Читательский дневник сказки руслан и людмила

1799 1837 предлагаем вашему вниманию читательский дневник к поэме пушкина руслан и людмила, где компактно размещена основная информация. сюжет

Пушкин Александр Сергеевич

1799 — 1837

Предлагаем вашему вниманию читательский дневник к поэме Пушкина «Руслан и Людмила», где компактно размещена основная информация. Сюжет ее непредсказуем, наполнен непредвиденными поворотами, где волшебство любящих сердец побеждает козни завистников и злые чары.

1. Время и место сюжета

События происходят на рубеже X-XI веков, в период правления князя Владимира, в древнем Киеве на берегах Днепра. Произведение написано автором в период 1818-1820 гг.

2. Главные герои и их характеристика

Руслан — доблестный витязь. Он — красив, умен, смел, обладает богатырской силой и мужеством. Руслан находит свою невесту, освобождает Киев от вражеского нападения.
Людмила — красивая, чувствительная. Она любит Руслана, имеет веселый и легкий характер. Она – смелая, умеет противостоять своему затворнику, не покориться ему.
Финн — мудрый старец, владеющий тайными знаниями. Он помогает главному герою обрести свою любовь. В молодые годы финн был безответно влюблен в красавицу Наину. Он хотел получить любовь при помощи тайной науки, но его постигло разочарование.
Черномор — могущественный злой колдун. Он очень непривлекателен внешне – карлик с огромной бородой, в которой скрыта его сила. Одержимый завистью, он убил своего брата, выкрал красавицу Людмилу прямо со свадьбы.
Наина — старуха, коварная и злая колдунья. В молодости считалась красавицей. В нее был безнадежно влюблен финн, который стремился получить ее расположение любой ценой. Он познал тайную науку, и Наина действительно его полюбила. К тому времени она уже была старухой. И финн отверг ее любовь. Тогда Наина принялась мстить финну и всем, кто находится рядом с ним.

3. Краткий пересказ рассказа

Невеста, дочь князя, Людмила, украдена прямо со свадьбы. На розыски отправляется ее жених Руслан и трое воинов, претендующих на ее руку. Людмилу похитил карлик Черномор и держит в заточении. Руслану удается сразиться с Черномором, одержать победу и освободить свою возлюбленную. Славный витязь освобождает и Киев от нашествия печенегов.

Смотрите более подробный краткий пересказ поэмы Руслан и Людмила Пушкина А.С.

4. Главная мысль, чему учит произведение

Честное и искреннее сердце всегда проложит себе дорогу. Произведение учит нас идти к своей цели, преодолевать преграды, выбирать для себя праведные способы достижения результата. Перед сильным и искренним взаимным чувством нет преград. Важно разбираться в себе, знать, чего ты хочешь. Таков Руслан, он любит Людмилу, и ему удается победить Черномора.

5. Вывод

История написана великолепно, ее необыкновенно приятно читать. Сюжет поэмы ни на что не похожий. Когда его читаешь впервые, то нельзя представить, что будет дальше. Руслан уже победил Черномора, но впереди еще его ждут Наина и Фарлаф. Людмила освобождена, Руслан рядом, но она спит и не может проснуться. Язык Пушкина необыкновенно красив, наполнен красками, создает ощущение давней старинной эпохи. Замечательна и экранизация этой поэмы.

Действия разворачиваются между реальными людьми, Пушкин ввел в поэму и исторический персонаж – Владимира, как бы, подчеркивая реальность произошедших событий. На мой взгляд, поэма «Руслан и Людмила» — это сказка для юношества и для взрослых, а взрослым так не хватает именно сказок со счастливым концом.

В произведении говорится о том, что не стоит стремиться заполучить любовь нечестным путем и при помощи колдовства. Так делает финн, и его ждет разочарование. Если человек тебя не любит, то стоит найти другого человека, с которым будет взаимность. Руслан и Людмила искренне любят друг друга, вот к такой любви стоит стремиться.

В поэме добро побеждает зло, как это происходит и в обычной жизни, если правильно различать, где зло, а где добро. Руслан идет к своей собственной цели – он ищет свою невесту. Он идет честным путем и награжден за это.

6. Система образов произведения

Руслан – это центральный персонаж, героический образ. Его внешность соответствует русскому богатырю, былинному герою. Его одежа чиста, латы блестящи, волосы светлые. Образ Людмилы – символ женственности и красоты. Она с легкостью и находчивостью, присущим женщинам, выворачивается из лап сильного и могущественного Черномора. Людмила ждет Руслана, верит, что он спасет ее.

Силы добра в образах Руслана, финна, Людмилы, находятся в противостоянии с силами зла в образах Черномора, Наины, Фарлафа. Добро одерживает безоговорочную победу над злом – конфликт исчерпан. Разрешен он не только для основных героев, но и для вспомогательных – в этой системе каждый образ находит свое место. Голова, олицетворяющая доблестного витязя, убитого своим братом, отомщена. Теперь его душа может спокойно покинуть этот мир. Фарлаф убил Руслана, выкрал Людмилу, обманул Владимира, но он прощен. Ратмир нашел любимую девушку и свое истинное счастье.

В конце поэмы все сюжетные линии завершены, недосказанности не остается. Образы поэмы сливаются в едином целостном завершении.

7. Словарь незнакомых слов

Чело — устаревшее слово, синоним – лоб.
Дол — устаревшее слово, синоним – долина.
Лобзать — устаревшее слово, синоним — целовать.
Внимать — слушать, воспринимать, относиться с вниманием.
Взирать — устаревшее слово, обозначающее — глядеть, смотреть.

8. Понравившиеся цитаты

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;

Там лес и дол видений полны;

Дела давно минувших дней
преданья старины глубокой.

Я к ней — и пламень роковой
За дерзкий взор мне был наградой,
И я любовь узнал душой
С её небесною отрадой,
С её мучительной тоской.

«Руслан и Людмила» — поэма А.С. Пушкина, опубликованная в 1820 году. Стала первой завершённой и изданной поэмой Пушкина.

Волшебная сказка повествует о том, как злой колдун Черномор похитил красавицу-княжну Людмилу после свадьбы с богатырём Русланом. Отец-князь обещает отдать Людмилу тому, кто её спасёт, и витязи отправляются на поиски. После множества приключений Руслан освобождает возлюбленную.

  • Содержание
  • Полный текст поэмы «Руслан и Людмила» можно прочитать в «Викитеке».
  • Аудиоверсия доступна на YouTube.

Поэма начинается со вступления о «преданьях старины глубокой»:

У лукоморья дуб зелёный;Златая цепь на дубе том:И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

В Киеве пирует князь Владимир Красно Солнышко, он выдаёт младшую дочь Людмилу за храброго богатыря Руслана. Однако в первую брачную ночь ударяет гром и невеста исчезает из терема. Князь Владимир объявляет, что отдаст Людмилу в жёны тому, кто найдёт её и спасёт.

В путь отправляются Руслан и трое его соперников: суровый воин Рогдай, «надменный крикун» Фарлаф и молодой хазарский хан Ратмир. Они разъезжаются разными дорогами.

Кратчайшее содержание поэмы «Руслан и Людмила» для читательского дневника (А.С. Пушкин) Иллюстрация Леонида Владимирского

Руслану на пути попадается пещера, где он встречает седого старика. Это кудесник-финн: он знает имя Руслана и его беду. Мудрец объясняет, что Людмилу похитил злой волшебник Черномор.

Финн рассказывает свою историю. Будучи юным пастухом, он влюбился в красавицу-колдунью Наину, но та отвергла его любовь: «Пастух, я не люблю тебя». Тогда он собрал дружину и на 10 лет отправился в военные походы. Вернувшись домой с победами и богатством, он снова получил от Наины отказ: «Герой, я не люблю тебя».

Тогда Финн стал изучать колдовскую науку и спустя 40 лет сумел-таки приворожить Наину. Но увидев влюблённую старуху, волшебник пришёл в ужас. Теперь уже он отверг её. Оскорблённая ведьма пообещала отомстить — а значит, теперь она будет мстить и Руслану.

Кратчайшее содержание поэмы «Руслан и Людмила» для читательского дневника (А.С. Пушкин) Иллюстрация Леонида Владимирского

Песнь вторая

Рогдай решает избавиться от соперника: догнать и убить Руслана. Сначала по ошибке он загоняет в грязный ров Фарлафа. Потом старуха Наина указывает ему путь к Руслану, а Фарлафу велит вернуться под Киев и ждать своего часа. Рогдай настигает Руслана и вступает с ним в бой.

Тем временем Людмила томится в плену в роскошных покоях и садах Черномора. Когда княжна ложится отдохнуть, является Черномор — горбатый карлик-волшебник, чью длинную бороду слуги несут на подушках. Он приближается к Людмиле, но та кричит и сбивает с его головы колпак. В страхе карлик падает, запутавшись в собственной бороде.

  1. Кратчайшее содержание поэмы «Руслан и Людмила» для читательского дневника (А.С. Пушкин) Иллюстрация Леонида Владимирского
  2. Между тем кровавая битва двух богатырей заканчивается победой Руслана: он сбрасывает Рогдая с высокого берега в волны Днепра.
  3. Кратчайшее содержание поэмы «Руслан и Людмила» для читательского дневника (А.С. Пушкин) Иллюстрация Леонида Владимирского

Песнь третья

Колдунья Наина является к Черномору и предлагает объединить силы против Руслана. Тот уверяет, что богатырь ему не страшен, покуда у него есть волшебная борода.

Колдун ищет Людмилу, но той и след простыл. Она примерила колпак Черномора и узнала: если надеть его задом наперёд, он становится шапкой-невидимкой.

Кратчайшее содержание поэмы «Руслан и Людмила» для читательского дневника (А.С. Пушкин) Иллюстрация Леонида Владимирского

Руслан натыкается на поле с костями поверженных воинов и видит, кто погубил всех этих людей: посреди поля торчит гигантская живая голова в богатырском шлеме. Голова велит Руслану убираться прочь, но тот лишь грозит ей в ответ. Голова начинает дуть, обрушивая на витязя ураганный ветер.

Кратчайшее содержание поэмы «Руслан и Людмила» для читательского дневника (А.С. Пушкин) Николай Ге. «Руслан и Людмила»

Герой всё-таки добирается до головы и пронзает копьём её язык. Опрокинув голову мощным ударом, Руслан находит под ней спрятанный меч.

Пожалев врага, Руслан сохраняет ему жизнь и узнаёт его печальную историю. Когда-то это был могучий богатырь, брат волшебника Черномора. Но карлик-брат обманул великана: отправил добыть меч, которому суждено лишить Черномора чудесной бороды, а затем срубил голову. С тех пор голова стерегла волшебный меч, которым теперь завладел Руслан.

Песнь четвёртая

Хазарский хан Ратмир останавливается на ночлег в горном замке, где его встречают 12 красавиц. Они угощают молодого хана, укладывают спать, а одна из них приходит к нему в постель.

Кратчайшее содержание поэмы «Руслан и Людмила» для читательского дневника (А.С. Пушкин) Иллюстрация Леонида Владимирского

Руслан скачет на север, к логову Черномора. Там Людмила, укрытая от опасностей шапкой колдуна, бродит в волшебном саду. Поймать её не удаётся, и Черномор идёт на хитрость: принимает облик раненого Руслана. Княжна выходит к мнимому мужу, её хватают.

Внезапно Черномор слышит, что кто-то трубит в рог, вызывая его на бой. Колдун погружает пленницу в волшебный сон и надевает на неё шапку-невидимку, а сам летит сражаться.

Кратчайшее содержание поэмы «Руслан и Людмила» для читательского дневника (А.С. Пушкин) Иллюстрация Леонида Владимирского

Песнь пятая

У горы, за которой скрыты владения Черномора, Руслан трубит в рог. Волшебник налетает на него с небес, ударяя палицей. Богатырь хватает Черномора за бороду, и тот вместе с соперником взмывает к облакам.

Кратчайшее содержание поэмы «Руслан и Людмила» для читательского дневника (А.С. Пушкин) Иллюстрация Леонида Владимирского

Два дня чародей носит Руслана по небу, а на третий день покоряется и приносит его к Людмиле. После этого витязь отсекает врагу бороду мечом, лишив злодея волшебной силы.

Руслан ищет Людмилу, но она невидима. В ярости герой начинает рубить мечом направо и налево, и случайным ударом сбивает волшебную шапку с головы любимой. Руслан слышит голос Финна: княжна проснётся, когда снова окажется в Киеве, у отца.

Кратчайшее содержание поэмы «Руслан и Людмила» для читательского дневника (А.С. Пушкин) Иллюстрация Леонида Владимирского

Витязь отправляется в обратный путь. Он снова проезжает мимо гигантской головы: та умирает, успев увидеть, что изменник-брат наказан.

В лесу у реки богатырь видит бедную хижину рыбака. Рыбаком стал хан Ратмир, забывший о Людмиле и прежней бурной жизни и поселившийся в уединении с красавицей, встреченной в горном замке.

Иллюстрация Леонида Владимирского

Колдунья Наина тем временем приходит к Фарлафу и ведёт его к месту ночлега Руслан. Подлец убивает спящего богатыря, трижды ударив мечом в грудь. Вместе с погружённой в магический сон Людмилой Фарлаф едет в Киев.

Иллюстрация Леонида Владимирского

Песнь шестая

Фарлаф привозит Людмилу к отцу и заявляет, что спас её из лап лешего. Княжна по-прежнему спит.

А утром приходит новая беда: к стенам Киева подошла армия кочевников-печенегов.

Кудесник Финн тем временем оживляет Руслана, набрав в волшебных ручьях кувшины живой и мёртвой воды. Волшебник даёт витязю кольцо, с помощью которого тот сможет разбудить Людмилу. Герой отправляется в Киев.

Под стенами города весь день идёт битва с печенегами, но ни одна из сторон не может одержать верха. На следующее утро славянские воины видят, как Руслан на коне врывается в стан врага и рубит печенегов. Воодушевлённые киевляне бросаются в бой и побеждают.

Иллюстрация Леонида Владимирского

Руслан мчится в княжеский терем и пробуждает Людмилу ото сна. Испуганный Фарлаф на коленях сознаётся в своём злодействе, и его прощают. Черномора, лишённого волшебной силы, оставляют при дворе. У князя Владимира вновь начинается пир.

Иллюстрация Леонида Владимирского

«Руслан и Людмила» краткое содержание для читательского дневника по поэме Пушкина (5 класс) – сюжет, главная мысль, отзыв, вывод

Краткое содержание «Руслан и Людмила» для читательского дневника

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Руслан и Людмила

Число страниц: 136. Пушкин А. С. «Руслан и Людмила». Издательство «Издательский Дом Мещерякова». 2011 год

  • Жанр: Сказочная поэма
  • Год написания: 1820 год
  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

↑ 1. История создания

По словам самого А. С. Пушкина, поэму «Руслан и Людмила» он начал писать еще в годы учебы в Царскосельском лицее. Окончено произведение было в 1820 г. в Петербурге. Эпилог Пушкин написал уже на Кавказе в июле 1820 г. Пять лет спустя, в Михайловском, поэт добавил вступление, основанное на присказке няни Арины Родионовны.

Поэма была впервые напечатана летом 1820 г. Пушкин никакого участия в издании своего произведения принять не мог, так как уже отправился в Южную ссылку. Все хлопоты (в том числе получение цензурного разрешения) взяли на себя Н. И. Гнедич, В. А. Жуковский и брат поэта — Лев Сергеевич.

Главные герои

  1. Руслан – отважный, смелый витязь и преданный возлюбленный.
  2. Людмила – красивая, добрая, верная жена Руслана.
  3. Князь Владимир – киевский князь, отец Людмилы, заботливый, щедрый.
  4. Рогдай – смелый, сильный воин, предавший Руслана.
  5. Ратмир – молодой хазарский хан, горячий, вспыльчивый.
  6. Фарлаф – витязь, трусливый хвастун.
  7. Черномор – могущественный злой волшебник, уродливый карлик с длинной бородой.
  8. Старец в пещере – добрый волшебник, оказавший большую помощь Руслану.

  Поэма «Медный всадник» Пушкина — история создания

Гигантская голова – старший брат Черномора, некогда могучий, непобедимый воин.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Руслан и Людмила»
  • для самых компанейских — Главные герои «Руслан и Людмила»
  • для самых крутых — Читать «Руслан и Людмила» полностью

Анализ поэмы «Руслан и Людмила»

Среди большинства сказочных произведений Пушкина поэма «Руслан и Людмила» поставлена неким особняком. В ней тесно переплелись чувства и события, присущи реальности и настоящим людям с мифическими персонажами, магией и волшебством.

  • Так, поэма начинается с волшебного дуба у лукоморья, где рассказывает разные сказки кот ученый, а русалки расселись на ветвях дуба, и все вокруг напоено магией и чародейством.
  • Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у за 290 рублей
  • Связаться с нами:

Затем поэт переносит читателя на роскошный свадебный пир, где во главе стола сидят новобрачные — Руслан и Людмила, вполне реальные молодые люди. Людмилу выдает замуж князь Владимир, и Руслан с восхищением смотрит на свою красавицу-невесту.

Но до брачного ложа дело не доходит — в самый разгар девушку похищает Черномор. По описанию Черномор является маленьким злым карликом с неприлично длинной бородой.

Причем поэт так расписывает эту одиозную личность, что создается ощущение отдельного существования чародея и бороды!

Начинается действо перед очами Людмилы — когда арапы вносят «бороду старца на подушках!»

«…входит… Горбатый карлик… Его-то голове… Принадлежала борода…»

Образ чародея в поэме монументален, он несет в себе отрицательные черты. Похищение им Людмилы посреди свадебного застолья олицетворяет лишение людей мирских добродетелей и благ. Ведь Людмилу Пушкин наделил поистине ангельскими чертами, он старается везде это подчеркивает.

Так например он описывает песню Леля, который славит «… Людмилу-прелесть…», или сама Людмила, находясь в чертогах старца-волшебника, любуется собой. Поэт подчеркивает золотистость кудрей Людмилы, лилейность плеч, небрежность в том, как она расчесывает свои густые волосы.

При этом красавица умеет за себя постоять, когда с испугу, впервые увидев Черномора, она «рукою быстро ухватила … седого карлу за колпак» и отчаянно завизжала . Тут уж сам волшебник от страха упал и даже запутался в собственной бороде.

Отдельного внимания заслуживает еще одна героиня — Наина. Поистине ее женская судьба во многом трагична. За образом злой колдуньи скрывается «…старушка дряхлая, седая», у нее сверкающие впалые глаза, трясущаяся голова и горб на спине.

А ведь сама старуха рассказывает о временах, когда была потрясающей красавицей.

Ее любви добивался Черномор. Маг похитил ее и очаровал, но прошло время, и влюбленная Наина была отвергнута колдуном, поэтому она обратила свои чувства в чародейство и стала колдуньей.

Но в конце поэмы добро побеждает зло — Руслан проходит все препятствия, находит свою невесту и побеждает Черномора. Пристыженный чародей поступает на службу к Владимиру — отцу княжны Людмилы.

Сюжет

На свадьбу Руслана и Людмилы было приглашено много гостей. Отец невесты, князь Владимир, не поскупился на пышное пиршество, и только трое гостей не радовались счастью новобрачных. Это были соперники Руслана в амурных делах, витязи: хазарский хан Ратмир, хвастун Фарлаф и Рогдай.

Неожиданно Людмила исчезла в брачную ночь. Разгневанный на бездействие Руслана, князь Владимир пообещал отдать в жёны Людмилу и полцарства в придачу тому, кто её найдет. Мужественные витязи отправились на поиски пропавшей княжны.

Руслан, терзаемый мрачными думами, прискакал к пещере, в которой жил учёный старец. Он поведал витязю, что его суженую украл могущественный волшебник Черномор – большой любитель красивых девушек. Старик предрёк Руслану победу над Черномором в честной схватке, сказав, что его будущее заключено в собственной воле. Окрылённый надеждой, Руслан отправился в путь.

Тем временем Рогдай задумал устранить главного соперника – Руслана, и поскакал вслед за ним. Трусливому же Фарлафу на пути повстречалась старая ведьма, которая посоветовала юноше вернуться домой и не подвергать себя смертельной опасности: Людмила и так будет его.

Оказавшись в волшебном дворце Черномора, Людмила не польстилась на богатые дары своего похитителя. Ей был противен один вид злого волшебника – горбатого лысого карлика с длинной седой бородой, от которого она скрывалась при помощи найденной шапки-невидимки.

Когда Руслан спешил к Людмиле, на него напал Рогдай, но потерпел поражение. Руслан продолжил свой путь, и вскоре его взору предстала огромная голова в шлеме, возвышающаяся над землёй. Витязь одолел страшную голову, и под ней обнаружил меч.

От поверженной гигантской головы Руслан узнал, что когда-то она была отважным воином-гигантом, но на свою беду имела завистливого брата-карлика, который совершил страшное предательство и обезглавил родного брата.

Голова посоветовала Руслану взять волшебный меч и отомстить Черномору.

Оказавшись в чертогах Черномора, отважный витязь схватил его за длинную бороду и отсёк её мечом. Он нашёл Людмилу спящей и поспешил с ней в Киев. По дороге Руслан встретил Ратмира с молодой женой: хазарский хан обрел своё счастье.

Тем временем Фарлаф, увидев прилегшего отдохнуть Руслана, убил его спящего и со спящей Людмилой поспешил во дворец к князю. Воскресил юношу старец из пещеры, который на прощанье подарил ему кольцо, способное пробудить Людмилу. Руслан поспешил к своей возлюбленной и освободил её от заклятья.

↑ 2. Критические отзывы

В день окончания поэмы Жуковский подарил Пушкину свой портрет со знаменитой подписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя…». Этот подарок от прославленного поэта можно считать лучшим критическим отзывом на «Руслана и Людмилу». Поэму сразу же стала очень популярна в русском обществе.

В произведении Пушкин смело шел против традиционных жанровых и стилистических канонов, т. е. создавал новый русский литературный язык.

Против него ополчились многие критики, которые возмущались обилием простонародных элементов и «мужицких рифм», не могли найти в сюжете и поведении героев никакой логики.

Людмила и Черномор

Мы обсудили главного героя Руслана, поговорим теперь о других персонажах, которым тоже отведено важное место в повествовании. Эти характеристики очень нужны, когда мы делаем анализ произведения «Руслан и Людмила».

Людмила олицетворяет собой женственность и красоту. Она не может обойтись без помощи Руслана, а тот в свою очередь готов пойти на все ради спасения девушки. В строках поэмы прослеживается восхищение образом Людмилы — у нее золотые кудри и тонкий стан, но при этом она также сильна духом и обладает большой волей.

Конечно, когда мы читаем эпизод, в котором Людмила думала наложить на себя руки, но так и не решилась, может показаться, что у нее малодушный характер. Но стоит принять во внимание, что девушка боялась не смерти, а думала о благополучии людей, дорогих и любимых ее сердцу. Поэтому мы делаем вывод, что Людмила непоколебима, ее не сломить, и она непорочна.

В ее жизни было немало тяжелых дней, но она сохранила верность тому, кого так любила.

В заключении анализа произведения «Руслан и Людмила» скажем несколько слов о Черноморе. Это персонаж, которого Александр Пушкин наделил самыми негативными чертами.

Да, он очень хитер, способен на любую подлость, и выступает как самый страшный враг нашего главного героя. К тому же вспомним, что самый жестокий бой состоялся именно с этим персонажем поэмы.

Внешне он невысокого роста, старый, с черной бородой. Черномор невероятно озлобленный, и одолеть его крайне трудно.

Безусловно, анализ поэмы «Руслан и Людмила» можно проводить долго, но в этой статье мы лишь коротко обсудили ключевые особенности произведения и его главных героев. Надеемся, эта информация окажется для вас полезной.

Руслан и Людмила Анализ произведения

Прелесть поэмы Пушкина, неувядаемая ее свежесть заключалась в лукавстве, детской веселости рассказа о чудесах, которые мы воспринимаем как увлекательную игру воображения, нисколько не требуя от рассказчика правдоподобия, с наслаждением вникаем в веселую, умную и непритязательную болтовню его. Никакого, конечно, исторического колорита времен Древней Руси нет, да его и не должно было бы быть, иначе нарушился бы весь строй поэмы.

  1. Людмила отнюдь не похожа на княжну времен Владимира, это скорее барышня пушкинской поры, ну а если обращаться к мировым литературным образам, то это Розина из «Севильского цирюльника» Бомарше — Россини.
  2. Перед нами сказочный юг с роскошной растительностью, фонтанами, солнцем, с пением птиц.
  3. В саду. Пленительный предел:
  4. Прекраснее садов Армиды
  5. И тех, которыми владел
  6. Царь Соломон иль князь Тавриды

Читатель, конечно, должен знать, кто такая Армида, ведь он читал поэму итальянца Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» и запомнил волшебницу Армиду, ее роскошные сады, где христианский рыцарь Ринальдо заснул и, разбуженный волшебницей, влюбился в нее. Пушкин играет этими литературными реминисценциями, обращаясь к людям своего круга, образованными начитанным. Его поэма пестрит именами персонажей мировой литературы, мировой культуры. И вместе с тем никакой учености, книжного педантизма.

Пушкин не может остановиться, он любуется миром: как прекрасен этот мир! И герои его поэмы будут счастливы, мы это знаем, ну а пока поэт нам предлагает понаблюдать за их сказочной судьбой, перипетиями событий.

Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Вот юная княжна одна в саду; похищенная бородатым Черномором, что поделывает она?

В волнах решилась утонуть.

Ну-ну, прелестная княжна, неужели бросишься в воду, неужели решишься? Улыбается Пушкин, улыбаемся мы, предвидя отнюдь не трагическую развязку.

Пушкин с шаловливой витиеватостью объясняет читателю, почему он обвенчанную с Русланом Людмилу называет еще княжной и девой, когда надо было бы уже назвать ее княгиней и женщиной.

Эротические намеки: мы помним, что Людмила была вырвана их рук Руслана, едва он коснулся ее, так и не став ее супругом.

Пушкин смеясь (да-да, смеясь) рисует и комментирует трагикомическую сцену, когда, казалось, долгожданное счастье наступило, когда… вот-вот мгновенье, и он насладится своим счастьем.

Современные критики обвиняли поэта в книжности. Да, Пушкин внес в свое произведение дух европейской образованности, он читал и Ариосто с его поэмой «Неистовый Роланд», он читал и «Орлеанскую девственницу» Вольтера, которая как бы благословляла его на вольный стиль повествования, позволяла отбросить литературный педантизм.

Политическая тенденциозность подчас ослепляет критиков. Нельзя не удивляться тому, что наш великий критик Белинский, эстетически очень чуткий, мог с известным пренебрежением писать:

«Руслана и Людмилу» можно только перелистывать от нечего делать, но уж нельзя читать как что-нибудь дельное».

Простой читатель конечно полностью читал и перечитывал поэму. Он не был искушен в литературных баталиях и, следовательно, не омрачен предубеждениями, теориями, концепциями, но критики, отягченные этим грузом, впадали часто в странную слепоту.

Это, видимо, всегда было, есть и будет. Чопорные критики приходили в ужас от «вольностей» поэмы. Поэт Дмитриев, известный в свое время и ныне начисто забытый, недоброжелательно и завистливо порицал ее, полагая, что «добрая мать» не позволит своей дочери читать ее.

Источник: Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн. 4. Литература нового времени. – М.: Просвещение, 1997

Полезный материал по теме:

  1. Анализ поэмы «Руслан и Людмила». Часть II.
  2. Анализ поэмы «Руслан и Людмила». Часть I.
  3. Анализ поэмы «Руслан и Людмила». Часть III.
  4. КРАТКИЙ АНАЛИЗ Руслан и Людмила: основная ТЕМА, ИДЕЯ, смысл, главная мысль, чему учит
  5. Фольклоризм поэмы «Руслан и Людмила»

Характеристика Руслана

Понятно, что анализ поэмы «Руслан и Людмила» был бы неполным без обсуждения главных героев. Сначала поговорим о Руслане — о его внешности, роли в повествовании, характере и некоторых отличительных чертах.

Руслан выглядит сильным и отважным воином, его волосы светлого цвета, и эта характерная черта символизирует состояние его души — она тоже светла и чиста.

Кроме того, у Руслан облачался в начищенные до блеска латы — чем не признак доблестного воина? Характеристика Руслана была бы неполной без упоминания о его главных врагах — Рогдае, Фарлафе, Ритми и Черноморе.

Все они спорят о прекрасной и беззащитной Людмиле, которая воплощает в себе красоту и изящество.

Но можно кое-что еще сказать о главном герое поэмы Руслане. Благодаря силе духа, мужеству и терпению герой смог взять верх над всеми своими врагами. Его храбрость и стойкость помогли не повернуть назад даже когда могло быть очень страшно и тяжело. Таким образом Руслан добился своего счастья.

Главные особенности в анализе поэмы

Конечно, зная что Пушкин часто использует в своих произведениях меткие эпиграммы, можно и в рассматриваемой нами поэме «Руслан и Людмила» найти немало элементов пародии и шутливых моментов. Но их нельзя назвать злобными, скорее наоборот. Если посмотреть на балладу Жуковского «Двенадцать спящих дев», видно, как Пушкин использует пародию на часть ее эпизодов.

Правда спустя время Пушкин выразил сожаление по поводу того, что в «угоду черни» он прибегал к такому приему, тем более, что Жуковский с Пушкиным были в хороших отношениях.

Упомянем в анализе «Руслан и Людмила», что после того как поэма была напечатана, Жуковский одарил Александра Сергеевича своим портретом с надписью, поясняющей его значение — учитель побежден учеником.

У поэмы есть некое предисловие, в которой Пушкин объясняет, кому же она посвящена. Это девицы-красавицы. И после этого следует часть стихотворных строк, где читатель знакомится с яркими образами: лукоморье, зеленый дуб, ученый кот, русалка и др. А далее мы переходим к основной части поэмы.

«Руслан и Людмила» А.С. Пушкина: краткое содержание где читать, скачать?

Волшебная сказка “Руслан и Людмила” – первое законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина.

Начинается она с знаменитой присказки “У Лукоморья дуб зелёный…”, которую часто публикуют отдельно от основного произведения. Ее прочтение не займет много времени, так как она не очень длинная, поэтому начну непосредственно с содержания поэмы.

  • Краткое содержание:
  • В Киеве князь Владимир выдает младшую дочь Людмилу замуж за доблестного Руслана.
  • После пира девушку прохищают прямо с брачного ложа.
  • Владимир, нашедшему его дочь, обещает ее руку и полцарства в придачу.
  • За Людмилой отправились Руслан, Рогдай, Ратмир и Фарлаф.

После того, как они разделились, Руслан встречает Финна. Он умеет колдовать и рассказывает главному герою, что Людмилу похитил Черномор.

Финн говорит, и как победить злодея: нужно отрубить ему бороду мечом, который хранит голова великана. Ещё чародей рассказывает, как жизнь потратил, чтобы завоевать любовь Наины.

Но смог ее приворожить только, когда они оба состарились. Финн отверг любовь Наины, и теперь она ненавидит его и строит козни против него.

Рогдай решает повернуть обратно, чтобы убить Руслана. Но сначала путает его с Фарлафом. Потом старая колдунья Наина говорит Рогдаю, где искать Руслана. Фарлафа же она отправляет домой, обещав позвать его в более благоприятное время.

Людмила, проснувшись, обнаружила, что находится в спальне с богатым убранством. К ней являются три девицы, которые одевают и причесывают ее. Выйдя за дверь спальни, она оказывается в волшебном саду, где по ее желанию перед ней возникает шатер с явствами. Но Людмилу ничего не радует в неволе.

Руслан убивает Рогдая.

Ночью в спальню к Людмиле входят Анапы, которые несут на подушках Черномора и его длинную бороду. Девушка своим громким криком напугала посетителей. Арыпы спешно уносят Черномора, чтобы распутать драгоценную бороду. В суматохе Людмила срывает шапку-неведимку с головы своего похитителя. Теперь она легко прячется от Черномора и его слуг.

Руслан обнаруживает спящую голову великана. Герой будит ее, чем вызывает ее гнев. Голова начинает дуть, поднимая сильный вихрь, который уносит Руслана.

Но последнему удается проткнуть ее язык копьём и опрокинуть.

Великан умоляет Руслана оставить его в покое и рассказывает, как его брату-карлику Черномору удалось лишить его головы, заставив стеречь волшебный меч. Теперь голова просит отомстить за нее.

Хитростью Черномор обнаруживает Людмилу. Она теряет сознание. И тут Черномор слышит, как Руслан вызывает его на бой.

Злодей умеет летать и атакует богатыря с воздуха. Но Руслану удается вцепиться ему в бороду. Три дня Черномор пытает сбросить Руслана, но в итоге устает и молит его о приземлении. Богатырь приказывает нести его к Людмиле. После приземления Руслан отрубает карлику бороду и привязывает его к седлу своего коня. Богатырь отыскивает свою возлюбленную, но она погружена в колдовской сон.

Людмилу и Черномора Руслан везёт в Киев. По пути он встречает Ратмира, который нашел свою возлюбленную и теперь живёт с ней в хижине на берегу реки. Они расстаются, пожелав друг другу счастья.

Наина привела к спящему Руслану Фарлафа. Фарлаф убивает Руслана и забирает Людмилу.

Спящую княжну Фарлаф привозит в Киев.

Восстают печенеги. Владимир в печали из-за того, что Людмила так и не проснулась. Он не ведёт войско усмирять восставших, поэтому киевляне проигрывают печенегам.

Финн оживляет Руслана с помощью мертвой и живой воды и отдает ему кольцо, которое поможет расколдовать Людмилу.

Руслан водохновляет киевлян на поле боя. Печенеги повержены.

Фарлаф, увидев вернувшегося Руслана, сознается в своем преступлении. Руслан коснулся кольцом Людмилы, и она пробудилась. Финна прощают и Черномора принимают во дворец. Все празднуют счастливое разрешение всех бед.

«Руслан и Людмила» краткое содержание для читательского дневника по поэме Пушкина (5 класс) – сюжет, главная мысль, отзыв, вывод

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ поэмы Руслан и Людмила

Поэма-Сказка «Руслан и Людмила» — уникальное творение Пушкина.

Именно в этом произведении автор полностью раскрепощается и дает волю фантазии и творческой свободе.

« Руслан и Людмила» — интереснейшее произведение, которое завоевало сердце многих читателей своей оригинальностью и нестандартностью.

Сюжет поэму « Руслан и Людмила» — сказочный и волшебный. В произведении рассказывается о похищении невесты, о ее поисках. Присутствует даже соперничество. Главная героиня очутилась в волшебном и заколдованном царстве. Как и в любой сказке в поэме есть счастливый конец, что, безусловно, радует. Повествование в этом произведении тоже поистине сказочное и необычное.

Самое интересное то, что в поэме « Руслан и Людмила» встречаются параллельно сказочное и весьма обыденное, даже фантастика и обычный быт. К примеру, колдунья – это обычная злая старуха. Чародей Черномор — вообще немощный старик. Волшебниц можно описать, как легкомысленных девушек. Ирония автора видна в практически каждом предложении.

Это забавляет читателя и делает произведение еще интереснее.

Многие критики отмечают то, насколько произведение цепляет. Это поэма рассчитана не только на младшего зрителя, потому что сказка, а так же на читателя постарше.

« Руслан и Людмила» — это пушкинский символ вечной любви, которую не могут разрушить никакие препятствия. Любовь сильнее всего на свете и победит любое зло.

Самое главное, что хотел донести Пушкин – это то, что нельзя сдаваться не при каких ситуациях и тогда счастье обязательно настигнет.

Поэма « Руслан и Людмила» — это новаторство Пушкина. Произведение непохожа на другие его творения. Главным героем является великий князь Руслан, отважный и смелый. Главным врагом князя является гнусный чародей, который похитил красавицу-Людмилу, жену Руслана.

Пушкин умело совместил в одном произведении историю и сказку, любовь и ненависть, борьбу и отчаянье. Такими интересными приемами автор хотел показать, что даже обычная сказка может заиграть новыми красками и будет интересна всем. Пушкин не прогадал.

« Руслан и Людмила» действительно стали легендарными героями в будущем, а Пушкин отличился своим мастерством, показал свое новаторство и то, что не боится экспериментов.

  «Тема любви в творчестве А.А. Фета и Ф.И. Тютчева»

Краткое содержание «Руслан и Людмила» для читательского дневника

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Руслан и Людмила

Число страниц: 136. Пушкин А. С. «Руслан и Людмила». Издательство «Издательский Дом Мещерякова». 2011 год

Жанр: Сказочная поэма

Год написания: 1820 год

Своеобразие жанра

Роман «Руслан и Людмила» вышел из-под пера А. С. Пушкина в пору его молодости. Но уже тогда поэт имел свой уникальный стиль, основанный на любви к народным сказаниям, былинам и песням. Воспитанный добрейшей нянюшкой Ариной Родионовной, молодой гений перенял её самобытность, развил это качество в своей душе, а затем талантливо, беззаветно и щедро поделился им со своими читателями.

В поэме-сказке повествование сосредоточено на том, как происходит становление истинных чувств главного героя Руслана. По ходу развития событий читатель видит, как упорно он стремится к похищенной невесте. Его почти ничто не может остановить.

Только коварные замыслы колдуньи оказываются сильнее его воли. Но «зло не вечно» и вероломство Наины побеждается мужеством Финна.

Таким образом, анализ поэмы «Руслан и Людмила» показывает, что это произведение эпическое и имеет характерные особенности:

  1. Повествование ведётся в форме рассказа с использованием просторечных выражений, основывается на идее самобытного народного творчества. Автор представляет свою поэму читателю как «преданья старины глубокой».
  2. Иронические и самокритичные замечания придают элемент несерьёзного отношения к рассказчику. Но такой приём рассчитан на недалёких людей, видящих в чтении сказок досужее развлечение. Глубокомысленный человек сразу найдёт ценное зерно и выявит суть в повествовании о героических «делах давно минувших дней».
  3. Сказочность произведения также можно взять под сомнение. Из истории известно, что князь Владимир-Солнце был реальной личностью. Но в то же время поэт рассказывает о событиях, наполненных чародейством. Невольно напрашивается заключение, что во время правления князя Владимира магия была чем-то обыденным. Это интуитивное предположение является ещё одной причиной популярности поэмы: её с удовольствием читают как юные ценители сказок, так и повзрослевшие юноши и девушки. Не обходят вниманием этот роман и люди старшего поколения. Его сюжет, герои и необычные события преподносятся поэтом как что-то реально существовавшее, что пробуждает ощущение причастности к неведомому и великому.

Главные герои

  • Руслан – отважный, смелый витязь и преданный возлюбленный.
  • Людмила – красивая, добрая, верная, жена Руслана.
  • Князь Владимир – киевский князь, отец Людмилы, заботливый, щедрый.
  • Рогдай – смелый, сильный воин, предавший Руслана.
  • Ратмир – молодой хазарский хан, горячий, вспыльчивый.
  • Фарлаф – трусливый хвастун.
  • Черномор – могущественный злой волшебник, уродливый карлик с длинной бородой.
  • Старец в пещере – добрый волшебник, оказавший большую помощь Руслану.
  • Гигантская голова – старший брат Черномора, некогда могучий, непобедимый воин.
  • Обратите внимание, ещё у нас есть:
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Руслан и Людмила»
  • для самых компанейских — Главные герои «Руслан и Людмила»
  • для самых крутых — Читать «Руслан и Людмила» полностью

↑ 4. Тема

Главная тема поэмы традиционна для русского фольклора — борьба добра со злом. Руслан — типичный древнерусский богатырь, которому противостоит злой волшебник Черномор и колдунья Наина.

Главный герой не одинок: ему помогает добрый волшебник Финн. Чтобы спасти Людмилу, Руслан должен пройти через ряд испытаний: «То бьется он с богатырем,//То с ведьмою, то с великаном».

В конце концов Руслан одерживает победу над самим Черномором.

В открытом бою богатырь непобедим. Но все положительные сказочные герои становятся жертвами обмана. Коварный Фарлаф убивает спящего Руслана и везет Людмилу к отцу.

Благодаря Финну Руслан оживает. Происходит это в самый нужный момент, когда Киев осаждают печенеги. Прогоняя врагов в финале, главный герой предстает защитником всей Русской земли.

Счастливое воссоединение Руслана с Людмилой, прощение Фарлафа, принятие безобидного «карлы» во дворец — все это подчеркивает конечное торжество добра над злом.

Сюжет

На свадьбу Руслана и Людмила было приглашено много гостей. Отец невесты, князь Владимир, не поскупился на пышное пиршество, и только трое гостей не радовались счастью новобрачных. Это были соперники Руслана в амурных делах: хазарский хан Ратмир, хвастун Фарлаф, витязь Рогдай.

Неожиданно Людмила исчезла в брачную ночь. Разгневанный на бездействие Руслана, князь Владимир пообещал отдать в жены Людмилу, и полцарства в придачу тому, кто ее найдет. Мужественные витязи отправились на поиски пропавшей княжны.

Руслан, терзаемый мрачными думами, прискакал к пещере, в которой жил ученый старец. Он поведал витязю, что его суженую украл могущественный волшебник Черномор – большой любитель красивых девушек. Старик предрек Руслану победу над Черномором в честной схватке, сказав, что его будущее заключено в собственной воле. Окрыленный надеждой, Руслан отправился в путь.

Тем временем Рогдай задумал устранить главного соперника – Руслана, и поскакал вслед за ним. Трусливому же Фарлафу на пути повстречалась старая женщина, которая посоветовала юноше вернуться домой и не подвергать себя смертельной опасности – Людмила и так будет его.

Оказавшись в волшебном дворце Черномора, Людмила не польстилась на богатые дары своего похитителя. Ей был противен один вид злого волшебника – горбатого лысого карлика с длинной седой бородой, от которого она скрывалась при помощи найденной шапки-невидимки.

Когда Руслан спешил к Людмиле, на него напал Рогдай, но потерпел поражение. Руслан продолжил свой путь, и вскоре его взору предстала огромная голова в шлеме, возвышающаяся над землей. Витязь одолел страшную голову, и под ней обнаружил меч.

От поверженной гигантской головы Руслан узнал, что когда-то она была отважным воином-гигантом, но на свою беду имела завистливого брата-карлика, который совершил страшное предательство и обезглавил родного брата.

Голова посоветовала Руслану взять волшебный меч и отомстить Черномору.

Оказавшись в чертогах Черномора, отважный витязь схватил его за длинную бороду и отсек ее мечом. Он нашел Людмилу спящей и поспешил с ней в Киев. По дороге Руслан встретил Ратмира с молодой женой – хазарский хан обрел свое счастье.

  “Мадонна” – анализ стихотворения А.С. Пушкина

Тем временем Фарлаф, увидев приближающегося Руслана, убил его во сне, и с Людмилой поспешил во дворец к князю. Воскресил юношу старец из пещеры, который на прощанье подарил ему кольцо, способное пробудить Людмилу. Руслан поспешил к своей возлюбленной, и освободил ее от заклятья.

Заговор Наины и Черномора

Наина змеей пробралась к Черномору и предложила союз: «досель я Черномора знала одною громкою молвой; но тайный рок соединяет теперь нас общею враждой; тебе опасность угрожает, нависла туча над тобой; и голос оскорбленной чести меня к о.

Я не утверждаю, но уж очень Наина чем то напоминает Америку: в недавнем прошлом все к ней стремились, но теперь ее положение явно пошатнулось. И она, как старая Наина, старается как можно больше козней преподнести России.

Что же такое борода Черномора, которой он очень похваляется перед Наиной? Возможно это доллар – международный денежный эквивалент, возможно это объединившееся против России мировое зло.

История написания

Александр Сергеевич написал поэму в возрасте 20 лет. По словам поэта, первые наброски произведения были сделаны еще в годы учебы в Царскосельском лицее. Однако в студенческой суете ему удавалось работать над текстом только во время болезни. Произведение было окончено в 1820 г. в Санкт-Петербурге, а эпилог создан летом этого же года на Кавказе.

Во время написания стихотворения автор использовал русские поэмы о богатырях и европейские рыцарские романы. Имена соперников за сердце Людмилы поэт взял из выпущенной в 1818 г. книги Н. М. Карамзина «История государства Российского». В строках произведения есть элементы пародии на поэму В. А. Жуковского «Двенадцать спящих дев».

Двух поэтов связывали многолетние дружеские отношения, поэтому пушкинское пародирование не носило негативного подтекста.

В противовес Жуковскому автор «Руслана и Людмилы» насытил сюжет гротескной фантастикой (эпизод с говорящей головой), включил простонародную лексику («чихнула», «удавлю»).

Василий Андреевич по-доброму воспринял шутки поэта и подарил ему свой портрет с подписью «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Впервые поэма была напечатана летом 1920 г. В это время поэт находился в Южной ссылке и не смог принять участие в издании произведения. О получении рецензии и других важных нюансах хлопотали В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич и брат поэта — Лев Сергеевич.

Через 5 лет Пушкин написал вступление к волшебной поэме. Оно было основано на сказках, услышанных в детстве от няни, Арины Родионовны. Эпилог резко контрастирует с тоном поэмы. Его можно считать переходом поэта к творчеству в жанре романтизм. В 1828 г. поэму напечатали во второй раз, и Пушкин включил в ее текст эпилог.

По мотивам произведения поставлен одноименный балет на музыку Фридриха Шольца, написана опера Михаила Ивановича Глинки, снято несколько художественных фильмов.

Изучение поэмы включено в школьную программу в третьем классе, а ее краткий разбор проводят пятиклассники.

Тема и идея

В поэме автор ярко изобразил национальную тему, в чем ему помогла собственная любовь к родине. Повествование ведется простым языком, понятным каждому читателю. Нередко встречаются характерные для былин простонародные выражения и приводятся описания полей, где проходили воинские сражения.

Главная мысль произведения — это борьба добра со злом. По характеру Руслан — классический русский богатырь. Ему предстоит сразиться с врагами в лице Черномора, Наины и соперников в любви.

Однако он не одинок: на его сторону переходит волшебник Финн, который спасает героя в самый тяжелый момент и помогает в борьбе за счастье. Идея поэмы заключена в патриотизме.

Победив врагов, Руслан проявил мужество, показал силу национального характера.

Сюжет стихотворения уникален: автором использованы лишь некоторые фольклорные и сказочные эпизоды (пир Рогдая, меч-кладенец, шапка невидимка и другие).

Новаторский ход — внесение в общий сюжет неожиданных отступлений, переносящих читателей в лирический мир самого рассказчика и эпоху, в которой он живет.

Впервые Пушкин использовал прием свободного стихотворного повествования. Впоследствии он применял этот метод в других литературных трудах.

Сюжет поэмы типично сказочный. Похищение невесты, борьба соперников, поиски героини, ее пребывание в заколдованном мире, подвиги во имя спасения и счастливый финал. Однако в тексте постоянно сталкиваются волшебные и бытовые ситуации. Колдунья — злая и жалкая старуха.

Всемогущий Черномор описан немощным ценителем прелестей младых. Сказочная голова морщится, зевает и чихает, как простой человек. Все это придает тексту особый колорит.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 93-95

А. Пушкин «Няне»

Размышляем о прочитанном

1. К кому обращено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.

Это стихотворение обращено к няне поэта. Оно пронизано нежностью и любовью.

Отношение поэта к няне выражено в первых двух строках: Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя.

2. Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни?

Поэту кажется, что няня горюет, тоскует, грустит. Ей одиноко, она привычно вяжет спицами, но постоянно смотрит в ворота. Она ждёт и переживает, волнуется.

3. Как вы понимаете слова и выражения:

Подруга дней моих суровых. Няня всегда поддерживала поэта, даже в самые тяжелые для него минуты.

Давно, давно ты ждёшь меня. Поэт давно не был у няни.

Горюешь, будто на часах. Печалишься каждую минуту.

Глядишь в забытые вороты. Тревожно ждёшь, что поэт приедет.

Тоска, предчувствия, заботы, теснят твою всечасно грудь. У няни тяжело на душе, она боится за поэта.

4. Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряжённом ожидании няней своего питомца?

Эпитеты: наморщенных, забытые, чёрный, отдалённый.

Сравнения: будто на часах.

Метафоры: медлят спицы, теснят грудь.

Творческое задание

Подготовьте с одноклассниками беседу «Пушкин и няня».

Пример беседы с одноклассниками на тему «Пушкин и няня» для 5 класса

— Пушкин очень любил свою няню Арину Родионовну Яковлеву и посветил ей несколько стихотворений, в том числе и изученное на этом уроке.

— Это действительно так, ведь няня воспитывала поэта в детстве, рассказывала ему сказки, утешала в горе, радовалась его успехам.

— Няня была для поэта настоящим другом, поэтому он так нежно к ней относился.

— Даже став взрослым, поэт не забыл о няне и часто навещал её, по-прежнему с удовольствием слушая её сказки.

— В сказках няни Пушкин черпал вдохновение для своих собственных сочинений. Он запоминал особенности их звучания и использовал народный язык в сказках.

— Таким образом, няня оказала большое влияние на творчество великого поэта, за что мы все должны быть ей благодарны.

А. Пушкин «У лукоморья»

Размышляем о прочитанном

1. О каких чудесах, необыкновенных героях знаете вы из народных сказок? Приведите пример чудесных превращений героев.

Из народных сказок я знаю о многих необычных героях: Иване-царевиче, Емеле, Елене Прекрасной, Бабе-Яге, Кощее Бессмертном.

В народных сказках постоянно происходят чудеса и превращения. Лягушка становится царевной, волк оборачивается конём или Еленой Прекрасной, Емеля становится красавцем и ездит на печи.

2. Каково общее настроение этого отрывка?

Общее настроение возвышенное, поэт рассказывает про огромный волшебный мир, которым гордится. Но он не может удержаться от улыбки.

3. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете: «там леший бродит… Кощей над златом чахнет»? Расскажите об этом.

Я представляю сказочный тёмный лес, полный странных следов и обитателей. Среди елей бродит леший, оборванный старичок с носом-веткой. Я вижу, как на берег моря выходят прекрасные витязи и отряхиваются, как кошки. Я вижу бой красавца королевича со старым злым царём, я вижу волшебника, поднявшего в небо богатыря, а тот размахивает мечом и крепко держится за бороду. И я вижу Кощея, скелет, который склонился над сундуком с золотом.

4. Какие народные и литературные сказки вспоминаете вы когда читаете пролог к поэме «Руслан и Людмила»? В каких строках сочетаются юмор и фантастика?

Я вспоминаю народные сказки «Баба-Яга», «Иван-царевич и серый волк».

Литературные: Пушкин «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», Андерсен «Русалочка».

Юмор и фантастика сочетаются в строках: ступа бредёт сама собой, Кощей чахнет, русалка на ветвях и многих других.

Фонохрестоматия.

1. Вы прослушали пролог к поэме «Руслан и Людмила».

2. Есть ли в прослушанном вами прологе традиционные для народной сказки зачин и концовка? Найдите их в тексте, а затем ещё раз внимательно прослушайте. Как их читает актёр? Меняется ли интонация актёра? Если да, то попробуйте объяснить причину этих изменений.

Первые шесть строк пролога является классическим зачином, в котором автор знакомит нас с местом действия.

Последние четыре строчки классическая концовка, где автор пьёт мёд и слушает сказки кота.

Зачин и концовку актёр сознательно выделяет интонацией. Он их читает возвышенно, но спокойно. Он словно подготавливает слушателя, читая зачин, и успокаивает эмоции, читая концовку.

А вот когда он читает основную часть пролога, он добавляет в голос восхищение красотами и чудесами, говорит проникновенно, доверительно, местами улыбаясь.

3. Подготовьте выразительное чтение пролога, постарайтесь при этом передать таинственную, волшебную атмосферу зачина, широту и величие панорамы сказочного пространства, мягкий юмор концовки.

Читаем проникновенно, доверительно. Добавляем улыбку в смешные строки, например, про русалку или ступу.

AVvXsEivy6xqQa4d6JWihBwVq6dTCZw49yaCEGfw7Uyp34rPgdFl9LhmWGwbJEbVfIDNWjb8uEO76brgigIZoNuWqRa9iWTKU6PRIZKr6FP0PHvj9fTFZU3zY7 EhNWO6tGjIAbDzcd9nub8jIv2T3b66ltShUTu7G11MDsBkAkfZPMwzsqoW1c Kz BMGmTQ=w400 h266

Литературное чтение.           3 класс

Тема:  А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»

 ( пролог к поэме «Руслан и Людмила» )

Учитель: Рыжова Елена Вячеславовна

Материал.               А.С.Пушкин.   Отрывок из поэмы «Руслан и        Людмила»

                                 «У лукоморья дуб зелёный…»

Литература.             Учебник «Литературное чтение 3 класс»

                                  Тетрадь по литературному чтению №1.

                                  Сказки А.С.Пушкина

Цель:

     Познакомить с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила»

                    «У лукоморья дуб зелёный…»

Задачи:

  1. Учить видеть фольклорные истоки пушкинских сказок.
  1. Формировать умение работать со стихотворным произведением.
  1. Обогащать читательский опыт детей.
  1. Расширять круг детского чтения по произведениям А.С.Пушкина.
  1. Формировать читательские умения, используя такие виды работы:

а) аналитическое чтение

б) выборочное чтение

в) поисковое чтение

  1. Познакомить с литературоведческими понятиями: поэма, пролог.
  1. Побуждать интерес к произведениям А.С.Пушкина.
  1. Учить выразительному чтению.
  1.  Учить работать в исследовательских группах

Ход урока.

  1. Организационный этап.
  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Выявление читательского опыта.

Вспомните и перечислите все литер. жанры, которые мы изучили в этом году.

Какие из них относятся к фольклору?

  1. Постановка учебной задачи.

Когда я шла сегодня  на урок, то думала о том, какие вы счастливые. Вас сегодня ждёт встреча с замечательным человеком, удивительным поэтом. Вы сегодня будете и слушателями, и исследователями, и читателями.

  1. Актуализация знаний.

1) Посмотрите на этот портрет. Вы узнали поэта?

— Кто из вас знает, где и когда родился А.С.Пушкин?

Читательский дневник сказки руслан и людмила

Это портрет П. кисти художника Кипренского. Кипренский изобразил П. в чёрном сюртуке с пледом, перекинутым через плечо. На шее, вместо привычного нам галстука, мы видим шейный платок. Так было модно в 19 веке.

             Смотрю на пушкинский портрет,

             Мой взгляд скользит сквозь толщу лет…

             О чём задумался, поэзии кумир:

             Проникнуть бы в его душевный мир…

             Витают мысли над кудрявой головой.

             Он что-то шепчет Музе,

             Рифм рождая строй.

            Посмотрите, какое одухотворённое лицо. Глаза устремлены вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно бы он что-то шепчет. А может быть, сейчас и рождаются строки нашего стихотворения.

              2) Работа с учебником.

 Прочитайте 1 абзац вводной статьи.

                   Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью  и меткостью русского языка.

         — У кого он этому учился?   Кто рассказывал сказки будущему поэту?

  1. Послушайте отрывок из статьи «Сказки Пушкина» К.Паустовского.

— Чьи сказки слушал с раннего детства А.С.Пушкин?

Именно нянины сказки легли в основу пушкинских поэтических сказок.

      К сожалению не сохранилось ни одного портрета Арины Радионовны. Но в стихотворениях П. она предстаёт перед нами, как живая:

                    Мастерица ведь была

                    И откуда что брала!

                    А куды разумны шутки,

                    Приговорки, прибаутки,

                    Небылицы, былины

                     Православной старины!..

                     Слушать, так душе отрадно,

                     И не пил бы, и не ел,

                     Всё бы слушал да сидел.

                     Кто придумал их так ладно?

Ну, что ж, отправляемся смело вперёд,

Нас пушкинских сказок ждёт городок.

  1. Работа детей в группах.

Сейчас вы 5 мин. будете исследователями. Работать будем в группах. Задания представлены на карточках. Результаты ваших исследований нам пригодятся во время урока.

Гр.№1    Один ученик из 1 гр. напомнит нам жанры пушкинских произведений.

                          Жанры произведений

                             А.С.Пушкина

                 — Расскажите 1 стихотворение Пушкина.

Гр. №2     Какие сказки П. вы знаете?

— Какой ещё не исследован жанр?

— Послушайте первую строку одного из произведений:

       «У лукоморья дуб зелёный…»

— Из какого произведения эта строка?

Значит, ещё один жанр пушкинских произведений – это поэма.

— Что такое поэма?

Читательский дневник сказки руслан и людмила

Это определение есть у вас на столах. Вы дома ещё раз его прочитаете и можете использовать этот листок как закладку, пока будем изучать отрывки из поэмы «Руслан и Людмила»

  1.   Первичное усвоение новых знаний.

У Пушкина есть чудесное вступление к поэме, которое называется прологом.

Послушайте его.

— Какие чувства у вас вызвало это произведение?

  1. Проверка понимания.  Работа с текстом.

                                                                                                                                                                        А сейчас мы будем перечитывать это произведение, вчитываясь, обдумывая, объясняя незнакомые слова.

1) Работа с первой частью пролога.

— Вы будете читать вслух сами первую часть.

— Какой темп и тон выберете?

Это начало Пушкин повторяет из сказки, рассказанной ему Ар. Рад. о царе Салтане: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт»

               От этого нянина кота и происходит «кот учёный»

— Почему кот учёный?

В русском фольклоре есть сказочный персонаж кот Баюн

— Какие эпитеты вы увидели в этой строфе?

— Что такое «лукоморье»?

Этот вопрос исследовала 3 группа ребят.

  1. Дальше следует вторая часть .В ней мы видим целый сказочный мир.

Давайте выясним значение некоторых слов.

            Словарная работа.

Как понимаете:

На неведомых дорожках –

Следы невиданных зверей –

Лес и дол видений полны –

О заре –

Витязь –

Брег –

Чредой выходят –

Мимоходом –

Пленяет –

Царевна тужит –

Над златом чахнет –

Когда вы читаете, вы не равнодушны, представляете себе героев, восхищаетесь или удивляетесь, а, может быть, пугаетесь.

3)  Выразительное чтение.

Передайте свои чувства при чтении.

( 4 группа )

— Каких сказочных героев вы увидели?

— Где вы встречали бабу Ягу, Кащея Бессмертного, царевну и серого волка?

— Какие русские народные сказки у вас возникают в памяти?

   Этот вопрос исследовала 4 группа ребят.

Наверно, и Пушкин слышал эти сказки от Арины Радионовны, а позже сделал героями своих сказок.

— Чем ещё похоже вступление на народную сказку7

Обратите внимание на глаголы.  Например: бродит, сидит, стоит, выходят, пленяет и т.д.

— В каком времени стоят глаголы?

Так вот, использование слова «там» и глаголов настоящего времени создают впечатление, что эта сказка «реальна».

Что всё происходит на самом деле.

  1. Поисковое чтение.

Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о прекрасных витязях.

Пушкин сюжет для этих строк тоже взял из народной сказки, услышанной им от А.Р.

Она рассказывала так: «Из моря выходят тридцать отроков точь-в-точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом; а выходят они из моря только на один час.. Караулит их и гонит обратно в море старик»

— Какую строку Пушкин закончил восклицательным знаком?

— Как вы объясните эти слова?

— С какой интонацией надо читать эту строку?

Прочитайте.

— Каким знаком препинания заканчивается одна картина и начинается другая?

               В этом месте надо делать паузу.

  1. Прочитайте концовку пролога.

 — Какую концовку из других сказок она вам напоминает?

— Какие сказки часто так заканчиваются?

                   Приведите пример.

— Какие слова автора говорят о том, что всё, о чём было рассказано «правда»?

  1. Первичное закрепление.

Если бы вы были художниками, какие иллюстрации нарисовали бы?

Давайте посмотрим, близки ли окажутся вашим представлениям картины, нарисованные художниками-мультипликаторами? Обратите внимание на музыкальное сопровождение. Вы услышите музыку Глинки к опере «Руслан и Людмила»

  1. Рефлексия.

Как грамотно назвать изученное произведение?  Дополните предложение словом.

…………… к поэме «Руслан и Людмила».

— Что такое пролог?

— Какое настроение у вас в конце урока?

  1. Домашнее задание.

      Выучить пролог наизусть. Какие интонации будете использовать?

Материалы к уроку.

Задание для 1 группы.

Читательский дневник сказки руслан и людмила

Вспомни и расскажи одно стихотворение А.С.Пушкина.

Задание для 2 группы.

Какие сказки Пушкина вы знаете?

1.______________________________________________________

2. _____________________________________________________

3.______________________________________________________

4. ______________________________________________________

5.______________________________________________________

6. _____________________________________________________

Найди сказки Пушкина.

Задание для 3 группы.

Что такое «Лукоморье»?

Воспользуйся дополнительной литературой.

Построй ответ:

  1. На какой вопрос надо ответить?
  2. Какой дополнительной литературой вы воспользовались?
  3. Прочитай самое интересное из данной статьи.

Задание для 4 группы.

Вспомни и запиши русские народные сказки, персонажами которых являются:

Баба Яга ____________________________________________________________________________________________________________________

Кащей Бессмертный ____________________________________________________________________________________________________________________

Царевна ___________________________________________________________________________________________________________________

Серый волк ____________________________________________________________________________________________________________________

Аннотация: Новый роман американской писательницы Энн Пэтчетт напоминает сказку братьев Гримм, разросшуюся до масштабов семейного эпоса. История главных героев, Дэнни Конроя и его сестры Мэйв, охватывает всю вторую половину ХХ века, а их судьбы оказываются роковым образом переплетены с Голландским домом — особняком на востоке Пенсильвании, когда-то принадлежавшим разорившейся династии нидерландских магнатов Ванхубейков. Сам по себе Голландский дом не населён призраками, но каждый, кто переступает его порог, в каком-то смысле становится призраком дома — куда бы он потом ни отправился, где бы впоследствии ни жил, повсюду носит с собой этот образ.

У Дэнни и Мэйв только это и есть: безвременно ушедший из жизни отец, давным-давно превратившаяся в воспоминание мать, будто бы вышедшая из ночного кошмара мачеха и зловещий фамильный особняк. А также взрослая жизнь, которая все никак не начнётся: проклятие детства, печать сиротства, невозможность разорвать однажды сформировавшиеся узы. «Голландский дом» — история о победе любви над злом. Победе, замешенной на потерях и во многом неочевидной, потому что в конечном счете читателю предстоит разобраться самому, на чьей он стороне и был ли здесь злодей. И если был — то кто?

Жанр: роман

Переводчик: Кумыш Сергей Владиславович

Издательство: «Синдбад»

Количество страниц: 320 стр.

Вид: аудиокнига

Источник: мобильное приложение «Патефон»

Непричёсанные мысли

В осенние каникулы работала в хранилище учебников – готовила
к сдаче макулатуру. Паковала, связывала, взвешивала, складывала. Работа, при
которой мозг не задействован, а потому и мысли в голову лезут всякие. Полистала
мобильное приложение «Патефон» в поисках книги, что можно послушать по теме
Читательского марафона – «Дом, милый дом». Так мы и встретились с романом Энн
Пэтчетт «Голландский дом».

Мой опыт прослушивания аудиокниг мал. Люблю слушать рассказы
и спектакли, а вот на книги терпения никогда не хватает. Начну слушать, а потом
найду текстовый вариант и дочитаю. Моё восприятие книги часто зависит от чтеца
– манера чтения, грамотность и даже голос имеют значение. А тут вдруг пазл
сложился. Голос Станислава  Концевича
незаметно затянул в историю героев. Так до конца и роман и чтец меня не
отпускали.

«Голландский дом» — это семейная сага, в центре которой три
главных героя. Брат Дэнни, сестра Мэйв и Голландский дом. Все герои,
появляющиеся на страницах романа, так или иначе, связаны с домом. Либо с его
прошлым, либо с настоящим, и даже с будущим. Его любят, его ненавидят. В нём
видят воплощение мечты и разрушителя жизни. А дом, что дом. Он просто стоит.
Ему нет дела до того, какой смысл каждый из героев вкладывает в его
существование.

Семейные саги это не совсем мой формат чтения. Я люблю
динамичные книги, а этот роман – медленное и постепенное сказание о жизни.
Медленное, но затягивающее, не отпускающее. При внешней обманчивой
неторопливости в книгу всего порядка трёхсот страниц разместилось множество
жизней, событий, эмоций. Книжная магия, не иначе.

Герои романа – обычные люди. У них нет только положительных
или только отрицательных черт характера или поступков. В каждом добра и зла
«намешано» предостаточно. Каждого героя ты то понимаешь и принимаешь, то вдруг
как так-то? Мать ушла из дома и семьи, потому что она хотела быть полезна
людям. А дети? Или они не люди? Или детям быть полезной слишком просто что ли? Я
так и не поняла мотивов её поступка. Мэйв из-за её ухода диабетом заболела. В
конце жизни, когда дети практически смирились с тем, что матери, скорее всего,
уже и в живых нет – вернулась. Потом снова нашла за кем ухаживать. И это опять не семья. Это мачеха, оставившая её детей без спокойной юности. Отец, не
умевший любить (а может сломанный уходом жены, её ненавистью к дому, что он
купил для семьи), отдалился от детей и легко отдал бразды правления в доме
своей новой жене. Мачеха, выжившая сначала Мэйв, а после смерти мужа и Дэнни из
дома. Все эти события сделали брата и сестру самыми близкими людьми. Они
держались друг за друга всю жизнь, и до самой смерти Мэйв были друг другу
опорой. И только дом, поездки к которому стали ритуалом, был той самой занозой,
что нужно было выдернуть с корнем, а не лелеять больное место. Было интересно
наблюдать, как взрослеют брат и сестра, ставшие сиротами при живых родителях,
как учатся бороться за жизнь, как уже у взрослых Мэйв и Дэнни в характерах
проявляются черты их родителей. Всё развивается по спирали. Мы имеем не только
общие черты внешности со своими родными. Семья откладывает отпечаток на наши
мысли, чувства, черты характера. Герои романа в этом не исключение.

Роман ощущается многослойным. С каждым новым персонажем
открывается какая-то другая грань жизни обитателей Голландского дома. Как
будто лепесток у цветка окрашивается в новый цвет. И получается яркая
палитра жизни – и боль, и любовь, и предательство, и мечты. И на сказку братьев
Гримм, как пишут в аннотации, это совсем не похоже.

Чтение оставляет какое-то неуловимое послевкусие. В душе
остаётся след от проживания жизни вместе с героями. И он, скорее всего, со
временем будет отражаться в каких-то поступках и мыслях читателя.

Имя Энн Пэтчетт для меня новое. Нет, я, конечно, слышала об
американской писательнице, но книг не читала. Роман «Голландский дом» —
финалист Пулитцеровской премии 2020 года. Критики говорят, что на сегодняшний
день роман – вершина творчества Энн Пэтчетт. Спасибо  Читательскому марафону за знакомство с хорошей
книгой. А «чтению» аудиокниг нужно учиться. Это такое же умение работы с
информацией, как и любое другое. Только ещё и удовольствие приносит.

  • Читательский дневник сказка кусака
  • Читательский дневник сказка о царе салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе гвидоне
  • Читательский дневник сказка дюймовочка читательский дневник сказка
  • Читательский дневник тимур и его команда рассказ
  • Читательский дневник сказка городок в табакерке