Читательский дневник 3 класс по литературе сказки пушкина

Автор: пушкин александр сергеевич, родился в 1799г, умер в 1837г. великий русский поэт, прозаик, драматург, литературный критик, публицист. литературная гордость

Автор: Пушкин Александр Сергеевич, родился в 1799г, умер в 1837г. Великий русский поэт, прозаик, драматург, литературный критик, публицист. Литературная гордость России, основоположник современного русского литературного языка. Наиболее известные произведения – «Евгений Онегин», «Дубровский», «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Сказка о царе Салтане» и множество других.

Название: «Капитанская дочка»

Жанр произведения: Точно не определен. Некоторые исследователи определяют его как повесть, другие – как роман.

Тема произведения: Восстание Емельяна Пугачева

Число страниц: 130

Годы написания романа «Капитанская дочка» — ориентировочно 1835-1836. Первая публикация без указания имени автора, под видом записок покойного Петра Гринева – журнал «Современник», конец 1836 года.В России правит император Николай I. В период с 1830 года в России прошла волна бунтов в военных поселениях и холерных волнений. Близка угроза новой крестьянской войны, часто вспоминается восстание Пугачева (1773-1775 гг.).

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Петр Гринев – 16-летний дворянин, русский офицер. На протяжении развития сюжета проходит путь от беззаботного юноши до сильного духом, благородного воина.  «Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону»
  2. Маша Миронова – дочь капитана Миронова.  Возлюбленная Петра Гринева. Робкая и скромная девушка, но с сильным, смелым, благородным характером. «Прощайте, Петр Андреич! — сказала она тихим голосом.— Придется ли нам увидаться или нет, бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце…»
  3. Емельян Пугачев – народный предводитель. Реальная историческая личность. Волевой, смелый, но жестокий человек, готовый на все для достижения цели. «Присоветуй им встретить меня с детской любовию и послушанием; не то не избежать им лютой казни».
  4. Швабрин – молодой офицер. Антагонист Петра Гринева. Мстительный, беспринципный, эгоистичный, жестокий. Прекрасно образован, дворянин. Сослан в Белогорскую крепость за дуэль со смертельным исходом. «Швабрин виноватый, — отвечал я. — Он держит в неволе ту девушку, которую ты видел, больную, у попадьи, и насильно хочет на ней жениться».

Положительные герои романа «Капитанская дочка»:

  • Гринев
  • Савельич
  • Маша
  • Капитан Миронов
  • Капитанша Василиса Егоровна
  • Иван Игнатьич
  • Родители Гринева
  • Екатерина II

Отрицательные герои романа «Капитанская дочка»:

  • Пугачев
  • Швабрин

Время и место действия романа «Капитанская дочка» — Россия, вторая половина XVIII века, период восстания Емельяна Пугачева. Написано в форме дневниковых записей Петра Гринева.

Краткое содержание романа «Капитанская дочка»

  1. 16-летний  Петр Гринев отправлен отцом на военную службу в провинциальную крепость, вместе с ним едет его слуга Савельич. В дороге их настигает буран, путников спасает мужик Емельян Пугачев, за что получает от Гринева заячий тулуп.
  2. В крепости Петр Гринев влюбляется в Марью Миронову, дочь коменданта. Его соперник – офицер Швабрин, которому отказала Маша. Он всячески пытается оскорбить ее и Гринева. 
  3. «Разбойник» Пугачёв захватывает крепость и казнит родителей Маши. Швабрин переходит на его сторону, Гринев – нет. Пугачев хочет казнить его, но узнает в нем того путника и отпускает. Гринев уезжает в Оренбург, Маша тяжело больна после смерти родителей и остается в крепости.
  4. Маша пишет Гриневу, что Швабрин принуждает ее к замужеству. Петр и Пугачев выручают измученную девушку и вместе с Гриневым она уезжает. На пути Гринев встречает товарища по службе и остается в войске императрицы, а Машу отправляет к родителям.
  5. Собираясь в отпуск домой, Гринев узнает, что должен быть арестован. Швабрин оклеветал его. Маша едет в столицу, чтобы спасти возлюбленного и рассказывает случайной знакомой свою историю. Это оказывается Екатерина II.
  6. Освобожденный Гринев присутствует при казни Пугачева. С Машей они создают крепкую семью.

Главная мысль романа «Капитанская дочка».

Долг, честь и благородство – превыше всего. Если человек порядочен и честен, то он останется таким в любых испытаниях. Верность Родине сопоставляется с верностью любимой женщине, низкий и подлый человек легко предаст и свои идеалы, и зависимую от него женщину.

Отзыв о романе «Капитанская дочка».

Роман основан на реальных исторических событиях, но его драматургия – общечеловеческая. Эпиграф «Береги честь смолоду» очень точно отражает главную мысль романа. Петр Гринев  мужает, формируется, становится личностью – в конце он уже не восторженный наивный юноша, а будущий муж, смелый воин, прошедший бедствия и испытания. Духовно растет и Маша, она уже не жертва обстоятельств, а верная подруга Гринева. Обоим довелось спасти любимого человека: Гринев спас Машу от Швабрина, а она спасла Петра от тюрьмы и каторги. Благодаря живому, сочному языку, роман воспринимается современным, помыслы и мотивы героев доступны и понятны читателю и в XXI веке.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего в романе «Капитанская дочка» мне запомнилась встреча Маши с императрицей Екатериной. Незнакомка, встреченная Машей в саду Царского села, описана с приязнью и симпатией, а их диалог исполнен взаимного уважения. Очевидно, что Екатерину, как женщину, тронула любовь и преданность Маши, ее вера в невиновность Гринева. Этот отрывок отлично передаёт эмоциональное состояние человека, решившегося на дерзновенный шаг, который и верит в свои силы, и боится отчаяться окончательно. Можно представить, какое облегчение испытала Маша, узнав, что императрица, которой она так страшилась, и есть та приятная незнакомка. Этот эпизод снова высвечивает мысль романа: важность долга и чести. Екатерина говорит: «Знаю, что вы не богаты, — сказала она, — но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние». Собственноручное письмо императрицы хранится в доме Гриневых как реликвия.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Алтын – русская монета достоинством в 3 копейки.
  • Вахмистр – старший унтер-офицер в кавалерийском эскадроне.
  • Вёдро – ясная, тихая погода.
  • Горница – комната в верхнем этаже дома.
  • Келья – комната монаха, уединенная комната.
  • Кивот – застеклённый небольшой шкаф или ящик для икон.
  • Супостат – противник, враг.
  • Штоф – стеклянный четырехугольный сосуд с коротким горлом; мера, содержащая в себе кружку, или восьмую часть ведра.
  • Элегия – грустное, печальное стихотворения, настроение.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • «…Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!..» (Гринёв)
  • «…Стерпится, слюбится…» (Василиса Егоровна)
  • «…береги платье снову, а честь смолоду…» (Андрей Петрович Гринев)
  • «…худой мир лучше доброй ссоры…» (Иван Игнатьич)
  • «Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов». (Пугачев)
  • «Человек пьющий ни на что не годен». (Савельич)
  • «… конь и о четырех ногах, да спотыкается…» (Савельич)
  • «…Незваный гость хуже татарина…» (эпиграф автора)

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

1691922 1

Просьба книги: научись меня читать!

1. Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.

2. Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.

3. Предположи, о чём я тебе расскажу.

4. Читай текст самостоятельно небольшими

частями, проверяй и уточняй свои предположения.

5. Подумай, почему у меня такое название.

6. Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

Как работать с книгой:

1. Не берите книги грязными руками.

2. Читайте, сидя за удобным столом.

3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.

41691922 2 . Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

5. Читай только при хорошем освещении.

6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.

7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

Родителям на заметку!

Ориентировочные показатели по скорости чтения в начальных классах

1 класс

1 полугодие: 25 — 35 слов в минуту

2 полугодие: 35-45 слов в минуту

2 класс

1 полугодие: 45-55 слов в минуту

2 полугодие: 55-65 слов в минуту

3 класс

1 полугодие: 60-70 слов в минуту

2 полугодие: 80-90 слов в минуту

Как я читаю «Моя скорость чтения»

Измерь свою скорость чтения, закрась соответствующий квадрат

110

100

90

80

75

70

65

60

55

50

45

40

35

30

25

июнь

июль

август

Ты можешь почитать:

  1. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

  2. Гайдар «Тимур и его команда»

  3. Р. Кипплинг «Рики-тики-тави»

  4. Л. Лагин «Старик Хоттабыч» 

  5. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

  6. Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

  7. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

  8. Х.К. Андерсен «Огниво»

  9. Л.Толстой « Акула»

  10. И1691922 3 . Акимушкин «Кто без крыльев летает».

Желаю тебе удачи!

Читай каждый день и раскрашивай:

И1691922 4 ЮНЬ

ИЮЛЬ

1691922 5

А1691922 6 ВГУСТ

Я читал ____ дней!

А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

ТЕСТ

1. Почему царь Дадон никак не мог отойти на покой?

А) Его всегда отвлекали набеги соседей

Б) Царь слишком любил сражения

В) Подданные бы решили, что он стал слаб

2. Как Царь решил свою проблему?

А) Расставил по всем сторонам своих советников

Б) Использовал колдовские чары

В) Позвал на помощь мудреца

3. Как петушок возвещал об опасности?

А) Переставал голосить и замолкал

Б) Спрыгивал со спицы и летал кругами

В) Кричал в ту сторону, откуда идет беда

4. Что насторожило людей, когда вновь пришла беда?

А) Что в сторону опасности уже дважды снаряжали рать и та не возвращалась

Б) Что раньше петушок не кричал так громко

В) Петушок голосил и улетал на неделю

5. Что предпринял царь Дадон на третий раз?

А)Отправился в поход с войском лично

Б) Ничего не предпринял и решил подождать

В) Выслал третьего сына и новую рать

6. Что нашел Дадон, когда привел войско в горы?

А) Лишь пустоту и горы

Б) Своих погибших сыновей

В) Рать вражескую

7. Что сделала с царем царица шамаханская?

А) Навела на не его рать войско шамаханское

Б) Потчевала царя неделю в своем шатре

В) Хитростью заманила в шатер и убила

8. Почему царь так просто доверился царице?

А) Он был очарован ее красотой

Б) Царь был слишком расстроен гибелью сыновей

В) Царица не представляла опасности

9. Что старый мудрец выбрал себе в награду за петушка?

А) Богатырского коня

Б) Шамаханскую царицу

В) Боярский чин

10. Как отплатил петушок за предательство царя?

А) Улетел, оставив царя в опасности

Б) Закричал, призвав беду на его голову

В) Клюнул его в темя, и тот упал замертво

ПОДБЕРИ ПОСЛОВИЦУ К СКАЗКЕ:

_______________________________________________

НАРИСУЙ ПОНРАВИВШИЙСЯ ФРАГМЕНТ:

1691922 7

А. Гайдар «Тимур и его команда»

КРОССВОРД

1691922 8

по вертикали:

1. Знак, вышитый на темно-синей безрукавке Тимура?

2. Фамилия атамана шайки по очистке чужих садов.

3. Как зовут помощника Квакина?

4. Как имя дяди Тимура?

5. Чем подавали сигнал для сбора команды на чердаке?

6. К кому поздно вечером спешила Женя в Москву?

по горизонтали:

1. Командный пункт Тимура?

2. Что хотела отправить Женя на почте?

3. Кто задержал Женю на чужой даче?

4. Учреждение, которое искала Женя,

когда сошла с поезда?

5. Как звали маленькую девочку

из команды Тимура?

6. Воинское звание Жениного папы?

Р. Кипплинг «Рики-тики-тави»

Напишите отзыв по опорным фразам (ОТВЕТЫ ДАВАЙ ПОЛНЫЕ, РАЗВЕРНУТЫЕ)

Я прочитал сказку__________________________________

________________________________________________

В ней говорится о __________________________________

________________________________________________

______________________________________

______________________________________

Основными героями  являются_______________________

_______________________________________________

Наибольшее впечатление на меня произвел эпизод, в котором

________________________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Особенно понравился мне эпизод, в котором _____________

________________________________________________

______________________________________

______________________________________

Главная мысль рассказа заключается в том, что __________

________________________________________________

______________________________________

Автор хотел сказать читателю _________________________

_________________________________________________

_______________________________________

Л. Лагин «Старик Хоттабыч»

Словарная работа.

Найти в словаре (интернете)  слова  и объяснить их лексическое значение.

Амфора — _________________________________

__________________________________________

Ворс – ____________________________________

Бахрома – __________________________________

__________________________________________

Заклинание – _______________________________

Закатив глаза – _____________________________

Покоиться – ________________________________

Стремительно рвануться – _____________________

НАРИСУЙ ПОНРАВИВШИЙСЯ ФРАГМЕНТ:

1691922 7

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Восстановите текст:

1. ______________, который понапрасну ________________ время, сам не замечает, как _______________________.

2. Лучше ______________ немножко _________________, чтобы потом его ____________________.

Собери пословицы из слов:

потехе

время

час

делу

и

потеряешь

минутку

час

час

упустишь

годом

не

труда

того

и

не

боится

лень

наверстаешь

потерял

кто

сторонится

1)__________________________________________________________________________________________________________

2)__________________________________________________________________________________________________________

3)__________________________________________________________________________________________________________

4)__________________________________________________________________________________________________________

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Ответь на вопросы письменно:

– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам? __________________________________________

— Найдите сравнения, с кем сравнивает дед Мазай зайцев? _________________________________________________

— Жалко ли тебе зайчиху? Почему?______________________

_________________________________________________

— Как размещались зайцы на бревне?____________________

_________________________________________________

– Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? ___________________________________________

— Только ли ради потехи «прокатил он деревней зайчишек»? ________________________________________________

— Какие слова он им сказал на прощанье? Почему?__________

__________________________________________________________________________________________________

— О какой тайне человеческой души поведал нам Некрасов? 

__________________________________________________________________________________________________

НАРИСУЙ ПОНРАВИВШИЙСЯ ФРАГМЕНТ:

1691922 10

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Впиши пропущенные слова из текста сказки:

  1. И жених сыскался ей

……. Елисей.

  1. Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая …….. .

  1. Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь ……. .

  1. Ей в приданое дано

Было ……. одно.

  1. Ах ты, мерзкое ….

Это врешь ты мне назло!

  1. Под сосной оставить там

На съедение ….. .

  1. И приданое готово:

….. торговых городов

Да сто сорок теремов.

  1. Царь с царицею простился

В путь — …… снарядился.

Объясни значение слов:

Очи — __________________

Ланиты — _______________

Персты — ________________

Чело — _________________

Уста — __________________

Х.К. Андерсен «Огниво»

Тест

  1. Откуда возвращался солдат?

а) из плавания б) с войны в) с охоты

2. С кем встретился?

а) с Бабой-Ягой б) с ведьмой в) с Кикиморой

3. Что стояло посреди каждой комнаты?

а) сундук б) чемодан в) сумка

4. Чем набил карманы и ранец солдат?

а) серебром б) изумрудами в) золотом

5. Что сделал солдат с ведьмой?

а) отрубил ей голову б) бросил её в колодец в) отдал ей огниво и они разошлись

6. Кем стал солдат в конце сказки?

а) полковником б) министром в) королём

НАРИСУЙ ПОНРАВИВШИЙСЯ ФРАГМЕНТ:1691922 10

Л.Толстой « Акула»

Составь план рассказа:

1._________________________

2._________________________

3._________________________

4._________________________

5._________________________

Из предложенных фразеологизмов выбери те, которые подходят к данному рассказу. Подчеркни их.

Душа в пятки ушла

Лёгок на помине

Сам не свой

Риск – благородное дело

Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе выберите из перечисленных качеств. Подчеркни их.

сильный духом трусливый
мудрый мужественный
честный слабохарактерный
веселый опытный
беззащитный смелый
бывалый решительный 

И. Акимушкин «Кто без крыльев летает».

КТО НОГАМИ СЛЫШИТ?

_____________________________________________________________________

КТО В КУКУШКИНЫХ СЛЁЗКАХ ЖИВЁТ?

______________________________________________________________________

У КОГО ДОМ ИЗ ВОЗДУХА?

______________________________________________________________________

КТО САМЫЙ ЗУБАСТЫЙ И КОГТИСТЫЙ?

______________________________________________________

У КОГО ЗУБЫ В ЖЕЛУДКЕ?

______________________________________________________________________

У КОГО ЯЗЫК ДЛИННЕЕ ТЕЛА?
______________________________________________________________________

КТО МЁРТВЫЙ КУСАЕТСЯ?
______________________________________________________________________

У КАКОЙ РЫБЫ ОБЕЗЬЯНИЙ ХВОСТ?
______________________________________________________________________

КТО НЫРЯЕТ ГЛУБЖЕ ВСЕХ?
______________________________________________________________________

У КОГО ГНЁЗДА ПИТАТЕЛЬНЫЕ?
______________________________________________________________________

КТО ПТИЧЬИМ МОЛОКОМ СЫТ?
______________________________________________________________________

КАКИЕ ПТИЦЫ ИНКУБАТОРЫ СТРОЯТ?
______________________________________________________________________

У КАКОЙ ПТИЦЫ НА КРЫЛЬЯХ КОГТИ?
______________________________________________________________________

У КАКОГО ЗВЕРЯ ПТИЧИЙ КЛЮВ?
______________________________________________________________________

У КОГО НОС, КАК ОГУРЕЦ?
______________________________________________________________________

КТО БЕГАЕТ БЫСТРЕЕ ВСЕХ?
______________________________________________________________________

У КОГО ГУБА ДО ЗЕМЛИ?
______________________________________________________________________

КТО БЕЗ КРЫЛЬЕВ ЛЕТАЕТ?
______________________________________________________________________

НАРИСУЙ ТО, ЧТО ТЕБЕ ПОНРАВИЛОСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО:

1691922 12

  • Читательский дневник буква ты рассказ
  • Читатель синонимы для сочинения
  • Читанная книга как пишется правильно
  • Читательский дневник 3 класс рассказы пришвина
  • Читай город сказки пушкина