Читательский дневник 4 класс история россии в рассказах для детей

Читательский дневник по литературе для 4 класса это важная составляющая при изучении школьного предмета и своеобразная шпаргалка для четвероклассника.

4 3136

Читательский дневник по литературе для 4 класса – это важная составляющая при изучении школьного предмета и своеобразная шпаргалка для четвероклассника. В 4 классе список произведений для чтения летом уже больше, чем в предыдущих классах. Запомнить произведения и уложить мысли по полочкам поможет наш читательский дневник по литературе для 4 класса. С его помощью детям легче излагать свои мысли, вспомнить суть произведений и его главных героев.

  • 1907 31

    Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

    Из краткого содержания Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях читатели узнают красивую историю любви царевны и королевича Елисея. Прекрасная царевна нашла верных друзей – семи богатырей и преодолела козни злой мачехи…

  • 1878 86

    Конёк-горбунок

    Краткое содержание сказки «Конек-Горбунок» повествует о крутых переменах в жизни крестьянского сына Ивана. Они начинаются после того, как Иван поймал кобылицу на поле своего отца. Ваню в любой беде не оставляет верный друг Конек-Горбунок.

  • 1875 150

    Двенадцать месяцев

    Краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев» рассказывает, как девочка, отправившись в лес по приказу мачехи найти подснежники в январе, встречает двенадцать месяцев, которые выполняют ее желание и предоставляют возможность собрать цветы.

  • 1859 34

    Снежная королева

    Краткое содержание сказки «Снежная королева» для читательского дневника рассказывает о том, как девочка Герда искала своего друга Кая, которого похитила Снежная королева и заперла в своем ледяном дворце.

  • 1870 38

    Аленький Цветочек

    В кратком содержании сказки «Аленький цветочек» купец привозит для младшей дочери прекрасный цветок. Он срывает его в садах ужасного чудовища. Взамен похищенного цветка хозяин сада требует, чтобы купец остался с ним сам…

  • 36 24

    Илья-Муромец и Соловей-Разбойник

    Из краткого содержания сказки «Илья-Муромец и Соловей-Разбойник» читатели узнают о могучей богатырской сил и отваге, славящейся с давних времён. Илья-Муромец не испугался смерти и избавил русский народ от злого Соловья-Разбойника…

  • 1845 37

    Русалочка

    Краткое содержание сказки «Русалочка» повествует о первой и единственной любви в жизни младшей дочери Морского царя. Русалочка полюбила прекрасного принца и дважды спасла возлюбленному жизнь, ничего не требуя для себя от принца взамен.

  • 1551 159

    Маленький Мук

    В кратком содержании сказки «Маленький мук» говорится о маленьком мальчике, который прошёл немало жизненных испытаний. Маленький Мук от рождения был карликом, а его полное имя Мукра. На захватывающих приключениях доброго…

  • 1543 141

    Карлик Нос

    Краткое содержание сказки «Карлик Нос» — яркая картина того, как бессердечная колдунья превратила жизнь юного Якоба в череду испытаний. Мальчик сумеет выбраться из сложной ситуации только благодаря своим стараниям и преданной дружбе.

  • 618 170

    О жабе и розе

    Краткое содержание сказки «О жабе и розе» для читательского дневника рассказывает о том, как прекрасная роза своим цветением и благоуханием подарила последнюю радость умирающему мальчику.

  • 603 177

    Городок в табакерке

    Краткое содержание сказки «Городок в табакерке» для читательского дневника рассказывает о путешествии мальчика Миши внутри табакерки. Мальчик знакомится с ее жителями и начинает понимать много нового об устройстве мира…

  • 1828 701

    Серебряное копытце

    Краткое содержание сказки «Серебряное копытце» для читательского дневника рассказывает о том, как сбылась мечта маленькой девочки увидеть козлика Серебряное копытце, который выбивал из-под копытца драгоценные камни.

  • 6348 1216

    Сказка о потерянном времени

    Краткое содержание «Сказки о потерянном времени» рассказывает, как злые волшебники превратили третьеклассника Петю Зубова и других школьников в стариков, потому что они не ценили время и тратили его впустую.

  • 6304 165

    Витя Малеев в школе и дома

    Краткое содержание повести «Витя Малеев в школе и дома» показывает дружбу двух мальчиков, которых сплотила общая беда. Они получили «двойки» за четверть. Как Витя и Костя смогут выйти из сложившегося положения — рассказывается в произведении.

  • 1908 41

    Сказка о золотом петушке

    Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» » для читательского дневника рассказывает о неблагодарном царе, волшебном золотом петушке и коварной царице-красавице.

  • 1225 1050

    Кот-ворюга

    Краткое содержание рассказа «Кот-ворюга» для читательского дневника повествует о рыжем коте, который сначала воровал у рыбаков, но потом, когда его накормили, начал в знак благодарности проявлять заботу и помогать им.

  • 850 100

    Черная курица, или Подземные жители

    Краткое содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители» для читательского дневника рассказывает удивительную историю о мальчике Алеше и его дружбе с волшебной черной курицей, которая стала причиной его необыкновенных приключений.

  • 851 139

    Тимур и его команда

    Краткое содержание повести «Тимур и его команда» представляет молодому поколению живые образцы для подражания. Отважный и решительный подросток Тимур сумел организовать ребят в дружный коллектив для анонимной помощи семьям фронтовиков.

  • 809 1946

    Ёлка

    Краткое содержание рассказа «Елка» для читательского дневника рассказывает, как мальчик Минька и его сестра Леля поддались искушению заранее попробовать новогодние сладости и тем самым испортили настроение себе, родителям…

  • 1826 661

    Голубая змейка

    Краткое содержание сказки «Голубая змейка» для читательского дневника рассказывает, чем может обернуться шутка над ближним, а также о том, что только хорошие помыслы и действия вознаграждаются.

Александра Осиповна Ишимова

История России в рассказах для детей (том 1)

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

Жуковский

Славяне до 862 года христианского летосчисления

Милые дети! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, т. е. сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков. В старину в отечестве нашем, России, не было таких прекрасных городов, как Петербург и Москва. На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, некогда были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время. В них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли славянами. Верно, и самые маленькие из вас понимают, что значит слава? Славяне старались доказать, что недаром их называли так, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу.

Они были так честны, что в обещаниях своих вместо клятв говорили только: «Если я не сдержу моего слова, да будет мне стыдно!» – и всегда исполняли обещанное, так храбры, что и отдаленные народы боялись их, так ласковы и гостеприимны, что наказывали того хозяина, у которого гость был чем-нибудь оскорблен. Жаль только, что они не знали истинного Бога и молились не ему, а разным идолам. Идол – значит статуя, сделанная из дерева или какого-нибудь металла и представляющая человека или зверя.

Славяне разделялись на разные племена. У северных, или новгородских, славян не было и государя, что бывает у многих необразованных народов: они почитали начальником своим того, кто более всех отличался на войне. По этому вы видите, как они любили войну и все соединенное с ней. На поле, где сражались они и потом торжествовали победу или славную смерть погибших товарищей, можно было всего лучше видеть истинный характер славян. Жаль, что до нас не дошли песни, которые обыкновенно пелись в это время певцами. Мы хорошо узнали бы тогда их самих, потому что в песнях народных выражается народ. Но я могу предложить вам здесь несколько строк, из которых вы все-таки получите понятие о славянах. Это отрывок из «Песни барда над гробом славян-победителей» Жуковского:

«Ударь во звонкий щит! стекитесь, ополченны!

Умолкла брань – враги утихли расточенны!

Лишь пар над пеплом сел густой,

Лишь волк, сокрытый нощи мглой,

Очами блещущий, бежит на лов обильный;

Зажжем костер дубов; изройте ров могильный;

Сложите на щиты поверженных во прах.

Да холм вещает здесь векам о бранных днях,

Да камень здесь хранит могущих след священной!»

Гремит… раздался гул в дубраве пробужденной!

Стеклись вождей и ратных сонм;

Глухой полнощи тьма кругом;

Пред ними вещий бард, венчанный сединою,

И падших страшный ряд, простертых на щитах.

Объяты думою, с поникнутой главою;

На грозных лицах кровь и прах;

Оперлись на мечи; средь них костер пылает,

И с свистом горный ветр их кудри воздымает.

И се! воздвигся холм, и камень водружен;

И дуб, краса полей, воспитанный веками,

Склонил главу на дерн, потоком орошен;

И се! могущими перстами

Певец ударил по струнам —

Одушевленны забряцали!

Воспел – дубравы застенали,

И гул помчался по горам.

Эта картина из жизни древних славян представлена прекрасно и верно.

Но эта самая воинственность, охраняя землю их, была причиной и большого зла для нее. Вы слышали уже, что, не имея государей, они почитали начальником своим того, кто более других отличался на войне, а так как они все были храбры, то иногда случалось, что таких начальников было много. Каждый из них хотел приказывать по-своему; народ не знал, кого слушать, и оттого были у них беспрестанные споры и несогласия. А ведь вы знаете, как несносны ссоры! И вам в ваших маленьких делах, верно, случалось уже испытать, какие неприятные последствия имеют они.

Славяне также видели, что во время несогласий их все дела шли у них дурно, и они даже переставали побеждать своих неприятелей. Долго не знали они, что делать, наконец придумали средство привести все в порядок.

На берегах Балтийского моря, не очень далеко от отечества нашего, жил народ по имени варяги-русь, происходивший от великих завоевателей в Европе – норманнов. Эти варяги-русь считались народом умным: у них давно уже были добрые государи, которые заботились о них так, как заботится добрый отец о детях, были и законы, по которым эти государи управляли, и оттого варяги жили счастливо и им удавалось даже иногда побеждать славян.

Вот старики славянские, видя счастье варягов и желая такого же своей родине, уговорили всех славян отправить послов к этому храброму и предприимчивому народу – просить у него князей управлять ими. Послы сказали варяжским князьям: «Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами».

Начало Русского государства и первые государи русские

802—944 годы

Варяги-русь были рады такой чести, и три брата из князей их – Рюрик, Синеус и Трувор – тотчас поехали к славянам. Рюрик сделался государем в Нове-городе[1], самом старинном из городов славянских, Трувор – в Изборске, Синеус – в земле, лежащей около Белого озера. От этих-то варяго-русских князей славяне начали называться русскими, а земля их Русью или Россией. Синеус и Трувор скоро умерли, и Рюрик сделался один великим князем русским и основателем Русского государства. Он княжил счастливо два года с братьями и пятнадцать лет один.

Есть стихи, написанные одним из лучших поэтов наших, Державиным, на победы, одержанные русскими в Италии, во времена позднейшие, и в этих стихах есть изображение Рюрика. Так как всякое поэтическое описание гораздо живее действует на ум и долго остается в нем, нежели сделанное прозой, то я уверена, что вы навсегда оставите в памяти черты, в которых великий поэт представил первого государя России:

Но кто там белых волн туманом

Покрыт по персям, по плечам,

В стальном доспехе светит рдяном

Подобно синя моря льдам?

Кто, на копье склонясь главою,

Событье слушает времен? —

Не тот ли, древле что войною

Потряс парижских твердость стен?

Так, он пленяется певцами,

Поющими его дела,

Смотря, как блещет битв лучами

Сквозь тьму времен его хвала.

Так, он! – Се Рюрик торжествует

В Валкале звук своих побед

И перстом долу показует

На росса что по нем идет.

Славные дела его кратко и прекрасно описал Языков в стихотворении «Олег». Он представил, как наследовавший ему государь, молодой Игорь, вместе с народом справлял торжественную тризну, или поминки, по нем, и на этой тризне был, по обыкновению славян, певец, долженствовавший воспеть дела умершего. Но прочтите стихи Языкова с того самого места, как певец, или, как звали его славяне, баян, приходит в середину народа, торжествовавшего память знаменитого князя своего:

Вдруг, – словно мятеж усмиряется шумный
И чинно дорогу дает,
Когда поседелый в добре и разумный
Боярин на вече идет, —
Толпы расступились – и стал среди схода
С гуслями в руках славянин
Кто он? Он не князь и не княжеский сын,
Не старец, советник народа,
Не славный дружин воевода,
Не славный соратник дружин;
Но все его знают, он людям знаком
Красой вдохновенного гласа…

Он стал среди схода – молчанье кругом,
И звучная песнь раздалася!
Он пел, как премудр и как мужествен был
Правитель полночной державы,
Как первый он громом войны огласил
Древлян вековые дубравы;
Как дружно сбирались в далекий поход
Народы по слову Олега;
Как шли чрез пороги под грохотом вод
По высям днепровского брега;
Как по морю бурному ветер носил
Проворные русские челны;
Летела, шумела станица ветрил,
И прыгали челны чрез волны!
Как после, водима любимым вождем,
Сражалась, гуляла дружина
По градам и селам с мечом и огнем
До града царя Константина;
Как там победитель к воротам прибил
Свой щит, знаменитый во брани,
И как он дружину свою оделил
Богатствами греческой дани!
Умолк он – и радостным криком похвал
Народ отозвался несметный,
И братски баяна сам князь обнимал;
В стакан золотой и заветный
Он мед наливал искрометный
И с ласковым словом ему подавал.
И, вновь наполняемый медом,
Из рук молодого владыки славян
С конца до конца меж народом
Ходил золотой и заветный стакан.

Олег управлял государством 33 года: добрый Игорь не хотел напоминать ему, что сам уже может княжить, и сделался государем русским только тогда, когда умер Олег.

Игорь, как и все русские князья, был храбр, но не так счастлив, как Олег: при нем явились в первый раз в Россию печенеги – народ, который потом всегда был страшным врагом наших предков.

Печенеги поселились между реками Дон и Днепр, на лугах, где паслись стада их. Они не строили домов, но делали подвижные шатры или шалаши. Когда стада не находили более корма на лугах, они переносили шалаши на другое место и оставались там, пока была трава. Они сами и лошади их бегали очень скоро, по рекам же умели плавать почти как рыбы. Это помогало им нападать на соседей своих, уводить в плен бедных жителей и избавляться от наказания. Злые печенеги даже нанимались на службу к таким народам, которые вели с кем-нибудь войну, и тогда-то злодействовали сколько им хотелось. Игорь, хотя и наложил на них дань, т.е. заставил каждого платить в казну свою, не мог прогнать их подалее от границ своего государства.

Еще несчастнее был поход его к древлянскому народу, который жил там, где теперь Волынская губерния. Древляне также были славянского племени, их покорил Олег. Игорь ездил к ним для того, чтобы взять более дани, нежели сколько они всегда платили. Древлянам показалось это так обидно, что они забыли все почтение, какое должно иметь к государю своему, и совершили ужасный грех: убили Игоря.

Так погиб этот несчастный государь. Он княжил 32 года, но не отличался никакими особенно примечательными делами.

Святая Ольга

945–955 годы

Гораздо более Игоря прославилась прекрасная супруга его Ольга. Святослав, сын ее, был еще очень мал, когда умер отец его, и потому Ольга правила государством вместе с двумя знаменитыми воеводами – боярином Асмудом, дядькой маленького Святослава, и Свенельдом, начальником войска. История этой княгини очень любопытна. Каждый русский мальчик и русская девочка должны знать ее. Послушайте же.

Ольга родилась в деревне около Пскова. Молодой князь Игорь приехал туда на охоту и случайно увидел эту деревенскую красавицу, которая так понравилась ему своей скромностью и умом, что он не хотел слышать о других невестах и женился на милой Ольге. В высоком дворце государя она была так же умна и любезна, как прежде в маленьком домике своих родителей, так же добра и ласкова с окружавшими ее знатными боярынями, как прежде со своими сельскими подружками.

Услышав о смерти Игоря, Ольга обещала отомстить злым древлянам и тотчас послала войско свое в землю их.

Древляне отправили послов с оправданиями, но Ольга приказала казнить их, не желая слушать этих оправданий, и, когда войско ее покорило их, она наложила большую дань на этот ненавистный ей народ и присоединила землю его к своему государству.

Ольга вместе с маленьким Святославом объезжала свои области и везде приводила в порядок то, что было расстроено. Вы помните, любезные читатели, что, с тех пор как государи наши начали жить в Киеве, Новгород уже перестал быть столицей Русского государства. Князья киевские, воюя с Грецией и с соседними народами, не имели времени заботиться об отдаленных подданных своих – новгородцах – и позволили им самим выбирать своих судей и начальников, которые бы решали дела их, награждали добрых, наказывали злых и собирали с народа дань для князя киевского. Главного из таких начальников новгородцы называли посадником. Зная, что князь киевский далеко от них, они начали меньше уважать его и думали, что могут обойтись и без государя, имея своего посадника.

Ольга поехала туда и умными распоряжениями заставила новгородцев вспомнить, что они должны быть покорны государю своему, хотя бы он жил еще гораздо далее от них. Так хорошо умела княгиня Ольга управлять государством!

Народ любил и благословлял добрую мать государя своего. Но из всех прекрасных дел Ольги самое лучшее и самое великое было то, что она приняла веру христианскую. Она первая из русских поняла, как глупо молиться идолам, которые столько же могли слышать молитвы бедных людей, сколько слышат вас ваши куклы, когда вы говорите с ними. Умная княгиня чувствовала в сердце своем, что есть Бог, без которого не мог быть мир и все, что мы видим в этом мире. К тому же она много слышала о вере христианской с тех пор, как жила в Киеве: воины князя Олега и супруга ее Игоря, бывшие вместе с ними в Греческой империи[5], рассказывали дома о счастье и добродетелях истинных христиан, о святости веры их, о терпении, с которым они переносили несчастья здешней жизни, надеясь на награду в будущей.

Надобно сказать, что в это время греки давно уже перестали быть идолопоклонниками и знали истинного Бога. В столице их Константинополе жил патриарх, т.е. начальник духовенства христиан греческих. У него-то княгиня Ольга хотела учиться закону Божию и для того поехала в Константинополь в 955 году, когда сын ее уже вырос и она перестала управлять государством.

Патриарх и император греческий Константин Багрянородный дивились уму и кротости знаменитой государыни русской. Патриарх рассказал ей о жизни, страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, научил ее всему, что должны знать все любящие Господа и верующие в него, и потом окрестил ее. Император был крестным отцом Ольги; в крещении назвали ее Еленой. С восторгом возвратилась она в Киев, радуясь тому, что может просветить душу сына своего и сделать его также христианином. Но молодой гордый Святослав не хотел слышать о новом законе[6]. Княгиня печалилась, что не может разделить с сыном счастье знать истинного Бога, и умерла с этой печалью через 14 лет после крещения. Церковь наша признала ее святой, а история – Мудрой.

Крещение русского народа

980–988 годы

Можно ли было ожидать, чтобы этот князь Владимир, причинивший столько зла брату своему и бедной красавице Рогнеде, стал потом добрейшим государем и первым благодетелем своего народа? Вот какие чудеса может Бог делать с теми людьми, которые искренно раскаиваются и сожалеют о худых делах своих!

С самого начала своего княжения Владимир старался победами и славою заставить народ свой забыть его прежнюю жизнь. Он завоевал у польского короля Галицию[7], или города Червенские; победил болгар – народ, живший на берегах Волги; к северу увеличил Россию до самого Балтийского моря. Кроме этих завоеваний, он старался прославиться и хорошими качествами: сердце его сделалось добрее, нрав спокойнее. Он очень любил народ свой, заботился о его счастье, мог уже не наказывать того, кто обижал его, мог даже прощать самых жестоких врагов своих, в числе которых была супруга его Рогнеда-Горислава. Эта несчастная государыня так много печалилась, что сделалась почти безумною от слез. Однажды она вздумала отомстить Владимиру за все горести, какие терпела от него, и уже вошла с ножом в руке в ту комнату, где спал он крепким сном. К счастью, Владимир вдруг проснулся и в первую минуту гнева хотел наказать смертью такое злодейство, но, увидев слезы маленького сына своего Изяслава и услышав трогательные слова[8], которыми малютка просил помиловать мать, простил ее и по совету бояр построил на родине ее, в нынешней Минской губернии, новый город, назвал его по имени сына Изяславлем и отправил туда их обоих.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Краткое содержание книги «История России в рассказах для детей» для читательского дневника в 6 предложений

Родина — мать, умей за неё постоять.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Пример героев зовёт на подвиг.

Русский молодец — басурманам конец.

Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.

Читать краткое содержание, пересказ книги «История России в рассказах для детей» по главам:

Древнерусское государство 6-12 века.

В те далёкие времена не было городов, а были лишь болота и непроходимые леса. В них жили гордые и смелые люди, дорожащие своим словом. Их называли Славяне.

Чтобы избежать ссор, славяне пригласили править собой варягов.

Князь Рюрик правил в Новгороде, а его сын Игорь уже в Киеве. Киев был захвачен и сделан столицей Олегом, прозванным Вещим. Он правил как опекун Игоря.

Игорь много воевал, но был убит древлянами. За смерть мужа отомстила Ольга. Эта княгиня первой приняла христианство.

Святополк не разделял веру матери и был убит. А вот Владимир, начав как язычник, стал христианином и крестил Русь.

После смерти Владимира много раз случались ссоры и войны между князьями, делившими власть. Объединить Русь пытались Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Но после их смертей ссоры продолжались. 

Русь удельно-вечевая 12-13 века.

В это время была основана Москва, тогда мелкий и невзрачный городишко. Но столицей в разные годы побывали Киев, Суздаль и Владимир.

Прославились в это время князья Юрий Долгорукий и его сын Андрей Боголюбский. Первый правил в Суздале, второй — во Владимире-Залесском.

В это же время случился и знаменитый поход против половцев Игоря, князя Новгород-Северского, про который рассказывает «Слово о полку Игореве».

А на северо-западе создавался Ливонский орден меченосцев, немецких рыцарей, покоривших латышей и чудь.

Русь покорённая. 13-14 века.

В 1223 году у границ Руси появились татары. Они разбили половцев и русские князья решили выступить им навстречу. У реки Калка произошла битва, в которой русские рати потерпели сокрушительное поражение.

В 1237 году на Русь вторглись орды Батыя. Первой пала Рязань. Там прославил себя Евпатий Коловрат. Потом Батый сжёг Москву, Владимир и другие русские города. Батый рвался к Новгороду, но его силы сковал Козельск, пятьдесят дней сопротивлявшийся татарам. После его разрушения Батый вернулся в степь.

На следующий год Батый взял Киев и отправился в Европу. Русские князья покорились Батыю.

Только Новгород оставался свободным. Но его ждала другая беда. По Неве пришли шведы, а с запада — рыцари. И тех и других разгромил великий полководец князь Александр Невский.

После смерти Александра Невского Русь ждали тяжёлые времена — мор, засуха, голод. Князья ездили за ярлыками к татарам.

В это время начало усиливаться Московское княжество. Некоторое время оно соперничало с Тверью, но заручившись помощью татар, победило соперников.

Прославился князь московский Иван Калита, при котором Москва стала столицей Руси. При нём был построен дубовый Кремль.

Но в 1352 году случилась эпидемия чумы, уничтожавшая целые селенья.

От Куликова поля до реки Угры. 14-15 века.

Когда великим князем стал Дмитрий Иванович, он решил положить конец зависимости Руси от татар. Татарские ханы дрались между собой и момент был благоприятным.

В 1380 году он разгромил войска хана Мамая и получил прозвище Донского.

Но через два года Москва снова оказалась в руках татар, которых возглавил хан Тохтамыш. Город был разорён, погибло более 24 тысяч жителей.

Едва справившись с последствиями нашествия, Дмитрию Донскому пришлось усмирять Новгород.

Много славных дел было совершено в годы его правления: появились серебряные монеты — деньги, была крещена Литва и Пермь, появилось на Руси огнестрельное оружие.

После смерти Дмитрия правил его сын Василий и много бедствий происходило в те годы. Враги грозили Руси со всех сторон. В конце правления мятежные бояре под руководством Шемяки ослепили Василия. Так появилось выражение Шемякин суд.

После Василия правил Иван 3, усмиривший Новгород и женившийся на Софье Палеолог, византийской принцессе.

При Иване 3 завершилось освобождение Руси от татар. Русские войска и татарские рати простояли три дня на Угре, но в битву не вступили. После чего татары бежали.

Московская Русь 15-16 века.

После смерти Ивана 3 князем стал Василий 3, а другой сын Ивана Дмитрий был заключён в темницу. Василий начал правление с покорения вольного Пскова. Двадцать семь лет правил Василий, занимаясь государственными делами.

После его смети регентшей стала его жена Елена Глинская, жестокая и своевольная княжна.

Но вскоре на трон вступил Иван 4. 

Царство Грозного царя и последние Рюриковичи. Конец 15 века.

В 17 лет Иван Грозный короновался, став первым русским царём. Первое время всё в стране было отдано Глинским, но их бесчинства вызвали небывалый гнев народа. Иван Грозный отказался от поддержки Глинских, а потом и сам обратился к вере, как основе государства.

Вскоре он задумался о покорении Казани, для чего поставил крепость Свияжск.

Южные границы страны стали охранять казаки, присягнувшие на службу Руси, но сами выбиравшие себе атаманов.

Вскоре Казань была взята и Иван Грозный обратил свой взор на Астрахань, а потом и на Ливонский орден, вернув Руси много потерянных ранее земель.

Но с кончиной царевны Анастасии нрав Ивана Грозного переменился. Он основал опричнину, которая чинила террор и несправедливость.

При Грозном Ермак покорил Сибирь, но сам погиб при этом.

А после смерти Грозного править стал его сын Фёдор, человек слабый. При нём в силу вошёл Борис Годунов. Его обвиняли в убийстве царевича Дмитрия, ещё одного сына Ивана Грозного.

Смутное время. Начало 17 века.

После смерти Фёдора царём стал Борис Годунов. В его правление случилось несколько неурожаев и крестьянских восстаний. А вскоре появился и первый самозванец, Григорий Отрепьев, объявивший себя царевичем Дмитрием. Поляки поддержали Отрепьева и посадили его на Московский трон. Борис Годунов был убит.

Однако Лжедмитрий 1 был очень скоро убит заговорщиками. Царём был назван Василий Шуйский.

Но появился Лжедмитрий 2 и поляки вновь захватили Москву.

В это время на спасение Отечества поднялся народ. Его вождями стали князь Пожарский и мещанин Козьма Минин.

Народное ополчение освободило Москву и изгнало поляков. А вскоре был избран новый царь. Им стал Михаил Романов.

Россия в годы правления первых Романовых. 17 век.

Начало царствования Михаила было тяжёлым. Последствия Смутного времени долго давали о себе знать. Было заключено несколько невыгодных для России мирных договоров. Однако военные неудачи на западе компенсировались успехами на востоке. Русские казаки добрались уже до Камчатки и присоединили этот край к России.

А в 1654 году к России присоединилась и Малороссия. Большую роль в этом сыграл гетман Богдан Хмельницкий. Произошло это уже во время царствования сына Михаила Алексея Михайловича.

В 1672 году случилось ещё одно важное для страны событие — родился царевич Пётр.

После смерти Алексея царём стал его сын Фёдор, больной и слабый. Он правил недолго и умер в 1682 году в возрасте 21 года.

Россия накануне перемен.

Стать царицей мечтала старшая сестра Петра, Софья. Она заручилась поддержкой стрельцов, которые в результате бунта возвели Софью на трон.

Пётр вынужден был жить в Преображенском дворце, где создал два потешных полка, ставших позднее основой его гвардии. Он очень скоро вошёл в силу и низвергнул Софью, отправив её в монахини. С этого времени начались военные победы Петра.

Вскоре у Турции был отнят Азов, давший России выход к Чёрному морю. Но Пётр мечтал о море Балтийском.

Он посетил многие страны Европы, изучая различные науки. А вернувшись победил шведов и велел отмечать новый год с 1 января.

Россия во времена реформ Петра.

В 1703 году в устье Невы Пётр основал Санкт-Петербург, который сделал новой столицей России. Шведам это не понравилась и началась новая война. Её исход решился на полях Полтавы, где армия Петра разбила наголову армию шведского короля Карла 12.

Потом последовал мир с Турцией и Швецией.

Пётр стал императором и совершил много великих дел, совершенно изменив образ России.

Его кончину с горестью оплакивал весь народ.

Рисунки и иллюстрации к книге «История России в рассказах для детей»

1

История России в рассказах для детей

Читательский дневник 4 класс история россии в рассказах для детей

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

Жуковский

Славяне
до 862 года христианского летосчисления

Милые дети! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, т.е. сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков.

В старину в отечестве нашем, России, не было таких прекрасных городов, как Петербург и Москва. На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, некогда были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время. В них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли славянами. Верно, и самые маленькие из вас понимают, что значит слава? Славяне старались доказать, что недаром их называли так, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу.

Они были так честны, что в обещаниях своих вместо клятв говорили только: «Если я не сдержу моего слова, да будет мне стыдно!» – и всегда исполняли обещанное; так храбры, что и отдаленные народы боялись их; так ласковы и гостеприимны, что наказывали того хозяина, у которого гость был чем-нибудь оскорблен. Жаль только, что они не знали истинного Бога и молились не ему, а разным идолам.

Идол – значит статуя, сделанная из дерева или какого-нибудь металла и представляющая человека или зверя.

Славяне разделялись на разные племена. У северных, или новгородских, славян не было и государя, что бывает у многих необразованных народов: они почитали начальником своим того, кто более всех отличался на войне. По этому вы видите, как они любили войну и все соединенное с ней. На поле, где сражались они и потом торжествовали победу или славную смерть погибших товарищей, можно было всего лучше видеть истинный характер славян. Жаль, что до нас не дошли песни, которые обыкновенно пелись в это время певцами. Мы хорошо узнали бы тогда их самих, потому что в песнях народных выражается народ. Но я могу предложить вам здесь несколько строк, из которых вы все-таки получите понятие о славянах.

Это отрывок из «Песни барда над гробом славян-победителей» Жуковского:

 
«Ударь во звонкий щит! стекитесь, ополченны!
Умолкла брань – враги утихли расточенны!
Лишь пар над пеплом сел густой;
Лишь волк, сокрытый нощи мглой,
Очами блещущий, бежит на лов обильный;
Зажжем костер дубов; изройте ров могильный;
Сложите на щиты поверженных во прах.
Да холм вещает здесь векам о бранных днях,
Да камень здесь хранит могущих след священной!»
 
 
Гремит… раздался гул в дубраве пробужденной!
Стеклись вождей и ратных сонм;
Глухой полнощи тьма кругом;
Пред ними вещий бард, венчанный сединою,
И падших страшный ряд, простертых на щитах.
 
 
Объяты думою, с поникнутой главою;
На грозных лицах кровь и прах;
Оперлись на мечи; средь них костер пылает,
И с свистом горный ветр их кудри воздымает.
 
 
И се! воздвигся холм, и камень водружен;
И дуб, краса полей, воспитанный веками,
Склонил главу на дерн, потоком орошен;
И се! могущими перстами
Певец ударил по струнам —
Одушевленны забряцали!
Воспел – дубравы застенали,
И гул помчался по горам.
 

Эта картина из жизни древних славян представлена прекрасно и верно.

Но эта самая воинственность, охраняя землю их, была причиной и большого зла для нее.

Вы слышали уже, что, не имея государей, они почитали начальником своим того, кто более других отличался на войне, а так как они все были храбры, то иногда случалось, что таких начальников было много.

Каждый из них хотел приказывать по-своему; народ не знал, кого слушать, и оттого были у них беспрестанные споры и несогласия. А ведь вы знаете, как несносны ссоры! И вам в ваших маленьких делах, верно, случалось уже испытать, какие неприятные последствия имеют они.

Славяне также видели, что во время несогласий их все дела шли у них дурно, и они даже переставали побеждать своих неприятелей.

Долго не знали они, что делать, наконец придумали средство привести все в порядок.

На берегах Балтийского моря, не очень далеко от отечества нашего, жил народ по имени варяги-русь, происходивший от великих завоевателей в Европе – норманнов.

Эти варяги-русь считались народом умным: у них давно уже были добрые государи, которые заботились о них так, как заботится добрый отец о детях, были и законы, по которым эти государи управляли, и оттого варяги жили счастливо и им удавалось даже иногда побеждать славян.

Вот старики славянские, видя счастье варягов и желая такого же своей родине, уговорили всех славян отправить послов к этому храброму и предприимчивому народу – просить у него князей управлять ими.

Послы сказали варяжским князьям: «Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами».

Начало Русского государства и первые государи русские
802–944 годы

Варяги-русь были рады такой чести, и три брата из князей их – Рюрик, Синеус и Трувор – тотчас поехали к славянам. Рюрик сделался государем в Нове-городе[1], самом старинном из городов славянских, Трувор – в Изборске, Синеус – в земле, лежащей около Белого озера. От этих-то варяго-русских князей славяне начали называться русскими, а земля их Русью, или Россией. Синеус и Трувор скоро умерли, и Рюрик сделался одним великим князем русским и основателем Русского государства. Он княжил счастливо два года с братьями и пятнадцать лет один.

Есть стихи, написанные одним из лучших поэтов наших, Державиным, на победы, одержанные русскими в Италии, во времена позднейшие, и в этих стихах есть изображение Рюрика. Так как всякое поэтическое описание гораздо живее действует на ум и долго остается в нем, нежели сделанное прозой, то я уверена, что вы навсегда оставите в памяти черты, в которых великий поэт представил первого государя России:

 
Но кто там белых волн туманом
Покрыт по персям, по плечам,
В стальном доспехе светит рдяном
Подобно синя моря льдам?
Кто, на копье склонясь главою,
Событье слушает времен? —
Не тот ли, древле что войною
Потряс парижских[2] твердость стен?
Так, он пленяется певцами,
Поющими его дела,
Смотря, как блещет битв лучами
Сквозь тьму времен его хвала.
Так, он! – Се Рюрик торжествует
В Валкале[3] звук своих побед
И перстом долу показует
На росса[4], что по нем идет.
 

После Рюрика остался маленький сын его Игорь, который еще не мог быть государем, и для того Рюрик просил своего родственника и товарища – Олега управлять государством, пока не вырастет Игорь. Олег был храбр и умен, победил много соседних народов и так увеличил Россию, что при нем она простиралась почти до гор Карпатских, которые лежат в Венгрии. Но Олег не совсем заслуживал похвалы. Вы увидите это сами.

Вместе с Рюриком приехали к славянам многие варяги, которые еще на родине служили ему и, любя доброго начальника, не хотели расстаться с ним. Рюрик за это усердие дарил некоторым из них деревни и селения славянские: от этого появились у нас помещики, т.е. такие бояре, которые владели людьми и землями. Но не все помещики были довольны своими поместьями: иным казалось веселее искать счастья на войне, нежели сидеть дома. Надобно сказать, что тогда люди очень любили войну. Это потому, что, будучи язычниками, они почитали непременным долгом мстить за обиды, а обижали они друг друга очень часто. К тому же они мало учились и не понимали приятностей мира, который доставляет нам возможность предаться занятиям тихим, сладостным для сердца и полезным для ума. Они думали только о том, чтобы сражаться и побеждать своих врагов.

Двое из таких смелых воинов, Аскольд и Дир, отправились с товарищами к югу от Новгорода и на прекрасных берегах реки Днепр увидели маленький городок, который им очень понравился. Этот городок был Киев. Они, недолго думая, завладели им и сделались государями киевскими. Это государство можно назвать Южным, потому что оно лежало к югу от Новгородского.

Олег, управляя Новгородом после смерти Рюрика, слышал, что все приезжавшие из Киева хвалили новое княжество, и вздумал завоевать его. Но он знал, что князья киевские и народ их храбры, что они будут сражаться с такою же смелостью, как и его воины, и потому решил употребить хитрость. Подойдя к Киеву, он оставил войско сзади, приплыл к киевскому берегу в небольшой лодке только с Игорем и несколькими воинами и послал сказать государям киевским, что с ними желают видеться купцы варяжские из Новгорода, их друзья и земляки. Аскольд и Дир были очень рады таким гостям и тотчас отправились на лодку. Но только они вошли туда, воины Олега окружили их, а сам Олег, подняв на руках маленького Игоря, сказал: «Вы не князья, но я князь, и вот сын Рюрика!» В эту самую минуту воины бросились на обоих князей киевских и убили их. Вот одно дурное дело Олега, а впрочем, он был хорошим опекуном маленького воспитанника своего, старался о пользе народа русского, соединил оба новых государства варягов в одно, сделал столицей Киев и так прославился своей храбростью, что даже греки в Константинополе боялись его и имени русского. Олег вел с ними войну, подходил к самым стенам славной столицы их, в знак победы повесил свой щит на воротах ее, собрал дань с греков, и, когда он возвратился в Киев, народ назвал его вещим – это значит почти то же, что всеведущий.

Славные дела его кратко и прекрасно описал Языков в стихотворении «Олег». Он представил, как наследовавший ему государь, молодой Игорь, вместе с народом справлял торжественную тризну, или поминки, по нем, и на этой тризне был, по обыкновению славян, певец, долженствовавший воспеть дела умершего. Но прочтите стихи Языкова с того самого места, как певец, или, как звали его славяне, баян, приходит в середину народа, торжествовавшего память знаменитого князя своего:

 
Вдруг, – словно мятеж усмиряется шумный
И чинно дорогу дает,
Когда поседелый в добре и разумный
Боярин на вече идет, —
Толпы расступились – и стал среди схода
С гуслями в руках славянин
Кто он? Он не князь и не княжеский сын,
Не старец, советник народа,
Не славный дружин воевода,
Не славный соратник дружин;
Но все его знают, он людям знаком
Красой вдохновенного гласа…
 
 
Он стал среди схода – молчанье кругом,
И звучная песнь раздалася!
Он пел, как премудр и как мужествен был
 

1. Т.е. в Новгороде (прим. ред.).

2. Здесь говорится о завоеваниях норманнов, которыми они приводили в ужас Западную Европу.

3. Так назывался рай у языческих норманнов.

4. Это относится к Суворову.

  • Читательский дневник 2 класс зимовье зверей русская народная сказка
  • Читательский дневник 3 класс по литературе сказки пушкина
  • Читательский дневник буква ты рассказ
  • Читатель синонимы для сочинения
  • Читанная книга как пишется правильно