Читали ли вам сказки на ночь и кто это делал

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 2 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 122-124. укм школа россиираздел русские писатели. проверим

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 122-124. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?

Мне больше всего запомнились сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» и рассказ Толстого «Котёнок».

2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.

Сказки бывают народными и литературными. Народные придумывает народ, литературные сочиняет автор.

3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор? Это художник, который делает рисунки — иллюстрации к литературным произведениям. Например, к сказке о «Рыбаке и рыбке» рисунки делал художник Перцов.

А наиболее известным иллюстратором сказок Пушкина является Иван Билибин.

4. С какими произведениям Пушкина, Крылова, Толстого ты был знаком раньше? Расскажи одно из них.

Я читала сказки Пушкина: «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде».

Я читала басни Крылова: «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».

Я читала рассказы и сказки Льва Толстого: «Два брата», «Два товарища», «Лев и собачка».

Пример пересказа сказок Пушкина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл?

«Сказка о рыбаке и рыбке»: не садися не в свои сани. Это значит занимайся своим делом, не лезь в чужое.

«Лебедь, рак и щука»: из кожи лезут вон. Это значит стараются изо всех сил.

«Стрекоза и муравей»: голову вскружило. Это значит потерять рассудок, делать глупости.

«Филипок»: в горле пересохло. Это значит, что мальчик не мог сказать ни слова.

«Котёнок»: что было духу. Это значит изо всех сил, очень быстро.

6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» Пушкина. Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?

Тема этих стихотворений — зима и мороз.

Но картины в этих стихотворениях разные. В первом описана деревня, день, радость мальчика и крестьянина. Во втором описан город и ночь, все люди спят и только собака лает.

7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность «Сказки о золотой рыбке»?

Её необычность в том, что она написана в стихах. И у неё грустный конец, нет счастливого финала.

8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему.

Пример рассказа на тему «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса

Однажды мы с Игорем гостили в деревне у бабушки.

Как-то мы отправились в лес за грибами. Ходили мы долго, почти полдня, и набрали по полной корзинке грибов. Радостные мы возвращались домой.

Нам нужно было перейти по мосткам небольшую, но быструю речку. Я пошла осторожно, а Игорь побежал. Он поскользнулся и упал в воду. Корзина опрокинулась и грибы уплыли по течению. Только один боровик Игорь успел схватить.

Он остался у разбитого корыта, но я поделилась с ним своими грибами.

9. Определи основные мысли прочитанных басен Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?

Основная мысль басни «Лебедь, рак и щука»: Действовать нужно сообща, помогать, а не мешать друг другу.

Основная мысль басни «Стрекоза и муравей»: Нужно всегда думать о будущем и готовиться к нему заранее.

Образные слова: Злой тоской удручена, Воз и ныне там.

Эти выражения называют крылатыми, потому что они ушли в народ, стали часто употребляться в речи.

10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:

Один за всех и все за одного. Миша объяснил друзьям тему по русскому языку, а они помогли ему научиться играть в теннис. («Лебедь, рак и щука»)

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт. Маша боялась спать в темноте, но стремилась побороть свой страх и специально попросила маму гасить ей на ночь свет. («Котёнок»)

Грамоте учиться, всегда пригодиться. Коля пошёл в магазин, но не смог прочитать название товара и ничего не купил. А Игорь знал грамоту и купил нужный ему товар. («Филипок»)

Друзья познаются в беде. Юля потеряла ключи от дома. Алина сказала, что нужно быть внимательней, а Вика пригласила Юлю к себе, пока не пришли её родители. Вика помогла в беде, значит она настоящий друг. («Котёнок», «Стрекоза и муравей»)

Добра желаешь — добро и делай. Вадим помог старушке перейти улицу, а она дала ему конфетку. («Старый дед и внучек», «Стрекоза и муравей»)

Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Маша плохо понимала математику и мама наняла репетитора. Маша усиленно занималась и стала получать по математике пятёрки. («Филипок»)

Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. Андрей долго тренировался и победил на соревнованиях. Он был счастлив. («Филипок»)

11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.

Смотри названия произведений в скобочках.

1

Судья из Одессы Александр Гарский признал двоих молодых людей виновными в краже. Одного приговорил к году условно, другого – к трем годам условно. Обязал регулярно являться в центр пробации, сообщать о перемене места жительства и так далее. А помимо этого, судья Гарский обязал осужденных читать Марка Твена, Джека Лондона и Тараса Шевченко.

«Я увидел, что они дети»

«Допрашивая обвиняемых в судебном заседании, судом установлено, что они фактически по своему развитию еще несовершеннолетние дети, хотя и имеют соответствующий возраст. Отвечая на вопрос сторон и суда, обвиняемый явно не понимает всех последствий возможной уголовной ответственности за совершение правонарушения против собственности. В целом отношения собственности для обоих обвиняемых являются определенным пробелом в знаниях. И это неудивительно, поскольку воспитанием обоих обвиняемых, очевидно, занимались не в достаточной мере» – так звучит цитата из приговора одесского судьи Александра Гарского по делу о воровстве.

Фигуранты – 23-летний Максим и 19-летний Руслан. Они вытащили из нескольких машин магнитолы и динамики. Их заметил охранник, они бросились бежать и выбросили рюкзаки. А потом за ними вернулись – и были задержаны. Помимо условного срока, судья Малиновского районного суда обязал Максима и Руслана прочесть книги Марка Твена, Джека Лондона и Тараса Шевченко.

«Я стараюсь в каждом деле подойти индивидуально к каждому человеку. Здесь я увидел, что они дети. Они не понимают, что совершили. Они улыбаются, не могут нормально какую-то свою мысль выразить. Для них это какая-то игра, но последствия могли быть гораздо серьезнее, чем они думали», – объясняет Александр Гарский.

Во время процесса судья интересовался, что могло сподвигнуть молодых людей на преступление. От Максима в детстве отказалась мать, а родной отец с мачехой сдали его в интернат. У Руслана отец погиб, когда тот еще учился в школе, юношу воспитывали мать и отчим. Денег вечно не хватало. Кроме Руслана в семье росли еще трое младших братьев. Из-за этого он бросил учебу, книги были не в приоритете. Сейчас Руслан и сам уже отец. Рассказывает, что на воровство они с товарищем решились, чтобы заработать на билет домой:

«Ему не хватало, его с работой тогда кинули. И так закрутилось, получилось. Мы ничего не отрицали, приняли все как есть, помогли следствию. Конечно, я в школе читал. Я до седьмого класса хорошистом был, а потом подрос, учебу забросил, друзья, знакомые…»

Среди произведений, которые по решению суда нужно прочитать осужденным, – «Том Сойер» и «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, «Белый клык» Джека Лондона и стихотворение «Проходят дни, проходят ночи» Тараса Шевченко.

«Он так хорошо к нам отнесся, не дал по всей мере закона, а так вот, мягко. Больше не хочется в такую ситуацию попадать. Вечером после работы буду читать», – обещает Руслан.

«Я не обращал внимание на название, я обращал внимание на содержание, – объясняет выбор литературы судья Гарский. – Некоторые детские произведения нужно читать и взрослым. Там много чего полезного, и каждый может там из своей жизни увидеть сюжеты. Запомнилось – и мысль пришла сама собой. В англосаксонской системе правил такие решения принимаются очень часто, надо какую-то правовую традицию внедрять и в Украине».

Что думают библиотекари и психолог

Одесский судья благодаря своим решениям прославился на всю страну. Выбор произведений для Руслана и Максима оценили литераторы, филологи и библиотекари. Многие говорят, судья подобрал книги с глубоким смыслом, они дают возможность получить необходимый жизненный опыт.

«Жизнь не всегда так безнадежна, как кому-то кажется. Собственно, что и есть в «Белом клыке» Джека Лондона, где бесконечная тяга к жизни, к хорошему», – комментирует библиотекарь Ольга Нагорнюк.

Но есть и другие мнения. Директор детской библиотеки Татьяна Палий полагает, что наказанные могут просто не понять перечисленные судьей книги: «Мне кажется, что они вообще ничего не читали, и поэтому на первый взгляд кажется, что в этом возрасте им книги того же Марка Твена будут достаточно сложными. Им надо начинать, наверное, со сказок».

По мнению психолога Марии Фендюры, измениться можно в любом возрасте, и судья в этом случае взял на себя воспитательную функцию:

«[Прежде чем] осуждать, надо сначала пройти путь этих детей, понять, с чем они столкнулись в своей жизни, с какими сложностями. У них нет опыта, когда их понимают, принимают, если учитываем историю их жизни. И когда их еще отправляют в тюрьму – наказание такое привело бы к какому-то разочарованию в людях в целом. У такой меры наказания, [которую выбрал судья], есть шансы дать им возможность понять свою ошибку, найти другие возможности в жизни, реализовать себя».

Адвокат Александр Гладенко, комментируя решение судьи, назвал его и законным, и человечным:

«Это способствует воспитанию и исправлению человека. Если люди, которые считают, что наказание в виде отбывания срока в специальных учреждениях способствует перевоспитанию человека, – я не знаю. Но уверен, что вряд ли наши учреждения ориентированы на эту функцию. Скорее делают хуже. У этих ребят есть шанс. Это послужит холодным душем, и они больше не будут повторять таких ошибок».

Контролировать исполнение приговора будет центр пробации. После прочтения книг Руслан и Максим должны будут сдать экзамен. А пока они готовятся, судья Гарский вынес новый приговор по еще одному делу о воровстве: обязал мужчину прочесть трилогию Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и выучить стихотворение Ивана Франко.

«Дать людям шанс» или «чтение из-под палки»? Судья Лариса Гольник об инициативе коллеги

В эфире Настоящего Времени мы обсудили инициативу судьи из Одессы с его коллегой – украинской судьей Ларисой Гольник. Она сейчас работает в Октябрьском райсуде Полтавы и известна в Украине борьбой за честное и справедливое правосудие, за независимость судей.

— Как вам такой приговор коллеги? Получится у него, по вашему мнению, перевоспитать этих парней?

— Я надеюсь, что получится. Я считаю, нужно, чтобы суд не только карал. Я согласна со своим коллегой – суд должен и воспитывать, давать шанс тем людям, которые оступились. Это называется индивидуальный подход к каждому человеку. Поэтому я думаю, что в данной ситуации это должно сработать. Я тоже читала об этом, очень редко, когда судьи своими решениями становятся известными на всю Украину. Это тот положительный пример, который мы сейчас видим.

— В приговоре судья ссылается на статью 76 Уголовного кодекса Украины, где описаны обязательства, которые суд может наложить на людей при условном сроке. Там есть пункт 6: «Придерживаться установленных судом требований о в том числе проведении досуга». Если так трактовать эту статью, судья, получается, может присудить, например, петь арии по утрам или танцевать гопак на площади перед прохожими?

— Конечно, есть и достаточно скептическое отношение к этому. Нельзя так массово, практически к каждому такое применять – это действительно должен быть индивидуальный подход. Может ли [такое решение судьи] для этого человека повлиять на его дальнейшую жизнь? Видимо, судья подумал, он считает, что через книги возможно перевоспитать этих людей. Тут есть и другая сторона медали, кроме такой позитивной: как же этот приговор будет проверяться? Если эти осужденные не выполнят приговор суда – то как же тогда они будут отбывать наказание?

— Вообще непонятно, честно говоря. Они придут в центр пробации, а там им говорят: «Перескажите содержание», – так это должно быть?

— Да, тут как раз возникает вопрос, как это должно происходить. Знаете, я тоже начала читать, интересоваться, а как же в других странах… Тут действительно [судья] должен быть тонким психологом, тут нужно понимать, что не каждый человек может через книжку измениться.

— Правильно ли я поняла, что этот приговор лежит в рамках украинского законодательства и теоретически любой судья вправе что-то подобное нестандартное присудить?

— Конечно, в принципе этот приговор в рамках законодательства, и он как бы действительно может быть возложен на определенный досуг. Но обычно судьи с таким определенным формализмом подходили к этой статье. Что значит досуг? То есть прибывают в вечернее время туда, где распиваются спиртные напитки, например. Это более понятно.

— Так трактовалась статья.

— Скажем так: я, допустим, не ожидала, что к ней можно так оригинально подойти.

— Будете теперь использовать эту практику?

— Я сейчас не рассматриваю уголовные дела, поэтому я не буду применять, но в принципе для себя на заметку возьму.

Но я скажу еще, что я по первому образованию педагог. И поэтому я думаю, что нужно очень осторожно относиться к такому обязательному чтению, потому что обязаловка может иметь негативный подтекст: «меня заставляют читать».

— Хочется через какое-то время отыскать этих парней и понять, повлияет или нет.

— Это интересно. Некоторые психологи как-то очень настороженно относятся к такого рода мере наказания. Поэтому нужно следить за этим и смотреть, возможно, какие-то научные исследования провести.

Универсальную формулировку для описания не только культурных итогов года, но и итогов года вообще меланхолично высказал наш коллега Антон Красовский в одном из своих видео: «Сил никаких нет, вот правда. Скорей бы уже умереть». 

Также по теме

616c6bce02e8bd2a0672e937
«С задачей прекрасно справились»: первый космический киноэкипаж вернулся на Землю

Корабль «Союз МС-18» с киноэкипажем на борту успешно приземлился в Казахстане. Команда, в составе которой космонавт Олег Новицкий,…

Это общее мироощущение, надо отметить, некоторым образом сглаживается если не мажорностью, то карнавальностью культурных событий, произошедших за последний год. В то время, когда общественно-политические темы вяжут, как неспелая хурма под ёлкой (в самом деле, тысячи ртов пережёвывают одно и то же), культурная сфера, кажется, предлагает что-то новое. Или по крайней мере интересное. 

Что хорошего произошло в этом году? 

Наши люди летали в космос. В общем, это дело обычное уже с 1961 года. Но в этот раз слетали актриса и режиссёр, причём сразу на 12 суток. Юлия Пересильд и Клим Шипенко побывали на МКС и отсняли там 30 часов киноматериала для нового фильма. 

Как и всё происходящее, это вызвало бурю негодования в том духе, что полетели они туда для пиара, лишив законных мест профессиональных космонавтов, которые готовились к полёту годами, а сам космос лучше снимать в павильоне — это всеми мировыми режиссёрами доказано. Но что это меняет? Во-первых, всё, что происходит в мире, — это пиар. И хорошо, что у нас он тоже в культурной сфере получился. Во-вторых, космонавты и так постоянно летают на МКС, этим уже никого не удивишь. В-третьих, в этой конкретной ситуации важны не съёмки, важны достижения.

Будем надеяться, что фильм будет зрелищным и массовым. Всё-таки лучше что-то снять в космосе, чем не снять вообще ничего.

При этом объективным успехом российского кинематографа в 2021 году можно считать фильм «Майор Гром: Чумной Доктор». Для нашей страны это в известной степени феномен.

Начать можно с того, что это фильм, снятый по комиксам, то есть относящийся к части культуры безусловно массовой, но нишевой.

Развился этот проект по вполне голливудским лекалам, по крайней мере внешне: супергерой, молодёжная аудитория, огромное количество мерча, автограф-сессии на фестивалях комиксов и игр, сиквелы, приквелы и спин-оффы в виде печатных изданий.

Что в итоге? В прокате фильм даже не окупился. Что вроде бы грустно. Но тут нужно вспомнить, что это пандемийный год — люди то отвыкали куда бы то ни было ходить, то это делать запрещалось. 

И тогда фильм выстрелил вровень с временем, в которое появился, — он стал лидером в онлайн-кинотеатрах. Причём не только в российских, но и в международных. 

Так, на протяжении нескольких недель он занимал первые места в Италии, Испании, Бельгии, Швейцарии и ещё в 64 странах. 

И, вы знаете, я этот фильм смотрел. Он простой, но добротный — такое честное дитя индустрии. И это даёт надежду, что индустрия-то кино у нас есть, она может работать и приносить плоды и конкурировать этими плодами на мировом уровне. Кажется, неплохой итог, правда? 

В том, что раньше называли искусством изобразительным, а теперь всё больше современным, главный итог, наверное, — открытие нового роскошного выставочного пространства Москвы ГЭС-2. 

Тут всё тоже было очень современно, даже модно. Широкие народные массы узнали о ГЭС-2 благодаря скульптуре «Большая глина №4» Урса Фишера. Общественность, как это ей свойственно, возмутилась — поставили на набережной экскремент! Да ещё и на народные деньги!

Дальше долго объясняли, что скульптура эта изображает кусок глины в руках скульптора, что она бродячая, ездит по городам, к нам приехала из Флоренции и скоро уедет, что поставили её на деньги бизнесмена. Но главное уже произошло — люди заговорили о ГЭС-2.

И теперь туда все стремятся — посмотреть на стерильный дизайн и умеренно эпатажные фотографии, а также выпить кофе за 400 рублей.

Театр в этом году будто вывернулся наизнанку. Дело в том, что в самом театре закулисные события гораздо важнее спектаклей, в то время как зритель видит только то, что на сцене. Теперь развлечений хватает и помимо театра, к тому же театр стал дорогим, да и пандемийные ограничения не способствуют тому, чтобы люди сидели в зале. Поэтому театр стал одновременно и медийным пространством, и бесконечным информационным поводом. 

Каков пассаж — с поста ушёл художественный руководитель МХАТа им. Горького Эдуард Бояков, гендиректором назначили Владимира Кехмана. В рамках исторических аналогий этот сюжет нашёл свою рифму в Камергерском переулке. Ведь если МХАТ штормит, то не поодиночке. МХТ им. Чехова покидает художественный руководитель Сергей Женовач, на его место назначают Константина Хабенского.

В литературе главную книжную премию «Большая книга» в третий раз за 12 лет дали Леониду Юзефовичу за прекрасный, спору нет, роман «Филэллин».

В конце концов, приятно почитать о борьбе русских и греков за греческую независимость от Османской империи. Могли ли дать кому-то ещё, просто чтобы расширить кругозор тех, кто читает по спискам? Могли. Но, видимо, сами читали по спискам, а потому прекрасные книги вроде «Коки» Михаила Гиголашвили и «Желания быть городом» Дмитрия Бавильского обошли стороной.

Также по теме

61b27429ae5ac958811f4244
Бывший худрук МХАТа имени Горького Бояков рассказал, зачем приглашал Бузову играть в театре

Бывший худрук МХАТа имени Горького Эдуард Бояков в стриме RT «Прекрасная Россия бу-бу-бу» рассказал, зачем приглашал телеведущую и…

Зато о Пелевине в этом году говорили много. И дело даже не в том, что по расписанию вышел его новый роман «Transhumanism Inc.» (читаешь и тут же забываешь, о чём он), но ещё и в том, что литературную премию «Национальный бестселлер» получил тоже Пелевин, только Александр, за остроумный и обаятельный фантастический роман «Покров-17». 

Музыка уже много лет живет в онлайне, ей пандемия нипочём. Почему новый альбом Оксимирона лучше, чем старый, вам расскажет молодёжь, а я коротко замечу, что моим фаворитом в музыкальной сфере в этом году стал совершенно очаровательный формат — в Московской консерватории народные артисты читают детские сказки под классическую музыку самых разных композиторов в исполнении симфонического оркестра. Прекрасный повод и способ переосмыслить «Винни Пуха» под Чайковского и Шуберта.

С тревожным ли сердцем мы вступаем в новый год? А когда оно у нас было спокойным? Как видим, что бы мир ни делал, в какой бы круговерти ни пропадал, культура не просто выживает, а колосится. Потому что кризисное время для искусства наиболее благотворно. Суть искусства — конфликт. А конфликты, как мы видим, неисчерпаемы. Так что не будем торопиться с отчаянием. Поживём пока.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Ксения Антипова:

Команда проекта «Соотечественники» уже не раз рассказывала о Вашем проекте под названием «Сказки на ночь». С него я и хочу начать нашу беседу и в этот раз постараться узнать все подробности. Как зародился этот проект?

Наталья Боху:

Идея возникла ещё в 2019 году, но как-то всё не складывалось. Когда мы все вышли на карантин, идея вспомнилась. Это было именно то время, когда «Сказки на ночь» должны были начаться — чтобы чем-то развлекать и себя, и детей, а также продолжать занятия русским языком у нас в стране.

Ксения Антипова:

Были какие-то трудности с запуском проекта или всё шло как по маслу?

Наталья Боху:

Я не скажу, что было трудно начинать, потому что был интерес попробовать это сделать. Начинала я с нашими детьми в Агадире, где я, в общем-то, проживаю. Я знала и других наших соотечественниц, которые проживают в других городах Марокко: Касабланка, Рабат, Фес, Марракеш. Мы, конечно, все общаемся, и я оповестила их о том, что в Zoom мы начнем «Сказки на ночь» и кто хочет, может подключиться. В первые недели подключилось достаточно много ребят именно из Марокко. Буквально на третий день проекта к «Сказкам» подключился безвременно ушедший Аркадий Бейненсон. Он мне написал, что тоже хочет прочитать сказку. Я подумала, что он шутит. Если честно сказать, как-то так не восприняла серьёзно. Он говорит: «Ну какие шутки? Я тоже люблю детям сказки читать». Он подключился, прочитал сказки Толстого, написал о нашем проекте на сайте «Московского Дома соотечественника». Его статья привлекла внимание соотечественников из других стран. Стали подключаться, писать в Facebook и в мессенджерах, узнавать можно ли подключиться. Условий как таковых не было, потому что это бесплатный проект. Главное, есть желание, время — и пожалуйста подключайтесь. И всё пошло, вы правильно сказали, как по маслу.

Ксения Антипова:

Правильно ли я понимаю, что на момент карантина вы встречались в Zoom каждый вечер?

Наталья Боху:

Да, шесть месяцев ежедневно мы встречались каждый вечер. И после шести месяцев мы перешли уже на формат три раза в неделю, потому что дети вышли в школы. Знаю, что для многих соотечественников это была действительно счастливая пора. По тому, как мы смогли именно погрузить наших детей в русский язык. У нас пошли именно занятия русским языком. У меня — сказки, у других наших соотечественников из других стран стали развиваться проекты в поддержку русского языка.

Ксения Антипова:

Какую цель вы сами преследовали, когда запускали этот проект?

Наталья Боху:

Не скрою, что проект «Сказки» для меня в какой-то степени стал тоже очень важным. Возможно, даже важнее, чем детям, потому что он скрасил и мой карантин. Подготовка к встречам, выбор текста, выбор сказки, выбор произведения, поиск тех, кто сможет присоединиться, письма писателям, которых я приглашала ещё в начале, когда проект только стартовал. Ещё был такой момент, что мы не могли продолжать курсы русского языка, потому что помещения закрылись, мы сидели на карантине, но хотелось продолжать уроки, которые мы и так вели в нашей Ассоциации. И это был очень хороший формат, потому что это больше уже было развитие речи, притом в интересной форме, когда это не просто урок чтения или литературы, а это сказки, подразумевается как урок развития речи. На «Сказках» дети, действительно, очень много рассуждали, вернее, мы и читали, и обсуждали прочитанное, то есть здесь дети могли высказывать свои мысли по отношению к героям сказки или рассказа, поступили бы они так или нет, что основное. То есть мы именно разговаривали, обсуждая сказки, обсуждая рассказы.

Ксения Антипова:

Вы сказали, что приглашали в гости писателей.

Наталья Боху:

Вот здесь я хочу выразить своё восхищение Оксаной Чикул. Оксана Чикул работает в Московской библиотеке, если не ошибусь, 163-й. Мы с ней лично не знакомы, но мы друзья в Facebook, где мы друг друга поддерживали, ставили лайки. Она как-то увидела, что у нас стартовал проект «Сказки», подключилась к нам и привела за собой очень много современных писателей. Почему я не устаю её благодарить, потому что она как работник библиотеки знакома со многими писателями лично. В момент карантина они тоже находились дома. И как-то всё сложилось очень хорошо, потому что мы ни разу не получили отказа. Я понимаю, что если бы мы к кому-то обращались сейчас, было бы уже сложнее, потому что люди вышли на работу, писатели стали участвовать в различных фестивалях, ездить по разным городам внутри страны, им уже тяжелее. Но во время карантина многие присоединились.

Присоединилась Анна Гончарова – удивительная писательница, которую дети просто обожают, называют её доброй феей, потому что, во-первых, это невероятно красивая женщина, она очень нежная, сама женственность, очень красивая, приятная, с длинной русой косой. Когда она сидела и не только читала свои сказки мягким бархатистым голосом, но и играла с детьми, конечно, это увлекало, я вам скажу, не только детей. Сидели папы и мамы вместе у экранов. Было, действительно, интересно её слушать.

Присоединилась Оксана Стази. Как и Анна Гончарова, Оксана Стази является и детским психологом, и детским писателем, и педагогом по образованию. Оксана Стази живёт в Америке. Она тоже автор многих книг как для детей, так и для подростков. К Оксане обратилась я лично, потому что видела её на Facebook, смотрела статьи о ней. Мы изредка до этого переписывались. Оксана тоже поддержала инициативу. Она выходила к нам по несколько раз в неделю, читала свои произведения.

Евгения Малинкина присоединилась, Юлия Иванова… На самом деле, боюсь сейчас кого-то забыть, потому что много писателей. Обидятся…

Ксения Антипова:

Дети — участники проекта тоже читали сказки. Как это было?

Наталья Боху:

Я всегда спорю со взрослыми, такими же как я, которые говорят, что дети не любят читать. Дети любят читать. Только они не любят читать то, что им навязывают. Вот это я поняла на проекте «Сказки». То есть они сами выбирают произведение, сами читают и читают в удовольствие. У нас уже даже стала возникать проблема: «Можно я почитаю?», «А можно я почитаю?», «Сегодня я!», «Завтра я!». Были случаи, когда я переносила писателя, объясняя, что ребенок именно завтра хочет почитать, что потом не сможет подключиться, что там разные обстоятельства… И писатель уступал место!.. Так что, да, дети любят читать.

Ксения Антипова:

Сейчас в Малайзии существует, скажем так, филиал «Сказок». Когда он появился?

Наталья Боху:

Филиал в Малайзии открылся буквально сразу — через три недели, как стартовал проект «Сказки на ночь» у нас здесь, в Марокко. Нас с Аленой Белозерцевой познакомил Аркадий Бейненсон. Они созвонились, и она просто пожалела, что их дети из Малайзии, Таиланда, азиатского региона не могут выходить к нам на «Сказки на ночь», так как у них уже была ночь, когда мы встречались. И я ей предложила, почему бы ей не открыть там «Сказки на ночь». И вот уже второй год мы сотрудничаем. Самое интересное, что у нас есть дети, которые подключаются у меня в четверг, пятницу, субботу и также подключаются к Алёне. То есть у нас какое-то, на самом деле, сказочное братство постоянных участников, потому что дети бегают по «Сказкам» у нас уже между Малайзией и Марокко.

Ксения Антипова:

Насколько чтение сказок поспособствовало знанию русского языка у ребят?

Наталья Боху:

В наших странах – Африка и Ближний Восток — дети находятся целый день в школе, поэтому у нас на русский язык отводится час-два в неделю. Это в лучшем случае. Есть разновозрастные и разного уровня группы. Например, есть дети одного возраста, но кто-то хорошо говорит и даже читает, и такого же возраста ребенок может плохо говорить на русском и не всё понимать. Поэтому мы всегда продумывали, как проводить эти занятия. Я пришла к выводу, что мы должны больше влюбить в русский язык. Если мы «заразим» вирусом желания учить русский язык, дальше всё пойдет. И мне кажется, проект «Сказки на ночь» в этом очень помог.

Я всё время вспоминаю нашу Алису из Исландии, которая в течение проекта научилась читать на русском. Это было настолько удивительно! Она вначале всегда говорила детям: «Я вот тоже скоро научусь, и я вам почитаю». Сейчас она нам читает. Начала она с легких сказок, а недавно читала нам уже «Буратино». Это ребёнок, который за год начал читать! У неё появилась именно внутренняя мотивация к чтению, то есть ребенок захотел научиться читать, потому что видит, как читают дети друг перед другом, и тоже захотела испытать это счастье.

Ксения Антипова:

Расскажите немного о культурной ассоциации «Дар», во главе которой Вы находитесь. Чем она занимается помимо проведения занятий по русскому языку?

Наталья Боху:

Как я уже сказала про «Сказки», мы ищем действительно интересные форматы для детей, чтобы это было не навязывание с нашей стороны, потому как невозможно заставить ребенка учить ещё и русский язык, когда очень большая нагрузка в школе в Марокко — например, арабский и французский язык. Этого не навязать, можно только влюбить в русский язык. И мы искали такие форматы, чтобы было интересно для детей. Не будучи театральными деятелями по образованию (никто из нашего актива Ассоциации не связан с театром), мы пришли к одному, что это должна быть театральная студия, потому что именно через постановки, разучивание песен, стихотворений мы можем достичь цели — изучения русского языка. Можем сохранить наш язык, потому что у нас все постановки только на русском языке. Кстати говоря, ещё в «доковидное» время к нам в именно в театральную студию пришла заниматься семья французов: четверо детей, абсолютно не говорящих на русском, и родители, которые два или три года работали в Москве. Они немного говорят, понимают. И привели своих четверых детей: двоих сыновей, двух дочерей к нам в театральную студию. Они у нас участвовали в постановке к Новогодней Ёлке. Было очень интересно наблюдать, когда они французскими буквами писали русские слова и учили, надо сказать, серьезнее, чем наши дети-полукровки. Это было очень приятно, очень трогательно.

Ксения Антипова:

Какие направления деятельности для Ассоциации также важны?

Наталья Боху:

Основное направление у нас – сохранение русского языка и, конечно, историческая память, потому что, я не буду лукавить, всем известно, что искажаются представления, искажаются исторические данные. Мы часто наблюдаем, как наши дети приносят из школы от учителя по истории факты, которые абсолютно не совпадают с нашим представлением. Может изначально, когда открывали, регистрировали Ассоциацию, об этом не задумывались, но это пришло само собой, потому что мы хотим, чтобы дети знали историю наших родственников, историю нашей страны.

Помимо уроков русского языка, чтения литературы, также на базе Ассоциации есть курсы по истории. Это основное. И, конечно, стараемся поддержать нашу культуру, наши праздники, потому что даже, например, День космонавтики – здесь его не отмечают. А мы хотели бы, чтобы наши дети о нём знали. Поэтому помимо развлекательной программы, мы ещё аккуратно внесли нашим детям теоретический материал. Это основное направление деятельности Ассоциации.

Ксения Антипова:

Раз уж мы заговорили о сохранении исторической памяти, как Вы и Ваша Ассоциация отметили в этом году День Победы?

Наталья Боху:

Немного необычно, потому что мы ушли от формата концертных программ. Мы ушли немного в другой формат, а именно «посидеть-поговорить». 9 мая мы собрались все в кружочек в эвкалиптовом лесу, и дети рассказывали сами от себя, своими словами, а не заученным текстом, что им рассказали их мамы. У кого-то дедушка на заводе всю войну проработал и это был, действительно, очень сложный труд. Маша, которой 9 лет, рассказывала про своего прадедушку. Он, кстати, жив, ему 95 лет. Это очень трепетно и все порадовались за дедушку Маши. Ещё мальчик из Херсона рассказывал, как его прадедушка воевал на танке, совершал подвиги. Сейчас танк, на котором воевал его прадедушка, как памятник стоит в городе Херсоне. Знаете, когда рассказывает ребенок другим таким же детям, они по-другому воспринимают эти истории. Они, действительно, их слушают, запоминают. После такой беседы «по душам», мы предложили детям сыграть в «Зарницу». Команда «красных» у нас нашла флаг, на котором было вышито, кстати говоря, марокканцем «9 мая». Также мы завершили 9 мая небольшим «Бессмертным полком», потому что у нас в Агадире не все смогли присутствовать. Однако те, кто были, пришли с фотографиями своих ветеранов и в лесочке мы провели небольшой «Бессмертный полк».

Дачник Сергей Александрович собирал грибы и увидел человека с металлоискателем, не похожего на местного. Он знал, что немцы в этих местах в Подмосковье продолжают искать своих погибших бойцов.

Он посмотрел на мужчину, а тот — на него. Они ничего друг другу не сказали.

Русский не хотел уходить, потому что это было грибное место, хотя в присутствии поисковика ему было не очень комфортно.

Насобирав полведра «белых», он уже собрался восвояси.

— В какую сторону Духанино? — раздалась неплохая русская речь, и только «р» выдавало немца.

Тот показал.

— Подождите, — громко сказал немец.

Сергей Александрович много раз бывал за границей и насчет современных немцев сделал один вывод: «Дети, покупающие телевизоры, жующие поп-корн и мечтающие забыться на берлинских аттракционах». К этому же разряду он отнес и поисковика.

Немец подошел к русскому, показав карту боевых действий со множеством пометок фломастером. Карта буквально отдавала войной.

— Где мы с вами стоим, должна быть горка, — поделился немец. — Кстати, меня зовут Ральф.

— Сергей, — представился русский. — Это торфяная горка, которую срыли на удобрение.

— Понял! — радостно откликнулся немец. — Тогда я должен искать здесь, — он показал пометку в карте.

Ральф отвернулся, будто Сергея и не было, и пошел куда-то в сторону. И дачник отправился домой.

Его дача находилась в конце садового товарищества, а участок стоял наполовину в лесу. Около 11 вечера в полумраке Сергей Александрович увидел бредущего немца.

— Есть кто? — кричал тот из-за забора.

Сергей Александрович выключил телевизор и вышел.

— Застрял, не успеваю вернуться в гостиницу, — сказал немец.

Русский пригласил его на террасу.

Через минуту куртка Ральфа висела на вешалке в прихожей, а сам поисковик за обе щеки уплетал мясо.

Сергей Александрович включил телевизор. Показывали гей-парад в Берлине. Немец поднял голову и скривил лицо.

— Выродки, — знал он и такое слово.

— Кто это выбрал за них? — задумался дачник.

— Сделали страну дегенератов. Ради этого нужно было объединять ФРГ и ГДР? Человеческие отбросы у власти. Нужен Гитлер. И вам нужен Гитлер. И французам. Иначе крышка, — выразился немец. Он без смущения, на земле, где его предки пролили большую кровь не одних только воинов врага, сказал это.

Сергей Александрович подождал, пока гость доест.

— К нам Гитлер в гости уже приходил. Не понравилось, — сказал гидроэнергетик.

Сергей Александрович был хорошим инженером, смышленым, и несколькими годами ранее помог русской поисковой группе определить, где в этих краях шли бои.

— Вот в этом лесу, где мы с вами встретились, ваши прадеды жгли из огнеметов партизан вместе с деревьями. Прошло много времени, война осталась в фильмах и книгах, но не вся — в самой жизни тоже что-то проглядывает. И каждый раз, когда хожу за грибами, думаю об этом.

Немец понял, что не угодил хозяину, но был слишком уставшим, поэтому сказал, что было на уме:

— А вы что предлагаете? — Ральф объяснил, что относится ко Второй мировой войне так же, как, например, к наполеоновским войнам и что воевать — это нормально. Добавил, что для него Гитлер мало чем отличается от других нормальных европейских лидеров. Но сейчас в Старом Свете и во всем мире начали «курочить жизнь», а поэтому «всем здоровым силам нужно объединиться».

— Мы с вами по-разному понимаем здоровье, — сказал на это дачник.

Сын Сергея Александровича уже лет десять как работал в Германии и часто поговаривал, что любит эту страну больше России.

По телевизору продолжали показывать гей-парад.

— Гитлер эту кашу, в конечном счете, и заварил. Придумали задолго до него, а он стал активно продвигать к реализации, — говорил гидроэнергетик. — Когда тебя делают зверем, это происходит ради чего угодно, только не ради твоей свободы. Свободен может быть лишь человек, и то если он творчески развит. Развит вообще. Ну, хоть сколько-нибудь.

А зверь, которому отключили тормоза… Гитлер это и делал. Он воспитывал своего рода баранов, а потом, когда русские его уконтрапупили, его прихвостни разбрелись по свету и стали, через посредников, организовывать гей-парады, растлевая и развращая тех, кого не удалось тупо-прямо поработить. Одних — в супермаркеты, других — на рок-концерты, третьих — на виллы, а четвертых — на гей-парады. И огнеметы не нужны. Понимаешь?

Немец удивился и сделал большой глоток еще не остывшего чая. В деревянном домике раздалось довольно громкое нерусское «а».

— Сейчас, когда правым силам так нужно объединиться… — на автомате пробормотал Ральф, но было видно, что думал уже о чем-то другом.

— Всем людям нужно объединиться, герр, а с теми, кто уже больше не человек, а зверь… Ведь нормальные семьи нужны не ради производства белокурых бестий для вермахта или НАТО (не сильно отличаются), а чтобы были люди, способные что-то к этому миру прибавить. Это может сделать только человек.

— Нечего прибавлять, всё уже было, — как по-заученному сказал Ральф. И опять у Сергея Александровича сложилось впечатление, что говорить-то он говорит, а думает уже не о том.

— Вот, может, и огнеметчики ваши, точнее не они сами, а те главные, кто к нам их посылал, так думали, еще и поначитавшись Гессе. Всё уже было, и нет ничего нового под луной, но в этой суете сует их погнали до Берлина. Вы уверены, что всё неприятное с немцами уже случилось?

— Я, в общем, простой человек, не понимаю, о чем вы говорите. Только сила может победить деградацию.

— А запустить ее она не может?

— Здоровье должно себя, в конце концов, навязать, иначе человечество… — немец не договорил и уставился на чашку.

Дачник взглянул на экран и увидел, будто не гей-парад идет, а те самые огнеметчики в нацистской форме. Морок сходил, и он смотрел на реальные марширующие меньшинства, потом те снова сливались с нацистами.

Сергей Александрович подкинул в печку дровишек, глянул на огонь. И тут ему представились уже сожжения времен войны, сквозь которые опять шел гей-парад, сменяющийся нацистским. «Что за чертовщина!» — подумал он и сильно потер лицо руками.

Дачник был поражен и, хотя был неверующим, как-то перекрестился, и еще раз внимательно посмотрел на экран.

Немец тем временем вышел на крыльцо. Стояла подмосковная ночь. Смешанный с холодком запах цветов и лесных растений можно было попробовать на вкус.

Поисковик побрел к калитке, опустив голову в телефон.

«Разные миры, — подумал Сергей Александрович, — сын этого немца служит в НАТО и готовится отомстить за Гитлера. Мой сын любит Германию больше России, а я не сомневаюсь, что НАТО споткнется, а все эти влюбленности в Запад пройдут, как сон».

От печного тепла, еды и усталости сильно хотелось спать.

Он вернулся на террасу и снова включил телевизор. Показывали «17 мгновений весны».

Сергей Александрович вымывал тарелку, из которой ел немец. Ему не хотелось ставить ее к остальным.

Ральф покопался в телефоне, вернулся к крыльцу и постучал.

— Что? — спросил хозяин.

— Не принимает. Не могу вызвать такси.

— Давайте я. Какой номер?

Немец с интересом посмотрел в телевизор.

— Какое хорошее кино! Вообще мы не должны были воевать, Сергей. Русские и немцы — родные, — вдруг выдал он.

— Англичане, хотите сказать, стравили? Слышал-слышал. Но воевали. А кровь обратно не отмотать. Вы тогда свой выбор сделали, а мы — противоположный. И сейчас, когда партнеры тех, кого ваши «здоровые» сделали своими наследниками, устроили обкалывание вашего народа, у нас он прежний. Я не знаю, что будет дальше, вылезем мы из постсоветской ямы или нет, но это так. Пускай вакцинированные НАТОвцы попробуют нас, в конце концов, загрызть.

— Вакцинация — еще одна тема для тех, кто за здоровье…

— Для людей, Ральф. Для людей.

— Я только хочу покончить с гей-парадами, — сдавал назад собеседник.

— Вот езжайте и кончайте, — сказал ему русский. — Похоже, такси уже ждёт.

Немец встал и, волоча ноги, побрел на выход. Сергей Александрович проводил его до машины и сказал водителю:

— Вези быстрее. Устал человек.

Чтобы ему снова не пришлось слушать о правоте Гитлера, дачник согласился обменяться с Ральфом телефонами. Наутро он получил сообщение: «Сергей, что-то не даёт мне покоя. Я немец, но, похоже, в ваших словах есть правда. Я обязательно к Вам приеду».

«Еще чего не хватало», — подумал гидроэнергетик.

Публикация: ИА Красная Весна

  • Читай не хочу как пишется
  • Чистящий обувь как пишется
  • Чит дневник сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Читаем по слогам сказки для чтения 7 лет распечатать
  • Читаем о любви рассказы