Буквы Ъ
и Ь
(твёрдый и мягкий знак) не обозначают звуков, они используются в письменной речи для указания правильного произношения слов. Сравните:
вюга — вЬ
юга
подезд — подЪ
езд
Разделительный твёрдый знак
Буква Ъ
используется только в качестве разделительного знака. Пишется твёрдый знак после приставок, оканчивающихся на согласную букву, за которыми следует гласная Е, Ё, Ю
или Я
. Например:
об
ъ
яснение, с
ъ
ёжиться, в
ъ
езжать
Разделительный твёрдый знак пишется в сложных словах, первую часть которых образуют числительные ДВУХ-, ТРЁХ-
и ЧЕТЫРЁХ-
, за которыми следует гласная Е, Ё, Ю
или Я
. Например:
двух
ъ
ярусный, четырёх
ъ
ядерный
двух
этажный, трёх
очковый
Разделительный Ъ
Твёрдый знак не пишется:
- Перед гласными А, О, У, Э
, например:без
а
варийный, под
о
конник, про
у
чить, с
э
кономить
- В сложносокращённых словах, например:
детясли
(детские ясли)
Обозначение мягкости согласных
В письменной речи в середине и на конце слов буква Ь
обозначает мягкость предшествующего согласного звука, например:
в
ь
юга, лист
ь
я, тюл
ь
пан
Для обозначения мягкости согласных мягкий знак пишется:
- На конце слов, например:
день
, вертеть
, дождь - В середине слова после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым:
больш
е, женьш
ень, письм
о
- В середине слова после мягкого согласного, стоящего перед мягким Г, К, Б
или М
в том случае, если при изменении слова Г, К, Б
или М
становится твёрдым:серьг
и — серьг
а, письм
енный — письм
о
- В середине слова после мягкой Л
, перед любой согласной буквой:льв
ёнок, льс
тить, польз
а
Но между двумя Л
, идущими друг за другом — ЛЛ
, мягкий знак не пишется:илл
юминатор, алл
ея, илл
юзия
Мягкий знак в середине слова не пишется:
- В сочетаниях ЗН, НТ, СН, ЗД, СТ
, например:казн
ить, карант
ин, красн
еть, зд
есь, кост
и
- В сочетаниях с Ч
и Щ
со всеми согласными буквами, кроме Л
:ночн
ой, законч
ить, сч
ёт
болельщ
ик, мальч
ик
Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, ЩН
пишутся без мягкого знака.свечк
а, точн
ый, клянч
ить, каменщ
ик, сборщ
ик, мощн
ый
Разделительный мягкий знак
Буква Ь
используется в словах в качестве разделительного знака. Пишется мягкий знак внутри слов после согласных, за которыми следует гласная Е, Ё, И, Ю
или Я
. Например:
коль
е
, ль
ё
т, соловь
и
, вь
ю
га, звень
я
При произношении слов с разделительным мягким знаком всегда слышится звук [й»]. Разделительный Ь
указывает на то, что буквы Е, Ё, И, Ю, Я
обозначают два звука:
Е
[й»э
], Ё
[й»о
], И
[й»и
], Ю
[й»у
], Я
[й»а
]
Обратите внимание, что разделительный Ь
не пишется после приставок
.
Примечание:
разделительный мягкий знак пишется в некоторых словах иностранного происхождения
пред буквой О
:
почтальо
н, бульо
н, батьльо
н, медальо
н, шапминьо
н
Разделительный Ь
используется для того, чтобы при произношении слов согласная буква не сливалась с гласной.
Хотя буквы Ъ и Ь сами по себе не обозначают никаких звуков, но они пишутся для того, чтобы правильно произносить слова. Сравните, например: семя (без мягкого знака) и семья (с разделительным мягким знаком). Чтобы запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда – твердый знак, нужно выучить следующие правила.
Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (вьюга, бурьян, лисья), а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О (бульон, синьор, гильотина). Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить дополнительный звук [Й].
Буква ъ пишется только перед е, ё, ю, я в следующих случаях:
1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объём, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный.
2. В сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-, например: трёхъярусный.
3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-, например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский.
Примеры слов с разделительным ъ
Съ
езд, подъ
езд, отъ
езд, разъ
езд, объ
ём, предъ
юбилейный, изъ
явить, волеизъ
явление, объ
ять, необъ
ятный, разъ
ярённый, сверхъ
естественный, съ
ёмка, взъ
ерошить (волосы), съ
ёжиться, разъ
яснилось (небо), объ
единить, объ
явление, съ
едобный, подъ
ёмный (кран).
Двухъ
язычный, трёхъ
ярусный, четырёхъ
ярусный.
Адъ
ютант, инъ
екция, конъ
юнктура, объ
ект, субъ
ект, трансъ
европейский, панъ
европейский.
Примеры слов с разделительным ь
Здоровь
е, счасть
е, ль
ёт, бь
ёт,
вь
ёт, вь
ётся, вь
юга, семь
я, воробь
иный, хлопь
я, пь
еса, барь
ер, бель
ё, бриль
янт, бурь
ян, вь
юн, интервь
ю, лись
и, ружь
ё, шалунь
я, полозь
я, пить
ё, пь
ёт, друзь
я, серь
ёзный, Тать
яна, Марь
я, шь
ём, шить
ё, выль
ется, обезь
яна, ночь
ю, листь
я, деревь
я, птичь
и, вь
ющиеся растения, в уль
е, атель
е, рь
яный (работник), (выступить) с речь
ю, (владеть) вещь
ю.
Баталь
он, почталь
он, бульон, павиль
он, компань
он, медаль
он, минь
он, шампинь
он.
Задание: запишите по 20 слов с разделительным твердым и разделительным мягким знаком.
Съемка, въезд, съездил, подъезд, объявить, разъединение, объявление, объяснение, съезд, отъявленный, подъемник, объедки, объяты, съежился, предъюбилейный, разъяснить, разъюлиться, подъел, разъяренный, съедобный.
Лукоморье, вьются, хлопья, курьи, вьюга, Татьяна, обезьяна, серьезный, барьер, воробьи, белье, платье, заячьи, сельский, деревья, зверье, согласье, счастье, семья, девчачья.
Карточка 1
Вставь ъ
, где это необходимо. Выдели приставки. Подчерк буквы после ъ.
Образец: въезд.
В…езд в город. На стене об…явление. Пред…явил документы. Раз…ыскал товарища. Раз…яснил задание. Раз…яренный зверь. Под…емный кран. Вы…езд из города. Необ…ятная степь.
Карточка 2
Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.
Образец: отъезд
.
Езда (от-, под-, по-, раз-). Ел (по-, с-, об-).
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Карточка 3
Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки. Подчеркни букву после ъ.
Отец поехал на (с) езд и взял меня (по) г..стить у бабушки. К (под) езду (под) ехал автомобиль. Мы (вы) ехали на дорогу и через час (в) ехали в город.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Карточка 4
Обозначь цифрой 1 слова с разделительным ь
, а цифрой 2 -слова с ь
— показателем мягкости согласных.
Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью,
мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.
Карточка 5
Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.
Образец: (Лиса
) лисья
нора
,
(птица)………………………………. перо, (волк)…………………… следы, (собака)………………………. конура, (коза)………………………….. молоко,
(медведь)………………………… лапа, (заяц)……………………………. шапка, (белка)………………………………. шкурка.
Карточка 6
Запиши слова в два столбика: в первый — слова с разделительным мягким знаком, а во второй — слова с мягким знаком — показателем мягкости согласных.
Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, коньки, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик, воронье (гнездо).
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Карточка 7
Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Подчеркни гласные, которые стоят после разделительных знаков.
1. Вся сем….я вместе, так и душа на месте. 2. Чтобы рыбку с….есть, надо в воду лезть. 3. По плат….ю встречают, по уму провожают. 4. Зимой с…ел бы грибок, да снег глубок. 5. Красна птица пер…..ями, а человек учен……ем.
Карточка 8
З..ма об..явила в..йну в..сне. Пр..л..тел вет..р, с.брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В..сна п.сылала м..л..дой тра..ве теплые капли д..ждя. З..ма их замораживала. На д..рев..ях с..ежились поч..ки. З..ма щипала их м..ро..цем. Смешались дождь со снегом, в..сенний гром с в..югой. Раз..яренная з..ма старалась нанести удар в самое сердце в..сне, но не см..гла.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Карточка 9
Запиши слова в два столбика.
Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ет, в..езжать, в..юга, почтальон, в..юн, с..ежилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..е, Дем..ян, из..ян.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Карточка 10
Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разделительными ъ и ь.
1. Саша ………………… пирог. 2. К дому……………………………….. машина. 3. Весной по дорожкам потекли……………………………………. . 4. Илья любит пенки с…………………. 5. Птицы …………………. . гнезда на…………………………………. и кустарниках. 5. Дожди часто……………………………….. осенью.
Карточка 11
Спиши, вставив пропущенные буквы.
1. (С) ели (с) прыгнула белоч..ка. 2. Гости (с) ели вкусный торт. 3. Черви (под) ели корни капусты. 4. Зайч..та сели (под) ели.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Карточка 12
Придумай и запиши по два-три слова разных частей речи с разделительным ъ
с данными приставками: С-, под-, об-, раз-, в-, от-.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Карточка 13
Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Как-то в блюдеч..ке в..ренья……………………………………………………………………………
Я (на) шел ст..хотворен..е. ……………………………………………………………………………
Я, конеч..но, сразу сел…………………………………………………………………………..
И в..рен..е быстро сел. ……………………………………………………………………………
И тепер.. для продолжен..я…………………………………………………………………………….
Этого ст..хотворен..я……………………………………………………………………………
Нет ни капел..ки в..рен..я. ……………………………………………………………………………….
Тест «Разделительные знаки»
Ученик………………………………………………….
1. Где пишут разделительный мягкий знак в словах?
а) сразу после приставок;
2. Где пишут разделительный твердый знак в словах?
а) сразу после приставок;
б) в корне и после корня слова.
3. С каких букв должен начинаться корень?
а) с гласных;
б) с согласных.
4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед pаз —
делительным твердым знаком?
а) на согласную;
б) на гласную.
5. Перед какими гласными пишут разделительный мягкий
знак? Обведи нужные буквы.
6. Перед какими гласными пишут разделительный твердый
знак? Обведи нужные буквы.
А, е, ы, ё, ю, я, о, э, у, и.
мягкий знак.
а) жизн..;
б) счаст..е;
в) б..ет;
г) пис..мо.
7. Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный
твёрдый знак.
а) у…ехал
б) пред…явить
в) в..ет;
г) об..яснить.
Тест: « Разделительный мягкий знак»
Ученик
1 уровень
Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.
Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.
Прочитай. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.
Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья.
2
уровень
Прочитай. Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком.
Охотник зарядил.
С деревьев осыпались.
На веревке сушится.
3
уровень
Исправь ошибки.
Наша Кожка мурка- бальшая шолунья. Папа принёс чючело воробя. Мурка схвотила Чючело. Осталис от птичьки одни клочя.
Тест: «Разделительные ь и ъ»
Фамилия, имя………………………………………..
1.
Выбери правильный ответ.
Разделительный
ь
пишется:
а) после согласного перед буквами
е, ё, и, ю, я;
б) после приставок, которые оканчиваются на согласный,
перед буквами
е, ё, я.
2.
Выбери правильный ответ.
Разделительный
ь
показывает, что
а) согласный звук и следующий за ним гласный
произносятся раздельно;
б) согласный звук, после которого он стоит, произносится
мягко.
3.
Подчеркни слова, в которых
ь
обозначает только мягкость согласных звуков.
Соловьи, перья, день, мельница, коньки, угольки, пыль, кольцо.
4.
Подчеркни
слова
с разделительным
мягким знаком.
Мальчик, перья, здоровье, чириканье, льет, письмо, семья, полька, сыновья.
5.
Распредели слова в три столбика: 1 — с разделительным мягким знаком; 2 — с мягким знаком — показателем мягкости согласного; 3- с разделительным
ъ.
Хлоп…я, с.езд, счаст…е, в…юга, учител…ница, мал..лик, с…емка.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы.
Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Правописание приставок и предлогов
Ответы к стр. 47 — 49
1.
Прочитай.
(И. Красникова)
Какую «работу» выполняют выделенные буквы?
Буква мягкий знак (ь) указывает на мягкость предшествующего согласного звука: десять
.
Раздельный мягкий знак (ь)
и разделительный твёрдый знак (ъ)
указывают, что следующая за ними буква (е, ё, ю, я, и
) обозначает два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук: объ
явлень
е, съ
ем, варень
я.
Подчеркни в словах изученные орфограммы. В словах с разделительным твёрдым знаком (ъ) выдели приставки.
2.
Прочитай. Отметь √
правильное утверждение.
√
Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я
.
3 ∗
.
Прочитай. Найди слова с разделительным твёрдым знаком (ъ), выдели в них приставки.
4 ∗
.
Прочитай. Найди и подчеркни в каждом ряду лишнее слово. Объясни, почему это слово лишнее.
Выдели в словах приставки.
5.
Прочитай. Вставь в предложения пропущенные слова, взяв их из заглавия.
Объ
ём и подъ
ём
Подъ
ём
у Бе
ге
мотика
В восемь
ча
сов утра.
О
бъ
ём
его жи
вотика
Восемь
десят четыре ве
дра.
(Ю. Парфёнов)
6 ∗ .
Прочитай. Спиши, раскрывая скобки. Подчеркни в словах разделительный твёрдый знак (ъ).
Съ
ехал с горы, сэкономил время, объ
явил об экскурсии, вошёл во второй подъ
езд, предъ
юбилейный год, приклеил марку, подъ
ёмный кран, подписка на газеты, железнодорожный разъ
езд.
Составь и запиши предложение с любым сочетанием слов.
На стройке работал подъёмный кран.
7.
Прочитай. Образуй от данных слов однокоренные при помощи любой из данных приставок: под-, об-, раз-, с-, от-. Запиши эти слова с другими приставками.
Подъехал, отъезд, объявил, разъяснил, объединил, съёжился.
8 ∗ .
Прочитай. Отметь √
, в каких словах перенос сделан неправильно.
Разъ-езд √
тетра-дь каль-мар
√
съ-езд √
друзь-я пье-са
9.
Прочитай. Составь звуковую модель каждого слова. Укажи цифрами, сколько в каждом слове звуков и букв.
Ружьё [ружй’ó] — 5 зв., 5 б.
Съел [сй’эл] — 4 зв., 4 б.
Тюльпан [т’ул’пáн] -6 зв., 7 б.
Разделительный
Ъ
пишется после согласных перед буквами
Я, Ю, Ё, Е
,
передающими сочетания [ j
] с гласными, в следующих случаях.
1. После приставок, оканчивающихся на согласный
.
Например:
а) в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий
.
Буква ъ
по традиции пишется также в слове изъян,
хотя из
—
не является в нем приставкой.
б) в словах с приставками иноязычного происхождения
: контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский
.
Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб-
, которые в языке?источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный
.
2. В сложных словах:
а) после начальных частей двух-, трёх-, четырёх-
, например:
двухъякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный
;
б) в словах панъевропейский, фельдъегерь
.
После начальных частей сложносокращенных слов разделительный ъ
по традиции не пишется, например: военюрист, госязык, детясли, партячейка, продярмарка, спецеда, хозединица, иняз, Инюрколлегия, Минюст
.
3. Буква ъ
пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов
(после букв, перелающих парные твердые согласные), например:
Кизилъюрт
(город в Дагестане), Торъял
(поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй
(китайское личное имя), Хэнъян
(город в Китае), тазабагъябская культура
(археологическая), Ювясъярви
(озеро в Финляндии), Манъёсю
(антология древнеяпонской поэзии).
В этом случае разделительный ъ
возможен также и перед буквой и
, например: Дзюнъитиро
(японское имя).
Обратите внимание!
1)
Буква ъ не пишется
перед буквами а, о, у, э, и, ы
.
Например:
межатомный, контрудар, трансокеанский, трёхэтажный.
2)
Буква ъ не пишется
в середине слова (не после приставки!), например:
платье, дьяк.
Исключение
– фельдъегерь.
3)
Буква ъ не пишется
на стыке частей сложного слова.
Например:
детясли (детские ясли), Иняз (Институт иностранных языков).
4
) Буква ъ не пишется
в существительном подьячий
(в этом слове нет приставки под-
!). В середине слова пишется разделительный ь
, поскольку здесь выделяется приставка по-
и корень дьяк (-дьяч-).
5)
В середине слова (в корне) арьергард
пишется разделительный ь
, а не ъ
, поскольку приставки ар-
в русском языке нет.
6)
В слове изъян (тюрк.)
пишется ъ
по аналогии с глаголом изъять.
Разделительный Ь
пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е
, и
, передающими сочетания [ j
] с гласными.
Например:
—
ья
: дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян;
-ью
: вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють
(междометие);
—
ьё
: соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём;
-ье
: премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье;
-ьи
: воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи
.
1) Разделительный Ь пишется в середине слова (не после приставки!)
после согласного перед буквами е, ё, ю, я
, если после согласного перед гласным звучит [ j ]; например:
вВьёт [в’jот], вьюн [в’jун], дьяк [д’jак]).
2) Разделительный Ь пишется в некоторых заимствованных словах
(как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о
.
Например:
бульон
[бул’jон], синьор
[син’jор], миньон
[мин’jон].
Похожие статьи
Без умения русского языка, владения навыками грамотного письма в современном обществе не обойтись. Следственно многие молодые люди, тяготящиеся сделать отличную карьеру, мечтают о том, дабы не допускать ошибок на письме. Если вы обучитесь видеть орфограммы в словах, то сумеете добиться этого.
Инструкция
1.
Трудности при постижении русского языка во многом объясняются тем, что в нем написание не соответствует произношению. Вы обязаны усвоить, что орфограммой в слове может быть буква, дефис либо пробел. Это те написания, которые нужно проверить, применив то либо иное правило.
2.
Орфограмм, которые необходимо уметь проверять, дюже много. За курс средней школы дети постигают около семидесяти орфограмм. Особенно распространенная на письме – это написание проверяемой безударной гласной в корне слова.
3.
Написание безударной гласной, т.е. находящейся в слабой позиции, примерно неизменно не соответствует произношению, и ее надобно проверять. Это дозволено сделать, изменив форму слова либо подобрав родное таким образом, дабы она оказалась под ударением.
4.
Дабы обозначить такую орфограмму
, вам необходимо выделить корень, поставить ударение (показать слабую позицию звука), подчеркнуть букву, которую вы проверяете.
5.
Зачастую допускают ошибки в написании «н» и «нн» в суффиксах причастий и прилагательных. Для того дабы выделить эту орфограмму, вам надобно графически объяснить ваш выбор. Это дозволено сделать, скажем, показав при помощи вспомогательного вопроса присутствие зависимого слова либо приставки, помимо «не». Вы можете указать, от какого вида глагола образовано причастие. Не позабудьте подметить, если слово является исключением.
6.
Если вам надобно выделить орфограмму в написании личного окончания глагола, выделите это окончание и укажите спряжение.
7.
Орфограммой может быть также и постановка дефиса. Скажем, требуется трактование его написания в неопределенных местоимениях и наречиях. В этом случае вам необходимо выделить ту часть слова, присутствие которой требует постановки дефиса. Скажем, в местоимении «кое-кто» необходимо выделить приставку «кое», а в наречии «где-то» – суффикс «то».
8.
Если орфограммой является пробел, подчеркните раздельное написание и укажите часть речи. Скажем, раздельно нужно писать предлоги с другими частями речи.
Орфограмма (от греч orthos – «положительный» и gramma – «письмо») – это написание в слове, которое определяется правилами орфографии. Орфограммы могут содержаться в всяких частях слова, между частями слова либо даже между словами.
Если давать больше упрощенный термин, то орфограмма – это то место в слове, в котором при написании дозволено допустить ошибку, потому что оно стоит в слабой позиции. Узнать, как же положительно написать слово, содержащее орфограмму, дозволено либо подобрав проверочное слово, в котором данное место в слове окажется в мощной позиции, либо обратившись к правилу орфографии. Орфографией называют каждый свод правил данного языка, тот, что регулирует положительное написание слов. Основным тезисом русской орфографии является морфологический тезис. Он заключается в том, что в родных словах сохраняется идентичное написание орфограмм. Правда, из этого правила есть и исключения. Еще одним главным правилом является фонетический правило – писать так, как слышится. К примеру, в приставке слова «бесплатный» слышится громкая согласная, и надобно писать «з», а в слове «бессловесный» – напротив. Впрочем и данный тезис соблюдается вдалеке не неизменно. Орфограмма состоит из 2-х компонентов: вариантов положительного написания слова и обстановки, которая эту орфограмму характеризует.Одна и та же орфограмма может подчиняться сразу нескольким правилам. Скажем, в слове «ветреный» будет писаться одна «н» в том случае, если у слова нет приставки, а помимо того нет зависимого слова. В том случае, если верное написание слова немыслимо проверить постановкой орфограммы в крепкую позицию, нужно обратиться к орфографическому словарю – словарю, подсказывающему нормативное написание слов. Скажем, постановку гласных в слове «винегрет» нереально проверить ни подбором однокоренного слова, ни изменением формы присутствующего. Значит, правильность его написания надобно узнать в словаре. Основные правила орфографии включены в учебную программу по русскому языку.
Видео по теме
Дословный перевод термина «орфограмма» с греческого языка означает правильную запись или правильное письмо. Соответствующий раздел русского языка отвечает за правописание, с чем нас знакомят уже в начальной школе. Умение грамотно писать является основой для получения высшего образования и выстраивания успешной карьеры, даже в современных условиях компьютеризации и преобладания печатного текста.
Разберемся подробнее в вопросе, что такое орфограмма, опираясь на формулировки из школьной учебной программы.
Из курса русского языка можно узнать, что орфограммой называют определенное написание слова в строгом соответствии с общепринятыми правилами. Вся совокупность таких правил правописания образует, пожалуй, самый сложный раздел — орфографию русского языка.
Знать, что такое орфограмма, недостаточно для грамотного письма. Нужно уметь безошибочно распознавать орфограммы русского языка и проверять их написание с помощью правил, которые также необходимо уметь правильно применять.
Орфограмма имеет следующую структуру: первый компонент — это вариант правильного написания данной части слова; второй компонент — это ситуация, характеризующая конкретную орфограмму.
Орфографические правила не во все времена сохранялись в неизменном виде. С развитием социокультурной сферы появляются новые слова, меняются фонетические нормы и, как следствие, упрощаются или видоизменяются правила орфографии. После последних реформ русского языка, к радости школьников, осталось всего 27 правил. Однако кроме заучивания правил, потребуется выучить все словарные слова, содержащие непроверяемые орфограммы, и слова-исключения.
В русском языке слова с орфограммами встречаются наряду с простыми словами. Также одно слово может содержать сразу несколько орфограмм.
Чтобы применить подходящее правило для грамотного написания слова, сначала нужно найти саму орфограмму. На практике орфограммой считается та часть слова, которая не имеет правильного звучания при произношении, т. е. находится в слабой позиции. Именно в этом месте слова есть наибольшая вероятность допустить ошибку. Для проверки правильности написания подбираются проверочные слова, если это возможно, либо применяются орфографические правила. Кроме того, в качестве орфограммы может выступать дефис или пробел (пример: раздельное написание «не» с глаголом).
Когда определена позиция орфограммы в слове (орфограммы в корне, орфограммы в суффиксе, орфограммы в приставках, орфограммы в окончаниях), потребуется проанализировать условия ее правильного написания.
Разберем принцип обозначения орфограммы на примере слова «дуб». В данном слове слабую позицию занимает буква «б», которую по звучанию можно спутать с парной согласной «п». Кроме того, это пример орфограммы в корне. Для ее выделения необходимо подчеркнуть букву «б» и выделить корень. Такая орфограмма будет носить название «правописание глухих согласных в корне слова».
Если написание орфограммы зависит от идущих после или стоящих впереди согласных или гласных, то эти буквы следует подчеркнуть двумя линиями.
Орфограммы разделяют на виды в соответствии с их позицией в слове, принадлежностью слова к определенной части речи и смысловым значением слова.
Наиболее сложные виды орфограмм, в которых чаще всего допускаются ошибки, следующие:
- наличие безударных гласных в какой-либо части слова;
- наличие гласных после шипящих и «ц»;
- «ь» в конце слова после шипящих;
- присутствие «не» в разных частях слова.
Чтобы верно определить, какая буква пишется в конкретной орфограмме, необходимо применить соответствующее правило.
Больше всего проблем школьникам доставляет безударный гласный в корне слова. Правильное написание слова можно найти в орфографическом словаре, однако на диктанте такую возможность учитель не предоставит. Есть разные методы заучивания словарных слов и слов, не подчиняющихся общему правилу, среди которых чтение классической литературы для визуального восприятия правописания. Безударный звук в корне слова иногда можно проверить, подобрав однокоренное слово, в котором он будет стоять под ударением.
Слова-исключения есть практически в любом правиле. Разберем пример орфограммы в корне «гласный после шипящих». По правилу орфографии после «ш» и «щ» следует писать букву «у», но есть несколько исключений (пример: парашют).
Орфография тесно связана с другими разделами русского языка. Так, для правильного написания многих слов необходимо при их произношении верно ставить ударение. Пример: написание буквы «о» под ударением после шипящих в суффиксе и окончании существительного или прилагательного (петушок, порошок, холщовый, камышовый).
Если вы научились определять слова с орфограммами и выучили все правила, то теперь все будет зависеть от правильного разбора слова и умения выбирать соответствующее ситуации правило.
В русском языке встречаются слова, которые при переходе в разные части речи меняют согласную в корне (пример: друг — друзья — дружить).
Написание «с» и «з» в приставке зависит от того, какая буква следует после нее (пример орфограммы в приставках). Так, если корень слова начинается со звонкой согласной, то пишется «з», а если с глухой согласной, то — «с» (веять — развеять; красить — раскрасить).
Чтобы определиться с написанием «ё» или «о» в корне после шипящих, необходимо подобрать однокоренное слово с четким звучанием этого слога. Пример: шёлк — шелка; жёны — жена. В словах крыжовник, шов, шорох пишется «о».
С буквой «ц» в корне слова нужно писать «и», а в окончании — «ы» (цирк, цилиндр, спицы, ножницы). Но есть и слова-исключения, которые проще запомнить в виде шуточной рифмовки: цыган цыкнул на цыпочках цыпленку «цыц».
Для проверки безударной гласной в корне глагола требуется преобразовать его в другую форму, где орфограмма окажется под ударением (бросать — бро′сить).
Орфографический разбор слова
Грамотное письмо во многом определяется умением делать разбор слова всех частей речи. Орфографический разбор включает следующие этапы:
- проставляем пропущенные буквы или раскрываем скобки и подчеркиваем орфограмму;
- обозначаем фонемы в слабой позиции (безударные гласные, глухие/звонкие согласные, непроизносимые знаки);
- определяем часть слова, содержащую орфограмму (приставка, корень, суффикс, окончание), и отмечаем ее графически;
- подбираем проверочное слово и указываем его в скобках;
- обосновываем выбор правила и приводим его формулировку.
Прежде чем применять то или иное правило, нужно разобраться, какая орфограмма присутствует в слове. Если ученик не может различать приставку и часть корня или суффикс и окончание, то проблем с правописанием ему не избежать. Также важно разбираться в словообразовании и правилах составления сложных слов (ярко-красный, темно-синий, четырехъярусный, пятимесячный и т. д.).
Русский язык сложен в изучении, он постоянно меняется, дополняется словами иностранного происхождения и новыми научными терминами. Поэтому, чтобы быть грамотным, нужно много читать классиков и писателей современности, следить за появлением новых норм и не лениться уточнять правильность написания слова в орфографическом словаре.
Видео про то что такое орфограмма
Орфограмма
– это написание слов, соответствующее правилам орфографии или сложившейся языковой традиции. Это те места в словах, где школьники чаще всего допускают ошибки. Многочисленная и разнообразная группа под названием орфограммы в корне слова связана с правописанием гласных и согласных.
Вконтакте
Особенности
Работая с изучаемой орфограммой в корне
, школьник не задумывается о ее месте в ряду остальных, хотя корневые орфограммы образуют стройную, логически обоснованную систему. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки
. Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах , суффиксы, окончания
и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь
.
Важно!
Прежде, чем начинать проверку, надо установить, в какой морфеме (части слова) находится проверяемая буква. Распространенная ошибка – применение к одной морфеме правила для другой или попытка проверить, например, гласную в суффиксе с помощью гласной в окончании родственного слова.
Область применения правила
Корень
– общая часть родственных слов, но это не означает, что он во всех случаях будет одинаковым. Чередования, наращения, выпадения и букв делают его трудно узнаваемым. В русском языке встречается даже нулевой (в слове вынуть
), который лишен звукового и буквенного выражения, а проявляется только в других формах этого слова.
Правильно выделить нужную морфему возможно только путем подбора и сравнения однокоренных слов.
При этом необходимо учитывать их значение. Например, будут ли родственными слова гора
и гореть
? На первый взгляд морфема -гор-
в них выглядит одинаково, но общего в смысловом значении этих слов не найти, значит, родства между ними нет. Разными будут и способы проверки.
Разновидности
Корневые орфограммы можно разделить на 4 группы:
- непроверяемые,
- проверяемые,
- чередующиеся,
- выбираемые.
От принадлежности их к определенной группе зависят пути выбора нужной буквы. Как выделить
орфограмму
: обозначьте морфему, проверяемую букву подчеркните одной чертой. Этот способ поможет вам писать слова правильно.
Непроверяемые
Эта разновидность включает в себя несколько орфограмм. Непроверяемыми могут быть:
- безударные гласные;
- согласные: неясные, парные по звонкости-глухости, непроизносимые, удвоенные.
Объединяет их невозможность обойтись при затруднениях без словаря.
Проверяемые
Проверяемые орфограммы
в корне слова регулируют выбор букв на месте звука в слабой позиции, написание которых устанавливается подбором проверочных слов или форм,где гласный или ставится в сильную позицию и хорошо слышен. Как проверяется орфограмма в корне слова, примеры:
Для гласных сильная позиция – ударная. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, требуется подыскать родственное, в котором она находится под , или изменить данное таким образом, чтобы сомнительная буква стала ударной:
го
ра́ – го́
рка, в го́
ры.
Неясные парные звонкие и глухие
согласные отчетливо слышны перед гласными, сонорными. Непроизносимые проявляются также на конце слова. Здесь тоже поможет проверочное слово или изменение формы:
- дуб
– дуб
ок, дуб
ы; - чест
ный – чест
ь, чест
ен. - весна – весенний, вёсен.
В последнем случае по аналогии с предыдущим хочется вставить непроизносимую согласную, но проверка показывает, что ее там нет.
Есть еще один способ проверки безударных гласных, но подходит он не для всех слов, а только для содержащих определенные сочетания букв. В современном сохранились следы как древнерусского, так и церковнославянского. В первом существовало полногласие, то есть каждый слог оканчивался на гласную. Второй допускал неполногласные сочетания – согласные, не разъединенные гласными. На формирование языка влияли оба, и теперь существуют морфемы, которые в одних словах содержат древнерусский вариант, в других — соответствующий ему старославянский. С помощью чередования полногласных и неполногласных сочетаний проверяется орфограмма в корне слова: примеры их взаимной замены приведены в таблице:
Два разных варианта заменяют друг друга только в таких парах, так что один проверяется наличием в родственных словах другого. Теперь, зная о существовании слова мла
дший, моло
дой через А
уже не напишешь. Неполногласные формы также встречаются вместо привычных нам современных в торжественных поэтических произведениях прошлых веков, и их наличие указывает на современное правописание.
«О
—Ё
после шипящих» также относится к проверяемым, но подбирать для проверки приходится не слова с ударным вариантом, а однокоренные, где на этом месте появляется Е
. Если такие варианты нашлись, в корне пишется Ё
, если нет – тогда О
(шё
пот – ше
птать, шо
рох – родственных с Е
нет).
Виды орфограмм в корне
Чередования
Иметь варианты употребления могут и гласные, и согласные, но основные трудности связаны с выбором первых.
ВАЖНО!
Чередования и проверяемые орфограммы в корне слова подчиняются разным правилам, проверять их одинаково невозможно
.
Что представляют собой орфограммы корней с чередованием гласных и чем отличаются от них проверяемые орфограммы в корне слова. Слово с чередующейся гласной, внешне похожее на другое, отличается от него значением. Примир
ять (друзей) – проверочное слово мир
. Пример
ять одежду – подбирать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в корне, ни в коем случае нельзя, здесь чередование.
Чередующиеся гласные не проясняются постановкой в сильную позицию, как проверяемые орфограммы в корне. Например, слова слова с корнем лаг-лож и прочие случаи с чередованиями требуют иных способов проверки.
Правописание гласных в корне с чередующимися согласными зависит от одной из четырех причин.
Последующие согласные
В корне -раст-(-ращ-)//-рос-
перед Щ
и сочетанием СТ
пишется А
, а перед С
без последующей Т
– всегда О
. Исключения – имена собственные Ростов
и Ростислав
, нарицательные росток
и ростовщик
пишутся через О
, а слово отрасль
– через А
. В список данного типа не включены. Причины будут разъяснены ниже.
Суффикс -а-
От суффикса -а-
зависит выбор гласной И
: выберешь – выби
ра
ешь, раздерет – проди
ра
ться, выжечь – выжи
га
ть, презреть – прези
ра
ть, замереть – зами
ра
ть, отпереть – отпи
ра
ть, застелить – рассти
ла
ется, вытереть – сти
ра
ть, вычет – вычи
та
ние, блестящий – бли
ста
ть;
гласной А
: —кос-//-кас-
(коснуться – ка
са
ние)
сочетания ИМ
, ИН
на месте А (Я)
:
- нажа
ть – сжима
ть - поня
ть – принима
ть - кля
сть – проклина
ть - нача
ло – начина
ть - измя
ть – смина
ть
Слова с корнем -лаг-//-лож-
подчиняются обоим названным правилам. А
пишется перед Г
, но в тех же словах всегда есть и суффикс -а-
(полож
ить – слага
емое), так что для их проверки годятся два способа.
Ударение
В словах с чередованиями:
- -гор-//-гар
— (горе́ть – зага́р), - -клон-//-клан-
(наклони́ться – кла́няться), - -коп-//-кап-
(вскопа́ть – выка́пывать), - -молч-//-малч-
(молча́ть – ума́лчивать), - -морг-//-марг-
(моргну́ть – сма́ргивать), - -позд-//-пазд-
(опозда́ть – запа́здывать), - -порх-//-парх-
(вспорхну́ть – перепа́рхивать), - -стой-//-стай-
(стоя́ть – наста́ивать), - -твор-//-твар-
(твори́ть – тва́рь), - -толк-//-талк-
(толкну́ть – ста́лкивать), - -тороп-//-торап-
(торопи́ться – потора́пливать) –
в неясных случаях (без ударения) употребляется буква О
.
Правописание гласных в корне -зар-//-зор-
(заря́ – зо́рька) подчиняется обратному закону: без ударения в нем пишется А
.
Исключение составляют диалектные и специальные слова вы́гар (вы́гарь), вы́гарки, при́гарь, и́згарь, зорева́ть, не подчиняющиеся правилу.
Ударение в словах
Оттенки значения
Смысловыми оттенками также определяется орфограмма в корне слова. Примеры выбора гласной по данному признаку:
-мак-//-мок-
(макать – промокать): первый вариант пишется в словах со значением погружения в жидкость, второй – способности пропускать жидкость, пропитываться ею.
-плав-//-плыв-//-плов-
(плавучий – плывун – пловец): способность держаться на плаву/направленно двигаться в потоке/совмещение обоих значений.
-скак-//-скок-
(скакать – вскочить): многократное или длительное действие/однократное. Исключение – скачок.
-равн-//-ровн-
(уравнение – подровнять): смысловая связь с понятиями равный (одинаковый) и ровный. Команда «Равняйсь!» и слово равнина – не исключения, как на первый взгляд кажется. «Равняйсь!» — требование не встать ровно, а встать одинаково. А равнина – не ровная поверхность, на ней есть холмы и ямы, а равная по высоте уровню моря.
Чередующиеся согласные не влекут трудностей правописания, их наличие учитывается только при выделении морфемы.
Выбираемые гласные
Выбираемые корневые орфограммы включают случаи, в которых выбор буквы зависит от ее окружения в слове.
К выбираемым относятся гласные после шипящих и Ц, написание которых устанавливается несколькими правилами:
- жи-ши
, ча-ща
, чу-щу
– сочетания, в которых не пишется Ы
, Я
, Ю
, за исключением заимствованных из французского языка слов жюри, жюльен, парашют, брошюра, иноязычных имен и фамилий типа Жюли, Чюрлёнис, Мкртчян, а также русских, в которых традиционно закрепилось определенное написание; - после Ц
пишется И
(кроме слов цыпленок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках).
Также в эту группу входит правило, согласно которому И
, стоявшая в начале слова, меняется на Ы
после приставок на согласный, кроме сверх-
(и
нтересный – безы
нтересный — сверхи
нтересный).
Часть 1. Орфограммы в корне гласные
Русский язык. Орфография: Проверяемые безударные гласные в корне.
Вывод
Правила, регулирующие написание рассмотренных вариантов, к другим морфемам не применимы.
Исключений только два: способ выбора И-Ы
, Я-А
, Ю-У
распространяется на орфограмму в любой морфеме, а замена И
на Ы
действует и там, где основа после приставки на согласный начиналась с приставки из-
(ис-
). В остальных случаях выбор буквы требует иных способов проверки.
При изучении русского языка в школе или институте приходится сталкиваться с огромным количеством норм, правил и исключений из них. По каждому слову могут возникнуть вопросы. Как его правильно написать? Ставить ли дефис или мягкий знак?
Понять значение данного термина весьма просто, достаточно обратиться к его этимологии, то есть истории появления. Это слово можно перевести с греческого языка, тогда получится правильная запись или письмо. Таким образом, орфограмма – это правильное написание какого-либо слова
.
Понятие орфограмма в чем-то тождественно понятию правило. Практически на каждую орфограмму имеется своё правило русского языка. В самых редких случаях написание будет основываться на простых традициях. Все эти правила и общепринятые нормы изучает одна большая наука – орфография.
Обычно правила возникают там, где кажется, что слово может иметь несколько вариантов написания. Это связано с теми ситуациями, когда звучание не дает четкого представления о том, какие буквы или знаки должны быть в слове.
Особенности орфограмм
Во-первых, все орфограммы можно разделить на два типа.
- Первый тип – буквенные орфограммы
. Это значит, что при написании слова возникает вопрос о какой-то конкретной букве. Например, звучание не смогло ясно дать понять, стоит ли писать в корне букву А или О. Разумеется, в одном слове может быть несколько таких орфограмм. - Второй вариант – небуквенные орфограммы
. В этом случае рассматривается целостное написание слова. Например, стоит ли писать его слитно или раздельно. Возможно, нужно поставить дефис? Сюда же относится и вопрос о том, как правильно переносить слова с одной строки на другую.
Во-вторых, важно понять, что орфографические нормы нередко претерпевают изменения с течением времени. Многие старые правила заменяются другими. К тому же, в языках появляются новые слова, часто заимствованные, и для них приходится создавать новые нормы.
Интересный факт: после последних реформ количество орфографических правил было сильно уменьшено. Их осталось всего около двадцати семи. Однако это не является для школьников поводом для радости. Эти двадцать семь правил позволяют разобраться далеко не во всех словах. Огромное их количество называется словарными словами. Это значит, что проверить их написание с помощью правил невозможно. Их можно только запоминать или сверяться со словарем. Имеются также и слова-исключения.
Как найти орфограмму?
Теперь ясно, что обозначает слово орфограмма, но как правильно найти её в слове? Как правило, если произношение не дает четкого представления о написании, то в таком сочетании букв можно допустить ошибку.
Основные виды орфограмм:
- Безударные гласные в корне (хотя бывают и в других частях слова),
- Гласные, стоящие после шипящих букв или «ц»,
- Мягкий знак после шипящих,
- Глухие согласные на конце слова,
- Частица «не».
На каждую из этих орфограмм существует своё правило, а также большое количество исключений и словарных слов.
Чаще всего, для того, чтобы справиться с внезапно появившейся орфограммой, достаточно подобрать проверочное слово.
Им является измененная форма текущего слова, в которой неясная буква становится очевидной. Обычно так проверяются гласные в корнях и согласные на конце слова.
Рассмотрим распространенный пример одной из орфограмм. Произнося слово дуб, человек слышит на конце букву п. Соответственно, в этом слове можно допустить ошибку. Как узнать, что же именно должно быть написано? Нужно изменить слово. Например, подойдет «дубовый» или простое «дубы». Здесь четко слышно, что после буквы у идет б.
Орфографический разбор
Для того, чтобы справиться с орфограммой в слове, недостаточно просто её найти. Нужно подобрать подходящее правило и воспользоваться им. Для этого необходимо уметь проводить орфографический разбор. Он помогает понять, в какой части слова находится спорное место, а это позволяет подобрать верное правило.
Орфографический разбор включает в себя
- выделение непосредственно орфограммы с помощью подчеркивания,
- простановку ударения,
- определение частей слова,
- подбор проверочного слова,
- выбор правила.
Обычно достаточно выделить только ту часть слова, в которой находится непосредственная орфограмма. Ею может быть корень, окончание, суффикс или любя другая часть. Иногда учителя просят выделять все части, независимо от того, находится в них орфограмма или нет.
Нередко сложности вызывает подбор проверочного слова. Здесь важно понять, что оно должно быть не только однокоренным, но и примерно сохранять смысл исходного понятия. Когда проверочное слово обнаружено, его нужно записать в скобках.
Для того, чтобы верно определиться с правилом, нужно точно знать, где находится какая часть слова. Также, конечно, необходимо помнить все существующие правила. Это кажется довольно сложным, но требуется немного времени – и всё получится.
ПРО ЭТИ ВОТ… ЗАГАДОЧНЫЕ ОРФОГРАММЫ
Для родителей
(небольшой курс психотерапии + объяснение на человеческом языке —
что такое орфограммы и точно ли нельзя их отменить)
Дорогие мои, любимые родители, а также бабушки, дедушки — в общем, все взрослые, которые пошли в этом году в школу в первый класс. За много лет работы в школе я многократно убеждалась, что в школу вместе с первоклассником идёт вся семья. Причем каждому члену семьи очень скоро отводится какая-нибудь почётная роль. Кто-то хорошо рисует, кто-то что-то помнит по математике, кто-то по английскому, кому-то доверяют (тоже почётно) распечатывать по вечерам проекты (потому что ребёнок вспомнил об этом 10 минут назад перед сном, а сдавать надо завтра, и причем то, что было задано 2 недели назад), кто-то (особо счастливый) эти проекты пишет!
Это мое обращение — для тех, кто делает с ребёнком уроки по русскому (обычно в семье это либо тот несчастный, который: а) либо что-то помнит по русскому; б) либо делает с ребёнком все уроки, ну и русский заодно).
Итак…
Уважаемые родители, а также все те ответственные представители семьи, в которой есть уже такое чудо, как первоклассник, и которым доверили делать с ним домашние задания. Делая со своими ребёнком уроки год по всем предметам, вы, конечно, поняли и осознали многое. В частности, что в ваше время на уроках русского языка не было:
Этих дурацких орфограмм и их подчеркиваний и выделений карандашом или зелёной ручкой;
Фонетики и всего этого звуко-буквенного разбора, который не только вредит вашему чаду, но и съедает все ваши нервы.
Учили учителя хорошо, и поэтому вы сами делали домашнюю работу, и никто с вами не сидел, как вы со своим первоклассником, подчеркивая и выделяя эти никому не нужные орфограммы, которые наверняка придумала учительница вашего ребёнка, так как делать ей нечего.
И учебники тоже были написаны языком человеческим. И правила там, в учебниках, тоже были понятны. Хотя правила вы лично никогда не учили, а просто вот так вот — писали грамотно (или неграмотно, но всё равно правила точно не учили).
Все эти ваши выводы я ЗНАЮ, так как слышала от вас всех это сотни раз в разных выражениях, но абсолютно одинаковых по своей сути! За вами придет следующее поколение родителей. И они вот так же будут открывать для себя этот школьный мир со своим ребёнком.
НО! Дорогие мои взрослые! Вы же наверняка не хотите:
1) делать с ребёнком уроки и задания по русскому до 11 класса;
2) несмотря на 5 часов русского в неделю — получить своего собственного неграмотного ребёнка (неправильная учительница, которую вы так ругали, так и останется в школе, а вам — так и жить с неграмотным членом семейства);
3) в каждый из этих 5 дней (когда в расписании русский язык) ожидать двойки (а в году больше 30 учебных недель. Умножьте на все годы обучения. Очень большой стресс);
4) иметь большие проблемы с ГИА (экзамен по русскому, который сдается в конце девятого класса. А время летит, поверьте, очень быстро);
5) иметь большие проблемы с ЕГЭ (про ЕГЭ даже не объясняю).
Всего этого НЕЛЬЗЯ ИЗБЕЖАТЬ,
если ваш ребёнок
НЕ НАУЧИТСЯ ВИДЕТЬ ОРФОГРАММЫ.
Орфограмма
— это «ошибкоопасное» место в слове. Например, в слове МАМА орфограмм нет. Как слышим — так и пишем. А в слове ВОДА — непонятно, как пишется ВОДА или ВАДА.
И не забывайте, что если это понятно лично вам, то вашему ребёнку это всё только предстоит понять. И ваши обычные объяснения малышу, типа:
А что тут тебе непонятного? Ежу (зайцу, барану, жирафу) понятно!
В кого ты такой пошёл?
Раз ты такой неумный — заберу планшет (не дам смотреть мультфильм, не пущу гулять, в углу стоять будешь)
И чему тебя в школе учат?
Все ваши подобные объяснения (я привела очень неполный список) — не помогут. А чему в школе учат? Учат выделять орфограммы. И это необходимо прежде всего для вас и вашего ребёнка. Сама учительница уже достаточно грамотная, да и ГИА с ЕГЭ ей не сдавать, как в скором времени вашему ребёнку.
Поэтому доверьтесь своей учительнице и следите, чтобы ваш ребёнок ни в коем случае не забывал выделять орфограммы в домашней работе.
И еще очень важное. Те орфограммы, которые ребёнок проходит начиная с первого класса — ВСЕ они ЕСТЬ в ГИА и ЕГЭ.
В первом классе уроки русского идут чуть больше пары месяцев. За это время проходится В ЛЮБОЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ — не меньше 10 орфограмм. Конечно, они ещё сотни раз будут закрепляться и во втором классе. Но во втором классе появятся новые орфограммы. И так с каждым следующим классом. Поэтому запускать нельзя. Совсем нельзя.
Особенно продвинутые родители — «пользователи» русским языком могут прочитать обращение к учителям, где объясняется методика нахождения орфограмм.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР ОРФОГРАММ. ПЕРВЫЙ КЛАСС
Для учителей
Чтобы добиться практически абсолютной грамотности
, учителю необходимо начиная с первого класса планировать уроки русского языка так, чтобы на КАЖДОМ УРОКЕ несколько предложений проговаривались ДЕТЬМИ ПО ЦЕПОЧКЕ ПО ВСЕМ ОРФОГРАММАМ.
Если не начать проговаривание орфограмм с САМОГО НАЧАЛА
1-го класса, то во 2-м, а уж тем более в 3-м и 4-м классах научить детей ВИДЕТЬ ВСЕ ОРФОГРАММЫ, а значит, ИЗБЕГАТЬ ОШИБОК будет очень сложно, и дети будут просто писать наугад.
Ниже представлен примерный диктант для конца первого класса. В диктанте 20 слов. Из них всего 2 слова БЕЗ ОРФОГРАММЫ. Во ВСЕХ остальных словах НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ И ПРОГОВАРИВАТЬ ОРФОГРАММЫ. И даже такого небольшого диктанта «хватит» для работы по цепочке минимум для 31 человека в классе.
Если детей больше (или орфограмм в другом диктанте меньше), то можно, например, предложить детям вернуться к словам с орфограммой «проверяемая безударная гласная в корне слова» или «парная согласная в слабой позиции» и предложить придумать другие проверочные слова.
Сначала на проговаривание детьми всех орфограмм
уходит даже больше времени, чем на написание диктанта. Но занимаясь этим видом работы на уроке СИСТЕМАТИЧЕСКИ, дети не только быстрее находят орфограммы (а значит, понимают «ошибкоопасные» места), но и начинают писать намного грамотнее.
В каждом классе есть свои слабые места. Поэтому список подробного проговаривания может быть расширен. Для первого класса это и показатель мягкости согласного гласными, и написание Й, и перенос слов, и многое другое — на усмотрение учителя.
На первых порах лучше за нахождение КАЖДОЙ ОРФОГРАММЫ, ЕЁ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ПРОВЕРКИ давать ребёнку звёздочку, наклейку и пр. Чтобы сам процесс такого важного нахождения орфограмм превратился в увлекательную игру.
Список обязательных орфограмм первого класса
для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ
- Большая буква в начале предложения.
- Имена собственные.
- Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
- Мягкий знак — показатель мягкости.
- Разделительный мягкий знак*.
- Сочетания ЧК-ЧН.
- Проверяемые безударные гласные в корне слова.
- Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
- Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
- Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
- Имена собственные.
- Предлоги.
* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.
Несколько слов о написании диктанта
1. Слова в диктанте в первом классе дети записывают, обязательно проговаривая их по слогам
губами или шёпотом.
2. При письме все орфограммы выделяются зелёной
ручкой.
3. Если вы хотите добиться стопроцентной грамотности, то мини-диктанты надо писать в классе каждый день. Хоть два предложения по три слова в каждом. Но писать даже такой микродиктант каждый день
.
Диктант.
Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
Образец устного разбора в классе
- М ы
- С
- М ашей
— пишем с большой буквы. Орфограмма — имя собственное пишется с большой буквы. - Идём
— орфограмм нет.
- Гулять — орфограмма — мягкий знак показатель мягкости.
- В — это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
- Ча щу
— ча пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буквой А. - Чащу — чу пишем с У. Орфограмма — сочетания чу-щу пишутся с буквой У.
- .
- Ц ветут
— пишем с большой буквы. Орфограмма — начало предложения пишется с большой буквы. - Цве
тут
— орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВЕТ. - Ландыши
- . — В конце предложения ставится точка.
- В от
— пишем с большой буквы. Орфограмма — начало предложения пишется с большой буквы. - Быстро — словарное слово. Пишется БЫСТРО.
- Бе
жит
— орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ. - Бежи
т
— жи пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И. - Ко
лючий
— орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКОЛ. - Ёж — орфограмма — парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
- . — В конце предложения ставится точка.
- П ищат
— пишем с большой буквы. Орфограмма — начало предложения пишется с большой буквы. - Пи
щат
— орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ПИСК. - Пища
т
— ща пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буквой А. - Пуши
стые
— ши пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И. - Мыш
ки
— орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово МЫШИ. - . — В конце предложения ставится точка.
- П тички
— пишем с большой буквы. Орфограмма — начало предложения пишется с большой буквы. - Птичк
и
— орфограмма — сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. - Вь
ют
— орфограмма — разделительный мягкий знак. - Гнёзда
— орфограмм нет.
- . — В конце предложения ставится точка.