Чтение сказки дурак и береза

Iv.этап изучения нового материала сегодня мы продолжим знакомство с миром поэзии. -чем отличается стихотворение от рассказа? с этим поэтом мы

IV.Этап изучения нового материала

Сегодня мы продолжим знакомство с миром поэзии.

-Чем отличается стихотворение от рассказа?

С этим поэтом мы встречались в «Поэтической тетради», которая
называется «Моя тихая Родина». Сейчас мы разгадаем кроссворд и вспомним фамилию
этого поэта.

1. Дерево – символ  России

2. Дерево, которое без ветра дрожит.

3. Вечнозеленое дерево.

4. Дерево, листья которого похожи на ладошку.

5. Самое липкое дерево.

6. Подружка кедра.

Молодцы, ребята!

 — Сейчас мы с вами послушаем несколько стихотворения Сергея
Александровича.

«Белая береза»____________

«черемуха»________

Итак, Какая же тема главная в творчестве Есенина?

Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта.
Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и попытаться
понять, что или кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что
послужило истоками поэзии Есенина.

                Родина поэта – село Константиново
Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на
холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани.
Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино

Село утопало в зелени.С высокого берега Оки
открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на
этих просторах прошло детство Сергея.

Эта красота рязанского края не могла не затронуть
душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он
чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было
основой того, что Есенин стал поэтом.

Родители его – Александр Никитич и Татьяна
Фёдоровна – были бедными крестьянами и вскоре после рождения сына им пришлось
уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда (
отца матери)

«Стихи начал слагать рано, – напишет позднее
Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она
рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я
их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие,
заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную
историю.”

Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю
прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к
сочинению стихов.

 —  Что узнали о детстве поэта? Как вы поняли, что послужило
истоками поэзии Есенина?

 — Откройте учебник на странице 71.

— Сейчас прочитаем стихотворение “Бабушкины сказки”, которое он
посвятил, сейчас нам это понятно почему, своей бабушке. Но сначала уточним
значение слова, догадайтесь какого?

 — Найдём его значение в словарике в конце учебника.

 Маша прочитай нам.

 — Я сейчас прочитаю стихотворение «Бабушкины сказки», а вы его
внимательно послушайте и затем ответите на вопрос,  о чём вспоминает поэт в
этом стихотворении?

 — Итак, о чём вспоминает поэт в этом стихотворении?

— Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал
это стихотворение?

— Если выразить это стихотворение в цветах, то какого цвета это
стихотворение?( тёмного или светлого)

— откуда пришли дети?

— Почему автор пишет, что дети бредут, а не идут?

— Какие сказки слушают дети?

— Много ли сказок рассказывает им бабушка?

( Почему вы так решили)

— Хотят ли дети спать? Почему?

— Дети какие в изображении автора?

 — С каким чувством он вспоминает детские годы? Подходит ли
иллюстрация к этому стихотворению?

Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей?  

 — У вас у всех есть бабушки
и дедушки, которых вы любите и помогаете им чем можете.

Если на экране появляется картинка, на которой показано как
правильно себя вести по отношению к пожилым людям, вы хлопаете в ладоши, если
на картинке дети ведут себя неверно, вы укоризненно качаете головой

 — Уточним значения некоторых слов:

Ребята, как вы думаете что значит «по задворкам»  – задворки –
часть крестьянского двора за домом, место за двором

— «разухабистой гурьбой» – молодцеватой,

задорной

— «бредём» – синоним – шагать

 — Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему
автор так написал – бредём домой? (Устали.)

«салазки» – маленькие деревянные ручные санки

«загалдели» – заговорили одновременно, громко говорить
(преимущественно о многих)

Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “Заговорили”. Как
лучше?

 — А почему ребята загалдели?

 — Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании
стихотворения?

 Молодцы!

— сейчас мы определим, какие чувства нужно передать при чтении?

 — Даша, прочитай нам вслух первые четыре строчки, а вы ребята
следите глазами.

Итак, как мы будем читать эти строчки?

(дети устали)

 — следующие девять строчек нам прочитает _____

а как их будем читать?

(дети внимательно слушают, голос негромкий)

 — И последние нам прочитает______

С какой интонацией будем читать эти строчки?

(дети обрадовались)

Молодцы!

 — Итак, сейчас прочитаем правила, которые необходимо соблюдать
при чтении стихотворения. ________ прочитай нам

 — А сейчас прочитайте про себя стих. Сергея Есенина «Бабушкины
сказки»

 — кто хочет выразительно, прочитать это стихотворение?

(Оценивание)

 ребята,
получилось ли у Димы передать при чтении усталость детей, зачем что они
внимательно слушают и в конце  радость детей?

 (3 учащихся попросить прочитать)

Физминутка

(В стихотворениях есть рифма – созвучие концовок слов,
чередование ударных и безударных слогов).

( БЕРЁЗА, ОСИНА, ЕЛЬ, КЛЁН, ЛИПА, СОСНА)

Есенин

Тема Родины, о родной природе        

– Родная природа

–Бабушка и дедушка

опостылеют

– опостылеть, значит, надоесть

О своем детстве

светлого

(Они катались на санках с горы, вечером идут домой)

( потому что они очень устали)

(Они очень любят сказки, очень внимательные)

(Кудрявый мальчик.)

Учащиеся высказывают свое мнение

(Хотят продолжения сказок.)

(Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта,. И это
понятно. Всё своё детство провёл Есенин в деревне ,сказки в детстве ему
рассказывала его бабушка)

Спокойно

Тихо

Весело

Учащиеся читают стихотворение

Дети усвоили и первично

Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение   Центр развития ребенка – «Детский сад
ЗАТО Сибирский» городского округа закрытого административно-территориального
образования  Сибирский Алтайского края

Конспект

Непосредственно
образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»

На
тему: «Русская народная сказка «Дурак и берёза». Песня «Ива»

Разработал:
воспитатель первой квалификационной категории

Чуднова
Ирина Сергеевна

2021
г.

         Цель:
развивать интерес к природе родного края, через литературу и музыку.

         Задачи:


познакомить с содержанием народной сказки;


учить оценивать поступки героев;


развивать умение поддерживать беседу и высказывать свою точку зрения;


развивать умение определять характер музыки;


воспитывать любовь к природе родного края.

         Оборудование:


для воспитателя: текст сказки «Дурак и берёза», иллюстрации к сказке, запись
песни «Ива», текст песни.

         Вводно-организационный
момент.

         Предложить
детям рассмотреть иллюстрации.

         Актуализация.

         Беседовать
с детьми о содержании иллюстраций, вызвать интерес к прочтению произведения.    

         Восприятие
и усвоение нового.

         Чтение
сказки «Дурак и берёза»

В некотором царстве, в
некотором государстве жил-был старик, у него было три сына: двое умных, третий
дурак. Помер старик. Сыновья разделили имение по жеребью. Умным досталось много
всякого добра, а дураку один бык — и тот худой!

Пришла ярмарка. Умные
братья собираются на торг ехать. Дурак увидал и говорит:

— И я, братцы, поведу
своего быка продавать.

Зацепил быка веревкою
за рога и повел в город. Случилось ему идти лесом, а в лесу стояла старая,
сухая берёза; ветер подует — и береза заскрипит.

«Почто береза скрипит?
— думает дурак. — Уж не торгует ли моего быка?»

— Ну, — говорит, — коли
хочешь покупать так покупай; я не прочь продать! Бык двадцать рублев стоит;
меньше взять нельзя… Вынимай-ка деньги!

Береза ничего ему не
отвечает, только скрипит, а дураку чудится, что она быка в долг просит.

— Изволь, я подожду до
завтра!

Привязал быка к березе,
распрощался с нею и пошел домой.

Вот приехали умные
братья и стали спрашивать:

— Ну что, дурак, продал
быка?

— Продал.

— За дорого?

— За двадцать рублев.

— А деньги где?

— Денег еще не получал;
сказано — завтра приходить.

— Эх ты, простота!

На другой день поутру
встал дурак, снарядился и пошел к березе за деньгами. Приходит в лес — стоит
береза, от ветра качается, а быка нету: ночью волки съели.

— Ну, земляк, подавай
деньги, ты сам обещал, что сегодня заплатишь.

Ветер подул — берёза
заскрипела, а дурак говорит:

— Ишь ты какой
неверный! Вчера сказывал: «Завтра отдам» — и нынче то же сулишь. Так и быть,
подожду еще один день, а уж больше не стану — мне самому деньги надобны.

Воротился домой. Братья
опять к нему пристают:

— Что, получил деньги?

— Нет, братцы! Пришлось
еще денег подождать.

— Да кому ты продал?

— Сухой березе в лесу.

— Экой дурак!

На третий день взял
дурак топор и отправился в лес. Приходит и требует денег. Береза скрипит да
скрипит.

— Нет, земляк! Коли все
будешь завтраками потчевать, так с тебя никогда не получишь. Я шутить-то не
люблю, живо с тобой разделаюсь.

Как хватит ее топором —
так щепки и посыпались во все стороны.

В той березе было
дупло… а в том дупле разбойники спрятали полный котел золота. Распалось дерево
надвое, и увидел дурак чистое золото; нагреб целую полу и потащил домой. Принес
и показывает братьям.

— Где ты, дурак, добыл
столько?

— Земляк за быка отдал;
да тут еще не сполна все, чай, и половины домой не притащил. Пойдемте-ка
братцы, забирать остальное.

Пошли в лес, забрали
деньги и понесли домой.

Сказке — конец, а мне —
меду корец.

         Задать
вопросы после прочтения:


Сколько было братьев?

-Что
получил младший брат в наследство?


Что хотел сделать брат с быком?


Где он оставил быка?


Отдала ли ему деньги берёза?


Как решил младший брат поступить с берёзой?


Что увидел брат, когда разрубил берёзу?


Какой поступок брата говорит о его глупости?

         Задание:
закончить предложения.

1)Младший
брат пошёл на ярмарку, потому что…

2)
Берёза скрипела, потому что…

3)
Брат срубил берёзу, потому что…

4)
Брат принёс домой не все деньги, потому что…

         Динамическая
пауза.

         Физкультминутка 
«Ветер тихо клён качает».

         Ветер
тихо клён качает,

         Вправо-влево
наклоняет:

         Раз
– наклон и два – наклон,

         Зашумел
листвою клён.

(Ноги
на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

         Практическая
работа.

         Песня
«Ива».

Дети
прослушивают песню, затем разучивают слова и поют.

         Возле
речки у обрыва,

         Плачет
ива, плачет ива.

         Может,
ей кого-то жалко?

         Может,
ей на солнце жарко?

         Может,
ветер шаловливый

         За
косичку дёрнул иву?

         Может,
ива хочет пить?

         Может,
нам её спросить?

         Рефлексивно-корригирующий
этап.

         —
Какую сказку мы сегодня читали?

         —
Что вы поняли из этой сказки?

         —
Понравилась ли вам песня?

         —
Какая она по характеру?

976395.jpghqdefault.jpg

original.jpg

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация к уроку чтения С. Есенин «Белая берёза».

Урок чтения и развития речи в 5 специальном (коррекционном) классе VIII...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Урок чтения и развития речи в 5 специальном (коррекционном) классе VIII

    Описание слайда:

    Урок чтения и развития речи в 5 специальном (коррекционном) классе VIII вида
    С.Есенин «Береза»

  • 2 слайд

    Есенин Сергей Александрович (1895 – 1925 г.)

    Описание слайда:

    Есенин
    Сергей Александрович
    (1895 – 1925 г.)

  • 3 слайд

    Рязанская область, село Константиново

    Описание слайда:

    Рязанская область, село Константиново

  • 4 слайд

    Дом семьи Есениных

  • 5 слайд

    Дедушка - Титов Фёдор АндреевичБабушка - Титова Наталья ЕвтеевнаЕсенины Алек

    Описание слайда:

    Дедушка — Титов Фёдор Андреевич
    Бабушка — Титова Наталья Евтеевна
    Есенины Александр Никитич и
    Татьяна Фёдоровна – родители Сергея

  • 6 слайд

    И садимся в два рядкаСлушать бабушкины сказкиПро Ивана-дурака.И сидим мы,

    Описание слайда:

    И садимся в два рядка
    Слушать бабушкины сказки
    Про Ивана-дурака.
    И сидим мы, еле дышим.

  • 7 слайд

    Если крикнет рать святая:«Кинь ты Русь, живи в раю!»Я скажу: «Не надо рая,

    Описание слайда:

    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте родину мою»
    Сергей Есенин

  • 8 слайд

    ЗагадкаНе заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней

    Описание слайда:

    Загадка
    Не заботясь о погоде,
    В сарафане белом ходит,
    А в один из теплых дней
    Май сережки дарит ей.

  • 9 слайд

    С.А.Есенин «Белая береза»

    Описание слайда:

    С.А.Есенин
    «Белая береза»

  • 10 слайд

    Кисти- свободно свисающие нити по краю ткани. Бахрома-тесьма для обшивки чего

    Описание слайда:

    Кисти- свободно свисающие нити по краю ткани.
    Бахрома-тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, например, у скатерти.
    Кайма- это полоса по краю изделия, отличающаяся цветом, узором, материалом.
    Заря- яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

  • 11 слайд

    Чтение сказки дурак и береза

  • 12 слайд

    Чтение сказки дурак и береза

  • 13 слайд

    Белая березаПод моим окном/Принакрылась снегом,/Точно серебром.// На

    Описание слайда:

    Белая береза
    Под моим окном/
    Принакрылась снегом,/
    Точно серебром.//
    На пушистых ветках/
    Снежною каймой
    Распустились кисти/
    Белой бахромой.//
    И стоит береза
    В сонной тишине,/
    И горят снежинки/
    В золотом огне.//
    А заря,/ лениво
    Обходя кругом,/
    Обсыпает ветки
    Новым серебром.

  • 14 слайд

    Чтение сказки дурак и береза

  • 15 слайд

    Чтение сказки дурак и береза

  • 16 слайд

    Чтение сказки дурак и береза

  • 17 слайд

    Чтение сказки дурак и береза

  • 18 слайд

    РефлексияНа уроке я узнал : Я похвалил бы себя за : После урока мне захотелось :

    Описание слайда:

    Рефлексия
    На уроке я узнал :
    Я похвалил бы себя за :
    После урока мне захотелось :

  • 19 слайд

    Спасибо за внимание!

    Описание слайда:

    Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Чтение (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Малышева З.Ф.

Тема:
Берёза. С. Есенин

Похожие материалы

  • Конспект урока чтения в 5 классе. С.А. Есенин «Береза».

  • Конспект урока чтения в 5 классе. По С. Алексееву. Рассказы о войне 1812 года.

  • Конспект урока чтения в 5 классе. По О. Тихомирову «Слава героям».

  • Конспект урока чтения в 5 классе. По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва».

  • Конспект урока чтения в 5 классе. По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!»

  • Конспект урока чтения в 5 классе. Обобщающий урок по разделу «Спешите делать добро».

  • Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

  • Конспект урока чтения в 5 классе. Обобщающий урок по теме «Осень».

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5457995 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Литературная сказка от народной отличается

  • Наличием автора. У каждого автора свой творческий почерк, по которому его сказки можно отличить от сказок другого писателя.
  • В литературных сказках более замысловатые сюжеты, более развернутые описания.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

У литературной сказки есть конкретный автор,а у народной сказки считается что автор народ, но первоисточник всегда есть и он нам не известен. Раньше сказки передавались из уст в уста и каждый менял что то в ней, как говорится подгонял под себя, под своего ребенка, возможно в некоторых сказках мало что до нас дошло в первоначальном варианте…

Хотелось бы еще сказать что есть сказки которые сочинил народ, а автор просто напросто записал на бумагу и изменил конец сказки (так сказать в сказке хепи енд).

88Sky­Walke­r88 [327K]

6 лет назад

Народная сказка — это жанр устного и письменного фольклора разных стран. В их основе лежат обычаи и веровании народа, его борьба за счастье и справедливость. В них обязательно присутствует какая-нибудь мудрость. Пример: «Колобок», «Репка».

Литературная сказка очень близка народной сказке, однако отличие заключается в том, что у нее есть автор. Сюжет и герои вымышленны или могут быть реальными. Пример: «Сказка о потерянном времени» Шварца.

Koluc­hiy [12.3K]

6 лет назад

Литературные сказки кроме автора, конкретного человека, котрый мог, правда, подписываться псевдонимом, имеют ещё одну особенность — все они изложены на бумаге. То есть написаны. Народные сказки не создавались на бумаге, а рассказывались из поколения в поколение, пока не дошли до наших дней. И тогда начали сниматься мультфильмы, готовиться радиопередачи и, естественно, издаваться в книгах.

HotMi­lk [61.8K]

6 лет назад

Народные сказки ,даже можно сказать сказания, так как их сказывали из уст в уста. Это народный фольклер. Народные сказки — это мудрость народа, передаваемая из поколения в поколение и придумывал их сам народ.

Литературные сказки имеют конкретного автора, художественный замысел и расширенное описание сюжетов.

Leath­er-Radis­h [64.8K]

6 лет назад

Вообще-то народные сказки на то и народные, что их автор не известен. Их пересказывали (отсюда и слово — сказка)друг другу. Потом уже начали печатать книги народных сказок:

Авторские сказки придумывались конкретным человеком. Например, лучшим поэтом русской литературы А. С. Пушкиным

milon­ika [16.4K]

6 лет назад

Отличие литературной сказки, от сказки народной в том, что у сказки народной нету определенного автора, не указан как говориться первоисточник. А литературная имеет своего автора. Так же литературные сказки как мне показалось, имеют более понятный современным людям язык.

Nety Nety [51.8K]

8 лет назад

У литературной сказки, в большинстве случаев, есть конкретный автор — с именем и фамилией. Например, Ершов «Конек-горбунок».

У народной сказки имена авторов отсутствуют, так как автор сам народ — сказки передаются из уст в уста, из поколения в поколение!

Любоз­найка [5.6K]

7 лет назад

В качестве источника народной сказки выступают народные сказания и рассказы, передающиеся из поколения в поколения, как поучительные истории. Литературная сказка — официальное произведение, которое создавалась одним или несколькими авторами.

Стрым­брым [334K]

7 лет назад

Народная сказка потому так и называется, что её автором является сам народ. Как правило, в основе народных сказок лежит какое либо предание, легенда. А у литературных сказок всегда есть автор и пишутся они по литературным правилам.

Народную сказку придумал народ, а литературную какой либо автор например-Ганс Христиан Андерсен-«Снежная королева».

lorik­01072 [2.5K]

8 лет назад

У литературной сказки есть автор, а народную сказку придумал народ.

Elli5­1 [0]

более года назад

В народной сказке нет волшебников и фей. Там действующие лица люди, звери, природа (напр. яблоня) предметы быта (напр. печь), т.е. то что окружало людей, и кому они приписывали необычные свойства.

Знаете ответ?

Чем отличается народная сказка от литературной? Сходства и отличия

Литературные и народные сказки относятся к одному жанру, поэтому довольно непросто определить, чем отличается народная сказка от литературной. Видимые отличия имеют лишь форма повествования и внутреннее содержание. Основой сюжета любой сказки является удивительная история о небывалых приключениях (иногда злоключениях) главных героев, но в фольклорных произведениях сюжет строится по традиционной схеме, а вот в литературных повествование имеет авторский вариант изложения.

чем отличается народная сказка от литературной

Народные сказки

Чтобы выявить различия литературной и народной сказки, следует изучить определения данных понятий. Народная сказка — это древнее культурное наследие, которое, пусть и в приукрашенной форме, сохранило представление предков о взаимоотношениях окружающего мира (природы) и человека. Здесь четко разграничена грань между злом и добром, отражены основные законы морали и нравственные принципы человеческого общества, продемонстрированы яркие черты национальной самобытности, верований и быта. Сказки, называемые народными, имеют свою классификацию:

  • Волшебные («Волшебное кольцо», «Два Мороза», «Морозко»).
  • Былинные («Булат-молодец», «Вавила и скоморохи», «Добрыня и Змей»).
  • Бытовые («Бедный барин и слуга», «Воры и судья», «Дорогой обед»).
  • Богатырские («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван — коровий сын», «Никита Кожемяка»).
  • Сатирические («Добрый поп», «Дурак и береза», «Каша из топора»).

Отдельную нишу в представленной классификации занимают сказки, героями которых выступают животные («Гуси-лебеди», «Коза-Дереза», «Маша и медведь»). Их возникновение специалисты связывают с древними языческими ритуалами и верованиями.

различия литературной и народной сказки

Литературные сказки

Проводя сравнение народной и литературной сказки, обязательно стоит учесть, что последняя возникла значительно позже первой. Благодаря внедрению просветительских идей в европейскую литературу, в XVIII столетии появляются первые авторские прочтения-обработки фольклорных сказаний, а уже в XIX веке стали широко использоваться литераторами традиционные сказочные сюжеты. Среди особо преуспевших на данном поприще выделяются А. Гофман, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен и, конечно же, братья Гримм — признанные классики жанра.

Сходства литературной и народной сказки определяются тем, что в обеих повторяются фольклорные мотивы, обязательно присутствуют волшебные атрибуты, но в литературной развитие фабулы, выбор главных героев строго подчинены авторской воле. Также со второй половины XIX века литературная сказка становится очень близкой к новеллам и даже повестям. Ярким примером могут послужить произведения русских писателей: Л. Толстого и А. Погорельского, и европейских: С. Лагерлеф, О. Уайльда и Л. Кэрролла.

Общее. Фольклорные традиции

Сравнивая черты народной и литературной сказки, следует уделить особое внимание фольклорным традициям авторской сказки, объединяющим ее с народной:

  • Писатели используют в своих произведениях сюжетные мотивы фольклора (нравственное и моральное искушение — испытание главного героя, присутствие животных-помощников, чудесное происхождение персонажей, ненависть к падчерице мачехи и т. д.).
  • По мнению уважаемого отечественного фольклориста В. Я. Проппа, литераторы используют традиционные, знакомые с детства образы центральных персонажей, которые выполняют определенные функции (антагонист, протагонист, помощник главного героя, даритель, вредитель-проказник, украденный объект, лжегерой).
  • В своем творении время и пространство сказочники создают в соответствии с неписаными законами сказочного фольклорного мира: место — фантастическое, порой неопределенное: тридевятое царство, ветхая землянка, остров Буян и т. д.
  • Использование приемов поэтической речи: троекратные повторы, постоянные эпитеты, словесные формулы, просторечие, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Такое пристальное внимание к фольклорным истокам позволяет увидеть обращение к ним писателей-сказочников и специфику литературной сказки.

сходства литературной и народной сказки

Отличия

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, стоит уделить внимание своеобразию формы и содержания, а именно:

  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность, т. е. более детально, подробно и, главное, красочно описаны внешний облик, эмоции персонажей, место действия и события.
  • В литературной сказке присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.
  • Персонажи авторского сказания не являются обобщёнными типажами, имеют неповторимые индивидуальные черты характера. Например, такие литераторы, как Ершов, Пушкин, Одоевский, уделяют внимание психологическим мотивам поступков и действий героев.
  • Как всякому литературному произведению, сказкам писателей свойственна ярко выраженная устойчивая авторская позиция, что определяет ее эмоциональную тональность. Например: «Сказка о царе Салтане…» — чистая, светлая, благородная; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — изящная, нежная, грустная; «Сказка о попе и о работнике его Балде» — балагурная, насмешливая; «Сказка о рыбаке и рыбке» — ироничная, но печальная.

Чем отличается народная сказка от литературной еще? Тем, что авторское произведение позволяет читателю распознать лицо автора, его духовный мир, пристрастия и нравственные ценности. Это является принципиальным отличием фольклорного сказания, в котором отображены идеалы этноса, а личность конкретного рассказчика стерта.

черты народной и литературной сказки

Коротко о главном

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Последняя является авторским произведением, в отличие от первой, которая появилась в результате коллективного творчества как эпический поджанр. Литературное сказание — это устоявшийся признанный жанр художественной литературы, а народное — это особая разновидность фольклорного жанра, характеристикой которого является устный пересказ.

сравнение народной и литературной сказки

Любимый литературный жанр малышей

Литературные сказки являются одним из наиболее почитаемых литературных жанров у детей. Даже программа школьного чтения содержит в себе произведения таких писателейА. С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, которые входят в золотой фонд отечественной и мировой литературы для детей. Их чтение способствует скорейшему формированию нравственных и эстетических представлений ребят, развивает их литературный кругозор и общую культуру. Но главное, такие произведения содействуют развитию творческих способностей, воображения и нешаблонного мышления юного читателя.

Сходство и различие литературной сказки и сказки народной учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Народная волшебная сказка

Литературная сказка

различие

сходство

различие

Нет автора

Сказочные герои, вредители, помощники, волшебные предметы

Есть автор

Не записывалась, передавалась из уст в уста

Сказочные эпитеты, троекратные повторы, волшебные числа

текст, зафиксированный в письменной форме

Общее представление о герое, о его внешности

Зачин, основная часть, концовка

Детально описываются герои, их поступки

Чувства и переживания героя нам неизвестны

Добро побеждает зло

Герои имеет свой внутренний мир, испытывает чувства

Нет авторской позиции, есть общенародные идеалы

Волшебная сила, превращения

Есть четко выраженная авторская позиция, отношение к герою

Нет времени

Нарушение запрета

Отпечаток времени, когда автор писал сказку

Поиск похищенного

В народный сюжет автор добавляет что-то своё, оригинальное, необычное

Карточка № 1

Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

Алгоритм работы

1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.

2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.

3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.

4.Приклейте карточки.

5.На всю работу вам отводится 10 минут.

6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.

7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________

Мне понравилось______________________

Мне не понравилось__________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Назовите сказку

Назовите сказку

Давным-давно жила-была красавица королева. Однажды она шила у окна, нечаянно уколола иголкой палец, и капелька крови упала на лежавший на подоконнике снег.

Таким прекрасным показался ей алый цвет крови на белоснежном покрове, что королева вздохнула и сказала:

— Ах, как бы мне хотелось иметь ребёночка с белым, как снег, личиком, с алыми, как кровь, губками и локонами чёрными, как смоль.

И вскоре она родила девочку: белокожую, с алыми, как кровь, губками и волосами чёрными, как смоль. Королева назвала её Белоснежкой.

К несчастью, вскоре королева умерла, оставив малышку.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда* очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Только видит: вьется вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белешенька земля.

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

Вот в сочельник* в самый, в ночь

Бог дает царице дочь.

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долгожданный,

Издалеча наконец

Воротился царь-отец.

На него она взглянула,

Тяжелешенько вздохнула,

Восхищенья не снесла,

И к обедне умерла.

*инда очи — даже очи…

*сочельник — канун церковного праздника Рождества

Карточка № 2

Назовите сказку

Назовите сказку

Спустя некоторое время король опять женился. Новая королева была корыстной* и тщеславной* и совсем не занималась Белоснежкой.

Она много времени проводила перед волшебным зеркальцем, каждый день спрашивая:

— Ты мне зеркальце ответь, кто на свете всех милее, всех прекрасней и белее?

И зеркальце неизменно отвечало:

— Ты, моя королева, прекрасней всех на свете.

Ответ радовал королеву, но ненадолго. На следующий день она задавала тот же вопрос. Больше всего на свете её пугало, что зеркальце найдет кого-нибудь прекраснее, чем она.

*Корысть — страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатству.

*Тщеславие — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Близкими понятиями являются гордыня, спесь.

Долго царь был неутешен,

Но как быть? и он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Назовите сказку

Назовите сказку

Однажды прекрасный королевич проезжал верхом у горы и увидел в стеклянном гробу Белоснежку.

Она была так прелестна, что королевич с первого взгляда в неё влюбился.

— Разрешите мне увезти её с собой во дворец. Я обещаю оберегать её покой. Не могу я жить без неё, — умолял он гномиков.

Гномики растрогались сердечной просьбой королевича и согласились.

Только подняли королевские слуги хрустальный гроб, как выпал изо рта Белоснежки кусочек отравленного яблока и она проснулась. Увидела Белоснежка королевича и тут же в него влюбилась. Вскоре Белоснежка и королевич поженились и жили-поживали да добра наживали.

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой…

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрен;

Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется;…

Ветер дале побежал.

Королевич зарыдал

И пошел к пустому месту,

На прекрасную невесту

Посмотреть еще хоть раз.

Вот идет; и поднялась

Перед ним гора крутая;

Вкруг нее страна пустая;

Под горою темный вход.

Он туда скорей идет.

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!»

И встает она из гроба…

Ах!.. и зарыдали оба.

В руки он ее берет

И на свет из тьмы несет,

И, беседуя приятно,

В путь пускаются обратно,

И трубит уже молва:

Дочка царская жива!….

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла.

Лишь ее похоронили,

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 2. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

Народная волшебная сказка

Литературная сказка

различие

сходство

различие

Алгоритм работы

1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.

2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.

3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.

4.Приклейте карточки.

5.На всю работу вам отводится 10 минут.

6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.

7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.

Сходство

и различие литературной сказки и сказки народной

Вариант 1

Фамилия, имя
_____________________________________________________

1)               
Какие сказки начинаются
какими словами? Соедини стрелочками.

«Жили-были старик
да старуха. У них                           «Морозко»

было три сына.»

«Жил-был царь
Берендей, у него было                           «Белая уточка»

три сына…»

«Живало-бывало —
жил дед да с другою                       «Летучий корабль»

женой. У деда была
дочка, и у бабы была

дочка…»                                                                
             «Иван царевич и

«Жил-был старик. У
него было три сына:                      Серый волк»                  

двое умных, третий
дурачок…»                                      

«Один князь женился
на прекрасной                               «По щучьему

княжне».                                                                            
веленью»

2)               
Из какой сказки отрывки?

«…синие леса мимо
глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до
высокой крепости».

______________________________________________________________ 

«Белая береза
вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди»
______________________________________________________________ 

«Взял дурень с
собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую
сосну…» __
___________________________________

3)                
Произведение «Белая
уточка» — это
____________ .

Выбери нужный жанр и
допиши на строчке: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.

4)               
Прочитай название сказок и
вычеркни лишнюю.

«Морозко»

«Летучий корабль»

«Колобок»

«Сказка о царе
Салтане…»

«Иван царевич и
Серый волк»

5)               
Подчеркни пословицу,
которая по твоему мнению, подходит к сказке «Летучий корабль»

Любишь кататься,
люби и саночки возить.

Что посеешь, то и
пожнешь.

Дерево держится
корнями, а человек друзьями.

Без труда не
выловишь рыбку из пруда.

6)               
Допиши предложение.

Сказку «Мойдодыр»
написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» —
______________________________________________________________ 

7)               
Из каких сказок эти
предметы и герои? Соедини стрелочками.

топор                                                      
«Иван царевич и серый волк»

собачка                                            

златогривый
конь                                   «Морозко»

заморышек

Стреляло                                                 «Летучий
корабль»

щука

печка                                                       
«Белая уточка»

царь Далмат

живая и мертвая
вода                             «По щучьему веленью»

Вариант 2

Фамилия, имя
________________________________________________

1)               
Какие сказки заканчиваются
какими словами? Соедини стрелкой.

«А Иван-царевич
женился на Елене                   «Белая уточка»

Прекрасной. И стали
они жить-поживать

да горя не
знать».                                                «По щучьему веленью»

«Заголосила
старуха, да поздно».                   

«И стал он в том
царстве жить, всякие            «Иван-царевич и Серый

 дела
вершить»                                                       волк»

«Тут и сказке
конец, а кто слушал —                  «Летучий корабль»                       

молодец»

«А ведьму привязали
к лошадиному                

хвосту, мыкали по
полю…и не осталось              «Морозко»

от ней ни следа, ни
памяти»

2)               
Из какой сказки отрывки?

«Объедало давай
быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за
караваем. Все возы опустели»

_____________________________________________________________ 

«Дубинка выскочила
— и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь»

_____________________________________________________________ 

«Тотчас поймали
сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой —
говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

______________________________________________________________

3)                
Произведение «Летучий
корабль» — это
__________________________
. Выбери нужный жанр и допиши предложение: рассказ, басня, сказка, потешка,
скороговорка.

4)               
Прочитай название сказок и
вычеркни лишнюю:

«По щучьему
веленью»

«Зимовье зверей»

«Аленький цветочек»

«Морозко»

«Репка»

5)               
Подчеркни пословицу,
которая подходит к сказке «По щучьему веленью»

Порядок — душа
всякого дела.

Как аукнется, так и
откликнется.

Добра желаешь —
добро и делай.

Ума палата, а ключ
от нее потерян.

6)               
Допиши предложение.

«Сказку о золотой
рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» — ___________________
__________________________________________ .

7)               
Из каких сказок эти герои
и предметы? Соедини стрелкой.

Скороход                                          
 «Иван-царевич и Серый волк»                            

царь Афон

бочка в
море                                       «Летучий корабль»

Марья-царевна

падчерица                                           
«По щучьему веленью»

ведьма

Холодило               
                             «Морозко»

вода живая и
говорящая

блины                                                  
«Белая уточка»

Таблица правильных ответов.

задания

Вариант 1

Вариант 2

1

«Жили-были старик
да старуха. У них                      было три сына…» («Летучий корабль»)

«Жил-был царь
Берендей, у него было три сына…» («Иван-царевич и Серый волк»)

«Живало-бывало —
жил дед да с другою женой. У деда была дочка, и у бабы была

дочка…» 
(«Морозко»)                                                                          

«Жил-был старик.
У него было три сына:                            

двое умных,
третий дурачок…»  («По щучьему
веленью»)                                    

«Один князь
женился на прекрасной  княжне» («Белая  уточка»)                                                                  

«А Иван-царевич
женился на Елене Прекрасной И стали они жить-поживать да горя не знать».
(«Иван-царевич и Серый волк»)                                              

«Заголосила старуха,
да поздно».  («Морозко»)                 

«И стал он в том
царстве жить, всякие дела вершить» («Летучий
корабль»)                                                     

«Тут и сказке
конец, а кто слушал — молодец» («По щучьему веленью»)                                

«А ведьму
привязали к лошадиному  хвосту, мыкали по полю…и не осталось  от ней ни
следа, ни памяти» («Белая уточка»)

2

«…синие леса
мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают
они до высокой крепости».

(«Иван-царевич и
Серый волк»)

«Белая береза
вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди»

(«Белая уточка») 

«Взял дурень с
собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую
сосну…»

(«Летучий
корабль»)

«Объедало давай
быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за
караваем. Все возы опустели»

(«Летучий
корабль»)

«Дубинка
выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и
залез на печь»

(«По щучьему
веленью») 

«Тотчас поймали
сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой —
говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

(«Белая уточка»)

3

Произведение
«Белая уточка» — это сказка.

Произведение
«Летучий корабль» — это сказка.

4

«Морозко»

«Летучий корабль»

«Колобок»

«Сказка о царе
Салтане…»

«Иван царевич и
Серый волк»

«По щучьему
веленью»

«Зимовье зверей»

«Аленький
цветочек»

«Морозко»

«Репка»

5

Любишь кататься,
люби и саночки возить.

Что посеешь, то и
пожнешь.

Дерево
держится корнями, а человек друзьями.

Без труда не
выловишь рыбку из пруда.

Порядок — душа
всякого дела.

Как аукнется, так
и откликнется.

Добра желаешь
— добро и делай.

Ума палата, а
ключ от нее потерян.

6

Сказку «Мойдодыр»
написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» — русский народ.

«Сказку о золотой
рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» -русский народ.

7

«Иван царевич и
Серый волк»: златогривый конь, царь Далмат, живая и мертвая вода, царь
Афрон,.

«Морозко»:
собачка, блины, падчерица.

«Белая уточка»:
заморышек, ведьма, вода живая и говорящая.

«Летучий
корабль»: топор, Стреляло, дуб с желудями,Скороход, Холодило.

«По щучьему
веленью»:щука, печка, бочка в море, Марья-царевна.

  • Чтение сказки зимовье зверей в подготовительной группе
  • Чтение русской народной сказки хаврошечка цель
  • Чтение сказки а ремизова хлебный голос дидактическая игра я вам вы мне подготовительная группа
  • Чтение сказки в катаева цветик семицветик в подготовительной группе
  • Чтение русской народной сказки царевна лягушка в старшей группе конспект