Зачем нужен дневник читателя
Прежде всего читательский дневник является своеобразной шпаргалкой для ребенка. Она помогает ему вспомнить содержание книги, главных героев, основную мысль. Кроме того, с его помощью дети приучаются не только к систематическому чтению, но и приобретают начальные навыки написания сочинений.
Читательский дневник учит детей:
- анализировать прочитанное;
- делать выводы;
- структурировать мысли;
- запоминать ключевые моменты;
- пересказывать.
Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а вот рассказать про что она не может. В этом случае чтение стает малополезным.
рассказы для детей 7-8-9-10 лет
В этом разделе нашего сайта собраны рассказы любимых русских писателей для детей 7-8-9-10 лет. Многие из них входят в основную школьную программу и программу по внеклассному чтению для 2 и 3 класса. Однако эти интересные рассказы для детей стоит прочитать не ради строчки в читательском дневнике. Являясь классикой русской литературы, рассказы Толстого, Бианки и других авторов несут просветительскую и воспитательную функции. В коротких детских рассказах читатель сталкивается с добром и злом, дружбой и предательством, честностью и обманом. Младшие школьники узнают о быте и укладе жизни предшествующих поколений.
Рассказы классиков не только учат и назидают, но еще и развлекают. Веселые рассказы Зощенко, Драгунского, Остера знакомы каждому человеку с детства. Понятные детям сюжеты и легкий юмор сделали рассказы самыми читаемыми произведениями среди младших школьников 7-10 лет.
Читайте интересные рассказы русских писателей онлайн на нашем сайте!
Как оформлять читательский дневник в 4 классе
В системе образования нет жестких требований по оформлению дневника читателя. Учитель имеет право предлагать свой вариант его ведения. На сегодняшний день имеются следующие способы оформления читательского дневника:
- Готовый печатный дневник по классам в соответствии с ФГОС. Они оформлены очень красочно, с игровыми моментами.
- Электронный читательский дневник. С его помощью можно не только дать информацию о прочитанных за лето книгах, но и приобрести навыки печатания. Можно в электронный вариант вставлять картинки, фотографии. Он позволяет исправить свои ошибки, увидеть их.
- Готовые шаблоны дневника читателя. Ребенку остается только заполнить титульный лист.
- Изготовленный своими руками. Ребенок берет обычную тетрадь, делает в ней подробный отчет по книге, описывает главных героев, высказывает свои мысли. На обратной стороне отчета можно сделать иллюстрацию прочитанного, обложку тетради – оформить героями прочитанных книг. Тогда эта тетрадь превращается в настоящее произведение искусства, другой такой уже нигде не будет.
Как заполнять дневник читателя
В 4 классе детям можно немного усложнить план работы над дневником читателя. Они в силах уже сделать своеобразную аннотацию на прочитанную книгу. План заполнения дневника:
- Фамилия, Имя, Отчество автора произведения.
- Название книги.
- Год написания книги.
- Жанр книги. Что это рассказ, басня, стихотворение, сказка, роман, поэма, сказ.
- Главные герои и их характеристика.
- Главная мысль книги.
- Отзыв о книги. Здесь ребенок пишет, что ему понравилось или кто понравился, что не понравился или кто не понравился.
- Словарь незнакомых слов с объяснением их значения.
- Иллюстрация к прочитанному.
Не нужно подробно переписывать главы. Ребенку следует описать основные моменты, пометить важные детали. В дальнейшем, при работе в классе с этим произведением, дети могут активно пользоваться читательским дневником. Он поможет вспомнить детали произведения, те моменты, которые вспоминаются с трудом.
Содержание
Аксаков Сергей сказка «Аленький цветочек»Андерсен Ганс Христиан сказка «Дикие лебеди»Андерсен Ганс Христиан сказка «Новое платье короля»Андерсен Ганс Христиан сказка «Пятеро из одного стручка»Андерсен Ганс Христиан сказка «Чайник»Андерсен Ганс Христиан сказка «Штопальная игла»Андерсен Ганс Христиан сказка «Гадкий утенок»Андерсен Ганс Христиан сказка «Русалочка»Андерсен Ганс Христиан сказка «Снежная Королева»Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»Арабская народная сказка «Али-Баба и сорок разбойников»Арабская народная сказка «Волшебная лампа Аладдина»Астафьев Виктор рассказ «Стрижонок Скрип»Бажов Павел «Голубая змейка»Бажов Павел «Горный мастер»Бажов Павел «Две ящерки»Бажов Павел «Каменный цветок»Бажов Павел «Малахитовая шкатулка»Бажов Павел «Медной горы хозяйка»Бажов Павел «Синюшкин колодец»Бажов Павел «Хрупкая веточка»Бажов Павел сборник Уральские сказы «Малахитовая шкатулка»Бажов Павел сказка «Серебряное копытце»Бажов Павел “Огневушка-Поскакушка”Бажов Павел “Таюткино зеркальце”Барри Джеймс Мэттью сказка «Питер Пен»Баум Лайнел Фрэнк сказка «Волшебник из страны Оз»Братья Гримм сказка «Золотой гусь»Братья Гримм сказка «Белоснежка и семь гномов»Братья Гримм сказка «Бременские музыканты»Булычев Кир повесть «Путешествие Алисы»Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»Былина «Вольга Всеславьевич»Былина «Садко»Былина «Святогор-богатырь»Былина «Ильины три поездочки»Былина «Три поездки Ильи Муромца»Былина “Микула Селянинович”Былина “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”Былина “Про прекрасную Василису Микулишну”Былины сборник «Русские богатыри и героические сказки»Велтистов Евгений повесть «Приключение Электроника»Верн Жюль роман «Дети капитана Гранта»Волков Александр сказка «Волшебник Изумрудного города»Гайдар Аркадий повесть «Тимур и его команда»Галявкин Виктор «Никакой горчицы я не ел»Гарин-Михайловский Николай повесть «Детство Темы»Гарин-Михайловский Николай повесть «Тема и жучка»Гаршин Всеволод «Сказка о жабе и розе»Гауф Вильгельм «Карлик Нос»Гауф Вильгельм «Маленький Мук»Гауф Вильгельм «Холодное сердце»Гераскина Лия сказка «В стране невыученных уроков»Гофман Эрнст сказка «Щелкунчик»Григорович Дмитрий рассказ «Гуттаперчевый мальчик»Гюго Виктор рассказ «Гаврош»Дефо Даниэль роман «Робинзон Крузо»Драгунский Виктор «Англичанин Павля»Драгунский Виктор рассказ «Главные реки»Драгунский Виктор рассказ «Что любит Мишка»Драгунский Виктор сказка «Бы»Ершов Петр сказка «Конек — Горбунок»Житков Борис рассказ «Как я ловил человечков»Жуковский Василий «Сказка о царе Берендее и…»Зальтен Феликс сказка «Бэмби»Зощенко Михаил рассказ «Глупая история»Зощенко Михаил рассказ «Елка»Зощенко Михаил рассказ «Самое главное»Коллоди Карло сказка «Приключение Пиноккио»Кончаловская Наталья стихотворение «Слово о побоище Ледовом»Крылов Иван басня «Волк на псарне»Крылов Иван басня «Ларчик»Крылов Иван басня «Листы и Корни»Крылов Иван басня «Осел и Соловей»Крылов иван басня «Свинья под дубом»Куприн Александр рассказ «Барбос и Жулька»Лагерлеф Сельма рассказ «В Назарете»Лагерлеф Сельма рассказ «Святая ночь»Лагерлеф Сельма сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»Лагин Лазарь сказка «Старик Хоттабыч»Лермонтов Михаил баллада «Бородино»Лермонтов Михаил поэма «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»Лермонтов Михаил сказка «Ашик-Кериб»Летопись «Житие Сергия Радонежского»Летопись «И вспомнил Олег коня своего»Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»Лондон Джек рассказ «Белый клык»Лондон Джек рассказ «Сказание о Кише»Мамин — Сибиряк Дмитрий рассказ «Приемыш»Маршак Самуил пьеса «Двенадцать месяцев»Маршак Самуил сказка «Двенадцать месяцев»Метерлинк Морис сказка «Синяя птица»Некрасов Николай поэма «Мороз Красный нос»Немецкая народная сказка «Три бабочки»Носов Евгений рассказ «Кукла»Носов Николай повесть «Витя Малеев в школе и дома»Носов Николай повесть «Дневник Коли Синицына»Носов Николай рассказ «Метро»О.Генри рассказ «Вождь краснокожих»Одоевский Владимир сказка «Городок в табакерке»Олеша Юрий сказка «Три толстяка»Паустовский Константин рассказ «Заячьи лапы»Паустовский Константин рассказ «Корзина с еловыми шишками»Перро Шарль сказка «Мальчик-с-пальчик»Перро Шарль сказка «Ослиная шкура»Перро Шарль сказка «Синяя борода»Перро Шарль сказка «Спящая красавица»Перро Шарль сказка «Красавица и Чудовище»Пивоварова Ирина рассказ «Смеялись мы — хи-хи»Погорельский Антоний сказка «Черная курица, или Подземные жители»Пришвин Михаил рассказ «Выскочка»Пушкин Александр «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»Пушкин Александр баллада «Песнь о Вещем Олеге»Пушкин Александр поэма «Руслан и Людмила»Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»Русская народная сказка «Солдатская шинель»Русская народная сказка «Царевна-лягушка»Свифт Джонатан роман «Путешествие Гулливера»Семяновский Феликс повесть «Фронтовое детство»Сотник Юрий рассказ «Как я был самостоятельным»Сотник Юрий рассказ «Маска»Сочинение по картине «Наводнение» А. КомаровСочинение по картине «Сирень в корзине» П. КончаловскогоСочинение по картине «Февраль. Подмосковье» Г. НисскийСтивенсон Роберт Льюис баллада «Вересковый мед»Стивенсон Роберт Льюис роман «Остров сокровищ»Тайская народная сказка «Болтливая птичка»Твен Марк повесть «Приключения Тома Сойера»Токмакова Ирина «Сказочка о счастье»Толстой Алексей былина «Илья Муромец»Толстой Алексей повесть «Детство Никиты»Толстой Лев быль «Как мужик камень убрал»Толстой Лев повесть «Детство»Троепольский Гавриил «Белый Бим Черное Ухо»Хогарт Энн сказка «Мафин печет пирог»Чарушин Евгений рассказ «Кабан»Черный Саша рассказ «Игорь Робинзон»Черный Саша рассказ «Кавказский пленник»Чехов Антон рассказ «Каштанка»Чехов Антон рассказ «Мальчики»Шварц Евгений «Сказка о потерянном времени»Шварц Евгений сказка «Два брата»
Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.
Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.
Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.
Анализ основных произведений для 4 класса
Ниже мы предложим вариант ведения дневника читателя по основным произведениям 4 класса.
Аксаков «Аленький цветочек»
Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич.
Название произведения: «Аленький цветочек».
Жанр: сказка.
Главные герои произведения:
- Купец. Торговец. Имел трех дочерей.
- Младшая дочь. Добрая девушка, которая не побоялась спасти отца и отправилась к чудищу.
- Чудище. Страшиле, который на самом деле был заколдованным сыном короля.
- Сестры. Старшие дочери купца, злые, завистливые.
Краткое содержание:
Купец как-то отправился по делам торговли и спросил у каждой дочери, какой им привести подарок. Старшие дочери спросили у него украшения, младшая – цветочек аленький. Окончив свои дела, купец купил старшим дочерям подарки, но не мог найти аленького цветочка.
После того, как на его караван напали разбойники, купец спасся чудом. Он оказался в волшебном замке с прекрасным садом, где обнаружил аленький цветочек и сорвал его. Это действие вызвало гнев у хозяина замка – страшного чудища. Он согласился отпустить купца домой, но вместо него должна прийти одна из его дочерей.
Когда младшая дочь узнала о беде, которая нависла над отцом, она ушла к чудищу и жила в его замке, как госпожа. Чудище было добрым, приветливым, исполняло все ее желания. Как-то она отпросилась домой, проведывать родных, должна была вернуться в определенное время. Но, завистливые сестры перевели часы. Из-за чего младшая дочь купца опоздала и нашла мертвым чудище. Девушка заплакала и сказала, что любит его. Вместо страшного чудища появился прекрасный королевич, который женился на ней.
Основная мысль сказки: часто внешность бывает обманчива. Страшное чудище может быть заботливым, любящим человеком.
Погорельский Антон «Черная курица, или Поземные жители»
Автор: Антоний Погорельский.
Название произведения: «Черная курица, или Подземные жители».
Жанр: сказка.
Главные герои:
- Алеша. Одинокий, мечтательный мальчик, хороший товарищ.
- Чернушка. Курица — в мире людей, министр – в подземном мире. Справедливый, мудрый.
- Король. Мудрый, благодарный.
- Учитель. Жесткий, строгий.
Краткое содержание:
Уже два года Алеша жил в пансионате, далеко от дома. Когда других детей забирали домой на выходные, мальчик ухаживал за курицами, среди которых ему особо полюбилась одна, Чернушка. Как-то кухарка решила зарезать ее на обед. Алеша узнал об этом и спас свою любимицу.
Следующей ночью к Алеше пришла Чернушка и привела его в подземный город. Там курица превратилась в министра, а король этого государства отблагодарил ребенка волшебным зернышком. С тех пор Алеша не тратил время на уроки, все знал на отлично. Но, мальчик должен был взамен все держать в тайне.
После этого Алеша изменился, потерял друзей, стал плохо себя вести. Однажды мальчика решили наказать, и от страха он все рассказал учителю. В ночь к нему пришла Чернушка, попрощалась с ним. Алеша заболел. После выздоровления стал прежним хорошим мальчиком, продолжил хорошо учиться и нашел себе друзей.
Основная мысль сказки: если человек получает все даром, не прилагая усилия, то это не приносит ему добра. Нужно уметь держать свое слово.
Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»
Автор: Павел Бажов.
Название произведения: «Малахитовая шкатулка».
Жанр: сказ.
Главные герои:
- Настасья. Строгая вдова, которая не понимала, что творится с ее дочерью.
- Танюшка. Дочь. Добрая, хозяйственная, рукодельница.
- Странница. Хозяйка медной горы, которая многому научила Танюшку.
- Паротя. Жестокий управляющий.
Краткое содержание:
Настасья после смерти мужа осталась одна с тремя детьми. От супруга у нее была шкатулка с украшениями. Украшения никто не мог носить кроме Татьяны. Однажды к ним в дом пришла странница и научила девушку вышивать, подарила ей пуговицу, которую отдала ей в качестве советника.
В доме Настасьи случился пожар, и она решила продать украшения, которые купила жена Пароти, но носить их не смогла. Паротя заказал Татьяне вышить свой портрет, который увидел барин. Предложил Татьяне выйти за него замуж и показать царицу. Девушка согласилась, пришли они во дворец. Она там всех затмила своей красотой.
После того, как пришла в зал царица, Татьяна прошла в стену, а пуговица осталась на полу. Барин после этого пить стал, а люди видеть одновременно в одинаковых платьях двух Хозяек.
Основная мысль: нужно уметь ценить красоту души, а не внешнюю и золото в карманах.
Антон Чехов «Каштанка»
Автор: Антон Павлович Чехов.
Название произведения: «Каштанка».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
- Лука Александрыч – хозяин Каштанки.
- Каштанка – умная собачка, веселая. Работала в цирке.
- Мсьё Жорж – внимательный к животным дрессировщик, приютил Каштанку, назвал ее Теткой.
- Иванович – важный гусь.
- Федор Тимофеевич – вечно недовольный кот.
- Хавронья Ивановна – добродушная свинья.
Краткое содержание:
Каштанка жила с Лукой Александрычем и его сыном. Однажды она потерялась и прибилась к хорошему человеку, который оказался дрессировщиком цирка. Он оценил собаку и стал готовить ее к выступлению. Однажды от несчастного случая умирает гусь, и дрессировщик выставляет на сцену Каштанку. В это время Лука Александрыч с сыном были на представлении, они узнают свою собаку, кричат ее. Каштанка бежит к ним.
Основная мысль: как бы собаке не было хорошо, она всегда бежит к своему хозяину. Собака – это лучший друг человека.
Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»
Автор: Евгений Шварц.
Название произведения: «Сказка о потерянном времени».
Жанр: сказка.
Главные герои:
- Петя – неторопливый, ленивый мальчик.
- Злые и коварные волшебники.
- Маруся, Наденька, Вася – друзья Пети.
Краткое содержание:
Петя – ученик третьего класса, плохо учился, всегда опаздывал. Однажды он пришел в школу и увидел, что превратился в старичка, которого не узнала даже мама. Мальчик испугался и побежал куда глаза глядят. Забежал в лес, увидел там злых волшебников, нечаянно узнал, что это они забрали его время и у таких же еще троих ребят.
Петя пошел на поиски других детей, находит их. Мальчик всех ведет в дом к волшебникам. Там друзья прячутся и ночью отматывают часы назад, после чего превращаются обратно в детей и перестают тратить время зря.
Основная мысль: нельзя тратить время зря, нужно учиться, заниматься полезными делами.
Саша Черный «Игорь Робинзон»
Автор: Саша Черный.
Название: «Игорь Робинзон».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
- Игорь – мальчик-фантазер, добрый, смелый, непослушный, находчивый.
- Цезарь – умная собака, пудель.
- Настя – кухарка.
- Жибер – садовник, добрый человек.
Краткое содержание:
Как-то Игорь остался дома один, ему стало скучно. Он отправился на лодке поиграть в адмирала. Лодка поплыла, ее прибило к острову, на котором жили кролики. Игорь воодушевился, представил себя Робинзоном и стал осматривать остров. За это время лодку унесло. Мальчик кричал, но его никто не слышал.
Ночью пришла крыса, мальчик отгонял ее. Он услышал лай. Это к нему приплыл Цезарь. Игорь отправил с ним записку, которую увидел садовник, но ничего не понял. Собака повела садовника к берегу пруда, и тот сообразил в чем дело, сел на лодку и спас мальчика. Игорь стал считать своим спасителем Цезаря и сделал ему медаль.
Основная мысль: нужно думать о последствиях своих действий. Если бы Игорь слушался маму и не стал играть на воде, то ему бы удалось избежать неприятностей.
Михаил Зощенко «Елка»
Автор: Михаил Михайлович Зощенко.
Название произведения: «Елка».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
- Минька – глупый, невоспитанный мальчик.
- Леля – дерзкая, находчивая девочка.
- Мама – добрая, гостеприимная. Защищает своих детей, когда те неправы.
- Папа – умный, строгий, умеет настоять на своем.
Краткое содержание:
В канун Нового года Минька с Лелей пробрались в комнату с подарками. Ребята стали с елки снимать сладости и откусывать их. Минька залез на стул, чтобы сорвать высоко висящее яблоко, но сорвался, упал и разбил куклу. Брат с сестрой убежали, испугавшись.
Пришли гости, мама начала им раздавать подарки. Внезапно она обнаружила обкусанные сладости и поняла, чьих это рук дело. Тогда мама подарила паровозик, который предназначался Миньке, другому мальчику. Тот обиделся и ударил его. Мама девочки, которой предназначалась кукла, обиделась, что она со сломанной рукой.
Гости стали высказывать свое недовольство, а мама – заступаться за детей. После чего гости ушли, обидевшись. Папа на это сказал, что ни праздника, ни подарков не будет. Выключил свет. Все ушли спать.
Основная мысль: нельзя быть жадным и обижать людей. Если пригласили гостей, то нужно проявлять гостеприимство, иначе можно остаться одиноким.
Это только основные произведения в списке чтения для детей 4 класса. По предложенному примеру можно составить отзывы на другие, заданные книги.
Подготовка к противостоянию
«Куликовская битва» краткое содержание для 4 класса:
Князь Дмитрий не собирался признавать господство Золотой Орды и платить дань татарам. Не видя другого решения вопроса, он начал готовиться к серьезной битве. В первую очередь, он занялся укреплением Московского княжества и приказал возвести вокруг Кремля надежные каменные стены.
Князь Дмитрий прекрасно понимал, что деревянные укрепления Кремля не остановят татар. К тому же, стрелы, пропитанные нефтью, с легкостью подожгут древесину и вызовут пожар в городе. Решением проблемы стала прочная кладка из известняка, которому не страшен был огонь. Толщина новых стен была около трех метров.
Узнав, что Русь более не собирается платить дань, разгневанный Мамай собрал большое войско, чтобы наказать непокорную страну. Желая повторить славу хана Батыя, он планировал до основания разрушить русское государство. Летом 1380 года стало известно, что по направлению к русским землям движется несметное войско Золотой Орды.
Чтобы достойно встретить опасного врага, князь Дмитрий начал собирать русское войско. Он разослал по всем княжествам гонцов с призывом к объединению и созданию общей армии. Всего за 30 дней ему удалось собрать огромное войско, какого еще никогда не было на Руси.
Простые люди горячо просили Бога о защите своей родины. Чтобы получить благословение на борьбу с врагом, князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь. Старец Сергий Радонежский благословил его и дал в помощь двух монахов – сильнейших воинов Ослябю и Пересвета.
Читательский дневник по литературе для 4 класса – это важная составляющая при изучении школьного предмета и своеобразная шпаргалка для четвероклассника. В 4 классе список произведений для чтения летом уже больше, чем в предыдущих классах. Запомнить произведения и уложить мысли по полочкам поможет наш читательский дневник по литературе для 4 класса. С его помощью детям легче излагать свои мысли, вспомнить суть произведений и его главных героев.
-
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Из краткого содержания Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях читатели узнают красивую историю любви царевны и королевича Елисея. Прекрасная царевна нашла верных друзей – семи богатырей и преодолела козни злой мачехи…
-
Конёк-горбунок
Краткое содержание сказки «Конек-Горбунок» повествует о крутых переменах в жизни крестьянского сына Ивана. Они начинаются после того, как Иван поймал кобылицу на поле своего отца. Ваню в любой беде не оставляет верный друг Конек-Горбунок.
-
Двенадцать месяцев
Краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев» рассказывает, как девочка, отправившись в лес по приказу мачехи найти подснежники в январе, встречает двенадцать месяцев, которые выполняют ее желание и предоставляют возможность собрать цветы.
-
Снежная королева
Краткое содержание сказки «Снежная королева» для читательского дневника рассказывает о том, как девочка Герда искала своего друга Кая, которого похитила Снежная королева и заперла в своем ледяном дворце.
-
Аленький Цветочек
В кратком содержании сказки «Аленький цветочек» купец привозит для младшей дочери прекрасный цветок. Он срывает его в садах ужасного чудовища. Взамен похищенного цветка хозяин сада требует, чтобы купец остался с ним сам…
-
Илья-Муромец и Соловей-Разбойник
Из краткого содержания сказки «Илья-Муромец и Соловей-Разбойник» читатели узнают о могучей богатырской сил и отваге, славящейся с давних времён. Илья-Муромец не испугался смерти и избавил русский народ от злого Соловья-Разбойника…
-
Русалочка
Краткое содержание сказки «Русалочка» повествует о первой и единственной любви в жизни младшей дочери Морского царя. Русалочка полюбила прекрасного принца и дважды спасла возлюбленному жизнь, ничего не требуя для себя от принца взамен.
-
Маленький Мук
В кратком содержании сказки «Маленький мук» говорится о маленьком мальчике, который прошёл немало жизненных испытаний. Маленький Мук от рождения был карликом, а его полное имя Мукра. На захватывающих приключениях доброго…
-
Карлик Нос
Краткое содержание сказки «Карлик Нос» — яркая картина того, как бессердечная колдунья превратила жизнь юного Якоба в череду испытаний. Мальчик сумеет выбраться из сложной ситуации только благодаря своим стараниям и преданной дружбе.
-
О жабе и розе
Краткое содержание сказки «О жабе и розе» для читательского дневника рассказывает о том, как прекрасная роза своим цветением и благоуханием подарила последнюю радость умирающему мальчику.
-
Городок в табакерке
Краткое содержание сказки «Городок в табакерке» для читательского дневника рассказывает о путешествии мальчика Миши внутри табакерки. Мальчик знакомится с ее жителями и начинает понимать много нового об устройстве мира…
-
Серебряное копытце
Краткое содержание сказки «Серебряное копытце» для читательского дневника рассказывает о том, как сбылась мечта маленькой девочки увидеть козлика Серебряное копытце, который выбивал из-под копытца драгоценные камни.
-
Сказка о потерянном времени
Краткое содержание «Сказки о потерянном времени» рассказывает, как злые волшебники превратили третьеклассника Петю Зубова и других школьников в стариков, потому что они не ценили время и тратили его впустую.
-
Витя Малеев в школе и дома
Краткое содержание повести «Витя Малеев в школе и дома» показывает дружбу двух мальчиков, которых сплотила общая беда. Они получили «двойки» за четверть. Как Витя и Костя смогут выйти из сложившегося положения — рассказывается в произведении.
-
Сказка о золотом петушке
Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» » для читательского дневника рассказывает о неблагодарном царе, волшебном золотом петушке и коварной царице-красавице.
-
Кот-ворюга
Краткое содержание рассказа «Кот-ворюга» для читательского дневника повествует о рыжем коте, который сначала воровал у рыбаков, но потом, когда его накормили, начал в знак благодарности проявлять заботу и помогать им.
-
Черная курица, или Подземные жители
Краткое содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители» для читательского дневника рассказывает удивительную историю о мальчике Алеше и его дружбе с волшебной черной курицей, которая стала причиной его необыкновенных приключений.
-
Тимур и его команда
Краткое содержание повести «Тимур и его команда» представляет молодому поколению живые образцы для подражания. Отважный и решительный подросток Тимур сумел организовать ребят в дружный коллектив для анонимной помощи семьям фронтовиков.
-
Ёлка
Краткое содержание рассказа «Елка» для читательского дневника рассказывает, как мальчик Минька и его сестра Леля поддались искушению заранее попробовать новогодние сладости и тем самым испортили настроение себе, родителям…
-
Голубая змейка
Краткое содержание сказки «Голубая змейка» для читательского дневника рассказывает, чем может обернуться шутка над ближним, а также о том, что только хорошие помыслы и действия вознаграждаются.
Обновлено: 20.06.2021 17:18:33
Ведение читательского дневника является одним из важных заданий на летние каникулы. Нередко дети выражают по этому поводу недовольство. Но, если правильно подойти к вопросу, попросить проявить ребенка творческие моменты, можно получить довольно занимательную тетрадь и сохранить ее на долгие годы.
Зачем нужен дневник читателя
Прежде всего читательский дневник является своеобразной шпаргалкой для ребенка. Она помогает ему вспомнить содержание книги, главных героев, основную мысль. Кроме того, с его помощью дети приучаются не только к систематическому чтению, но и приобретают начальные навыки написания сочинений.
Читательский дневник учит детей:
-
анализировать прочитанное;
-
делать выводы;
-
структурировать мысли;
-
запоминать ключевые моменты;
-
пересказывать.
Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а вот рассказать про что она не может. В этом случае чтение стает малополезным.
Как оформлять читательский дневник в 4 классе
В системе образования нет жестких требований по оформлению дневника читателя. Учитель имеет право предлагать свой вариант его ведения. На сегодняшний день имеются следующие способы оформления читательского дневника:
-
Готовый печатный дневник по классам в соответствии с ФГОС. Они оформлены очень красочно, с игровыми моментами.
-
Электронный читательский дневник. С его помощью можно не только дать информацию о прочитанных за лето книгах, но и приобрести навыки печатания. Можно в электронный вариант вставлять картинки, фотографии. Он позволяет исправить свои ошибки, увидеть их.
-
Готовые шаблоны дневника читателя. Ребенку остается только заполнить титульный лист.
-
Изготовленный своими руками. Ребенок берет обычную тетрадь, делает в ней подробный отчет по книге, описывает главных героев, высказывает свои мысли. На обратной стороне отчета можно сделать иллюстрацию прочитанного, обложку тетради – оформить героями прочитанных книг. Тогда эта тетрадь превращается в настоящее произведение искусства, другой такой уже нигде не будет.
Как заполнять дневник читателя
В 4 классе детям можно немного усложнить план работы над дневником читателя. Они в силах уже сделать своеобразную аннотацию на прочитанную книгу. План заполнения дневника:
-
Фамилия, Имя, Отчество автора произведения.
-
Название книги.
-
Год написания книги.
-
Жанр книги. Что это рассказ, басня, стихотворение, сказка, роман, поэма, сказ.
-
Главные герои и их характеристика.
-
Главная мысль книги.
-
Отзыв о книги. Здесь ребенок пишет, что ему понравилось или кто понравился, что не понравился или кто не понравился.
-
Словарь незнакомых слов с объяснением их значения.
-
Иллюстрация к прочитанному.
Не нужно подробно переписывать главы. Ребенку следует описать основные моменты, пометить важные детали. В дальнейшем, при работе в классе с этим произведением, дети могут активно пользоваться читательским дневником. Он поможет вспомнить детали произведения, те моменты, которые вспоминаются с трудом.
Общие советы по ведению дневника читателя
Педагоги дают советы детям, которые облегчат им ведение дневника читателя:
-
Начинайте заполнять дневник сразу после прочтения книги.
-
Задумайтесь сразу после прочтения, почему книга имеет такое название.
-
Укажите начальную и конечную дату чтения книги.
-
Если книга большая, то делите ее на части.
Произведения должны соответствовать возрасту детей.
Анализ основных произведений для 4 класса
Ниже мы предложим вариант ведения дневника читателя по основным произведениям 4 класса.
Аксаков «Аленький цветочек»
Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич.
Название произведения: «Аленький цветочек».
Жанр: сказка.
Главные герои произведения:
-
Купец. Торговец. Имел трех дочерей.
-
Младшая дочь. Добрая девушка, которая не побоялась спасти отца и отправилась к чудищу.
-
Чудище. Страшиле, который на самом деле был заколдованным сыном короля.
-
Сестры. Старшие дочери купца, злые, завистливые.
Краткое содержание:
Купец как-то отправился по делам торговли и спросил у каждой дочери, какой им привести подарок. Старшие дочери спросили у него украшения, младшая – цветочек аленький. Окончив свои дела, купец купил старшим дочерям подарки, но не мог найти аленького цветочка.
После того, как на его караван напали разбойники, купец спасся чудом. Он оказался в волшебном замке с прекрасным садом, где обнаружил аленький цветочек и сорвал его. Это действие вызвало гнев у хозяина замка – страшного чудища. Он согласился отпустить купца домой, но вместо него должна прийти одна из его дочерей.
Когда младшая дочь узнала о беде, которая нависла над отцом, она ушла к чудищу и жила в его замке, как госпожа. Чудище было добрым, приветливым, исполняло все ее желания. Как-то она отпросилась домой, проведывать родных, должна была вернуться в определенное время. Но, завистливые сестры перевели часы. Из-за чего младшая дочь купца опоздала и нашла мертвым чудище. Девушка заплакала и сказала, что любит его. Вместо страшного чудища появился прекрасный королевич, который женился на ней.
Основная мысль сказки: часто внешность бывает обманчива. Страшное чудище может быть заботливым, любящим человеком.
Погорельский Антон «Черная курица, или Поземные жители»
Автор: Антоний Погорельский.
Название произведения: «Черная курица, или Подземные жители».
Жанр: сказка.
Главные герои:
-
Алеша. Одинокий, мечтательный мальчик, хороший товарищ.
-
Чернушка. Курица — в мире людей, министр – в подземном мире. Справедливый, мудрый.
-
Король. Мудрый, благодарный.
-
Учитель. Жесткий, строгий.
Краткое содержание:
Уже два года Алеша жил в пансионате, далеко от дома. Когда других детей забирали домой на выходные, мальчик ухаживал за курицами, среди которых ему особо полюбилась одна, Чернушка. Как-то кухарка решила зарезать ее на обед. Алеша узнал об этом и спас свою любимицу.
Следующей ночью к Алеше пришла Чернушка и привела его в подземный город. Там курица превратилась в министра, а король этого государства отблагодарил ребенка волшебным зернышком. С тех пор Алеша не тратил время на уроки, все знал на отлично. Но, мальчик должен был взамен все держать в тайне.
После этого Алеша изменился, потерял друзей, стал плохо себя вести. Однажды мальчика решили наказать, и от страха он все рассказал учителю. В ночь к нему пришла Чернушка, попрощалась с ним. Алеша заболел. После выздоровления стал прежним хорошим мальчиком, продолжил хорошо учиться и нашел себе друзей.
Основная мысль сказки: если человек получает все даром, не прилагая усилия, то это не приносит ему добра. Нужно уметь держать свое слово.
Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»
Автор: Павел Бажов.
Название произведения: «Малахитовая шкатулка».
Жанр: сказ.
Главные герои:
-
Настасья. Строгая вдова, которая не понимала, что творится с ее дочерью.
-
Танюшка. Дочь. Добрая, хозяйственная, рукодельница.
-
Странница. Хозяйка медной горы, которая многому научила Танюшку.
-
Паротя. Жестокий управляющий.
Краткое содержание:
Настасья после смерти мужа осталась одна с тремя детьми. От супруга у нее была шкатулка с украшениями. Украшения никто не мог носить кроме Татьяны. Однажды к ним в дом пришла странница и научила девушку вышивать, подарила ей пуговицу, которую отдала ей в качестве советника.
В доме Настасьи случился пожар, и она решила продать украшения, которые купила жена Пароти, но носить их не смогла. Паротя заказал Татьяне вышить свой портрет, который увидел барин. Предложил Татьяне выйти за него замуж и показать царицу. Девушка согласилась, пришли они во дворец. Она там всех затмила своей красотой.
После того, как пришла в зал царица, Татьяна прошла в стену, а пуговица осталась на полу. Барин после этого пить стал, а люди видеть одновременно в одинаковых платьях двух Хозяек.
Основная мысль: нужно уметь ценить красоту души, а не внешнюю и золото в карманах.
Антон Чехов «Каштанка»
Автор: Антон Павлович Чехов.
Название произведения: «Каштанка».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
-
Лука Александрыч – хозяин Каштанки.
-
Каштанка – умная собачка, веселая. Работала в цирке.
-
Мсьё Жорж – внимательный к животным дрессировщик, приютил Каштанку, назвал ее Теткой.
-
Иванович – важный гусь.
-
Федор Тимофеевич – вечно недовольный кот.
-
Хавронья Ивановна – добродушная свинья.
Краткое содержание:
Каштанка жила с Лукой Александрычем и его сыном. Однажды она потерялась и прибилась к хорошему человеку, который оказался дрессировщиком цирка. Он оценил собаку и стал готовить ее к выступлению. Однажды от несчастного случая умирает гусь, и дрессировщик выставляет на сцену Каштанку. В это время Лука Александрыч с сыном были на представлении, они узнают свою собаку, кричат ее. Каштанка бежит к ним.
Основная мысль: как бы собаке не было хорошо, она всегда бежит к своему хозяину. Собака – это лучший друг человека.
Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»
Автор: Евгений Шварц.
Название произведения: «Сказка о потерянном времени».
Жанр: сказка.
Главные герои:
-
Петя – неторопливый, ленивый мальчик.
-
Злые и коварные волшебники.
-
Маруся, Наденька, Вася – друзья Пети.
Краткое содержание:
Петя – ученик третьего класса, плохо учился, всегда опаздывал. Однажды он пришел в школу и увидел, что превратился в старичка, которого не узнала даже мама. Мальчик испугался и побежал куда глаза глядят. Забежал в лес, увидел там злых волшебников, нечаянно узнал, что это они забрали его время и у таких же еще троих ребят.
Петя пошел на поиски других детей, находит их. Мальчик всех ведет в дом к волшебникам. Там друзья прячутся и ночью отматывают часы назад, после чего превращаются обратно в детей и перестают тратить время зря.
Основная мысль: нельзя тратить время зря, нужно учиться, заниматься полезными делами.
Саша Черный «Игорь Робинзон»
Автор: Саша Черный.
Название: «Игорь Робинзон».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
-
Игорь – мальчик-фантазер, добрый, смелый, непослушный, находчивый.
-
Цезарь – умная собака, пудель.
-
Настя – кухарка.
-
Жибер – садовник, добрый человек.
Краткое содержание:
Как-то Игорь остался дома один, ему стало скучно. Он отправился на лодке поиграть в адмирала. Лодка поплыла, ее прибило к острову, на котором жили кролики. Игорь воодушевился, представил себя Робинзоном и стал осматривать остров. За это время лодку унесло. Мальчик кричал, но его никто не слышал.
Ночью пришла крыса, мальчик отгонял ее. Он услышал лай. Это к нему приплыл Цезарь. Игорь отправил с ним записку, которую увидел садовник, но ничего не понял. Собака повела садовника к берегу пруда, и тот сообразил в чем дело, сел на лодку и спас мальчика. Игорь стал считать своим спасителем Цезаря и сделал ему медаль.
Основная мысль: нужно думать о последствиях своих действий. Если бы Игорь слушался маму и не стал играть на воде, то ему бы удалось избежать неприятностей.
Михаил Зощенко «Елка»
Автор: Михаил Михайлович Зощенко.
Название произведения: «Елка».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
-
Минька – глупый, невоспитанный мальчик.
-
Леля – дерзкая, находчивая девочка.
-
Мама – добрая, гостеприимная. Защищает своих детей, когда те неправы.
-
Папа – умный, строгий, умеет настоять на своем.
Краткое содержание:
В канун Нового года Минька с Лелей пробрались в комнату с подарками. Ребята стали с елки снимать сладости и откусывать их. Минька залез на стул, чтобы сорвать высоко висящее яблоко, но сорвался, упал и разбил куклу. Брат с сестрой убежали, испугавшись.
Пришли гости, мама начала им раздавать подарки. Внезапно она обнаружила обкусанные сладости и поняла, чьих это рук дело. Тогда мама подарила паровозик, который предназначался Миньке, другому мальчику. Тот обиделся и ударил его. Мама девочки, которой предназначалась кукла, обиделась, что она со сломанной рукой.
Гости стали высказывать свое недовольство, а мама – заступаться за детей. После чего гости ушли, обидевшись. Папа на это сказал, что ни праздника, ни подарков не будет. Выключил свет. Все ушли спать.
Основная мысль: нельзя быть жадным и обижать людей. Если пригласили гостей, то нужно проявлять гостеприимство, иначе можно остаться одиноким.
Это только основные произведения в списке чтения для детей 4 класса. По предложенному примеру можно составить отзывы на другие, заданные книги.
Оцените статью | |
Всего голосов: 1, рейтинг: 4 |