Чистый понедельник почему так называется рассказ бунина

чистый понедельник ивана алексеевича бунина рассказывает читателям историю отношений двух молодых людей. он не называет их имен, однако большое внимание

«Чистый понедельник» Ивана Алексеевича Бунина рассказывает читателям историю отношений двух молодых людей. Он не называет их имен, однако большое внимание уделяет описанию внешности, характера и внутреннего мира каждого. Именно поэтому в момент чтения произведения перед глазами возникают очень яркие образы действующих лиц.

Главный герой

Главный герой произведения – богатый человек. Он молод и хорош собой настолько, что даже незнакомые люди обращают на это внимание:

«Он взял ее руку, пьяно припал к ней и чуть не свалился с ног. Справился и, сжав зубы, взглянул на меня:

— А это что за красавец? Ненавижу.»

Сам герой описывает свою внешность следующим образом: «Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив…».

Характер его под стать внешнему виду – горячий, веселый и живой. «Постоянно готовый к счастливой улыбке, к шутке», — такое описание он дает сам.

Несмотря на внешнюю открытость, молодой человек способен искренне переживать. Об этом свидетельствует его поведение во время разлуки с любимой. Юноша пытается найти утешение в вине и кабаках, посещает места, где они бывали вместе, молится и плачет.

Главная героиня

Девушка – героиня «Чистого понедельника» так же, как и ее поклонник, богата. У нее нет матери, а отец, «человек знатного рода» живет в Твери «на покое».

Внешность девушки «какая-то индийская, персидская, смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком…». Внешне они с главным героем очень подходят друг другу: «…мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами».

На первый взгляд девушка ничем не отличается от всех состоятельных дам своей эпохи – ежедневно обедает в ресторанах, читает книги, посещает театры и другие увеселительные мероприятия, принимает подарки и цветы от своего ухажера. Однако уже с первых строк становится понятно, что в ней есть какая-то загадочность, странность, которая отличает ее от современниц. Складывается ощущение, что она пытается побороть свое внутреннее «Я», свою сущность: старается произвести впечатление, что «ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом», но в тоже время имеет любимые и нелюбимые цветы, любит хорошо поесть («…шоколаду съедала за день целую коробку»). Особенную любовь она испытывает к красивой одежде («Явной слабостью ее была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех…»).

Молодая девушка очень молчалива, задумчива и сдержанна в проявлении своих эмоций. По ее поведению очень сложно понять, какие чувства она испытывает к человеку, от чего и страдает главный герой. Она не признается ему в ответной любви, но заявляет ему: «…вы хорошо знаете, что, кроме отца и вас, у меня никого нет на свете. Во всяком случае, вы у меня первый и последний. Вам этого мало?». Все ее поведение говорит о том, что внутри девушки ведется борьба двух противоположностей.

В середине произведения она предстает перед героем с неожиданной стороны: рассказывает ему о том, что любит бывать в монастырях и соборах, заходит на кладбища, поражает глубокими познаниями в области религии:

«— Откуда вы это знаете? Рипиды, трикирии!

— Это вы меня не знаете.

— Не знал, что вы так религиозны.

— Это не религиозность. Я не знаю что… Но я, например, часто хожу по утрам или по вечерам, когда вы не таскаете меня по ресторанам, в кремлевские соборы, а вы даже и не подозреваете этого…».

Но в этот же вечер девушка, молодая особа, размышляющая о столь высоких вещах, отправляется на «капустник», пошлее которого ничего не знала, пьет херес, веселится и танцует с нетрезвыми кавалерами, проводит ночь с главным героем. Внутренняя борьба все еще идет, но ее утренний отъезд на послушание в монастырь показывает: духовное начало победило и девушка, наконец, сделала свой главный выбор в жизни. Он дался ей непросто, но сила воли и твердый характер помогли героине произведения.

Союз главных действующих лиц

Несмотря на разницу в характерах главных героев «Чистого понедельника», их противоположные интересы и поведение, между ними существует невидимая связь. Ведь нельзя назвать простым совпадением то, что спустя два года после судьбоносного чистого понедельника юношу потянуло именно к Марфо-Мариинской обители, где в тот момент находилась его возлюбленная, заставило вглядываться в лица монахинь и послушниц, как будто он наверняка знал, что увидит ее среди них. Неспроста и главная героиня, сосредоточенная на пении молитв «вдруг подняла голову, крытую белым платом, загородив свечку рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня…», словно почувствовала присутствие близкого человека рядом. Такая сиюминутная встреча расставила все по местам и молодой человек наконец убедился в истинной сущности своей возлюбленной, но не стал ее удерживать, а просто принял ее выбор и просто «повернулся и тихо вышел из ворот».

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПроверочная работа по рассказам о любви Ивана Алексеевича Бунина

Проверочная работа по рассказам о любви И.А. Бунина

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Проверочная работа по рассказам о любви И.А. Бунина

    Описание слайда:

    Проверочная работа по рассказам о любви
    И.А. Бунина

  • 2 слайд

    Чистый понедельник почему так называется рассказ бунина

  • 3 слайд

    «Грамматика любви»Что нам известно о жизни Хвощинского со слов его соседей -п

    Описание слайда:

    «Грамматика любви»
    Что нам известно о жизни Хвощинского со слов его соседей -помещиков?
    Какую роль сыграла Лушка в судьбе Ивлева?
    Что думает Ивлев, узнав о смерти Хвощинского?
    Чем мотивирует Ивлев свой приезд в Хвощинское?
    Что думали соседи об образе жизни Хвощинского, а что рассказал сын, чем занимался отец?
    Что после смерти Лушки купил Хвощинский, а что носил?
    Что лежало в шкатулке (это когда-то принадлежало Лушке)? Опишите.
    Что завещал отец сыну на последней странице «Грамматики любви», но сын не выполнил?
     Что может сделать любовь с обыденной человеческой жизнью? Какое понимание любви воплощено в этом рассказе?

  • 4 слайд

    «Чистый понедельник»Что известно о происхождении, образовании, месте жительст

    Описание слайда:

    «Чистый понедельник»
    Что известно о происхождении, образовании, месте жительства Её?
    Портрет кого висел над Её диваном и начало какого музыкального произведения она разучивала на пианино?
    Где и когда герои познакомились? Сколько месяцев они были знакомы до Чистого понедельника?
    Как герои проводят вечера? Как каждый из них к этому относится?
    Куда ходила Она по утрам и вечерам, что Она любила читать, герой даже не подозревал об этом?
    Около могилы какого писателя они стояли и дом какого писателя они искали?
    Почему, по Её мнению, герой не может понимать Москвы?
    Куда исчезла героиня после Чистого понедельника? Почему?
    Как проводил время герой после Её исчезновения?
    Где и через какое время увидел герой Её?
    Какая любовь в этом рассказе для каждого из героев?
    Почему рассказ называется «Чистый понедельник»?

  • 5 слайд

    «Солнечный удар»В каком городе, по Её мнению, поручик стал пассажиром пароход

    Описание слайда:

    «Солнечный удар»
    В каком городе, по Её мнению, поручик стал пассажиром парохода?
    По какой реке и откуда ехала Она?
    Сколько времени знали друг друга Она и поручик, когда сошли на первую попавшуюся пристань?
    Как на утро незнакомка объяснила поручику то, что между ними произошло?
    Что знал, а что не знал поручик о Её жизни?
    Что и где забыла незнакомка в номере?
    Почему поручика после Её отъезда охватил ужас и отчаяние?
    8. Каким чувствует себя главный герой, уплывая на пароходе в конце рассказа?

  • 6 слайд

    «Лёгкое дыхание»Что не так в описании могилы, креста и фотографии Оли Мещерск

    Описание слайда:

    «Лёгкое дыхание»
    Что не так в описании могилы, креста и фотографии Оли Мещерской?
    Что отличало Олю Мещерскую от других гимназисток? Перечислите.
    Что раздражало начальницу во внешнем виде Оли?
    Как казачий офицер объяснил, почему он застрелил Ольгу Мещерскую?
    Кто посещает могилу Оли Мещерской и почему?
    О чём прочитала Оля в одной из папиных книг? Перечислите. А главное что?
    Вследствие чего погибла Оля Мещерская? (противопоставление каких «миров», что кто сохранил несмотря на что)?

  • 7 слайд

    Чистый понедельник почему так называется рассказ бунина

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Cочинение «Комсомол в моей семье»

  • Рабочая программа «родной русский язык»

  • Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Некрасова, Гоголя, Тургенева

  • Вводное занятие по литературе в 8 классе. Литература и история.

  • Тема урока — «Тайна любви в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи»

  • Курсовая ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

  • Проверочная работа по предмету «Мировая художественная культура»

  • Программа по родной русской литературе 7 класс (учебник О. М. Александровой)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5456288 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Основные события рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник», написанного в 1944 году, происходят зимой 1912 года. Повествование ведётся от лица рассказчика, чьё имя в ходе сюжета не называется. Этот рассказ, представленный Многомудрым Литреконом в сокращении, описывает непростые взаимоотношение рассказчика и дамы, чьё имя также остаётся неизвестным. Краткий пересказ данного произведения поможет Вам быстро заполнить читательский дневник, как и отзыв, представленный в конце статьи. 


Краткий пересказ (566 слов): Как уже было сказано рано, читатель перемещается в конец зимы 1912 года, в Москву. Безымянный рассказчик каждый вечер приезжает в дом напротив храма Христа Спасителя, в одной из квартир этого дома живёт женщина, к которой герой испытывает сильные любовные чувства. Он регулярно возит её в самые дорогие рестораны, водит в театр, дарит ей подарки – живые цветы, конфеты, привозит книги, которые она хочет прочитать. Она принимает от него подарки, но особой радости и благодарности не демонстрирует.  

Они красиво смотрятся вместе, хоть и являются полными противоположностями друг другу. Он – красивый, статный мужчина, похожий на итальянца, активный и разговорчивый, а она же обладательница смуглой кожи, тёмных волос и глубоких, чёрных глаз. Но, в отличие от своего спутника, женщина очень сдержанна и молчалива, кажется, что она совершенно не умеет испытывать какие-либо эмоции. 

В этой паре один любит, а вторая позволяет себя любить. Их отношения нельзя назвать нормальными – да, они видятся каждый вечер, вместе проводят время, она принимает его ухаживания,  лишь изредка позволяет рассказчику целовать её руки, ноги, но не допускает другой близости и тем более не желает говорить об их совместном будущем. Такие взаимоотношения заставляют героя мучиться и страдать, но при этом он счастлив рядом с ней. 

Так проходят два месяца, в Прощённое воскресенье после Масленицы она просит его приехать раньше их обычного времени встречи, они едут в Новодевичий монастырь. По дороге и на протяжении всего вечера она оживлённо рассказывает ему о различных религиозных обрядах и монастырях, говорит о том, что однажды она уедет в один из них. В тот момент рассказчик лишь с любовью смотрел на неё и не воспринимал её слова всерьёз. 

На следующий вечер она просит его отвезти её не в очередной дорогой ресторан, а на театральный капустник, хотя до этого она считала подобные мероприятия чем-то глупым и пошлым. Ей там нравится – она пьёт много шампанского, веселится, смотрит на актёров, а потом с удовольствием танцует с одним из них. Рассказчику непривычно видеть её в таком настроении. Они приезжают к её дому уже глубокой ночью, но если раньше рассказчик всегда возвращался к себе домой после того, как проводил её, то в этот раз она попросила его подняться в квартиру. В эту ночь между ними была та самая близость, которую так долго и мучительно ждал герой. Он счастлив и уверен, что после этого между ними теперь будут совершенно иные отношения, но утром она говорит ему о том, что уезжает в Тверь, обещает написать ему оттуда письмо, после чего просит его уйти. Спустя две недели ему приходит письмо, в котором его возлюбленная сообщает о том, что не вернётся в Москву, так как уходит в монастырь и просит его не отвечать ей, так как это бессмысленно. Рассказчик тяжело принимает то, что больше не увидит эту женщину, но исполняет и эту её просьбу. 

Спустя два года, под Новый год рассказчик едет по той дороге, о которой они ехали вместе в Прощённое воскресенье, у него выступают слёзы на глазах – он до сих пор её любит. Ему захотелось остановиться и войти в Марфо-Мариинскую обитель, но дворник у ворот его не пускает, так как там идёт служба для княгини и князя. Герою всё же удаётся войти внутрь после того, как он дал дворнику рубль. 

Он аккуратно и тихо наблюдает со стороны за крёстным ходом, во главе которого идёт княгиня, а за ней, держа свечи у лиц, следуют поющие девушки. Одна из них внезапно поднимает чёрный пристальный взгляд на рассказчика, казалось, что она почувствовала его нахождение в сумраке. Он безмолвно выходит за ворота. 


Отзыв (338 слов): Моё впечатление от рассказа «Чистый понедельник» осталось положительным, несмотря на всю его депрессивность и трагичность. Герои рассказа остаются без имени, то есть в какой-то степени они – олицетворение абсолютно каждого человека. Этот факт заставляет задуматься о собственной жизни, чувствах и поступках на примере данных героев. Мне понравился рассказ, потому что он заставляет задуматься о соотношении «я» и «мы» в жизни личности. Автор задает вопрос: что кроется за чистотой героини? Святость или эгоизм?

Мне кажется, что главная мысль этого произведения заключается в том, что во-первых, нужно более внимательно относиться к чувствам окружающих людей и думать не только о себе. Героиня с самого начала знала, что не сможет стать для рассказчика такой женщиной, которая ему нужна, она не могла и не хотела давать ему ту любовь и нежность, которую он просил. Вместо того, чтобы прекратить эти взаимоотношения на ранних стадиях, она невольно давала ему надежду, а в итоге выбрала ту жизнь, которая изначально было для неё в приоритете и в которой для героя не было места. Всё это точно оставило большой отпечаток на его жизни и кровоточащую рану в его сердце. А во-вторых, необходимо помнить о том, что помимо любовных чувств также должны быть свои желания, интересы, цели и смысл. Рассказчик сделал своим смыслом эту женщину, для него не существовало ничего, кроме неё, а когда она ушла, соответственно, он лишился своего смысла. 

Чему учит рассказ «Чистый понедельник»? Тому, что каждый из нас должен идти свой дорогой и выбирать то, что хочет, а не то, чего от него ждут другие люди, как бы сильно они этого не ждали. Но при этом необходимо щадить их чувства, а не пользоваться ими до самого последнего мгновения. Героиня повела себя эгоистично, и мое мнение о ней не совпадает с восторженным преклонением рассказчика. Она лишь пользовалась им и его любовью.

Я думаю, что каждый человек после знакомства с рассказом «Чистый понедельник» выделит для себя свою мораль. Мое отношение к героине и ее поступку позволяет сделать вывод, что нельзя ставить себя выше всего на свете, даже если это «я» прикрывается святостью взятых на себя обетов. 

Автор: Анастасия Бурмистрова

Приблизительное время чтения: 8 мин.

В нашей рубрике друзья «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые – Стоит прочесть.

Книгу рекомендует театровед, театральный критик, ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина Борис Любимов

Любовь в рассказе Бунина «Чистый понедельник»

Иван Бунин — писатель, которого я часто перечитываю и рекомендую читать каждому человеку. «Окаянные дни», «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи»… А особенно — рассказ «Чистый понедельник». Мне кажется, это лучший бунинский рассказ.

И может быть, вообще лучший рассказ всего ХХ века. Бунин сам записал в дневнике: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать “Чистый понедельник”». Здесь, с одной стороны, мы видим восприятие божественного дара любви между мужчиной и женщиной.

А с другой стороны — сложность осуществления этого дара в жизни. Это все очень интересно.

Ведь почти все бунинские рассказы заканчиваются либо разрывом, либо смертью одного из героев, будь то самоубийство или убийство… Но в «Чистом понедельнике» смерти нет, а вместо трагизма разрыва мы наблюдаем обращение героев к Богу.

Автор

Иван Бунин (1870–1953) — писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии (1933 год).Творчество Бунина связано с традициями классической литературы XIX века.

История создания и время написания

Любовь в рассказе Бунина «Чистый понедельник»

«Чистый понедельник» написан Буниным в эмиграции, во Франции, в мае 1944 года. Впервые опубликован в Нью-Йорке в 1945 году.

Содержание произведения

Действие происходит в 1912 году. Рассказчик и его любимая интересно проводят время, посещают концерты, рестораны, театры, слушают публичные лекции…

Однажды накануне Чистого понедельника, в Прощёное воскресенье, они, по ее просьбе, отправляются в Новодевичий монастырь, где гуляют по кладбищу.

На следующий день, снова по просьбе девушки, герои едут на театральный капустник, где она пьет шампанское и танцует. Ночью рассказчик привозит ее домой. Под утро девушка говорит ему, что уезжает и обещает написать.

В письме она прощается с ним, говорит, что уходит в монастырь и просит не искать ее.

При чем здесь Петр и Феврония?

Любовь в рассказе Бунина «Чистый понедельник»Петр и Феврония. Рисунок Александра Простева

Большое значение в рассказе «Чистый понедельник» имеют отсылки к древнерусской житийной «Повести о Петре и Февронии».

К тексту повести обращается героиня «Чистого понедельника», первые две цитаты она читает наизусть накануне Чистого понедельника. Рассказывая герою о своей любви к старине, она произносит: «Был в русской земле город, названием Муром, в ней же самодержствовал благоверный князь, именем Павел. И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд.

И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном…». Затем, не обращая внимания на своего спутника, она поясняет: «Так испытывал ее Бог», а после следует вторая цитата: «Когда же пришло время ее благостной кончины, умолили Бога сей князь и сия княгиня преставиться им в един день. И сговорились быть погребенными в одном гробу. И велели вытесать в едином камне два гробных ложа.

И облеклись, такожде единовременно, в монашеское одеяние…».

Эти две цитаты отсылают к разным сюжетам «Повести о Петре и Февронии»: первый — о князе Павле и его жене, соблазняемой змеем-искусителем, второй — о женитьбе брата Павла Петра на мудрой девице Февронии и об их верной супружеской жизни. В представлении героини эти два сюжета объединены в один. Первый сюжет связан с мотивами искушения и испытания в рассказе.

Второй — с темами любви и супружества. Героиня проецирует оба сюжета на свою жизнь, пытаясь разобраться в себе и в своих отношениях с возлюбленным.Героиня понимает, что такую жизнь, которую прожили Петр и Феврония, она со своим спутником прожить не сможет.

С одной стороны, она стремится к чистоте и целомудрию, а с другой — испытывает любовь-страсть к возлюбленному и радость от светских удовольствий.

Ее уход в монастырь обусловлен тем, что героиня не может обрести в мирской жизни то, что привнесет в ее душу спокойствие и духовную радость.

По мысли героини, любовь к мужчине и любовь к Богу не должны вступать в противоречие. Почувствовав в себе это противоречие, героиня, в отличие от Февронии, сразу увидевшей в Петре супруга, не видит себя в роли жены («Нет, в жены я не гожусь. Не гожусь, не гожусь…»). Она понимает, что для ее возлюбленного брак в первую очередь — продолжение чувственных отношений.

Расставание с героиней также повлияло и на героя. Страдание изменило его характер: на смену легкости, представлению о жизни как о череде удовольствий, постепенно приходит серьезное понимание жизни и смирение.

Интересные факты

Любовь в рассказе Бунина «Чистый понедельник»

Жена Бунина, Вера Муромцева, говорила, что сам Бунин, которому на момент написания рассказа «Чистый понедельник» было уже 73 года, называл его своим лучшим произведением.

Любовь в рассказе Бунина «Чистый понедельник»

Основных действующих лиц в рассказе всего двое: героиня и сам рассказчик. Их имена читатель так и не узнает.

Любовь в рассказе Бунина «Чистый понедельник»

Рассказ «Чистый понедельник» входит в знаменитый бунинский цикл из 38 небольших рассказов «Темные аллеи», повествующих о любви, встречах и расставаниях.

Цикл Бунин писал в течение 10 лет — с середины 1930-х до середины 1940-х годов.

Название «Темные аллеи» было взято писателем из стихотворения поэта Николая Огарева «Обыкновенная повесть», посвященного первой любви, у которой не получилось счастливого продолжения.

Любовь в рассказе Бунина «Чистый понедельник»

Особенность многочисленных бунинских рассказов о любви в том, что любовь двух героев по каким-то причинам не может больше продолжаться. Однако в каждом рассказе переживается счастливый миг любви, остающийся в памяти героев навсегда. По Бунину, именно память делает любовь вечной.

…Свидание на кладбище

Отрывок из рассказа Ивана Бунина «Чистый понедельник»

Кто же знает, что такое любовь?— Я, я знаю! — воскликнул я. — И буду ждать, когда и вы узнаете, что такое любовь, счастье!— Счастье, счастье… «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету».— Это что?— Это так Платон Каратаев говорил Пьеру.

Я махнул рукой:— Ах, Бог с ней, с этой восточной мудростью!И опять весь вечер говорил только о постороннем — о новой постановке Художест­венного театра, о новом рассказе Андреева…

С меня опять было довольно и того, что вот я сперва тесно сижу с ней в летящих и раскатывающихся санках, держа ее в гладком мехе шубки, потом вхожу с ней в людную залу ресторана под марш из «Аиды», ем и пью рядом с ней, слышу ее медленный голос, гляжу на губы, которые целовал час тому назад… И завтра и послезавтра будет все то же, думал я, — все та же мука и все то же счастье…

Ну что ж — все-таки счастье, великое счастье!Так прошел январь, февраль, пришла и прошла масленица. В прощеное воскресенье она приказала мне приехать к ней в пятом часу вечера. Я приехал, и она встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в черных фетровых ботиках.— Все черное! — сказал я, входя, как всегда, радостно.Глаза ее были ласковы и тихи.

— Ведь завтра уже чистый понедельник, — ответила она, вынув из каракулевой муфты и давая мне руку в черной лайковой перчатке. — «Господи владыко живота моего…» Хотите поехать в Новодевичий монастырь?Я удивился, но поспешил сказать:— Хочу!— Что ж все кабаки да кабаки, — прибавила она. — Вот вчера утром я была на Рогожском кладбище…

Я удивился еще больше:— На кладбище? Зачем? Это знаменитое раскольничье?— Да, раскольничье. Допетровская Русь! Хоронили ихнего архиепископа. И вот представьте себе: гроб — дубовая колода, как в древности, золотая парча будто кованая, лик усопшего закрыт белым «воздухом», шитым крупной черной вязью — красота и ужас. А у гроба диаконы с рипидами и трикириями…

— Откуда вы это знаете? Рипиды, трикирии!— Это вы меня не знаете.— Не знал, что вы так религиозны.— Это не религиозность. Я не знаю что… Но я, например, часто хожу по утрам или по вечерам, когда вы не таскаете меня по ресторанам, в кремлевские соборы, а вы даже и не подозреваете этого…

Так вот: диаконы — да какие! Пересвет и Ослябя! И на двух клиросах два хора, тоже все Пересветы: высокие, могучие, в длинных черных кафтанах, поют, перекликаясь, — то один хор, то другой, — и все в унисон, и не по нотам, а по «крюкам». А могила была внутри выложена блестящими еловыми ветвями, а на дворе мороз, солнце, слепит снег… Да нет, вы этого не понимаете! Идем…

Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях; на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело тонко и грустно играли на колокольне.

Скрипя в тишине по снегу, мы вошли в ворота, пошли по снежным дорожкам по кладбищу, — солнце только что село, еще совсем было светло, дивно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее, и таинственно теплились вокруг нас спокойными, грустными огоньками неугасимые лампадки, рассеянные над могилами.

Я шел за ней, с умилением глядел на ее маленький след, на звездочки, которые оставляли на снегу новые черные ботики, — она вдруг обернулась, почувствовав это:— Правда, как вы меня любите! — сказала она с тихим недоумением, покачав головой.Мы постояли возле могил Эртеля, Чехова.

Держа руки в опущенной муфте, она долго глядела на чеховский могильный памятник, потом пожала плечом:— Какая противная смесь сусального русского стиля и Художественного театра!Стало темнеть, морозило, мы медленно вышли из ворот, возле которых покорно сидел на козлах мой Федор.— Поездим еще немножко, — сказала она, — потом поедем есть последние блины к Егорову… Только не шибко, Федор, — правда?— Слушаю-с.— Где-то на Ордынке есть дом, где жил Грибоедов. Поедем его искать…И мы зачем-то поехали на Ордынку, долго ездили по каким-то переулкам в садах, были в Грибоедовском переулке; но кто ж мог указать нам, в каком доме жил Грибоедов, — прохожих не было ни души, да и кому из них мог быть нужен Грибоедов? Уже давно стемнело, розовели за деревьями в инее освещенные окна…— Тут есть еще Марфо-Мариинская обитель, — сказала она.Я засмеялся:— Опять в обитель?

— Нет, это я так…

Тема любви в рассказе Чистый понедельник

Рассказ И. А. Бунина “Чистый понедельник” входит в цикл “Тёмные аллеи”, посвященный единой теме — любви. Бунин — был очень талантливым писателем, он умел показать психологическое состояние героя даже в самые тяжёлые жизненные моменты.

Писатель был уверен, что жизни без любви нет, но в то же время считал это чувство трагедией, помешательством. В своих произведениях Бунин подробно раскрывает тему любви со всеми интимными подробностями, что и делает его рассказы неповторимыми.

В рассказе “Чистый понедельник” у главных героев нет имён, автор называет их лишь “он и она”. Главные герои ещё молоды, они полны сил, энергии, жизни. Они проводят много времени вместе: посещают театры и рестораны, ведут беседы. Они любили друг друга несмотря на огромную разницу в темпераменте.

Мужчина был горячим, энергичный, подвижным и живым, а женщина — молчаливой, застенчивой и задумчивой. О героине можно сказать, что она так и не нашла свое место в мире, она словно всматривалась, пытаясь найти свою пристань.

Девушка много читала, посещала театры вместе со своим кавалеров, но ничто не разжигало её сердце.

Квартира женщины находилась рядом с храмом. Однажды она начала увлекаться древней литературой, стала посещать храмы и церкви. Только читая молитвы и посещая храмы, она открылась, стала разговорчивее и живее. В её глазах наконец загорелась та самая искра.

Однако, после этого между двумя людьми стали происходить недопонимания, мужчина стал сомневаться в своих и её чувствах. Но герой пытался закрывать глаза на происходящее, не замечать странных изменений в возлюбленной. Однажды женщина прямо ему призналась, что приняла решение уйти в монастырь.

Мужчина все равно не оставлял попыток прояснить отношения, но она всегда напоминала о грани дозволенного, что приносило ему ещё больше мучений.

Героиня даже не думала о том, что может выйти замуж за этого мужчину, с ним она ненадолго, все, что было между ними, теперь выглядело случайностью, ведь теперь она готовила себя для жизни в монастыре.

В праздник прощеного воскресенья героиня попросила прощения у всех и сама простила. В чистый понедельник она позволила возлюбленному остаться у неё на ночь, а во вторник собрала вещи и уехала навсегда.

Когда она уехала, герой осознал, что их любовь была странной. Он точно знал, что скоро все закончится, но ни одной минуты, проведённой с ней, он не променял бы ни на что. Он смог простить возлюбленную, но понять её у него не получилось.

Таким образом, в данном рассказе любовь описана как стихия, меняющая человека, придающая его жизни определённый смысл. Именно любовь помогла главной героине найти себя и взлететь.

Другие темы:

← Анализ рассказа Деревня↑ БунинСвоеобразие рассказов Бунина →

`

Популярные сочинения

Рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник»: трагедийная концепция любви

Цель: формирование отношения к трагедийной любви на примере   творчества И.А.Бунина.

Всякая любовь – великое счастье…

И.А.Бунин

  • ХОД УРОКА
  • 1. Организационный момент
  • 2. Слово учителя

Любовь – великая таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне житейской истории, наполняющая особым смыслом его земное существование.

На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству. Чаще, наверное, чем другие обращался к этой теме И.А.

Бунин, который утверждал, что «всякая любовь – великое счастье…» (обращение к эпиграфу).

– Можем ли мы согласиться с этим утверждением? (Несомненно, так как любовь благородное, возвышенное чувство, яркое, одухотворяющее человека.)

– Вспомните ранее изученные рассказы И.А.Бунина. Как в них изображалась любовь? («Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Солнечный удар», где показана неразделенная любовь, трагичная, плотская, заканчивающаяся расставанием или гибелью.)

– Тогда скажите,  если любовь – яркое и возвышенное чувство, то почему у И. Бунина она почти всегда трагична? Размышления над этим вопросом станут основой нашей работы на уроке.

3. Рассказ «Чистый понедельник»

И.А.Бунин, разрабатывая тему любви в ранних своих рассказах, развил ее в произведениях позднего периода, создав цикл «Темные аллеи».

Сообщение ученика об истории создания и смысле цикла «Темные аллеи».

Сборник рассказов о любви с таинственным названием «Темные аллеи» создавался в эмиграционный период творчества в 1937-1945 гг. в основном в Грассе в годы оккупации Франции. Во время войны переживания И.Бунина о судьбе России обострились, именно поэтому опять обращается к русской теме.

В сборник вошли 38 рассказов, в которых создается зарисовка событий русской жизни, происходящих в России прошлого. Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все – о любви. Дневниковые записи свидетельствуют, что эту книгу он писал сосредоточенно, самозабвенно. В письмах И.Бунин вспоминал, что перечитывал Н.П.

Огарева, остановился на строчке из его стихотворения: «Кругом шиповник алый цвел, стояла темных лип аллея». Позднее он написал Тэффи, что «все рассказы книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». (Расшифровка метафорического смысла высказывания, т.е.

тенистых, таинственных, необъяснимых аллеях, по словам Ю.Мальцева, о «запутанных лабиринтах любви».)

4. Аналитическая беседа

– Давайте обратимся к художественному миру рассказа «Чистый понедельник», определите художественное время в произведении. Рассказ написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг.

, в годы, предшествовавшие I Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому.

Писательская память с удивительной пластической точностью воспроизводит мельчайшие подробности той эпохи.

– Какие приметы реального времени мы можем обнаружить в повествовании? (По ходу работы заполняется таблица.)

Детали современной героям действительности Приметы глубокой старины, древности
Рестораны «Эрмитаж», «Метрополь», «Прага» Книги современных авторов Рассказы Л.Андреева Лекция А.Белого Концерт Ф.Шаляпина Реальные деятели художественного театра: Качалов, Москвин, Станиславский Могилы А.Чехова и ЭртеляПортрет Л.Толстого Многочисленные названия храмов, икон, монастырей Имена выдающихся исторических людей (Пересвет, Ослябя, Юрий Долгорукий) Цитаты из древних летописей, сказанийАрхаизмы: рипида, воздух, трикирий

– Почему автор дает точные названия ресторанов, выставок и т.д.? (Важно показать реальную эпоху и культуру.)

– Каким представлено настоящее и прошлое? Как взаимодействуют между собой эти два мира?

Настоящее Прошлое
Реалии настоящего представлены через места, погружающие нас в мир изобилия и веселья. Это Москва светская, ночная. Представлено оно в красоте, богатстве, сытости и благополучии в канун Первой Мировой войны. Разгул плоти. Но оно смутно, наполнено каким-то суетливым мельканием лиц, создающим ощущение зыбкости  и краткотечности  происходящего. Москва православная, тихая. Прошлое наоборот ясно, от древних церквей веет просветленностью, покоем, опорой или основой, умиротворенностью.
  1. Слово учителя
  2. На фоне этого описания происходит событие, в котором принимают участие два человека – ОН и ОНА.

– Почему автор не дает имен своим героям? (Придать обобщенный смысл, номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей.)

– Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня? Он – реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она – совмещает в себе эти два мира: посещает рестораны, капустники, концерты, но ходит в храмы, на кладбище, интересуется историей.

– Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?   (Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь, но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая.)

– Дайте характеристику герою. (Составление синквейна, рисунок 2а,б.) Он молодой человек, хорош собою, даже красив “почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке”.

Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях.

Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт.

– Охарактеризуйте героиню. Она необычная, в ней необъяснимые противоречия.

С одной стороны,  «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые… книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят».

Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха.  С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.

– Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут главными? Подтвердите примерами из текста. Он – счастливый, влюбленный; Она – странная, загадочная, противоречивая.

  «Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения… странная любовь…».

Главное в характеристике героя –  влюбленность, которая дает ему исключительную остроту чувственного восприятия, через призму которого представлен портрет героини, ее внешность.

– Обратимся к портретной характеристике героини. Найдите повторяющиеся детали портрета. Какие признаки доминируют? (Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота «смуглое янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови, черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота.)

– Почему восточная красота? (Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью.)

Слово учителя

Перед вами три портрета картин великого художника периода XIX – XX вв. М.Врубеля. (“Гадалка”, “Девочка на фоне персидского ковра”, “Сирень”.) 

– Сравните картины, есть ли сходные черты во всех этих портретах? Какие детали доказывают это сходство? (На репродукциях изображены красивые, молодые дамы, во всех внешних характеристиках проявляется восточная красота: черные волосы, черные бархатные ресницы, брови, пухлые губы, янтарное лицо, некая таинственность в выражениях, словно им ведомы какие-то тайны.)

– Такое ощущение, что И.Бунин портрет своей героини писал с портретов М.Врубеля. Можно предположить, что это своеобразный художественный прием: спустя годы в сознании героя облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями искусства того времени, о котором он вспоминает.

5. Исследовательская деятельность учащихся

В символической презентации героини особую художественную функцию выполняют цветовые и световые характеристики. Вам предлагается поработать самостоятельно по вариантам. Задание: выяснить, какую художественную функцию выполняют цветовые характеристики (1 вариант), 2 вариант – световые. 

Цвет Свет
Доминирующими являются черный, красный, белый цвета. В портретной характеристике и  одежде. Черный цвет  – цвет ночи, смирения, очищения,  жертвенности, траура, тайны. Красный – цвет страсти, любви, греха (соотносится с насилием над собой), жертвенности (гранатовое платье). Белый цвет – цвет чистоты, святости, духовного умиротворения (в конце рассказа белые одежды). В пейзажных зарисовках оттенки этих цветов: «чернеющие прохожие», «снежно-сизая Москва», «золотой купол», «кирпично-кровавые стены монастыря». Здесь тоже противоречие: черное – светло и ясно. Красное платье сменяется  ослепительно черным, в котором она блистала, та же таинственность и противоречивость. Цветовые характеристики помогают лучше раскрыть образ главной героини. Почти все описания внешности героини и окружающего мира даются на фоне приглушенного света, в сумраке и только на кладбище в Прощеное воскресенье и через два года происходит процесс просветления. Происходит художественное преображение, изменяются образы света и блеска солнца. В художественном мире доминирует красота, гармония. «Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях». Вся история происходит в полумраке, во сне. Вечер, сумрак, тайна – вот, что бросается в глаза в восприятии образа этой необычной женщины. В доме героини один раз ослепляет свет: « В десять часов вечера на другой день… за ней было очень светло, все было зажжено, – люстры, канделябры, по бокам зеркала и высокая лампа». Автор подчеркивает необычность такого освещения в доме. По мнению исследователей, в доме как будто зажигается сакральный огонь перед знаковой ночью.
Индивидуальное исследование. «Я приехал, и она встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке… – Все черное! – … – Ведь завтра уже чистый понедельник. «Черный» и «чистый» можно воспринимать как антитезу, но героиня свой черный оправдывает Чистым понедельником, потому что – это еще и цвет скорби, знак смирения, признания своей греховности. Эту ассоциативную линию продолжают каракулевые вещи. Каракуль – овца, паства, агнец Божий. [По Л.Дмитриевской]Вывод: в цветовой и световой характеристике та же таинственность и противоречивость,  двойственность, которая свойственна самой героине.

Слово учителя

Внешне герой и героиня гармоничная пара: «оба были богаты, здоровы, молоды…». А внутренне?  (Герои не понимают друг друга.)

– Что мешает героям быть вместе, быть счастливыми?  (Все дело в героине, в ее внутреннем разладе, в поиске себя самой. Герой не видит этого поиска. Он желает ее телесной красоты. Но мысли и чувства ее были ему недоступны. «Он старался не думать, не додумывать». «Это вы меня не знаете», – говорит она.)

– Каковы источники внутреннего разлада, неуспокоенности героини? (Поиск идеала, отсутствие гармонии, неудовлетворенность жизнью, забота о душе.)

– Как осуществляется этот поиск? (Героиня ищет себя в прошлом и в светских развлечениях. Она вся соткана из противоречий, метаний между земным и небесным, плотским и духовным.)

1) В Прощеное воскресенье героиня вдруг предлагает поехать на кладбище (Рогожское, раскольничье – центр старообрядцев, символ извечного русского «раскола»). Здесь мы вместе с героем узнаем, что она часто ходит в кремлевские соборы, монастыри, любит читать рукописные летописные сказания. Ей кажется, что в них только сохранилось «чувство родины, ее старины». Героиня пытается найти опору.

2) Затем они идут в очередной трактир, который олицетворяет праздник плоти, разгул Масленицы на физическом уровне: еда, блины «толстые, румяные». Примечательно, что на блины в трактире Егорова они едут после посещения кладбища Ново-Девичьего монастыря, могил Эртеля и Чехова.

3) Неожиданно с тихим светом в глазах она читает наизусть летописное сказание о смерти Муромского князя Петра и его жены (реминисценция «повесть о Петре и Февронии Муромских»). Важна параллель – в истории переплетаются мотивы блуда и монашества.

Особенно значима эта параллель, т.к. сказание цитирует женщина, вынужденная постоянно бороться с соблазном, представляющая своего возлюбленного змеем-искусителем.

С другой стороны, цитирование, как и другие древние реалии, создает ощущение незыблемой основы, которая сохраняется в душе русского человека.

4) На следующий день герои отправляются на плотский капустник и т.д.

  Все эти события, чередование плотского и духовного, подготавливают кульминационный поступок, пик отношений героев, когда она совершает свой последний грех, подарив ему миг наслаждения, миг плотской любви.

Она умирает для земной, плотской жизни и на Чистый понедельник уходит в монастырь. (Уезжает в Тверь, через 2 недели пишет письмо, в котором сообщает о своем намерении.)

Слово учителя

Греховная Масленица с Прощеным Воскресеньем закончились. Наступил Чистый Понедельник.

Если говорить, что в названии отражается тема, идея или проблема произведения, то каков смысл заглавия рассказа? (Название вызывает категорию порога, некой границы, за которой начинается новая жизнь.

Подарив своему возлюбленному миг плотской любви, принеся себя в жертву, героиня умирает для земной жизни и уходит в мир чистого духа. Она начинает другую жизнь, к которой шла очень долго.)

– Почему же уходит героиня в монастырь? Назовите причины. (Решение героиней выстрадано, она не может практически представлять себя в ситуации земного счастья, так как заранее осознает его невозможность. «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».)

– Следовательно, счастье между молодыми людьми невозможно?

– Для кого же любовь является трагедией? В чем трагедия героев? В непонимании друг друга? (Для героини осмысленный уход в монастырь не является трагедией; для героя трагедия в расставании.)

6. Итог урока

Исследователь Н.А.Николина утверждала: «И герой, и героиня оказываются над бездной и ищут цельности и преодоления в раздвоенности: герой – в «муке» и «счастии» земной любви, героиня – в отказе от страстей и в обращении к вечному».

– Согласны ли вы с мнением ученого? Герой говорит: «Любовь все та же мука и все то же счастье… все-таки счастье, великое счастье…». Можно ли эту любовь назвать счастьем? (Пройдя через испытания, страдания, связанные с потерей любимой, герой начинает испытывать на себе влияние неких иррациональных сил. Героиня открыла ему путь в другой мир.

Герой еще не осознает, но через 2 года повторит маршрут той давней поездки и ему почему-то захочется зайти в церковь Марфо-Мариинской обители…) «Всякая любовь – великое счастье даже если она не разделена», – убеждает нас в этом И.Бунин. «Ибо любовь… всегда очень краткосрочна, чем она сильнее, совершеннее, тем скорее ей суждено оборваться.

Оборваться, но не исчезнуть, а осветить память и жизнь человека» (А.Саакянц).

7. Домашнее задание. Задание с кратким развернутым ответом «В чем смысл финала рассказа «Чистый понедельник»?

13.11.2011

Урок литературы в 11 классе. «Трагедийная концепция любви» ( По рассказу И.Бунина «Чистый понедельник»

Урок литературы в 11 классе

И.А.Бунин «Чистый понедельник»

  • Трагедийная концепция любви.
  • Противоречия русского национального характера
  • Цель: отработать навык самостоятельного анализа текста, обобщить наблюдения над особенностями бунинской стилистики и философской концепции писателя.

Оборудование: мультимедийная презентация с музыкальным файлом, тексты рассказов И.А.Бунина «Чистый понедельник», карточки с вопросами для групп.

Эпиграф:

         Нет, не пейзаж влечет меня.Не краски жадный взор подметит, А то, чтó в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.                                                                                                    И.А.Бунин

К уроку класс делится на три группы, каждая группа получает комплект вопросов для самостоятельной работы над текстом рассказа. Выступление каждой группы завершается коллективным обсуждением и  комментарием учителя.

 Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня  мы с вами завершаем работу над произведениями известного русского поэта и писателя, чьи проникновенные произведения по праву считаются лучшими не только в русской, но и в мировой литературе.

Мы поговорим о рассказе «Чистый понедельник», который Бунин считал одним из  своих любимых  произведений. Рассказ создавался в эмиграции,  в тяжелые годы Второй мировой войны.

Как и известные вам бунинские рассказы о любви он входит в сборник «Темные аллеи».

  1. Сборник «Темные аллеи» был создан в 1937 – 1945 годах  в Грассе (Франция) В него вошли 38 рассказов.
  2.  «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях»
  3.         Перед анализом произведения обратимся к лексическому значению ключевых слов урока.

        Вспомним даты православного календаря. Они нам помогут понять пространственно – временную картину происходящего в рассказе.

Сопоставьте «Чистый понедельник» с другими рассказами «Темных аллей», попробуйте вычленить повторяющуюся схему рассказов. Является ли сюжет главным содержательным «зерном» рассказов цикла?

  • (Повторяющаяся сюжетная схем (встреча, сближение, ослепительная вспышка чувств и неотвратимое расставание или смерть одного из героев) и многообразие оттенков любовного чувства)
  • Каковы особенности временной организации рассказа?
  • Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности?
  • Как звучит тема будущего?

(Многочисленные упоминания в рассказе древних храмов, монастырей, икон, имен исторических личностей, цитаты из древних рукописей и молитв показывают нам приметы  прошлого, которые можно отнести к вечному, духовному.

 Приметы московского быта 1910 годов в рассказе: названия ресторанов, упоминания произведений современной литературы, имен популярных деятелей искусства – это реалии современной героям жизни, и здесь сквозит авторская ирония. Настоящее – это сиюминутное.

Невозможно предугадать будущее.

  1. Описание московского серого зимнего дня
  2.      Как воспринимает писатель мир города?
  3. Назовите неожиданные для вас средства художественной выразительности.

Проанализируйте приемы «предметной изобразительности»     бунинского текста. Какую роль играют цвет, запах, звук? Как детали связаны с характерами героев?

(Бунин очень точно,  ярко описывает зимний день, использует изобразительные средства (эпитеты, метафоры, оксюмороны), ассоциативные параллели. Ритмическая и звуковая организации текста тоже подчинена общему замыслу)

  1. Работа 1 группы «Странная любовь»
  • Сравните глубину и выразительность прорисовки образов героя и героини («Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащищь – ничего нету».
  • Что лежит в основе взаимоотношений героев?
  • Как описывает Бунин их душевное состояние?
  • Какую роль  в раскрытии психологии  героини играют ассоциативные параллели?

(Предельная лаконичность изображения героя. Влюбленность как единственная мотивировка его поступков. Глубина прорисовки образа героини. Портрет, художественные детали, эпитеты, подчеркивающие ее загадочность. Иррациональность поступков и духовных метаний героини)

  1. Работа 2 группы “Прощеное воскресенье и Чистый понедельник в рассказе”
  1.  Как соотнесены образы природы и даты христианского календаря с чувствами людей?
  2. Каково основное настроение рассказа?
  3. Как вы понимаете ее просьбу  – «не ждать», «не пытаться искать»?
  4. В чем смысл названия рассказа?
  5. Чем стал Чистый понедельник в жизни героев?
  6. (Соотнесение образов природы и дат христианского календаря помогает лучше понять чувства героев. В рассказе наблюдается мотив очищения, обновления)
  1. Работа 3 группы «Прошло два года с того Чистого понедельника…»

Охарактеризуйте состояние героя. Что изменилось в мироощущении героя через два года?

  • Разрешается ли к финалу конфликт в душах героев?
  • Воспроизведите сцену последней встречи в обители.
  • (Пробуждение героя, способность ощутить на себе влияние тех иррациональных сил, которые ранее были ему неведомы. Неразрешенность конфликта, неопределенность будущего героев)
  1. Общее задание  “Автор и его персонажи”

Как вы понимаете, почему то, что было у героя «с нею» в течение нескольких месяцев, и то, что было «без нее» потом – композиционно занимает в рассказе столь различное по объему место?

Раскройте отношение автора к любви, жизни, памяти.

(Любовь как высшее проявление человеческой сущности предельно обостряет противоречия человека. Любовь, как и смерть – путь в иные миры. Смысл жизни героя заключается в любви к героине, без нее он не мыслит своего существования)

  1. Учащиеся под руководством учителя подводят выводы:
  • Любовь у Бунина изображается не просто как кратковременное чувство, она озаряет жизнь человека и навсегда остается в его памяти.
  • Бунин раскрывает «неизбывную  трагедию человека, единственного в мире существа, принадлежащего двум мирам: земле и небу, полу и любви».
  • Любовь в жизни человека, память – основные нравственные ценности в мире Бунина.
  • Писатель показал неудовлетворенность человека окружающим, поиск цельного и осознанного бытия.

Сочинение – интерпретация рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»

Фрагменты творческих работ

учащихся 11 класса

 по рассказу И.А.Бунина «Чистый понедельник»

«Чистый понедельник» – это рассказ о странной любви между абсолютно непохожими молодыми и очень красивыми людьми.

Главный герой любит героиню, противоречивая натура которой не дает даже надежды на будущее счастье. Бунин рассказывает нам историю странной, трагической любви, которая развезла пропасть между двумя людьми. Она, уйдя в монастырь, выбрала духовную жизнь,  а любимого обрекла  на тоску, страдания.

Любовь, по Бунину, это чувство, приносящее мимолетное счастье, смешанное с болью и горечью разлуки. Любовь – это воспоминание.

                                                                                            Мария Лозовая

«Чистый понедельник» – это рассказ об отношениях двух людей, их чувствах, поступках. Бунин в этом рассказе как будто останавливает время на высшем взлете чувств. Любовь обрывается в тот момент, когда обыденность еще не успела губительно отразиться на чувствах героев. Большое внимание автор уделяет чувствам и эмоциям героя.

Этот рассказ и многие другие рассказы из сборника «Темные аллеи» объединяет общее строение: встреча, сближение, ослепительная вспышка, неотвратимое расставание. Это происходит потому, что истинная любовь обречена быть только яркой  вспышкой и не терпит обыденной жизни.

                                                                                             Елена Жукова

«Чистый понедельник» – это рассказ о судьбах двух людей. На мой взгляд, это еще и рассказ, открывающий нам внутренний мир героини.

Своим поступком она заставляет задуматься каждого из нас, поддаться искушению и влиянию окружающего мира или прислушаться  к своему сердцу, душе и жить, занимаясь тем, что будет приносить тебе спокойствие и умиротворение.

Именно ее решение уйти в монастырь  делает трагичной судьбу ее любимого. Главная героиня нам своим примером показывает: никогда не следует отказываться  от того, что тебе по душе, никогда не принимать того, что тебе чуждо.

                                                                                                Анна Грибова

«Чистый понедельник» – это рассказ о противоречивом внутреннем мире главной героини. Человек сам выбирает, какой будет его жизнь. Рано или поздно он встает перед выбором.

 Героиня рассказа под маской светской дамы тщательно скрывала тихий и чистый  облик робкой девушки. На протяжении всего рассказа она стояла перед выбором: остаться на этом этапе или шагнуть на ступень выше.

И в конце концов все же сделала свой, на мой взгляд, разумный выбор.

В этом рассказе автор показывает зародившуюся, но так и не обретшую четких проявлений и не переросшую в большую любовь чувств героев. Их чувство больше похоже на привязанность.

                                                                                            Виктория Юдина

Сборник рассказов «Темные аллеи» Ивана Алексеевича Бунина можно назвать энциклопедией любовных драм. Во многих рассказах любовь трагична, но несмотря на это, Бунин утверждает, что всякая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой, страданием. К такому выводу приходит и герой рассказа «Чистый понедельник».

Очень удачно в этом рассказе автору удается показать душевную противоречивость главной героини, из – за которой очень сильно страдает ее возлюбленный.

Можно сказать, что рассказ «Чистый понедельник» о безответной любви главного героя, так как героиня больше старается разобраться в себе, встать на путь истинной жизни, а не бросается в пламя любви.

В итоге она находит свой путь, а главный герой никак не может забыть те недели, которые он провел с ней.

                                                                                    Кристина Ярыжнова

Во многих произведениях Ивана Бунина любовь и трагедия идут рука об руку, в этом убеждает и рассказ «Чистый понедельник». Рассказ очень трагичен.

Перед главной героиней стоит выбор – жить так, как живут многие из ее окружения и быть с любимым человеком или же обрести духовную гармонию, пойти на постриг и всю жизнь посвятить Богу. Героиня выбирает второе.

Главный герой практически ломает свою жизнь, страдает от безответной любви.      

                                                                                         Марина Васильева

  • Чистый понедельник отзыв о рассказе
  • Чистый понедельник итоговое сочинение аргументы
  • Чистый понедельник рассказ или новелла
  • Чистая детская наивность инстинктивное желание добра сочинение
  • Чисто выметенный и прибранный дом как пишется