Читаем сами рассказы для детей 6 7 лет

С.сорокина здравствуйте, это программа в круге света, у микрофона светлана сорокина, здесь со мной в студии александр григорьевич асмолов, доктор

С.Сорокина Здравствуйте, это программа «В круге Света», у микрофона Светлана Сорокина, здесь со мной в студии Александр Григорьевич Асмолов, доктор психологических наук, академик Российской академии образования. Здравствуйте, Александр Григорьевич.

А.Асмолов Добрый день.

С.Сорокина И надеюсь, что по Skype, а может быть, по телефону, но должен нас наконец услышать Андрей Кураев, философ, богослов, писатель. Здравствуйте, Андрей Вячеславович. Слышите нас?

А.Кураев Добрый день. Да, слышу.

С.Сорокина Слышите? Я вот что-то плохо слышу.

А.Кураев Нет, я хорошо вас слышу.

С.Сорокина Отлично. Ну уже здорово. Возможно, после новостей середины часа к нам ненадолго присоединится Ксения Мишонова, она уполномоченный по правам ребёнка Московской области, потому что сегодня наш разговор будет, конечно же, продиктован свежим событием. Дело в том, что вчера утром в помещении православной гимназии рядом с Введенским владычным женским монастырём в Серпухове 18-летний Владислав Струженков, уже известны его имя и фамилия, произвёл такой самоподрыв. Неизвестно, это у него случайно получилось, он хотел зайти с этим самодельным взрывным устройством внутрь гимназии или как-то вот сознательно подорвал на ступеньках у этой гимназии – но тем не менее, сам он очень тяжело пострадал, и ещё пострадало, по разным данным, 10-12 детей, которые были рядом. Сразу возникли, конечно, версии про то, что бывший учащийся этой гимназии так протестовал против буллинга или чего-то плохого, отношения в гимназии. Хотя потом это было развеяно, сам он сказал, что просто хотел убивать людей. О чём вы подумали, когда вы узнали об этом происшествии, Александр Григорьевич, о чём вы подумали?

А.Асмолов Я когда узнал об этом происшествии, прежде всего лишился разума, у меня была просто боль. Действительно, вся эта цепь событий – Пермь, Московская область, и то, что я чувствую невероятное цунами агрессии, которое захлёстывает детский разум и начинает определять их поведение, и мы прячемся в слово буллинг, не говоря другое слово, которым оно переводится, под названием травля, что звучит, как мне кажется, более метко о происходящем сегодня в нашем обществе. Поэтому у меня была боль, и потом ещё раз я задумался о том, каждый раз, понять мотивы тех ребят, которые идут и говорят: «Мы хотим унести жизни, мы хотим убить»

С.Сорокина Понять это сложно, что касается буллинга – вроде бы не подтверждается. Учителя и ученики говорят, не было ничего такого во время его обучения в этой гимназии – тем не менее, он пришёл и решил действовать таким образом. Теперь я хотела к Андрею Кураеву обратиться. Я, к сожалению, вас практически не слышу. Вы слышите меня, да?

А.Кураев Прекрасно вас слышу.

С.Сорокина Как же мне быть, я вас плохо слышу. Вы сразу после этого происшествия, когда к вам обратились за комментарием, сказали: нет никакой традиции православной педагогики, тем паче монастырской. Церковные школы – это пространство экспериментов на детях. Почему вы так сказали?

А.Кураев Сначала всё-таки позвольте уточнить. Буллинг есть. Это та ситуация, когда самому Владиславу верить нельзя. Это не он сказал, это сказали полицейские, которые только одни имеют доступ к нему в больнице, и они только озвучивают ту версию, которая им выгодна, что, дескать, его не преследовали, никакого буллинга не было и так далее. Второе, есть рассказы учеников о том, что буллинг всё-таки был. Рассказы учителей здесь никакой ценности не имеют, потому что они всегда будут говорить, что всё было хорошо и нормально.

С.Сорокина Мне ничего не слышно вообще. Да-да-да, продолжайте.

А.Кураев: Рассказы учителей никакой ценности не имеют, они всегда будут говорить, что всё было хорошо

А.Кураев Поэтому я бы не торопился снять тему буллинга с обсуждения и предположений. Теперь что касается в целом – да, действительно, традиция церковной педагогики не может существовать по двум причинам. Первая – самая простая. Самая сложная проблема современной педагогики – отношения с подростками. А вот именно подростков традиционная культура не замечает. В традиционной культуре нет подростков, потому что едва только, если говорить языком средневековых романов, у девочки расцветает бутон её женственности, её сразу выдают замуж, а если у мальчика, как писал Августин в «Исповеди» «Отец заметил в бане, что я одет в одежды юношеской тревоги» — его сразу тоже женят. Соответственно, эти ранние браки 12-13-летних решали нынешнюю проблему гиперсексуальности подростков, которая сублимируется ими в агрессивность. Современное общество продлевает культурно-социальное детство человека лет так до 25. В Византийской империи в 25 лет можно было быть бабушкой уже, то есть, говоря языком Библии, увидеть детей своих детей. Поэтому в традиционной культуре советов, как общаться с трудными подростками, просто не найти. Вторая причина отсутствия традиции церковной педагогики состоит в том, что авторитетные церковные книги, книги святых отцов – это книги монахов. То есть, бездетные безбрачные старцы никогда не ломали головы над тем, как обращаться с дочкой на выданье – это не их проблемы, поэтому в их книгах советов по этому поводу не найти. Первый учебник для детей по Закону Божию был издан в 1867 году! Понимаете, ну о чём тут говорить? И учебник этот, конечно, был весьма и весьма неудачный. На коленке сегодня всё это создаётся. Есть очень удачные примеры церковных курсов, церковных школ, но слово «церковный» здесь относится только к контенту, потому что обычно это результат синтеза и импорта, то есть, удачные наработки современной педагогики, детской возрастной педагогики берутся кем-то из педагогов, работающих в церкви, и обращаются к церковным детям. То есть, это не воспроизведение трафаретов церковной педагогики традиционной, эти трафареты описаны в конце концов в «Домострое» и в «Очерках бурсы» Помеловского. Это импорт, замечательно, что этот импорт есть – но просто поменьше пафоса, господа. Не надо хвастаться – к сожалению, проблемы у нас одинаковые, поэтому считать, что у нас есть – помните, был замечательный советский фильм «Ключ без права передачи», именно о школе – так вот, нет у нас, у церковников, такого ключа в наших руках. Нет каких-то уникальных ноу-хау. Поэтому всё упование на Александра Григорьевича.

А.Кураев: Современное общество продлевает культурно-социальное детство человека лет так до 25

С.Сорокина Да-да, Александр Григорьевич, вы согласны во всём, что сказал Андрей?

А.Асмолов Я прежде всего слышу Андрея с чувством сорадования. Есть такая форма – сострадать могут и люди, а сорадоваться могут только ангелы – это сказал один из поэтов ушедшего позапрошлого века. И когда я слышу Андрея, это чувство возникает потому, что каждый раз, когда ты видишь, как мощно набирает интеллектуальную и духовную энергетику тот, кто является выпускником факультета философии Московского университета, когда ты видел этого человека студентом и видишь, как он искромётен и переживает разные бури своей судьбы, при этом не боясь развиваться и обладая мужеством быть личностью – у меня чувство сорадования. Вместе с тем, будущее, как сказал Андрей, то, что уповает – я хотел бы усомниться в некоторых моментах. Дело заключается в том, что я был, опираясь на одну замечательную школу, которую Андрей великолепно знает, на научную школу, она называется школа ментальности, или французская школа анналов, эта школа очень чётко показала культурно-исторический характер взрослости, взросления и самой категории детства, это первое. И я бы не мог так решительно сказать, были ли подростки в средние века и какое было к ним отношение. Я просто приведу вам пример. Когда капитан мушкетёров обращается к мушкетёрам и говорит тем, у кого бороды, усы и так далее – а это какой-нибудь наглый дерзкий Д’Артаньян: «привет, дети мои». «Дети» в культуре отражало прежде всего тех, за кого ты отвечаешь. Категория взрослости и детства, то, за кого мы отвечаем, категория ответственности. Уже в Средневековье, которое изучено благодаря многим исследователям, прежде всего, гениальному автору книги «Категории средневековой культуры» Аарону Гуревичу, показано, что другие были модели коммуникации. В Средневековье существовала особого рода идеология и технология работы с подростками и при посвящении в те или иные религиозные практики. Я, наверное, немножко задену этим слух Андрея – но это именно религиозные практики. Нас обучали, уже я говорю «нас», как делали визуализацию образов, как это делали в школе иезуитов. Когда человека тренировали, воспитывая как личность, его погружали в темноту, то есть, депривировали потоки информации, и он должен был уметь владеть собой. Он должен был уметь делать удивительные вещи.

С.Сорокина Вы это к чему?

А.Асмолов А я к тому, что были традиции культурных религиозных практик, которые были и существовали, и этих культурных…

С.Сорокина И способствовали воспитанию в том числе?

А.Асмолов Я боюсь слова «воспитание». Воспитание – это социальное страхование рисков детства. Для того, чтобы человек мог овладевать собой, овладевать своим поведением. И это я именно к тому – возвращаясь к тому примеру, который приводил Андрей, я подтверждаю – никогда вам правила не выдадут информацию, был буллинг или нет. Это абсолютно точно. Спрашивать учителей, был буллинг – нет, не было буллинга, ответит учитель. А спрашивать – был буллинг, где ты был как учитель – поэтому мы имеем здесь неосознанное защитное поведение взрослых по отношению к буллингу.

С.Сорокина Остановимся на минутку, чтобы уйти на рекламу, оставайтесь с нами, важный разговор.

РЕКЛАМА

С.Сорокина Ещё раз вас приветствую, «В круге Света», ещё раз – у нас важный тяжёлый разговор, который спровоцировало вчерашнее происшествие в Серпухове, где подросток подорвался на самодельном устройстве взрывном, вокруг пострадало ещё человек 10 детей. Андрей Кураев, Александр Асмолов мои собеседники сегодня в этом разговоре, и вот о чём хотела спросить. Естественно, сразу привлекла внимание церковно-приходская школа, или просто церковная школа, православная гимназия, на пороге которой всё произошло, и размышления о том, насколько лучше или, может быть, хуже образование в церковной школе. Об этом тоже стали задумываться. Я сразу вспомнила, что моя бабушка, которая тоже родилась в начале 20 века, тоже ходила в церковно-приходскую школу. И это было единственное образование, которое она получила. Она ходила, по-моему, в двухклассную школу, так, по-моему, называлась, где они 4 года учились, освоила чтение, письмо, научилась считать. Насчёт Закона божия я не уверена, бабушка как-то когда не являла этого – но, в принципе, не было ощущения, что она безграмотный человек. У меня всегда было ощущение, что церковно-приходские школы в своё время решили большую и очень важную задачу – ведь к началу, к 17му году их было много-много-много, разнообразных учебных заведений, которые курировала и поддерживала церковь. Вот я к Андрею хотела обратиться в этом смысле, в своё время действительно церковно-приходское образование плюс училища всевозможные, которые были – они ведь очень помогли решать задачи безграмотности?

А.Кураев Безусловно, это был проект прокурора Константина Победоносцева, которого обычно у нас обычно принято критиковать, это его наследие. Именно его аппаратная настойчивость позволила создаь сеть церковно-приходских школ, притом он руководствовался здесь не прагматизмом. Если создавать структуры по всей стране, надо использовать уже наличествующую инфраструктуру и уже имеющихся образованных людей, а это духовенство, это приходская сеть. Социальных сетей просто не было в стране. Он на церковные структуры возложил дополнительную нагрузку. Собственно, эта идея ещё весь 19й век была, ещё со времён двойного министерства. В ней был определённая своя здравость, только когда университеты в эту структуру попытались включить – тогда появлялись замечательные анекдоты, что профессора казанского университета, математика спрашивают: скажите, вот требует Петербург, чтобы в каждой лекции в вашем курсе было упоминание про бога, как вы с вашим курсом математике это сделаете? – Очень просто. Студенты, по милости Божией, два плюс два будет четыре.

А.Асмолов: Я боюсь слова «воспитание». Воспитание – это социальное страхование рисков детства

А.Асмолов Да, Андрей, тут добавляют, когда спрашивают в этой же логике, что такое божья сила – то отвечали, это божья масса на божье ускорение.

С.Сорокина Да, посмеяться всегда были горазды. Александр Григорьевич, как, по-вашему, вот само церковное образование, я прочитала, что около 20 тысяч учреждений, так или иначе курируемых церковью, ну, которые, конечно, поддерживались в том числе и бюджетно, как мы сейчас говорим, и сообществами, тем не менее, были под эгидой церкви православной. Как эти учебные заведения – оказывали всё-таки влияние на подрастающее поколение или всё прахом, потому что 17й год показал, что за душой, что называется, бога-то не было

А.Асмолов Прежде всего, когда мы говорим, что были подобного рода школы, мы должны понимать, что эти школы были отданы господствующей идеологии. Напоминаю вам, уже упоминал Андрей Победоносцева, но дело в том, что его предшественник, граф Уваров, ввёл великую свою триаду – православие, самодержавие, народность. А когда вы вводите идеологическую систему, вы должны её воспитывать. Может быть, эта идеология и отдыхала (я говорю очень осторожно) в Царскосельском лицее, но она чётко проводилась как своего рода одевание матриц (я воспользуюсь таким термином) и кодов сознания. Но, как только вы школьное образование сводите в традиционном смысле к потоку слов, к менторству, менторство не порождает ценностные установки человека. Сколько бы вы ни говорили о великих словах, всё пролетает по большому счёту мимо. Это другие совершенно практики, чтобы вы почувствовали, приняли те или иные ценности, из них бы родились разные мотивы. Иными словами, при всей риторике церковно-приходские школы давали во многом риторику, но куда больше давали то, что называлось, если говорить о католической традиции, обряды инициации в широком смысле конфирмации, я имею в виду, когда должны были отстоять и перейти в другую возрастную категорию, создавались модели поведения в ситуации неопределённости.

С.Сорокина А у нас?

А.Асмолов Знаете, здесь, скорее, я хитро перекину вопрос Андрею. Я могу рассказать, как это делалось у индейцев Северной Америки и как это делается в католической традиции, но я не знаю, были ли подобные модели посвящения во взрослость (обратите внимание) и на право ответственного принятия решения, что стоит за этими обрядами, в православной традиции. Если угодно, тут должен говорить профессионал.

С.Сорокина Сможете ответить, Андрей?

А.Кураев Безусловно, возрастные инициации были и в русской народной культуре, но это были направления в русской народной культуре, причём такой не-книжной и низовой, они были и в наших городских дворах в 50х годах, 60х, «докажи, что ты мужик» — и надо было что-то для этого сделать, не знаю, в лучшем случае, поцеловать незнакомую девушку где-то по дороге – а то и где-то надо было украсть что-то. Но это не церковная традиция, в церкви этого не было. Кстати, у католиков конфирмация не связана с каким-то психологическим переживанием, это отложенный под влиянием Реформации обряд миропомазания – для этого надо сдать экзамен по знанию Закона божьего и так далее, но это чисто школьная вещь и она не имеет такого состояния внутренней потрясённости, рождения заново, которое было у традиционных племён, скажем, Амазонии, ещё где-то, где надо было через боль, через кровь буквально, доказать, что ты настоящий охотник, ты можешь прокормить семью и ты завоевал право привести в свой вигвам женщину. Ни у нас, ни у католиков этого нет. Когда я, Александр Григорьевич, говорил, что нет традиции церковной педагогики, имел в виду православную – дело в том, что проблема, уж простите, клерикальной педофилии была замечена очень давно, ещё в первом тысячелетии, когда монашество зародилось, но Восток и Запад (христианский Восток и христианский Запад) шли разными путями. Христианский Восток путём ригоризма, и была создана зона безопасности, стерильная зона вокруг монастырей. То есть, по нашим законам, если мальчик появляется в монастыре, монах должен оттуда убегать. Это неправильный монастырь. Католики взяли на себя риск, и сказали: «Пусть при монастырях и соборах будут школы» — в итоге там появились традиции университетов, выросших из монастырей, потрясающие традиции педагогики и так далее – но и тот огромный букет печальных новостей, которые приходят к нам из западных стран – это тоже одно из следствий того решения. У нас же не было традиций монастырской педагогики, поэтому опять же сегодня приходится её создавать заново. Это замечательно, когда есть ситуация поиска. Плохо, когда в этом не признаются. Когда говорят, что у нас уже есть готовые рецепты, по которым мы будем готовить бабушкин борщ. Это неправда.

С.Сорокина А что плохого, чтобы признаться?

А.Кураев Это креативная кухня, и мы готовим что-то новенькое. Но имейте в виду, вы ставите эксперименты на детях – поэтому будьте готовы к неудачам.

С.Сорокина Не хочу сейчас задавать следующий вопрос – нам буквально через несколько секунд надо уйти на новости. Сразу после новостей середины часа мы продолжим наш разговор.

НОВОСТИ

С.Сорокина Ещё раз приветствую вас, это «В круге Света», говорим сегодня о проблемах образования, о школе говорим и о том, что происходит в ней и рядом с ней. Андрей Кураев, философ, богослов, писатель, и Александр Асмолов, доктор педагогических наук, академик РАО здесь со мной в студии, и хотела просто доспросить у Андрея – скажите, пожалуйста, ну хорошо, нет такой традиции, как хотелось бы, может быть, некоторым – но что-то такое можно было бы вспомнить и взять из тех церковно-приходских школ и училищ, которые были до революции?

А.Кураев Не могу сказать, но если это были глубинные источники христианской традиции, просто Евангелие, в конце концов, и великая христианская гуманистическая и гуманитарная культура и Запада, и Востока, которая была создана за эти тысячелетия – и вот оттуда можно брать многое. В частности, многое оттуда взяла современная психиатрия, светская психология. Сам по себе христианский догмат о пластичности человеческой души, что человек не равен себе сегодняшнему, себе прошлому, человек не равен совокупности своих общественных отношений, человек имеет право быть другим. Человек имеет право надеяться на это, и имеет право, чтобы аналогичные надежды питали другие люди, окружающие. Вот это очень важно, это можно взять.

А.Кураев: У нас не было традиций монастырской педагогики, поэтому сегодня приходится её создавать заново

С.Сорокина Это такой сложный подход к сложному человеку.

А.Кураев Совершенно верно. К сожалению, есть принцип понятный ещё со времён [НРЗБ].

С.Сорокина Чуть-чуть попробуем наладить звук, потому что он стал плохой. Александр Григорьевич, вы упомянули так просто словом Царскосельский лицей. А я подумала, что Царскосельский лицей, который, кстати, по инициативе Сперанского был создан, ещё один такой реформатор у нас в стране – это же была такая попытка реализации извечной мечты об идеальной школе. Но я про что хочу спросить – это же вечный поиск, как учить, как передавать знания. Сколько бы ни проходило веков, сколько бы ни взрослели цивилизации, всё равно идёт этот поиск. Как хорошо учить, как передавать знания. Как вы считаете, сначала про Лицей – он получился идеальной школой или всё-таки нет?

А.Асмолов Я очень боюсь слова идеальная, но то, что Лицей – теперь я краду то, что вы сказали, иногда приятно быть в ряде ситуаций вором, вы сказали мою любимую формулу «сложный человек». По сути дела, Лицей был уникальной школой культуры и школой анализа и развития человека. По сути дела, Царскосельский лицей – если бы я взглянул на то, что там происходило, через сегодняшние некоторые мечты о школе будущего, что такое образование? Это конструирование будущего общества. Если бы я взглянул на это, я бы увидел совершенно следующие вещи: наших специалистов в образовании я бы пригласил и сказал: «Глядите, вы мечтаете развить критическое мышление, посмотрите на Царскосельский лицей. Вы мечтаете, чтобы у детей был эмоциональный интеллект и эмпатия – посмотрите на Царскосельский лицей. Но это всё техника, а в Царскосельском лицее было другое. И когда мы смотрим работы замечательные работы Юрия Михайловича Лотмана о декабристах, мы видим честь, достоинство, ценностные установки личности – они не назывались нашими психологическими понятиями, простите, я вступаю в некоторое противоречие. Черты, качества, они назывались уникальным словом «достоинство личности». Царскосельский лицей порождал достоинство личности сложного человека, и в этом смысле его выпускники (я ухожу от культурного знака, что потом с каждым из них стало) его выпускники сдавали главный экзамен – экзамен быть личностью и делать свой собственный выбор. И это было уникальное мнение. Что такое модель успеха? Модели успеха тогда были совершенно другие, чем сейчас. Модели успеха в культуре меняются.

С.Сорокина Вот что хочу сказать: там ведь была штучная работа, особенно в первом наборе, пушкинском –всего ничего этих самых молодых людей, с которыми практически индивидуально работали. Хочешь учить языки – как Горчаков – он вышел, выучив 6, что ли, языков. Хочешь литературу российскую и французскую – вот Пушкин занимался этими вопросами, или там Матюшкин, который географией увлекался. Но это всё очень индивидуальный подход, на это всё не жалели средств и сил, практически один такой набор и был. Как это возможно сейчас, применить этот опыт?

А.Асмолов Сейчас мы сталкиваемся с уникальным в культуре и даже бизнесе парадоксом. Этот парадокс мы называем «массовый запрос на индивидуальность». Обратите внимание, тогда это было индивидуальное целеполагание. Это была работа каждого с каждым, чтобы вырастала уникальная личность. Ещё раз говорю, в центре было мужество быть личностью, которое было у каждого из них. По сути дела, культурные коды через лицей передавались невероятно точно. Лицей в чём-то ещё спорил с другими кодексами. Вы можете посмотреть уникальные кодексы для воспитанниц императорского двора – в Иркутске есть эти книги. В них говорилось, какими ценностными установками они должны были обладать. Говоря на таком обыденном языке, Царскосельский лицей был лицеем рождения и воспитания личности и отвечал, простите, формуле Достоевского «личности надо выделаться».

С.Сорокина Андрей, вот вы слышали, о чём говорил сейчас Александр Григорьевич. Я однажды говорила с одним высокопоставленным чиновником Министерства образования и тоже что-то такое спросила его про то, как обеспечить, чтобы в школе был такой индивидуальный подход, особое отношение к каждому ученику. На что получила довольно разумный ответ, он сказал, нет, невозможно всех учителей набрать Ушинских сплошных. Учитель – массовая профессия, и невозможно сделать вот таким индивидуальным подход к каждому ученику. Это массовое, миллионное тиражирование вот этого подхода. Вот как тогда быть, как сделать так, чтобы школа ну хоть как-то приближалась к нашему представлению о прекрасном?

А.Кураев Проблема серьёзная. Любая профессия, становясь массовой, теряет в качестве. И в любой профессии наш язык различает: этот доктор, а этот коновал, этот поп, а этот батюшка, этот учитель, а эта училка, этот офицер, а этот мент, и так далее, и тому подобное. Что здесь можно сделать? С одной стороны, деперсонализация процесса образования методом технологий, включая ЕГЭ пресловутый, объективизация возможных оценок, методик преподавания. С другой стороны, чтобы уравновесить это – максимальная поддержка личностей, тех, кто умеет работать иначе. Создание экспериментальных творческих площадок, ни в коем случае не навязывать единые учебники по всей стране для всех школ. Разрешить авторские курсы, возможно, в большом количестве. Вот одно должно уравновешивать другое. Пока, мне кажется, не нашли середины в нашей стране.

А.Асмолов: Царскосельский лицей порождал достоинство личности сложного человека

С.Сорокина Я знаете, что хочу сказать. Когда прошла перестройка, в 90е годы помните, был период активного развития этих самых авторских школ, активный педагогический поиск. Чего только не возникло в 90х годах, Александр Григорьевич улыбается, действительно, был интересный период. У меня ощущение, что сейчас всё это постарались схлопнуть, идёт полная унификация, и этот процесс мне не нравится. Что скажете?

А.Асмолов Я улыбался вот почему: именно в 90е годы стала появляться школа неопределённости, школа выбора, школа, если продолжать диалог, персонализации — а не деперсонализации. Даже появлялись школы (была такая замечательная женщина, она и есть, мастер, Любовь Кезина, которая ввела школы-лаборатории). Обратите внимание даже на это название. Иными словами, извините, обращусь к другому маленькому примеру, с моим коллегой, учителем в образовании, Геннадием Ягодневым, в 89м году я подготовил приказ о возможности не-ношения формы. Это не значило, что нельзя прийти в форме, но главное, что такое школа – это поддержка инаковости, поддержка разнообразия, поддержка права на самостоятельное мышление. А для этого, вы, Андрей, сейчас подняли самый больной вопрос. Один из моих учителей, друзей, был замечательный поэт – Наум Коржавин, он сказал фразу, которая – чудовищный диагноз времени: «Смерть России готовится в пединститутах». Услышьте, пожалуйста, эту фразу. Это как будто созвучно тому, о чём мы говорим. Это прежде всего, как говорил Ушинский (а вы Ушинского упоминали, это мастер педагогической антропологии, где они – они исчезли, почти исчезают, их заменяют долгое время «предметодатели», обратите внимание – дать только знание, и в школе сегодня как никогда нужен, и мы стараемся это делать, делали тогда вариативное образование по выбору, антропологический поворот – но это натыкается на самую страшную машину, машину обезличивания и унификации). Я всегда, когда говорю об этом, я вспоминаю одного из героя «Трудно быть богом» Стругацких, так называемый директор патриотической школы отец Куин, он говорит: «Умные нам не надобны, надобны – верные!» Ключевой вопрос, кого мы растим? Сложного человека, гражданина, или мы растим того, из кого надо будет по капле выдавливать раба?

С.Сорокина Опять, видимо. Андрей, нынешние процессы, которые происходят в образовании, эта унификация, о которой Александр Григорьевич говорит, всё это – это действительно очень связано со временем, с теми тенденциями, которые действительно есть в нашем обществе, с нашим разворотом от демократии куда-то в противоположную сторону?

А.Кураев Безусловно. Скажем, школа 90х годов в некотором смысле была бесхозна, как и церковь. То есть, у государства не было своей идеологии, не было ясных интересов. В этом были и свои минусы, конечно же, но были и плюсы – госструктуры не старались использовать церковь как-то, живите сами по себе, точно так же и школы. Главное – денег много не просите и отстаньте. Сегодня у государства появились некие сверхценности, что они называют государственными интересами, появился запрос на государственную идеологию и, соответственно, снова желание готовить солдатиков – школа – фабрика по производству оловянных солдатиков. Отсюда новые и новые требования, пересмотр государственных стандартов, и так далее – слушайте, я, когда готовил 10 лет назад учебник для 4 класса по основам православной культуры, с удивлением узнал, что, оказывается, не имею права учебник иллюстрировать репродукцией картин западных художников (Микеланджело, Рембрандта, Босха) – только русские художники.

С.Сорокина А кто эти условия поставил?

А.Кураев Издательство «Просвещение»

С.Сорокина Аа.

А.Кураев Очевидно, они в этом опытные люди – они понимают, что надо и как

С.Сорокина И как вы вышли из этого положения?

А.Кураев Ну никак – учебник вышел только с помощью немножко икон, и немножко Васнецова.

С.Сорокина Он до сих пор в школах?

А.Кураев Сейчас епитрахия подготовила ему замену, но, в принципе, он до сих пор есть.

С.Сорокина До сих пор есть, по крайней мере, до последнего времени.

А.Асмолов Он в ходу, «Основы православия» учебник Андрея, был написан таким мощным метафорическим языком

С.Сорокина Верю

А.Асмолов И замену ему найти будет сложно

С.Сорокина Ну найдут в духе времени, будет поплоше, да попроще. Скажите, пожалуйста, вот предыдущий министр образования, госпожа Васильева, вроде как дама очень воцерковлённая, она настаивала на том, что нужно возвращаться к традиции церковно-приходских школ, вообще церковных школ, чуть ни львиную долю переводить – по крайней мере, начальную школу под крыло церкви переводить – и что это, мол, как раз соответствует тому, что в идеале нужно. А мы знаем, что появились школы, кстати говоря. Александр Григорьевич перед началом эфира рассказывал, что недавно общался с директором такой школы благородных девиц, которая существует уже в Москве под эгидой Минобороны, и появился сейчас филиал в СПб. Скажите ваше отношение – как вы относитесь к такого рода начинаниям? Минобороны, женская девичья школа, которая готовит таких замечательных православных и патриотических девушек, и однополое воспитание?

А.Кураев Я немножко этого постараюсь не бояться – чем больше будет женщин в военных структурах, может быть, это смягчит само по себе суровую политику и атмосферу, будем надеяться так. Что касается приходских школ – это тупиковый путь, потому что в реальности они отбирают единственный выходной у детишек, которые и так до предела измочалены рабочей неделей, а потом ещё в воскресенье идти на службу, а после неё оставаться на полдня ещё на уроки – у них, получается, нет свободного времени совершенно, и в своё время в подростковом возрасте это выливается в совершенно понятный бунт. Кстати говоря, Васильева написала альтернативный учебник по основам православной культуры, епитрахия сейчас рассматривает, издательством «Просвещение» уже издан.

С.Сорокина Иллюстрирован только русскими художниками, всё понятно

А.Кураев Он ещё не продаётся – я его не видел.

А.Кураев: Сегодня у государства появились некие сверхценности, что они называют государственными интересами

С.Сорокина Ну можно предположить, вряд ли найдём Микеланджело на этих страницах. Продолжим, что добавите, Александр Григорьевич?

А.Асмолов Вы подняли вопрос о пансионе военных девиц, они же благородные, там на самом деле, стоит в первую очередь задача формирование ценностной основы. Там они берут во многом кодекс, в том числе связанный со старой, простите, аристократической культурой. И когда мы видим, что там рождаются традиции, как, в общем, и в ряде суворовских училищ, они, эти традиции, по своим формулам вовсе не отталкивают. Вы же помните формулу старую «Жизнь родине, честь – никому». В данном случае, я считаю, что это интересная линия. Я, как и вы, с замиранием смотрю на то, что из этого получится. Но Андрей верно сказал, наверное, в чём-то здесь есть большая историческая правота. Чем больше появляется людей разных в армии, тем лучше. Продолжая его образ, хочу напомнить, вы знаете ту женщину, которая должна была стать министром обороны России, и Борис Николаевич с ней обсуждал это, её звали Галина Старовойтова, с которой многие обсуждали – она сказала: «Это моё решение, я хочу быть министром обороны». Вы знаете, не получилось.

С.Сорокина Что только не происходило в 90е годы, ведь это была реальная возможность. Андрей, а как вы видите, по какой дороге надо идти к этой самой идеальной школе, школе нашей мечты? Что бы вы могли пофантазировать, имея в виду, что мы в России с нашими реалиями и нынешней обстановкой? Насколько это возможно, приблизиться к чему-то более интересному, чем мы имеем?

А.Кураев Позвольте, пользуясь случаем, я сделаю официальное заявление для редактора «Эха Москвы». Если однажды вы услышите из моих уст, что у меня есть рецепт спасения России и русской школы, забаньте меня навсегда, пожалуйста.

С.Сорокина Да, поняла вас. Александр Григорьевич, вы больший фантазёр?

А.Асмолов Знаете, уже были рецепты построения общества по всем жёстким алгоритмам. Уже упоминался замечательный рецепт, который реально был рецептом воспитания в школе, он назывался «Домострой», и если кто-то придёт и скажет, что у меня есть поваренная книга жизни школы, посмотрите на него с психотерапевтическим сочувствием. На самом деле, сегодня уникальное количество практик поддержки разнообразия, несмотря на унификацию, есть. Сегодня есть учителя, которые ищут, что бы ни происходило. Сегодня есть движение, которое называется «Сетевые движения школ», сеть, которая называется «Эврика» Александра Адамского, я мог бы ещё приводить примеры. Чтобы бы ни происходило, была такая книга, по-моему, у Окуджавы, «Глоток свободы». Так вот, несмотря на все попытки асфиксии школьной жизни, глотки свободы продолжаются

С.Сорокина Романтик вы, Александр Григорьевич. Романтик! Андрей, не буду вас спрашивать про пути развития России, это я уже запрещаю себе спрашивать. Я из учительской семьи, у меня мать учительницей была, поэтому, что называется, жизнь школы изнутри я тоже немножечко наблюдала, довольно подробно. И больше чем уверена, что от личности учителя всё-таки очень многое зависит, от его какой-то вовлечённости в это во всё. В первую очередь, мне кажется, сейчас самое важное – это, может быть, именно институты педагогические, в которых эти самые кадры куются. Насколько они будут хороши, и хорошо бы, чтобы их не затушили в ближайшие годы. Я благодарю вас за этот разговор, спасибо большое, напоминаю, что Андрей Кураев и Александр Асмолов сегодня со мной говорили, мы оттолкнулись от события, которое вчера произошло в Серпухове, от этого несчастья с очередным выпускником школы, и говорили о том, что есть школа сегодня, чем отличаются церковно-приходские, хорошо ли направление церковно-приходское, и вообще что такое идеальная школа. Хотя, некоторые и не захотели рассуждать по поводу того, что есть идеальная школа. Напомню, что в 21 час будет программа «Статус» с Екатериной Шульман, в 22 «Кейс» с Соломиным и Юлием Гусманом, ведущая Любовь Комарова», в 23 часа будет программа «Неудобные», тема «16 дней против гендерного насилия»

Современная детская литература поражает разнообразием героев — от медведей и китов до вампиров и волшебников. Но попробуйте найти книжку, в которой есть просто рассказы про детей для детей — веселые и жизненные! Оказывается, многие молодые авторы сейчас не гнушаются реализма — с настоящими мальчишками и девчонками, которые могут жить в соседнем доме. И хоть такие детские рассказы — про детей, но интересны они будут и взрослым. Выбрали десятку книг для младших школьников, которые любят читать про себе подобных.

Мария Бершадская, серия книг «Большая маленькая девочка»

5c9a2f44830cf9.81718168

«Компас Гид», 7+.

Женя — самая обычная девочка, просто очень высокая. Даже выше мамы. На этом вся фантастика, пожалуй, и заканчивается, потому что проблемы у нее как у всех: с кем дружить, где гулять, что надеть, дарить валентинки или нет, что приготовить из яблок, как помочь бездомной собаке. Словом, Женя и ее друзья постоянно попадают во всякие истории, которые весело рассказывает Мария Бершадская — рыжеволосая волшебница из Республики Беларусь. Уверена, что ее книги вот-вот войдут в школьную программу. А пока не вошли — не гуглите «рассказы о детях читать для 3 класса», а смело предлагайте для внеклассного чтения своему сыну или дочке «Большую маленькую девочку». Кстати, первоклассникам и второклассникам тоже можно!

Як Ривэ, «Сплошное школдовство»

5c9a2fc4c277d7.48048012

«Белая Ворона», 7+.

Короткие рассказы про детей есть и в этом сборнике, но здесь больше абсурда в стиле Хармса. Герои вроде бы обычные мальчишки и девчонки, но вдруг кто-то снеговика оживляет, кто-то — разговаривает с зеркалом, а кто-то — разбирает себя по частям и моет в ванной. Хотя, пожалуй, фантастического в этом не очень много — дети способны напридумывать какие угодно чудеса, лишь бы компания была подходящая.

Эмманюэль Гибер, Марк Бутаван, серия комиксов «Ариоль»

5c9a2df1c77a35.52812607

«Бумкнига», 7+.

Если обычные рассказы для детей 7 лет почему-то не впечатляют вашего младшеклассника, можно попробовать комиксы — их многие эксперты считают эффективным инструментом для старта. Несмотря на то, что герои этих историй — ослики, поросята, коты, лошади и даже одна муха, — в них легко угадываются ученики любой младшей и средней школы. Проблемы те же: кто-то фанатеет по супергероям, кто-то теряет ключи, кто-то влюбился впервые и безответно, а кто-то узнает романтичную историю знакомства своих родителей. Рассказы очень смешные и динамичные.

Люк Пирсон, серия комиксов про Хильду

5c9a30d60a46e4.08891064

«Манн, Иванов и Фербер», 7+.

Продолжая тему комиксов: вы устали вслух читать рассказы для детей? Хильда вам в помощь! Эта синеволосая девчонка уже покорила тысячи сердец по всему миру. Фантастического в ее жизни не так уж много — тролли, великаны и домовые здесь, скорее, забавные спутники. А в центре все то же: приключения с друзьями, походы с палатками, любимые книги и рисование, северная природа. И мама, которую очень любит Хильда, но с которой иногда ссорится. В прошлом году вышел мультсериал по комиксам. Однако, он отличается по сюжету от книг, — в них читателей ждет гораздо больше подробностей.

Энн Дидье, Оливье Мэллер, Оливье Делуайе, серия комиксов про Эмиля и Марго

5c9a315bc57ae4.32072433

«Манн, Иванов и Фербер», 6+.

Закрывая тему комиксов, у «МИФа» же есть короткие рассказы для детей про брата и сестру — принца Эмиля и принцессу Марго. Они живут в замке, который окружает волшебный лес, населенный забавными шаловливыми монстрами. Разумеется, детям короля строго запрещено играть с этими безобразниками, но они частенько нарушают правила. Ничего не напоминает? Осторожным родителям может показаться, что после этих комиксов их ребенок срочно побежит шкодить, однако не стоит этого бояться. На самом деле в этих рассказах больше размышлений о допустимых границах веселья, ответственности и, конечно, фантазии — придумайте своего монстра и научитесь с ним ладить, это отличная игра.

Тимо Парвела, серия книг про Эллу и ее друзей

5c9a31dbc69c73.89654979

«Розовый жираф», 6+.

Парвела можно считать современным классиком финской литературы — его книги издавались у нас еще в конце прошлого века. Героиня его рассказов — Элла — обычная школьница. Она учится с мальчиками и девочками, которые постоянно задают своему учителю множество вопросов и заставляют его все время волноваться. Хохот во время самостоятельного прочтения рассказов обеспечен. Еще лучше читать вслух всей семьей — взрослым тоже есть чему поучиться у героев этой серии.

Жан-Франсуа Шаба, «Дух из черной комнаты»

5c9a374db3e2c3.65305362

«Белая Ворона», 8+.

Несмотря на название и обложку, которые намекают нам на детскую страшилку, эта книжка — комедийный боевик. Замечено, что тридцатилетние девушки, читая ее, смеются, не переставая — равно как и девятилетки. Среди главных героев затесались инопланетный монстр, русский хомяк-шпион и симпатичная девчонка из школы. Среди прочих истин в книге открывается, что родители тоже люди, просто они устали, а сестра может сгодиться как друг и помощник — это только кажется, что она вредная.

Мария Парр, «Вафельное сердце» и «Тоня Глиммердал»

5c9a38243700d5.74343425

«Самокат», 7+.

Парр пишет удивительные книги: тонкие, умные, простые и честные. Они о по-настоящему важных вещах, которые окружают нас повсеместно: море и деревьях, кофе и вафлях, любимом свитере и санках, футбольном мяче и лодке, собаках и овцах. Тоня и Трилле — персонажи книг Парр — обычные мальчик и девочка. Объединяет их, пожалуй, только географическое положение — норвежские фьорды. В остальном они разные: Тоня — боевая и активная, Трилле — мечтательный и застенчивый. Читать каждый небольшой рассказ о детях у Парр — это как подружиться с кем-то новым, очень красивым снаружи и внутри.

Жан-Филипп Арру-Виньо, серия книг про семейку из Шербура

5c9a391616e702.61838392

«Компас Гид», 7+.

Это рассказы про семью, в которой шесть мальчишек и каждого зовут Жан. Автор серии — Жан-Филипп Арру-Виньо — сам был одним из этих Жанов, второй по старшинству — Жан Б. Если думаете, с какой истории начать, — выбирайте «Омлет с сахаром». Но будьте готовы, что в рецепте окажутся еще белые мыши, черепаха, озорные школьные друзья наших Жанов и родители, которым как-то приходится с этим всем справляться. Отдельно радуют, конечно, нежные иллюстрации Доминика Корбасона.

Кристине Нестлингер, серия рассказов про Франца

5c9a39841382f4.51670593

«Компас Гид», 6+.

Если шесть детей разом для вас многовато, то начните с Франца — этот парень вдохновил автора на создание почти двух десятков рассказов. Каждая книга посвящена какой-то конкретной ситуации или кризису, который ребенок переживает в 6, 7 или 8 лет. Вот он захотел домашнее животное, боится идти в школу, желает больше смотреть телевизор — а ему не разрешают. Рекомендуем читать эти рассказы по очереди или вслух — и обсуждать поступки героев, их реакцию на события и поведение в кризисных ситуациях. Возможно, вам с ребенком будет легче понять друг друга через литературу. А не для того ли она нужна?

Йон Колфер серия «Артемис Фаул».
09.01.2022 18:59:38, Пользователь

Коты-воители. Там мноооого книжек. Читать-не перечитать. «Стань диким» первая называется. Можно купить на пробу и посмотреть, как зайдет. Моему вот «Гарри Поттер» не зашёл для самостоятельного чтения, а «Коты-воители» все перечитаны.
09.01.2022 18:38:22, Хоббит

Евгений Гаглоев всё от и до)
Наталья Щерба туда же)
Это развлекательное фэнтези. Но я бы не назвала это дурью. Дети качественно подсаживаются на серии.

09.01.2022 18:38:06, как-то так

LЁshik

Мой не читающий мальчик с увлечением в возрасте 12 лет читал: «Витька с Чапаевской улицы», «Улица младшего сына» — это советские про войну. И «Дающий» Лоури, антиутопия. Конан Дойла еще
Читателем не стал.
А мне тоже казалось, что стоит только подходящую книгу найти

09.01.2022 18:29:52, LЁshik

да, бесполезно наверняка
тем более, родители и бабушки там тоже не читают, которые наказывают чтением то

ну ладно, передам инфу, а там как хотят


09.01.2022 18:31:37, ЁЁЁЁЁ

Чилим

Я только выражу сомнение в том, что если ребёнок (подросток) прочитает что то интересное для себя (не важно какого качества) , то это сподвигнет его на постоянный интерес к книгам. Нет. Мои нечитающие дети ( очень разные между собой) в разное время увлекались либо какой то 1 книгой, либо т Н книжным сериалом ( и этот не гарри поттер и тем более не Властелин колец), но после этого желания читать другие и книги не возникло. Младший так вовсе отказался от чтения после «Ведьмака» Больше ничего не нравится, ничего не выдерживает сравнения.
09.01.2022 18:16:40, Чилим

скорее всего так, но все же … можно хотя бы попробовать
во всяком случае не наказывать хотя бы чтением того, что им совсем не интересно

09.01.2022 18:23:20, ЁЁЁЁЁ

ИМХО, гаджеты непоборимы. Сын читал. На 10 лет подарили смартфон. Всё. Теперь читает, только когда отбираю смартфон. По собственной инициативе — лишь журнал Майнкрафт.
Грустно…

09.01.2022 18:05:13, Лабрика

Аккуратова Мария

У меня для девочки, и очень любящей животных. Коты-воители у неё в этом возрасте хорошо зашли, даже игрушки их именами называла. Киплинга часто и перечитывала, но это больше в возрасте 7-9 лет.
09.01.2022 17:39:06, Аккуратова Мария

У меня мальчик тоже котов очень любил.
09.01.2022 18:28:19, как-то так

Из последнего лучше всего был «Том Сойер». Летом читал с удовольствием.
Сейчас читаем Зощенко, ну так, середне…)

09.01.2022 17:31:08, Булочка наст. без пароля

ну это вы пока выбираете такие хорошие, но нафталиновые книжки )
сам может другое читал бы

Зощенко то рановато наверное


09.01.2022 18:19:46, ЁЁЁЁЁ

Конан Дойл, Агата Кристи. Если есть какие-то увлечения, то книги по этим темам.
09.01.2022 17:11:48, читаю иногда с осени 2012

жираф Анатолий

Мне нравился Сабатини и Вальтер Скотт, моим девчонкам в этом возрасте тоже нравился.

09.01.2022 17:18:39, жираф Анатолий

Сабатини мне тоже очень нравился, но у нас он появился, когда мне было лет 15.
«Айвенго» я тоже читала, но там многие моменты не могла в подростковом возрасте оценить.
Стивенсон и Жюль Верн еще моим детям нравятся, но фильмы по их произведениям, а не сами книги.

09.01.2022 17:41:40, читаю иногда с осени 2012

увлечения у них у многих сейчас — это сидеть в тик-токе или ютубе и смотреть блогеров

09.01.2022 17:13:37, ЁЁЁЁЁ

А на какие-нибудь кружки и дополнительные занятия они ходят?
09.01.2022 17:42:34, читаю иногда с осени 2012

плавание и все

09.01.2022 18:20:06, ЁЁЁЁЁ

Можно попробовать записать их на занятия, которые потребуют углубленных знаний.
Палеонтология, изучение минералов, история, занимательные эксперименты (простейшие опыты по физике и химии), какие-нибудь технические кружки.
Вдруг появится интерес. Тогда и читать на эти темы будут.

09.01.2022 18:49:56, читаю иногда с осени 2012

Нельсон Мандела

Мои на праздниках взялись читать Ведьмака)
09.01.2022 17:03:22, Нельсон Мандела

жираф Анатолий

Мне книга очень понравилась, поэтому фильм не хочу смотреть, боюсь испортить впечатление.
09.01.2022 17:17:27, жираф Анатолий

Ниже Рица про детские детективы написала, плюсую.
Могу рекомендовать Энид Блайтон серия Великолепная пятёрка, но у нее и другие серии есть. Альфред Хичкок «Три сыщика» — тоже серия

09.01.2022 16:59:23, Мотька

Rujik

Крапивин, Даррелл

09.01.2022 16:57:44, Rujik

Это прекрасная литература ))
Я про дурь все же больше, чтобы более захватывающе было чем блогеры ))
Это если расчитаются в принципе, то можно давать Крапивина с Дарреллом )

09.01.2022 16:59:44, ЁЁЁЁЁ

Natalya d'*

9-12 это нынче называется «подросток»?
Я в этом возрасте взрослые книги читала.
Старший тоже.
Младший год назад (будучи на этот момент совершенно нечитающим ребёнком) подсел на книги от Cube Kid, погуглите.
За пол года все прочитал, теперь другого автора читаем кто в таком же стили пишет, вначале ему не нравилось, потом втянулся.

09.01.2022 16:50:27, Natalya d’*

Чилим

А по-вашему в 10-12 лет взрослый? Если вы стали взрослой с рождения, то не всё же дети такие.
09.01.2022 18:20:23, Чилим

погуглила — одни велосипеды вылезли )

09.01.2022 16:55:56, ЁЁЁЁЁ

Natalya d'*

Добавьте слово книга на русском, «cube kid книга». Если ничего, значит, их нет на русском
09.01.2022 16:58:12, Natalya d’*

нашла, спасибо )

09.01.2022 17:02:35, ЁЁЁЁЁ

а какой возраст подросток?

09.01.2022 16:55:01, ЁЁЁЁЁ

Вообще подросток от 13 до 19 лет. Это по английской классификации, тины, тинэйджеры)
Я с ней согласна.
До 13 — дети….

09.01.2022 17:32:29, Булочка наст. без пароля

Для 9 лет, может быть, ещё пойдёт Астрид Линдгрен в мальчиковом варианте — серия «Эмиль из Лённеберги». Или Даррел, если «Эмиль» детской покажется.
Для 12 уже можно Конан-Дойля, мне кажется.

09.01.2022 16:48:58, Evl.

У моей дочки Гарри Поттер в таком возрасте пошел на ура. При этом фильм она не смотрела. Читала по 700 страниц в день. У сына хорошо шли Хроники Нарнии, Властелин колец, Перси Джексон, Темные начала, Эдгар По
09.01.2022 16:44:51, Верная жена

«Хроники Нарнии» и «Властелин Колец», «Хоббит» у меня ребенок 12 лет тоже читал с удовольствием. Но мне кажется, что «Властелин Колец» все-таки остался недочитанным.
09.01.2022 17:13:56, читаю иногда с осени 2012

жираф Анатолий

Позже дочитают. Моя в 20 взялась перечитывать. Мне он попал в руки впервые тоже в 20, стояла в очереди в библиотеке и потом покупала по 25 руб книжка/том, это советскими, тогда стипендия была 30.
09.01.2022 17:20:55, жираф Анатолий

Ох, как дорого!
Мне давали в студенческие годы Властелина Колец. Было тяжеловато, много сюжетных линий и подробностей. Но в целом понравилось.

09.01.2022 17:45:45, читаю иногда с осени 2012

я не читала в детстве, и потом не читала, и сейчас не хочу
все, что слышала из этой книги, совершенно не впечатляло, особенно фанаты, которые во все это играть потом стали

09.01.2022 17:22:54, ЁЁЁЁЁ

Книги фэнтези подросткам обычно нравятся. Если есть библиотека детская недалеко, можно подойти и там совета попросить.
09.01.2022 17:48:23, читаю иногда с осени 2012

может и обычно, но вот мне не нравилось такое никогда и сейчас не нравится ни в виде книг, ни в виде кино

09.01.2022 18:21:47, ЁЁЁЁЁ

из не дури много покупали книжек издательства розовый жираф. у них оч хороший сайт, все подробно. серия про перси джексона сыну нравилась. может и дурь, но вполне приличная. часодеи вроде для помладше, уже и не помню..но по мне нет ничего лучше чем самому выбрать
09.01.2022 16:41:27, Шерлок

Для самих для них уже все, читать это наказание и «сами» они никакую книгу не выбирают

09.01.2022 16:46:39, ЁЁЁЁЁ

Лютый скептик

9-12 лет, на мой взгляд, еще не подростки. Коты-воители, Перси Джексон, Хоббит. Это помимо Гарри Поттера. Для девочек Часодеи, Зерцалия. Дмитрий Емец про Мефодия Буслаева и про Шныр.
09.01.2022 16:39:05, Лютый скептик

Коты-воители моим девочкам нравились, как раз в этом возрасте.
09.01.2022 17:49:40, читаю иногда с осени 2012

Реклама

Лютый скептик

Мой 9-летний сын с удовольствием читает Крапивина, Викторию Ледерман и т.д.
09.01.2022 16:41:01, Лютый скептик

для мальчиков, забыла сказать

09.01.2022 16:40:43, ЁЁЁЁЁ

Лёнча-из-Вишни

Я бы посоветовала смотреть по издательствам и их сериям, например, Качели и серия Граффити или Жираф и серия Вот это книга! и выбирать, что нравится )
09.01.2022 16:38:55, Лёнча-из-Вишни

Мои знакомые девочки 10 лет читают детские детективы. А одна даже пишет свой)))

09.01.2022 16:38:23, рица

УникаЛьнаЯ

О, мне кажется, я эту серию видела — там всякие известные люди пишут типа детские книги. Мне было интересно /для себя/, но так как обе дети уже выросли из подобного, покупать не стала. Да и оформление мне не нравится, если честно. Но это субъективно.

Своей читала в 6-9 «Еловые дрова и мороженые маслята», Анатолий Онегов, «Ребята и зврята» Ольга Перовская, «Летящие к северу» В. Федоров и т.д.

А в плане оформления и для радостного дошкольного «сама читает!» вот эта серия очень нравится (по ссылке).


26.12.2021 14:18:00, УникаЛьнаЯ

Морозулька

«Пафнутий» Иоанна Хмелевская про медвежонка
очень советую и взрослым и детям

26.12.2021 13:34:52, Морозулька

LoraEf

Спасибо вам за тему, натолкнула меня на мысли заказать пару книжек про тюленей племяннице. Она их обожает, может и книжки прочитает :)

26.12.2021 13:19:10, LoraEf

В 9 лет уже Жюля Верна пора читать (это если о чтении вслух). Если самостоятельно, то Бианки, Скребицкого, Чарушина, Чаплину, Житкова. А эти книги совсем для малышей, но малышам тоже можно более качественную литературу подыскать.
26.12.2021 12:57:59, Eloise

Блондинка с апельсином

Тоже хотела про этих авторов написать. Мои старшие все книги эти перечитали. Можно найти отличное издание каждого автора, с чудесными иллюстрациями
26.12.2021 18:16:39, Блондинка с апельсином

Для того, чтобы ребенку было интереснее рисовать, покажите ему сайт с пошаговыми срисовками [ссылка-1]
Так малышу будет легче научиться, он с удовольствием втянется в процесс.

04.01.2022 20:17:26, Карина7771

Шиповник (экс-Василиса)

Эта литература очень качественная. И с точки зрения содержания, и с точки зрения полиграфии.
26.12.2021 13:56:30, Шиповник (экс-Василиса)

Почитала по ссылке про лисицу. Многословно, с громоздкими предложениями, без абзацев, главы сумбурно расположены.
26.12.2021 14:19:44, Eloise

ВВ (быв.Не овен)

Синичкин календарь и остальное в. Бьянки прочитали уже наверное.
26.12.2021 12:46:53, ВВ (быв.Не овен)

Он Бианки.
26.12.2021 12:53:39, Елна

а Бьянка красившЕ звучит

26.12.2021 13:34:14, -))

только это женское имя.

27.12.2021 08:29:00, Julinika

Pilar

О, спасибо! Посмотрю своему для самостоятельного чтения.
26.12.2021 12:22:54, Pilar

Их мильон разных, еще года два назад купила про енота и свинью. Тоже очень хорошие, они и познавательные, и юмористические местами. Так как их полно, покупать жалко, про библиотеку хорошая идея.
Фишка серии в том, что каждую книгу просят написать какого-либо уже состоявшегося, известного писателя, сценариста, журналиста; все авторы разные.

26.12.2021 12:22:25, Елна

Шиповник (экс-Василиса)

[ссылка-1]
Вот тут с фото про крокодила

26.12.2021 12:15:22, Шиповник (экс-Василиса)

для 9 лет как-то слишком ясельно, не?

26.12.2021 12:38:04, ALora

Шиповник (экс-Василиса)

Мой в почти 9 лет читает с удовольствием. Понимаю, что по меркам некоторых дам с 7и он, видимо, умственно отсталый.
26.12.2021 13:06:19, Шиповник (экс-Василиса)

Чилим

Я лично с 7 до 10 лет читала исключительно чтобы соответствовать подружке ( она читала запоем) и ради оценки ( у нас надо было ежедневно под подпись в дневнике родителям писать количество прочитанных страниц) дали бы мне волю, я бы вообще книг в руки не брала. А про животных начала читать ближе к 30 . Ненавидела в детстве Бианки и всё аналогичное. П также сказки. Зато сейчас читаю с
удовольствием

26.12.2021 14:34:13, Чилим

Шиповник (экс-Василиса)

Кстати, Бианки был мне в детстве интересен очень в меру. И сейчас я не особый его любитель. У младшего он тоже не пошел.
Мой любимый писатель в этой области — Даррелл, но это позже. Сетон-Томпсон очень хорош, но грустновато. Один рассказ читали. Думаю, можно продолжить.

26.12.2021 14:57:48, Шиповник (экс-Василиса)

Pilar

Я до сих пор терпеть не могу Бианки, и вообще книги про животных. Мне в жизни это не мешает.
26.12.2021 16:08:25, Pilar

Шиповник (экс-Василиса)

А Хэрриота? Это для взрослых уже. Классный английский юмор на фоне сельских британских пейзажей, коров, овечек, кошечек. Иногда помрёшь со смеху, иногда трагично. Реально классные вещи.
26.12.2021 16:59:02, Шиповник (экс-Василиса)

Pilar

Подруга очень любила, и муж. Оба меня заставляли. Не могу, не моё.
26.12.2021 19:10:29, Pilar

почему для взрослых? в подростковом возрасте вполне само то. моя младшая его Записки сельского ветеринара лет в 13 или 14 в первый раз прочитала и влюбилась (как и я). Возможно, это в некоторой степени помогло ей сформировать свои предпочтения в профессии

26.12.2021 17:28:59, ALora

Ящер

Моя тоже его примерно в этом возрасте читала. Тоже очень понравилось.
Даррелла раньше, лет в 10.

26.12.2021 19:31:40, Ящер

Шиповник (экс-Василиса)

Я читала лет в 17-18, отлично было.
Старшим я неоднократно предлагала. У них не пошло.

26.12.2021 17:42:51, Шиповник (экс-Василиса)

так он многим может не зайти в любом возрасте

26.12.2021 18:24:54, ALora

Шиповник (экс-Василиса)

Ты Даррелла не читала? Я хохотала до слез лет в 14-15, там классная семейка.
26.12.2021 16:56:55, Шиповник (экс-Василиса)

Pilar

Даррелл — единственное, что могу про животных. Наверное, потому что они там фоном, основное про семью. У меня есть весь издававшийся Даррелл, обожаю.
26.12.2021 19:11:58, Pilar

нет, не в этом дело. некоторые манги читают параллельно с Мураками. я просто на себя в 9 прикинула — мне бы скучно было. Брат мой — намного менее читающий и поздно зачитавший, в 9 увлекался Капитаном Сорви-головой, прямо сто раз наверное перечитывал

26.12.2021 13:19:22, ALora

Шиповник (экс-Василиса)

Так все разные. Я, например, так и не заценила некоторые классические детские книги. Про животных и растения часто было интереснее.
26.12.2021 13:35:24, Шиповник (экс-Василиса)

Pilar

Мумми Тролли — какая же, ИМХО, галиматья!
26.12.2021 16:09:00, Pilar

Шиповник (экс-Василиса)

Я прочла в свое время только потому, что больше ничего под рукой не было. Не галиматья, но я не прочувствовала, как говорится
Но я и Волшебника изумрудного города не особо заценила, например. Прочла эту серию книг.
Книги про пионеров-героев, Четвертая
высота, Улица младшего сына, Повесть о Зое и Шуре, разные биографии (от врачей до писателей), исторические и биологические книги по возрасту, повести о школьной жизни — вот это шло отлично.

26.12.2021 17:03:31, Шиповник (экс-Василиса)

Pilar

Я младшему читала, он у нас настолько читатель, что книг уже не хватает, берём я за все. Для меня — абсолютная галиматья и психодел. Этот мумми-папа, слинявший от семьи на острова, а потом делавший вид, что все так и должно быть, вся эта куча второстепенных персонажей, куда-то исчещающих и появляющихся из ниоткуда, эти Тофсла и Вифсла… Сон ужасов. Ребёнку понравилось :)
26.12.2021 19:15:51, Pilar

Я серию Волкова себе купила в отличном издании уже будучи взрослым человеком. «Семь подземных королей» с удовольствием и сейчас перечитаю. И «Улицу младшего сына» купила в букинистическом пару лет назад. «Четвёртую высоту» ещё дочке покупала.
26.12.2021 18:27:10, бим-бом

Космос

вот вторая часть ваша — у меня тоже любимая была . но я и про животных любила . у нас была большая книга — «Лесная газета» Бианки . любила . возраст тогда 7 лет . Гайдара любила . «Приключения Карика и Вали» , но я всеядная была . Бианки хорошо идёт где-то в 6-7 лет . Внучка тоже не заценила «волшебника Изумрудного города» . а вот Чарушин , Чаплина — этими зачитывалась . совсем маленькая всё просила опять почитать . так и перешла потом на животных .
26.12.2021 17:35:11, Космос

Для 6 лет.

26.12.2021 12:57:54, рица

Сфоткайте, пожалуйста, пару страниц текста, чтобы иметь представление о содержании.
26.12.2021 11:30:59, бим-бом

«Для чтения взрослыми детям.» Сначала прочитала как «взрослым детям», подумалось, что это какие-то сказки для взрослых:)

26.12.2021 12:37:02, ALora

Спасибо!
26.12.2021 11:50:29, бим-бом

Формат книжки скорее для старших дошкольников — четвёртая часть разворота с текстом, остальная площадь занята иллюстрациями. Уже первоклассникам на контроль в конце года дают двустраничные тексты формата А4.

26.12.2021 12:18:00, бим-бом

Шиповник (экс-Василиса)

Так речь об удовольствии.
Факты там интересные.
Каюсь, я в библиотеке выбираю книги, которые мне будет интересно читать. Вот эти книги интересно.

26.12.2021 12:36:14, Шиповник (экс-Василиса)

Я тоже ориентируюсь на собственное удовольствие при выборе книг для чтения ученикам. Уже прочла «Гном Гномыч и Изюмка», «Ох, уж эта Зойка», на очереди » Восемь голубых дорожек» — после НГ начну. Но я люблю веселые повести с поучительным подтекстом. Короткий формат мне неинтересен.
26.12.2021 12:43:34, бим-бом

Реклама

Чилим

А всё или дети любят с поучительным контекстом? Мой с детства не любил любые книги о детях, хоть поучительные, хоть нет
26.12.2021 14:39:34, Чилим

В данном случае выбор за мной. Это моя добрая воля — читать детям вслух художественную литературу. Я вообще могу копать (читать), а могу и не копать. И если уж я предпочитаю что-либо делать, то удобным для себя инструментом. В любом случае лучше, чем фигнёй страдать.
26.12.2021 15:27:26, бим-бом

ох не все. я в детстве терпеть не могла детско-поучительное и природоописательное. Любила приключенческое и не детское. Стивенсон не для детей писал, а мне в младшешкольном возрасте прямо самое то было. И еще фантастику обожала, особенно про всякие галактические полеты. Но и Уэллс очень нравился

26.12.2021 15:00:17, ALora

Pilar

Старший сын любил, все перечитал лет в 12. Я тоже не люблю. Там персонажи в массе картонные, много технических подробностей (типа, как сделать взрывчатку), приключений. При этом бедность эмоций, драмы нет.
26.12.2021 19:18:07, Pilar

а я как раз в возрасте 11-13 обожала, готова была все его прочитать

26.12.2021 17:38:31, ALora

его читают года в 3))

26.12.2021 13:18:10, рица

Шиповник (экс-Василиса)

Я своему читала лет в 6-7. Получила сама море удовольствия. Видимо, нахожусь на уровне 3летки. Если честно, не особо мешало до 45 лет))).
26.12.2021 13:36:29, Шиповник (экс-Василиса)

Мне Петсон тоже нравится.прочитан почти весь .

26.12.2021 13:40:53, рица

Все умеют читать в 3 года??? Я сыну читала в дошкольном возрасте, что не помешало ему перечитывать как раз в начальной школе. Но уже сам. Текст там, кстати, достаточно объемный и буквы мелкие. Сами повести не сильно большие, но тем не менее.
Честно говоря, не очень понимаю современную могу бежать впереди паровоза. Почему то очень многие прочитав детям книги в младенчестве считают что все, это пройденный этап. Но когда тебе читают (тем более в 3 года) и когда читаешь сам это совсем разная история.
Столько раз слышала и сама через это прошла — читаешь детям и понимаешь что сам половину в детстве пропустил или понял не так )))

26.12.2021 13:26:33, Иришка-Мартышка

Ну так и купить его в три года.

26.12.2021 13:31:31, рица

Я не рица, но кажись это была ирония)), про 3 года.
26.12.2021 13:30:59, Елна

Нет,Знакомым детям как раз в этом возрасте читали Петсона.

26.12.2021 13:33:17, рица

помню, при мне четырехлетнему ребенку читали Хоббита, ребенок был ровестником моих +/- . Мне казалось. что это дико рано, да он и слушал плохо.
Думаю, 3хлетка нравится что покороче и поритмичней, стихи, предложения короткие. Это не мешает им потом рано читать взрослое, кстати.

26.12.2021 13:50:14, Елна

Pilar

Мой младший с 4 лет обожает Хоббита, страницами может цитировать. Все дети разные.
26.12.2021 16:02:22, Pilar

УникаЛьнаЯ

Ох, я своей младшей этого Хоббита в 7 читала. Я сдулась первая, но ребенок сломался только главы за три до конца и попросил больше это не читать )) Имхо, адски скучно, просто адски. Но я вообще не фанат Толкина.
При этом в этом же возрасте «Джордж и тайны вселенной» Хокингов и еще пару книг этого цикла она слушала весьма увлеченно. Кажется, мы на четвертой книге остановились :)
Но, кстати, ежевечерние чтения с 2 до 9 лет и обучение чтению до школы не дало вообще никаких результатов: дитя не любит ни читать, ни слушать чтение вслух. Вернее, любит комиксы и иногда слушает аудиокниги. По программе читает через пень-колоду, предпочитает краткие пересказы )

26.12.2021 14:57:33, УникаЛьнаЯ

Космос

вот правда удивительно . нам мама в детстве читала довольно много . я всегда читала , а сестра — мимо . слушали одно и то же . а вот так по разному зашло .
26.12.2021 17:46:32, Космос

Мне Хоббит кажется лучшим гораздо, чем последующие все толкиновские эпопеи. В меру занимательный и страшный, в меру с юмором, отличная современная сказка. Может это конечно заслуга перевода.
26.12.2021 15:10:30, Елна

Чилим

Некоторые и Державина в 2 года читают наизусть страницами. Я одну такую видела.
26.12.2021 14:41:37, Чилим

так Державин поритмичней)
26.12.2021 14:51:17, Елна

Шиповник (экс-Василиса)

Я своему читала в 3 года Чуковского, Барто, Михалкова, Маршака. Русские сказки в простом изложении. Сутеева.
26.12.2021 13:58:51, Шиповник (экс-Василиса)

Да, примерно так.
26.12.2021 14:05:34, Елна

стихи это от 1,5 лет)) конечно надо смотреть по ребенку. У нас в семье все дети с удовольствием книги слушали и потом сами читали.В 9 я в библиотеку ходила и детей в возрасте 7-8 записала.

26.12.2021 13:55:50, рица

Реклама

Шиповник (экс-Василиса)

У меня с удовольствием слушал только тот, кто сам в 5 лет читать начал. Остальных приходилось и приходится завлекать подходящим содержанием.
26.12.2021 14:24:01, Шиповник (экс-Василиса)

Они подойдут для младшей школы, книги хоть и небольшие, но с интересными фактами из географии и биологии. Я даже удивилась, но вот увидела в теме про моск. зоопарк, и стал понятнее формат.

26.12.2021 12:25:23, Елна

Учитывая, что читающих детей среди младших школьников становится всё меньше, то подойдут. Да, раньше в этом возрасте рекомендовали серию А. Волкова из 6-ти повестей, а теперь абзац текста среди картинок…
26.12.2021 12:38:44, бим-бом

Шиповник (экс-Василиса)

Раньше… Помню, что из 36 детей примерно в моем первом классе хорошо и быстро читали в принципе человек 7-8. И сколько же из них читали Волкова, интересно…
Я его сама читала классе в 3.

26.12.2021 13:08:29, Шиповник (экс-Василиса)

Pilar

Я Волкова в 1 классе как раз читала, а вот младший мой, лингвистически одарённый ребёнок, с 4 до 5 всего Волкова прослушал раз по пять, и с тех пор не хочет. А вслух читает только совсем коротенькие рассказики, я его мучаю :) Такой крокодил как раз подошёл бы.

26.12.2021 16:06:04, Pilar

Сейчас в моём первом из 30 учеников бегло читают 2 человека. Нечитающих было полкласса. Сейчас читают все. Не бином Ньютона научить ребёнка читать. Это освобождает родителям кучу времени в дальнейшем — дал книжку, и ребёнок тебя не дёргает. Но да, пару-тройку месяцев надо напрячься. Но ведь неохота напрягаться большинству. Проще сокрушаться — ах, как бы отучить от гаджета в 7 лет! Приучать в 3 года не надо.
26.12.2021 13:40:45, бим-бом

Шиповник (экс-Василиса)

Дело не только в научить. Дело в том, чтобы ребенок ещё сам читал, а не только по родительскому или учительскому повелению.
2-3 месяца?))) Моя старшая ГП прочла лет в11-12, первая прочитанная книга. А читать для себя и с удовольствием начала лет в 17-18.

26.12.2021 14:17:01, Шиповник (экс-Василиса)

2-3 месяца отрабатывается механизм. А потом подключается удовольствие в виде вечернего совместного чтения, слушания, обсуждения, просмотра экранизации, сравнения авторского видения и режиссёрского. Но это должна быть внутренняя мотивация взрослого. Тогда и обратная связь у ребёнка вырабатывается. Большинству же проще дошкольнику телефон в руки сунуть, чтобы отстал. А парятся пусть учителя в школе.
26.12.2021 15:33:53, бим-бом

Шиповник (экс-Василиса)

2-3 месяца… Мой муж годами приучал и приучает детей к фильмам 20 века. Вот сейчас у старших виден результат.
У Вас быстро работает.

26.12.2021 17:08:05, Шиповник (экс-Василиса)

Сами приучатся. Моя взрослая дщерь с удовольствием смотрит всё старое кино со мной за компанию.
26.12.2021 18:28:48, бим-бом

Реклама

Шиповник (экс-Василиса)

Смотрю на своих знакомых и понимаю, что «сами» нередко не срабатывает.

26.12.2021 18:40:26, Шиповник (экс-Василиса)

Может, им это и не надо?
26.12.2021 19:04:05, бим-бом

Шиповник (экс-Василиса)

Может, моим детям тоже это было «не надо» в силу, может, устройства мозгов. Но мы с мужем решили педологией не увлекаться, а работать с имеющимся материалом. Пусть и годы, а не месяцы.
26.12.2021 21:25:14, Шиповник (экс-Василиса)

Во, после того, как моего ребёнка совершенно не заинтересовало вечернее совместное чтение и просмотр телевизора тоже(правда:-), она играть любила), я как раз считала, что пусть учителя в школе парятся выполняют свою работу. И ее научили в садике, годам к 6. Молодцы, воспитатели), но я думаю тут даже бОльшим было влияние группы, все побежали и я побежал.
26.12.2021 16:38:05, Елна

Шиповник (экс-Василиса)

У меня старшая такая в детстве была. Компьютеры и телефоны ее тоже не интересовали. Играть!
26.12.2021 17:09:00, Шиповник (экс-Василиса)

Странный критерий, исключительно по объему судить. Хорошая научная статья может быть куда короче Волкова, но вряд ли будет рекомендована первокласснику; да даже и не каждому студенту.
Пусть читают и то, и то.

26.12.2021 12:44:15, Елна

Пусть читают. Это ключевой посыл. А объем говорит о степени сформированности навыка чтения.
26.12.2021 12:52:04, бим-бом

Выбирая кружки и секции для ребенка, мы стремимся сделать так, чтобы у него был широкий кругозор, хорошие навыки коммуникации, опыт работы в команде и многое другое. Но в этой гонке за развитием важно сохранить главное — его мечты.

какие внешкольные занятия лишние

Сколько внешкольных занятий у вашего ребенка?

По данным Минпросвещения России, доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, в 2019 году в целом по стране составляла 75%, а к 2024 увеличится до 80%.

Рынок дополнительных занятий для детей растёт со скоростью света, и ещё на этапе начальной школы ребёнок может попробовать себя во многих сферах и получить разный опыт. У родителя, и я сталкивался с этим не раз, возникает ощущение «мы уже везде опоздали»: взрослые переживают, что их ребенок проиграет, если не будет чего-то знать или уметь, поэтому порой записывают его сразу в несколько кружков.

Волноваться раньше времени не стоит. По моему опыту преподавания, главная задача ученика до 5-го класса — увидеть мир и понять, что ему интересно и близко, а уже после — набирать больше знаний и навыков (как универсальных для любой профессии, так и профильных для того дела, которое пришлось ему по душе и на котором он решил сосредоточиться). Безусловно, здесь дополнительное образование становится отличным помощником.

Однако загруженность ребёнка важно выстраивать исходя из его ресурса — необходимо сохранять баланс между развитием и свободным временем на отдых и общение со сверстниками. Помните, что перед вами маленький человек, который находится только в начале своего жизненного пути, и его нагрузка не должна быть чрезмерной — не стоит расписывать график малыша по минутам.

Я считаю, что ключевой критерий дополнительного образования — положительные эмоции ребёнка. Занятия ему должны нравиться, а не вменяться в обязанность. Тогда они помогут сформировать интерес и, главное, научить мечтать. А это то, что отвечает нашей глобальной цели — помочь ребенку в итоге стать счастливым человеком.

Как подбирать дополнительные занятия по возрасту

Внешкольные занятия в каждом возрасте отвечают разным задачам. Например, занятия в 6-7 лет, с одной стороны, помогают ребёнку научиться слушать и быть внимательным, а с другой — с раннего возраста познавать мир в его разнообразии. На этом этапе программа и глубина знаний — не самое главное. Основные факторы эффективности обучения — интерес ребёнка и атмосфера занятий. Стоит отметить, что здесь многое зависит от преподавателя и их взаимодействия с учеником.

В 8-12 лет ребёнку особенно важно научиться прислушиваться к себе и обращать внимание на то, что ему действительно интересно. Здесь уже большее значение приобретает программа курса и конкретные навыки, которые он получает. Отмечу, что до 12 лет долгосрочная мотивация у детей ещё не так хорошо развита, поэтому особенно ценно, когда ребёнок сразу видит результаты своего труда — ему так проще. Схема «научился-применил» поможет сохранить интерес и укрепить веру в свои силы.

Ваш ребёнок начал изучать цифровое творчество и на первом уроке научился создавать простую анимацию? Важно закрепить успех практической задачей — например, сделать для бабушки с дедушкой анимированную новогоднюю открытку.

С 13 лет дети уже начинают более серьёзно задумываться о выборе своего пути и о будущей профессии. Здесь важно дать подростку больше информации о том, как устроен взрослый мир — это поможет ему определиться с направлениями, в которые он хочет погрузиться, а значит, у него появятся большие шансы воплотить в жизнь свои мечты.

Приведу пример. Несмотря на то, что я 12 лет преподаю цифровые навыки и осознаю перспективы развития в ИТ-сфере, я не стал настаивать на том, чтобы мои дети уже сейчас занимались программированием — ввиду их возраста (6, 9 и 10 лет) мы пока только пробуем разное и стараемся выявить склонности и интересы каждого.

Конечно, они видят, как я преподаю, спрашивают о том, что их увлекает, таким образом мы формируем «спрос на будущее» — создаем интерес, который в дальнейшем может даже перерасти в профессию — но мы с женой никак не настаиваем. Своим детям я стараюсь дать возможности и инструменты, которые помогут реализовать их мечты. Важное уточнение: их мечты, а не наши с супругой.

Как выбрать школу для дополнительного образования?

  1. Посетите пробный урок — возможность теста сейчас есть практически у любой школы. Самым важным критерием станет обратная связь от ребёнка: было ли ему интересно и хочет ли он продолжать занятия. Обратите внимание на общение ребёнка с преподавателем: от того, смог ли он установить связь с учеником, во многом зависят вовлечённость студента и успех обучения.
  2. Почитайте отзывы — простой и доступный инструмент, который поможет больше узнать о школе и посмотреть на неё глазами реальных клиентов.
  3. Посмотрите на результаты учеников — они покажут эффективность программы и многое скажут о квалификации преподавателей.
  4. Помните про принцип «не обязанность, а радость» — если ребёнок спешит на занятие и стремится поделиться своими успехами, вы точно попали в цель.

выбор кружков и секций для детей

А что делать, если не получилось?

Без паники! Одна из целей дополнительного образования — отсечь заведомо неперспективные пути развития для ребёнка. Если навык, который начал получать ученик, «не прижился», это только сужает круг поисков и помогает сконцентрироваться на том, что ребёнку действительно близко.

Например, мои родители — музыканты, и конечно, они отвели меня в музыкальную школу. Знаете, почему у меня остались тёплые воспоминания о занятиях и мне периодически хочется вернуться к инструменту? Я закончил заниматься ровно в тот момент, когда уроки перестали приносить мне удовольствие. Я понял, что данная профессия — не моё, и нашёл себя в другом. Родители поддержали мое решение. Не расстраивайтесь, если какой-то дополнительный навык не подошёл — продолжайте поиск того, что нравится и подходит ребенку.

Хотя встречается и другой сценарий, когда, казалось бы, не самый успешный студент не хочет оставлять предмет и берёт упорным трудом. У меня был ученик Давид, у которого никак не ладилось с информатикой. Мы несколько лет пытались победить эту науку, но в 9-м классе решили смириться и сделать упор на математику, с которой у него всё было прекрасно.

Мы стали уделять больше внимания этой дисциплине, а в информатике шли по стандартной программе, плюс я рекомендовал материалы для самостоятельного изучения, например, программы образовательного центра «Сириус».

И парень меня по-настоящему удивил! Он решил доказать, что может быть успешен во всем, в чем пожелает, — он не бросил информатику и продолжил попытки разобраться в предмете. И постепенно все труды — и предыдущее обучение, и обучение по материалам — дали результат.

Спустя два года Давид получил 100 баллов на ЕГЭ по информатике, поступил в НИУ «Высшая школа экономики» на факультет компьютерных наук и стал одним из сильнейших студентов на потоке. Вера в себя, возможность получать знания и готовность прикладывать большие усилия стали ключевыми факторами успеха.

Помните, мы учим детей не для того, чтобы сделать их профессионалами. Прежде всего мы стремимся помочь им стать счастливыми людьми. И если мы поставим во главу угла интересы и мечты ребёнка, шансы увидеть его улыбку и благодарность — стопроцентные.

  • Читаемый как пишется правильно
  • Читаем сказки детям на ночь с картинками
  • Читали ли вам сказки на ночь и кто это делал
  • Читай не хочу как пишется
  • Чистящий обувь как пишется