Приёмы
формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и
литературы
Штрейденберг О.И, учитель
русского языка и литературы
МОУ «Центр образования»
Цель:
представить систему работы по формированию читательской грамотности на уроках
русского языка и литературы посредством определенных методических приёмов;
Задачи: развитие
умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать,
передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями
при её переработке, отвергая ненужную и неверную.
«Функционально
грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
(Образовательная система «Школа 2100»
Педагогика здравого мысла / под ред.
А.А.Леонтьева. М.:Баалас, 2100)
Функциональная
грамотность включает в себя читательскую грамотность, математическую,
естественно-научную, компьютерную, юридическую, экономическую, экологическую
грамотность и т.д.
Читательская
грамотность
– это первая ступень в функциональной грамотности.
Словосочетание «читательская
грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991
г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность
человека понимать и использовать письменные тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Уметь
читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой
смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не
значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
Чтение
– это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной
речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя –
преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.
Работа
с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:
·
выделять
главную мысль всего текста или его частей;
·
понимать
информацию, содержащуюся в тексте;
·
преобразовывать
текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
·
применять
информацию из текста в изменённой ситуации;
·
критически
оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации
Выделяют
четыре основных способа осмысления текста:
·
постановка
вопросов (о незнаемом) к тексту;
·
построение
смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д);
·
создание
вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других
видов сжатия);
·
конструирование
собственных высказываний о прочитанном
Я
покажу несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом,
способствующих формированию читательской грамотности. Конечно же, приёмы должны
соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Работать
будем с текстом Вальтрауп Шелике «По дорогам войны и мира», который я взяла из
своей практики по подготовке к ОГЭ с обучающимися 9в класса.
Чтобы
вызвать интерес у ребят к чтению текста и работе с ним, часто использую различные
приемы, которые помогают вызвать интерес к чтению и «пропустить» его через
себя.
Прием
«Верите ли вы, что…?
Этот
прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать
вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о
точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с
которыми они работают дважды: до чтения текста или параграфа учебника и после
знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Итак, верите ли
вы, что повзрослеть можно за несколько минут? Ответ на этот вопрос мы найдем
после работы с текстом Вальтрауп Шелике «По дорогам войны и мира»
При
дальнейшей работе с текстом наиболее часто я использую следующие приёмы:
Прием
– «Словарики»
При
первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая
те слова, значение которых им непонятны. Затем необходимо попросить встать тех «ребят-словариков»,
кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать
разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает, ребята
используют различные словари.
Приём
«Чтение в кружок»
Данный
приём помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель
озвучивает задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша
задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы
проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста,
которую мы передаем следующему чтецу».
Слушающие
задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен
или не точен, слушающие его поправляют.
Приём
«Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок».
Уже
само название вызывает у ребят интерес и используется для формирования
читательского умения находить и извлекать информацию из текста. Конкурс
шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются
умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных
условиях. Это задания, в которых требуется работать с графической информацией:
извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия
столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы,
диаграммы.
Подобное
задание может быть дано в качестве домашней работы, как правило, по группам
Для
примера возьмем текст Вальтраут Шелике «По дорогам войны и мира» из сборника по
подготовке к ОГЭ
Дороги войны
(назови участников)
Как отразилось это на их судьбах?
Что
такое взросление? Это (способность, умение)….
Приведи
примеры предложений, подтверждающие твою мысль
1. ______________________________________________________
2. ______________________________________________________
3. _______________________________________________________
Сделай
вывод: дети войны……
Приём «Письмо
с дырками (пробелами)».
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать
сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки
усвоенных ранее знаний, а также для «работы над ошибками», если текст не был
понят правильно ранее. В выпускных классах я использую этот прием для анализа
написанного сочинения и создания своего текста, помогающего испытать успех даже
слабому ребенку.
9.3. Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на
данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте
свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:
один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего
жизненного опыта.
На мой взгляд, взросление — это (способность, умение
человека)…. ……..Только ……………..люди смогут…………………………….. Докажу
своё суждение примерами.
Обратимся к тексту В.Шелике, в котором говорится
(рассказывается) о….. ……, которые………… Доказательством этому служат предложения
…………………………. Ребята (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть ……………………………….
(Продемонстрировать
свое осмысление текста и сопоставить с собственным жизненным опытом требует
вторая часть сочинения. И здесь можно использовать данный приём)
Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного
опыта. ………….………….. Такой поступок свидетельствует о…………………………………
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что…….
Приём «Лови ошибку»
Универсальный приём, активизирующий
внимание учащихся.
Формирует умение анализировать информацию; умение применять знания
в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное
количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят,
совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер
передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед
всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Уметь
читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой
смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не
значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
Loading…
«Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования»
Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни?
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
О востребованности функциональной грамотности
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.
Формирование функциональной грамотности школьника – это задача, которую не может решить отдельно взятый учитель, и высокие результаты московских школьников – это показатель того, что школьные команды учителей успешно работают в данном направлении.
Примеры формирования функциональной грамотности
В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить, по крайней мере, два направления.
Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.
Рассмотрим пример по формированию читательской грамотности – основного направления в исследовании PISA.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения (метапредметный – так как формируется при изучении различных предметных областей).
Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.
Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.
Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.
Возьмем предметы естественнонаучного цикла. По школьным учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в модельных (учебных) ситуациях. Но параллельно идут процессы развития технологий, конвергенции наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты. И это все сферы для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях. Здесь московским школам помогают ресурсы большого города, доступность дополнительного образования.
Примеры заданий
Возьмем пример задания по математике. Есть предметный элемент содержания: вычисление диагонали квадрата или пространственной диагонали куба. Можно сформулировать учебную задачу по вычислению диагонали при заданной длине стороны. Но можно взять вполне практическую жизненную ситуацию: есть багажник конкретного автомобиля и есть, например, упаковка досок заданной длины. Требуется оценить возможность размещения досок в багажнике автомобиля. Доски достаточно длинные, так что по длине или ширине багажника не влезут. С одной стороны, задача в первом приближении сводится к вычислению диагоналей. Однако просто вычислить диагонали багажника недостаточно, ведь реальные доски имеют ширину и толщину. И в реальной жизни это необходимо учесть.
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
«Функционально грамотный человек — это человек, который
способен использовать все постоянно приобретаемые в течение
жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений».
Функциональная грамотность — есть уровень знаний, умений и
навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в
системе социальных отношений, который считается минимально
необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в
конкретной культурной среде.
Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны
быть включены задания, выполнение которых способствует развитию
функциональной грамотности, а это позволит применять работы с
текстами в различных ситуациях, которые связаны с личной и
школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью,
работой и отдыхом.
Основные составляющие функциональной грамотности:
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Читательская грамотность
- Финансовая грамотность
- Функциональная грамотность.
Именно здесь пока наблюдается больше всего проблем. Об этом
можно судить, проанализировав результаты выполнения
определенных заданий, нацеленных на оценку функциональной
грамотности, в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.
Работа с текстом. Одна из проблем,
существующих сегодня на уроке географии, — среднестатистический
ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное.
При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания
и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют
задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом
тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить.
Их только надо уметь найти.
Работа с географической картой. В
образовательном стандарте сказано, что формирование
картографической грамотности — цель географического
образования. В географии главный метод исследования —
картографический. Задания ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии требуют
от школьника:
- умения читать карту
- владеть приемом наложения карт
- развитого пространственного представления картографической
информации.
К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти
задания:
- задания на определение географического объекта по его
координатам и обратная — нахождение географических координат
объекта - задание, требующее владения приемом наложения карт
- задания, требующие развитого пространственного воображения
и знания карты.
Работа со статистическим материалом. К
статистическим материалам мы, как правило, относим графики,
схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное
выполнение именно этих заданий формирует не только
естественнонаучную, но и математическую область функциональной
грамотности.
К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести
следующие:
- определение заданного показателя по формуле, выбирая
необходимые данные из таблицы - работа с климатограммами
- выявление эмпирических зависимостей на основе данных
таблицы.
Что уже делается учителями географии и что еще можно сделать
для повышения функциональной грамотности на этих уроках?
При работе с текстом на уроках географии используется
множество различных приемов. Наиболее часто
используемые:
- комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и
усвоить материал, выделить главное - составление простой таблицы на основе параграфа учебника
- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного
текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и
различия географических объектов или явлений - высказывание своего мнения по тексту, обозначающему
какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением
решения обозначенной в тексте проблемы - составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание
— написание текста по указанной схеме - составление развернутых планов и конспектов параграфов
- создание схематичного рисунка по тексту
- нахождение географических ошибок в предложенном тексте
- заполнение текста пропущенными словами; при этом слова
можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу - составление кроссвордов
- чтение и анализ художественного текста из произведений. В
результате учащиеся должны определить природную зону,
географический объект, описать погоду, объяснить суть или
причину того или иного географического явления или процесса.
Внимание работе с картой следует уделять на каждом
уроке. Наиболее результативными можно считать следующие
приемы работы:
1) «Стороны горизонта» — помогает формировать пространственное
представления и лучше запомнить карту. Например:
- укажите материки западного и восточного полушарий;
- расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды,
Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.
2) «Найди лишнее» — найти лишний географический объект и дать
объяснение выбору. Например:
- Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай — Парагвай не
имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты - Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция — Албания находится
в Европе, остальные — в Азии..
3) Ассоциативные задания — объединить географические объекты и
объяснить причину объединения. Например:
- Буэнос-Айрес — Бухара — оба начинаются на букву «Б»
- Буэнос-Айрес — Будапешт — являются столицами государств
- Буэнос-Айрес — Копенгаген — оба лежат на берегу моря.
4) Логические задания — задание дается в виде списка,
необходимо разделить его на группы, причем количество групп не
указывается. Чем больше ученик выделяет групп, тем ценнее
ответ. Например, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка,
Сенегал, Нигер, Игуасу, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная,
Монблан, Обь, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор,
Финляндия, Атакама, и т.д.
5) Ассоциативные загадки — дается ассоциативное описание
географического объекта (на что или кого похожи очертания этого
объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:
- акула — Сахалин
- нос носорога — полуостров Сомали (Африка)
- сапожок — Апеннинский полуостров и т.п.
6) Немая карта — учащимся раздаются пустые контурные карты, на
которых они должны:
- отметить на карте цифрами соответствующие географические
объекты - написать на листочках названия географических объектов,
которые указаны цифрами на выданной контурной карте.
Данные задания выполняются без использования атласов.
Для повышения навыков работы со статистическими
данными лучше всего подходят следующие приемы:
- преобразование содержания текста в график, диаграмму,
таблицу, схему - преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача
— преобразование таблицы в набор диаграмм - решение различных географических задач
- работа со статистической матрицей данных — распределить
страны из данного списка в соответствии с основными
экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать
определенные статистические показатели.
Кроме этого, рекомендуется использовать общие приемы
формирования функциональной грамотности:
1) географический диктант по терминам (5-11 классы). В младших
классах учитель называет суть географического термина, а ученик
должен записать название этого термина. В 10-11 классах
наоборот — учитель называет термин, а учащиеся пишут его
расшифровку. Это значительно усложняет задачу.
2) в 10-11 классах можно ввести зачетную систему оценки знаний.
После пройденной темы рекомендуется провести зачет, который
состоит из двух частей:
- теоретической — письменные ответы на теоретические вопросы
изученной темы на основании вытянутого билета - тестовой части.
В результате формирования функциональной грамотности у
обучающихся, они получают возможность самостоятельно успешно
подготовится к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Краевая диагностическая работа КДР 2021 по читательской грамотности 4 класс демонстрационный вариант задания с ответами для подготовки.
Ссылка для скачивания варианта (заданий): скачать в PDF
Ссылка для скачивания текстов к вариантам: скачать
Ссылка для скачивания ответов (критериев): скачать в PDF
Читательская грамотность 4 класс КДР 2021 демонстрационный вариант онлайн:
1)Почему облака непрозрачные? Обведи номер верного ответа. 1) потому что облако – это одна-единственная капля 2) потому что облако состоит из множества капель 3) потому что выхлопы заводов и машин загрязняют облака 4) потому что самолёты распыляют в небе различные вещества
2)Саша вскипятил воду и налил её в большую стеклянную банку. Из банки стал подниматься пар. Саша достал из морозильной камеры контейнер с кубиками льда и стал держать его на небольшом расстоянии над горлышком банки. Как ты думаешь, получится ли у Саши облачко? Отметь ответ «Да» или «Нет» и объясни, почему ты так считаешь.
3)Напиши, чем похожи слоистые и кучевые облака и в чём их отличие?
4)Какое облако называют «царь облаков»?
5)Как по-другому называется гора Эверест?
6)Какие облака обычно приносят град? Выпиши их названия.
7)Почему облака необходимы планете? Приведите два примера
8)Как работают вещества, которые распыляют над облаками? Обведи номер верного ответа. 1) они превращают водяные капли в пар 2) они превращают капли в лёд 3) они делают капли тяжёлыми 4) они усиливают ветер
9)Почему диспетчер решил, что скоро будет гроза?
10)Почему над большими городами чаще бывают осадки, чем вдали от них?
Текст рождения облака:
Висит ли над вами сердитая дождевая туча или пушистое белоснежное облачко, любое из них – просто вода. Вы, конечно же, знаете, что вода из рек, морей, океанов и даже с поверхности земли постоянно испаряется. Пар устремляется вверх, потому что он легче воздуха. Всё выше и выше, пока не остынет. Тогда он снова превращается в капельки воды. Они образуются вокруг твёрдых частичек, которые всегда есть в воздухе: пылинок, снежинок, кристалликов соли над морем и т.д. Мельчайшие водяные капли собираются вместе, так и получается облако.
Капли в нём сначала совсем крохотные и лёгкие, и потому они не падают вниз. Но они могут подрасти и стать тяжёлыми. Тогда вода из облака возвращается на землю дождём и снежинками. Вода – бесцветная, и сквозь бутылку с водой прекрасно видно всё вокруг. Почему же облака кажутся нам белыми, серыми, фиолетовыми, но совсем не прозрачными?
Дело в том, что вода в бутылке по своей сути – одна-единственная большая капля. В облаке же висит бесчисленное количество капель, а иногда и кристаллики льда. Они отражают солнечные лучи или изменяют их направление. Если капельки крошечные (намного меньше миллиметра), то облако выглядит белоснежным. А дождевые тучи кажутся нам тёмными, потому что состоят из капель побольше – от полумиллиметра до семи миллиметров – величиной с горошину. Такие капли хуже пропускают солнечный свет.
Текст облака и их прически:
Видов облаков очень много. И они, подобно жителям многоквартирного дома, обитают на разных этажах земной атмосферы. Например, на первом этаже, ближе всего к земле, обитают слоистые облака, похожие на серые одеяла, и кучевые, похожие на белых барашков (между прочим, средний такой «барашек» весит 200 тысяч килограмм – как 80 индийских слонов). И только кучево-дождевые облака не соблюдают небесный порядок. Они могут вырасти из кучевого облака на верхние этажи. Внешне все кучево-дождевые облака – пухлые, огромные и очень высокие. А различаются в основном… причёской! Если верхняя часть облака похожа на белые купола, перед вами – лысое облако. Да-да, именно так и называют эти облака учёные. Макушка, похожая на растрёпанные волосы, принадлежит волосатому облаку.
Причём лысые обладают не таким уж скверным характером и не всегда приводят к грозе. А вот волосатые облака несут град, молнии и другие неприятности. Есть облака с плоской макушкой, потому что верхнюю их часть ветер растянул на сотни километров. По форме они напоминают наковальню кузнеца. Если вы увидели «наковальню», ждите сильной грозы и лучше сидите дома. Если кучево-дождевое облако разрастается на все три небесных этажа, его называют «царь облаков». По размеру оно может быть намного выше Эвереста. 1 Нижняя часть таких облаков состоит в основном из капелек воды, а выше, где температура ниже нуля градусов, вода превращается в ледяные кристаллы.
Везде, где случаются крупные неприятности: ливни, сильный град, снежные бури, ураганы – не обходится без этих гигантов. Если прогноз погоды обещает серьезные неприятности, то ученые, изучающие погоду – метеорологи – стараются как можно раньше об этом предупредить. На некоторые облака люди уже научились воздействовать. Если над облаком с самолёта распылить некоторые вещества, вода в облаках превратится в тяжёлые кристаллы, которые выпадут там, где они не причинят вреда. Но, несмотря на непостоянство и коварство облаков, они необходимы планете и нам с вами. Облака укрывают Землю от вредного излучения, не позволяют ей слишком охлаждаться или перегреваться. А главное – без них невозможен круговорот воды в природе. Хорошо, что над нами есть эти удивительные небесные странники!
Текст из дневника пилота:
Ясное июльское утро. Вылет нашего самолёта назначен на 8 утра. В 5 утра из-за горы показывается белое облако в форме гриба, пухнет себе в ясном синем небе, а часа через два верхушка его становится прямой, слово ее срезали ножом. Глядя на эти превращения, диспетчер отменяет вылет. «Сидите на земле». Сижу. Через два часа начинается страшная гроза.
Смотрите также на нашем сайте:
Род и число прилагательных УМК Школа России готовый урок по русскому языку 4 класс
Рассуждения по репродукции картины В.А. Серова «Мика Морозов» 4 класс
«Êàæäûé ÷åëîâåê îáÿçàí çàáîòèòüñÿ î ñâî¸ì èíòåëëåêòóàëüíîì ðàçâèòèè. Ýòî åãî îáÿçàííîñòü ïåðåä îáùåñòâîì, â êîòîðîì îí æèâ¸ò, è ïåðåä ñàìèì ñîáîé. Îñíîâíîé (íî, ðàçóìååòñÿ, íå åäèíñòâåííûé) ñïîñîá èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ÷òåíèå»
Ä. Ñ. Ëèõà÷åâ.
Íåîáõîäèìîñòü ðàçâèòèÿ ÷èòàòåëüñêîé ãðàìîòíîñòè â íà÷àëüíîé øêîëå
Çàêîí îá Îáðàçîâàíèè, ÔÃÎÑ ÍÎÎ è ÔÃÎÑ ÎÎÎ, îáðàçîâàòåëüíûå ïðîãðàììû íà÷àëüíîãî îáùåãî îáó÷åíèÿ ïðåäïèñûâàþò ôîðìèðîâàíèå âñåñòîðîííå ðàçâèòîé ëè÷íîñòè ó÷àùåãîñÿ, ãîòîâîé ê ñàìîñòîÿòåëüíîìó ïîëó÷åíèþ çíàíèé è ñàìîðàçâèòèþ. Îñîáåííî ñïîñîáñòâóåò ôîðìèðîâàíèþ òàêîé ëè÷íîñòè ÷òåíèå êíèã è èõ àíàëèç äëÿ ïîëíîöåííîãî îñâîåíèÿ èíôîðìàöèè, òî åñòü ÷èòàòåëüñêàÿ ãðàìîòíîñòü.
Íåëüçÿ ïðåäñòàâèòü ñåáå îáó÷åíèå â íà÷àëüíûõ êëàññàõ áåç ðàçâèòèÿ ÷èòàòåëüñêîé ãðàìîòíîñòè. Ìëàäøèå øêîëüíèêè äîëæíû íàó÷èòüñÿ ïðàâèëüíî ïîíèìàòü ïðî÷èòàííûå òåêñòû, îïðåäåëÿòü èõ ñìûñë, èñïîëüçîâàòü ïîëó÷åííóþ ÷åðåç ÷òåíèå èíôîðìàöèþ â ñâîåé ñîáñòâåííîé æèçíè, â òîì ÷èñëå è äëÿ äàëüíåéøåãî ïîëó÷åíèÿ çíàíèé.
 ïîñëåäíèå ãîäû íàøà æèçíü ìåíÿåòñÿ î÷åíü áûñòðî, ïîñòîÿííî äîáàâëÿþòñÿ íîâûå òåõíîëîãèè, âîçíèêàþò íîâûå èäåè. Ýòî îáóñëàâëèâàåò íåîáõîäèìîñòü íåïðåðûâíîãî ïðîöåññà ñàìîîáðàçîâàíèÿ è ñàìîðàçâèòèÿ. Îñíîâàíèå ýòîãî ïðîöåññà çàêëàäûâàåòñÿ â íà÷àëüíîé øêîëå.
Êàæäûé ó÷åíèê äîëæåí ïîíèìàòü, ÷òî óìåíèå ïðîñòî ÷èòàòü, òî åñòü ñêëàäûâàòü áóêâû â ñëîãè, à ñëîãè â ñëîâà, ÿâëÿåòñÿ íåäîñòàòî÷íûì. ×èòàòåëüñêàÿ ãðàìîòíîñòü ýòî îñíîâà äëÿ äâèæåíèÿ ïî æèçíåííîé ëåñòíèöå çíàíèé, äîñòóï ê ìèðîâîé ñèñòåìå çíàíèé ÷åëîâå÷åñòâà.
×èòàòåëüñêàÿ ãðàìîòíîñòü îäèí èç ìàðêåðîâ, êîòîðûé ïîêàçûâàåò ðàçâèòèå êóëüòóðû â ãîñóäàðñòâå.
Åæåãîäíî â íàøåé ñòðàíå ïðîâîäèòñÿ ìîíèòîðèíã ïî îïðåäåëåíèþ ÷èòàòåëüñêîé ãðàìîòíîñòè øêîëüíèêîâ. Ïðîâåðêà ïðîâîäèòñÿ ñðåäè ó÷àùèõñÿ ñðåäíåé è ñòàðøåé øêîëû, õîòÿ å¸ ðåçóëüòàòû ìîãóò áûòü èíòåðåñíû è ó÷èòåëþ íà÷àëüíûõ êëàññîâ.
Èòàê: ñ çàäàíèÿìè, êîòîðûå ïðåäïîëàãàþò ñàìîñòîÿòåëüíûé ïîèñê èíôîðìàöèè ïî êîíêðåòíîé òåìå â ïå÷àòíûõ èñòî÷íèêàõ íå ìîãóò ñïðàâèòüñÿ áîëåå ïÿòíàäöàòè ïðîöåíòîâ ó÷àùèõñÿ ïÿòîãî êëàññà è îêîëî òðèäöàòè ïÿòè âîñüìèêëàññíèêîâ. Ñ àíàëèçîì è îöåíêîé òåêñòà íå ñïðàâëÿþòñÿ øåñòüäåñÿò è ñåìüäåñÿò ïðîöåíòîâ ó÷åíèêîâ ñîîòâåòñòâåííî. Ýòè öèôðû ãîâîðÿò î ñåðü¸çíûõ ïðîñ÷¸òàõ ó÷èòåëåé èìåííî íà÷àëüíîãî çâåíà, òàê êàê â ïÿòûé êëàññ äåòè ïðèõîäÿò èç íà÷àëüíîé øêîëû. Øêîëüíèêîâ íå íàó÷èëè ÷èòàòü òåêñò âíèìàòåëüíî, íå ïðèó÷èëè âäóì÷èâî îòíîñèòüñÿ ê çàäàíèÿì. Ýòî ïðèâîäèò ê ïîñïåøíûì è íåâåðíûì âûâîäàì ïî òåêñòó, êîãäà ó÷àùèåñÿ, îòâå÷àÿ íà âîïðîñ, èùóò îòâåò íå ñòîëüêî â òåêñòå, ñêîëüêî â ñîáñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèÿõ î òåìå. Àðãóìåíòèðîâàòü ñâî¸ ìíåíèå áîëüøèíñòâî äåòåé íå óìååò. Ê ñîæàëåíèþ, ýòî ïîñëåäñòâèÿ ñîâðåìåííûõ ðåàëèé, êîãäà äåòè ïî÷òè ñ ðîæäåíèÿ èñïûòûâàþò äåôèöèò âíèìàíèÿ ñî ñòîðîíû ðîäèòåëåé, íî íåìàëîâàæíûé ïðîñ÷¸ò è ñî ñòîðîíû øêîëüíûõ ïåäàãîãîâ íà÷àëüíûõ êëàññîâ.
Êàêèå çàäà÷è âûïîëíÿåò ðàçâèòèå ÷èòàòåëüñêîé ãðàìîòíîñòè â ìëàäøåé øêîëå
Ïðåïîäàâàòåëü ìëàäøåé øêîëû äîëæåí äîíåñòè äî ñâîèõ ó÷åíèêîâ ïîíèìàíèå òåõ çàäà÷, êîòîðûå ðåøàåò îâëàäåíèå ÷èòàòåëüñêîé ãðàìîòíîñòüþ.
Ê òàêèì çàäà÷àì ìîæíî îòíåñòè ñëåäóþùèå:
×èòàòåëüñêàÿ ãðàìîòíîñòü ðàñøèðÿåò âîçìîæíîñòè ó÷àñòèÿ â îáùåñòâåííîé æèçíè øêîëû, êëàññà è âíåøêîëüíûõ îáðàçîâàòåëüíûõ çàâåäåíèé;
×èòàòåëüñêàÿ ãðàìîòíîñòü ïîçâîëÿåò ðàçíîîáðàçèòü ñâîé äîñóã, ïîëó÷àÿ óäîâîëüñòâèå îò ïðî÷òåíèÿ ðàçíîîáðàçíûõ òåêñòîâ;
×èòàòåëüñêàÿ ãðàìîòíîñòü ïîâûøàåò îáùóþ êóëüòóðó ó÷åíèêà, äåëàåò åãî èíòåðåñíûì ñîáåñåäíèêîì, ïîâûøàåò åãî ñîöèàëüíóþ çíà÷èìîñòü ñðåäè ñâåðñòíèêîâ è âçðîñëûõ.
Îâëàäåíèå ÷èòàòåëüñêîé ãðàìîòíîñòüþ ìîæåò ïîìî÷ü â ñëîæíûõ æèçíåííûõ ñèòóàöèÿõ, êîãäà èíôîðìàöèÿ, ïîëó÷åííàÿ èç ïå÷àòíûõ èñòî÷íèêîâ, ìîæåò ïîñëóæèòü ïîäñêàçêîé äëÿ äåéñòâèé â ðåàëüíîé æèçíè.
Äëÿ ðåøåíèÿ ýòèõ çàäà÷ íåîáõîäèìû ïîñëåäîâàòåëüíîñòü è óïîðñòâî. Ó÷èòåëü äîëæåí óäåëÿòü äîñòàòî÷íî âðåìåíè äëÿ òîãî, ÷òîáû ìëàäøèå øêîëüíèêè îâëàäåëè ñëåäóþùèìè ïðè¸ìàìè:
Âîñïðèíèìàòü çàëîæåííóþ â òåêñò èíôîðìàöèþ â öåëîì;
Äåëàòü âûâîäû èç îáùåãî ñìûñëà òåêñòà, îïðåäåëÿòü ãëàâíóþ ìûñëü;
Âû÷ëåíÿòü êîíêðåòíûå ýëåìåíòû èíôîðìàöèè àáçàöû, ïðåäëîæåíèÿ, ñëîâîñî÷åòàíèÿ, ñëîâà;
Èíòåðïðåòèðîâàòü ýòè ýëåìåíòû;
Äàâàòü îöåíêó âñåìó ñîäåðæàíèþ òåêñòà è åãî îòäåëüíûõ ýëåìåíòîâ, îïðåäåëÿòü ñòèëü, ôîðìó ïîâåñòâîâàíèÿ, çàìå÷àòü êðàñîòó ÿçûêà.
Îòâå÷àòü íà âîïðîñû ïî òåêñòó è çàäàâàòü ñâîè âîïðîñû;
Ðàññêàçûâàòü î ñâîèõ ìûñëÿõ è ÷óâñòâàõ, êîòîðûå âûçâàë òåêñò, â òîì ÷èñëå è ïèñüìåííî;
Óìåòü ïðîèëëþñòðèðîâàòü ïðî÷èòàííûé òåêñò, ïîëüçóÿñü çàëîæåííîé â í¸ì èíôîðìàöèåé.
Ðàçóìååòñÿ, âñå ýòè çíàíèÿ è íàâûêè øêîëüíèê ïðèîáðåòàåò íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ëåò îáó÷åíèÿ â øêîëå. Íî îñíîâû ÷èòàòåëüñêîé ãðàìîòíîñòè çàêëàäûâàþòñÿ â ïåðâûå ãîäû îáó÷åíèÿ. Áåç íèõ íåâîçìîæåí ïåðåõîä ó÷åíèêà ê ñëåäóþùåé ñòóïåíè îáó÷åíèÿ.
Óðîâíè ÷èòàòåëüñêîé ãðàìîòíîñòè
Íà÷àëüíûé óðîâåíü ÷èòàòåëüñêîé ãðàìîòíîñòè ó÷àùåãîñÿ ïðåäïîëàãàåò ïîìîùü ó÷èòåëÿ â îñîçíàíèè èíôîðìàöèè, çàëîæåííîé â òåêñò. Ñàì ó÷åíèê, õîòÿ óæå è óìååò ÷èòàòü è ïèñàòü, íî ïîêà íå â ñèëàõ ïðèíÿòü èíôîðìàöèþ ñàìîñòîÿòåëüíî, ìîæåò ñäåëàòü èç ïðî÷èòàííîãî íåïðàâèëüíûå âûâîäû. Ïðè ïèñüìåííîì îáùåíèè îí íå ìîæåò âûðàçèòü ñâîè ìûñëè è ÷óâñòâà, óïîòðåáëÿåò íåïîäõîäÿùèå ñëîâà. Òàêîé ó÷åíèê åù¸ íå ãîòîâ äëÿ òîãî, ÷òîáû èñïîëüçîâàòü ïå÷àòíûé èñòî÷íèê èíôîðìàöèè äëÿ ñàìîîáðàçîâàíèÿ.
Ïðè ñðåäíåì óðîâíå ÷èòàòåëüñêîé ãðàìîòíîñòè íåîáõîäèìîñòü ïîìîùè ïåäàãîãà ñîõðàíÿåòñÿ. Ó÷åíèê ìîæåò ñàìîñòîÿòåëüíî ïîíÿòü ïðîñòûå òåêñòû, èíôîðìàöèÿ êîòîðûõ íå âûõîäèò çà ïðåäåëû åãî æèçíåííîãî îïûòà, îäíàêî, åñëè â òåêñòå âñòðå÷àþòñÿ îáðàçû èëè ïîíÿòèÿ, êîòîðûå ðàíåå íå âñòðå÷àëèñü â åãî æèçíè, øêîëüíèê ìîæåò íåïðàâèëüíî èõ ïîíÿòü èëè ïðèîáðåñòè äóðíóþ ïðèâû÷êó ïðîïóñêàòü òàêèå ýëåìåíòû òåêñòà.  ïèñüìåííîì îáùåíèè ìëàäøèå øêîëüíèêè, êîòîðûå íàõîäÿòñÿ íà ñðåäíåì óðîâíå ðàçâèòèÿ ÷èòàòåëüñêîé ãðàìîòíîñòè, èñïûòûâàþò åù¸ çíà÷èòåëüíûå ñëîæíîñòè, îñîáåííî, åñëè èì ïðåäñòîèò íàïèñàòü ïèñüìî ÷åëîâåêó ñòàðøåìó ïî âîçðàñòó, ñ áîëåå áîãàòûì æèçíåííûì îïûòîì.
Ïðè âûñîêîì óðîâíå ÷èòàòåëüñêîé ãðàìîòíîñòè ó÷åíèê óæå ìîæåò ïðèíèìàòü è óñâàèâàòü èíôîðìàöèþ èç ïå÷àòíîãî èñòî÷íèêà ñàìîñòîÿòåëüíî, áåç ïîìîùè ïåäàãîãà. Òàêèå ìëàäøèå øêîëüíèêè ìîãóò äàâàòü ñâîþ îöåíêó õóäîæåñòâåííûì òåêñòàì, èñïîëüçîâàòü èíôîðìàöèþ, ïîëó÷åííóþ ïðè ÷òåíèè, â êîíêðåòíûõ æèçíåííûõ ñèòóàöèÿõ.
×èòàòåëüñêàÿ ãðàìîòíîñòü âûñîêîãî óðîâíÿ ïðåäïîëàãàåò óìåíèå çà äîñòàòî÷íî áûñòðîå âðåìÿ íàéòè â ïðåäëîæåííîì òåêñòå îòâåò íà çàäàííûé âîïðîñ, ïðè íàëè÷èè â òåêñòå íåçíàêîìûõ ñëîâ íàéòè èõ çíà÷åíèå â ñëîâàðå, à ïðè îòñóòñòâèè ñëîâàðÿ óìåíèå ïîíÿòü çíà÷åíèå ñëîâà, èñõîäÿ èç êîíòåêñòà ïðîèçâåäåíèÿ. Ïðè âûñîêîì óðîâíå ó÷åíèê óìååò ñæàòî èçëîæèòü èíôîðìàöèþ, íå òåðÿÿ å¸ âàæíûõ äåòàëåé, îí ìîæåò ñîñòàâèòü êðàòêèå òåçèñû. Äëÿ ïîíèìàíèÿ òåêñòà ó÷àùèåñÿ, îáëàäàþùèå âûñîêèì óðîâíåì ÷èòàòåëüñêîé ãðàìîòíîñòè, ïðèìåíÿþò âåñü ñâîé æèçíåííûé îïûò è âñå çíàíèÿ, ïîëó÷åííûå ðàíåå.
Ðàçóìååòñÿ, òåêñòû, ïðåäëàãàåìûå äåòÿì â íà÷àëüíîé øêîëå, íå äîëæíû îõâàòûâàòü ìíîãî ïîíÿòèé è îáðàçîâ, êîòîðûå íàõîäÿòñÿ äàëåêî çà ïðåäåëàìè èõ èíòåðåñîâ è æèçíåííîãî îïûòà, òàê êàê ýòî ìîæåò ñíèçèòü èíòåðåñ ê ÷òåíèþ.
Ôîðìèðîâàíèå ÷èòàòåëüñêèõ èíòåðåñîâ âîîáùå ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé çàäà÷åé ó÷èòåëÿ ïðè ðàçâèòèè ÷èòàòåëüñêîé ãðàìîòíîñòè. Äåòè äîëæíû çíàêîìèòüñÿ ñ ðàçíîîáðàçíîé ëèòåðàòóðîé, ñîîòâåòñòâóþùåé èõ âîçðàñòó, èì äîëæíû áûòü ïðåäëîæåíû òåêñòû ðàçíûõ ôîðì, òåì, íàïðàâëåííîñòè. Ïåäàãîã ïîìîãàåò äåòÿì îïðåäåëèòü, êàêèå êíèãè èì íàèáîëåå áëèçêè, ïîñîâåòîâàòü äðóãóþ ëèòåðàòóðó, êîòîðàÿ ìîæåò èì ïîíðàâèòüñÿ. Òàê ôîðìèðóþòñÿ ÷èòàòåëüñêèå èíòåðåñû è ÷èòàòåëüñêèå âêóñû, êîòîðûå ñ ãîäàìè, êîíå÷íî, ìåíÿþòñÿ. Íî ñàì èíòåðåñ ê ÷òåíèþ, êàê îñíîâíîìó èñòî÷íèêó ïîëó÷åíèÿ èíôîðìàöèè, ïðè ïðàâèëüíîì âîñïèòàíèè îñòà¸òñÿ íåèçìåííûì íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè.
Óïðàæíåíèÿ, êîòîðûå ïîìîãàþò ðàçâèòü ÷èòàòåëüñêóþ ãðàìîòíîñòü
Íà ïðîòÿæåíèè äîëãèõ ëåò ìîåé ðàáîòû ó÷èòåëåì íà÷àëüíûõ êëàññîâ ó ìåíÿ ñîáðàëàñü îáú¸ìíàÿ ïîäáîðêà óïðàæíåíèé, êîòîðûå ïîìîãàþò ðàçâèòü ÷èòàòåëüñêóþ ãðàìîòíîñòü ó÷àùèõñÿ. Íåêîòîðûå èç íèõ áóäóò ïðåäñòàâëåíû íèæå.
Èãðû è óïðàæíåíèÿ äëÿ íà÷àëüíîãî óðîâíÿ ÷èòàòåëüñêîé ãðàìîòíîñòè:
Íà äîñêå çàïèñûâàþòñÿ â ðÿä, áåç ïðîáåëîâ, íåñêîëüêî ñëîâ, êîòîðûå íà÷èíàþòñÿ ñ îäíîé áóêâû. Ïðèìåðíî ýòî âûãëÿäèò òàê:
ÑÂÅÒÑÀÄÑÎÁÀÊÀÑÎÑÅÄÊÀÑÅ˨ÄÊÀ òî åñòü ïÿòü ñëîâ: ñâåò, ñàä, ñîáàêà, ñîñåäêà, ñåë¸äêà.
Ó÷èòåëü ïðåäëàãàåò ó÷åíèêàì âûäåëèòü îòäåëüíûå ñëîâà, ïîñ÷èòàòü, ñêîëüêî èõ, ïðî÷åñòü ýòè ñëîâà âñëóõ.
 áîëåå ñëîæíîì âàðèàíòå ýòîãî óïðàæíåíèÿ, ïîñëåäíèé ñëîã ïðåäûäóùåãî ñëîâà ÿâëÿåòñÿ ïåðâûì ñëîãîì ïåðâîãî:
Îáëàêîêîðîêðîêðîøêà çäåñü ìîæíî âûäåëèòü ÷åòûðå ñëîâà íà áóêâó «î» — îáëàêî, îêî, îêîðîê, îêðîøêà.
 ñàìîì ñëîæíîì âàðèàíòå äåòÿì ïðåäëàãàåòñÿ ñîñòàâèòü òàêèå ðÿäû ñàìîñòîÿòåëüíî è ïðåäëîæèòü âûäåëèòü è ïîñ÷èòàòü âñå ñëîâà ñâîèì òîâàðèùàì.
Íà äîñêå ó÷èòåëü ïèøåò ñëîâî, â êîòîðîì îòñóòñòâóåò îäèí ñëîã.
Íàïðèìåð, ÊÀÍÄÀØ (êàðàíäàø)
Äåòÿì ïðåäëàãàåòñÿ îïðåäåëèòü, êàêîãî ñëîãà íå õâàòàåò, è âñòàâèòü åãî.
Âòîðîé âàðèàíò ýòîãî óïðàæíåíèÿ íàïèñàòü ñëîâî ñ ëèøíèì ñëîãîì è ïðåäëîæèòü ó÷àùèìñÿ îïðåäåëèòü, êàêîé ñëîã ëèøíèé, è óáðàòü åãî: ÊÀÐÀÍÌÀÄÀØ
Äåòÿì ïðåäëàãàåòñÿ ïîèãðàòü â «ðàçâåä÷èêîâ» è «çàøèôðîâàòü» ïîñëàíèå. Äëÿ ýòîãî ïðèäóìàòü ñëîâî íà êàæäóþ áóêâó, èñïîëüçóåìóþ â ñîîáùåíèè. Íàïðèìåð, ñîîáùåíèå «æäó âàñ â òðè», ìîæåò âûãëÿäåòü òàê: Æåíÿ äîëãî ó÷èò âû÷èòàíèå, à Ñàøà âåñåëî òàíöóåò, ðèñóåò, èãðàåò.
Äëÿ óïðîùåíèÿ ýòîãî óïðàæíåíèÿ ìîæíî èñïîëüçîâàòü íå áóêâû, à íà÷àëüíûå ñëîãè êàæäîãî ñëîâà èç ïîñëàíèÿ.
Î÷åíü íðàâÿòñÿ äåòÿì èãðû «ðàçáèòîå çåðêàëî» è «áóêâà çàáëóäèëàñü».  ïåðâîé èãðå ñëîâî ïèøåòñÿ íàîáîðîò è äåëèòñÿ íà ñëîãè, êîòîðûå ïèøóòñÿ â ïðîèçâîëüíîì ïîðÿäêå.
Íàïðèìåð, áåð¸ì ñëîâî «ñàìîâàð» Èç íåãî ïîëó÷àåòñÿ «ðà», àñ», «îì». Çàäà÷à ó÷àùèõñÿ îáåðíóòü ñëîãè è ðàññòàâèòü èõ â ïðàâèëüíîì ïîðÿäêå, óçíàâ, êàêîå ñëîâî áûëî çàøèôðîâàíî.
 èãðå «áóêâà çàáëóäèëàñü» â ïàðå ñëîâ ìåíÿþòñÿ ìåñòàìè áóêâû.
Íàïðèìåð, «òåëåôîí êàðàïóç». Ìåíÿåì áóêâû «òåðåôîí êàëàïóç» è ïðåäëàãàåì äåòÿì âåðíóòü áóêâû íà ìåñòî.
Ýòè èãðû âñåãäà ïîçèòèâíî âîñïðèíèìàþòñÿ â ïåðâîì è âòîðîì êëàññå, âûçûâàþò ó øêîëüíèêîâ áîëüøîé èíòåðåñ, äåòÿì íðàâèòñÿ èãðàòü â íèõ íå òîëüêî íà óðîêàõ, íî è íà ïåðåìåíàõ.
Òàêæå îãðîìíîé ïîïóëÿðíîñòüþ ó äåòåé ïîëüçóþòñÿ ðåáóñû. Ïîñëå òîãî, êàê ñ ðàñïîçíàâàíèåì ñëîâ ó øêîëüíèêîâ ïðîáëåì áîëüøå íå âîçíèêàåò, ìîæíî ïåðåõîäèòü ê óïðàæíåíèÿì, ïðåäëàãàþùèì ðàáîòó ñ ïðåäëîæåíèÿìè. Ê òàêèì ìîæíî îòíåñòè èñïðàâëåíèå íåïðàâèëüíîãî ïîëîæåíèÿ ñëîâ â ïðåäëîæåíèè, îòãàäûâàíèå çàãàäîê, ïîèñê äîáàâëåííîãî â ïðåäëîæåíèå íåíóæíîãî, ëèøíåãî ñëîâà.
Î÷åíü ïîëåçíà íà ñðåäíåì óðîâíå ÷èòàòåëüñêîé ãðàìîòíîñòè èãðà â ïîñëîâèöû. Ñíà÷àëà ó÷èòåëü íà ïðîòÿæåíèè íåñêîëüêèõ íåäåëü çíàêîìèò ó÷àùèõñÿ ñ êàê ìîæíî áîëüøèì êîëè÷åñòâîì ïîñëîâèö. Äåòè äîëæíû çíàòü ïîñëîâèöû, ïîíèìàòü èõ ñìûñë, óìåòü èõ ïðèìåíÿòü ê ìåñòó, ÷óâñòâîâàòü èõ ìóäðîñòü. Îäíàæäû ó÷èòåëü ïðåäëàãàåò ïîèãðàòü â ïîñëîâèöû. Äëÿ ýòîãî îí ïèøåò íà äîñêå íåñêîëüêî ïîñëîâèö, èçìåíÿÿ èõ îêîí÷àíèå.
Íàïðèìåð: çà äâóìÿ çàéöàìè ïîãîíèøüñÿ, íå âûíåøü ðûáêó èç ïðóäà,
Áåç òðóäà äàëüøå áóäåøü, òèøå åäåøü íè îäíîãî íå ïîéìàåøü è ò.ä. Çàäà÷à ó÷àùèõñÿ ðàñïðåäåëèòü îêîí÷àíèÿ ïîñëîâèö ïðàâèëüíî è îáúÿñíèòü èõ ñìûñë.
Äàâàòü ó÷àùèìñÿ óïðàæíåíèÿ, êîòîðûå ïðåäïîëàãàþò ñàìîñòîÿòåëüíóþ ðàáîòó ñ òåêñòàìè, ðåêîìåíäóåòñÿ íå ðàíåå òðåòüåãî êëàññà.
Òàêèìè óïðàæíåíèÿìè ìîãóò áûòü ñëåäóþùèå çàäàíèÿ: âñòàâèòü â òåêñò ïîäõîäÿùèå ïî ñìûñëó ñëîâà èëè íàîáîðîò, èñêëþ÷èòü ñëîâà, êîòîðûå ïðîòèâîðå÷àò îáùåìó ñìûñëó òåêñòà, ñîñòàâèòü ïëàí òåêñòà, ñîñòàâèòü ñïèñîê âîïðîñîâ ïî òåêñòó.
 óïðàæíåíèè, êîòîðîå ïðåäïîëàãàåò îòâåòû íà âîïðîñû ïî òåêñòó, ìîæíî èñïîëüçîâàòü èãðó «ëèøíèé âîïðîñ», êîãäà â ðÿäó âîïðîñîâ ó÷èòåëü çàäà¸ò âîïðîñ, íå ñâÿçàííûé ñ äàííûì òåêñòîì. Çàäà÷à ó÷àùèõñÿ îòâåòèòü íà âñå âîïðîñû, êðîìå ëèøíåãî. Òàêîå çàäàíèå, îáû÷íî, ïîâûøàåò âíèìàòåëüíîñòü ó÷àùèõñÿ, àêòèâèçèðóåò èõ èíòåðåñ ê çàäàíèÿì.
 ñâîåé ïåäàãîãè÷åñêîé ïðàêòèêå ÿ ÷àñòî èñïîëüçóþ íàïèñàíèå ñèíêâåéíîâ è õîêêó. Æäàòü îò øêîëüíèêîâ òðåòüåãî-÷åòâ¸ðòîãî êëàññà âûñîêîõóäîæåñòâåííûõ ïðîèçâåäåíèé ðàíî, íî òàêèå çàäàíèÿ ïîâûøàþò èíòåðåñ ê ó÷¸áå, ðàçâèâàþò òâîð÷åñêóþ àêòèâíîñòü äåòåé, ïðîáóæäàþò èõ ôàíòàçèþ.
Ðàçâèâàÿ ÷èòàòåëüñêóþ ãðàìîòíîñòü ó÷àùèõñÿ, ó÷èòåëü íà÷àëüíîé øêîëû âîñïèòûâàåò êóëüòóðíîãî ÷åëîâåêà, êîòîðûé óìååò äóìàòü, âèäåòü ãëóáèííûé ñìûñë âåùåé, àäåêâàòíî âîñïðèíèìàòü îêðóæàþùóþ ðåàëüíîñòü.
Äëÿ òîãî, ÷òîáû äîáèòüñÿ óñïåõà â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå, ÷åëîâåê äîëæåí ïîñòîÿííî ñàìîñîâåðøåíñòâîâàòüñÿ, íåïðåðûâíî çàíèìàòüñÿ ñàìîîáðàçîâàíèåì, äîñòèãàòü íåîáõîäèìîé ñêîðîñòè óñâîåíèÿ èíôîðìàöèè. Òîëüêî ýòî ïîçâîëèò ñòàòü âîñòðåáîâàííûì ÷ëåíîì îáùåñòâà, ïî-íàñòîÿùåìó ïîëåçíûì ëþäÿì è ñâîåé ñòðàíå.