Чьи воспоминания описаны в рассказе первый учитель

Сочинения по литературе чехов композиция рассказа человек в футляре рассказ человек в футляре является одним из самых известных рассказов антона
  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Композиция рассказа Человек в футляре

Рассказ «Человек в футляре» является одним из самых известных рассказов Антона Павловича Чехова.

История произошедшая в данном творении является поучительной и полезной для молодых и зрелых людей.

Особенность композиции — рассказ в рассказе. Такой формат был не нов для чеховского времени, но при этом довольно редким и необычным.

Главный герой произведения представляется эмоционально закрытым человеком с защитой подобной футляру. Фамилия его — Беликов. Рабочая специальность — учитель древнегреческого языка.

Его жизнь, привычки, комплексы и странности описаны в рассказе.

В начале рассказа написано о двух охотниках — Буркине и Чимше-Гималайском. Первый завёл разговор о главном герое произведения — Беликове.

В истории Беликова можно выделить пять частей.

Первая — описание внешности, характера и привычек. Вторая — знакомство с Варенькой. Третья -ухаживание героя за ней. Четвёртая — разговор с Коваленко и последующий скандал. Пятая — смерть Беликова.

Герои в рассказе разделены на футлярных и не футлярных. К первым относят Беликова и частично учителей гимназии. Ко вторым — семью Коваленко.

Прототипа Беликова современники не нашли, хотя вариантов было множество. По-видимому этот образ пришёл в голову Чехову, для того чтобы показать разницу между людьми ( их мировоззрения). Беликов являлся очень странным и закрытым человеком. Пальто , зонт и калоши являются его спутниками даже в жаркий солнечный день. Его особенность — повышенная осторожность в любой ситуации. Представления о приличии у него так же своеобразные — увидев Вареньку на велосипеде, он был удивлён и считал этот факт неприемлемым для достойной женщины. Всё перечисленное является так же причинами одиночества учителя. Конфликт «футлярного» образа жизни и общества ярко выражены в произведении. Коллеги боялись его и старались держать дистанцию.

Конфликт Беликова и Коваленко заключался в разнице интересов. Брат Вареньки был жизнерадостным, активным и сильным человеком.  Это в свою очередь — полная противоположность Беликову. Учитель древнегреческого языка ему не понравился с самого начала.

Большой проблемой нашего героя оказалась крайняя нерешительность и трусость. Он так и не смог переступить через себя и стать активным и целеустремлённым человеком. По композиции, даже после его смерти люди не сильно огорчились и даже вздохнули с облегчением. Это приводит к определённым выводам.

2 вариант

А.П. Чехов использует важную особенность своих рассказов – герои повествуют друг другу различные интересные и причем достаточно поучительные истории. Этот главный замысел дает объяснение особенности творчества писателя. Один из главных рассказов А.П. Чехова является «Человек в футляре». Можно произвести сравнение, и вспомнить творчество Дж. Боккаччо, а именно произведение «Декамерон», тем самым сделать вывод, что они похожи.

Начинается рассказ со знакомства автора с друзьями, которые занимаются охотой, а именно с Буркиным и Чимшой-Гималайским. Их остановка оказалась в селе Мироносицкого. Во время разговора мужчины вспомнили о Мавре; эта женщина отдалась полностью своей семье. А Буркин вспомнил своего коллегу. История началась с повествования главного героя о его женитьбе, причем достаточно неуспешной.

Рассказ главного героя заставило задуматься его друга о жизни в футляре. Под этими воспоминаниями автор смог выразить свое мнение насчет общества в то время, а именно о ценностях высшего общества.

Некоторые моменты, например, история про учителя древнегреческого языка не входят в повесть рассказа Буркина, но также играют достаточно важную роль в идее творчестве автора.

Важно выделить такие моменты, как начало про главных героев, которые вовремя охоты решили остановиться на краю одного села. После происходят воспоминания, то есть о Мавре. А вот дальше идет как раз развитие событий рассказа о Беликове. В конце можно выделить рассуждения Чимши-Гималайского о жизни в футляре.

Можно также выделить важные моменты в истории Беликова. Например, индивидуальные черты учителя. После новая работа Михаила Коваленко, и конечно знакомство Беликова с Варварой Савишной. Коллектив в гимназии желает их свадьбы. Ну и конечно скандал Коваленко и Белилова. Самый главный момент – конец, тут можно выделить смерть Беликова.

Рассказ достаточно интересный и сюжет яркий, все по сути. Можно выделить психологизм, где выражены портретные особенности. Очень ярко можно заметить внешность Вареньки и Михаила, по их образу достаточно интересно произвести анализ и сделать предположения об индивидуальных качествах человека. Интерьер «подсказка» в этом рассказе и для более четкого описания главного героя.

Образы, которые создал А.П. Чехов, имеют систему. Произведено разделение людей на «футлярных» и «нефутлярных» людей. К первому разделению можно отнести Беликова и учителя, ко второму, я считаю, что можно выделить Коваленки, именно они не выдерживают жизни в чехле. В этом можно заметить всю идею рассказа.

Таким образом, можно сделать вывод, что автор рассказа «Человек в футляре» достаточно индивидуальна и оригинальна. Сам сюжет имеет четкую структуру и идею, а также ярко выделены основные моменты, которые автор бы хотел донести.

Также читают:

Картинка к сочинению Композиция рассказа Человек в футляре

Композиция рассказа Человек в футляре

Популярные сегодня темы

  • Любовь в лирике Анны Ахматовой сочинение

    Анна Андреевна Ахматова — одна из знаменитых писателей-поэтесс нашей страны. Любовные чувства в ее стихах — наиболее острая проблематика. Однако для нее нежные чувства — не всегда радость

  • Сочинение по роману Три товарища Ремарка

    Это один из трёх романов, посвященных потерянному поколению. Действие происходит в Германии. Начало 30-х годов прошлого века. В результате путча к власти приходит Гитлер. Ремарк вынужден эмигрировать в Америку.

  • Сочинение Анализ рассказа Кукла Носова

    Основным персонажем произведения является фронтовик в прошлом, Акимыч, представленный писателем в образе простого деревенского человека.

  • Образ князя Утятина в поэме Кому на Руси жить хорошо и его характеристика

    Главными героями поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» являются семь мужиков, путешествующих по стране. Именно они узнают историю некого барина по фамилии Утятин.

  • Тема любви в лирике Фета (в творчестве) сочинение

    Любовь – это чувство, которое является вдохновляющим для любого поэта. Переживания, эмоции, разочарование, разлука – это струны, используемые поэтом в творчестве.

На чтение 26 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Айтматов Ч. Первый учитель [Текст]: повесть / Ч. Айтматов ; пер. с кирг. – М.: Дет. лит., 1971. – 63 с. 

obraz-uchitelya-01.jpg?fit=300%2C472

Молодой учитель Дюйшен отправляется в отдаленный киргизский аул, чтобы учить там местных детей. За неимением средств, жители поселка переоборудовали под школу старую местную конюшню, где и происходил процесс обучения. Маленькие ученики – обездоленные дети, которые воспитывались так, что главный труд для них заключался в сельскохозяйственной работе, но никак не в учебе. Среди них маленькая сирота Алтынай, которая после смерти своих родителей вынуждена была жить в семье своего дяди. Девочка не знала доброго отношения к себе, родные заставляли ее работать на земле, всячески препятствовали тому, чтобы она посещала школу. Через некоторое время родные продали ее богатому человеку в жены, однако благодаря вмешательству учителя, который обратился в правоохранительные органы, Алтынай удалось спасти. Дюйшен отправил девочку в детский дом, где она смогла продолжить учебу и благодаря этому смогла достичь высоких жизненных успехов.

Алексин А. Безумная Евдокия [Текст] : повесть /А. Алексин // Звоните и приезжайте : повести / А. Алексин. – Минск: Юнацтва, 1981. – С. 225-230. 

obraz-uchitelya-02.jpg?fit=300%2C472

Главные действующие лица произведения – одаренная ученица Оленька и учительница, которую девочка называет «безумной Евдокией» Учительница борется против эгоизма своей ученицы. Она считает, что «данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма». Но это не означает, что учительница пытается препятстовать развитию творческих способностей Оли, она пытается привить девочке другой, не менее важный, талант человечности.

Бруштейн, А. Я. В рассветный час [Текст]/Александра Бруштейн. – М: АСТ: Астрель: АСТ МОСКВА, 2009. – 446 с. – (Внеклассное чтение)

Это вторая книга автобиографической трилогии («Дорога уходит в даль…», «В рассветный час», «Весна») Александры Бруштейн (1884- 1968).

Быков В.В. Обелиск [Текст]: повесть / В.В. Быков ; пер. с бел. Г. Куренёвой ; послесл. М. Синельникова. – М. : Мол. гвардия, 1985. – 235 с.

«Обелиск» рассказывает о непростой, трагической судьбе сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Он любил свою работу и учеников, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе. За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР.

Васильев Б.В. Завтра была война[Текст] : роман, повести, рассказ / Б.В. Васильев. – М.: АО Изд-во «АСТ – Пресс», 1994. – 477 с.

В романе «Завтра была война» автор вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями. Подлинным учителем, старшим другом, наставником на всю дальнейшую жизнь стал для учащихся 9 «б» класса директор школы и учитель географии Николай Григорьевич Ромахин. Он жил делами и заботами своих учеников. Ребят тянуло к директору, его уважали, хотя и побаивались.

Веркин, Э. Книга советов по выживанию в школе [Текст]/Эдуард Веркин. – М: Эксмо, 2013. – 320 с. – (Настольная книга для девочек и мальчиков).

В школе учились все. Ну, если не учились, то хотя бы ходили в нее. Посещали. Просиживали. Протирали штаны. Поэтому эта книга окажется интересной всем. Тем, у кого школа осталась позади, будет приятно пощекотать нервы, вспомнить, так сказать, детство грозовое. Тем, кто учится в младших классах, эта книжка станет интересна чуть позже. А пока им будет просто интересно ее полистать, картинки посмотреть. Картинки из будущей взрослой жизни. Но в основном она рассчитана на тех, кто учится в средних классах. На мальчишек и девчонок самого безбашенного возраста. Да и ученикам выпускных классов прочитать ее не помешает. У них школа уже почти позади – но страницы, посвященные выбору будущей профессии, их непременно заинтересуют. Ну и, конечно же, никого не оставит равнодушным глава про выпускной бал… Ну вот, вроде бы и все. Хотя нет. Ведь есть еще родители. Им данная книга тоже будет полезна. Поскольку сами родители давно закончили учебу. И если они забыли свои школьные страдания, то пусть почитают эту книгу. И вспомнят. А там, глядишь, и своих детей больше понимать станут.

Железников, В. Чучело [Текст]: повесть. – М: Дет. лит, 1988. – 190 с.

Повесть “Чучело” впервые была опубликована 36 лет назад. Она стала популярна, по ней был снят знаменитый фильм, и тысячи мальчишек и девчонок могли узнать себя в героях “Чучела”. “Чучелом” прозвали одноклассники Ленку Бессольцеву за непохожесть, наивность, чудаковатость. Но под ярлыком, нацепленным невнимательными и жестокими ребятами, скрывалось горячее, любящее сердце, тонкая, благородная натура и необыкновенно мужественный и честный характер. Много “чучел” живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.

Иванов, А. Географ глобус пропил [Текст]/Алексей Иванов: роман. – СПб:Азбука- классика, 2005. – 512 с.

Алексей Иванов (р.1969) с раннего детства живёт в Перми, и его можно назвать своего рода “гением места” этого края. Автор романов “Общага-на-Крови”, “Блуда и МУДО”, “Сердце пармы”, “Золото бунта”, а также историко-публицистических книг, среди которых “Хребет России”, “Message: Чусовая”, “Увидеть русский бунт”. Лауреат премии “Ясная Поляна».

Внешне сюжет книги не сложен. Молодой биолог Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу. Он борется, а потом дружит с учениками, конфликтует с завучем, ведет девятиклассников в поход- сплавляться по реке. Еще он пьет с друзьями вино, пытается ужиться с женой и водит в детский сад маленькую дочку. Он просто живет…Но эту простую частную историю Алексей Иванов написал так отчаянно, так нежно и так пронзительно, что «Географ глобус пропил», как это бывает с замечательными книгами, стал историей про каждого. Каждого, кто хоть однажды запутывался, терялся в жизни. Каждого, кто иногда ощущал себя таким же бесконечно одиноким, как Виктор Служкин. Каждого, кто несмотря на одиночество и тоску, никогда не терял способность чувствовать и любить.

Изотчин, А. День учителя: большая повесть для взрослых [Текст]/Александр Изотин. – М: АСТ, 2014. -512 с.

Главный герой книги – Андрей Мирошкин дитя лихих 90-х, неудачливый любовник и несостоявшийся ученый, учитель истории. Жизнь ставит перед ним непростые для решения задачи: как выбиться из провинциального городка в Москву? Как получше устроиться в жизни? Послекризисная Москва 1998 года неласкова к недотепам-провинциалам… Чем придется пожертвовать герою ради своих амбиций? И стоит ли цель такой жертвы?

Кучерская, М. А. Плач по уехавшей учительнице рисования [Текст]: [рассказы] /Майя Александровна Кучерская. – М: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. – 286 с.- (Эксклюзивная новая классика)

Майя Кучерская – прозаик, филолог, профессор Высшей школы экономики. Автор романов “Бог дождя” и “Тётя Мотя”, книг “Современный патерик. Чтение для впавших в уныние” и “Сглотнула рыба их: беседы о счастье” (совместно с Татьяной Ойзерской). “Плач по уехавшей учительнице рисования” – это драматические истории о том, как побороть тьму внутри себя. Персонажи самого разного толка – студентка-эмигрантка, монах-расстрига, молодая мать, мальчик-сирота – застигнуты в момент жизненного перелома. Исход неизвестен, но это не лишает героев чувства юмора и надежды на то, что им всё же удастся пройти по воде, станцевать на крыше и вырастить дерево из музыки Баха.

Лиханов А.А. Повести  [Текст]/ А.А. Лиханов. – М. : Худож. лит., 1983. – 599 с.

Главная героиня в повести «Благие намерения»- молоденькая выпускница пединститута. Волею судьбы Надежду сразу после окончания пединститута отправляют в небольшой город, где она оказывается не преподавателем литературы, как ожидалось, а воспитательницей первоклассников. Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки. Вот как в такой ситуации можно не повиноваться сердцу и не попытаться помочь ребятишкам? Вот она и пытается, в силу своих возможностей. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты героини. В 1983 году повесть «Благие намерения» удостоена Международной премии социалистических стран имени М. Горького.

Неволина, Е. А. Начало [Текст]/Екатерина Неволина. – М: Эксмо, 2013. – 384 с.- (Закрытая школа).

В элитной школе-пансионе “ЛОГОС” при загадочных обстоятельствах пропадает учитель истории. Шестеро его учеников начинают свое расследование, не подозревая, какие страшные тайны хранят стены “ЛОГОСа”. Пытаясь докопаться до истины, ребята очень скоро поймут, что ценой правды порой может стать их собственная жизнь.

Для старшего школьного возраста.

Распутин В.Г. Уроки французского [Текст]: рассказ / В.Г. Распутин. – М.: Дет. лит., 1982. – 110 с.

Герой рассказа приезжает из деревни учиться в райцентр, где находится школа. Живется ему трудно, голодно – время послевоенное. В районе у него нет ни родных, ни знакомых, он живет на квартире у чужой тети Нади. В один из трудных моментов на помощь мальчику приходит молоденькая учительница французского языка – Лидия Михайловна. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман. Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

Рекунова, А. К. Жизнь среди людей [Текст]/Алиса Константиновна Рекунова. – М: АСТ, 2015. – 442 с. – (Средняя школа №…)

“Я просто хочу быть как все. Хочу общаться с людьми, дружить, смеяться над чьими-то шутками, говорить впопад. Хочу быть частью чего-то. Чего-то большего, чем я сам”. Необычный ученик в обычной средней школе. Правила игры известны всем… …кроме него.

Тендряков В.Ф. Весенние перевертыши. Чудотворная [Текст]: повести / В.Ф. Тендряков ; предисл. В. Гречнева ; рис. Б. Михайлова. – Л.: Дет. лит., 1988. – 208 с. : ил.

В повести «Весенние перевертыши» сквозной темой проходит образ учителя – математика Василия Васильевича Васильева, которого ученики прозвали Вася – в – кубе. Он уже стар, который год грозится уйти на пенсию, но не уходит. Его внешний вид и грозный голос наводят ужас на новичков, но ребята постарше знают, что это обманчивое впечатление. Он всегда готов прийти на помощь. Главный герой повести «Чудотворная» – Родька Гуляев случайно находит на берегу реки икону, и с этого момента для мальчика начинаются сплошные злоключения. На помощь Родьке приходят добрые и чуткие люди, такие, как учительница Парасковья Петровна, которая помогает ему встать на правильный жизненный путь.

Тезисы

  1. Роль учителя в жизни человека сложно переоценить: он направляет и поддерживает ученика, во многом определяя его дальнейшую судьбу;
  2. Неблагодарное отношение к учителям — проблема, которая затормаживает развитие нашей страны;
  3. Альтруизм в профессии учителя — главное качество, ведь мудрый наставник всегда отдает больше, чем получает взамен;
  4. Любовь и уважение к преподавателям и наставникам — это наш нравственный долг по отношению к ним;
  5. Учитель и ученик должны стремиться к одному и тому же — к постижению истины и развитию личности;
  6. Учитель в жизни человека играет роль маяка, который освещает путь и дает представление об истинном призвании.

Аргументы

Валентин Распутин «Уроки французского». «Уроки французского» — наиболее известное произведение русской литературы, посвященное роли учителя в жизни людей. На первый взгляд, поступок учительницы французского языка Лидии Михайловны оценивается читателем неоднозначно. Чтобы помочь своему ученику выбраться из тяжелого материального положения, молодая женщина решается пойти на преступление и сыграть с мальчиком в азартную игру. Директор, узнав об этом, уволил преподавательницу. Тем не менее, Лидия Михайловна, принимая все риски, решила для себя, что важнее помочь бедному мальчику, чем остаться при своей работе. Этим учеником и был сам рассказчик, для которого поступок учительницы был самым важным жизненным уроком – всегда, при любых обстоятельствах, оставаться человеком, добрым и отзывчивым. Главный герой запомнит свою учительницу французского языка на всю оставшуюся жизнь.

Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Харлампий Диогенович был учителем математики, но сильно отличался от своих коллег. В отличие от них, он не отчитывал опаздывающих и не повышал голоса на двоечников, но умел организовать дисциплину в классе и без агрессии. Ему помогали шутки, которые позволяли ребенку понять, что он был неправ. Каждый ученик боялся их больше, чем типичного наказания, потому что шутка приживалась в классе и служила своеобразным клеймом. Такой оригинальный подход к обучению помог главному герою стать внимательнее к домашним заданиям и честнее. Осознав вину за свою проделку, он подготовился к занятиям и освоил предмет очень хорошо. Очевидно, что настоящий наставник отличается не грубостью и агрессией, а умением добиться высокого уровня знаний без ругани.

Лев Толстой «Детство». В повести Толстого особое внимание уделяется учителю Карлу Ивановичу. Герой был строгим преподавателем и профессионалом своего дела. Но главное, чему он смог научить детей, заключалось вовсе не в математике и истории. Он сумел доказать им важность доброты и нравственности, преданности своему делу и близким людям. Старик привязался к своим ученикам и стал для них примером для подражания. Когда им предстояла разлука, и дети, и Карл Иванович испытывали страдание. Никто из них не хотел разлучаться, ведь ученика и учителя обычно связывают узы чувства привязанности и взаимной благодарности. Процесс познания приносит радость и новую мудрость всем своим участникам.

Чингиз Айтматов «Первый учитель». Не всегда, чтобы стать учителем или наставником, необходимо иметь высшее образование. Главный герой, обладая лишь поверхностными познаниями, желает из ветхого сарая соорудить школу для местных детишек. Он всегда старался помочь окружающим, и однажды герой спасает молодую сиротку Алтынай, помогая ей уехать учиться в город, освободив её от насильственного замужества. Девушка на всю жизнь запомнит благородный жест главного героя и в будущем, став доктором наук, она назовет свою школу в честь своего первого учителя. Значит, наставник — это не тот человек, который лишь формально выполняет свои обязанности за плату, а тот, кто вкладывает силы и мудрость в своих учеников, невзирая на условия и подчас даже жертвуя своими интересами.

Александр Пушкин «Евгений Онегин». Не всегда на нашем пути встречаются хорошие педагоги. Так и у Евгения Онегина был молодой ветряный французский преподаватель. Он «шутя» проводил уроки, не напрягая ум мальчика. Сам преподаватель не наказывал юношу, строго не спрашивал с него, в легкой форме проводя занятия. Безразличное отношение учителя отразилось на дальнейшей судьбе главного героя. Молодой человек стал эгоистичным, аморальным, бездушным мужчиной, чьи поступки разрушили не одну судьбу. Его знания были поверхностными и не пригодились. Он так и не нашел своего призвания в жизни.

Александр Галич «Кадиш». Альтруизм в работе учителя проявлялся во многих произведениях — как в довоенные годы, так и во времена Великой Отечественной войны. Подвиг Януша Карчака очень трогательно выразил в своей поэме Александр Галич. Врач, педагог вместе со своими воспитанниками отправился в свой последний путь на верную смерть в концентрационный лагерь, хотя прямо перед отправлением ему разрешили остаться. Польский врач оставался рядом со своими детьми до самого страшного конца. Осознавая, что у него не осталось никого, кроме воспитанников «Дома сирот», герой пожелал уйти вместе с ними, не оставляя их одних. Учитель — это не только поставщик образовательных услуг, но и тот, кто берет ответственность за своих учеников.

Василь Быков «Обелиск». С наступлением Великой Отечественной войны, повседневная обыденная жизнь для многих прекратила своё существование. Но не для главного героя произведения — Морозова. Он предан своей профессии и своим ученикам, и даже с наступлением войны продолжает дарить знания. Более того, когда его учеников забирают в плен фашисты, Морозов следует за ними, хоть и понимая, что идет на верную смерть. Мужчина осознавал, что даже если ему не удастся спасти ребят, он хотя бы приободрит их в нелегкий момент. Его хитрость позволила одному из мальчиков выжить. Но сам преподаватель был казнен. Его жертва стала символом нелегкой доли учителя, который должен вести за собой своих учеников.

Чингиз Айтматов «Плаха». Главный герой Авдий, опираясь на своё прошлое обучение в семинарии, основанное на высокоморальном воспитании, сталкивается с двумя мальчиками, погрязшими в наркоторговле и прочих низких делах. Авдий пытается направить их на путь истинный, однако судьба жестока к юноше, и он умирает. Попытка поменять мировоззрение людей, нуждающихся в помощи, заслуживает большого уважения, ведь герой прежде всего думал о судьбах других людей, а не о себе. Будучи наставником, он не смог образумить своих учеников, но все же заставил их задуматься о будущем. Возможно, семена доброты и отзывчивости, посеянные им, когда-нибудь взойдут.

Мария Казакова «Трудно с тобой, Андрей». Хороший педагог всегда найдет индивидуальный ключик к каждому ученику. Автор рассказывает историю школьника-хулигана, который постоянно хамил и сбегал с уроков. Большинство педагогов махнули на него рукой и оставили любые попытки хоть как-то повлиять на его дурное поведение. Однако новая учительница русского языка смогла разглядеть за толстым слоем агрессии светлые качества школьника и помогла мальчику. Юная учительница является эталоном в своей профессии и Педагогом с большой буквы.

Александр Куприн «Тапёр». Главный герой рассказа, Юрий Азагаров, обучающийся в школе, подрабатывал в рождественский вечер в семье Рудневых. Там он знакомится со знаменитым композитором А.Г. Рубенштейном. Мужчину глубоко зацепила игра юноши, он смог разглядеть в мальчике зарождающийся талант. Композитор решил увести Юру с собой, тем самым подарив ему шанс на светлое будущее.Впоследствии Азагаров стал великим композитором, но на протяжении всей своей жизни он будет помнить те «священные слова», что сказал его учитель в ту Рождественскую ночь. Именно вклад учителя помог герою реализовать свой потенциал и добиться успеха.

Антуан Сент-Экзюпери «Маленький принц». Познакомившись и приучив Лиса, Маленький принц получил от него множество мудрых советов, которые помогли ему разобраться в своих чувствах к Розе, понять, что такое «дружба» и что означает «приучить». Лис был не просто другом для принца, но и учителем, рассказывавшим о любви и расставании, донося до него ключевую мысль – «главное глазами не увидишь – зорко только сердце». Так, учителями бывают не только педагоги и родители, но и близкие друзья. Подчас они доносят до нас наиважнейшие жизненные уроки.

Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика». Идеальный учитель всегда характеризуется терпением, внимательностью к каждому ученику. Такой и является главная героиня произведения, которая, несмотря на сложность характера учеников, нашла к каждому индивидуальному подход и раскрыла каждого ученика как личность. Умение слушать, слышать и понимать позволили ей видеть и решать проблемы учеников.

Автор: · 06.09.2018

(387 слов) Учитель – это тот человек, который встречается на нашем пути в самом его начале. От его старания и таланта зависит наш интерес к учебе. Также благодаря его чуткости и внимательности, мы открываем в себе новые грани и возможности, можем поверить в себя. В литературе есть великое множество образов учителей, как плохих, так и хороших, но мне бы хотелось написать о положительных примерах для всех представителей данной профессии.

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин создал прекрасный образ учителя. Главный герой испытывает трудности в жизни из-за того, что семья была бедной. Он решается играть в “чику” на деньги, чтобы прокормиться, но это замечает Лидия Михайловна и решает аккуратно помочь мальчику. Сначала учительница приглашает его к себе домой, пытаясь накормить, потом посылает от имени матери посылку с продуктами, но вскоре понимает, что это всё бесполезно, и играет по правилам ученика: она учит играть его в игру своего детства – “пристенку”, чтоб мальчик смог выигрывать деньги и тратить их на пропитание. Ее участие выручило героя в трудную минуту. Женщина даже не побоялась рискнуть должностью ради выполнения своего истинного долга – помочь ученикам выйти в люди.

В рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» Харлампий Диогенович был грозным учителем, насмешек которого все боялись. Одной фразой он мог высмеять ученика, да так, что позорное клеймо застывало пятном на его репутации. Но делал он это не для того, чтобы унизить кого-то. Эта мера помогала ему воспитывать в школьниках положительные качества и отучать их от пороков. Так произошло и с главным героем. Он не подготовил задание и всячески скрывал это, но педагог понял и высмеял его трусость. В следующий раз мальчик уже был готов к уроку. Таким образом, юмор оказался эффективнее нравоучений.

Еще один пример – герой повести Л. Толстого «Детство». Карл Иванович очень любит своих воспитанников, вкладывает в их воспитание душу. Иногда он бывает строгим, Николай даже обижается на него, но вскоре понимает, что старик добр к нему, поэтому так сильно стремится вложить в него полезные знания и умения. Его ученики привязываются к нему так, что даже не хотят уезжать без него в город, чтобы продолжать свое обучение.

Таким образом, все авторы подмечают, что учителю недостаточно быть специалистом в своей сфере, нужно по-настоящему любить свою работу и с нежностью подходить ко всем детям, ведь их будущее зависит от того, как и чему их научит педагог. Поэтому все изображенные преподаватели отличаются чуткостью, ответственностью и безграничной добротой, которую всегда чувствуют ученики.

Автор: Арина Клёнина

С педагогами мы проводим внушительный отрезок юности. Они встречают нас маленькими, а выпроваживают из школы почти взрослыми. Книги про учителей посвящены людям этой ответственной, но часто такой неблагодарной профессии. Многие из нас начинают ценить школьных наставников только спустя годы. А тем временем, среди учителей есть истинные виртуозы своего дела, педагоги по велению души и с огромным талантом преподносить знания неокрепшим умам. Они разные: воспитатели, друзья, тираны, злейшие враги, сочувствующие собеседники, чудаковатые, излишне впечатлительные, гениальные. Книги про учителей расскажут истории об этих близких, но не всегда понятных нам людях.«Легенда об учителе», Г. СеверинаПрототипом главного героя книги Галины Севериной был её супруг — учитель физики Московской школы №127, в 1941 году ушедший добровольцем на фронт и погибший под Ржевом. «Легенда об учителе» стала для неё и миллионов читателей своеобразной данью памяти этому великому человеку.

«Уроки итальянского», М. БинчиИстория восьми вроде бы несвязанных друг с другом людей, которые под руководством проницательной, доброй и упорной учительницы итальянского, не только открывают для себя этот язык, но и учатся следовать своим мечтам, быть искренними со своими близкими и обретают новых друзей.

«Агнес Грей», Э. БронтеПовествование в романе самой младшей из сестёр Бронте ведётся от лица главной героини — гувернантки Агнес. Ей приходится жить среди заносчивой и чопорной английской аристократии, смотрящей свысока на бедную, но благородную девушку. Но время всё расставляет по своим местам.

«Крошки Цахес», Е. ЧижоваУдивительный мир шекспировских страстей, возвышенных идеалов и прекрасных образов… Всё это удалось создать талантливой учительнице английского языка в элитной советской школе. Однако как долго сможет просуществовать этот великолепный, но оторванный от реальности мир?

«Аня из Авонлеи», Л. М. МонтгомериЛёгкая и светлая книга о молодой шотландской учительнице – любимице учеников, взявшей на воспитание шестерых осиротевших детей, далеко не все из которых легко поддаются воспитанию. Произведение является частью цикла книг об Энн Ширли.

«Взгляд кролика», К. ХайтаниИстория молодой японской учительницы, сумевшей преодолеть множество навязанных обществом стереотипов. Даже в самых нелюдимых и странных своих учениках она смогла рассмотреть неповторимую, удивительную, но одинокую личность, отчаянно нуждающуюся в заботе и любви.

«Вверх по лестнице, ведущей вниз», Б. Кауфман Молодая неопытная учительница литературы, получая абсолютно неуправляемый класс неблагополучных подростков, вынуждена пересмотреть привычные взгляды на преподавание и сама учится смотреть на мир глазами своих воспитанников. Эта полная тонкого психологизма книга посвящена, в первую очередь, любви… Любви к искусству, своему делу и детям.

«Географ глобус пропил», А. ИвановНеоднозначная книга, вызвавшая массу самых разных, часто противоположных оценок. В центре повествования – слабовольный, несколько бесхарактерный, но, в целом, нравственный учитель географии, стремящийся тянуться к чему-то светлому, несмотря на окружающую его серость и безысходность.

«Милый недруг», Д. УэбстерВ центре повествования этой спокойной и романтической книги – девушка, воспитывавшаяся в сиротском приюте, а позже и сама возглавившая его. Благодаря искренности и глубочайшей нравственности ей удаётся не только помочь своим маленьким воспитанникам, но и устроить собственную жизнь.

«Хроника жизни Рудольфа Штайнера», Е. Козловская. Философ, учёный, социальный реформатор, великий учитель… Все эти слова относятся к одному из удивительнейших людей ХХ века – Р. Штайнеру, создавшему уникальную Вальдорфскую педагогическую систему, принципиально отличающуюся от традиционной педагогики.

«Юность Маши Строговой», М. ПрилежаеваСудьба молодой учительницы в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на многочисленные трудности, боль и голод, Маша смогла сохранить жизнелюбие, упорство, стремление к высокому, обнаруживая вдохновение на страницах классической литературы.

«Белая лошадь – горе не моё», Н. СоломкоЭта светлая и чистая повесть рассказывает нам о молодом и неопытном учителе географии, который с помощью искренности, любви и нежелания ютиться в косных и узких рамках школьного формализма, сумел пробудить в своих подопечных стремление к добру и справедливости.

«Работа над ошибками», Ю. ПоляковОстроумная и полная тонкого психологизма книга о советской школе восьмидесятых годов. Молодой журналист в силу обстоятельств становится школьным учителем русского языка и литературы, сталкиваясь с непривычными для себя сложностями и ситуациями.«Уроки французского», В. Распутин Трогательные воспоминания уже взрослого человека о своей учительнице французского языка – удивительной женщине, готовой нарушить установленные правила ради помощи больному ребёнку и оказавшейся лишней в негибкой системе школьного официоза и напыщенности.

«Повесть об учителе Сухомлинском», Б. ТартаковскийБиографическая книга, раскрывающая перед читателем образ этого великого советского педагога. Элементы авторской системы В. А. Сухомлинского, основанной на принципах гуманизма и эстетики, и по сей день используются в ежедневной педагогической практике.

«Девятый класс. Вторая школа», Е. БунимовичАвтобиографическое произведение выпускника уникальной московской физико-математической школы №2, ставшей настоящей творческой лабораторией, созданной абсолютно неординарным педагогическим коллективом. Объяснение в любви в 23 частях.

«Мои встречи с Марией Монтессори», А. М. МаккерониОдна из величайших европейских педагогов ХХ в. глазами её близкой подруги и соратницы. В этой блестящей книге воспоминаний живым и образным языком рассказана история создания уникальной системы воспитания, строящейся на принципах веры в ребёнка и его творческий потенциал.

«Я не верю в монстров», Л. СашарПочти в каждом классе есть угрюмый и нелюдимый ребёнок, с которым не хотят общаться одноклассники и на которого махнули рукой учителя. Мало кто может и хочет увидеть в нём одинокого и ранимого малыша, крайне нуждающегося в понимании и любви. Но героиня этой книги из тех, кто может протянуть руку маленькому «монстру».

«Большая перемена», Г. СадовниковПовествование ведётся от имени неопытного, но самоуверенного учителя истории, работающего в вечерней школе для рабочих, которые далеко не всегда воспринимают всерьёз молодого преподавателя. Однако многочисленные трудности не пугают Нестора Петровича, ему удаётся не только придти к взаимопониманию со своим классом, но и вырасти духовно самому.

«Воспоминания о школе», Д. МоскаЭта честная и искренняя книга великолепно описывает переживания молодого педагога, попавшего в абсолютно неуправляемый класс. Постепенно завоёвываемый авторитет, маленькие, сначала неуверенные шаги навстречу, первые детские открытия – обо всём этом с безграничной любовью и юмором рассказывает читателю итальянский учитель Джованни Моска.

«Педагогическая поэма», А. МакаренкоМало кто знает, что великий советский педагог А. С. Макаренко был также и талантливым писателем. В этой книге он подробно рассказал о создании знаменитой трудовой колонии имени М. Горького, где перевоспитывались малолетние преступники.

«Первый учитель», Ч. АйтматовТёплые воспоминания бывшей ученицы о своём учителе – молодом комсомольце Дюйшене. Несмотря на противодействие консервативных жителей и патриархальные порядки, Дюйшену в одиночку удается создать первую школу в затерянном среди киргизских степей селе.

«Януш Корчак. Опыт биографии», И. Ольчак-РоникерСудьба удивительного педагога, до последнего остававшегося со своими воспитанниками и принявшего вместе с ними смерть в газовой камере Треблинки. Януш Корчак навсегда останется в памяти будущих поколений как образец высшей нравственной чистоты, искренности и мужества.

«Доживём до понедельника», Г. ПолонскийСоветская школа эпохи «оттепели»: столкновение первых ростков свободомыслия «детей» и консерватизма «отцов», которые сами уже не уверены в правильности выбранного пути. Какого это — быть учителем и наставником, когда приходится вести одно из сложнейших сражений – сражение с самим собой? И что же такое счастье?

«Республика ШКИД», Г. Белых, Л. ПантелеевБезусловно, классическое произведение. Захватывающая, отчасти автобиографическая повесть двух бывших беспризорников, рассказывающая о знаменитой школе-коммуне имени Достоевского, которую ещё в годы Гражданской войны создал талантливейший отечественный педагог В. Н. Сорока-Росинский.

Учитель – самая благородная профессия. Именно учитель дает путевку в жизнь молодому поколению. Нет человека на земле, который не примерял бы на себя профессию учителя. Учитель у нас перед глазами с детства; пока мы  не вырастем, мы никого другого не видим на работе, в действии — только учителя. И потому каждый определяет свое отношение к этому занятию. Каждый говорит себе: «Я буду учителем» или «Я не буду учителем». Школьный учитель оставляет такой глубокий след в душе ребенка, что многие писатели и поэты, став известными,  обращаются к образу своего учителя.

В исследовательской работе сделана попытка показать образ Учителя в произведениях русской литературы 19 и 20 веков на примере следующих произведений:  «Уроки словесности» А.П. Чехова, «Храбрые  беглецы» А.И. Куприна, «Педагогической поэме» А.С. Макаренко, «Уроки французского» В.Распутина,  «Тринадцатый подвиг Геракла»  Ф.Искандера.

        Цель исследовательской работы: показать образ Учителя в произведениях русских писателей.

          Задачи работы:

  • Изучить произведения  русских писателей, раскрывших образ учителя.
  • Проанализировать образы учителей, представленных в русской литературе.
  • Рассмотреть влияние учителя на формирование личности ученика.

Используемые источники:

  • http://pizhankalib.ru/2018/10/obraz-uchitelya-v-xudozhestvennoj-literature/
  • https://bank-argumentov.info/uchitel-i-ego-rol-v-zhizni-cheloveka-argumenty-egje/
  • https://literaguru.ru/obraz-uchitelya-v-russkoj-literature/
  • http://knigki-pro.ru/knigi-pro/510-knigi-pro-uchiteley.html
  • https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/issliedovatiel-skaia-rabota-obraz-uchitielia-v-proizviedieniiakh-russkoi-litieratury

: На заре советской власти молодой малограмотный парень приходит в аил в казахской степи и основывает школу, открывая для местных детей новый мир.

Композиция произведения построена по принципу рассказ в рассказе. Начальные и финальные главы представляют собой размышления и воспоминания художника, середина — рассказ главной героини о своей жизни. Всё повествование ведется от первого лица: первая и последняя части — от лица рассказчика, середина — от лица академика.

Художник задумывает написать картину, однако пока не может выбрать тему для неё. Он вспоминает своё детство в аиле Куркуреу, что в казахской степи. Перед глазами возникает главный символ родных мест — два больших тополя на бугре. Этот голый бугор в аиле называют «школой Дюйшена». Когда-то некому комсомольцу вздумалось организовать там школу. Теперь одно название осталось.

Художник получает телеграмму — приглашение на открытие новой школы в аиле. Там он встречает гордость Куркуреу — академика Алтынай Сулаймановну Сулайманову. После торжественной части директор приглашает активистов колхоза и академика к себе. От бывших учеников приносят телеграммы с поздрав­лениями: их привёз Дюйшен. Теперь он развозит почту. Сам Дюйшен не заходит на праздник: надо сначала закончить работу.

Теперь многие с усмешкой вспоминают его затею со школой: он, мол, сам не весь алфавит знал. Пожилая академик краснеет при этих словах. Она поспешно, в тот же день, уезжает в Москву. Позже она пишет художнику письмо и просит донести её историю людям.

В 1924 году в аиле появляется молодой Дюйшен и хочет открыть школу. Он своими силами приводит в порядок сарай на бугре.

Сирота Алтынай живёт в семье тётки, которая тяготится девочкой. Ребёнок видит лишь оскорбления и побои. Она начинает ходить в школу. Ласковое отношение и добрая улыбка Дюйшена согревает ей душу.

На уроке учитель показывает детям портрет Ленина. Для Дюйшена Ленин — символ светлого будущего простых людей. Алтынай вспоминает то время: «Думаю я сейчас об этом и диву даюсь: как этот малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, … как он мог отважиться на такое поистине великое дело!.. Дюйшен не имел ни малейшего представления о программе и методике преподавания… Сам того не ведая, он совершил подвиг … нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, … вдруг открылся … невиданный прежде мир…»

В холода Дюйшен на руках и на спине переносил детей вброд через ледяную речку. Богатые люди, проезжавшие в такие моменты мимо в лисьих малахаях и овчинных шубах, презрительно посмеивались над ним.

Зимой, в ночь возвращения учителя из волости, куда он ходил на три дня каждый месяц, тётка выгоняет Алтынай к дальним родственникам — старикам Сайкал и Картанбаю. У них в то время и жил Дюйшен.

Среди ночи раздаётся «гнусавый, утробный вой». Волк! И не один. Старик Картанбай понял, что волки кого-то окружают — человека или лошадь. В этот момент в дверях появляется Дюйшен. Алтынай плачет за печкой от счастья, что учитель вернулся живой.

Весной учитель вместе с Алтынай сажают на бугре две «молоденькие сизоствольные топольки». Дюйшен верит, что будущее девочки в учении, и хочет отправить её в город. Алтынай с восхищением смотрит на него: «горячей волной поднялось в моей груди новое, незнакомое чувство из неведомого ещё мне мира».

Вскоре в школу является тётка с краснорожим человеком, который недавно появлялся в их доме. Краснорожий и ещё двое всадников избивают Дюйшена, защищавшего девочку, и силой увозят Алтынай. Тётка отдала её во вторые жены. Ночью краснорожий насилует Алтынай. Утром перед юртой появляется перебин­тованный Дюйшен с милиционерами, и насильника арестовывают.

Через два дня Дюйшен везёт Алтынай на станцию — она будет учиться в ташкентском интернате. Уже отходящему поезду учитель, с полными глазами слёз, кричит «Алтынай!», будто забыл сказать что-то важное.

В городе Алтынай учится на рабфаке, потом — в Москве в институте. В письме она признаётся Дюйшену, что любит его и ждёт. На этом обрывается их переписка: «я думаю, что отказал он мне и себе потому, что не хотел мешать мне учиться».

Начинается война. Алтынай узнаёт, что Дюйшен ушёл в армию. Больше о нём нет вестей.

Уже после войны она едет в поезде по Сибири. В окне Алтынай видит в стрелочнике Дюйшена и срывает стоп-кран. Но женщина обозналась. Люди из поезда думают, что ей привиделся погибший на войне муж или брат и сочувствуют Алтынай.

Проходят годы. Алтынай выходит замуж за хорошего человека: «У нас дети, семья, живём мы дружно. Я теперь доктор философских наук».

Она пишет художнику о произошедшем в аиле: «…не мне надо было оказывать всяческие почести, не мне надо было сидеть на почётном месте при открытии новой школы. Такое право имел прежде всего наш первый учитель… — старый Дюйшен… я хочу поехать в Куркуреу и предложить там людям назвать новую школу-интернат „школой Дюйшена“».

Под впечатлением от истории Алтынай художник думает над ещё не написанной картиной: «…мои современники, как сделать, чтобы мой замысел не просто дошёл до вас, а стал бы нашим общим творением?» Он выбирает, какой из рассказанных академиком эпизодов изобразить на своём полотне.

Готовимся к контрольной работе по литературе (18.05.21)

А1. Фольклор – это:

1) устное народное творчество  
2) художественная литература           3) жанр 
литературы    

4) жанр устного народного творчества.

Сюжет – это …

1) основное
содержание произведения    2)
последовательность событий и действий          3) то, что хотел сказать авто

А2. Назовите основные роды литературы:

1) эпос, повесть, драма                   2) эпос, лирика, драма    3) роман, поэма, комедия    

4) эпос, лирика, трагедия

Действующее лицо художественного
произведения называется:

1)
образом                 2) персонажем    3)
типом

А3. Исторические песни — это:

1) авторские песни  2) народные песни, в которых рассказывается о
жизненных историях   

3) народные песни, в которых рассказывается об
исторических событиях

Композиция — это:

1) последовательность
событий и действий 2) движение произведения от завязки до развязки  

3)
последовательность частей и элементов произведения

А4. Житие – это описание:

1) жизни народного героя                                              2)
жизни исторического деятеля   

3) жизни человека, причисленного к лику святых    4) рассказы о жизни Иисуса Христа

Назовите основные роды литературы:

1) эпос, повесть, драма     2) роман, поэма, комедия     3) эпос,   
лирика, трагедия       

4) эпос, лирика, драма                   

А5. «Повесть о Шемякином суде»:

1) это произведение фольклора   
2) это произведение древнерусской литературы  

3) это произведение современной литературы

Какой из жанров литературы нельзя
отнести к фольклорному?
  

1) сказка     2) былина  
3) народная   песня     4)
поэма
            

А6. К какому жанру литературы
относится произведение «Мцыри»?

 1) баллада                  2) мемуары 
         3) поэма – исповедь    

Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:  

1) роман    
     2) семейно-бытовая хроника     3) историческая повесть         4) мемуары           

А7. Где происходит действие пьесы А.Н.
Островского «Снегурочка»?

1) в
северном поселке      2) в царстве
берендеев                       3) в
южном городе Ярило         

     В чьи уста А.С. Пушкин вкладывает пословицу, ставшую
эпиграфом ко всей повести: «Береги честь смолоду»? 

1) Савельича    
2) Отца Петруши, Андрея
Петровича Гринева       3) Петра
Гринева   

А8. Назовите главных героев пьесы А.Н.
Островского «Снегурочка». _______________________

_____________________________________________________________________

Какова основная проблематика произведения  «Капитанская дочка»:

1)
проблема любви  2) проблема чести, долга
и милосердия  3) проблема роли народа в
истории   

А9. Определите средства выразительности
(подчеркнутые) в следующих поэтических строчках.

1)    
Опять ,
как в году золотые,

            Три
стёртых треплются шлеи…

А.эпитет

2)    
Какому хочешь
чародею

Отдай разбойную красу…

Б.метонимия

3)    
Ночью, первым из
колонны,

Обломав
у края лёд,

Погрузился на понтоны

Первый
взвод.

В.сравнение

Ответ: 1)______2)______3)_______

Определите средства выразительности
(подчеркнутые) в следующих поэтических строчках.

1.Бьётся в тесной
печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза…

А.олицетворение

2.Про тебя мне шептали
кусты

В белоснежных полях
под Москвой…

Б.сравнение

3. А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке…

В.эпитет

А10. По характеристике  определите героя. Назовите автора,
произведение и героя.

Герой — профессор медицины. Практикуем модное в начале 20 века омолаживание человека. Он известен своими
трудами и за границей. Днем он принимает пациентов, а вечером берется за
изучение медицинской литературы. Профессор предстает перед нами как воплощение
образованности и высокой культуры. По убеждениям это сторонник старых
дореволюционных взглядов.     _________________________________________________________________________

По характеристике  определите
героя. Назовите автора, произведение и героя.

Помощник профессора медицины, с которым он
любит болтать на разные скользкие темы. Типичный интеллигент, которому
советская власть не успела создать условия, не позволяющие в полной мере
раскрывать и реализовать свой талант.

 А11. «Капитанская дочка» Пушкина описывает крестьянское восстание:   1) Степана Разина     2) Емельяна Пугачева    3) Кондратия Булавина      4) Ивана 
Болотникова
 

О чем говорит Мцыри «За эти
несколько минут…Я б рай и вечность променял…» (за что променял бы)?   

1) за время встречи с грузинкой    2) за ночь бегства из монастыря     3)
за возможность попасть на родину
                                     

А12. Как зовут главного героя «Капитанской
дочки»:  

1) Зурин   
      2) Швабрин               3) Савельич  
   4) Гринев
                  

Хлестаковщина – это…

1) стремление выдать себя за персону
более важную и значимую, чем это есть на самом деле
 

 2) стремление
модно одеваться
     3) погоня за чинами                       

 А13. О
каком герое идёт речь:
«Итак, все мои
надежды рушились! Вместо весёлой петербуржской жизни ожидала меня гарнизонная
скука в стороне глухой и отдалённой…»

____________________________________________

Кто из героев произведения Гоголя
«Ревизор» говорит:
  

1) «Человек простой: если умрёт, так
умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет»      

2) «Чёрт
побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк
затрубил в трубы»       

3) «Один раз
меня приняли даже за главнокомандующего. Солдаты выскочили из гауптвахты и
сделали ружьём».                           

А14. Кто из героев резко переменил свою жизнь,
отказался от всякой карьеры, особенно военной, и
посвятил свои силы тому, чтобы помогать другим
людям
? Назовите автора, произведение, героя.___________________________________________________________________

Кто из героев  был босяком, заядлым
пьяницей и ловким, смелым вором, не дорожил деньгами, помог одному деревенскому
пареньку, чуть не поплатился за это жизнью?

А15. Кто из
героев произведения Гоголя «Ревизор» описан?

1) «Уже постаревший на службе и
очень неглупый по-своему  человек. Хотя и
взяточник, но ведёт себя очень солидно»  

2) «Человек, прочитавший пять или
шесть книг. Берёт взятки борзыми щенками. В Бога не верует, в церковь не
ходит» 

3) «Один из тех людей, которых
называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения» 

Каков основной композиционный прием
в рассказе Толстого «После бала»?
                  

1)  антитеза                      2)
преувеличение           3)
сопоставление    

А16. Кто не является действующим лицом пьесы
«Ревизор»: 

1) городничий    2) Скотинин    3) Ляпкин-Тяпкин   4) Земляника

Чем в поэме «Василий Теркин» является постоянно
повторяющееся слова «переправа»?

1)
сравнением                    2)
рефреном                              3)
средством рифмовки

А17. Как
заканчивается пьеса «Ревизор»?  

1) приезд настоящего ревизора    
2) немая сцена      3) свадьбой
дочки городничего и Хлестакова     4)
отставкой городничего.

Дочерью кого является Снегурочка из одноименной пьесы
А.Н. Островского?

А18. Соотнесите авторов
произведений из 1 столбика с названиями произведений из 2 столбика и с героями
произведений из 3 столбика.

Авторы произведений

Названия произведений

Герои произведений

1.
М. Горький

1.
«Бедная Лиза»

1.
Послушник, старик, грузинка

2.
Гоголь Н.В.

2.
«После бала»

2.
Купава, Мизгирь, Лель

3.
А.Н. Островский

3.
«Василий Теркин»

3.
Иван Васильевич, Варенька, полковник

4.
Лермонтов М.Ю.

4.
«Капитанская дочка»

4.
Городничий, Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Земляника

5.
Н.М. Карамзин

5.
«Мещанин во дворянстве»

5.
дед, полковник, доктор

6. Ж.-Б.
Мольер

6.
«Ревизор»

6.
Гаврила, вор

7.
Пушкин А.С.

7.
«Сашка»

7.
 бедная крестьянка, Эраст

8.
Толстой Л.Н.

8.
«Мцыри»

8.
командир, ротный, ординарец Толик

9.
В. Л. Кондратьев

9.
«Челкаш»

9.
Гринёв, Пугачёв, Маша Миронова, Швабрин

10.А.Т.
Твардовский

10.
«Снегурочка»

10.
Журден, Клеонт, Дорант

Ответ:
1.______2.______3.______4._______5._______6._______7.________8.________9.________10.________

Соотнесите
авторов произведений из 1 столбика с названиями произведений из 2 столбика и с
героями произведений из 3 столбика.

Авторы произведений

Названия произведений

Герои произведений

1.
Древнерусская литература

1.
«Капитанская дочка

1.
Городничий, Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Земляника

2.
Лермонтов М.Ю.

2.
«После бала»

2.
Иван Васильевич, Варенька, полковник

3.
А.Н. Островский

3.
«Житие Сергия Радонежского»

3.
Послушник, старик, грузинка

4.
М. Горький

4.
«Мцыри»

4.
берендеи, бобыль, Мизгирь

5.
Гоголь Н.В.

5.
«Собачье сердце»

5.
босяк-вор, Гаврила

6.
Пушкин А.С

6.
«Василий Теркин»

6.
Швондер, Борменталь, кухарка

7.
М. Булгаков

7.
«Сашка»

7.
мальчик Варфоломей, старый монах, медведь

8.
Толстой Л.Н.

8.
«Ревизор»

8.
старый солдат, старуха, доктор

9.
А.Т. Твардовский

9.
«Челкаш»

9.
Гринёв, Пугачёв, Маша Миронова, Швабрин

10.
В.Л. Кондратьев

10.
«Снегурочка»

10.
ротный, немец, Толик

В1. Дать развернутый ответ на
вопрос (от 10 предложений):
Какой герой русской
литературы  нравится больше всего и
почему?

4 четверть
Готовимся к итоговой работе, которая состоится  26  апреля.

1.Какой
из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

А) сказка;            Б) былина;               В) народная песня;                 Г) поэма

2.Какой
из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

А) повесть;                    Б) пословица;               В) народная песня;           Г) частушка

3. Что такое басня?
Выберите правильный ответ.

А) небольшой рассказ                                    Б) короткий нравоучительный рассказ

В) короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с
четко сформулированной моралью

Г) сатирический рассказ

4. Что такое
иносказание? Выберите правильный ответ.

А) переносный смысл

Б) иначе аллегория, скрытое упоминание каких-либо фактов или событий

В) образное определение                                        Г) выразительное средство звучащей речи

5. Соотнесите автора
и его произведение:

1.А.А. Бестужев — Марлинский

А) «Мгновение»

2. В.М. Гаршин

Б) «Двое в декабре»

3.В.Г. Короленко

В) «Ранние журавли»

4. В.А. Каверин

Г) «Сигнал»

5. Ю.П. Казаков

Д) «Вечер на бивуаке»

6. Ч. Айтматов

Е) «Рейс «Ласточки»

7. В. Богомолов

Ж) «Два капитана»

6. Соотнесите автора
и его произведение:

1. Распутин В.Г.

А) «Крохотки»

2. В. Быков

Б) «То, чего не было»

3.А.И. Солженицын

В) «Обелиск»

4. В.М. Гаршин

Г) «Ранние журавли»

5. Ч. Айтматов

Д) «Мгновение»

6. В.Г. Короленко

Е) «Два капитана»

7. В.А. Каверин

Ж) «Женский разговор»

7. Прочитайте
аннотацию. Назовите автора и произведение.

Повествование о нелегком жизненном пути главного героя,
поставившего себе целью восстановить справедливость, несмотря на трудности, обман
и измену. «Бороться и
искать,
найти и не сдаваться!» — вот кредо Ивана Татаринова и Александра Григорьева,
никогда не встречавшихся, но во многом похожих.

8. Прочитайте
аннотацию. Назовите автора и произведение.

Безымянный герой повести приезжает на порохоны  Миклашевича, коммуниста и хорошего учителя.
Здесь он знакомится с Ткачуком, который рассказывает ему историю об учителе и
его учениках, среди которых был и Миклашевич. Это случилось в годы войны, когда
Белоруссия была оккупирована войсками вермахта. Учитель пожертвовал жизнью ради
своих учеников, но нет его имени на памятнике, хотя его постоянно кто-то
дописывает. Интересная и грустная история об отваге, доблести и чести людей,
подвиги которых несправедливо забыли.

9. Идея произведения — это:

а) то,
что хотел сказать автор;

б)
нравственный «урок» произведения;

в)
главная обобщающая мысль произведения.

10. Композиция — это:

а)
последовательность событий и действий;

б)
движение произведения от завязки до развязки;

в)
последовательность частей и элементов произведения.

11. Тема произведения — это:

А)
главная идея;

Б) объект
отражения;

В)
конкретная описанная ситуация.

12. Описание автором собственной жизни
называется …

А)
жизнеописанием;

Б)
автобиографией;

В)
портретом.

13. Прочитайте
произведение А.Солженицына «Шарик» и ответьте на вопросы. Ответы должны быть
ПОЛНЫМИ.

Во
дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, — кутёнком его посадил,
с детства.

Понёс
я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил
беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный. Шарик мечется
прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние, из угла в угол двора, из
угла в угол, и морда в снегу.

Подбежал
ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал — и прочь опять, брюхом по снегу!

Не
надо мне, мол, ваших костей, — дайте только свободу!

А) Какую тему затронул писатель в рассказе?

Б)
В чем заключается  главная мысль рассказа
Александра Солженицына «Шарик»?

В) 
Почему рассказ заканчивается риторическим восклицанием?

Г) Над чем заставил задуматься данный
рассказ?

14. Прочитайте
произведение А.Солженицына «Костер и муравьи» и ответьте на вопросы. Ответы
должны быть ПОЛНЫМИ.

 Я бросил в костёр гнилое брёвнышко,
недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.

Затрещало бревно, вывалили муравьи
и в отчаянье забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я
зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались –
бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва
преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились,  и – какая-то сила влекла их назад, к
покинутой родине! – и были многие такие, кто опять взбегали на горящее
брёвнышко, метались по нему и погибали там…

А) Какую тему затронул писатель в рассказе?

Б)
В чем заключается  главная мысль рассказа
Александра Солженицын «Костер и

муравьи»­?

В) Почему рассказ заканчивается
многоточием?

Г) Над чем заставил задуматься данный
рассказ?

3 четверть
28 февраля или 1 марта состоится урок по произведению Ю. Казакова «Двое в декабре»
Домашнее задание после урока для 8а и 8б на 7 марта:
Творческие задания.
1.Представьте себя на месте героя или героини и продолжите “страницу из дневника”.
2.Напишите от лица героя или героини “неотправленное письмо”.
3.Напишите продолжение рассказа.
4.Нарисуйте серию иллюстраций  к рассказу.
5.Попробуйте нарисовать  “кривую эмоционального восприятия” рассказа (можно в цвете, символах).
6.Постарайтесь подобрать “метафоры” к названию рассказа и оформить их как в прозе, так и в стихотворной форме.

3 четверть

Прочитать произведение В. Быкова «Обелиск» и ответить на вопросы (ответы должны быть полными). Работы сдать до 13 марта 2021 года.

1. Какие проблемы поднимает автор в повести «Обелиск»?

2. Где и когда происходят главные события?

3. Каким человеком показан учитель Алесь Мороз?

4. Почему в первые месяцы оккупации он не оставил школы и даже получил разрешение у немцев и продолжал учить детей?

5. Что сделали ученики Мороза? Как оцениваете их поступок? Можно ли его назвать подвигом?

6. Почему учитель решил разделить страшную участь своих учеников?

7. О чем заставляет нас задуматься повесть «Обелиск»? Какие идеалы утверждает автор этой повестью?


Домашнее задание на 18 марта!!!
 Создать презентацию по сборнику А. Солженицына  «Крохотки»
Что надо отразить в презентации?
1. История создания сборника.
2. Темы, на которые пишет автор тот или иной рассказ.
3. Проблемы, которые поднимает автор  в рассказах.
4. Прочитать 5 — 6 рассказов (написать, какие рассказы прочитал: Я познакомился со следующими рассказами из сборника…)
5. Высказать свое мнение по поводу понравившегося рассказа из сборника. 
 В презентации должно быть не менее 10 слайдов. 
Иллюстрации желательно.

  • Чье имя пишется на афише как автора оперы
  • Чучундра из сказки 9 букв сканворд
  • Чучело автор рассказа кто
  • Чучело краткое содержание для итогового сочинения
  • Чучело мяучело читать сказку с картинками