Чистота сказывать масло побелка белить звонить сказка масляный белый звонкий звон чистить маслить

Конспект урока по русскому языку. 3 класс тема урока: что такое корень слова? тип урока: онз базовый учебник русский язык.

Конспект урока по русскому языку. 3 класс

Тема урока: Что такое корень слова?

Тип урока:  ОНЗ

Базовый
учебник

Русский язык. 3
класс. В 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. — М.: Просвещение, 2013.

Цели урока:

Создать условия для
актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных
слов, для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень,
единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных

Планируемые
результаты:

Предметные:

Находить группы
однокоренных слов, выделять в них корень. Объяснять лексическое значение
однокоренных слов. Находить и выписывать слова с указанным корнем (словарь
однокоренных слов).

Метапредметные:

Регулятивные — контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные — поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью
выделения признаков (существенных, несущественных).

Коммуникативные — понимание текста, извлечение необходимой информации, построение монологического
высказывания, участие в диалоге, общей беседе, совместной деятельности.

Личностные:

 Развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной
деятельности; проявление интереса к изучению русского языка.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Доброе утро!

А что это значит?

Значит, день был
по-доброму начат,

Значит, день был
по-доброму прожит.

Он умножит
счастливые дни.

Мотивация к учебной деятельности

Ребята, закройте
глаза. Представьте себе улыбку. Улыбнитесь. Раз на лице улыбка – значит, есть
настроение, если есть настроение, значит, есть вера в себя, а если есть вера в
себя, значит будет результат! Вы согласны со мной? Надеюсь, что мы с вами
сегодня очень дружно и активно поработаем!

Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в
пробном учебном действии

Сказка о корне

Встретились корень
слова и корень растения.

– Здравствуй, ты
кто?

– Я – корень
растения. Живу в земле.

– А я – корень
слова. Живу в словах

– Так не бывает.
Наверное, ты ненастоящий корень. Не то что я! От меня в земле берут начало
ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья А из тебя разве
может что-нибудь вырасти?

– Конечно. От меня
тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов. Погляди-ка: корень –
-добр-. А на нем растут слова добро, доброта, добрый добряк, по-доброму,
добродетель, задобрить. И это еще не все. Видишь,  какой пышный куст получился.

Выявление места и причины затруднения

— Кто догадался, как
называется тема нашего урока?  (корень)

— О каком корне мы
будем сегодня говорить?  (Корень слова.)

Обобщение ответов
детей: стихотворение.  (

Так же, как и у
кустов,

Корень есть у разных
слов.

Будь внимателен к
словам,

Отыщи в них корень
сам.

Выясни умело линию
родства.

Однокоренные подбери
слова

Объяснить слова
толково

Нам поможет корень
слова.

Он поможет нам
понять,

Как же слово
написать.

— Ребята, что мы
должны узнать на этом уроке? Чему научиться? ( Что такое корень слова.
Подбирать однокоренные слов. Находить корень, обозначать корень.)

Физминутка

ОСЕНЬ

Ветер по лесу
летал, Плавные волнообразные движения ладонями.

Ветер листики
считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый
резной,

Вот с берёзки –
золотой,

Вот последний лист с
осинки Спокойно укладывают ладони на стол.

Ветер бросил на
тропинку.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Выполните

Упр. 130 с 74.
(устно)

Обсудите в группах
предложенные вопросы (распечатки с вопросами лежат на партах) и предоставите
отчет.

Работа в группах:

1.Озаглавьте текст.
2.Почему такое  название придумали?

3.Почему их называют
однокоренными?  4.Как мы назовем эту общую часть?

5.как найти корень в
слове?

6.Как обозначаем
корень в словах?

Проверка – отчеты
групп. Один из группы выходит к доске, остальные слушают.

Реализация построенного проекта

— Давайте попробуем
вместе сформулировать правило.

-Что такое корень
слова?  (Значимая часть слова)

-Для чего нужен
корень? (В нем заключено общее лексическое значение  однокоренных слов).

 Давайте проверим,
правильно ли мы с вами сформулировали правило. стр. 74, прочитайте его.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Выполним Упр.132 на
стр.75.

-Что нужно сделать?
(записать слова группами, выделить корень)

Один ученик работает
у доски, проговаривает все, что пишет.

1 гр.: чистота,
чистый, чистить, чистенький.

2 гр.: сказывать,
сказка, сказочный.

3 гр.: масло,
масляный, маслить, маслице.

4 гр.: побелка,
белить, белый.

5 гр.: звонить,
звонкий, звон, звонок.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выпишите из всей
группы слов только однокоренные.

Снег, дождь, лужа,
снеговик, снегурочка, Дедушка Мороз, елка, сугроб, метель, снежный.

На доске
вывешивается эталон. Учащиеся проверяют свою работу самостоятельно.

— У кого были
допущены ошибки? Почему вы их допустили?

— Кто все сделал
правильно?

— Молодцы!

Включение в систему знаний и повторение

Итак,
весь наш урок был посвящён ответу на вопрос…?
(Что такое
корень слова?) 

Работа по карточкам
с разноуровневыми заданиями. Ребятами сами выбирают для себя карточку и
выполняют ее.

Карточки с
разноуровневыми заданиями. 

1 уровень.

Спишите слова, рядом
напишите однокоренные. Выделите корень.

Каменщик — …, лётчик — …, связист — ….

2 уровень.

Спишите, приписывая
по одному однокоренному слову. Выделите корень.

Сахар — …, гусь — …,
утка — …, хлеб — …, тигр — … .

Образец: мыло –
мыльница, аист – аистёнок.

3 уровень.

Выберите
однокоренные слова. Запишите их в таком порядке: предмет, признак предмета,
действие предмета.  «Говор, зелень, говорить, зеленеет, зелёный, говорливый».

Рефлексия

— Достигли ли мы
цели, которую ставили в самом начале урока?

— Продолжите фразы:

для меня было
сложно…

для меня было легко…

— Спасибо за урок,
всего доброго.

                                            
Урок русского языка во 3 классе по программе «Школа России».

Тема:
«Корень слова, однокоренные слова, работа со словарём однокоренных слов».

Цель урока: 
организовать деятельность учащихся по развитию умений анализировать
однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и
общее значение однокоренных слов.

Задачи:

Образовательная:  формировать
умение выделять корень в группе родственных слов.

Развивающая: развивать умения анализировать однокоренные слова; развивать
навык определять лексическое значение корня.

Воспитательная: воспитывать
умение вести учебный диалог.

 Тип урока: урок 
открытия  нового знания.

Вид урока:
традиционный.

Формы организации
урока:
индивидуальная, работа в парах и группах,
фронтальная.

Методы обучения:
частично-поисковый, наглядный (объяснительно — иллюстративный), словесный
(беседа, рассказ), проблемный.

Планируемые
результаты:

Метопредметные:

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций,
текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности
объектов.

4. На основе анализа объектов
делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по
признакам.

6. Ориентироваться на развороте
учебника.

Регулятивные
УУД

1. Развивать умение высказывать своё
предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).

4. Осуществлять
познавательную и личностную рефлексию.

5. формирование начальных форм
познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные
УУД

1. формирование умения грамотно строить речевые высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;

2. формирование умения слушать и слышать собеседника, вести
диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

3. формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах
сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход,
учет результатов);

4. формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах
в режиме интерактивного обучения;

5. формирование умения работать в подготовленной
предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор
(выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов,
текстов, разноуровневых карточек).

Предметные:

1. овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в
диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого
объема;

2. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к
русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою
речь;
  

3. формулировать понятие «корень» слова,  научатся находить и
выделять корень в группе родственных слов, различать «однокоренные слова»;

Личностные
УУД.

1. развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;

2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, принятые решения;

3. развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости;

4. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях.

Оборудования:
учебник
3 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; тетрадь.

Ход
урока.

Этапы

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

УУД

Организационный
момент


Здравствуйте, меня зовут Анна Анатольевна, сегодня я у вас проведу урок
русского языка.

Прозвенел звонок,
начинается урок.

На уроке не зевать,
а работать и писать.

Все готовы? Молодцы!

А теперь улыбнемся друг другу и
с хорошим настроением начнем урок
. Покажите смайлик, который отражает ваше настроение в начале урока.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Р1

Л2

К2

Актуализации
знаний детей, подготовка к восприятию нового материала.

Минутка чистописания. Развивать
мелкие мышцы кисти руки. Добиваться каллиграфического письма.

-Будем писать маленькие
петли без отрыва руки. Досчитаем до 6 и отрываем руку от листа. Но сначала
потренируемся в воздухе, а затем напишем образец в тетради.

Наблюдение. Объясняю
написание образцов.
 На доске написаны слова: М.сква, ст.лица, гор.д.

 Какое задание можно предложить к
этим словам?
– Какие буквы нужно вставить в эти слова?

Как называются эти буквы?
– Как убедиться в том, что вы правы?

– Записать слова,
подчеркнуть орфограммы.
Посмотрите на фотографию и ответьте на вопросы:

Кого мы увидели на
фото? Вы кто ученики? (На доске вывешиваются еще 3 слова, которые учитель
постепенно открывает) Слово ученики словарное? Записываем в столбик это
слово.

А где сделана
фотография?

Как пишется название
площадей?

Что это за орфограмма?

На фоне чего сделана
фотография?

Это для вас новое
слово. Посмотрите, как оно записано и запишите его в столбик

Выполняют упражнение в тетради.

Вставить
пропущенные буквы.

Москва,
столица, город.

Непроверяемая
орфограмма

Проверить
написание этих слов по словарю.

Ученики.

Отвечают.

Записывают
в столбик.

На
Красной площади.

С
заглавной буквы.

Имена
собственные.

На
фоне Московского Кремля.

 Дописывают  на
доске и в тетради, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют,
почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу
урока

Этап
изучения нового материала.

 Как вы думаете,
почему именно эти буквы я подчеркнула?
– Какое это слово? Запишите его.

 Что такое корень?
– Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать?

Сформулируйте тему
урока. Какое значение имеет слово корень?

Откройте учебник на
странице 74  прочитайте надпись в рамке (все читают про себя, а один читает вслух,
по выбору учителя).

Физкультминутка

Поднимает
руки, класс – это раз.

Повернулась
голова – это два.

Руки
вниз, вперёд смотри – это три.

Руки
в стороны, пошире развернули на четыре,

С
силой их к плечам прижать – это пять.

Руки
вниз опустим – шесть,

И за парты тихо сесть. 

Если
их соединить, то получится слово.

Корень.

Это
слово многозначное.

Корень
слова – это главная значимая часть слова, в корне заключено общее лексическое
значение,  однокоренных слов.

Выполняют
движения.

Этап
закрепления и практического применения полученных знаний. Первичная проверка
понимания.

Работа с учебником.

Упр. 130. С. 74.

Прочитайте текст. Найдите
в тексте однокоренные слова. Докажите, что они
однокоренные.

Чем
похожи слова?

Как называется общая
часть? Объясните лексическое значение каждого слова. Запишите слова и
выделите корень.

После записи слов беседа:

Какая часть содержит
лексическое значение всех слов? Еще раз прочитайте
на стр. 74. Сведения о языке. Что такое корень? Приведите примеры
однокоренных слов. Прочитайте правило еще раз и расскажите его соседу по
парте.

 Наблюдение,
работа с текстом (сравнение).

 Коллективное
выполнение упражнения.
 Игра «Третий лишний»

Рыба, рыбный, окунь.
(рыбак)

Огонь, костер,
огненная. (огонек)

Желток, железо,
желтый.(желтизна)

Носильщик, нос, носатый.
(носик)

Докажите, что слова
однокоренные. Запиши ряд однокоренных слов на доске. Допишите еще одно слово.

Выделите корень.

Что вы заметили?

Развить у учеников

Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив
однокоренные слова. Выдели корень.

У меня встали
_______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит
неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер — ________.

Слова для справок:
часовщик, час, часовая, часики.

 Тест: 1.Боль,
больничный, больной.

Это однокоренные слова?
( ДА, НЕТ)

2.Корень слов – больн?
(да, нет)

3.Во всех ли словах
есть проверяемая орфограмма безударная гласная? (да, нет)

4.В
каждом ли слове есть орфограмма безударная гласная в корне слова?

5.Проверочное
слово Боль?

6.Все
слова относятся к одной части речи?

Что
такое корень слова?

Назови
признаки однокоренных слов.

Что
тебе особенно понравилось на уроке? Запомнилось?

Корнем.

Корень.

Читают,
выполняют задание

Записывают однокоренные
и выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике,
заучивают его наизусть. Рассказывают соседу по парте.

Выполняют
правило игры

Записывают
ряд однокоренных слов на доске и добавляют ещё одно слово с одинаковым
корнем.

Корни
в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково.

Работа в парах.

Диктовка, самопроверка,
самооценка.

Производят
предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями 
на доске, ставят констатирующую оценку.

Выполняют тест.

Этап
информирования обучающихся о д/з.

Этап
разъяснения Д/З.

Запишите
домашнее задание стр. 75, упр.132. Правило на стр. 74 выучить наизусть.

Обеспечение
понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Прочитайте.
В какие группы можно объединить слова?

Чистота,
сказывать, масло, побелка, белить, звонить, сказка, масляный, белый, звонкий,
звон, чистить, маслить, сказочный, чистый, звонок, чистенький, маслице.

Найдите
однокоренные слова. Запишите их группами. Выделите корень.

Проводит разбор
домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на
дом, задают вопросы.

Заключительный этап
и рефлексия.

— Что нового сегодня узнали на уроке?

Урок
наш окончен

И
выполнен план.

Спасибо,
ребята,

Огромное
вам,

За
то, что упорно,

Усердно
трудились!

И
знания ваши

Нам
всем пригодились!

Всем
спасибо за урок.

Дети
отвечают на вопросы.

Русский язык 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель:

формирование интереса к изучению русского языка путём актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов .

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: 1- находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, 2 — строят несложные рассуждения; 3 — осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные: 1- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; 2 -выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, 3 — планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: 1 — строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; 2 — участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; 3 -ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова

Образовательные
ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Мы путешествовать начнём

И сами до всего дойдём

— Прочитайте предложения:

Учиться всегда пригодится.

Учёба и труд всё перетрут.

Корень учения горек, а плод сладок.

— Как можно назвать эти предложения, одним словом?

— Какую пословицу выберем девизом урока? Объясните смысл пословиц.

(Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)

1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;

2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.

3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.

Ученики проверяют готовность к уроку.

Р3

II.Актуализация знаний

1. Минутка чистописания.

— Запишите эту пословицу каллиграфически правильно. Какие орфограммы встретились? Орфограмма ться и тся в глаголах мы будем изучать в 4 классе. Если есть в вопросе Ь, то в глаголе тоже есть, если нет ь в вопросе, то и в слове нет. В слове « ВСЕГДА» непроверяемая гласная Е.

— А для чего проводится этот этап урока?

2.Словарная работа. Работа в парах.

— Возьмите карточку . Вставьте в слова пропущенные буквы и запишите их в окошечки ниже.

Проверим по слайду. СЛАЙД

Красная площадь, мороз, Россия, метро, Инна, компьютер.

— Что можете сказать про эти слова?

— Где можно посмотреть правописание этих слов?

— Какое слово получилось в клеточках?

Посадка при письме, положение тетради.

Чтобы писать грамотно, красиво, правильно соединять буквы.

— Слова с безударной гласной непроверяемой ударением.

— Все слова им.сущ.

— Красная площадь, Россия и слово Инна им.сущ собственные, а остальные нарицательные.

В конце учебника, в орфографическом словаре.

К о р е н ь

П1

Р2

К1

Л

III.Мотивация учебной деятельности

1.Работа над лексическим значением слова «корень»

— Давайте исследуем, какое же лексическое значение имеет слово «Корень»?

— Где мы можем найти подробную информацию о толковании слова? Найдите и прочитайте.

Вспомните из уроков окружающего мира, какая часть дерева главная? СЛАЙД

— Какое значение слова корень имеет отношение  к предмету «Русский язык»?

— Сформулируйте тему урока. СЛАЙД

Открываю запись на доске.

— Какую цель перед собой ставим на урок? СЛАЙД

1.Посмотреть в учебнике, стр.152-153.

2.В толковом словаре Ожегова. — Это слово многозначное: корень растения, корень зуба, корень слова.

Это – корень, так как дерево начинает расти от корня, от него оно питается и развивается.

«Корень слова»

Корень слова

— Вспомнить, какие слова называются однокоренными.

— Ответить на вопрос:

«Что называется корнем слова?»

— Научиться находить и выделять корень в словах.

П2

Р1

К2

Л

IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач

1. Открытие нового.

— Вспомним цель урока. Каков первый вопрос? СЛАЙД

— Для того чтобы ответить на него, проведем небольшое исследование. Перед вами слова, прочитайте и определите, являются ли они однокоренными? Докажите.

вода, водитель, водичка

Какое слово лишнее? Почему?

мороз вьюга стужа

— А эти слова будут однокоренными? Докажите.

Вывод.

— Какой вывод вы сделали, выполнив это задание?

— Какие слова мы будем называть однокоренными?

СЛАЙД

однокоренные слова

одинаковый корень близкие по смыслу

php7EDuIc KORE SLOVA ODOKOREYE SLOVA html f10fb2dd73dc7028php7EDuIc KORE SLOVA ODOKOREYE SLOVA html fa2bb59629df605b

— Очень хорошо. Молодцы!

Какие слова называются однокоренным?

— Эти слова нельзя назвать однокоренными. Они не близки по смыслу.

Слова вода и водичка однокоренные, а водитель – нет.

— Нет, это синонимы. Значение слов близко по смыслу, но у слов разные корни.

П3

Р2

К2

Л

Физминутка

3. Работа с учебником. Понятие корень слова.

-Работаем по с.74, упр.130.

Прочитайте текст.

— Какую работу нужно провести по упр .130?

Назовите однокоренные слова. Почему вы так считаете? Объясните лексическое значение каждого слова. Какая орфограмма встретилась в этих словах?

–Выпишите однокоренные слова столбиком, чтобы корень в словах стоял под корнем. Какой корень будет во всех этих словах? Выделите корень дугой.

– Что заметили?
– Как пишется корень в однокоренных словах?

Корень-это главная значимая часть. В корне заключено общее лексическое значение.

СЛАЙД Давайте убедимся в правильности выполнения задания. Верно, выполнено упражнение?

С какой целью выполняли данное упражнение?

Вывод: В корне заключен смысл слова. От него “растут” другие слова.

Слово с деревом похоже,
Ведь у слов есть корень тоже.
Он, конечно, самый главный,
Выполняет всё исправно.
И назад, и вперёд
Слово от него растёт.
Часто так случается
Корни повторяются,
В разные слова встают,
Общий смысл им придают.

— Обратите внимание эти выводы есть у нас в учебнике. Прочитать.

— Вот мы ответили на второй вопрос, поставленный в начале урока.

Фронтально, затем работают самостоятельно.

Непроверяемая безуд.гласная О

-ОСИН-

Одинаково.

Да.

С целью закрепить знания по теме Однокоренные слова.

V.Включение нового знания в систему знаний и повторений

Учебно-познавательная игра «Найди родственника».

В классе развешаны карточки со словами:

 гора

 сокол

 сок

 горевать

 соколиный

горняк

горный

— Сейчас проведём игру «Найди родственника»

— Встаньте, пожалуйста. Не меняя положения ног, только поворачивая туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой ответ.

-Объясните значение слова горняк.

-Назовите лишние слова. Почему?

Вывод: Слова, похожие по написанию, но разные по

смыслу, не являются однокоренными.

Ребята, давайте восстановим алгоритм нахождения корня. Обратимся к правилу на с. 75. СЛАЙД

Разделите правило на 3 части.

1.Подобрать однокоренные слова.

2. Выделить общую часть-корень.

3.Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Так зачем нужно уметь подбирать однокоренные слова?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Предлагаю поработать в группах.

Карточка

Цель: умение находить однокоренные слова, объединять их в группы.

Задание. Найдите однокоренные слова, объедините их в группы.

Чистота, сказывать, масло, звонить, сказка, масляный, звонкий, звон, чистить, маслить, сказочный, чистый, звонок, чистенький, маслице.

Проверка. СЛАЙД

Для чего выполняли данное задание?

Вывод: Какие слова являются однокоренными?

Слова, у которых одинаковый корень и общее лексическое значение.

СОК, ГОРЕВАТЬ.

С целью закреплять умение находить однокоренные слова, выделять в них корень.

Проверять орфограмму №1,№3,№4

П1,3,2

Р2,1,3

К1,2

Л

VI.Итог урока

-Ребята, наш урок подходит к концу.

— Обратите внимание на пословицы, с которых начался наш урок. Можно ли сказать, что слова из пословиц подходят к теме нашего урока?

— А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?

— Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

Мы достигли цели урока?

— Что такое корень слова?

— Какие слова мы называем однокоренными?

— Как найти в слове корень?

ДА.

В пословицах есть однокоренные слова.

-Да. Мы смогли ответить на поставленные вопросы.

Отвечают.

Р1,2,3

Л

VII.Рефлексия

— Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?

— Почему корень учения горек, а плод сладок?

Выберите любое предложение и продолжите. СЛАЙД

Сегодня на уроке я узнал …

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Я понял, что …

Мне было интересно, потому что…

— Учиться тяжело, зато много пользы от учения…

Р1,2,3

Л

YIII.Домашнее задание

СЛАЙД

Правила с.74-75 выучить правило, № 133.

Р1,2,3

Л

(2 неделя мая)

Соноры. Звуки Р РЬ – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звуков. Звукоподражание. Выделение звука из слов – упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.

КРИ “Рифмованная миниатюра”, “Доскажи словечко”. Скороговорки.

Животные жарких стран.

стимуляция мышления: Игра “В кого я хочу превратиться?”,

“Верно или не верно?” (суждения)

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков.

Рабочая программа для детей с ОНР (III уровень)

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, устанавливаемых в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями:

Г.В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.–М.: Просвещение,2009;

Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991;

Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993.

Эти программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте детского сада.

Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Характеристика детей с III уровнем развития речи.

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бéйка мóтлит и не узнáйа» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы́ дым тойбы́, потаму́та хóйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («аквáиюм» — аквариум, «таталли́ст» — тракторист, «вадапавóд» — водопровод, «задигáйка» — зажигалка).

Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с я́сика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбка лези́т под сту́ла» — коробка лежит под стулом, «нет коли́чная пáлка» — нет коричневой палки, «пи́сит ламáстел, кáсит лу́чком» — пишет фломастером, красит ручкой, «лóжит от тóя» — взяла со стола и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» — «клю́чит свет», «виноградник» — «он сáдит», «печник» — «пéчка» и т. п.).

Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»).

В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания . изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома — дóмник», «палки для лыж — пáлные), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («трактори́л — тракторист, чи́тик — читатель, абрикóснын — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитенóй, свицóй»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горóхвый», «меховой — мéхный» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «пальты́», «кóфнички» — кофточки, «мебель» — «разные стóлы», «посуда» — «ми́ски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк» ) и т. п.

Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» — «дыра», «кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался» ).

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.

Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств.

Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.

В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации ( «неневи́к» — снеговик, «хихии́ст» — хоккеист), антиципации ( «астóбус» — автобус), добавление лишних звуков ( «мендвéдъ» — медведь), усечение слогов ( «мисанéл» — милиционер, «ваправóт» — водопровод), перестановка слогов ( «вóкрик» — коврик, «восóлики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной ( «корáбыль» — корабль, «тыравá» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух.

Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки, развивать лексико-грамматические средства языка, связную речь.

Задачи программы развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка; произносительной стороны речи; самостоятельной развернутой фразовой речи;

1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ОНРIII ур.р. разделено на 3 периода обучения:

I период – сентябрь–ноябрь, 11 недель, 29 занятий –3 занятия в неделю.

II период –декабрь–март, 18 недель,46 занятий – 3 занятия в неделю.

III период –апрель–май, 9 недель, 24 занятия –3 занятия в неделю.

Всего 99 занятий в год.

Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная.

Цель подгрупповых занятий: развитие понимания лексико-грамматичес-ких средств языка; развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.

Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-3 человека, периодичность занятий – 3 раза в неделю.

Цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др.

На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

Направления коррекционно-развивающей работы:

формирование полноценных произносительных навыков;

развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования;

воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем.

Учебно-тематический план коррекционно-развивающей программы:

Подготовка к овладению

Развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Картотека Домашние задания по лексическим темам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №13 «Аленький цветочек»

Верхнеуфалейского городского округа.

Картотека домашних заданий по лексическим темам

для детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи

Сайфуллоева Екатерина Михайловна

г. Верхний Уфалей

Уважаемые коллеги, данное пособие является авторским. Автор – составитель: учитель-логопед высшей квалификационной категории Дубинина Т.А.

Картотека состоит из 38 парных карточек – заданий, предназначенных для выполнения домашних заданий по лексическим темам дошкольниками старшего и подготовительного возраста речевой группы с диагнозом ОНР II – III уровней.

Домашние задания разработаны с целью закрепления детьми полученных знаний и выполняются в выходные дни с помощью родителей. В задание по лексической теме включены лексико-грамматические упражнения, упражнения для развития связной речи (составление рассказов), упражнения для развития мелкой моторики (раскрашивания, рисунки), упражнения для развития фонематических представлений, заучивание стихотворений для развития памяти, отгадывание загадок для развития мышления и воображения.

Дети речевой группы в нашем ДОУ разделены на 2 подгруппы: I подгруппа (подготовительная) – это дети 6 – 7 лет, II подгруппа (старшая) – это дети 5 – 6 лет. Для детей разных подгрупп с учётом возраста предлагаются задания различного уровня сложности.

Карточки необходимо вырезать, наклеить на картон. В пятницу вечером эти карточки выставляются в логопедическом уголке. Родители переписывают домашнее задание в тетрадь ребёнка. Задания соответствуют лексической теме недели.

Для того чтобы родители не перепутали домашнее задание, карточка наклеивается на картон определённого цвета: для детей подготовительной группы – на красный картон, а для детей старшей группы – на зелёный картон. При желании, чтобы родители не переписывали задание в тетрадь, карточки можно размножить и просто вклеивать в тетрадь ребёнка.

Буду рада, если мои разработки пригодятся в работе начинающим специалистам!

ДЕТСКИЙ САД. ИГРУШКИ.

Назови игрушки, которые есть у тебя дома. Отметь внешние признаки каждой игрушки.

(У меня дома есть зайчик, он мягкий, пушистый, беленький).

Из чего сделана игрушка. Какая она?

– Машинка сделана из железа – она железная.

– Самолёт сделан из пластмасса – он …

– Матрёшка сделана из дерева – она …

– Мишка сделан из плюша – он …

– Мяч сделан из резины – он …

«Вчера, сегодня, завтра»

(отвечать полным предложением)

С какой игрушкой ты играл вчера?

– С какой игрушкой ты играешь сегодня?

– С какой игрушкой ты будешь играть завтра?

Кто работает в детском саду? (перечислить профессии)

(В детском саду работают …)

«Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала,

Две матрёшки – на окошке,

Две Танюшки – на подушке,

Две Иринки – на перинке,

А Петрушка в колпаке –

На дубовом сундуке».

Нарисовать в тетради на листе слева 1 большой мяч, а справа – 3 маленьких мячика.

ОСЕНЬ. ПЕРИОДЫ ОСЕНИ.

1. Ответь на вопросы полным предложением.

– Какое сейчас время года?

– Какие осенние месяцы ты знаешь? (выучить)

Скажи, какая это осень?

– Если осень наступила рано, то осень …(какая?)

– Если осень наступила поздно, то осень … (какая?)

«Ответь на вопросы» (употребление в речи глаголов в разных временных формах).

ВЕТЕР ДОЖДЬ ТРАВА ЛИСТЬЯ

Что делает? Дует … … …

Что сделает? Подует … … …

Что будет Будет дуть … … …

«Угадай слово» (использование в речи глаголов в единственном и множественном числе).

– Ветер дует, а ветры … (дуют).

– Птица улетает, а птицы …

– Лист желтеет, а листья …

– Дождь моросит, а дожди …

– Холод наступает, а холода …

    «На тёплый юг летит журавль,

    Позолотил листву сентябрь.

    Сорвал листву с ветвей октябрь.

    Укрыл листву снежком ноябрь».

    ОВОЩИ. СРАВНЕНИЕ ОВОЩЕЙ.

    ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ОГОРОДЕ ОСЕНЬЮ.

    огурец – огурчик лук – …

    помидор – … чеснок – …

    горох – … картофель – …

    морковь – … капуста – …

    «Как называется пища из овощей?»

    – Пюре из картофеля – картофельное пюре.

    – Салат из огурцов – …

    – Сок из моркови – …

    – Суп из гороха – …

    – Пирог из капусты – …

    «Сравнение овощей». Закончить предложение, а затем повторить его полностью.

    – Помидор круглый, а огурец … (овальный)

    – Морковь продолговатая, а тыква …

    – Лук горький, а морковь …

    – Огурец зелёный, а свёкла …

    – Редис мелкий, а редька …

    – Тыква круглая, а кабачок …

    Ответить на вопросы:

    «Брат сестру свою зовёт на прополку в огород».

    Кто зовёт? …. Кого зовёт? …. Зачем зовёт? ….

    Тема урока “Однокоренные слова. Состав слова”

    МОУ «Раздольненская школа» администрации Старобешевского района

    Урок русского языка 4 класс

    Тема : Однокоренные слова. Состав слова

    99229.001

    Подготовила учитель

    начальных классов

    Джарты С.Г.

    Однокоренные слова. Состав слова.

    Цель: закрепить умения обучающихся подбирать однокоренные слова, которые принадлежат разным частям речи, развивать языковое чувство; закрепить умение различать такие понятия, как «однокоренные слова» и «форма одного и того же слова»; развивать у детей внимание; обогащать словарный запас; развивать связную речь работать над навыками грамотного письма; воспитывать любовь к природе родного края.

    І. Организационный момент.

    Учитель. Добрый день! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте же их поприветствуем.

    Ученик. Добрый день! В добрый час!

    Радо мы встречаем вас!

    Здоровья, счастья, радости вам желаем,

    Урок родного языка начинаем!

    ІІ. Мотивация обучения.

    Учитель. Работать на этом уроке мы будем под лозунгом, который сначала нужно сложить из рассыпанных слов.

    того, Хорошо хочет кто все учить знать!

    Хорошо того учить, кто хочет все знать!

    Учитель. Я уверенна, что среди вас нет ребенка, который бы не хотел много знать. Также я знаю, что очень тяжело отвечать, когда на тебя смотрит много людей. Глядя на вас, сразу заметно, что вы сильно волнуетесь, поэтому предлагаю вам совершить путешествие в прекрасный лес. Надеюсь, что это путешествие поможет всем собраться с мыслями, успокоиться и удачно провести урок.

    ( релаксация «Звуки леса»)

    Учитель. Путешествуя лесом можно не толь услышать чудесные звуки, а и найти много полезного. Мы с вами очутились на лесной поляне, на которой растет много грибов. Если мы будем старательно работать на уроке, то сможем собрать прекрасные лесные грибы, которыми сможем угостить наших гостей.

    Учитель. Вы согласны со мной? (ответы детей)

    Тогда начинаем собирать грибы? Кто у нас сорвет первый грибок? Что нам необходимо сделать для того, чтобы он очутился в нашем лукошке? (повторить правила, выученные на предыдущих уроках)

    ІІІ. Актуализация опорных знаний

    Повторение правил в виде игры «Поймай правило»

    Учитель. Как вы думаете мы справились с первым заданием? Можем забрать грибок себе? (ответы детей). Давайте посмотрим, что приготовил нам второй грибок?

    Выполнение тестовых заданий на компьютере.

    Учитель. Молодцы! Вы все справились с заданием, а на сколько хорошо вы это сделали компьютер сам вам подсказал и выставил оценку. Поэтому еще один грибок мы добавляем в свою корзинку.

    ІV. Сообщение темы и цели урока.

    Учитель. Дети, а вы не боитесь, что в лесу мы с вами встретим какое-нибудь необычное лесное существо? Ну, тогда встречайте!

    99229.002

    Это необычное существо зовут Мастер Словообразования.

    Мастер поможет нам не заблудиться в лесу и усвоить новую тему.

    V. Работа над новым материалом.

    Какие части слова мы видим у Мастера Словообразования? (ответы детей)

    – Дети, Мастер Словообразования имеет двоих помощников: Окончание и Основу.

    – Кто нам напомнит, как они обозначаются?

    – А у основы есть трое сыновей: Корень, Суффикс и Приставка. Мама Основа пошила им шапочки.

    – Надеюсь все вы знаете, какую шапочку носит корень, приставка и суффикс. (дети рисуют их на доске)

    – По этим шапочкам мы их и распознаем.

    – Также сегодня Мастер Словообразования будет помогать нам на уроке распознавать корень в однокоренных словах.

    Дети слушают сказку от Мастера Словообразования и выполняют задания к сказке.

    Учитель.

    Давайте мы попробуем разобраться

    – Что такое корень слова?

    – Как найти корень слова?

    А мы давайте с вами «вырастим» на волшебных деревьях слова с корнем САД.

    – А вы поработаете в парах. На каждой парте у вас находятся карточки с волшебными деревьями, в корне дерева мы посадили слово САД. Посмотрим, что из него вырастет. Но вырастут на нем новые слова только с вашей помощью, когда вы используете определенные части слова.

    – А какие это части слова?

    – Приступайте к работе.

    Давайте проверим, какие слова вы «вырастили». ( Ответы детей )

    Учитель загадывает загадки о значащих частях слова

    VІ. Закрепление выученного .

    Учитель. Давайте попробуем сорвать еще один грибок. Что нам нужно для этого сделать? ( выполнить упражнение в учебнике)

    Учитель. Молодцы! Ми хорошо справились с упражнением, поэтому можем смело положить грибок в наше лукошко.

    Учитель. Игра «Оденьте корень»

    Мастер Словообразования приглашает нас поиграть. (на доске записан корень – вод -)

    – Как можно «одеть» данный корень, чтобы получить однокоренные слова?

    (вода, водичка, водица, водный, подводный)

    Дети выходят к доске и «одевают» корень.

    Учитель. Вот мы и заработали еще один грибок. А теперь давайте попробуем доказать всем, что мы можем работать самостоятельно. Для этого нам необходимо еще раз поработать за компьютером. Вы согласны?

    Для этого вам необходимо внимательно прочитать задания на каждом прямоугольнике. Правильный ответ записать в тетрадь и только после этого проверить ответ. Для этого вам необходимо будет нажать мышкой на этот прямоугольник и Мастер Словообразования покажет вам правильный ответ.

    Работа за компьютером («сорбонки»)

    VІІ . Итог урока.

    Молодцы, ребята, хорошо поработали. Быстро прошел наш урок на котором мы…, а что мы делали на уроке? Это мы сможем узнать, когда поиграем в игру «Да и Нет». Я буду говорить утверждения, а вы если согласны то говорите «Да», если не согласны – «Нет».

    1. Путешествовали лесом. (Да)

    2. Узнали, какие слова называются однокоренными. (Да)

    3. Работали на компьютере (Да)

    4. «Выращивали» однокоренные слова на волшебных деревьях…(Да)

    Конспект занятия по русскому языку в 3 классе «Однокоренные слова. Корень слова»

    Виктория Махлейт
    Конспект занятия по русскому языку в 3 классе «Однокоренные слова. Корень слова»

    Предмет: русский язык.

    Класс: 3 «а».

    Тема урока: «Однокоренные слова. Корень слова».

    Тип урока: урок обобщения и систематизации.

    Цель урока:обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме:«Однокоренные слова. Корень слова».

    1. Формировать умение различать изменяемые и неизменяемые слова.

    2. Формировать умение различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

    1. Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    1. Различать изменяемые и неизменяемые слова.

    1. Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью;осуществлять самооценку деятельности; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

    2. Формировать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;проводить сравнение и классификацию; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    3. Формировать умение владеть диалогической речью; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    принимать и сохранять учебную задачу;

    планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью;

    осуществлять самооценку деятельности.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

    в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

    осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

    проводить сравнение и классификацию;

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    владеть диалогической речью.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    1. Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

    2. Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.Личностные:

    1. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

    2. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

    Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

    Дидактические средства:Учебник «Русский язык» 3 класс, В. Г. Горецкий. Часть I.Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

    Интерактивное оборудование:компьютер, интерактивная доска, мм презентация.

    – Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. (Слайд №1)

    – Проверьте все ли у вас готово к уроку. Я желаю вам плодотворной работы, будьте внимательны и активны. Если возникнут затруднения, то вам помогут одноклассники. Я тоже всегда готова прийти к вам на помощь!

    – Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и «классная работа».

    Проводит словарную работу. (Слайды №3-10)

    -,сентябрь, яблоко, береза, ягода, дорога, осина, ветер.

    – Теперь сравните свою работу со слайдом.

    Организует повторение изученного.

    – Посмотрите на слайд, перед вами 2 столбика.

    – Как называют слова, которые находятся в первом столбике?

    – Докажите, что в левом столбике однокоренные слова, а в правом формы слова.

    – Давайте вспомним, что такое корень слова?

    – Каким знаком выделяют корень слова?

    Вы уже знакомы с этой темой?

    – Какие задачи вы перед собой поставите?

    Как вы понимаете что такое однокоренные слова?

    Теперь давайте сравним правило в учебнике и ваши высказывания.

    – Откройте свои учебники на странице 63, в самом верху страницы вам дано правило.

    Читает правило. (сравнить правило и ваши высказывания)

    Объясняет задание устно.

    – Выполняем упражнение 138 устно и письменно. (вызвать к доске)выделают корни и подчеркивают соединительную гласную.

    1. Прочитайте задание вслух.

    2. Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении?

    3. Выполнение упражнения (устно, по цепочке).

    4. Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения?

    – Следующее упражнение 138,письменно в тетрадке.

    1. Прочитайте задание вслух.

    2. Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении?

    3. Выполнение упражнения (письменно в тетрадке).

    4. Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения?

    Выделите в сложных словах корни: «носОрог»

    – Выпишите это слово подчеркните орфограмму и поставьте ударение.

    Проводит самостоятельную работу.

    На листочка с заданием Прочитайте. Найдите “лишнее” слово.

    -Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.

    Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.

    Река, речной, речь, речушка,речник.

    Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить.

    Пар, запариться, парное (молоко, пара (обуви).

    Маленький, малявка, маляр, малыш.

    Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

    Конница, конник, подоконник, конюшня.

    Игра «Копилка русского языка».

    – Соберите в копилку как можно больше родственных слов с корнем:

    – Выдели в словах корень. Проверка выполненного задания.

    Та группа, которая за пять минут запишет больше слов – выиграла.

    – О чем мы разговаривали на уроке?

    – Что такое корень слова?

    – Какие задачи мы сегодня решали на уроке?

    Прикреплённые файлы:
    odnokorennye-slova_i81vq.pptx | 650,53 Кб

    Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку ” Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова” Цель занятия: закрепить.

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

    Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

    Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

    Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

    Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

    Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

    Русский язык. 3 класс

    Конспект урока

    Конспект урока.

    Русский язык. 3 класс

    Раздел. Состав слова. Корень слова.

    Тема. Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

    Знать, что такое корень слова, находить корень в слове, приводить примеры слов с одним корнем (однокоренных слов).

    Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

    Однокоренные слова, родственные слова, корень слова.

    • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
    • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
    • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
    • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

    Планируемые результаты

    На этом уроке

    • что такое корень;
    • находить корень в слове;
    • приводить примеры однокоренных слов.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Рассмотрим рисунок? Что он обозначает? Какую информацию даёт?

    109ac2fb f4f6 476c 824c 4d2adaf0f407

    Как видно, на рисунке представлена схема однокоренных слов. Корень всех этих слов –цвет-. От корня –цвет- образовались однокоренные слова: цветок, цветник, цветной, цветение, расцветать, зацветают, цветочный.

    Сегодня на уроке

    • что такое корень;
    • находить корень в слове;
    • приводить примеры однокоренных слов.

    Вспомним! Однокоренные слова- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

    Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

    Рассмотрим еще одно дерево из слов.

    4225e4b0 67a6 4325 97e3 db4a560410fb

    Сердцевиной слова, его смысловым центром, является корень –вод-. От него растут слова, как ветви на дереве. От корня – вод- образовались разные слова: подводник, водичка, водяной, водоём, водовоз, водопад, водный.

    И это еще не все!

    На этом дереве могли вырасти и другие ветки – глагольные:

    • обводнить – обеспечить водой степи, пастбища;
    • обезводить- «лишить» воды;
    • наводнить- – «наполнить» слишком большим количеством воды;
    • приводниться – о летательном аппарате (опуститься на воду);

    А сколько сложных слов (слов, состоящих из двух разных корней) можно образовать от корня – вод-:

    • водопровод;
    • водопад;
    • водоросль;
    • водоснабжение;
    • водохранилище;
    • водоём;
    • водопой:
    • водолечебница;
    • водомер;
    • водоочистительный;
    • водораздел;
    • полноводный;
    • водоплавающий;
    • водоотталкивающий.

    Много слов! А подумать…. – и сразу вспоминаются ещё слов с этим корнем!

    У Максима Горького (известного русского писателя) герой, одного из его произведений, произносит такие слова: «Слова, дружище, – это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист такой, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться!»

    Такое же сравнение можно найти и в стихотворении белорусского поэта Максима Танка:

    Слова, как деревья, ветвисты.

    Возьми хоть бы слово любовь.

    Войди в этот мир многолистный

    И в музыку вслушайся вновь,

    Любовь моя, Любонька, Люба.

    Любляна, Любань, Люблино.

    В науке такие деревья называют словообразовательные гнёзда. Есть специальный словарь для школьников, где представлены словообразовательные гнёзда многих русских слов. Называется он «Школьный словообразовательный словарь». Составил его известный учёный А.Н. Тихонов.

    Приведем пример таких слов из словаря:

    билет-ѐр → билетѐр-ш-а

    без-биле’т-н(ый) → безбиле’тн-ик → безбиле’тн-иц-а

    о-биле’т-и-ть → обиле’ч-ива-ть (черед. т – ч)

    Как найти корень в слове?

    Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза – березняк, берёзовый, подберёзовик. Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.

    Послушайте стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятие смехом».

    1. Найдите в этом стихотворении родственные слова (однокоренные).
    2. Определите, какой корень будет в этих словах.

    О, рассмейтесь, смехачи!
    О, засмейтесь, смехачи!
    Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
    О, засмейтесь усмеяльно!
    О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
    О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
    Смейево, смейево,
    Усмей, осмей, смешики, смешики,
    Смеюнчики, смеюнчики.
    О, рассмейтесь, смехачи!
    О, засмейтесь, смехачи!

    Родственными (однокренными0 словами в этом стихотворении будут слова: рассмейтесь, смехачи, засмейтесь, смеются, смехами, смеянствуют, смеяльно, усмеяльно, рассмешищ, надсмеяльных, усмейных, смейево, усмей, осмей, смешики, смеюнчики. Почему они являются родственными (однокоренными)? Потому что все они относятся к слову «смех».

    Корнем этих слов будет являться –смех-.

    Обратим внимание, что в этом стихотворении автор придумал много слов, которых нет на самом деле, но мы понимаем, о чём идет речь, потому что в них есть корень, а в корне и заключается смысл.

    При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов:

    [г//з’//ж] – подруга, друзья, дружеский

    [з//з’//ж] – воз, возить, вожу

    [г//ж] – дорога, дорожный

    [к//ч’] – яблоко, яблочко

    [х//ш] – орех, орешек

    [ц//ч’] – отец, отеческий

    [з//ж] – вязать, вяжу

    [с’//ш] – просить, прошу

    Разбор заданий

    Прочитайте. Укажите, какие слова являются родственными (однокоренными).

    Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки. Под деревьями вижу подосиновики.

    Осиновый, осинник, осинки, подосиновик.

    Прочитайте. Распределите слова на три группы.

    Чистота, сказывать, масло, сказка, масляный, чистить, маслить, сказочный, чистый, чистенький, маслице.

    1. Чистота, чистить, чистый, чистенький.
    2. Масло, масляный, маслить, маслице.
    3. Сказывать, сказка, сказочный.

    Прочитайте. Укажите однокоренное слово к слову «горе»

    1. Горевать
    2. Горный
    3. Огородить

    Конспект урока “Однокоренные слова. Корень слова.”

    lazy

    Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
    Задачи:
    • Развить умение находить однокоренные слова;
    • Развивать умение выделять в однокоренных словах корень;
    • Понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них.

    Планируемые результаты урока:
    Сформируется базовый уровень умений:
    – Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
    – Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
    – Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

    Тема: Однокоренные слова. Корень слова.

    Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

    Развить умение находить однокоренные слова;

    Развивать умение выделять в однокоренных словах корень;

    Понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них.

    Планируемые результаты урока:

    Сформируется базовый уровень умений:

    – Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

    – Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

    – Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

    Универсальные учебные действия (УУД)

    Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

    Выявлять сущность, особенности объектов.

    На основе анализа объектов делать выводы.

    Обобщать и классифицировать по признакам.

    Ориентироваться на страницах учебника.

    Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

    Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

    Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Развиваем умение слушать и понимать других.

    Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    Оформлять свои мысли в устной форме.

    Умение работать в паре.

    Выполнять правила этикета.

    Развиваем умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

    О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    1. Орг. момент.

    – Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи себе и своим соседям! Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    2.Чистописание.

    -На минутке чистописания повторим соединения буквы

    «дэ». (д)

    Д Дд дд ди до од род

    (1 ученик на доске, остальные в тетрадях)

    Доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом

    Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.

    Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.

    Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе

    Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.

    Последний осенний месяц.

    II. Работа над темой урока.

    -Прочитайте три группы слов, написанных на доске.

    Сор, соринка, сорный

    Снег, снега, снегом

    Солдат, боец, воин

    — Найдите группу родственных слов. (1-я)

    — Почему вы так считаете? Докажите. (общая часть, которая общая по смыслу и написанию)

    — Как называется эта общая часть родственных слов? (Корень)

    — Это разные слова или одно и то же слово? (Разные однокоренные слова)

    — Что вы можете сказать о второй группе слов? (Формы одного и того же слова).

    — Почему вы так считаете? Докажите. (Одинаковые основы)

    — Что вы можете сказать о третьей группе слов? Это родственные слова? (Нет. Только близкие по значению)

    2.Определение темы урока :

    — Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

    (Об однокоренных словах, о корне слова, их общей части)

    Какая тема нашего урока?

    — Правильно, ребята. На уроке мы будем продолжать работать над темой «Корень слова. Однокоренные слова».

    3.Работа со словарём.

    — Как вы думаете, все ли вы знаете о корне и однокоренных словах?

    Слово корень – многозначное. Обратимся к словарю и посмотрим значения этого слова.

    Чтение сообщений по карточкам.

    -Итак, корень – это подземная часть растения, внутренняя находящаяся в теле часть зуба.

    Что общего в значениях слова корень? (Важная часть чего-либо)

    А ещё в словаре говорится, что корень – это основная значимая часть слова.

    Как по-другому можно сказать о корне слова?

    Вывод: корень – главная часть слова.

    4. Физкультминутка

    VI. Закрепление изученного материала.

    1. Самостоятельная работа. Работа с учебником.

    – Как правильно определить в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и найти общую часть)

    VIII. Проверка изученного

    Задание «Верно ли, что . »

    а) каждый ученик имеет карточку красного и зелёного цветов, которые использует при выполнении задания;

    б) учитель читает фразы;

    Верно ли, что в словах русского языка может быть два корня?

    Верно ли, что слово зерносушилка образовалось от слов картофель сушить?

    Верно ли, что в слове цветник два корня?

    Верно ли, что от фразы кофе варить образовалось слово кофемолка?

    Верно ли, что в слове жизнерадостный два корня?

    в) после каждой фразы школьники осмысливают сказанное, и, если с высказыванием согласны, поднимают карточку зелёного цвета, если не согласны – красного.

    Оценка статьи:

    1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)

    loading Загрузка…

  1. Чистый понедельник аргумент к итоговому сочинению
  2. Чистота моего города сочинение
  3. Чистый понедельник бунин аргументы к итоговому сочинению
  4. Чистый понедельник аргументы к итоговому сочинению человек путешествующий
  5. Чистота залог здоровья сочинение