Читав рассказ как правильно

прочитай еще раз, но внимательнее, стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребнок не может понять смысл текста. услышав замечание,

«Прочитай еще раз, но внимательнее», — стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.

Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.

Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста.

Отработка приёмов работы с текстом во многом влияет на подход ребёнка к обучению. В 5-8 лет формируется правильный (или неправильный) способ мышления и восприятия новой текстовой информации.

Учимся работать с текстом: 2 способа начать

Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.

Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.

Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.

  • Составьте вместе с ребёнком новые предложения или целый рассказ по ключевым словам из текста.
  • Распечатайте текст, в котором будут пропущены слоги или целые слова. Предложите его прочитать, восстанавливая смысл текста.
  • Подчеркните самые короткие предложения в тексте. Поставьте задачу развить их, дополнить второстепенными членами предложения.

Тренируйтесь на текстах, которые заинтересуют дошкольника или школьника. Так он с большей охотой выполнит задания к ним.

Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом — его анализу.

Как научить ребёнка анализировать текст?

Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?

0cnso4n5 5c45cd30bace8

Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:

– быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
– дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
– рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст

Начать можно с простых заданий.

  • Определить тему, основную идею текста.
  • Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс.
  • Составить цепочку тезисов, самых важных фактов, событий.
  • Задайте заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев.
  • Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.

Развивать аналитические способности, которые необходимы для глубокого анализа текста, интересно и эффективно с помощью классических текстовых задач на логику.

Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым

Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.

Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.

Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!

Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.

Какое имя и отчество у моего отца?

Гусеница не длиннее червяка.
Червяк не длиннее гусеницы.

Кто длиннее: гусеница или червяк?

Подобные задания помогают сформировать привычку читать вдумчиво и развивают навыки осмысленного чтения.

В кафе три подружки заказали кекс, порцию мороженого и пончик.

Даша не заказывала пончик.
Милана не заказывала ни кекс, ни пончик.

Что заказала Саша?

Регулярные тренировки полезны и взрослым: будете быстрее понимать суть, критически оценивать информацию, раскрывать подтекст любого произведения, который автор хотел донести до читателя.

Научились быстро улавливать суть текста и понимать ключевые смыслы? Осталось научить его запоминать прочитанное и пересказывать текст своими словами.

Как научить ребёнка запоминать и пересказывать текст?

Пора забыть те дни, когда пересказ вызывал у вашего школьника (или у вас обоих) неприятные эмоции, когда все скатывалось к срочной зубрежке. Если вы успешно преодолели предыдущие этапы, легко справитесь и с этой задачей.

Если навыки понимания и анализа текста все еще хромают, на этапе запоминания и пересказа это станет заметно. Хотя если ребёнок будет регулярно тренировать свои мыслительные способности, вы не заметите такой проблемы.

Пять простых шагов еженедельной тренировки:

1) выбрать текст, прочитать его на уровне заголовков, подзаголовков, отдельных абзацев, чтобы получить общее представление о содержании, теме (просмотровое чтение);
2) осмысленно прочитать его (ознакомительное чтение);
3) обсудить содержание текста и обобщить впечатления (изучающее чтение);
4) перечитать текст с установкой на запоминание;
5) пересказать.

Успешно справляетесь с обычным пересказом? Время усложнить задания с помощью творческих приёмов.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка запоминать и пересказывать прочитанное

  • Попробуйте составить максимально короткий план текста, опустив все мелкие детали.
  • Предложите пересказать текст от имени одного из героев. Можно даже сделать небольшую инсценировку, используя мягкие игрушки или нарисованных персонажей.
  • Заведите читательский дневник. В нем нужно помечать основную информацию о прочитанном: имена героев, основную мысль повествования, самые яркие моменты сюжета.

Умение понимать, анализировать и пересказывать тексты помогает учиться

  • Раннее развитие этих навыков поможет дошкольнику при подготовке и адаптации к школе.
  • Умение работать с текстом сделает учёбу в начальных классах более интересной и полезной.
  • В 3-4 классе детям с развитыми навыками осмысленного чтения будет проще и интереснее на уроках русского языка и литературного чтения.
  • В средних и старших классах опыт в работе с текстом поможет быстро усваивать большие объемы нового материала, хорошо учиться и успевать заниматься не только школьными делами.

Детям нужно помогать справляться с информационной перегрузкой. И скоро мы реализуем такую возможность в рамках нашего курса.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

О методах скорочтения, проблемах освоения материала и новом способе читать книги.

https://gbcdn.mrgcdn.ru/uploads/post/1665/og_cover_image/9d8ae1fae2be39275494daa458754a2d

content d281fc2b896d0462bed94e4e4f8d5eee

Адаптированный перевод статьи Мелиссы Чу о том, как улучшить качество чтения.

Природа книги эволюционировала. Общество и технологии стали другими. Под воздействием нового образа жизни подход к чтению поменялся. К лучшему или худшему?

Сегодня одна и та же информация может быть представлена ​​в самых разных форматах. Когда речь заходит о том, как именно мы должны читать, мнения расходятся.

Эффективность скорочтения

С 1950-х годов скорочтение рекламировалось как эффективный способ быстрого освоения материала. Ученые, психологи и учителя придумали методы повышения скорости чтения с помощью ручных инструментов или движения глаз.

На чемпионате мира по скорочтению лучшие участники достигают скорости 1000–2000 слов в минуту. Шестикратная чемпионка Энн Джонс читает за 60 секунд 4200 слов. Эти результаты кажутся феноменальными по сравнению со средними возможностями взрослого человека, который продвигается по тексту на 300 слов в минуту.

Популярные методы в скорочтении:

  1. Скимминг — быстрое пробегание по тексту глазами, чтобы вычленить основные моменты. Вы не прочитываете тщательно каждое слово, а наскоро просматриваете первый и последний абзацы, заголовки и выделенные фрагменты, чтобы найти ключевые идеи. Сканирование — аналогичный метод — предусматривает беглый просмотр текста, чтобы найти определенные слова и фразы.
  2. Мета-ориентирование (meta-guiding) использует указатель: палец или ручку, — чтобы направлять глаза вдоль строчек. Это помогает глазам двигаться горизонтально, фокусируясь на слове, которое вы читаете.
  3. Метод зрительного интервала (visual span) использует диапазон зрения, чтобы читать слова блоками. Человек фокусируется на одном центральном слове, а чтобы увидеть соседние, привлекает периферийное зрение. Считается, что оно помогает читать по пять слов единовременно.
  4. Быстрое последовательное визуальное представление (RSVP) — современный метод. Он использует программу для чтения, которая показывает слова по одному. Вы можете выбрать скорость, с которой они будут отображаться на экране.

Хотя многие читатели придерживаются этих методов, их эффективность вызывает споры. При скимминге теряются детали. С другой стороны, скимминг и сканирование помогают быстро изучить тему, а нужные разделы затем можно прочитать подробнее.

Автор книги “Psychology of Reading” («Психология чтения»), Кейт Райнер, отклоняет методы скорочтения. Он объясняет, что мы ограничены анатомией глаз и способностью мозга обрабатывать информацию. Для экономии времени часть методов основана на субвокализации — прекращении мысленного озвучивания слов. Райнер утверждает, что при скорочтении уровень запоминания и понимания прочитанного значительно уменьшается.

Участники чемпионатов мира демонстрируют уровень понимания прочитанного около 50%. У Энн Джонс этот показатель составляет 67%.

Независимо от используемого метода скорочтения понимание всегда приносится в жертву скорости.

Это не всегда плохо — зависит от того, что именно вы читаете. Если просматриваете сухую документацию, чтобы понять ключевые моменты, есть смысл использовать скимминг. Метод RSVP работает, когда знакомишься с коротким и легким для понимания разделом книги. Автор предпочитает читать с пером, используя его в качестве указателя для глаз.

Но бессмысленно использовать методы скорочтения, если перед вами сложный материал или книга, над которой хочется размышлять и смаковать каждую главу.

Выбор формата

Раньше был доступен только один вариант — бумажные издания. Сегодня мы можем читать, смотреть или слушать книги. Выбор рождает вопросы о том, как нам следует изучать материалы и чем одни форматы лучше других.

Бумажные книги. Согласно исследованиям, они обладают рядом преимуществ перед другими форматами. Когда физически перелистываешь страницы, отчетливее чувствуешь прогресс в чтении. Тактильные ощущения также способствуют лучшему запоминанию материала. Бумажные книги помогают заснуть, потому что — в отличие от электронных устройств —  не излучают синий свет.

Многие предпочитают традиционные книги. Людям нравится чувствовать бумагу. Мягкий запах, вес книги и возможность листать страницы делают чтение еще приятнее. Однако бумажные издания бывают тяжелыми и неудобными для перевозки.

Электронные книги (ридеры). Их основное преимущество — удобство. Нет разницы, сколько вы несете книг: одну или сто. Это помогает в путешествиях, особенно если хотите почитать побольше. Электронные книги понятны для пользователей, потому что мы привыкли к гаджетам, таким как смартфоны и планшеты.

Однако эффект синего света — большая проблема для читателей. Исследователи обнаружили, что люди, которые предпочитают электронные книги, дольше засыпают. У тех, кто читает на планшетах, ноутбуках, смартфонах и ридерах, снижается уровень мелатонина — гормона, который увеличивается по вечерам, вызывая сонливость. В результате они плохо спят и просыпаются уставшими.

Хорошо, что есть исключения — Amazon Kindle. Эти устройства придают свечение самому экрану для лучшей видимости текста, а не слепят читателя. Такое освещение напоминает лампу, направленную на бумажную книгу.

Аудиокниги. Некоторые относятся к ним скептически, считая, что прослушивание книг не дает такого же погружения, как чтение. Однако в исследовании отмечается, что люди воспринимают информацию на слух так же, как визуально. (Отдельная тема для обсуждения — являются ли прослушивание и чтение полностью эквивалентными.) В некоторых случаях тон рассказчика даже помогает лучше понять смысл.

Однако проблема в том, что люди склонны к многозадачности. Если одновременно слушать книгу и писать e-mail или готовить, смысл может потеряться. Лично автору нравится слушать аудиокниги, когда ее меньше всего отвлекают: в очереди или во время прогулки.

В последнее время аудиокниги стали популярными. Некоторые слушают их на скорости в два-три раза быстрее, чем в оригинальной записи. Хотя они утверждают, что информация не теряется, стоит задуматься, следовать ли их примеру при изучении  материала.

Книга — это не просто коробка, которую мы открываем, чтобы проверить содержимое. Ее изучение — это опыт: информацию надо впитывать, размышлять над ней и давать выход в виде новых знаний. Мы получаем идеи из книг во время пауз при чтении — так же, как креативные мысли рождаются в спокойные периоды.

Чтение сегодня

По мере того как информация «оцифровывается», книги становятся доступнее. У нас под рукой бесчисленные варианты досуга. Стали ли книги в таких условиях более привлекательными?

Согласно опросу в Японии, чем больше времени люди тратят на смартфоны, тем меньше — на чтение: 53% респондентов не познакомились ни с одной новой книгой за последний месяц. Такая ситуация прослеживается в течение пяти лет.

Другое исследование показало, что объем чтения увеличивается с 17 до 21% после праздников, потому что людям часто дарят планшеты и ридеры. В прошлом году примерно 43% взрослых американцев предпочитали так называемый «длинный контент»: книги, журналы или лонгриды. В среднем пользователи ридеров прочли за год 24 книги. Любители бумажных страниц — 15 произведений.

Изменились условия и обстоятельства чтения. Люди открывают книги, когда у них есть свободная минута: в дороге или между задачами. Все чаще чтению отводится время во время просмотра телевизора или интернет-серфинга.

Мы зачастую знакомимся с текстами урывками, поэтому выгоды от «глубокого чтения» теряются. Длительное и вдумчивое уединение с книгой  доставляет удовольствие, потому что вводит в состояние, подобное гипнотическому трансу. Интересно, что скорость освоения текста  фактически замедляется. Но при «глубоком чтении» человек быстрее расшифровывает слова, у него обостряется понимание написанного, устанавливается связь с автором.

4 совета для эффективного чтения

В идеале мы читали бы непрерывно в течение нескольких часов при мягком освещении и без отвлекающих факторов. К сожалению, у большинства из нас нет такой ежедневной роскоши.

Вот четыре решения для максимально эффективного чтения:

Выберите подходящие форматы материалов для чтения в разных ситуациях
Классифицируйте их под время и место. Откладывайте статьи и заметки, чтобы прочитать их в короткие свободные периоды. Книги, требующие меньше внимания, слушайте в аудиоформате. Сложный для чтения материал откладывайте, пока у вас не появится достаточно времени для вдумчивого изучения.

Сделайте чтение повседневной привычкой
Когда автор стала постоянно читать, смогла:

  • повысить уровень творчества;
  • применить полученные знания в работе;
  • открыть новые темы и интересы;
  • рассмотреть идеи с другой точки зрения;
  • развить эмпатию, понимание людей и ситуаций;
  • испытать приятное ожидание чтения;
  • создать ежедневное ощущение стабильности;
  • научиться снимать стресс и расслабляться, повысить качества сна.

Оптимальное время для чтения — раннее утро или вечер перед сном. Конечно, вы можете выбрать другие варианты, но для автора эти два идеальны.

Легкий способ сделать чтение привычкой — положить книгу на прикроватный столик, чтобы она стала одной из первых вещей, которую вы видите сразу после пробуждения и перед сном. Если вас утомляет чтение, выбирайте легкий материал.

Поделитесь прочитанным
Если вы только что прочитали книгу, поделитесь ею с теми, кому она тоже может понравиться (вот список любимых произведений автора). И если кто-то с похожими предпочтениями порекомендует книгу, почему бы вам ее не прочесть?

Чтение одних книг сближает, как если бы вы путешествовали или смотрели фильм вместе. Коллективное обсуждение помогает лучше понять и оценить прочитанное.

Подумайте о чтении
Автору не нравится просто сканировать книгу и переходить к следующей. Когда она читает подобным образом, обнаруживает, что результаты чтения теряются. Поэтому она использует другие методы, чтобы запомнить прочитанное:

  • набросать заметку: если в книге есть интересные факты, автор рассказывает о них, пишет аннотацию или копирует значимые абзацы;
  • написать статью: иногда автор готовит статью, описывающую события из книги, добавляет размышления и основные выжимки;
  • посмотреть экранизацию: по популярным романам часто снимают фильмы. Автору нравится смотреть экранизации: сравнивать собственную интерпретацию книги с другим видением, переживать ключевые события и наслаждаться произведением в другом формате.

Традиционные книги уступают место новым форматам. Вместе с формой меняется и подход к чтению. Мы сокращаем деятельность до небольших задач, чтобы успевать больше. Адаптируйте чтение в таком же ключе — ведь мы не властны над временем, но можем изменить подход к его использованию.

Всего найдено: 22

Добрый день. Это был не рассчитанный удар- пишем НЕ отдельно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Пишем слитно.

Помогите разобраться, пожалуйста! Читаю «Сестру печали» Шефнера («Самокат», 2014 г.) «Чтобы чем-то заполнить ночную пустоту, я вспоминал читанные книги и виденные фильмы». Формально в словах «читанный» и «виденный» должна быть одна Н (глаголы «читать», «видеть» — несовершенного вида, нет приставок и зависимых слов). И если ЧИТАНЫЙ в современном словаре есть, то ВИДЕНОГО нет вообще. Только ВИДЕННЫЙ. У Розенталя есть вот что: Примечание 4.  Два н пишутся в бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (брошенный, данный, купленный, лишённый, пленённый и др.), и в немногих причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида (виданный, виденный, слыханный, читанный и др.). То есть ВИДАННЫЙ и ЧИТАННЫЙ — в списке исключений. Знаю, что СЧИТАННЫЕ (минуты) из исключений убрали. Как теперь нужно писать «, книги и виденные фильмы»? Книга-то недавно вышла в свет. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Причастия виденный и читанный по-прежнему пишутся с двумя н.

драматичный или драматический

Ответ справочной службы русского языка

Большой толковый словарь

ДРАМАТИЧЕСКИЙ, -ая, -ое. 1. к Драма. Д. театр. Д-ое искусство.Д. талант. Д. кружок (кружок театральной самодеятельности). 2.Рассчитанный на эффект; напыщенный. Д-ая пауза. 3.Напряжённый, мучительный, тяжёлый, полный драматизма. Д-ое объяснение. Д-ая судьба. Самый д. период жизни. 4. Сильный, более низкий и яркий по тембру, более мужественный, чем лирический (о голосе певца, певицы). Д. тенор. Д-ое сопрано. <Драматически, нареч. (2-3 зн.). Д. представлять, изображать. 

ДРАМАТИЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. =Драматический (2-3 зн.). Д. эпизод. Д. случай. Жесты актёра излишне драматичны. <Драматично, нареч. Драматичность, -и; ж. Д. рассказа. 

Добрый день, корректор прислала вычитанный файл, но при проверке оказалось, что я с ней бешено не согласна. Можно ли сокращение от социальных сетей писать соцсети? Это же по сути 2 слова: одно сократили до соц. про правилам сокращения Мильчина ставим точку и проблем. Получаем соц. сети. Но может быть я не права?

Ответ справочной службы русского языка

Возможно и соц. сети (графическое сокращение), и соцсети (сложносокращенное слово, ср.: стенгазета, сбербанк).

Объясните, пожалуйста, правило правописания «расклеЕнный»? Почему пишется через «Е», ведь это глагол 2 спряжения (?)?

Ответ справочной службы русского языка

Выбор гласной перед н или нн в причастиях и отглагольных прилагательных не зависит от спряжения глагола. Гласная е пишется, если основа глагола в инфинитиве заканчивается на е или и: просмотреть – просмотренный, спросить – спрошенный, кормить – кормленый и кормленный. Гласные а и я пишутся, если основа инфинитива заканчивается на а или я: читать – читаный и читанный, списать – списанный, взлелеять – взлелеянный.

Здравствуйте!
В вашей службе при проверке слова «считанный» выдаёт следующий пример: «Остались считанные часы до отъезда». Если я правильно понимаю, то в данном случае слово «считанный» не имеет зависимых слов. Соответственно оно должно писаться с одной «н». Вообще говоря, достаточно часто бросаются в глаза словосочетания типа «считанные минуты/часы/дни». Насколько я знаю, слово «считанный» вывели из разряда исключений относительно недавно. Может ли это означать, что правило ещё просто не успело широко распространиться? Или же возможен в некоторых случаях вариант написания «считанные минуты» без зависимых слов с «нн»?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ на вопрос № 257376.

Возможно ли написание слова «читанный» с двумя «н» при отсутствии зависимого слова? (Рассуждаю логически: слово не становится прилагательным с постоянным признаком.)

Ответ справочной службы русского языка

В отсутствие зависимых слов верно: читаный. Это формальное правило.

Почему в вопросе № 277302 «неспособные» пишется слитно? Ведь это причастие с зависимыми словами.

Ответ справочной службы русского языка

Это не причастие. Причастие — форма глагола, например: прочитать — прочитанный, прочитавший.

Добрый день, правомерно ли в разговорной или письменной речи — НЕПРОЧТЁННЫЙ или ПРОЧТЁННЫЙ.
Или правильно использовать — ПРОЧИТАННЫЙ, НЕПРОЧИТАНЫЙ

Ответ справочной службы русского языка

Употребление форм прочтённый, непрочтённый возможно, эти формы корректны.

Расскажите, пожалуйста, почему от некоторых глаголов нельзя образовать страдательные причастия.

Ответ справочной службы русского языка

Глагол может иметь от одной до четырех причастных форм, что зависит от его переходности и вида.

Переходные глаголы могут иметь формы действительных и страдательных причастий, непереходные глаголы имеют только формы действительных причастий.

Глаголы СВ имеют только причастия прошедшего времени (то есть глаголы СВ не могут иметь никаких форм настоящего времени — ни в изъявительном наклонении, ни в причастных формах), глаголы НСВ могут иметь причастия и настоящего, и прошедшего времени. Таким образом,

переходные глаголы НСВ имеют все 4 причастия (читающий, читавший, читаемый, читанный),

непереходные глаголы НСВ имеют 2 причастия — действительные настоящего и прошедшего времени (спящий, спавший),

переходные глаголы СВ также имеют 2 причастия — действительное и страдательное прошедшего времени (прочитавший, прочитанный).

непереходные глаголы СВ имеют только 1 причастную форму — действительное причастие прошедшего времени (проспавший).

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, как лучше написать: ТРЕХГОДИЧНАЯ или ТРЕХГОДОВАЯ ВИЗА?Заранее признательна за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта правильны:

Большой толковый словарь

ТРЁХГОДИЧНЫЙ, -ая, -ое.
Продолжающийся три года. Т. срок. Т-ое обучение, плавание. //
Рассчитанный, предназначенный на три года. Т. запас продовольствия.

ТРЁХГОДОВОЙ,ая, —ое.
=Трёхгодичный. Т-ая работа.

Добрый день.
Помогите, пожалуйста, разобраться. Мне интуитивно кажется корявым выражение «Долговечный срок службы». Кажется, это неправильная сочетаемость? Может ли срок быть долговечным? Помогите сформулировать аргументы, чтобы исправить фразу на, скажем, «продолжительный срок службы».

Ответ справочной службы русского языка

Долговечный — значит «рассчитанный на долгий срок». Долговечный срок — это «срок, рассчитанный на долгий срок». Звучит странно, не так ли?

в орфографическом словаре в качестве прилагательного дано слово «считаный» с одной буквой «н» , а в Толковом словаре есть только причастие «считанный» в том же значении (совсем немного). Как правльно?

Ответ справочной службы русского языка

Слово считаные в значении ‘очень немногие’ пишется с одним Н. Написание этого слова приведено в соответствие общему правилу: в отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется одно Н. Раньше написание считанный приводилось в списке исключений, этим и вызвана фиксация с двумя Н в Большом толковом словаре.

Здравствуйте! Меня очень интересует вопрос. Сколько «н» должно быть в следующем случае: «за счита…ые минуты»?
И, если можно, дайте комментарии и ссылки на словари.
Огромное спасибо заранее

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: за считаные минуты. Слово считаные в значении ‘очень немногие’ пишется с одним Н. См.: Русский орфографический словарь / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. М., 2007.

Отметим, что сейчас написание слова считаный приведено в соответствие общему правилу: в отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется одно Н. Раньше написание считанный приводилось в списке исключений.

Добрый день!
Моя коллега употребила выражение «значительные секунды», подразумевая под этим «совсем небольшое количество времени». Я в первый раз слышу такое выражение, может я чего-то не знаю??
Есть выражение «считанные секунды» для определения этого понятия, а вот «значительные»..?? Пожалуйста, подтвердите или опровергните мои сомнения. Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Если имеется в виду ‘очень малый по количеству, числу ‘, то корректно: считанный (считанные секунды, считанные часы). Значительный – большой по размерам, численности, силе.


Елена Исупова

Елена Исупова

Сегодня не только день влюбленных, но и Международный день дарения книги. Если так случилось, что вам надарили книг больше, чем валентинок, то советуем познакомиться с лайфхаками, как читать быстро и при этом понимать смысл.

Как быстро вы читаете? Большинство при проверке показывают примерно 250 слов в минуту. И только единицы достигают сверхскоростей. Так, англичанка Энн Джонс «проглотила» последний том «Гарри Поттера» за 47 минут. То есть читала 4244 слова в минуту! К подобным результатам стремиться не стоит , а вот устранить причины медлительности и слегка ускориться можно. Делимся советами из книги «Суперстудент».

Почему мы читаем медленно?

Техники быстрого чтения нацелены на устранение факторов, замедляющих процесс. Поэтому прежде чем говорить о скорости, посмотрим, что ее снижает.

1.00x thumb 28 e1565938845230
Суперстудент

Во время чтения глаз совершает множество отдельных движений. Для восприятия фрагмента текста взгляд должен зафиксироваться на нем. Продолжительность одной фиксации — всего ¼ секунды. Многие за это время успевают прочесть только одно слово. Чтобы увеличить скорость чтения, надо прочитывать больше слов за одну фиксацию. На рисунке представлено количество слов, воспринимаемых за одну фиксацию: одно (вверху) или несколько (внизу).

Читав рассказ как правильно
Учитесь читать несколько слов за одну фиксацию

Проговаривание текста при чтении

Прочитывание малого количества слов за одну фиксацию обычно связано с проговариванием текста при чтении. Чаще всего мы как бы слышим слова внутри себя, то есть мысленно проговариваем текст, иногда шевеля при этом губами. В результате скорость чтения снижается, ведь в этом случае мы читаем с той же скоростью, что и говорим (примерно 150 слов в минуту). От этой привычки следует избавляться. Думаем мы гораздо быстрее, чем говорим. Взглянув на рисунок автомобиля, мы мгновенно понимаем, что это такое. Зачем же произносить (про себя или вслух) написанные на бумаге слова? Чтобы увеличить скорость чтения, нужно удалить лишнее звено.

Читав рассказ как правильно
Человек, не проговаривающий слова при чтении, воспринимает их смысл мгновенно

Повторное чтение фрагментов текста

Если мы постоянно возвращаемся к прочитанным фрагментам текста, скорость чтения также снижается. Многие делают это бессознательно. Прочтя фрагмент текста, они машинально перечитывают его снова и снова. Как правило, это происходит из-за недостаточной сосредоточенности или опасения, что без повторного чтения текст не запомнится.

Читав рассказ как правильно
Понаблюдайте за движением своего взгляда при чтении

Невнимательность и/или рассеянность

Если не удается сосредоточиться на чтении и мысли витают где-то далеко, скорость чтения снижается, а текст плохо запоминается. Прерываете чтение, чтобы обдумать прочитанное, вникнуть в его смысл, связать новые знания с полученными ранее? Прекрасно. Отвлекаетесь, чтобы помечтать об ужине? Тогда вы вряд ли что-то усвоите. К счастью, владение техникой быстрого чтения позволит читать так быстро, что волей-неволей придется сосредоточиться.

Сложность материала и отсутствие базовых знаний

Чтение сложной технической литературы занимает больше времени, так как приходится обдумывать прочитанное. Это относится и к чтению книг на иностранных языках. В них может встретиться много незнакомых слов, и понадобится время, чтобы понять текст. Такая литература не подходит для быстрого чтения.

Как читать быстрее? Техники и советы

Владение техниками быстрого чтения позволяет увеличить скорость в 2–3 раза без ущерба для восприятия материала.

Чтение с помощью пальца

Эта техника заключается в регулировании темпа чтения при помощи собственного пальца. Поставьте палец в начало строки, а затем по мере чтения передвигайте вправо. Чтобы привыкнуть к движению пальца, вначале читайте с привычной скоростью, а затем постепенно увеличивайте ее, следя взглядом за «регулятором». Эта техника хороша тем, что не позволяет возвращаться к прочитанному и задает высокий темп чтения, а значит, способствует концентрации внимания. Лучше использовать именно палец, но можно заменить его шариковой ручкой или чем-либо еще. Читая с планшета, можно свернуть в трубку лист бумаги и использовать его в качестве указки.

Больше слов за одну фиксацию

Вы уже знаете, что продолжительность одной фиксации взгляда составляет ¼ секунды. Чтобы увеличить скорость чтения, следует прочитывать 2-3 слова за одну фиксацию. Для многих такая скорость непривычна, но добиться ее совсем не трудно. Сожмите пальцы правой руки и вытяните перед собой ладонь. Сфокусируйте взгляд на среднем пальце. Одновременно вы видите указательный и безымянный пальцы, хотя смотрите только на средний, не так ли?

Быстрый темп

Научившись регулировать темп чтения с помощью пальца и прочитывать несколько слов одновременно, можно продолжить наращивать скорость. Какое-то время понимать смысл прочитанного будет трудно, но пусть вас это не смущает: способность к осмыслению прочитанного вскоре вернется. Старайтесь читать с той же скоростью, с какой двигается палец.

На скорости 100 км в час водитель вынужден более внимательно следить за дорогой, чем при 40 км в час. Быстрое чтение тоже помогает сосредоточиться.

Не проговаривать текст при чтении

Избавиться от этой привычки труднее всего. Некоторым это так до конца и не удается. Но с другими техниками быстрого чтения можно ускориться настолько, что вы просто не сможете проговаривать текст (или, во всяком случае, каждое слово). Каждый новый шаг в борьбе с проговариванием текста повышает скорость чтения. Попробуйте, например, прочитать следующее предложение, проговаривая только слова, выделенные жирным шрифтом: «Считается, что Сократ был первым великим философом». Можно во время чтения мысленно говорить «тра-та-та» — это также поможет избавиться от дурной привычки.

Когда нужно читать быстро?

Быстрое чтение не самоцель. Оно приносит пользу, только если вы понимаете смысл и усваиваете материал. К тому же разные тексты и разные задачи, которые мы решаем при чтении, требуют разной скорости.

Задачи могут быть следующими:

  • получить общее представление о прочитанном;
  • понять и усвоить новые положения и идеи;
  • найти ответы на вопросы;
  • повторить ранее пройденный материал;
  • получить удовольствие от самого процесса чтения.

Хотите найти ответы на вопросы? Скорее всего, для этого достаточно бегло просмотреть текст, то есть можно читать гораздо быстрее, чем при знакомстве с новым сложным материалом.

Читав рассказ как правильно
Используйте таблицу как ориентир

Обучение быстрому чтению требует времени и тренировки. Как правило, достаточно упражняться 20 минут в день в течение месяца. В этот период важно следить только за скоростью. А понимание смысла прочитанного придет, когда вы освоите технику окончательно.

По материалам книги «Суперстудент»
Обложка поста — unsplash.com, иллюстрации — из книги

10 советов по сторителлингу

Можно долго изучать способы влияния на людей, а можно один раз изучить искусство рассказывания историй – сторителлинг. Этому умению уже тысячи лет, но только в последние годы оно стало отдельной нишей. Этот навык пригодится всем, кто так или иначе воздействует на людей устным или письменным словом. И если вы один из них, то эти 10 советов по сторителлингу точно для вас. Наши рекомендации помогут сделать вашу историю яркой, живой и запоминающейся. А теперь читайте и беритесь рассказывать свои истории с новыми знаниями.

1

Вводите в действие с первых слов

Пожалейте читателя. Каждый день ему приходится видеть десятки заголовков и читать массу текстов. А ведь еще нужно и лайк поставить, и коммент написать, и кофе глотнуть в перерыве. Не стоит утруждать его еще и длинным введением. Начинайте экшн с самых первых слов. Потом можно и местность обрисовать, и контекст, и героя. Но влюбить своего читателя вы должны с первого взгляда, ведь конкурентов у вас слишком много.

2

Добавьте деталей

Простота и быстрое развитие действия очень важны для захвата внимания читателя. А вот для его удержания вам нужно создать живую и яркую историю, и к тому же достоверную. Для этого в историю нужно добавить деталей. Например, какую-то яркую особенность внешности героя, которая делает его запоминающимся. Или несколько штрихов об особенностях места действия. Воссоздайте в воображении читателя запахи, звуки, формы – он должен прочувствовать ваш рассказ. Но не переусердствуйте. Детали – это специи к истории и их нужно использовать в меру.

3

Рассказывайте историю через личность

История должна вызывать эмоции. Лучше всего эмоции вызывают люди. Значит, в вашем повествовании должны быть люди, даже если вы рассказываете о вещах. Ничто не помешает их очеловечить, наделить личностью и характером. Покажите, как эта личность прошла свой путь, как она изменилась или изменила кого-то другого. И как в результате получила заслуженное – награду или наказание.

4

Наделите героя недостатками

Времена, когда идеализированные герои завоевывали сердца и умы, остались в прошлом. Сейчас нас больше интересуют такие же люди, как и мы, со своими достоинствами и недостатками. Если в своей истории вы рассказываете о каком-то продукте, не бойтесь вынести на поверхность его недостатки. Это только увеличит доверие читателей и сделает вашу историю правдивой.

5

Создайте конфликт

Конфликт – двигатель истории. Он сталкивает два или больше элемента, и в результате получается что-то новое. Он выводит героя из равновесия и за этим становится интересно наблюдать. Хочется узнать, чем все закончится, чья сторона победит. «Кот лежит на коврике» – это не история. А вот «Кот лежит на коврике собаки»– уже то, что надо. Конфликт не обязательно возникает с другим героем, он может быть внутренней борьбой или связан с окружающим миром. Борьба человека с природой – классический тому пример.

6

Визуализируйте свою историю

Зрение – самый важный канал восприятия информации. А в контексте сторителлинга – это мощнейшее оружие в войне за человеческое внимание. Правильно подобранный визуал настраивает на определенное настроение, заинтересовывает, задает ожидания от текста, делает его объемным и ярким. Вспомните, как в детстве вы любили книжки с картинками. Они казались куда интересней скучных «взрослых» книг, не так ли? Со временем вы научились воспринимать сплошные полотна текста. Но ваш мозг все так же любит картинки. И ваш читатель тоже.

7

Используйте естественный язык

Если ваш герой общается сленгом – не вычищайте его речь. Она должна звучать естественно, так, как люди говорят в обычной жизни. Однако не стоит уклоняться и в другую сторону – не используйте специальные термины. То, что может быть непонятым, будет непонятым. Пишите просто, без канцеляризмов и сложных конструкций. Перечитайте текст вслух, и если какие-то места кажутся чересчур искусственными, перепишите их.

8

Показывайте, а не рассказывайте

Профессиональные писатели знают, что писать (или рассказывать) нужно не фактами, а образами. Если вы описываете процесс жарки бекона, то не говорите о сковороде, которая стоит на плите и в ней жарится бекон. Опишите шкворчание расплавленного жира и вызывающий слюнки запах. Заставьте работать воображение читателя – и вы надежно привяжете его к своей истории.

9

Делайте намеки

Это простой способ захватить внимание читателя и заставить его прочитать историю до конца. Возбуждайте любопытство, слегка приоткрывая будущее. Работают даже грубые намеки вроде: «Он и не подозревал, к чему приведет это решение», «Но все оказалось куда интереснее». Иногда можно использовать туманный спойлер, сказав о будущем хэппи-энде (или наоборот). Читателю все равно будет интересно, что именно произошло. Только уж позаботьтесь о том, чтобы в конце действительно не разочаровать его. Вставляйте намеки ближе к середине истории, когда он в нее погрузился и не будет бросать на полпути.

10

Не рассказывайте мораль истории

Хорошая история всегда имеет определенный смысл, цель, идею. Она должна что-то говорить читателю и побуждать его к действиям. В хорошей истории авторы иногда сами раскрывают идею прямым текстом. Они говорят что-то вроде: «Мораль этой истории такая-то и такая-то, а потому вы должны делать то-то и то-то». В идеальной истории читатель сам приходит к нужному заключению. А уж если он самостоятельно сделал такой вывод, то и скорее с ним согласится и предпримет соответствующие шаги. Не превращайтесь в ментора. Расскажите историю, а читатель пусть сам сделает свой выбор.

Выводы


Хорошая история вовлекает читателя с первых слов, погружая его в достоверную реальность. Она рассказывает о личности, которая меняется в процессе борьбы. Читатель сопереживает ей, потому что видит самого себя. История говорит образами, а не фактами, при этом она должна иметь визуальные элементы и естественный вид. А еще идеальное повествование разжигает любопытство, но не рассказывает о своей идее прямо. Читатель должен сам сделать выводы и предпринять действия. Например, изучить искусство сторителлинга поглубже, что можно сделать на нашем курсе.

Желаем удачи, пусть ваши истории всегда будут запоминающимися!

  • Читаем рассказы по слогам для детей 7 лет
  • Чистый понедельник сочинение рассуждение
  • Чистый эпитет в сказках
  • Чисто символически как пишется
  • Чисто теоретически как пишется