Чтение русской народной сказки крылатый мохнатый да масленый

Конспект ноод по развитию речи чтение сказки крылатый, мохнатый да масленый подготовила воспитатель гбдоу 7 московского района, г. санкт-петербург- гогул

Конспект НООД по развитию речи «Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»

 Подготовила воспитатель  ГБДОУ №7 Московского района,

г. Санкт-Петербург- Гогул Надежда Ивановна

Орг. момент

Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?

Дети: Клубочек.

Воспитатель: Как вы думаете, какой он?

Дети: Волшебный.

Воспитатель: Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрый и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек Лере и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.

Дети перечисляют ласковые слова.

Основная часть:

Воспитатель: Вот и опять клубочек дошёл до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?

(Дети перечисляют).

Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:

— раз-два-три в стране сказок очутись (одеваю платок)

Садятся

— Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается

— Вы знаете, я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные? (Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков,

А сейчас я хочу проверить хорошо ли вы помните сказки

Проводится игра«Ты мне – я тебе».

(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? (Колобок.)

— Что били, били — не разбили? (Яйцо.)

— Кто разрушил теремок? (Медведь.)

— Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)

— У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)

— Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)

— Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)

— Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)

— Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)

— Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

-В какой сказке мальчик превратился в козленка 

-Кто унес мальчика от сестрицы

-Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

— Какими словами начинаются русские народные сказки?(жили-были)

— Какими словами заканчиваются?

В:Чему учат сказки?

Д: Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.

— Молодцы!

— Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А о ком она – вы отгадайте сами. Подумайте и скажите: про кого можно сказать «крылатый» (воробей) или «крылатая» (птица, бабочка)«мохнатый»«масляный»(ответы детей). Мы неслучайно с вами вспомнили, так как они и составляют название новой русской народной сказки, которая называется «Крылатыймохнатый да масляный».

Чтение художественной литературы.

Воспитатель знакомит детей с новой сказкой «Крылатыймохнатый да масляный». Чтение сказки сопровождается презентацией.

Физкультминутка «Мышка».

Мышка быстренько бежала (бег на месте,

Мышка хвостиком виляла (имитация движений,

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять,

Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).

Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному.

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

— Как звали героев сказки?

— Как жили друзья в начале сказки?

— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

-Как бы вы поступили на месте друзей? Почему так? (спросить 2-3 детей)

-Что можно посоветовать друзьям (жить дружно и не ссориться).

— Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

-Можно ли было поступить по другому? Если можно то как? (спросить 2-3 детей)

Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.)

А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.)

— Когда же, друзья мои, так бывает?

— «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Кто это сказал? Почему блин так сказал?

Д: Потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому.

В: Правильно ребята. Ведь не даром русский народ сложил пословицу о дружбе«Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».

-Кого можно пожалеть в сказке? (всех).

-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?

Д: Воробья. Взаимовыручке, терпению,

Преданности и пониманию того,что каждый должен выполнять свою работу.

— Чем заканчивается сказка?

— Коль так случилось, делать нечего: Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.

— Чему вас научила эта сказка (Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга).

Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»

Словесная игра «Чья работа?».

Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.

-Что делал блин до ссоры (щи да кашу варил).

-А после ссоры (на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела).

-Что делала мышка до ссоры (дрова рубила).

-А после ссоры (обед варила да ошпарилась).

-Что делал воробей до ссоры (на охоту ходил).

-А после ссоры (дрова клевал да и клюв своротил).

-Молодцы!

Проводиться физминутка:

Ну что продолжим наше путешествие? А чтобы было веселей

Ой, ой, ой – повторяйте все за мной

Физкультминутка с проговариванием чистоговорок

Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)

Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).

Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)

Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)

Дети садятся на стулья.

— Ребята, я предлагаю вам обыграть эту сказку. Но вначале мы сделаем массаж лица:

В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.

Брови выведу дугой, нос потрогаю рукой.

Губы ниточкой сложу, все я краше, погляжу!

— Ребята, как вы думаете, какое настроение было у блина, когда он пошел в лес: веселое или грустное?

-Ребята, с помощью мимики лица покажите радость. (Улыбнемся).

— Почему вы думаете, что веселое?

Как вы думаете, что такое мимика (ответы детей)

Мимика – это выражение лица, которое зависит от нашего настроения.

Если у вас веселое настроение, то вы, улыбаетесь, а если грустное то вы, грустите.

— А кто вышел навстречу блину?

Д. Лиса

— А какая лиса обычно в сказках?

Д. Хитрая.

— Покажите хитрое выражение лица. Давайте покажем, как ходит лиса. (показывает 1 ребёнок)

Вот лиса увидела блин. Нюхает его, облизывается. Покажите, как лиса

облизывается.

— И лиса у него спрашивает«Ты куда, блинок, бежишь?»

Скажите эту фразу так, чтобы было понятно, что лиса хитрая. (все дети)

— А как вы думаете. Какое было выражение лица у блина, кода лиса обнюхивала его и облизывалась?

Д. Он был удивлен (напуган).

— Покажите удивление (страх).

— А в это время мышка дома варит щи, но они не получаются у неё такими вкусными как у блина. Давайте представим, что мы взяли ложку и пробуем щи. А они оказались невкусными.

— Что делает мышка, чтобы щи стали вкусными?

Д. Мышка прыгает в горшок.

— А щи в горшке, какие: горячие или холодные?

Д. Горячие.

— Мышка выпрыгивает из горшка. Ей больно. Ребята, покажите, какое выражение лица может быть у человека, если ему больно?

— А про воробья мы сказали, что он стал дрова на мелкие щепки ломать.

Что случилось с воробьем?

Д. Он свернул клюв.

— Воробей клювом ломает дрова на щепки. Хватается за клюв. Садится на пенёк и плачет. (показ детьми).

— Тут воробью стало стыдно. Покажите с помощью мимики лица, что человеку стыдно.

— Почему воробью стало стыдно? (потому что он позавидовал своим друзьям)

— Ребята, вы все молодцы!

Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись (снимаю платок сказочницы)

— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (ответ детей)

— Чему научила вас эта сказка? (дружбе,взаимовыручке,доброте и преданности).

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!

Конспекты ООД по ЧХЛ в старшей группе ДОУ

Автор: Михайлова Ирина Георгиевна Тема: Чтение русской – народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый». Цель: познакомить детей со сказкой. Систематизировать и углубить знания детей о русском устном творчестве, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

Задачи: учить понимать характер и поступки героев. Замечать и понимать образные выражения. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, способствовать обогащению словарного запаса детей. Развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Содержание ООД

Вводная часть Приветствие Воспитатель: Ребята давайте скажем всем здравствуйте! (Дети встают в круг.)

— Здравствуй солнце золотое (правая рука вверх).

— Здравствуй небо голубое (левая рука вверх).

— Здравствуй маленький цветок (приседают).

— Здравствуй в поле ветерок (машут руками).

— В детский садик я хожу всех я вас приветствую (идут по кругу).

Воспитатель: Ребята я хочу с вами отправиться в путешествие. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?

(Дети перечисляют).

Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:

— Крибли, крабли раз-два-три, в стране сказок очутись (одеваю платок).

Садятся.

— Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается.

— Я очень люблю сказки, особенно русские народные. А как вы думаете, что значит – русские народные? (Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков)

А сейчас я хочу про верить хорошо ли вы помните сказки?

Игра: «Ты мне – я тебе».

(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? (Колобок.)

— Что били, били — не разбили? (Яйцо.)

— Кто разрушил теремок? (Медведь.)

— Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)

— У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)

— Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)

— Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)

— Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)

— Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)

— Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

-В какой сказке мальчик превратился в козленка ?(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

-Кто унес мальчика от сестрицы?(гуси-лебеди)

-Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

— Какими словами начинаются русские народные сказки?(жили-были)

— Какими словами заканчиваются?

Воспитатель: Чему учат сказки?

Дети: Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А называется она «Крылатый, мохнатый да масленый». Как вы думаете, о ком рассказывается в этой сказке? Кто Крылатый? – это может быть самолёт, а может птица. Как вы думаете какая птица?

Воспитатель: Крылатый ворона, сорока… не подходит

Дети: Крылатый ворон, воробей….

Воспитатель: А мохнатый? А масленый? У этой сказки и начало необычное, вспомните, как обычно начинаются русские народные сказки?

Дети: «Жили-были».

Воспитатель: А эта сказка начинается «На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масленый». Да, здесь не просто сказано «жили – были», но и указано, где жили сказочные герои. И где же жили три братца? (Хоровой ответ детей.)

Воспитатель: Садитесь ребята поудобнее, сейчас я вам расскажу сказку «Крылатый, мохнатый да масляный».

Чтение сказки сопровождается презентацией.

Физкультминутка «Мышка».

Мышка быстренько бежала (бег на месте),

Мышка хвостиком виляла (имитация движений),

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),

Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).

Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

— Как звали героев сказки?

— Как жили друзья в начале сказки?

— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

-Как бы вы поступили на месте друзей? Почему так? (спросить 2-3 детей)

-Что можно посоветовать друзьям (жить дружно и не ссориться).

-Можно ли было поступить по-другому? Если можно, то как? (спросить 2-3 детей)

— Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.)

— А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.)А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.)

— Когда же, друзья мои, так бывает?

— «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Кто это сказал? Почему блин так сказал?

Дети: Потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому.

Воспитатель: Правильно ребята. Ведь не даром русский народ сложил пословицу о дружбе: «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».

-Кого можно пожалеть в сказке? (всех).

-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?

Дети: Воробья. Взаимовыручке, терпению, преданности и пониманию того, что каждый должен выполнять свою работу.

— Чем заканчивается сказка?

— Коль так случилось, делать нечего: Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.

— Чему вас научила эта сказка (Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга).

— Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»

Словесная игра «Чья работа?».

Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.

-Что делал блин до ссоры (щи да кашу варил).

-А после ссоры?(на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела).

-Что делала мышка до ссоры? (дрова рубила).

-А после ссоры? (обед варила да ошпарилась).

-Что делал воробей до ссоры? (на охоту ходил).

-А после ссоры? (дрова клевал, да и клюв своротил).

-Молодцы!

Заключительная часть

Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись (снимаю платок сказочницы)

— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (ответ детей)

— Чему научила вас эта сказка? (дружбе, взаимовыручке ,доброте и преданности).

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!

Составлено с помощью интернет источников

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/444667-konspekt-ood-v-starshej-gruppe-na-temu-chteni

Конспект ООД по чтению художественной литературы в старшей группе ДОУ «Сказка»Конспект ООД по чтению художественной литературы в старшей группе ДОУ «Сказка»

Автор: Михайлова Ирина Георгиевна

Тема: Чтение русской – народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Цель: познакомить детей со сказкой. Систематизировать и углубить знания детей о русском устном творчестве, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

Задачи: учить понимать характер и поступки героев. Замечать и понимать образные выражения. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, способствовать обогащению словарного запаса детей. Развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Содержание ООД

Вводная часть Приветствие Воспитатель: Ребята давайте скажем всем здравствуйте! (Дети встают в круг.)

— Здравствуй солнце золотое (правая рука вверх).

— Здравствуй небо голубое (левая рука вверх).

— Здравствуй маленький цветок (приседают).

— Здравствуй в поле ветерок (машут руками).

— В детский садик я хожу всех я вас приветствую (идут по кругу).

Воспитатель: Ребята я хочу с вами отправиться в путешествие. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?

(Дети перечисляют).

Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:

— Крибли, крабли раз-два-три, в стране сказок очутись (одеваю платок).

Садятся.

— Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается.

— Я очень люблю сказки, особенно русские народные. А как вы думаете, что значит – русские народные? (Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков)

А сейчас я хочу про верить хорошо ли вы помните сказки?

Игра: «Ты мне – я тебе».

(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? (Колобок.)

— Что били, били — не разбили? (Яйцо.)

— Кто разрушил теремок? (Медведь.)

— Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)

— У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)

— Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)

— Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)

— Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)

— Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)

— Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

-В какой сказке мальчик превратился в козленка? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

-Кто унес мальчика от сестрицы? (гуси-лебеди)

-Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

— Какими словами начинаются русские народные сказки? (жили-были)

— Какими словами заканчиваются?

Воспитатель: Чему учат сказки?

Дети: Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А называется она «Крылатый, мохнатый да масленый». Как вы думаете, о ком рассказывается в этой сказке? Кто Крылатый? – это может быть самолёт, а может птица. Как вы думаете какая птица?

Воспитатель: Крылатый ворона, сорока… не подходит

Дети: Крылатый ворон, воробей…

Воспитатель: А мохнатый? А масленый? У этой сказки и начало необычное, вспомните, как обычно начинаются русские народные сказки?

Дети: «Жили-были».

Воспитатель: А эта сказка начинается «На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масленый». Да, здесь не просто сказано «жили – были», но и указано, где жили сказочные герои. И где же жили три братца? (Хоровой ответ детей.)

Воспитатель: Садитесь ребята поудобнее, сейчас я вам расскажу сказку «Крылатый, мохнатый да масляный».

Чтение сказки сопровождается презентацией.

Физкультминутка «Мышка».

Мышка быстренько бежала (бег на месте),

Мышка хвостиком виляла (имитация движений),

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),

Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).

Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

— Как звали героев сказки?

— Как жили друзья в начале сказки?

— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

-Как бы вы поступили на месте друзей? Почему так? (спросить 2-3 детей)

-Что можно посоветовать друзьям (жить дружно и не ссориться).

-Можно ли было поступить по-другому? Если можно, то как? (спросить 2-3 детей)

— Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.)

— А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.)

— Когда же, друзья мои, так бывает?

«Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Кто это сказал? Почему блин так сказал?

Дети: Потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому.

Воспитатель: Правильно ребята. Ведь не даром русский народ сложил пословицу о дружбе: «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».

-Кого можно пожалеть в сказке? (всех).

-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?

Дети: Воробья. Взаимовыручке, терпению, преданности и пониманию того, что каждый должен выполнять свою работу.

— Чем заканчивается сказка?

— Коль так случилось, делать нечего: Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.

— Чему вас научила эта сказка (Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга).

— Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»

Словесная игра «Чья работа?».

Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.

-Что делал блин до ссоры (щи да кашу варил).

-А после ссоры? (на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела).

-Что делала мышка до ссоры? (дрова рубила).

-А после ссоры? (обед варила да ошпарилась).

-Что делал воробей до ссоры? (на охоту ходил).

-А после ссоры? (дрова клевал, да и клюв своротил).

-Молодцы!

Заключительная часть

Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись (снимаю платок сказочницы)

— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (ответ детей)

— Чему научила вас эта сказка? (дружбе, взаимовыручке, доброте и преданности).

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!

Составлено с помощью интернет источников

Конспект занятия

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

  1. Ход занятия

Дети сидят на стульчиках перед воспитателем.

Воспитатель :Для начала, ребята давайте сделаем зарядку для наших язычков, чтобы речь наша была четкой.

Проводится артикуляционная гимнастика.

Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, но сначала мне хочется узнать,   любите ли вы сказки?

(ответы детей) 

Я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные?

(ответы детей) 

А теперь давайте поиграем.

 Воспитатель проводит дидактическую игру «Что бывает?».
    Что бывает крылатое?

 Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, птицы.

Воспитатель вывешивает на доске воробья.

Воспитатель: Что бывает мохнатое?

(Ответы детей)

                        Правильно, звери.

Вывешивает на доске мышку.

Воспитатель: Что может быть  масляная,  масляный,  масленое? 

(Ответы детей. Воспитатель вывешивает фигурку блина).

Воспитатель: Ребята, мы сегодня не зря вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

А теперь ребята, давайте поиграем!

Физкультминутка «Мышка».

Дети встают со своих мест и выполняют действия по тексту.

Мышка быстренько бежала (бег на месте),

Мышка хвостиком виляла (имитация движений),

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),

Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).

Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному.

 Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю эту сказку, а вы слушайте её   внимательно.

Воспитатель читает сказку.

Во время чтения вывешивает на доску последовательно картинки – сюжеты. После прочтения сказки воспитатель проводит беседу.

Воспитатель: Как звали героев сказки?(Ответы детей)

— Как жили друзья в начале сказки?

— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

— Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

— «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет», — так сказал Блин. Почему он так сказал?

— Чем заканчивается сказка?

Воспитатель: А теперь ребята давайте попробуем составить схему, опираясь на которую нам легко будет пересказать сказку. 

Детям предлагаетя выбрать с чего началась сказка, расставить все картинки в соответствии с текстом. После составления мемо-таблицы предлагаем детям пересказать текст.

Воспитатель:

Ребята, нам пора возвращаться из страны сказок. Для этого давайте закроем глазки, повернемся через левое плечо.

— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?(ответ детей)

— Чему научила вас эта сказка?
(ответы детей)

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками.

Молодцы. Занятие закончено.

Текст сказки

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:

— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

А блин ему:

— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:

— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!

А мышь ему:

— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!

— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз призадумался воробей.

«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

— Завтра же работу поменяем!

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.

Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

— На охоту.

— А какую ты, блинок, песенку поешь?

Блин заскакал на месте да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

— Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?

А блин ей:

— На сметане да с сахаром!

А лиса ему:

— Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!

А блин кричит:

— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

А лиса ему:

— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.

«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.

Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.

Тут блин и говорит:

— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.

Тут воробей со стыда под лавку забился.

Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.

Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.

Самые известные и популярные сказки русских и советских писателей, народные сказки.

Русские литературные сказки

skaz23

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) стал одним из родоначальников русской авторской сказки.
В сказках А.С.Пушкина (1799–1837) отразилось знакомство с разнообразными текстами, от народных сказок из собрания братьев Гримм до высокой литературы. Несомненное влияние на пушкинские сказки оказало и знакомство автора с русским фольклором.

Одна из лучших русских авторских сказок Черная курица, или Подземные жители. Волшебная повесть для детей (1829) написана Антонием Погорельским (настоящие имя и фамилия – Алексей Алексеевич Перовский, 1787–1836). 
Заметную роль в становлении русской литературной и авторской сказки сыграли Владимир Иванович Даль со своими вариациями на темы русской фольклорной сказки, Петр Павлович Ершов (1815–1869), автор стихотворной сказки Конек-Горбунок (1834), Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1862–1889), создатель многочисленных сатирических сказок.

Корней Иванович Чуковский (настоящие имя и фамилия – Николай Васильевич Корнейчуков, 1882–1969). создал ряд сказок, ставших классическими – Мойдодыр (1923), Тараканище (1923), Муха-цокотуха (1924), Бармалей (1925), Айболит (1929). 

Интересный авторские сказки в русле народной устной традиции создали отлично знавшие северный фольклор Борис Викторович Шергин (1896–1973,и Степан Григорьевич Писахов (1879–1960).
Этапной в развитии авторской сказки стала книга Юрия Карловича Олеши (1899–1960) Три толстяка (1924, выход в свет – 1928), его единственный опыт в детской литературе. 

Произведения Евгения Львовича Шварца (1896–1958)  Дракон (1944), Обыкновенное чудо (1954), демонстрируют прекрасное знание западноевропейской сказки, но являются неотъемлемой частью художественного мира драматурга.

Популярной стала Алексея Николаевича Толстого (1883–1945) Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)., где рассказывается о похождениях деревянного мальчика Буратино.

Лазарь Ильич Лагин (настоящая фамилия – Гинзбург, 1903–1979), создавая повесть Старик Хоттабыч (1938) строит повествование, описывая сказочное волшебство в социалистической стране, выработавшей новый тип человека..

С пересказа книги американского писателя Л.Ф.Баума «Мудрец из страны Оз»  начинал Александр Мелентьевич Волков (1891–1977), написавший  повесть «Волшебник Изумрудного города» (первое издание – 1939).  Вышедшие впоследствии Урфин Джюс и его деревянные солдаты, Семь подземных королей, Огненный бог Марранов, Желтый туман и Тайна Заброшенного Замка – оригинальные сочинения автора.

Переходный между литературной и авторской сказкой жанр представлен в сборниках Финист – Ясный Сокол (1947) и Волшебное кольцо (1949), собранных Андреем Платоновичем Платоновым (1899–1951). Русские народные сказки преображены настолько, что вряд ли верно называть это «обработкой».

В 50-х годах большую известность получили книги Виталия Георгиевича Губарева (1912–1981) Королевство кривых зеркал (1951), В Тридевятом царстве (1956), Трое на острове (1959). Подлинную популярность книге принес одноименный кинофильм режиссера А.А.Роу, вышедший на экран в 1963.

Триология Николая Николаевича Носова (1908–1976) Приключения Незнайки и его друзей (отдельное издание – 1954), Незнайка в Солнечном городе (отдельное издание – 1958) и Незнайка на Луне (отдельное издание – 1971) соединила  в себе различные стили, от утопии до памфлета.

Валерий Владимирович Медведев (род. 1923) в повести Баранкин, будь человеком! (1962) близок к жанру научной фантастики. Превосходную авторскую сказку Шел по городу волшебник…(1963) написал ленинградский прозаик Юрий Геннадьевич Томин (настоящая фамилия – Кокош, р. 1929).

Эдуард Николаевич Успенский (род. 1937). в книге «Крокодил Гена и его друзья» (1966) создает непривычную систему персонажей, делая главным героем изобретенное им существо. Его книга Вниз по волшебной реке (1979) построена на игре с формами и стереотипами народной сказки,  в данном случае фольклорное произведение приобретает черты авторской.сказки

▤ Дополняющие материалы: 100 лучших сказок мира. Гид по сказкам

ss196tr

70 лучших сказок русских и советских писателей

1 Александр Пушкин — Руслан и Людмила
2 Александр Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке
3 Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане
4 Александр Пушкин — Сказка о попе и о работнике его Балде
5 Александр Пушкин — Сказка о золотом петушке
6 Александр Пушкин — Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
7 Василий Жуковский —  Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче,
о хитростях Кощея Бессмертного и
о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери
8 Василий Жуковский — Сказка о Иване-царевиче и сером волке
9 Иван Крылов — Ворона и Лисица
10 Иван Крылов — Мартышка и очки
11 Иван Крылов — Лебедь, Рак и Щука
12 Иван Крылов — Стрекоза и Муравей
13 Иван Крылов — Слон и Моська
14 Сергей Аксаков — Аленький цветочек
15 Петр Ершов — Конёк-Горбунок
16 Алексей Толстой — Золотой ключик, или Приключения Буратино
17 Алексей Толстой — Прожорливый башмак
18 Александр Островский — Снегурочка
19 Павел Бажов — Уральские сказы
20 Николай Некрасов — Генерал Топтыгин
21 Николай Некрасов — Сказка о добром царе, злом воеводе и бедном крестьянине
22 Николай Гоголь — Вий
23 Александр Грин — Бегущая по волнам
24 Самуил Маршак — Двенадцать месяцев
25 Николай Носов — Приключения Незнайки и его друзей
26 Николай Носов — Незнайка на Луне
27 Николай Носов — Незнайка в Солнечном городе
28 Алан Александр Милн — Винни-Пух
29 Эдуард Успенский — Дядя Фёдор, пёс и кот
30 Лазарь Лагин — Старик Хоттабыч
31 Корней Чуковский — Мойдодыр
32 Корней Чуковский — Доктор Айболит
33 Евгений Велтистов — Электроник — мальчик из чемодана
34 Аркадий Гайдар — Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове
35 Сергей Козлов — Сказки о ёжике и медвежонке
36 Виталий Бианки — Рассказы и сказки
37 Юрий Олеша — Три толстяка
38 Константин Паустовский — Сказки
39 Виталий Губарев — Королевство кривых зеркал
40 Александр Волков — Урфин Джюс и его деревянные солдаты
41 Виталий Бианки — Синичкин календарь
42 Евгений Шварц — Голый король
43 Валентин Катаев — Цветик-семицветик
44 Александр Волков — Волшебник Изумрудного города
45 Александр Волков — Жёлтый Туман
46 Александр Волков — Огненный бог Марранов
47 Александр Волков — Семь подземных королей
48 Борис Шергин — Волшебное кольцо
49 Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком
50 Юрий Томин — Шёл по городу волшебник
51 Лия Гераскина — В стране невыученных уроков
52 Сергей Абрамов — Выше радуги
53 Кир Булычев — Сто лет тому вперёд
54 Владимир Одоевский — Городок в табакерке
55 Владимир Одоевский — Мороз Иванович
56 Владимир Одоевский — Индийская сказка о четырех глухих
57 Вениамин Каверин — Песочные часы
58 Софья Прокофьева — Сказка о ветре в безветренный день (Пока бьют часы)
59 Всеволод Гаршин — Attalea princeps
60 Владимир Брагин — В Стране Дремучих Трав
61 Радий Погодин — Где ты, Гдетыгдеты?
62 Дмитрий Гайдук — Растаманские Сказки
63 Андрей Малышев — Елена Прекрасная
64 Софья Ролдугина — Ключ от всех дверей
65 Виталий Губарев — В Тридевятом царстве
66 Эдуард Веркин — Серия книг «Хроника Страны Мечты»
67 Тамара Крюкова — Кот на счастье
68 Елена Данько — Побеждённый Карабас
69 Степан Григорьевич Писахов —  Соломбальска бывальщина
70 Ованес Туманян.  Умный и глупый

BOOK24. САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ КНИГИ СО СКАЗКАМИ


Русские народные сказки

Фольклористы обычно выделяют 3 основных вида русских народных сказок: сказки о животных, бытовые, и волшебные сказки.
Среди русских народных сказок присутствует достаточно много сказок о животных («Лиса и Журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т. п.), у которых обычно простая мораль, и они отражают чаще всего отношения, существующие между людьми. Затем идут бытовые сказки, в которых прослеживаются реальные черты народной жизни («Кашица из топора», «Жена-спорщица» и т. п). Наконец, самые интересные – волшебные сказки, с необычными сюжетами, героями, превращениями и всевозможными чудесами («Марья Моревна», «Сивка-бурка» и т. п.).

Всем хорошо известны традиционные персонажи русских сказок: Баба-яга, Василиса Премудрая, Иван-царевич, волшебные помощники (утка, заяц, медведь и другие).
В народных сказках с незапамятных времен идет яростная борьба между Добром и Злом: юный Иван-царевич храбро сражается со Змеем Горынычем и побеждает его, простой крестьянин ловко одурачивает жадного попа и чертей, а Василиса Прекрасная берет верх над жестокой Бабой-ягой.
В русских сказках частым персонажем оказываются волшебные животные, которые могут разговаривать и помогать главному герою. Иногда такими животными оказываются заколдованные люди, которых необходимо освободить от власти злых чар. Наиболее часто в русских сказках присутствуют следующие животные: лягушки (Царевна-Лягушка), птицы (Гуси-лебеди, Жар-Птица), лисы (Лиса Патрикеевна), медведи (Мишка Косолапый), кошки (Кот-Баюн), волки (Серый Волк), козы (Коза-дереза), лошади (Сивка-Бурка).
Нередко персонажами становятся демонические существа (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудо-юдо, Змей-Горыныч).
Люди представлены либо мужскими (Иван-дурак, Иван-царевич, Емеля, Солдат), либо женскими (Марья Искусница, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Василиса Прекрасная) вымышленными персонажами.
Также персонажами могут стать ожившие артефакты (Терёшечка, Глиняный парень, Колобок).

Звери и птицы принимают активное участие в событиях народной сказки. Часто герой спасает их, а они, в свою очередь, ему помогают – так в сказках утверждается связь человека и природы. Каждый зверь имеет в сказке определенное символичное значение. Так, ворон – птица мудрая, волк всегда зол и коварен, лисица хитра, а медведь глуп. Кроме того, сказители любят давать своим героям необычные имена: Котофей Иваныч (кот), Михаил Потапыч (медведь), Лизавета Ивановна (лиса). Приключения животных похожи на людскую жизнь.

65 лучших русских народных сказок

1 Гуси-лебеди 33 Два Ивана — солдатских сына
2 Иван-царевич и серый волк 34 Два Мороза
3 Сестрица Аленушка и братец Иванушка 35 Елена Премудрая
4 Василиса Прекрасная 36 Золотая рыбка
5 Царевна-Лягушка 37 Иван Бесталанный и Елена Премудрая
6 Иванушка-дурачок 38 Иван — коровий сын
7 Колобок 39 Казак и ведьма
8 Репка 40 Как лиса шила волку шубу
9 Курочка Ряба 41 Кашица из топора
10 Петушок – золотой гребешок 42 Коза — дереза
11 Баба-Яга 43 Кот — серый лоб, козел да баран
12 Сивка-Бурка 44 Кривая уточка
13 Теремок 45 Мальчик с пальчик
14 Морозко 46 Маша и медведь
15 Иван — крестьянский сын и чудо-юдо 47 Медведь и лиса
16 Финист — ясный сокол 48 Морской царь и Василиса Премудрая
17 Волк и коза 49 Мужик и медведь
18 Белая уточка 50 Никита Кожемяка
19 Бобовое зернышко 51 О Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове
20 Волшебное кольцо 52 О молодильных яблоках и живой воде
21 Журавль и цапля 53 Пастушья дудочка
22 Зимовье зверей 54 По щучьему веленью
23 Каша из топора 55 Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
24 Летучий корабль 56 Поп и батрак
25 Кот и лиса 57 Правда и Кривда
26 Лиса и волк 58 Семь Симеонов
27 Лиса и журавль 59 Фома и Ерема
28 Лиса и кувшин 60 Хаврошечка
29 Мужик и медведь 61 Хрустальная гора
30 Никита Кожемяка 62 Царевна — змея
31 Хаврошечка 63 Чернушка
32 Марья Моревна 64 Чудесная рубашка
    65 Яичко

Сказки. Купить книги


Русские народные сказки. Раздел в интернет-магазине Лабиринт
labirint.ru

Сказки отечественных писателей. Раздел в интернет-магазине Лабиринт
labirint.ru

Жанр «Сказки» в книжном магазине Литрес
litres.ru 

Почитать русские народные сказки 


Детская электронная библиотека «Пескарь»

peskarlib.ru/skazki

Сайт «Сказки»

l-skazki.ru 

Мульфильмы по руским сказкам


А

А в этой сказке было так…

Алёнушка и солдат (мультфильм)

Б

Баба Яга. Начало (мультфильм)

Бабка Ёжка и другие

Бурёнушка

В

Вернулся служивый домой

Волк и семеро козлят (мультфильм)

Волк и семеро козлят на новый лад

В некотором царстве…

Василиса Прекрасная (мультфильм)

Верлиока (мультфильм)

Вершки и корешки

Волчище — серый хвостище

Волшебная птица (мультфильм)

Г

Горе — не беда

Гуси-лебеди (мультфильм)

Д

Двенадцать месяцев (аниме)

Девочка и медведь

Дереза (мультфильм)

Ж

Жар-птица (мультфильм)

Жил у бабушки козёл

Жихарка (мультфильм, 2006)

З

Зимовье зверей (мультфильм, 1981)

И

Ивашко и Баба-Яга

К

Как поймать перо Жар-Птицы

Как старик наседкой был

Колобок (мультфильм, 1936)

Краса ненаглядная

Крылатый, мохнатый да масленый

Как грибы с горохом воевали

Каша из топора

Колобок (мультфильм, 1956)

Кот и лиса (мультфильм)

Кот Котофеевич (мультфильм)

Л

Лиса и дрозд (мультфильм)

Летучий корабль (мультфильм)

Лиса и Волк (мультфильм, 1936)

Лиса и волк (мультфильм, 1958)

Лиса и заяц

Лиса и медведь (мультфильм)

Лиса Патрикеевна (мультфильм)

Лиса, заяц и петух (мультфильм)

М

Машенька (мультфильм)

Межа (мультфильм)

Мороз Иванович (мультфильм)

Мальчик-с-пальчик (мультфильм, 1977)

Машенька и медведь (мультфильм)

Медведь — липовая нога

Молодильные яблоки (мультфильм)

П

Петушок — золотой гребешок (мультфильм)

Поди туда, не знаю куда (мультфильм)

Последняя невеста Змея Горыныча

Про деда, бабу и курочку Рябу

Петух и боярин

По щучьему велению (мультфильм, 1984)

По щучьему велению (фильм, 1970)

С

Синеглазка (мультфильм)

Сказка о солдате (мультфильм)

Сказка сказывается

Снегурочка (мультфильм, 2006)

Старик и журавль (мультфильм)

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (мультфильм)

Сказка о глупом муже (мультфильм)

Сказка о Снегурочке (мультфильм)

Сказка про Емелю

Снегурка (мультфильм)

Т

Теремок (мультфильм, 1937)

Теремок (мультфильм, 1945)

Терем-теремок (мультфильм)

Три дровосека

У

Уважаемый леший

У страха глаза велики

Ц

Цапля и журавль (мультфильм)

Царевна-лягушка (мультфильм, 1954)

Царевна-лягушка (мультфильм, 1971)

Царь Дурандай

Ч

Чудесный колодец

Чудесный колокольчик

Чудо-мельница

ВИДЕО


Советские фильмы по мотивам литературных и народных сказок

www.ivi.ru

Советские и российские фильмы по мотивам сказок

www.youtube.com

60 любимых советских мультфильмов по мотивам сказок

kino.mail.ru

  • Читать сосредоточенно как пишется
  • Читать сказку три царства медное серебряное и золотое северный вариант
  • Читать сказку про винни пуха и пяточка
  • Читать сказку проказы старухи зимы ушинский
  • Читать сказку лиса и журавль русская народная сказка с картинками