Читая пушкина можно великолепным образом воспитать в себе человека сочинение рассуждение 10 класс

Каждый человек имеет свой идеал, не важно, сознательно или неосознанно он стремится быть на него похожим. но представления о нравственных

Каждый человек имеет свой идеал, не важно, сознательно или неосознанно
он стремится быть на него похожим. Но представления о нравственных идеалах
у каждого человека, безусловно, свои.
Нравственность — это то, чем живет человеческая душа, духовный мир
человека, то, что он считает важным и существенным для себя, принципы,
по которым он живет.
Александр Сергеевич Пушкин — гениальнейший русский поэт и писатель,
оставивший нам богатейшее творческое и духовное наследие. Такие люди, обладающие
неординарным талантом, рождаются, наверное, раз в тысячелетие. И нам, бесспорно,
не могут быть неинтересны нравственные идеалы этого человека и его взгляды
на нравственность: ведь именно нравственностью определяется человеческая
ценность.
Одно из самых значительных произведений А. С. Пушкина — его роман в
стихах «Евгений Онегин». По-моему, говоря о нравственных идеалах поэта,
нужно опираться прежде всего на него.
Пушкин относится к своим героям критически, делая тем самым свой роман
более реалистичным, но в романе есть образ, который прямо назван Пушкиным
«милым идеалом», — это Татьяна. Остановимся подробнее на этом образе, собравшем,
воплотившем в себе все те нравственные качества, которые были так важны
для Пушкина.
Вот наше первое впечатление о Татьяне:
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Не случайно Пушкин не пытается идеализировать внешность Татьяны, ведь
она — идеал красоты духовной.
«Дика, печальна, молчалива», она живет в своем богатом внутреннем мире,
который сформировался под влиянием «теченья сельского досуга», рассказов
няни, настроений, которые рождала в ее душе сельская природа, романы «ей
заменяли все».
Светлый образ «мечтательницы нежной» — вот пушкинский идеал. Но следует
отметить, что «мечтательница» — вовсе не значит «глупая и легкомысленная».
Пушкин; обращает наше внимание на ее «мятежное воображение», «ум и живую
волю» и, конечно, «сердце пламенное и нежное». Просто она привыкла жить
в своем внутреннем мире, далеком от реальности, которая порой бывает жестокой.
В душа Татьяны нет поверхностных чувств. Она любит глубоко и искренне:
Татьяна любит не шутя
И предаётся безусловно
Любви, как милое дитя.
«Легкомыслие страстей» Татьяны — свидетельство глубины чувств, готовности
им довериться. Сравнив ее чувства с чувствами Женского и Ольги, мы понимаем,
насколько Татьяна выше их в своей способности любить. (Даже страсть, воспылавшая
в Онегине к концу романа, кажется нам «мелким чувством».) Пушкину дорог
этот образ:
…в милой простоте
Она не ведает обмана…
Духовная чистота — вот что важно для Пушкина. Истинно нравственным
может быть лишь чистый душой человек.
В последнем объяснении с Онегиным Татьяна отказывает ему. Но ведь мы
видим, что чувства в ней не угасли, она не способна забыть человека, которого
однажды полюбила (в отличие от Ольги, которая скоро забыла Ленского):
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна не может оставить и предать своего нынешнего мужа. И дело здесь
вовсе не в боязни мнения света (оно ей безразлично). Дело в том, что она
не может нарушить свои нравственные принципы и; пойти на предательство,
заставив страдать своего супруга. Поэтому она остается верна своему долгу
перед мужем.
«Татьяна — русская душою» — вот еще одна деталь, существенно дополняющая
нравственный портрет пушкинского идеала.
Татьяна близка к народу, и для Пушкина это важно. (Народные образы
часто встречались в его творчестве; достаточно вспомнить «Капитанскую дочку»,
эпиграф к которой знаком каждому. «Береги честь смолоду» — еще один штрих
к нравственному идеалу Пушкина.
Истинно нравственный человек, по мнению Пушкина, всегда должен чувствовать
свою связь с народом.
Конечно, нельзя исчерпать нравственные идеалы Пушкина, рассматривая
лишь одно произведение. Хотя в рамках школьного сочинения трудно провести
более детальный анализ творчества Пушкина, но я остановлюсь хотя бы на
наиболее выдающихся его произведениях.
Например, трагедия «Борис Годунов», в которой поднимается вопрос о
«запятнанной совести». Для Пушкина важно было не то, насколько человек
одарен, не то что он посвятил свою жизнь процветанию своего государства.
Ведь если у человека есть «пятно на совести», ничего важного и полезного
ему не сделать, потому что, одного желания для этого уже мало.
Следует, на мой взгляд, упомянуть и о трагедии «Моцарт и Сальери»,
поскольку в ней поднимается весьма спорный вопрос. Пушкин однозначно считал,
что «гений и злодейство — две вещи несовместные». Гений, по мнению Пушкина,
не может совершать зло, а злодей не может быть гениальным человеком. Принести
пользу людям способен лишь человек с чистой совестью.
И, наконец, хочется еще раз обратиться к «Капитанской дочке». «Береги
честь смолоду», — гласит эпиграф. Герои этого произведения — простые люди,
но этим-то и подчеркивается важность того, что любой человек, независимо
от званий и положения в обществе (будь это глава государства или простой
солдат), должен иметь высокие нравственные принципы.
Вот те основные черты нравственных идеалов Пушкина, которые прошли
через все его творчество. На эту тему можно говорить бесконечно, вспоминая
лирику, поэмы, сказки (да, да! даже сказки), романы. Пушкин неисчерпаем,
и хотелось бы, чтобы мы «воспитывали в себе человека», читая прежде всего
Пушкина.
начало раздела | начало подраздела

Поделитесь этой записью или добавьте в закладки

«×èòàÿ Ïóøêèíà,  ìîæíî âåëèêîëåïíûì îáðàçîì âîñïèòàòü â ñåáå ÷åëîâåêà» (Â.Ã. Áåëèíñêèé).

Ïðèáëèæàåòñÿ 6 èþíÿ — Ïóøêèíñêèé äåíü â Ðîññèè. Âíîâü õî÷åòñÿ ÷èòàòü  ñòèõè ïîýòà, ñìîòðåòü êèíîôèëüìû, ñíÿòûå ïî åãî ïðîèçâåäåíèÿì, ïåðå÷èòûâàòü âîñïîìèíàíèÿ ñîâðåìåííèêîâ è ïèñàòåëåé äðóãîãî, XX âåêà, âëþáëåííûõ â åãî òâîð÷åñòâî è ïîêîðåííûõ ìîùüþ  åãî ëè÷íîñòè.  ýòîì ðÿäó ñòîÿò Ê. Âåðåñàåâ,  À. Àõìàòîâà, Ì. Öâåòàåâà…
   î÷åðêå «×óâñòâî èñòîðèè» Ê.Ã. Ïàóñòîâñêèé ïèñàë, ÷òî åãî ëþáèìàÿ èñòîðè÷åñêàÿ ýïîõà – ïåðâàÿ ïîëîâèíà XIX âåêà, ïîòîìó ÷òî ýòî âðåìÿ Ïóøêèíà. «À âñ¸, ÷òî ñâÿçàíî ñ èìåíåì Ïóøêèíà, ñ ëþäüìè, êîòîðûå åãî îêðóæàëè èëè áûëè åãî ñîâðåìåííèêàìè, ñ ìåñòàìè, ãäå îí æèë, ïîëíî äëÿ ìåíÿ æèâîãî èíòåðåñà è ïðåëåñòè», – îòìå÷àë ïèñàòåëü. Ýòè ñëîâà òàê ñîçâó÷íû ìîèì ìûñëÿì, ÷òî « ïàëüöû ïðîñÿòñÿ ê ïåðó, ïåðî ê áóìàãå» — õî÷åòñÿ ãîâîðèòü î Ïóøêèíå!
   «×èòàÿ Ïóøêèíà,  ìîæíî âåëèêîëåïíûì îáðàçîì âîñïèòàòü â ñåáå ÷åëîâåêà», — óòâåðæäàë Â.Ã. Áåëèíñêèé.
   Äåéñòâèòåëüíî, ñàìîå íóæíîå è ñàìîå òðóäíîå äëÿ ñåìüè è äëÿ ñòðàíû — ýòî âîñïèòàòü ÷åëîâåêà. Êàæåòñÿ, ýòî çâó÷èò ñòðàííî: âîñïèòàòü â ÷åëîâåêå ÷åëîâåêà. Ìû æå îò ðîæäåíèÿ óæå ëþäè!
  Ñëîâî «âîñïèòàòü» èçäðåâëå èìåëî çíà÷åíèå «ïèòàòè», ò.å.  âñêîðìèòü.Îäíàêî íå õëåáîì åäèíûì æèâ ÷åëîâåê! Ïîçäíåå ýòî ïîíÿòèå ïðèîáðåëî íîâûé ñìûñë:  «âûðàñòèòü, ïðèâèâ êàêèå-ëèáî íàâûêè, ïîâëèÿòü íà ðàçâèòèå».
  «×åëîâåê äîëæåí áûòü óì¸í, ïðîñò, ñïðàâåäëèâ, ñìåë è äîáð. Òîëüêî òîãäà îí èìååò ïðàâî íîñèòü ýòî âûñîêîå çâàíèå – ×åëîâåê», — ïèñàë Ê.Ã. Ïàóñòîâñêèé. Êàê æå âîñïèòàòü â ñåáå ÷åëîâåêà, ÷èòàÿ Ïóøêèíà?
Âî-ïåðâûõ, ÿ ñ÷èòàþ, ïîýçèÿ Ïóøêèíà ó÷èò îòêëèêàòüñÿ íà ïðåêðàñíîå, íàïðèìåð, ìû âèäèì ãëàçàìè ïîýòà  çèìíåå óòðî («Ìîðîç è ñîëíöå; äåíü ÷óäåñíûé!»), çèìíèé âå÷åð («Áóðÿ ìãëîþ íåáî êðîåò, âèõðè ñíåæíûå êðóòÿ»), «ïûøíîå ïðèðîäû óâÿäàíüå, â áàãðåö è çîëîòî îäåòûå ëåñà».
Âî-âòîðûõ, â ïðîèçâåäåíèÿõ Ïóøêèíà âñåãäà ìíîãî ñîëíöà, ñâåòà, ðàäîñòè, âîïðåêè âñåìó ïëîõîìó è òðóäíîìó, ÷òî áûâàåò â æèçíè. À íàñêîëüêî èçâåñòíî, æèçíü âåëèêîãî ïîýòà áûëà äîñòàòî÷íî òðóäíîé: ññûëêè, ãîíåíèÿ, áîðüáà ñ öåçóðî酠 Íî, íåñìîòðÿ íà ýòî, ïîýò ïî-äîáðîìó ñîâåòóåò  äðóãó èëè ïðîñòî ÷èòàòåëþ:
Åñëè æèçíü òåáÿ îáìàíåò,
Íå ïå÷àëüñÿ, íå ãðóñòè,
Äåíü âåñåëüÿ, âåðü, íàñòàíåò…
 Â-òðåòüèõ, ïîýçèÿ Ïóøêèíà ïîäàðèëà íàì ïðåêðàñíûå îáðàçöû ëèðèêè äðóæáû, âåðíîñòè, ïðåäàííîñòè. Ñðåäè áîëüøîãî êîëè÷åñòâà  ñòèõîòâîðåíèé-ïîñëàíèé   òåìà äðóæáû çàíèìàåò îñîáîå ìåñòî. Ïîýò îáðàùàåòñÿ ê  À. Äåëüâèãó,  Â.À. Æóêîâñêîìó,  Â. Êþõåëüáåêåðó… À ïîñëå ïîñåùåíèÿ  Èâàíîì Ïóùèíûì Ìèõàéëîâñêîãî, íàïèøåò çíàìåíèòîå ïîñëàíèå, â êîòîðîì äàñò îöåíêó ýòîìó ïîñòóïêó äðóãà è ïðèçíàåòñÿ åìó â äðóæáå, íàçâàâ «áåñöåííûì äðóãîì»:
 Ìîé ïåðâûé äðóã,
Ìîé äðóã áåñöåííûé!
È ÿ ñóäüáó áëàãîñëîâèë,
Êîãäà ìîé äâîð óåäèíåííûé,
Ïå÷àëüíûì ñíåãîì çàíåñåííûé,
Òâîé êîëîêîëü÷èê îãëàñèë.
Â-÷åòâåðòûõ, íèêòî íå ìîã òàê âîñòîðæåííî ïèñàòü î ëþáâè, áûòü òàêèì «íåçëîáëèâûì», äàæå åñëè îíà îêàçûâàëàñü íåðàçäåëåííîé:
ß âàñ ëþáèë òàê èñêðåííî, òàê íåæíî,
Êàê äàé âàì Áîã ëþáèìîé áûòü äðóãèì.
Â-ïÿòûõ, À.Ñ. Ïóøêèí, ïî  âûðàæåíèþ Í.Â. Ãîãîëÿ, « ýòî ðóññêèé ÷åëîâåê, êîòîðûé ÿâèòñÿ íàì ÷åðåç 200 ëåò», ò.å. ïîýò îïåðåäèë âðåìÿ. È äåéñòâèòåëüíî, åãî èíòåðåñîâàëè î÷åíü ìíîãèå âîïðîñû: è ëèòåðàòóðíûå, è îáùåñòâåííûå, è ïîëèòè÷åñêèå, è ôèëîñîôñêèå, è èñòîðè÷åñêè兠 Îí âñåãäà «õîòåë áûòü ñ âåêîì íàðàâíå»:
Èùó âîçíàãðàäèòü â îáúÿòèÿõ ñâîáîäû
Ìÿòåæíîé ìëàäîñòüþ óòðà÷åííûå ãîäû
È â ïðîñâåùåíèè ñòàòü ñ âåêîì íàðàâíå.
 Â-øåñòûõ, Ïóøêèí ó÷èò íàñ ïðîÿâëåíèþ ÷óâñòâà äîáðîòû  è áëàãîäàðíîñòè ê òåì ëþäÿì, êîòîðûå òåáÿ âîñïèòàëè, îêðóæàëè òðîãàòåëüíîé çàáîòîé. Ïðèìåðîì ìîãóò áûòü ñòðîêè, îáðàùåííûå ê íÿíå: «ïîäðóãà äíåé ìîèõ ñóðîâûõ», «ãîëóáêà».
È, íàêîíåö, íà ïîñòàìåíòå ãëàâíîãî ïàìÿòíèêà âåëèêîìó ïîýòó â Ìîñêâå íà÷åðòàíû ñëîâà èç çíàìåíèòîãî ëèòåðàòóðíîãî çàâåùàíèÿ — ñòèõîòâîðåíèÿ «Ïàìÿòíèê»:
 È äîëãî áóäó òåì ëþáåçåí ÿ íàðîäó,
×òî ÷óâñòâà äîáðûå ÿ ëèðîé ïðîáóæäàë,
×òî â ìîé æåñòîêèé âåê âîññëàâèë ÿ ñâîáîäó
È ìèëîñòü ê ïàäøèì ïðèçûâàë!
Ýòî ëè íå åñòü âåëèêàÿ ìèññèÿ âåëèêîãî ïîýòà?!
Èòàê, òîëüêî áåãëûé âçãëÿä íà ïîýçèþ À.Ñ. Ïóøêèíà ïîçâîëÿåò ñ óâåðåííîñòüþ ñêàçàòü, ÷òî, ÷èòàÿ åãî ïðîèçâåäåíèÿ, ìîæíî âîñïèòàòü â ñåáå ëó÷øèå ÷åëîâå÷åñêèå êà÷åñòâà.
 Â çàêëþ÷åíèå  õî÷åòñÿ ïðèâåñòè âîñïîìèíàíèÿ Ñ.ß. Ìàðøàêà: «Ïîìíþ, ëåò øåñòüäåñÿò òîìó íàçàä çàìå÷àòåëüíûé ðóññêèé êîìïîçèòîð Àíàòîëèé Êîíñòàíòèíîâè÷ Ëÿäîâ  ñïðîñèë ìåíÿ:
— Ëþáèòå ëè âû Ïóøêèíà?
Ìíå áûëî â òî âðåìÿ ëåò ÷åòûðíàäöàòü, è ÿ îòâåòèë åìó òàê, êàê îòâåòèëî áû òîãäà áîëüøèíñòâî ïîäðîñòêîâ, èìåþùèõ ïðèñòðàñòèå ê ñòèõàì:
— ß áîëüøå ëþáëþ Ëåðìîíòîâà!
Ëÿäîâ íàêëîíèëñÿ êî ìíå è ñêàçàë óáåäèòåëüíî è ëàñêîâî:
— Ìèëûé, ëþáèòå Ïóøêèíà!
Ýòî îòíþäü íå çíà÷èëî: «Ïåðåñòàíüòå ëþáèòü Ëåðìîíòîâà».
È âñå æå ÿ äî ñèõ ïîð áëàãîäàðåí åìó çà äîáðîå íàïóòñòâèå è ïîëàãàþ, ÷òî äåòè íàøåãî âðåìåíè áóäóò íå ìåíåå áëàãîäàðíû ñâîèì ïåäàãîãàì è ðîäèòåëÿì çà ñòîëü æå ñâîåâðåìåííûé ñîâåò:
— Ìèëûå, ëþáèòå Ïóøêèíà!

Перед вами сочинение-рассуждение по творчеству великого поэта А.С Пушкина. Сочинение озаглавлено словами литературного критика В.Г. Белинского.

«ЧИТАЯ ЕГО ТВОРЕНИЯ, МОЖНО ПРЕВОСХОДНЫМ ОБРАЗОМ ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА» (В. Г. Белинский)

Сочинение-рассуждение по творчеству А.С. Пушкина.  «ЧИТАЯ ЕГО ТВОРЕНИЯ, МОЖНО ПРЕВОСХОДНЫМ ОБРАЗОМ ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА»

Более ста восьмидесяти лет прошло со дня гибели поэта, а его творения находят все новых и новых поклонников в нашей стране и за рубежом. В чем же сила творений поэта?

Большая часть современников поэта не принимала его, ведь вместо популярных тогда назиданий и нравоучений, как следует жить и как не следует, стихи Пушкина заставляли думать, чувствовать. «О, если б голос мой умел сердца тревожить», — мечтал поэт. Он «жег сердца людей», «не позволял душе лениться».

Жизнь и поэзия для Пушкина слились в одно целое. Его творения не имели бы такой силы и значимости, если бы были в изоляции от жизни. А. С. Пушкин воспевал свободу, но считал, что честные правители и справедливый закон, это то, что необходимо стране для обеспечения свободы, равенства и братства.

Склонитесь первые главой

Под сень надежного закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Пушкин был дружен с декабристами, и если бы не стечение ряда обстоятельств: ссылка, желание его друзей-декабристов защитить его бесценный дар, возможно он встал бы в рады на Сенатской площади.

После событий на Сенацкой площади, когда даже имена декабристов было запрещено произносить, Пушкин пишет послание декабристам «Во глубине сибирских руд…».

Его муза — «гроза царей, свободы гордая певица».

«Его стихи пронизаны глубоким уважением к тем, кто борется -с деспотизмом, за свободу ума и сердца, за утверждение правды и справедливости ка земле», — писал В. Г. Белинский.

Стремление к жизни, свободной от зла, насилия, жестокости возникает при чтении вольнолюбивых стихотворений Пушкина. Один из декабристов — Рылеев так сказал о себе: «Я не поэт, а гражданин». Пушкин же предстает перед читателем как поэт- гражданин. Размышления о назначении поэта, его долге, волнуют Пушкина еще с лицейских лет. Он спорил с Дельвигом и Кюхельбекером о том, что нельзя воспевать «цветочки и лепесточки», когда народ бесправный и угнетенный.

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И Рабство, падшее по мановении царя,

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Пушкин мечтает об отмене крепостничества, что находит отражение в его стихотворении «Деревня». Своими произведениями он подводит читателя к необходимости бороться за счастье окружающих людей, как бы ни было трудно.

Гражданственность Пушкина проявляется и в его произведениях о войне 1812 года. Он искренне жалеет, что не мог внести личного вклада в борьбу за освобождение для Родины.

И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;

Вотще лишь гневом дух пылал!..

Поэт прославляет русский народ в стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», понимая, что именно народ одержал победу над врагом. Пушкин сравнивает русских воинов с богатырями. Лирика Пушкина народна, она заставляет задуматься о силе простого человека, о его значении в исторических событиях.

Пушкин в своем творчестве выделяет огромное место любви и дружбе. Белинский так описывал черты, свойственные Пушкину:

«…живость, впечатлительность, пылкость, способность увлекаться и увлекать сердца, жажда любви, дружбы, способность привязываться к человеку, пылкий, горячий темперамент, влечение к жизни, жизненным удовольствиям и тревогам. Пушкин — это певец дружбы, благородного чувства, истоки которого были заложены в самой натуре этого человека».

У Пушкина было много друзей, он считал дружбу — идейным сплочением людей. Необыкновенное чувство дружбы объединяло Пушкина и Чаадаева. Поэт уважал этого человека за необыкновенный ум, мужество, пламенное сердце.

Пушкин доносит до нашего понимания, что дружба познается и проверяется в беде, когда плечо и помощь друга особенно необходимы, дороги. Поэт пытается поднять дух друзей, сосланных в Сибирь, после неудачного восстания декабристов, рискуя навлечь на себя гнев власть имущих. Он верит, что их дело не пропадет, что его продолжат другие поколения.

Через всю жизнь Пушкина проходит тема любви. Он воспевает в своих стихах духовную и физическую красоту человека. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» пронизано грустью, воспоминанием, горестным сознанием утраты, счастьем встречи. Слова:

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь —

раскрывают красоту, полноту внутреннего мира человека, когда он любит. Стихотворение «Я вас любил…» поражает силой человеческих чувств, достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Пушкин — тонкий художник, с какой искренностью, правдивостью смог он передать чувства молодой девушки в письме Татьяны к Онегину.

Пушкин любил не только своих героев, но и  все, что их окружало — Родину, русскую природу.

…Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга а нивы золотые,

Мелькали села…

Творчество Пушкина было, есть и будет близко людям, т.к. оно затрагивает самое сокровенное в человеке. Его поэзия современна и сейчас в пору духовной черствости. Его размышления о роли общества и человека в нем, проблемы нравственности в отношениях между людьми, истинных ценностей, отношение к Родине — все это делает творчество Пушкина живым и жизненно необходимым и в наше время.

Каждый человек имеет свой идеал, не важно, сознательно или неосознанно он стремится быть на него похожим. Но представления о нравственных идеалах у каждого человека, безусловно, свои.

Нравственность — это то, чем живет человеческая душа, духовный мир человека, то, что он считает важным и существенным для себя, принципы, по которым он живет.

Александр Сергеевич Пушкин — гениальнейший русский поэт и писатель, оставивший нам богатейшее творческое и духовное наследие. Такие люди, обладающие неординарным талантом, рождаются, наверное, раз в тысячелетие. И нам, бесспорно, не могут быть неинтересны нравственные идеалы этого человека и его взгляды на нравственность: ведь именно нравственностью определяется человеческая ценность.

Одно из самых значительных произведений А. С. Пушкина — его роман в стихах «Евгений Онегин». По-моему, говоря о нравственных идеалах поэта, нужно опираться прежде всего на него.

Пушкин относится к своим героям критически, делая тем самым свой роман более реалистичным, но в романе есть образ, который прямо назван Пушкиным «милым идеалом», — это Татьяна. Остановимся подробнее на этом образе, собравшем, воплотившем в себе все те нравственные качества, которые были так важны для Пушкина.

Вот наше первое впечатление о Татьяне:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Не случайно Пушкин не пытается идеализировать внешность Татьяны, ведь она — идеал красоты духовной.

«Дика, печальна, молчалива», она живет в своем богатом внутреннем мире, который сформировался под влиянием «теченья сельского досуга», рассказов няни, настроений, которые рождала в ее душе сельская природа, романы «ей заменяли все».

Светлый образ «мечтательницы нежной» — вот пушкинский идеал. Но следует отметить, что «мечтательница» — вовсе не значит «глупая и легкомысленная». Пушкин; обращает наше внимание на ее «мятежное воображение», «ум и живую волю» и, конечно, «сердце пламенное и нежное». Просто она привыкла жить в своем внутреннем мире, далеком от реальности, которая порой бывает жестокой.

В душа Татьяны нет поверхностных чувств. Она любит глубоко и искренне:

Татьяна любит не шутя

И предаётся безусловно

Любви, как милое дитя.

«Легкомыслие страстей» Татьяны — свидетельство глубины чувств, готовности им довериться. Сравнив ее чувства с чувствами Женского и Ольги, мы понимаем, насколько Татьяна выше их в своей способности любить. (Даже страсть, воспылавшая в Онегине к концу романа, кажется нам «мелким чувством».) Пушкину дорог этот образ:

…в милой простоте

Она не ведает обмана…

Духовная чистота — вот что важно для Пушкина. Истинно нравственным может быть лишь чистый душой человек.

В последнем объяснении с Онегиным Татьяна отказывает ему. Но ведь мы видим, что чувства в ней не угасли, она не способна забыть человека, которого однажды полюбила (в отличие от Ольги, которая скоро забыла Ленского):

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Татьяна не может оставить и предать своего нынешнего мужа. И дело здесь вовсе не в боязни мнения света (оно ей безразлично). Дело в том, что она не может нарушить свои нравственные принципы и; пойти на предательство, заставив страдать своего супруга. Поэтому она остается верна своему долгу перед мужем.

«Татьяна — русская душою» — вот еще одна деталь, существенно дополняющая нравственный портрет пушкинского идеала.

Татьяна близка к народу, и для Пушкина это важно. (Народные образы часто встречались в его творчестве; достаточно вспомнить «Капитанскую дочку», эпиграф к которой знаком каждому. «Береги честь смолоду» — еще один штрих к нравственному идеалу Пушкина.

Истинно нравственный человек, по мнению Пушкина, всегда должен чувствовать свою связь с народом.

Конечно, нельзя исчерпать нравственные идеалы Пушкина, рассматривая лишь одно произведение. Хотя в рамках школьного сочинения трудно провести более детальный анализ творчества Пушкина, но я остановлюсь хотя бы на наиболее выдающихся его произведениях.

Например, трагедия «Борис Годунов», в которой поднимается вопрос о «запятнанной совести». Для Пушкина важно было не то, насколько человек одарен, не то что он посвятил свою жизнь процветанию своего государства. Ведь если у человека есть «пятно на совести», ничего важного и полезного ему не сделать, потому что, одного желания для этого уже мало.

Следует, на мой взгляд, упомянуть и о трагедии «Моцарт и Сальери», поскольку в ней поднимается весьма спорный вопрос. Пушкин однозначно считал, что «гений и злодейство — две вещи несовместные». Гений, по мнению Пушкина, не может совершать зло, а злодей не может быть гениальным человеком. Принести пользу людям способен лишь человек с чистой совестью.

И, наконец, хочется еще раз обратиться к «Капитанской дочке». «Береги честь смолоду», — гласит эпиграф. Герои этого произведения — простые люди, но этим-то и подчеркивается важность того, что любой человек, независимо от званий и положения в обществе (будь это глава государства или простой солдат), должен иметь высокие нравственные принципы.

Вот те основные черты нравственных идеалов Пушкина, которые прошли через все его творчество. На эту тему можно говорить бесконечно, вспоминая лирику, поэмы, сказки (да, да! даже сказки), романы. Пушкин неисчерпаем, и хотелось бы, чтобы мы «воспитывали в себе человека», читая прежде всего Пушкина.

  • Читать страшные рассказы новые
  • Читать ушинский рассказы сказки
  • Читать сказку умный работник русская народная сказка
  • Читать эдуард шим сказки несказки читать
  • Читать сказку человек на часах