Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 15-31.
УКМ «Школа России»
Ответы на вопросы раздела «Устное народное творчество»
1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.
К устному народному творчеству мы относим произведения, автором которых является народ. Такие произведения сочинялись во все времена, и раньше передавались из уст в уста.
В этих произведениях люди выражали свою мечту о счастье.
К устному народному творчеству относятся малые фольклорные произведения, в том числе сказки. Сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных.
В волшебных сказках всегда есть волшебные предметы и сказочные превращения.
2. Какие виды народного творчества ты знаешь?
Заклички, песни, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки.
3. Составь список книг, которые можно поместить на выставке «Народное творчество».
Список книг для выставки устное народное творчество:
- Русские народные сказки.
- Русские волшебные сказки.
- Русские бытовые сказки.
- Русские сказки о животных.
- Сборник «Народные песни».
- «100 пословиц и поговорок».
- Сказки народов России.
- «Пословицы и поговорки о временах года».
- «Лучшие детские загадки о животных».
- «Считалки и скороговорки для детей».
4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.
Примеры рассказов о каждом из этих народных промыслов можно посмотреть, перейдя по ссылке.
5. Дополни текст заклички:
Бабочка, бабочка, сядь на ладошку —
Сядь на цветок — принеси нам медок.
Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам!
Принесите нам тёплую весну и солнце!
6. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна!
Пример заклички про весну для 3 класса
Весна-красна! Приходи к нам быстрей!
Яркое солнышко, свети нам теплей!
Милый дождик лей, лей сильней!
Мы станцуем вам быстрый хоровод
Чтобы меньше было у людей хлопот!
Приходи скорее в гости к нам весна!
Красно солнышко горит и весна красна!
7. Собери пословицы на стр. 53 в учебнике. Восстанови загадки на стр. 54.
Пример выполнения этого задания смотри в ответах на вопросы учебника к этому разделу по ссылке.
8. Придумай свои загадки к словам: лёд, снег, весна, листья, дождь, лес, подсолнух.
Примеры загадок к словам для 3 класса
Между снегом и водой
Он бывает голубой.
(лёд)
Солнце на земле растёт —
Кто захочет, тот сорвёт!
(Подсолнух)
Он не море и не поле —
Для деревьев он раздолье!
(Лес)
Под деревьями трава,
А на дереве ….
(Листва)
С неба звёздочки летят,
Только губы холодят.
(Снег)
Если он идёт стеной —
Это значит проливной.
(Дождь)
Тает снег, бегут ручьи. Прилетели вновь грачи.
Значит кончилась зима. Значит к нам пришла …
(Весна)
9. Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие «докучать».
Это понятие лучше всего раскрывает слово «Надоедать».
10. Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?
Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте!
Повторяющиеся слова: ноги, хвост, увязнет, вытащит.
Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?
10. Попробуй сочинить докучную сказку.
Примеры оригинальных докучных сказок можно посмотреть, перейдя по ссылке.
11. Раздели текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка на смысловые части. Выпиши опорные слова. Озаглавь части. Можно ли твою запись считать планом? Докажи.
План сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.
12. Сколько раз повторяются слова «Солнце высоко…»? Какие ещё слова повторяются?
Слова «Солнце высоко…» повторяются в сказке три раза.
Также повторяются слова: «Не пей, братец», и призыв Иванушки: «Выплынь, выплынь на бережок».
13. Раздели сказку «Иван-царевич и серый волк на три части. Озаглавь их.
Пример разделения сказки на три части можно посмотреть в ответах на вопросы учебника, перейдя по ссылке.
14. Как ты понимаешь выражение «Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?
Это выражение описывает скорость передвижения волка.
Я представляю такие картины:
Леса пробегали мимо глаз с такой скоростью, что казались синими.
От помахивания хвоста на бегу по воде озёр идут волны.
15. Каким был Иван-царевич?
Он был добрым, смелым, решительным и мужественным. Он не был хитрым, потому что всё время попадался. Он был исполнительным и трудолюбивым, потому честно сторожил яблоки. Он не был глупым, но и умным его нельзя назвать.
16. Сравни сказку, иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова. Какое настроение создают? Запиши свои мысли используя опорные слова.
Пример сравнения картины Васнецова и иллюстрации Билибина можно посмотреть, перейдя по ссылке.
17. Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.
Портрет: Аргунов «Портрет Шереметьева», Маковский «Алексеич».
Пейзаж: Ге «Мост в Вико», Шишкин «Дубы».
Натюрморт: Ван Гог «Натюрморт с гладиолусами», Серебрякова «Натюрморт с кувшином».
18. Найди в сказке «Сивка-бурка» зачин.
Зачин: «Жил-был старик, и было у него три сына».
Мы сразу узнаём, кто будет героями сказки.
19. Составь таблицу сказочных зачинов.
Жили-были: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
В некотором царстве, в некотором государстве: «Царевна-лягушка», «Медное, серебряное и золотое царства», «Каменное царство».
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве: «Сказка о золотом петушке».
Ехал однажды мужик с базара: «Мудрая девушка».
20. По каким признакам можно определить волшебную сказку?
Выбираем: Чудеса и превращения, волшебные слова, волшебные предметы, троекратные повторы.
Дополняем: волшебные существа, сказочный мир, борьба добра со злом.
21. Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.
Вспомним сказку «Вещий сон». В ней используются сразу три волшебных предмета из этого списка.
Её главными героями являются Иван, Царевич и Елена Прекрасная.
Иван не хотел рассказывать вещий сон и Царевич бросил его в темницу. Сам Царевич поехал свататься к Елене Прекрасной, а Иван набрал одиннадцать товарищей и поехал следом.
По дороге он забрал у спорящих старичков шапку-невидиму, сапоги-скороходы и ковёр-самолёт, и с их помощью помог Царевичу отгадать загадки Елены.
Царевич успешно женился и вернулся домой.
В этом и состоял вещий сон, увиденный Иваном.
22. Рассмотри иллюстрацию Васнецова на стр. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести?
Это эпизод третьего прыжка Сивки-Бурки. Иван допрыгнул до Елены и снял перстень.
Герои очень красивые, как я их и представляла.
23. Придумай свои вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка».
Двадцать вопросов по содержанию сказки и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.
24. Как бы ты сказал, что такое сказка?
Сказка — это литературное или народное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло.
25. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?
Чудесные превращения, троекратные повторы, зачин, концовка, присказка, сказочные помощники, невероятные события.
26. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах:
Бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Как Иванушка-дурачок дверь стерёг».
Сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петушок и бобовое зёрнышко».
Волшебные сказки: «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»
27. Сравни произведения художников Билибина и Васнецова. Составь рассказ об одном из них. Запиши план рассказа.
Пример рассказа о художниках Васнецове и Билибине можно посмотреть в ответах на вопросы учебника к этому разделу, перейдя по ссылке.
План рассказа о художнике для 3 класса
- Годы жизни.
- Как стал художником.
- Самые известные картины.
- Моя любимая картина.
- Впечатление от картины.
28. Сочини свою волшебную сказку.
Пример самостоятельно мной придуманной волшебной сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.
29. Говорят, что сказка — добрым молодцам урок. Чему тебя учат сказки?
Сказки учат: отличать добро от зла; совершать хорошие поступки; быть находчивым и смелым; быть мудрым, отзывчивым, честным; понимать, что такое настоящая дружба; сравнивать героев.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 135-136.
УКМ «Школа России»
Раздел «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природу в разное время года?
Я читала многие стихотворения Пушкина о природе.
Во втором классе мы изучали стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» и «Зима, крестьянин торжествуя».
В третьем классе мы проходили стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».
В этом году прочли стихотворения «Унылая пора» и «Туча».
Поэт пишет об осени, лете и зиме. Он одушевляет природу и поэтому она оживает в его описаниях. Пушкин использует очень красивые эпитеты и сравнения, которые позволяют ему показать всю красоту природы.
2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них. Постарайся употребить в своём рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, одежду и занятия героев.
Пересказ восточной сказки «Али-баба и сорок разбойников» для 4 класса
В одном персидском городе жил бедняк Али-Баба и его богатый брат Касим. Касим торговал на базаре цветными халатами и был женат на дочери судьи.
Али-Баба возил в город дрова с гор и едва сводил концы с концами. Он был женат на доброй девушке.
Однажды Али-Баба стал свидетелем того, как банда разбойников скрылась в пещере. Он услышал волшебные слова, которые открывали пещеру: «Симсим, откройся».
Когда разбойники уехали, Али-Баба вошёл в пещеру и набрал много сокровищ.
О богатстве брата узнал Касим, и тоже отправился в пещеру. Но от жадности он забыл волшебные слова, его застали разбойники и убили.
Разбойники решили найти Али-Бабу. Они отправились в город. Но служанка Али-Бабы заметила, что их дом помечают крестиком, и поставила такие же кресты на всех домах.
А когда разбойники попытались проникнуть в дом в кувшинах, служанка залила их кипящим маслом, а атамана зарезала кинжалом.
Али-Баба был счастлив и щедро наградил находчивую служанку.
3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни как ты понимаешь слово отгадку. Какую … сказку ты прочитал в этом разделе?
Я читала все сказки Пушкина: «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане».
Пример заполнения кроссворда можно посмотреть внизу страницы.
По вертикали получается слово Прозаическая. Это значит написанная прозой, не стихами.
В этом раздели мы прочитали стихотворную сказку «О мёртвой царевне» и прозаическую сказку «Ашик-Кериб».
4. Вспомни, что такое басня? В чём заключаются её особенности?
Это литературное произведение, которое носит поучительный характер. Героями басен являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.
5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?
В баснях Толстого героями выступают люди, а не животные. Писатель не использует иносказание, но его басни очень поучительны.
Мораль басен Толстого содержится в основной мысли басни. Она обязательно выражена в произведениях, но иногда не явно.
Например, в басне «Правда всего дороже» мораль вынесена в заголовок. А в басне «Как мужик убрал камень» она неявная. Но её можно выразить пословицей: «Сметка всего дороже».
Найдя главную мысль басни, мы понимаем, что хотел сказать писатель. Например, в басне «Старый дед и внучек» ребёнок вырезает для родителей лохань. Родителям становится стыдно, а мы понимаем, что старых нужно уважать.
6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются? Обсудите с другом.
Эти рассказы сближаются тем, что их герои мальчики, которые очень любят своих родителей, особенно маму. Об этом говорит Николенька, о маме беспокоится Володя.
Различаются эти рассказы поступками мальчиков. Николенька очень домашний и тихий ребёнок. Для него счастье в том, чтобы быть рядом с мамой.
Володя сбегает в Америку и делает маме больно. Но он осознаёт свою ошибку.
7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми-героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей? Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.
Я читала много рассказов Толстого о детях.
Это «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Акула», «Прыжок» и некоторые другие.
Герои этих рассказов — обычные дети, часто живущие в деревне. Все они совершают какие-то поступки, заставляющие читателя переживать за них. Иногда это очень добрые и правильные поступки, как решение Филипка идти в школу. Иногда — глупые, как попытка мальчика поймать на мачте обезьяну.
Но автор специально рассказывает об этих поступках, чтобы на примере своих героев научить читателя тому, как правильно поступать, а как поступать не надо. Для него важно, чтобы читатели выросли хорошими и честными людьми.
Мне особенно понравился рассказ «Акула», пример пересказа которого можно найти по ссылке.
26 декабря 2021 г. 15:45
26 декабря 2021 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем апостольском чтении, а это было Послание к Колоссянам (Кол. 3:4-11), мы слышим такие слова: апостол Павел призывает нас совлечься ветхого человека, то есть разрушить в себе ветхого человека, и облечься в нового, созданного по Богу. Во времена апостола Павла это была очень актуальная тема, ведь он проповедовал и иудеям, и язычникам. Апостол проповедовал людям эпохи, в которой не было известно имя Господа и Спасителя, каждый жил по законам своей, ветхой веры: язычники — по своим законам, иудеи — по своим. Поэтому можно смело сказать, что призыв отречься от ветхого человека, от идеала человеческой жизни, порожденного язычеством или ветхозаветной традицией, был, конечно, призывом революционным. Как же так — порвать с прошлым, с обычаями, с привычками, в каком-то смысле даже со своей культурой, и облечься в нечто новое, в какого-то нового человека?
Призыв апостола Павла, произнесенный две тысячи лет назад, остается очень актуальным и по отношению к каждому из нас. Ведь в каждом из нас живет ветхий человек, и жизнь этого ветхого человека выражается в первую очередь в том, что мы в своем поведении, в своем отношении к ближним и дальним часто руководствуется не тем, что было предложено Господом и Спасителем и что должно было сформировать нового человека, по Богу созданного, а руководствуемся эмоциями, страстями, греховными мыслями. Только о зависти можно говорить часами, потому что это страшный грех, который деформирует человеческое сознание и человеческую жизнь, — но и он оттуда же, из древних времен. А ведь в человеке, воссозданном через Боговоплощение и через приобщение к Господу и Спасителю, этого быть не должно! Тем не менее ветхий человек живет в нас, помрачает наше сознание, прокладывает некие греховные ориентиры в нашей жизни.
Поэтому послание апостола Павла, обращенное к древним колоссянам, и сегодня обращено к нам. Мы должны отречься от ветхого человека, а для того чтобы это сделать, у нас есть Слово Божие — Евангелие, которое мы должны читать каждый день, хотя бы по одной главе, и размышлять над ним. Мы должны внимательно слушать проповедь в храме и потом, размышляя над сказанным, делать правильные выводы для своей жизни, преломляя их в нашем отношении к людям, но, в первую очередь, в нашем отношении к Богу.
Замечательные слова апостола Павла о том, что нам надлежит совлечь с себя ветхого человека, должны стать руководством для всех нас. Конечно, не так просто совлечь с себя ветхого человека, который продолжал навязываться в качестве идеала на протяжении двух тысяч лет христианской истории. Ветхий человек как идеал присутствует не только на уровне наших страстей, но и в художественной литературе, и особенно в современном кинематографе. Вновь и вновь ветхий человек предлагается как жизненный идеал — чаще всего именно в средствах массовой информации и произведениях современной культуры мы сталкиваемся с пропагандой ветхого человека. Поэтому для нас, современных людей, призыв апостола Павла совлечь с себя ветхого человека означает не только нашу внутреннюю работу над самими собой. В первую очередь это призыв к духовной бдительности, к тому, чтобы мы не впускали ветхого человека в качестве идеала в свое сознание и в свое сердце, чтобы мы явственно понимали, что пропаганда ветхого человека — это дело давно прошедших времен и есть не что иное, как диавольское искушение. Снова нас хотят вовлечь в идолопоклонство, и ведь вовлекают с помощью многих соблазнов, ложных идей, ложных доктрин, а чаще всего на бытовом уровне, когда мы, устремляясь исключительно к устроению внешнего благополучия, забываем о главном — о своей внутренней жизни, о состоянии своей души. А ведь по апостолу это и есть самое важное — совлечься ветхого человека. Церковь Божия несет через столетия и тысячелетия великую весть о новом человеке, созданном по Богу, по Божиему закону, который был явлен нам в образе Христа Спасителя и которому мы должны подражать, которого мы должны пестовать, которого мы должны воспитывать в самих себе. Эта проповедь никогда не должна выходить за границы нашего внимания.
Наученные замечательным Посланием к Колоссянам святого апостола Павла, постараемся не забывать об этих словах. Ведь очень часто бывает так, что человек слушает в храме Евангелие и апостольское послание, проповедь священника, а потом выходит на улицу и через 10-15 минут, а то и раньше, обо всем забывает, будто ничего и не было — ни Божественной литургии, ни причастия Святых Христовых Таин, ни проповеди, ни вразумления. Все проходит. Почему? А потому что ветхий человек взял верх и победил нового, по Богу созданного. Поэтому самый главный призыв, который мы сегодня слышим через Послание к Колоссянам апостола Павла, — это дать возможность новому человеку, который в нас присутствует через таинство Крещения, через причащение Святых Христовых Таин, через нашу искреннюю веру, победить в себе ветхого человека с его страстями, с его конфликтами, с его скорбями, с его страданиями, проистекающими в первую очередь от греха.
И да поможет нам Господь вразумиться великими словами апостола, совлечь с себя ветхого человека и облечься в нового, по Богу созданного, для того чтобы, уподобляясь Самому Богу в меру своих ограниченных сил, обретать надежду на жизнь вечную. Совершенно очевидно, что мы не можем в полноте осуществить эти заповеди, но если будем размышлять о них сегодня, покинув храм, если, встав завтра утром, вспомним, что главная цель нашей жизни — разрушить в себе ветхого человека и облечься в нового, то, пусть и не без проблем, не без трудностей, не без падений, все-таки обретем возможность преодолеть тяготение плоти, тяготение греха. Пусть великие слова апостола Павла укрепят нас в чистой, добродетельной христианской жизни и даруют внутренний мир, радость и покой, которые всегда сопровождают того, кто совлекает с себя ветхого человека и облекается в нового, по Богу созданного. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
С 8 ноября по 10 декабря 2021 года проходит проходит Всероссийская акция «Культурный марафон». Всероссийский проект направлен на ознакомление школьников с культурой мира и России. В 2021 году «Культурный марафон» приурочен к теме кино. Для прохождения теста нужно зарегистрироваться на Яндекс Учебнике по ссылке. Здесь будут ответы на «Культурный марафон» для возраста 10-13 лет.
Присоединиться к проекту могут все желающие — учителя, школьники, их родители. На прохождение теста понадобится от 15 до 25 минут, начать можно в любое время. Участники смогут выиграть призы — Яндекс.Станции Лайт. Их получат 100 учителей и 500 учеников.
Первый «Культурный марафон» прошел в 2019 году и был посвящен миру современной культуры. В проекте приняли участие 590 тысяч школьников и более 8 тысяч учителей. В 2020 году количество участников выросло до 860 тысяч учеников и 28 тысяч преподавателей, а темой года стала культура народов России.
Организаторы проекта – Министерство культуры Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации и «Яндекс». Материалы теста подготовили эксперты «КиноПоиска» вместе с методистами и экспертами образовательных проектов «Яндекса». Задания адаптированы для учеников младших, средних и старших классов.
На прохождение теста понадобится от 15 до 25 минут
Ответы на Культурный марафон 2021 для 10-13 лет
Вопрос №1
Главная эмоция, которую мы испытываем, когда смотрим фильм, определяет его жанр. Перед тобой названия разных жанров. Выбери из них четыре, которые относятся к кино.
Варианты ответов:
- Басня
- Комедия
- Вальс
- Пейзаж
- Симфония
- Драма
- Натюрморт
- Вестерн
- Докуэпос
- Детектив
- Поэма
- Роман
Ответ: комедия, драма, вестерн, детектив.
Вопрос №2
Теперь прочитай историю:
«Парень и девушка полюбили друг друга, но их чувствам мешают внешние силы, ведь влюблённые — из двух очень разных, враждебных миров. Из-за этой вражды их отношения невозможны, но история всё равно заканчивается торжеством любви — пусть и за порогом жизни и смерти».
Это классический сюжет, который в разные эпохи переосмысляли по-разному. Перед тобой четыре фрагмента фильмов. Три сняты по этой истории, а один — нет, он лишний. Найди лишний фрагмент.
Описанные в вопросе события — это сюжет трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Фрагмент из её классической экранизации (фильм Франко Дзеффирелли 1968 года) мы видим в первом видео. Но то, что Шекспир сделал из этих событий трагедию, не означает, что о них нельзя рассказать в другом жанре. Авторы «Гномео и Джульетты» выбрали весёлую сказку, а создатели фильма «Титаник» — мелодраму на фоне катастрофы. А «Укрощение строптивой» было для отвода глаз — это тоже Шекспир, но совсем другая история.
Ответ: 4.
Вопрос №3
Теперь посмотри фрагмент из фильма. Мы специально оборвали сцену на кадре со взглядом персонажа. Внимательно изучи его реакцию и попробуй угадать, что или кого он увидел.
Варианты ответов:
- Хорошего друга
- Возлюбленную
- Страшное чудовище
- Океан
Ответ: Страшное чудовище.
Вопрос №4
А сейчас займёмся саундтреком. Ты видишь четыре отрывка без музыки и четыре аудиодорожки. Выбери, какое звуковое сопровождение подходит какому фрагменту.
Ответ:
- 1 — 4
- 2 — 3
- 3 — 2
- 4 — 1
Вопрос №5
Иногда режиссёр решает сопроводить страшное изображение весёлой музыкой или кадры с весельем — серьёзной, возвышенной музыкой. За счёт такого контраста усиливается общее впечатление от сцены. Это называется звукозрительным контрапунктом, и это одно из главных чудес кинематографа.
Перед тобой снова четыре фрагмента, но теперь уже со звуком. Тебе надо выбрать два из них, где появляется тот самый контрапункт.
Ответ: 2 и 3.
Вопрос №6
А теперь давай немного поиграем. Во время создания мультфильмов и фильмов важно правильно настроить освещение в кадре, потому что свет очень сильно влияет на то, что чувствует зритель. Поэтому режиссёры комедий выбирают одно освещение, а режиссёры фильмов ужасов — совсем другое. Чтобы понять, как это работает, давай попробуем превратить добрый семейный фильм про мышонка Стюарта Литтла в страшный. Перед тобой три кнопки — «Солнце», «Люстра» и «Свеча». Они отвечают за разные источники света. Выбери освещение, которое подходит, как тебе кажется, страшному фильму, и нажми «Готово».
Ответ: Свеча
Вопрос №7
А теперь давай попробуем наоборот — сделаем из этой загадочной тёмной картинки из фильма «Покемон. Детектив Пикачу» комедию.
Ответ: Солнце.
Вопрос №8
Перед тобой три сцены разной динамики. Это значит, что действие в них протекает с разной скоростью: быстрее или медленнее. Выбери самую быструю сцену, самую медленную и промежуточную между ними (среднюю) и определи, что это за жанр — приключенческий фильм, детектив или драма.
Варианты ответов:
- приключенческий фильм
- детектив
- драма
Ответ:
- 1 — драма
- 2 — детектив
- 3 — приключенческий фильм
Вопрос №9
А теперь ты историк кино. Ты переносишься в США начала 1930-х годов. Это было время экономического кризиса, которое вошло в историю под названием Великая депрессия. Люди сидели без работы, голодали. Чтобы отвлечься, многие ходили в кино на комедии. А какой ещё жанр тогда полюбили американцы?
Варианты ответов:
- детектив
- приключенческий фильм
- трагедия
- вестерн
- фильм ужасов
Это невероятно, но в 1930-е американцы действительно полюбили фильмы ужасов. Именно в эту эпоху на экранах появились «Мумия», «Франкенштейн», «Дракула» и другие известные хорроры. По сравнению с этими страшными историями обычная жизнь, пусть даже полная лишений и тревог, казалась зрителям не такой уж и страшной.
Ответ: фильм ужасов.
Вопрос №10
Ну а теперь, когда ты столько знаешь о секретах кино, попробуй себя в роли режиссёра и создай свою историю. Перед тобой кадры из фильма «Королевство полной луны» Уэса Андерсона. Режиссёры знают секрет: из одних и тех же кадров можно собрать очень разный по настроению фильм. Вот смотри, мы собрали из них грустную историю.
Здесь все на ваш выбор.
Новогоднее, оно же в остальных странах (кроме стран Залива) рождественское, кино — отдельный жанр. С точки зрения героя Билла Мюррея в фильме Scrooged, это то, что заставит людей сидеть у телевизора и повышать магнатам рекламные расценки. А ещё, с нормальной, человеческой точки зрения, — нечто, что объединит семью на праздники, утешит одиноких, развеселит компанию и так или иначе пройдёт через всю жизнь как добрая память и даже привычка.
Также по теме
Богатырь, Санта-Клаус и лев-рокер: главные кинопремьеры недели
В четверг, 23 декабря, в российский прокат выходит третья часть сказки о богатыре Иване «Последний богатырь: Посланник Тьмы» режиссёра…
Собственно, то, что мы только что описали, вполне укладывается в концепцию непрекращающейся народной любви к вечнозелёной картине «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Интересно, конечно, как она воспринимается уже новыми поколениями, — я думаю, всё больше и больше шуточек проходит мимо ушей, и она потихоньку переходит в разряд «фильмов для бабушек». Не знаю, я с внуками обычно смотрю на Новый год что-нибудь из «Квартирников у Евгения Маргулиса»: рок-н-ролл объединяет поколения лучше, чем кино. Хотя…
Было понятно, что про «Карнавальную ночь» уже мало кто вспоминает, но это тоже один из немногих реально новогодних фильмов made in USSR. Но свято место пусто не бывает, поэтому мы получили «Иронию судьбы — 2» (2007) с прекрасными артистами и странным исполнением. Зато Тимур Бекмамбетов стал основным поставщиком новогоднего контента в русском кино. Потому что «Ёлки» — это тоже его. А потом уже «Ёлки 2» (2011), «Ёлки 3» (2013), «Ёлки 1914» (2014) и так далее. Раньше у актёров была нехилая прибавка к жалованию — «ёлки», то есть работа на праздниках: «Алё, какой Голливуд, у меня ёлки!» Теперь это не просто «ёлки», а «Ёлки». С чем и поздравляем Ивана Андреевича Урганта. И ведь реально русский кинематограф старательно отрабатывает «дату»: на самом деле новогодних фильмов много, и они разного качества. А уж запомнили вы их или нет — это вопросы к производителям.
Традиционная международная продукция тоже недурно укрепилась в локальном сознании. При этом рождественско-новогоднее кино давно уже отрабатывает совершенно различные данные — от романтической комедии до боевиков и хоррора.
Скажем, «Крепкий орешек» 1988 года режиссёра Джона МакТирнана с Брюсом Уиллисом — это классический боевик-блокбастер или рождественское кино? И то и то одновременно. А для тех, кто не понял, — на титрах вам древний певец Вон Монро со своим оркестром споёт Let it snow, Let it snow, Let it snow…
Главное, чтобы действие позволяло поставить ёлку в кадре и чтобы прозвучали хотя бы отдалённо Jingle Bells и прочая классика. А за время развития поп-культуры специальных рождественских хитов написано и записано тоннами. От тех самых «Колокольчиков» до «Знают ли они, что уже Рождество?» сборного коллектива британских рок-звёзд и вплоть до «Хорошего Рождества всем» группы Slade (наверное, самая прикольная рождественская песенка).
И в рождественском кино не факт, что лидируют американцы. Потому что, например, есть «Настоящая любовь» (Love Actually, 2003) британца Ричарда Кёртиса — настоящая современная сказка про премьер-министра (Хью Грант), который влюбился в обычную простую девушку, и про писателя (Колин Фёрт), который переживает трагедию на любовном фронте. Это довольно мило, если не задумываться о классовом характере британского общества, который сквозит там изо всех щелей. А ещё главное — не путать его с другим фильмом с Хью Грантом, «Четыре свадьбы и одни похороны». Спойлер: в «Настоящей любви» есть ёлочки в кадре.
Не знаю, стоит ли в этом признаваться, но мне очень нравились рождественские specials сериала «Доктор Кто» (Dr Who) — это маленькие телевизионные шедевры, независимо от того, кто играл Доктора. И даже в этом году что-то такое покажут, несмотря на полную катастрофу с Доктором-женщиной и навязчивую левацкую пропаганду внутри сериала.
В принципе, могли и отменить Кристмас-спешл, потому что Кристмас может кого-нибудь сильно обидеть, и пора его тоже заканцелить.
Британский фильм «Миллионы» (Millions, 2004) с Джеймсом Несбиттом мало кто знает, но тем не менее он считается одним из лучших праздничных фильмов. И пусть вас не сбивает с толку, что он начинается летними пейзажами. Из самых новых — «Дед Мороз вернулся» (Father Christmas is Back, 2021) c Элизабет Хёрли и «монтипайтоном» Джоном Клизом в ролях. Собственно, с британцев отдельный спрос, потому что именно Чарльз Диккенс, можно сказать, основоположник жанра с его «Рождественской песней» 1843 года. И по Диккенсу полно прямых экранизаций — это и мини-сериал режиссёра Ника Мёрфи (2019), и фильмы Роберта Земекиса (2009), Клайва Доннера (1984) и т. д. И не все они милые, потому что Эбенезер Скрудж — трагическая фигура и события в повествовании довольно страшные. Но образ Скруджа и даже его имя, которое стало нарицательным, присутствуют в совсем других картинах, отсылая нас к Диккенсу, или просто живут сами по себе, как у «Диснея». Но мой выбор — «Рождественская песнь Чёрной Гадюки» (Blackadder’s Christmas Carol, 1988) c Роуэном Эткинсоном, которого публика знает как Мистера Бина. Ну и, конечно, «Рождественская песнь Маппетов».
Диккенсовская тема живёт даже в фильме «Новая рождественская сказка» (Scrooged, 1988) Ричарда Доннера, который постоянно отсылает нас к истории Эбенезера Скруджа. Только про корпоративную культуру на телевидении. Билл Мюррей, как всегда, прекрасен, а сцена, где великий Майлс Дэвис играет на улице за «донаты», длится буквально минуту, но она делает мой вечер. Герой Мюррея бросает ему злобно: «Вы там в ноты хоть попадать научитесь сначала». Сцены корпоративных вечеринок могут сейчас довести до инфаркта членов отвратительного woke-комсомола.
На удивление, но «Гремлины» (Gremlins, 1984) — это тоже рождественское кино. И руку к нему приложил Джо Данте, который с Ричардом Доннером прославился и «Полицейским взводом», и «Байками из склепа». И даже Стивен Спилберг. Сценарий Криса Коламбуса, который уже в качестве режиссёра принёс нам ещё один рождественский фильм — «Один дома» (Home Alone, 1990). Вечно юный Маколей Калкин так и остался исполнителем роли мальчика. Многие критики даже успели его обругать — ровно до того момента, пока не стало понятно, что при бюджете 18 млн он собрал почти полмиллиарда. Вот это я понимаю — рождественская история.
Выдающийся сказочник нашего времени Тим Бёртон сделал три рождественских фильма. Один — «Эдвард руки-ножницы» (Edward Scissorhands, 1990). Главного персонажа придумала писательница Кэролайн Томпсон, на чём её вклад в мировую культуру и завершился. Джонни Депп, видимо из-за тяжёлого грима, тут выглядит приличным актёром. А весь образ главного героя Бёртон слепил с образа лидера группы The Cure Роберта Смита, снабдив его ножницами вместо пальцев. Трогательная история, которую бабушка рассказывает внучке на вопрос, откуда берётся снег. Особый визуальный талант режиссёра каждый фильм превращает в арт-манифест. Возможно, во втором рождественском фильме Бёртона, «Бэтмен возвращается» (Batman Returns, 1992), он был немного ограничен оригинальной стилистикой комиксов, но готическая атмосфера не мешает фильму быть именно рождественским. Плюс Дэнни ДеВито и Мишель Пфайффер.
Полнометражный анимационный фильм Бёртона «Кошмар перед Рождеством» (Nightmare Before Christmas, 1993) тоже носит отпечаток готичности. Но он парадоксален, прекрасно нарисован и вообще — классика жанра. И да, это мюзикл.
Из классических сказок, которые для нас классикой не успели стать, — с картиной «Как Гринч украл Рождество» (How the Grinch Stole Christmas, 2000) можно получить свою дозу рождественского настроения.
Хотя Джим Керри может перевернуть с ног на голову наше представление о празднике. Но, конечно, Арни Шварценеггер в «Подарке на Рождество» (Jingle All the Way, 1996) ещё страшней. Если вы ещё не придумали, какую модную — самую модную — игрушку подарить своему ребёнку на НГ, лучше этот фильм не смотреть всей семьёй. А то могут возникнуть вопросы типа «Папа, а подаришь PlayStation 5?» (или что там у нас в моде в этом сезоне).
Для парадоксальных и неконвенциональных тоже найдутся рождественские фильмы. Один из них — «Поцелуй навылет» (Kiss Kiss Bang Bang, 2005) с Робертом Дауни младшим и Вэлом Килмером. Он мог бы понравиться и небинарным, но тут чётко говорится о том, что когда мужчины целуются — это противоестественно. Да, были времена в Голливуде. По-моему, это единственный рождественский фильм в стиле нуар.
Но есть и рождественское кино в жанре хоррор — «Анна и апокалипсис» (Anna and the Apocalipse, 2017). Это британская картина, снятая по очень удачной короткометражке «Зомби», которой к тому же дали премию BAFTA. Правда, самое хоррорное в нём — это то, что он мюзикл.
Конечно, картина неполная, но как минимум неделю перед Новым годом вам будет что посмотреть. Настроиться на чудо.
А чудо, как учит нас этот жанр, может случиться всегда. И как говорил один травмированный чёрный пацан из Scrooged, «и благослови нас Бог».
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.