Чиновник казенной палаты вдовец пожилой сочинение

Инфоурок литература презентациипрезентация по литературе на тему и.а.бунин красавица описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: презентация

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе на тему «И.А.Бунин «Красавица»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАССКАЗ И.А. БУНИНА «КРАСАВИЦА». АНАЛИЗ ТЕКСТА...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАССКАЗ И.А. БУНИНА «КРАСАВИЦА». АНАЛИЗ ТЕКСТА

    Описание слайда:

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    РАССКАЗ И.А. БУНИНА «КРАСАВИЦА».
    АНАЛИЗ ТЕКСТА
    Выполнила:
    Тимофеичева М.В.,
    Учитель русского языка
    и литературы МБОУ
    школы №91
    г.Нижнего Новгорода

  • 2 слайд

    Цель урока:1.Провести комплексный анализ рассказа И.А. Бунина «Красавица». 2.

    Описание слайда:

    Цель урока:
    1.Провести комплексный анализ рассказа И.А. Бунина «Красавица».
    2.Убедить учащихся в том, что анализ текста как языкового целого позволяет определить замысел писателя, основную идею произведения.
    3.Нравственное воспитание – сохранить душу, человека в человеке.

  • 3 слайд

    Тема урока Анализ текста. Рассказ И.А. Бунина «Красавица».

    Описание слайда:

    Тема урока
    Анализ текста.
    Рассказ И.А. Бунина «Красавица».

    Красота спасет мир

    Ф.М.Достоевский

  • 4 слайд

    Чиновник казенной палаты вдовец пожилой сочинение

  • 5 слайд

    Что есть красота?Что есть красота? И почему её обожествляют люди? Сосуд она,

    Описание слайда:

    Что есть красота?
    Что есть красота?
    И почему её обожествляют люди?
    Сосуд она, в котором пустота,
    Или огонь, мерцающий в сосуде?
    Н.Заболоцкий

  • 6 слайд

    Определение слова «красивый».“Школьный толковый словарь”? Прочитаем словарную

    Описание слайда:

    Определение слова «красивый».
    “Школьный толковый словарь”? Прочитаем словарную статью “Красивый”:
    1.Доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный…
    2. Полный внутреннего содержания, высоконравственный…
    3. Привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный…”.

  • 7 слайд

    Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на крас

    Описание слайда:

    Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?
    И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
    Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:
    — Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
    И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна… Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его. 28 сентября 1940

  • 8 слайд

    Почему рассказ называется «Красавица?Название рассказа "Красавица" уже являет

    Описание слайда:

    Почему рассказ называется «Красавица?
    Название рассказа «Красавица» уже является
    провокацией, ведь из рассказа мы выносим совсем
    другое впечатление. Скрытый приём — антитеза названия
    и содержания — придаёт драматичности обычному
    повествовательному жанру. Здесь скрыт тайны замысел автора.

  • 9 слайд

    Чиновник казенной палаты вдовец пожилой сочинение

  • 10 слайд

    КРАСАВИЦАона знала себе ценуя велелавзгляд имела зоркийВсегда хорошо одетаОте

    Описание слайда:

    КРАСАВИЦА
    она знала себе цену
    я велела
    взгляд имела зоркий
    Всегда хорошо одета
    Отец от страха перед ней притворился
    внимательна и хозяйственна по дому
    спокойно возненавидела семилетнего мальчика

  • 11 слайд

    Чиновник казенной палаты вдовец пожилой сочинение

  • 12 слайд

    Чиновник казенной палаты вдовец пожилой сочинение

  • 13 слайд

    Тонкие вопросы Отец мальчика - молодой офицер? Он хорош собой? Красавица-глав

    Описание слайда:

    Тонкие вопросы
    Отец мальчика — молодой офицер?
    Он хорош собой?
    Красавица-главная героиня произведения?
    Она любит и уважает своего мужа?
    Отец и красавица внешне похожи ?
    Схожи их чувства и поступки по отношению к ребенку?
    Автор восхищается красотой героини?
    Мальчику 9 лет?
    Жизнь ребенка изменилась в лучшую сторону после женитьбы отца?
    Мальчик от природы замкнутый и недобрый?

  • 14 слайд

    Толстые вопросы Основная черта характера героини-эгоизм? Автор сочувствуе

    Описание слайда:

    Толстые вопросы
    Основная черта характера героини-эгоизм?
    Автор сочувствует отцу ребенка?
    Отец –порядочный человек?
    Женщина ,жестоко поступающая с ребенком,-красавица?
    Фраза «круглое одиночество» – синоним фразеологизму «круглая сирота»?
    В рассказе совершается предательство?
    Дом стал для ребенка тюрьмой?
    Автор равнодушен к судьбе мальчика?
    Есть ли в жизни мальчика что-то светлое?

  • 15 слайд

    Толстые вопросы10.Тема текста: счастливая жизнь ребенка в семье? 11.Ра

    Описание слайда:

    Толстые вопросы

    10.Тема текста: счастливая жизнь ребенка в семье?
    11.Равнозначны ли по смыслу фразы: «сделался несуществующим в доме» и «сделался неживым» ?
    12.Судьба мальчика трагична?
    13.Название произведения соответствует эпиграфу урока?
    14.Название рассказа –это горькая ирония автора?
    15.Идея текста: дети-цветы жизни, но без любви они не расцветут?
    16.Без душевной доброты и любви красота- ничто?
    17.Испытали ли вы эмоции после прочтения рассказа?
    18.Возник ли у вас интерес к произведениям И. Бунина?

  • 16 слайд

    Красота бывает истинной и мнимой.Внешность людей зачастую бывает обманчива, н

    Описание слайда:

    Красота бывает истинной и мнимой.Внешность людей зачастую бывает обманчива, нужно научиться видеть суть вещей, сущность самих людей. За прекрасным обликом может скрываться любая личность, и внутреннее наполнение не всегда так же красиво, как внешняя оболочка. 
    Разве можно назвать истинной красавицей человека, который безучастно относится к ребенку, ненавидит его, унижает и не ценит собственного мужа? 
    Мы понимаем, что героине данного рассказа присущи лишь два параметра, причем важность которых, особенно в современном мире значительно преувеличена – лицо и одежда. Человек не может быть прекрасным, не обладая красивой душой и мыслями. Тут мы и начинаем понимать, что история иронична и трагична – красавица больше безобразна, чем прекрасна ,за внешней привлекательностью скрывается душевное уродство! Она всем своим поведением отталкивает читателя от себя, становится противна. Красота внутренняя играет, пожалуй, большую роль, имеет большее значение, чем внешняя, причем по нескольким причинам. Самое простое – внешность со временем меняется, человек стареет, зато внутренняя красота, доброта, отзывчивость – все это останется на всю жизнь

  • 17 слайд

    В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и его мысли.

    Описание слайда:

    В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и его мысли.
    А.П.Чехов.

  • 18 слайд

    Чиновник казенной палаты вдовец пожилой сочинение

  • 19 слайд

    Чиновник казенной палаты вдовец пожилой сочинение

  • 20 слайд

    Рефлексия1.Я внимательно прочитал текст, понял его и лег

    Описание слайда:

    Рефлексия
    1.Я внимательно прочитал текст, понял его и легко могу составить вопросы.
    2.Я прочитал текст, понял его. Но затрудняюсь в составлении вопросов.
    3. Я прочитал текст, но не могу составить вопросы.

  • 21 слайд

    Д/з : Мини-сочинение на тему: «Какова дальнейшая судьба мальчика?» Тема следу

    Описание слайда:

    Д/з : Мини-сочинение на тему: «Какова дальнейшая судьба мальчика?»
    Тема следующего урока :
    «Изобразительные средства языка в рассказе И.Бунина «Красавица».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Урок литературы на тему Д.Дефо «Робинзон Крузо» (5 класс)

  • Рабочая программа ФГОС по литературе

  • Конкурс методических материалов по творчеству С.А. Есенина

  • Список литературы на лето

  • Урок-презентация » «Бородино» М.Ю.Лермонтов»

  • Комплексная проверочная работа по литературе на тему » И.Тургенев.Повесть «Муму»(5 класс)

  • Тест по рассказу Ивана Бунина «Цифры»

  • Презентация к уроку литературы на тему: «Становление и развитие реализма в литературе 1830 – 50-х гг.»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454971 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Время, описанное в комедии, стало переломным для России. Молодые, образованные, умные люди понимали, что по-старому жить нельзя, что стране необходимы перемены, она должна двигаться вперед. Но архаичная аристократия изо всех сил держалась за свои застарелые порядки и не хотела сдавать позиции. Для этих людей устоявшийся образ жизни был естественным и единственно верным.
Фамусов, осознавая неизбежность перемен, говорил: «Тогда не то, что ныне…». Ему отчаянно хотелось сохранить мир в привычном виде, и рассуждения Чацкого казались ему глупыми, ненормальными. Фамусов и его общество были ограниченными, отсталыми людьми. Они не видели ничего плохого в крепостном праве, считали, что в жизни главное – хорошо устроиться, а общение с человеком должно строиться на пользе, которую он может принести.
Чацкий же, напротив, утверждал, что служба должна быть делу, а не чинам: «служить бы рад, прислуживаться тошно». Он был уверен, что человека эксплуатировать нельзя, а отношение к нему должно основываться на его личных качествах, а не на положении в обществе. Также герой считал необходимым продвигать русскую культуру, науку и просвещение, в отличие от фамусовского общества, которое боготворило все заморское.
К сожалению, это общество не приняло Чацкого с его идеями, а за то, что он стал возмутителем спокойствия, объявило его сумасшедшим. Так Грибоедов показал отсталость и регресс «века минувшего», подчеркнув тем самым неизбежность его устранения. Чацкий стал «первой ласточкой», показавшей, что новое поколение не намерено терпеть устаревший порядок.

Век нынешний и век минувший. «Горе от ума», А.С.Грибоедов.
План:
1. Введение
а) представители «века минувшего»;
б) представители «века нынешнего».
2. Основная часть:
а) точка зрения Чацкого;
б) точка зрения Фамусова;
в) разрешение конфликта.
3. Заключение.
В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов показывает конфликт «века нынешнего» в лице Чацкого и «века минувшего» в лице «фамусовского общества». Это главный конфликт, которому посвящена вся пьеса; недаром Гончаров в критической статье «Мильон терзаний» пишет, что «Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь его «ум». Таким образом, даже название произведения указывает, что в первую очередь Грибоедов хотел показать столкновение двух веков.
«Век минувший» – это, конечно, Фамусовы. Павел Афанасьевич Фамусов, пожилой дворянин и чиновник при деньгах, и его дочь, София Павловна Фамусова, образованная и хорошенькая молодая девушка. Сюда же следует записать Молчалина, полковника Скалозуба, а также практически всех второстепенных персонажей комедии: чету Тугоуховских, госпожу Хлестову и прочих. Все вместе они образуют «фамусовское общество», олицетворение «века минувшего».
«Век нынешний» – Александр Андреевич Чацкий. Мимолётно упоминаются другие, словно схожие с ним по мышлению герои: двоюродный брат Скалозуба, князь Фёдор – эти молодые люди так же стремятся жить другой жизнью, отличной от жизни «фамусовского общества». Однако между ними и Чацким есть существенное различие: Чацкий – обличитель и непримиримый борец, в то время как эти персонажи никому свою точку зрения не навязывают.
Столкновение Фамусова и Чацкого неизбежно приводит и к столкновению веков, к которым они принадлежат. По мнению Павла Афанасьевича, Чацкому следовало бы заняться службой – Фамусов видит в молодом человеке хорошие задатки для блистательной карьеры, к тому же, Александр Андреевич – сын его друга, поэтому Фамусов настроен к нему крайне доброжелательно. Чацкий тоже рад вернуться домой, ещё не подозревая, чем закончится это возвращение; он рад видеть Фамусова, но не готов разделить его взгляды: «служить бы рад, прислуживаться тошно».
Молодой дворянин после путешествий по Европе слишком отчётливо видит все пугающие изъяны Родины: губительное для человеческих душ крепостное право, подражание иностранцам, «подличание», глупую и нелепую «любовь к мундиру»… каждый из этих изъянов поднимает в нём искренний протест, и Чацкий разражается очередной пламенной тирадой. Его знаменитые монологи «И точно, начал свет глупеть», «Не образумлюсь…», «А судьи кто?» – отчаянная попытка заставить людей увидеть, каким ложным идеалам они следуют, как собственным руками занавешивают окна от лучей светлого будущего. Фамусов разочарован в Чацком. «Малый с головой» отказывается следовать общепринятым традициям, выступает в роли обличителя и даже оскорбителя ценностей «фамусовского общества». «На всё свои законы есть», и Чацкий усердно эти законы нарушает, а после насмехается над ними.
Разумеется, достойный представитель московского общества такого стерпеть не может, и то и дело просит Чацкого помолчать для его же собственного блага. Как ни странно, всё же самое страшное, решающее столкновение происходит не между Павлом Афансьевичем и Чацким. Да, они развивают конфликт веков, демонстрируя различные взгляды на порядки в обществе, но точку в конфликте поставит отнюдь не Фамусов, а его дочь. София, до последнего горячо любимая Чацким, не только променяла его на услужливого лицемерного Молчалина, но и невольно стала виновницей его изгнания – именно из-за неё Чацкого стали считать сумасшедшим. Вернее, она лишь хотела пустить слух, чтобы отомстить ему за насмешки над Молчалиным, но «фамусовское общество» слишком охотно подхватило и поверило: ведь безумец не опасен, все его обличительные, страшные «веку минувшему» речи можно списать на помутнение рассудка…
Итак, «век нынешний» и «век минувший» не могли не вступить в конфликт из-за слишком разных, противоречащих друг другу взглядов на правильное устройство общества и поведение людей в нём. И хотя в комедии Чацкий бежит из Москвы, признавая своё поражение, «фамусовскому обществу» осталось недолго. Гончаров пишет об этом так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».

Помогите пожалуйста написать сочинение на тему”век нынешний и минувший век” Или просто план на эту же тему

Ответы:

Чацкий считает тот век веком “покорности и страха”. Он убежден, что те нравы ушли в прошлое и нынче охотников поподличать “смех страшит и держит стыд в узде”. Однако не так все просто. Традиции минувших дней слишком сильны. Сам Чацкий оказывается их жертвой. Он со своей прямотой, острословием, дерзостью становится возмутителем общественных правил и норм. И общество мстит ему. При первой же встрече с ним Фамусов называет его “карбонарием”. Однако в беседе со Скалозубом отзывается о нем неплохо, говорит, что он “малый с головой”, “славно пишет, переводит”, при этом сожалеет, что Чацкий не служит. Но у Чацкого на этот счет свое мнение: он хочет служить делу, а не лицам. Пока же, видимо, в России это невозможно. На первый взгляд, может показаться, что конфликт между Фамусовым и Чацким – это конфликт разных поколений, конфликт “отцов” и “детей”, но это не так. Ведь Софья и Молчалин – молодые люди, почти сверстники Чацкого, но они в полной мере принадлежат “веку минувшему”. Софья не глупа. Доказательством тому может служить и любовь Чацкого к ней. Но она впитала философию отца и его общества. Ее избранник – Молчалин. Он тоже молод, но тоже дитя той, старой среды. Он полностью поддерживает мораль и нравы старой барской Москвы. И Софья, и Фамусов отзываются о Молчалине хорошо. Последний держит его на службе, “потому что деловой”, а Софья резко отвергает нападки Чацкого на ее возлюбленного. Она говорит: Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума… Но для нее ум не главное. Главное же, что Молчалин тих, скромен, услужлив, обезоруживает батюшку молчанием, никого не обидит. В общем, идеальный муж. Можно сказать, качества чудесные, но они лживы. Это лишь маска, за которой скрывается его сущность. Ведь его девиз – умеренность и аккуратность”, и он готов “угождать всем людям без изъятья”, как учил его батюшка. Он идет настойчиво к своей цели – теплому и денежному местечку. Он играет роль влюбленного лишь потому, что это угодно самой Софье, дочери его хозяина. А Софья видит в нем идеал мужа и смело движется к своей цели, не боясь того, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”. Чацкий, попадая в эту среду после долгого отсутствия, вначале настроен очень доброжелательно. Он стремится сюда, ведь “дым Отечества” ему “сладок и приятен”, но этот дым оказывается для него угарным газом. Он встречает стену непонимания, отторжения. Его трагедия заключается в том, что на сцене он один противостоит фамусовскому обществу. Но в комедии упоминается двоюродный брат Скалозуба, который тоже “чудит” — “службу вдруг оставил”, заперся в деревне и книги стал читать, а ведь ему “следовал чин”. Есть и племянник княгини Тугоуховской “химик и ботаник” князь Федор. Но есть и Репетилов, который гордится своей причастностью с некоему тайному обществу, вся деятельность которого сводится к “шумим, братец, шумим”. Но Чацкий не может стать членом такого секретнейшего союза. Чацкий, видимо, является не только носителем новых взглядов и идей, но и выступает за новые нормы жизни. Ведь он путешествовал по Европе, которая переживала революционные брожения. В комедии прямо не говорится о том, что Чацкий – революционер, но это можно предположить. Ведь и фамилия его “говорящая”, она созвучна фамилии Чаадаева. Помимо общественной трагедии, Чацкий переживает и трагедию личную. Его отвергает любимая Софья, к которой он “летел, дрожал”. Более того, с ее легкой руки его объявляют сумасшедшим. Итак, Чацкий, не приемлющий идеи и нравы “века минувшего”, становится возмутителем спокойствия в фамусовском обществе. И оно его отвергает. На первый взгляд, поделом, ведь Чацкий – насмешник, острослов, возмутитель спокойствия и даже оскорбитель. Так, Софья говорит ему: Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали? Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали? Но понять Чацкого можно. Он переживает трагедию личную, он не находит дружеского сочувствия, он не принят, он отвергнут, он изгнан, но и сам герой не мог бы существовать в таких условиях. “Век нынешний” и “век минувший” сталкиваются в комедии. Время минувшее еще слишком прочно и порождает себе подобных. Но время перемен в лице Чацкого уже настает, хотя еще слишком слабо. ““Век нынешний” сменяет “век минувший”, ибо это непреложный закон жизни. Появление Чацких-карбонариев на рубеже исторических эпох естественно и закономерно.

«Век нынешний и век минувший». Именем Грибоедова открывается одна из блистательных стра­ниц в истории русской литературы. По выражению В. Г. Белин­ского, А. С. Грибоедов принадлежит к числу «самых сильных проявлений русского духа». Его комедия «Горе от ума» заняла свое место в ряду выдающихся произведений русской литературы.
Комедия написана в 20-х годах XIX века, после победонос­ной войны 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе славу непобе­димой. С особой остротой встало противоречие между величай­шими возможностями простых русских людей и тем безответ­ным положением, в котором они находились по воле сильных мира сего. В стране свирепствовала аракчеевская реакция. Честные люди того времени не могли мириться с этим. В среде прогрессивно настроенного дворянства назревал протест, недо­вольство существующими порядками, создавались тайные общества. И вот появление этих ростков протеста и воплотил в своей комедии А. С. Грибоедов, столкнув лицом к лицу «век нынешний и век минувший».
Сюжетную основу произведения составляет конфликт моло­дого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого был он сам. События комедии разворачиваются в одном москов­ском аристократическом доме в течение одного дня. Но Грибо­едов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки произведения, дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав то новое, живое, передовое, что зароди­лось в его недрах.
Чацкий является представителем той части дворянской молоде­жи, которая уже осознает всю косность окружающей действитель­ности, все ничтожество и пустоту людей, которые его окружают. Таких людей еще немного, еще не под силу им борьба с сущест­вующим строем, но они появляются — это веяние времени. Вот почему Чацкого с полным правом можно назвать героем своего времени. Именно такие люди вышли на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года.
Чацкий — человек незаурядного ума, смелый, честный, иск­ренний. В его спорах с Фамусовым, в его критических суждени­ях вырисовывается облик человека, способного трезво и незави­симо мыслить, человека, который видит пороки и противоречия своего общества и хочет бороться с ним (пока словом). Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества, противопоставляя Чацкому низкого подхалима и лицемера Молчалина. Этот под­лый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца «угождать всем людям без изъятья», даже «собаке дворника, чтоб ласкова была». Молчалин — «низкопоклонник и делец», так характеризует его Чацкий.
Фамусов — высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга костей, Скалозуб — тупой солдафон и мракобес. Вот те лю­ди, которых встречает Чацкий. В этих персонажах Грибоедов дал точную оценку и яркую характеристику дворянскому обще­ству того времени.
В затхлом фамусовском мире Чацкий появляется подобно очистительной грозе. Он во всем противоположен типичным пред­ставителям фамусовского общества. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает о бескорыстном служении Отчизне, о том, чтобы принес­ти пользу народу, который он уважает и считает «умным и доб­рым». В то же время он презирает слепое чинопочитание, угодни­чество, карьеризм. Он «служить бы рад», но ему «прислуживать­ся тошно». Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, ханжестве, разврате. С горечью говорит он:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве…
Этим людям глубоко безразличны судьбы Родины и народа. Об их культурном и нравственном уровне можно судить по та­ким репликам Фамусова: «собрать все книги бы да сжечь», ибо «ученость — вот причина», что «безумных развелось людей, и дел, и мнений». Иного мнения Чацкий, он ценит людей, кото­рые готовы в науки вперить «ум, алчущий познаний»; или за­няться искусством «творческим, высоким и прекрасным».
Чацкий восстает против общества Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных. Но его протест еще слишком слаб, чтобы поколе­бать устои этого общества. Трагичен конфликт молодого героя со средой, где на гонение обречены любовь, дружба, всякое сильное чувство, всякая живая мысль. Его объявляют сумасшедшим, от него отворачиваются. «С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут!.. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок», — горестно восклицает Чацкий. В комедии Чацкий одинок, но людей, подобных ему, становится все больше. Именно им предсто­яло осуществить первый этап освободительного движения, вско­лыхнуть страну, приблизить миг, когда народ освободится от це­пей рабства, когда восторжествуют те принципы справедливых общественных отношений, о которых мечтают Чацкий, сам Гри­боедов, декабристы.
Чацкий, а с ним и вся комедия никогда не умрет. Читая это произведение, мы понимаем, что события и герои, которых опи­сал Грибоедов, не потеряли сегодня своей актуальности и как нельзя лучше подходят к нынешнему времени. Да, таких людей, как Чацкий, сейчас очень мало, а Молчалиных, Фамусовых и Ска­лозубов пруд пруди. И эти немногие борются с «болезнью», пора­зившей сейчас нашу Россию, и они победят, победят во что бы то ни стало, обязательно победят!
На мой взгляд, еще не одно поколение будет восторгаться, чи­тая «Горе от ума».

Меня всегда привлекали книги, которые заставляли думать и сравнивать то, что было раньше, с тем, что есть сейчас и, возможно, будет потом. Узнаваемые ситуации, удивительная устойчивость их во времени, поразительная неизменность тех или иных проблем при совершенно разных формах проявления всегда вызывают огромный интерес и желание докопаться до причин, порождающих их, понять, почему так натужно они решаются в нашей стране.
Одной из таких книг является комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”.
Эту комедию не зря называют бессмертной. Она удивительно созвучна нынешней жизни, которая всегда полна борьбы идей, мировоззрений, характеров. Какую бы проблему, поставленную автором, ни рассматривать с позиций сегодняшнего дня, она всегда так или иначе найдет современное продолжение. Идет ли речь о состоянии образования в России, воспитании молодежи, продвижении по служебной лестнице, об отношениях людей, взяточничестве, любви, морали, языке, искусстве, военной среде и многом другом — во всем этом прослеживается родовая (кровная) связь с проблемами сегодняшнего российского общества.
Так что же хотел сказать автор в своей комедии?
Чацкий — главный герой пьесы — возвращается на родину после многолетнего отсутствия и попадает в абсолютно чуждый ему мир барской Москвы. Правда, он и не питал особых иллюзий относительно прогрессивных перемен в “древней столице”:
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался — успел, а тот дал промах.
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
Однако, по его собственному признанию,
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен!
Он вовсе не собирается “пикироваться” с Фамусовым: цели у него были иные. Но обстоятельства сложились так, что ему ничего другого не осталось, как отстаивать свои взгляды на те или иные вещи и, возможно, попытаться убедить большинство в своей правоте.
Попытка Чацкого успеха не имела, но обнажила коренные расхождения во взглядах между “веком нынешним” и “веком минувшим”. У них нет и не может быть точек соприкосновения, нет путей к компромиссу, ибо они непримиримы.
На Руси издревле так повелось, что русский мужик быстро едет, да долго запрягает. Наш народ любит поговорить, покалякать обо всем, все покритиковать. Однако провести в жизнь свои мысли, идеи, задумки — на это уже сил не хватает.
Не то чтоб новизны вводили, — никогда.
Спаси нас боже! Нет. А придерутся
К тому, к сему, а чаще ни к чему,
Поспорят, пошумят и… разойдутся.
“Именьем, брат, не управляй оплошно” — это реплика Фамусова, адресованная Чацкому. Скорее всего, управлять оплошно — значит проводить хозяйственные преобразования, а фамусовская Москва не принимает никаких новшеств в хозяйстве, так как жители столицы — убежденные крепостники. Но, несмотря на то что крепостное право было отменено еще в прошлом веке, отношение некоторых наших сограждан к экономическим реформам не изменилось.
Чацкий не стесняется, не боится “сметь свое суждение иметь” и высказывать его вслух, тогда как высший свет предпочитает держать свое мнение при себе (если оно вообще имеется) и не выделяться из массы.
Мсьё Репетилов! вы! Мсьё Репетилов! что вы?
Да как вы! Можно ль против всех?
Да почему вы? стыд и смех.
Раболепство, ложь, лесть, подхалимство, взяточничество присущи господам из высшего света. С помощью этих “достоинств” обеспечивалось продвижение по служебной лестнице. Знатное родство также способствовало повышению званий:
При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки…
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
А своих родственников старались пристроить поближе к себе, потому что власть имущие под своим началом предпочитали иметь людей удобных, нежели умных. Поэтому умных людей в России во все времена притесняли и зажимали. “Прямые канцлеры в отставке — по уму!”
И в наше время процветает коррупция, взяточничество, кумовство. Этими и другими (в том числе и описываемыми Грибоедовым) способами люди добиваются того, чего добиваются. Но среди всей этой лжи, грязи, обмана есть люди честные и достойные, люди, не способные и не желающие унижаться, отступать от своих принципов. И герой Грибоедова именно из таких людей. Он хотел бы служить делу, а не лицам, и именно служить, а не прислуживаться, но современная ему эпоха не допускала этого, как наши нынешние власти, несмотря на так называемую гласность и демократию, не допускают инакомыслия.
В вопросах о необходимости и формах образования Чацкий и фамусовское общество тоже не приходят к соглашению. По мнению консерваторов, ученье — чума и “уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь”. Именно по причине такого отношения к образованию в России очень немного было поистине образованных людей. И в наши дни положение с образованием очень трудное. Материальное обеспечение школ, вузов оставляет желать лучшего, да и стремление к образованию у людей не очень высокое.
В начале XIX века в светских салонах гораздо чаще слышалась иностранная речь, нежели русская. Господствовало, по словам Чацкого, “смешенье языков: французского с нижегородским”. Приезжая в Россию, иностранцы чувствовали себя как дома и часто даже лучше, чем дома. Французик из Бордо “приехал — и нашел, что ласкам нет конца; ни звука русского, ни русского лица не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями; своя провинция”. Конец XX века похож на начало XIX, как брат-близнец. Культура, музыка, мода — практически все скопировано с западных образцов. Конечно, разные народы должны перенимать что-то ценное друг у друга, но нельзя же заимствовать все подчистую, ведь у России так много своих традиций, устоев, обычаев. Чацкий переживал по поводу такого “слепого подражанья” некоторых своих соотечественников. Ему было горько и обидно за то, что люди отдали “старину святую” в обмен на “новый лад”. И сегодня есть люди, подобные Чацкому, те, кто пытается не потерять все то русское, что осталось.
Взгляд на замужество является еще одной проблемой, которая остается актуальной и для нашего времени. Знатные отцы прошлого столетия оценивали будущих зятьев не по душевным качествам и не по чувствам своих дочерей, а по толщине кошелька и положению в обществе:
Ах! Матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара!
Не все, конечно, наши современники и современницы ищут свою половину, ориентируясь на указанные Грибоедовым “ценности”, но такой подход, увы, отнюдь не редкость.
Язык Грибоедова прост и понятен. Реплики его героев давно стали крылатыми словами, превратились в пословицы и поговорки, и мы употребляем их, иногда и не предполагая, что их автор — Грибоедов.
“Горе от ума” — комедия. И действительно, смешно видеть, как тщетно пытаются члены фамусовского общества затопать и затоптать человека, которому не могут дать достойный ответ, пуская в ход нелепую сплетню о его сумасшествии.
И в самом деле смешно, и Грибоедов смеется (а мы вместе с ним), глядя на окружающую действительность, выставляя напоказ ограниченность, узколобость, напыщенность, пустоту, мещанскую породу и природу “столпов” фамусовского общества. Сами принципы фамусовского общества смешны, ибо замешены на тупости, беспросветной глупости, унизительном соглашательстве.
Иногда, чтобы победить зло, его достаточно просто обнаружить. А обнаружить его А. С. Грибоедову удается через сравнение взглядов, столкновение мнений, через конфликт, несогласие, противопоставление характеров, оценки одних и тех же явлений разными людьми. Зло в данном случае — это ничтожность большинства, застойность “общественного болота”, его нежелание что-либо изменить, рабская покорность, неуважение к себе, равнодушие. Вот на что направлен сарказм автора!
Кто одерживает верх в комедии? Чем завершается противостояние конфликтующих сторон? Разрешим ли в принципе этот вечный конфликт между старым и новым, консервативным (привычным) и прогрессивным (необычным и потому пугающим)? Вряд ли его окончательное решение вообще может быть достигнуто. И промежуток времени, который отделяет нас от событий пьесы, тому подтверждение.
Название комедии — “Горе от ума” — вызывает противоречивые чувства. Горе от ума — это и смешно, и грустно, но это смех сквозь слезы, а не смех рыжего клоуна. Весь мир смеется над глупостью, а в России и по сей день от ума страдают в большей мере, чем от его отсутствия. И в этом смысле комедия, являющаяся по сути своей патетической драмой, нисколько не утратила злободневности… Увы…

На чтение 28 мин. Просмотров 30 Опубликовано

Содержание:

История написания

Повесть «Крыжовник» — это одна из частей «маленькой трилогии», в которой также находятся произведения «О любви» и «Человек в футляре». Написать этот рассказ Антону Павловичу подсказал Лев Толстой, он поведал интересную историю о государственном служащем, который очень долгое время собирал деньги на шикарный мундир, но скончался, так ни разу не примерив его. В результате красивые одежды оказались лишь на его мертвом теле.

В своей трилогии автор описывает явление, которое стало повсеместным во времена писателя — «футлярность» жизни многих людей, нежелание дальнейшего развития и всеобщий застой. Автор хотел показать, что все персонажи проживают однообразно, скучно и праздно, не пытаются изменить что-то вокруг себя.

Творческая история написания произведения «Крыжовник» не раз претерпевала различные поправки. Так, вначале главный персонаж не женился, а свой помещичий статус смог получить лишь в престарелом возрасте. На созревший крыжовник он глядел безразлично. Это было написано в черновиках Чехова. Но затем писатель решает привнести комизма и драматизма, а также маловероятного «счастья» главному персонажу, который поедает созревшие ягоды.

Произведение впервые было опубликовано в газете «Русская мысль» в 1898 г. Сегодня по мотивам рассказа создано несколько телевизионных экранизаций.

Жанровая композиция

Произведение «Крыжовник» было написано в рамках литературного направления реализм. Писатель пытался передать в своей короткой повести окружавшую его реальность. Описанные им персонажи являются будничными и натуральными. Ситуация, которая легла в основу сюжета, это действительный случай из жизни.

Произведение относится к жанру рассказ. Оно представляет собой историю с небольшим количеством главных героев. В нем нет какой-то конкретики, это дает возможность с легкостью переложить описанную ситуацию на любую плоскость.

Основное отличие композиции произведения — использование приема «рассказа в рассказе». Вначале писатель описывает разговор трех действующих лиц, один из них и повествует о брате и его маниакальной любви к деревне.

Такой прием помогает придать рассказу больше натуральности, также это позволяет логично объединить его с остальными произведениями «трилогии».

Краткое содержание

Иван Иваныч Чимша-Гималайский и его друг Буркин из-за начавшегося дождя навещают своего знакомого — Алехина. В процессе приятельской беседы Иван Иваныч рассказал одну историю о своем брате, которого звали Николай Иваныч.

Все детство оба жили в усадьбе отца, но после его кончины дом отсудили за долги. Для брата это было тяжелым ударом, он сильно мучился, поскольку поместье стало ассоциироваться у Николая с беспечным детством, и целую жизнь он потратил, чтобы выкупить назад свою усадьбу и вернуть потерянное счастье.

Брат постоянно трудился, собирал деньги, пытался экономить абсолютно на всем, недоедал. Из-за этого невыносимого образа жизни скончалась его супруга — неприглядная, но зажиточная женщина, на которой Николай женился лишь из-за ее состояния. Но в результате он добивается цели — брат приобретает поместье и высаживает на участке крыжовник.

Через несколько лет рассказчик навещает своего брата, однако он неприятно удивился и был угнетен тем, как изменился Николай. Он стал недалеким и обленившимся обывателем, который думает только о богато накрытом столе и комфорте.

Опечаленный окончанием пути собственного брата Иван произносит монолог, где говорит, что любому счастливому человеку нужно все время напоминать стуком молоточка о страданиях остальных людей, которых он просто не хочет замечать.

Описание персонажей

Главные герои «Крыжовник» Чехова — Иван Иванович и Николай Иванович, которые сильно отличаются между собой и по-разному понимают смысл жизни. Также описаны и другие персонажи. Список действующих лиц:

  1. Иван Иванович Чимша-Гималайский. Дворянского происхождения, работает ветеринаром. В произведении его устами выражаются мысли писателя. Он рассказчик, который познакомил друзей с историей брата. Жалеет, что уже старый, чтобы бороться с пороками общества, которые ведут к моральной деградации. Критично относится к себе, поскольку также подвержен разным изъянам.
  2. Николай Иванович Чимша-Гималайский. Брат Ивана, работает государственным служащим, был мягким и добродушным человеком. Сильно тосковал по жизни в деревне, мечтал выкупить свое поместье, где обязательным атрибутом должен быть крыжовник. Ради этого превратился в скрягу — голодал, ходил в обносках. Добившись цели, стал обрюзгшим помещиком.
  3. Буркин. Преподает в гимназии, является представителем «футлярности». Он не понял сути рассказанной истории, для него это обычная неинтересная ситуация. Ему ближе абсолютно иные темы — девушки, богатые люди.
  4. Алехин. Высокий, полноватый человек, помещик. Увяз в хозяйственных делах, помимо пшена, дегтя и сена ему ничего не интересно. Всем занимается сам, рад приезжим, хлебосольный и гостеприимный, владеет двухэтажным особняком.
  5. Пелагея. Красивая юная горничная, которая работает у Алехина. Деликатная и тихая, поражает гостей своей привлекательностью. Кротко и ненавязчиво подает приезжим полотенца, высушенную одежду, накрывает на стол.

Основная тематика

Темы произведения «Крыжовник» на самом деле интересны любому человеку, который обдумывает свое место в жизни. Антон Павлович поднимает следующие вопросы:

  1. Счастье. В образе Николая автор порицает стремление людей к собственному счастью. Писатель требует отречься от эгоизма и не забывать, что, пока кто-то упивается безмятежной жизнью в достатке и комфорте, рядом с ним все время страдают люди, которым не так повезло.
  2. Мечта. Писатель показывает читателю, что не все мечты являются прекрасными. Мечтающий об усадьбе Николай страдает не только сам, но и приносит несчастье людям, которые находятся рядом с ним.
  3. Пейзаж. Природа в произведении гармонирует с учетом настроения главных персонажей. Когда Буркин и Иван Иваныч пересекают поле, пейзаж ясен и жизнерадостен. Но когда рассказ близится к истории о Николае, собирается дождь. В финале повествования погода полностью испортилась, небо затянули тучи, дождь стучит в окна. Образ пейзажа состоит как в демонстрации настроения рассказа, так и в форсировании сюжетной линии: ливень заставил друзей вместе собраться и побеседовать по душам.
  4. «Маленький человек». Писатель высмеивает личность «маленького человека». Если Гоголь и Пушкин все время описывали эту личность как несчастную жертву, то Антон Павлович показывает читателю образ эгоиста, который уморил супругу ради того, чтобы постоянно на столе был крыжовник.

Раскрытие проблем

Проблематика произведения «Крыжовник» актуальна и сегодня. В рассказе поднимаются вопросы, которые универсальны для любой эпохи:

  1. Равнодушие. Писатель обрисовал характерный образ обывателя, он погряз в своем богатстве и отвернулся от остальных людей. Автор порицает этот образ жизни, он говорит о том, что люди всегда должны думать об остальных. Равнодушие повергает человека в состояние духовной деградации.
  2. Эгоизм. Николай посвятил жизнь достижению личного счастья, не переживая об окружающих. В финале добивается цели, но он лишь еще глубже ушел в себя и свои проблемы. Иван отмечает самодовольство и высокомерие своего брата, чего до этого не было. Потворство эгоистичным действиям сделало его хуже.
  3. Способ добиться цели. Николай идет на огромные жертвы, чтобы реализовать собственную мечту, но вряд ли это стоит конечного результата.
  4. Деградация личности. Писатель изображает парадокс жизни. Его персонаж, идя к цели, не развивается, как происходило бы у какого-то другого литературного автора, а, напротив, деградирует. Добившись своей мечты, Николай полностью опустился на дно, превратился в пародию на человека.

Главная мысль

Писатель деконструировал классический для литературы шаблон «маленького человека», который пытается создать собственный дом. Если у других авторов такое стремление в произведениях вызывает лишь одобрение, то Антон Павлович показал, что в этой цели нет чего-то романтичного, что путь к осуществлению мечты не все время честен и праведен, а результат часто сомнителен.

Но основная идея произведения заключается в том, что идеалы «маленьких людей» аморальны, даже рай в шалаше — только мелочный эгоизм и самовлюбленность. Николаю, не нужны золотые горы, но ему, как и богатым людям, все равно что произойдет с другими, он настолько же безнравственен и скуп, как и бесполезен. Именно это пытался изобразить писатель в своем произведении: не только способы достижения, но и мечты «маленьких людей» изначально являются аморальными. Они унижают честь и достоинство человека.

Это произведение призывает читателя к благоразумию, думать собственной головой и избавиться от зацикливания на призрачном образе прошлого. Писатель поставил под сомнение важность финансового достатка, говорит о необходимости сострадания и взаимной помощи в обществе, порицает обывательское безразличие. Этот вывод сам напрашивается после прочтения произведения Чехова.

Идеалы собственного счастья и спокойной жизни вдалеке от городской суеты омерзительны писателю, поскольку в них отсутствует то величие, которое может сделать один только человек.

Выходит, что в тихом омуте благополучия люди губят свой естественный потенциал и развивают деградацию общества. Это главная мораль произведения «Крыжовник».

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Данное произведение было впервые опубликовано в 1898 году и вошло в «маленькую трилогию» рассказов. Образ и характеристика героев рассказа Чехова «Крыжовник» раскроет «футлярность» каждого из главных и второстепенных персонажей. Основной акцент сделан на образе помещика Николая Ивановича, подчинившего всю свою жизнь материальной идее, купить дом с кустами крыжовника.

  • Николай Иванович Чимша-Гималайский – центральный персонаж. Младший из братьев. Потомственный дворянин

С 19 лет пошел работать в госслужбу чиновником. Человеком по характеру был добрым, кротким и покладистым. Не имел собственного мнения. Был робок и застенчив. Уехав из деревни в город, мечтал вернуться. Всю жизнь откладывал деньги на покупку небольшой усадьбы, отказывая себе во всем. Женился не по любви, по расчету. Избранницей стала вдова с хорошим приданым. Здесь впервые проявляется его обратная сторона характера. Он сживает жену со свету. Этакий домашний тиран, ограничивший бедную женщину во всем. Не выдержав подобных условий существования, через три года она покидает бренный мир. После ее смерти мечта Николая осуществляется. К 40 годам на ее деньги мужчина покупает дом, а в придачу к нему выписывает кусты крыжовника. Чувства вины за собой в ее смерти не чувствует. Он добился цели, получил желаемое и неважно какой ценой. Теперь он обрюзгший мещанин, которому больше ничего в этой жизни не надо. Помещичий статус сделал из него высокомерного и капризного барина. За своим счастьем он перестал замечать, слышать и видеть других людей, в том числе и несчастных по каким-либо причинам.

  • Иван Иванович Чимша-Гималайский – старший брат Николая. Работает ветеринарным врачом. Рассказчик. От его имени ведется данная история

Одно из любимых занятий рассказывать истории из жизни. Любит брата, но не понимает и не разделяет его взглядов. По его мнению, уезжать из города и прятаться у себя в усадьбе это верх человеческого эгоизма. Жалеет, что годы уже не те, чтобы бороться с пороками окружающих его людей. Любит порассуждать о серьезных вещах. Философ в душе. Постоянно себя критикует. Злится на себя за то, что тоже предрасположен к человеческим слабостям и не в силах с этим бороться. Призывает Алехина творить добрые дела, но скорее просит за себя. Ибо только так можно остаться человеком и не деградировать в упитанную сволочь, как его брат, думающий только о себе.

  • Буркин – учитель гимназии. Друг Ивана Ивановича. Второстепенный персонаж

Невысокий, упитанный мужчина. Лысоват. Носил черную бороду до пояса. Заядлый охотник и любитель рассказывать интересные истории. Любил природу во всем ее великолепии и проявлениях. Мог запросто прервать разговор, когда он переставал казаться ему занимательным. Имел свои взгляды на жизнь. Мнение других его особо не волновало. Замкнутый человек. История, рассказанная другом, его не заинтересовала. Вот если бы разговор шел о женщинах, этих прелестных и грациозных созданиях, то да. Живет в маленьком мирке, придуманном им самим.

  • Павел Константинович Алехин – помещик. Второстепенный персонаж

В его доме заночевали Буркин и Иван Иванович. Внешний вид оставляет желать лучшего. Грязный, неопрятный тип. Может не мыться неделю. Ходит в нестираной одежде. Мало похож собой на барина. Больше на художника либо профессора. Гостеприимный. Накормит, напоит, спать уложит. Одинокий мужчина. По хозяйству помогает справляться горничная. В свое время получил отличное образование, на которое его отец не жалел денег, но зато после смерти на Алехине повисли тяжким грузом огромные отцовские долги. Мог бы запросто просиживать штаны в теплом кресле на госслужбе, но пришлось идти не по профилю. Он стал заниматься сельским хозяйством. Наравне с другими рабочими пахал и сеял с утра до ночи, чтобы рассчитаться с отцовским «приданым». Такая работа ему не нравилась. Не привык он к тяжелому физическому труду. Родители изнежили его лаской и вниманием, вырастив белоручку. Загнав себя в «футляр» ежедневных забот об имении и душевного одиночества, он понимает, вряд ли его жизнь изменится. Хотя знает, что так жить нельзя.Добавить в избранное

В основе рассказа Чехова «Крыжовник», лежит сюжет истории, поведанной юристом Кони Льву Николаевичу Толстому. В той истории говорилось о чиновнике, мечтавшем о парадном мундире с золотыми галунами, и так и не попользовавшимся им при жизни. Цель произведения Чехова – заострить внимание читателя на правильном понимании смысла жизни, пробудить в нем отзывчивость и заботу о своем ближнем. Чехов призывает к постоянному движению вперед, обусловленное проявлениями лучших человеческих качеств. «Крыжовник» входит в цикл маленьких рассказов, созданных писателем в 1898 году.

+

План

  1. Характеристика героев «Крыжовник»
  2. Главные герои
  3. Второстепенные персонажи
  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Характеристика героев «Крыжовник»

Главные герои

Иван Иванович Чимша-Гималайский

Выходец из дворянской семьи, в данный момент служит ветеринаром. Является в рассказе «Крыжовник» героем, устами которого выражаются мысли автора. Также он – рассказчик, познакомивший своих друзей с историей своего брата. Сожалеет, что он уже не слишком молод, чтобы участвовать в борьбе против пороков общества, ведущих к моральному разложению. Самокритично относится к себе, так как тоже подвержен различным порокам. Призывает Алехина спешить делать добро.

Николай Иванович Чимша-Гималайский

Младший брат Ивана Ивановича, дворянин, теперь помещик. Служил в городе чиновником, был кротким и добрым человеком. Очень тосковал по деревенской жизни, и у него появилась мечта – купить небольшую усадьбу, где-нибудь ближе к природе. Непременным атрибутом усадьбы должен был стать крыжовник. Ради достижения цели он превратился в скрягу – недоедал, недопивал, ходил в рванье. Достигнув цели, превратился в обрюзгшего мещанина.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Алехин, помещик

Высокий, полный мужчина сорока лет, длинные волосы придают сходство с художником. Помещик, погряз в своих хозяйственных делах. Кроме сена, дегтя да крупы, его ничего не интересует. Сам занимается хозяйством настолько, что забыл, когда последний раз мылся. Рад гостям, гостеприимный и хлебосольный, имеет большой двухэтажный дом.

Буркин

Учитель гимназии, друг Ивана Ивановича. Буркин, как и Алехин, представитель «футлярности». Он не понимает смысла истории, рассказанной Иваном Ивановичем, для него это обыденная ситуация, не представляющая интереса. Его интересуют совершенно другие темы – женщины, изящные люди. Равнодушный и молчаливый.

Пелагея

Привлекательная молодая горничная Алехина. Деликатная и бесшумная, поразила своей красотой Буркина и Ивана Ивановича. Мягко и ненавязчиво подает гостям хозяина полотенца, чистую одежду, прислуживает за столом.

</tr></table>

Главные герои «Крыжовника», Иван Иванович и Николай Иванович, совершенно разные люди, по-разному понимающие смысл жизни. Единственное, что их роднит – это их имена. Таким образом, Чехов продолжает развивать тему «футлярности» в своем цикле историй, в список которых входит три рассказа. Главной темой этой трилогии, писатель старается пробудить людей от бессмысленного существования, от их низменных и мелочных целей. Устами Ивана Ивановича, Чехов старается пробудить в человеке стремление к высоким моральным и нравственным ценностям, к осознанию их ничтожных желаний. Характеристика героев в произведении Чехова дает представление о том времени, которое было названо периодом застоя. Трилогия писателя отобразила ход событий, происходящих в сфере общественно-политических отношений. Своими произведениями Чехов пытался заронить искру в умы прогрессивных и думающих людей, способных коренным образом повлиять на происходящие в стране события. Осмысление рассказа «Крыжовник» заставляет задуматься о жизненных приоритетах.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году был написан рассказ А. П. Чехова «Крыжовник»?</h3>

    • <label>1897;</label>
    • <label>1898;</label>
    • <label>1899;</label>
    • <label>1988.</label>

(новая вкладка)

Меню статьи:

Антон Чехов – один из немногих мастеров короткого жанра. «Крыжовник» Чехова, главные герои которого демонстрируют простые философские истины, относится к жанру емкого и краткого рассказа. Произведение составляет «Маленькую трилогию» вместе с другими текстами писателя – «Человек в футляре» и «О любви».

О «Маленькой трилогии»

Антон Чехов прожил короткую жизнь. Создав лаконичные, содержательные произведения, писатель выразил в текстах все аспекты российской культуры конца XIX века. «Маленькая трилогия» репрезентирует мастерство российского писателя: «малая форма» и идейная глубина соединяются с простотой сюжетной канвы. Сюжет – это предлог для размышлений. Боль жизни сочетается с юмором, сатирическими отступлениями.

В литературной критике подчеркивается, что писатель задумал в цикле рассказов, озаглавленных ныне названием «Маленькая трилогия», больше прозаических текстов. Однако «трилогия» – результат случайности. За 6 лет до смерти (Чехов написал «Крыжовник» в 1898 году, а в 1904 году писатель умер) автору не удалось довести задумку до завершения.

Предыстория создания рассказа «Крыжовник»

Антон Чехов написал это произведение, вдохновившись историей, которую поведал Анатолий Кони (российский юрист) другому именитому писателю – Льву Толстому. Юрист говорил о чиновнике, единственной мечтой которого было приобретение мундира. Все отложенные средства служащий истратил на пошив костюма, однако так и не надел его. Чиновник получил мундир, но на ближайшее время не планировалось балов или вечеров. Костюм повесили в шкаф, но нафталин испортил золотую вышивку. Через 6 месяцев чиновник умер, впервые, уже трупом, примерив желанный мундир.

Антон Чехов переделал историю, рассказанную Анатолием Кони: в рассказе, чиновник мечтает иметь дом, украшенный крыжовенными кустами.

Мы вам рады наш дорогой читатель! Предлагаем ознакомиться с главными героями рассказа “Смерть чиновника” А. П. Чехова

Рассказ получил высокие оценки критиков. Владимир Немирович-Данченко замечал, что отыскал в «Крыжовнике» «хорошие мысли» и «колорит». Произведение переводилось на многие европейские языки. В 1967 году также Леонид Пчелкин срежиссировал фильм по мотивам «Крыжовника» Чехова, главные герои которого будут нами рассмотрены ниже.

Сюжет и главная идея произведения Чехова

Взору читателя представляется поселок Мироносицкое. Здесь прогуливаются двое приятелей, которые изъявляют желание зайти в гости к другу. Товарищ гуляющих – помещик и расположился в именье, недалеко от поселка. За чашкой чая, один из визитеров поведал друзьям о своем брате.

В детстве два брата жили в доме отца. Тот имел чин офицера и сумел заработать право на потомственное дворянство для детей. Отец при жизни влез в долги, поэтому усадьбу после кончины мужчины конфисковали. В душе брата рассказчика с тех пор поселилась мечта: купить небольшой дом, украсить усадьбу кустами крыжовника и жить там в тишине и покое.

Идеи, высказанные в произведении

Рассказчик говорит, что вопреки довольному виду брата, Ивану Ивановичу (так звали визитера, поведавшего историю) стало жаль этого человека. Рассказчик подумал, что вот так в мире живут счастливые и ограниченные люди, спокойно поедающие крыжовник, а где-то умирают от голода дети. Мир словно разделен на людей, которые благополучно едят, пьют, строят семьи, воспитывают детей и хоронят умерших родственников, и на людей, которые каждый день познают горесть и нищету.

Тогда Иван Иванович делает вывод, что если жизнь и имеет смысл, то он кроется не в счастье. Единственный смысл – в совершении добрых поступков.

«Крыжовник» Чехова и центральные персонажи рассказа

В центре повествования – история двух братьев Ивана и Николая Чимша-Гималайских. Вопреки родству, связывающему ключевых героев «Крыжовника» Чехова, братья – люди абсолютно разные. Единственный аспект, соединяющий героев, – это отчество и фамилия.

Раз вы любите читать, то мы предлагаем ознакомиться с кратким содержанием рассказа А. П. Чехова “Письмо”, который критики считают одним из лучших.

Иван Иванович

Иван по происхождению – дворянин. Однако отец героя обеднел, и потомки потеряли поместье, которое отец, как и дворянский статус, получил на офицерской службе. Сейчас Иван Иванович работает ветеринарным врачом.

Из уст этого персонажа высказываются главные идеи произведения. Иван Иванович размышляет над образом жизни брата, который вызывает у рассказчика чувство жалости. Антон Чехов считает, что время, в которое живут и действуют персонажи, – это застойный период.

Цикл рассказов писателя отражает ценности общественной жизни, особенности социальных пороков, декаданс нравственных устоев.

Николай Иванович

Брат рассказчика. В молодости Николай – добрый человек, усердный трудяга. Дворянин, служивший чиновником. Охваченный пленом материальных ценностей, Николай воспылал мечтой купить поместье, выращивать крыжовенные кусты и жить дворянской жизнью. Для этого чиновник женился на богатой вдовушке. Жена – некрасивая и нелюбимая – страдала от действий мужа: в порыве мечты Николай положил деньги вдовы на банковский счет, а себя и супругу морил голодом. Жена скончалась, а Николай купил желанную усадьбу.

Алехин

Друг Ивана и Буркина, к которому приятели зашли в гости. Алехин владеет поместьем, в котором царит атмосфера легкости. Здесь главные герои «Крыжовника» Чехова пьют чай и слушают рассказ Ивана Ивановича. Тот призывает Алехина осознать истинный смысл жизни, состоящий в совершении добрых дел.

Буркин

Пелагея

Служанка в доме помещика – друга Буркина и Чимши-Гималайского. Девушка красива и аккуратна, ее изящество удивляет и восхищает гостей Алехина. Пелагея ухаживает за гостями, она мягкая и кроткая. В конце концов, красота девушки перекрывает морально-социальную тематику рассказа Ивана.

Автор: · 19.06.2019

Творчество Чехова является уникальным даже на фоне других титанов русской литературы. Его творчество затрагивает самые глубины человеческой души, разбирает самую изнанку человеческой жизни. Рассказы писателя представляют собой великолепное сочетание глубокомыслия и прекрасного литературного языка. Один из самых известных его рассказов – «Крыжовник», бесспорно, заслуживает отдельного разбора от Многомудрого Литрекона.

История создания

«Крыжовник» является частью «маленькой трилогии», в которую входят также рассказы «Человек в футляре» и «О любви».

Замысел произведения «Крыжовник» Чехову подарил Л.Н. Толстой, рассказав трагикомичную историю о петербуржском чиновнике, который много лет копил деньги на великолепный мундир, но умер, так ни разу и не надев его. В итоге красивая вещь оказалась только на его трупе.

Творческая история создания рассказа «Крыжовник» много раз претерпевала изменения. Так, изначально герой так и не женился, а своего барского положения добился только в старости. На первые ягоды крыжовника он поглядел равнодушно. Именно так выглядел черновой набросок сюжета. Но потом автор решил добавить драматизма и комичного, маловероятного «счастья» своему герою, поедающему любимые ягоды.

Направление и жанр

Рассказ «Крыжовник» был создан в рамках реалистического направления в литературе. Автор стремился перенести в своё творение окружавшую его действительность. Созданные им образы натуралистичны и повседневны. Ситуация, ставшая основой сюжета, является реальным случаем из жизни.

Жанр «Крыжовника» — рассказ. Произведение представляет из себя лаконичную историю с малым количеством действующих лиц. Отсутствует какая-либо конкретика, что позволяет легко переложить рассказанную историю на любую плоскость.

Композиция

Главная особенность композиции рассказа «Крыжовник» – наличие приёма «история внутри истории». В начале повествования Чехов изображает разговор между тремя персонажами, один из которых и рассказывает собеседникам о своем брате и его маниакальном пристрастии к деревне.

Этот приём позволяет придать произведению большую естественность, а также логично связать его с другими рассказами «маленькой трилогии».

Суть

Иван Иваныч Чимша-Гималайский вместе со своим попутчиком Буркиным из-за разыгравшегося ливня навещает своего друга – помещика Павла Алёхина. Во время дружеского чаепития Иван Иваныч рассказывает историю жизни своего брата – Николая Иваныча.

Всё своё детство братья провели в поместье своего отца, однако после его смерти оно было отсужено за долги. Для Николая это стало страшным ударом, поместье начало ассоциироваться у него со счастливым детством, и всю свою жизнь он потратил на то, чтобы приобрести своё собственное имение и вернуть утраченное счастье.

Николай Иваныч долго и упорно работал, копил деньги, экономил на всём и жил впроголодь. Из-за такого тяжёлого образа жизни умерла его жена – некрасивая, но богатая вдова, на которой он женился только из-за её денег. Однако в итоге Николай добился своей цели – он купил себе имение и посадил там кусты крыжовника.

Спустя много лет Иван Иваныч навестил своего брата, но был неприятно удивлён и подавлен тем, как изменился его брат. Николай превратился в типичного ленивого и недалёкого обывателя, думающего лишь о комфорте и богатом столе.

Расстроенный финалом пути своего брата Иван произносит монолог о том, что каждому счастливому человеку необходимо постоянно напоминать с помощью стука молоточка о страданиях других людей, которых он предпочитает не замечать. Подробнее о содержании рассказа… (+ отзыв)

Главные герои и их характеристика

Образы в рассказе «Крыжовник» немногочисленны, но оригинальны для русской литературы:

имя героя характеристика
иван иваныч чимша-гималайский пожилой ветеринар. дворянин. герой-резонёр, выражающий мысль самого писателя. общественник. считает, что каждый человек должен направлять все свои силы на то, чтобы помогать окружающим. в связи с этим осуждает эгоистическое счастье обывателя, которое обрёл его брат николай.
николай иваныч чимша-гималайский чиновник казённой палаты. дворянин. старательный работник и добрый человек. большую часть жизни был одержим идеей приобретения собственного поместья. ради этого шёл на любые меры, поспособствовал смерти своей жены. купив имение, превратился в беззаботного землевладельца, которого не интересует ничего, кроме собственного благополучия.
буркин бывший учитель. друг и собеседник ивана иваныча.
павел константинович алёхин небогатый работящий помещик. вынужден много работать, чтобы выплатить все свои долги. устал от постоянного труда, хочет что-то изменить в своей жизни, но не может.

Тема

Тематика рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» действительно интересна каждому человеку, обдумывающему свое место в жизни:

  1. Мечта – основная тема произведения. Чехов показывает нам, что не всякая мечта прекрасна. Мечтающий о поместье Николай страдает сам и заставляет страдать окружающих его людей. Греза превратилась в манию и стала навязчивой идеей героя.
  2. Счастье – На примере Николая Иваныча писатель осуждает стремление человека к личному счастью. Чехов требует от людей отказаться от эгоизма и запомнить, что, пока кто-то наслаждается беззаботной жизнью в достатке и тепле, вокруг него непрерывно страдают те, кому повезло меньше.
  3. Маленький человек – Автор деконструирует и жестоко высмеивает образ маленького человека. Если Пушкин и Гоголь всегда рисовали маленького человека как несчастную жертву, то Чехов изображает перед нами образ жестокого эгоиста, уморившего жену ради того, чтобы каждый день есть крыжовник.
  4. Пейзаж – Окружающая природа в рассказе гармонирует с настроением героев и задаёт настроение у читателя. Когда Буркин и Чимша-Гималайский идут по полю, пейзаж вокруг них жизнерадостен и светел. Но когда повествование приближается к истории о Николае Иваныче, начинает собираться дождь. В конце рассказа погода окончательно портится, небо заслоняют тучи и капли дождя барабанят в окна. Роль пейзажа в рассказе «Крыжовник» заключается не только в демонстрации настроения повествования, но и в форсировании сюжета: дождь заставил приятелей собраться вместе и поговорить по душам.

Проблемы

Проблематика рассказа «Крыжовник» была и будет актуальной, ведь в ней рассматриваются вопросы, универсальные для каждого времени.

  • Эгоизм – Николай Иваныч всю свою жизнь посвятил достижению индивидуального счастья, не заботясь о других. В конце он достигает своей цели, но только ещё глубже уходит в себя и свои заботы. Брат отмечает самодовольство и гордость Николая Иваныча, которых раньше не было. Потворство эгоизму сделало героя хуже.
  • Равнодушие – Чехов вырисовывает образ типичного обывателя, погрязшего в своём достатке и отвернувшегося от других людей. Писатель осуждает такой образ жизни, он считает, что человек должен всегда думать и о других людях. Безразличие повергает его в состояние духовной слепоты.
  • Деградация личности – Автор показывает нам парадоксальность жизни. Его герой, идя к своей мечте, не развивается, как было бы у какого-нибудь другого писателя, а, наоборот, деградирует. Достигнув цели всей своей жизни, Николай окончательно опускается на дно, превращаясь в пародию на человека.
  • Пути достижения цели – Николай пошёл на чудовищные жертвы и даже на злодеяние, чтобы осуществить свою мечту. Однако едва ли всё это стоило полученного результата.

Основная идея

Чехов деконструировал традиционный не только для русской, но и для мировой литературы штамп о маленьком человеке, который хочет построить свой собственный дом. Если у прочих писателей это стремление вызывает только одобрение, то Чехов показывает, что в этой мечте не ничего романтичного, что путь к этой мечте не всегда правилен и честен, а его итог зачастую сомнителен. Но главная мысль рассказа «Крыжовник» в том, что даже идеалы маленького человека безнравственны, даже его тихое счастье, рай в шалаше — всего лишь мелочный эгоизм ничтожества. Да, он не хочет золотых гор, но ему так же, как и богачу, наплевать на других, он такой же безнравственный и жадный, столь же бесполезен и даже вреден для общества. Вот, что хотел сказать Чехов в рассказе «Крыжовник»: не только пути достижения, но и цели маленького человека аморальны по своей сути. Они лишь унижают его человеческое достоинство.

Смысл рассказа «Крыжовник» главный герой, Иван Иваныч выразил во фразе:

Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!

Чему учит?

Этот рассказ заставляет читателя быть благоразумным, думать своей головой и не зацикливаться на призрачных образах прошлого. Автор ставит под сомнение важность материального благополучия, заявляет о необходимости сострадания и взаимопомощи в обществе, осуждая обывательское равнодушие. Такой вывод можно сделать после прочтения рассказа «Крыжовник».

Идеалы личного счастья и тихой жизни вдали от суеты глубоко омерзительны автору, ведь в них нет того величия, на которое способен один лишь человек. Получается, в тихом омуте благополучия он губит свой природный потенциал и способствует деградации общества. Такова мораль А.П. Чехова и его рассказа «Крыжовник».

Критика

Рассказ Чехова был высоко оценён самим Немировичем-Данченко, который находил его очень глубокомысленным.

Борис Эйхенбаум видел в «Крыжовнике» выражение болезни всего русского общества. Он отмечал жизненность произведения и приписывал Чехову едва ли не мессианскую роль.

Л.Н. Толстой одобрял главную мысль А.П. Чехова о природе счастья и высоко ценил творчество своего коллеги.

В советское время заслуги Чехова ставились очень высоко, ведь в его творениях было много осуждения в адрес капиталистического строя и его заскорузлой формальности:

XIX век, особенно его вторая половина, был эпохой великой переоценки укоренившихся ценностей. Критика уродств буржуазно-дворянского строя стала важнейшей темой русской и мировой литературы. Вклад Чехова в разработку этой темы определился его умением увидеть драму там, где, казалось бы, не было и тени неблагополучия. Он сумел пойти в глубь действительности и в микромире повседневных будней показать чудовищную противоестественность строя господствующих отношений. (Бердников Г. П. Чехов // История всемирной литературы / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1994. — Т. 8)

«В трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898), в рассказах и повестях конца 1890 — нач. 1900-х гг., в последнем рассказе «Невеста» (1903) Чехов рисовал духовный застой и порыв героя к лучшей жизни.» (З.С.Паперный, Чехов Антон Павлович // Большая советская энциклопедия. — 3-е изд.)

Восторженных похвал рецензентов удостаивались особенности речи героев Чехова и художественные детали в рассказе «Крыжовник». Символ крыжовника стал общеупотребительным обозначением мещанской зацикленности человека на материальном благе. Он встал в один ряд с «Шинелью» Гоголя. Речь героев Чехова ценится за счет ее естественности и жизненности. Так, например, автор тонко высмеивает мнимую значимость, которую приписывает себе и своему имению новоявленный барин:

В письмах своих брат называл свое имение так: Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож. Приехал я в «Гималайское тож» после полудня.

В этой фразе сосредоточен весь пафос новоявленного дворянина, внука крестьянина, который изо всех сил старается быть более благородным и аристократичным, поэтому выдумывает своему домику у речки витиеватые названия.

В наши дни рассказ «Крыжовник» считается одним из ярчайших произведений Чехова, а монолог про молоточек наизусть знают многие жители России.

Автор: Михаил Щепин

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-kryzhovnik-chekhova.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/3114-harakteristika-geroev-rasskaza-kryzhovnik.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/kryzhovnik/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/kryzhovnik.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/kryzhovnik-chehov/

  • Чинить как пишется правильно
  • Чип и дейл по английски как пишется
  • Чингиз айтматов в рассказе красное яблоко использует метод рассказ в рассказе тема первого рассказа
  • Чинаски слайм ранчер сказки
  • Чин чином как пишется через дефис или нет