Читательский дневник по литературе для 4 класса – это важная составляющая при изучении школьного предмета и своеобразная шпаргалка для четвероклассника. В 4 классе список произведений для чтения летом уже больше, чем в предыдущих классах. Запомнить произведения и уложить мысли по полочкам поможет наш читательский дневник по литературе для 4 класса. С его помощью детям легче излагать свои мысли, вспомнить суть произведений и его главных героев.
-
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Из краткого содержания Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях читатели узнают красивую историю любви царевны и королевича Елисея. Прекрасная царевна нашла верных друзей – семи богатырей и преодолела козни злой мачехи…
-
Конёк-горбунок
Краткое содержание сказки «Конек-Горбунок» повествует о крутых переменах в жизни крестьянского сына Ивана. Они начинаются после того, как Иван поймал кобылицу на поле своего отца. Ваню в любой беде не оставляет верный друг Конек-Горбунок.
-
Двенадцать месяцев
Краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев» рассказывает, как девочка, отправившись в лес по приказу мачехи найти подснежники в январе, встречает двенадцать месяцев, которые выполняют ее желание и предоставляют возможность собрать цветы.
-
Снежная королева
Краткое содержание сказки «Снежная королева» для читательского дневника рассказывает о том, как девочка Герда искала своего друга Кая, которого похитила Снежная королева и заперла в своем ледяном дворце.
-
Аленький Цветочек
В кратком содержании сказки «Аленький цветочек» купец привозит для младшей дочери прекрасный цветок. Он срывает его в садах ужасного чудовища. Взамен похищенного цветка хозяин сада требует, чтобы купец остался с ним сам…
-
Илья-Муромец и Соловей-Разбойник
Из краткого содержания сказки «Илья-Муромец и Соловей-Разбойник» читатели узнают о могучей богатырской сил и отваге, славящейся с давних времён. Илья-Муромец не испугался смерти и избавил русский народ от злого Соловья-Разбойника…
-
Русалочка
Краткое содержание сказки «Русалочка» повествует о первой и единственной любви в жизни младшей дочери Морского царя. Русалочка полюбила прекрасного принца и дважды спасла возлюбленному жизнь, ничего не требуя для себя от принца взамен.
-
Маленький Мук
В кратком содержании сказки «Маленький мук» говорится о маленьком мальчике, который прошёл немало жизненных испытаний. Маленький Мук от рождения был карликом, а его полное имя Мукра. На захватывающих приключениях доброго…
-
Карлик Нос
Краткое содержание сказки «Карлик Нос» — яркая картина того, как бессердечная колдунья превратила жизнь юного Якоба в череду испытаний. Мальчик сумеет выбраться из сложной ситуации только благодаря своим стараниям и преданной дружбе.
-
О жабе и розе
Краткое содержание сказки «О жабе и розе» для читательского дневника рассказывает о том, как прекрасная роза своим цветением и благоуханием подарила последнюю радость умирающему мальчику.
-
Городок в табакерке
Краткое содержание сказки «Городок в табакерке» для читательского дневника рассказывает о путешествии мальчика Миши внутри табакерки. Мальчик знакомится с ее жителями и начинает понимать много нового об устройстве мира…
-
Серебряное копытце
Краткое содержание сказки «Серебряное копытце» для читательского дневника рассказывает о том, как сбылась мечта маленькой девочки увидеть козлика Серебряное копытце, который выбивал из-под копытца драгоценные камни.
-
Сказка о потерянном времени
Краткое содержание «Сказки о потерянном времени» рассказывает, как злые волшебники превратили третьеклассника Петю Зубова и других школьников в стариков, потому что они не ценили время и тратили его впустую.
-
Витя Малеев в школе и дома
Краткое содержание повести «Витя Малеев в школе и дома» показывает дружбу двух мальчиков, которых сплотила общая беда. Они получили «двойки» за четверть. Как Витя и Костя смогут выйти из сложившегося положения — рассказывается в произведении.
-
Сказка о золотом петушке
Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» » для читательского дневника рассказывает о неблагодарном царе, волшебном золотом петушке и коварной царице-красавице.
-
Кот-ворюга
Краткое содержание рассказа «Кот-ворюга» для читательского дневника повествует о рыжем коте, который сначала воровал у рыбаков, но потом, когда его накормили, начал в знак благодарности проявлять заботу и помогать им.
-
Черная курица, или Подземные жители
Краткое содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители» для читательского дневника рассказывает удивительную историю о мальчике Алеше и его дружбе с волшебной черной курицей, которая стала причиной его необыкновенных приключений.
-
Тимур и его команда
Краткое содержание повести «Тимур и его команда» представляет молодому поколению живые образцы для подражания. Отважный и решительный подросток Тимур сумел организовать ребят в дружный коллектив для анонимной помощи семьям фронтовиков.
-
Ёлка
Краткое содержание рассказа «Елка» для читательского дневника рассказывает, как мальчик Минька и его сестра Леля поддались искушению заранее попробовать новогодние сладости и тем самым испортили настроение себе, родителям…
-
Голубая змейка
Краткое содержание сказки «Голубая змейка» для читательского дневника рассказывает, чем может обернуться шутка над ближним, а также о том, что только хорошие помыслы и действия вознаграждаются.
Перейти к контенту
Сказки для детей > Внеклассное чтение 4 класс
Список сказок и рассказов:
-
4
Алексей Толстой — Иван-царевич и серый волк
-
78
Антон Чехов — Белолобый
-
59
Антон Чехов — Мальчики
-
114
Всеволод Гаршин — О жабе и розе
-
305
Константин Паустовский — Заячьи лапы
-
207
Михаил Зощенко — Ёлка
-
51
Михаил Зощенко — Самое главное
-
37
Борис Житков — Про обезьянку
-
141
Борис Житков — Как я ловил человечков
-
43
Борис Житков — Пудя
-
93
Виктор Драгунский — Друг детства
-
59
Виктор Драгунский — Что любит Мишка
-
2
Садко (Былина)
-
63
Виталий Бианки — Чей нос лучше
-
23
Редьярд Киплинг — Рикки Тикки Тави
-
100
Павел Бажов — Голубая змейка
-
10
Павел Бажов — Хозяйка медной горы
-
23
Ганс Христиан Андерсен — Русалочка
-
8
Ганс Христиан Андерсен — Соловей
-
61
Ганс Христиан Андерсен — Дикие лебеди
-
392
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Серая шейка
-
34
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про храброго зайца
-
151
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про Комара Комаровича
-
1
Вольга и Микула Селянинович (Былина)
-
36
Добрыня Никитич и Змей Горыныч (Былина)
-
26
Антон Чехов — Беглец
-
69
Антоний Погорельский — Черная курица, или Подземные жители
-
142
Георгий Скребицкий — Кот Иваныч
-
100
Леонид Пантелеев — Честное слово
-
65
Иван Тургенев — Муму
-
82
Александр Куприн — Барбос и Жулька
-
82
Александр Куприн — Белый пудель
-
18
Александр Куприн — Слон
-
3
Бой на Калиновом мосту
-
44
Борис Житков — Про слона
-
28
Борис Житков — Беспризорная кошка
-
16
Аркадий Гайдар — Поход
-
1
Виктор Драгунский — Пожар во флигеле, или подвиг во льдах
-
7
Виктор Драгунский — Сестра моя Ксения
-
22
Михаил Пришвин — Изобретатель
-
17
Михаил Пришвин — Гаечки
-
9
Михаил Пришвин — Лесной хозяин
-
Хитрая наука
-
50
Константин Паустовский — Жильцы старого дома
-
11
Виталий Бианки — Анюткина утка
-
1
Виталий Бианки — Заяц, косач, медведь и Дед Мороз
-
5
Виталий Бианки — Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать
-
8
Виталий Бианки — Чьи это ноги
-
7
Константин Ушинский — Дети в роще
-
15
Константин Ушинский — Ветер и солнце
-
Алексей Толстой — Петух и жерновки
-
12
Лев Толстой — Лгун (Басня)
-
Лев Толстой — Уж
-
3
Лев Толстой — Белка и волк
-
7
Лев Толстой — Лев и мышь (Басня)
-
3
Лев Толстой — Отец и сыновья (Басня)
-
6
Лев Толстой — Как мужик гусей делил
-
3
Лев Толстой — Два брата
-
6
Ганс Христиан Андерсен — Оле-Лукойе
-
11
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про Воробья Воробеича
-
4
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказочка про Воронушку
-
9
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка о том, как жила-была последняя Муха
-
1
Андрей Некрасов — Приключения капитана Врунгеля
-
3
Алексей Толстой — Сказка о молодильных яблоках и живой воде
-
2
Лев Толстой — Собака и её тень (Басня)
-
4
Лев Толстой — Кавказский пленник
-
4
Илья Муромец: Болезнь и исцеление Ильи
-
3
Изгнание Адама и Евы из рая
-
Притча о сеятеле
-
Притча о блудном сыне
-
Притча о Фарисее и Мытаре
-
Притча о злых виноградарях
-
Рождение и воспитание Геракла
-
6
Дедал и Икар (Миф)
-
Орфей и Эвридика (Миф)
-
5
Андрей Платонов — Никита
-
1
Андрей Платонов — Еще мама
-
18
Виктор Гюго — Козетта
-
2
Виктор Гюго — Гаврош
-
Николай Лесков — Неразменный рубль
-
7
Дмитрий Григорович — Гуттаперчевый мальчик
-
3
Алексей Толстой — Сугробы
-
2
Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком
-
Лев Толстой — Пожар
-
Лев Толстой — Орел
-
Лев Толстой — Как мальчик рассказывал о том, как его в лесу застала гроза
-
1
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Приемыш
-
1
Виктор Астафьев — Белогрудка
-
Рувим Фраерман — Девочка с камнем
-
1
Владимир Солоухин — Ножичек с костяной ручкой
-
2
Лев Толстой — Два товарища (Басня)
-
Лев Толстой — Старый дед и внучек (Басня)
-
1
Владимир Железников — История с Азбукой
-
Владимир Даль — У тебя у самого свой ум
-
Ксения Драгунская — Лекарство от послушности
-
Анатолий Алексин — Самый счастливый день
-
Лев Толстой — Стрекоза и муравьи (Басня)
-
Лев Толстой — Ворон и лисица (Басня)
-
Лев Толстой — Муравей и голубка (Басня)
-
Лев Толстой — Осел и лошадь (Басня)
-
Лев Толстой — Русак
-
Лев Толстой — Царский сын и его товарищи
-
Фёдор Кнорре — Солёный пёс
-
2
Иван Шмелев — Русская песня
-
41
Георгий Скребицкий — Пушок
-
28
Константин Паустовский — Прощание с летом
-
2
Константин Паустовский — Сказочник (Христиан Андерсен)
-
10
Михаил Зощенко — Приключения обезьяны
-
Михаил Зощенко — Бедный Федя
-
Михаил Пришвин — Сухостойное дерево
-
Михаил Пришвин — Ястреб и жаворонок
-
2
Ирина Пивоварова — Барышни Люси
-
8
Ирина Пивоварова — Секретики
-
6
Ирина Пивоварова — Как меня учили музыке
-
1
Ирина Пивоварова — Селиверстов не парень, а золото
-
Саша Черный — Счастливый карп
-
1
Виктор Астафьев — Бабушка с малиной
-
Александра Ишимова — История России в рассказах для детей
-
Константин Ушинский — Бодливая корова
-
58
Константин Ушинский — Сумка почтальона
-
Юрий Сотник — Учитель плавания
-
6
Юрий Сотник — Гадюка
-
9
Виктор Голявкин — Путешественник
-
10
Валентина Осеева — Почему
-
17
Валентина Осеева — В классе
-
9
Виталий Бианки — Плавунчик
-
4
Борис Житков — Мышкин
-
2
Антон Чехов — Спать хочется
-
Лев Толстой — Пётр Первый и мужик
-
Александр Раскин — Как папа выбирал профессию
-
Саша Черный — Дневник фокса Микки
-
1
Александр Куприн — Бедный принц
-
Александр Куприн — Четверо нищих
Отзывы: 5
-
Наталья
Хорошая ссылка советую
Ответить
-
юлия
мне очень понравилось рассказы интересные
Ответить
-
А
Мы это читали в классе
Ответить
-
Мария
Все читали??
Ответить
Добавить комментарий
Внеклассное чтение 4 класс: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.
Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.
Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.
Зачем вести читательский дневник?
Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.
Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.
Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:
- Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
- При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
- У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
- Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
- Он развивает читательские навыки и культуру читателя.
Образец оформления
Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.
В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.
Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:
Раздел | Описание |
Титульный лист | Это обложка, на которой должна содержаться важная информация – фамилия и имя ученика, класс, номер школы. Также указывается название «Читательский дневник», «Дневник читателя», «Читаю с удовольствием». Дополнительно можно красочно оформить обложку, нарисовать рисунки, узоры, наклеить картинки |
Содержание | В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок |
Разворот дневника | В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки |
Дополнительные разделы | Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!» |
Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.
Ниже имеются образцы оформления:
Пример правильного заполнения
Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.
Рассмотрим:
- Название произведения.
- Ф.И.О. автора.
- Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
- Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
- Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
- Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.
Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.
Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.
Важно! Если делается дневник для ученика 1 класса, то ему будет тяжело составить характеристику и описание рассказа самостоятельно.
Родители обязательно в первое время должны заполнять его вместе с ним, они должны объяснить, как это делается и завлечь его внимание.
Готовый читательский дневник
Просьба книги — научись меня читать:
- Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
- Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
- Предположи, о чём я тебе расскажу.
- Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
- Подумай, почему у меня такое название.
- Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.
Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения |
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный» |
Л.Толстой «Два товарища», «Булька» |
Б.Заходер «Птичья школа» |
А.Барто «Катя» |
Братья Гримм «Три брата» |
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж» |
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа» |
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?» |
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце» |
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный» |
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо» |
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро» |
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах» |
Пример оформления колонок читательского дневника:
Дата | ФИО автора | Название произведения | Главные герои | Основная мысль произведения |
Краткое содержание произведений
При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.
Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:
Рассказы, сказки и авторы | Краткое содержание произведений |
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери | Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен |
«Алые паруса», Александр Грин | Произведение рассказывает о мечтаниях и веры молодой девушки в любовь и мечты. Она ждала принца, который однажды приплывет к ней на большом корабле с алыми парусами, и ее мечта в скором времени сбылась |
«Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк | Когда кто-то попадает в беду, одни спешат на помощь, а другие не прочь воспользоваться слабостью. Сказка о том, как выручать товарищей из беды, когда сам боишься в нее попасть |
«Белый пудель», А. И. Куприн | Мальчику из богатой семьи нравится белый пудель, с которым выступают бродячие артисты. Собаку уговаривают продать, затем крадут. Маленький акробат вызволяет пса |
«Уроки французского», В.Распутин | Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр. Только там он может ходить в 5-ый класс. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка |
«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин | Автор повествует о лягушке, которой наскучила жизнь в родном болоте, и она отправилась на поиски приключений по воздуху, на утках. По дороге незадачливая путешественница падает в другое болото и решает, что оно интереснее |
«Малахитовая шкатулка» П.Бажов | Повествуется о преданиях Уральских гор, о тяжёлом подземном труде горных рабочих, об искусстве народных камнерезов и гранильщиков. В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина |
«Чудесный доктор», А. И. Куприн | На семью валятся одна за другой болезни и несчастья. Отец семейства уже думает о самоубийстве, но ему встречается доктор, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем |
«Дети подземелья», В. Короленко | Мальчик из хорошей семьи сталкивается с жестокостью и несправедливостью мира по отношению к нищим. Несмотря на трудности, он проявляет сострадание, доброту и благородство, помогая обездоленным |
«Робинзон Крузо», Д.Дефо | Книга о том, что безвыходных ситуаций не бывает, а вот порассуждайте вместе с ребенком над вопросом: «Какие люди окружали Робинзона, и чем они занимались? Кто и как понимал свой жизненный путь?». Кто знает, в каком возрасте эти вопросы окажутся полезными |
«Хамелеон», А. П. Чехов | Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему |
«Три толстяка», Ю. Олеша | Благодаря счастливой случайности во дворец правителей попадает цирковая артистка Суок. Её не страшат трудности и препятствия, Суок сделает все, чтобы свергнуть тиранов с престола |
«Аленький цветочек», С. Т. Аксаков | Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища |
Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.
Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.
«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.
Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.
Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.
В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.
Полезное видео
Зачем вести читательский дневник?
Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.
Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.
Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:
- Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
- При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
- У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
- Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
- Он развивает читательские навыки и культуру читателя.
Образец оформления
Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.
В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.
Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:
Раздел | Описание |
Титульный лист | Это обложка, на которой должна содержаться важная информация – фамилия и имя ученика, класс, номер школы. Также указывается название «Читательский дневник», «Дневник читателя», «Читаю с удовольствием». Дополнительно можно красочно оформить обложку, нарисовать рисунки, узоры, наклеить картинки |
Содержание | В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок |
Разворот дневника | В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки |
Дополнительные разделы | Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!» |
Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.
Ниже имеются образцы оформления:
Ребенок не хочет вести дневник читателя
Часто бывает, что первоклассник не хочет вести читательский дневник, ему это занятие кажется неинтересным и скучным. Если он будет вынужден делать это, то пострадает качество не только ведения дневника, но и чтения, что станет серьезной проблемой для дальнейшей учебы.
Психологи рекомендуют побуждать ребенка к ведению дневника читателя красивым его оформлением. Дети в этом возрасте еще мотивируются внешними факторами. Можно вместе сходить в магазин, дать возможность ребенку самому выбрать тетрадь для ведения дневника, канцелярию. При покупке учитывать желания и приоритеты ребенка. Предложите ему оформить титульный лист картинками из любимых книжек или даже мультфильмов. Главное, чтобы эта тетрадь была достоянием ребенка, чтобы он мог гордиться ей, имел желание ее перелистывать.
Пример правильного заполнения
Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.
Рассмотрим:
- Название произведения.
- Ф.И.О. автора.
- Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
- Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
- Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
- Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.
Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.
Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.
Важно! Если делается дневник для ученика 1 класса, то ему будет тяжело составить характеристику и описание рассказа самостоятельно. Родители обязательно в первое время должны заполнять его вместе с ним, они должны объяснить, как это делается и завлечь его внимание.
Готовый читательский дневник
Просьба книги — научись меня читать:
- Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
- Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
- Предположи, о чём я тебе расскажу.
- Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
- Подумай, почему у меня такое название.
- Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.
Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения |
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный» |
Л.Толстой «Два товарища», «Булька» |
Б.Заходер «Птичья школа» |
А.Барто «Катя» |
Братья Гримм «Три брата» |
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж» |
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа» |
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?» |
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце» |
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный» |
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо» |
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро» |
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах» |
Пример оформления колонок читательского дневника:
Дата | ФИО автора | Название произведения | Главные герои | Основная мысль произведения |
Список литературы на лето, 3 класс (переходим в 4 класс)
Программа «Школа XXI века»
- Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
- Андерсен Г.Х. «Русалочка», «Улитка и розовый куст»
- Астафьев В.П. «Весенний остров», «Конь с розовой гривой»
- Бажов П.П. «Серебряное копытце», «Голубая змейка»
- Булычёв К. «Путешествие Алисы», «Девочка с планеты Земля»
- Велтистов Е.С. «Приключения Электроника»
- Гаршин В.М. «Сказка о жабе и розе»
- Георгиев С.Г. «Домик солнечного зайца»
- Горький М. «Про Иванушку-дурачка»
- Даль В.И. «Про мышь зубастую и про воробья богатого»
- Драгунский В.Ю. «На Садовой большое движение»
- Зальтен Ф. «Бемби»
- Зощенко М. М. «Галоши и мороженое», «Глупая история»
- Иванов С.А. «Зимняя девочка»
- Лагерлёф С. «Святая ночь», «В Назарете», «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции»
- Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»
- Лесков Н.С. «Лев старца Герасима»
- Одоевский В.Ф. «Город в табакерке», «Бедный Гнедко»
- Паустовский К.Г. «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога»
- Платонов А.П. «Солдат и царица», «Волшебное кольцо»
- Пришвин М.М. «Курица на столбах»
- Пушкин А.С. «Сказка о золотом петушке»
- Свифт Д. «Путешествие Гулливера»
- Солженицын А.И. «Утёнок», «Шарик», «Костёр и муравьи»
- Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Дик Бейкер и его кот»
- Толкиен Д. «Фермер Джайлс из Хема», «Кузнец из Большого Бутона»
- Толстой А.К. «Илья Муромец»
- Толстой Л.Н. «Книга для детей: Рассказы, сказки, басни»
- Тургенев И.С. «Собака»
- Ушинский К.Д. «Сумка почтальона», «Слепая лошадь»
- Чёрный С. «Серебряная ёлка»
- Чехов А.П. «Беглец», «Детвора»
УМК «Планета знаний»
- Мифы народов мира (по одному мифу: древнегреческий, шумерский, славянский).
- Сказки народов мира (по одной сказке: русская, армянская, итальянская, индийская).
- Русские народные былины (по одной былине про Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича).
- А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
- Ю. Крутогоров “Александр Невский”, “Крещение Руси”, “Куликовская битва”.
- А. Гайдар «Горячий камень», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «РВС», «Сказка о военной тайне».
- Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб».
- С. Алексеев “Рассказы о великой московской битве”.
- М. Твен «Приключения Тома Сойера».
- А.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».
- К. Булычёв «Миллион приключений».
- Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена».
- В.Катаев «Сын полка».
Универсальный список литературы на лето для 3 класса
- П.П.Ершов «Конек-горбунок».
- А.С.Пушкин (стихи, сказки).
- 3. М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб».
- Л.Н.Толстой (рассказы детям).
- Ф.И.Тютчев (стихи).
- А.А.Фет (стихи).
- Н.А.Некрасов (стихи и поэмы).
- В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».
- П.П.Бажов «Серебряное копытце».
- С.Т.Аксаков «Аленький цветочек.»
- Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».
- С.А.Есенин (стихи).
- 13. М.И.Цветаева (стихи).
- Е.И.Чарушин (рассказы о животных).
- Е.С.Велтистов «Приключения электроника».
- К.Булычев «Путешествие Алисы».
- Д.Свифт «Путешествие Гулливера».
- Г.Х.Андерсен «Русалочка».
- М.Твен «Приключения Тома Сойера».
- В.Железников «Чучело».
- Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король».
- О.Уайльд «Звёздный мальчик».
- В.Гауф «Карлик-нос».
- Р.Киплинг «Маугли».
- Ю.Олеша «Три толстяка».
- Р.Распэ «Приключения барона Мюнхаузена».
- А.Погорельский «Черная курица или подземные жители».
- П.Треверс «Мери Поппинс».
Список литературы на лето, 4 класс (переходим в 5 класс) Список по ФГОС
Список русской и зарубежной литературы, рекомендованный ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт):
Русская литература:
- Русские народные сказки.
- Барто А. «Думай, думай…» (стихи).
- Волков А. «Волшебник Изумрудного города».
- Голицын С. «Сорок изыскателей».
- Григорьев О. «Говорящий ворон» (стихи).
- Гераскина Л. «В Стране невыученных уроков».
- Дик И. «В дебрях Кара-Бумбы».
- Драгунский В. «Денискины рассказы».
- Заходер Б. Избранное.
- Зощенко М. «Ёлка».
- Кассиль Л. «У классной доски».
- Ким Ю. «Летучий ковёр» (стихи).
- Крылов И. Басни.
- Коринец Ю. «Там вдали, за рекой».
- Куликов Г. «Как я влиял на Севку».
- Мамин-Сибиряк Д. Рассказы и сказки.
- Маяковский В. «Тучкины штучки» и другие стихи для детей.
- Михалков С. Басни.
- Мориц Ю. «Малиновая кошка» (стихи).
- Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома», рассказы.
- Пантелеев Л. «Честное слово».
- Паустовский К. «Золотой линь», «Мещерская сторона», «Корзина с еловыми шишками», «Заячьи лапы».
- Пришвин М. «Золотой луг».
- Сапгир Г. «Четыре конверта» (стихи).
- Толстой А.Н. «Детство Никиты».
- Толстой Л. Басни.
- Тургенев И. «Воробей».
- Успенский Э. «Дядя Федор, пес и кот», «Школа клоунов»; стихи.
- Фраерман Р. «Девочка с камнем».
- Цыферов Г. «Тайна запечного сверчка».
- Чехов А. «Ванька».
Зарубежная литература
- Мифы Древней Греции: «Герои Эллады».
- Андерсен Г.-Х. Сказки.
- Перро Ш. «Волшебные сказки».
- Твен М. «Приключения Тома Сойера».
Познавательная литература на лето (4 класс)
- Губарев В. «В открытом космосе».
- Кун Н. «Олимп».
- Сегал Е., Ильин М. «Что из чего».
Универсальная литература на лето, 4 класс. Список №1Русская литература:
- Русские народные сказки (две-три по выбору).
- Сказки народов мира (две-три по выбору).
- И. А. Крылов. Басни.
- В. А. Жуковский «Спящая красавица», «Кубок».
- А. С. Пушкин «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях».
- А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».
- М. Ю. Лермонтов «Бородино».
- Н. В. Гоголь «Заколдованное место».
- Н. А. Некрасов «Мороз – Красный нос».
- И. С. Тургенев «Му-му».
- Л. Н. Толстой «Кавказский пленник».
- А. П. Чехов «Хирургия».
Универсальная литература на лето, 4 класс. Список №2
Русская литература
- И. А. Куприн «Чудесный доктор», «Тапер», «Скворцы».
- А. Платонов «Никита».
- П. Бажов «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», сказы (по выбору).
- В. Г. Короленко «Дети подземелья», «В дурном обществе».
- А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Обвал».
- В. Гаршин «Сигнал».
- Л. Андреев «Кусака».
- А. Куприн «Белый пудель».
- К. Паустовский «Мещёрская сторона».
- Е. Носов «Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась».
- В. Шукшин «Жатва».
- Ю. Казаков «Тихое утро».
- В. Солоухин «Мститель».
- Мифы Древних славян.
- Легенды и предания: «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».
- В. Жуковский «Лесной царь».
- В. Катаев «Белеет парус одинокий».
- М. Пришвин «Кладовая солнца».
- А. Чехов «Каштанка».
- М. Зощенко «Великие путешественники».
- Е. Носов «Трудный хлеб».
- В. Белов «Скворцы».
- А. Алексин «Как ваше здоровье», «Самый счастливый день».
- Д. Кедрин «Зодчие».
- Т. Габбе «Город Мастеров или Сказка о двух горбунах».
- А. Толстой «Иван да Марья».
- Б. Шергин «Волшебное кольцо».
- А. Куприн «Синяя звезда».
- М. Е. Салтыков-Щедрин Сказки («Богатырь», «Карась-идеалист», «Коняга», «Медведь на воеводстве»).
- А. Платонов «Волшебное кольцо», «Никита», «Неизвестный цветок», «Разноцветная бабочка».
- П. Ершов «Конёк-Горбунок».
- В. Жуковский «Сказка о царе Берендее», «Об Иване-царевиче и сером волке».
- Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке».
- В. Астафьев «Белогрудка».
Зарубежная литература
- Д. Дефо «Робинзон Крузо».
- М. Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльбери Финна».
- Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Истинная правда».
- Ш. Перро «Золушка».
- Эзоп «Рыбак и рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград».
- Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».
- Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена».
- Ж. Верн «Таинственный остров».
- А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста», «Пеппи Длинный чулок».
- Д. Лондон «Любовь к жизни».
- Д. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно».
- Р. Брэдбери «Мальчик-невидимка», «Каникулы», «Зеленое утро».
- О. Уайльд «Кентервильское привидение».
- Т. Х. Уайт «Свеча на ветру».
- М. Метерлинк «Синяя птица».
- Э. По «Лягушонок».
- Р. Саути «Суд Божий над епископом».
- Ф. Шиллер «Перчатка».
- О. Уайльд «Счастливый принц».
- Н. Готорн «Снегурочка».
- А. Экзюпери «Маленький принц».
- Л. Кэрролл «Алиса в стане чудес».
- Р. Киплинг «Маугли».
- И. В. Гёте «Рейнеке-лис».
- Д. Даррелл «Говорящий свёрток», «Зоопарк в моём багаже».
- Д. Родари «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону».
- Э.С. Томпсон «Рассказы о животных».
Краткое содержание произведений
При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.
Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:
Рассказы, сказки и авторы | Краткое содержание произведений |
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери | Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен |
«Алые паруса», Александр Грин | Произведение рассказывает о мечтаниях и веры молодой девушки в любовь и мечты. Она ждала принца, который однажды приплывет к ней на большом корабле с алыми парусами, и ее мечта в скором времени сбылась |
«Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк | Когда кто-то попадает в беду, одни спешат на помощь, а другие не прочь воспользоваться слабостью. Сказка о том, как выручать товарищей из беды, когда сам боишься в нее попасть |
«Белый пудель», А. И. Куприн | Мальчику из богатой семьи нравится белый пудель, с которым выступают бродячие артисты. Собаку уговаривают продать, затем крадут. Маленький акробат вызволяет пса |
«Уроки французского», В.Распутин | Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр. Только там он может ходить в 5-ый класс. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка |
«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин | Автор повествует о лягушке, которой наскучила жизнь в родном болоте, и она отправилась на поиски приключений по воздуху, на утках. По дороге незадачливая путешественница падает в другое болото и решает, что оно интереснее |
«Малахитовая шкатулка» П.Бажов | Повествуется о преданиях Уральских гор, о тяжёлом подземном труде горных рабочих, об искусстве народных камнерезов и гранильщиков. В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина |
«Чудесный доктор», А. И. Куприн | На семью валятся одна за другой болезни и несчастья. Отец семейства уже думает о самоубийстве, но ему встречается доктор, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем |
«Дети подземелья», В. Короленко | Мальчик из хорошей семьи сталкивается с жестокостью и несправедливостью мира по отношению к нищим. Несмотря на трудности, он проявляет сострадание, доброту и благородство, помогая обездоленным |
«Робинзон Крузо», Д.Дефо | Книга о том, что безвыходных ситуаций не бывает, а вот порассуждайте вместе с ребенком над вопросом: «Какие люди окружали Робинзона, и чем они занимались? Кто и как понимал свой жизненный путь?». Кто знает, в каком возрасте эти вопросы окажутся полезными |
«Хамелеон», А. П. Чехов | Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему |
«Три толстяка», Ю. Олеша | Благодаря счастливой случайности во дворец правителей попадает цирковая артистка Суок. Её не страшат трудности и препятствия, Суок сделает все, чтобы свергнуть тиранов с престола |
«Аленький цветочек», С. Т. Аксаков | Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища |
Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.
Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.
«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.
Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.
Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.
В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.
Список литературы на лето, 2 класс (переходим в 3 класс)
Программа «Начальная школа XXI века»
- Мифы Древней Греции (для детей).
- Сказки: «Волшебная лампа Алладина (арабская сказка)» «Волшебное кольцо», «Царевна Несмеяна», «Летучий корабль», «Марья Моревна», «Иван-царевич и серый волк», «Финист — Ясный сокол», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
- Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
- Гайдар «Тимур и его команда», «Горячий камень», «Голубая чашка», «День в лесу».
- Р. Киплинг «Рики-тики-тави».
- Л.Лагин «Старик Хоттабыч.»
- Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
- Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
- С. Прокофьева «Ученик волшебника».
- В. Голявкин «Рассказы».
- Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова».
- Сказки А. С. Пушкина.
- Произведения М.Пришвина, К. Г. Паустовского, А. И. Куприна, В.Ю. Драгунского
- Л.Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка».
- И. Акимушкин. «Природа чудесница», «Кто без крыльев летает».
УМК «Планета знаний»
- А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
- В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук».
- Б. Житков, рассказы ( 3 любых рассказа).
- А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
- А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».
- Гаршин «Лягушка — путешественница».
- И. Крылов «Басни» (7 басен).
- Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», любые другие сказки.
- Р. Киплинг «Рикки — Тикки — Тави».
- В. Одоевский «Городок в табакерке».
- Е Шварц «Сказка о потерянном времени».
- Д. Мамин — Сибиряк «Серая Шейка».
- Носов Н. — «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына».
- Булычев К. — «Путешествие Алисы», «Гостья из будущего».
- Осеева В. — «Васек Трубачев и его товарищи».
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Обновлено: 20.06.2021 17:18:33
Ведение читательского дневника является одним из важных заданий на летние каникулы. Нередко дети выражают по этому поводу недовольство. Но, если правильно подойти к вопросу, попросить проявить ребенка творческие моменты, можно получить довольно занимательную тетрадь и сохранить ее на долгие годы.
Зачем нужен дневник читателя
Прежде всего читательский дневник является своеобразной шпаргалкой для ребенка. Она помогает ему вспомнить содержание книги, главных героев, основную мысль. Кроме того, с его помощью дети приучаются не только к систематическому чтению, но и приобретают начальные навыки написания сочинений.
Читательский дневник учит детей:
-
анализировать прочитанное;
-
делать выводы;
-
структурировать мысли;
-
запоминать ключевые моменты;
-
пересказывать.
Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а вот рассказать про что она не может. В этом случае чтение стает малополезным.
Как оформлять читательский дневник в 4 классе
В системе образования нет жестких требований по оформлению дневника читателя. Учитель имеет право предлагать свой вариант его ведения. На сегодняшний день имеются следующие способы оформления читательского дневника:
-
Готовый печатный дневник по классам в соответствии с ФГОС. Они оформлены очень красочно, с игровыми моментами.
-
Электронный читательский дневник. С его помощью можно не только дать информацию о прочитанных за лето книгах, но и приобрести навыки печатания. Можно в электронный вариант вставлять картинки, фотографии. Он позволяет исправить свои ошибки, увидеть их.
-
Готовые шаблоны дневника читателя. Ребенку остается только заполнить титульный лист.
-
Изготовленный своими руками. Ребенок берет обычную тетрадь, делает в ней подробный отчет по книге, описывает главных героев, высказывает свои мысли. На обратной стороне отчета можно сделать иллюстрацию прочитанного, обложку тетради – оформить героями прочитанных книг. Тогда эта тетрадь превращается в настоящее произведение искусства, другой такой уже нигде не будет.
Как заполнять дневник читателя
В 4 классе детям можно немного усложнить план работы над дневником читателя. Они в силах уже сделать своеобразную аннотацию на прочитанную книгу. План заполнения дневника:
-
Фамилия, Имя, Отчество автора произведения.
-
Название книги.
-
Год написания книги.
-
Жанр книги. Что это рассказ, басня, стихотворение, сказка, роман, поэма, сказ.
-
Главные герои и их характеристика.
-
Главная мысль книги.
-
Отзыв о книги. Здесь ребенок пишет, что ему понравилось или кто понравился, что не понравился или кто не понравился.
-
Словарь незнакомых слов с объяснением их значения.
-
Иллюстрация к прочитанному.
Не нужно подробно переписывать главы. Ребенку следует описать основные моменты, пометить важные детали. В дальнейшем, при работе в классе с этим произведением, дети могут активно пользоваться читательским дневником. Он поможет вспомнить детали произведения, те моменты, которые вспоминаются с трудом.
Общие советы по ведению дневника читателя
Педагоги дают советы детям, которые облегчат им ведение дневника читателя:
-
Начинайте заполнять дневник сразу после прочтения книги.
-
Задумайтесь сразу после прочтения, почему книга имеет такое название.
-
Укажите начальную и конечную дату чтения книги.
-
Если книга большая, то делите ее на части.
Произведения должны соответствовать возрасту детей.
Анализ основных произведений для 4 класса
Ниже мы предложим вариант ведения дневника читателя по основным произведениям 4 класса.
Аксаков «Аленький цветочек»
Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич.
Название произведения: «Аленький цветочек».
Жанр: сказка.
Главные герои произведения:
-
Купец. Торговец. Имел трех дочерей.
-
Младшая дочь. Добрая девушка, которая не побоялась спасти отца и отправилась к чудищу.
-
Чудище. Страшиле, который на самом деле был заколдованным сыном короля.
-
Сестры. Старшие дочери купца, злые, завистливые.
Краткое содержание:
Купец как-то отправился по делам торговли и спросил у каждой дочери, какой им привести подарок. Старшие дочери спросили у него украшения, младшая – цветочек аленький. Окончив свои дела, купец купил старшим дочерям подарки, но не мог найти аленького цветочка.
После того, как на его караван напали разбойники, купец спасся чудом. Он оказался в волшебном замке с прекрасным садом, где обнаружил аленький цветочек и сорвал его. Это действие вызвало гнев у хозяина замка – страшного чудища. Он согласился отпустить купца домой, но вместо него должна прийти одна из его дочерей.
Когда младшая дочь узнала о беде, которая нависла над отцом, она ушла к чудищу и жила в его замке, как госпожа. Чудище было добрым, приветливым, исполняло все ее желания. Как-то она отпросилась домой, проведывать родных, должна была вернуться в определенное время. Но, завистливые сестры перевели часы. Из-за чего младшая дочь купца опоздала и нашла мертвым чудище. Девушка заплакала и сказала, что любит его. Вместо страшного чудища появился прекрасный королевич, который женился на ней.
Основная мысль сказки: часто внешность бывает обманчива. Страшное чудище может быть заботливым, любящим человеком.
Погорельский Антон «Черная курица, или Поземные жители»
Автор: Антоний Погорельский.
Название произведения: «Черная курица, или Подземные жители».
Жанр: сказка.
Главные герои:
-
Алеша. Одинокий, мечтательный мальчик, хороший товарищ.
-
Чернушка. Курица — в мире людей, министр – в подземном мире. Справедливый, мудрый.
-
Король. Мудрый, благодарный.
-
Учитель. Жесткий, строгий.
Краткое содержание:
Уже два года Алеша жил в пансионате, далеко от дома. Когда других детей забирали домой на выходные, мальчик ухаживал за курицами, среди которых ему особо полюбилась одна, Чернушка. Как-то кухарка решила зарезать ее на обед. Алеша узнал об этом и спас свою любимицу.
Следующей ночью к Алеше пришла Чернушка и привела его в подземный город. Там курица превратилась в министра, а король этого государства отблагодарил ребенка волшебным зернышком. С тех пор Алеша не тратил время на уроки, все знал на отлично. Но, мальчик должен был взамен все держать в тайне.
После этого Алеша изменился, потерял друзей, стал плохо себя вести. Однажды мальчика решили наказать, и от страха он все рассказал учителю. В ночь к нему пришла Чернушка, попрощалась с ним. Алеша заболел. После выздоровления стал прежним хорошим мальчиком, продолжил хорошо учиться и нашел себе друзей.
Основная мысль сказки: если человек получает все даром, не прилагая усилия, то это не приносит ему добра. Нужно уметь держать свое слово.
Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»
Автор: Павел Бажов.
Название произведения: «Малахитовая шкатулка».
Жанр: сказ.
Главные герои:
-
Настасья. Строгая вдова, которая не понимала, что творится с ее дочерью.
-
Танюшка. Дочь. Добрая, хозяйственная, рукодельница.
-
Странница. Хозяйка медной горы, которая многому научила Танюшку.
-
Паротя. Жестокий управляющий.
Краткое содержание:
Настасья после смерти мужа осталась одна с тремя детьми. От супруга у нее была шкатулка с украшениями. Украшения никто не мог носить кроме Татьяны. Однажды к ним в дом пришла странница и научила девушку вышивать, подарила ей пуговицу, которую отдала ей в качестве советника.
В доме Настасьи случился пожар, и она решила продать украшения, которые купила жена Пароти, но носить их не смогла. Паротя заказал Татьяне вышить свой портрет, который увидел барин. Предложил Татьяне выйти за него замуж и показать царицу. Девушка согласилась, пришли они во дворец. Она там всех затмила своей красотой.
После того, как пришла в зал царица, Татьяна прошла в стену, а пуговица осталась на полу. Барин после этого пить стал, а люди видеть одновременно в одинаковых платьях двух Хозяек.
Основная мысль: нужно уметь ценить красоту души, а не внешнюю и золото в карманах.
Антон Чехов «Каштанка»
Автор: Антон Павлович Чехов.
Название произведения: «Каштанка».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
-
Лука Александрыч – хозяин Каштанки.
-
Каштанка – умная собачка, веселая. Работала в цирке.
-
Мсьё Жорж – внимательный к животным дрессировщик, приютил Каштанку, назвал ее Теткой.
-
Иванович – важный гусь.
-
Федор Тимофеевич – вечно недовольный кот.
-
Хавронья Ивановна – добродушная свинья.
Краткое содержание:
Каштанка жила с Лукой Александрычем и его сыном. Однажды она потерялась и прибилась к хорошему человеку, который оказался дрессировщиком цирка. Он оценил собаку и стал готовить ее к выступлению. Однажды от несчастного случая умирает гусь, и дрессировщик выставляет на сцену Каштанку. В это время Лука Александрыч с сыном были на представлении, они узнают свою собаку, кричат ее. Каштанка бежит к ним.
Основная мысль: как бы собаке не было хорошо, она всегда бежит к своему хозяину. Собака – это лучший друг человека.
Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»
Автор: Евгений Шварц.
Название произведения: «Сказка о потерянном времени».
Жанр: сказка.
Главные герои:
-
Петя – неторопливый, ленивый мальчик.
-
Злые и коварные волшебники.
-
Маруся, Наденька, Вася – друзья Пети.
Краткое содержание:
Петя – ученик третьего класса, плохо учился, всегда опаздывал. Однажды он пришел в школу и увидел, что превратился в старичка, которого не узнала даже мама. Мальчик испугался и побежал куда глаза глядят. Забежал в лес, увидел там злых волшебников, нечаянно узнал, что это они забрали его время и у таких же еще троих ребят.
Петя пошел на поиски других детей, находит их. Мальчик всех ведет в дом к волшебникам. Там друзья прячутся и ночью отматывают часы назад, после чего превращаются обратно в детей и перестают тратить время зря.
Основная мысль: нельзя тратить время зря, нужно учиться, заниматься полезными делами.
Саша Черный «Игорь Робинзон»
Автор: Саша Черный.
Название: «Игорь Робинзон».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
-
Игорь – мальчик-фантазер, добрый, смелый, непослушный, находчивый.
-
Цезарь – умная собака, пудель.
-
Настя – кухарка.
-
Жибер – садовник, добрый человек.
Краткое содержание:
Как-то Игорь остался дома один, ему стало скучно. Он отправился на лодке поиграть в адмирала. Лодка поплыла, ее прибило к острову, на котором жили кролики. Игорь воодушевился, представил себя Робинзоном и стал осматривать остров. За это время лодку унесло. Мальчик кричал, но его никто не слышал.
Ночью пришла крыса, мальчик отгонял ее. Он услышал лай. Это к нему приплыл Цезарь. Игорь отправил с ним записку, которую увидел садовник, но ничего не понял. Собака повела садовника к берегу пруда, и тот сообразил в чем дело, сел на лодку и спас мальчика. Игорь стал считать своим спасителем Цезаря и сделал ему медаль.
Основная мысль: нужно думать о последствиях своих действий. Если бы Игорь слушался маму и не стал играть на воде, то ему бы удалось избежать неприятностей.
Михаил Зощенко «Елка»
Автор: Михаил Михайлович Зощенко.
Название произведения: «Елка».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
-
Минька – глупый, невоспитанный мальчик.
-
Леля – дерзкая, находчивая девочка.
-
Мама – добрая, гостеприимная. Защищает своих детей, когда те неправы.
-
Папа – умный, строгий, умеет настоять на своем.
Краткое содержание:
В канун Нового года Минька с Лелей пробрались в комнату с подарками. Ребята стали с елки снимать сладости и откусывать их. Минька залез на стул, чтобы сорвать высоко висящее яблоко, но сорвался, упал и разбил куклу. Брат с сестрой убежали, испугавшись.
Пришли гости, мама начала им раздавать подарки. Внезапно она обнаружила обкусанные сладости и поняла, чьих это рук дело. Тогда мама подарила паровозик, который предназначался Миньке, другому мальчику. Тот обиделся и ударил его. Мама девочки, которой предназначалась кукла, обиделась, что она со сломанной рукой.
Гости стали высказывать свое недовольство, а мама – заступаться за детей. После чего гости ушли, обидевшись. Папа на это сказал, что ни праздника, ни подарков не будет. Выключил свет. Все ушли спать.
Основная мысль: нельзя быть жадным и обижать людей. Если пригласили гостей, то нужно проявлять гостеприимство, иначе можно остаться одиноким.
Это только основные произведения в списке чтения для детей 4 класса. По предложенному примеру можно составить отзывы на другие, заданные книги.
Оцените статью | |
Всего голосов: 1, рейтинг: 4 |
Лола
а что комментариев нет?
Ответить