Чоткар патыр марийская сказка

Подобный материал:календарно-тематическое планирование по истории 11 класс, 290.92kb.тематическое планирование уроков по мировой художественной культуре 10 класс, 98.55kb.тематическое планирование учебного материала

Подобный материал:

  • Календарно-тематическое планирование по истории 11 класс, 290.92kb.
  • Тематическое планирование уроков по мировой художественной культуре 10 класс, 98.55kb.
  • Тематическое планирование учебного материала по истории 6 класс, 247.81kb.
  • Тематическое планирование курса «история» 10 класс (базовый уровень) учителя истории, 300.19kb.
  • Тематическое планирование учебного материала по истории 10 «а» класс, 420.35kb.
  • Тематическое планирование учебного материала по истории 10 «Б» класс, 758.49kb.
  • Тематическое планирование по истории 5 класс, 281.4kb.
  • Тематическое планирование по геометрии 9 класс, 279.7kb.
  • Тематическое планирование по предмету «Искусство» (мхк) 11 класс, 154.6kb.
  • Тематическое планирование по истории 2011-2012г. 5 класс, 545.37kb.

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Литература и театр

1. Александров А. Напевы моркинской стороны: О спектакле Марийского драматического театра им. М. Шкетана «Морко сем» /Марийская правда. — 1975. — 17 мая.

2.Артамонов Ю.Звездное озеро. Повести и рассказы. — Йошкар-Ола, 1991.

3.Асылбаев А. Сергей Чавайн. Очерки жизни и творчества. — Йошкар-Ола, 1963.

4.Бассаргин Б. М. Шкетан. О жизни и творчестве писателя. — Йошкар-Ола, 1960.

5.Беспалова Г., Васин К., Зайниев Г. Писатели Марийской АССР: Библиографический справочник. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во , 1988.

6.Большаков М. Добрый Яндывай. Поэмы и сказки. — Йошкар-Ола, 1985.

7.Большаков М. Осенний ветер. — Йошкар-Ола, 1989.

8.Бояринова В. И. Лесные цветы. Белая лебедь. Сказки /Перевод с мар.

В. Панова.– Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1985. – 48 с.

9.Бояринова В.В стране колокольчиков. — Йошкар-Ола, 1980;

10.Бурдина М. И. В родной стране: Книга для чтения. В помощь начальному самообразованию. — М.: Просвещение, 1970. (См.: С. Васильев. «Люблю тебя, моя Россия». — С. 7; Л. Татьяничева. Берегите старых людей. — С.175.

11.Васин К. Страницы дружбы. Историко-литературные очерки. — Йошкар-Ола, 1959.

12.Васин К. У голубого озера.Рассказы. — М., 1960.

13.Васин К. Песня патыров. Рассказы. — Йошкар-Ола, 1960.

14.Васин К. С вами, русичи! Повесть. — М. , 1961.

15.Васин К. Зеленая роща. Повести и рассказы. — Йошкар-Ола, 1972

16.Васин К. На земле Онара. Повесть о Марийской республике: Для среднего и старшего школьного возраста /Перевод с мар. В. Муравьева. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1973. – 168 с.

17.Васин К. Сабля атамана. Рассказы. — М., 1974.

18.Васин К. К. Просветительство и реализм. К проблеме генезиса социалистического реализма в марийской литературе. — Йошкар-Ола, 1975.

19.Васин К. Кузнец песен. Повести. — Йошкар-Ола, 1976.

20.Васин К. История и литература. О проблеме историзма в марийской литературе. — Йошкар-Ола, 1980.

21.Васин К. На земле Онара. Повесть. — Йошкар-Ола, 1983.

22.Васин К. К. Творческие взаимосвязи марийской литературы на современном этапе //Межнациональные связи марийского фольклора, литературы, искусства. — Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. — Йошкар-Ола, 1984. — С. 37-53.

23.Васин К.Живой родник творчества (О жизни и творчестве марийской писательницы З. Ф. Катковой) //Восхождение. — Йошкар-Ола, 1984. — С. 75-87.

24.Васин К. К. Сергей Григорьевич Чавайн. Жизнь и творчество. 2-е, доп. изд. — Йошкар-Ола, 1987.

25.Васинкин А. А. Очерки и рассказы марийских писателей периода Великой Отечественной войны //Проблемы жанра в марийской литературе. — Йошкар-Ола, 1981.

26.Васинкин В. Изображая правду жизни //Васинкин А. Героические годы. Жанр военного романа в литературах народов Поволжья. — Йошкар-Ола. 1987. — С. 47-76.

27.Вишневский С. Память. Стихи и поэмы. — Йошкар-Ола, 1978.

28.Вишневский С. Звездопад Стихи. — М., 1989.

29.Вместе с мамой читаем по слогам. Читаем, считаем, отгадываем: Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. /Сост.: З. М. Глушкова, Н. Г. Никитина.– Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во,1998. – 116 с.

30.Волков А. Песня жизни. Комедия. — Йошкар-Ола, 1949.

31.Волков А. Ксения. Пьесы. — М., 1952.

32.Герд К. О ней я песнь пою. — Ижевск,1997. — 336 с.

33.Георгина М. Романы и повести в послевоенной литературе /Марийская правда. — 1958. — 11 февраля.

34.Георгина М. В. Марийский драматический театр. Страницы истории. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1979.

35.Давыдов-Анатри В. Братья и сестры. — Чебоксары, 1983. — 24 с.

36.Данилов Б. Директор птичьей столовой. Рассказы. — Йошкар-Ола, 1964.

37.Данилов Б. Молодость в шинели. — Йошкар-Ола, 1985.

38.Джалиль Мусса. — Казань, 1969.

39.Дмитриев В. Свет в окне. Стихи и легенды. — Йошкар-Ола, 1980.

40.Долганов Л. Н. , Морозов И. А. Игры и развлечения удмуртов. — Ижевск, 2002.

41.Долгова Л. Н. Удмуртский детский фольклор. — Ижевск, 1970.

42.Долматовский Е. Молодая книга //Выдающиеся произведения советской литературы: 1950. — М., 1952. — С. 414-421 (О цикле «Поэзия любимая подруга» М. Казакова).

43.Домокош П.Формирование литератур малых уральских народов /Перевод с венгерского. — Йошкар-Ола, 1993.

44.Егоров В. Жизнь широким планом. Драматург М. Рыбаков //Лауреаты премии имени Олыка Ипая 1968-1980 гг. — Йошкар-Ола, 1982. — С. 54-60.

45.Егоров Н. Йыралтыш («Улыбка»). Баллада об Ольге Тихомировой // Егоров Н. П. «Кловой сынза» («Голубые глаза»). — Йошкар-Ола, 1985.- На мар. яз.

46.Ермаков Ф. К. Связи К. Герда с марийской культурой //Современные проблемы развития марийского фольклора и искусства: Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. – Йошкар-Ола, 1994. — С. 43-50.

47.Жибрик Н. Вересковая поляна. Лирика. Баллады. — Йошкар-Ола, 1987.

48.Живой камень. Русские писатели о марийском крае /Сост. К. К. Васин. — Йошкар-Ола, 1970.

49.Зеленая роща. Рассказы и сказки марийских писателей /Сост. В. Ф. Сапаев. – М.: Дет. лит. , 1976. – 223 с.

50.Ибатов С. И. Пословицы и поговорки марийского народа. — Йошкар-Ола, 1953. — 88 с.

51.Ибатов С. И. Марий калык мут ден тушто-влак (Марийские народные пословицы и поговорки). — Йошкар-Ола, 1960. — 183 с.- На мар. яз.

52.Иванов А. Е. Драматургия Н. Арбана. — Йошкар-Ола, 1962.

53.Иванов А. Марийская драматургия. Основные этапы развития. — Йошкар-Ола, 1969.

54.Иванов В. Мой брат Эйно. Повесть. — М., 1968. — 79 с.

55.Иванов В. Весна. Повести. — Йошкар-Ола, 1969.

56.Иванов В. Келай и его друзья. — М. , 1981.

57.Иванов В. Тропинка. Роман, повести. — Йошкар-Ола, 1984.

58.Иванов В. Ава шўм (Материнское сердце). Повесть-влак (Повести). Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1991.

59.Иванов И. В поэтическом поиске (О творчестве А. Тимиркаева). /Молодой коммунист. — 1981. — 4 август.

60.Иванов Константин. Избранное. — М. , 1979. — 144 с.

61.Иванова А. Короткое лето. Стихи и поэмы. — М. , 1984.

62.Ильяков Н. тихи и поэмы. — Йошкар-Ола, 1954.

63.Йыван Кырля. От радости пою. Стихи. — М. , 1987.

64.Исламов Ф. Ф.Татарско-марийские культурные связи и Сергей Чавайн //Живое наследие. — Йошкар-Ола, 1992. — С. 87-102.

65.Кадыков Н. С. Поэзия Миклая Казакова. — Йошкар-Ола, 1960.

66.Казаков М. Детям. — Йошкар-Ола, 1959. — 55 с.

67.Казаков М. Так растем. Стихи. – Йошкар-Ола, 1971.

68.Казаков М. Каникулы Эрика. Повесть. – М. , 1977.

69.Казаков М. Избранное. Стихи и поэмы. – М, 1984.

70.Каткова З. От себя не уйдешь. Повести и рассказы. — Йошкар-Ола, 1982.

71.Каткова З. Адресат выбыл. Повести и рассказы. — Йошкар-Ола, 1987.

72.Каткова З. Ф. Страницы жизни. Из поэтической тетради. — Йошкар-Ола: Республ. полигр. — редакц. объединение, 1992. — 33 с.

73.Колумб В. Живая вода. — М. , 1961.

74.Колумб В. Травы целуют солнце. — М. , 1968.

75.Колумб В. А журавли все в небе. Стихи поэмы. — М. , 1972.

76.Колумб В. Где прячется ночь? Стихи и поэмы. — М. , 1974.

77.Колумб В. Горячий след. Стихи и поэмы. — М. , 1975.

78.Колумб В. Про дроздишку и моего мальчишку. — М. , 1980.

79.Косоротов В. Ключевая вода. Рассказы. — Йошкар-Ола, 1967.

80.Косоротов В. Синеглазая весна. Рассказы. — Йошкар-Ола, 1972.

81.Косоротов В. Крутые перевалы. Повесть и рассказы. — Йошкар-Ола, 1972.

82.Красавцев А. Добрый лес: Поро чодыра. Стихи. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста /Ред. и перевод Ю. Галютин-Ялзак. – Йошкар-Ола: Мар. полигр.-изд. комбинат, 1993. – 18 с. (Текст 88. параллельно на рус. и мар. языках).

83.Копылова М. Ребенок под шубой. — Йошкар-Ола, 2006. – 76 с.

84.Коробейников С. Приключения куклы Кати и ее друзей в Италии. — Йошкар-Ола, 1995. — 40 С.

85.Коробейников С. Три веселых дятла. — Йошкар-Ола, 1989. — 62 с.

86.Крупняков А. Марш Акпарса. Роман. — Йошкар-Ола, 1978.

87.Крупняков А. Царев город. Сказание о нове городе на Кокшаге. — Йошкар-Ола, 1984.

88.Кудрявцев В. Князек. Рассказы: Для детей мл. шк. возраста. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1982. – 45 с.

89.Кульбаева Н. И. Вениамин Иванов. Очерк жизни и творчества. — Йошкар-Ола, 1991.

90.Кульбаева Н. А. Становление марийского театрального искусства // Историко-культурный комплекс Республики Марий Эл. -1996. — С….

91.Кульбаева Н.И. Артисты марийского театра. Библиографический справочник.- Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ; МНТД им. М.Шкетаана, 2005.- 288 с.: ил.

92.Легендыш тошкалше Кырла: очерк, статья, шарнымаш-влак /Ю.И.Соловьев ямдылен.- Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 2009.- 312 с.: ил.

92.Лирика. — Йошкар-Ола, 1977.

93.Майн М. Кто подмел двор? Рассказы. — М. , 1964. — 46 с.

94.Макс Майн. Человек-богатырь. Стихи и поэмы. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1970

95.Макс М. Кузнец удалец. Стихи. — М. , 1980.

96.Макс М. Шли мы в бой. Стихи. — Йошкар-Ола, 1989.

97.Марийский край, земля Онара /Сост. К. К. Васин, А. М. Юзыкайн. — М.: Современник, 1989.

98.Марий литератур: 11 классыште тунемше-влаклан хрестоматий (Марийская литература: Хрестоматия для 11 класса) /Сост. Г. Н. Бояринова, С. П. Чеснокова. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2007. — 276 с.

99.Матюковский Г. Дуб и молния. Стихи и поэма-сказка. — М. , 1971.

100.Матюковский Г. В белорусских лесах (Баллада об Ольге Тихомировой) // Подвиг партизанки. — Йошкар-Ола, 1979. — 91 с.

101.Матюковский Г. Иду навстречу солнцу. Стихи и поэмы. — Йошкар- Ола, 1980.

102.Мичурин Азмекей А. На зорьке. Рассказы. – Йошкар-Ола, 1969;

103.Мичурин Азмекей А. С. Поэзия природы. Рассказы: Для детей сред. и ст. шк. возраста /А. Мичурин-Азмекей. Перевод с мар. А. Смоликова, М. Мукачева, З. Макаровой, Л. Ятманова – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1977. – 112 с.

104.Николаев С. Мой марийский Урал. Стихи и поэмы. — М. , 1974.

105.Николаев С. Окна моего детства. Стихи и поэмы. — Йошкар-Ола, 1977.

106.Николаев С. Бессонница. Стихи и поэмы. — Йошкар-Ола, 1982.

107.Николаев С. Комиссары. Пьесы. — М. , 1981.

108.Огненные строки. Стихи. — Йошкар-Ола, 1985.

109.Олык Ипай. Время радости. Стихи и поэмы. — Йошкар-Ола, 1984.

110.Осмин И. Гостья. Поэма. — Йошкар-Ола, 1985.

111.Очерки истории марийской литературы. Т. 1. — Йошкар-Ола, 1963.

112.Панов В. Мальчишки нашего двора. — Йошкар-Ола, 1978. — 32 с.

113.Першут П.Перевод с мар. Левонтина. Муравьиная свадьба. Сказка-поэма. Рис. В. Козьмина. — Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1956. -19 с.

114.Писатели Марий Эл: библиографический справочник / сост.: А.Васинкин, В.Абукаев и др.- Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 2008.- 752 с.

114.Прекрасное утро. Детские рассказы марийских писателей /Пер. с мар. Вл. Муравьева. — Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1960. -99 с.

115.Радуга над Волгой. Антология марийской драматургии. — Йошкар-Ола, 1979.

116.Рассказы марийских писателей: Для детей среднего школьного возраста /Перевод с мар. Вл. Муравьева, Т. Лихоталь. — М.: Сов. Россия, 1978. -235 с.

117.Регеж-Горохов В. Зоосад. Стихи. — Йошкар-Ола,1980.

118.Регеж-Горохов В. Братья. Стихи. — Йошкар-Ола, 1983.

119.Регеж-Горохов В. Занавес открыт. — М. , 1987.

120.Русское слово Марий Эл. Произведения русских писателей Марийского края /Сост. В. М. Панов. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2004. – 384 С.

121.Рыбаков М. Волшебные гусли. Пьеса-сказка в 3 действиях. – Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1969. – 32 с.

122.Рыбаков М. Любимая песня отца. Повесть, рассказы. — Йошкар-Ола, 1986.

123.Рыбаков Н. Легенда лесного края. Пьесы-сказки /Перевод с мар. Ю. Малашева, Б. Г. Константинова, А. Крупнякова. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд. , 1996. – 188 с.

124.Сапаев В. Что скажешь, Миля?- М. , 1970.

125.Сапаев В.Во поле береза: Повести и рассказы. — Йошкар-Ола, 1973.

126.Сказки лесов. Марийские народные сказки /Пер. и лит. обработка А. Ф. Смоликова. Сост. В. А. Акцорин. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1981. – 159 С. (Художник З. А. Лаврентьев).

127.Солнце над лесами. Антология марийской прозы. — Йошкар-Ола, 1987.

128.Соловьиный родник. Антология марийской поэзии. — Йошкар-Ола, 1984.

129.Стародубова В. Ф. Ян – не королевич. — Йошкар-Ола, 1986. — 64 с.

130.Стародубова В. Ф. Ян – не королевич. Сказки. – Йошкар-Ола: Изд-во Марийск. полиграф. комбината, — 72 с.

131.Тимиркаев А. Родные звезды. Стихи. — Йошкар-Ола, 1984.

132.Тимиркаев А. Огниво. Стихи и поэмы. — Йошкар-Ола, 1991.

133.Тукай Г. Избранное. — М. , 1986. — 239 с.

134.Ухсай Я. Коврига. — М. , 1975. — 176 с.

135.Хаким С. Близкая даль. — М. , 1985. — 206 с.

136.Хузангай А. Отсвет рябинового костра (О творчестве А. Ивановой) // Марийская правда. — 1984. — 4 ноября.

137.Чавайн С. Я песни новые пою. Стихотворения и поэмы /Предисловие В. Колумба. — Йошкар-Ола, 1968.

138.Чавайн С. Г. Летнее утро. Стихи: Для детей младшего школьного возраста /Перевод с мар. А. Я. Спиридонова; Сост. В. Б. Исенеков.– Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1988. — 16 с.

139.Чавайн С. Элнет. Роман. — Йошкар-Ола, 1989.

140.Чалай В. Вешний день. Стихи. — М. , 1953.

141.Чалай В. Ямет и Тоймет. Сказка. — Йошкар-Ола, 1967.

142.Чалай В. Незабываемая осень. Стихи и поэмы. — Йошкар-Ола, 1977.

143.Черапкин Н. И. В братском содружестве. — Саранск, 1969Черных С. Творческий путь М. Шкетана. — Йошкар-Ола, 1969.

144.Черных С. Осып Шабдар и его традиции. — Йошкар-Ола, 1975.

145.Чоткар-Патыр. Марийская легенда /Литер. обраб. Г. Коротенкова и В. Волжского. — Йошкар-Ола: Маргиз, 1949. – 8 с.

146.Чукреев В. Поэзия – любимая подруга //Литературная Россия. — 1977. — 25 ноября.

147.Шабдар О. Кориш. Повесть. — М. , 1959.

148. Шкетан М. Детям. Рассказы / М. Шкетан; Пер. с мар. М. Шамбадала, И.Немченко.- Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1953.- 64 с.

149. Шкетан М. Восход солнца. Пьесы. — Йошкар-Ола, 1954.

150. Шкетан М. Жизнь зовет. Рассказы. — Йошкар-Ола, 1955.

151. Шкетан М. Юмористические рассказы. — Йошкар-Ола, 1960.

152.. Шкетан М. Эренгер. Роман. — М. , 1979.

153.Шочмо элемын да мыйын пайрем (Праздник моей Родины — мой праздник): 5-9 класслаште туныктышылан пособий (Учебное пособие для 5-9 классов). На мар. яз. /О. И. Герасимова ямдылен (Сост. О. И. Герасимова). — Йошкар-Ола: Марий книга изд-во, 1989.- На мар. яз.

154.Элексейн Я. Род Тоймаков. Повесть. Рассказы. — Йошкар-Ола, 1959.

155.Юзыкайн А. Ранний цветок. Пьеса. — Йошкар-Ола, 1969.

156.Юзыкайн А. Отчужденные. Роман. — Йошкар-Ола, 1982.

157.Юзыкайн А. Эльян. Роман. — М. , 1982.

158.Юзыкайн А. Медвежья берлога. Роман. — Йошкар-Ола, 1983.

159.Юзыкайн А. Изий. Сказка. — Йошкар-Ола, 1987.

160.Юксерн В. Атаманыч. Повесть: Для детей саршего школьного возраста /В. Юксерн. Пер. с мар. М. Шамбадала. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1953. — 223 с.

161.Юксерн В. Онар. Марийские легенды. — Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1968. — 24 с.

162.Юксерн В. Атаманыч. Повесть. /Василий Юксерн; Пер. с мар. Вл. Муравьева. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1969. – 138 с.

163.Юксерн В. Чоткар. Марийские легенды: Для детей младшего школьного возраста. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1974. — 29 с.

164.Юксерн В. Лис и хозяин леса. Поэма-сказка: Для детей младшего школьного возраста /Перевод с мар. И. Законова. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1981. — 22 с.

165.Юксерн В. Воды текут, берега остаются. Роман, повесть. /Перевод с мар. В. Муравьева- М: Советская Россия, 1983. — 336 с.

166.Юксерн В. Гусли. Роман. — М, 1983.

167.Поздняя заря. Роман, рассказы. — Йошкар-Ола, 1987.

168.Ялкайн Я. Круг. Роман. — Йошкар-Ола, 1980.

169.Яндаков Л. Чоткар. Роман //Ончыко. — 2000. — № 1. — С. 23-84; № 2. — С. 8-54; № 3. — С. 29-86.

170.Яндаков Л. Мамич Бердей. Роман //Ончыко. — 2001. — № 4. — С. 13-71; № 5. — С. 8-70; № 6. — С. 5-54.

Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып. 1 / Сост. В. Панов – 1975. – 223 с.

Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып. 2 / Сост. В. Панов. – 1976. – 223 с.

Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып. 3/ Сост. В. Панов. – 1977.– 214 с.

Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып. 4 / Сост. В. Панов. – 1978. – 207 с.

Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып.5 / Сост.В. Панов. – 1979. – 239 с.

Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып. 6 / Сост. В. Панов. – 1981. – 160 с.

Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып. 7 / Сост. В. Панов.

1982. – 223с.

Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып. 8 /Сост. В. Панов.

1983. — 191 с.

Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып. 9 /Сост. В. Панов. – 1984.– 223 с.

Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып. 10 /Сост. В. Панов. – 1985. – 224 с.

Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып. 11 /Сост. С. В. Николаев. – 1986.– 191 с.

Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып. 12/сост. С. В. Николаев. – 1987. – 176 с.

Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып. 13: Узел сердец /Сост. С. В. Николаев. – 1988. – 175 с.

Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып. 14: Лесная шкатулка /Сост. А. Спиридонов. – 1989. – 207 с.

Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып. 15: Хрустальный ключ /Сост. А. Спиридонов. – 1990. – 223 с.

Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып. 16: Расскажи мне / Сост. А. Спиридонов. – 1990. – 223 с.

Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып. 18: Мир, в котором я живу /Сост. А. Спиридонов. – 1997. – 256 с.

Искусство

Изобразительное искусство

  1. Антонов А., Кувшинская Л. Юрий Белков. — Йошкар-Ола, 1981.
  2. Белков Ю. П. Т. Горбунцов. — Йошкар-Ола, 1961.
  3. Владимир Кудрявцев: Каталог /Сост. и авт. вступит. ст. А. А. Орлова. — Йошкар-Ола: Марийск. регион. отд. Всеросс. творч. обществ. орг-ии «Союз художников России», 2007. — 20 с.: ил.
  4. Галина Соловьева: Материалы к библиографии искусствоведов. Изд. 2-е, дополненное /Сост. Б. С. Пушков. — Йошкар-Ола: Марийск. регион. отд. Всеросс. творч. обществ. орг-ии «Союз художников России», 2007. — 48 с.: ил.
  5. Григорьев А. В. (1891-1961): Каталог /Сост. и автор вступит. ст. Л. А. Кувшинская. — Йошкар-Ола, 1989. — 52 с.: ил.
  6. Григорьев А. В. (1891-1961): Сб. статей /Сост. и ред. Л. А. Кувшинская. — Йошкар-Ола.1991. — 90 с.: фото, ил.
  7. Зенкин Ал. А. Азбуки Зосима Лаврентьева //Проблемы творчества художников Марийской АССР на современном этапе. Вопросы марийского фольклора и искусства. Сб. статей. Вып. 8. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 1989. С. 98-109.
  8. Зенкин Ал. А., Соловьева Г. И. Зосим Лаврентьев. Очерк творчества: Монография.- Йошкар-Ола, 1993. — 142 с.: ил.
  9. Зенкин Ал. А. Искусство марийской книги. Теоретические и практические проблемы: Монография. — Йошкар-Ола: ППФ «Page», Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1996. — 156 с.: ил. (См. раздел: Марийские народные сказки и легенды в книжном искусстве.- Азбуки Зосима Лаврентьева).
  10. Иван Ямбердов: Каталог. Живопись Графика. Вступит. ст. Н. Ефимовой. — Йошкар-Ола, 1992. — ил.
  11. Иван Ямбердов. Альбом /Сост. А. С. Абдулов. Автор вступит. ст. Э. М. Колчева. — Йошкар-Ола: ГУП «Газета «Марий Эл», 2005. — 9 с.: 135 ил.
  12. Измаил Ефимов: Альбом. Живопись. Рисунок. Геральдика /Авт. вступит. ст. Г. Шкалина. — Йошкар-Ола: ГУП «Газета «Марий Эл», 2007. -148 с.: ил.
  13. Изобразительное искусство Марийской ССР /Коллектив авторов. Научн. ред. А. А. Зенкин. Отв. ред. Г. И. Соловьева. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 1992.
  14. Искусство автономных республик РСФСР /Ред. В. В. Ванслова. — Л. , 1973.
  15. Коровкевич С. Михаил Георгиевич Платунов. — Л., 1959.
  16. Кувшинская Л. А. Владимир Козьмин. — Йошкар-Ола, 1987
  17. Кудрявцев В. Г. М. Г. Платунов – художник и педагог. — Йошкар-Ола, 1986.
  18. Кудрявцев В. Г. Изобразительное искусство конца Х1Х – первой половины ХХ века //Историко-культурный комплекс Республики Марий Эл. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 1996. С. 87-109.
  19. Кудрявцев В. Г. Марийская графика. — Йошкар-Ола, 2001. — 208 с.: ил.
  20. Кудрявцев В. Г. Серия гуашей «Ленинград в блокаде» М. Г. Платунова / /Межнациональные связи марийского фольклора, литературы и искусства. Вопросы марийского фольклора и искусства. Сб. статей. Вып. 4. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 1984. С. 127-139: ил.
  21. Кудрявцев В. Г. Марийская графика. — Йошкар-Ола, 2001.
  22. Кудрявцев В. Г. Художник Константин Егоров. — Йошкар-Ола, 1998.
  23. Лауреаты премии имени Олыка Ипая (1968-1980). — Йошкар-Ола, 1982.
  24. Лауреаты премии имени Олыка Ипая (1980-1990). — Йошкар-Ола, 1990.
  25. Борис Маклашин: Каталог / Сост. и автор вступит. ст. В. Г. Кудрявцев. — Йошкар-Ола: Марийс. регион. отд. Всеросс. творч. обществ. организации «Союз художников России», 2006. . — 24 с.: ил.
  26. Народное творчество и профессиональное искусство марийцев: Вопросы марийского фольклора и искусства. Сб. статей. Вып. 12 /Научн. ред. В. Г. Кудрявцев. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2002.
  27. Помнит мир спасенный. 60 лет Победы в творчестве марийских художников. — Йошкар-Ола: Изд-во Марийск. полиграфкомбината, 2005. — 168 с.: ил.
  28. Проблемы творчества художников Марийской АССР на современном этапе: Вопросы марийского фольклора и искусства. Сб. статей. Вып. 8 /Сост. и отв. ред. Г. И. Соловьева. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 1989. См: (А. Бакулевский, А. Бутов, З. Лаврентьев, А. Орлов).
  29. Прокушев Г. И. Анатолий Фомин. — Йошкар-Ола, 1979.
  30. Прокушев Г. И. Художники Марийской АССР. — Л. , 1982. — с.: ил.
  31. Прокушев Г.И. Иван Михайлин. — Йошкар-Ола, 1998
  32. Прокушев Г. И. Борис Пушков. — Йошкар-Ола, 1990.
  33. Прокушев Г. И. Этюды о художниках Марий Эл. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2003. — 360 с.: ил.
  34. Сануков К. Н. Судьба художника. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1991 (О художнике А. В. Григорьеве).
  35. Соловьева Г. И. К характеристике национального и интернационального в живописи Марийской АССР //Межнациональные связи марийского фольклора и искусства: Вопросы марийского фольклора и искусства. Сб. статей. Вып. 4. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 1984. С. 79-126.
  36. Соловьева Г. И. Марийский фольклор в изобразительном искусстве республики //Проблемы изучения марийского фольклора, литературы и искусства: Вопросы марийского фольклора и искусства. Сб. статей. Вып. 5. -Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 1986. С. 88-104.
  37. Соловьева Г. И. О специфике и задачах развития исторического жанра в творчестве живописцев республики //Проблемы творчества художников Марийской АССР на современном этапе: Вопросы марийского фольклора и искусства. Сб. статей. Вып. 8. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 1989. С. 5-27.
  38. Товаров-Кошкин Б. Ф., Червонная С. М. Художники Марийской АССР. Вступит. ст. С. М. Червонной. — Йошкар-Ола, 1978.
  39. Червонная С. М. Искусство Татарии.- М.: Искусство,1987.- 347 с.

Народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство

  1. Барадулин В. Н. , Сидоренко В. Т.Подсобные художественные промыслы России. — М.: Россельхозиздат, 1983. — 112 с.: ил. (См.: Хохломская роспись. Семеновские изделия. Майданская игрушка).
  2. Валеев В. Х. Орнамент казанских татар. — Казань, 1969.
  3. Валеева-Сулейманова Г. Ф., Шагеева Р. Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. — М. , 1990.
  4. Гулова Ф. Ф. Татарская национальная обувь. Искусство кожанной мозаики. — Казань, 1983.
  5. Завьялова М. К. Татарский костюм. — Казань: Заман, 1996. — 251 с.
  6. Геннадий Зыков. Каталог /Сост. и авт. вступит. ст. Г. И. Соловьева. — Йошкар-Ола, 2006. — 24 с.: ил.
  7. Изобразительное искусство Марийской ССР /Коллектив авторов. Научн. ред. А. А. Зенкин; Отв. ред. Г. И. Соловьева. — Йошкар-Ола, 1992. См.: Гл. 1, 7. С. 18-49, 216-232.
  8. Климов К. Удмуртское народное ткачество. — Изд-во «Удмуртия», 1979. — 63 с: ил.
  9. Крюкова Т. А. Марийская вышивка. — Л. , 1951.
  10. Крюкова Т. А. Материальная культура марийцев Х1Х века. — Йошкар-Ола, 1956.

11.Меджитова Э. Марийское народное искусство /Научн. ред. Р. М. Кабановой. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1985. — 270 с. : ил.

12.Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 223 с.: ил.

13.Народные художественные промыслы Марийской АССР. Материалы всероссийской конференции «Актуальные проблемы развития народных промыслов и декоративно-прикладного искусства Марийской АССР». Сб. статей. Научн. ред. Г. И. Соловьевой (отв. ред.) и М. Б. Матуковой. — Йошкар-Ола,1988. — 120 с.: ил.

14.Никитин В. В. , Никитина Т. Б. К истокам марийского искусства. — Йошкар-Ола, 2004. — 152 с.: ил.

15.Основы художественных промыслов народа мари. Ручной труд детям /Авт. и сот. Л. Е. Майкова; Научн. ред. Г. И. Соловьева. – Йош кар-Ола: Изд-во «Вертикаль», 2007. — 166 с.: ил.

16.Патрушев В. С. Древнее искусство финно-угров Поволжья. 1 тысячелетие до новой эры. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1994.

17.Петрова Н. Веков азартная игра. — М. , 2000. С. 43-47 (См.: о русском костюме).

18.Семен Виноградов. Очерки творчества /Авт.-сост. В.О.Гартиг.- Ижевск: Удмуртия, 2000.- 84 с.: ил.

19.Сергеева Н. Веков связующая нить: татарское декоративное и изобразительное искусство. Для детского творчества. — Казань: Дом печати, 2004 (См.: об ичигах). С. 80.

20.Соловьева Г. И. Орнаментация современных вышитых изделий //Вопросы марийского фольклора и искусства. Сб. статей. Вып. 1.- Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 1977. С. 45-55: ил.

21.Соловьева Г. И. Орнамент марийской вышивки. — Йошкар-Ола: Мар. .кн.изд-во, 1982. — 88 С.: ил.: Библиогр.: С. 76-79.

22.Соловьева Г. И. Марийская народная резьба по дереву /Научн. ред. Г. А. Сепеев. Обложка, макет, рисунки и фото автора. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1986. — 152 С.: ил.- Библиогр. С. 146.

23.Соловьева Г. И. Марийская народная резьба по дереву. Изд. 2-е, перераб. Рисунки и фото автора; оформление И. А. Шехурдиной. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1989. — 196 с: ил.

24.Соловьева Г. И. Песня на холсте. // Марийский край, земля Онара. — М.: Современник, 1989. — С. 442-456.

25.Соловьева Г. И. Костюмы для художественной самодеятельности. Рисунки и фото автора; обложка и титул В. Н. Андреева. — Йошкар-Ола: Министерство культуры Марийской АССР. Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы, 1990. — 72 с.: ил.- Библиогр.: С. 55-56.

26.Соловьева Г. И. Терминология марийской вышивки. — Йошкар-Ола, 2002. — 56 с.: 39 ил. — Табл.

27.Степанова И. Маритўр. Встречи с марийской вышивкой /Научн. ред. Г. И. Соловьевой. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2005. — 160 с. : ил.

28.Суслова С. В. Татарские ювелирные украшения. — Казань, 1980.

29.Трофимов А. А. Орнамент чувашской народной вышивки. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1977. — 112 с.: ил.

30.Фецина О. Ф. Неувядающие орнаменты. — Йошкар-Ола, 1980.

31.Фольклор и искусство в современной художественной культуре Марийской АССР: Вопросы марийского фольклора и искусства. Сб. статей. Вып. 9. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 1991.

Инфоурок

Музыка
ПрезентацииПрезентация к уроку ИКН и музыки в 4 классе «Чоткар-патыр»

ЧОТКАР – ПАТЫР –МАРИЙСКИЙ БОГАТЫРЬАвтор: Яшметова Л. 6 класс Руководитель: Ш...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    ЧОТКАР – ПАТЫР –МАРИЙСКИЙ БОГАТЫРЬАвтор: Яшметова Л. 6 класс Руководитель: Ш

    Описание слайда:

    ЧОТКАР – ПАТЫР –
    МАРИЙСКИЙ БОГАТЫРЬ
    Автор: Яшметова Л. 6 класс
    Руководитель: Шабалина Т.А.

    5.02.2020 г.

  • 2 слайд

    Чоткар патыр марийская сказка

  • 3 слайд

    ЛЕГЕНДА  О ЧОТКАР-ПАТЫРЕ (литературная обработка  Кима Васина) На зеленом б

    Описание слайда:

    ЛЕГЕНДА  О ЧОТКАР-ПАТЫРЕ
    (литературная обработка  Кима Васина)
    На зеленом берегу Илети, где впадает река Юшут, у бедного охотника Шумата родился сын Чоткар. Чоткар рос не по дням, а по часам. Пяти лет он уже стал богатырем-великаном и часто ходил с отцом на охоту, один на один дрался с косолапым медведем и всегда побеждал его.
    А когда подрос, равного ему по силе не было во всей округе. Одним ударом кулака он мог сломать любую сосну, мог вырвать с корнем столетний дуб. Поражались люди силой Чоткара и величали его Чоткар-патыр.
    Любил Чоткар свой народ марийский, и народ его любил как сына. А богачам он не давал воли, и они, затаив злобу, выжидали время, чтобы отомстить любимцу народа. Это было давно. Русские еще не строили городов около нас по Волге, а воинствующие ханы жили в степях, где пасли свой скот, и часто нападали на марийские селения.
    Узнал об этом Чоткар-патыр. Собрал людей своего лесного края и пошел на степняков войной. Освободил он все захваченные врагом земли и прогнал ханов далеко в степь.

  • 4 слайд

    Ханские воеводы, проученные войском богатыря Чоткара, перестали нападать на

    Описание слайда:

    Ханские воеводы, проученные войском богатыря Чоткара, перестали нападать на земли марийские. Однажды разнеслась тревожная весть, что занемог Чоткар-патыр. Со всех концов лесного края собрался к нему народ.
    — Дорогие мои! — сказал Чоткар. — Прожил я долго. Пришла пора умирать. Похороните меня на высоком холме у любимой Илети.
    Люди опечалились и плакали. Страшно было расставаться со славным богатырем Чоткаром. Но Чоткар успокаивал их.
    «Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!» Я встану и помогу прогнать их. Но помните: звать меня надо в самый тяжелый час, когда увидите, что врага одолеть сами никак не сможете. А меч мой и щит положите со мной.
    Чоткар-патыр умер. Он лежал как живой среди лесных цветов. Его положили в дубовый гроб и похоронили на холме между деревнями Нурмучаш и Усола.

  • 5 слайд

    ПАМЯТНИК НАЦИОНАЛЬНОМУ ГЕРОЮ ЧОТКАРУ ОТКРЫЛИ В МАРИЙ ЭЛДеревянную скульптуру

    Описание слайда:

    ПАМЯТНИК НАЦИОНАЛЬНОМУ ГЕРОЮ ЧОТКАРУ ОТКРЫЛИ В МАРИЙ ЭЛ

    Деревянную скульптуру
    высотой в 3,5 метра
    установили в Волжском районе,
    у деревни Нурмучаш. 07.11.2018 г.

  • 6 слайд

    ОБРАЗ БОГАТЫРЯ В МАРИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    Описание слайда:

    ОБРАЗ БОГАТЫРЯ
    В МАРИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

  • 7 слайд

    Образы богатырей встречаются не только в былинах и сказаниях марийского нар

    Описание слайда:

    Образы богатырей встречаются не только в былинах
    и сказаниях марийского народа. Марийские композиторы так же обращались
    в своих произведениях к этой теме.
    Сапаев Эрик Никитич
    Композитор. Родился 4 марта 1932 года в городе Йошкар-Оле. Умер в 1963 году.

    Окончил училище им. И.С. Палантая и Казанскую государственную консерваторию по классу композиции.

    Произведения: первая марийская опера «Акпатыр» (1963), «Торъяльская сюита», произведения для скрипки, фортепиано, для оркестра народных инструментов, струнный квартет, вокальный цикл, песни, хоры, романсы, музыка к 5 спектаклям

  • 8 слайд

    Опера «Акпатыр» Э.Сапаев Акпатыр - имя национального героя народов мари

    Описание слайда:

    Опера «Акпатыр» Э.Сапаев
    Акпатыр — имя национального героя
    народов мари. В 1968 году состоялась
    премьера первой марийской оперы.
    В произведении рассказывается о восстании
    марийского народа под предводительством
    Е. Пугачева.

  • 9 слайд

    Луппов Анатолий Борисович Композитор. Родился 2 июня 1929 года в селе

    Описание слайда:

    Луппов Анатолий Борисович
    Композитор. Родился 2 июня 1929 года в селе Пачи Тужинского района Кировской области.
    Окончил училище им. И.С. Палантая и Казанскую
    государственную консерваторию по классу фортепиано и по классу композиции.
    Произведения:
    первый марийскый балет «Чодыра сем» («Лесная легенда»), балет «Прерванный праздник», балет «Замок Шеремета», четыре симфонии, симфонические сюиты, увертюры, концерты, вокальная музыка.

  • 10 слайд

    Балет «Лесная легенда» А.Б. Луппова В 1973 году на сцене театра

    Описание слайда:

    Балет «Лесная легенда»
    А.Б. Луппова
    В 1973 году на сцене театра
    состоялась премьера первого
    национального балета.
    Он поведал о подвиге храброго охотника Аксая и юной Эрики, освободивших народ от ига Керемета.

  • 11 слайд

    Чоткар патыр марийская сказка

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Чоткар патыр марийская сказка

  • Сейчас обучается 940 человек из 79 регионов

Чоткар патыр марийская сказка

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 45 человек из 23 регионов

Чоткар патыр марийская сказка

  • Сейчас обучается 65 человек из 35 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Материал используется на уроках музыки и ИКН (история культуры народов) в 4 классе, с прослушиванием музыкальных фрагментов из оперы и балета.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Музыка», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Тема:
Композитор — имя ему народ

Похожие материалы

  • Презентация по музыке 8 класс «Очарование вечной красоты»

  • Презентация творческого проекта «Пряники русские»

  • Презентация по музыке на тему «Кантата «Александр Невский»( 3 класс)

  • Рабочая программа по музыке 6 класс

  • Рабочая программа по музыке 5 класс

  • Рабочая программа по музыке 4 класс

  • Рабочая программа по музыке 2 класс

  • Презентация к уроку «Русские народные инструменты»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5456468 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Интегрированное
итоговое ООД в форме викторины «Богатыри земли Марийской» для старших
дошкольников.

Цель:
закрепить умение детей составлять небольшие рассказы по иллюстрациям к
марийским народным сказкам о богатырях.

Задачи:

— Учить детей оценивать
поступки героев, характеризовать их нравственные качества;

— Воспитывать интерес к
сказкам, легендам, интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к
родной земле, желание подражать богатырям.

— Формировать
патриотическую память.

Методические
приемы:
художетсвенное слово, рассказ
воспитателя, беседа, составление небольших рассказов по иллюстрациям.

Ход ООД.

Воспитатель: Здравствуйте,
ребята. Послушайте внимательно мой стих-загадку и вы узнает, о чем мы будем
говорить на сегодняшнем занятии.

Силен, как сильный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От всех своих врагов.

Он силой доброй богат,

Он защищает землю нашу,

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей.

Воспитатель: Ну как,
догадались? О ком говориться в этом стихе-загадке?

Дети: О богатырях.

Воспитатель: А кто же
такие богатыри?

Дети: войны, борцы,
защитники.

Воспитатель: Какими были
богатыри?

Дети: сильные, смелые,
ловкие, умные, отважные и т.д.

Воспитатель: А чем же
занимались богатыри?

Дети: защищали нашу
землю.

Воспитатель: Ребята, а
откуда вы узнали о богатырях.

Дети: из сказок, былин,
поэм.

Воспитатель: Скажите,
пожалуйста, из каких сказок, марийских легенд вы узнали о богатырях?

Дети: Легенда «Онар»,
сказка «Чоткар-патыр», «Кокша – богатырь», «Живой камень» и другие.

Воспитатель: Каких
марийских богатырей вы знаете?

Дети: Онар. Чоткар,
Кокша, Чумбылат и другие.

Воспитатель: Молодцы, вы
правильно назвали богатырей. В давние-предавние времена на марийской земле жили
настоящие богатыри – патыр-влак – сильные, мужественные, могучие, отважные, и
славились они необыкновенной силой. А скажите мне ребята, именем какого
богатыря названа наша марийская земля?

Дети: Онара.

Воспитатель: Правильно,
говорят: «Земля Марийская – земля Онара». Скажите, вы узнали кого-нибудь из
богатырей на иллюстрациях?

Дети: Этот богатырь –
Онар. Он – богатырь из богатырей. Он сильный, могучий, доставл почти до неба. Когда
он запрягал лошадь, вместо дуги ему служила радуга. Онар в белоснежной вышитой
рубашке. Смотрит вперед, нет ли по близости врагов.

Воспитатель: Посмотрите
внимательно на эту иллюстрацию, кого напоминает вам этот седой, старый, с
длинной бородой старик?

Дети: Чоткар-Патыра. Он,
уже старый, собрал людей и сказал, что пришло время умирать. Он попросил
похоронить его между двумя деревнями и напомнил, что в самую трудную минуту он
может прийти на помощь после слов: «Чоткар, Чоткар, нас теснят враги…».

Воспитатель: Молодцы,
дети. Скажите, а кто же так зло пошутим над ним? Почему?

Дети: Один мариец
эшпондо. Богачи подкупили его за то, что марийцы помнили о своем защитнике.

Воспитатель: Да, дети,
народ верит, что Чоткар забудет свои обиды и поможет в трудную минуту. Дети,
скажите, названием какой реки назвали Кокшу-богатыря?

Дети: Название реки
Кокшага.

Воспитатель: Почему на
этой картине мы видим его в таком неудобном положении?

Дети: Это он лежит в
40-саженном колодце вниз головой. Туда его бросил злой Вараш.

Воспитатель: Ребята,
какие же вы молодцы. Но я думаю, что вы немного устали и нам пришла пора
отдохнуть.

Физкультминутка.

Дружно встали – раз, два,
три.

Мы теперь богатыри.
(Показывают свою силу, сгибают руки)

Мы ладонь к глазам
подставим,

Ноги крепко все
расставим.

Повернемся, влево,
вправо,

Получается наславу!

Воспитатель: А теперь,
ребята, я предлагаю вам угадать  название сказки по отрывку.

1) «Он рос не по дням, а
по часам. Пять лет ходил с отцом на охоту, один на один дрался с косолапым
медведем и всегда побеждал его».

Дети: Чоткар.

2) «Он надел лыжи и во
весь дух помчался к дому. Бежал так быстро, что домой он явился как ни в чем не
бывало. Мороз так и не смог сковать его одежду».

Дети: Кокша.

3) «Жили-были старик со
старухой, и не было у них деьей. Однажды старуха замесила тесто, сделала из
него человечка, завернула в тряпочку положила на печку».

Дети: Нончык патыр.

4) «Подсмотрели однажды ребятишки,
как взрослые вызывали этого богатыря на помощь. Начали они играть в войну,
побежали они к скале и давай звать богатыря».

Дети: Живой камень.

Воспитатель: А сумеете ли
вы, ребята, ответить на мои вопросы-шутки?

1) О какой саринке,
попавшей в глаз Онару, гоорится в сказке?

Дети: Огромный пень.

2) Кто же съел огромный
котел супа в сказке?

Дети: Нончык – патыр.

3) Кто из богатырей сажал
на свою ладонь пахаря с лошадью?

Дети: Онар

4) Кто приходил к Кокше в
первую, вторую и третью ночь?

5) При помощи какого
ремня вытаскивали Кокшу из 40-саженного колодца?

Дети: Из бычьих шкур.

Воспитатель: Молодцы,
дети. Мы сегодня сказали, что про богатырей написаны сказки, легенды, стихи,
поэмы и не только. Марийские художники создали картины. Например, марийский художник
Сергей Подмарев написал картину «Онар». Художник изобразил молодого богатыря
Онара, великана в расцвете сил, мужественного и прекрасного война. Образ онара
национален, что проявилось в детялях рубашки, национальной вышивке на вороте
рубашки, щит и копье, какими пользовались в древности марийские войны. Фигура
Онара кажется объемной, весомой. Большими сильными руками он сжимает щит и
копье.

Другой художник нашей
республики Иван Михайлин нарисовал картину «Чоткар патыр». Кто попытается
описать эту картину?

Дети: Чоткар стоит во
весь рост и опирается могучими рками на меч. Мы его видим величавым, сильным,
мужественным. Приеобладают теплые, охристые тона. Белая, с золотистым отливом
рубаха его украшена национальным орнаментом кирпично-красного тона. Тонко прописаны
детали его одежды.

Воспитатель: Посмотрите
на богатыря Чоткара и отгадайте мои загадки.

1) Рубашку такую не
вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.

Дети: Это кольчуга – она
защищает от ударов копья, стрел, мяча).

2) Железная шапка с
острым концом, а впереди клюв навис над лицом.

Дети: Шлем –
изготовленный из металла и украшали орнаментом.

3) Оружие это не просто
поднять, не просто поднять и в руках удержать. Снести им легко было голову с
плеч. Ну что, догадались?

Дети: Конечно же, меч..

Воспитатель: Чтоб грудь
защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете,
наверняка

На левой руке у героя
висит

Тяжелый, блестящий и
кругленький…

Дети: щит.

Воспитатель: А сейчас,
ребята, давайте украсим рубашку понравишегося богатыря элементами марийского
орнамента. Работаем в парах.

Воспитатель: вам
понравилось сегодняшнее занятие? Что именно? Что ьы вы хотели выполнять на
занятиях чаще?

Воспитатель: Я занятие
наша я хочу закончить словами одного марийского поэта:

«Богатырями называем

Мы тех, кто смело в бой
идет.

В лицо своих героев
знаем,

Отважных любит весь
народ!»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

Рабочая программа по родной  литературе для 10 класса разработана 
на основе:  

    
Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014)  «Об образовании в Российской
Федерации»; 

    
Закона Республики
Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ «Об образовании»; 

    
Федерального компонента
государственного образовательного стандарта основного общего образования 
(Приказ МО и Н РФ от 17 декабря 2010 года №1897);  

    
Программы для
общеобразовательных учреждений «Марий литератур программе: V – XI класс.
/ Составители П.А.Апакаев, Г.Н.Бояринова, С.П.Чеснокова.-Йошкар-Ола:  

«Марий
туныктыш институт», 2005г.,  рекомендованной Министерством образования Республики
Марий Эл;  

Часы,
отведенные на преподавание родного (марийского) языка и литературы, сохранены в
пределах, установленных сеткой часов.  

Предусматривается  
изучение родной литературы в 10 классе – 35 часов., 1 час в неделю. В течение
года возможно изменение количества часов на изучение тем программы в связи с
совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками изменения каникул и
другими особенностями (например, дистанционное обучение) функционирования
школы. 

Учебно-методический комплекс Учебные

пособия:  

Г.Н.Бояринова,
С.П.Сергеева, Марий литератур 10 кл. хрестоматий 1-2 ужаш, Йошкар-Ол: Марий
книга савыктыш,  2011. 

В
результате изучения учебного предмета «Родная (марийская) литература» на уровне
среднего общего образования:  Выпускник на базовом уровне научится:  

– 
демонстрировать знание произведений родной, русской и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
–  в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт,
а именно: 

                    
использовать для раскрытия
тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие
проблемный характер и требующие анализа; 

                    
анализировать
жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов
художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства
раскрытия и/или развития их характеров; 

                    
анализировать авторский
выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как
взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует
формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на
читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор
между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); 

–          осуществлять
следующую продуктивную деятельность: 

                    
давать развернутые ответы
на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии
на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие
художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду); 

                    
выполнять проектные работы
в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные
интерпретации литературных произведений.  Выпускник на базовом уровне
получит возможность научиться:
 

                   
анализировать
художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов
литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; 

                   
анализировать
художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями
гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); – 
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст. 

Выпускник на
базовом уровне получит возможность узнать: 

                   
о произведениях новейшей
отечественной и мировой литературы; 

                   
об историко-культурном
подходе в литературоведении; 

                   
об историко-литературном
процессе 20 века и новейшей марийской литературе; –  имена ведущих писателей,
значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена
героев; 

                   
о соотношении и
взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.  Выпускник на
углубленном уровне научится:
 

                   
демонстрировать знание
произведений родной, русской и мировой литературы в соответствии с материалом,
обеспечивающим углубленное изучение предмета; –  в устной и письменной форме
анализировать: 

• конкретные
произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и
отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.); •
несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая
версия интерпретирует исходный текст; 

– 
        ориентироваться в историко-литературном процессе 20 века и современном
литературном процессе, опираясь на: 

                    
знание имен и творческих
биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также
названий самых значительных произведений; • представление о значимости и
актуальности произведений в контексте эпохи их появления; 

                    
знания об истории создания
изучаемых произведений и об особенностях восприятия произведений читателями в
исторической динамике; 

–  обобщать и
анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного
чтения):  

• давать развернутые
ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и
литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира
произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и
культурно-исторической эпохе (периоду); 

–          осуществлять
следующую продуктивную деятельность: 

                    
выполнять проектные и
исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их
тематику, методы и планируемые результаты; 

                    
давать историко-культурный
комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов
музея, специализированной библиотеки, исторических документов и др.).  

Выпускник на
углубленном уровне получит возможность научиться:
–  использовать в своей исследовательской и проектной
деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического
сообщества, в том числе в сети Интернет; 

– 
        принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях,
конкурсах, летних школах и пр.). 

Содержание предмета  

  ТЕМА 1. Народный фольклор и
художественная литература.
 

Устное поэтическое
творчество-народная мудрость, народная словесность, народная поэзия. Марийский
фольклор и марийская мифология. Устное творчество 

  и народная
педагогика. 

Народный
фольклор-основа марийской художественной литературы. Виды фольклора   и жанры
художественной литературы. 

Народная оценка
прекрасного в человеке: народная песня «Венец», сказки «Онар», «Чоткар-патыр»,
«Кокша-патыр», П.Першут «Кутко суан». Народный фольклор как средство
умственного воспитания. Колыбельные песни-поэтизация окружающей природы. Сказка
«Мужик и чёрт». Исследовательские навыки: «Коллекция» 

            марийских народных загадок о
достоинствах человека. 

 Тема 2. Зарождение марийской литературы. 

Влияние
русских поэтов А.С.Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Ю.Лермонтова на творчество
марийских писателей. Первые произведения на марийском языке. Роль
просветительского движения. (Г.Кармазин, В.Васильев и журнал «Марла календарь» 
1907-1913гг) 

Дореволюционное
творчество писателей С.Чавайна, Г.Микая, Н.Мухина. изображение исторических
событий начала XX века. 

Практические
навыки . Разучивание стихов первых поэтов. 

Тема 3.
Марийская литература 1917-1920гг. 

Отношение
марийской интеллигенции к Октябрьской революции. Начало   гражданской войны. 

  Развитие
поэзии в форме публицистики, агитации (Н.Мухин, Н.Игнатьев, В.Сави) 

  Зарождение
марийской повести («Дезертиры» С.Чавайна, «Акырсаман» О.Шабдара). 

Развитие
марийской драматургии. Роль М.Шкетана. 

Практическая
часть. Знакомство с ассоциацией марийских писателей. 

  Тема 4. Марийская литература в 30-ые
годы.
 

Изменения
в общественной жизни: коллективизация, индустриализация,  раскулачивание. Союз
марийских писателей. 

Зарождение
марийского романа (Н.Игнатьев «Стальной ветер». Расцвет марийской поэзии (Олык
Ипай, Пет Першут, Щатд Булат, Я.Ялкайн). Новые идеи в марийской 

  драматургии
(С.Николаев «Салика») 

  Становление
марийского литературоведения, критики (Я.Ялкайн, О.Шабдар, В.Сави) 
Практическое занятие: просмотр фильма «Салика»   Тема 5. С.Г.Чавайн. 

Обзор о жизни
и творчестве С.Чавайна. «Ото»-первое марийское литературное произведение.
«Элнет»-автобиографический эпический роман. Роль С.Чавайна в 

  развитии марийской
художественной литературе. 

Исследовательская
работа. Составление хронологической таблицы по творчеству   С.Чавайна. 

Тема 6. Я.П.Майоров-Шкетан. 

Обзор о жизни
и творчестве М.Шкетана. 

«Эренгер»-социально-психологический
роман. Значение романа в развитии марийской   литературы. 

  Значение М.Шкетана в
развитии марийской драматургии (драма «Эх, родители!») Практическое занятие.
Чтение и обзор сатирических рассказов М.Шкетана.  Тема 7.Н.В.Игнатьев. 

Жизнь и
творчество. «Савик»-первый социально-сатирический роман. 

  Тема 8. Олык Ипай. 

Обзор о жизни
и творчестве. Олык Ипай-художник-новатор. 30-ые годы – период наивысшего взлёта
поэзии, подлинный мастер марийской литературы. Поэма «Айдар»-

  произведение
о высоких моральных качествах человека. 

Поэма О.Ипая:
«Яндияр», «Янай-сын Аргемблата», «Жизнь». 

  Практическое
занятие. Чтение и обзор стихов лауреатов премии имени Олыка Ипая. 

Тема 9. Осып Шабдар. 

Осып Шабдар
один из зачинателей марийской советской литературы. 

«Женская
доля»-лирический социально-психологический роман о судьбе марийской женщины.
Главная тема-тема братской дружбы народов. Роман этапное произведение 

Осыпа Шабдара вместе с
другими романами определило пути развития марийской   прозы. Практическое
занятие. О.Шабдар-поэт-лирик.   Тема 10. Марийская литература в годы периода
Великой Отечественной войны.
 

Обзор
произведений данного периода. Образ воина, зовущего на битву с врагами в
произведениях «Чолга шудыр» Д.Орая, «У реки» Г.Матюковского, «Снайпер» 
Н.Ильякова. 

Практическое
занятие. Миклай Казаков и его сборник «Поэзия-любимая подруга». Поэма
«Герой-пулемётчик», основанная на документальных материалах , с использованием
фольклорных традиций. 

  Тема 11. Никандр Лекайн. 

Писатель-романист:
жизнь и творчество. Эпический цикл (романы «Железная воля», «В огне великой
войны», «Земля предков») многоплановое остроконфликтное 

  повествование
об историческом прошлом марийского народа. 

Практическое занятие. Н.Лекайн-детский писатель.
Повесть «Шортньо падраш»-яркое  произведение в истории детской марийской
литературы. Тема 12. Марийская драматургия. 

Обзор о жизни
и творчестве драматургов Н.Арбана, А.Волкова. 

  Н.Арбан.
«Летняя ночь»-первая лирическая музыкальная комедия в жанре мюзикла. 

  А.Волков
«Алдиар»-социальная драма на основе марийского фольклора и мифологии. 

Практическое
занятие. Прослушивание оперы Элины Архиповой «Алдиар». 

  Тема 13.
Повторение по разделам.
  Практические занятия. 

Защита
исследовательской работы по изученным темам. Дискуссия 

      «Поэзия-любимая подруга современной молодёжи» 

Календарно-тематическое планирование в 10
классе
 

 

Тема урока   

Колво
часов
 

Дата проведения

План  

Факт  

1  

Марий литератур финн-угор еш коклаште. Марийская
литература среди литератур народов финно-угорской семьи
 

Калык ойпого да
сылнымутан литератур. Народный фольклор-основа       марийской     художественной
литературы. Виды фольклора и жанры художественной литературы.
 

Народный
фольклор и художественная литература
 

Марий литературын шочмыжо. История
зарождения марийской литературы

 

Революций да 1920-шо ийласе марий литератур.  Марийская
литература в 1917-1920 годы
 

30-шо ийласе марий литератур. 20-шо курымын
трагедийже.
Марийская литература в 30-ые годы.  Сочинение «Трагедия 20го века» 

      1 

С.Чавайнын илыш
корныжо да творчествыже.
«Элнет»
романын идейно-тематический содержанийже.
Жизнь и творчество
С.Чавайна.
Идейно-тематическое
 содержание романа
«Ильнеть»
 

Романыште тун герой да моло положительный геройвлак.
Главные герои и другие положительные герои романа 

Удырамаш образ-влак. Отрицательный герой-влак. Женские
образы. Отрицательные герои в романе
 

             

  «Элнет»    —       эпический сынан произведений.       Роман

«Ильнеть» —
эпическое произведение.
 

     

10 

М.Шкетанын илышыже
да творческий корныжо.»Сардай» драмын темыже, идейже. М.Шкетан — первый
марийский классик. Идейно-тематическое содержание драмы «Сардай»
 

11 

 «Эренер» — социально-психологический роман 

12 

Тун герой Эвай Потыр да моло персонаж-влак. Главный
герой романа Эвай Петр и другие персонажи.
 

     

13 

Романыште НЭП жапым чын очыктымаш. Изображение
НЭПа в романе
 

     

14 

Н.Игнатьевын илыш корныжо да творчествыже. «Савик» —
первый сатирический роман.
Н.Игнатьев — автор первого  марийского
романа. «Савик» —
первый
сатирический роман. 
 

15 

Савик — авторын илыш умылымашыжым почын ончыктышо
герой. Савик – образ, выражающий авторскую позицию 

16 

Романын чоналт-мыже, сылнылыкше. Писательын
мастарлыкше. Композция, своеобразие романа, мастерство писателя 

17 

Олык Ипай — поэт-новатор. Олык Ипайын илыш да
творчестве корныжо. О.Ипайын йомак-поэмыже-влак.

Олык Ипай –
поэт-новатор. Жизнь и творчество.
 

Поэмы-сказки. 

18 

«Яндиар» поэмын идейно-тематический содержанийже.
Яндиярын образше. Идейно-тематическое содержание поэмы «Яндияр». Образ
Яндияра.
 

19 

Ш.С.Л.У. «Айдар»,
«Актуган». 

 У.вн.чт. Поэмы
«Актуган», «Айдар»
 

20 

Ш.Осып – поэт, прозаик, литературовед. Шабдар
Осып – поэт, прозаик, литературовед.
 

             

21 

«Удырамаш корно» роман — автобиографий сынан,
лирический шулышан социально-психологический

роман. «Женская доля» — автобиографический  социально-психологический
роман
 

22. 

Марина – социально-психологический образ.  Марина
– социально-психологический образ
 

23 

Романын         сылнылык 
     ойыртемже,         чоналтмыже,

этнографий сынже. Композиция,
своеобразие романа
 

24 

С.Николаевын илышыже да творчествыже. «Салика»
пьесын темыже, идейже. Салика ден Эчукын образышт. Жизнь и творчество
С.Николаева. Образы Салики и Эчука в пьесе «Салика»
 

25 

Й.Л.П. «Салика» драме да кино» танастарымаш. У.р.р
«Салика» — драма и кинофильм»
 

.

26-

27 

К.О.сар да сар деч варасе марий литератур. Марийская
литература в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время
 

28 

Никандр Лекайнын илыш да творчестве корныжо. «Кугезе
мланде» роман – этнографический сынан произведений. Жизнь итворчество
Н.Лекайна. Роман
 этнографического характера «Земля предков» 

29 

Элексей Эчан – романын тун геройжо. Главный герой
романа Элексей Эчан.
Обобщение по роману. Понятие о трилогии 

30 

Марий драматургий. Н.Арбан – первый музыкальный
комедийын авторжо.
Марийская драматургия. Н.Арбан — автор
первой музыкальной комедии «Летняя ночь»
 

31 

«Кенеж йуд»  комедийын сылнылык ойыртемже, икымше
марий оперетте.  Своеобразие комедии. Первая марийская оперетта 

32 

Арсий Волков да тудын драмыже. Арсий Волков и его драма
«Алдиар»
 

33 

Литератур теорийым, чыла тунеммым  ушештарымаш  Повторение
изученного в 10 классе
 

34 

Контрольный паша. Повторение
и обобщение изученного материала
 

35 

Иктешлымаш.          Защита 
       рефератов,          проектов.

Произведения
марийских писателей 

Ответы на вопросы — Большой этнографический диктант 2020 года:

Большой этнографический диктант Марий Эл

Марий Эл

Характеристика населения Республики Марий Эл:
мари: 41,8%
русские: 45,1%
татары: 5,5%
другие национальности Российской Федерации — чуваши, удмурты, мордва, украинцы и др. (более 50 национальностей): 7,6%

Крайний южный населенный пункт Республики Марий Эл:

Город Звенигово
Город Волжск
Село Кокшайск
Деревня Кожважи

Город Волжск расположен на левом берегу Волги, в крайней южной точке Республики Марий Эл, граничит с Республикой Татарстан. Географические координаты 55°52′ северной широты, 48°21′ восточной долготы. Википедия. Волжск.

Правильный ответ: Город Волжск

Какими промыслами занимались в прошлом жители деревень Верхние и Нижние Шелаболки Козьмодемьянского уезда?

Изготавливали серебряные украшения
Мастерили трости с выжженными рисунками
Были стеклодувами
Делали плетеную мебель

В XIX в. такие трости в поволжских городах называли «козьмодемьянками». Первым мастером-кустарем являлся житель Козьмодемьянска Калашников Фёдор Дмитриевич, его дело продолжили и расширили жители деревень Нижние и Верхние Шелаболки Козьмодемьянского уезда. В конце XIX в. их изготовлением занималось в деревнях Верхние и Нижние Шелоболки около 40 кустарей. Во второй половине ХХ в. мода на трости прошла, и спрос на изделия мастеров упал. Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс. Забытые промыслы: трость.

Правильный ответ: Мастерили трости с выжженными рисунками

Кто руководил фронтовой бригадой Марийской государственной филармонии, давшей в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на передовой более одной тысячи концертов?

Павел Терентьев
Иван Ключников-Палантай
Павел Тойдемар
Яков Эшпай

Павел Степанович Тойдемар (Стекольщиков) (1899-1958) накануне войны руководил ансамблем гусляров Марийской государственной филармонии. В 1943-1945 гг. он возглавлял фронтовую бригаду марийских артистов, давшую более тысячи выступлений перед бойцами Центрального, Карельского, 1-го Украинского и других фронтов. Награжден орденом Красной Звезды. Энциклопедия Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 2009. С. 755

Правильный ответ: Павел Тойдемар

В 1921-1929 годах Марийская автономная область делилась на:

Районы
Округа
Уезды
Кантоны

Деление на кантоны было и в некоторых других автономных областях и республиках. В 1920-1924 гг. Марийская автономная область делилась на 3 кантона, в 1924-1932 гг. – на 9 кантонов. Впоследствии кантоны были переименованы в районы. Энциклопедия Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 2009. С. 417

Правильный ответ: Кантоны

Марийский народный праздник, который отмечают летом:

Кугече
Шорыкйол
Семык
Ӱярня

Семык — марийский традиционный праздник, знаменующий собой наступление лета. Основной идеей праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту. Отмечается через 7 недель от Пасхи со среды на Троицкой неделе и заканчивается в воскресенье в день Троицы. Энциклопедия Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 2009. С. 701-702

Правильный ответ: Семык

Фабрика, выпускавшая в 1960-1980-х годах одежду с марийской вышивкой:

«Труженица»
«Марийка»
«Маритал»
«Пӧлек»

Швейная фабрика «Труженица» была организована в 1927 г. как промыслово-кооперативная артель. С 1960 г. преобразована в фабрику. Основная продукция фабрики – женские блузки, детские, женские и мужские сорочки, разнообразные изделия с марийской национальной вышивкой (полотенца, скатерти, рубашки). Изделия с марийской вышивкой с успехом экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, пользовались большим спросом в СССР. Соловьева Г.И. Орнамент марийской вышивки. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1982. С. 57-64

Правильный ответ: Труженица

Традиционный марийский женский головной убор, перенятый у русских в период христианизации:

Шымакш
Кокошник
Сорока
Кичка

Сорока — каркасный головной убор северо-западной группы марийского населения. С боков к очелью пришивались завязки или «крылья». Конец головного убора спускался на плечи. Головной убор надевался на холщовую шапочку – волосник. Переняв у русских форму головного убора, марийцы перенесли на нее свои орнаментальные мотивы. Молотова Т.Л. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1992. С. 35-36

Правильный ответ: Сорока

Блюдо марийской национальной кухни, ставшее национальным брендом Республики Марий Эл:

Кравец
Палыш
Команмелна
Подкогыльо

Кравец – это пирог, начиненный несколькими видами мяса и крупой. В конце 2018 года Роспатент зарегистрировал блюдо как национальный бренд республики. Марийская правда. Зарегистрирован новый бренд Марий Эл – горномарийский национальный мясной пирог кравец: как его приготовить.

Правильный ответ: Кравец

В каком муниципальном районе Республики Марий Эл находится памятник марийскому богатырю Чоткару?

Волжском
Звениговском
Моркинском
Сернурском

Памятник Чоткару поставили между деревнями Нурмучаш и Усола Волжского района. На холме, где согласно преданиям, марийский богатырь любил отдыхать, установлена деревянная скульптура высотой в 3,5 метра (автор – В.М. Антропов). Памятник является частью культурно-исторического комплекса «Чоткар Патыр». Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система администрации Волжского муниципального района».

Правильный ответ: Волжском

В 2013 году этот марийский танец вошел в Книгу рекордов Гиннеса: одновременно танцевало 3,5 тысяч человек, выстроившись в вереницу длиной 2 километра и 300 метров:

«Кандаше» («Восьмера»)
«Кандыра» («Веревочка»)
«Ваш миен куштымаш» («Строй»)
«Вич мужыр» («Пять пар»)

«Кандыра» – традиционный танец восточных марийцев. Танец имеет зигзагообразное построение – две линии танцующих словно заплетают веревку вокруг средней линии (отсюда и название). Кандыра состоит из двух частей: сначала хоровод шагом с песнями и частушками, потом переходят непосредственно к самому танцу. Во второй части все участники исполняют «дробушки» с продвижением вперед или в повороте. Информационное агентство «Этноинфо». Марийский танец «Веревочка» занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Правильный ответ: «Кандыра» («Веревочка»)

Happy

3

Sad

1

Excited

Sleepy

Angry

1

Surprise

  • Чой то как пишется
  • Читают сказки для детей аудио слушать
  • Читать шергин сказки о шише читать краткое содержание
  • Чищу галерею как правильно пишется
  • Чичиков положительный или отрицательный герой сочинение