Чистый понедельник отзыв о рассказе

Рецензия на рассказ бунина чистый понедельник рассказ чистый понедельник входит на сборник и.а. бунина тмные аллеи. писатель говорил, что в

Рецензия на рассказ Бунина Чистый понедельник

recenziya na rasskaz ia bunina chistyj ponedelnik

Рассказ «Чистый понедельник» входит на сборник И.А. Бунина «Тёмные аллеи». Писатель говорил, что в рассказах этого сборника он стремился изобразить «тёмные аллеи любви». Вообще, любовь и смерть — две основные темы в творчестве И.А.Бунина.

«Чистый понедельник» также посвящён теме любви. В нем описываются неосвещенные, загадочные и таинственные проявления этого прекрасного чувства. Нужно отметить, что именно этот рассказ сам Бунин на склоне лет считал лучшим из написанного им.

Жанр этого произведения – рассказ. В словаре литературоведческих терминов даётся следующее определение рассказа: «малая форма эпической прозаической литературы». По жанру рассказ очень близок к повести. Главное его отличие в том, что в рассказе представлен один эпизод из жизни героев. В этом эпизоде полно и многогранно раскрывается характер персонажа. Мастерство И.А.Бунина заключается в том, что он высвечивает личность героя и его историю жизни всего на двух-трех страницах текста.

Сюжет рассказа «Чистый понедельник» основывается на несчастной любви главного героя, определившей всю его жизнь. Отличительная черта многих произведений И.А.Бунина – отсутствие счастливой любви. Даже самая благополучная история часто заканчивается у этого писателя трагически.

Повествование ведётся от первого лица, поэтому глубоко раскрываются чувства и переживания рассказчика. Мы погружаемся в его душевный мир, в его сильное, всепоглощающее чувство. Сила любви героя видна даже в том, как он описывает внешность своей возлюбленной: «Пушок на её верхней губе был в инее, янтарь щёк слегка розовел, чернота райка совсем слилась со зрачком – я не мог отвести восторженных глаз от её лица».

Главный герой очень тяжело переживает трагический финал своих отношений с героиней. Подтверждением того служит следующий отрывок: «Я долго по самым грязным кабакам спивался, всячески опускаясь всё больше и больше.…Потом стал оправляться – равнодушно, безнадежно». Судя по этим двум цитатам, герой — очень чуткий и эмоциональный человек, способный на глубокое чувство. Бунин избегает прямых оценок, но позволяет судить об этом по состоянию души героя, по искусно подобранным внешним деталям, легким намекам.

В этом рассказе автор древность противопоставляет современности. В тексте упоминаются названия храмов, монастырей, икон, приводит цитаты из молитв. Наряду с этим Бунин говорит о самых известных ресторанах начала 20 столетия, о книгах современных авторов. Так, например, героиня никак не может дочитать «Огненного ангела». Здесь проявляется ирония и скептицизм автора по отношению к новым литературным направлениям. Современность, по мнению Бунина, не наделена одухотворенностью древности.

На героиню рассказа мы смотрим глазами влюбленного в неё рассказчика. Уже в самом начале произведения перед нами возникает её портрет: «Красота у неё была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие по своей густоте волосы, мягко блестящие, как черный соболиный мех, черные, как бархатный уголь, глаза». Устами главного героя передаётся описание мятущейся души героини, её поиски смысла жизни, волнения и сомнения. В итоге, перед нами во всей полноте раскрывается образ «духовной странницы».

Кульминация рассказа – решение возлюбленной героя уйти в монастырь. Этот неожиданный поворот сюжета позволяет понять неопределившуюся душу героини.

Очень большое значение имеет заглавие рассказа. С одной стороны, оно очень конкретно: чистый понедельник – первый день великого поста, когда героиня объявляет о своем решении уйти от мирской жизни. В этот день закончились отношения двух влюбленных и закончилась жизнь героя. С другой стороны, название рассказа символично. Считается, что в чистый понедельник происходит очищение души от всего суетного, греховного. Причем в рассказе меняется не только героиня, избравшая монашеское отшельничество. Её поступок побуждает героя к самоанализу, заставляет и его измениться, очиститься.

«Чистый понедельник» написан автором в годы его парижской эмиграции. Однако, российская действительность сквозит буквально в каждой строчке. Об этом свидетельствуют и пейзажные зарисовки: «Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях, на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело грустно играли на колокольне. Скрипя в тишине по снегу, мы вошли в ворота,…, солнце только что село, еще совсем было светло, давно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее, и таинственно теплились вокруг спокойными огоньками неугасимые лампадки, рассеянные над могилами».

Так пронзительно мог написать лишь глубоко русский человек, хранящий образ Родины в своём тоскующем сердце.

«Чистый понедельник» написан 60 лет назад. Для истории страны – целая эпоха… Что же привлекает нас, современных читателей, в этом рассказе? Если читать вдумчиво, можно найти ответы на извечные философские вопросы: как любить и быть любимым, в чем заключается смысл жизни, что есть истинные ценности? Бунин был равнодушен к житейским будням, преходящему. Он непоколебимо сосредоточен на возвышенном и прекрасном, выраженном в конкретной человеческой судьбе. По словам П. Б. Струве, « …основной особенностью дарования Бунина является необычайно яркая и мощная слитность дарования лирического с даром изобразительным и эпическим».

Рецензия на рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник»

Рассказ «Чистый понедельник» входит в сборник И.А. Бунина «Тёмные аллеи». Писатель говорил, что в рассказах этого сборника он стремился изобразить «тёмные аллеи любви». Вообще, любовь и смерть — две основные темы в творчестве И.А.Бунина.
«Чистый понедельник» также посвящён теме любви. В нем описываются неосвещенные, загадочные и таинственные проявления этого прекрасного чувства. Нужно отметить, что именно этот рассказ сам Бунин на склоне лет считал лучшим из написанного им.
Жанр этого произведения – рассказ. В словаре литературоведческих терминов даётся следующее определение рассказа: «малая форма эпической прозаической литературы». По жанру рассказ очень близок к повести. Главное его отличие в том, что в рассказе представлен один эпизод из жизни героев. В этом эпизоде полно и многогранно раскрывается характер персонажа. Мастерство И.А.Бунина заключается в том, что он высвечивает личность героя и его историю жизни всего на двух-трех страницах текста.
Сюжет рассказа «Чистый понедельник» основывается на несчастной любви главного героя, определившей всю его жизнь. Отличительная черта многих произведений И.А.Бунина – отсутствие счастливой любви. Даже самая благополучная история часто заканчивается у этого писателя трагически.
Повествование ведётся от первого лица, поэтому глубоко раскрываются чувства и переживания рассказчика. Мы погружаемся в его душевный мир, в его сильное, всепоглощающее чувство. Сила любви героя видна даже в том, как он описывает внешность своей возлюбленной: «Пушок на её верхней губе был в инее, янтарь щёк слегка розовел, чернота райка совсем слилась со зрачком – я не мог отвести восторженных глаз от её лица».
Главный герой очень тяжело переживает трагический финал своих отношений с героиней. Подтверждением того служит следующий отрывок: «Я долго по самым грязным кабакам спивался, всячески опускаясь всё больше и больше.…Потом стал оправляться – равнодушно, безнадежно». Судя по этим двум цитатам, герой — очень чуткий и эмоциональный человек, способный на глубокое чувство. Бунин избегает прямых оценок, но позволяет судить об этом по состоянию души героя, по искусно подобранным внешним деталям, легким намекам.
В этом рассказе автор древность противопоставляет современности. В тексте упоминаются названия храмов, монастырей, икон, приводит цитаты из молитв. Наряду с этим Бунин говорит о самых известных ресторанах начала 20 столетия, о книгах современных авторов. Так, например, героиня никак не может дочитать «Огненного ангела». Здесь проявляется ирония и скептицизм автора по отношению к новым литературным направлениям. Современность, по мнению Бунина, не наделена одухотворенностью древности.
На героиню рассказа мы смотрим глазами влюбленного в неё рассказчика. Уже в самом начале произведения перед нами возникает её портрет: «Красота у неё была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие по своей густоте волосы, мягко блестящие, как черный соболиный мех, черные, как бархатный уголь, глаза». Устами главного героя передаётся описание мятущейся души героини, её поиски смысла жизни, волнения и сомнения. В итоге, перед нами во всей полноте раскрывается образ «духовной странницы».
Кульминация рассказа – решение возлюбленной героя уйти в монастырь. Этот неожиданный поворот сюжета позволяет понять неопределившуюся душу героини.
Очень большое значение имеет заглавие рассказа. С одной стороны, оно очень конкретно: чистый понедельник – первый день великого поста, когда героиня объявляет о своем решении уйти от мирской жизни. В этот день закончились отношения двух влюбленных и закончилась жизнь героя. С другой стороны, название рассказа символично. Считается, что в чистый понедельник происходит очищение души от всего суетного, греховного. Причем в рассказе меняется не только героиня, избравшая монашеское отшельничество. Её поступок побуждает героя к самоанализу, заставляет и его измениться, очиститься.
«Чистый понедельник» написан автором в годы его парижской эмиграции. Однако, российская действительность сквозит буквально в каждой строчке. Об этом свидетельствуют и пейзажные зарисовки: «Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях, на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело грустно играли на колокольне. Скрипя в тишине по снегу, мы вошли в ворота,…, солнце только что село, еще совсем было светло, давно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее, и таинственно теплились вокруг спокойными огоньками неугасимые лампадки, рассеянные над могилами».
Так пронзительно мог написать лишь глубоко русский человек, хранящий образ Родины в своём тоскующем сердце.
«Чистый понедельник» написан 60 лет назад. Для истории страны – целая эпоха… Что же привлекает нас, современных читателей, в этом рассказе? Если читать вдумчиво, можно найти ответы на извечные философские вопросы: как любить и быть любимым, в чем заключается смысл жизни, что есть истинные ценности? Бунин был равнодушен к житейским будням, преходящему. Он непоколебимо сосредоточен на возвышенном и прекрасном, выраженном в конкретной человеческой судьбе. По словам П. Б. Струве, « …основной особенностью дарования Бунина является необычайно яркая и мощная слитность дарования лирического с даром изобразительным и эпическим».

«Рецензия на рассказ Бунина «Чистый понедельник»»

Рецензии на книгу Чистый понедельник

Когда я начинала читать этот рассказ, то у меня сразу возникло ощущение, что прикоснусь я к очень трогательной, нежной истории. Чистой. Конечно же, как вы догадались, на эту мысль меня подтолкнуло заглавие. Название «Чистый понедельник» настраивает читателя на, не побоюсь этого слова, молитвенный лад, настроение, с которым человек должен входить в храм. Открывать этот рассказ нужно с чистой душой, чтобы глубже понять чувства героев. Впрочем, желательно все произведения читать ясным взором.

Ясный взор должен быть не только при чтении. Вот герою рассказа, от лица которого ведется повествование, явно мешала на глазах пелена обыденности, и боюсь, что даже в финале рассказа она у него даже не приоткрылась. Так и не понял Он до конца, чего на самом деле Ей, его любимой, было нужно.

Красивая, успешная девушка, вокруг которой всегда толпы поклонников, человек, готовый предложить ей руку и сердце, и что в итоге? Уход от этого мира под тихие своды монастыря. Такая жизнь, которой она жила, которой грезили все вокруг и к которой стремились, и в наши дни стремятся особенно, ей была не нужна. Лучшим времяпровождением для нее было посидеть на скамейке у церкви с духовной книгой в руках, чем посидеть в толпе ухажеров с веером в руках, прикрывая им с напущенной стыдливостью лицо.

К сожалению, даже после прогулки по старому кладбищу и другим Ее любимым местам, молодой человек продолжал возить ее по ресторанам и театрам. Я считаю, что та прогулка была намеком на то, как Ей хотелось бы проводить время, но намек понят не был. Также та прогулка была устроена девушкой не просто как намек, а как испытание любви. После Ее откровения перед ним, после того, как она показала своему возлюбленному, чем она живет, в Его душе должен был случиться переворот. А вышло наоборот — случился переворот в Ее душе. Она поняла, что она в этом мире совсем одна.

Если бы Он понял, что Она хочет тихо прогуливаться с ним по тропинке у монастыря, то в монастырь Она бы не пошла. А если Он этого не понял, то Он не понял и Ее души. Когда Она осознала, что никто, совершенно никто в этом мире ее не понимает, она и ушла от этого мира. Самое страшное, что уход был ранним. Она стала затворницей монастыря в самом расцвете Юности, Красоты, Жизни. На мой взгляд, это противоестественно. Отшельниками должны становиться люди, имеющие жизненный опыт. Когда уходят в монастырь молодые — это страшно. Страшно, потому что на такой путь становятся те, кому нечего и некого терять, а в подобных ситуациях обычно остаются пожилые люди. Страшно, когда непонимание окружающих преждевременно старит, а значит, преждевременно убивает.

Да, она любила Русь Древнюю, ей нравилось все старинное, она любила церковное пение, ей нравилось все славянское. Этот путь она выбрала осознано. Но согласитесь — если бы ее молодой человек понял бы ее интересы и они бы нашли компромисс, научились бы проводить время так, как им обоим нравилось бы, то было бы гораздо лучше.

Не случайно Бунин не дает своим героям имен. Он показывает тем самым, что подобного непонимания между людьми очень много. К сожалению, это даже стало классическим примером в современном обществе. Я думаю, что в этом рассказе есть что-то пророческое — Бунин предвидел, что со временем души людей станут менее чувственными, можно даже сказать, что души ослепнут.

Рассказ Бунина «Чистый понедельник» учит нас быть внимательным к людям, в особенности к нашим близким.

Прочтите рассказ «Чистый понедельник». Ясным взором. Посмотрите ясным взором на своих близких. Увидьте их душу.

Рецензия на рассказ Бунина «Чистый понедельник»

Рассказ «Чистый понедельник» (1944) завершает цикл из позднего творчества И.А. Бунина «Темные аллеи». Писатель смеялся, что написал «об одном и том же тридцать восемь раз». Этой одной темой была тема любви. И как во всем гениальном, мы при чтении «Темных аллей» не ощущаем исчерпанности или повтора в похожих повествованиях об отношениях мужчины и женщины, хотя даже сюжетная схема рассказов цикла однотипна. Как правило, описывается встреча героев, внезапное сближение, вспышка чувств – и неотвратимое расставание. Любовь для Бунина – всего лишь прекрасный миг. И в каждом рассказе он находит новые и новые оттенки любовного чувства.

В последнем рассказе – «Чистый понедельник» – удивительным образом слились лирика и патетика, народные традиции и модерн, божественное и мирское; здесь словно подведены поэтические и философские итоги бунинского творчества. Автор разворачивает перед нами повествование не только о любви, но о тайнах человеческой души, о понимании счастья, о сложном и противоречивом национальном характере, о духе исторической эпохи, о вере. И нарочитая похожесть сюжетов помогает читателю сосредоточиться не на ходе событий, а на героях и неподражаемом стиле Бунина.

Основным художественным приемом в рассказе «Чистый понедельник» выступает прием антитезы. Выстраивается целая система противопоставлений: антонимы, пронизывающие первое предложение («Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающая от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи…»); разные по складу характера герой и героиня («…и насколько я был склонен к болтливости, к простосердечной веселости, настолько она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала…»); нарядная светская жизнь героини и ее глубокая религиозность; любовь, не имеющая внешних препятствий, и ее трагический финал. Движением текста словно управляют два противоположных мотива – пошлость окружающей действительности и духовность вечных ценностей.

Рассказ имеет ретроспективную структуру: о своей страстной любви к таинственной красавице герой вспоминает. Это дает возможность представить события как бы в двойном освещении: то, что герой не заметил «тогда», он осмысляет уже по памяти, будто подводя итоги. Построение рассказа на отдельных эпизодах и кольцевая композиция позволяет автору не только показать быстротечность времени, но и с наибольшей полнотой воссоздать портрет эпохи. Историческая панорама 10-х годов XX века в России представлена людьми, реально существовавшими, олицетворявшими культуру той поры. Бунин с иронией изображает А. Белого, К. Станиславского, Ф. Шаляпина, и в этом сквозит манера писателя общаться со своими современниками, так знакомая нам по мемуарам. В то же время детали действительности начала ХХ века переплетаются с приметами глубокой древности: наряду с ресторанами «Яр», «Стрельна» о многовековой истории России напоминают бесчисленные названия московских храмов, монастырей, икон (Храм Христа Спасителя, Кремль, Собор Василия Блаженного, Зачатьевский монастырь, икона Богородицы Троеручницы и другие), имена исторических деятелей (Ослябли, Пересвета), цитаты из летописей, сказаний, молитв. Так в рассказе складывается образ эпохи, соединяющей в себе модерн и «допетровскую Русь», и так прорисовывается русский национальный характер, сотканный из противоречий.

Сюжетным и композиционным центром произведения становятся сложные отношения двух героев – Его и Ее. Повествование ведется от первого лица, что создает эффект присутствия и усиливает реалистичность событий. Сам образ главного героя дан эскизно, показаны лишь его чувства и переживания, и это роднит персонаж с лирическим героем поэзии Бунина. Но нас настораживает, что герой не понимает ту, которой искренне поклоняется. Ослепленный любовью, он не может постичь, какая внутренняя работа свершается в душе его возлюбленной. Однако именно влюбленность дает герою исключительную остроту восприятия, через призму которой представлен в рассказе портрет героини. В ее описании определяющими являются эпитеты «странная» и «загадочная»: «…она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения…». Детали внешности, повторяющиеся в портретных зарисовках, эпитеты «черный», «бархатный», «янтарный» не проясняют психологическое состояние героини, а, наоборот, подчеркивают ее таинственность. Мы узнаем, что отец героини – «просвещенный человек знатного купеческого рода», но дальше содержится намек на его заурядность («что-то, как все такие купцы, собирал»). То есть в происхождении мы не находим объяснения раздвоенности душевного мира героини, получающей удовольствие и от мирских страстей, и почитающей религиозные обряды. Двойственность характера, скорее, коренится в сочетании западного и восточного. Эта девушка серьезно относится к чтению европейской литературы (Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского), но внутри нее очень много от Востока, что проявляется даже во внешности: «А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком…». Вся жизнь героини соткана из необъяснимых противоречий. Она с одинаковым интересом посещает и древние храмы, монастыри и рестораны, капустники. Все ее бытие – непрерывное метание между плотью и духом, сиюминутным и вечным. За видимым светским лоском в ней есть исконно национальные, русские начала. И они оказываются более сильными, так как проявляются в убеждениях.

Непонятная в своих противоположных склонностях, героиня, вместе с тем, очень органично вписывается в контрасты Москвы тех лет, города, который сочетал в себе многовековую красоту соборов, перезвон колоколов с реалиями новой буржуазной эпохи.

Как и во всем творчестве Бунина, одним из важнейших в «Чистом понедельнике» оказывается мотив красоты, неразрывно связанный с образом героини. Причем, красоты не столько внешней, сколько внутренней. Загадочная женщина всюду видит ее исчезновение – и это главная мука ее души. «Вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась эта Русь…». Стремление сохранить в себе эту красоту ведет героиню в монастырь. Кроме того, она никак не могла найти смысл в своем существовании: «Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы,

ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…». Поэтому и возникло желание заполнить жизнь чем-то значительным, духовным миром. Автору удалось настолько тонко передать сущность героини, что мы и не представляем ее в ситуации земного счастья. Интересно, что в отличие от Лизы Калитиной из «Дворянского гнезда» И. Тургенева, бунинская героиня сама не ищет счастья в этой жизни, изначально осознавая его невозможность. Психологизм автора «Темных аллей» существенно отличается от «диалектики души» Л. Толстого и «тайного психологизма» И. Тургенева. Движения души героев Бунина не поддаются логическому объяснению, герои будто не властны над собой. В этой связи обращают на себя внимание часто употребляемые писателем безличные глагольные конструкции («…почему-то захотелось непременно войти туда…»).

В «Чистом понедельнике» перекликаются с другими произведениями Бунина мотивы суетного мира и духовной жизни. Характерно, каждый из мотивов поддержан своей системой образов. И большая концентрированность деталей в сочетании с сжатым изложением требует от нас внимательного прочтения. Так, предметной основой для мотива суетного мира являются функционально нагруженные детали: литературная богема изображена как бессмысленный «капустник», где лишь «выкрики», кривляние и позерство. Мотиву же духовной жизни соответствуют «самопроизвольные» детали: описания природы и памятников архитектуры («Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях; на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело тонко и грустно играли на колокольне»). Чувства художника, всем сердцем любящего родную природу, переданы через цветовую гамму и эмоционально-оттеночные эпитеты («тонко и грустно», «светло», «дивно», «на золотой эмали заката»).

Поэтичность рассказа проявляется в звуковой и ритмической организации текста. Здесь также ярки контрасты: «медленное сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты» сменяется канканом, а звуки литургии – маршем из «Аиды». Чередование важнейших мотивов – временного и вечного, жизни плоти и жизни духа – составляет ритмическую основу рассказа. Убеждает в этом и «маршруты» прогулок героев: «Метрополь» – Рогожское кладбище – трактир Егорова – театр – «капустник». Наконец, само название «Чистый понедельник» символизирует, в соответствии с православным календарем, границу между жизнью суетной и Великим постом, когда люди должны очиститься от скверны мирской жизни. Героиня идет на очень большой грех, поддавшись искушению с любимым именно в этот день. Правда, она уже в тот момент знала, что готова отречься от мира земного и возродиться духовно, став Христовой невестой. Важно, что и для героя Чистый понедельник становится переломным в жизни. В Прощеное воскресенье оба героя прощаются со своей старой жизнью, которая не дала им счастья, но в новой жизни с ними остается их любовь. И только очистив душу этим высоким чувством, человек постигает истинное счастье. Взаимосвязь темы любви и темы очищения души – лейтмотив всего творчества И.А. Бунина. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена» – так писал автор в рассказе «Темные аллеи».

Сочинение: Рецензия на рассказ Бунина Чистый понедельник

Рассказ «Чистый понедельник» (1944) завершает цикл из позднего творчества И.А. Бунина «Темные аллеи». Писатель смеялся, что написал «об одном и том же тридцать восемь раз». Этой одной темой была тема любви. И как во всем гениальном, мы при чтении «Темных аллей» не ощущаем исчерпанности или повтора в похожих повествованиях об отношениях мужчины и женщины, хотя даже сюжетная схема рассказов цикла однотипна. Как правило, описывается встреча героев, внезапное сближение, вспышка чувств – и неотвратимое расставание. Любовь для Бунина – всего лишь прекрасный миг. И в каждом рассказе он находит новые и новые оттенки любовного чувства.

В последнем рассказе – «Чистый понедельник» – удивительным образом слились лирика и патетика, народные традиции и модерн, божественное и мирское; здесь словно подведены поэтические и философские итоги бунинского творчества. Автор разворачивает перед нами повествование не только о любви, но о тайнах человеческой души, о понимании счастья, о сложном и противоречивом национальном характере, о духе исторической эпохи, о вере. И нарочитая похожесть сюжетов помогает читателю сосредоточиться не на ходе событий, а на героях и неподражаемом стиле Бунина.

Основным художественным приемом в рассказе «Чистый понедельник» выступает прием антитезы. Выстраивается целая система противопоставлений: антонимы, пронизывающие первое предложение («Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающая от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи…»); разные по складу характера герой и героиня («…и насколько я был склонен к болтливости, к простосердечной веселости, настолько она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала…»); нарядная светская жизнь героини и ее глубокая религиозность; любовь, не имеющая внешних препятствий, и ее трагический финал. Движением текста словно управляют два противоположных мотива – пошлость окружающей действительности и духовность вечных ценностей.

Рассказ имеет ретроспективную структуру: о своей страстной любви к таинственной красавице герой вспоминает. Это дает возможность представить события как бы в двойном освещении: то, что герой не заметил «тогда», он осмысляет уже по памяти, будто подводя итоги. Построение рассказа на отдельных эпизодах и кольцевая композиция позволяет автору не только показать быстротечность времени, но и с наибольшей полнотой воссоздать портрет эпохи. Историческая панорама 10-х годов XX века в России представлена людьми, реально существовавшими, олицетворявшими культуру той поры. Бунин с иронией изображает А. Белого, К. Станиславского, Ф. Шаляпина, и в этом сквозит манера писателя общаться со своими современниками, так знакомая нам по мемуарам. В то же время детали действительности начала ХХ века переплетаются с приметами глубокой древности: наряду с ресторанами «Яр», «Стрельна» о многовековой истории России напоминают бесчисленные названия московских храмов, монастырей, икон (Храм Христа Спасителя, Кремль, Собор Василия Блаженного, Зачатьевский монастырь, икона Богородицы Троеручницы и другие), имена исторических деятелей (Ослябли, Пересвета), цитаты из летописей, сказаний, молитв. Так в рассказе складывается образ эпохи, соединяющей в себе модерн и «допетровскую Русь», и так прорисовывается русский национальный характер, сотканный из противоречий.

Сюжетным и композиционным центром произведения становятся сложные отношения двух героев – Его и Ее. Повествование ведется от первого лица, что создает эффект присутствия и усиливает реалистичность событий. Сам образ главного героя дан эскизно, показаны лишь его чувства и переживания, и это роднит персонаж с лирическим героем поэзии Бунина. Но нас настораживает, что герой не понимает ту, которой искренне поклоняется. Ослепленный любовью, он не может постичь, какая внутренняя работа свершается в душе его возлюбленной. Однако именно влюбленность дает герою исключительную остроту восприятия, через призму которой представлен в рассказе портрет героини. В ее описании определяющими являются эпитеты «странная» и «загадочная»: «…она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения…». Детали внешности, повторяющиеся в портретных зарисовках, эпитеты «черный», «бархатный», «янтарный» не проясняют психологическое состояние героини, а, наоборот, подчеркивают ее таинственность.

Мы узнаем, что отец героини – «просвещенный человек знатного купеческого рода», но дальше содержится намек на его заурядность («что-то, как все такие купцы, собирал»). То есть в происхождении мы не находим объяснения раздвоенности душевного мира героини, получающей удовольствие и от мирских страстей, и почитающей религиозные обряды. Двойственность характера, скорее, коренится в сочетании западного и восточного. Эта девушка серьезно относится к чтению европейской литературы (Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского), но внутри нее очень много от Востока, что проявляется даже во внешности: «А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком…». Вся жизнь героини соткана из необъяснимых противоречий. Она с одинаковым интересом посещает и древние храмы, монастыри и рестораны, капустники. Все ее бытие – непрерывное метание между плотью и духом, сиюминутным и вечным. За видимым светским лоском в ней есть исконно национальные, русские начала. И они оказываются более сильными, так как проявляются в убеждениях.

Непонятная в своих противоположных склонностях, героиня, вместе с тем, очень органично вписывается в контрасты Москвы тех лет, города, который сочетал в себе многовековую красоту соборов, перезвон колоколов с реалиями новой буржуазной эпохи.

Как и во всем творчестве Бунина, одним из важнейших в «Чистом понедельнике» оказывается мотив красоты, неразрывно связанный с образом героини. Причем, красоты не столько внешней, сколько внутренней. Загадочная женщина всюду видит ее исчезновение – и это главная мука ее души. «Вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась эта Русь…». Стремление сохранить в себе эту красоту ведет героиню в монастырь. Кроме того, она никак не могла найти смысл в своем существовании: «Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы,

ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…». Поэтому и возникло желание заполнить жизнь чем-то значительным, духовным миром. Автору удалось настолько тонко передать сущность героини, что мы и не представляем ее в ситуации земного счастья. Интересно, что в отличие от Лизы Калитиной из «Дворянского гнезда» И. Тургенева, бунинская героиня сама не ищет счастья в этой жизни, изначально осознавая его невозможность. Психологизм автора «Темных аллей» существенно отличается от «диалектики души» Л. Толстого и «тайного психологизма» И. Тургенева. Движения души героев Бунина не поддаются логическому объяснению, герои будто не властны над собой. В этой связи обращают на себя внимание часто употребляемые писателем безличные глагольные конструкции («…почему-то захотелось непременно войти туда…»).

В «Чистом понедельнике» перекликаются с другими произведениями Бунина мотивы суетного мира и духовной жизни. Характерно, каждый из мотивов поддержан своей системой образов. И большая концентрированность деталей в сочетании с сжатым изложением требует от нас внимательного прочтения. Так, предметной основой для мотива суетного мира являются функционально нагруженные детали: литературная богема изображена как бессмысленный «капустник», где лишь «выкрики», кривляние и позерство. Мотиву же духовной жизни соответствуют «самопроизвольные» детали: описания природы и памятников архитектуры («Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях; на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело тонко и грустно играли на колокольне»). Чувства художника, всем сердцем любящего родную природу, переданы через цветовую гамму и эмоционально-оттеночные эпитеты («тонко и грустно», «светло», «дивно», «на золотой эмали заката»).

Поэтичность рассказа проявляется в звуковой и ритмической организации текста. Здесь также ярки контрасты: «медленное сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты» сменяется канканом, а звуки литургии – маршем из «Аиды». Чередование важнейших мотивов – временного и вечного, жизни плоти и жизни духа – составляет ритмическую основу рассказа. Убеждает в этом и «маршруты» прогулок героев: «Метрополь» – Рогожское кладбище – трактир Егорова – театр – «капустник». Наконец, само название «Чистый понедельник» символизирует, в соответствии с православным календарем, границу между жизнью суетной и Великим постом, когда люди должны очиститься от скверны мирской жизни. Героиня идет на очень большой грех, поддавшись искушению с любимым именно в этот день. Правда, она уже в тот момент знала, что готова отречься от мира земного и возродиться духовно, став Христовой невестой. Важно, что и для героя Чистый понедельник становится переломным в жизни. В Прощеное воскресенье оба героя прощаются со своей старой жизнью, которая не дала им счастья, но в новой жизни с ними остается их любовь. И только очистив душу этим высоким чувством, человек постигает истинное счастье. Взаимосвязь темы любви и темы очищения души – лейтмотив всего творчества И.А. Бунина. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена» – так писал автор в рассказе «Темные аллеи».

Чистый понедельник

Иван Бунин

Ivan Bunin Chistyj ponedelnik

  • Написать рецензию
  • Добавить цитату
  • Рассказать историю
  • Создать подборку

19 июня 2020 г. 07:27

«Чистый понедельник» — история больше о загадочности человеческой натуры, нежели о любви. Молодой человек и девушка казалось бы любят друг друга. Их счастью ничто не мешает: оба молоды, красивы, богаты и свободны. Но! Девушка, вдруг, отринув мирскую суету, решает уйти в монастырь. Очень интересный поворот сюжета. Произведение мне понравилось, читается легко.

1.JiBnMqyl6S1.JiBnMqyl6S

22 декабря 2019 г. 18:20

Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения — совсем близки мы все еще не были. И все это без конца держало меня в неразрушающемся напряжении, в мучительном ожидании — и вместе с тем был я несказанно счастлив каждым часом.

Сколько бы я ни читала «Чистый понедельник», не устаю поражаться мастерству Бунина. Каждый раз он снова и снова затрагивает струны моей души, вызывает непередаваемые, ярчайшие эмоции. Этот рассказ занимает первое место среди моих любимых рассказов Бунина, хотя каждое его произведение по-своему прекрасно. Как же красиво он писал! Восхитительное владение русским языком, каждая строка пробирает до дрожи. Признаюсь, в школьные годы он не произвёл на меня такое уж сильное впечатление, а сейчас я не могу оставаться равнодушной при чтении. Так…

1.JiBnMqyl6S1.JiBnMqyl6S

29 июня 2019 г. 05:03

5 Поиски себя.

Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. М.Лермонтов

Я никогда не задумывалась о форме произведения, Чистый понедельник — это новелла. Язык Бунина завораживает как и сам сюжет. Кстати, Бунин считал это произведение лучшим. В новелле нет имён рассказчика и героини. Любовь к молодой девушке, живущей напротив Храма Христа-Спасителя. Герой посещает…

1.JiBnMqyl6S1.JiBnMqyl6S

24 ноября 2018 г. 08:50

Бунинские рассказы великолепны! А «Чистый понедельни» — мой самый любимый среди них. Рассказчик влюблён в прекрасную девушку, которая учится на исторических курсах. Он красиво ухаживает за ней, дарит шоколад и приглашает в рестораны. Она надменна и холодна, правда, соглашается на встречи и горячее внимание поклонника. Отношения между героями странные, на любовные мало похожие, но повествователь не теряет надежды… О чём этот рассказ? О любви? Да, наверное, но любовь бывает разных видов. Так какая представлена в рассказе – плотская или духовная? Выбор героини поражает. Я никогда бы не подумала, что она примет такое решение, ведь её поведение и повадки не предвещали столь грандиозного и необратимого шага. Но каждый сам вправе выбирать свою судьбу. Женщины бывают очень коварными:…

1.JiBnMqyl6S1.JiBnMqyl6S

20 февраля 2019 г. 20:38

4 Не понимаю таких женщин

Мне история не понравилась. Кто-то писал, что Он не видит Её, не понимает, что Он влюблен в созданный им самим образ. Однако я с этим согласиться не могу. По сути, Он сделал всё для того, чтобы быть рядом с Ней: оставался терпеливым, когда Она того требовала; слышал её желания и старательно вникал во всё, что Она говорила; не только осыпал её дорогими подарками и красивыми ухаживаниями, но и доказывал свою любовь поступками. А что Она? У Неё было всё, и, может быть, поэтому Она так мучилась, поэтому так не ценила его любовь. Лично у меня создалось впечатление, что Ей просто было скучно. Скучно с ним, скучно с московским обществом, скучно даже с собой. Она представлена в рассказе как женщина с богатым внутренним миром, как человек, которому чужда наша жизнь, наша реальность. И вроде бы у…

  • Чистый понедельник итоговое сочинение аргументы
  • Чистый понедельник рассказ или новелла
  • Чистая детская наивность инстинктивное желание добра сочинение
  • Чисто выметенный и прибранный дом как пишется
  • Число 7 в сказках пушкина