Читанный рассказ как пишется

48. буквы нн и н причастиях и отглагольных прилагательных 1. в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется нн; как
Навигация

§ 48. Буквы нн и н причастиях и отглагольных прилагательных

1. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется нн; как правило, эти причастия имеют приставки или пояснительные слова: исправленная рукопись; правленные корректором гранки.

При отсутствии приставок или пояснительных слов пишется одно н; ср.: замощённые дороги — мощённые булыжником дороги — мощёные дороги. В этом случае перед нами прилагательное, образованное от страдательного причастия прошедшего времени: правленый текст, бешеный волк, вяленая вобла, глаженые брюки, драная куртка, золочёные изделия, ломаная линия, путаный ответ, рваная рана, сеяные травы, стираное бельё ит. п.

2. Разграничение страдательных причастий и образованных от них прилагательных (тем самым выбор написания нн или н) иногда производится не по формальному признаку, а по смысловому значению. Например- в предложении Будучи раненным, солдат оставался в строю в слове раненным пишется нн, несмотря на отсутствие приставки и пояснительных слов: оно сохраняет глагольное значение, указывает не на постоянный признак-качество, а на временное состояние, т. е. является причастием. Отглагольное прилагательное не обозначает действия и отвечает на вопрос: «какой?» («какая?», «какое?», «какие?»).

В приставочных образованиях, даже если они имеют значение прилагательного, пишется нн: выдержанное вино, наложенным платежом, подержанные книги, поношенное платье, ускоренный шаг. Но: назва́ный брат, посажёный отец, смышлёный мальчик.

Запомните: во второй части сложных образований глаженые-переглаженые брюки, латаная-перелатаная шуба, ношеный-переношеный костюм, стираное-перестираное бельё, штопаные-перештопаные чулки и т. п., несмотря на наличие приставки пере-, целесообразно писать одно н, так как сложное слово в целом имеет значение прилагательного (высокая степень качества).

Примечание. При переходе причастия в прилагательное возможно изменение лексического значения слова: верченый парень (‘ветреный, легкомысленный’); конченый человек (‘ни на что больше уже не способный’); писаная красавица (‘красивая, как на картине’); Прощёное воскресенье (‘последнее воскресенье перед Великим постом’).

3. Наличие приставки не- на написание отглагольного прилагательного не влияет: неезженый, нехоженый, незваный, непрошеный, некошеный, некрашеный, некрещёный, неписаный (закон), непуганый.

4. В составе сложного слова написание отглагольного прилагательного также не меняется: гладкокрашеный, горячекатаный, холоднокатаный, цельнокатаный, цельнокроеный, домотканый, пестротканый, златотканый, златокованый, малоезженый, малохоженый, малоношеный, малосолёный, мелкодроблёный, свежегашёный, свежемороженый и др. (ср. с терминами, в которых вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола: гладкоокрашенный, малонаезженный, свежезамороженный и др.).

5. Два н (нн) пишется в бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида: брошенный, данный, купленный, лишённый, пленённый и др., а также в немногих причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида: виданный, виденный, слыханный, читанный и др.

6. Отглагольные прилагательные на -ованн(ый), -ёванн(ый) пишутся с нн: балованный ребёнок, корчёванный участок.

Примечания: 1. В прилагательных кованый и жёваный сочетания -ое- и -ев- входят в состав корня.

2. В существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется нн или н в соответствии с производящей основой:

вареник, копчености, мороженое, мученик, труженик, ученик

бесприданница, воспитанник, данник, избранник, священник, ставленник, утопленник

То же самое относится к производным наречиям: деланно улыбаться; нежданно-негаданно явиться; путано отвечать.

7. В кратких формах страдательных причастий пишется одно н. В кратких отглагольных прилагательных (как и в отыменных) сохраняется написание нн. Отглагольные прилагательные отвечают на вопрос «каков?» («какова?», «каково?», «каковы?»). Ср.:

Мировая общественность была взволнована сообщениями о гибели космонавтов.

Игра актёра была проникновенна и взволнованна.

В период дворцовых переворотов в России многие фавориты были приближены ко двору и возвышены.

Идеалы и стремления первых революционеров были возвышенны.

Иногда простые вопросы бывают искусственно запутаны.

Сюжеты этих произведений сложны и запутанны.

Вам всегда везёт, вы, по-видимому, избалованы судьбой.

При неправильном воспитании дети обычно капризны и избалованны.

С точки зрения логики эти выводы мало или даже совсем не обоснованы.

Масштабы работ были ограничены отпущенными средствами.

Его возможности ограниченны (т. е. малы).

Врачи были озабочены состоянием больного.

Шторм усиливался, и лица моряков были серьёзны и озабоченны.

Предъявленные нам требования произвольны и необоснованны.

Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправданы.

Чрезвычайные меры в этих условиях были необходимы и вполне оправданны.

Все варианты дальнейшей игры шахматистом до конца продуманы.

Ответы экзаменующихся были содержательны и продуманны.

Примечание. Некоторые отглагольные прилагательные пишутся в полной форме с двумя н (нн), а в краткой — с одним н, подобно причастиям, с которыми их сближает наличие приставки и вид производящего глагола: заплаканные глаза — глаза заплаканы; заржавленные ножи — ножи заржавлены; поношенное платье — платье поношено.

То же в сложных словах: общепризнанное превосходство — превосходство общепризнано; свежезамороженные ягоды — ягоды свежезаморожены.

8. Некоторые прилагательные допускают двоякое написание краткой формы в зависимости от значения и конструкции. Ср.:

Сестра намерена вскоре уехать (‘имеет намерение’ — в сочетании с инфинитивом).

Его дерзость намеренна (‘нарочита’ — без инфинитива).

Мы преданы Родине (в сочетании с формой дательного падежа).

Старые друзья всегда преданны (без дополнения).

Наши легкоатлеты уверены в победе (с дополнением).

Движения гимнастов легки и уверенны (без дополнения)

Всего найдено: 22

Добрый день. Это был не рассчитанный удар- пишем НЕ отдельно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Пишем слитно.

Помогите разобраться, пожалуйста! Читаю «Сестру печали» Шефнера («Самокат», 2014 г.) «Чтобы чем-то заполнить ночную пустоту, я вспоминал читанные книги и виденные фильмы». Формально в словах «читанный» и «виденный» должна быть одна Н (глаголы «читать», «видеть» — несовершенного вида, нет приставок и зависимых слов). И если ЧИТАНЫЙ в современном словаре есть, то ВИДЕНОГО нет вообще. Только ВИДЕННЫЙ. У Розенталя есть вот что: Примечание 4.  Два н пишутся в бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (брошенный, данный, купленный, лишённый, пленённый и др.), и в немногих причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида (виданный, виденный, слыханный, читанный и др.). То есть ВИДАННЫЙ и ЧИТАННЫЙ — в списке исключений. Знаю, что СЧИТАННЫЕ (минуты) из исключений убрали. Как теперь нужно писать «, книги и виденные фильмы»? Книга-то недавно вышла в свет. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Причастия виденный и читанный по-прежнему пишутся с двумя н.

драматичный или драматический

Ответ справочной службы русского языка

Большой толковый словарь

ДРАМАТИЧЕСКИЙ, -ая, -ое. 1. к Драма. Д. театр. Д-ое искусство.Д. талант. Д. кружок (кружок театральной самодеятельности). 2.Рассчитанный на эффект; напыщенный. Д-ая пауза. 3.Напряжённый, мучительный, тяжёлый, полный драматизма. Д-ое объяснение. Д-ая судьба. Самый д. период жизни. 4. Сильный, более низкий и яркий по тембру, более мужественный, чем лирический (о голосе певца, певицы). Д. тенор. Д-ое сопрано. <Драматически, нареч. (2-3 зн.). Д. представлять, изображать. 

ДРАМАТИЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. =Драматический (2-3 зн.). Д. эпизод. Д. случай. Жесты актёра излишне драматичны. <Драматично, нареч. Драматичность, -и; ж. Д. рассказа. 

Добрый день, корректор прислала вычитанный файл, но при проверке оказалось, что я с ней бешено не согласна. Можно ли сокращение от социальных сетей писать соцсети? Это же по сути 2 слова: одно сократили до соц. про правилам сокращения Мильчина ставим точку и проблем. Получаем соц. сети. Но может быть я не права?

Ответ справочной службы русского языка

Возможно и соц. сети (графическое сокращение), и соцсети (сложносокращенное слово, ср.: стенгазета, сбербанк).

Объясните, пожалуйста, правило правописания «расклеЕнный»? Почему пишется через «Е», ведь это глагол 2 спряжения (?)?

Ответ справочной службы русского языка

Выбор гласной перед н или нн в причастиях и отглагольных прилагательных не зависит от спряжения глагола. Гласная е пишется, если основа глагола в инфинитиве заканчивается на е или и: просмотреть – просмотренный, спросить – спрошенный, кормить – кормленый и кормленный. Гласные а и я пишутся, если основа инфинитива заканчивается на а или я: читать – читаный и читанный, списать – списанный, взлелеять – взлелеянный.

Здравствуйте!
В вашей службе при проверке слова «считанный» выдаёт следующий пример: «Остались считанные часы до отъезда». Если я правильно понимаю, то в данном случае слово «считанный» не имеет зависимых слов. Соответственно оно должно писаться с одной «н». Вообще говоря, достаточно часто бросаются в глаза словосочетания типа «считанные минуты/часы/дни». Насколько я знаю, слово «считанный» вывели из разряда исключений относительно недавно. Может ли это означать, что правило ещё просто не успело широко распространиться? Или же возможен в некоторых случаях вариант написания «считанные минуты» без зависимых слов с «нн»?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ на вопрос № 257376.

Возможно ли написание слова «читанный» с двумя «н» при отсутствии зависимого слова? (Рассуждаю логически: слово не становится прилагательным с постоянным признаком.)

Ответ справочной службы русского языка

В отсутствие зависимых слов верно: читаный. Это формальное правило.

Почему в вопросе № 277302 «неспособные» пишется слитно? Ведь это причастие с зависимыми словами.

Ответ справочной службы русского языка

Это не причастие. Причастие — форма глагола, например: прочитать — прочитанный, прочитавший.

Добрый день, правомерно ли в разговорной или письменной речи — НЕПРОЧТЁННЫЙ или ПРОЧТЁННЫЙ.
Или правильно использовать — ПРОЧИТАННЫЙ, НЕПРОЧИТАНЫЙ

Ответ справочной службы русского языка

Употребление форм прочтённый, непрочтённый возможно, эти формы корректны.

Расскажите, пожалуйста, почему от некоторых глаголов нельзя образовать страдательные причастия.

Ответ справочной службы русского языка

Глагол может иметь от одной до четырех причастных форм, что зависит от его переходности и вида.

Переходные глаголы могут иметь формы действительных и страдательных причастий, непереходные глаголы имеют только формы действительных причастий.

Глаголы СВ имеют только причастия прошедшего времени (то есть глаголы СВ не могут иметь никаких форм настоящего времени — ни в изъявительном наклонении, ни в причастных формах), глаголы НСВ могут иметь причастия и настоящего, и прошедшего времени. Таким образом,

переходные глаголы НСВ имеют все 4 причастия (читающий, читавший, читаемый, читанный),

непереходные глаголы НСВ имеют 2 причастия — действительные настоящего и прошедшего времени (спящий, спавший),

переходные глаголы СВ также имеют 2 причастия — действительное и страдательное прошедшего времени (прочитавший, прочитанный).

непереходные глаголы СВ имеют только 1 причастную форму — действительное причастие прошедшего времени (проспавший).

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, как лучше написать: ТРЕХГОДИЧНАЯ или ТРЕХГОДОВАЯ ВИЗА?Заранее признательна за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта правильны:

Большой толковый словарь

ТРЁХГОДИЧНЫЙ, -ая, -ое.
Продолжающийся три года. Т. срок. Т-ое обучение, плавание. //
Рассчитанный, предназначенный на три года. Т. запас продовольствия.

ТРЁХГОДОВОЙ,ая, —ое.
=Трёхгодичный. Т-ая работа.

Добрый день.
Помогите, пожалуйста, разобраться. Мне интуитивно кажется корявым выражение «Долговечный срок службы». Кажется, это неправильная сочетаемость? Может ли срок быть долговечным? Помогите сформулировать аргументы, чтобы исправить фразу на, скажем, «продолжительный срок службы».

Ответ справочной службы русского языка

Долговечный — значит «рассчитанный на долгий срок». Долговечный срок — это «срок, рассчитанный на долгий срок». Звучит странно, не так ли?

в орфографическом словаре в качестве прилагательного дано слово «считаный» с одной буквой «н» , а в Толковом словаре есть только причастие «считанный» в том же значении (совсем немного). Как правльно?

Ответ справочной службы русского языка

Слово считаные в значении ‘очень немногие’ пишется с одним Н. Написание этого слова приведено в соответствие общему правилу: в отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется одно Н. Раньше написание считанный приводилось в списке исключений, этим и вызвана фиксация с двумя Н в Большом толковом словаре.

Здравствуйте! Меня очень интересует вопрос. Сколько «н» должно быть в следующем случае: «за счита…ые минуты»?
И, если можно, дайте комментарии и ссылки на словари.
Огромное спасибо заранее

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: за считаные минуты. Слово считаные в значении ‘очень немногие’ пишется с одним Н. См.: Русский орфографический словарь / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. М., 2007.

Отметим, что сейчас написание слова считаный приведено в соответствие общему правилу: в отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется одно Н. Раньше написание считанный приводилось в списке исключений.

Добрый день!
Моя коллега употребила выражение «значительные секунды», подразумевая под этим «совсем небольшое количество времени». Я в первый раз слышу такое выражение, может я чего-то не знаю??
Есть выражение «считанные секунды» для определения этого понятия, а вот «значительные»..?? Пожалуйста, подтвердите или опровергните мои сомнения. Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Если имеется в виду ‘очень малый по количеству, числу ‘, то корректно: считанный (считанные секунды, считанные часы). Значительный – большой по размерам, численности, силе.

Слово «рассказ» правильно пишется с двумя «-сс-», так как состоит из корня «-сказ» с приставкой «рас-». Писать его же с приставкой «раз-» («разсказ») неправильно, поскольку с данным корнем следует употреблять только приставку «рас-», см. ниже и далее.

Написание «расказ» абсолютно неверно – приставки «ра-» в русском языке нет вообще. Слова, корень которых начинается на «каз-», в русском есть, но их исходных форм (именительного падежа, инфинитивов глаголов) немного, и ни одно из них не употребляется с приставками «рас-»/«раз-»; не считая, конечно, архаизмов и раритетов вроде «расказнить», «расказачить», или искусственных конструкций наподобие «расказах тебя по-монгольски».

Также глубоко ошибочно и вовсе несусветное «расскас»: общеупотребительных русских слов с корнем, начинающихся на «скас», существует всего одно – «скассировать» (уменьшить срок тюремного заключения по кассационной жалобе приговорённого); у него своя приставка «с-», и это ненорматив из криминального жаргона. Был при крепостном праве термин «ревизские скаски» (ведомости переписи крепостного населения), но это давнее прошлое. Есть имена собственные (иностранные фамилии, причём очень редкие), начинающиеся буквосочетанием «скас», но имен нарицательных, прилагательных, глаголов и др. частей речи – нету как факта.

Правила

Приставки «рас-»/«раз-» имеют в основном сходные ряды значений. Правила их употребления намного упрощаются, если допустить условное (неформальное) разделение согласных звуков и обозначающих их букв на «мягкие» и «твёрдые»:

  • Перед «мягкими» согласными к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишется приставка «рас-»: «раскопать», «распаковать», «рассвет», «растение», «расфуфыриться», «расходный», «расцвести», «расчёска», «расшатать», «расщедриться», и др.

Между приставкой и корнем в таком случае ничего не подставляется, и следующая за «рас-» буква остаётся неизменной.

  • Во всех остальных случаях, т.е. перед гласными и «твёрдыми» согласными (все, кроме указанных выше) нужно писать приставку «раз-»: «разахаться», «разбередить», «развод», «разгон», «разделение», «разъехаться», «разжениваться» (синоним к «расползаться», «распространяться»), «раззадорить», «разымать» (просторечное от «разнимать»), и т.д.

Если при этом следующая после приставки «раз-» буква е или ё, то между приставкой и нею подставляется твёрдый знак:

«разъеденный», «разъём», «разъехаться», и пр.

Если же в корне слова следующая за приставкой «раз-» буква и, т.е. корень начинается на и, то она заменяется на ы:

«играть» «разыграть»«разыгранный»; «искать» «разыскать», – «разысканный», и т.п.

Кроме того, если приставка «раз-» стоит перед корнем имени существительного, начинающимся (с нею) на ы, то и в ней буква а заменяется на о, т.е. происходит двойная замена букв (иы в корне; ао в приставке):

«играть» «разыграть»«розыгрыш»; «искать» «разыскать»«розыск».

Для прочих частей речи определённого порядка чередования гласных в приставках «раз-»/«роз-» перед корнем на «ы» не существует: «разыграно», но «розыскной», и др.

 Грамматика

Слово «рассказ» неодушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения. Состоит из приставки «рас-» и корня «-сказ». Постановка ударения и разделение для переноса рас-ска́з. Склоняется по основной схеме для имён существительных II типа склонения. Падежные формы:

  • Именительный: расска́з (ед. ч.); расска́зы (мн. ч.).
  • Родительный: расска́за (ед. ч.); расска́зов (мн. ч.).
  • Дательный: расска́зу (ед. ч.); расска́зам (мн. ч.).
  • Винительный расска́з (ед. ч.); расска́зы (мн. ч.).
  • Творительный: расска́зом (ед. ч.); расска́зами (мн. ч.).
  • Предложный: расска́зе (ед. ч.); расска́зах (мн. ч.).

Значение

Существительное «рассказ» в русском языке употребляется в двух прямых значениях:

  1. Словесное (устное либо письменное) описание последовательности событий или сути явления: «Твой рассказ о приключениях на рыбалке порядком нас насмешил»; «Изложите, пожалуйста, суть дела на бумаге, как сумеете, я покажу ваш рассказ коллегам, проконсультируюсь с ними, и мы постараемся помочь вам». Синоним «повествование»; частичные «изложение», «описание», «пересказ». К явно неправдоподобному рассказу синонимы «байка», «россказни» (употребляется только во множественном числе).
  2. Жанр, а также форма литературного произведения, имеющего одну, чаще всего несложную, фабулу (сюжетную линию), ограниченное время действия и, как правило, вполне определённый финал, замыкающий круг событий и дающий разрешение интриги: «Некоторые рассказы Ф. М. Достоевского и Теодора Драйзера по объёму текста превосходят иные повести других писателей»; «О. Генри – непревзойдённый мастер короткого рассказа с неожиданной развязкой». Частичные синонимы «повествование», «история».

Добавление к смыслам

Кроме того, в литературные рассказы не принято вводить основных персонажей, действующих неявно, «за сценой». Короче говоря, рассказ как жанр художественной литературы это также описание последовательности событий или сути явления в художественной форме, по возможности краткое и ясное. Запутанный рассказ с непонятным концом и, возможно, кем-то или чем-то между строк, кто или что раз за разом влияет на развитие действия и поведение действующих лиц – плохой рассказ. Если уж иначе никак не получается раскрыть тему и высказать идею произведения, то лучше развернуть его в повесть или даже в роман. Главное тут – не переборщить. Рассказ Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» проглатывается единым духом, и всё там яснее ясного, а то же творение, растянутое до романа – тошнотворная тягомотина.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:


Олеся Ахмеджанова

Олеся Ахмеджанова

Если вы постоянный читатель нашего блога, то наверняка заметили: мы часто пишем о том, как писать. Статьи, заметки и даже книги. Мы вовсе не призываем вас в секту «анонимных авторов». Просто хотим сказать: создание текста отлично развивает. Это такой бесплатный и эффективный тренинг по саморазвитию, где ещё прилагаются бонусы — вы находите свой стиль, тренируете слог и получаете бесплатный роман в придачу.

Для тех, кто очень хочет, но пока не решился, составили советы о том, как написать свою первую историю: рассказ, зарисовку или роман. Держите 12 советов, которые вдохновят вас на творчество и покажут, что писательство — это необыкновенно интересно.

1.00x thumb 28 e1537265969283
«Создавая бестселлер»

Главная идея

Самый частый вопрос, который задает себе начинающий или размышляющий писатель: «О чем писать?». Если вы молоды, то у вас мало опыта.

Годы идут, а опыта всё еще недостаточно. Так как же найти главную идею прямо сейчас?

Читанный рассказ как пишется
Источник

Главная идея — некая умозрительная истина, которую предлагает ваша история или которая в ней предполагается. Часто она проступает в результате того изменения, которое происходит с персонажами из-за основного конфликта. Вот несколько вопросов, которые помогут вам определиться с главной идеей.

  • Что вы хотите, чтобы читатель понял по прочтении книги?
  • Зачем вы пишете книгу?
  • Что вы хотите сказать?
  • Какой общий вывод от прочитанного вы хотите внушить читателям?

Не паникуйте: возможно, вы сможете ответить на эти вопросы не сразу. Или даже, когда позади уже будет не один черновик. Лучше всего в читателе отзываются идеи, не наложенные сверху на произведение, а исходящие как бы изнутри. Продолжайте поиски, пока будете писать.

Примеры главной идеи

Вся главная идея должна сходиться в одно утверждение. Вот несколько примеров того, как может выглядеть это утверждение.

  • Духовный путь полон препятствий, но если человеком движет самоотверженная страсть, он сможет измениться настолько, чтобы побороть боль и снова полюбить (Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби»)
  • Увлечение богатством разрушительно для личности (Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби»)
  • Твой дом там, где твое сердце (Билли Леттс «Там, где сердце»)

Читанный рассказ как пишется
Кадр из фильма «Ешь, молись, люби», снятого по книге Элизабет Гилберт. Источник

  • Преданность семье ведет на путь преступлений (Марио Пьюзо «Крестный отец»)
  • Люди, оставленные справляться собственными силами, как правило, естественным образом обращаются к жестокости, дикости и варварству (Уильям Голдинг. «Повелитель мух»)
  • Совесть, любовь и верность важнее, чем социальное положение, богатство и успех (Чарльз Диккенс «Большие надежды»)

Если вы уже осознали свою главную идею, запишите ее одним предложением в виде утверждения. Это то, что вы пытаетесь доказать своей историей.

План на основе подсчета страниц

Размышляете о том, какой талмуд вам нужно написать? Неофициальное исследование экспертного журнала Publisher’s Weekly, установило, что приблизительная длина романа колеблется между 250 и 300 страницами (60 000–90 000 слов).

Читанный рассказ как пишется
В легендарном романе Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» около 300 страниц. Источник

Конечно, в зависимости от жанра имеются исключения. Исторический роман или научно-фантастическая сага могут занять и более 500 страниц. Справившись с этой сметой, вы легко определите длину вашей истории.

Если вы только начали писать, примерьте на свой проект количество страниц какой-нибудь похожей понравившейся вам книги.

Начало

Итак, вы сели за роман. Начало произведения служит следующим целям.

  • Вы договариваетесь с читателем, о чем будет, а о чем не будет ваша история.
  • Даете представление о времени и месте действия.
  • Развиваете драматическое действие и лежащий в его основе конфликт.
  • Знакомите читателя с протагонистом и другими персонажами, показываете, кто они, их характер и роль в истории.
  • Показываете ближнюю цель героя и даете намек на его дальнюю цель.
  • Знакомите в общем виде с главной идеей произведения.

Кто такой протагонист

Персонаж, на которого действие произведения оказывает наибольшее влияние, — это протагонист. Иными словами, это главный герой.

Читанный рассказ как пишется
Главная героиня романа «Гордость и предубеждение» — Элизабет Беннет. Источник

Его эмоциональное развитие, то, как он переживает события, испытания, взлеты и падения, составляют основу книги. Вы можете даже составить эмоциональный профиль героя. Вот, к примеру, профиль героини из романа «Причуда» .

  • Эмоциональный профиль героини
  • Имя: Рэй.
  • Недостатки: подозрительна, возбудима, предубеждения, на краю.
  • Страхи: сходит с ума, убивает себя.
  • Сила: непоколебимость, дисциплина, упрямство, воля.
  • Ненависть: быть испуганной.
  • Любовь: внучка, работа с деревом.
  • Мечта: быть нормальной.
  • Тайна: на секунду ей показалось, что она может убить ребенка.

Попробуйте сделать такую табличку для своего персонажа.

Антагонист

В любой великой истории протагонист куда-нибудь движется, а внешние и внутренние силы препятствуют ему. Вашу историю подпитывает энергией борьба протагониста и антагониста — персонажа, который противодействует главному герою.

Чем сильнее и значительнее, тем больше драмы, напряжения и волнения в эпизодах.

Читанный рассказ как пишется
Главный антагонист в романах Джоан Роулинг «Гарри Поттер» — лорд Волан-де-Моорт. Источник

Антагонисты делятся на шесть следующих категорий.

  • Другой персонаж: семья, друзья, коллеги, враги или любимые.
  • Природные причины: ураганы, землетрясения, наводнения, законы физики.
  • Общество: религия, правительство, обычаи.
  • Механизмы: машины, роботы, космические корабли, мотоциклы.
  • Бог: мистические представления.
  • Сам протагонист: внутренний мир, ошибки прошлого, страхи, пороки, сомнения, моральный выбор, сила воли.

Главная битва в истории происходит между протагонистом, который хочет чего-то настолько, что готов идти против всех напастей, и антагонистом (-ами), то есть внешними и внутренними силами, которые работают против героя.

Драма или нет?

Чтобы каждый эпизод вызывал в читателе чувство предвосхищения, ожидания и стремления, внимательно присмотритесь к ним: драматические они или пассивные.

Читанный рассказ как пишется
Китти из фильма «Анна Каренина», снятого по роману Льва Толстого. Источник

  • Если протагонист не контролирует ситуацию, мы начинаем сомневаться в исходе дела. И это добавляет драматизма.
  • Если кто-то другой одерживает верх, мы не знаем, чем это в итоге закончится. «Получит герой то, чего он хочет, или нет?» Этот вопрос подогревает ощущение драмы, и читатель старается поскорее узнать, как все разрешится.

Драматическое действие добавляет в роман конфликт, напряжение, тревогу, неизвестность и страх — одним словом, драму.

Но пассивное действие также важно: пусть и в малых дозах. Оно показывает внутреннюю реакцию персонажа на внешние события, замедляет ход истории, добавляет немного непринужденности, показывает, каков герой, когда он не в стрессе, открывает нашему взору его внутреннюю жизнь, дает ему шанс придумать новый план действий, а читателю — возможность передохнуть.

Читанный рассказ как пишется
Кадр из самого мистического сериала «Твин Пикс». Источник

Вот некоторые примеры пассивного действия:

  • два персонажа смотрят на витрины и болтают;
  • персонаж показан в ситуации превосходства;
  • два персонажа идут по пляжу;
  • персонаж готовит завтрак и садится за стол.

Эпизоды пассивного действия можно назвать созерцательными. Их лучше располагать между драматическими. Если пассивного действия слишком много, история начнет буксовать и вы рискуете потерять внимание читателя.

Как создать конфликт

В жизни мы любым способом пытаемся избежать конфликта. Но в случае с написанием историй всё обстоит иначе.

Люди читают истории, чтобы увидеть, как персонажи растут и меняются, даже если эти изменения им не на пользу.

Читанный рассказ как пишется
У Шерлока Холмса было много недоброжелателей и неприятностей. Его истории до сих пор не утратили остроту. Источник

Чтобы показать конфликт в действии, опишите реакцию главного героя. Но не с помощью пересказ или внутреннего монолога, а посредством действий и реакций персонажа. Вот всего несколько подсказок.

  • Сделайте так, что тому, что или кого любит ваш протагонист, угрожает опасность. Это заставит героя принять решение и действовать. Повысьте ставки и сделайте угрозу в следующем эпизоде большей, чтобы конфликт рос.
  • Заставьте ваших героев хорошенько побегать. Поместите протагониста в самую гущу того, что он ненавидит, и покажите, какие он примет решения, чтобы избежать этой ситуации, выйти из нее или изменить ее.
  • Покажите, как главный герой выходит на передний план вопреки своему самому большому страху.
  • Сообщите читателю, какая главная мечта у вашего протагониста, а потом покажите, как его пороки не дают ему достичь этой мечты.

Флешбэки

Флешбэки — это когда история движется-движется и внезапно переключается на моменты из прошлого героя. Почти 20 лет назад Майкл Ондатже построил нелинейную структуру в своем «Английском пациенте». История, рассказываемая несколькими персонажами, движется то вперед, то назад во времени.

Читанный рассказ как пишется
Кадр из фильма «Английский пациент». Источник

Зачем нужны флешбэки? Чтобы лучше понять персонажей, узнать важные подробности или предысторию героя. Вот несколько советов, как делать удачные флешбеки.

  • Не используйте их слишком много: чем меньше, тем лучше.
  • Постройте сюжет для флешбэка, пусть в нем будет конфликт и напряжение. (Флешбэк должен быть мини-историей внутри большой истории.)
  • Возвращайтесь в прошлое, только если оно имеет непосредственное влияние на настоящее.
  • Прежде чем обращаться к флешбэку, заложите для читателя надежный фундамент в самом начале основной истории: кто есть кто, где, когда и почему.
  • Прежде чем нырнуть в предысторию, дайте читателю какую-нибудь неповторимую, запоминающуюся подробность. Возвращаясь в настоящее, снова упомяните эту деталь. Так читатель будет понимать, где вы отправили его в предысторию и где вернули обратно.
  • Ясно укажите дату или время, в которое вы возвращаетесь. И укажите настоящее время, когда вы вышли из флешбэка.
  • Если вы чувствуете, что вам просто необходим флешбэк, дотерпите до середины. К этому времени читатель уже свыкнется с основной линией, и ему будет не так дискомфортно перемещаться туда-сюда во времени.

Больше драматизма!

Если вы любите своего протагониста, то у будете испытывать соблазн облегчить его судьбу: с помощью ли успеха, завоевания любимой или раскрытия тайны.

Ваша история будет красива — персонаж преодолеет все конфликты и разделается с каждым противником, — но скучна.

Чувствуете, что вашим эпизодам не хватает драматизма? Вот несколько идей, как его добавить.

  • Призовите на помощь антагонистов. Пусть:

— друзья, семья и сотрудники подогревают конфликт;

— герой сталкивается со стихийными бедствиями;

— ему мешает физическая неспособность что-нибудь сделать;

— на пути стоят правила, установленные религией, правительством или обычаем;

— по дороге на важное событие у героя ломается машина;

— протагонист борется со страхами, суевериями и пороками;

— ему попросту не хватает времени;

  • Поставьте в середине книги предзнаменования, которые повысят общее напряжение, конфликт и тревожность вашего сюжета.
  • Пропишите в подробностях реакцию героя на препятствия — так вы сможете более глубоко раскрыть его эмоциональное развитие.
  • Запутывайте героя и разрушайте ожидания читателя. Допустим, персонаж (или читатель) считает, что он установил личность убийцы. Герой идет сразиться с этим мерзавцем — и внезапно наталкивается на его труп.

Читанный рассказ как пишется
Кадр из фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“», снятого по роману Агаты Кристи. Источник

  • Не раскрывайте все сразу. Оставляйте намеки и сплетайте сеть подробностей, которые еще предстоит узнать. Подкармливайте тревогу, связанную с неизвестностью. Любопытство, желание узнать ответы на все поставленные «почему» и «как» будут затягивать вашего читателя все глубже и глубже в историю.
  • Добавьте второстепенную сюжетную линию, которая будет связывать и поддерживать главную, придаст разнообразия и усложненности.

Не надо клише

Литература полна клише — это то, что повторялось так часто, что стало обычным. Призываем вас не использовать клише, стереотипы или банальные подробности. Фразы вроде «женщина удивительной судьбы», «герой не ее романа», «чуткая душа» вызывают раздражение и не цепляют. Вместо этого подыщите правильные, точные, нужные именно вам детали. Опишите обстановку дома, прическу, одежду, украшение или книги, которые любит герой. Старайтесь, чтобы они были оригинальными и аутентичными.

Читанный рассказ как пишется
Источник

Напишите первый черновик, не думая обо всех этих подробностях. А вот во время редактуры обдумайте каждую из них и замените нестандартными метафорами.

Продуманные детали

Есть одна хитрость, которая поможет написать эпизоды середины романа: придумайте сюжетную линию, которая включает описание какого-то уникального занятия, дела или обстановки. Читателям нравится узнавать новое в процессе чтения.

Читанный рассказ как пишется
Кадр из фильма «Правила виноделов», снятого по книге Джона Ирвинга. Источник

  • К примеру, многие эпизоды в середине книги «Тайная жизнь пчел» Сью Монк Кидд включают в себя технологии пчеловодства. Читатель много узнает о меде и пчелах. В то же время глубже понимает персонажей.
  • Книга Джона Ирвинга «Правила виноделов» рассказывает о том, как собирать яблоки и делать сидр.
  • А действие романа Абрахама Вергезе «Рассечение Стоуна» повествует о врачебной практике.

Мы знаем, что начать писать нелегко. Но этого того стоит. Вы удивитесь, какой драйв можно испытать, когда герои начинают жить, дышать, сами совершать поступки — кажется, что вы тут даже не при чем. Вступите в клуб великих романистов и, возможно, ваша книга станет настоящим бестселлером.

По материалам книги «Создавая бестселлер»

Обложка отсюда

  • Читательский дневник 2 класс ответы сказка о рыбаке и рыбке
  • Читательский дневник 4 класс история россии в рассказах для детей
  • Читательский дневник 2 класс зимовье зверей русская народная сказка
  • Читательский дневник 3 класс по литературе сказки пушкина
  • Читательский дневник буква ты рассказ