ели.

261[2]

Идут двое сироток — сестрица Алёнушка с братцем Иванушкой по дальнему пути, по широкому полю, а жар-то, жар их донимает. Захотелось Иванушке пить:

— Сестрица Алёнушка, я пить хочу!

— Подожди, братец, дойдём до колодца.

Шли-шли — солнце высоко, колодезь далеко, жар донимает, пот выступает! Стоит коровье копытце полно водицы.

— Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца?

— Не пей, братец, телёночком скинешься.

Братец послушался, пошёл дальше. Солнце высоко, колодезь далеко, жар донимает, пот выступает! Стоит лошадиное копытце полно водицы.

— Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца?

— Не пей, братец, жеребёночком станешь.

Вздохнул Иванушка, опять пошёл. Солнце высоко, колодезь далеко, жар донимает, пот выступает! Стоит баранье копытце полно водицы. Братец увидел его и, не спросясь с Алёнушкой, выпил до дна. Алёнушка зовёт Иванушку, а вместо Иванушки за ней бежит беленький баранчик. Догадалась она, залилась слезами, села под стожок — плачет, а баранчик возле неё по травке скачет. Ехал мимо барин, остановился и спрашивает:

— О чём ты, красная девушка, плачешь?

Рассказала она ему свою беду.

— Поди, — говорит, — за меня; я тебя наряжу и в платье и в серебро и баранчика не покину: где будешь ты, там будет и он.

Алёнушка согласилась; обвенчались и жили так, что добрые люди, глядя на них, радовались, а дурные завидовали.

Один раз мужа не было дома, Алёнушка оставалась одна. Ведьма навязала ей на шею камень и бросила в воду, а сама нарядилась в её платье и заселилась в барских палатах; никто её не распознал, сам муж обманулся. Одному баранчику всё было ведомо, один он печалился, повесил голову, не бирал корму и утро и вечер ходил около воды по бережку да кричал: «Бя, бя!» Узнала о том ведьма, и нелюбо ей стало; велела разложить костры высокие, разогреть котлы чугунные, наточить ножи булатные и говорит:

— Барана надо зарезать!

Послала слугу его поймать. Муж дивится: как жена-то любила барана, мне надоела — пой его, корми его, а то велит резать! А баранчик спроведал, что ему недолго жить, лёг на бережку и причитывает:

Алёнушка, сестрица моя!
Меня хотят зарезати;
Костры кладут высокие,
Котлы греют чугунные,
Ножи точат булатные!

Алёнушка ему в ответ:

Ах, братец мой Иванушка!
Тяжёл камень шею перетёр,
Шёлкова трава на руках свилась,
Жёлты пески на груди легли!

Человек слушает, что за чудо? Пошёл, сказал барину; стали оба караулить. Баранчик пришёл и опять стал вызывать Алёнушку и плакаться над водою:

Сестрица моя, Алёнушка!
Меня хотят зарезати;
Костры кладут высокие,
Котлы греют чугунные,
Ножи точат булатные!

Алёнушка ему в ответ:

Ах, братец мой Иванушка!
Тяжёл камень шею перетёр,
Шёлкова трава на руках свилась,
Жёлты пески на груди легли!

«Людей! Людей! — закричал барин. — Собирайся, челядь дворовая, запускай невода, закидай сети шёлковые!» Собралась челядь дворовая, закинула сети шёлковые; Алёнушка и поймалась. Вытащили её на бережок, отрезали камень, окунули её, сполоснули в чистой воде, белым полотном обернули, и стала она ещё лучше, чем была, и обняла своего мужа. Баранчик стал опять братец Иванушка, и зажили все по-старому, по-хорошему, только ведьме досталось; ну да ей, говорят, туда и дорога, об такой не жалеют!

262[3]

Жили сестрица и братец, и пошли они в лес по ягоды. Шли-шли; вот на дороге лежит лошадино копытце с водицей; вот братец и говорит:

— Сестрица, я пить хочу; я в этом копытце напьюсь.

— Нет, не пей, братец, коняшка будешь.

Ещё шли-шли, коровье копытце стоит.

— Сестрица, сестрица, я пить хочу!

— Нет, не пей, бычок будешь.

Шли-шли; стоит овечье копытце.

— Сестрица, сестрица! Я напьюсь.

— Нет, не пей, баранчик будешь.

Шли, шли; стоит козино копытце.

— Сестрица, сестрица, я напьюсь!

— Нет, не пей, а то козельчик будешь.

Пошли дальше; он не утерпел, отвернулся и напился, и обратился козельчиком, бежит и блеет.

— Я говорила тебе: не пей!

Идут; барин едет и говорит:

— Продай, девушка, козельчика.

— Нет, он у меня не продажный; это мой братец, а не козельчик!

Барин взял обоих их, увёз и на девушке женился и козельчика ласкал.

Вот барин уехал, а эту жену его, Алёнушку, дворовые ненавидели, взяли привязали ей на шею камень большущий и бросили в реку, а вместо её другая убралась в её платье. Барин приехал и не узнал. Эта другая жена хотела известь и козельчика и велела барину зарезать его.

— Я. — говорит, — хочу козлиного мясца.

Барин велел слугам зарезать козельчика. Козельчик почуял, приходит к барину и говорит:

— Барин, барин! Пусти меня на речку водицы испить, кишочки промыть, твоей барыне лучше будет кушать!

— Ступай, да не уходись[4].

Он пошёл, на бережку сел и стал кричать:

— Алёнушка, сестричушка, тебе тошно, а мне тошней твоего; меня, козла, хотят резать, ножи точат булатные, котлы кипят немецкие, огни горят всё жаркие!

А она ему говорит, выныривая из реки:

— Иванушка, родимый мой, тебе тошно, а мне тошней твоего; тяжёл камень ко дну тянет, бела-рыба глаза выела, люта змея сердце высосала, шёлкова трава ноги спутала!

Козельчик пошёл домой, полежал и опять у барина просится на реку; барин пустил и послал следом слугу посмотреть, зачем он часто ходит туда. Козельчик сел на бережку и опять закричал:

— Алёнушка, сестричушка, тебе тошно, а мне тошней твоего; меня, козла, хотят резать, ножи точат булатные, котлы кипят немецкие, огни горят всё жаркие!

Она ему говорит:

— Иванушка, родимый мой, тебе тошно, а мне тошней твоего; тяжёл камень ко дну тянет, бела-рыба глаза выела, люта змея сердце высосала, шёлкова трава ноги спутала!

Пришли домой, слуга ничего не сказал барину; а козельчик немножко повернулся и опять просится у барина на речку водицы испить, кишочки промыть. Барин отпустил и сам пошёл следом. Козельчик сел на бережку и стал опять кричать:

— Алёнушка, сестричушка, меня, козла, хотят резать, ножи точат булатные, котлы кипят немецкие, огни горят всё жаркие!

И она выныривает из реки и говорить стала:

— Иванушка, родимый мой!..

Как барин то угадал, да вдруг кинется и вытащил её; узнал обо всём, всех пересёк, а которая на место её сделалась (ту) прогнал; а с этой начал жить-поживать по-прежнему, и козельчику стало хорошо.

263[5]

Жил старик со старухой. У них был сынок Иванушка и дочка Олёнушка. Отец послал их в лес за ягодками. Они пошли; пришли в лес и нашли земляночку. Олёнушка сказала:

— Давай, братец, взойдём в эту землянку.

Взошли и увидели: лежит на печи и спит яга-баба. Они сели на лавку и стали играть Олёнушкиным кольчиком[6]. Долго ли, коротко ли в ней посидели, потом вышли из землянки. Отойдя немножко, Олёнушка сказала:

— Ох, братец Иванушка! Я кольчико-то позабыла в землянке на окошечке; поди возьми его, да смотри не лижи козлиного сальца, что на лавочке лежит.

Пошёл Иванушка и дорогою сам с собою думает: что мне сестрица не велела лизать сальца? Пришёл в землянку, взял кольчико и лизнул сальце, да и сделался козлом. Надел кольчико на рога, бежит к Олёнушке и блеет по-козлиному.

— Ох ты дурачок, Иванушка! — говорит Олёнушка. — Ведь я тебе наказывала, чтобы не лизал сальце; а ты не послушал-таки меня!..

Взял их барин к себе, и живут они у него с год времени.

Вот пришли к Олёнушке дочери яги-бабы, зовут её купаться. Долго она отказывалась; наконец уговорили. Пришли к воде, скинули с себя рубашки, полезли в воду. Ягины дочери привязали Олёнушке на шею камень и пустили с ним в воду…

Козлёночек ходит на бережок и горько плачет, приговаривая:

— Олёнушка, сестрица моя! Ты выдь ко мне, ты выгляни: я братец твой, Иванушка, пришёл к тебе с нерадостной весточкой, меня, козла, убить хотят, зарезати…

Олёнушка из воды отвечает ему:

— Ох, братец мой Иванушка! Я рада бы к тебе выглянуть, тяжёл камень ко дну тянет…

Слуги прошли за козлёночком, и как на его голос выглянула из реки Олёнушка — они тотчас схватили её и вытащили на берег. Барин взял Олёнушку к себе в дом, а козла Иванушку пустил в сад гулять, а дочерей яги-бабы приказал расстрелять.

Примечания

  1. Записано в Бобровском уезде Воронежской губ., вероятно, А. Н. Афанасьевым.
  2. Записано в Курской губ.
  3. Записано в Тамбовской губ.
  4. Уходиться — пропасть, погибнуть (Ред.).
  5. Записано в Саратовской губ.
  6. Колечком (Ред.).

                                Частное дошкольное образовательно

«Детский сад№233 ОАО «РЖД»

                                   КОНСПЕКТ                                                                                   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ                    

                             ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная область                                                                      «Чтение художественной литературы»

ТЕМА: Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

                    Старшая  группа.

                                                             Воспитатель: Тертова Е.М.

                                            Улан – удэ

                                                 2016г

Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

Задачи:

​ Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.

​ Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.

​ Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.

​ Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа.

​ Уточнить представление детей о том, что значит «уметь дружить».

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Картина В.Васнецова «Алёнушка», клубок, коробочка, картинки-пазлы к сказке, кувшин.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята подойдите к книжному уголку, посмотрите какие красивые книги стоят на полочках. Какие книги вы узнали? (Ответы детей). Правильно, это действительно – сказки. Разные народы живут на земле и у каждого народа есть свои сказки, эти сказки сказочники записали в книги (показ книг на полке). В сказках есть «сказочные слова», песенки, повторы.

​ Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…, В некотором царстве… и другие)

​ Каждая из этих сказок учит «уму – разуму». Что значит «учить уму-разуму»? (Давать мудрые советы)

Воспитатель: Посмотрите, что это стоит на столе? (Сундучок). Правильно, но сундучок не простой, а волшебный. Давайте его откроем (пытаются открыть, но видят, на сундуке висит замок). Чем можно открыть замок? (Ключом).

Воспитатель: А вот и ключи, надо подобрать ключик к замочку. Ну-ка сундучок покажи нам, что там у тебя внутри. (Вынимают картинки-пазлы). Давайте соберем картинку и узнаем, какая это сказка. (Дети собирают картинку и узнают сказку). Ну, теперь ясно, какая это сказка. Назовите её. (Это сказка «сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Воспитатель: Ребята, а в коробке ещё что-то есть (вытаскивает клубок), это волшебный клубок и зовет он нас в гости в сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Вы готовы? Ну, тогда вперед…(Дети вместе с воспитателем идут по тропинке, в группе расставлены картинки с сюжетами из сказки).

​ Вот куда наш клубок закатился, к кому мы попали в гости? (мы попали в гости к Алёнушке и Иванушке)

​ С кем жили Алёнушка и Иванушка? (С дедушкой и бабушкой, но они умерли)

​ Что случилось потом с ними? (Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу)

Воспитатель: Посмотрите, карточка лежит на тропинке, кто же на ней изображен? (Аленушка и Иванушка). Давайте возьмем её с собою, она нам пригодится. Ой, клубочек-то укатился, пойдемте искать его. (Подходят к следующей картинке). А вот и наш клубок. Посмотрите, как клубок крутится, наверное, что-то случилось с героями сказки, давайте посмотрим.

​ Какая беда случилась с Иванушкой? (Иванушка попил из козьего копытца)

​ В кого превратился Иванушка? (Иванушка стал козлёночком)

​ Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)

​ Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет, надо прислушиваться к советам старших)

​ Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)

​ Кто это там, на картинке выглядывает из-за дерева? (Колдунья)

​ Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (Тоже колдунья)

​ Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? Обоснуйте свойответ? (Нет, она злая, завистливая)

​ Возьмите карточку, что на ней изображено? (Козлик, копытце и колдунья)

Воспитатель: Пойдемте дальше, вон и клубок нас уже заждался (подходят к следующей картинке). Странно, ещё какой-то персонаж появился в этой сказке. Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Встретили купца, который потом женился на Алёнушке). А вот и картинка, что на ней изображено? (Купец на коне). Возьмем её.

Воспитатель: Ребята, клубочек что-то шепчет, ну-ка я послушаю, он предупреждает нас, что путь к следующему сюжету будет не легким. Вы не боитесь трудностей? Ну, тогда в путь! (Ходьба по ограниченной поверхности, прыжки из обруча в обруч). Вот и пришли мы с вами на лужайку, присядьте, отдохните, да на картинку посмотрите.

​ Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло с Аленушкой? (Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца. Она обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка).

​ Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? (Козлёночек).

​ Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).

​ Кто спас Аленушку? ( Купец).

​ Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? ( Поступок купца можно назвать хорошим, добрым).

Воспитатель: А вот и карточка. Как много набралось у нас карточек, давайте расставим их правильно по текущим сюжетам.

​ Ребята, можно рассказать сказку по этим карточкам? ( Можно)

​ Для чего в сказке даются мудрые советы? ( Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок).

​ Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так? ( Победило добро)

Воспитатель: Ребята, клубочку очень понравилось с вами путешествовать, и он хочет с нами поиграть в игру «Веселое колдовство». Сейчас я вас всех заколдую (колдует), вы не сможете разговаривать, и будете отвечать жестами, действиями (вопросы самые разнообразные, например: изобрази весёлого человека, покажи, чем ты любишь заниматься и т.д.) В конце игры воспитатель «расколдовывает» каждого ребенка, дотрагиваясь до него рукой. Ребята, чтобы вы не забывали сказку, клубочек дарит вам вот эту картину, её нарисовал художник В.Васнецов.

​ Кто изображен на картине? ( На картине изображена Алёнушка)

​ Какое настроение у Алёнушки? ( Грустное, тоскливое, печальное).

​ Через какие предметы в этой картине выражается добро? ( Через Алёнушку, ласточек).

​ Как вы думаете, в чем выражается зло, в каких предметах? ( Зло выражает камень, темная вода, лес)

​ Представьте, какую бы пела песню Аленушка, если бы ожила? Почему вы думаете так? Обоснуйте ответ (Печальную).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это там стоит на пенечке? ( Кувшин). 

Этот кувшин, необычный, а волшебный. Мы сейчас с вами будем передавать его друг другу, и говорить прямо в него, каким должен быть добрый человек? Я начну, а вы продолжайте: добрый человек — отзывчивый, добрый человек – всегда поможет и т.д. (Дети продолжают синонимический ряд, подбирая определения-характеристики).

Воспитатель: Вот и наполнился наш кувшин до верху, молодцы! И нам всем стало приятно от этого.

ГБУ РБ Юго-западный МЦСПСД

отделение социальный приют для детей и подростков

в Альшеевском районе.

Конспект занятия

по развитию речи

Подготовила и провела

воспитатель Игнатьева Н.С

с.Раевский

1. Программное содержание:

1. Познакомить детей с р. н. с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», помочь понять содержание, выделить основных героев, охарактеризовать их. Учить замечать и использовать выразительные средства языка и сказки (повторы, «сказочные слова, образные выражения»).

2. Закреплять умение поддерживать разговор по прочитанному произведению, отвечать на вопросы кратко или развернуто в зависимости от характера вопроса, грамотно согласуя слова в предложении в роде, числе, падеже. Активизировать словарь: одни-одинешеньки, зашлась слезами, откуда ни возьмись, голову повесила, жалобнехонько просит.

3. Воспитывать любовь к х/л, сострадание оказавшимся в беде и желание им помогать.

Ход занятия:

Разные народы живут на земле. У каждого народа есть свои сказки. Но русские народные сказки легко можно отличить от других, потому что в русских сказках есть особенные сказочные слова, песенки и повторы. Внимательно послушайте сказку. Только отгадайте о ком будет сказка. (показ картины «Аленушка»). Какое лицо у Аленушки? (грусное, печальное). Давайте вспомним знакомую вам сказку, которую придумал русский народ она называется «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и постарайтесь заметить такие слова. (чтение сказки, по ходу показ иллюстрации.

Работа по вопросам:

Как называется сказка? Как вы думаете, почему ее так назвали? Что вы можете сказать о главных героях сказки, какие они? Кто вам не понравился и почему? Какие сказочные слова вы заметили? Какие чудеса, волшебство произошли в этой сказке? Расскажите, какая беда случилась с Иванушкой и почему? Расскажите, как ведьма обманула Аленушку? Чем закончилась сказка?

В сказке встречались новые для вас слова и выражения«мочи нет». Как вы понимаете это выражение? (сил нет) (аналогично разбираем выражения «все было ведомо»«откуда ни возьмись»)

Физминутка.

Работа по картинкам:

«…Старик со старухой умерли,

Остались дети… — одни-одинешеньки.);

«… И просит Иванушка Аленушку (мочи нет…»;

«Как увидела Аленушка …. (зашлась слезами)»;

«…Один раз, когда купца не было дома. (откуда ни возьмись. ;

«…Увидел козленочек и (голову повесил)»);

«…Побежал козленочек на речку и «жалобнехонько просит (жалобно).

Сказка закончилась хорошо, ведь в сказке добро всегда побеждает зло. А еще говорят: сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Чему научила вас эта сказка.

В заключение рисование рисунков по содержанию сказки.

ГБУ РБ Юго-западный МЦСПСД

отделение социальный приют для детей и подростков

в Альшеевском районе.

Конспект занятия чтение художественной литературы

Н.Носов

Подготовила и провела

воспитатель Игнатьева Н.С

с.Раевский

Задачи:

-дать детям представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки героев-детей, образы художественной литературы; формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других;

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

формировать навык образной и связной речи, используя пословицы, поговорки, сравнительные обороты.

Активизировать словарь детей: правда, честность, неправда, нечестность, ложь;

формировать умение в рисунке передавать сюжет произведения.

Необходимое оборудование и материалы

Материал: портрет Н. Носова, рассказ Н. Носова «Карасик», книги, иллюстрации к рассказам «Огурцы», «Живая шляпа», цветная бумага, фломастеры, краски.

Ход занятия:

Воспитатель вносит портрет Н. Носова.

Вопросы к детям: Кто знает, чей это портрет? Какие произведения написал Н. Носов? Кто главные герои всех произведений?

Воспитатель знакомит детей с героем рассказа Н. Носова «Карасик».

Воспитатель зачитывает пословицу «Доброе дело – правду говорить смело».

Вопросы к детям: Как вы понимаете пословицу? Вы всегда говорите правду? Трудно говорить правду? Что может быть, если не скажешь правду?

Обобщение. Нужно всегда говорить правду, какая бы горькая она не была, ничего нельзя скрывать.

Воспитатель читает рассказ Н. Носова «Карасик».

Физминутка

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали.

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь.

Будто мой упругий мяч.

Вопросы к детям: Кто главный герой рассказа? Кто из вас пожалел Павлика? Почему? А кому Павлика не было жалко? Почему? Как вы думаете, почему Павлик не сразу сознался в своем поступке? Когда Павлик сказал правду? Как вы думаете, трудно ему было сознаваться? Почему Павлик не переложил свою вину на кошку? Как можно назвать (охарактеризовать)мальчика? Что можно сказать о маме мальчика?

Воспитатель предлагает детям вспомнить пословицы, поговорки о честности:

Правда в огне не горит.

Правда глаза колет.

Ложь человека не красит.

Вопросы к детям: Как называются люди, которые обманывают? Какие качества радуют взрослых, детей?

Воспитатель читает стихотворение:

«В чём бы ты ни провинился, научись держать ответ.

За свои поступки каждый должен смело отвечать.

Обобщение. Есть правило, которое учит нас держать ответ за своё поведение, и мы должны его выполнять.

Творческая деятельность

Воспитатель предлагает нарисовать сюжет из этого рассказа, тот который больше всего запомнился детям.

Рефлексия:  Рассказы детей о своих рисунках.

ГБУ РБ Юго-западный МЦСПСД

отделение социальный приют для детей и подростков

в Альшеевском районе.

Конспект занятия по экологии

Подготовила и провела

воспитатель Игнатьева Н.С

с.Раевский

Цель:

Систематизировать представления воспитанника о весеннем лесе и его обитателях.

Задачи:

— Воспитание у детей бережного отношения к окружающей нас природе, к птицам, насекомым, животным. Учить любить природу. Развивать умение поддерживать диалог. Закреплять знания о сезонных явлениях природы, о животных. Формировать чувство ритма, координацию движений.

Демонстрационный материал: Иллюстрации для дидактической игры «Правила поведения в лесу», картинки птиц для муз. дидактической игры «Узнай птицу по пению»,иллюстрация лесной полянки, зонт, колокольчик.

Предварительная работа: Рассматривания иллюстраций с весенним пейзажем; наблюдение сезонных изменений в природе; чтение художественной литературы о весне; беседы о домашних и диких животных, о перелётных и зимующих птицах, о насекомых; заучивание стихотворений, песен.

Ход занятия.

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!».

Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся.

Дети: Доброе утро!

Воспитатель: Солнце пригревает, снег тает, птицы прилетают, когда это бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: Какие перемены в природе подсказывают нам, что наступила весна?

Дети: — появляются проталинки; солнце светит ярко; небо голубое, чисто; расцветают подснежники; птицы прилетают из тёплых стран; и т. д.

Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Ветрено в марте, в апреле дожди,

В мае фиалки и ландыши жди!

Подвижная игра под музыкальное сопровождение «Дождик и солнышко».

В руках воспитателя зонтик. Когда воспитатель произносит «Солнышко» (звучит музыка) — детишки бегают, прыгают. А когда услышат слово “Дождик” (воспитатель звонит в колокольчик) дети должны как можно быстрее стать рядом с воспитателем под зонтик. Повторить 2-3 раза.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сесть за столы и рассмотреть иллюстрации, которые лежат у вас на столах.

Дидактическая игра «Правила поведения в лесу».

Дети поочерёдно объясняют, что означает изображение на его картинке.

— Береги муравейники. Помни муравьи- санитары леса.

— Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут найти и разорить хищники.

— Если окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы родители могут насовсем покинуть гнездо.

— Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!

— В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения.

— Не сбивай грибы, даже если они несъедобные. Помни, что грибы, очень нужны природе!

— Не рви в лесу на лугу цветов. Пусть красивые растения останутся в природе!

Воспитатель: В. Викторова.

Цветок на лугу я сорвал на бегу

Сорвал, а зачем — объяснить не могу

В стакане он день постоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял?

— Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и др. насекомых.

— Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые.

— Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детёнышей зверей. В природе о них заботятся взрослые животные. И т. д.

Физкультминутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко

Золотое донышко!

Гори,гори ясно,

Чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,

Прилетело сто грачей,

И сугробы тают, тают,

И цветочки вырастают!

Воспитатель: Возвращаемся на свои места. Ребята, я предлагаю вам поиграть в следующую игру, «Узнай птицу по пению». А также рассказать о той или иной птице.

Музыкально дидактическая игра «Узнай птицу по пению».

Ответы детей.

(Прослушав по порядку пение птиц, ребёнок отгадавший птицу демонстрирует птицу с помощью картинки и с помощью ребят рассказывает о ней.)

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу проверить, как вы помните пословицы о природе. Я буду говорить начало пословицы, а вы постарайтесь её продолжить.

Много воды — много травы.

Растение — земли украшение.

Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.

Срубили кусты — прощай птицы.

Увидел скворца — весна у крыльца.

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что изображено на этой иллюстрации?

Дети: Лесная полянка.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю украсить нашу полянку цветами.

Оригами «Подснежник».

ГБУ РБ Юго-западный МЦСПСД

отделение социальный приют для детей и подростков

в Альшеевском районе.

Конспект занятия по этике

Подготовила и провела

воспитатель Игнатьева Н.С

с.Раевский

Цель: сплочение группы.

Задачи:

Образовательные:

— формировать у детей понятия «друг», «дружба»;

-совершенствовать себя как личность через общение со сверстниками.

Развивающие: развивать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы вдвоем.

Воспитательные: воспитывать дружеские отношения.

Возраст: 5-7 лет.

Ход мероприятия

Воспитатель: Ребята вы любите играть?

Дети: Да.

Воспитатель: А как вам больше нравиться играть: одному или с друзьями?

Дети: …

Воспитатель: Почему лучше с друзьями?

Дети: Одному скучно.

Воспитатель: Когда играют несколько детей, можно придумать долгую и интересную игру, распределить много ролей, развернуть сюжет. Вдвоем интереснее рисовать, отгадывать загадки, ребусы, лабиринты, побегать и т. д. Ребята, а когда вы играете с друзьями, никогда не ссоритесь?

Дети: Ссоримся.

Воспитатель: А хотите научиться играть вдвоем дружно, без ссор?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Вот мы сейчас и будем тренироваться играть дружно. Дети, рассаживайтесь за столами по два человека. На каждом столе – рисунки, один набор карандашей. На рисунке две варежки.

— Каждый из вас разукрашивает одну варежку, но узоры на варежках должны быть одинаковыми.

(Когда работа закончена, воспитатель опрашивает каждую пару).

Воспитатель: Кто из вас придумал этот узор? С чем вы оба соглашались? О чем думали по-разному? Понравилось вам вместе рисовать? А теперь поменяйтесь парами.

(Дети меняются парами.)

Воспитатель: Надо выполнить вдвоем следующее задание. Внимательно рассмотрите два рисунка. Они чем-то похожи, но все таки отличаются. Найдите 10 различий. Эти различия вам надо найти вместе.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Ребята, как легче искать различия: по одному или по двое? Вы не ссорились? Молодцы, вы умеете играть и работать дружно. Но, к сожалению, это не всегда бывает. Послушайте, как играли Маша и Петя в рассказе «Лабиринт».

Однажды Маша и Петя захотели поиграть в лабиринт. Взяли они машины, расставили их в гаражи… Поехали!

Вскоре встретились на узкой дорожке Машина и Петина машины. «А, ну-ка, дай я проеду!» — потребовал Петя. «Еще чего! Это ты уходи с дороги!» «Ну, и не буду играть с тобой», — Сказала Маша, надула губы, отвернулась, по щекам потекли слезы.

Так и не получилась у ребят игра «лабиринт».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему у Маши и Пети не получилась игра?

Дети: …

Воспитатель: Давайте посоветуем ребятам, что надо делать, чтобы научиться играть без ссор и обид. (Предложения детей.)

Воспитатель: Ребята, а давайте из ваших советов мы составим правила, напишем их и прикрепим к доске.

Дети: …

Воспитатель: Как вы думаете, если вы вместе одновременно будете говорить, не слушая друг друга, можно о чем-то договориться?

Дети: нет.

Воспитатель: Вот так и в игре. Значит первое правило: «говори по очереди, не перебивая друг друга». Ребята, а вам нравиться, когда в игре кто-то один командует, не слушает мнения других детей?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит, второе правило. «Когда скажешь свое мнение, спроси остальных: «Вы согласны?» «А как вы думаете?» Считайся с мнением друзей».

Третье правило: «Делись игрушками, не жадничай».

Четвертое правило: «Надо уступать друг другу, не проявлять упрямство, гордость».

— А теперь давайте попробуем вместе, используя наши правила.

Задание:

— Подумайте и нарисуйте, что на свете желтого цвета. Вы рисуете вдвоем на одном листе. Чтобы легче было выполнить это задание, повернитесь друг другу. Если ты знаешь ответ, шепни соседу. Когда вы согласны друг с другом, кивните головами. А если нет, уточните мнение друг друга.

(После выполнения задания воспитатель беседует с детьми).

— Ребята, интересно было работать вместе? О каких правилах вы помнили когда рисовали? Какие чувства у вас возникли? Какое правило оказалось самым трудны для вас? А теперь работа усложняется. В следующем задании на листе нарисована незаконченная линия. Обсудите вместе, в какую фигуру ее можно превратить. Это задание потребует предварительного обсуждения всех вариантов. Не забывать о правилах!

(Дети приступают к выполнению задания, затем обсуждают).

— Кто из вас придумал этот рисунок? С чем вы согласились? Думали ли по другому? Что каждому из вас понравилось в этом задании? Ребята, вам понравилось работать вместе? И мне очень понравилось наблюдать за вами, когда вы дружно работали вместе, не ссорились, уступали друг другу, старались понять друг друга. Так поступают настоящие друзья. А теперь поиграем в словесную игру «Закончи предложение».

Мой друг…

Мне нравиться в моем друге…

Я желаю своему другу…

— Ребята, выполняя разные задания, каждый из вас чему-то научился. Подумайте, чему вы сегодня научились.

Дети: …

— А теперь, ребята, поблагодарите друг друга за работу вместе и постарайтесь помнить всегда наши правила, когда будете играть и работать вместе.

ГБУ РБ Юго-западный МЦСПСД

отделение социальный приют для детей и подростков

в Альшеевском районе.

Конспект занятия по

экологии

Подготовила и провела

воспитатель Игнатьева Н.С

с.Раевский

Программное содержание:

Развивать логическое мышление, умение сравнивать.

Совершенствовать умение решать познавательные задачи.

Закрепить представление детей о временах года.

Актуальность:

Актуальность заключается в становление у детей научно-познавательного, эмоционального-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Цель:

Образовательная: Закрепить знания о связи и закономерности в природе, о временах года, их особенностях.

Развивающая: развитие внимания, памяти, умение обобщать полученные знания, анализировать и сравнивать, умение делать необходимые выводы.

Воспитательная: Воспитывать гуманное отношение к природе, показать значимость каждого человека в её сохранении.

Предварительная работа: Рассматривание картин о временах года, наблюдение в календаре природы, чтение загадок, пословиц, стихов о временах года.

Оборудование: четыре дерева (зимнее, весеннее, летнее, осеннее) иллюстрация зимы, маски зимующих и перелётных птиц, картинки цветов, две корзины, муляжи овощей и фруктов.

Методические приёмы: сюрпризный момент (Лесовичок, музыка П. Чайковского «Времена года»

Ход занятия. -Ребята сегодня мы отправляемся в путешествие, а куда, послушайте загадку:

«Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём»

.(лес)

-Кто это к нам стучится? (входит Лесовичок)

Лесовичок:

-Здравствуйте ребята! Я старичок Лесовичок, слежу за порядком в лесу и не люблю, когда в лес приходят недруги. Расскажу я вам друзья: О мой лес, чудесный лес, был высок он до небес, пели птицы до зари, заливались соловьи.

-И решил Леший, если люди не научаться природу любить, заботится о ней, весь лес извести, свои порядки в лесу установить. И можете помочь только вы ребята.

Воспитатель:

-Ребята, пройдём испытания Лешего? Прежде чем отправиться в путешествие, ответим на его вопросы?

Лесовичок:

1 В какое время года собирают землянику?

2 Когда люди вывешивают скворечники?

3 Когда заяц бывает белый?

4 Когда люди собираю урожай?

-А как всё это можно назвать? (времена года)

Воспитатель:

— И сегодня мы отправимся в путешествие по временам года! Давайте закроем глаза и послушаем музыку, которая перенесёт нас на полянку.

-В какое время года мы попали? (зима)

Лесовичок:

-А кто знает поговорки о зиме?

Не велик мороз-да красный нос».

«Снега надует-хлеба прибудет».

Рассмотрим иллюстрации о зиме (с падающим снегом-признаки зимы).

Как зимую растения (деревья и кустарники стоят без листьев, зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон). Чем мы можем помочь зимой растениям (закопать снегом корни, стряхнуть снег с веток).Чем помочь птицам зимой? (делать кормушки).

Правила кормления птиц-во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты. жестяные банки.

Воспитатель:

-Ребята первое испытание мы прошли, закрываем глаза и слушаем и музыку. (Чтение за кличек)

Весна пришла

На жёрдочке,

На бороздочке,

На кнутике,

На хомутике.

По старинным русским обычаям в марте выходили на улицы встречать или за кликать весну и перелётных птиц, прежде всего жаворонков. В сельских избах пекли специальные хлебцы в форме птиц, которые обычно называли птичьими именами «Жаворонкам», «Куликами»и. т. д. А вы помните перелётных и зимующих птиц.

Игра: «Зимующие и перелётные птицы»

-Ребята, как живут птицы весной? (образуют пары, строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов. Мы чем можем помочь птицам? (сделать скворечники, развесить по кустикам вату, лоскутки для гнёзд). Что происходит с растениями? (всё оживает кругом, появляются почки на деревьях, листочки). Почему нельзя обрывать почки? (там спят листочки, не будет листьев на ветке). Чем мы можем помочь весной растениям? (кустарники и деревья можно обкопать, чтобы корни дышали, подбелить стволы деревьев, посадить новые саженцы, поливать, пропалывать сорняки).

Прошли второе испытание. Закрываем глаза и послушаем музыку.

Воспитатель:

-В какое время года мы попали? (лето) А как вы догадались? (много цветов). Подойдите, возьмите по одной карточке с цветком, назовите. (колокольчик, ромашка, василёк)

-Как все эти цветы называются? (луговые)

-Найдите лекарственные растения. (крапива, одуванчик, клевер, мать-и-мачеха, ромашка)

Физминутка: » Прогулка в лесу»

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Крылышками махали.

На нос села пчела

Посмотрите вниз, друзья,

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягоды собрали,

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали

-ягоды собрали, а какие ягоды вы знаете? (земляника, клюква, малина, калина, смородина, черника, ежевика, крыжовник и. т. д.)

Лесовичок:

-Чем мы можем помочь растениям летом? (ежедневно осматривать растения, чтобы не пропустить появление вредителей и болезней).

-Что нужно сделать с надломленной веткой? (обрезать секатором, сообщить воспитателю, поставить в группу).

-Почему растение лучше поливать из лейки, а не из ведра? (поливая из ведра можно повредить их корни, сломать его струёй воды).

-Какие правила поведения в природе знаете?

1 Не говорить громко, если рядом гнездо птиц.

2 Не разорять гнёзда.

3 Ходить по тропинкам.

4 Не топтать цветы, траву.

5 Не ловить насекомых.

6 Не разрушать грибницы.

7 Не ловить мальков и лягушек.

8 Не рвать паутинки.

9 Не разжигать костров.

10 Не разорять муравейники.

Воспитатель:

-Давайте закроем глаза и послушаем музыку, которая перенесёт нас в другое время года.

-В какое время года мы попали? (осень) А как вы догадались? (листья жёлтые, урожай поспел)

Приметы:

Гром в сентябре-тёплая осень».

«Октябрьский гром-к белоснежной зиме».

«Поздний листопад-к суровой прохладной зиме».

Игра «Две корзины»

(разделить фрукты и овощи на две корзины)

Лесовичок:

-Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов. Какие это животные? (лиса, заяц, волк, лось, соболь, рысь, песец, олень и. т. д.)

— Всех этих животных щедрая осень «раздаривает» тёплые пушистые красивые шубки. В таких шубках можно пережить мороз.

-Чем мы можем помочь природе осенью? (окопать деревья и кустарники, обрезать сухие ветки, белить деревья специальным садовым раствором, чтобы защищать стволы от вредных грызунов и морозов. Осенний период благодатный для пересадки многолетних кустарников и цветов)

Воспитатель:

-Ребята мы прошли все испытания!

Лесовичок:

Ребята вы просто молодцы! Я теперь спокоен за лес и природу, и вам за отличные знания, угощение дары природы. (сундучок с фруктами).

ГБУ РБ Юго-западный МЦСПСД

отделение социальный приют для детей и подростков

в Альшеевском районе.

Конспект занятия по

гендерному воспитанию

Подготовила и провела

воспитатель Игнатьева Н.С

с.Раевский

Программное содержание:

1. Развивать классификацию умения на примере предметов одежды и предметах трудовой деятельности мужчин и женщин, умение различать индивидуальные особенности других детей.

2. Закреплять у детей умение выполнять выразительные образные движения, соответствующие представлению о женском и мужском поле.

3. Воспитывать у детей умение относится к друг другу доброжелательно, воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов, понимание роли мужчин и женщины в семье.

Методические приемы: беседа, дидактическая игра, подвижная игра, специально организованная проблемная ситуация.

Словарная работа: вьющиеся, сарафан, разные, непохожие.

Предварительная работа: беседа о мальчиках и девочках, рассматривание картин с изображением женщин и мужчин, знакомство с профессиями женскими и мужскими.

Оборудование: бумажные кукла мальчик и кукла девочка, бумажная одежда для мальчиков и девочки, волшебная палочка, красивая коробочка.

Ход занятия.

Воспитатель: дорогие ребята, я очень рада вас всех сегодня видеть, вы такие нарядные, красивые, а главное очень сообразительные, посмотрите, какая у меня красивая коробочка, можно сказать волшебная, потому что она помогает мне совершать превращения и делать сюрпризы для детей.

Я возьму свое имя и положу в нее Марина Ивановна, положите в коробочку и вы свои имена.

Когда я была маленькая, меня называли ласкова: Мариночка, я тоже положу в коробочку это имя, хотите положить свое ласковое имя в нее? (собираю имена).

Ой, что это подул ветерок и все наши имена разлетелись, что же нам теперь делать? Как же мы будем без своих имен, предлагаю поймать свои имена и приложить свою ладошку к груди, дети поднимают руки вверх, ловят имена. У нас здесь собрались замечательные ребята, мальчики и девочки, дружные и приветливые. Приглашаю вас взяться за руки и сделать большой круг.

Игра «Мы разные»

Дети вместе с педагогом встают в круг.

Педагог выступает в роли ведущего, задает вопросы:

— кто из мальчиков самый высокий?

— кто из девочек самая высокая?

— кто из детей низкого роста?

— у кого самые темные волосы?

— посмотрите на соседа и скажите, какого цвета у него глаза?

— кто носит сарафан и юбки?

— какую обувь носят мальчики?

— какие украшения носят девочки?

— Какую одежду носят мальчики?

В конце игры обращаю внимание на то, что девочки и мальчики отличаются друг от друга, все люди разные, не похожи друг на друга.

Ребята, посмотрите Маша и Витя брат и сестра, им срочно нужна помощь, вся их одежда перепуталась. Предлагаю вам одеть куклы.

Игра «Одень куклу мальчика и куклу девочку».

Воспитатель: сейчас я с помощью волшебной палочки превращу нашу группу в цветочную поляну.

Проводится игра «Цветы и пчелы», (мальчики цветы они встают на одно колено, девочки изображают пчел).

Воспитатель: дети у кого есть своя семья? Ответы детей.

Какую работу выполняет дома мама? Ответы детей

Какую работу выполняет папа по дому? Ответы детей.

В моей волшебной коробочке есть еще необычный предмет, это доброе сердце, то, кто берет его в руки, может сказать другому человеку добрые слова и хорошие.

Игра «Пожелания».

Ребенок читает стихотворение:

Мальчики и девочки все у нас равны

Только помнить мальчики об одном должны

Девочки слабее их могут и пищать

И должны их мальчики храбро защищать.

Подвижная игра «Защитим девочку»

Воспитатель: защищать не значит драться, надо просто быть к девочкам, более внимательными.

Воспитатель: сейчас мы проверим, хорошо ли вы поняли, чем мальчики отличаются от девочек.

Задание: угадай слово в конце строки

— весной из одуванчиков плетут конечно только (девочки)

— болты, шурупы, настоящие найдешь в кармане у. (мальчиков)

— при всех померится силенкой, конечно любят только. (мальчики)

— болтаем час без передышки в цветастых платьицах… (девочки)

— боятся темноты, трусишки, все как один они. (девочки).

В конце занятия вместе с детьми подводим итог, что мальчики и девочки разные, но все должны друг друга любить и уважать, что мужчины защитники, а женщины хранительница очага.

ГБУ РБ Юго-западный МЦСПСД

отделение социальный приют для детей и подростков

в Альшеевском районе.

Конспект занятия

Подготовила и провела

воспитатель Игнатьева Н.С

с.Раевский

Цели: научить детей различать обман и выдумку-фантазию; подвести к пониманию, что обманывать нельзя, а фантазировать можно.

Ход занятия

I. Вступительная беседа с детьми

Педагог поясняет детям, что ложь отличается от фантазии (выдумки). С помощью лжи(обмана) люди стараются скрыть правду, их называют лжецами  (обманщиками). Лживый поступок — это злой поступок, некрасивый, он может принести вред окружающим.

Фантазия (выдумка) безобидна, бескорыстна, для смеха, забавы окружающих. Она развивает творческие способности. Людей, которые фантазируют,

называют фантазерами. Основные правила для фантазеров:

никогда не выдумывать о других, чтобы им не было обидно;

пояснять свои выдумки: «Это я придумал, чтобы было интересно или смешно».

Основные правила для слушателей фантазеров:

можно смеяться, если смешно;

фантазера нельзя называть лгуном или обманщиком.

II. Конкурс фантазеров«Кто больше сочинит небылиц?»

Ребенок придумывает про себя небылицу, которая начинается

со слов: «Однажды.». Дети поочередно фантазируют, соблюдая правила для фантазеров и слушателей. После того как все желающие дети примут участие в конкурсе, расскажут свои небылицы, необходимо выяснить, что из сказанного действительно вымысел, а что — правда. Лучший фантазер получает приз, другие участники тоже поощряются.

III. Шутка про лживого мальчика

Детям предлагают послушать диалог и ответить на вопрос: можно ли этого мальчика назвать фантазером?

Ты конфету съел?

Нет, не я.

А вкусные были?

Очень.

IV. «Поступки лжецов»

Ребятам предлагается продолжить рассказы.

Рассказ 1. Дима играл в футбол и не успел выучить уроки. Вечером маме пришлось сказать неправду. На следующий день учительница вызвала Диму к доске.

Вопросы для рассуждения:

Почему Дима маме сказал неправду?

Как лучше следовало поступить?

Понравился вам поступок Димы?

Рассказ 2. Сережа оставил в классе красивую ручку. Саша на следующий день пришел в класс первый и нашел ручку. Он долго рассматривал ее и положил себе в портфель. На следующий день Сережа заметил, что у Саши точно такая же ручка, какая была у него.

Вопросы для рассуждения:

Как вы оцениваете поступок Саши?

Как ему необходимо было поступить в данной ситуации?

  • Чтение сказки у солнышка в гостях
  • Чтение сказки три поросенка в старшей группе
  • Чтение сказки курочка ряба в первой младшей группе цель
  • Чтение сказки лягушка путешественница в старшей группе
  • Чтение сказки лягушка путешественница в подготовительной группе