Читательский дневник 2 класс рассказы о белочке и тамарочке пантелеев

Белочка и тамарочкана мореиспанские шапочкив лесубольшая стирка белочка и тамарочка на море у одной мамы было две девочки.одна девочка была

Белочка и Тамарочка

НА МОРЕ

ИСПАНСКИЕ ШАПОЧКИ

В ЛЕСУ

БОЛЬШАЯ СТИРКА

Белочка и Тамарочка

НА МОРЕ

Белочка и Тамарочка - _1.jpg

У одной мамы было две девочки.

Белочка и Тамарочка - _2.jpg

Одна девочка была маленькая, а другая побольше. Маленькая была беленькая, а побольше — чёрненькая. Беленькую звали Белочка, а чёрненькую — Тамарочка.

Белочка и Тамарочка - _3.jpg

Девочки эти были очень непослушные.

Летом они жили на даче.

Вот они раз приходят и говорят:

— Мама, а мама, можно нам сходить на море — покупаться?

А мама им отвечает:

— С кем же вы пойдёте, доченьки? Я идти не могу. Я занята. Мне надо обед готовить.

— А мы, — говорят, — одни пойдём.

Белочка и Тамарочка - _4.jpg

— Как это одни?

— Да так. Возьмёмся за руки и пойдём.

— А вы не заблудитесь?

— Нет, нет, не заблудимся, не бойся. Мы все улицы знаем.

— Ну, хорошо, идите, — говорит мама. — Но только смотрите, купаться я вам запрещаю. По воде босичком походить — это можете. В песочек поиграть — это пожалуйста. А купаться — ни-ни.

Девочки ей обещали, что купаться не будут.

Взяли они с собой лопатку, формочки и маленький кружевной зонтик и пошли на море.

А у них были очень нарядные платьица. У Белочки было платьице розовенькое с голубеньким бантиком, а у Тамарочки — наоборот — платьице было голубенькое, а бант розовый. Но зато у них у обеих были совсем одинаковые синенькие испанские шапочки с красными кисточками.

Когда они шли по улице, все останавливались и говорили:

— Вы посмотрите, какие красивые барышни идут!

А девочкам это приятно. Они ещё и зонтик над головой раскрыли: чтобы ещё красивее было.

Вот они пришли на море. Стали сначала играть в песочек. Стали колодцы копать, песочные пирожки стряпать, песочные домики строить, песочных человечков лепить…

Играли они, играли — и стало им очень жарко.

Тамарочка говорит:

— Знаешь что, Белочка? Давай выкупаемся!

Белочка и Тамарочка - _5.jpg

А Белочка говорит:

— Ну что ты! Ведь мама нам не позволила.

— Ничего, — говорит Тамарочка. — Мы потихоньку. Мама и не узнает даже.

Девочки они были очень непослушные.

Вот они быстренько разделись, сложили свою одёжку под деревом и побежали в воду.

А пока они там купались, пришёл вор и украл всю их одёжку. И платьица украл, и штанишки украл, и рубашки, и сандалики, и даже испанские шапочки с красными кисточками украл. Оставил он только маленький кружевной зонтик и формочки. Зонтик ему не нужен — он ведь вор, а не барышня, а формочки он просто не заметил. Они в стороне лежали — под деревом.

А девочки и не видели ничего.

Они там купались — бегали, брызгались, плавали, ныряли…

А вор в это время тащил их бельё.

Вот девочки выскочили из воды и бегут одеваться. Прибегают и видят — ничего нет: ни платьиц, ни штанишек, ни рубашек. Даже испанские шапочки с красными кисточками пропали.

Белочка и Тамарочка - _6.jpg

Девочки думают:

«Может быть, мы не на то место пришли? Может быть, мы под другим деревом раздевались?»

Но — нет. Видят — и зонтик здесь, и формочки здесь.

Значит, они здесь раздевались, под этим деревом.

И тут они поняли, что у них одёжку украли.

Сели они под деревом на песочек и стали громко рыдать.

Белочка говорит:

— Тамарочка! Милая! Зачем мы мамочку не послушались! Зачем мы купаться пошли! Как же мы с тобой теперь домой попадём?

А Тамарочка и сама не знает. Ведь у них даже трусов не осталось. Неужели им домой голыми придётся идти?

А дело уже к вечеру было. Уж холодно стало. Ветер начинал дуть.

Видят девочки — делать нечего, надо идти. Озябли девочки, посинели, дрожат.

Подумали они, посидели, поплакали и пошли домой.

А дом у них был далеко. Нужно было идти через три улицы.

Вот видят люди: идут по улице две девочки. Одна девочка маленькая, а другая — побольше. Маленькая девочка — беленькая, а побольше — чёрненькая. Беленькая зонтик несёт, а у чёрненькой в руках сетка с формочками.

И обе девочки идут совершенно голые.

И все на них смотрят, все удивляются, пальцами показывают.

— Смотрите, — говорят, — какие смешные девчонки идут!

А девочкам это неприятно. Разве приятно, когда все на тебя пальцами показывают?!

Белочка и Тамарочка - _7.jpg

Вдруг видят — стоит на углу милиционер. Фуражка у него белая, рубашка белая и даже перчатки на руках — тоже беленькие.

Он видит — идёт толпа.

Он вынимает свисток и свистит. Тогда все останавливаются. И девочки останавливаются. И милиционер спрашивает:

— Что случилось, товарищи?

А ему отвечают:

— Вы знаете, что случилось? Голые девочки по улицам ходят.

Он говорит:

— Эт-то что такое? А?! Кто вам позволил, гражданки, голышом по улицам бегать?

А девочки так испугались, что и сказать ничего не могут. Стоят и сопят, как будто у них насморк.

Белочка и Тамарочка - _8.jpg

Милиционер говорит:

— Вы разве не знаете, что по улицам бегать голышом нельзя? А?! Хотите я вас за это сейчас в милицию отведу? А?

А девочки ещё больше испугались и говорят:

— Нет, не хотим. Не надо, пожалуйста. Мы не виноваты. Нас обокрали.

— Кто вас обокрал?

Девочки говорят:

— Мы не знаем. Мы в море купались, а он пришёл и украл всю нашу одежду.

— Ах вот оно как! — сказал милиционер.

Потом подумал, спрятал обратно свисток и говорит:

— Вы где живёте, девочки?

Они говорят:

— Мы вот за тем углом — в зелёненькой дачке живём.

— Ну, вот что, — сказал милиционер. — Бегите тогда скорей на свою зелёненькую дачку. Наденьте на себя что-нибудь тёплое. И никогда больше голые по улицам не бегайте…

Белочка и Тамарочка - _9.jpg

Девочки так обрадовались, что ничего не сказали и побежали домой.

А в это время их мама накрывала в саду на стол.

И вдруг она видит — бегут её девочки: Белочка и Тамарочка. И обе они — совсем голые.

Мама так испугалась, что уронила даже глубокую тарелку.

Мама говорит:

— Девочки! Что это с вами? Почему вы голые?

А Белочка ей кричит:

— Мамочка! Знаешь, — нас обокрали!!!

— Как обокрали? Кто же вас раздел?

— Мы сами разделись.

— А зачем же вы раздевались? — спрашивает мама.

А девочки и сказать ничего не могут. Стоят и сопят.

— Вы что? — говорит мама. — Вы, значит, купались?

— Да, — говорят девочки. — Немножко купались.

Мама тут рассердилась и говорит:

— Ах вы, негодницы этакие! Ах вы, непослушные девчонки! Во что же я вас теперь одевать буду? Ведь у меня же все платья в стирке…

Потом говорит:

— Ну, хорошо! В наказание вы у меня теперь всю жизнь так ходить будете.

Девочки испугались и говорят:

— А если дождь?

— Ничего, — говорит мама, — у вас зонтик есть.

— А зимой?

— И зимой так ходите.

Белочка заплакала и говорит:

— Мамочка! А куда ж я платок носовой класть буду? У меня ж ни одного кармашка не осталось.

Вдруг открывается калитка и входит милиционер. И несёт какой-то беленький узелок.

Он говорит:

— Это здесь девочки живут, которые по улицам голые бегают?

Мама говорит:

— Да, да, товарищ милиционер. Вот они, эти непослушные девчонки.

Милиционер говорит:

— Тогда вот что. Тогда получайте скорей ваши вещи. Я вора поймал.

Пантелеев, Леонид

Алексей Иванович Еремеев

9 (22) августа 1908

Л. Пантеле́ев (настоящее имя — Алексе́й Ива́нович Ереме́ев [1] , 9 (22 августа) 1908, Санкт-Петербург — 9 июля 1988, Ленинград) — русский советский писатель. После революции, в годы гражданской войны, был беспризорником. В 1921 году он попал в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского (ШКИД), где познакомился с Г.Белых. После школы жил в Ленинграде и работал журналистом. Умер писатель 9 июля 1988 года в Ленинграде, похоронен на Большеохтинском кладбище.

Содержание

Биография

Алёша Еремеев родился в Санкт-Петербурге, в семье казачьего офицера, хорунжего, Ивана Адриановича Еремеева, выходца из старообрядцев, героя русско-японской войны, впоследствии унаследовавшего семейное дело — торговлю лесом и дровами. Мать Алеши — Александра Сергеевна — тоже происходила из купеческой семьи, однако, совершенно иной по духу. Семейная жизнь не задалась с самого начала. Веселая, открытая, наивная Шурочка и скрытный, мрачный, гордый Иван Адрианович — эти качества мешали понять друг друга. Однако это не помешало им родить троих детей — Алёшу, Васю и Лялю.

Во время первой мировой войны родители Алёши расстались, Иван Адрианович уехал на лесозаготовки во Владимир и умер там, в 1916 году; Александра Сергеевна осталась одна с тремя детьми, зарабатывая на жизнь уроками музыки.

В том же 1916 году Алексей поступает во 2-е Петроградское Реальное Училище, однако, разворачивающиеся революционные события в 1917 году помешали нормальной учебе, втянув большинство детей в обсуждение политики и дальнейшего развития страны. В октябре 1917 Алёша тяжело заболел и пролежал в бреду весь Октябрьский переворот.

В 1918 году вся семья решает уехать в Ярославскую губернию, село Чельцово, спасаясь от голода в Петрограде. Там, на фоне разворачивающейся Гражданской войны, Лёша заболевает дифтеритом и они с матерью едут в Ярославль, к врачу. В Ярославле как раз в это же время начинается Ярославское восстание. Гостиницу «Европа», в которой они останавились, непрерывно обстреливали, несколько раз Алёша сталкивался с белогвардейцами, что оставило очень неприятный след в его душе, так как его два раза принимали за шпиона. Через несколько дней Алеша с мамой бежали из Ярославля обратно в Чельцово. После подавления восстания, они опять вернулись в Ярославль, где выяснилось, что Лёша полностью здоров.

За лето 1918 Александра Сергеевна несколько раз ездила в Петроград за вещами детям, в том числе привозила для Лёши книги, так и началось его увлечение литературой.

В конце лета в Чельцово приехала бежавшая из Петрограда от голода Лёшина тетка с дочерью Ирой. Но к тому времени в деревне уже тоже начал ощущаться голод.

Осенью Александра Сергеевна нашла работу в маленьком татарском городке на реке Каме, и вся семья переезжает туда.

В начале 1919 года мама Алёши уезжает в Петроград и не возвращается. Вся семья переболевает тифом и дизентерией, Лёша попадает в больницу. После выздоровления, вернувшись домой, обнаруживает, что вся семья слегла, а брат Вася отправился жить, учиться и работать на сельскохозяйственную ферму. Проблемы по добыванию денег легли на Лёшу. Вначале он неудачно торговал на базаре, затем его тоже отправили на ферму к брату, там его били, научили воровать. Через два месяца Лёша сбежал оттуда, обратно к тётке, но не смог там остаться и отправился в детский дом. Там он пробыл недолго, с приятелями они ограбили склад и его задержали при сбыте краденого, после чего его перевели в другой детский дом, откуда он и сбежал в первый же день.

Лёша стал пробираться в Петроград.

Вначале он хотел доехать до Рыбинска на пароходе, но рядом с Казанью всех пассажиров высадили, и ему пришлось идти пешком в Казань. Там он устроился помощником сапожника, и проработал всё лето, однако осенью вновь собрался в путь. Вскоре он остался без денег, вновь начал воровать, был пойман и отправлен в Мензелинск, в детскую колонию имени III Интернационала. В колонии было голодно и грязно, поэтому в начале зимы Лёша сбежал оттуда, пытался воровать, затем устроился в финотдел курьером, но практически сразу же по собственной неосторожности попал в больницу. Когда он выписался оттуда, оказалось, что ему некуда идти. Вначале он хотел вернуться в детский дом, но как раз в это время его подобрала Городская организация комсомола. Там ему предоставили жилье, положили зарплату и паек, отправили учиться в профессиональную школу. Однако там ему было трудно из-за пробела в образовании, и он сосредоточился на стихах и пьесах. Вскоре комсомольцы подтянули его в точных науках.

В феврале 1920 года в Мензелинске началось кулацкое восстание, подавляли его в том числе и комсомольцы. Было много жертв с обоих сторон, в том числе и Лёшины друзья. После этого весной он снова решает пробираться в Петроград.

Но и на этот раз он не добрался дотуда.

По дороге Лёша попал под полозья саней, один сапог порвался и дальше не было сил идти. Он заболел плевритом, но его выходили крестьяне Кувшинниковы, у которых он прожил всё лето 1920 года. Однако осенью ему вновь захотелось домой. Он сел на первый попавшийся поезд, шедший в Уфу, затем, постоянно меняя поезда, доехал до Белгорода. Там его заметили агенты ЧК и сняли с поезда. В ЧК ему выдали справку о том, что он беспризорный и едет в Петроград, дали на дорогу хлеба и денег. Однако в поезде его обокрали, а контроль высадил на ближайшей станции. Весь год Лёша скитался по Украине, пытался работать, порой воровал, торговал папиросами, и, наконец, в конце лета 1921 года вновь твердо решил, что поедет домой. Он сел на первый поезд до Курска, и оттуда уже вернулся в Петроград.

Там он отыскал свою семью; к счастью, все оказались живы и здоровы. Лёша стал искать работу. Это было в то время трудно, но он устроился к частнику, развозить лимонад. Там ему не платили и вскоре он ушёл оттуда и поступил в бывшую гимназию Гердер, теперь Единую Трудовую Школу номер 149, однако в школе было трудно учиться из-за взаимоотношений внутри класса. Там он продолжил писать стихи. Александра Сергеевна устроилась на хорошую работу и давала Лёше какую-то сумму денег каждый месяц. Почти все эти деньги он тратил на книги. Вскоре Лёшу исключают из школы. Из-за проблем с деньгами он стал выкручивать электрические лампочки и продавать на базаре, но его поймали и отправили в республику ШКиД.

В Школе имени Достоевского он взялся за ум, стал хорошо учиться, познакомился с Григорием Белых, заслужил свое прозвище Ленька Пантелеев. Однако в 1923 году они с Гришей Белых заболевают кинематографом, уходят из школы, отправляются в Харьков, где поступают на курсы киноактёров, но потом оставили и это занятие — ради романтики странствий. Некоторое время они занимались самым настоящим бродяжничеством. Но в конце 1925 года возвращаются в Ленинград и пишут книгу «Республика ШкиД», которая выходит в свет в 1927 году.

В начале 1927 года под свежим впечатлением от прочитанного Максим Горький много раз писал о «Республике Шкид» и в статьях своих, и в письмах — А. Макаренко, К. Федину, М. Пришвину, Сергееву-Ценскому и другим. До 1936 года «Республика Шкид» десять раз переиздавалась только на русском языке, была переведена на многие языки народов СССР и за границей.

В эти годы он знакомится с другими литераторами: С. Маршаком, Е. Шварцем, В. Лебедевым, Н. Олейниковым. Юмористические рассказы и фельетоны Г. Белых и Л. Пантелеева печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя».

В 1933 году Л.Пантелеев пишет повесть «Пакет», посвященную гражданской войне. Главный ее герой, Петя Трофимов, был признан критикой «литературным братом» Тёркина.

В 1938 Г. Белых репрессируют. Это касается и Л. Пантелеева — его меньше печатают.

С началом Великой Отечественной Войны Л. Пантелеев остаётся в осажденном городе и почти постоянно ведёт свои заметки о блокадной жизни в Ленинграде. В марте 1942 он находится на грани жизни и смерти от дистрофии. Кроме того, четыре месяца он живет без карточек на продукты, так как его лишают прописки. В июле 1942 года А. А. Фадеев вывез тяжелобольного Л. Пантелеева на самолете в Москву. Снова писатель приезжает в родной город по командировке ЦК ВЛКСМ в январе 1944 года в канун снятия блокады и разгрома немцев под Ленинградом.

На войне погибает его брат Вася.

После войны Л. Пантелеев много пишет, тесно дружит с Е. Шварцем, К. Чуковским. Вскоре он женится на Элико Семёновне, в 1956 у них рождается дочка Маша (умерла в 1990 году). В 1966 он публикует книгу «Наша Маша», своеобразный родительский дневник.

Скончался писатель 9 июля 1988 года, место захоронения на Большеохтинском кладбище в точности не установлено.

Биография Леонида Пантелеева

l panteleev

Леонид Пантелеев (Алексей Иванович Еремеев, 1908 – 1081) – известный советский писатель, автор десятков повестей, рассказов и сказок. Некоторые из них были экранизированы.

Детство

Алексей Еремеев (настоящее имя писателя) родился в 1908 году в Петербурге. Его семья была зажиточной. Отец служил казачьим офицером, а спустя некоторое время унаследовал семейное дело и начал торговать лесом. Это занятие приносило немалый доход. Мать Александра Васильевна происходила из купеческой среды, ее приданое стало весомым вкладом в благосостояние семьи. Кроме Алеши, на свет вскоре появились младшие Василий и Ляля.

Налаженная и более чем сытая жизнь семьи разрушилась с началом Первой мировой войны. Почуяв свободу, отец оформил развод с матерью. Это было возможно только в годы, когда все вокруг рушилось. Ведь отец происходил из очень религиозной семьи. Как бы то ни было, Александра Васильевна осталась с тремя детьми на руках и необходимостью кормить и одевать их самостоятельно. Она начала давать уроки музыки.

В 1917 году Алексей посещал реальное училище. Однако вскоре грянула революция, и жизнь в стране перевернулась с ног на голову. Все основные события прошли мимо мальчика. Он заболел и не поднимался с постели долгое время.

Тем временем события складывались так, что семье стало опасно находиться в самом сердце революции. Тем более, что уроки музыки уже мало кого интересовали. Так Еремеевы оказались в селе Чельцово Ярославской губернии. Здесь ослабленный организм Леши не выдержал, и он заболел дифтеритом. Чтобы вылечить сына, Александра Васильевна отправилась с ним в Ярославль, где им пришлось столкнуться с разгорающейся Гражданской войной. Впоследствии писатель вспоминал, как их гостиница неоднократно подвергалась обстрелам, а по улицам расхаживали то белые, то красные.

l panteleev 2

Как бы то ни было, но мальчик выздоровел. Семья снова переехала. Теперь уже в Татарстан. Однако голод, безденежье и отсутствие работы привели к тому, что в 1919 году Александра Васильевна приняла решение вернуться в Петербург, где у нее остались связи и знакомые и был шанс как-то выбраться из образовавшегося болота. Дети остались жить у тетки, а Леша снова попал в больницу.

Путь в Петербург

По возвращении домой Алексей понял, что его детство закончилось. В отсутствие матери ему самому надлежало заботиться о пропитании семьи. Однако у него к этому было мало способностей. Он постоянно попадал в неприятности. Роль торговца ему не удалась, сначала его ограбили, а потом и самого научили воровать. Работа на близлежащей ферме тоже ничем хорошим не обернулась. В результате мальчишка оказался в детском доме, однако вскоре оттуда сбежал и принял решение двигаться в Петроград, к матери. Вряд ли он тогда хорошо представлял, какой путь ему предстоит преодолеть.

Алексей не мог просто сесть в поезд и отправиться в нужном ему направлении. По дороге ему предстояло зарабатывать на жизнь. И не всегда его способы добычи денег были в ладах с законом. Так, ему пришлось побывать в детской колонии, откуда он сбежал и оказался в Мензелинске. Здесь ему повезло встретить людей, которые отправили его учиться, кормили и одевали. Именно в этот период мальчик написал свои первые стихи и даже попробовал работать над пьесой.

Однако затишье было недолгим, вскоре Алексею пришлось спасаться от кулацкого восстания. Мальчик решил продолжить свой путь. Однако опять ему пришлось долгое время скитаться по Украине. Лишь спустя год он попал домой.

l panteleev 3

Жизнь в Петербурге, республика ШКИД

В Петербурге мать отправила Алексея учиться. Однако его беспокойная жизнь не прошла даром. Мальчик постоянно попадал в неприятности из-за своего пристрастия к легким «заработкам» в виде воровства. Так, в один прекрасные день он оказался в республике ШКИД.

Школа социально-трудового воспитания имени Достоевского сначала показалась Алексею настоящей тюрьмой. Однако вскоре оказалось, что этот этап стал поворотным в его биографии.

Во-первых, именно здесь он познакомился со своим лучшим другом Григорием Белых. Во-вторых, именно в стенах школы он превратился в Леньку Пантелеева.

И это еще было не все. Однажды Ленька Пантелеев и Григорий Белых сбежали из школы и после некоторого времени бродяжничества возвратились в Петроград с потрясающей идеей. Они решили описать на бумаге те интересные события, свидетелями и участниками которых стали в республике ШКИД. Так, в 1927 году свет увидела одноименная книга, сделавшая друзей знаменитыми.

l panteleev 4

Книга неоднократно переиздавалась вплоть да 1936 года, когда Белых неожиданно репрессировали. Пантелееву удалось избежать ужасной участи только благодаря заступничеству известных в те годы людей.

Вторая мировая

В годы разразившейся войны писателю пришлось оказаться запертым в блокадном Ленинграде.

В 1942 году его эвакуировали в Москву. Все эти годы и после войны писатель продолжает усиленно заниматься своим творчеством.

Семья

В 1956 году Пантелеев женился на писательнице Элико Кашия. У пары родилась дочь Маша, которой в будущем писатель посвятит произведение «Наша Маша».
Умер Пантелеев в 1987 году.

Л. Пантелеев

Биография

Л. Пантелеев наделил свои рассказы, сказки и повести, любимые и детьми, и взрослыми, волшебным свойством. По замечанию некоторых критиков, для них совсем не обязательны иллюстрации. Ведь советский писатель настолько образно, четко, честно и щепетильно создавал камерные произведения, что читатель без посторонней помощи «видел» придуманный автором мир и легко погружался в него. Его работы вдохновили режиссеров на полнометражные картины, телеспектакли, мультфильмы и диафильмы.

Детство и юность

Алексей Еремеев (таковы настоящие имя и фамилия писателя) появился на свет 22 августа 1908-го по новому стилю в Санкт-Петербурге. Впоследствии в семье, где старшего сына, зачитывавшегося Чарльзом Диккенсом, Артуром Конан Дойлем, Федором Достоевским и Леонидом Андреевым, прозвали Книжным Шкафом, родились Василий и Ляля.

События ранних лет подробно описаны литератором в автобиографической повести «Ленька Пантелеев», которые несколько разнятся с одноименной главой в первом издании «Республики ШКИД».

Отец Иван Адрианович был казачьим офицером, хорунжим, выходцем из старообрядцев, героем Русско-японской войны, получившим в наследство семейное дело — торговлю лесом и дровами. За боевые подвиги его наградили орденом Святого Владимира с мечами и бантом, дававшим право на потомственное дворянство.

Мать Александра Васильевна (в девичестве Спехина), дочь купца 1-й гильдии, тяготела к искусству. После гимназии она прошла музыкальные курсы, интересовалась книгами, вела дневники, блистала на любительской театральной сцене.

В Первую мировую родители расстались. Мужчина отправился на лесозаготовки во Владимир, где и умер, а его бывшая супруга, оставшаяся с детьми, добывала пропитание уроками музыки.

В 8-летнем возрасте ребенок стал посещать 2-е Петроградское реальное училище, через год серьезно заболел, пролежав всю Октябрьскую революцию. В 1918-м, гонимый голодом, вместе с родными он перебрался в село Чельцово Ярославской губернии, и там заразился дифтеритом.

Следующим пунктом, где находился врач, значился Ярославль. Но поднявшееся восстание и обстреливание гостиницы «Европа», где жила будущая знаменитость, вынудили вернуться обратно. После подавления мятежа состоялось возвращение в Ярославль, а оттуда дорога лежала в татарский Мензелинск, где и начались скитания после того, как мать уехала в Петроград.

Мальчик торговал на базаре, трудился на сельскохозяйственной ферме месте с младшим братом, где научился воровать, и очутился в детдоме. После ограбления склада юного нарушителя перевели в другое воспитательное учреждение, где тот не задержался. В попытках добраться до Северной столицы беглец успел побывать в Рыбинске и Казани, там работал сапожником, вновь попался на сбыте краденного и угодил в детскую колонию имени III Интернационала.

Лешу, сбежавшего и оттуда, после выписки из больницы подобрала городская организация комсомола, давшая крышу над головой и устроившая в профессиональную школу. Там ученик и взялся за создание стихов и пьес. Добраться до Петрограда беспризорнику удалось только в 1921-м, перенеся множество болезней и миновав Уфу, Белгород, Курск и Украину.

Алексей помогал частнику развозить лимонад и поступил в Единую трудовую школу № 149, где приходилось туго из-за непростых отношений с одноклассниками. Нехватка денег привела подростка к тому, что он выкручивал лампочки и продавал их, а затем и вовсе попал в ШКИД.

Творчество

В школе-коммуне имени Федора Достоевского, где трудновоспитуемый подросток провел только пару лет, Леша «получил энергию на восстановление достойной жизни». ШКИД открыла двери в литературный мир, свела с Григорием Белых и подарила прозвище в честь известного тогда петроградского налетчика Леньки Пантелеева. Оно впоследствии и переросло в творческий псевдоним, где буква Л никак не расшифровывалась.

С товарищем и будущим соавтором книги «Республика ШКИД», опубликованной в 1927-м, парень всерьез увлекся кинематографом и даже отправился в Харьков на специальные курсы, впрочем, вскоре оставленные. После непродолжительного бродяжничества друзья приехали на родину и взялись за перо.

Григорий Белых и Алексей Еремеев

Дебютное произведение имело успех. Максим Горький не раз писал о нем в статьях и письмах Антону Макаренко, Константину Федину, Михаилу Пришвину, Сергею Сергееву-Ценскому, а сама повесть до 1936-го претерпела 10 переизданий и переводилась за границей. С того времени петербуржец оттачивал мастерство в создании рассказов и сказок («Магнолии», «Пакет», серия «Последние халдеи», «Портрет», «Часы»).

Друзья познакомились с Самуилом Маршаком, Евгением Шварцем, Владимиром Лебедевым, Николаем Олейниковым. Их юмористические сочинения и фельетоны печатались в «Бегемоте», «Смене», «Кинонеделе», «Детской литературе», нередко сопровождаемые личными фотографиями.

В конце 1935-го Белых репрессировали по обвинению в контрреволюционной деятельности и осудили на 3 года, и в 1938-м в пересыльной тюрьме он умер от туберкулеза. Его единомышленник не избежал обвинений, но миновал ареста благодаря поддержке Корнея Чуковского и Самуила Маршака. В Великую Отечественную войну Алексей Иванович остался в осажденном Ленинграде, делал заметки о жизни блокадного города, выпустил «Новенькую», «Рассказ артиллериста», «Честное слово» и т. д. с одноактными пьесами.

В марте 1942-го автор чуть не погиб от дистрофии, 4 месяца живя без продуктовых карточек из-за отсутствия прописки. От верной смерти коллегу спас Александр Фадеев, вывезший самолетом в Москву. В 1944-м писатель вернулся назад, где его настигло известие о гибели брата. За год до военных действий свет увидели знаменитые «Рассказы о Белочке и Тамарочке», а в победном 1945-м — «Буква «ты»».

Пантелеев продолжал плодотворно работать и пополнять библиографию новыми трудами, в том числе в жанрах статей («О милосердии», «О названии улиц») и литературных портретов («Братишка наш Буденный…», «История одного автографа»).

Личная жизнь

Личную жизнь мужчина устроил после войны с Элико Кашией, также принадлежавшей писательскому кругу. В августе 1956-го у них родилась дочь Маша (первенца женщина потеряла в блокаду), которой отец посвятил книгу «Наша Маша». Девочка, в отличие от взрослых, не тяготела к чтению, испытывала сложности с точными науками, зато имела яркий комедийный талант.

Поэтому после школы, сменявшейся одна за другой, девушка собралась в театральный институт, но в итоге подала документы в педагогический вуз на филфак. Однако учиться там не довелось: тяжелый грипп привел студентку к нервному срыву и психиатрической больнице. После выписки случались рецидивы, поэтому родителям пришлось не выпускать ее на улицу.

01 Nm2Yw35Л. Пантелеев и Элико Кашия с дочерью Марией / CoolLib

Любимая жена Пантелеева трагически погибла в 1983-м, попав под трамвай, и все заботы о единственной наследнице легли на его плечи. 18 раз в день он давал Марии лекарство, но вскоре та вновь вернулась в медицинское учреждение, откуда уже не вышла.

Смерть

Известного советского писателя не стало 9 июля 1987-го. Перед кончиной ему поставили «роковой, последний диагноз», возможно, и послуживший причиной смерти. После этого он решил передать свой богатый архив критику и историку литературы Самуилу Лурье. Могила Л. Пантелеева находится на Большеохтинском кладбище Ленинграда, где через 3 года похоронили и единственную дочь Марию.

До конца жизни автор продолжал трудиться, успев выпустить несколько собраний сочинений. В 1991-м, по завещанию, вышла его автобиографическая повесть «Верую!».

«Это была еще одна его тайна, что он верующий и православный. Его очень оскорбляло, что приходилось всю жизнь это скрывать. Он пишет в своей последней книге «Верую!», которую я опубликовал после его смерти, что оглядывался в церкви, ловил на себе взгляды топтунов и стукачей, боялся, что будет разоблачен», — рассказал Лурье в интервью «Эху Москвы».

Краткая биография пантелеев

Пантелеев Леонид, настоящее имя — Алексей Иванович Еремеев (1908 — 1987), прозаик.

Родился 9 августа (22 н.с.) в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Об этой школе рассказано в первой книге Пантелеева (в соавторстве с Г.Белых) —

«Республика Шкид». Воспоминания об этой школе легли в основу очерков «Последние халдеи» (1939) и рассказов «Карлушкин фокус», «Портрет». Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы и юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность.

В 1930 — 1940 ряд своих произведений объединил в цикл «Рассказы о подвиге: «Пакет» (1932), рассказывающий о гражданской войне, «Ночка» (1939), «Гвардии рядовой» (1943), посвященный событиям Отечественной войны, «Новенькая», «Платочек» (1952), знаменитый рассказ «Честное слово» (1941).

В 1966 была опубликована книга «Наша Маша», дневник о дочери писателя, который он вел много лет.

Пантелеев был автором очерков, рассказов, дневников, посвященных блокадному Ленинграду: «В осажденном городе» (1964), «Январь 1944» (1965), а также воспоминаний о писателях — С.Маршаке, Е.Шварце, М.Горьком.

Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы («Часы», «Честное слово», «Республика Шкид», «Пакет» и др.). Умер Л.Пантелеев в 1987 в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Пантелеев Л. (настоящее имя Алексей Иванович Еремеев) [9(22)8.1908, Петербург — 9.7.1987, Ленинград] — прозаик.

Родители — выходцы из старинных купеческих семей Отец писателя во время русско-японской войны ушел в действующую армию, отличился, получил орден св. Владимира и потомственное дворянство. Детство Пантелеев прошло в обеспеченной семье, однако все изменилось с 1918. С этого времени мальчик потерял связь с семьей и пополнил собой армию беспризорных.

В 1921 попал в школу им. Достоевского для трудновоспитуемых и беспризорных детей, там он и получил прозвище «Ленька Пантелеев». Заведующим школой был выдающийся педагог В.Н.Сорока-Росинский (Викниксор). Выйдя из школы еще до окончания срока, два приятеля — Л.Пантелеев и Гр.Белых написали вскоре, в течение 2-3 месяцев, книгу «Республика Шкид» (1927). Не следуя никакому сюжету, авторы описали все самые яркие факты из жизни Шкиды (Школа им.Достоевского), где было много «бузы», много смешного, драматического, а порой и трагического, но где проявилось и огромное желание жить по-другому (одно время в Шкиде на 60 воспитанников выходило 60 газет, каждый был издателем).

Книга имела ошеломительный успех (М.Горький писал о ней с восхищением). Однако повесть вызвала и ряд серьезных критических отзывов в педагогических кругах — там, где ее восприняли не как художественное произведение, а как документальное. Среди самых негативных отзывов была статья Н.К.Крупской, а много позднее, в 1937, статья А.С.Макаренко. В течение 10 лет повесть переиздавалась ежегодно, пока в 1936 не был репрессирован Гр.Белых (умер в тюрьме, в 1938). Выход книги в 1960 можно считать вторым ее рождением. В 1966 по ней был снят фильм (реж. Г.Полока, в роли Викниксора С.Юрский).

К теме беспризорника Пантелеев обращался еще много раз: в рассказах «Карлушкин фокус» (1928), «Портрет» (1928) и в одной из лучших своих повестей «Часы» (1928), где автору удалось создать колоритнейшую фигуру беспризорника и воришки Петьки Валета; повесть, в которой проявилось мастерство Пантелеева в построении сюжета, где так удачно сочетается смешное и серьезное и так явственно звучит жаргон 1920-х.

В своем творчестве Пантелеев сам выделил две темы: «Рассказы о подвиге» и «Рассказы о детях». Среди его многочисленных рассказов о подвиге («Ночка», «Первый подвиг», «Гвардии рядовой», «На ялике», «Главный инженер») особое место занимает повесть «Пакет» (1933): именно она дала возможность К.Чуковскому определить «мускулатуру таланта» Пантелеева, проявляющую себя в выразительности его языка, в яркости его речевых характеристик. Удачу этой повести, трагической и одновременно комической, К.Чуковский увидел в том, что герой «живет перед нами именно благодаря своей простонародной живописной, выразительной речи. ».

Из множества рассказов о детях («Маринка», «Долорес», «Платочек» и др.) неизменной популярностью пользовались рассказы «Честное слово» (1941), «О Белочке и Тамарочке» (1940-47) и «Буква «ты»» (1945): в этих рассказах совсем другая стилистика, другой ритмический рисунок, у каждого героя свой характер, и автор стремится постичь сложности разговора с ребенком, он убеждается, как по-разному взрослый и ребенок воспринимают мир, слово, язык.

В 1938, когда в «Детгизе» готовился однотомник Пантелеева, вместо автобиографической справки автор написал небольшую повесть «Ленька Пантелеев». Продолжая работу над книгой, писатель многое переделал в ней. В 1952 она была опубликована в сборнике «Рассказы и повести» (Петрозаводск, 1952) и с новыми дополнениями в 1954 (Л.). В этой повести автор делает попытку описать подробно свою жизнь, начиная с самого раннего детства и кончая уходом из Шкиды. Естественно, книга вмещала в себя события многих лет — дореволюционных, революцию, начало 1920-х; на ее страницах запечатлелись образы близких и далеких людей — словом, напряженнейший момент истории России глазами юного участника и свидетеля этих событий. Повесть имела большой успех. После смерти писателя появилась публикация: «Л.Пантелеев. Повесть «Ленька Пантелеев и моя подлинная биография»» (Нева. 1994. №4), где автором была прояснена роль автобиографического момента в повести.

В сент. 1941 милиция сообщила Пантелееву, что он подлежит высылке из Ленинграда. Пантелеев жил тайно до июля 1942, когда был вывезен из блокадного города А.Фадеевым по просьбе С.Маршака. По материалам дневниковых записей Пантелеев подготовил книги «В осажденном городе» (1966) и «Январь 1944» (1966).

В книге «Приоткрытая дверь» (1980) Пантелеев неожиданно делится с читателем важной и потаенной мыслью — он признается, что больше не хочет заниматься сочинительством: чем дальше, «тем больше тянет меня в чистую правду». В действительности Пантелеев давно пишет «чистую правду». Достаточно назвать «Нашу Машу» (1966) или такие блестящие воспоминания, как «Маршак в Ленинграде», «Шварц» (1966).

Свою последнюю прижизненную книгу Пантелеев назвал «Приоткрытая дверь. (Из старых записных книжек. 1924-1947)». Здесь писатель возвращается к своему детству («Дом у Египетского моста»), подробно вспоминает о людях, с которыми свела его жизнь.

Если внимательно всмотреться в книги Пантелеева, постепенно начинаешь ощущать, что все они представляют собой один роман — пусть не в традиционном смысле слова. Перелистывая книги «Ленька Пантелеев», «Республика Шкид», «Маршак в Ленинграде», военные повести, «Приоткрытую дверь», рассказ «Наша Маша», воспоминания «Шварц», «Тырса» и др., мы как бы в абсолютной последовательности читаем роман, название которого «Л. Пантелеев». Но роману этому не хватало чего-то существенного: все время создавалось ощущение, что автор не все сказал, что-то скрыл от нас. Теперь, когда посмертно вышла его книга «Верую», роман этот дополнился, быть может, самым существенным, и образ его героя стал во сто крат понятнее и ближе.

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П — Я. с. 16-18.

Далее читайте:

Сочинения:

СС: в 4 т. / вступ. статья К. Чуковского; прим. Г.Антоновой, Е.Путиловой. П., 1970-71;

Верую / вступ. статья, подгот. текста С.Лурье. Л., 1991.

Литература:

Макаренко А. Детство и литература // СС. Т.7. М., 1958;

Маршак С. Об этой книге // Пантелеев Л. Республика Шкид. Л., 1961;

Чуковская Л. О книгах забытых или незамеченных // Вопросы литературы. 1958. №2;

Сарнов Б. Пантелеев: Критико-биографический очерк. М., 1959;

Ивич А. Пантелеев // Воспитание поколений. М., 1967;

Рахманов Л. Л. Пантелеев и Алексей Иванович // Костер 1968. №8;

Успенский Л. Необщее выражение // Нева. 1968. №8;

Путилова Б. Л.Пантелеев: очерк жизни и творчества Л., 1969;

Путилова Е. . Началось в республике Шкид. Л., 1986.

Краткая биография пантелеев

panteleev

Леонид Пантелеев (1908-1987), или Алексей Иванович Еремеев, — известный детский писатель, чьё творчество в средней школе сегодня практически не изучают. А жаль.

Через несколько лет они прочли и «Республику Шкид», и «Лёньку Пантелеева». В этих повестях автор описал своё трудное беспризорное детство: как мальчик из интеллигентной петербургской семьи военного стал воровать и попал в школу социально-индивидуального воспитания. Эти повести интересно читать в любом возрасте. Родителям же адресована книга «Наша Маша», подробный отцовский дневник наблюдений за маленькой дочкой. Сколько здесь забавных историй, наблюдений, афоризмов, юмора и тепла! Как видите, читательская жизнь нескольких поколений читателей связана с книгами Леонида Пантелеева.

Алексей Иванович рано начал печататься. Представьте себе, как удивился бухгалтер издательства, когда явились к нему получать гонорар два шкета (как иначе назвать плохо одетых парнишек?!). Это были авторы знаменитой повести «Республика Шкид» Пантелеев и Григорий Белых (он умер в тюрьме в 1938 году).

Леонид Пантелеев был дружен с Максимом Горьким, Самуилом Маршаком, Евгением Шварцем, оставил о них очень интересные воспоминания. Любил делать подарки, даже тогда, когда не было денег. Как-то ранней весной шёл Алексей Иванович по базару в южном городе, а навстречу ему брёл ослик, навьюченный корзинами с зеленью. Хозяин стал разгружать товар. А Пантелеев угостил ослика конфеткой, накупил морковки и редиски и на славу угостил длинноухого труженика. Тот с упоением жевал, а писатель удовлетворённо смотрел на него и облизывался. Денег было в обрез, а ранняя зелень на рынке стоила очень дорого.

Друг писателя — Леонид Рахманов — вспоминал, как однажды он стал объектом розыгрыша Алексея Ивановича.

«Шёл 1950 год. Скорый поезд. В купе четверо — инженер с женой и два немолодых литератора. Впрочем, о том, что они литераторы, попутчики не знают и, надо надеяться, не узнают, достаточно имён-отчеств. Но вот на большой станции, когда один из литераторов вышел купить газету, дама не выдержала и поинтересовалась:

— Что он такой печальный, ваш приятель?

Ответ был краток:

— Неприятности по службе.

— А что у него за профессия?

Тот неохотно объяснил, что спутник его человек способный, можно сказать, талантливый в своей области. не каждый может из рядовых могильщиков выдвинуться в заведующие кладбищем. но нынче ему не повезло: недовыполнил план.

Супруги переглянулись. Только что с ним завтракал, укладывал в чемодан пижаму — и вдруг такая, мягко говоря, экзотичная должность! Может, товарищ пошутил? Нет, рассказывает с натугой. Каждое слово приходится вытягивать из него чуть не клещами. При этом супит густые брови, голос глухой, надтреснутый. Видно, что ему не до шуток.

С опасливым любопытством разглядывали они вернувшегося в купе кладбищенского деятеля».

Когда Пантелеев признался другу в своей шутке, тому ничего не оставалось делать, как обидеться. И вот чем завершается эта курьёзная история:

«— А вас не спрашивали, — сказал товарищ, — почему у нас мрачный вид и где вы работаете?

— Не успели. Тут вы вошли с газетой.

— А если бы спросили?

— Ответил бы, что я ваш заместитель. Почему мрачен? Не хотел, чтобы вы или они подумали, будто я радуюсь вашей неудаче. мечу на ваше место! — И он торжествующе захохотал».

Да, этот случай с неожиданной стороны характеризует Леонида Пантелеева. Обычно он был серьёзен, задумчив, неразговорчив, но иногда выдумывал что-нибудь и весело шутил. Был невероятно требователен к себе, собран и дисциплинирован, если что-то пообещал — значит, сделает. Сила воли у писателя была завидная!

Многие современники отмечали, что в характере, манерах, внешности Алексея Ивановича оставалось что-то от привычек офицера старой выправки, какая-то особенная учтивость: щёлкал каблуками, когда здоровался или прощался, вставал, когда к нему подходили.

В любых обстоятельствах, в отношениях с друзьями и с врагами Алексей Иванович руководствовался тем чувством чести, той жаждой справедливости, какие слышны на любой странице его произведений. «Желаю хорошего!», — так заканчивал он доже самые строгие письма, даже обращаясь к обидчикам и неприятелям.

И всё-таки самые яркие жизненные впечатления Пантелеева — его босоногое детство. Отсюда и любовь к детям, и прирожденный дар общаться с ними как в своих книгах, так и в жизни. Писатель умело сочетает увлекательнейшие были с правдивыми небылицами. Кто может поверить, что красный конник, попав в плен к белым, сжевал сургучную печать, и все, в том числе и он сам, вообразили, что он сжевал собственный язык? А мы читаем рассказ «Пакет» и верим — так гипнотизирует нас увлечение, с которым это рассказано, искренность интонации, безотчётный юмор.

Леонид Пантелеев затрагивает не только наше воображение, но и чувства, ведь мы глубоко сочувствуем его героям, безотчётно учимся мужеству, честности, стремимся поступать по совести, и это оказывается гораздо интереснее, чем мошенничать или лгать. Читатели убеждаются, что автору можно верить не только потому, что он хорошо пишет, но ещё и потому, что он многое испытал на себе.

Однако не всегда писатель в своих книгах рассказывает только о трудном, только о нелёгких переживаниях. Кто читал «Республику Шкид», тот хорошо помнит, как много в ней страниц, насыщенных самым бурным весельем, самой буйной энергией. Но любая книга Алексея Ивановича Пантелеева, будь она весёлой или грустной, всегда учит главному: верить в человека и человечность.

Бывают книги, которые прочтёшь вроде бы с интересом, но отложишь и забудешь. А бывают книги, которые навсегда, на всю жизнь остаются с тобой. Среди них со стёртым переплётом обязательно найдёшь и книги Леонида Пантелеева.

Из старых записных книжек писателя

Невидимка

У нас на даче в саду повесили гамак. Один раз утром Маша вышла к сад и кричит:

— Ой, папа! Папа! Гамак качается!

— Кто там может качаться?

— Наверно, это ветер.

— Нет, никакого ветра нет.

Я вышел в сад, посмотрел: да, качается.

— Невидимка, что ли?

Подошли, посмотрели, а там, посредине гамака, сидит на верёвочной сетке маленькая птичка. Сидит и качается. А что это была за птица, я не разглядел,— не успел. Она увидела нас, взмахнула крылышками и улетела.

Старшая сестра учила младшую читать. Оленька выучила все буквы, а читать не может, не получается. Никак не складываются буквы вместе.

В книге написано: АУ.

— Что тут написано, Оленька?

— Это какая буква?

— Ну как же не знаешь! Эта — А, а эта — У. А если их сложить, что получится?

— Ну вот что, — сказала старшая сестра. — Представь, что ты заблудилась в лесу. Как ты тогда станешь кричать?

Оленька подумала и говорит:

— Если я заблужусь в лесу, я буду кричать: «Мама!»

Сказуемое

Пятилетняя Оленька удивляла всех — и детей, и взрослых: в любом предложении она находила подлежащее и сказуемое. А это её старшая сестра Лена научила: дескать, подлежащее — это человек, или зверь, или ещё кто-нибудь, а сказуемое — это что он делает.

— Мама варила обед.

Оленька подумает, губами пошевелит и — готово:

— Мама — подлежащее, варила — сказуемое.

— Птица — подлежащее, поёт — сказуемое.

А один раз дали ей самое простое предложение:

Оленька минут пять читала и перечитывала записку. Ничего не выходит.

Смутилась, даже покраснела.

Мама её тоже смутилась. Она говорит:

Оленька подумала и говорит:

— Здесь нет сказуемого.

— Подлежащее есть, а сказуемого — нет.

И Оленька объяснила:

— Девочка же здесь ничего делать не может. Она же спит.

Литература

1. Рахманов Л. Л. Пантелеев и Алексей Иванович (К 60-летию со дня рождения)/ Костёр. — 1968. — № 8.- С. 32-35.

2. Никольский Б. Самое главное (К 75-летию Алексея Ивановича Пантелеева)/ Искорка. — 1983. — № 8. — С. 30-32.

3. Скоробогач Т.Л. Пантелеев / Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта, Наука. — 1997. — С. 326-328.

На чтение 15 мин. Просмотров 29 Опубликовано

Для просмотра всех материалов — выберите класс:literatura-testy-5-klass.jpg

  • 1 класс

  • Читательский дневник «Зимовье зверей»
  • Читательский дневник «Телефон»
  • Читательский дневник «Лиса и тетерев»
  • Читательский дневник «Мойдодыр»
  • Читательский дневник «Красная Шапочка»
  • Читательский дневник «Спящая красавица»
  • Читательский дневник «Фантазеры»
  • Читательский дневник «Живая шляпа»
  • Читательский дневник «Лисичкин хлеб»
  • Читательский дневник «Сказка о Царе Салтане»
  • Читательский дневник «Елка»
  • Читательский дневник «Кот в сапогах»
  • Читательский дневник «Серая Шейка»
  • Читательский дневник «Серебряное Копытце»
  • Читательский дневник «Дюймовочка»
  • Читательский дневник «Дядя Степа»
  • Читательский дневник «Стойкий оловянный солдатик»
  • Читательский дневник «Две лягушки»
  • Читательский дневник «До первого дождя»
  • Читательский дневник «Волшебное слово»
  • Читательский дневник «Аришка-трусишка»
  • Читательский дневник «Берестяная трубочка»
  • Читательский дневник «Булька»
  • Читательский дневник «Айболит»
  • 2 класс

  • Читательский дневник «Волшебное кольцо»
  • Читательский дневник «Филиппок»
  • Читательский дневник «Царевна Несмеяна»
  • Читательский дневник «Кот и лодыри»
  • Читательский дневник «Ребята и утята»
  • Читательский дневник «Старый дед и внучек»
  • Читательский дневник «Стрекоза и муравей»
  • Читательский дневник «Мишкина каша»
  • Читательский дневник «Заплатка»
  • Читательский дневник «Золушка»
  • Читательский дневник «Мальчик-с-пальчик»
  • Читательский дневник «Приключения Чиполлино»
  • Читательский дневник «Карлсон, который живет на крыше»
  • Читательский дневник «Цветик-семицветик»
  • Читательский дневник «Принцесса на горошине»
  • Читательский дневник «Затейники»
  • Читательский дневник «Приключения Незнайки и его друзей»
  • Читательский дневник «Саша»
  • Читательский дневник «Осень»
  • Читательский дневник «Три поездки Ильи Муромца»
  • Читательский дневник «Царевна-Лягушка»
  • Читательский дневник «Чук и Гек»
  • Читательский дневник «Крокодил Гена»
  • Читательский дневник «Лягушка-путешественница»
  • Читательский дневник «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Читательский дневник Читательский дневник «Огниво»
  • Читательский дневник «Горячий камень»
  • Читательский дневник «Гуси-лебеди»
  • Читательский дневник «Двенадцать месяцев»
  • Читательский дневник «Денискины рассказы»
  • Читательский дневник «Волшебник Изумрудного города»
  • Читательский дневник «Василиса Прекрасная»
  • Читательский дневник «Великие путешественники»
  • Читательский дневник «Баранкин, будь человеком!»
  • Читательский дневник «Белоснежка и семь гномов»
  • Читательский дневник «Бременские музыканты»
  • Читательский дневник «Гадкий утенок»
  • Читательский дневник «В стране невыученных уроков»
  • Читательский дневник «Анна, не грусти»
  • 3 класс

  • Читательский дневник «Мышонок Пик»
  • Читательский дневник «Растрепанный воробей»
  • Читательский дневник «Степь»
  • Читательский дневник «Свинопас»
  • Читательский дневник «Сказка о золотом петушке»
  • Читательский дневник «Тимур и его команда»
  • Читательский дневник «Лисичка со скалочкой»
  • Читательский дневник «Никита Кожемяка»
  • Читательский дневник «Пятеро из одного стручка»
  • Читательский дневник «Заячьи лапы»
  • Читательский дневник «У классной доски»
  • Читательский дневник «Старик Хоттабыч»
  • Читательский дневник «Девочка на шаре»
  • Читательский дневник «Рыцари»
  • Читательский дневник «Стальное колечко»
  • Читательский дневник «Малыш и Карлсон»
  • Читательский дневник «Миллион приключений»
  • Читательский дневник «Сивка-Бурка»
  • Читательский дневник «Каштанка»
  • Читательский дневник «Лев и собачка»
  • Читательский дневник «Приключения Тома Сойера»
  • Читательский дневник «Карлик Нос»
  • Читательский дневник «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
  • Читательский дневник «Кладовая солнца»
  • Читательский дневник «Он живой и светится»
  • Читательский дневник «Кусака»
  • Читательский дневник «Слон»
  • Читательский дневник «Белый пудель»
  • Читательский дневник «Дедушка Мазай и зайцы»
  • Читательский дневник «Дикие лебеди»
  • Читательский дневник «Воробей»
  • Читательский дневник «Вредные советы»
  • Читательский дневник «Говорящий сверток»
  • Читательский дневник «Голубая чашка»
  • Читательский дневник «Винни Пух»
  • Читательский дневник «Бедный Гнедко»
  • Читательский дневник «Акула»
  • 4 класс

  • Читательский дневник «Солдат и царица»
  • Читательский дневник «Черная курица, или Подземные жители»
  • Читательский дневник «Путешествие Алисы»
  • Читательский дневник «Веселая семейка»
  • Читательский дневник «Стрижонок Скрип»
  • Читательский дневник «Кавказский пленник»
  • Читательский дневник «Калиф-аист»
  • Читательский дневник «Королевство кривых зеркал»
  • Читательский дневник «Мафин печет пирог»
  • Читательский дневник «Мальчики»
  • Читательский дневник «Маугли»
  • Читательский дневник «Мэри Поппинс»
  • Читательский дневник «Четвертая высота»
  • Читательский дневник «Ванька»
  • Читательский дневник «Что любит Мишка»
  • Читательский дневник «Три товарища»
  • Читательский дневник «Приключения Электроника»
  • Читательский дневник «Корзина с еловыми шишками»
  • Читательский дневник «Нюрка»
  • Читательский дневник «Путешествие Гулливера»
  • Читательский дневник «Гуттаперчевый мальчик»
  • Читательский дневник «Как я ловил человечков»
  • Читательский дневник «Маленький Мук»
  • Читательский дневник «Робинзон Крузо»
  • Читательский дневник «Приемыш»
  • Читательский дневник «Сказка о потерянном времени»
  • Читательский дневник «Сын полка»
  • Читательский дневник «Садко»
  • Читательский дневник «Конек-Горбунок»
  • Читательский дневник «Три толстяка»
  • Читательский дневник «Вересковый мед»
  • Читательский дневник «Русалочка»
  • Читательский дневник «Путешествие Нильса»
  • Читательский дневник «Детство Темы»
  • Читательский дневник «Дудочка и кувшинчик»
  • Читательский дневник «Городок в табакерке»
  • Читательский дневник «Ашик-Кериб»
  • Читательский дневник «Алиса в Стране чудес»
  • Читательский дневник «Аленький цветочек»
  • 5 класс

  • Читательский дневник «Приключения Гекльберри Финна»
  • Читательский дневник «Илиада»
  • Читательский дневник «Алиса в Зазеркалье»
  • Читательский дневник «Ночь перед Рождеством»
  • Читательский дневник «Кубок»
  • Читательский дневник «Лошадиная фамилия»
  • Читательский дневник «Галоша»
  • Читательский дневник «Храбрый Персей»
  • Читательский дневник «Помощь идет»
  • Читательский дневник «Хирургия»
  • Читательский дневник «Муму»
  • Читательский дневник «Дети подземелья»
  • Читательский дневник «Жалобная книга»
  • Читательский дневник «Теплый хлеб»
  • Читательский дневник «Петька на даче»
  • Читательский дневник «Руслан и Людмила»
  • Читательский дневник «Ветер»
  • Читательский дневник «Снежная Королева»
  • Читательский дневник «Бородино»
  • 6 класс

  • Читательский дневник «Маттео Фальконе»
  • Читательский дневник «Три мушкетера»
  • Читательский дневник «Лапти»
  • Читательский дневник «Ленька Пантелеев»
  • Читательский дневник «Бронзовая птица»
  • Читательский дневник «Неизвестный цветок»
  • Читательский дневник «Метель»
  • Читательский дневник «Антоновские яблоки»
  • Читательский дневник «Гробовщик»
  • Читательский дневник «Юность»
  • Читательский дневник «Человек на часах»
  • Читательский дневник «Чудесный доктор»
  • Читательский дневник «Повести Белкина»
  • Читательский дневник «Светлана»
  • Читательский дневник «Принц и нищий»
  • Читательский дневник «Толстый и тонкий»
  • Читательский дневник «Дон Кихот»
  • Читательский дневник «Любовь к жизни»
  • Читательский дневник «Изумруд»
  • Читательский дневник «Чучело»
  • Читательский дневник «Бежин луг»
  • Читательский дневник «Маленький принц»
  • Читательский дневник «Железная дорога»
  • Читательский дневник «Выстрел»
  • Читательский дневник «Дубровский»
  • Читательский дневник «В дурном обществе»
  • Читательский дневник «Конь с розовой гривой»
  • Читательский дневник «Алые паруса»
  • Читательский дневник «Уроки французского»
  • Читательский дневник «Хамелеон»
  • Читательский дневник «Барышня-крестьянка»
  • Читательский дневник «Левша»
  • Читательский дневник «Налим»
  • 7 класс

  • Читательский дневник «Отец и сын»
  • Читательский дневник «Пятнадцатилетний капитан»
  • Читательский дневник «Судьба барабанщика»
  • Читательский дневник «Таинственный остров»
  • Читательский дневник «Тихое утро»
  • Читательский дневник «Князь Серебряный»
  • Читательский дневник «Лесной царь»
  • Читательский дневник «Белый Бим Черное Ухо»
  • Читательский дневник «Борис Годунов»
  • Читательский дневник «Размазня»
  • Читательский дневник «Слепой музыкант»
  • Читательский дневник «Ариэль»
  • Читательский дневник «Белый клык»
  • Читательский дневник «Два капитана»
  • Читательский дневник «Юшка»
  • Читательский дневник «Полтава»
  • Читательский дневник «Вольга и Микула Селянинович»
  • Читательский дневник «Цыганы»
  • Читательский дневник «Остров сокровищ»
  • Читательский дневник «Вождь краснокожих»
  • Читательский дневник «Дары волхвов»
  • Читательский дневник «Дикий помещик»
  • Читательский дневник «Детство»
  • Читательский дневник «Песня про купца Калашникова»
  • Читательский дневник «Станционный смотритель»
  • Читательский дневник «Бирюк»
  • Читательский дневник «Тарас Бульба»
  • Читательский дневник «Детство»
  • Читательский дневник «Злоумышленник»
  • Читательский дневник «Каникулы»
  • Читательский дневник «Цифры»
  • 8 класс

  • Читательский дневник «Шемякин суд»
  • Читательский дневник «Смерть Ермака»
  • Читательский дневник «Беда»
  • Читательский дневник «Старый гений»
  • Читательский дневник «Отрочество»
  • Читательский дневник «Портрет»
  • Читательский дневник «Челкаш»
  • Читательский дневник «Человек-амфибия»
  • Читательский дневник «Жизнь и воротник»
  • Читательский дневник «Певцы»
  • Читательский дневник «Пиковая дама»
  • Читательский дневник «История одного города»
  • Читательский дневник «Кавказ»
  • Читательский дневник «Маскарад»
  • Читательский дневник «Макар Чудра»
  • Читательский дневник «Фотография, на которой меня нет»
  • Читательский дневник «Василий Теркин»
  • Читательский дневник «Ревизор»
  • Читательский дневник «Мцыри»
  • Читательский дневник «Недоросль»
  • Читательский дневник «Бедная Лиза»
  • Читательский дневник «Айвенго»
  • Читательский дневник «Поп и Балда»
  • Читательский дневник «После бала»
  • Читательский дневник «Ромео и Джульетта»
  • Читательский дневник «Ася»
  • Читательский дневник «Куст сирени»
  • Читательский дневник «О любви»
  • Читательский дневник «Капитанская дочка»
  • 9 класс

  • Читательский дневник «Фауст»
  • Читательский дневник «Первая любовь»
  • Читательский дневник «Смерть чиновника»
  • Читательский дневник «Темные аллеи»
  • Читательский дневник «Слово о полку Игореве»
  • Читательский дневник «Судьба человека»
  • Читательский дневник «Гамлет»
  • Читательский дневник «Крыжовник»
  • Читательский дневник «Матренин двор»
  • Читательский дневник «Белые ночи»
  • Читательский дневник «Герой нашего времени»
  • Читательский дневник «Звезда»
  • Читательский дневник «Тоска»
  • Читательский дневник «Шинель»
  • Читательский дневник «Мертвые души»
  • Читательский дневник «Собачье сердце»
  • Читательский дневник «Евгений Онегин»
  • 10 класс

  • Читательский дневник «Севастопольские рассказы»
  • Читательский дневник «Записки охотника»
  • Читательский дневник «Ионыч»
  • Читательский дневник «Демон»
  • Читательский дневник «Дом с мезонином»
  • Читательский дневник «Очарованный странник»
  • Читательский дневник «Война и мир»
  • Читательский дневник «Душечка»
  • Читательский дневник «Вишневый сад»
  • Читательский дневник «Горе от ума»
  • Читательский дневник «Отцы и дети»
  • Читательский дневник «Обломов»
  • Читательский дневник «Медный всадник»
  • 11 класс

  • Читательский дневник «Господин из Сан-Франциско»
  • Читательский дневник «Олеся»
  • Читательский дневник «Гранатовый браслет»
  • Читательский дневник «Старуха Изергиль»
  • Читательский дневник «Мастер и Маргарита»

Читательский дневник – это задание по литературе, которое придется выполнять летом. Для любителей чтения – это еще и возможность сохранения своих мыслей. Дневник учит писать сочинения, помогает развитию мыслительных навыков. Краткое содержание для читательского дневника формирует умение конкретизировать, делать выводы, выделять главное. Истории для читательского дневника сохраняют свои мысли, пережитые эмоции. Память после оформления записей надолго удержит то, чем понравилось произведение. Количество рекомендованной литературы достаточно велико для летнего периода. Часть времени ребенок должен посвятить отдыху, поэтому готовый читательский дневник станет незаменимым помощником. Четко выделенная основная мысль, тема, проблематика значительно облегчат самостоятельную работу. Главные герои, их взаимосвязи внутри сюжета, особенности композиции – все это грамотно оформлено в определенном порядке и логической последовательности. Материал лучше запомнится, научит ребенка излагать собственные суждения, задействует все виды памяти. Главная задача читательского дневника – помочь сдать сложные экзамены, итоговые проверочные работы.

Читательский дневник 1 класс

Читательский дневник – это тетрадь, в которую записывается информация по прочитанному произведению.

Ведение читательского дневника в 1 классе – одно из требований школьной программы России.

Суть состоит в том, что детям выдается список литературы для читательского дневника, который нужно прочитать за период летних каникул.

Дети читают и записывают в читательский дневник 1 класс краткое содержание произведений, главную мысль, свои впечатления и т.д.

В зависимости от школы и стратегии преподавателя требования к заполнению читательского дневника 1 класс бывают разными (то есть оформление дневника читателя в разных школах России может различаться).

На нашем сайте вы найдете расширенный пример читательского дневника 1 класс.

В нем мы охватили максимальное количество возможных вопросов: главные герои произведения, краткое содержание для читательского дневника, главная мысль, чему учит произведение, отзыв для дневника чтения, пословицы к произведению, синквейн, план для дневника чтения.

Каждое произведение мы иллюстрируем детскими рисунками.

Такие визуальные образы хорошо влияют на восприятие информации ребенком.

Кроме стандартного ГДЗ по читательскому дневнику 1 класс, у нас на сайте размещены ответы к печатному изданию дневника читателя: ГДЗ читательский дневник школа России ФГОС 1 класс (Дневник Читателя Клюхина ответы 1 класс).

Помимо общепринятых вопросов, в данном дневнике освещаются вопросы по орфографии и лексике.

Таким образом вы получаете готовый читательский дневник для первого класса, который соответствует всем требованиям школы России.

Он не содержит лексических, пунктуационных либо орфографических ошибок.

Все ГДЗ читательский дневник 1 класс (ответы – готовый читательский дневник 1 класс) написаны простым, доступным языком, что соответствует речи первоклассников.

Информация подается в необходимом для первого класса объеме.

К тому же, содержание дневника чтения от «ГДЗ Грамота» является уникальным – ответы разработаны индивидуально для нашего сайта.

ГДЗ Читательский дневник 1 класс (ответы) – находка не только для детей, но и для их родителей.

В таком возрасте дети еще не совсем самостоятельные и родителям необходимо контролировать, как ведется читательский дневник 1 класс.

Но современный ритм жизни не всегда предоставляет время для этого.

Ведь кроме проверки оформления читательского дневника, нужно перечитывать произведения для проверки содержания дневника читателя.

В таком случае ГДЗ Читательский дневник 1 класс (правильные ответы – готовый читательский дневник) придутся как нельзя кстати.

Здесь можно посмотреть образец оформления читательского дневника 1 класс и сравнить сами ответы.

А это огромная экономия вашего личного времени.

Также можно весь читательский дневник 1 класс списать.

Ведь бывают ситуации, когда книги для читательского дневника 1 класс (сказки для читательского дневника, рассказы для дневника чтения и другие произведения) не были прочитаны.

А информация нашего сайта дает достаточное понимание сюжета и смысла того или иного произведения.

Теперь можно не ломать голову вопросом, как правильно заполнить читательский дневник.

«ГДЗ Грамота» все делает за вас!

Подробнее

Что собой представляет читательский дневник? Это тетрадь, где ученик может сделать запись о прочитанных книгах.  Школьникам перед каникулами выдается список книг, которые нужно прочесть. А преподаватели потом просматривают прочитанные и понравившиеся книги.

Собственно говоря, читательский дневник — отличная задумка. Чтобы привлечь ребенка читать, стоит завести его и делать записи.

Желательно начинать вести дневник с тех пор, как малыш только начинает читать. Он будет с восторгом и трепетом относиться к этой тетрадочке, особенно если увидит первые записи. И в скором времени сам будет делиться своими соображениями о прочитанном.

Для дневника подойдет толстая тетрадь. Еще удобный вариант, воспользоваться компьютером, создать специальную папку. Ну а если это будет все-таки бумажный вариант, тогда нужно будет в тетради начертить табличку, где у каждого столбца будет свое наименование.

В первом столбце будет наименование книги и автора.

Во втором дата, когда начал ребенок читать. Ведь у каждого своя скорость чтения. По дате можно определить за какой промежуток времени была прочитана книга.

И в последнем столбце ребенок может описать сюжет и эмоции от прочитанного, одним словом творческий посыл ребенка.

chitat-dnevnik.png

Что такое читательский дневник? Это тетрадочка, в которую учащиеся записывают свои отзывы о прочитанных летом книгах. В каждом классе детям выдают список книг, которые нужно прочитать во время каникул. А в читательском дневнике учителя проверяют какие книги ребенок прочитал и понравились ли они ему.

Как мама и педагог, я думаю, что ведение читательского дневника — это неплохая идея, вот только реализация этой задумки в наших школах очень слабая. Дети ведут читательские дневники как повинность и делают это только для учителя.

Я расскажу вам как заинтересовать ребенка чтением, как научить его вести читательский дневник и что в него писать.

Зачем вести читательский дневник

Поверьте, читательский дневник ребенку нужно вести не во время летних каникул, и не со «школьной скамьи». Его нужно заполнять с той поры, как маленький человек научится сам читать. С каким воодушевлением будет смотреть на эту тетрадочку ваш ребенок, когда там появится первая запись. Это не просто дневник, это память и гордость. Ваш малыш будет дорожить своим читательским дневником, будет сам заносить туда записи о прочитанных книгах и писать свое мнение о прочитанном.

Через несколько лет ученик, листая этот дневник, вспомнит о своей первой книжке, увидит сколько раз он перечитал любимую сказку, а позже интересные рассказы и романы. Возможно кто-то из школьников продолжит вести такой дневник и после школы, а потом покажет этот дневник своим детям.

Сейчас я уже и не вспомню сколько раз я сама перечитала «Мастера и Маргариту» Булгакова и когда последний раз читала сказы Бажова, а читательский дневник бережно сохранит все эти записи.

Как вести читательский дневник

Лучше всего для читательского дневника взять толстую тетрадку. Тоненькой (18 листов) тетрадочки будет мало, да и потеряться такому тонкому дневнику несложно. Можно взять тетрадочку с плотной обложкой в 48 листов или больше. Некоторые дети предпочитают вести свой читательский дневник на компьютере. Это тоже удобно, легко найти нужную книгу и дату чтения.

Если вы будете вести читательский дневник в тетрадке, то ее придется расчертить. Каждый листок нужно разделить на 3 столбца:

  • название произведения и автор,
  • дата прочтения,
  • отзыв или заметка о прочитанном.

Нет никакого смысла писать сколько листов в прочитанной книжке. Сейчас много детей читают книги в электронном виде, да и количество страниц зависит от формата, поэтому такой колонки в нашем дневнике не будет.

Иногда учитель сам дает детям шаблон заполнения дневника, а есть уже готовые бланки и шаблоны.

Первый столбец

Заполняем первый столбец. Я думаю, лучше писать сначала название книги, а потом автора, т.к. дети быстро могут вспомнить название литературного произведения, а имя автора часто забывают.

Второй столбец

Второй столбец в читательском дневнике — это дата, когда вы читали книгу. Здесь также все очень индивидуально. Кто-то читает книгу быстро (в один день), а другому нужно несколько дней или даже недель. Поэтому во втором столбце можно писать дату через черточку (например, 11-21.07.2014 или 1.07.2014- 31.08.2014).

Дата — интересный показатель в вашем читательском дневнике. Она поможет вспомнить как долго вы читали «Войну и мир» или как быстро прочитали рассказы О. Генри. В моем дневнике рядом с одной книгой может стоять несколько дат. Это значит, что я перечитывала эту книжку не один раз.

Последняя колонка в читательском дневнике — это отзыв читателя о книге. В этой колонке ребенок может писать свое впечатление от произведения. Что ему понравилось в книге, а что показалось неинтересным. Согласен ли он с автором или как бы он сам закончил это произведение. Можно писать в этой колонке интересные мысли или утверждения. В общем, последняя колонка — это творчество и видение книги читателем.

Пусть ребенок сам решит, что ему писать в эту колонку. В моем дневнике рядом с некоторыми книгами просто стоит запись «прошла мимо меня». Самое же интересное, что некоторые книги, которые не затронули меня при первом прочтении, очень сильно повлияли на меня при повторном прочтении в более старшем возрасте. Поэтому пусть эта колонка будет большой, возможно вы дополните ее позже.

Пример читательского дневника

Название книги. Автор Дата прочтения Отзыв
«Про мальчика Яшу» Э. Успенский 23.07.14 Замечательная книжка! Автор смешно и правдиво рассказал о воспитании мальчика Яши, о его проказах. Мне понравилось, что и с моей сестрой случались похожие штуки.

 Надеюсь, вам понравится идея вести свой читательский дневник.

Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!

‘,a=»;return t.replace(«ID»,e)+a}function lazyLoadYoutubeIframe(){var e=document.createElement(«iframe»),t=»ID?autoplay=1″;t+=0===this.dataset.query.length?»:’&’+this.dataset.query;e.setAttribute(«src»,t.replace(«ID»,this.dataset.src)),e.setAttribute(«frameborder»,»0″),e.setAttribute(«allowfullscreen»,»1″),e.setAttribute(«allow», «accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture»),this.parentNode.replaceChild(e,this)}document.addEventListener(«DOMContentLoaded»,function(){var e,t,a=document.getElementsByClassName(«rll-youtube-player»);for(t=0;tИспользуемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik
  • https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/klass
  • https://gamejulia.ru/chitatelskiy-dnevnik.html
  • https://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/chitatelskij-dnevnik-1-klass-obrazecz-oformleniya.html

  • Читанный рассказ как пишется
  • Читательский дневник 2 класс ответы сказка о рыбаке и рыбке
  • Читательский дневник 4 класс история россии в рассказах для детей
  • Читательский дневник 2 класс зимовье зверей русская народная сказка
  • Читательский дневник 3 класс по литературе сказки пушкина