На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:
— Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!
— Ну и как же его варить?
— Принесите каждый все самое вкусное, остальное — за мной.
Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой.
Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.
Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик — клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.
Через некоторое время он позвонил в колокольчик:
— Готово! Кушайте на здоровье! Попробовали друзья, плюются:
— Компот называется! Сам ешь!
— Почему же так невкусно получилось? — мрачно размышлял кот.
«Как Маша стала большой» Е. Пермяк
Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали. Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:
— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?
А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:
— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.
Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.Не они, видно, маленьких большими делают.
Валентина Осеева « Синие листья»
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена.
— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
Дурак и береза
(Русская народная сказка)
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, у него было три сына: двое умных, третий дурак. Помер старик. Сыновья разделили имение по жеребью. Умным досталось много всякого добра, а дураку один бык — и тот худой!
Пришла ярмарка. Умные братья собираются на торг ехать. Дурак увидал и говорит:
— И я, братцы, поведу своего быка продавать.
Зацепил быка веревкою за рога и повел в город. Случилось ему идти лесом, а в лесу стояла старая, сухая берёза; ветер подует — и береза заскрипит.
«Почто береза скрипит? — думает дурак. — Уж не торгует ли моего быка?»
— Ну, — говорит, — коли хочешь покупать так покупай; я не прочь продать! Бык двадцать рублев стоит; меньше взять нельзя… Вынимай-ка деньги!
Береза ничего ему не отвечает, только скрипит, а дураку чудится, что она быка в долг просит.
— Изволь, я подожду до завтра!
Привязал быка к березе, распрощался с нею и пошел домой.
Вот приехали умные братья и стали спрашивать:
— Ну что, дурак, продал быка?
— Продал.
— За дорого?
— За двадцать рублев.
— А деньги где?
— Денег еще не получал; сказано — завтра приходить.
— Эх ты, простота!
На другой день поутру встал дурак, снарядился и пошел к березе за деньгами. Приходит в лес — стоит береза, от ветра качается, а быка нету: ночью волки съели.
— Ну, земляк, подавай деньги, ты сам обещал, что сегодня заплатишь.
Ветер подул — берёза заскрипела, а дурак говорит:
— Ишь ты какой неверный! Вчера сказывал: «Завтра отдам» — и нынче то же сулишь. Так и быть, подожду еще один день, а уж больше не стану — мне самому деньги надобны.
Воротился домой. Братья опять к нему пристают:
— Что, получил деньги?
— Нет, братцы! Пришлось еще денег подождать.
— Да кому ты продал?
— Сухой березе в лесу.
— Экой дурак!
На третий день взял дурак топор и отправился в лес. Приходит и требует денег. Береза скрипит да скрипит.
— Нет, земляк! Коли все будешь завтраками потчевать, так с тебя никогда не получишь. Я шутить-то не люблю, живо с тобой разделаюсь.
Как хватит ее топором — так щепки и посыпались во все стороны.
В той березе было дупло… а в том дупле разбойники спрятали полный котел золота. Распалось дерево надвое, и увидел дурак чистое золото; нагреб целую полу и потащил домой. Принес и показывает братьям.
— Где ты, дурак, добыл столько?
— Земляк за быка отдал; да тут еще не сполна все, чай, и половины домой не притащил. Пойдемте-ка братцы, забирать остальное.
Пошли в лес, забрали деньги и понесли домой.
Сказке — конец, а мне — меду корец.
Рекомендуемые страницы:
.
| НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА Кто отправляется в полет, Сигнальщик держит два флажка. Ай да клоун! Знаешь, кто он? |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка»
Методическая разработка
перспективное планирование
образовательной деятельности
по теме: «Развитие наглядно – образного мышления
у детей дошкольного возраста посредством сказок»
Автор – составитель:
воспитатель
Наталья Сергеевна Быкова
Бердск
Аннотация
Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми среднего дошкольного возраста.
Введение
Современные дети живут в цифровом мире. В растущих потоках информации человеку требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому к тому же требуется выделить нужную информацию и оперировать ею, при этом мыслить самостоятельно и творчески. В настоящее время общество нуждается в личностях неординарных, любознательных, творческих, умеющих ориентироваться в окружающей обстановке, упорных в достижении поставленной цели.
На сегодняшний день остается открытым вопрос о допустимых и эффективных формах обучения дошкольников, позволяющих решать проблему развития мышления.
Для формирования сложных форм мыслительной деятельности важно развитие полноценных элементарных форм наглядно – действенного и наглядно – образного мышления.
Процесс формирования наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста является необходимой частью, для подготовки детей к школе.
Основная Часть
Цель:Формирование наглядно – образного мышления детей дошкольного возраста посредством сказок
Для реализации обозначенной цели требуется решение таких задач:
Способствовать формированию наглядно – образного мышления детей, путём анализа сказочных сюжетов.
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей через различные виды деятельности.
Воспитывать стремление доводить начатое до конца в процессе формирования наглядно – образного мышления.
Содержание перспективного планирования
Методика организации воспитательной работы основывается на принципах:
— Индивидуальный подход — ключевым фактором восприятия детей является визуальное мышление с опорой на зрительный образ, что способствует самостоятельному пониманию ребёнком смысла увиденного. А также учёт их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития.
— Научность — достоверность информации, соответствующей последним оценкам, обучение обуславливается потребностями общества во всестороннем развитии личности.
— Доступность — содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии возрастным психологическим, интеллектуальным особенностям детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей, требовательной к прикладываемым усилиям, чтобы приводить к личностному росту.
— Наглядность — восприятие нового материала с привлечением наглядного пособия (иллюстрации, картинки, мнемотаблицы, настольные игры, рисунки, аппликации и др.). Развитие самостоятельности, усидчивости, зрительного восприятия плана своих действий. Формирование чувства заинтересованности, удовлетворённости результатами своего труда.
— Систематичность и последовательность — получаемые навыки, знания и умения образовываются согласно определённой системе, элементы обучения последовательно опираются друг на друга и являются, логически связаны между собой. При этом ребёнок знакомится с новыми знаниями, опираясь на уже знакомую ему информацию.
— Согласованность — продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.
— Комбинаторность — продуманное сочетание различных видов образовательной и воспитательной деятельности. Дети быстро утомляются, поэтому целесообразно продумывать при планировании занятия уместное включение динамических и музыкальных пауз.
— Целостность — взаимосвязь и пересечение разных областей знаний, которые помогут сформировать наглядно – образное мышление у ребёнка.
Направления и формы организации работы по формированию наглядно – образного мышления через сказки:
Игровые — плановые занятия, дидактические игры, при выполнении игровых заданий идёт опора на наглядный материал (демонстрация тематических иллюстраций).
Воспитательно-развивающие — театрализованные развлечения и представления, составление композиций или эпизодов сказки.
Культурно-образовательные — непосредственно образовательная деятельность проводимая в условиях ознакомления с отечественным литературным наследием при помощи различных видах искусства – музыки, литературы, театра, а также изобразительной и игровой деятельности.
Трудовое — способствовать развитию самостоятельности волевых усилий, положительной самооценки.
Гражданское — занятия по изучению отечественного литературного культурного наследия.
Спортивные — подвижные игры, динамические упражнения.
Тематические блоки:
Что такое сказка — Ребёнок знакомится с понятием сказка, учится классифицировать их на группы (русские народные сказки и авторские сказки), учить узнавать знакомые сказки по иллюстрациям. По фотографиям знакомится с авторами и иллюстраторами сказок.
Авторская сказка — педагог знакомит детей с произведением отечественных писателей и иллюстраторов, расширяет знания детей о творчестве писателей с использованием наглядного пособия (иллюстрации, картинки, мнемотаблицы, настольные игры, рисунки, аппликации и др.). Все занятия строятся на поисковой и игровой деятельности, что позволяет поддержать интерес детей в процессе формирования познавательной способности.
Русская народная сказка – педагог знакомит детей с понятием русская народная сказка, расширяет представление детей о видах сказочного жанра с использованием наглядного пособия (иллюстрации, картинки, мнемотаблицы, настольные игры, рисунки, аппликации и др.). Дети, работая со сказкой, правильно оценивает поступки героев, переносит в реальную жизнь модель поведения.
Пространство группы необходимо дополнить: художественной литературой авторских и русских народных сказок, где дети могут познакомиться со сказочными сюжетами и героями сказок, передавать в рисунках образ героев сказок; фотографиями писателей и иллюстраторов при рассматривании которых, дети знакомятся с создателями сказок; настольными и настольно– печатными дидактическими играми, где дети в ходе игры развивают интеллектуальные способности: наглядно образное мышление, память и внимание.
Перспективный план
(средняя группа, дети 4-5 лет)
Месяц | Неделя | Тема | НООД, свободная деятельность | Цель | Предметно развивающая среда |
Сентябрь | 1 | В гостях у сказки | Чтение русской народной сказки «Репка» | Познакомить детей с особенностями композиции сказки (зачин, кульминация, концовка) | Книга и иллюстрации к сказке «Репка» |
2 | Интерактивная игра «Кто за кем?» | Развитие наглядно-образного мышления детей | книга «Репка», ноутбук, игрушка «мышка», пазл «репка», коробка. | ||
3 | Чтение русской народной сказки «Козлятки и волк» | Расширить представление детей о видах сказочного жанра | Книга и иллюстрации к сказке «Козлятки и волк» | ||
4 | Показ сказки «Козлятки и волк» с помощью настольного театра | Развивать творческие способности детей | Декорации леса, теремка, животные, музыкальные инструменты | ||
Октябрь | 1 | Русская народная сказка «Мужик и медведь» | Чтение русской народной сказки «Мужик и медведь» | Расширить представление детей о бытовом виде сказочного жанра | Книга и иллюстрации к сказке «Мужик и медведь» |
2 | Беседа по содержанию сказки «Мужик и медведь» | Учить детей анализировать образ героев по иллюстрациям сказки «Мужик и медведь» | Иллюстрации к сказке «Мужик и медведь» | ||
3 | Рисование «Медведя» | Развивать творческое воображение детей | Картинка с изображением медведя, листы бумаги, цветные карандаши | ||
4 | Просмотр мультфильма «Вершки и корешки» | Способствовать умению анализировать поступки героев сказки «Мужик и медведь» | Мультфильм «Вершки и корешки» | ||
Ноябрь | 1 | Сказка Г. Юдина «Как варить компот» | Чтение сказки Г. Юдина «Как варить компот» | Знакомство творчеством отечественного писателя Георгия Юдина | Фотография писателя, Книга и иллюстрации к сказке «Как варить компот» |
2 | Рисование «Впечатления о сказке» | Развивать творческое воображение детей | Листы бумаги, цветные карандаши |
3 | Дидактическая игра «Сложи картинку» | Развитие наглядно-образного мышления детей | Разрезные картинки по сказке «Как варить компот» | ||
4 | Рассказывание детьми сказки «Как варить компот» | Формировать умение детей рассказывать сказку с использованием мнемотаблицы | Книга и мнемотаблица к сказке Г. Юдина «Как варить компот» | ||
Декабрь | 1 | Русская народная сказка «Зимовье» | Чтение русской народной сказки «Зимовье» | Расширять знания о русских народных сказках | Книга и иллюстрации к сказке «Зимовье» |
2 | Рисование «Впечатления о сказке» | Развивать творческое воображение детей | Листы бумаги, цветные карандаши | ||
3 | Просмотр мультфильма «Зимовье зверей» | Способствовать умению анализировать поступки героев | Мультфильм «Зимовье зверей» | ||
4 | Лепка «Избушка для зверей» | Развивать творческое воображение детей | Иллюстрация к сказке «Зимовье», пластилин, досточки для лепки, стеки | ||
Январь | 3 | Сказка С.Козлова «Зимняя сказка» | Чтение сказки С.Козлова «Зимняя сказка» | Знакомство с творчеством отечественного писателя С.Козлова | Книга и иллюстрации к сказке «Зимняя сказка» |
4 | Просмотр мультфильма «Зимняя сказка» | Способствовать умению анализировать поступки героев | Мультфильм «Зимняя сказка» | ||
Февраль | 1 | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк» | Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» | Расширять знания о русских народных сказках | Книга и иллюстрации к сказке «Лисичка-сестричка и волк» |
2 | Лепка по сказке «Лиса и волк» | Развивать творческое воображение детей | посылка, пластилин,стеки,доски; книга сказки «Лиса и волк», иллюстрация к сказке, картинки с изображением лисы и волка. | ||
3 | Дидактическая игра «Разложи по порядку» | Развитие наглядно-образного мышления детей | Эпизоды сказки «Лисичка-сестричка и волк» в картинках | ||
4 | Просмотр мультфильма «Лиса и волк» | Способствовать умению анализировать поступки героев | Мультфильм «Лиса и волк» | ||
Март | 1 | Сказка С.Прокофьевой «Сказка про маму» | Чтение сказки С.Прокофьевой «Сказка про маму» | Знакомство творчеством отечественного писателя С.Прокофьевой | Книга к сказке С.Прокофьевой «Сказка про маму» |
2 | Беседа по содержанию сказки « Сказка про маму» | Учить детей анализировать образ героев по иллюстрациям сказки «Сказка про маму» | Иллюстрации к сказке «Сказка про маму» | ||
3 | Рисование «Впечатления о сказке» | Развивать творческое воображение детей | Листы бумаги, цветные карандаши | ||
4 | Дидактическая игра «Сложи картинку» | Развитие наглядно-образного мышления детей | Разрезные картинки к сказке «Сказка про маму» | ||
Апрель | 1 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» | Расширять знания о русских народных сказках | Книга и иллюстрации к сказке «Лисичка со скалочкой» |
2 | Беседа по содержанию сказки «Лисичка со скалочкой» | Учить детей анализировать образ героев по иллюстрациям сказки «Лисичка со скалочкой» | Иллюстрации к сказке «Лисичка со скалочкой» | ||
3 | Дидактическая игра «Разложи по порядку» | Развитие наглядно-образного мышления детей | Эпизоды сказки «Лисичка со скалочкой» в картинках | ||
4 | Рассказывание детьми эпизода сказки «Лисичка со скалочкой» | Формировать умение детей рассказывать эпизод сказки с использованием мнемотаблицы | Книга к сказке «Лисичка со скалочкой», Мнемотаблица | ||
Май | 1 | Русская народная сказка «Жихарка» | Чтение русской народной сказки «Жихарка» | Расширять знания о русских народных сказках | Книга и иллюстрации к сказке «Жихарка» |
2 | Рисование «Жихарка» | Развивать творческое воображение детей | Иллюстрации к сказке «Жихарка», листы бумаги, цветные карандаши | ||
3 | Беседа по содержанию сказки «Жихарка» | Учить детей анализировать образ героев по иллюстрациям сказки «Жихарка» | Иллюстрации к сказке «Жихарка» | ||
4 | Рассказывание детьми сказки «Жихарка» | Формировать умение детей рассказывать сказку с использованием мнемотаблицы | Книга и мнемотаблица к сказке «Жихарка» | ||
Июнь | 1 | Сказка К.Чуковского «Мойдодыр» | Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр» | Знакомство творчеством отечественного писателя К.Чуковского | Книга к сказке К.Чуковского «Мойдодыр» |
2 | Беседа по содержанию сказки «Мойдодыр» | Учить детей анализировать образ героев по иллюстрациям сказки «Мойдодыр» | Иллюстрации к сказке «Мойдодыр» | ||
3 | Рисование «Мой любимый герой сказки» | Развивать творческое воображение детей | Иллюстрации к сказке «Мойдодыр», листы бумаги, цветные карандаши | ||
4 | Дидактическая игра «Сложи картинку» | Развитие наглядно-образного мышления детей | Разрезные картинки по сказке «Мойдодыр» |
(Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Использование новых программ и педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста»)
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
1) — Закрепить обобщающее понятие «фрукты», названия различных фруктов. Познакомить с этапами выращивания овощей, местом их выращивания. Развивать вербально- логическое мышление. («Познание»)
— Упражнять в счете до двух; познакомить с порядковыми числительными «первый», «второй». Развивать представление детей о геометрических фигурах (овал, прямоугольник, треугольник, круг). («Познание»)
2) — Формировать умение рисовать красками, промывать кисть перед использованием краски другого цвета. («Художественное творчество»)
— Учить приемам вдавливания середины шара и сглаживания пальцами поверхности вылепленного предмета. («Художественное творчество»)
— Развивать чувство композиции. Отработать навыки работы с ножницами. («Художественное творчество»)
3) Активизировать речь детей: развивать умение составлять рассказ, упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Развивать словарь, обогащая его названиями фруктов и овощей. Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы. Формировать грамматический строй речи. («Коммуникация»)
4) Формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Развивать слух и голос. Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать её.
5) Развивать и совершенствовать двигательные умения детей. Закреплять бросать мяч и ловить его кистями рук, не прижимая к груди. («Физическая культура»)
6) Рассказать детям о пользе фруктов для человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма. («Здоровье»)
7) Воспитывать умение работать в подгруппе, координируя свои действия с действиями партнеров; умение договариваться. («Социализация»)
Развивать умение внимательного слушания художественного текста. Способствовать пониманию детьми смысла сказки, стихотворений, выявить заключенную в ней мораль. («Чтение художественной литературы»)
— практические: п/и, д/у, игровые ситуации, игровые упражнения с мячом, физминутка, творческие задания (лепка), (рисование), (аппликация).
— наглядные: наблюдение, прослушивание аудиозаписи, показ предметных картинок, образец воспитателя.
— словесные: д/и, отгадывание загадок, чтение стихотворений, рассказ воспитателя, беседа, художественное слово, объяснение воспитателя.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением фруктов; миски; тарелки; изображения круга, квадрата, треугольника, овала; муляжи фруктов; две картинки с фруктами для нахождения различий; цветная бумага, клей; соленое тесто; краски, кисточки; иллюстрации к сказке Г.Юдина; фонограммы музыкальной композиции «Виноград мой, виноград»; удмуртской песни, русский текст С.Болотина, Т.Сикорской «Колхозный сад».
№
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников
Ожидаемые результаты
1.
Показывает муляжи фруктов (яблоко, апельсин, мандарин, груша, абрикос, слива, банан, лимон, киви). Предлагает назвать фрукты, ответить на вопросы:
— Какие фрукты имеют форму круга?
— Какие фрукты похожи на треугольник?
— Какие фрукты имеют форму овала?
Рассматривают, называют фрукты.
Отвечают на вопросы.
Актуализирована заинтересованность детей. Созданы условия для закрепления знаний о геометрических фигурах. Закреплен навык ведения диалога.
Проводит дидактическую игру:
«Куда что положить?» — указывая на изображение фруктов и овощей, предлагает разделить овощи и фрукты.
Дает детям набор из четырех карточек с изображением фруктов и просит разместить их «слева», «справа от …», «между», «над», «под».
Рассматривают картинку и делят: овощи в миску, фрукты в тарелку.
Раскладывают карточки, используя слова.
Сформировано обобщающее понятие «фрукты».
Закреплено умение логически мыслить.
Проводит словесную игру «Большой – маленький».
Просит посмотреть на картинку и назвать маленькие и большие фрукты.
Отвечают на вопросы.
Закреплен навык ведения диалога.
Проводит дидактическую игру «Что лишнее?» Показывает картинки, просит найти лишний предмет.
Называют лишний предмет в каждом ряду и объясняют, почему он лишний.
Созданы условия для развития способности сравнивать предметы.
Проводит игру с мячом «Веселый повар».
Бросает мяч ребенку и предлагает назвать одним словом:
— Сок из яблок? (из апельсинов, из винограда, из абрикосов, из мандаринов, из груш, из слив, из ананасов).
Отвечают на вопросы.
Закреплено умение образовывать прилагательные. Закреплено умение логически мыслить. Закреплен навык ведения диалога.
Загадывает загадку о банане:
— Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет ……..
Отвечают.
Закреплено умение логически мыслить. Пополнен опыт умений отгадывать загадки.
Предлагает вместе описать банан.
Выслушивает и уточняет ответы детей.
Называют его форму, цвет, вкус, где растет.
Пополнен опыт составления описательного рассказа.
В-ль включает элементы музыкального воспитания. Музыкальная композиция «Виноград мой, виноград» (молдавская песня, русский текст Д. Ельченко).
Слушают песню.
По показу воспитателя танцуют под музыкальную композицию.
Созданы условия для развития образного восприятия, эстетических чувств, проявления положительных эмоций при прослушивании
музыкального произведения. Закреплен навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
Рисование «Осенние подарки». Предлагает нарисовать фрукты. Дает указания.
Рисуют сначала простым карандашом, потом раскрашивают красками.
Закреплены навыки работы с красками. Созданы условия для развития творческих способностей. Продукт детской деятельности.
2.
Показывает и просит назвать геометрические фигуры (овал, прямоугольник, треугольник, круг).
Рассматривают, называют фигуры.
Актуализирована заинтересованность детей. Закреплены знания детей о геометрических фигурах. Закреплено понятие «фрукты».
Показывает муляжи фруктов (абрикос, яблоко, слива, груша) и предлагает назвать форму этих фруктов.
Рассматривают муляжи и называют форму фруктов.
Практическое упражнение «Счет до 2».
Раздает детям карточки с изображением фруктов.
Показывает карточку с цифрой 1.
Показывает карточку с цифрой 2.
На фланелеграфе показывает фрукты: одну грушу и две. Спрашивает, как сделать так, чтобы фруктов было поровну.
Показывает на картинки с фруктами и предлагает их посчитать.
Называют цифру и показывают карточку, на которой один фрукт.
Называют цифру и показывают карточку, на которой два фрукта.
Предлагают варианты ответов. Считают.
Созданы условия для ФЭМП.
Созданы условия для ознакомления с порядковыми числительными «первый», «второй». Закреплен навык счета.
Предлагает выполнить комплекс упражнений «Яблоко»:
Вот так яблоко! Оно –
Соку сладкого полно.
Руку протяните, Яблоко сорвите.
Ветер ветку стал качать,
Трудно яблоко достать
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!
Вот так яблоко! Оно-
Соку сладкого полно.
Выполняют движения по тексту:
Встают. Руки в стороны, руки на пояс. Протягивают руки вперед. Поднимают руки вверх, качают руками. Подтягиваются. Подпрыгивают. Хлопают в ладоши над головой. Встают. Руки в стороны, руки на пояс.
Созданы условия для развития и совершенствования двигательных умений и навыков. Закреплено умение выполнять движения согласно тексту.
Проводит игровое упражнение «Кто больше? Делит детей на две группы.
Становятся напротив друг друга. По очереди бросают мяч друг другу и называют фрукт. Не назвавший выходит из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.
Закреплено умение бросать мяч и ловить его кистями рук, не прижимая к груди.
Проводит игру малой подвижности «Сбор яблок».
Имитируют наклонами и приседаниями сбор яблок (выдох). Вернуться в и.п. (вдох)
Созданы условия для снятия статического напряжения.
3.
Показывает изображения фруктов (яблоко, апельсины, вишня, слива, виноград), загадывает загадки:
— Наливное, сладкое,
С яблони упало,
Бок себе помяло.
— Принесли из магазина
Фруктов целую корзину.
В ней для Саши и для Зины
Золотые………..
— Сижу на дереве, кругла, как шар, красна, как кровь, сладка, как мед.
— Синий мундир, белая подкладка, в
середине сладко.
— Целый табун лошадей на одной привязи.
Рассматривают, называют фрукты, предлагают варианты ответов.
Актуализирована заинтересованность детей. Закреплено умение логически мыслить. Пополнен опыт умений отгадывать загадки.
Дает задание описать фрукты по цвету и форме.
Называют форму и цвет фрукта.
Пополнен опыт составления описательного рассказа.
Проводит словесную игру с мячом «Какая (-ое?, -ой?) Какие?»
Бросает мяч ребенку и называет цвет и предмет в ед.ч.
Повторяют словосочетание во мн.ч.
Активизирован и расширен словарь по теме «фрукты».
Проводит дидактическую игру «Назови ласково». Бросает мяч ребенку и называет фрукт.
Называют фрукт с уменьшительным суффиксом.
Закреплено умение практически образовывать существительные суффиксальным способом в ед.ч.
Проводит игровое упражнение «Найди различия».
Предлагает сравнить изображения. Показывает две картинки с фруктами для нахождения различий.
Сравнивают две картинки, находят и называют отличия.
Созданы условия для развития способности сравнивать предметы.
Проводит дидактическую игру «Забывчивый покупатель»
В-ль «продавец» просит описать предмет, который хочет купить «покупатель».
«Покупатель» называет цвет, форму, вкус, какой фрукт на ощупь, какой он внутри.
Пополнен опыт составления описательного рассказа.
В-ль включает элементы музыкального воспитания. Удмуртская песня, русский текст С.Болотина, Т.Сикорской «Колхозный сад»
Предлагает послушать еще раз.
Слушают песню. Определяют темп музыки, громкость мелодии, характер.
При повторном прослушивании подпевают.
Созданы условия для развития образного восприятия, эстетических чувств, проявления положительных эмоций при прослушивании
музыкального произведения.
Проводит физминутку «Фрукты»:
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
Маршируют на месте.
Показывают, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают сахар. Поворачиваются вокруг себя и хлопают в ладоши.
Созданы условия для снятия статического напряжения.
Импровизированный танец под песню «Колхозный сад».
Придумывают движения под предлагаемую мелодию.
Созданы условия проявления положительных эмоций при прослушивании
музыкального произведения. Закреплен навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
4.
Лепка «Фрукты на тарелке».
Показывает муляжи фруктов, просит их назвать. Предлагает лепку фруктов из цветного соленого теста.
Дает указания.
Рассматривают муляжи, называют их. Лепят фрукты: яблоки, бананы, апельсины, груши.
Актуализирована заинтересованность детей. Закреплено понятие «фрукты».
Созданы условия для развития творческих способностей. Отработан навык работы с пластилином. Сформировано умение вдавливать середину шара и сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета. Продукт детской деятельности.
Проводит малоподвижную игру «Повар». Выбирает ведущего.
Становятся в круг и договариваются, каким фруктом или овощем будет каждый из них. Ведущий объявляет, что он будет готовить, поочередно называет те фрукты или овощи, которые ему нужны. Дети слушают названия и подходят к «повару».
Закреплено умение логически мыслить. Закреплено понятие «фрукты». Сформировано умение
координировать свои действия с действиями партнеров; умение договариваться.
Проводит комплекс упражнений «Апельсин».
— Ты откуда, желтый, круглый?
Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Как меня ты назовешь?
Ставят руки на пояс, делают наклоны туловища вправо-влево. Разводят руки в стороны. Прыгают на месте, хлопают в ладоши.
Созданы условия для развития и совершенствования двигательных умений и навыков.
5.
Читает детям стихотворение «В саду» и предлагает хлопать в ладоши, если они услышат названия фруктов:
Фрукты растут на деревьях в саду
Яркие фрукты у всех на виду.
Вот среди веток – груши бочок.
Груша зеленая, как кабачок.
Яблоки красные, синие сливы.
Спелые сливы вкусны и красивы.
Персик румяный укрылся листком.
Ты с этим фруктом, конечно, знаком?
Солнечным соком лимон напоен
Светится золотом желтый лимон.
В кроне зеленой висят апельсины,
Солнцу подставив рыжие спины.
Что за художник у всех на виду
Фрукты раскрасил в нашем саду?
Предлагает вспомнить, какие еще фрукты знают дети, что готовят из фруктов.
Слушают стихотворение и хлопают в ладоши.
Отвечают на вопросы.
Актуализирована заинтересованность детей.
Закреплен навык ведения диалога.
Читает сказку Г.Юдина «Как варить компот?».
Задает вопросы по тексту:
— Какие звери жили на одном дворе?
— Что предложил кот?
— Что принесли звери для компота?
— Почему звери принесли эти предметы?
— Почему компот оказался невкусным?
— Из чего нужно варить компот?
— Вы видели, как мама готовит компот? Что она делает вначале? Из каких фруктов варит мама компоты?
Слушают.
Рассуждают.
Аппликация «Вкусный компот».
Показывает муляжи фруктов (яблоко, грушу, сливы). Просит назвать фрукты. Предлагает выполнить аппликацию. Дает указания.
Рассматривают и называют фрукты. Вырезают из бумаги яблоко, сливу, грушу и наклеивают на лист в форме банки.
Созданы условия для развития творческих способностей. Сформирован навык работы с ножницами. Продукт детской деятельности.
II половина дня
Проводит сюжетно-ролевую игру «Фруктовый ларек».
Играют. Используют для игры вылепленные фрукты.
Сформировано умение
координировать свои действия с действиями партнеров; умение договариваться.
Итоговое мероприятие праздник «Осень». Выставка детского творчества.
Конспект
непосредственно образовательной
деятельности с детьми
старшей
логопедической группе «Ступеньки
грамоты».
«Звуки
К, Кь и буква К».
Учитель-логопед
ГБДОУ № 17 Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Онегова
Т.Л.
Цели
занятия:
Коррекционно-обучающие:
-Познакомить
со звуком и буквой К, учить выделять
звук среди других звуков в слогах,
словах.
-Способствовать
формированию понятий «гласные звуки»,
«согласные звуки», различия понятий
«звук» — «буква».
Коррекционно-развивающие:
-Способствовать
развитию детей в познавательно-речевом
направлении с использованием современных
электронных образовательных ресурсов.
-Научить
чётко произносить звук [к] и [кь,],
дифференцировать их на слух и в
произношении.
-Формировать
навыки фонематического анализа и
синтеза.
-Упражнять
в выполнении звукового анализа слов
типа «мак», читать слова типа «ком»,
«мука».
-Развивать
фонематическое восприятие, память,
внимание, речевое дыхание, артикуляционный
аппарат, общую и мелкую моторику, слуховое
и зрительное внимание.
-Формировать
интегративные качества детей:
любознательность, активность и другие.
Воспитательные:
—
Вызвать эмоциональный настрой детей
на занятие.
-Воспитывать чувство
ответственности, взаимопомощи.
Оздоровительные:
-Применение
здоровьесберегающих технологий:
содействовать развитию у детей общей
и мелкой моторики, координации движений.
-Обучать
расслаблению мышц — релаксации (во время
физминутки).
Оборудование:
Презентация
по теме.
Музыкальное
оформление:
Песня
«Азбука» В. Волиной из сборника
«Музыкальный алфавит»,
«
Музыкальная азбука». Буква «К».
Пособие
«Чудо-ёлочка», «Буквы на шарах».
Методы:
Эмоциональный настрой, игровая
мотивация, словесный, наглядный,
практический.
Приемы: Сюрпризный
момент, совместная речевая деятельность,
введение в воображаемую ситуацию,
художественное слово, физкультурная
минутка, использование музыки,
использование ИКТ.
Предварительная
работа: Знакомство с гласными и
согласными звуками; деление слов на
слоги; работа с предложением, с рассказом;
звуковой анализ слогов, слов; нахождение
и придумывание слов с заданным звуком,
чтение слов, знакомство со сказкой
Г.Юдина «Как варить компот».
Ход
занятия:
1.
Орг. момент.
—
У нас сегодня на занятии гости, наши
мамы, бабушки. Поприветствуем дружно
наших гостей.
—
А нас ждёт занимательное путешествие.
1,
2, 3, 4, 5 –
Путешествие пора нам
начинать.
Вы друг другу улыбнитесь,
И
тихонечко садитесь.
—
Итак, в путь!
2.
Сообщение темы занятия.
—
Сегодня мы будем путешествовать по
Звукограду. Это город звуков и букв!
(слайд)
Клоун
Капитоша: Ой! Здравствуйте, я клоун
Капитоша!
Ребята,
возьмите меня в Звукоград, я очень хочу
повстречаться с любимым звуком и буквой.
Ну,
что ребята, возьмем с собой Капитошу?
(–Да!)
Но
какой же твой любимый звук? Моё имя
начинается с этого звука — Кклоун
Ккапитоша!
Ребята!
Догадались, какой это звук? («К»).
—
Правильно. Сегодня мы будем говорить о
жителе Звукограда звуке и букве «К»,
познакомимся поближе и запомним его.
Где
же мы будем искать звук «К»?
3.Повторение.
Ребята!
Давайте вспомним! В Звукограде живут
звуки и буквы!
Чем
буквы отличаются от звуков? (звуки
слышим, произносим; буквы мы видим,
пишем, читаем) (слайд).
В
Звукограде есть улица Гласных и улица
Согласных звуков.
На
улице Гласных живут легко, свободно,
поющие звуки – гласные.
Почему они гласные (когда мы их произносим,
воздух проходит свободно, нигде не
встречает преград, произносятся с
голосом, и можно петь).
Назовите,
с какими гласными мы уже знакомы!
(А,У,О,И).
Догадайтесь,
какой звук я произнесла? (по беззвучной
артикуляции).
Какие
это звуки? (гласные)
«Гласные
тянутся
К
песенке звонкой,
Могут
заплакать и закричать.
В
тёмном лесу
Звать
и аукать…» В. Берестов
На
улице Согласных звуки не умеют петь, им
живется трудновато, при произнесении
есть преграда, но зато они пыхтят, шипят,
свистят – это согласные звуки.
Почему
они согласные? (при произнесении
встречается преграда: губы, зубы, язык;
звуки, при произношении которых воздух
задерживается, называются согласными)
«А
согласные согласны
Шелестеть,
шептать, свистеть,
Даже
фыркать и скрипеть,
Но
не хочется им петь». В. Берестов
Вспомните,
с какими согласными мы знакомы? Звонкие
— Н, М; глухие — П, Т.
4.
Артикуляция, характеристика звука К.
Давайте
подумаем, где в Звукограде живёт звук
«К», (на улице гласных или согласных
звуков).
Артикуляция.
Произнесем еще раз звук [ к ], [ кь ] и
понаблюдаем положение языка, губ, зубов
(когда мы произносим эти звуки губы
раскрываются, кончик
языка опущен за нижние зубы, задняя
часть языка поднимается к нёбу и
препятствует выдыхаемому воздуху.)
Язык создаёт преграду.
Скажите,
легко ли вам произносить этот звук?
(трудно).
Верно.
Какой же это звук? Согласный.
На
картинке изображен «кот».
Давайте
произнесем слово «кот» Как слышится
звук [ к ] в слове кот? (твердо).
Твёрдый
звук [К] обозначим – кружком синего
цвета.
Давайте
произнесем слово «кит» Как слышится
звук в слове кит? Мягкий согласный [КЬ]
мы произнесём мягко, по-доброму и
обозначим — кружком зелёного цвета.
Вывод:
звук [ к ] может быть твердым и мягким.
Ребята
давайте мы с вами определим, какой звук
[ к ] звонкий или глухой?
(Звуки,
при произношении которых голос не
участвует, называются глухими.)
Согласный,
бывает твердым и мягким, глухой.
5.
А теперь давайте с вами поиграем в игру
«Кто больше».
Клоун
принёс любимую картинку, назовите слова
в которых есть звук [ к, кь]
(капуста,
кактус, колокольчик, карандаши, котята,
компьютер…)
—
Деление слов на слоги.
6.
Игра: «Подними сигнал», когда услышите
звук к: среди других звуков, в слоге, в
слове:
—
м, н, к, т, п, к
—
та, ко, му, ип, ку, ут, ки, ак
—
стол, ком, зима, кот, мак, комар.
—
Игра «Повтори, не ошибись».
Повторить
слоговые ряды, на тарабарском языке,
возвращая сигнальчик:
ка-ко-ку;
ак-ок-ук; ка-ку-кы; ак-ук-ык; ку-ка-кы;
ук-ак-ык; ок- ук- ик.
7.
Физминутка
«Звуков,
мы немало знаем…(сжимание-разжимание
пальцев)
Добрались
до звука «К».
Есть
слова, где К — в начале, (наклон)
Есть
слова, где К – в конце …» (наклон)
Игра
«Звуковой поезд».
—
«Определи место» звука К в слове, где
он слышится в начале или в конце слова.
Разложить
предметные картинки:
коза,
кот, курица, корова, кролик, индюк,
цыплёнок, бык, собака.
(в
1- вагон – поместим животных и птиц,
названия которых начинаются со звука
«К»,
во
второй — в конце слова.
—
«Что лишнее?» — лишняя картинка — собака,
в слове звука в середине [К].
—
Во 2 вагоне едут? «Кого не стало?» убираю,
поочередно: кого не стало: быка, цыплёнка,
индюка.
8.
Знакомство с буквой. Клоун изобразил
букву К.
Что
вы видите на этой картинке? Кто изображен?
(клоун)
Ай,
да клоун!
Знаешь,
кто он?
Этот
клоун –
Буква
К. Е. Тарлапан.
«На
прямую палочку справа села галочка.
Там
поныне и сидит,
Буквой
«К» на нас глядит».
Звуки
[ к, кь ] на письме обозначается буквой
К.
Букву
К: состоит из трех палочек, одну большую
прямую палочку поставим вертикально,
две под наклоном приставляем к середине.
Слушаем
песенку «Буква К», музыкальная азбука,
выполняем
физкультминутку.
(Слайд).
9.Упражнять
(Слайд) в чтении прямых и обратных слогов:
ак, ок, ук, ик.
Клоун
приготовил фокус «Чудо-Ёлка».
«Лесная
красавица в гости пришла,
На
ветках зелёных шары принесла.
Внимательно
эти шары рассмотри
И
слоги на них поскорее прочти».
(Дети
рассматривают наборное полотно, читают.)
В
ходе игры выполняется:
—
Анализ обратного слога с помощью
символов: АК, ОК, УК, ИК.
—
Динамическая пауза.
АК-
АК-АК. Вот какой гамак. (3 хлопка, руки в
стороны)
ОК-ОК-ОК.
Вот какой комок. (3 хлопка, присесть,
лепить «снежок»)
УК-УК-УК.
Обломился сук. (3 хлопка, руки вверх,
вниз).
ИК-ИК-ИК.
Вот какой котик.
Назвать
слова, в которых услышали звук К.
Читаем
слоги: КА, КО, КУ, КИ.
—
Упражнение:
Придумать
слова со слогом: ка (капуста, капля), ко
(кот, ком), ку (курица, кукушка), ки (кит,
кино).
Игра
в мяч: «Добавь слог КА, назови слово
целиком».
Бул-ка,
игол-ка, гор-ка, зай-ка, сказ-ка, загад-ка,
баран-ка, рубаш-ка, вареж-ка, короб-ка,
ромаш-ка.
10.
Упражнение: «Клоун-жонглёр».
Упражнять
в составлении слов из заданных букв (на
шарах).
«Рады
взрослые и дети, смехом цирк наполнен,
Потому
что на арене появился клоун.
Это
клоун наш весёлый, он жонглёр известный!
Составляет
он слова очень интересно! Прочитаем их!
Ком,
ток, кок, мука, мак, кот, кит.
11.
Отгадайте загадку. Звуковой анализ
слова МАК.
12.Вспомните,
какие животные, птицы продолжают поездку
на поезде?
Кто
путешествует в 1-м вагоне? ( кот, корова,
коза, курица, кролик).
Из
какой они сказки?
Это
герои сказки Георгия Юдина «Как варить
компот».
Работа
по сказке.
Читаю
сказку, а вы запоминайте, будем её
рассказывать,
запоминайте
слова со звуком К, Кь, которые встретятся
в сказке.
«Как
варить компот».
На
одном дворе жили кот, коза, курица, корова
и кролик. Однажды во двор вышел кот и
закричал:
—
Слушайте все! Я прочитал в старой книге,
как сварить компот!
—
Ну и как же его варить?
—
Принесите каждый все самое вкусное,
остальное – за мной.
Вся
компания отправилась искать все
самое-самое вкусное, а кот тем временем
разжег костер и повесил над ним котел
с водой.
Первой
пришла коза и принесла капустную
кочерыжку.
Потом
пришла курица и принесла пять зернышек
кукурузы. Корова принесла арбузные
корки, кролик – клевер, а сам кот достал
из кармана кусок колбасы. Когда вода
закипела, кот кинул кочерыжку, корки,
кукурузу, клевер и колбасу в котел и
закрыл крышкой.
Через
некоторое время он позвонил в колокольчик:
—
Готово! Кушайте на здоровье!
Попробовали
друзья, плюются:
—
Компот называется! Сам ешь!
—
Почему же так невкусно получилось? –
мрачно размышлял кот.
Ответы
на вопрос кота.
Слова
со звуком к, кь.
Пересказ
сказки с помощью мнемотаблицы.
13.Ребята,
клоун приглашает нас в мастерскую,
изготовить букву «К».
Родители
нам помогут! ( вы украсите букву «К»
цветной бумажной крошкой или крошкой
из пенеплена). Дарим 1 поделку Клоуну.
Клоун:
Вот
спасибо, помогли,
Звук и букву «К»
нашли.
Вам я очень благодарен,
Вы,
ребята, молодцы!!!
Я
хочу поблагодарить вас за помощь, за
букву К.
И
подарить вам книги.
Книга
— лучший подарок для девочек и мальчиков!
Мне
пора в цирк, на представление, до свидания
друзья, до новых встреч!
Ребята!
И нам пора возвращаемся в детский сад.
«1,2,3,4,5-путешествие
пора нам завершать, (пальчики по1, хлопки
(ладонь-кулак)
1,2,3,4,5-
возвратились в детский сад» (ходьба,
руки вверх, хлопок, в стороны)
Вам
понравилось путешествие в Звукоград.
Что понравилось?
14.Итог.
С
какой буквой мы с вами познакомились?
Какие
звуки она обозначает?
Расскажите
о звуках к и кь (согласные, глухие)
Чем
отличаются эти звуки? (согласный твёрдый,
согласный мягкий)
Молодцы!
Мне тоже понравилось, наше занимательное
путешествие.
До
свидания!
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.