Чистый понедельник ключевые слова рассказа

Цель: формирование отношения к трагедийной любви на примере творчества и.а.бунина. всякая любовь великое счастье и.а.бунин ход урока 1. организационный

Цель: формирование отношения к
трагедийной любви на примере   творчества
И.А.Бунина.

Всякая любовь – великое счастье…

И.А.Бунин

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Слово учителя

Любовь – великая таинственная стихия,
преображающая жизнь человека, придающая его
судьбе неповторимость на фоне житейской истории,
наполняющая особым смыслом его земное
существование. На протяжении столетий многие
художники слова посвящали свои произведения
великому чувству. Чаще, наверное, чем другие
обращался к этой теме И.А.Бунин, который
утверждал, что «всякая любовь – великое
счастье…» (обращение к эпиграфу).

– Можем ли мы согласиться с этим утверждением? (Несомненно,
так как любовь благородное, возвышенное чувство,
яркое, одухотворяющее человека.)

– Вспомните ранее изученные рассказы
И.А.Бунина. Как в них изображалась любовь? («Легкое
дыхание», «Темные аллеи», «Солнечный удар», где
показана неразделенная любовь, трагичная,
плотская, заканчивающаяся расставанием или
гибелью.)

– Тогда скажите,  если любовь – яркое и
возвышенное чувство, то почему у И. Бунина она
почти всегда трагична? Размышления над этим
вопросом станут основой нашей работы на уроке.

3. Рассказ «Чистый понедельник»

И.А.Бунин, разрабатывая тему любви в ранних
своих рассказах, развил ее в произведениях
позднего периода, создав цикл «Темные аллеи».

Сообщение ученика об истории
создания и смысле цикла «Темные аллеи».

Сборник рассказов о любви с таинственным
названием «Темные аллеи» создавался в
эмиграционный период творчества в 1937-1945 гг. в
основном в Грассе в годы оккупации Франции. Во
время войны переживания И.Бунина о судьбе России
обострились, именно поэтому опять обращается к
русской теме. В сборник вошли 38 рассказов, в
которых создается зарисовка событий русской
жизни, происходящих в России прошлого. Это
единственная в своем роде в русской литературе
книга, где все – о любви. Дневниковые записи
свидетельствуют, что эту книгу он писал
сосредоточенно, самозабвенно. В письмах И.Бунин
вспоминал, что перечитывал Н.П.Огарева,
остановился на строчке из его стихотворения:
«Кругом шиповник алый цвел, стояла темных лип
аллея». Позднее он написал Тэффи, что «все
рассказы книги только о любви, о ее «темных» и
чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». (Расшифровка
метафорического смысла высказывания, т.е.
тенистых, таинственных, необъяснимых аллеях, по
словам Ю.Мальцева, о «запутанных лабиринтах
любви».)

4. Аналитическая беседа

– Давайте обратимся к художественному миру
рассказа «Чистый понедельник», определите
художественное время в произведении. Рассказ
написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала
века 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие I Мировой
войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в
первую очередь желанием реставрировать будущее,
обращаясь к прошлому. Писательская память с
удивительной пластической точностью
воспроизводит мельчайшие подробности той эпохи.

– Какие приметы реального времени мы можем
обнаружить в повествовании? (По ходу работы
заполняется таблица.)

Детали современной героям
действительности
Приметы глубокой старины, древности
Рестораны «Эрмитаж», «Метрополь»,
«Прага»
Книги современных авторов
Рассказы Л.Андреева
Лекция А.Белого
Концерт Ф.Шаляпина
Реальные деятели художественного театра:
Качалов, Москвин, Станиславский
Могилы А.Чехова и Эртеля
Портрет Л.Толстого
Многочисленные названия храмов, икон,
монастырей
Имена выдающихся исторических людей (Пересвет,
Ослябя, Юрий Долгорукий)
Цитаты из древних летописей, сказаний
Архаизмы: рипида, воздух, трикирий

– Почему автор дает точные названия
ресторанов, выставок и т.д.? (Важно показать
реальную эпоху и культуру.
)

– Каким представлено настоящее и прошлое? Как
взаимодействуют между собой эти два мира?

Настоящее Прошлое
Реалии настоящего представлены через
места, погружающие нас в мир изобилия и веселья.
Это Москва светская, ночная. Представлено оно в
красоте, богатстве, сытости и благополучии в
канун Первой Мировой войны. Разгул плоти. Но оно
смутно, наполнено каким-то суетливым мельканием
лиц, создающим ощущение зыбкости  и
краткотечности  происходящего.
Москва православная, тихая. Прошлое
наоборот ясно, от древних церквей веет
просветленностью, покоем, опорой или основой,
умиротворенностью.

Слово учителя

На фоне этого описания происходит событие, в
котором принимают участие два человека – ОН и
ОНА.

– Почему автор не дает имен своим героям? (Придать
обобщенный смысл, номинация героев не столь
важна, Бунин исследует культуру России, быт
людей, их развлечения, все то, что занимало их
души, т.е. духовную жизнь людей.)

– Как воспринимают эти два мира
герой-рассказчик и героиня?
Он – реалист, доволен этой богатой, праздной
жизнью, жизнелюбив. Она – совмещает в себе эти
два мира: посещает рестораны, капустники,
концерты, но ходит в храмы, на кладбище,
интересуется историей.

– Какую жизнь ведут герои? Чем они
занимаются?   (Каждый вечер они
встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут
либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он
бывает у нее часто. Они погружены в реальную
полубогемную жизнь, но постепенно рядом с этой
привычной и сладкой жизнью проявляется другая.)

– Дайте характеристику герою. (Составление
синквейна, рисунок 2а,б.)

Он молодой человек, хорош собою, даже красив
«почему-то южной горячей красотой, даже
неприлично красив. И характер у него южный, живой,
постоянно готовый к счастливой улыбке». Герой
является и повествователем, который
рассказывает историю своей любви к Ней. Его все
устраивает в отношениях. Он не задумывается, к
чему приведут эти отношения, можно сказать, что у
него есть некая поверхностная оценка событий, он
беззаботен, легкомыслен, открыт.

– Охарактеризуйте героиню.
Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С
одной стороны,  «похоже было на то, что ей ничто
не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры,
ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у
нее любимые и нелюбимые… книги читала всякие,
любила поесть и тут же говорила о том, зачем
вообще люди едят». Казалось, что ей нравится
роскошная жизнь: походы в рестораны, театры,
концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк,
меха.  С другой стороны, зачем-то училась на
курсах, интересовалась историей, посещала храмы,
Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается,
что она ему непонятна.

– Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут главными?
Подтвердите примерами из текста. Он –
счастливый, влюбленный; Она – странная,
загадочная, противоречивая.  «Она была
загадочна, непонятна для меня, странны были и
наши отношения… странная любовь…».
Главное в характеристике героя – 
влюбленность, которая дает ему исключительную
остроту чувственного восприятия, через призму
которого представлен портрет героини, ее
внешность.

– Обратимся к портретной характеристике
героини. Найдите повторяющиеся детали портрета.
Какие признаки доминируют? (Во всех портретных
характеристиках героини подчеркивается
восточная красота «смуглое янтарное лицо»,
«черные волосы», «черные брови, черные глаза».
Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В
самом портрете некая таинственность,
противоречивость, восточная красота.)

– Почему восточная красота? (Подчеркнуть ее
необычность, непохожесть, отличие от других
нездешней прелестью.)

Слово учителя

Перед вами три портрета картин великого
художника периода XIX – XX вв. М.Врубеля. («Гадалка»,
«Девочка на фоне персидского ковра»,
«Сирень».)
 

– Сравните картины, есть ли сходные черты во
всех этих портретах? Какие детали доказывают это
сходство? (На репродукциях изображены
красивые, молодые дамы, во всех внешних
характеристиках проявляется восточная красота:
черные волосы, черные бархатные ресницы, брови,
пухлые губы, янтарное лицо, некая таинственность
в выражениях, словно им ведомы какие-то тайны.)

– Такое ощущение, что И.Бунин портрет своей
героини писал с портретов М.Врубеля. Можно
предположить, что это своеобразный
художественный прием: спустя годы в сознании
героя облик любимой женщины обогащается
впечатлениями, ассоциациями искусства того
времени, о котором он вспоминает.

5. Исследовательская деятельность учащихся

В символической презентации героини особую
художественную функцию выполняют цветовые и
световые характеристики. Вам предлагается
поработать самостоятельно по вариантам.
Задание: выяснить, какую художественную функцию
выполняют цветовые характеристики (1 вариант), 2
вариант – световые. 

Цвет Свет
Доминирующими являются черный, красный,
белый цвета. В портретной характеристике и 
одежде.
Черный цвет  – цвет ночи, смирения,
очищения,  жертвенности, траура, тайны.
Красный – цвет страсти, любви, греха (соотносится
с насилием над собой), жертвенности (гранатовое
платье).
Белый цвет – цвет чистоты, святости, духовного
умиротворения (в конце рассказа белые одежды).
В пейзажных зарисовках оттенки этих цветов:
«чернеющие прохожие», «снежно-сизая Москва»,
«золотой купол», «кирпично-кровавые стены
монастыря». Здесь тоже противоречие: черное –
светло и ясно. Красное платье сменяется 
ослепительно черным, в котором она блистала, та
же таинственность и противоречивость.
Цветовые характеристики помогают лучше раскрыть
образ главной героини.
Почти все описания внешности героини и
окружающего мира даются на фоне приглушенного
света, в сумраке и только на кладбище в Прощеное
воскресенье и через два года происходит процесс
просветления. Происходит художественное
преображение, изменяются образы света и блеска
солнца. В художественном мире доминирует
красота, гармония. «Вечер был мирный, солнечный, с
инеем на деревьях». Вся история происходит в
полумраке, во сне. Вечер, сумрак, тайна – вот, что
бросается в глаза в восприятии образа этой
необычной женщины.
В доме героини один раз ослепляет свет: « В десять
часов вечера на другой день… за ней было очень
светло, все было зажжено, – люстры, канделябры, по
бокам зеркала и высокая лампа». Автор
подчеркивает необычность такого освещения в
доме. По мнению исследователей, в доме как будто
зажигается сакральный огонь перед знаковой
ночью.
Индивидуальное исследование. «Я
приехал, и она встретила меня уже одетая, в
короткой каракулевой шубке, в каракулевой
шляпке…
– Все черное! – …
– Ведь завтра уже чистый понедельник.
«Черный» и «чистый» можно воспринимать как
антитезу, но героиня свой черный оправдывает
Чистым понедельником, потому что – это еще и цвет
скорби, знак смирения, признания своей
греховности. Эту ассоциативную линию продолжают
каракулевые вещи. Каракуль – овца, паства, агнец
Божий. [По Л.Дмитриевской]
Вывод: в цветовой и световой характеристике та же
таинственность и противоречивость, 
двойственность, которая свойственна самой
героине.

Слово учителя

Внешне герой и героиня гармоничная пара: «оба
были богаты, здоровы, молоды…». А внутренне?  (Герои
не понимают друг друга.)

– Что мешает героям быть вместе, быть
счастливыми?  (Все дело в героине, в ее
внутреннем разладе, в поиске себя самой. Герой не
видит этого поиска. Он желает ее телесной
красоты. Но мысли и чувства ее были ему
недоступны. «Он старался не думать, не
додумывать». «Это вы меня не знаете», – говорит
она.)

– Каковы источники внутреннего разлада,
неуспокоенности героини? (Поиск идеала,
отсутствие гармонии, неудовлетворенность
жизнью, забота о душе.)

– Как осуществляется этот поиск? (Героиня
ищет себя в прошлом и в светских развлечениях.
Она вся соткана из противоречий, метаний между
земным и небесным, плотским и духовным.)

1) В Прощеное воскресенье героиня вдруг
предлагает поехать на кладбище (Рогожское,
раскольничье – центр старообрядцев, символ
извечного русского «раскола»). Здесь мы вместе с
героем узнаем, что она часто ходит в кремлевские
соборы, монастыри, любит читать рукописные
летописные сказания. Ей кажется, что в них только
сохранилось «чувство родины, ее старины».
Героиня пытается найти опору.

2) Затем они идут в очередной трактир, который
олицетворяет праздник плоти, разгул Масленицы на
физическом уровне: еда, блины «толстые, румяные».
Примечательно, что на блины в трактире Егорова
они едут после посещения кладбища Ново-Девичьего
монастыря, могил Эртеля и Чехова.

3) Неожиданно с тихим светом в глазах она читает
наизусть летописное сказание о смерти
Муромского князя Петра и его жены (реминисценция
«повесть о Петре и Февронии Муромских»). Важна
параллель – в истории переплетаются мотивы
блуда и монашества. Особенно значима эта
параллель, т.к. сказание цитирует женщина,
вынужденная постоянно бороться с соблазном,
представляющая своего возлюбленного
змеем-искусителем. С другой стороны, цитирование,
как и другие древние реалии, создает ощущение
незыблемой основы, которая сохраняется в душе
русского человека.

4) На следующий день герои отправляются на
плотский капустник и т.д.  Все эти события,
чередование плотского и духовного,
подготавливают кульминационный поступок, пик
отношений героев, когда она совершает свой
последний грех, подарив ему миг наслаждения, миг
плотской любви. Она умирает для земной, плотской
жизни и на Чистый понедельник уходит в монастырь.
(Уезжает в Тверь, через 2 недели пишет письмо, в
котором сообщает о своем намерении.)

Слово учителя

Греховная Масленица с Прощеным Воскресеньем
закончились. Наступил Чистый Понедельник. Если
говорить, что в названии отражается тема, идея
или проблема произведения, то каков смысл
заглавия рассказа? (Название вызывает
категорию порога, некой границы, за которой
начинается новая жизнь. Подарив своему
возлюбленному миг плотской любви, принеся себя в
жертву, героиня умирает для земной жизни и уходит
в мир чистого духа. Она начинает другую жизнь, к
которой шла очень долго.)

– Почему же уходит героиня в монастырь?
Назовите причины. (Решение героиней
выстрадано, она не может практически
представлять себя в ситуации земного счастья,
так как заранее осознает его невозможность.
«Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь –
надулось, а вытащишь – ничего нету».)

– Следовательно, счастье между молодыми людьми
невозможно?

– Для кого же любовь является трагедией? В чем
трагедия героев? В непонимании друг друга? (Для
героини осмысленный уход в монастырь не является
трагедией; для героя трагедия в расставании.)

6. Итог урока

Исследователь Н.А.Николина утверждала: «И
герой, и героиня оказываются над бездной и ищут
цельности и преодоления в раздвоенности: герой –
в «муке» и «счастии» земной любви, героиня – в
отказе от страстей и в обращении к вечному».

– Согласны ли вы с мнением ученого? Герой
говорит: «Любовь все та же мука и все то же
счастье… все-таки счастье, великое счастье…».
Можно ли эту любовь назвать счастьем? (Пройдя
через испытания, страдания, связанные с потерей
любимой, герой начинает испытывать на себе
влияние неких иррациональных сил. Героиня
открыла ему путь в другой мир. Герой еще не
осознает, но через 2 года повторит маршрут той
давней поездки и ему почему-то захочется зайти в
церковь Марфо-Мариинской обители…)

«Всякая любовь – великое счастье даже если она
не разделена», – убеждает нас в этом И.Бунин. «Ибо
любовь… всегда очень краткосрочна, чем она
сильнее, совершеннее, тем скорее ей суждено
оборваться. Оборваться, но не исчезнуть, а
осветить память и жизнь человека» (А.Саакянц).

7. Домашнее задание. Задание с кратким
развернутым ответом «В чем смысл финала рассказа
«Чистый понедельник»?

Цели урока: активизировать
самостоятельность исследовательской
деятельности студентов; показать: а) особенность
понимания Буниным любви; б) противоречивость
характера героини; в) «филологию Бунина»;
развивать навыки творческого чтения,
углубляющего понимание и переживание событий
рассказа; прививать любовь к художественному
слову, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

1. Вопросы и задания к уроку

1. Каков смысл заглавия рассказа?

2. Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы
находим в тексте для изображения Москвы? Для чего
Бунин насыщает рассказ обилием имён?

3. Найти в тексте:

1) реалии быта;

2) описание героини (портрет, позы, жесты,
манеры);

3) какие религиозные праздники упоминаются в
тексте?

4. Индивидуальное задание. Подготовить рассказ
о религиозных праздниках — Прощёном воскресенье
и Чистом понедельнике.

2. Оформление тетрадей

Благодарю Бога, что он дал мне возможность
написать «Чистый понедельник». (И. Бунин)

3. Слово преподавателя

Рассказ «Чистый понедельник» написан в 1944 г.,
но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в
годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более
чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь
желанием реставрировать будущее, обращаясь к
прошлому. «Чистый понедельник» вошел в сборник
«Тёмные аллеи».

Сборник состоит из 3 частей и представлено 37
рассказов.

Мотивы любви в произведениях Бунина:

1) Рассказ «Тёмные аллеи» — сладкая зависть,
тоска о давней жизни, прожитой героями.

2) Пробуждение и влечение к женщине («Начало»).

3) Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и
Валерия»).

4) Зрелая любовь молодого мужчины («Муза»,
«Визитные карточки», «Генрих» и другие).

5) Любовь в конце жизни («В Париже»).

6) «О счастье мы всегда лишь вспоминаем…»
(«Поздний час», «Руся»).

7) «Холодная осень»- маленький шедевр
бунинской прозы. Объединение в рассказе двух
основных мотивов «Тёмных аллей» — любви и
смерти.

8) «Натали» — телесное и духовное в любви
героев. Рассказ «Нет несчастной любви». Гимн
возвышенному, лучезарному чувству.

9) «Чистый понедельник» — лучший рассказ И. А.
Бунина. Загадочный, противоречивый характер
героини.

«Тёмные аллеи» — лучшая книга, по мнению
Бунина, («Я написал лучшую свою книгу»), то
«Чистый понедельник» — лучший рассказ, по мнению
писателя и по всеобщему признанию. (Обращение к
теме урока.)

Для полноценного восприятия рассказа
необходимо понимание некоторых реалий быта,
церковной обрядовости,
литературно-артистической жизни начала века.

Сообщения студентов:

  • Чистый понедельник —  первый день
    великого поста, наступающего после разгульной
    Масленицы.
  • Масленица — Масленая неделя, неделя,
    предшествующая Великому посту. Символика обряда
    связана с древнеславянскими традициями проводов
    зимы и встречи весны. (Фрагмент празднования
    Масленицы из фильма «Сибирский цирюльник».)
  • Великий пост  — 7 недель перед Пасхой в
    течение, которого верующие, христиане,
    воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют
    в увеселениях, не вступают в брак. Пост
    установлен в воспоминание 40-дневного поста
    Христа в пустыне. Великая четыредесятница
    начинается с понедельника, в просторечии
    называемого «чистым».

Анализируем текст:

Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник — в православной традиции —
своеобразная граница, рубеж между жизнью —
суетой, полной соблазнов, и периодом Великого
поста, когда человек призван очиститься от
скверны мирской жизни.

Чистый понедельник — и переход, и начало: от
светской, греховной жизни — в вечную, духовную.

Имена, каких деятелей
литературно-художественной жизни России начала
века встречаются в рассказе (и не только русских)?

A. Белый. Его лекция пародийно описана в
рассказе.

B. Брюсов. «Вы дочитали «Огненного ангела»?
(Исторический роман В. Я. Брюсова). Героиня
отвечает: «До того высокопарно, что совестно
читать».

Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил
только о постороннем, — о новой постановке
Художественного театра, о новом рассказе
Андреева…» Гуго фон Гофмансталь. Австрийский
символист Артур Шницлер. Австрийский
драматург и прозаик, импрессионист Тетмайер
Казимеж. Польский лирик, автор утончённых
эротических стихов. Ст. Пшибышевский. Немецко-польский
прозаик — это модные авторы европейского
декаданса.

Для чего Бунин насыщает рассказ обилием
имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не
использует внутренние монологи, не объясняет
словами мысли и чувства героев. Но, чтобы
показать различный внутренний мир героини и
героя, он использует литературные имена (скажи
мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит
возлюбленной модные сочинения европейского
декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова,
который не интересен ей. У неё же в номере
гостиницы «зачем-то висит портрет босого
Толстого», а как-то она ни с того ни с сего
вспоминает Платона Каратаева… В
аристократически утончённой и загадочной, в ней
неожиданно проступают черты Катюши Масловой,
жертвенной и чистой воскрешающей души из
последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н.
Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же
отличен от внутреннего мира рассказчика,
насколько внутренний мир Толстого отличен от
мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру
разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен
Чистый понедельник от Масленицы.

Как соотносятся в рассказе приметы конкретной
эпохи и напоминания о древности? (Найти приметы в
тексте.)

Почему так важны были для героини вид из окна на
Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение
Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

В рассказе приметы современной эпохи
соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё
же, что касается древности, церквей, кладбищ, —
внутренний мир героини. А ещё упоминания о святых
местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь,
Архангельский собор, Марфо — Мариинская обитель,
Иверская часовня, Храм Христа Спасителя)
свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина.
«Православие теперь, когда оно так
преследовалось на родине, осознавалось Буниным
как неотделимая часть России, ее культуры, её
истории и её национальной сути» (Мальцев «И.
Бунин»).

Можно ли представить героиню в ситуации
«земного счастья»?

Автор не дает имен своим героям, чтобы придать
обобщенный смысл. Номинация героев не столь
важна, Бунин исследует культуру России, быт
людей, их развлечения, все то, что занимало их
души, т.е. духовную жизнь людей.

Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик
и героиня?

Он — реалист, доволен этой богатой, праздной
жизнью, жизнелюбив. Она — совмещает в себе эти
два мира: посещает рестораны, капустники,
концерты, но ходит в храмы, на кладбище,
интересуется историей.

Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?
  

Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан
обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр,
либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они
погружены в реальную полубогемную жизнь. Но
постепенно рядом с этой привычной и сладкой
жизнью проявляется другая жизнь.

Дайте характеристику герою.

(Он молодой человек.) Хорош собою, даже красив
почему-то южной горячей красотой, даже
неприлично красив. И характер у него южный, живой,
постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой
является и повествователем, который
рассказывает историю своей любви к Ней. Его все
устраивает в отношениях. Он не задумывается, к
чему приведут эти отношения, можно сказать, что у
него есть некая поверхностная оценка событий, он
беззаботен, легкомыслен, открыт. Охарактеризуйте
героиню. Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут
главными? Подтвердите примерами из текста.

Она — странная, загадочная, противоречивая. Он
— счастливый, влюбленный.  «Она была
загадочна, непонятна для меня, странны были и
наши отношения: странная любовь:». 

Главное в характеристике героя —
 влюбленность, которая дает ему
исключительную остроту чувственного восприятия,
через призму которого представлен портрет
героини, ее внешность. Обратимся к портретной
характеристике героини. Найдите повторяющиеся
детали портрета. Какие признаки доминируют?

Во всех портретных характеристиках героини
подчеркивается восточная красота «смуглое
янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови,
черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный»,
«янтарный». В самом портрете некая
таинственность, противоречивость, восточная
красота.  Почему восточная красота?
(Подчеркнуть ее необычность, непохожесть,
отличие от других нездешней прелестью) («А у неё
красота была, какая-то индийская, персидская:
смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными
родинками…»)

Всё это составляет секрет женского обаяния.

«И прелести её секрет
Разгадке жизни равносилен»…
Б. Пастернак

Для характеристики героини используются слова
«загадочность», «странность».

Бунин использовал художественный своеобразный
прием: спустя годы в сознании героя облик любимой
женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями
искусства того времени, о котором он вспоминает.

Она необычная, в ней необъяснимые противоречия.
С одной стороны,  «похоже было на то, что ей
ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни
театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы
были у нее любимые и нелюбимые: книги читала
всякие, любила поесть и тут же говорила о том,
зачем вообще люди едят». Казалось, что ей
нравится роскошная жизнь: походы в рестораны,
театры, концерты. Она любила хорошую одежду,
бархат, шелк, меха.  С другой стороны, зачем-то
училась на курсах, интересовалась историей,
посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д.
Герой признается, что она ему непонятна.

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной,
то он путается, то «здесь и сейчас», то «по
памяти». Смена этих ракурсов происходит столь
незаметно, что можно говорить о наложении
перспектив восприятия.

В чем проявилось мастерство писателя?

Раскроем «тайны Бунина-стилиста с помощью
филологического анализа, тем более что, по
меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к
бунинской философии лежит через бунинскую
филологию».

Какие художественные средства использует
Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, Метафоры,
оксюмороны и т. д.)

Давайте вспомним, что такое оксюморон! От
греческого буквально — остроумно-глупое. Стилистическая
фигура, парадоксально звучащая антитеза,
представленная в виде контрастных слов: «толпа
мертвецов» (Некрасов), «пышное природы
увяданье» (Пушкин).

Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично
красив, красота и ужас на кладбище). С помощью
этого приёма автор показывает противоречивость
героев.

Обратите внимание на наиболее повторяющиеся
эпитеты, характеризующие «тайну красоты»
героини. (Загадочная, непонятная, восточная
красавица, шамаханская царица..)

Вот еще один прием, характерный для Бунина:
синестетическое описание: глаза её были ласковы
и тихи.

В литературоведении используется сравнение
бунинской манеры компоновать детали внешнего
мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность
единичного в структуре целого.

Кульминационная сцена — это фейерверк
различных деталей поэтики.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет. В начале рассказа — полутьма и поцелуи.

Кульминационная сцена происходит в освещенной
спальне. А в финале рядом окажется три раза
повторенное слово «тёмный»:

«И вот одна из идущих посередине инокинь или
сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в
темноту… Что она могла в темноте видеть,
как она могла почувствовать моё присутствие…»

Свет озаряет любовь. И напротив, любовь — это
вспышка света. Так и в этом рассказе. Как
Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и
героиня, подарившая, наконец, долгожданную
близость герою, уходит в монастырь. Озарила и
исчезла.

Таким образом, характеризуя «бунинскую
филологию», мы пришли к пониманию «бунинской
философии» любви как о «неком высшем
напряжённом моменте бытия», который озаряет всю
жизнь человека».

4. Заключительное слово преподавателя

«Чистый понедельник» — это рассказ о любви,
понимаемой как «неком высшем напряжённом
моменте бытия», который озаряет всю
человеческую жизнь.

В рассказе «Чистый понедельник» показана
любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого
мига любви, краткого и одновременно вечного,
незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,
Несрочной радостью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча краткая земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» — это рассказ о
ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к
России. Соединяя воедино музыкальное,
живописное, поэтическое, древнее и новое, автор
пишет своеобразный штрих «золотом по бархату» —
портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая
поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу
объём эпопеи.

«Чистый понедельник» — это ещё одно
свидетельство непревзойдённого мастерства
писателя — «лучшего стилиста современности»
(М.Горький).

5. Домашнее задание

Самостоятельный анализ читательского
восприятия одного из рассказов Бунина
(«Холодная осень», «Солнечный удар»,
«Натали»): эмоции, воображение, ассоциации…

Литература.

1. Акимова С.А. Урок литературы в 11 классе.
И.Бунин «Чистый понедельник».

2.Долгополов Л. Рассказ «Чистый понедельник» в
системе творчества Бунина эмигрантского
периода. Л., 1985. С. 340.

3. Косивцова Л.И., Л.А. Тропкина Литература 9 — 11
классы.

4. Кучкина О. Бунин Иван Алексеевич. Любимые лица
России. М., 1997. Т. 2. С. 216-223.

5. Медведева В. «Всякая любовь — великое
счастье». Разговор с 11-классни-ками о книге
Бунина «Темные аллеи». Литература в школе. М., 1997.
№ 3. С. 13.

6. Николина М. А. Лингвистический анализ
рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник».
Русская словесность. М, 1996. № 3. С. 79.

7. Яблоков Е. Толстовский подтекст в рассказе И.
Бунина («Чистый понедельник» и «После бала»).
Литература в школе. М., 1998. № 1. С. 5-11.

На главную страницуИ.А. Бунин «Чистый понедельник». Комплект презентаций

Все пособия продаются только в электронном виде. 
Если будут проблемы с оплатой, звоните 8(343)3454925,  +79676394925 («Ð‘илайн») с 14 до 19 по Москве. Ответит наш менеджер. Также можете обратиться с вопросом по оплате к онлайн-консультанту.

И.А. Бунин «Чистый понедельник». Комплект презентаций

Формат электронной версии:

pdf

Возрастные ограничения:

16+

Описание курса

Даже самый неподготовленный читатель замечает главную особенность рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник» — большое количество историко-культурных и религиозно-философских деталей. 
Современному читателю нужно приложить очень много усилий, чтобы понять культурологический фон этого текста. 

Предлагаем вашему вниманию комплект презентаций с материалами для полного и всестороннего анализа рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».

Автор презентаций — Наталия Ягинцева

В комплект входят материалы нескольких типов:

1.  Презентации, раскрывающие суть историко-культурных и религиозно-философских деталей, которые в изобилии представлены в тексте и без знания которых невозможно понять рассказ:

  • История церковного «раскола» — 38 слайдов.

  • Рогожское кладбище как центр духовной жизни староверов – 66 слайдов.

  • Топонимическое пространство текста:

    1. Дом героини — 61 слайд. Район, в котором она живёт – 70 слайдов.
    2. Москва глазами героев – 111 слайдов. 

  • Время действия в рассказе «Чистый понедельник». Смысл названия – 45 слайдов.

  • Система имён в рассказе – 53 слайда.   

  • «Чистый понедельник» — самый толстовский рассказ И.А. Бунина.
    Философия Л.Н. Толстого в рассказе «Чистый понедельник» — 50 слайдов.

2. Презентации, содержащие анализ ключевых эпизодов рассказа:

  • Анализ эпизода «Капустник Художественного театра» — 90 слайдов.
  • Анализ эпизода «На кладбище Новодевичьего монастыря»
    (+ анализ рассказа героини  о посещении Рогожского кладбища) — 96 слайдов.
  • Анализ эпизода «В трактире Егорова» — 63 слайда.

3. Презентации, раскрывающие смысл «отсылок» к другим произведениям русской литературы: 

  • Явные и скрытые реминисценции из  «Повести о Петре и Февронии Муромских» в рассказе «Чистый понедельник» — 47 слайдов.
  • Реминисценции из лирики А.А. Блока в рассказе «Чистый понедельник» — 64 слайда. 
  • Образ героя в рассказе «Чистый понедельник». Реминисценции из произведений А.С. Пушкина – 111 слайдов. 
  • Реминисценции из произведений Л.Н. Толстого в рассказе «Чистый понедельник» — 30 слайдов. 
  • История вопроса: тема «роковой женщины» в русской литературе. Образ княгини Р. в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Рассказ Тэффи. Демоническая женщина – 22 слайда.

4. Презентации, связанные с раскрытием образов героев рассказа: 

  • Тема «лебяжьих  туфелек» в рассказе. Тема любви между мужчиной и женщиной – 31 слайд.
  • Внешний образ героини рассказа – 94 слайд.
  • Образ героя в рассказе «Чистый понедельник». Реминисценции из произведений А.С. Пушкина = материал в папке №3.

5. Презентация, содержащая задания в формате ЕГЭ по рассказу И.А. Бунина «Чистый понедельник» — 25 слайдов.

Дополнительно в комплект входят:

  • Презентация «Опера «Аида» в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» — 87 слайдов.
  • Видеоматериалы:
    Фильм «Москва под снегом», снятый в 1908 году.
    Фильм «Знаменное пение».
    Фильм  «Ð¦Ñ‹Ð³Ð°Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹ хор».
    «Лунная соната. Часть 1».  

Общее количество слайдов – 1 169. 

Все материалы можно увидеть на открытых семинарах, которые пройдут 6 и 13 декабря 2020 года.
 Ð¡Ñ‚раница курса>>>

Материалы позволяют учителю сэкономить огромное количество времени  для подготовки к уроку. Их можно использовать в  любой аудитории: и в той, которая буквально знает текст наизусть, и в той, которая слышала только название. В подготовленной аудитории можно пропустить часть слайдов, только напоминая какие-то моменты или останавливаясь на важных деталях. В неподготовленной — есть возможность погрузиться в текст. Ð‘лагодаря представленным материалам можно организовать полный и всесторонний анализ текста рассказа. В презентации много слайдов, которые создают атмосферу Москвы начала ХХ века, прекрасно иллюстрируют текст. Вместе с героями рассказа мы побываем во всех упомянутых в тексте местах, увидим их, познакомимся с их историей, поймём, почему они так важны для героев. 

RQJVSNIpSC4.jpg

Zf0gUipTbV4.jpg

_Kd5lED_zkI.jpg

Смотрите также:

Литературный процесс ХХ века. Набор презентаций

Октябрьская революция. Набор презентаций

Гражданская война в русской литературе. Набор презентаций

Лагерная тема в русской литературе. Набор презентаций

Великая Отечественная война в русской литературе. Набор презентаций

Исторический контекст литературных произведений. Презентации

Оставить отзыв


После оплаты Ð²Ñ‹ получите купленные файлы по электронной почте Ð½Ð° адрес, который укажете при оформлении заказа или в профиле в личном кабинете. Убедитесь в том, что указываете свой адрес. Кроме того, Ð²ÑÐµ ссылки на доступные ресурсы отражаются в разделе ÐœÐ¾Ð¸ курсы и материалы. Если вы не получили письмо с материалами, просто откройте эту вкладку.

Цену пособий определяют авторы.

Пожалуйста, содержание пособий обсуждайте с авторами.

Приглашаем авторов пособий по русскому языку к сотрудничеству.

Пишите: admin@mogu-pisat.ru

  • Чистый понедельник бунин аргументы к сочинению человек путешествующий
  • Чистый понедельник бунин любовь в рассказе
  • Чистый понедельник итоговое сочинение 2022
  • Чистосердечное признание как пишется
  • Чистые пруды как пишется