Чиполлино положительные и отрицательные герои сказки

Тема урока: разыграй сказку. баба яга - русская народная сказка 1 класс цель: создание условий для продолжения знакомства с творчеством

Тема урока: «Разыграй сказку. «Баба Яга» — русская народная сказка» 1 класс

Цель: создание условий для продолжения знакомства с творчеством композиторов П.И.Чайковского, М.П Мусоргского и музыкальным воплощением образа Бабы Яги, как персонаже Славянской мифологии в фортепианных произведениях композиторов.

Задачи:

Личностные УУД:

  1. выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;

  2. уважительно относиться к русской музыкальной культуре на основе знакомства с музыкой русских композиторов.

  3. проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  1. извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;

  2. анализировать музыкальное произведение;

  3. сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока;

  2. использовать речь для регуляции своего действия;

  3. анализировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

  1. вести диалог с учителем;

  2. слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

  3. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, групповые.

Учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка, 1 класс» (УМК «Школа России».).

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.

Музыкальный материал:

  1. П.И. Чайковский «Баба-Яга»

  2. М. Иорданского «Баба-Яга», песенка-дразнилка.

  3. М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с

выставки».

  1. Татьяна Морозова — Бабка Ёжка.

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально — слушательская: прослушивание музыкального произведения П.И. Чайковский «Баба-Яга», М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки».

Музыкально — исполнительская: игра «Баба-Яга», пение песни Бабка Ёжка.

Творчество: инсценированние русской народной сказки «Баба-Яга», раскрашивание рисунка «Баба-Яга».

ХОД УРОКА:

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У.: Прозвенел звонок

Начинается урок

Дин-Дон, Дин-дон

— Здравствуйте, здравствуйте. (пропеваем)

У.: — На прошлом уроке мы познакомились с колыбельными песнями и узнали о них много нового. А почему песни называют колыбельными?

Д.: — Потому что это песни, с помощью которых убаюкивали детей.

У.: — Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как раньше называли колыбельные песни?

Д.: — Байками.

У.: — Правильно. А напомните мне, что же такое колыбельная песня?

Д.: — Колыбельная песня это один из жанров фольклора.

У.: — Какие же вы молодцы, всё запомнили. А вы знали, что, сказка – это тоже один из основных жанров фольклора. Герои сказок – это обычные люди и животные. Ребята, вы любите сказки?

Д.: — Да.

У.: — А какие сказки вы любите?

Д.: — Разные (Теремок, Колобок, Гуси-Лебеди, Жар-Птица и др.), самое главное, чтобы были с хорошим концом.

У.: — Молодцы. А в сказках всегда присутствуют только положительные герои?

Д.: — Нет, есть и отрицательные. Такие как Кикимора, Леший, Кощей бессмертный, Водяной.

У.: — Верно, молодцы. Через сказку впервые мы узнаем   главные понятия: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых.  Эти понятия ярко представлены в образах сказочных героев их взаимоотношений с окружающими.  Таким образом, сказка прививает добро.  Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно».           

У.: — Сегодня Муза обратилась к нам за помощью. Кто – то спрятался в коробочке,

шуршит, позвякивает, а выходить не хочет. Что нам необходимо сделать для того, чтобы узнать, кто же спрятался в коробочке?

Д.: — Угадать, кто там.

У.: — Совершенно верно. Чтобы вам легче было угадывать, я включу музыку П. И. Чайковского, которая передаст характер спрятанного в коробочке персонажа. Давайте внимательно послушаем музыку композитора и попытаемся угадать – кто это?

У.: — Скажите, а какой характер музыки?

Д.: — Взволнованная, стремительная, торопливая, колючая, пугливая, отрывистая, страшная, злая, недовольная.

У.: — Как вы думаете, на каком инструменте исполняется произведение?

Д.: — Фортепиано.

У.: — Правильно, а теперь скажите, узнали вы сказочного героя, который спрятался у нас в коробочке?

Д.: — Баба-Яга.

У.: — Скажите, пожалуйста, это персонаж добрый или злой?

Д.: — Злой.

У.: — Если это Баба – Яга, то какая она, как выглядит, во что она одета?

Д.: — Хитрая, обманщица, коварная, дружит с Кощеем, с разбойниками, она ужасно

одетая, с метлой, у неё костяная нога, кривой нос.

У.: — А теперь давайте посмотрим, отгадали вы или нет?

У.: — Молодцы, ребята. Вы правильно угадали, а что вам помогло в этом?

Д.: — Музыка.

У.: — Верно, мы прослушали с вами произведение русского композитора П.И Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома» и убедились, что музыка может нам изобразить сказочного героя и даже выразить его характер. Обратите внимание. На экране мы видим два портрета Бабы Яги, нарисованных художником. Прослушайте ещё раз произведение П. И. Чайковского.

У.: — Какой из портретов мог бы проиллюстрировать музыку композитора?

Д.: — Ответы учеников.

У.: — Посмотрите на экран. Перед вами изображения облаков со словами, характеризующими музыку произведения П. И. Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома». Найдите нужные слова.

Д.: — Быстро, агрессивно, стремительно, энергично.

У.: — Откройте учебник на странице 52. Давайте прочитаем русскую народную сказку « Баба-Яга ». (Чтение сказки)

У.: — Ну что, понравилась сказка?

Д.: — Да.

У.: — А песенка бабушки — рассказчицы из русской народной сказки «Баба — Яга»?

Д.: — Очень.

У.: — Давайте споём её Музе, может, она ей понравится.

У.: — А можно инсценировать эту сказку. Я буду автором, а вы – артистами и

зрителями (распределение ролей). Работа над интонационной выразительностью речи, пения, движений (при драматизации сказки).

У.: — Вы очень хорошо сыграли сказку. Особенно Музе понравилось,

как вы спели колыбельную песенку.

У.: — Я вас хочу познакомить с русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским, который написал несколько музыкальных пьес, одной из которых является «Избушка на курьих ножках», из цикла «Картинки с выставки». Обратите внимание на портрет композитора. Он с детства любил музыку, написал много произведений. Давайте послушаем, как он показал Бабу Ягу в музыке. При прослушивании вы должны быть очень внимательны. (Прослушивание музыки)

У.: — Какие чувства композитора выразила музыка?

Д.: — Волнение, недобрые чувства.

У.: — А какие музыкальные краски использовал Мусоргский, сочиняя эту пьесу?

Д.: — Низкие звуки, подвижный темп, резкая громкая мелодия.

У.: — Хорошо. А теперь постарайтесь раскрасить рисунок Бабы — Яги так, как вы представляете её.

У.: — Ребята, давай те посмотрим какие рисунки у вас получились.

У.: — Отлично. Все молодцы, все справились с заданием.

У.: — Ребята, сейчас к нам в гости придёт Баба-Яга. Мы с ней будем играть в игру, но для начала нам надо повторить песенку – дразнилку «Баба-Яга. (Повторение песенки)

У.: — Молодцы! Теперь постараемся медленно пропеть песню, без музыки, так же чётко проговаривая все слова.

У.: — Теперь, когда вы уже вспомнили песенку — дразнилку, мы можем пригласить в гости Баба — Ягу и начать игру.

У.: — В центре круга стоит Баба – Яга с завязанными глазами. В руках у неё помело. Вокруг бегают ребята и дразнят Бабу – Ягу (песенка – дразнилка «Баба — Яга»). Баба – Яга скачет в кругу на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться

помелом. Кого она запятнает, тот замирает на месте. Баба – Яга должна на ощупь узнать игрока. Если она отгадала, то этот игрок становится водящим.

У.: — Ну что ребята, понравилась игра с Бабою-Ягой?

Д.: — Да, очень.

У.: — Давайте вместе с Бабою-Ягой споём песенку под названием Бабка Ёжка, на предыдущих уроках вы её изучали с учителем. (Пение песенки)

У.: — Молодцы, давайте скажем большое спасибо Баба — Яге, что нашла время и прилетела к нам из дремучего леса.

Д.: — Большое спасибо! До новых встреч!

У.: — Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд.

По вертикали:

1. Название альбома П. Чайковского частью, которого является пьеса Баба-яга?

Ответ: детский

2. Метёлка Бабы-яги?

Ответ: помело

4. Где живёт Баба-Яга?

Ответ: лесу

По горизонтали:

3. Композитор, написавший Картинки с выставки?

Ответ: Мусоргский

5. Компания темных сил, окружающих Бабу-ягу?

Ответ: нечесть

Итог урока:

У.: — Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы все большие молодцы.

Тема:
С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ».

Цели деятельности
учителя:
ознакомить с биогра­фией известного детского писателя XX в. С. Я.
Маршака; дать представление о новом виде литературного произведения — пье­се-сказке;
показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения человека
от конкретных обстоятельств.

Планируемые результаты
изучения темы:

Предметные умения: знать содержание
прочитанного про­изведения; уметь воспринимать и анализировать текст,
опреде­лять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику
произведения, давать характеристику герою, ар­гументированно формулировать свое
отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД
(универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые
виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает
себя как инди­видуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и
сохраняет учебную задачу; пла­нирует (в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует
по плану.

Познавательные: осознает
познавательную задачу; осмыс­ливает цель чтения, выбирая вид чтения в
зависимости от ком­муникативной цели; извлекает необходимую информацию из
прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и
второстепенную информацию.

Коммуникативные: строит небольшие монологические
вы­сказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и ра­бочих группах
с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Эпиграф:

Я
думал, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.

                                    С.
Я. Маршак

Ход урока

I.
Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.

Родился
Самуил Яковлевич Маршак 3 ноября 1887 г. в городе Воронеже. Отцу приходилось
часто менять место работы. Трудно пришлось мальчику при поступлении в
Острогожскую гимназию, но позже он сумел перевестись в гимназию в Петербурге.

Судьба
свела Маршака с известным критиком В. В. Стасовым, который душевно отнесся к
мальчику: подарил библиотеку классиков, водил по музеям, познакомил юного поэта
с М. Горьким и Ф. Шаляпиным.

В 1912
г. Маршак уехал учиться в Англию. В это же время сотрудничал с разными
редакциями. Находясь в Англии, начал заниматься переводами английских и
шотландских баллад, творений У. Блейка и Р. Бернса.

Тогда
же начинает писать для детей. После 1917 г. заведует рядом детских домов и
колоний в г. Краснодаре. Здесь впервые в стране был организован детский театр.
Первые сказки С. Маршак написал для этого театра.

Писать
для маленьких читателей было непросто: на писателя обрушились враги фантастики,
веселых историй, сказок. Помог М. Горький, защитил детских писателей.

В
течение жизни С. Я. Маршак очень ответственно относился к работе.

В 1964
г. писатель тяжело заболел, ослеп и умер в том же году.

Литературное
наследие С. Я. Маршака до сих пор радует читателей и доставляет истинное
наслаждение любителям чтения.

II.
Работа над понятиями. («драматическое произведение»; пьеса).

Драма
от греч. – действие – произведение, предназначенное для постановки на
сцене.

В
таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров,
декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т. п.

Основу
действия пьесы составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют
действующими лицами.

Первое, с чем встречается читатель, это афиша – список
действующих лиц (экспозиция); ремарки (фр. замечания) – пояснения автора
к читателю. Пьеса делится на акты (действия), которые в свою очередь могут
делиться на сцены (картины).

— Основой сюжета сказки «Двенадцать месяцев»
стала
 западно – славянская  легенда о братьях – месяцах, встречающих у костра новогоднюю
ночь.

Вопрос: Почему Маршак назвал своё произведение не просто
сказкой, а сказкой– пьесой? (Пьеса – это литературное произведение,
предназначенное для театрализованного представления.)

— Чем
же отличается пьеса от других, уже прочитанных вами произведений?

Пьеса-сказка
«Двенадцать месяцев» опубликована в 1943 г. в тяжелые годы Великой
Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась
нужной и интересной и для детей, и для взрослых как в годы военного лихолетья,
так и в мирное время.

— 
Какая это сказка? 

Докажите, что она волшебная

( Волшебные помощники-12 месяцев, Волшебный
предмет –колечко, Волшебные события — быстрое изменение времен года,
Волшебное преобразование — Баба и дочь стаИ
собаками)                           

— Как вы думаете,
почему сказка называется так?

Месяцы идут один за
другим и
 никогда
не встречаются.

 Что вы можете сказать о падчерице, какая она? Трудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая.

Трудолюбие доброта
терпение приветливость

— Как вы думаете,
почему автор сделал Падчерицу главным персонажем своего произведения?
 Хорошая она девушка.

Такие качества как у
неё нам в жизни тоже будут полезны.

— Все ли люди, которые
окружали девушку, любили её?

Мачеха её не любила.
Она давала ей много работы.

— Какую самую трудную
работу мачеха приказала выполнить падчерице?

Зимой нарвать
подснежников.

— Зачем мачехе понадобились
подснежники?
 «По
воле королевы».

III. Словарная работа.

Падчерица  — приемная дочь

Канцлер –
человек, занимающий высшую государственную должность

Глашатай –
человек, объявляющий народу королевские приказы

Астролог
гадатель по звездам

Мантия –
накидка

Рескрипт –
распоряжение

Резолюция – решение, постановление

Ходатайство – просьба

IV.
Анализ 2-й картины I действия. Эпизод «Королевский урок».

Запись на доске: взбалмошная, глупая,
эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная,
послушная, грубая, капризная, решительная, трудолюбивая, приветливая,
завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, льстивая,
ленивая, лукавая и т. д.

Вопросы и задания:


Подберите определения, характеризующие королеву (падчерицу, мачеху, дочку).


Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и
своенравная?


Сравните урок королевы и обычный школьный урок: отметьте сходство и различия.

– Что
можно сказать о знаниях королевы?

Анализ 3-й картины.

Вопросы:


Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг к другу
старуха-мать и дочь?


Объясните значение слова «мачеха».

– Как 
дочь  и  мать  относятся  к  падчерице?  Из  каких  слов  сказки это видно?

Попробуем
сопоставить один и тот же эпизод в прозаическом и драматическом вариантах
сказки.

В
прозаическом варианте, когда мачеха посылает падчерицу в лес за подснежниками,
девочка думает: «Страшно теперь в лесу! Да и какие среди  зимы  подснежники. 
Только  пропадешь,  увязнешь  в  сугробах». Но она  не  осмеливается  перечить 
мачехе – плачет,  кутается  в  рваный платок и идет.

А вот
этот же эпизод в пьесе:

Падчерица. Да какие же теперь подснежники
– ведь зима!

Мачеха. Весною-то за подснежниками
не золотом платят, а медью!

Падчерица. Не пойду!

Дочка. А что же – мне вместо тебя в
лес идти?

Падчерица. Да ведь не мне золото нужно!

Вопросы:

– В
чем разница данных вариантов? (У героини появилась внутренняя твердость,
чувство собственного достоинства, проявились определенные черты характера.)

Обобщая
проделанную работу по анализу картин-эпизодов сказки, учитель задает вопросы:

– Кто
из героев первого действия воплощает в себе традиционно-сказочную идею зла? (Королева,
дочка, мачеха.)


Охарактеризуйте, в чем сходны, в чем различны героини?

V.               
Работа в парах

На
основании этого отрывка
 мы
можем сделать вывод о чертах характера персонажей.

У
вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать
те, которые характеризуют наших героев. Составьте цветок каждого героя.

1-я группа.

Падчерица — умная,
имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная,
послушная, готова простить.

2-я группа.

дочь — жадная,
безжалостная, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая,
эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.

Составление таблицы «Антитеза» на доске из лепестков.

— Вспомните, что такое
антитеза?

(Антитеза — стилистическая форма, оборот, в котором для
усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные
понятия)

     Домашнее
задание:
прочитать оставшиеся действия сказки.

Цель: Помогать детям составлять творческие рассказы Задачи:Образовательные: Учить детей менять содержание знакомой сказки, используя приемы фантазирования. Учить уходить от привычного стереотипа использование предметов, находить выход из безвыходной ситуации, использовать метод «спасательной ситуации». Совершенствовать связную речь, умение обобщать, делать выводы.

Развивающие: Развивать мышление, любознательность, воображение, память, общую инициативу детей. Развивать коммуникативные умения и навыки, умение договариваться. Развивать связную речь.

Воспитательные: Воспитывать доброту, заботу, любовь к окружающим на примере положительных сказочных героев. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Здоровьесберегающие: Способствовать снятию физического и умственного напряжения при помощи физ. минутки.

Ход НОД
Воспитатель. Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники?
Дети. Это люди, которые путешествуют, посещают разные страны. Воспитатель. А вы хотели бы ими стать?
Дети. Да.
Воспитатель. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово. Мы будем отгадывать его по 1-м буквам слов, отгаданных вами загадок.

1. Красна девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка.

2. На сметане мешён, на окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок.

3 Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит.

4 Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.

5 Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон.

6 В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.
Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка.
Дети выполняют задание, читают слово, решают, куда отправятся в путешествие.

С К А З К И

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит сказка?
Дети. Зачин, середина, концовка.
Воспитатель. Какими словами она начинается?
Дети. Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве…
Воспитатель. Какими словами заканчивается?
Дети. Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок…
Воспитатель. В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных.
Дети. Золушка, Мальвина, отрицательных —баба Яга, змей Горынович…
Воспитатель. Кто вам больше нравиться, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?
Дети. Тот, кто хорошо.
Воспитатель. — Дети, а сказка получиться, если будут только положительные герои или только отрицательные?
Дети. Нет, потому что добро всегда побеждает зло.
Воспитатель. Правильно, сказка не получиться интересной, если не будет злого серого волка, доброй Феи…Дети, в сказках всегда происходят чудеса, какие?
Дети. Есть колдовство, волшебные предметы, происходят чудеса.
Воспитатель. Какая, интересно, нас сказка ждет? Помогут нам в этом разрезные картинки. Нужно их собрать.
Дети. Достают из шкатулки разрезную картинку и выкладывают ее под музыкальную заставку.
Воспитатель. Кто узнал эту сказку?
Дети. Это сказка «Золушка».
Воспитатель. Кто же написал сказку «Золушка?» (дети озвучивают свои варианты) Эта сказка была написана Шарлем Перро более 300 лет назад. (Выставляется портрет писателя).
Воспитатель. Почему девочку назвали Золушка? Воспитатель показывает детям иллюстрацию из сказки (1)
Дети. Много работала, была испачкана золой. Воспитатель. — Но вы, должно быть, не знаете, что предшествовало этой сказке. Задолго до бала в королевстве появилась Фея Зла, которая очень-очень хотела выдать замуж за королевича свою племянницу. Но принц должен был обязательно влюбиться в Золушку. „Этому не бывать! Ведь не зря же я Фея Зла!“ – решила колдунья.
Добрая Фея, крестная Золушки, была далеко. Она поручила мальчику, который хотел стать волшебником, защищать Золушку и помогать ей.
Мачеха в очередной раз приказала Золушке за ночь очистить от мусора целый мешок гречки. И только девочка принялась за работу, как…

Ваши версии, дорогие сочинители сказок…
Дети озвучивают свои варианты…
После того как принимается одна из версий,педагог намекает на очередной злой замысел Феи: «Золушка побежала за ягодами, но вместо них попадались только мухоморы. А без ягод мачеха девочку на порог не пустит…»
Дети придумывают, что произошло дальше.

Физминутка

Развитие общей моторики с речевым сопровождением.
(Дети встают в пары, двигают перекрещенными руками к себе и от себя, имитируя пилку дров).
Пили, пила, пили дрова, На печечку, на банечку, На теплую лежаночку. А теперь веники возьмём мы дружно (мтем пол)
Золушке помочь нам нужно. Мы подтянемся немножко, Вытрем пыль всю у окошка., (руки вверх)
Подметем и тут и там (движения руками вправо-влево)
Не забудем про чулан. (повороты туловища вправо-влево)
А сейчас сдуем паутину со всех углов.

Воспитатель предлагает детям пофантазировать на тему, почему Золушканикак не могла сшить шляпки для дочек мачехи: ленты почему-то рвались и не завязывались …
Дети озвучивают свои варианты…

Воспитатель «Золушка так устала за последние дни перед балом, что решила найти отца и рассказать ему о своем тяжелом житье. Она побежала в лес – отец Золушки был королевским лесничим, но…»
Дети придумывают, что произошло дальше.

Завершая занятие, педагог интересуется у детей, понравилось ли им сочинять сказку.
Воспитатель «Но сказка у нас не закончена, так как Фея Зла еще не покинула королевство. Если придумаете, как удалось от нее избавиться, расскажите мне».
Ответы детей.

Игра «Что было потом»

Воспитатель показывает детям иллюстрацию из сказки (6)
Воспитатель: А как вы думаете, что было потом?
(Варианты ответов детей)
Воспитатель: А туфельки Золушки? Что же случилось с ними?
(Варианты ответов детей)

Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель. Ребята, вам понравилось в сказочной стране? А понравилось быть сказочниками? А мне было приятно слушать ваши сказки. Как вы думаете, чему учит нас эта сказка?
Дети. Доброте. Кто много трудится, получает по заслугам.
Воспитатель. Наша сказка тоже не закончена. Нам нужно волшебство. Какое?
Дети. Раскрасить рисунки.
Воспитатель. В свободное время, мы раскрасим рисунки и соберем свою книгу. Спасибо всем.

 летучий корабль

Персонажи сказки

В русских народных сказках встречаются положительные и отрицательные герои. Об их характерах можно написать в читательском дневнике. Основные персонажи произведения:

  • дурень;
  • старичок;
  • попутчики;
  • царь;
  • старик и старуха;
  • старшие братья.

Дурень был младшим сыном старика и старухи. На него никто не обращал внимания, из-за этого ему приходилось периодически даже голодать. А на самом деле он не так прост, каким казался. Этот юноша был добрым и отзывчивым, а также храбрым. Старшие братья таким поведением не отличались.

Летучий корабль народная сказка

Старичок встретился дурню в лесу. Он не помог грубым людям, но обходительный юноша заслужил его доверие. Оказалось, что старичок был волшебником. Встретились младшему брату и другие попутчики: Стреляло, Слухало, Объедало, Холодило, Скороход, Опивало и Человек с хворостом. У каждого из них был особый талант, они помогли дурню выполнить все поручения царя.

Правитель той стороны представлен в сказке как глупый и жадный человек. Он не умел держать своего слова, пытался обмануть младшего брата.

Его поступки заслуживают наказания — в результате царя выгнали из дворца. А на царевне в конце сказки дурень женился.

Краткое содержание

Лучше понять героев «Летучего корабля» поможет краткое содержание сказки. Жили на свете старик и старуха, у них было три сына. Старшие были умными, а младшего все считали дурнем. Прошёл по той стороне слух, что царь хочет выдать свою дочь замуж за того, кто построит ему корабль, на котором можно летать. Тогда отправились старшие братья во дворец, чтобы попытать счастья. Старуха дала им с собой свежего хлеба, водки и благословила на дальнюю дорогу.

Летучий корабль главные герои характеристика

Дошли они до леса, нарубили деревьев и не знали, что с ними делать дальше. Вдруг подошел к ним старичок и попросил поделиться с ним едой. Братья посмеялись над ним и прогнали. Пришлось вернуться домой без ничего, так как не смогли они построить корабль. Тогда в путь решил отправиться младший брат. Посмеялись над ним старшие и родители, дали ему краюху чёрствого хлеба и флягу с водой.

Отправился дурень в лес, срубил дерево, вдруг подошел к нему старичок. Юноша поделился с ним черствым хлебом и водой, и внезапно они превратились в белые караваи и водку. С помощью волшебства помог старичок дурню построить корабль и наладить ему паруса. Отправился младший брат в путь на летучем судне. Старичок ему приказал подбирать на корабль всех прохожих.

Полетел юноша на корабле, вдруг увидел на земле человека. Он назывался Слухало и сказал, что слышит всё на свете. Путь они продолжили вместе. По дороге им встретились еще несколько человек, у каждого была своя особенность:

  • Скороход — бегает быстрее всех;
  • Стреляло — метко стреляет;
  • Объедало — очень много ест;
  • Опивало — может выпить целое озеро;
  • Человек с хворостом — делает войско из палок;
  • Холодило — умеет напускать холод.

 летучий корабль читать

Вместе прилетели они к царю, но тот не захотел отдавать дочь за простого мужика. Решил он тогда заставить их выполнять несколько заданий. Первое — принести живой и мёртвой воды. Скороход побежал выполнять это задание, но по дороге он уснул. Его храп услышал Слухало, позвал Стреляло, тот разбудил его стрелой.

Царь задал второе задание — съесть 20 быков и 40 буханок хлеба. С этим справился Объедало. А сорок ведер пива выпил Опивало. Выжить в растопленной докрасна бане дураку помог Холодило.

Когда царь хотел пойти войском на мужиков, Человек с хворостом одолел его помощью своих солдат. Подлого правителя выгнали из страны. А дурень наконец-то смог жениться на его дочери.

Герои мультфильма

По мотивам сказки был снят мультфильм. Но он немного отличается от оригинала.

Основные герои мультика «Летучий корабль»:

Летучий корабль герои

  • царь;
  • царевна Забава;
  • боярин Полкан;
  • Иван;
  • водяной;
  • бабки-ёжки.

В мультике у царя была дочь Забава, которую он хотел выдать замуж за жадного и жестокого боярина Полкана. Отца не беспокоило, что девушка хотела полюбить по-настоящему. Он хотел, чтобы она всегда жила в достатке.

 летучий корабль главные герои

Забава — романтичная натура, которая хотела влюбиться в доброго юношу. Она мечтала о маленьком домике со скамьей, кошке и детишках. А злой и отвратительный внешне Полкан вызывал у неё отвращение. Забава могла постоять за себя, она бы не позволила боярину жениться на ней против ее воли. Девушке понравился трубочист Иван. Это был добрый, отзывчивый и трудолюбивый юноша, такой же романтичный, как и она сама.

За его хороший характер ему помог водяной. Это существо жило в озере и мечтало когда-нибудь взлететь в воздух. Бабки-ёжки в мультике — ведьмы, которые знали заветные слова для корабля.

Сравнение сюжетов

В читательском дневнике или конспекте можно написать краткое содержание мультфильма, ведь он отличается от самой сказки. В одном царстве был правитель со своей молодой дочерью. Он хотел выдать её замуж за богатого боярина. В мультике уже был претендент на ее руку, поэтому царь не собирал женихов со всего света.

Герои сказки летучий корабль

Но девушка хотела найти свою настоящую любовь. Она мечтала встретить доброго и отзывчивого юношу, с которым могла бы жить далеко от дворца. Однажды ей повстречался такой — трубочист Иван. Этот молодой человек покорил её своим хорошим характером. Тогда Забава поставила своему отцу условие: она выйдет замуж только за того, кто построит корабль, который мог бы летать. Полкан сказал царю, что его богатство позволит купить это судно. В мультфильме царевна уже была знакома со своим будущим супругом и успела его полюбить.

А Иван отправился в лес, где долго думал, как построить корабль. Там он повстречал волшебное существо — водяного. И он решил помочь трубочисту. Водяной дал ему волшебный набор инструментов. С его помощью Иван смог построить корабль. Но судно не хотелось взлетать, так как трубочист не знал волшебных слов. Их могли ему сказать только бабки-ежки. В сказке у юноши было гораздо больше помощников с волшебными способностями.

Тогда юноша отправился дальше в лес, где повстречал этих женщин. Их было много, они пели о своих приключениях и выходках. А в конце сели ступы, сказали волшебные слова и поднялись в воздух. Радостно Иван направился обратно к своему кораблю. Но там его уже поджидал Полкан. Он хотел купить корабль, но трубочист отказался его продавать. Случайно Иван сказал половину волшебной фразы. Тогда люди Полкана схватили его, связали и бросили в реку.

Боярин привел царя к кораблю и сказал, что выполнил его задание, поэтому теперь он женится на Забаве. Правитель зашёл на палубу и произнес половину заклинания, судно зависло в воздухе. Полкан согласился спасти царя только в обмен на корону. В сказке царь не терял своего титула.

В это время Ивана спас его старый друг — водяной. Юноша по трубе забрался в комнату к Забаве и сказал, что летучий корабль построил он. Влюбленные сбежали, забрались по лестнице на корабль, Иван сказал волшебные слова, а Полкан упал с высокой лестницы судна.

Забава с трубочистом улетели, а боярин с царем остались во дворце. А в сказке судьба корабля осталась неизвестной, хотя царевна тоже вышла замуж за дурня.

Анализ произведения

Практически все детские произведения основаны на фантазии и нереальных событиях. В доброй сказке «Летучий корабль» волшебные помощники стали друзьями основным персонажам. Малыши часто не понимают, почему главным героям постоянно кто-то помогает. Но в этом и состоит мораль любой сказки: добрые поступки всегда вознаграждаются.

Летучий корабль персонажи

В «Летучем корабле» персонажи сильно отличались по характеру. Царь, представитель высшего класса, не был добрым, зато был хитрым и умным. Но и он понес наказание, как и старшие братья дурня. Они остались ни с чем, ведь не смогли проявить доброту к старичку в лесу. Так и царя выгнали из его же страны за то, что он не сдержал собственные слова.

В этой сказке скрыта не одна важная тема:

  • дружба;
  • справедливость;
  • верность своему слову;
  • проблемы родителей и детей.

Иван самостоятельно не смог справиться с задачей, которую поручил ему царь. Но он подружился с волшебными существами. И за его хорошее отношение к себе они помогли ему построить летучий корабль. Так проявилась сила дружбы, а также справедливость, ведь благородные поступки всегда должны вознаграждаться добром.

 сказка летучий корабль

Царь не смог сдержать своё слово. Он обещал выдать свою дочь за того, кто построит летающее судно. Но когда он увидел, что это сделал простой мужик, то решил его обмануть. Царь мечтал, что дочь выйдет замуж за богатого человека. Нельзя давать обещания, а потом их не выполнять. За это в любом случае ожидает расплата.

В сказке также затронута проблема детей и родителей. Старик и старуха любили своих старших братьев, ведь они были умнее. А младшего они не воспринимали всерьез, так как считали, что он не сможет сделать ничего толкового. Ему приходилось голодать, у него была плохая одежда. Хорошие родители не будут так обращаться со своими детьми, любого ребёнка они будут любить независимо от его умственных и физических способностей.

Сказка «Летучий корабль» учит детей добру и справедливости. Благодаря этому произведению можно поверить в силу дружбы, истинной любви и волшебства. Самое трудное дело может оказаться простым, если есть хорошие помощники.

Не нужно отчаиваться и бросать всё на полпути. Важно помогать окружающим, и тогда они ответят добром.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 69-71. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Литературная сказка»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

1. Вы уже знаете, что сказки бывают народными и литературными, то есть пересказанными и придуманными писателями. Подумайте, чем объясняется сходство сюжетов народных сказок и сказок, созданных писателями разных стран.

Сходство сюжетов народной и литературной сказки часто основано на том, что писатели использовали сюжеты народных сказок. Они перерабатывали их на свой лад, но оставляли основные события и героев.

Часто это происходит потому, что писатели владеют литературным языкам и обрабатывают сказки, рассказанные неграмотными людьми, делая их удобными для чтения.

Но также сходство сюжетов основано на том, что все сказки проповедуют одни и те же моральные ценности, торжество добра над злом. Эти ценности присущи всем народам.

2. Составьте таблицу «В чём схожесть и различие народных и литературных сказок».

Сходства и различия народных и литературных сказок

Народная/литературная

Авторство: народ/писатель.
Форма: устная/письменная.
Возможность изменения: допускается/не допускается.
Время создания: не определено/указано конкретное.
Жанры: волшебная, бытовая, о животных/может включать черты всех жанров.
Место действия: сказочный мир/сказочный и реальный мир.
Герои: положительные и отрицательные/могут обладать и положительными, и отрицательными качествами.
Отношение автора: не показано/показано.
Сюжет: вымышленные события.
Главная тема: противостояние добра и зла.
Средства выразительности: используются.
Обязательные элементы: зачин, концовка, присказка/могут не иметь.

3. Сравните героев литературной и народной сказок.

Герой народной сказки:

Всегда уходит из дома, чтобы совершить подвиг, пройти испытания.

Преодолевает все трудности на своём пути.

В пути ему помогают волшебные предметы и помощники.

Всегда возвращается изменившимся.

Герой литературной сказки:

Может не уходить из дома, а может попадать в волшебный мир. (Ослик Мафин или Младшая дочь в сказке «Аленький цветочек)

Не всегда сталкивается с трудностями, но если сталкивается, преодолевает их. (Элиза в сказке «Дикие лебеди»)

Встречается с волшебными предметами и помощниками, если сказка волшебная. (Солдат в сказке «Огниво»)

Остаётся таким же как был внешне, но меняется внутренне. («Бременские музыканты»)

4. Вспомните и назовите фамилии тех, кто переводил сказки зарубежных писателей.

Это Борис Заходер, который перевёл «Винни Пуха», Василий Жуковский переводил сказки Шарля Перро, Пётр Ганзен переводил сказки Андерсена, Самуил Маршак переводил сказки разных народов, Ирина Токмакова переводила сказки про Муми-тролля, Наталья Рахманова перевела «Хоббита».

5. Какие виды сказок (волшебные, бытовые, о животных) легли в основу сказок братьев Гримм, Перро, Андерсена, Аксакова? Обоснуйте своё мнение.

В основу этих сказок легли все жанры народных сказок.

Так, сказки «Белоснежка и семь гномов», «Спящая красавица», «Дикие лебеди», «Аленький цветочек» имеют в основе волшебные сказки. В них происходят чудеса, волшебные превращения, есть волшебные предметы и помощники.

Сказка «Бременские музыканты» имеет в основе сказки о животных, ведь её героями стали животные.

А такие сказки, как «Чайник», имели в основе бытовые сказки, просто их героями стали предметы, а не люди.

6. Подумайте и обсудите друг с другом, есть ли в прочитанных сказках, кроме волшебных событий, глубокий, поучительный смысл, который объединяет их с притчами, народными сказками.

Во всех прочитанных мной сказках есть глубокий, поучительный смысл. Они говорят нам о том, что человек может стать счастливым, добиться успеха, только если будет хорошо относиться к другим людям, делать добро.

Но этот же глубокий смысл содержится и в народных сказках и притчах.

7. Попробуйте на основе сюжета сказки Андерсена «Пятеро из одного стручка» построит научно познавательный рассказ.

Научно-познавательный рассказ «Пятеро из одного стручка»

Горох — удивительное растение семейства Бобовых.

Чтобы появилось новое растение, семя гороха, горошина, должно попасть в землю. Оно прорастает и даёт росток. Если росток поливать, освещать солнцем, то он будет расти. Стебель гороха гибкий, стелящийся. Поэтому под него ставят подпорки или его подвязывают.

Потом на растении появляются нежные бело-розовые цветы. На их месте образуется плод гороха — стручок, в нём зреют горошины. Молодой стручок зелёный и сочный. А спелый сухой и желтый, в нём могут находиться до десяти крупных горошин. Осенью стручок лопается и горошины падают на землю.

Но не все они дадут начало новым растениям. Часть погибнет, другая часть будет съедена птицами и животными, и только некоторые присыплет землёй и они успешно перезимуют, чтобы весной прорасти.

8. Сравните цели авторов художественных произведений и научно-познаваетльных рассказов.

Автор художественного произведения не ставит целью поделиться научными, реальными фактами, он хочет рассказать поучительную историю, которая развлечёт или позабавит читателя.

Автор научно-познавательного рассказа ставит целью поделиться фактами о природе или предмете, заинтересовать ими читателя, расширить его кругозор.

9. Каких русских писателей сказочников вы знаете? Выпишите их произведения в творческую тетрадь. Составьте список произведений, которые вам хотелось бы прочитать.

Список произведений русских сказочников для 4 класса

  1. Александрова Т. «Домовёнок Кузька».
  2. Волков А. «Волшебник Изумрудного города».
  3. Гераскина Л. «В стране невыученных уроков».
  4. Даль В. «Сказки».
  5. Ершов П. «Конёк-Горбунок».
  6. Жуковский В. «Сказки».
  7. Иванов А. «Приключения Хомы и Суслика».
  8. Козлов С. «Ёжик в тумане».
  9. Лагин Л. «Старик Хоттабыч».
  10. Мамин-Сибиряк Д. «Алёнушкины сказки».
  11. Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»
  12. Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей».
  13. Пушкин А. «Сказки».
  14. Толстой А. «Золотой ключик».
  15. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья».

10. К каким сказкам сделаны иллюстрации? Кто их авторы?

Эти иллюстрации сделаны к сказке Павла Ершова «Конёк-Горбунок» и сказке Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница».

AVvXsEhZuLnxfNZmd4CTW2GZADELTwiervDwJzjkDkgVVto0Vy5OvUoJSqIwaNBpqRQPNaEepRYlfVZkqunpOTDPN2JcFlElcN9xTcY2MXiksd4LDiG28EzndEkQcgRzQJY5wB20cDV aCg8APHFiIbLit Yd9v9M3cnVPzAxXbt41Cf1jJ96PSRPW2J4Knn0w=w400 h188

11. Соберите материал для выставки «Сказки русских писателей» и «Сказки писателей разных стран».

Для выставки «Сказки русских писателей» можно использовать список из пункта 9.

Список книг для выставки «Сказки писателей разных стран»

  1. Андерсен Г-Х. «Сказки».
  2. Барри Д. «Питер Пэн».
  3. Бжехва Я. «Академия пана Кляксы».
  4. Братья Гримм «Сказки».
  5. Гауф В. «Сказки».
  6. Киплинг Р. «Маугли».
  7. Кэролл Л. «Алиса в стране чудес».
  8. Линдгрен А. «Карлсон, который живёт на крыше».
  9. Льюис К. «Лев, колдунья и платяной шкаф».
  10. Милн А. «Винни Пух и все, все, все».
  11. Пьеро Ш. «Сказки матушки гусыни».
  12. Пройслер О. «Маленькая баба-яга».
  13. Родари Д. «Путешествие Голубой стрелы».
  14. Трэверс П. «Мэри Поппинс».
  15. Яннсон Т. «Муми-тролль и комета».

12. Найдите и прочитайте биографию Андерсена. Какие особенности его жизни отразились в знаменитой сказке «Гадкий утёнок»? Какие его сказки вы представите на выставке? Составьте краткую аннотацию к сборнику сказок Андерсена.

Пример рассказа-биографии о жизни и творчестве Андерсена можно прочитать, перейдя по ссылке. Там есть ответы почти на все заданные вопросы.

  • Числа в народных сказках пословицах и поговорках
  • Чиполлино кто написал эту сказку
  • Чисать или чесать как пишется
  • Чип тюнинг как пишется
  • Чиполлино чья сказка страна