Читайте детям сказки стихи

На руси с давних пор рождество и колядки всегда были переплетены и это несмотря на то, что данный обряд является

Как правильно колядовать на Рождество: красивые колядки для детей и взрослых, короткие стихи с поздравлениями для колядования

На Руси с давних пор Рождество и колядки всегда были переплетены и это несмотря на то, что данный обряд является сугубо языческим. Интересно, что этому действу уже не одна сотня лет, но и сейчас молодежь, а особенно детки всех возрастов, любят Рождество именно за это.

Как правильно колядовать на Рождество

Колядки появились еще до того, как на Руси приняли христианство. С тех самых пор они считаются одной из самых важных традиций на праздник. Колядками называют небольшие рождественские песни, обычно это четверостишие, которое исполняют под незамысловатую музыку. Это одно из самых любимых увлечений у детей. Колядуя, дети получают деньги и конфеты. Взрослое поколение также наслаждается праздником и учит стихи, чтобы рассказать их и получить за это подарки. Обычно для колядования собирается большая группа, при этом, совсем не важно, есть там дети или взрослые.

Как правильно колядовать на Рождество: красивые колядки для детей и взрослых, короткие стихи с поздравлениями для колядования

У колядующих есть свой лидер, он идет первым и несет звезду. После него идет звонарь, он отвечает за большой колокольчик и оповещает людей звоном о том, что идут колядующие. Есть и еще один важный человек в группе, он отвечает за подарки. Колядовать достаточно просто, для этого нужно выучить текст (обычно люди пытаются учить короткие тексты, их легче всего запомнить) и рассказывают его по памяти. Зачастую стих рассказывают под напевание одного из членов группы.

Красивые колядки для детей и взрослых на Рождество 2022 года: короткие стихи с поздравлением

Как правильно колядовать на Рождество: красивые колядки для детей и взрослых, короткие стихи с поздравлениями для колядования

Пришла коляда

Накануне Рождества,

Дайте коровку,

Масляну головку.

А дай бог тому,

Кто в этом дому.

Ему рожь густа,

Рожь ужимиста.

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна — пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытием,

И богатством.

И создай вам, Господи,

Еще лучше того!

*********************************

Коляда ты, коляда,

Заходила коляда,

Записала коляда,

Государева двора,

Государев двор среди Москвы,

Середь каменныя.

Кумушка-голубушка,

Пожертвуйте лучинки

На святые вечера,

На игрища, на сборища.

Спасибо, кума, лебедь белая моя,

Ты не праздничала, не проказничала,

На базар гулять ходила, себе шелку накупила,

Ширинку вышивала, дружку милому отдавала.

Дай тебе, Господи, сорок коров, пятьдесят поросят,

да сорок курочек.

*************************************

Коляда-моляда

Прикатила молода!

Мы нашли коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос.

Не велит долго стоять,

Велит скоро подать

Или тепленький пирог,

Или маслица, творог,

Или денежку копьем,

Или рубль серебром!

***************************************

Тетенька добренька,

Дай кулички сдобненькой.

Коляда-моляда,

Накануне Рождества,

Подавай, не ломай,

Все по целой подавай.

Если крошечку уронишь,

То и Бога не замолишь.

Не подашь лепешки —

Разобьем окошки.

Не подашь пирога —

Уведем корову за рога.

Источник

Читайте детям сказки стихи

Читайте также


Если у Вас не получится погадать в Сочельник , не печальтесь: время дла гадания в январе еще будет.


08.01.2022, 13:01

736

просмотров

Подробнее


Когда можно гадать в январе?С 6 по 19 января в стране идут рождественские, святочные гадания.


06.01.2022, 23:04

89

просмотров

Подробнее


Период рождественских праздников издавна считался самым таинственным и подходящим временем для гаданий.


06.01.2022, 22:04

259

просмотров

Подробнее


Священнослужители Русской Православной Церкви дали советы православным о том, как правильно …


06.01.2022, 16:02

48

просмотров

Подробнее


Часто люди путают, когда следует колядовать, щедровать и засеивать. 7 января, на Рождество Христово,…


06.01.2022, 14:56

22

просмотрa

Подробнее


Неспроста череду новогодних праздников называют волшебными и сказочными. Каждый, кто под Новый …


05.01.2022, 23:43

120

просмотров

Подробнее


Как правильно провести Рождество и Сочельник в январе 2022 года.Празднование …


05.01.2022, 22:54

66

просмотров

Подробнее


Могу сказать, что люди по-разному воспринимают колядки. Кто-то нормально относится …


05.01.2022, 22:26

53

просмотрa

Подробнее


Ароматы имбиря и корицы – главная примета зимних праздников. Кексы, штоллены, пряники – главные герои.


05.12.2021, 19:58

23

просмотрa

Подробнее


Вы знаете, наверное, я отстала от моды, несовременна. Почему вдруг? Да потому, что все вокруг пишут о политике,…


07.11.2021, 21:26

61

просмотр

Подробнее


Праздник Покрова Пресвятой Богородицы всегда особенно почитали на Руси. Покровские …


08.10.2021, 16:24

147

просмотров

Подробнее


Есть такая примета: если на Святки в полночь выйти на балкон и бросить старый сапог на новый мерседес,…


вчера, 23:03

11

просмотров

Подробнее


2022 год только успел вступить в законные права, но уже успел забрать несколько знаменитостей.


вчера, 22:13

13

просмотров

Подробнее

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии

русского слова, сердце преисполнится чувством изящного,

пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

В. Г. Белинский.

Особое место в методике развития речи детей занимает работа, направленная на воспитание у них любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений — одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, т. е. развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры.

Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения, развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.

Дети, которым читают много стихотворных произведений, имеют замечательную память и чувство ритма, без больших усилий запоминают большие тексты. Безусловен тот факт, что с помощью стихов можно развивать память. Особенно, если делать это регулярно и с использованием специальных приемов.

По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является старший дошкольный возраст. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До 5 лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После 5 лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память.

В своей работе с детьми с ОВЗ я стала заучивать стихи по ролям, так как эти стишки и потешки больше увлекают детей и они лучше их запоминают, да еще им нравится драматизировать их.

Чем хорош метод?

  1. Ребенок читает не один, ему не скучно. Партнёром может быть взрослый или другой ребёнок. Интереснее, когда партнёр папа или мама.
  2. Читая по ролям, он научается следить за текстом, слушать и слышать других. В школе ему будет легче следить за чтением товарищей. У него уже будет навык слушать других.

При заучивании стихов с детьми я придерживаюсь некоторых правил:

1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое произведение должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д.

2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если появляются искаженные слова, некоторые авторские слова ребенок заменяет другими, или какие-то слова он постоянно забывает— это свидетельствует о том, что ребенок их не понимает, поэтому взрослым надо их объяснить.

3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), зоровики (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).

Дети с ОВЗ лучше запоминают стихи с помощью определенных жестов и движений.

Приемы, которые помогали лучшему запоминанию:

• выполнение игровых действий с предметами во время чтения;

• договаривание детьми слов, которые рифмуются;

• чтение стихов-диалогов по ролям;

• драматизация.

Сопровождая слова действиями, интонацией , ребенок быстрее запоминает текст, не теряя при этом понимания смысла. Для данной группы детей лучше всего инсценировать короткие стихи с простым сюжетом, в которых есть одно или несколько действующих лиц.. Приведу несколько примеров инсценировок стихов для детей с ОВЗ, которые в течение учебного года удавалось заучивать после каждой лексической темы. Например – тема «Фрукты»

Где же яблоко, Андрюша? Л. Миронова (имя ребенка изменяли в зависимости от того, кто читает стих)

— Где же яблоко, Андрюша? (Соня)
— Яблоко? Давно я скушал(а).
— Ты не мыл(а) его, похоже.
— Я с него очистил (а) кожу.
— Молодец, ты стал(а) какой(ая)!
— Я давно уже такой(ая).
— А куда очистки дел(а)?
— Ах, очистки тоже сьел(а).

Предлагала детям разыграть стихи, песенки по ролям, используя жесты и выразительную интонацию, например по теме: «Дикие и домашние животные»

Мишка В. Орлов

— Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

— Потому что снег и лед –

Не малина и не мёд!

Заяц, заяц, чем ты занят? Г. Сапгир

— Заяц, заяц, чем ты занят?
— Кочерыжку разгрызаю.
— А чему ты, Заяц, рад?
— Рад, что зубы не болят.

Кошка, как тебя зовут? Г. Сапгир

— Кошка, как тебя зовут?

— Мяу!

— Стережешь ли мышку тут?

-Мяу!

— Мяу, хочешь молока?

-Мяу!

-А в приятели — щенка?

— Фр-р!

«Хозяйка и кот» С. Черный

— Почему ты черен, кот?

— Лазил ночью в дымоход.

— Почему сейчас ты бел?

— Из горшка сметану съел.

— Почему ты серым стал?

— Меня пес в пыли валял.

— Так какого же ты цвета?

— Я и сам не знаю это.

Петушок (Русская народная потешка в обработке Л. Завалънюка)

Собачка.

Петя, Петя, петушок, золотой гребешок,

Ты зачем так рано встал,

«Ку-ка-ре-ку» прокричал?

Петух. А затем,… чтобы не проспал народ

Солнца ясного восход!

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность.

«Откуда?» Я.Аким

— Откуда вырос колос?

— Из одного зерна.

— Откуда слышен голос?

— Из нашего окна.

— Откуда взялся мальчик?

— Он вышел из дверей.

-Откуда вылез пальчик?

— Из варежки моей.

Кафтан К. Ушинский

— Федул, что губы надул?

— Да кафтан прожег.

— Зачинить можно?

— Да иглы нет.

— А велика ли дыра?

— Да один ворот остался.

Уши Э.Мошковская

— Доктор, доктор, как мне быть?

Уши мыть? Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть?

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор:

— Еже..! (Отвечает доктор гневно)

— Еже… еже… ежедневно!!

«Что случилось в доме?» Э.Успенский

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом, мама глядит кругом.

— Был на квартиру налёт?

— Нет!

— К нам приходил бегемот?

— Нет!

— Просто приходил Серёжка, поиграли мы немножко.

— Значит это не обвал?

— Нет.

— Слон у нас не танцевал?

— Нет.

— Очень рада, оказалось, я напрасно волновалась.

Жадина. С. Я. Маршак

— Гриша, Гриша, дай мне нож.

-Ты обратно не вернёшь.

— Дай-ка, Гриша, карандаш.

-Ты обратно не отдашь.

— Гриша, Гриша, дай резинку.

-Ты откусишь половинку.

— Гриша, Гриша, дай чернил.

-Ты бы сбегал и купил!

Чтение по ролям – весёлое занятие. После прочтения текст можно превратить в театрализованную постановку с изготовлением костюмов, декораций. Тема: «Насекомые»

Скучать некогда Г. Ладонщиков
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
— Что ты ищешь там?
— Нектар!
— А тебе не надоело, не наскучило искать?
— Нет, тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!

Мотылек. Л. Модзалевский

— Расскажи, мотылек, чем живешь ты, дружок?

Как тебе не устать день-деньской все порхать?

— Я живу средь лугов, в блеске летнего дня,

Ароматы цветов – вот пища моя!..

Маленькая девочка, скажи, где ты была? С. Я. Маршак

— Маленькая девочка, скажи, где ты была?

— Была у старой бабушки на том конце села.

— Что ты пила у бабушки?

— Пила с вареньем чай.

— Что ты сказала бабушке?

— Спасибо и прощай!

В процессе заучивания стихов учитывались индивидуальные особенности детей и их склонности к поэзии.Стихотворения заучивались полностью, без деления на отдельные строки и строфы. Во вторую половину дня знания стихов закрепляли воспитатели, а в выходные дни – родители.

Заучивание стихов, потешек, песенок по ролям нашли эмоциональный отклик в душах детей и сыграли большую роль в развитии голосового аппарата, заметно улучшилась память, обогатился словарный запас. Ребята стали более раскованные, исчезла их робость и застенчивость, появился интерес не только к стихам, но и к книгам, к иллюстрациям. Игры стали более содержательные, дети самостоятельно придумывают и инсценируют стихи со своими игрушками.

Взрослые, читайте, запоминайте стихи, тексты вместе с детьми, и не от случая к случаю или к каким — то праздникам. Очень важно систематическое чтение и заучивание стихов, т. к. стихотворный текст активизирует весь организм ребенка.

Литература

1. Я.Аким «Откуда?».

2. «Петушок» (Русская народная потешка в обработке Л. Завалънюка).

3. Г. Ладонщиков «Скучать некогда».

4. С. Я. Маршак «Маленькая девочка, скажи, где ты была?».

5. С. Я. Маршак «Жадина».

6. Л. Миронова «Где же яблоко, Андрюша?».

7. . Миронова «Мотылек».

8. Э. Мошковская «Уши».

9. В. Орлов «Мишка».

10. Г. Сапгир «Заяц, заяц, чем ты занят?».

11. Г. Сапгир «Кошка, как тебя зовут?».

12. Э.Успенский «Что случилось в доме?».

13.К. Ушинский «Кафтан».

14.С. Черный «Хозяйка и кот».

Подборка красивых стихов про снеговика для детей: красивые, нежные, трогательные и весёлые стихотворения. Читайте эти строки с удовольствием во время зимних праздников, Нового года и Рождества!

*****

Снеговик, Снеговичок,
Ты, как гриб Боровичок,
Крепенький и ладный,
И такой нарядный!

*****

Новый год! Новый год!
Снеговик домой идет.
Всем несет он по подарку:
Снежной бабе — снеговарку,
Чтоб варила холодцы,
Снегритятам — леденцы,
А Снегурочке — обновку:
Новую морковку!

Андрей Усачёв

*****

Ком, комочек и комок
Что стоишь и ждёшь, дружок:
Ком, комочек и комок?
Угли — глазки, нос — морковка,
И метёлку держишь ловко.

Мне прекрасно здесь стоится,
В двери Новый год стучится,
Дедушка Мороз и вьюга
Лепят для меня подругу.

*****

Мы слепили снеговик.
Он не мал и не велик.
Носик из моркошки.
Вместо глаз — картошки.
Очень милый и смешной.
Привели его домой.
Поутру растаял.
Мыть полы заставил.

Устинова И.

*****

Снеговик из детской сказки

Раскраснелась детвора —
Накатала три шара!
Друг на друга их сложили,
И ведро нагромоздили.

Нос — морковка, уголь — глазки,
Снеговик из детской сказки!
Руки — ветки, рот — конфета…
Пусть стоит теперь до лета!

*****

Снеговик улегся спать
В белоснежную кровать.
Он на снежную подушку
Положил свою макушку,
А на снежную перину
Из шаров из снежных спину.
Снега намело немало —
Вот готово одеяло.
Пес лохматый не поймет,
Снеговик был, стал сугроб.

Шемякина Н.

*****

Снежная баба

Мы снежную бабу слепили на славу.
На славу, на славу, себе на забаву.
На нас она черными смотрит глазами,
Как будто смеется двумя угольками.
Хотя и стоит наша баба с метлой,
Но пусть не покажется вам она злой.
Ведро вместо шляпы надели мы ей…
Со снежною бабой игра веселей.

*****

Снежно белый снеговик
Он не мал и не велик,
Снежно белый снеговик.
У него морковкой нос,
Очень любит он мороз,
В стужу, он не замерзает.
А весна приходит – тает.
Что же делать, как же быть?
Как его нам сохранить?
Может белый холодильник,
Для снеговика купить?

*****

Снеговик, морковный нос,
Вышел утром на мороз.
Взял лопату снег убрать,
Взял метлу, чтоб подметать,

Санки взял, чтоб в лес пойти
И дровишек принести.
А затем испечь коврижку,
В гости пригласить зайчишку,

Мишку, белку и ежа,
Воробья и снегиря.
Приходи, лесной народ!
Снеговик вас в гости ждёт.

*****

Лепим снеговика

Лепит с самого утра
Детвора снеговика.
Снежные шары катает
И смеясь, соединяет.

Cнизу самый крупный ком,
Чуть поменьше ком на нём.
Ещё меньше – голова,
Дотянулись мы едва.

Глазки- шишки, нос морковка.
Шапочку надели ловко.
Яркий шарф, в руках метла.
И довольна детвора.

*****

Снеговик, снеговик
Он не мал и не велик
Мы его слепили
А потом забыли
А к утру расстаял снег
И исчез наш человек
Снежный был он
Снежный снежный
И такой пушисто-нежный
После школы мы опять
Будем во дворе гулять
Слепим мы другого
Снежно — не — сырого

Алверно Д.

*****

— Снеговик! Снеговик!
Ты откуда здесь возник?
С мамой мы вчера гуляли.
А тебя мы не видали…
— Я пришел из зимней сказки,
Для тебя принёс салазки.
Дед Морозу помогаю,
Всех детишек поздравлю.
Расскажи-ка мне стишок,
Про Снегурку и снежок!
Спой, Катюша, песенку,
Всем нам будет весело!

Маслей Н.

*****

Снеговик стоит — хохочет,
Небо, он — метлой щекочет.
Разместилось на макушке
Синее ведро — игрушка.

Глазки — чёрненькие точки,
Заменили уголёчки.
Нос — огромная морковка!
Притащил из дома Вовка.

Рот ему нарисовали,
Долго шарфик выбирали:
То короткий, то не яркий,
То в полосочку, но маркий!

С бамбулёном — для девчонок,
Вырос быстро из пелёнок!
Привязали синий — Сашин,
Так решили дети наши.

Шубка — снежный пуховик,
Очень счастлив снеговик.
Веселит честной народ,
Всех, кто мимо не пройдёт!

Возле старой колокольни
Снеговик стоит довольный.
Красивей чем на открытках,
На весь шар горит улыбка.

Лышко Н.

*****

Снеговик скучает
Около скамейки.
Для него я вылеплю
Снежную семейку.

Бусинки из ягод,
Длинные реснички —
Очень симпатичная
Вышла снеговичка.

Детки-снеговята
Тут же, под бочком,
Весело играют
Снеговым мячом.

Снег ещё нестойкий, —
Я после обеда
Нашёл лишь снеговушку
И снегового деда.

Слуцкая Л.

*****

Снеговик собрался прочь.
Громко лаял пёс всю ночь.
Думал пёс, придут помочь…
Слышал, снег сползает
С крыши… Но никто
На зов не вышел.
Отворилась дверь чуть свет…
«Люди, где наш Снежный дед?»
На земле морковка-нос… «Сам ушёл
И снег унёс!»

Островский С.

*****

Снеговик стоял на горке,
Не одет совсем никак.
Притащил ему Егорка
Папин старенький пиджак.
Шарф ему связала Нина
Вместе с бабушкой своей.
Шляпу вынесла Марина —
Ничего, что без полей.
Снеговик детишкам местным
Благодарен от души:
До чего наряд чудесный
Подарили малыши!

Нестерова Т.

*****

Мы снежную бабу слепили на славу.
На славу, на славу, себе на забаву.
На нас она черными смотрит глазами,
Как будто смеется двумя угольками.
Хотя и стоит наша баба с метлой,
Но пусть не покажется вам она злой.
Ведро вместо шляпы надели мы ей…
Со снежною бабой игра веселей.

Бродский А.

*****

Лепим мы снеговика,
Крутим гладкие бока!
Эй! Ребята! С ним дружите,
Нос — морковку подарите!
Если прочь отступит стужа,
Он растает — будет лужа…
Но пока стоит на месте
И доволен, что мы вместе!

Мельник Н.

*****

Жил да был Снеговичок:
Рот — травинка, нос — сучок.
Все зверята с ним дружили,
В гости часто заходили.
Шёл он как-то мимо ёлки,
А навстречу ему — волки!
Слышит — шепчутся они:
— Ветки ниже наклони!
— Эту ёлку вчетвером
Срубим быстро топором!
— Толку нет от этих ёлок —
Только раны от иголок!
Снеговик не растерялся
Тут же по лесу помчался:
— Эй, зверюшки, помогите,
Нашу ёлочку спасите!
Звери к ёлочке сбежались.
Ну, а волки испугались,
Убежали наутёк.
Молодец, Снеговичок!

Корнеева О.

*****

Лепим мы снеговика,
Хоть работа нелегка.
Катим с другом мы вдвоём
Всё рас-тууу-щий снежный ком!
Раз — готов один комок.
Два — комок — его дружок.
Три — ещё комок возник —
Получился снеговик!
Глазки — это леденцы,
Нос его — морковка.
Мы сегодня молодцы,
Есть у нас сноровка!

Киселева О.

*****

Государственное
казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

«Гулькевичский
реабилитационный центр для детей и подростков

с
ограниченными возможностями»

КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Чтение книг дома»

Разработала

воспитатель

Кириченко О.В.

Гулькевичи

2021

Консультация для родителей по
теме: «Чтение книг дома для детей дошкольного возраста»

Уважаемые родители!

Задача взрослого — открыть
ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое
доставляет погружение в чтение.

Взрослый, читая книгу,
должен сделать этот
процесс увлекательным и соблюдать некоторые правила
:

1. Показывайте ребёнку, что
чтение вслух доставляет вам

удовольствие. Не бубните, как бы
отбывая давно надоевшую

повинность. Ребёнок это
почувствует и утратит интерес к

чтению.

2. Демонстрируйте ребенку
уважение к книге. Ребёнок должен

знать, что книга — это не
игрушка, не крыша для кукольного

домика, и не повозка, которую
можно возить по комнате.

Приучайте детей аккуратно
обращаться с ней. Рассматривать

книгу желательно на столе, брать
чистыми руками, осторожно

перевёртывать страницы. После
рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте
зрительный контакт с ребёнком.

Взрослый во время чтения или
рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его
лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы
проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь
передать музыку ритмической речи.

Ритм, музыка речи чарует
ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.

Играйте голосомчитайте то быстрее, то
медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям
стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также
смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает

ребёнку воспроизводить в
воображении нарисованные словами картины.

Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их
слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но
для него — нет.

Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из
этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и
тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей
книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и
найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

Читайте вслух или пересказывайте ребёнку
книги, которые вам самим нравились в детстве.

Прежде, чем прочитать ребёнку
незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы
направить внимание ребёнка в нужное русло.

Не отрывайте ребёнка от чтения
или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание
детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

На воспитание детей оказывают
влияние самые разнообразные жанры художественного слова -сказки и рассказы,
стихи и потешки, пословицы и поговорки.

Социологи и психологи всего мира
утверждают, что именно чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую и
социально ценную личность. Что, как и когда мы можем сделать для детей по
привлечению к их чтению? Для того чтобы грамотно руководить процессом приобщения
детей к чтению, предлагаем
наши советы
:

 Наслаждайтесь чтением сами и
выработайте у ребенка отношение к чтению как к удовольствию:
цитируйте строки прочитанных книг,
делитесь впечатлениями и эмоциями в процессе чтения (смейтесь, удивляйтесь) и
т. п. Нет ничего более эффективного, чем воспитание своим примером.

Наглядно демонстрируйте, что вы цените чтение:
покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. В семье должна
быть домашняя библиотека.

Читайте ребенку вслух ежедневно. Подключайте к чтению всех
членов семьи. Выделите дома специальное
место для чтения и хранения детских книг.

 Поощряйте дружбу с детьми,
которые любят читать, отмечая данный факт как
неоспоримое достоинство человека. Хвалите приятелей ребенка,
если они уже умеют читать, но избегайте упреков: дескать, вон
они какие молодцы, а ты …

Просите старших детей читать
младшим
. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием
демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так
же
, как их старшие братья, сестры или друзья.

Поощряйте попытки
самостоятельного чтения книг ребенком (даже его имитацию: чтение наизусть с одновременным
переворачиванием страниц в нужном месте).

Не прекращайте чтение вслух
тогда, когда ваш ребенок научится читать достаточно беглоЧитать ему
все равно еще трудно, глаза от напряжения устают, усталость провоцирует скуку,
а скучное занятие отвращает. Чтение вслух сближает взрослых и детей, ребенок может
о чем-то спросить, выразить свои впечатления, возникшие после прочитанного.

 Посетите с ребенком библиотеку
и научите пользоваться ее фондами. Регулярно посещайте библиотеку в дальнейшем.

 Предоставьте ребенку возможность
самому выбирать книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. д.) по
интересующей его тематике.

Подпишитесь на детские журналы
на имя ребенка с учетом его интересов и
увлечений (при его непосредственном
участии)
.

Во время поездки (на поезде, в машине, самолете) предлагайте ребенку видео-
и аудиозаписи знакомых литературных произведений.

 После просмотра фильма
предложите ребенку прочитать книгу, по мотивам которой
он был написан.

Не спешите расставаться с не
раз прочитанной книгой: сделайте иллюстрации,
нарисуйте вместе с ребенком полюбившихся
персонажей, «оживите» героев
книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани. Связав и т. д.,
разыграйте домашний спектакль, придумайте свой конец
сказки или рассказа.

Воспитывайте бережное отношение
к книгам, учите ребенка правилам обращения с ними:

1. Не брать грязными руками.

2.  Не перегибать книгу.

3. Не класть в нее карандаши,
ручки и другие предметы – от этого портится переплет, отрываются и выпадают
листы.

4.  Хранить в специально отведенном
месте.

При выборе книг и последующем
ознакомлении с ними ребенка обратите внимание на следующее:

1. Книга для ребенка дошкольного
возраста должна быть иллюстрирована. Картинки должны быть органически связаны с
текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее существенные моменты
содержания художественного произведения. Желательно, чтобы иллюстрации
сопровождали текст, но не преобладали над ним. Чем старше ребенок,
тем меньше может быть иллюстраций. При выборе книг предпочтение надо отдавать
тем иллюстрированным изданиям, где изображения животных, людей, предметов
реалистичны.

Читайте старшим дошкольникам объемные («толстые») книги.
Чтение каждой части длинной книги (чтение с продолжением) должно

сопровождаться припоминанием
того, что прочитано накануне. Спросите ребенка: «На чем мы вчера
остановились?»
. Обязательно пользуйтесь закладкой.

Старайтесь читать по
определенной системе, например, познакомьте ребенка с
несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги независимо от
возраста ребенка обязательно назовите имя
писателя или поэта, жанр и название произведения. Например: «Я прочитаю тебе русскую
народную сказку «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка»
.Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов,
сказок и стихотворение.

1. Перечитывайте знакомые книги
по многу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как
можно больше приносят больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что
им читают, в результате формируется плохая привычка
поверхностно относиться к книге.

2.  Не используйте литературных
героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо мыть руки, как книжный
герой)
. Воспитательная функция художественных произведений
самодостаточна. Ребенок не должен воспринимать
книгу как свод правил, в противном случае он начнет ее тихо ненавидеть, а порой
и противостоять тому, о чем в ней говориться.

3.  Объясняйте до начала чтение
значения тех слов, без понимания которых ребенку будут неясны
основной смысл текста, характер героев. Если произведение не будет воспринято,
понято ребенком, оно не достигает своей главной цели: не будет
содействовать формированию личности подрастающего человека.

4. Читайте
выразительно
, стремясь донести до ребенка
эмоции
, содержащиеся в художественном произведении. Если
взрослый в процессе чтения не определит свое отношение к героям и изображаемым
событиям, вряд ли это сможет сделать ребенок.

Успехов и все у вас обязательно
получится!

Консультация для родителей

«О пользе чтения книг или что и как читать детям 

5 – 7 лет»

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм ,игр на телефонах и планшетах , компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.

Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.

Читая вместе с мамой или папой, ребенок активно развивает воображение и память.

Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна — лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие).

Как читать?

— В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.

— Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.

— Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.

— Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.

— Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.

Если ребенок не хочет слушать

Это довольно распространенная проблема современных детей. Слишком много других развлечений и источников информации. Мультфильмы можно смотреть в любом количестве и какие захочешь. Зачем еще и читать скучные бумажные книжки с неподвижными картинками, когда на экране все динамично, ярко, красиво и при этом сюжет тот же самый. Именно такова позиция детей, которых не ограничивают в просмотре телевизора. Когда же родители спохватываются и начинают пытаться читать детям сказки, в ответ они получают бурный протест. Действительно, зачем книги, когда есть телевизор? Другое дело, когда телевизор есть лишь на 15-20 минут в день. Естественная потребность в новой информации неизбежно привлечет внимание ребенка к книге, и он сам попросит вас почитать.

   Не нужно ограничивать репертуар детских книг для вашего ребенка перечисленными ниже произведениями.

Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет

Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное — все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.

Русские народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и медведь. Лиса и журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок — Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел.

Авторские сказки: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского.

Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».

Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты:

1. Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т.д.

2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится — лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка.

Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.

3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно несильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.

4. Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.

5. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.

6. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут),

7. Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5 — 10-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.

8. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание.

Читайте с удовольствием!

  • Чиполлино читать сказку в сокращении
  • Чиполлино герои сказки имена и картинки
  • Чип для детей 5 7 лет по сказкам времена года
  • Чингиз айтматов собрание сочинений
  • Чешская сказка монстр без имени