Читаемый как пишется правильно

Yaml это язык для сериализации данных, который отличается простым синтаксисом и позволяет хранить сложноорганизованные данные в компактном и читаемом

YAML — это язык для сериализации данных, который отличается простым синтаксисом и позволяет хранить сложноорганизованные данные в компактном и читаемом формате. Рассказываем, как это пригодится для DevOps и виртуализации.

  • Что такое YAML?
  • YAML vs JSON vs XML
  • Характерные особенности YAML
  • Синтаксис YAML
  • Что ещё может YAML?

Что такое YAML?

YAML — это язык для хранения информации в формате понятном человеку. Его название расшифровывается как, «Ещё один язык разметки». Однако, позже расшифровку изменили на — «YAML не язык разметки», чтобы отличать его от настоящих языков разметки.

Язык похож на XML и JSON, но использует более минималистичный синтаксис при сохранении аналогичных возможностей. YAML обычно применяют для создания конфигурационных файлов в программах типа Инфраструктура как код (Iac), или для управления контейнерами в работе DevOps.

Чаще всего с помощью YAML создают протоколы автоматизации, которые могут выполнять последовательности команд записанные в YAML-файле. Это позволяет вашей системе быть более независимой и отзывчивой без дополнительного внимания разработчика.

Всё больше и больше компаний используют DevOps и виртуализацию, поэтому YAML — это must have для современного разработчика. Кроме того, YAML легко интегрировать, благодаря поддержке Python (используя PyYAML библиотеку, Docker или Ansible) и других популярных технологий.

YAML vs JSON vs XML

YAML (.yml)

Особенности YAML:

  • понятный человеку код;
  • минималистичный синтаксис;
  • заточен под работу с данными;
  • встроенный стиль, похожий на JSON (YAML является его надмножеством);
  • поддерживает комментарии;
  • поддерживает строки без кавычек;
  • считается «чище», чем JSON;
  • дополнительные возможности (расширяемые типы данных, относительные якоря и маппинг типов с сохранением порядка ключей).

Применение: YAML лучше всего подходит для приложений с большим объемом данных, которые используют DevOps конвейеры или виртуальные машины. Кроме того, улучшение читаемости данных пригодится в командах, где разработчики часто с ними взаимодействуют.

JSON

Особенности JSON:

  • труднее читать;
  • явные, строгие требования к синтаксису;
  • встроенный стиль, похожий на YAML (некоторые парсеры YAML могут читать JSON-файлы);
  • нет комментариев;
  • строкам нужны двойные кавычки.

Применение: JSON используется в веб-разработке — это лучший формат для сериализации и передачи данных через HTTP-соединение.

XML

Особенности XML:

  • труднее читать;
  • более многословный;
  • действует как язык разметки, а YAML как язык для форматирования данных;
  • больше возможностей чем у YAML, например атрибуты тегов;
  • более жёсткая схема документа.

Применение: XML идеален для сложных проектов, которым требуется тонкий контроль над валидацией, схемой и пространством имён. Язык обладает плохой читаемостью, требует большей пропускной способности и ёмкости хранилища, но обеспечивает беспрецедентный контроль.

Характерные особенности YAML

Поддержка мультидокументов

Вы можете объединить несколько YAML-документов в один YAML-файл для облегчения организации файлов и парсинга данных.

Документы разделяются тремя дефисами (—):

---
player: playerOne
action: attack (miss)
---
player: playerTwo
action: attack (hit)
---

Поддержка комментариев

YAML позволяет добавлять комментарии после символа #, как в Python:

key: #Это однострочный комментарий
   - value line 5
   #Это
   #многострочный комментарий
 - value line 13

Легко читаемый синтаксис

В синтаксисе YAML-файлов используется система отступов, как в Python. Необходимо использовать пробелы, а не табуляцию, чтобы избежать путаницы.

Это избавляет от лишних символов, которые есть в JSON и XML (кавычки, скобки, фигурные скобки).

В итоге читаемость файла значительно повышается.

YAML

#YAML
 Imaro:
 author: Charles R. Saunders
 language: English
 publication-year: 1981
 pages: 224

JSON

{
   "Imaro": {
      "author": "Charles R. Saunders",
      "language": "English",
      "publication-year": "1981",
      "pages": 224
   }
}

Явная и неявная типизация

YAML предлагает как автоопределение типов, так и возможность явно указать тип данных. Чтобы использовать конкретный тип, нужно написать !![тип] перед значением.

# Это значение преобразуется в int:
is-an-int: !!int 14.10
# Превращает любое значение в строку:
is-a-str: !!str 67.43
# Значение должно быть boolean:
is-a-bool: !!bool yes

Отсутствие исполняемых файлов

YAML не содержит исполняемых файлов. Поэтому можно безопасно обмениваться YAML-файлами с третьей стороной.

Чтобы использовать исполняемые файлы, YAML нужно интегрировать с другими языками, например Perl или Java.

Синтаксис YAML

В языке есть несколько базовых концепций, которые позволяют обрабатывать большинство данных.

Пары ключ-значение

Большинство данных в YAML-файле хранятся в виде пары ключ-значение, где ключ — это имя пары, а значение — связанные данные.

Скаляры и маппинг

Скаляр представляет собой одно значение, которому соответствует имя.

YAML поддерживает стандартные типы: int и float, boolean, string и null.

Они могут быть представлены в разных видах: шестнадцатеричном, восьмеричном или экспоненциальном. Также существуют специальные типы для математических сущностей, такие как: бесконечность, -бесконечность и NAN.

integer: 25
hex: 0x12d4 #равно 4820
octal: 023332 #равно 9946
float: 25.0
exponent: 12.3015e+05 #равно 1230150.0
boolean: Yes
string: "25"
infinity: .inf # преобразуется в бесконечность
neginf: -.Inf #преобразуется в минус бесконечность
not: .NAN #Not a Number
null: ~ 

Строки

Строка — это коллекция символов, которая может содержать слово или предложение. Можно использовать либо |, для отдельных строк, либо >, для параграфов.

Кавычки в YAML не нужны.

str: Hello World
data: |
   Это
   Отдельные
   Строки
data: >
   Это 
   один параграф
   текста

Последовательности

Последовательности — это структуры данных похожие на списки или массивы, которые хранят несколько значений под одним ключом. Они определяются с помощью отступов или [].

shopping: 
- milk
- eggs
- juice

Однострочные последовательности выглядят лаконичнее, но хуже читаются.

shopping: [milk, eggs, juice]

Словари

Словари — это коллекции пар ключ-значение, которые хранятся под одним ключом. Они позволяют разделить данные на логические категории.

Employees: 
- dan:
    name: Dan D. Veloper
    job: Developer
    team: DevOps
- dora:
   name: Dora D. Veloper
   job: Project Manager
   team: Web Subscriptions

Словари могут содержать более сложные структуры, что позволяет хранить сложные реляционные данные.

Что ещё может YAML?

  • Anchors (якоря)
  • Templates (шаблоны)
  • Взаимодействие с Docker, Ansible и т. д.
  • Расширенные последовательности и маппинг.
  • Расширенные типы данных (timestamp, null и т. д.)

Источник YAML Tutorial: Get Started With YAML in 5 Minutes

На чтение 9 мин Опубликовано Обновлено

Процесс расставания может стать большой проблемой для обоих партнеров, при чём сложно предугадать кто будет страдать больше. Тот, кто принял решение о разрыве или тот, кто неожиданно столкнулся с уходом второй половинки. К сожалению не многие понимают, что их действия или бездействие в конкретных ситуациях способны затянуть отчуждение на многие месяцы.

Главная проблема при расставании

В фильме «Красивый, плохой, злой», про американского маньяка Теда Банди, есть отличный момент, который поможет нам иначе взглянуть на ситуацию с расставанием.

Девушка серийного убийцы долгое время была безумно влюблена в него, хоть и замечала странности в поведении. Именно она сообщила в полицию о том, что он может быть причастен к ряду тяжких преступлений.

Когда Тед оказался за решеткой, он принялся уверять подругу в том, что не виновен и суд обязательно разберется.

Отказался от адвоката и стал сам защищать себя. Эта история до сих пор обсуждается среди юристов как самая неординарная. Девушка начала чувствовать себя виноватой, якобы по её наводке близкий человек может отправиться на электрический стул.

Пошли сомнения, и верить в то, что долгое время она проживала в одном доме с маньяком, не хотелось.

В результате она настолько погрязла в чувстве вины, что перестала верить обвинителям. Сначала отрицание, затем игнорирование Теда, чтобы отдалиться от самой ситуации, а потом апатия.

В одном из эпизодов она пришла в тюрьму перед самой казнью, чтобы получить ответ — убийца он или нет.

Несмотря на всю доказательную базу и отсутствие сомнений у правоохранителей, ей было важно услышать подтверждение именно от него.

Именно он должен был четко и ясно сказать ей — да, я совершал эти преступления, ты всё сделала правильно, твой звонок был разумным решением.

Это и есть закрытие гештальта, завершение события. Именно его не хватало девушке, чтобы продолжить жить не мучая себя сомнениями и чувством вины.

Сидя за стеклом она просила отпустить её душу, сказать правду, признаться. Затем она показала фото жертвы с места преступления и спросила — что ты сделал с ней?

Когда на запотевшем стекле Тед написал слово «ножовка», подтвердив тем самым свою причастность, девушка выскочила из комнаты, испытав наконец свободу. Свободу от собственных мыслей..

Похожая ситуация происходит в момент прекращения любых отношений. Тот, кого бросили, попадает в ловушку из чувства вины и отсутствия конкретики.

Что делать? Нужно ли что-то делать? Я могу всё исправить? Что я сделал не так? Возможно меня не правильно поняли, нужно объяснить. Он(а) хочет чтобы я исчез или мне нужно проявить активность? Это конец или затяжная ссора? Чего от меня ждут? Я должен быть настойчив или лучше дать время всему утихнуть?

Взять ответственность и решиться на разговор

Разрыв отношений чаще происходит резко, без диалога. Просто одному надоели эти отношения или стало скучно или появилась новая любовь. Партнера ставят перед фактом и на этом всё.

Кажется, что он должен принять это как должное и отстать, ведь вам он больше не нужен.

Но на практике так не работает. Ошарашенный человек не может просто сказать «хорошо, пока тогда», если вы были ему дороги и важны, то уйти он не сможет точно.

Но что произошло и может ли он на что-то повлиять не ясно, потому что вы не выяснили это в нормальной обстановке.

Часто бывает так, что причина разрыва не совсем объективная или не вписывается в общепринятые нормы, тогда озвучить её было бы странно и люди начинают придумывать более логичные поводы.

Но получается не очень.Так моего друга бросила девушка, которая просто поняла, что отношения это не её конёк.

Ей хочется ходить с подругами по кафе и клубам не ограничивая себя ни в чём. Но сказать об этом она не решилась и поэтому дальнейшие события превратились в лавину бессмысленных объяснений, которые с треском проваливались и приходилось искать новые.

Чтобы не мучить партнера и не оказаться в ситуации, когда он целыми днями пишет и звонит с целью каких-то выяснений, лучше сесть и искренне поговорить.

Сообщить причину расставания и ясно дать понять — решение окончательное, мы друг другу не подходим, пойми меня, не держи зла, спасибо за всё, но я хочу расстаться.

Да, придётся взять на себя ответственность за сам факт расставания. Вы инициатор и это нужно признать. Если попробуете действовать с позиции безысходности, якобы вы и не собирались, но вот партнер ведёт себя как-то не так, поэтому вам пришлось уйти, то скорее всего вас ждут месяцы попыток всё исправить с его стороны.

Если бил, то будет уверять, что такое не повторится. Пил, будет говорить, что бросил. Не уделял внимание, не даст проходу.

Никакого игнора и обесценивания

Существуют приёмы, которые человек рад бы не замечать, но никак не получается. Когда один потерял интерес ко второму, в голову приходит только один план действий — не буду общаться, не хочу, мне это не нужно.

И не желая смягчить падение просто игнорируют попытки поговорить, выйти на контакт, получить ответы.

Такое поведение будет максимально болезненным для брошенного, а вы столкнётесь с мощными атаками с его стороны. Не ответили на одно смс, получите ещё 15.

Пропустили звонок и ваш телефон будет звонить вечно. Кто-то звонить и писать не будет, но его состоянию в этот момент не позавидуешь.

Разрыв отношений не повод уничтожать бывшего спутника, даже если он правда сделал всё, чтобы вы приняли решение о расставании.

В конце концов своими игнорами и обесцениванием вы мучаете себя, потому что чем дальше вы убегаете, тем сильнее страдает человек и быть может начнёт погоню.

После того как вы нормально поговорили, взяли на себя ответственность за расставание и всё объяснили, следует переходить ко второму этапу. Не игнорируем,не прячемся, но четко и ясно озвучиваем свою позицию.

Я понимаю что тебе сейчас тяжело, я вижу что ты расстроен, но я всё сказала, я приняла решение, не нужно ничего делать.

Ошибок как правило две. Либо обесценивание из серии «да чего ты, расстались и расстались, найди другого(другую), как будто уж прям так плохо тебе!».

Либо игнорирование, когда ничего не выяснили, причина разрыва не понятна, а попытки выйти на связь упираются в глухую стену. Человек мучается всё сильнее и сильнее, его активность нарастает, гнев увеличивается и может быть направлен как на вас, так и на самого себя.

Разрушение надежды

Всё вышеописанное приводит сохранению шансов. Как ни странно игнор только с вашей стороны выглядит как понятный и легко читаемый сигнал, на самом деле партнер получает надежду. Вы молчите, не говорите чёткого «нет». А пока нет понимания окончательного разрыва, сдаваться нельзя.

Пока вы не выразили понимания и не объяснили истинные мотивы своего поступка, партнер видит свет в конце тоннеля.

Если не можете четко всё объяснить, значит сами запутались, ваше решение эмоциональное, всё можно исправить. Это ошибка и уходить в такой ситуации никак нельзя.

Но дальше наступает ещё один сложный момент. Как правило людей, которых связывали какие-то отношения, связывают и продукты этих отношений.

Вещи, места, события, привычки, дети в конце концов. Всё это будет использовано, не сомневайтесь. И здесь важно правильно себя вести.

Иногда люди после расставания пытаются сохранить общение на разных уровнях. Продолжать вместе посещать одни и те же места, гулять с ребенком, пользоваться вещами.

Для вас это просто откат, типа мы больше не пара, но видеться можем. Для брошенного это надежда на то, что нынешний вариант общения перерастёт в прежний.

Чтобы этого избежать придётся потратить время и силы на разговор. Если вас связывают какие-то вещи, необходимо их вернуть.

Если вы вынуждены где-то видеться и поддерживать связь, то необходимо каждый раз напоминать, что это просто прогулка и ничего большего не будет.

Необязательные контакты лучше исключить. Бывший хочет вернуть что-то? Попросите сделать это через друзей или родственников. Хочет просто увидеться? Это никакое не просто, такие встречи ни к чему.

Будет правильно выразить понимание его желанию, но отказаться, потому что вы не хотите давать надежду. Ищет иные способы сблизиться? Пресекайте.

Вам может казаться, что и так всё понятно, но это не соответствует действительности. Вы каждый раз должны лишать надежды, чтобы минимизировать страдания брошенного.

Просит увидеться и вы не против? Скажите, что готовы встретиться, но это просто встреча, никаких шансов нет и не будет. Напоминайте об этом каждый раз. Это не займёт много времени, если сделаете всё правильно.

В фильме «Пила» главный герой однажды сказал — у каждого из тех, кто участвовал в моей игре был шанс. Каждый мог выжить совершив определенный выбор. Но жизнь это не фильм ужасов и ставить человека перед выбором, где один вариант провальный абсолютно, а другой частично, без возможности победить, это издевательство.

Если вы правда запутались

А если вы не уверены, что готовы расстаться с человеком окончательно и навсегда, то лучше прямо сказать об этом. Нет смысла сохранять сложные отношения, но и жечь мосты ни к чему.

Да, у тебя есть шанс, быть может я когда-то изменю своё решение, но сейчас это невозможно и никакого давления я не хочу. Что будет завтра не знаю, но сегодня я 100% не хочу сближаться.

Если ты хочешь оставаться на этой дистанции, это твоё решение, но за него я ответственности не несу и говорю прямо — я осознанно расстаюсь, но ты не плохой человек и я не исключаю возможности изменений в будущем.

Это снимет многие причины страдания, позволит не додумывать ничего и освободиться от обязанности что-то менять.

Поставит всё на свои места таким образом, что брошенный получит возможность ненавязчиво ухаживать, проявлять себя на том расстоянии, на котором позволяете вы. Всё максимально честно и никто не проявляет тирании.

Заголовок – самая короткая часть статьи, обычно это несколько слов, одно, реже – два предложения. Придумать его просто, достаточно ясно сформулировать основную мысль материала – что вы предлагаете или хотите рассказать, в чем соль вашего проекта. Но далеко не каждое название нравится, привлекает читателя и повышает посещаемость страницы. В информационном пространстве интернета за клики идет настоящая война, поэтому маркетологи уже не воспринимают заголовок как малозначимую фразу в шапке статьи, напротив – рассматривают как ударную часть страницы, повышающую продажи.

как написать заголовок

Что такое заголовок и подзаголовок

Красивый заголовок – это первое, что привлекает взгляд пользователя, побуждая его читать ваш блог, статью, пост, смотреть видео, писать комментарии. Подзаголовок – это элемент структуры текста, помогающий увеличить скорость навигации — быстро найти нужную информацию, не читая весь объем. Глядя на заголовок, человек составляет предварительное мнение, интересен ли ему контент. Если заглавие не вызывает интереса, читатель проходит мимо статьи, не видит ее. Вот почему львиную долю просмотров получат материалы с самыми привлекательными названиями, способными понравиться с первого взгляда.

2 основные задачи заголовка

две основные задачи заголовка

Главная функция заголовков — это информативность, но для страницы сайта просто информативности недостаточно. Как инструмент маркетинга, хороший заголовок необходимо использовать в борьбе за интерес целевой аудитории. То есть, он должен не только информировать о содержании статьи, но предложить решение проблемы, ответить на вопрос, удовлетворить любопытство или развлечь читателя.

Чтобы кликали

Показатель CTR (click-through rate), это отношение количества кликнувших по заголовку или баннеру рекламы, к количеству увидевших его посетителей. Вообще без заглавия или с неинформативным, излишне агрессивным, неправильно составленным заголовком этот показатель всегда будет низким, а текст потеряет конкурентоспособность в борьбе за внимание читателя.

Чтобы привлечь трафик из поисковиков

Люди обращаются к поисковикам, когда ищут решение насущных проблем или пытаются освоить какое-то дело. В поисковом запросе они формулируют собственную сложность, которую хотят решить. Например — «способы заучивания английских слов». Поисковая машина формирует подборку по многим критериям. Не последнюю роль среди них играет совпадение названия статьи с запросом пользователя. Сам пользователь тоже отдаст предпочтение заголовкам, содержащим его запрос.

Какими бывают заголовки

Виды заголовков различаются по многим параметрам, основные из них – это стиль, смысловая конструкция, содержание, приемы. Понимание классификации поможет написать хороший заголовок для статьи с учетом ее жанра, направленности, целевой аудитории, ожидаемого результата от прочтения.

По стилю

по стилю

  • Информативный – строгого стиля, подходящий, например, для новости в авторитетном научном или деловом журнале. Примеры: «Правительство Москвы выделит средства на ремонт четырех станций метро»; «Роскосмос одобрил испытания новых ракетных двигателей».
  • Игровой – творческий, можно использовать креатив, придумывать любые уловки, нет никаких ограничений. Пример: «Просто забей: Месси посоветовали играть на результат, не обращая внимания на нападки хейтеров».
  • Клише – с использованием устойчивого выражения, для более яркой передачи смысла. Примеры: «Недолго музыка играла: 10 культовых исполнителей, выпустивших всего один альбом»; «Много будешь знать – плохо будешь спать: американские ученые выявили 10 главных причин расстройства сна у студентов».

По сложности конструкции

  • Простой – речь идет о чем-то одном целом. Это может быть большое событие, достопримечательность, личность – что угодно. Примеры: «Как проходили похороны Сталина»; «Ехать ли в отпуск в Японию».
  • Сложный – содержит несколько смысловых элементов, один из которых – главный, а остальные можно использовать как дополнительные. Примеры: «Как провести лето в Африке и не умереть от жары»; «Что делать, если с карты похитили деньги и получится ли вернуть их обратно».

По содержанию

  • Номинативный – содержит имя собственное, обычно применяется в статьях об известных людях. Примеры: «Мария Захарова прокомментировала высказывание американского политика о России»; «10 неизвестных фактов из жизни Джона Леннона».
  • Предикативный – упоминает предмет повествования с глаголом. Примеры: «Золотой мяч отправляется в Португалию»; «Коронавирус отступает»; «Российский спортсмен покорил Олимпийские игры».
  • Пунктирный – содержит намек на тему, но не раскрывает ее до конца. Примеры: «Это скрывали от нас слишком долго»; «Не описать словами: в сибирской деревне случилось страшное».

По приему

по приему

  • Назывной – обозначает общую тему статьи, побуждая читателя проявить интерес к подробностям. Такими заголовками можно оформить блог или развлекательный журнал. Примеры: «Как сложилась судьба Марлона Брандо»; «Почему затонул Титаник».
  • Транзитный – сразу сообщает главное. Такие заголовки популярны в новостных лентах, по ним можно узнавать новости не читая каждую статью. Примеры: «На выходных обещают 28 градусов тепла»; «В Санкт-Петербурге эвакуировали школу по ложной тревоге», «Депутаты Госдумы отклонили законопроект о новых социальных выплатах».
  • Мнение – в заголовке упоминается эксперт или известная персона + тема, о которой пойдет речь. Примеры: «Наталья Поклонская о буднях дипломата, о Крыме и о сложностях общения с иностранцами»; «Не о чем писать: Хабиб Нурмагомедов назвал фейковой новость о своем возвращении в UFC»
  • Цитата – в заголовке указывается имя спикера + его точное высказывание, принято широко использовать в интервью. Примеры: Роберто Карлос: «Сборная переживает не лучшие дни, это правда, но я не отчаиваюсь»; Российский политолог: «То, что мы видим в мире сегодня, это практически новый железный занавес».
  • Кликбейт – кричащий, нацеленный на пробуждение простейших эмоции у читателя – жадности, зависти, гнева, возмущения, любопытства и т.д. Используется для наращивания количества кликов, портит качественный контент, считается неэтичным приемом. Примеры: «Это бесплатное средство избавит от угрей за 1 день»; «Слабонервным не открывать: шокирующие фото из личных архивов знаменитостей»; «Никогда не произносите это вслух – ясновидящая раскрыла главную причину бедности».

Как писать заголовки к разным текстам – общие правила

Правильный заголовок в первую очередь будет соответствовать тексту. Совершенно недопустимо, например, для продающего текста использовать художественный заголовок, больше подходящий для книги или эссе. Нестыковка заголовка с контентом приведет к тому, что ожидания читателя не оправдаются, текст не будет дочитан, а ваш блог или сайт больше не сможет пользоваться доверием этого читателя. Поэтому подбор заголовков мы рекомендуем начать с определения типа текста.

Какими бывают тексты

Можно выделить 5 основных жанров:

  • Художественный;
  • Публицистический;
  • Научный;
  • Рекламный;
  • Информационный.

Какими бывают заголовки

Художественный стиль текста принято использовать в литературных произведениях – рассказах, повестях, романах. При написании заголовков приветствуется использование любых художественных выразительных средств, не приветствуются канцеляризмы, непонятные широкой аудитории термины, сухой деловой или информативный стиль, рекламная агитация.

Публицистика – это жанр новостей, очерков, интервью, журналистики. Любимые всеми новостные рубрики пестрят именно такими заглавиями. Заголовки этого жанра вызывают интерес, любопытство, пробуждают желание купить газету или журнал, кликнуть по новостному заголовку, поделиться ссылкой. Для таких заголовков всегда кстати интриги, загадки, ранее неизвестные факты, скандалы, экстренные новости. Именно их следует разместить в заголовках в первую очередь.

Научный или экспертный — точность формулировок, последовательность изложения. Здесь неуместны лишние слова, абстрактные понятия, туманные определения. Приветствуется больше конкретики и проверенных данных.

Реклама — ставит цель превратить читателя в покупателя или клиента. Продающий заголовок нацелен на то, чтобы еще до прочтения статьи заинтересовать аудиторию. Для этого вписывается «боль» — проблема потенциального покупателя или клиента, которую может решить товар или услуга, и предлагается решение.

Информационный — это максимально полезный контент, благодаря которому читатель узнает что-то новое. Обычно название информационной статьи начинается со слов «как» или «какой». Например, «Как написать качественную статью» или «Какую видеокарту выбрать для игр в 2021 году». Такие вопросы человек задает поисковой системе, следовательно, заголовок облегчает попадание статьи в выдачу.

2 шага к созданию эффективного заголовка

Эффективный заголовок наилучшим образом выполняет свою основную задачу в статье. Его задача, напомним, превратить посетителя в читателя, который впоследствии может стать покупателем или клиентом. Чтобы это происходило, при составлении заголовка рекомендуется учесть несколько ключевых факторов. Первый из них – стиль текста, его мы уже разобрали выше. Следующие два – это цели и целевая аудитория.

Постановка цели

Постановка цели

Под целью подразумевается действие, которое должен совершить человек в результате прочтения статьи. Это может быть переход по ссылке, онлайн покупка, подписка на email рассылку или новости. Мастерский заголовок, помимо привлечения внимания, уже подталкивает к конечному действию. Обратите внимание, что мало просто дать человеку совет совершить какое-то действие на сайте, нужно объяснить ему, какую выгоду или пользу он получит с помощью этого действия.

Определение целевой аудитории

Определение целевой аудитории

Правильно определить, к кому именно вы обращаетесь, важно не только для составления заголовка, но и для написания текста, формирования контента, даже для разработки дизайна сайта. Таргетирование – отдельная наука со своими законами, методиками, инструментами, в нее не обязательно очень глубоко погружаться, достаточно в общих чертах представлять себе, к кому мы обращаемся. Понимание адресата позволяет:

  1. Говорить на языке клиента. Например, с врачами следует говорить на языке медицинской терминологии, такой заголовок повысит доверие к уровню экспертности материала. С домохозяйками этот номер не пройдет, им следует сложные вещи объяснять просто, подбирая понятные слова для заголовков.
  2. Понимать потребности. Определить аудиторию означает определить потребности, ответить на вопрос, что ищет человек. Родители среднего достатка будут искать недорогого репетитора, богатые – самого лучшего, бедные – информацию, как обойтись без репетитора вообще.

Как сделать заголовок эффективным – всегда работающие методы

Креатив и творчество – это всегда возможность выделиться, запомниться, повысить результативность, но при этом всегда есть риск, что ваше творчество останется неоцененным. Рабочие методы уже проверены и не так интересны, как авторские секреты, но зато показывают стабильные измеряемые результаты. Если вы склонны к безрисковым решениям, воспользуйтесь готовым методом написания интересного заголовка.

Задайте вопрос

Вопрос в заголовке – это «троянский конь», который проникает в сознание читателя, побуждая его искать ответ. Каждый, кто увидит вопрос, машинально попробует ответить. Далее возможны две реакции:

  • Я не знаю, но мне хочется узнать. Пользователь не смог ответить на вопрос, в нем проснулось любопытство, побуждающее кликнуть на заголовок, перейти по ссылке, открыть текст.
  • Я думаю, что знаю и хочу убедиться в качестве своих знаний или в авторитетности материала. Читатель ответил на вопрос и просто хочет проверить, действительно ли его ответ правильный. Или наоборот — точно знает правильный ответ и хочет проверить, что написано у вас.

Проблема + решение

Это идеальный заголовок для тех, кто не тратит время в интернете. Например, у меня кончились деньги, я зашел в интернет с конкретной задачей, чтобы выяснить, где можно быстро взять в долг. Мне на глаза попадается фраза – «Кончились деньги? Кредитная карта в два клика, доставим за полчаса». Это именно то, что я искал, я открою материал, прочту условия.

Описание боли

Если боли известны, можно вписать одну из них в название таким образом, чтобы посетитель узнал себя и захотел прочитать статью. Например: «Надоели поиски работы. Хочу зарабатывать много и сразу»; «Не могу похудеть, диеты не работают».

Или противоположный вариант: нужно писать от лица автора, уже решившего проблему. Например: «Похудела за 12 месяцев без диет и таблеток»; «Зарабатываю 100 тыс. в месяц не выходя из дома без вложений и рисков».

Важно чувствовать меру, злоупотребления уже привели к массовому игнору таких названий. Помните, что цель копирайтера – облекать трудности людей в вербальную форму, а не обманывать.

Лайфхаки и инструкции

Самый читаемый контент в интернете, это инфостатьи. Поисковые системы об этом знают и стараются поместить полезный для пользователя материал поближе к топу. Высший пилотаж копирайтинга – встроить продающий посыл в информационную статью так, чтобы люди получали пользу от чтения и привлекались продуктом компании одновременно, и читатель и заказчик скажут вам спасибо за это. Написать подходящий заголовок нетрудно, достаточно убедить читателя, что это инфостатья и что лично ему она будет полезна. Но еще интереснее, если обещается не просто результат, а лайфхак – результат буквально из ничего. При построении такого заголовка тяжело не скатиться в кликбейт, нужно иметь чувство меры, вкус, огромное уважение к аудитории.

Написание заголовков для SEO и веб-текстов

Заголовки для SEO и веб-текстов

Оптимизация, анализ и продвижение диктуют свои условия, которые лучше не игнорировать, чтобы статья была не только интересной, но и релевантной. Чтобы оптимизировать заголовок, достаточно немного понимать специфику каждого формата и типа платформы (блог, мессенджер, инстаграм и т.д.).

Для сайтов

Написать хороший заголовок для сайта можно, следуя простым правилам:

  • Заголовки не должны повторяться. Под тегами Title, H1, H2 и далее должны быть разные заголовки, т.к. этот показатель учитывается поисковиками.
  • Заголовок должен содержать популярный поисковый запрос. Это важно для поисковика и для заходящих на сайт, т.к. если ваш сайт не развлекательный, то основной трафик – это ищущие решения проблемы.
  • Title следует отрегулировать по длине. Минимальный порог для Title – 40 символов, максимальный – 70 символов.

Для статей

Заголовок статьи лучше адресовать конкретной целевой аудитории. Писать заголовок следует, опираясь на содержание и стиль статьи, еще он должен отражать ее суть. Расплывчатая фраза не привлечет внимания читателя, подбирайте правильные слова, чтобы сделать ее конкретной. Помогут вопросы: когда, зачем, почему, сколько, кто, где.

Для продающих постов

Цепляющие заголовки для продающих постов в соцсетях – это почти всегда обыгрыш конкретной боли, решения или схемы «боль + решение». Варианты: «Кто сказал, что лишний вес – это навсегда?»; «Надоели мошенники? Установи определитель номера и забудь о них»; «10 нестандартных идей, как раскрутить блог на непопулярную тематику».

Для Инстаграм

Инстаграм – это платформа, где правит бал визуальный контент. Ключевую роль в привлечении читателя играют, прежде всего, изображения, поэтому заголовок располагают прямо на картинке-обложке. Такой формат диктует свои правила:

  • Краткость — средняя длина заголовка – 40 знаков;
  • Информативность — если люди сразу не поймут, о чем пост, то не станут тратить на него время;
  • Заметность, читаемость – часто используют капслок, яркий цвет и т.д.

Для Дзен

Для платформы Яндекс Дзен рекомендуется писать так, чтобы посетитель сохранил доверие к вашему каналу после прочтения статьи, с маркетинговой точки зрения – это большая победа. Дзен печально запомнился широкой аудитории именно кликбейтными заголовками. Сейчас кликбейт может стать причиной санкций со стороны модераторов сервиса. Простые рекомендации:

  • Содержание картинки и заголовка должны соответствовать статье;
  • Пунктуация должна быть адекватной (особенно это касается восклицательных знаков, вопросительных знаков, многоточий);
  • Умеренное использование эпитетов (известнейший, лучший, ярчайший, величайший – не самые удачные слова для заголовка);
  • Избегайте полуфраз, скрывающих смысл статьи. Плохой пример: «Это простое средство спасает от рака: в стакан воды добавьте одну ложку…»

Для Ютуб-канала

Заголовки на Ютубе могут быть какими угодно, рамок почти не существует. Главное условие – интерес со стороны целевой аудитории. Здесь уместен кликбейт, если он не отталкивает людей, для которых вы записываете видео. Если же ваши подписчики – люди серьезные, вдумчивые, заголовок должен быть внятный, емкий, умеренный стилистически. Если аудитория широкая, ее главное сразу заинтересовать: добавьте скандал, интригу, свежую новость, обещание уникальных кадров – это отлично работает.

Для мессенджеров

Самое сложное в данном случае – написать цепляющий заголовок из трех слов. Можно больше, но в первых трех словах должна быть основная суть, чтобы пользователь успел заинтересоваться в первый же момент, иначе он проигнорирует уведомление, а ценный контент останется без внимания.

Заголовки Title и H1 – что это и как их правильно составлять

заголовки Title и H1

Title – это заголовок страницы сайта, а H1 – статьи. Эти два заголовка могут совпадать по содержанию, но не должны дублировать друг друга. Во вкладке браузера или в закладках отображается Title, статья же начинается с заголовка H1. Важно, чтобы Title начинался с поискового запроса, а для H1 желательно вписать запрос в любом месте.

Что нужно знать о теге H1

  • В тексте не может быть больше одного тега H1;
  • Каждую статью должен открывать H1;
  • H1 – для людей, поэтому не может состоять из одного поискового запроса или ключевых слов, но может включать в себя любые ключевые слова или запросы без переспама;
  • Не ставьте знаки препинания, если это возможно.

Советы по работе с подзаголовками H2-H6

  • Соблюдайте структуру: H3 может стоять после H2, но не может – после H1, также заголовки одного уровня могут идти подряд;
  • Вписывать ключи в такие заголовки не обязательно, но желательно;
  • Переспам ключевиками недопустим, используйте не больше одного запроса.

Готовые схемы для интригующих заголовков

Заголовок можно написать по проверенной схеме, он не будет выглядеть оригинально, но зато его кликабельность уже статистически подтверждена. Если для вас главное – понятный результат без рисков, смело пользуйтесь рабочими схемами из списка ниже.

  • Запрос + для + кому адресовано: «Дополнительный заработок специально для молодых мам»; «Инструменты аналитики для предпринимателей»; «Быстрые знакомства для тех кому за 30»;
  • Как + действие + запрос + обещание: «Как создать эффективный бизнес в интернете и начать зарабатывать уже завтра»; «Как раскрутить страницу в Инстаграм самостоятельно за 30 дней»;
  • Призыв + запрос + обещание: «Выучи английский без репетитора за три месяца»; «Инвестируй выгодно: 10 инструментов успешного инвестора, которые реально работают»;
  • Цифры + прилагательное + запрос + объяснение + обещание: «10 лучших сайтов для заработка в интернете с нуля»; «5 беспроигрышных методов раскрутить блог или сайт быстро и без вложений»;

Продающий заголовок – классическая формула 4U

классическая формула 4U

Формула 4U образуется из 4-х составляющих (английское название каждой начинается с буквы U):

  • Уникальность (uniqueness);
  • Полезность (usefulness);
  • Специфичность (ultra specificity);
  • Срочность (urgency).

Эта формула включает в себя самые важные факторы, влияющие на заинтересованность покупателя. Так уникальность выделяет заголовок среди конкурентов, полезность создает причину для приобретения товара или услуги, специфичность позволяет понять, почему товар актуален для конкретного покупателя, а срочность ориентирует будущих клиентов во времени (время доставки, сроки оказания услуги, сроки получения результата).

«Впервые в России – итальянская дизайнерская мебель: работаем индивидуально с каждым клиентом, доставка по Москве за 1 день»

Как придумать заголовок если ничего не приходит в голову

Писать заголовок не всегда легко, каждый копирайтер сталкивался с полным отсутствием идей или непониманием, как оптимизировать непримечательное название. Если это случилось с вами, не расстраивайтесь, давайте рассмотрим несколько профессиональных хитростей, которые всегда работают.

Психология эффективного заголовка

Хороший копирайтер – всегда немного психолог, ему приходится использовать некоторые страхи, желания и надежды целевой аудитории, чтобы писать адресные статьи, попадающие точно в цель. Но это приходит с опытом, а новичку рекомендуется запомнить самые общие факторы, влияющие на то, как заголовок воспринимается читателем.

  • Правило двух секунд. Ровно столько времени нужно человеку, чтобы зацепиться, обратить внимание, захотеть открыть статью. Постарайтесь наиболее яркими сделать первые три слова.
  • Триггеры-ассоциации. Легче всего интерес у людей вызывают слова или образы, связанные с прошлым опытом. Понимая, кто именно является целевой аудиторией вашего сайта, вы можете использовать такие триггеры, которые напомнят этим людям о чем-то знакомом.
  • Обращение к чувствам. Призывы увидеть, ощутить, почувствовать, попробовать, насладиться – это прямое обращение к чувствам. Это пробуждает предощущение приятного чувственного опыта, интригует, привлекает, вызывает желание прочесть текст, узнать подробнее.

Если кончились идеи

Если нет идей для заголовков

Когда идей нет совсем, и даже шаблонные схемы не помогают ничего придумать, помочь может простая программа – генератор заголовков. Вы введете ключ, программа добавит к нему слова в определенной последовательности по алгоритму и покажет вам несколько вариантов.

Сразу же вставлять машинный заголовок в документ – плохой вариант, т.к. программы даже не умеют правильно склонять ключи, но поиграть с сервисом стоит, это может за пару минут подбросить вам много новых идей.

На что обращать внимание новичкам

  • Пишите грамотно, соблюдайте нормы русского языка – ошибки бросаются в глаза, портят впечатление, пользователи их не любят. Неграмотный заголовок отталкивает, даже если составлен хорошо.
  • Не забывайте про оптимизацию – грамотно вписанный ключ, это всегда плюс для статьи.
  • Привыкайте писать коротко – длинные фразы плохо воспринимаются, мастерство копирайтера – четко передать суть в нескольких словах.
  • Вычищайте лишние слова – оставьте главную мысль и призыв к действию, всё остальное нужно вычистить.

5 главных ошибок начинающего копирайтера

  • Непонятно о чем. Если заголовок не отвечает на вопрос, о чем текст, он не работает. Плохой пример: «Деньги нужны всем». Хороший пример: «Как я заработал 1000$ за два часа».
  • Заголовок и текст говорят о разном. Это допустимо, например, для кликбейта, если цель – собрать максимальное число кликов. Но чтобы конвертировать посетителя в покупателя или подписчика, нужно вызвать у него доверие, завоевать его внимание на длительный срок.
  • Для себя. Автору не всегда понятно, что его собственное ощущение статьи отличается от ощущения читателя. Учитесь писать для других, абстрагироваться от собственного опыта, смотреть на заголовок чужими глазами.
  • Штампы. В умелых руках устойчивое выражение – сильный инструмент, но здесь нужно чувство меры и стиля. Банальной заштампованности лучше избегать всегда, она заметно портит полезный контент.
  • Официоз, канцеляризмы. Делайте ставку на сильные глаголы, на естественную открытую речь, представьте мысль просто, но не примитивно. Безликий канцелярский текст никогда не имеет успеха у читателя.

Готовые шаблоны для заголовков с примерами

  • «10 главных преимуществ _ которые _». Примеры: «10 главных преимуществ трезвости, которые заставят тебя по-новому взглянуть на жизнь»; «10 главных преимуществ отдыха в Турции, которые изменят ваше отношение к этой стране навсегда».
  • «Как научиться _ и _». Примеры: «Как научиться инвестировать и разбогатеть за месяц»; «Как научиться вести канал на Ютубе и начать зарабатывать».
  • «Как я _ и _». Примеры: «Как я потратил 100 тысяч на раскрутку сайта и заработал миллион через полгода»; «Как я поехал на заработки в Европу и что из этого вышло».

Полезные советы напоследок

Помните, никто не рождается с пониманием, как написать интересный заголовок. Это приходит в результате практики, как любой другой профессиональный навык. Уделяйте внимание самообразованию – в сети множество статей, учебников, курсов по копирайтингу от специалистов, которые можно использовать как руководство. Замечайте заголовки, привлекающие или отталкивающие лично вас; внимательно посмотрите, как построены лучшие заголовки и чего не хватает менее привлекательным. Заведите собственный блог или найдите площадку, где можно поставить несколько экспериментов — провести исследование эффективности разных методик. Не бойтесь ошибаться в начале, каждая ошибка, это ценный опыт, приближающих вас к заветной цели — профессионализму.

Что такое типографика

Типографика является одним из важных элементов веб-дизайна. Она делает контент читаемым с помощью визуальной иерархии, правильно подобранных шрифтов и верстки текста.

Плохая типографика может испортить впечатление пользователя о сайте, а с ростом популярности CSS и HTML она стала еще более важной. Как правильно отметил директор дизайнерского агентства Information Architects Оливер Райхенштайн:

Веб-дизайн на 95% состоит из типографики

Существует заблуждение, что типографика — это искусство создания декоративных шрифтов. Это не так. Типографика — это наука, которая позволяет создать удобный для читателя текст. В нашем случае мы говорим про текст на сайте.

В этой статье мы разберем типовые правила типографики в веб-дизайне, которые важны не только с точки зрения привлекательного визуала текста, но и влияния на юзабилити сайта (UX-дизайн). Мы можем заверить вас, что каждый совет для вас будет очень полезным.

Станьте веб-дизайнером с полного нуля и зарабатывайте удаленно

Правила в типографике

Эффективное использование пустого пространства

Пробел не обязательно должен быть пространством между элементами страницы, например картинками и текстом. Это может быть пространство между буквами, предложениями или абзацами.

Если на сайте правильно управлять пустыми пространствами, это повысит удобство чтения контента и упростит навигацию. Еще один важный момент — оставить межстрочный интервал, облегчающий чтение содержимого.

Это очень важно, так как если мы оставим маленькое пространство между строками, мы вызовем ощущение большой плотности текста, а также усложним чтение для пользователей.

Расстояние между абзацами в статье на портале tut.byРасстояние между абзацами в статье на портале tut.by

Обратите внимание, что статья, которую вы сейчас читаете — приятна глазу, так как текст не выглядит скомканным полотном, а разбит на блоки по 3-4 строчки, что позволяет его легко воспринимать и читать.

Использование правильного типа шрифта

Выбор типа шрифта зависит от его легкой воспринимаемости на экране, а не от стиля. Иногда слишком декоративный стиль шрифта отвлекает от самой сути — чтения текста, так как пользователь больше думает о самом шрифте, а не о смысле текста.

Читаемый шрифт — это высокий шрифт с широкими глифами без стилей. Это не значит, что шрифты с засечками нельзя использовать. Они также могут хорошо работать, если размер шрифта больше 12.

Для 12 и ниже используйте шрифты по типу Sans serif.

При выборе шрифта важно учитывать его отображение на разных устройствах: ПК, смартфон и планшет, так как некоторые шрифты из-за тонкости букв могут хорошо смотреться на компьютере, но на телефоне будет сложно читать.

Рекомендуем эти 10 веб-шрифтов для сайта:

  • Gotham Pro;
  • Visuelt Pro;
  • TT Norms Pro;
  • Eastman;
  • RF Tone;
  • Value Sans Pro;
  • Gordita;
  • Mabry;
  • Averta;
  • Mont.

Топ 10 шрифтов для веб-разработкиТоп 10 шрифтов для веб-разработки

Ограниченное количество шрифтов

Рекомендуется не использовать слишком много шрифтов. Вы можете использовать 2 разных типа, но не выходите за рамки трёх, потому что это очень отвлекает.

Если вы используете 2 шрифта, то старайтесь брать их из одного семейства, так как они хорошо дополняют друг друга.

Пример сочетания шрифтов из одного семейства RobotoПример сочетания шрифтов из одного семейства Roboto

Создание иерархии

Чтобы привлечь внимание читателя, дизайнер должен разделить текстовый контент по степени важности:

  • сильно важно;
  • менее важно;
  • не важно.

Сделать это можно, увеличив размер шрифта и добавив его жирности, а также соблюдать семантичность заголовоков h1-h6.

Это создаст иерархию. Чем крупнее шрифт, тем большее значение текст имеет.

Пример иерархии заголовков на сайте H1-h3Пример иерархии заголовков на сайте H1-h3

Чтобы понять иерархию, посмотрите примеры информационных порталов (meduza.io, forbes.ru, rbc.ru), в которых заголовки написаны гораздо более крупным шрифтом по сравнению с остальным контентом.

Использование правильного цветового контраста

Выбор цвета шрифта влияет на читаемость текста.

Например, розовый и синий хорошо контрастируют, но если они используются в типографике, они обычно не приводят к легко читаемому тексту, а черный и белый цвета хорошо дополняют друг друга и легко читаются.

Дизайнер выбирает цвет шрифта, учитывая цветовую схему. Мы подобрали для вас 25 примеров контрастности цветов текста:

Контрастные цвета для типографикиКонтрастные цвета для типографики

Не используйте центрирование текста

Начнем с того, что пользователю вообще неудобно читать центрированный текст. Причина проста — каждая строка обычно начинается с разной высоты, что усложняет отслеживание прочитанного.

Когда вы находите сайт, на котором сосредоточено большинство текстов по центру, возникает ощущение, что это непрофессионально. Частые ошибки при центрировании текста:

  • чередование слошком длинных и слишком коротких строк;
  • строки одинаковой длины;
  • любые очевидные формы, которые приобретает текст, при центровке.

Умеренно используйте центрированный текст, и у вас получится приятный дизайн.

Пример неудачного центрирования текстаПример неудачного центрирования текста

Не делайте шрифт слишком маленьким

Мы всегда думаем, что каждый видит также, как и мы при разработке дизайна сайта, а это не так. Не все из нас одинаково хорошо видят.

Вот почему мы должны устанавливать минимальный размер типографики, чтобы люди могли читать содержимое, не напрягая глаза. Минимальный размер шрифта в 14 пикселей может быть вполне приемлемым.

Как стать веб-дизайнером и работать удаленно на фрилансе

Длина строки текста

Чем короче строка текста, тем больше пользователю нужно возвращаться назад к началу новой строки, что создает сильное напряжение в ритме чтения.

А длинные строки мешают внимательно фокусироваться на тексте.

Поэтому важно придерживаться золотой середины и рекомендуется использовать 60 знаков (символов, букв) в одной строке на компьютерной версии сайта и 30-40 знаков для мобильного устройства.

Оптимальная длина строкиОптимальная длина строки

Не используйте CAPSLOCK

Текст, который пишется большими заглавными буквами, считается«кричащим» и замедляет чтение текста. CAPSLOCK применим:

  • в аббревиатурах;
  • в логотипах;
  • иногда в заголовках.

Определение правильных точек фокусировки

Каждый дизайнер знает, что читатели обычно просматривают контент в интернете по паттернам «Z» и «F», поэтому структура страниц делается по левому краю слева-направо, соблюдая правила модульных сеток.

Как работают паттерны «Z» и «F» на сайте FacebookКак работают паттерны «Z» и «F» на сайте Facebook

Заключение

Мы надеемся, что вам понравилась эта статья и помогла вам понять, что несоблюдение правил типографики приведет к росту показателей отказов пользователей на сайте.

Резюмирая все вышесказанное можно определить 3 основные критерия успешной типографики на сайте. Она должна быть:

  • простой;
  • понятной;
  • разборчивой.

Не старайтесь переборщить с творчеством, верстая текст, а подумайте над тем, легко ли будет людям читать то, что вы сделали.

Меня тут вчера упрекнули, что я ржу над ляпами МТА вместо того, чтобы поучить их, как таких ляпов избегать.

Насчет поучить — это я завсегда. Двадцать лет опыта преподавания в четырех вузах, как-никак. На МВА, правда, в основном. Студентов учил только в МЭСИ.

Сразу оговорюсь: то, что я сейчас вам тут расскажу, не предназначено для писцов-впроцессников, гонящих каждый день 15К знаков, чтобы не вывалиться из виджета «Последние обновления». Им это бесполезно, а почему — сами сейчас поймёте.

1. Вырабатывайте в себе то, что называется почему-то «врождённая грамотность». Увы, она не врождённая. Она нарабатывается обильным чтением хорошей, отредактированной и вычитанной литературы. Это значит — ищите  книги, изданные до 1990 года. Тогда ещё существовали издательства и норматив — не более пяти опечаток на страницу. Хотя пять опечаток на страницу — недопустимо много. Но старались, и делали намного меньше.

Вообще академик АПН (Эльяшевич, кажется, впрочем, не уверен), который пробил обучение в школе чтению по слоговому принципу, будь он жив, заслуживал бы казни между посадкой на толстый деревянный кол и медленным погружением в котёл с кипящим маслом. Потому что его стараниями ВСЕ дети, которых учили читать после 1990 года, живут со сбитыми мозгами: их сначала учили не обращать внимание на написание (орфографию), а произносить звуки, а потом обижают за плохое знание той самой орфографии и постоянные ошибки из серии «как слышеться, так и пишеться».

Если вы в числе этих пострадавших — идите на курсы скорочтения. Первое, что там делают — отучают произносить про себя читаемый текст. А после этого почему-то слова начинают запоминаться как графемы, как образы, не делящиеся на отдельные буквы. И если тогда начать читать хорошие (грамотные) тексты — то правильные графемы оседают в зрительной памяти, и потом орфографические ошибки и даже неправильное словоупотребление будут выскакивать из плотного смыслового текста и висеть у вас перед глазами.

2. А вот теперь скажу ровно противоположное: ПРОГОВАРИВАЙТЕ тексты. Нюанс: проговаривайте СВОИ тексты, не те, что вы читаете.

Проговаривайте их про себя, желательно, еще до того, как они выльются из вас на бумагу или белый экран ворда (скривнера, или чем вы там пользуетесь).

Вообще возьмите за правило проговаривать как можно больше. Не только то, что вы сочиняете. Очень хорошее упражнение: опишите то, что вы видите. И обкатайте в мысленной речи, добиваясь прозрачности и чистоты.

Вот так, например:

Дама в оранжевой форме от takeaway.com, выглядящая так, будто она весь этот тейкэвей сожрала, а в утепленной сумке несет то немногое, что осталось.

Маленькая девочка, несущая манекен в виде мужского торса — вверх ногами, если бы у него были ноги.

Женщина под 60 с лицом весьма решительным, в полосатой юбчонке по самое это самое, белых кроссовках и чёрных гольфах на могучих ногах.

Дама лет 70 в практически мужском костюме, как в фильме «Петер», с мужской прической, крашенной по-старинному хной с басмой.

Это ещё и наблюдательность развивает.

3. К тому же.

Моя покойная жена ходила стричься к молодому узбеку парикмахерской ориентации, который поразил её очень чистым и богатым русским языком. 

— Откуда? — поинтересовалась она.

— У нас была хорошая учительница, — ответил он, — я её внимательно слушал.

Это к слову. Главное и важное, что он сказал как-то в ответ на вопрос, чем любит заниматься:

— Я люблю сидеть в кафе и наблюдать за течением жизни.

Вот это — сидеть в кафе или на лавочке в людном месте, и наблюдать за течением жизни — совершенно бесценно. Ещё хорошо иметь в качестве хобби стрит-фото. 

Потому что, вглядываясь в лица, позы и движения людей, начинаешь прикидывать: а что они чувствуют? А какие отношения у них друг с другом? А что она читает, что у неё так изменилось выражение лица? А почему вот эта девочка рисуется и врёт своей подружке? А этот парень явно из богатеньких, и девочку, которая к нему льнёт, не зря третирует.

Мало того, что при этом развивается эмпатия — вы ещё и персонажей своих будущих видите, и понимаете, что их связывает или разводит, в чём их проблема, трагедия или счастье, и тому подобное.

4. Но это было не про приёмы избегания ляпов. Это — про писательство вообще, про то, чем и как пропитываться, чтобы твои персонажи получались живыми.

А про избегание ляпов — продолжу. Теперь о технических средствах и приёмах.

— Отключите или игнорируйте спеллчекеры (тем более, не к ночи будь помянуты, Т9 и прочие подсказки). Никакой спеллчекер не обнаружит у вас такие ошибки, как «флаг корабля развивался на ветру«, «подонки, мнущие себя элитой», «У нас рука не просто подымится — мы почтем за честь избавить город от таких отбросов», «несмотря на темноту, было легко ехать по хорошо освященной дороге». Никакой спеллчекер не выловит ошибки в -ться/тся, в принципе. Хуже, если вы тоже не видите разницы. Ну, тут лекарь вам — справочники, орфографические словари и чтение хорошей литературы, см. п. 1.

— Никогда никому не показывайте текст, который только что написали. Вы не Гюго и не Дюма-пэр, и вовсе не Достоевский, которые подписывали договор на ежедневную поставку хорошего куска текста в роман-фельетон. Даже если вы хотите зарабатывать на АТ как впроцессник — у вас есть возможность написать текст полностью и выкладывать его только после этого. Нет такой возможности, потому что надо платить ипотеку — см. абзац сразу перед п. 1. Не дай Бог так оголодать.

Текст должен вылежаться. В идеале — вы должны его забыть. Только тогда вам станет видно, что в нём провисает, что нарушает логику характеров и логику действия, где тавтология, а где пропущено слово. Тут вчера один очень уважаемый мною автор выложил главу, не перечитав — и я ему тысяч на десять знаков накидал замечаний по серьёзнейшим ляпам, от стиля до правдоподобия событий. Почти на треть его текста.

Текст правится тем эффективнее, чем дольше он отлежал, тут он как коньяк. Но ежели вас поджимает время, то минимум-миниморум — это сутки. Причём желательно, чтобы эти сутки вы занимались чем-то другим.

— Очень простой и очень действенный совет: потратьте неделю на то, чтобы обучиться слепому десятипальцевому методу набора. Я это сделал в 1983 году и ни разу не пожалел. Знаете, в чём главное преимущество? Вы не будете так уставать, как когда вы смотрите на клавиатуру в поисках кнопки, которую нажать. Переключение внимания утомляет страшно. А ещё вы автоматически получите бонус: вы смотрите на экран, а не на клавиши, и сразу можете видеть опечатки. Минус лишнее перечитывание.

— Дополню: ПРОВЕРЯЙТЕ ПО СЛОВАРЯМ/ЭНЦИКЛОПЕДИЯМ/СПРАВОЧНИКАМ абсолютно ВСЕ слова, которые не входят в ваше ежедневное словоупотребление. Особенно иностранные и редкие. Особенно церковнославянские, потому что «наш княже есмь безумен» — это бред: а) «княже» — звательный падеж, так можно только обращаться к князю; б) есмь — это первое лицо единственного числа, правильно «есть». Вообще заучите спряжение глагола «есмь» в обоих числах и всех трех лицах. Чтобы не выглядеть безграмотными идиотами. Ну, и говорил уже вчера: КАЖДОЕ выражение на иностранном языке ТЩАТЕЛЬНО ПРОВЕРЯЙТЕ, если сложное — то в идеале с носителем языка. Опять же, чтобы не выглядеть идиотами.

5. И, блин (тут должно быть длинное выражение в стиле малого Петровского загиба), прочитайте и, по возможности, выучите поймите «Слово живое и мёртвое» Норы Галь!

А потом ещё раз перечитайте ваши, прости Господи, тексты! 

  • Читали ли вам сказки на ночь и кто это делал
  • Читай не хочу как пишется
  • Чистящий обувь как пишется
  • Чит дневник сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Читаем по слогам сказки для чтения 7 лет распечатать