Четыре части и четыре периода жизни обломова сочинение 10 класс

В романе гончарова затронута очень глобальная тема того времени проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны. главный герой романа

В романе Гончарова затронута очень глобальная тема того времени – проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны.

Главный герой романа Илья Ильич Обломов является человеком из достаточно старой дворянской семьи. Он получил хорошее образование, воспитание и является далеко не глупым человеком. Но имея такую хорошую основу, он никуда не стремился и не хотел ничего решать. Его лицо всегда выражало чрезмерную усталость, а в глазах была пустота.

Ему было около тридцати лет, а он, благодаря своему ленивому образу жизни, уже имел нездоровый вид. Он мало двигался и редко бывал на свежем воздухе. А для того, чтобы укрепить образ Обломова, Гончаров с мельчайшими подробностями описывает его быт и распорядок дня. Автор посвятил целую главу всего лишь одному его дню. Его не интерес ко всему происходящему хорошо отображается в главе с описанием его личного кабинета.

У дворянина есть верный слуга – Захар. Но он на столько давно живет в тесном обществе Обломова, что и сам стал похож на него. Автор раскрывает это по средствам описания халатов: у одного часто засаленный (Обломова), а у другого дырка под мышкой, через которую всегда виднеется нижняя рубашка. Захар такой же лентяй, как и барин и не плохо спекулирует этим. У него всегда есть оправдание на все не сделанные им дела.

В общем и целом, дом барина является полным его отражением – не ухоженный, давно не мытый, с грязными пятнами на полу и мебели, а так же паутиной на стенах и больших слоях пыли вокруг.

Каким бы ни был ленивым Обломов, все же в нем есть положительные качества такие как: доброта, открытость и честность. Об этом рассказывает его близкий друг Штольц, сравнивая его с хрустальной прозрачной душой.

Жизнь Обломова не череда ярких картинок и быстрых ее смен. Напротив, в ней ровным счетом ничего не происходит. Его совершенно устраивает покой, а стремиться к изменениям ему просто не хватает воли и сил.  Даже когда Перед Обломовым вдруг встает проблема, которую нужно решить лишь выбрав правильный путь, он опускает руки и не желает ничего менять.

Лишь иногда Илья Ильич грустил о моментах, когда мог бы что-либо сделать и изменить свою жизнь.  Он задается вопросами почему он такой.  Гончаров ответит на этот вопрос читателю, рассказав о сне Обломова, где показаны истоки становления его характера. Так же в нем рассказывается про явление, которое получило название «обломовщина».

В деревне «Обломовка» все люди жили как во сне, подчиняясь природным явлениям и смене времен года. Никакие страсти и бури не могли нарушить спокойный и размеренный распорядок жизни. Это во многом повлияло на становление жизненных укладов главного героя. Все было преподнесено уже готовым, и любая инициатива Илюши пресекалась под предлогом, что за него это могут сделать слуги. В итоге это привело к тому, что без Захара он даже не в состоянии одеться.

Сочинение 2

Иван Александрович Гончаров в своем романе поднимает очень значимую тему для всех. Главным героем романа, в честь которого он назван, Илья Ильич Обломов. Он помещик, довольно молод. Обломов живёт за счёт крепостных крестьян, а они в свою очередь привыкли к такому распорядку жизни, позабыв о свободной жизни. Родители главного героя с детства избаловали своего сына. В более сознательном возрасте он не способен на простые вещи, он уже не может сам поесть, одеться и лечь спать.

В связи с разбалованостью главного героя, он стал бесполезен для общества и прекрасно это понимает. Всему чему его научили родители, это было умение поспать и поесть, больше он ни к чему не была приспособлен. С детства его приучали, что самое главное в жизни сон и еда. С переездом в другой город от родителей, Обломов не сменил свой образ жизни, он по прежнему продолжает спать и есть целыми днями.

С детства Обломов не научился находится в обществе и общаться с людьми, поэтому в более сознательном возрасте он никуда не выходит. Он привык к крепостным крестьянам, они всегда все делали за него на его родине. Не изменяя своим привычкам, Обломов завел себе слугу, Захара. Слуга, подобно хозяеву ленив. Его новая жизнь ничем не отличается от прошлой.

В связи с этим Обломов не взрослеет и остаётся таким же ребенком. Родители не привили ему такие качества, как: трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Сам Обломов прекрасно понимает, что он не приспособлен к жизни, его постоянно и все обманывают, но с этим главный герой ничего поделать не может. Он страдает от своей бесхарактерности.

Обломов осознает, что так жить нельзя и нужно что-то менять, виной всему этому является Обломовщина. У него таков образ жизни не по причине болезней или плохого самочувствия, а потому что он не знает другой жизни. Он живёт в грязной квартире, где везде разбросаны грязные, нестиранные вещи. Захар так же ленив, его устраивает что можно ничего не делать, только ухаживать за Обломовым.

Обломовщина это место где царит лень и безделье. Люди, живущие в Обломовщине, живут в свое удовольствие и так же, как Обломов нуждаются только в еде и сне. К сожалению, Обломов поздно осознал, что Обломовщина портит людей и их судьбы. Он остался один без родителей и знаний о взрослой жизни.

В мире не мало таких людей, как Обломов. Сам Обломов об этом упоминает. Гончаров раскрывает проблему Обломова. Но несмотря на тот ужас где обитал Обломов, он был счастлив.

`

Обломов и обломовщина

Популярные сочинения

  • Сочинение Хозяйка Медной горы (Образ и характеристика персонажа рассказа Бажова)

    Будучи волшебным существом из повествовательной истории Бажова, Хозяйка Горы защищает рудниковые сооружения. Оно является наполовину человеком – представленной в образе девушки, а другая половина представлена ящерицей

  • Сочинение на тему Удивительное рядом для 7 класса
  • Характеристика героев комедии Ревизор Гоголя

    Одним из главных героев мелкий чиновник, молодой мужчина из дворянских слоев. Он глуповатый и любит хвастаться. Он предпочитает жить только в свое удовольствие

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Гончаров

В романе Гончарова затронута очень глобальная тема того времени – проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны.

Главный герой романа Илья Ильич Обломов является человеком из достаточно старой дворянской семьи. Он получил хорошее образование, воспитание и является далеко не глупым человеком. Но имея такую хорошую основу, он никуда не стремился и не хотел ничего решать. Его лицо всегда выражало чрезмерную усталость, а в глазах была пустота.

Ему было около тридцати лет, а он, благодаря своему ленивому образу жизни, уже имел нездоровый вид. Он мало двигался и редко бывал на свежем воздухе. А для того, чтобы укрепить образ Обломова, Гончаров с мельчайшими подробностями описывает его быт и распорядок дня. Автор посвятил целую главу всего лишь одному его дню. Его не интерес ко всему происходящему хорошо отображается в главе с описанием его личного кабинета.

У дворянина есть верный слуга – Захар. Но он на столько давно живет в тесном обществе Обломова, что и сам стал похож на него. Автор раскрывает это по средствам описания халатов: у одного часто засаленный (Обломова), а у другого дырка под мышкой, через которую всегда виднеется нижняя рубашка. Захар такой же лентяй, как и барин и не плохо спекулирует этим. У него всегда есть оправдание на все не сделанные им дела.

В общем и целом, дом барина является полным его отражением – не ухоженный, давно не мытый, с грязными пятнами на полу и мебели, а так же паутиной на стенах и больших слоях пыли вокруг.

Каким бы ни был ленивым Обломов, все же в нем есть положительные качества такие как: доброта, открытость и честность. Об этом рассказывает его близкий друг Штольц, сравнивая его с хрустальной прозрачной душой.

Жизнь Обломова не череда ярких картинок и быстрых ее смен. Напротив, в ней ровным счетом ничего не происходит. Его совершенно устраивает покой, а стремиться к изменениям ему просто не хватает воли и сил. Даже когда Перед Обломовым вдруг встает проблема, которую нужно решить лишь выбрав правильный путь, он опускает руки и не желает ничего менять.

Лишь иногда Илья Ильич грустил о моментах, когда мог бы что-либо сделать и изменить свою жизнь. Он задается вопросами почему он такой. Гончаров ответит на этот вопрос читателю, рассказав о сне Обломова, где показаны истоки становления его характера. Так же в нем рассказывается про явление, которое получило название «обломовщина».

В деревне «Обломовка» все люди жили как во сне, подчиняясь природным явлениям и смене времен года. Никакие страсти и бури не могли нарушить спокойный и размеренный распорядок жизни. Это во многом повлияло на становление жизненных укладов главного героя. Все было преподнесено уже готовым, и любая инициатива Илюши пресекалась под предлогом, что за него это могут сделать слуги. В итоге это привело к тому, что без Захара он даже не в состоянии одеться.

Вариант 2

Для начала стоит напомнить год, в котором написание романа было завершено – 1859. В это время у государственного руля стоял уже Александр II. Будучи образованным и деятельным человеком, он прекрасно понимал ошибки правления своего отца Николая I, приведшие к следующим последствиям: разгул коррупции и бюрократизма, застой в экономике, жестокое подавление либеральных устремлений.

Заняв трон, Александр и ряд государственных деятелей приступили к реорганизации российского общества: готовились законы о местном самоуправлении, отмена крепостного права, ряд мер, направленных на развитие торговли.

Наконец, предприимчивые люди получили государственную поддержку для реализации своих проектов. Новый образ жизни не всем пришелся по душе. В особенности, тем самым «закоренелым» дворянам, которые считали беззаботный образ жизни своей привилегией. Не барское это дело – бегать, суетиться, зарабатывать. Их раздражало ускорившееся течение жизни.

Именно таким барином в несколько утрированном виде, предстает перед нами главный протагонист романа Илья Обломов. Живет он в городе, но ведет типичный провинциальный поместный образ жизни. Он не способен ни к какому систематическому труду и главное его занятие заключается в лежании на диване. Друг Обломова по имени Штольц — полная противоположность главного героя: он деятелен, занимается многими торговыми делами.

Еще в детстве они были соседями, но какие разные они были. Если Штольц рос в строгости, с ранних лет учился противостоять трудностям жизни, то Обломова же холили и лелеяли, не давая проявить свое мужское начало. Результат, как можно заметить, оказался виден в их взрослом возрасте.

Разные стили воспитания, разные люди впоследствии.

Навязанный родителями праздный образ жизни так укрепился в Обломове, что даже сильное чувство любви не способно заставить его действовать иначе. Эта заложенная программа «Обломовщины» неизменна, с ней же он и умирает. Эта невозможность измениться терзает как читателя, так и самого главного героя. В этом и состоит трагедия произведения.

Так называемая «Обломовщина» системное явление, которое возможно преодолеть лишь в следующем поколении.

Как уже было отмечено, произведение было написано в 1859 году, за два года до отмены крепостного права. После 1861 года дворянству, так или иначе, пришлось бы сбрасывать ярмо застойной поместной жизни и включиться в активную торговую и хозяйственную жизнь, поскольку оно лишалось дешевой рабочей силы.

Обломова же действительно жаль. Он стал заложником системы, взрастившей его. Сам по себе он был человеком высоких моральных принципов. Если бы ему удалось соединить деятельность и его положительные душевные качества, то ему бы не было цены в либеральной России 60-х годов XIX века.

Жанр и литературное направление

Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др. , которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев. Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.

Сочинение по произведению Обломов

Описывая главного персонажа в своем одноименном романе, Гончаров утверждает, что лежание для Обломова было нормальным и обычным состоянием.

Как же так, почему физически здоровый и сравнительно адекватный мужчина все время лежит? Лежание — образ жизни главного персонажа шокирует читателей. Как можно все время лежать и предаваться мечтам, ничего при этом, не делая, многим из нас непонятно.

Но Обломову комфортно и привычно в подобном инертном состоянии, потому что этот барин чрезвычайно ленив. Он и пальцем не пошевельнет, чтобы хоть что-то изменить или улучшить в своей жизни. Ему лень это делать, ведь гораздо проще мечтать, а повседневные обязанности скинуть на слуг, как скидывают с руки тесную перчатку. Лежать и мечтать — вот что «не тесно» для Обломова. Главный герой романа патологически ленив, и предпочитает не напрягаться. Виною этому тот факт, что он барин.

Обломов барин, у которого есть все для сносной жизни. Ему не нужно трудиться и думать о хлебе насущном. Он даже гордится тем, что никогда в жизни не работал. Иногда он мечтает о том, что все могло быть бы гораздо лучше, о богатстве и развитии своего поместья, но дальше рассуждений и мечтаний в своих стремлениях не заходит. Поэтому все остается, как и всегда, без изменений. И ему нравится размеренное рутинное существование. Ленивый барин даже против того, чтобы ездить в гости, настолько он закостенел в своей привычке лежать лёжмя.

Барин Илья Ильич не стар, и совсем не немощен. Это мужчина, которому от роду чуть более тридцати лет, в самом соку. Корни его инертности идут из детства, когда он, вместе с молоком маменьки, впитал основы бытия Обломовки. Матери удалось убедить его в том, что он барин, поэтому не должен напрягаться, ведь для работы есть слуги.

Однако наш герой не настолько глуп, чтобы не пытаться анализировать события свой жизни и особенности своего характера. Но этот процесс настолько утомляет его ленивый ум, что доморощенный «аналитик» засыпает прямо посреди процесса самоанализа. Обломова утомляет любое полезное занятие, даже чтение.

Создавая такой апатичный персонаж, каким является главный герой романа, Гончаров высмеивал тенденции к «обломовщине» у своих современников. Многие господа в ту пору жили, подобно Обломову. Писатель собрал в персонаже Ильи Ильича все недостатки барина того времени, и ненавязчиво и умело высмеял их. Однако Гончаров наделил своего героя добрым сердцем. Обломов никому за все время повествования не причинят вреда, но и не делает ничего хорошего — он вообще старается ничего не делать.

Гости Ильи Ильча

Сочинение по «Обломову» можно написать, описывая гостей. Чтобы показать, что такой образ жизни присущ не только герою, но и окружающим, автор «посылает в гости к Обломову» несколько человек. Более того, вокруг него создаётся целая деревня Обломовка.

Вот список его гостей:

  1. Волков.
  2. Судьбинский.
  3. Пенкин.
  4. Алексеев.
  5. Тарантьев.

Волков — первый посетитель — рассказывает о своей жизни, полной праздниками и торжествами. Обломову чужд такой образ жизни, он не разделяет взгляды Волкова, предпочитая праздникам и веселью спокойствие и размеренность.

Судьбинский приходит следующим. Это бывший сослуживец Обломова, карьерист, гордится своим положением. Обломов не понимает стремления Судьбинского, жалея его напрасно проводимую жизнь. Погоня за чинами портит человека — считает он.

Затем приходит Пенкин — третий посетитель Обломова. Он графоман, пишущий денно и нощно обо всём подряд. Обломов считает, что такие произведения лишены чувств и оторваны от реальной жизни.

Алексеев — четвертый гость Обломова. Его можно описать как тихого, неприметного, совершенно не выдающегося человека, которого не всегда замечают и уж тем более не запоминают. Его называют то Васильевым, то Андреевым, и он привык к этому.

Тарантьев — пятый посетитель главного героя. Это грубый и недоброжелательный чиновник, любящий поскандалить с окружающими людьми. Тарантьев пользуется доверчивостью Обломова и пытается завладеть его деревней.

Вариант 4

Гончаров в своем произведении старался показать всю суть, всю подоплеку некой черты характера, называемой в народе «обломовщина». И нужно сказать это ему удалось олицетворить в главном герое.

Эти качества мы наблюдаем в каждом из нас, мы тоже немножечко Обломовы. Мы часто ленимся, пытаемся убежать от обыденных, повседневных забот и проблем. Порой бросаем начатые дела, едва начав их, бросая на полпути.

Оправдания этому, конечно же, нет, но мы стараемся его найти, сваливая ответственность на кого то другого, а тем временем ищем себе любую защиту и аргумент того или иного деяния. Но все же тем, ни менее осуждаем себя, полностью раскаиваясь, и сетуя на нелегкую жизнь и судьбу. Кроме того делаем вид, что сделали все что от нас зависело.

И никто здесь невиноват, так уж сложилось.

Но! Просто необходимо задуматься всем и каждому над своими поступками, над своим поведением. Делать добро и хорошие дела, чужими руками нельзя. И стараться не развивать в себе эти отрицательные качества.

И вбивать если хотите, в головы нашим детям, что так жить не стоит. Поскольку ни к чему хорошему это не приведет.

Понять и распознать во время в себе эти качества, дано не каждому. Необходимо приложить максимум усилий, сделать порой возможное и невозможное, чтобы достичь своей определенной цели.

Именно все это и старался довести до сознания людей автор. Чтобы люди сами осознали и переосмыслили всю суть данного вопроса, и сделали соответствующие выводы.

Наверняка, именно по этой причине роман «Обломов» введен в школьную программу, когда ученики могут понять и отвечать за свои действия, понять и взвесить все за и против, решив и определить для себя важные и жизненные вопросы и приоритеты для себя.

Нравится ли вам, отрицательные черты этого характера, хотя сам по себе, Обломов не плохой уж таки человек. Зла то он никому ни желает. Ведя философские беседы интеллигентного человека.

Жизнь Обломова с первого момента кажется заманчивой, но прозябать всю жизнь в этом образе, по крайней мере, бессмысленно, напрасно и бесполезно как для себя, так и для общества. Как вы считаете?

Согласитесь, самым уникальным в произведении считается то, что этот роман является актуальным, и по сей день. И был таковым в любые времена и в любой стране.

Сравнение с Маниловым

Ещё одна тема для итогового сочинения — краткая сравнительная характеристика Манилова и Обломова. Это персонажи разных произведений разных авторов, но есть у них и схожие черты. Так оба помещики, не ведущие хозяйство и живущие в мире грёз. На этом сходства заканчиваются, теперь о различиях.

Манилов стремится выглядеть умным и начитанным молодым человеком, излишне выказывает уважение к чинам. В его мыслях замысловатые фантастические проекты, он оторван от земной жизни. Обломов же не стремится выглядеть лучше, чем он есть на деле. Одна из его главных черт — безразличие. Он строит планы и вполне реальные, но из-за отсутствия силы воли не воплощает их в жизнь.

При кажущемся сходстве это совершенно разные персонажи. Манилов активный и не хочет ничего менять, его всё устраивает в своей жизни. Обломов же хочет изменить своё положение, но не делает этого.

Тема и идея

В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.

Композиция

Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги. 5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины». Четвертая часть представляет собой эпилог романа, повествующий о дальнейшей жизни героев. Развязкой книги становится смерть Обломова в неком подобии «Обломовки», созданной им и Пшеницыной. Роман делится на три условные части – 1) герой стремится к иллюзорному идеалу, далекой «Обломовке»; 2) Штольц и Ольга выводят Обломова из состояния лени и апатии, заставляя жить и действовать; 3) Илья Ильич снова возвращается в прежнее состояние деградации, найдя «Обломовку» у Пшеницыной. Несмотря на то, что основным сюжетным узлом стала любовная история Ольги и Обломова, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, ее постепенного распада вплоть до фактической смерти.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Жизнь Обломова

Во многом жизнь Ильи Ильича Обломова символически представляет собой жизнь многих людей в России. Конечно, кто-то может возразить и сказать, что большинству людей приходится работать и много стараться для того чтобы иметь элементарные средства к существованию. Тем не менее, мне хочется сказать не об этом, речь о более глобальном понимании фигуры Обломова.

Также как многие люди, он практически всегда живет в собственных грезах, стремится создать спокойную и размеренную жизнь, которая станет своеобразной спокойной идиллией, без каких-либо волнений. Даже не хотелось бы здесь рассматривать антитезу российское-западное Обломов-Штольц.

Жизнь Обломова, рассматривая отдельно, является довольно печальным и парадоксальным феноменом, таким же как жизнь многих людей в России тогда и сейчас. Одним из основополагающих желаний этого человека является сочетание возвышенного чувства и сытого желудка, комфорта и неземной радости, достижений без волнений. Наверное, практически каждый в какой-то степени мечтает об этом, ищут возможности отыскать собственную «тихую гавань».

Только при этом не многие ясно осознают тот факт, что не бывает, говоря метафорически, возвышенных чувств на сытый желудок и трепетных переживаний не возникает, если не рискуешь всем, не отдаешь всего себя делу, чувству, кому-то.. Этот факт становится для Обломова понятным в период общения с Ильинской, он начинает держать себя в строгой дисциплине и совершает настоящие поступки, которые характеризуют его как человека способного не только мечтать, но и действовать. Тем не менее, в итоге Обломов не выдерживает нагрузки, он не может принять ту своеобразную благость, которую несет в себе Ильинская.

Побеждает в итоге желудок и тяга к комфорту, древняя нега, которая тянется за Обломовым из детства. Эта нега появляется в лице Пшенициной, с которой он практически доживает свой век. Конечно, такую жизнь тоже возможно назвать в какой-то степени счастливой, многие бы радовались подобному стечению обстоятельств, но в этом и заключается трагичность подобного выбора, иногда человек принимает собственную ловушку за благость, а от настоящей благости бежит, не в силах принять нечто действительно ценное.

Поэтому, на мой взгляд, жизнь Обломова является именно трагедией, ситуацией ужасного выбора, сворачивания на путь слабости (не в смысле антитезы со Штольцом и тому, что он олицетворяет силу и деятельность, но просто слабости перед самим собой и миром).

2 вариант

Главным героем романа И.А. Гончарова «Обломов» Является сам Илья Ильич Обломов. Главный герой искал смысл в жизни в течении всего романа, но, к сожалению, так его и не нашёл. В самом начале произведения автор начинает описывать нам жизнь Обломова такой, какой она есть, и благодаря деталям, к которым автор уделял особенное внимание, раскрытие личности героя становится намного быстрее и приятнее.

Повествование романа начинается описанием комнаты Ильи Ильича. Обстановка комнаты соответствует стандартам интерьера 19-го века. Однако, главный герой вовсе не следит за своей квартирой, так как вся его мебель покрыта пылью и паутиной, а так же полностью пустует. Виной всему этому является лень Обломова, ведь всё что он делает целыми днями, так это лежит на диване и думает о своих несчастьях, переезд, который ему предстоит, и неурожай на его землях очень тревожат Илью. В то же время он пытается строить планы на будущее в Обломовке. Казалось бы, в чём его проблема? Живёт спокойно, никого не трогает. Но проблема в том, что так и проходит вся его жизнь, медленно, но уверенно.

Но внезапно, в жизнь Обломова врывается любовь, которая вскружила ему голову и благодаря ей герой вернулся к нормальному образу жизни, переборов свою лень и поднявшись с дивана. Всеми своими силами Илья Ильич пытался угодить Ольге, чтобы завоевать её сердце. Но вскоре, Обломову надоело это всё, так как это была не настоящая любовь, и они расстались. Время шло, и у героя появилась новая женщина, которую звали Агафья Пшеницына. Новая жизнь с Пшеницыной была скудна и однообразна, но это ничуть не отталкивало Обломова, а наоборот, только притягивало. Именно эта женщина вернула ему идиллию, о которой он мечтал со своим другом Штольцем, в детских беседах. Илья Ильич снова вернулся в свой привычный для себя быт. Его перестало интересовать всё, что выходит за пределы его комнаты. Семейная жизнь снова превратила Обломова в ленивого человека. Единственными его заботами были вкусная трапеза и времяпровождение с его сыном.

Также читают:

Картинка к сочинению Жизнь Обломова

Жизнь Обломова

Популярные сегодня темы

  • Жизнь и сад в пьесе Вишневый сад Чехова сочинение

    Пьеса « Вишнёвый сад» написана Чеховым в конце жизни. Уже неизлечимо больной, он думает о судьбе России. Вишнёвый сад – это вся страна.

  • Сочинение Тема любви в рассказах Чехова (в творчестве)

    Антон Павлович Чехов — изумительный сатирик, высмеивавший человеческие пороки, но, однако, тема любви раскрывается во многих его произведениях и является одной из важнейших в его творчестве. Любовь в его рассказах разная

  • Береги честь смолоду сочинение по повести Капитанская дочка Пушкин 8 класс

    Основная идея произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» заложена в простой русской поговорке «Береги честь смолоду», которая и послужила эпиграфом е произведению

  • План рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицина

    Повествование начинается с того, что на зоне ранний подъем, но барак в этот раз не открывают. Поэтому все решают, что есть время подколымить, попытаться получить лишнюю порцию еды, главное всем знать меру и не стать стукачом

  • Образ и характеристика Гагина в повести Ася Тургенева сочинение

    В повести Тургенева «Ася» есть немало интересных и своеобразных персонажей, один из которых – молодой человек по фамилии Гагин

(707 слов) В 1859 году был опубликован знаменитый роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Данное произведение очень заинтересовало читателей своим глубинным содержанием и большой смысловой нагрузкой. Иван Александрович описал типичное для российского общества того времени явление обломовщины. Автор наглядно продемонстрировал конфликт между персонажами, которые живут прошлым, и самим временем, которое не оставляет им шанса на выживание. Чтобы полностью передать идейный смысл своего произведения, Гончаров использовал своеобразную композицию. Рассмотрим поподробнее композиционный строй романа «Обломов».

Композиция произведения Ивана Гончарова включает в себя четыре основные части, которые демонстрируют различные этапы формирования личности и душевного состояния Обломова. Чтобы понять идейно-смысловые функции композиции произведения, вспомним главные сюжетные линии. 

  1. Первую часть романа составляет описание одного дня из жизни Обломова. Главный герой, ленивый и равнодушный ко всему, весь день лежит в постели, принимая гостей прямо в халате. Он не поднимается даже для того, чтобы поздороваться с гостями: Пенкиным, Волковым, Судьбинским, Алексеевым и Тарантьевым. Глава «Сон Обломова» завершает первую часть произведения. Эта глава единственная, которая имеет название в романе. Этим автор подчёркивает всю важность сна для понимания явления обломовщины. 
  2. Вторая часть начинается, когда Штольц по приезду поднимает Обломова с постели и возит его с собой. Благодаря Андрею Штольцу жизнь Ильи Ильича существенно меняется. Штольц знакомит своего товарища с Ольгой Ильинской. В эту девушку герой влюбляется. Ольга также питала нежные чувства к Обломову. Признания в любви и планы на светлое будущее закачивают вторую часть романа.
  3. В третьей части развиваются отношения Ильинской и Обломова. Писатель описывает не только счастье героев, но и сложности на их пути. Однако планам на счастливое будущее не суждено сбыться. В финале третьей части романа Илья и Ольга вдруг расстаются, понимая, что идеализированные образы, которые они придумали, не соответствуют действительности. 
  4. В четвёртой части произведения автор рассказал о дальнейшей судьбе Ильинской и Обломова. Илья обретает семейное счастье рядом с Агафьей. Эта героиня воссоздаёт для персонажа атмосферу Обломовки. Ильинская становится женой Андрея Штольца. Произведение заканчивается смертью главного героя. 

Итак, композиция романа «Обломов» состоит из четырёх частей, каждая из которых олицетворяет определённый этап из жизни персонажа. Свой роман Иван Александрович начинает с «зимнего периода» в жизни Ильи Ильича. Это время года символизирует состояние полусна Обломова, когда герой не стремится даже встать с постели. Другой этап жизни персонажа олицетворяет весна. Здесь Обломов совершает первые шаги в сторону духовного возрождения. При этом сон Обломова становится пограничным элементом между «зимой» и «весной». Во «Сне» описывается детство героя в родной деревне. Этот эпизод сообщает читателю предысторию Обломова и объясняет его состояние. Узнав об идеалах и мечтах Ильи, читатель может судить о его перспективах на пути к преодолению обломовщины. «Сон» выполняет важную функцию, осуществляя переход от «зимнего» настроения к «весеннему». Можно сказать, что сон Обломова является вещим, ведь впоследствии жизнь Обломова становится похожей на молодость героя. Но автор неспроста начал роман именно с «зимы». Он показал контекст, в котором стоит воспринимать Илью Ильича, а также создал интригу: сможет ли персонаж выбраться из трясины лени?

Стоит отметить такую особенность композиции романа «Обломов», как подробные описания пейзажей. Они занимают одно из важных мест в раскрытии образа главного героя. Читатель замечает, что все события дополняют пейзажи и изображения природы. Например, ветка сирени выступает в романе символом любви двух героев. Состояние влюблённости персонажей сменяет «лето» в третьей части произведения. При этом «лето» можно заметить не только в душе персонажа, но и в отношениях между Ильинской и Обломовым. Влюблённые задумываются о свадьбе. Однако этим планам не суждено сбыться из-за безынициативности и страха Ильи Ильича. Конец летнего сезона олицетворяет расставание главных героев. Это печальное событие подтверждается снегопадом, в который вдруг попадает Илья Ильич по пути домой. Снегопад символизирует погружение Обломова в зимний сон. Он вернулся в прежнее состояние, из которого его пытались вытащить Ольга и Андрей.

В четвёртой части известного произведения представлены «осень» и «зима» в биографии главного героя. Здесь автор демонстрирует спокойную и размеренную жизнь Ильи Ильича рядом с Агафьей Пшеницыной. Обломов словно возвращается в родную деревню перед смертью, все больше погружаясь в мечтания. Читатели замечает, что духовно Обломов был уже мёртв еще до своей фактической смерти. Главный герой уже давно пребывал в своем иллюзорном мире.

Можно утверждать, что основная особенность композиционного строя произведения Ивана Гончарова «Обломов» — это «закольцованность» душевного состояния Ильи Обломова. В начале романа читатель застает «зиму» души персонажа. То же самое можно наблюдать и в финале. Илья Ильич умирает физически и духовно подобно тому, как умирает родная деревня героя. Композиция произведения «Обломов» указывает на необратимость течения времени.

Автор: Виктория Комарова

Творческая история и жанр

Иван Гончаров написал три романа о русской жизни, которые часто называют трилогией «Три О». В нее вошли романы «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».

История создания произведения тесно переплетается с жизнью автора:

  1. Писатель неоднократно говорил, что Обломов во многом похож на него самого. Автор был весьма ленивым человеком, любил пребывать в раздумьях и находиться дома.
  2. Личность Ольги Ильиных создана на основе образов сразу нескольких реальных женщин — знакомых Гончарова.
  3. Прототип Андрея Штольца — отец супруги брата автора.

Гончаров долго писал этот роман. Книга вышла в 1859 году, через 12 лет после того, как автор начал работу над произведением. Роман относится к направлению — реализм. Писатель старался рассказать историю, в которую поверят читатели, создать реалистичные образы с учетом жанрового своеобразия.

Критики определяют жанр произведения «Обломов», как социально-философский роман. Книга описывает долгую историю, в ней фигурирует множество героев.

Гончаров не только поднимает социальную тему, но и рассуждает о философских вопросах, в том числе о смысле человеческой жизни.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Обломов.

Год написания – 1847 – 1859 гг.

История создания – Сам писатель считал, что на замысел романа большое влияние оказали идеи Белинского.

Тема – Произведение посвящено теме любви, дружбы, и поиска смысла жизни.

Композиция – Роман делится на три части, символизирующие четыре времени года, это четыре стадии жизни Обломова. Завязка – герой знакомится с Ильинской. Кульминация. Ленивый и спокойный герой готов совершить серьезный поступок, но лень перебарывает его благородные порывы, и он остается на своем месте. Развязка произведения: Обломов женится на Пшеницыной, и вскоре умирает.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

Композиция и смысл произведения

Интересно, что композиция произведения связана с природными циклами. Ее особенности:

  1. Действия начинают разворачиваться зимой, когда Обломов полностью погружен во внутренний мир и оторван от окружающей реальности.
  2. Пробуждение главного героя происходит весной, когда природа просыпается.
  3. Кульминация сюжета случается летом.
  4. Финал наступает в начале осени. Обломов возвращается в состояние замкнутости.

В романе повествуется обо многих конфликтах. Можно выделить следующие ключевые моменты:

  1. Главный герой противопоставляет себя обществу и отказывается принимать свое окружение.
  2. Он не может совладать со своей природой.
  3. Холодный и равнодушный город противопоставлен теплой и добродушной деревне.
  4. Важно также отметить любовный конфликт. Главному герою приходится выбирать между двумя женщинами с абсолютно разными характерами.

Экспозиция начинается с момента пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Он узнает, что его родовое имение Обломовка пребывает в печальном состоянии, денег не хватает, но главный герой ничего не предпринимает.

Неожиданно к Обломову приходит его давний приятель — предприниматель Андрей Штольц. Он старается вернуть друга к жизни, представив ему привлекательную девушку — Ольгу Ильинскую. Молодые люди понравились друг другу и у них начался роман. Лень и апатия покидают главного героя, он по-настоящему влюбляется.

Однако через какое-то время чувства Обломова начинают остывать и он возвращается в прежнее состояние. Илья переезжает со своей старой квартиры и попадает в лапы к мошенникам, он чуть не потерял свои деньги, но на помощь приходит Штольц. Старый друг начинает присматривать за делами Обломова.

Проходит еще немного времени и у Ильи происходит интрижка с мещанкой Пшеницыной, после чего у пары рождается мальчик. Главный герой окончательно уходит в себя, а затем погибает от сердечного приступа. Штольц женится на Ольге и они берут опеку над сыном Обломова.

Идея

Задача Гончарова состоит в том, чтобы показать и рассказать, что такое «обломовщина», раскрывая створки её и указывая как на положительные, так и на отрицательные её стороны и дать возможность читателю выбрать и решить, что для него первостепенно – обломовщина или реальная жизнь со всей своей несправедливостью, материальностью и деятельностью. Главная мысль в романе «Обломов» — описание глобального явления современной жизни, ставшего частью русского менталитета. Теперь фамилия Ильи Ильича стала нарицательной и обозначает не столько качество, сколько целый портрет человека, о котором идет речь.

Поскольку никто не принуждал дворян работать, и все за них делали крепостные, на Руси расцвела феноменальная лень, охватившая высшее сословие. Опора страны гнила от безделья, никак не способствуя ее развитию. Это явление не могло не вызывать опасения у творческой интеллигенции, поэтому в образе Ильи Ильича мы видим не только богатый внутренний мир, но и губительное для России бездействие. Однако смысл царствия лености в романе «Обломов» имеет политический подтекст. Недаром мы упомянули, что книга написана в период ужесточения цензуры. В ней есть скрытая, но, тем не менее, основная мысль о том, что в этой повальной праздности виноват авторитарный режим правления. В нем личность не находит себе применения, натыкаясь лишь на ограничения и страх наказания. Вокруг царит абсурд подобострастия, люди не служат, а прислуживаются, поэтому уважающий себя герой игнорирует порочную систему и в знак немого протеста не играет в чиновника, который все равно ничего не решает и не может изменить. Страна под жандармским сапогом обречена на регресс, как на уровне государственной машины, так и на уровне духовности и нравственности.

Характеристика героев

Гончаров придумал образы главных героев таким образом, что практически каждый ключевой персонаж имеет свой антипод. Например, апатичному и ленивому Илье противопоставляется хваткий и деятельный Андрей, а сильной и образованной Ольге — покорная, простая Агафья. Подробная характеристика главных героев:

  1. Обломов Илья Ильич — дворянин, помещик, в прошлом чиновник. Мужчина полного телосложения, апатичный и ленивый, но в то же время добрый и чувствительный, любит пофилософствовать. Вырос в семейном имении, его баловали, безумно любили, о нем чрезмерно заботились, поэтому Обломов вырос несамостоятельным. Он немного поработал на госслужбе, но вскоре уволился. Илья снимал квартиру, где проводил все время, лежа на диване и думая о жизни.
  2. Штольц Андрей Иванович — целеустремленный предприниматель, вырос в строгости, рано начал самостоятельную жизнь. Его мать — русская дворянка, а отец немецкий иммигрант. Андрей сам добился высокого статуса и материального положения. С Обломовым дружил с детства, искренне стремился ему помочь.
  3. Ильинская Ольга Сергеевна — дворянка, молодая, красивая, прекрасно образованная девушка. Согласилась помочь Штольцу вернуть Илью в реальность, но сама же влюбилась в апатичного помещика. Они были помолвлены, но бракосочетания так и не произошло. Ольга стала женой Штольца и у них были неплохие отношения, однако, ни о какой любви даже речи ни шло.
  4. Пшеницына Агафья Матвеевна — простая, недалекая женщина, которую интересует только уборка дома и приготовление пищи. Так же как и Обломов любит сидеть дома, не стремится контактировать с общественностью. Однако у Агафьи есть и хорошие качества — доброта, скромность, трудолюбие, заботливость. После смерти Ильи она сильно скучала по нему.
  5. Захар — слуга Обломова, вредный, ленивый, иногда любит говорить гадости о помещике. Но в то же время он по-настоящему предан хозяину, терпеть не может, когда Илью кто-то оскорбляет. После смерти Обломова превращается в нищего попрошайку и искреннее тоскует по Обломову.

Проблемы

Основная проблематика «Обломова» состоит в отсутствии мотивации двигаться. Все общество того времени очень хочет, но не может проснуться и выйти из того ужасного удручающего состояния. Многие люди стали и становятся обломовскими жертвами до сих пор. Сущий ад — проживать жизнь мертвецом и не видеть никакой цели. Именно данную человеческую боль хотел показать Гончаров, прибегая за помощью к концепции конфликтности: здесь есть и конфликт между человеком и обществом, и между мужчиной и женщиной, и между дружбой и любовью, и между одиночеством и праздной жизнью в обществе, и между трудом и гедонизмом, и между ходьбой и лежанием и прочим, и прочим.

  • Проблема любви. Это чувство может изменить человека к лучшему, это превращение – не самоцель. Для героини Гончарова это было не очевидно, и она вложила всю силу своей любви в перевоспитание Ильи Ильича, не видя, как оно мучительно для него. Переделывая возлюбленного, Ольга не замечала, что выжимает из него не только плохие черты характера, но и хорошие. В страхе потерять себя Обломов не смог сберечь любимую девушку. Перед ним встала проблема нравственного выбора: либо остаться собой, но в одиночестве, либо играть всю жизнь другого человека, но ради блага супруги. Он выбрал свою индивидуальность, и в этом решении можно видеть эгоизм или честность – каждому свое.
  • Проблема дружбы. Штольц и Обломов выдержали испытание одной любовью на двоих, но не смогли урвать ни минуты из семейной жизни для сохранения товарищества. Время (а не ссора) разлучило их, рутина дней разорвала бывшие крепкими дружеские узы. От разлуки они оба проиграли: Илья Ильич окончательно себя запустил, а его друг погряз в мелочных заботах и хлопотах.
  • Проблема воспитания. Илья Ильич стал жертвой сонной атмосферы в Обломовке, где за него все делали слуги. Живость мальчика притупили бесконечные застолья и дремы, тупое оцепенение глуши наложило отпечаток на его пристрастия. Тема воспитания в романе «Обломов» становится понятнее в эпизоде «Сон Обломова», который мы проанализировали в отдельной статье.

Тематика романа

Произведение заставляет задуматься о множестве вещей. Автор подробно описывает жизнь дворян и предоставляет возможность поразмышлять на следующие темы:

  1. Воспитание. Гончаров делает акцент на важности правильного воспитания. Он подробно показывает, насколько этот фактор влияет на дальнейшую жизнь человека. У Ильи были слишком мягкие родители, а у Андрея чрезмерно строгие. В результате первый вырос неприспособленным к жизни, а второй — несчастливым, из-за недостатка любви и душевности.
  2. Детство. Детские годы показаны как фундамент для создания личности. Будучи детьми, герои уже начали проявлять себя. Штольц набирался опыта, а Обломов проводил дни в мечтаниях.
  3. Любовь. Автор считал, что светлые, искренние чувства могут преобразить человека. Однако иногда любовь способна причинять боль. После неудачного романа Ильинская разочаровывается в отношениях, а Обломов еще больше погружается в себя.
  4. Мечта. Способность мечтать делает человека способным на подвиги, наделяет его душевностью. Однако жизнь одними фантазиями приведет к провалу в реальном мире. Илья совершенно несамостоятелен и нуждается в постоянной поддержке окружающих.
  5. Дружба. Настоящая дружба — большая редкость, но именно она присутствовала у Обломова и Штольца, несмотря на то, что товарищи были кардинально разными людьми.
  6. Счастье. Автор дает понять, что счастье у каждого свое. Для Ильи оно состояло в стабильности, безопасности и комфорте. Его идеальная жизнь заключается в том, чтобы отгородиться от внешнего мира, не работать и не думать о деньгах. А из действий и высказываний Штольца становятся понятны его ценности, для него подобное существование было бы невыносимо.
  7. Труд. Автор уважал людей, которые любят трудиться, но образ Штольца напоминает читателям, что во всем идеальна золотая середина. Андрей впал в крайность и считал, что жизнь нужна только для того, чтобы работать.

Тема

Как говорит Дмитрий Быков:

Герои Гончарова не стреляются на дуэли, как Онегин, Печорин или Базаров, не участвуют, как князь Болконский в исторических сражениях и написании российских законов, не совершают как в романах Достоевского преступлений и переступания через заповедь «Не убий». Все, что они делают, укладываются в рамки быта, но это лишь одна грань

Действительно, одна грань русского быта не может объять целого романа: роман делится и на социальные отношения, и на дружеские отношения, и на любовные… Именно последняя тема является главной и высоко оценивается критиками.

  1. Тема любви воплощается во взаимоотношениях Обломова с двумя женщинами: Ольгой и Агафьей. Так Гончаров изображает несколько разновидностей одного и того же чувства. Эмоции Ильинской пропитаны самолюбованием: в них она видит себя, а уж потом своего избранника, хоть и любит его всем сердцем. Однако она дорожит своим детищем, своим проектом, то есть несуществующим Обломовым. Отношения Ильи с Агафьей другие: женщина полностью поддержала его стремление к покою и лености, боготворила его и жила заботой о нем и об их сыне Андрюше. Жилец подарил ей новую жизнь, семью, долгожданное счастье. Ее любовь – обожание до слепоты, ведь потакание капризам мужа привело его же к ранней смерти. Подробнее главная тема произведения описана в сочинении «Тема любви в романе Обломов».
  2. Тема дружбы. Штольц и Обломов хоть и пережили влюбленность в одну и ту же женщину, не развязали конфликт и не предали дружбу. Они всегда дополняли друг друга, общались о самом важном и сокровенном в жизни обоих. Эти взаимоотношения укоренились в их сердцах еще с детства. Мальчики были разными, но отлично ладили между собой. Андрей находил успокоение и добросердечие в гостях у товарища, а Илья с радостью принимал его помощь в житейских делах. Подробнее об этом вы можете прочитать в эссе «Дружба Обломова и Штольца».
  3. Поиск смысла жизни. Все герои ищут свой путь, отыскивая ответ на извечный вопрос о предназначении человека. Илья находил его в размышлении и нахождении духовной гармонии, в мечтах и самом процессе существования. Штольц обретал себя в вечном движении вперед. Подробно тема смысла жизни в романе «Обломов» раскрыта в эссе.

Проблематика и смысл

Не менее обширны и проблемы, которые автор поднимает в своем произведении. Актуальны следующие вопросы:

  1. Лишний человек. Автор создал образ несамостоятельной личности, которая не может полноценно существовать в мире из-за своего воспитания. Гончаров считал, что дворянство деградировало и не смогло адаптироваться к изменениям в обществе.
  2. Обломовщина. Таким словом характеризуется образ мышления, при котором человек игнорирует настоящее и его полностью занимают мысли о прошлом. Личность ничего не создает, ничего не разрушает, она просто воспроизводит в голове приятные воспоминания. Как заметил Белинский, внимательно анализирующий все части произведения, обломовщина — это бездействие и пассивность, приводящие к гибели души.
  3. Образ жизни ключевого персонажа. Илья нравится Гончарову за свою душевность, но писатель отмечает, что образ жизни помещика причиняет вред не только ему самому, но и зависимым от него людям. Сын Обломова остался бедной сиротой из-за беспечности отца, хотя его жизнь могла строиться совсем по-другому.
  4. Смысл жизни. Автор показывает 2 крайности. Читали знакомятся с Ильей, который посвятил жизнь философским рассуждениям, и узнают Штольца, для которого работа — высший смысл жизни. Ни один, ни другой не были счастливы, так что оба подхода бесперспективны.
  5. Причина поведения Ильи. Автор считал, что такие люди появляются из-за неправильного подхода дворянства к воспитанию. Помещик проводил дни, лежа на диване, потому что никто и ничто не заставляло его трудиться. Он не имел необходимости заботиться о финансах и не стремился понять, каков его истинный путь. На самом деле, похожий склад ума был у большинства детей богатых дворян, просто им нравилось проводить время в обществе и тратить родительские деньги. Илья же был апатичным интровертом, поэтому такое поведение было просто не в жанре Обломова. Ему нравилось находиться в одиночестве, в тихом месте, погружаться в философские рассуждения, но помещик не стремился попытаться проанализировать свои монологи и определить основную личную проблему.
  6. Лень. Это качество автор считает одним из самых губительных для человека. Читатели могут сделать общий, краткий вывод, что она способна привести не только к моральной, но и к физической смерти.

В лице Обломова писатель изображает безразличное дворянство, в образе Штольца можно разглядеть поколение капиталистов, живущих ради денег. В своем романе автор выражает надежду на то, что Россия сможет взять из двух миров исключительно лучшие качества.

Произведение Гончарова учит читателей, что человеку жизненно необходимо трудиться, а не только думать о смысле жизни. Однако не нужно переставать мечтать, нельзя лишать себя человечности.

Мораль истории в том, что все относительно, не существует абсолютной истины и лжи, полностью хорошего и плохого. Кардинально разные личности могут быть настоящими друзьями, а искренняя любовь способна причинить вред.

Сочинение «О каких вопросах задумывается И.А.Гончаров в романе «Обломов»?»

Сочинение ученицы 10 класса Макиевской Кьяры на тему: «О каких вопросах задумывается И.А. Гончаров в романе «Обломов»?»

Роман И.А. Гончарова «Обломов» по праву считается образцом классической русской литературы и великолепным примером романа критического реализма. Примечательно, что произведение, написанное во второй половине девятнадцатого века, до сих пор удивляет любого внимательного читателя глубиной своей мысли и продуманностью сюжета. Роман И.А. Гончарова «Обломов» прежде всего интересен читателю из-за своей многогранности, ведь мы можем рассматривать его и как психологический роман, и как философский, а с некоторых позиций и как социально-бытовой. Благодаря этому автор в своем романе сумел осветить множество вопросов, актуальных во все времена. И.А. Гончаров поднимает проблему «обломовщины», в своих персонажах мастерски отражает характеры основных представителей населения России того времени, поднимает нравственно-философские проблемы. На некоторых проблемах и вопросах я хотела бы остановиться подробнее.

Справедливо утверждать, что основной проблемой романа можно считать тему «обломовщины». «Обломовщина» — это социальное явление, представляющее собой распад крепостных устоев дореформенной России. Интересно, что подобное социальное явление И.А. Гончаров сумел рассмотреть с философской точки зрения. Проблему упадка русского дворянства автор рассмотрел с позиции человека, стремящегося понять смысл и последствия перемен, происходящих в русском обществе. Впервые с понятием «обломовщина» читатель знакомится во второй части произведения в диалоге Штольца и Обломова. Штольц, пытаясь подобрать название образу жизни Обломова, метко использует данное понятие. Если Штольц считает подобный образ жизни неправильным, то Обломов в ответ задается массой вопросов: «Где же идеал жизни, по-твоему? Что ж не обломовщина? Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?» В контексте произведения понятие «обломовщина» часто употребляется, как определение полной апатии и лени Обломова, но не стоит забывать, что «Обломов» — роман, относящийся к направлению реализма, а для реализма свойственно отображать в отдельных героях типичность, характерную для того времени. Именно поэтому справедливо утверждение о том, что «обломовщина» — это не просто характеристика образа жизни Ильи Ильича, а целое социальное явление, а сам Обломов не является единичным представителем социально угасающего дворянства, а по праву может считаться собирательным образом дворянства той эпохи, стоящего на пороге реформ и распада многовековых устоев. Автор гениально сумел перенести типичные образы представителей русского народа тех времен в героев своего романа. Особенно интересно И.А. Гончаров представляет главные мужские и главные женские образы. Главными мужскими образами романа стали Илья Обломов и Андрей Штольц, а основными женскими образами правильным будет считать Ольгу Ильинскую и Агафью Пшеницыну. И мужские, и женские главные образы произведения находятся в оппозиции по отношению друг к другу, являются антиподами. Даже внешний вид героев говорит об их полной противоположности. Автор, говоря об Обломове, пишет, что «тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины». При этом Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца». По своей натуре Штольц активен и деятелен, в то время как Обломов не видит счастья в работе, деятельности, стремлении, считая любой успех довольно условным, ведь в понимании Обломова счастье заключается в покое и тихом течении жизни. Говоря о женских образах романа, следует отметить важную деталь, показывающую нам основное отличие между Ольгой и Агафьей Матвеевной, и деталь эта – отношение к любви, а именно чувства, испытываемые к Обломову. Даже в отношении чувств Ольга, подобно Штольцу, деятельна. Как и Андрей, она стремится изменить Обломова, подтолкнуть его к действию. Она не любит настоящего Обломова, но испытывает чувства к тому Обломову, которого хотела бы видеть, того изменившегося человека, поборовшего апатию, поставившего перед собой цели, человека, желающего двигаться вперед. Обломов прекрасно понял это, о чем говорит читателю фрагмент из его письма Ольге: «Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить, которая, за недостатком настоящей пищи, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом, высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах или в истерических припадках. Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль», — вот что следовало бы мне сказать вам, если б я от природы был попрозорливее умом и пободрее душой, если б, наконец, был искреннее». Агафья Матвеевна, являющаяся антиподом Ольги, не стремится изменить Обломова, она любит в нем каждую мелочь. Агафья готова принимать Обломова таким, какой он есть. Он будет лежать на диване в своем любимом халате, а она будет печь ему пироги. Противопоставляя Обломова Штольцу, а Олгьу Агафье, автор поднимает проблему грядущих перемен. Образы Обломова и Агафьи угасают так же, как и угасает их время. Наступает время прогресса, перемен и движения, за которым стремятся Штольц и Ольга. По этой же причине невозможным было развитие отношений Ольги и Обломова. Это люди разного времени, устоев, люди с разными жизненными ценностями.

Однако проблема «обломовщины» не единственная интересная и важная для романа проблема, поднятая автором. И.А. Гончаров поднял проблему русского национального характера. Начиная с фольклорных произведений, в русской литературе очень часто поднимается подобная проблема, и И.А. Гончаров на примере главного героя своего романа удачно выявил ее главный аспект– неоднозначность русского характера. Можно ли однозначно назвать Обломова плохим или хорошим? Я считаю, что нет. Даже его лень и апатия не вызывают отрицательные чувства к нему, ведь, зная историю Обломова, читатель находит рациональные объяснения хронической апатии Ильи Ильича. Нельзя сказать, что Обломов сразу пришел к такой жизни, ведь в прошлом он попробовал себя во многих вещах, что доказывается широким кругом его знакомых: Волков – молодой человек, предпочитающий светскую жизнь, Судьбинский – чиновник, стремящийся к карьерному росту, Пенкин – писатель, а также хитрый и жуликоватый Тарантьев и Алексеев – «безликий намек на людскую массу». В разные периоды своей жизни Обломов встречал столь разных людей, но, давая характеристику каждому, он употребляет снова и снова слово «несчастный». Обломов видит счастье в своем детстве в деревне, где жизнь текла размеренно и спокойно, где его окружали любовью и заботой, где жизнь, будто бы застыла, потерялась во сне. Примечательно, что настоящим другом Обломов считает только Штольца, с которым знакомы они как раз еще с тех самых счастливых для Обломова времен. О значимости жизни в деревне для Обломова мы узнаем из главы «Сон Обломова», где Илье Ильичу снится детство, счастливые моменты, греющие его душу и сердце. Детство и воспитание повлияли на всю жизнь Обломова, родители с детства гасили в нем всяческую активность, приучая к спокойствию и умиротворению, о чем в последствии Обломов и мечтал всю жизнь. Поэтому верным является утверждение о том, что образ Обломова показывает неоднозначность русского характера. Автор пишет, что это человек, у которого «душа светится». Его нельзя назвать деятельным и полезным для общества, но Обломов добрый человек со светлой душой, живущий в мечтах, ценящий духовную красоту и ощущение счастья, нежели гонку за чином или успехом. Несмотря на все светлое, излучаемое Обломовым, он все же пополнил галерею «лишних людей» русской литературы, так как в современном ему обществе, требующем движения и жизни, ему не было места, а героем своего времени, заменив Обломова, стал Андрей Штольц – пример идеала, деятеля, сочетания немецкого рационализма и русской души.

В заключение стоит отметить, что роман И.А. Гончарова «Обломов» уникален своим «бессмертием» и актуален во все времена именно из-за того, что автору удалось поднять вечные для человечества и конкретно для России вопросы. Я считаю, что для современного общества наиболее актуален ряд нравственно-философских проблем, поднятых автором, проблем, связанных с моральными устоями общества и реализации себя в жизни, ведь Обломова можно считать попросту нереализованным в жизни человеком. В современном мире образовалось довольно много эволюционировавших «Обломовых», неспособных к движению и стремлению к прогрессу и развитию. Да, каждый день в мире происходят новые открытия, но за ними стоит немногочисленная часть людей, способных к творчеству. Отсутствие мотивации или неправильная мотивация, апатия и нежелание расширять свой кругозор — невероятно распространенные явления нынешнего времени, ставящие людей и общество в тупик. Тенденция отречения от какой-либо деятельности, полезной для общества, может в будущем оказаться страшной общественной проблемой. Таким образом, можно утверждать, что И.А. Гончаров сумел увековечить свое произведение в истории русской литературы, затронув широкий спектр «бессмертных» вопросов и проблем человечества.

,

  • Четыре тысячи триста четыре как пишется
  • Четыре по английскому как пишется слово
  • Четыре седьмых как пишется
  • Четыре слова уже рассказ
  • Четыре миллиона рублей как пишется