Чистый понедельник бунин аргументы к итоговому сочинению

Инфоурок литература презентацииконсультация 3. рассказы к итоговому сочинению описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: размер не

Инфоурок

Литература
ПрезентацииКонсультация №3. Рассказы к итоговому сочинению

Размер не имеет значения: подборка маленьких, но интересных книг к итоговому...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Размер не имеет значения: подборка маленьких, но интересных книг к итоговому

    Описание слайда:

    Размер не имеет значения: подборка маленьких, но интересных книг к итоговому сочинению
    СОШ п.Сосновка
    Учитель русского языка и литературы
    Иванова А.Е

  • 2 слайд

    Тематические направления 2021 года Забвению не подлежит — размышления о

    Описание слайда:

    Тематические направления 2021 года

    Забвению не подлежит — размышления о значимых исторических событиях, общественных деятелях, ученых и литературных достижениях, память о которых будет жить вечно
    Я и другие — о вопросах взаимоотношений личности человека в обществе, его самоопределении и социальных конфликтах, способах их разрешения.
    Время перемен — о меняющемся мире и человеке, который оказывается перед выбором в период формирования мировоззрения, социальные и культурные изменения в обществе.
    Разговор с собой — размышления над тем, «что значит быть собой»: рефлексия своих или чужих поступков, анализ внутреннего мира и оценка человеческой уникальности.
    Между прошлым и будущим: портрет моего поколения — вопрос о культурных запросах современного человека, литературных пристрастиях и жизненной позиции; влияние молодого поколения на формирование будущего мира.

  • 3 слайд

    Забвению не подлежитМ. А. Шолохов «Родинка»«Давно это было. Пропал в германс

    Описание слайда:

    Забвению не подлежит
    М. А. Шолохов «Родинка»
    «Давно это было. Пропал в германскую войну Николкин отец, как в воду канул. Ни слуху о нем, ни духу. Мать померла»

    Автор рассказывает о том, как молодой красноармейский командир Николка потерял отца во время войны с Германией, а следом за ним и мать. Всё, что ему осталось от родителей — любовь к лошадям да родинка на ноге величиной с яйцо. Трагичная история о войне, которая приносит с собой страх, голод, смерть и самое страшное — ожесточение человеческой души.

  • 4 слайд

    Я и другиеХорхе Луис Борхес «Форма сабли»К тому, что делает один человек, сл

    Описание слайда:

    Я и другие
    Хорхе Луис Борхес «Форма сабли»
    К тому, что делает один человек, словно бы причастны все люди. Поэтому трудно считать несправедливым, если бы ослушание в одном саду пало проклятием на весь род человеческий; трудно считать несправедливым, если бы распятие одного еврея стало спасением всех людей. Может быть и прав Шопенгауэр: я – это другие, любой человек – это все люди.

    Лицо главного героя уродовал шрам: почти совершенный серп, одним концом достававший висок, а другим скулу. Он практически ни с кем не общался. Но однажды все-таки рассказал историю своего шрама, не упуская ни одной мелочи, ни одного обстоятельства. Исповедь предателя, который был наказан за свою трусость.
    Другие рассказы по теме: Александр И. Куприн «Чудесный доктор», Максим Горький «Старуха Изергиль», И. А. Бунин «Легкое дыхание»

  • 5 слайд

    Время переменА. П. Чехов «Ионыч»Старимся, полнеем, опускаемся… Жизнь проходи

    Описание слайда:

    Время перемен
    А. П. Чехов «Ионыч»
    Старимся, полнеем, опускаемся… Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей. Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?
    Молодой честолюбивый земской врач Старцев, поселившийся в губернском городе С., превращается в скучного и уставшего от собственного благополучия старика Ионыча. Притча о культурном и социальном обнищании личности и общества.
    Другие рассказы по этой теме: Б. Л. Васильев «Великолепная шестерка», И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», Хорхе Луис Борхес «Роза Парацельса».

  • 6 слайд

    Разговор с собойА. В. Геласимов «Нежный возраст»Сегодня проснулся оттого, чт

    Описание слайда:

    Разговор с собой
    А. В. Геласимов «Нежный возраст»
    Сегодня проснулся оттого, что за стеной играли на фортепиано. Там живет старушка, которая дает уроки. Играли дерьмово, но мне понравилось. Решил научиться. Завтра начну. Теннисом заниматься больше не буду…»

    Главный герой истории — подросток, переживающий тот самый «нежный возраст», когда хочется и бунтовать, и стать известным, и попробовать все на свете, и в то же время остаться неповторимым и уникальным. Дневниковые записи молодого человека, которые стали началом его духовных поисков собственного «Я».
    Другие рассказы по этой теме: Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», Н. Д. Телешов «Белая цапля», В. П. Астафьев «Гимн жизни»

  • 7 слайд

    Между прошлым и будущимМ. Гелприн «Свеча горела»Дети растут бездуховными, во

    Описание слайда:

    Между прошлым и будущим
    М. Гелприн «Свеча горела»
    Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!

    Согласно сюжету, через сто лет литература окончательно потеснена техническими дисциплинами. Преподаватель Андрей Петрович остался без любимой работы, его знания никому не нужны. Монотонность беспросветной жизни нарушает незнакомец, который просит дать ему уроки литературы. Антиутопическая история о будущем общества без духовного воспитания литературой.
    Другие рассказы по этой теме: Рэй Брэдберри «Будет ласковый дождь», Т. Н. Толстая «Кысь», В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

  • 8 слайд

    Я и другие«Три года»Антон Павлович ЧеховКак быстро мчится время, меняя всё н

    Описание слайда:

    Я и другие
    «Три года»Антон Павлович Чехов
    Как быстро мчится время, меняя всё на своём пути. Эта повесть именно о нём и его власти над чувствами людей. Перед каждым из героев стоит выбор, и они прекрасно понимают, что он повлияет на всю их жизнь. Повесть полна интересных образов, вызывающих разные эмоции: от неприязни до сочувствия. Правильно ли поступали герои? Ответа на этот вопрос нет, ведь судить только нам – читателям.
    Мы все только говорим и читаем о любви, но сами мало любим, а это, право, не хорошо
    Многие рассказы Антона Павловича Чехова будут подходить ко всем направлениям (опять же, кроме пятого). Например, к направлению “Я и другие”, “Время перемен” и “Разговор с собой” подходят “Ионыч” и “Человек в футляре”. Очень много рассказов подходят к направлению “Я и другие”. Эти “Смерть чиновника”, “Толстый и тонкий” и так далее.

  • 9 слайд

    к направлениям “Я и другие” и “Разговор с собой”.цикл “Тёмные аллеи” Бунина И

    Описание слайда:

    к направлениям “Я и другие” и “Разговор с собой”.
    цикл “Тёмные аллеи” Бунина И.А.Ведущая тема – тема любви.
    Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит – всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.
    Рассказы Ивана Бунина о любви, чувствах, расставании и о жизни. Среди рассказов есть откровенные, довольно жестокие и есть очень нежные и романтичные. Они не только о любви, но и том времени, в котором жили их герои, сложном и нелёгком. Рассказы настолько увлекательно написаны, что читая их, словно переносишься в те давние времена и вместе с автором гуляешь по тёмным аллеям, открывая для себя самые сокровенные тайны человеческой души.
    Чистый понедельник, Темные аллеи, Баллада, Степа, Муза, Поздний час, Руся, Красавица, Дурочка, Антигона…

    Рассказ “Старуха Изергиль” Максима Горького будет точно подходить к направлению “Я и другие” и “Разговор с собой”. “Гранатовый браслет” Куприна будет тоже подходить и к направлению “Я и другие”, и к направлению “Разговор собой” и (в зависимости от того какая тема вам попадется) ко “Времени перемен” тоже подойдет.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Итоговое сочинение. Консультация №2

  • Итоговое сочинение. Консультация №1

  • Статья «Представление профессионального опыта в подготовке и проведении устного собеседования в формате ОГЭ с выпускниками 9-х классов»

  • Урок литературы по произведению К.Д. Воробьева «Это мы, Господи!»

  • Презентация к уроку литературы в 11 классе «Серебряный век русской поэзии»

  • Презентация «От сказки к сказке»

  • Презентация на тему «Основные этапы жизни и творчества Ф. М. Достоевского»

  • Сценарий внеклассного мероприятия «Осуждён я на каторгу чувств…», посвященного творчеству С.А.Есенина

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454971 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Ведь оно представляет собой допуск к государственной итоговой аттестации. Известно, что итоговое сочинение в нынешнем учебном году пройдёт 1 декабря. Одно из направлений носит название «Человек путешествующий: дорога в жизни человека«. В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о дороге. Это может быть реальная дорога, воображаемая или книжная. Одиннадцатиклассник вправе изложить свой личный опыт путешествий, впечатления окружающих людей, а также опыт приключений литературных персонажей. Таким образом, выпускник должен широко раскрыть тему дороги, опираясь на произведения литературы. Кроме того, в данном случае под дорогой могут подразумеваться творческие поиски и научные исследования. Школьник может понимать дорогу не только в конкретном значении, но и в символическом. В рамках этой темы выпускник также может рассказать, каким образом человек познает духовный и практический опыт. Очень часто случается, что выпускнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее. На помощь приходят короткие рассказы, которые могут быть использованы на итоговом сочинении в качестве аргументов. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы подходят для данного направления. А вот, кстати, полный список литературы по всем темам.

  1. А.П. Чехов, «Невеста». Надежда покидает родной дом, чтобы добиться успеха в большом городе, и это ей удается.
  2. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». В путешествии по далеким краям стало очевидно, что генералы не приспособлены к самостоятельной жизни. Вот чему нас учат дальние поездки.
  3. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь». Главный герой всю жизнь просидел на одном месте, боясь опасностей, но в итоге понял, что зря потратил время и потерял все шансы на успех.
  4. Джек Лондон, «Любовь к жизни». Дорогу осилит идущий — это точно подходит для описания сюжета. Герой шел, превозмогая себя, и смог спастись из ледяной пустыни.
  5. А.П. Чехов, «Мальчики». В путешествии юные герои хотели найти приключения, чтобы разнообразить жизнь.
  6. И.А. Бунин, «Солнечный удар». Жизненные пути героев пересеклись в дороге, и каждый из них получил незабываемый опыт, который отразится на их судьбе.
  7. А.И. Куприн, «Куст сирени». Чтобы проложить свой жизненный путь правильно, важно проявить решительность и смелость, как Вера Алмазова, которая спасла мужа от отчисления из Академии.
  8. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». На жизненном пути важно проявить милосердие и отзывчивость, как доктор Пирогов, который не прошел мимо чужой беды и спас целую семью от неминуемой катастрофы.
  9. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Если человек неправильно определяет свой жизненный путь, ставит во главу угла только деньги, то его ждет будущее господина, который умер в начале своего первого в жизни отпуска, так и не насладившись жизнью.
  10. М. Горький, «Челкаш». Гаврила узнал цену себе в отъезде, когда столкнулся с новыми вызовами и соблазнами большого портового города.
  11. М. Горький, «Старуха Изергиль». Дорогу осилит идущий — Данко. Исказить жизненный путь может преступление — Ларра. Путешествия дарят бесценный опыт — рассказчик.
  12. М. Горький, «Макар Чудра». Путешествия дарят ощущение свободы и мудрость жизни.
  13. А.П. Чехов, «Попрыгунья». Поездка на Волгу открыла Ольге глаза на ее любовника, который оказался эгоистичным и легкомысленным человеком, в отличие от ее мужа.
  14. В. П. Астафьев, «Бойе». Поездки на малую родину всегда оборачиваются для рассказчика трагическими воспоминаниями о жизни с пьющим отцом. Отъезд из дома помог ему встать на ноги и построить иной жизненный путь.
  15. В.П. Астафьев, «Сон о белых горах». Путешествие по тайге показало истинное лицо Герцева и Акима.
  16. В.Г. Распутин, «Уроки французского». Отъезд из дома позволил главному герою 
  17. И.А. Бунин, «Кавказ». Порой бегство от проблем в дороге приводит к чудовищным последствиям.
  18. А.П. Чехов, «Дама с собачкой». Главный герой нашел в путешествии любовь всей своей жизни.
  19. А.П. Чехов, «Ионыч». Переезд на новое место негативно сказался на развитии Дмитрия, а вот Катерине поездка в большой город позволила лучше разобраться в себе и понять, что музыка — не ее призвание.
  20. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Главная героиня нашла свой жизненный путь в духовном призвании, несмотря на давление со стороны.
  21. В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Андрей желает поскорее уехать из Матеры, чтобы найти себя в более развитом регионе. Он хочет отыскать призвание, полезное для общества. Его путь тесно связан с прогрессом, который обходит деревню стороной.
  22. С. Моэм, «Дождь». Путешествие по островам подарило доктору новые встречи и знакомства, которые позволили ему лучше разобраться в окружающем мире.
  23. С. Моэм, «Джейн». Поездка в Париж помогла консервативной вдове открыть в себе источник молодости, красоты и успеха в обществе. Новые впечатления преобразили ее.
  24. А.П. Чехов, «Дом с мезонином». В путешествии герой знакомится с новыми людьми и получает новые впечатления. Он полюбил девушку, но не смог связать с ней свою жизнь, потому что ее сестра была против. Этот опыт помог ему лучше изучить людей и их природу.
  25. О. Генри «Дороги, которые мы выбираем». Генри был выдающимся писателем, который создавал свои прекрасные произведения для представителей всех поколений. Главными персонажами произведения являются бандиты, которые сумели провернуть ограбление поезда. В своем рассказе автор заложил глубокий смысл. Не стоит забывать, что внешние обстоятельства являются отражением внутреннего. Прежде всего, важно то, что человек несёт внутри себя, при этом, жизненные обстоятельства не имеют существенного значения. «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу», – это высказывание отражает главную мысль произведения.
  26. В.П. Астафьев, «Васюткино озеро». В этом рассказе автор повествует о мальчике, который потерялся в тайге. На протяжении практически пяти суток главный персонаж жил в суровых условиях. Отправляясь в путь за кедровыми орехами, мальчик берет с собой все необходимое по привычке. Мальчик в глубине леса замечает глухаря. Он настолько увлёкся, что заблудился. Чувство воли одержало верх над чувством страха. Васька справляется с ситуацией благодаря своему сильному духу. Приключение в тайге является истинным испытанием на прочность для главного героя. В своем произведении автор утверждает, что на жизненном пути необходимо проявлять такие качества, как мужество, храбрость, отвагу и трудолюбие. 
  27. Э.М. Форстер, «По ту сторону изгороди». Главные персонажи данного произведения пытаются отыскать дорогу домой. Герои всячески пытаются выбраться из таинственного леса, который носит название «Неизведанное».
    В произведении автор поднял такие важные и актуальные проблемы, как проблема смысла жизни и предназначения, жизненного пути, взаимопомощи. В образе старшего брата писатель изобразил подростка, склонного к тревоге и беспокойству. Ему комфортнее держаться в стороне, нежели идти на риск. Младший брат по своей натуре является беззаботным и наивным.
  28. Андрей Платонов, «Неизвестный цветок». Однажды на своем пути Даша увидела маленький цветочек. В образе этого цветка перед читателем предстает настоящий борец с трудностями.  В своём произведении автор хотел донести до читателя простую истину. На дороге под названием «жизнь» человек может встретить немало трудностей и препятствий. Терпения и упорство всегда помогут ему преодолеть все невзгоды. Читатель видит, что несмотря на все сложности, маленький цветочек радуется жизни.
  29. К. Г. Паустовский «Телеграмма». В этом произведении автор отобразил то равнодушие, с которым порою человек относится к своим родственникам. Главная героиня рассказа долгое время живет в селе. Дочь героини определила свою жизненную дорогу. Девушка решила отправиться в Ленинград, чтобы построить себе счастливую жизнь. Девушка очень редко пишет своей матери, и в итоге не обращает внимания даже на срочную телеграмму о смерти матери. Настя неправильно расставила приоритеты в жизни, поэтому ее путь привел к такой трагедии.
  30. О. Генри «Мишурный блеск». В образе главного героя рассказа автор показал бедного молодого человека. Для себя он выбрал дорогу фальши. Персонаж испытывает большое удовольствие от недешевых прогулок по Бродвею. Однажды на своем пути молодой человек встречает девушку. Желая произвести на нее большое впечатление, герой рассказывает о том, насколько он богат. Девушка, в свою очередь, желает разделить свой судьбу с простым работящим человеком, у которого будет цель в жизни. В данном произведении подняты очень важные проблемы: смысл жизни и предназначения, поиск счастья, духовные и материальные ценности и так далее.

Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов для итогового сочинения, которые помогут выпускнику в написании работы по выбранному направлению. Усердие и трудолюбие помогут школьнику написать экзамен на высший балл. Удачи!

Автор: Виктория Комарова

Метки: декабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературы

Читайте также:

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему: Любовь как путь самопознания. Аргументы, тезисы, выводы, вступления и заключения — все это добро представлено в изобилии, ведь здесь Вы найдете целых 3 варианта эссе. Приятного просвещения!

Вариант 1

(379 слов) Любовь помогает человеку познавать себя. Эту закономерность прослеживали в своем творчестве многие авторы. Одним из ярчайших представителей русской литературы, который отдавал должное великому чувству в деле самопознания, является И.А. Бунин. В его произведениях отношения между мужчиной и женщиной становятся той яркой вспышкой, которая озаряет всю жизнь и дает возможность рассмотреть ее в деталях. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим литературные примеры.

Так, в рассказе «Чистый понедельник» главная героиня смогла познать себя и определить призвание, только глядя на себя через призму любви. До знакомства со своим кавалером она колебалась и пробовала разные пути самоанализа. Девушка училась в университете, посещала разнообразные светские мероприятия, но вместе с тем ездила в отдаленные монастыри и участвовала в религиозных ритуалах. Она искала себя, изучала мир вокруг, но все еще не решалась выбрать свое предназначение окончательно и бесповоротно. Именно ночь любви с избранником стала поворотным моментом в ее судьбе. Только после этого она, наконец, определилась и вышла на прямую дорогу. Познав самые яркие проявления великого чувства, получив незабываемые впечатления, героиня точно знала: она готова отречься от мира, ее ничто не удержит. Эту определенность ей подарили отношения с возлюбленным.

Порой любовь врывается в нашу судьбу подобно смерчу. Она разбрасывает все, что, казалось, было идеально упорядочено и решено раз и навсегда. И в этом порыве ветра мы осознаем, что до сих пор жили в полусне и шли к тому, чего вовсе не желали. Именно такой пример И.А. Бунин описал в рассказе «Солнечный удар». Герои познакомились на палубе судна и сразу же понравились друг другу. Однако она была уже замужем, у нее был ребенок, а он ехал к невесте. Но яркое и непреодолимое чувство взяло верх над привязанностями. Они сошли на берег и провели ночь вместе. На утро женщина поспешила уехать к родным, не оставив ни адреса, ни имени. А он вдруг понял, что ему безразлична невеста, что ему не хочется ехать хоть куда-либо, где нет ЕЕ. Но было уже поздно. И все-таки офицер сделал важные выводы о себе, осознав, что его нынешнее положение — это вовсе не то, что нужно его пылкому сердцу.

Таким образом, любовь — это зеркало, в котором мы видим себя такими, какие мы есть на самом деле. Более того, это отражение, которое притягивает взор, не дает пройти мимо и отмахнуться. Благодаря великому чувству человек познает себя настоящего и получает стимул измениться к лучшему.

Вариант 2

(490 слов) Любовь дает человеку уникальную возможность понять и узнать себя лучше, ведь она показывает те стороны характера и мировоззрения, которые обычно остаются в тени. Мы не видим их, пока чувства не сталкивают нас с ними. Поэтому люди в союзе с теми, кого они любят, раскрываются в полной мере. Это доказывают многочисленные литературные примеры.

Вспомним повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Вера жила размеренно и комфортно. В отношениях с мужем у нее царила гармония, хоть и первые восторженные чувства уже поостыли. Семья была в достатке, хоть и без особой роскоши. Высокое положение в обществе давало Шеиным уважение и респектабельность. На первый взгляд, чего еще желать? Однако читателю все время кажется, что Вера находится в каком-то полусне. Она холодна, всегда спокойна и даже немного скучна в своей неподвижности и праздности. Разговор с генералом Аносовым подкрепляет это впечатление. Герой без обиняков заявляет, что не считает союз Веры и Василия любовью в самом великом смысле этого слова. Мимо настоящих чувств, которые встречаются раз в тысячу лет, героиня прошла. Ее страстно полюбил телеграфист Желтков, но Вера отмахнулась от этого жалкого кавалера и его анонимных писем. Именно эти уникальные эмоции показали героине, что ее жизнь скудна и однообразна. Она узнала цену настоящей любви только после того, как Желтков ушел из жизни, повинуясь ее желанию не контактировать с ним больше. В финале душа Веры очищается в страдании и преображается, ведь она понимает даже то, что само по себе выше земного понимания: «Он меня простил теперь. Все хорошо».

Порой испытание любовью настолько кардинально меняет человека, что он не в силах выдержать этот удар и принять свое отражение в зеркале искренних эмоций. Такой пример описал И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Главный герой не был романтиком и к женщинам относился так, будто перед ним были скаковые лошади. Он оценивал фигуру и свежесть тела объекта, но в его внутренний мир не погружался, так как использовал дам лишь в самых прикладных целях. Базаров считал себя нигилистом и не признавал общепринятых точек зрения на семью, брак, любовь, поэзию. Его все это не интересовало в той мере, как наука. Но все изменила одна лишь встреча. Анна Одинцова, умная и красивая женщина, пленила воображение Евгения. Он же мучился от этой страсти, пытаясь побороть ее. Он стал раздражительным, ревнивым, угрюмым, сам себя не узнавал и не хотел принимать себя таким. Евгению пришлось бы признать, что он сильно ошибся в оценке своих возможностей и в своем отношении к «романтизму». Он избегал этого разоблачения, сколько мог. Но разочарование в любви и себе сильно подкосило героя. Он сгорел от обуревавших его эмоций скорее, чем от заражения крови. Любовь показала ему истинное лицо Евгения Базарова, раскрыла все его тайны, и этих открытий он пережить не смог.

Таким образом, любовь освещает нашу душу ярким прожектором и показывает всю подноготную. Иногда увиденное настолько шокирует человека, что он едва может оправиться от прозрения. Но без этих откровений невозможно познать себя таким, каков ты есть на самом деле. Поэтому нужно уметь взглянуть правде в глаза и исправить то, что не нравится.

Вариант 3

(455 слов) Любовь приоткрывает все завесы, скрывающие наши сокровенные тайны даже от нас самих. Она дарит уникальный опыт раскрепощения души в союзе сердец. В порыве единения мы не скрываем ничего и выражаем все то, что дремало на самом дне внутреннего мира. Поэтому чувства являются прекрасной возможностью узнать себя лучше. Посмотрим, получилось ли это у главных героев?

Рассмотрим пример из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Наташа Ростова была ветреной и наивной девушкой, которая познавала себя методом проб и ошибок. В светском обществе, где так много лжи и соблазнов, героиня запуталась в своих чувствах и не могла понять, кого выбрало ее сердце? С одной стороны, она была предана Андрею Болконскому, они были помолвлены. С другой стороны, отъезд жениха и неудачное знакомство с его семьей отдалили Наташу от него, и она попала под действие чар Анатоля Курагина, который имел огромный опыт обольщения. В данном случае любовь лишь запутала девушку, ведь так? Нет. Просто это еще не любовь. Колебания Наташи вызваны тем, что ее душа не готова сделать решающий выбор. Но она созрела тогда, когда предложение сделал Пьер Безухов. Союз с этим человеком раскрыл истинную природу Наташи, указал ей на ее призвание. Героиня полностью реализовала себя в материнстве и отбросила все фальшивое и напускное. Любовь позволила ей познать свою натуру. 

Не менее убедительный пример представил Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников совсем запутался в себе. Он поддался соблазну теории о вседозволенности, прикрытой мнимым общественным благом, и совершил ужасный грех — убийство. После этого он едва не сошел с ума, ведь муки совести и сомнения в собственных правах на чужие жизни не оставляли его ни на минуту. Возможно, он и правда лишился рассудка или покончил с собой, если бы не встретил Соню Мармеладову. Героиня была его родственной душой, которой тоже пришлось переступить через нравственный закон. Она стала торговать телом, чтобы спасти семью от голодной смерти. Но порок не тронул ее душу. Соня сохранила чистоту и уверенность в правильности своего решения. Даже Родион своими изощренными доводами не смог поколебать ее веру. И он полюбил это кроткое создание, которое оказалось выше и сильнее его духовно. Именно благодаря любви герой обрел шанс на нравственное исцеление. Он признал свою вину и понес наказание. А на каторге поддержка Сони и чтение Библии завершили свою миссию: Раскольников разуверился в пагубной теории и вернулся на стезю добродетели. Если бы не любовь, Родион не смог бы познать себя и отыскать вновь путь к свету.

Таким образом, настоящая любовь всегда делает душу человека открытой книгой и позволяет ему нащупать дорогу к счастью и реализации себя. В отношениях с тем, кто так близок и дорог, мы находим себя и свое предназначение. Поэтому так важно создать крепкую семью — надежный тыл, в котором мы всегда обретем опору и поддержку, чтобы вновь направиться на поиски своего места в мире.

Краткое содержание рассказа «Чистый понедельник» по главам, который написал Иван Алексеевич Бунин, знакомит читателя с главными героями, а так же передает основной смысл произведения с использованием цитат. Команда Литеровед.ру предоставляет весь необходимый материал, благодаря которому вы существенно сократите время на прочтение произведения.

Главные герои

  • Герой-рассказчик – влюбленный молодой человек. Очень красив внешне. Богат, интересен, пытается расположить к себе героиню и добиться её близости.
  • Героиня – возлюбленная рассказчика, девушка красивая и богатая. Снимает квартиру в Москве, молчалива, в конечном итоге уходит в монастырь.

Краткое содержание

Дело было зимой. Когда день стремительно сменялся вечером. Все люди спешили поскорее добраться домой. Рассказчик каждый вечер именно в это время добирался к своей возлюбленной, которая жила около храма Христа Спасителя. Каждый вечер они посещали различные места, хоть рассказчик и не знал, чем закончится данное времяпровождение. Девушка тоже не давала ему никаких обещаний, пресекая любые разговоры об их будущем. Это была загадочная девушка, не такая, как все.

Вся её жизнь была загадкой. Она не могла ответить на вопрос, зачем ей  курсы, на которые она практически не ходит. Так же она в одиночестве жила в квартире, которая её привлекала месторасположением. Квартира была хоть и не большая, но красивая и хорошо обставленная. Девушка принимала ухаживания, но не проявляла никакой взаимности. Она была равнодушна к повседневным вещам, но постоянно их выполняла. Единственное, что ей было действительно интересно – это красивая одежда. Их странная пара всегда притягивала взгляд, потому что они были богаты и красивы.

Их характеры были абсолютно противоположны. Рассказчик имел легкий и веселый нрав, девушка же по большей части молчала и читала. Порой её даже раздражала болтливость её спутника. Он неоднократно говорил ей о своих чувствах, на что девушка отвечала, что у неё есть только два человека: отец и он. Более того, она подчеркивала, что он – её первый и последний мужчина, не понимая, что его не устраивает. Их любовь характеризовало одно лишь слово – странная.

Они постоянно вели какие-то отстраненные разговоры, она позволяла целовать её, ноне давала перейти черту. Когда речь зашла о замужестве, то девушка прямо сказала, что она не годится в жены. Но рассказчик решил, что со временем она изменит свое решение. Он готов был ждать того момента, когда она полюбит его, хотя это и доставляло ему определенные мучения.

— Счастье, счастье… «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету».

Именно так относилась девушка к понятию счастья.

Они много проводили времени вместе. Лишь глубокой ночью мужчина доставлял её домой, а сам отправлялся к себе к Красным воротам. В таком режиме прошло много времени.

Однажды в прощеное воскресенье девушка приказала ему приехать к ней в пять часов. Когда он приехал, она была уже полностью собрана. Она предложила отправиться в Новодевичий монастырь. Она рассказала, что накануне была на кладбище, описав разные нюансы и моменты. Рассказчика удивила религиозность девушки. Но она сказала, что это не является религиозностью.

Дорога к монастырю проходила через кладбище, где девушка задержалась у могилы Чехова. Ей не понравилось смешение стилей, использованное на памятнике. После они отправились на поиски дома Грибоедова, сами не зная зачем. После чего они отправились есть блины.

Девушка начала рассказывать о своих походах по монастырям, что и где ей понравилось. Она призналась, что её настолько привлекают монастыри, что она и сама планирует когда-нибудь уйти туда. Весь вечер у неё было хорошее настроение, и она была, на удивление, очень разговорчива.

Когда рассказчик отвез её домой около одиннадцати, она попросила приехать к ней завтра около десяти. В Художественном театре намечался «капустник», на который она хотела непременно попасть.

На следующий день рассказчика поразило то, что у девушки в квартире было слишком ярко. Девушка выглядела прекрасно и празднично. На «капустнике» девушка начала много курить и пить шампанское. Её даже привлекли в представление, выпив вместе с ней шампанского. Рассказчику сделали комплимент, что он очень красив. Девушка с этим согласилась.

Когда они приехали к ней домой, то она впервые попросила отпустить извозчика. Рассказчик был очень удивлен данным поступком, потому что девушка никогда не приглашала его войти к ней в дом ночью.

Они поднялись в квартиру, где он помог девушке снять верхнюю одежду. Девушка ушла в спальню, откуда донеслись звуки того, как она раздевается. Когда рассказчик подошел к дверям комнаты, то увидел, что девушка стоит в одних туфельках и расчесывается.

Когда начало светать, она разбудила мужчину, сказав, что уезжает в Тверь. Насколько – она ответить не может. Она пообещала написать по приезду. В письме она так же пообещала рассказать все об их будущем. После этого она попросила его уйти, так как хотела отдохнуть в одиночестве. Мужчина оделся и отправился пешком домой.

Долгожданное письмо пришло к нему через две недели. В нем девушка сообщала, что больше не вернется в Москву. Так же она просила, чтобы он не искал её. Она говорила, что собирается пойти на послушание, а в дальнейшем решиться на постриг. Так же она просила не отвечать на её письмо, чтобы не продлевать и дальше мучения.

Мужчина выполнил просьбу девушки, проводя все свое время в различных кабаках. Он очень много пил, начиная постепенно опускаться. Через время он постарался взять себя в руки.

С того момента миновало два года. В канун Нового года он отправился в Кремль, взяв извозчика. Там он отправился в Архангельский собор, но молиться не спешил. Он будто-бы ждал чего-то. После этого он отправился на Ордынку, вспоминая тот самый вечер. После его путь лежал по Грибоедовскому переулку, а из глаз все это время катились слезы.

Остановившись у Марфо-Мариинской обители, он услышал девичий хор. У героя появилось желание непременно попасть туда. Но на пути его остановил дворник, который просил не идти туда. Ведь в это самое время там находились княгиня Елизавета Федоровна и князь Митрий Палыч. Но вскоре дворник был вынужден пропустить рассказчика.

Войдя во двор, он увидел княгиню, за которой шли поющие. Они несли свечи и куда-то направлялись. Герой смотрел на них, не отводя глаза. В этот момент одна из девушек подняла глаза, и посмотрела в сторону мужчины. Видеть она его не могла в темноте, но сложилось впечатление, что она почувствовала его присутствие. Мужчина вышел за ворота.

Во время Великого поста, герой замечает, что его спутница увлечена монастырями. Он бы мог это заметить раньше, однако, вполне возможно, что из-за своей сосредоточенности на своих чувствах не мог думать об её счастье. А что может желать такая натура, которая богата духовно, задумывается о сущности любви и счастья? Сколько она ускользала, когда попытки сблизится переходили грань приличия настолько, что герой уже собой не владел!
Ему не было дано понять косвенных знаков, что свою жизнь связать с таким мужчиной она не хотела. Однако в последнюю ночь девушка ему отдаётся, что даёт иллюзию, будто они окончательно сблизились. После этого, она уезжает в монастырь. В проекции на современность Бунина, даются такие известные имена, как Станиславский, Андрей Белый, Москвин. Появляясь на мгновение, они делают заманчивые предложения или помогают развлечься красивой паре. Однако ценности не представляют.
Спустя недели запоя и бездельничества без своей любимой, автор приходит в монастырь и встречает там ту самую, в обличии монашки. Бунин показывает тем самым, что, не смотря на заманчивые предложения, не несущие за собой духовной ценности и временные невзгоды (война же), Россия обретёт себя. Как героиня мучилась, пытаясь понять свою роль, так и государство переживало плохие времена. Однако будет тот Чистый понедельник, который очистит страну от той грязи, что сейчас на ней!

Сочинение рассуждение по рассказу Чистый понедельник Бунина

Бунин пишет рассказ в 1944 году, в период Второй мировой войны. Как известно, в годы войны советская власть открыла многие церкви, с иконами облетали Москву, для того чтобы уберечь город. Люди могли снова обратиться к вере.
Действие рассказа – 1912-14 года, период тоже трудной для России, предреволюционные года, близость войны. Период, когда обращение к вере является актуальным и весьма насущным.
Главная героиня – как отражение эпохи, она развлекается, но этими развлечениями не прельщается и не увлекается, она как будто видит эфемерность всего существования и чувствует зыбкую природу своего времени. При этом Бунин специально вводит в повествование подлинных исторических личностей: Станиславский, Москвин, Сулержицкий, Белый, Качалов – в некоторой степени они являются лицом своего времени. Главные герои тоже вхожи в этот свет, более того, они притягивают восхищенные взгляды, зачастую оказываются в центре внимания, привлекают собственной красотой и независимостью.
Итак, она не чужда развлечениям, но когда выдается свободный вечер или утро, посещает соборы и храмы. Она изучает историю и в этом Бунин подчеркивает стремление к корням, к поиску подлинного лица и сути народа. Также главная героиня разбирается в православной традиции, но не называет себя религиозной. В этом заключается интересная деталь, главная героиня представляется более искательницей и аналитиком, чем просто верующей. Она испытывает теплые чувства религиозной тематике, но также имеет чувства глубокие.
Такие же глубокие, но немного своеобразные чувства к главному герою, которому она разрешает ласки, но не отдается полностью. В этом проявляется определенная целомудренность, которая не является чем-то напускным, ведь он для нее «первый и последний» и более у нее никого. Поэтому тут мы видим в большей степени устремленность к спасению собственной души и души своего возлюбленного. Он часто спрашивает любит ли она его и требует подтверждений, сомневается. Однако в заключительной сцене рассказа мы видим как она узнает своего возлюбленного в полной темноте, уже будучи монахиней.
Бунин описывает связь этих людей как невероятно прочную и возвышающуюся над обыденностью мира. Главный герой увлечен и буквально воспевает каждую деталь героини, восхищен всем вплоть до следов на снегу от ее ботинок. Главная героиня более молчалива и задумчива, она размышляет над книгами и над этим миром. В итоге единственным выходом, который выбирает она является уход в монастырь как поиск чего-то настоящего, чего-то подлинного в этом мире.

Вариант 4

Бунин пишет о чувствах между двумя людьми. Они – характерные представители своего времени, даже имена автор не называет и при этом достигает удивительного эффекта. Многие читатели вообще не замечают отсутствия имен главных героев.
Девушка богата и красива, как описывает ее рассказчик, обладает какой-то индийской красотой. Молодой человек имеет красоту и нравы тоже южные, но более «персидские». Он тоже является состоявшимся человеком, приковывает восхищенные взгляды.
Отношения между ними остаются практически платоническими, точнее допускают некоторую физическую близость, которая никогда не доходит до своего логического завершения. Героиня всегда тактично отстраняет его, после чего они отправляются гулять по ресторанам и театрам и так много дней, а точнее, ночей подряд.
Тем не менее, как узнает читатель потом, героиня не чужда православной культуре и даже разбирается в тематике веры, хотя и не проявляет никогда чрезмерной религиозности и набожности. Она при этом может делать весьма точные замечания, которые подчеркивают ее некоторую отстраненность от этого мира «книги, театры и остальное» ей будто не нужны совсем. Этот факт подчеркивает и сам рассказчик, когда описывает героиню, но создается впечатление, его некоторой насмешки над героиней.
Например, он говорит о ее фразе «не понимаю, как людям не надоедает всегда обедать и ужинать» и после этого довольно детально описывает блюда, к которым сама героиня любила приложиться. Она обладала «московским» вкусом, не чуралась простых земных удовольствий.
Когда героиня говорит о своем намерении уйти в итоге в монастырь, герой тоже воспринимает такой выпад как не серьезный и даже хочет в ответ сказать, мол, если так случится, то и сам он сделает так чтобы оправиться на каторгу или нечто подобное.
В итоге именно намерения героини оказываются полностью серьезными. Она всерьез воспринимает и истории о муромском князе Павле и его супруге.
Для героини история ее страны является частью ее собственного существа, об этом упоминает Бунин «история ее интересует». Более того в образе героини сквозит та святость, та исконность Руси, которая теперь сокрыта под напускным и мирским. Не удивительно, когда девушка в итоге уходит в монастырь, она видит в эти предреволюционные годы выход только в том чтобы обратиться к чему-то настоящему, более высокому, чем земное и праздность.
Однако, она помнит своего возлюбленного «первого и последнего». Именно она узнает в кромешной тьме, будучи монашкой.
11 класс

  • Чистый понедельник аргументы к итоговому сочинению человек путешествующий
  • Чистота залог здоровья сочинение
  • Чистошерстяной как пишется и почему
  • Чистота в доме как пишется
  • Чистотой или чистатой как пишется