Чистый понедельник рассказ или новелла

чистый понедельник: youtube / классное чтение чистый понедельник рассказ выдающегося русского писателя ивана алексеевича бунина. в свойственной ему манере,

«Чистый понедельник»: YouTube / Классное Чтение

«Чистый понедельник» — рассказ выдающегося русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. В свойственной ему манере, живо и органично автор рассказывает трагичную любовную историю. Благодаря писательскому гению Бунина читатель вместе с главным героем переживает и счастье любви, и горечь разлуки. Предлагаем в этом убедиться: сюжет рассказа «Чистый понедельник» кратко изложен ниже.

«Чистый понедельник»: краткое содержание

«Темные аллеи» — один из последних сборников, который при жизни издал Иван Бунин. «Чистый понедельник» — трогательный рассказ о любви — дополнил этот сборник.

Однако любовная драма — это не единственная проблема, раскрытая автором. Какими еще важными вопросами задавался Бунин? «Чистый понедельник», кратко изложенный ниже, поможет понять переживания автора и натолкнет на собственные рассуждения о жизни:

Рассказ Бунина «Чистый понедельник»: экспозиция и завязка

Зима 1912 года. Каждый вечер рассказчик спешил в квартиру напротив храма Христа Спасителя в Москве, где жила его возлюбленная. Вот что Бунин рассказывает читателю о героях:

  1. Он возил ее в дорогие рестораны, театры и на концерты, дарил книги, шоколад, цветы. Неизвестно, куда вели эти отношения: разговоры о будущем она пресекала и была очень загадочна. Близости между ними еще не было, и это держало рассказчика в мучительном ожидании. И все же он был счастлив каждую минуту рядом с ней.
  2. Она жила одна и зачем-то училась на курсах, хоть и редко их посещала. Ее отец, вдовый купец, жил в Твери. Она всегда рассеянно благодарила рассказчика за подарки — так, словно ей ничего из этого не было нужно. Хотя прочитывала все книги, съедала целую коробку шоколада за день и любила живые цветы. А ее явной страстью была хорошая дорогая одежда.
  3. Это была очень красивая пара. Рассказчик обладал южной внешностью и живым характером. А в его возлюбленной было что-то персидское — черные, как уголь, глаза и длинные волосы. И всегда она была молчалива, задумчива.

Иногда она молча позволяла целовать ее руки, ноги, губы. Но, когда чувствовала, что рассказчик теряет самообладание, отстранялась и уходила. А если он заводил разговор о браке, отвечала, что совершенно не годится в жены. Рассказчик не терял надежды и верил, что время все разрешит.

Судьба России в рассказе «Чистый понедельник»Офорт по мотивам «Чистого понедельника»: YouTube / Centre de Russie pour la science et la culture

Порой их «неполная близость» казалась ему невыносимой. Он не понимал, зачем так истязать себя и его. Но вечер за вечером он «с восторженной благодарностью» глядел на возлюбленную. Время, проведенное вместе, было для него одновременно и мучением, и великим счастьем. Так прошел январь и февраль.

Развитие событий

В Прощеное воскресенье она велела заехать за ней раньше, чем обычно, и предложила отправиться к Новодевичьему монастырю. Девушка рассказала, как накануне побывала на похоронах архиепископа, в деталях описав процессию. Рассказчик лишь удивлялся — не знал, что она так религиозна.

Пара бродила среди могил монастырского кладбища, и рассказчик с обожанием смотрел вслед возлюбленной. Она заметила это и удивилась, как сильно он ее любит.

Вечером они ездили по переулкам в поисках дома Грибоедова, а затем отправились в Охотный ряд, ели в трактире блины. Она с восторгом рассказывала ему о монастырях, пересказывала летописные сказания. Говорила, что однажды уйдет в самый глухой монастырь. Но рассказчик не придал ее словам значения.

На следующий день она захотела пойти на «капустник» Художественного театра, хотя всегда считала их пошлыми. Весь вечер много курила, пила шампанское и наблюдала за актерами, а потом плясала польку с одним из них.

Судьба России в рассказе «Чистый понедельник»Героиня рассказа «Чистый понедельник»: YouTube / MyBook

«Чистый понедельник»: кульминация

Поздней ночью рассказчик отвез возлюбленную домой. У подъезда она попросила отпустить извозчика и подняться в квартиру, что было на нее не похоже: никогда она не позволяла заходить так поздно. Они сблизились окончательно. На рассвете девушка сообщила, что уезжает в Тверь, и попросила оставить ее.

Через две недели рассказчик получил письмо. Она писала, что не вернется в Москву, пойдет служить в монастырь. И попросила не отвечать на письмо, чтобы не продлевать муку.

Развязка

Почти два года потребовалось рассказчику, чтобы прийти в себя: он долго искал утешения в самых грязных кабаках, почти потеряв человеческий вид.

С трудом оправившись, под Новый год решил повторить маршрут, по которому когда-то ходил с возлюбленной. Долго плакал. Оказавшись у ворот Марфо-Мариинской обители, почувствовал желание зайти. Дворник сперва не хотел его пускать, так как шла служба для великой княгини и великого князя. Сунув ему рубль, рассказчик все же попал внутрь.

Из церкви с большой свечой в руках вышла великая княгиня, а следом потянулась вереница поющих инокинь. Одна из них вдруг подняла голову и направила черные глаза прямо на рассказчика, словно почувствовала сквозь темноту, что он там. Он повернулся и вышел из ворот.

Судьба России в рассказе «Чистый понедельник»Офорт по мотивам «Чистого понедельника»: YouTube / Centre de Russie pour la science et la culture

«Чистый понедельник»: анализ произведения

Очевидно, Бунин стремился создать нечто большее, чем рассказ о несчастной любви. Какие замыслы вложил писатель в произведение «Чистый понедельник»? Сюжет, изложенный вкратце, дает общее понимание авторских идей. Оценить их в полной мере позволит анализ рассказа:

История создания и тема произведения

В 1920-х годах из-за политических событий в России Бунин эмигрировал во Францию, где пребывал до конца жизни.

За границей писатель работал над сборником любовных новелл «Темные аллеи», для него был написан и рассказ «Чистый понедельник». Литературоведы считают, что в нем автор описал свою первую любовь к Варваре Пащенко.

Исследователи жизненного и творческого пути писателя называли Варвару его первой, «невенчанной» женой.

Как считал сам Бунин, «Чистый понедельник» — одно из его лучших произведений. История создана в 1944-м, а через год опубликована в Нью-Йорке в «Новом журнале».

«Чистый понедельник» повествует о любовной драме. Это глубоко трагичная история: герои любят друг друга, но совершенно по-разному видят свое будущее. Героиня нашла смысл существования в служении Богу, она делает выбор и ставит духовные ценности выше физиологических потребностей. Зная сюжет, можно разгадать и заложенный в названии «Чистый понедельник» смысл:

  • слово «чистый» ассоциируется с очищением, духовным ростом;
  • понедельник — символ нового начала.

Символично, что именно в такой день героиня пришла к просвещению и начала кардинально новую жизнь.

Судьба России в рассказе «Чистый понедельник»Варвара Пащенко, 1892: Wikipedia

«Чистый понедельник»: жанр и композиция

Особенность бунинского повествования указывает на жанр «Чистого понедельника» — новелла. Ее специфическая черта — крутой поворот событий, что и происходит в этой истории.

Композиционно новелла состоит из трех частей:

  1. Первая часть знакомит читателя с главными героями, описывает их отношения и совместное времяпрепровождение. Живая авторская речь позволяет во всех красках передать чувства рассказчика к возлюбленной.
  2. Основа второй части — диалоги. Она начинается, когда пара отправляется на кладбище. В разговоре читатель больше узнает о возлюбленной рассказчика, ее мечтах и стремлениях. Здесь же происходит и кульминационный момент всей истории — признание девушки о неизбежности расставания.
  3. Последняя часть новеллы — развязка. Героиня нашла себя на службе в монастыре. Рассказчик переживает горький разрыв. Ему снова выпадает шанс встретиться с возлюбленной, но он уходит, принимая ее выбор.

«Чистый понедельник»: посыл

В рассказе «Чистый понедельник» герои испытывают взаимные чувства. Однако их разделяют противоположные жизненные взгляды:

  • Рассказчик пылко влюблен в девушку, ему комфортно, когда она рядом. Со временем эти отношения становятся смыслом его существования. Он не может добиться таких же эмоций в ответ, поэтому решает и вовсе не говорить о будущем, наслаждаясь моментом.
  • Девушка богата, красива, у нее есть влюбленный кавалер. Однако обычная светская жизнь ей неинтересна, она пытается найти высокую цель своего существования, наполнить его смыслом.

С помощью персонажей рассказа Бунин рассуждает на философские темы. В чем счастье? Каков смысл жизни человека? Однако единого ответа не существует, он разный для всех, и каждый имеет право на собственный выбор.

Большинство произведений Ивана Бунина наводят читателей на глубокие размышления. Автор не стремится дать готовые ответы, но всегда призывает к их поиску.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1878427-cistyj-ponedelnik-kratko-soderzanie-i-analiz/

И. А. Бунин. «Чистый понедельник»

  • Сегодня на уроке мы:
  • · Поговорим о любви, судьбе, о
    выборе человека и о сущности счастья.
  • · Поразмышляем над загадками
    рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник».
  • · Попытаемся понять, почему
    писатель считал этот рассказ своим лучшим творением.

Рассказ «Чистый понедельник», как и рассказ «Господин из
Сан-Франциско», часто называют особенным в творчестве Бунина. Литературоведы
подчёркивают важность этих произведений в творчестве писателя. О значении
рассказа «Господин из Сан-Франциско» мы говорили на нашем прошлом уроке.

А
сегодня мы попробуем раскрыть тайны рассказа «Чистый понедельник».

Что же такого важного и таинственного в этом коротком
рассказе, спросите вы. На первый взгляд в нём всё вполне обычно и характерно
для творчества Бунина. «Чистый понедельник» был написан во Франции, в 1944
году.
Он входит в сборник «Тёмные аллеи». По словам самого писателя, «все рассказы этой книги
только о любви, о её “тёмных” и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях».

И действительно, сюжетная основа рассказа – это короткая
история любви с трагическим финалом. Пусть даже эта трагедия не смерть, а
вечная разлука. И темы этого рассказа характерны для всего сборника: любовь и
счастье, отсутствие взаимопонимания, предназначение человека и его выбор.

В творчестве Бунина любовь предстаёт великой тайной, силой,
которая неподвластна разуму и воле человека. Любовь озаряет жизнь бунинских
героев короткой вспышкой, но при этом она не приносит счастья. Герой рассказа
«Чистый понедельник» был счастлив ровно столько, сколько длился его роман.

Обратите внимание, что герой рассказа называет эту любовь
странной, а своё счастье – мучительным.

А героиня и вовсе отвечает возлюбленному в разговоре о
счастье цитатой: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь –
надулось, а вытащишь – ничего нету».

Герои рассказа «Чистый понедельник» молоды, богаты, свободны
и «до неприличия красивы». Что же им мешает быть вместе? Непонимание.
Влюблённые не просто непохожи. Между ними целая пропасть. Молодой человек наслаждается
простой беспечной жизнью, полной модных удовольствий. Рестораны, концерты,
поэтические вечера. Он готов отказаться от этого ради тихой семейной жизнью с
любимой женщиной.

Героиня же совсем другого склада. Ей недостаточно простого
женского счастья любить и быть любимой. Девушка словно соткана из противоречий
и внутренних конфликтов. Любовь к светским развлечениям сочетается в её душе с
религиозностью. Театральный капустник она считает пошлым, но всё же едет на
него.

Она кружится в вихре светских развлечений, и при этом ходит слушать, как
поют стихиры в монастырях. Посещает модные литературные вечера модернистов и
цитирует жития святых. Обедает в роскошных ресторанах, носит шикарные наряды,
хотя «на курсы ходила скромной курсисткой, завтракала за тридцать копеек в
вегетарианской столовой на Арбате».

Девушка ищет себя, своё предназначение,
смысл жизни.

Возлюбленный девушки не чувствует её и не понимает. Для
молодого человека она вся загадка и тайна. Диссонанс в их отношениях
проявляется с момента знакомства на лекции Андрея Белого, «который пел её,
бегая и танцуя на эстраде».
Герой хохочет и вертится, а у героини его
реакция вызывает недоумение.

Герой привозит возлюбленной книги современных
популярных писателей-модернистов, а она признаётся в любви к русским летописям
и сказаниям. Особенно ярко диссонанс проявляется в разговоре влюблённых о
счастье.

Героиня цитирует слова Платона Каратаева из романа «Война и мир», а
герой отмахивается от неё, назвав всё это «восточной мудростью».

Герой предлагает возлюбленной брак. Но девушка понимает, что
для семьи она не создана, поэтому находит в себе силы отказаться от земной
любви.

Так она решает проблему выбора между земным счастьем и служением Богу,
которое поможет обрести ей душевный покой. Проблема выбора стоит и перед её
возлюбленным. Он мог бы попытаться отговорить её, преследовать.

Но он смирился
с её решением, которое стало для него жестоким ударом.

«Чистый понедельник» это рассказ. Но, как и
многие рассказы сборника «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник» обладает признаками
новеллы. Такими, как краткость, острый сюжет, нейтральный стиль
изложения, отсутствие объёмных описаний и философских рассуждений. Ещё одна
важная черта новеллы – поворотный момент. Событие, которое внезапно меняет ход
сюжета.

В рассказе «Чистый понедельник» поворотным моментом
становится уход героини в монастырь. Ключевые события рассказа происходят в
Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.

Прощёное воскресенье – это последний день масленичной
недели. Недели перед началом Великого поста. Масленица – это время
наслаждения земными благами. Время гуляний, обильной еды и веселья.

Великий
пост же наоборот, это время аскезы и усмирения инстинктов. Время молитвы и
обращения к Богу.

Прощёное воскресенье и Чистый понедельник в христианской культуре
– это своеобразная граница между мирским и духовным.

В Прощёное воскресенье принято просить прощения и прощать
обиды другим. Для героини рассказа «Чистый понедельник» Прощёное воскресенье
стало днём прощания с мирской жизнью. А Чистый понедельник – днём, с которого
началось её духовное служение.

Острота и важность этого переходного момента подчёркивается трёхчастной
композицией рассказа
. В первой части читатель узнаёт историю знакомства и
отношений героев рассказа. Вторая часть кульминационная. В ней рассказывается о
событиях православных праздников. А третья часть представляет собой развязку
сюжета.

Судьба России в рассказе «Чистый понедельник»

Повествование в рассказе ведётся от первого лица. Это
воспоминание героя о далёкой юности и пережитой им трагической любви. Иван
Алексеевич Бунин верил, что счастье и любовь скоротечны, но именно память
делает их вечными. Эту
мысль можно проследить во всех произведениях сборника «Тёмные аллеи».

Так почему же рассказ «Чистый понедельник» особенный?
О том, насколько важен был для писателя этот рассказ, красноречиво говорит
письмо жены писателя Веры Николаевны Муромцевой-Буниной.

«Про “Чистый понедельник” он написал на обрывке бумаги в
одну из своих бессонных ночей, цитирую по памяти: “Благодарю Бога, что он дал
мне возможность написать «Чистый понедельник»”».

Иван Алексеевич Бунин считал своим лучшим произведением
именно этот рассказ о любви и не скрывал этого. Дело в том, что «Чистый
понедельник» гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. И не
только потому, что рядом с темами любви и счастья здесь соседствуют мысли о
духовном поиске, предназначении и смысле жизни. Всё ещё сложнее.

Обратите внимание, насколько полно и тщательно воссоздаёт
писатель картины русской московской жизни во всём её многообразии.

Здесь и
рестораны с табачным дымом и шумными цыганами, и золотые иконостасы церквей, и
снежные дорожки раскольничьего кладбища. В небольшом рассказе о любви огромное
количество бытовых деталей. В том числе описаний еды.

Расстегаи с налимьей
ухой, розовые рябчики в крепко прожаренной сметане, огненные блины с зернистой
икрой.

В рассказе упоминается множество исторических мест Москвы:
Кремль, Красные ворота, Ордынка, Охотный ряд, Арбат. Знаменитые московские
рестораны «Прага», «Эрмитаж», в «Метрополь», «Яр», в «Стрельна». Храмы и
монастыри: храм Христа Спасителя, Иверская часовня,
Марфо-Мариинская обитель и так далее.

Судьба России в рассказе «Чистый понедельник»

Читатель получает представление ещё и о культурной жизни
России начала двадцатого века. Герой приносит возлюбленной книги модных
писателей. Влюблённые ходят на концерт Фёдора Шаляпина. Слушают лекцию Андрея
Белого и обсуждают роман Валерия Брюсова «Огненный ангел».

Важно то, что писатель вкладывает в уста героини свою
собственную оценку современников. Шаляпин в рассказе «не в меру разудал».

В одном словосочетании «желтоволосая Русь» по отношению к знаменитому певцу,
проявляются все бунинские упрёки: нарочитость, искусственность, лубочность вместо подлинного русского духа.

Про «Огненного
ангела» героиня говорит: «До того высокопарно, что совестно читать».

Бунин не только даёт полный детализированный облик Москвы. Мы
одновременно видим три лика этого города. Москву купеческую с цыганами, блинами
и замороженным шампанским. Москву церковную с пением стихиров
и жарко горящей от свечей внутренностью Иверской. И
Москву модернистскую – с актёрскими капустниками, Качаловым и Станиславским.

Более того, Москва в рассказе существует будто в разных
временных пластах. Архаичная, раскольничья, допетровская Русь постоянно
сталкивается с Россией XX
века, стоящей на пороге перемен.

А теперь вспомним, что именно Москву, старую
столицу, называют сердцем России. Этот город – отражение всей огромной страны.
Родины, о которой Бунин много лет тосковал в эмиграции.

И в рассказе «Чистый
понедельник» мы видим проявление этой тоски.

Ещё одной особенностью бунинской Москвы в этом рассказе можно
назвать мультикультурность. И это тоже характерная
русская черта.

«…итальянские соборы – и что-то киргизское в остриях башен
на кремлёвских стенах…»,
‒ отмечает герой рассказа. А героине бой
часов на Спасской башне напоминает Флоренцию.

Образ Москвы и Родины в «Чистом понедельнике» сливается с
образом женщины, героини рассказа. Те же противоречия, то же столкновение
Запада и Востока, которым отличается русский национальный характер. Вспомним,
что окружает девушку.

Портрет босого Толстого над турецким диваном, модные
европейские платья и архалук астраханской бабушки, «Лунная соната» и церковные
песнопения. Герой рассказа думает: «Странная любовь». И тут же у него возникает
следующая мысль: «Странный город».

Даже в его восприятии соединяются образ
города, образ любви, образ любимой женщины и образ Родины.

Героиня рассказа, отказавшись от мирского счастья, от жизни,
полной земных удовольствий, выбирает путь прощения, смирения и покаяния. Тот
путь, который по мнению писателя, был предопределён России. Но страна сделала
другой выбор. И писателю, как и герою рассказа, пришлось уйти, смирившись с этим
выбором.

От новой России уходит и героиня, остро воспринимающая
разрушение красоты и потерю чувства достоинства. Сравните, как отвратителен в
своей пошлости капустник. Как отвратительны его участники – Станиславский,
Качалов, Москвин.

Судьба России в рассказе «Чистый понедельник»

А ведь это лучшие люди страны, таланты, цвет русской
интеллигенции.И
как торжественно-прекрасны монастырские похороны, с диаконами-богатырями. «Пересвет и Ослябя!»,
восклицает девушка.

«Вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась
теперь эта Русь», ‒
уверена героиня.

Антон Павлович Чехов однажды сравнил прозу Бунина со слишком
густым, насыщенным бульоном. Как мы видим, в маленьком рассказе «Чистый
понедельник» просто невероятное количество идей, тем, мыслей, отсылок и
деталей, что трактовать этот рассказ однозначно просто невозможно. Он и о
любви, и о красоте, и о долге, и о выборе человека, и о России, и о её судьбе.

Алексей Николаевич Толстой говорил о таланте Бунина:

«Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный
пример – как нужно обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически
изображать его. Мы учимся у него мастерству слова, образности и реализму».

«Чистый понедельник»: краткое изложение рассказа Бунина. Анализ и главные герои

«Чистый понедельник» — рассказ Ивана Алексеевича Бунина, написанный в 1944 году в эмиграции и вошедший в сборник о любви «Тёмные аллеи».

Содержание

Рассказчик вспоминает, как в молодости в Москве ухаживал за загадочной красавицей. Они виделись каждый день, он признавался ей в любви и звал замуж.

Она была погружена в себя, говорила, что не создана для брака, и никогда не шла с ним дальше поцелуев. Но однажды она пригласила возлюбленного остаться на ночь, а на следующее утро уехала из города.

В письме девушка сообщила, что намерена уйти в монастырь, и просила её не искать. Сердце героя было разбито, но он исполнил эту просьбу.

Чистым понедельником в Русской православной церкви неофициально называют первый день Великого поста. Именно в этот день главные герои рассказа встречаются в последний раз.

Полный текст и аудиокнига

Полностью рассказ можно почитать здесь: полный текст.

Послушать аудиоверсию можно на YouTube.

«Чистый понедельник». Краткое содержание

Зима 1912 года, Москва. Рассказ ведётся от имени неназванного молодого человека. Каждый вечер он ездит к возлюбленной, которая живёт напротив храма Христа Спасителя. Она в Москве одна, её отец — богатый купец из Твери. Молодой человек возит её по театрам и ресторанам, дарит конфеты, цветы и книги.

Но девушка так и остаётся для него загадкой. Непонятно, что у неё на уме. Иногда кажется, что её ничто не радует, хотя она любит цветы и шоколад, читает книги, с аппетитом обедает.

Они оба молоды, красивы и богаты, их считают прекрасной парой. Но он непоседлив, а она молчалива и задумчива. Он признаётся ей в любви, а она отвечает уклончиво: «Вы у меня первый и последний». Она даёт себя целовать, но останавливает, когда он пытается пойти дальше. Он говорит о браке, но она заявляет, что «не годится в жены».

Рассказчик называет эти отношения «странной любовью» и «неполной близостью». В итоге он решает просто радоваться возможности быть вместе и надеяться, что со временем возлюбленная проникнется к нему ответным чувством.

Так проходит зима. Накануне Великого поста, в Прощёное воскресенье она вдруг предлагает съездить в Новодевичий монастырь. Рассказывает, что накануне была на похоронах архиепископа-старообрядца. Оказывается, она часто бывает в храмах, хотя и не считает себя религиозной. Её притягивает атмосфера старой, допетровской Руси: летописи, песнопения, монастыри.

«Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!» — заявляет она.

На другой вечер они едут на «капустник» художественного театра. Девушка весела, пьёт шампанское, много курит и танцует. После возвращения она велит своему спутнику отпустить кучера. Это значит, что она впервые предлагает возлюбленному провести вместе ночь…

Утро они встречают в одной постели. Девушка внезапно сообщает, что ей нужно уехать из Москвы, возможно, надолго. Две недели спустя возлюбленная присылает молодому человеку письмо. Она сообщает, что больше не вернётся в Москву: пойдёт послушницей в монастырь, а потом, если решится, пострижётся в монахини.

Она просит не искать встречи. Он выполняет просьбу и не ищет её. От горя много пьёт и пропадает по кабакам. Постепенно приходит в себя, но с тех пор живёт безрадостно.

Проходит почти два года. Под Новый год молодой человек, поддавшись непонятному чувству, заходит в Марфо-Мариинскую обитель. Он видит великую княгиню Елизавету Федоровну в окружении монахинь. Одна из монахинь поднимает взгляд от свечи и смотрит в темноту, будто на него. Он тихо разворачивается и уходит.

Важная деталь! Порой утверждают, будто в монахине главный герой узнал свою возлюбленную. Однако в рассказе Бунина об этом нигде не говорится. Сказано лишь, что на героя посмотрела одна из монахинь, словно узнавшая его в темноте.

Анализ рассказа

Действие происходит в дореволюционной России, однако сам рассказ был написан много позже, в мае 1944 года. Бунин, давно эмигрировавший из России, во время Второй мировой войны жил в городе Грасе на юге Франции, под нацистской оккупацией. По словам жены, писатель говорил: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать “Чистый понедельник”».

Тема и проблематика

Тема России в рассказах И.А. Бунина «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»

     
Бунин показывает трудолюбие, чистоплотность и хозяйственность бывшей крестьянки. Эта женщина обладает сильным, стойким характером. Даже мужики с уважением отзываются о ней: «Баба – ума палата».

«Бессердечно» брошенная любимым, она, по-видимому, пережила немало трудностей, но не рассказывает о них, не желая ни сочувствия, ни жалости.

Надежда не погибла, сумела выжить и устроить свою жизнь, хотя замуж все равно не вышла, так как осталась верна своей первой любви.

    Теперь она хозяйка постоялого двора, в горнице у неё чисто, опрятно, тепло, сухо. Кроме того, она дает деньги в долг под проценты. При этом не разоряет своих клиентов, а поступает всегда по справедливости, по совести. Но если вовремя не вернуть долг, то тогда пеняй на себя, пощады не жди. Также строго, но справедливо она судит своего возлюбленного.

    б) Николай Алексеевич.

    Старик 
военный олицетворяет в рассказе Российскую империю, самодержавие. Поэтому, даже внешне он похож на Александра II. С годами он не потерял своей военной выправки, стройности.

Перед нами ещё бодрый старик, с красивыми чертами лица и барскими, властными привычками.

Несмотря на все свои неудачи, разочарования, он не потерял присутствия духа и старается производить хорошее впечатление.

2.6.Сюжет.

    В молодости они беззаветно любили друг друга. Но дворянин безжалостно 
бросил дворовую девушку, потому что не мог жениться на ней из-за принятых в обществе правил.

Подобный союз повлек бы за собой неприятные последствия: осуждение странного брака со стороны родных и друзей, страдания из-за невозможности в этих условиях быть счастливыми.

Примеры подобных браков были, но они всегда заканчивались трагически.

    Бунин не оправдывает своего героя, но главную 
причину видит в социальном неравенстве, в разности общественного положения. Жениться на Надежде Николаю Алексеевичу 
не позволила дворянская спесь.

    С тех пор прошло много лет. За это время  он совершенно забыл о ней, не чувствовал за собой никакой вины. Неожиданная встреча с Надеждой вызывает внутреннее замешательство, смятение в его душе.

Сначала он не придает большого значения этой встрече, так как считает, что прошло уже слишком много времени, поэтому она всё забыла и простила.

И вдруг, к своему удивлению, он узнает, что она его до сих пор любит и не простила.

    Простить 
может только тот, кто уже не испытывает никаких чувств. Любящий человек 
не может забыть измены, предательства, подлости.

    В этой сложной ситуации Николай Алексеевич не пытается оправдывать себя, найти 
объяснение своему поступку.

Сначала 
он пытается успокоить себя и её банальными доводами об изменчивости, непостоянстве в этом мире.

Даже приводит цитату из книги Иова в подтверждение своей позиции: «Как о воде протекшей будешь вспоминать». Надежда не разделяет его мнение, она считает, что любовь не подчиняется законам времени.

    2.7.Развязка конфликта.

    Надежда все-таки сумела достучаться до его сердца, разрушила все защитные барьеры, заставила его раскаяться в содеянном и исповедоваться в своих несчастьях.

Оказалось, что драма поломала не только её жизнь, но наложила свой отпечаток и на его судьбу. Несчастье Николая Александровича заключается в том, что он тоже потерял свою единственную любовь.

Жена ему изменила, бросила, сын у него вырос без сердца, без чести, без совести.

    Столкнув 
через 30 лет бывших любовников, автор 
заставляет их вновь осознать значение происшедшей трагедии.

    Все же произведение не оставляет тягостного впечатления, так как Надежда и Николай любят друг друга, а, по Бунину, «всякая любовь – великое счастье…» Одного её короткого мига достаточно, чтобы осветить всю жизнь героев.

    2.8. Авторская позиция.

    Притча 
про случайную встречу на почтовом тракте старого генерала и крестьянки приобретает символическое значение. По мнению Бунина, трагедия России заключается в отказе дворянства от своего народа, что и привело в последствии к революции и историческому возмездию.

    Автор считает, что виноваты в исторической катастрофе и барин, забывший свою ответственность за судьбу России, и народ, поднявшийся на бунт против своего господина.

Признание этой взаимной вины Бунин выразил символической сценой, когда Надежда, услышав горькую исповедь генерала, поцеловала у него руку, а он поцеловал у неё.

Этой символической сценой взаимного целования рук Бунин хотел смягчить эту непримиримость.

    2.9. Оценка в критике.

     
Написанный в 1938 году в эмиграции рассказ «Темные аллеи» получил высокую оценку в критике. Советский поэт А.

Твардовский назвал Бунина «последним из классиков русской литературы»: «Читаю «Темные аллеи» и проникаюсь сладкой завистью к человеку, который  оставался влюбленным в жизнь в своем немолодом возрасте.

Мне кажется, что написать такие строки, где всё пронзительно, как звук скрипки, мог только человек с редчайшим талантом».    
  

    3. «Чистый понедельник». 

    3.1. Творческая история.

    Рассказ «Чистый понедельник» занимает важное место в творчестве И.А. Бунина. Он был написан 12 мая 1944 года и впервые прочитан на вечере в Париже 19 июня 1945 года. События рассказа происходят в 1912 – 14 годах, накануне первой мировой войны и революции.

В эти годы общество особенно волновал вопрос о дальнейшей судьбе России. После победы над фашистской Германией этот вопрос опять вызвал горячие споры в обществе. Писатель глубоко переживал за судьбу своей страны, за её будущее.

В рассказе «Чистый понедельник» он предложил свой вариант ответа на самый злободневный вопрос времени.

    3.2. Смысл названия.

    Название 
рассказа имеет символический смысл. Чистый понедельник – это первый день Великого поста. В это день в жизни главных героев рассказа происходит важное событие.

В этот день заканчивается Масленица (праздник) в жизни героев и начинается строгий пост в прямом и переносном смысле этого слова. Она делает окончательный выбор между земной жизнью и служением Богу и навсегда уходит в монастырь. Монастырь является символом духовной жизни.

Не найдя смысла жизни, духовности в современном мире, героиня рассказа уходит в прошлое, в допетровскую Русь.

    3.3. Основной конфликт.

    В основе сюжета рассказа лежит внутренний конфликт в сознании главной героини 
между древностью и современностью, стремлением к возвышенному идеалу и простыми человеческими чувствами, между европейскими и древнерусскими, христианскими ценностями.  

    3.4. Система персонажей:

    Любовная 
история имеет в рассказе символическое значение. Во взаимоотношениях главных героев Бунин запечатлел историю взаимоотношений России и Запада.

    а) главная героиня.

    Главная героиня рассказа олицетворяет Россию.

В её портрете Бунин подчеркивает восточные черты: «А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза, пленительный с бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком…» Она дочь знатного, просвещенного купца, живет в Москве в богато обставленной квартире, любит красивую одежду, бархат, шелк, дорогие меха.

    Автор обращает внимание на внутреннюю противоречивость её характера, которая находит выражение и в её образе жизни, и в духовных интересах, и даже в интерьере её квартиры.

С одной стороны, она ведет светский образ жизни, проводит вечера в театрах, модных ресторанах, а с другой – всерьез увлекается древнерусской историей, посещает храмы, монастыри, древнерусские кладбища.

С одной стороны , в театр она надевает гранатовое бархатное платье и туфли с золотыми застежками, а с другой – ходит на курсы в скромной одежде и завтракает в вегетарианской столовой. Такая же двойственность ощущается в её духовном мире.

С одной стороны, она проявляет интерес к модным западноевропейским писателям, а с другой – любит народные предания, духовную музыку, цитирует «Повесть о Петре и Февронии». В обстановку её квартиры, созданную для беспечной жизни, не вписывается портрет босого Л.Н. Толстого, опростившегося гения.

    Внутренний 
психологический конфликт в её душе говорит о том, что она ищет свой нравственный идеал, что она никак не может сделать окончательный выбор между современной жизнью и духовными ценностями прошлого.

    б) герой.

    Герой рассказа ассоциируется с Западом. Он богат, красив, жизнерадостен, у него южный живой темперамент. Ему 
нравится жизнь, она ему кажется 
сплошным праздником. Он всегда находится в гуще событий, ведет светский образ жизни, бывает на лекциях современных поэтов, посещает модные концерты, интересуется новой постановкой Художественного театра.

Герой привозит возлюбленной новые модные произведения западных писателей-декадентов, западные сладости (шоколад), «таскает» её, как он выражается, по ресторанам и театрам, отрывая от глубоких раздумий, молитв и посещения монастырей и кладбищ. Он любит бодро восклицать «Ол Райт».

Возникает впечатление, что герой, подобно Чацкому Грибоедова, то ли долго жил за границей, то ли связан биографически с Петербургом.   Он не задумывается над вечными вопросами, любит главную героиню. Рассказчик предлагает героине руку и сердце на что получает ответ: «Нет, в жены я не гожусь, не гожусь…

» Героиня внутренне сопротивляется этому западноевропейскому влиянию. И ему ничего не остается, «кроме надежды на время?»

    Со времени Петровских реформ Запад лелеет надежду если не на взаимность, то хоть на создание прочного респектабельного брака-сотрудничества с Россией, но всякий раз получает ответ:  «Нет, в жены я не гожусь, не гожусь». Были и другие взаимоотношения: насилие (войны и интервенции) со стороны Запада, должный отпор которому давала Россия. Но страшнее всего по Бунину, – соблазн славы, блеска, рационализма, гордыни.   

    3.5. Развязка конфликта. 

    Чистый 
понедельник – переломный момент в судьбе героини. Не найдя духовной красоты в современном мире, она 
принимает решение уйти в монастырь, то есть она выбирает христианские ценности и находит свой нравственный идеал в служении Богу.

Монастырь является символом духовной жизни. Именно память веков заставляет героиню уйти в монастырь, уйти от того, что не нравиться в современном мире, в её собственной жизни.

Она не оставляет герою никакой надежды, в письме просит больше не искать её.

    Монастырь также выступает в рассказе, по мнению Долгополова, «антитезой, не показанной прямо, но предощущаемой революции». Действительно, после соблазна западными 
революционными идеями Россия должна прийти к смирению и покаянию.

    После разлуки с любимой происходит духовное пробуждение героя. Он, наконец, понимает причины её странного поведения, переживает ту же духовную эволюцию, через два года посещает те же самые места, где они были когда-то вместе. У ворот Марфо-Мариинской обители встречается взглядом с монахиней.

    3.6. Авторская позиция.

    Россия, по мнению Бунина, выбирает христианский путь развития, ведущий не к материальному 
благополучию, а к духовному и 
нравственному совершенствованию. Этот путь соответствует национальному характеру и историческим традициям русского народа. Россия, по мнению писателя, развивается по своему собственному пути, критически заимствуя опыт стран Запада и Востока.

    3.7. Оценка в критике.

    Бунин считал «Чистый понедельник» своим лучшим рассказом. После создания этого произведения он записал: «Благодарю Бога за то, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

    Рассказ «Чистый понедельник» не утратил 
своего значения в и наши дни, потому что Россия опять выбирает свой жизненный 
путь. Поднятые в рассказе проблемы волнуют молодое поколение.

С одной стороны, молодежь очень сильно увлекается западными идеалами, а с другой – восстанавливаются храмы, возрождаются монастыри. Это говорит о том, что мы не отказываемся от своих христианских идеалов.

Рассказ Бунина помогает старшеклассникам сделать правильный выбор.  
      
      
      
  

Урок – размышление по рассказу И. А. Бунина «Чистый понедельник»

Автор – составитель: Иванова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей № 15 г. Химки

Презентация к уроку 

Цели урока:

  1. научить анализировать поступки героев, исследовать характеры;
  2. показать особенность понимания Буниным любви;
  3. развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа;
  4. прививать любовь к художественному слову, воспитывать чувство патриотизма.

 Оформление и сопровождение:

компьютерная презентация, музыкальный проигрыватель, «Лунная соната» Л. В. Бетховена.

Предварительное задание ученикам:

  1. индивидуальное задание – сообщение о «Чистом понедельнике», Масленице и Великом посте;
  2. индивидуальное задание – характеристика главного героя-повествователя (готовит ученик),
  3. индивидуальное задание – характеристика героини (готовит ученица).
  4. всем обучающимися даны вопросы для размышления:

– Каков смысл заглавия рассказа?

– Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы находим в тексте для изображения Москвы? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён?

  • – Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе?
  • – Как вы понимаете финал рассказа?
  • Технологии: информационно-образовательные (презентация), развития критического мышления (проблемные вопросы), проектной деятельности (индивидуальные задания), дебаты (обсуждение спорных вопросов), игровые (экскурсия).

Ход урока:

(Звучит «Лунная соната» Л. В. Бетховена) (Презентация слайд №1)

   (Презентация слайд № 2)

 И.А. Бунин оставил достаточно богатое литературное наследие. Он писал рассказы, повести, романы, был восхитительным поэтом. Но, пожалуй, известнейшим произведением Бунина является цикл «Темные аллеи».

Каждый рассказ этого цикла посвящен теме любви. Это чувство для Бунина непостижимое, неистовое, пронзительное, счастливое и горестное в один и тот же миг. “Чистый понедельник” вошел в сборник “Тёмные аллеи”.

  1. (Презентация слайд №3)
  2. “Тёмные аллеи” – лучшая книга, по мнению Бунина, (“Я написал лучшую свою книгу”), а “Чистый понедельник” – лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию.
  3. (Презентация слайд № 4)

Рассказ “Чистый понедельник” написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века, в 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому.

Бунину шел 74 год, в мире бушевала Вторая мировая война, Россия попала под страшный удар вражеской армии, решалась судьба нашей Родины. Писатель очень переживал за Россию, всей душой был со своей страной.

Состояние нестабильности, тревожности не могло не отразиться на творчестве Бунина.

Именно в это время особенно остро встает перед писателем вопрос об истоках и сути русского национального характера, о загадке русской души, о тайнах национальной психологии.

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.

  1. Индивидуальное сообщение ученика о церковных праздниках: Масленице, Прощёном воскресенье, Чистом понедельнике.

(Презентация слайд № 5)

(Чистый понедельник –  первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. Последний день масленичной недели – Прощёное воскресенье.

(Презентация слайд № 6)

Великий пост – 7 недель перед Пасхой в течение, которого верующие, христиане, воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого “чистым”.

В «Чистый понедельник», как и в последующие 2 дня, практикуется очень строгий пост. По возможности, верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями.

На Руси и ряде других православных народов существовал обычай в этот день чистить дом от «духа масленицы» и ходить в баню, то есть наводить физическую (телесную) чистоту. В крайнем случае, можно поесть, но не более одного раза (желательно вечером, после захода солнца), не вкушая при этом масла и варёной пищи.

Например, можно немного утолить голод небольшим количеством чёрного хлеба с солью и водой или несладким чаем.

(Презентация слайд № 7)

Название «Чистый понедельник» происходит от стремления провести первый день поста в чистоте.

Литургически этот день начинается накануне вечером, в воскресенье, когда во всех православных храмах совершается чин вечерни, по окончании которого совершается церемония взаимного прощения.

Все присутствующие в храме кланяются и просят друг у друга взаимного прощения. Таким образом, христиане начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с новой христианской любовью.)

  1. Анализ текста. Беседа по вопросам.
  2. Символично ли название рассказа?

(Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью – суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную. )

  1. Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)? Для чего автор вводит их в повествование?

(Презентация слайд № 8)

(A. Белый, B. Брюсов, Л. Андреев, Гуго фон Гофмансталь, Артур Шницлер, Тетмайер Казимеж, Ст. Пшибышевский – модных авторов того времени, символистов, поэтов декаданса и т.п.

В повествовании они появляются для того, чтобы показать круг интересов героев.

(Презентация слайд № 9)

Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, “высокопарный” роман В.

Брюсова, который не интересен ей. У неё же в номере гостиницы “зачем-то висит портрет босого Толстого”, а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева… В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н.

Толстого “Воскресение”.

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже “не в меру разудалого” Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.)

  1. Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?   

(Презентация слайды № 10, 11)

(Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь. Но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая жизнь.)

  1. Индивидуальное сообщение ученика о герое.

(Презентация слайд № 12)

(Он молодой человек. Хорош собою, даже красив почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке.

Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях.

Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт.

https://www.youtube.com/watch?v=WBuEKArmdHEu0026t=1768s

Он – счастливый, влюбленный. )

  1. Индивидуальное сообщение ученицы о героине.

     (Презентация слайды № 13, 14,15. Звучит «Лунная соната»)

(Она – странная, загадочная, противоречивая. “Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения: странная любовь”. 

Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота “смуглое янтарное лицо”, “черные волосы”, “черные брови, черные глаза”. Эпитеты “бархатный”, “черный”, “янтарный”.

В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота.

  Почему восточная красота? Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью: “А у неё красота была, какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными родинками…”

Она необычная, в ней необъяснимые противоречия.

С одной стороны, “похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят”.

Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха.  С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.)

 (Презентация слайд № 16)

  1. Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? Какие образы создаются с помощью этих средств?

  (Эпитеты, метафоры, оксюморон, контраст)

  1. Попробуйте охарактеризовать взаимоотношения героев. Можно ли назвать это любовью? Почему?
  2. Проанализируйте путь героев вечером Прощёного воскресенья и в Чистый понедельник.
  • (Презентация слайды № 17,18,19,20,21,22)
  • В Прощёное воскресенье: Новодевичий монастырь – могилы Эртеля, Чехова – Ордынка, дом Грибоедова – Трактир Егорова в Охотном ряду (икона Богородицы Троеручицы)
  • (Презентация слайд № 23)
  • В Чистый понедельник: «капустник» Художественного театра.
  1. Объясните странный выбор маршрута героиней.

(Героиня полностью раскрывается, когда вдруг предлагает поехать на кладбище, и мы вместе с героем узнаем, что она часто ходит в кремлевские соборы, в монастыри, любит читать русские летописные сказания. В ее душе совпали тяга к божественному и ко всему богатству космоса, колебания и тоска по идеалу.

Ей представляется, что только в монастырях и духовных песнопениях сохранилось «чувство родины, ее старины», духовность. Но нельзя сказать, что героиня не пытается найти смысл в окружающем ее мире- не случайно ведь так широк круг ее увлечений.

Да, она полностью отдается чувству любви, и в своих чувствах она не сомневается, но она абсолютно уверена в том, земное счастье не то, что нужно ей.

Чистый понедельник — это самый первый день Великого поста. Более того, это наиболее строгий, наиболее «чистый» день поста, когда верующие стремятся держать себя и в телесной, и в духовной чистоте, отказываясь не только от пищи, но и от других жизненных удовольствий.

И вот именно в этот день героиня бунинского рассказа, словно бы с каким-то дерзким вызовом, с каким-то даже цинизмом, делает всё наоборот: с удовольствием пьёт шампанское на «капустнике», разухабисто танцует «полечку Транблан», а потом впервые отдаётся своему поклоннику…)

  1. Объясните смысл финала рассказа. Обратите внимание на путь героя: Кремль, Архангельский собор – Ордынка, Грибоедовский переулок – Марфо-Мариинская обитель.

(Презентация слайды № 24,25,26)

(Последний эпизод рассказа можно назвать своеобразным эпилогом. Он повествует о событиях, произошедших спустя два года после расставания героев.     Шел 1914 год. Был почти канун Нового года. Рассказчик только пришел в себя после потери своей возлюбленной.

Все это время он «пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться – равнодушно, безнадежно…».     В такой же теплый солнечный вечер, какой был два года назад, герой вышел из дому и поехал в Кремль.

Там, в Архангельском соборе, он долго стоял, прислушиваясь в святой тишине, замирая и благоговея перед святостью этого места, очищаясь, находя умиротворение и покой.

    Затем, выйдя из собора, герой велел извозчику ехать на Ордынку. Это место было прочно связано с той роковой женщиной, любовь к которой оставила такой след в его душе. Там, вспоминая все моменты прошедшей любви, герой плакал, плакал и очищался, избавляясь от боли и тоски.

    (Презентация слайды № 27, 28)     На Ордынке извозчик остановился у Марфо-Мариинской обители, где в это время пребывали великий князь и княгиня. Герой, дав дворнику рубль, прошел внутрь. За великой четой шли монахини.

Одна из них взглянула на рассказчика своими темными глазами, как будто почувствовала что-то. Хотя писатель и не говорит открыто, что это была именно та женщина, мы понимаем, что это именно возлюбленная героя.

    Рассказчик задает себе и нам риторический вопрос: «Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие?» Мы видим, что мистическая связь, установившееся между этими двумя людьми, не разрушилась до сих пор.

Они чувствуют друг друга, потому что их чувство было истинным. Оно было таким, каким видит Бунин настоящую любовь, – роковым, инстинктивным, сильным, созидающим и разрушающим одновременно.

    После этой финальной встречи в любовной истории героев была поставлена точка: «Я повернулся и тихо вышел из ворот». Все было кончено. Рассказчик убедился, что любовь больше невозможна – его возлюбленная отдана другому, высшему существу, она – вне досягаемости. История любви и страсти была закончена. Как, впрочем, и все истории любви у Бунина.)

  1. Можно ли себе представить героиню в ситуации мирского счастья?

(Скорее всего, это невозможно. В ее душе живет вечная потребность в душевной чистоте, жажда веры. И решение изменить жизнь приходит к ней именно в чистый понедельник, в первый день Великого поста.

Она с самого начала знала, что не сможет быть женой. Ей суждено быть вечной невестой, невестой Христа. Она нашла свою любовь, она выбрала свой путь. Можно подумать, что она ушла из дома, но на самом деле она ушла домой. И даже её земной возлюбленный простил ей это. Простил, хотя и не понял. Он не мог понять, что теперь “она может видеть в темноте”, и “вышел из ворот” чужого монастыря.

  1. Возможно, в этом произведении Бунин выразил свою надежду на то, что вскоре такой чистый понедельник наступит для всей России, она очистится от своих грехов и духовно возродится для новой, лучшей жизни.)
  2. (Звучит «Лунная соната» Бетховена)
  3.  “Чистый понедельник” – это рассказ о любви, понимаемой как “неком высшем напряжённом моменте бытия”, который озаряет всю человеческую жизнь.

   Героиня рассказа изображена на духовном распутье. Ho в итоге она все же принимает решение, то единственное, верное решение, которое, по Бунину, было предопределено и России — всей ее судьбой, всей ее историей.

Путь покаяния, смирения и прощения.

Еще и потому она отказалась от будущего, которое могло бы сложиться счастливо, потому решилась уйти от всего мирского, что невыносимо для нее исчезновение красоты, которое она ощущает повсюду.

     В рассказе “Чистый понедельник” показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного.

   Следуя мысли писателя, природа любовного чувства такова, что оно несет и разрушение, и созидание. Любовь – это краткая вспышка, сильнейшая, сжигающая, много дающая, но и много забирающая.

    Любовь не может длиться долго. Она исчезает, оставляя боль утраты, но и память, чувство, что прожил жизнь не зря. Любовь – это смысл жизни.

По Бунину, только это чувство делает человеческую жизнь наполненной.

   Это произведение и о любви, и о красоте, и о долге человека, и о России, и о ее судьбе. Наверное, поэтому он был самым любимым рассказом Бунина, лучшим, по его словам, из того, что им было написано, за создание которого он благодарил Бога…

Инфоурок

Литература
ТестыТест по литературе на тему «Жизнь и творчество И. А. Бунина» (11 класс)

Инфоурокбиблиотека материалов

Жизнь и творчество И. А. Бунина

Предмет

Литература

Класс

11

Учебник

Литература. Учебник в 2 частях

Тема

И. А. Бунин (1870—1953)

Вопрос №1

Образование И. А. Бунина

A) Елецкая мужская гимназия

B) Московский университет

C) Домашнее образование

Вопрос №2

Кто помог будущему писателю получить образование?

A) поэт С. Надсон

B) отец

C) брат Юлий

D) брат Евгений

Вопрос №3

Первое опубликованное стихотворение И. Бунина

A) «Деревенский нищий»

B) «В степи»

C) «Соловьи»

D) «Над могилой С. Я. Надсона»

Вопрос №4

О ком Бунин писал: «Ведь он со мной <…> с самого начала моей
жизни»?

A) Пушкин

B) Лермонтов

C) Л. Толстой

D) Тургенев

E) Горький

Вопрос №5

Лирический рассказ-монолог, описывающий осень в деревне и быт помещиков

A) «Деревня»

B) «Легкое дыхание»

C) «Чаша жизни»

D) «Антоновские яблоки»

Вопрос №6

Как называется сборник поэзии, за который Бунин получил Пушкинскую премию?

A) «На хуторе»

B) «Листопад»

C) «Родина»

D) «Родник»

Вопрос №7

Что роднит братьев Красовых?

A) стремление к власти

B) ощущение обреченности деревенского мира

C) ощущение скоротечности жизни

D) близость к Богу

Вопрос №8

Как называется произведение, написанное в форме записей дневника, в котором
Бунин рассказывает о событиях гражданской войны?

A) «На распутье»

B) «Воспоминания»

C) «Окаянные дни»

D) «Под открытым небом»

Вопрос №9

В каком произведении Бунин поднимает тему равенства людей перед Богом:
«Схороните же сего безумца возле церкви, а меня, вельможу-князя, положите
рядом с ним, с моим холопом»?

A) «Иоанн Рыдалец»

B) «За гробом»

C) «Поздний час»

D) «Божье древо»

Вопрос №10

В каком произведении Бунина главный герой, уйдя из жизни, продолжает
оставаться главным персонажем?

A) «Сны Чанга»

B) «Господин из Сан-Франциско»

C) «Поздний час»

D) «Чистый понедельник»

Вопрос №11

Как называется корабль в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

A) «Посейдон»

B) «Летучий Голландец»

C) «Сент-Луис»

D) «Атлантида»

Вопрос №12

В каком произведении автор отправляется в деревню отдохнуть от
«противной» Москвы, где его поразила глухая усадьба своей вечностью и
красотой?

A) «Деревня»

B) «Несрочная весна»

C) «Легкое дыхание»

D) «На край света»

Вопрос №13

Из какого рассказа эти строки: «Они шли и пели среди <…> вечной
полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и
беззаветностью. И березовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно
и вольно»?

A) «Чаша жизни»

B) «Деревня»

C) «Братья»

D) «Косцы»

Вопрос №14

Как зовут «Митину любовь» Бунина?

A) Катя

B) Вера

C) Люба

D) Надя

E) Нина

F) Маша

Вопрос №15

Какому произведению принадлежат строки: «Он знал город, где она живет,
знал, что у нее есть муж и трехлетняя дочка, но не знал ни фамилии, ни имени
ее!»?

A) «Легкое дыхание»

B) «Маленький роман»

C) «Солнечный удар»

D) «Поздний час»

Вопрос №16

Как звали возлюбленную Алексея Арсеньева?

Вопрос №17

Как называется родной хутор Алексея Арсеньева?

A) Васильевка

B) Каменка

C) Зеленая Роща

D) Родник

Вопрос №18

Литературоведы считают, что в этом произведении Бунин объединил все темы и
настроения прежних своих произведений

A) «Божье древо»

B) «Жизнь Арсеньева»

C) «Чаша жизни»

D) «Воспоминания»

Вопрос №19

Рассказ-новелла, в котором главная героиня неожиданно уходит в
монастырь

A) «Натали»

B) «Аглая»

C) «Темные аллеи»

D) «Чистый понедельник»

Вопрос №20

Как Бунин назвал свою книгу рассказов о любви?

A) «Темные аллеи»

B) «Чаша жизни»

C) «Воспоминания»

D) «Грамматика любви»

Правильные ответы, решения к тесту:

Вопрос №1

Правильный ответ — C

Вопрос №2

Правильный ответ — C

Вопрос №3

Правильный ответ — D

Вопрос №4

Правильный ответ — A

Вопрос №5

Правильный ответ — D

Вопрос №6

Правильный ответ — B

Вопрос №7

Правильный ответ — B

Вопрос №8

Правильный ответ — C

Вопрос №9

Правильный ответ — A

Вопрос №10

Правильный ответ — B

Вопрос №11

Правильный ответ — D

Вопрос №12

Правильный ответ — B

Вопрос №13

Правильный ответ — D

Вопрос №14

Правильный ответ — A

Вопрос №15

Правильный ответ — C

Вопрос №16

Правильный ответ — Лика

Вопрос №17

Правильный ответ — B

Вопрос №18

Правильный ответ — B

Вопрос №19

Правильный ответ — D

Вопрос №20

Правильный ответ — A

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

Тема:
И. А. Бунин (1870—1953)

  • Литература

  • 11 класс

  • Тесты

Похожие материалы

  • Творческие работы студентов «Бунинская акварель»

  • Викторина по творчеству В.И.Даля

  • Презентация на тему «Г.Х. Андерсен и его волшебные сказки» (5 класс)

  • КИМ для промежуточной аттестации

  • Рабочая программа по литературе 5-9 классы

  • Рланирование .Рабочая программа по литературному чтению

  • Рабочая программа по родной литературе (русской)

  • Конспект по лит.чтению(татарский язык)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5456288 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

Оставьте свой комментарий

  • Чистая детская наивность инстинктивное желание добра сочинение
  • Чисто выметенный и прибранный дом как пишется
  • Число 7 в сказках пушкина
  • Числящихся как пишется правильно
  • Числится как пишется или числиться правильно