Честь и достоинство моей семьи сочинение

: 11.04.2021 12:43:48 : .

Тематическое направление: Разговор с собой

11.04.2021 12:43:48

Автор: Анна Милованова


Достоинством человека являются его внутренние ценности в жизни. Каждому присущи свои взгляды на происходящее, но существуют и общие приоритеты: честь семьи, честность и добродетель. Поэтому достоинство — одно из важнейших качеств человека, он может не иметь образования и работы, но быть примером. Человек становится таким благодаря качествам, привитых родителями или обществом на протяжении всей жизни. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
Сила характера появляется в трудной жизненных ситуациях, а особенно на войне. Потому что это тяжелое испытание, которое не каждый способен выдержать и пройти до конца, оставшись человеком. Война может полностью изменить любого и поставить в такую ситуацию, где проявятся все слабости. Так, в произведении А.С.Пушкина «ÐšÐ°Ð¿Ð¸Ñ‚Ð°Ð½ÑÐºÐ°Ñ дочка» главный, несмотря на свой юный возраст, оказался на редкость благородным человеком, для которого понятие чести не было пустым звуком. Он принял присягу отечеству, после чего обязан быть верен своему государству. Так оно и было. Гринев не отошел от этого, даже когда ему угрожала смертная казнь. Главный герой был верен своей Родине, честен с самим собой и следовал наставлением своего отца. Этот пример показывает нам человека, который смог сохранить свое достоинство, несмотря на жизненные обстоятельства. Он преодолел свои слабости и не выбрал легкий путь.
Также пример достойного человека мы находим в повести В.Быкова «Сотников», где в центре сюжета два героя: Сотников, бывший учитель больной простудой. Это человек с железными принципами и твердым характером. И Рыбак — хороший солдат, сила которого основана на физической подготовке. Судьба свела этих двух молодых мужчин, которым подвернулись жестокие испытания. Они попали в плен. На допросе мы видим, какими в действительности являются два главных героя. Рыбак готов предать всех, только чтобы спасти свою жизнь. А Сотников не побоялся угроз и взял всю вину на себя. Он встретил смерть с достоинством солдата, который любит жизнь, но не предаст себя, свои принципы и свою Родину. Повесть показывает нам, для того чтобы сохранить свое достоинство, нужно поступать по совести, не предавая свои принципы.
Таким образом, можно сделать вывод, что неважно какие трудности приходится пережить за всю свою долгую жизнь и сколько раз нужно будет сделать трудный выбор, главное -это не потерять своего достоинства и смысла внутреннего мира. Это тяжело, и часто люди ради материальных благ или собственного комфорта принимают недостойные решения.


Здравствуйте, Анна!

Вам удалось в своем сочинении Вам удалось в своем сочинении раскрыть тему, работа достаточно грамотна орфографически и пунктуационно.  

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Аргументы представлены в аналитическом ключе, предпринята попытка осмысления в аспекте заявленной темы.

Анализ произведения развернутый.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Структура силлогизма ТЕЗИС- ДОВОД- ВЫВОД выдержана.

Ошибки
Анна, обратите внимание на абзацное членение. Оно должно быть!  Ð’озможно, так сочинение загрузилось. На экзамене отсутствие каждого абзаца+ 1 логическая ошибка.

Так, в произведении А.С.Пушкина «ÐšÐ°Ð¿Ð¸Ñ‚Ð°Ð½ÑÐºÐ°Ñ дочка» главный пропущено слово герой, несмотря на свой юный возраст, оказался на редкость благородным человеком

Также пример достойного человека мы находим в повести В.Быкова «Сотников»

Не начинайте абзац с ТАКЖЕ- соедините мысли другим переходом (можно удалить это слово- в Вашем случае работа от этого выиграет).

в центре сюжета два героя: Сотников, бывший учитель больной простудой.

Два героя- и говорите об одном.
Оставьте » … в центре сюжета Сотников…»

Таким образом, можно сделать вывод,

Таким образом= можно сделать вывод
Фразы идентичные- оставьте только одно клише.

Это тяжело, и часто люди ради материальных благ или собственного комфорта принимают недостойные решения.

Поменяйте местами два последних предложения, соединив их грамматически.
У Вас будет яркий финал о важности внутреннего достоинства.

К 4 (речь)+ 1 балл

Обоснование

Ошибки

подвернулись жестокие испытания

Нарушение стиля (разговорное слово)

главное —это не потерять своего достоинства и смысла внутреннего мира. Это тяжело…

повтор
Второе ЭТО на что именно указывает? Неверное использование указательного местоимения.

смысла внутреннего мира

Лексическая несочетаемость. Что Вы хотели выразить этим сочетанием? Скажите проще- смысла существования.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: указать

Ошибки

Орфография
Ошибки

Отечество

Пунктуация
Ошибки

Человек становится таким благодаря качествам, привитых родителями

Грамматика
Ошибки

…он может не иметь образования и работы, но быть примером. чего?

нарушение управления

Человек становится таким благодаря качествам, привитых родителями или обществом на протяжении всей жизни.

качествам (каким?) привитЫМ

Общий вывод по работе

Итак, Анна, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой и речью. Вы близки к написанию образцовой работы.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

Аргументы к сочинению по «Капитанской дочке» Пушкина

Роман «Капитанская дочка» написанный А.С. Пушкиным после его поездки в Оренбург – произведение многоплановое и многогранное. Во-первых, это произведение историческое, поскольку охватывает непростой для России период Пугачевского бунта. Во-вторых, это произведение психологическое, затрагивающее душевные переживания героев. И в-третьих, этот роман социальный, так как в нем рассматриваются взаимоотношения различных слоев российского общества.

Kapitanskaya dochkaРассматривая нравственные аргументы, затронутые автором в этом произведении, мы коснемся здесь вопросов истории и социальных отношений.

Нравственный выбор

На протяжении всей жизни людям приходится делать нравственный выбор. И каждый решает этот вопрос так, как ему подсказывает воспитание, совесть, привитые моральные устои. Герои романа «Капитанская дочка» – не исключение. Здесь свой нравственный выбор делает Мария Миронова, выбирая между нелюбимым супругом и несвободой. Ее женская интуиция и чуткое сердце разглядели в Швабрине низкую и подленькую душонку. Она с первых дней его невзлюбила и боялась. Боялась, несмотря на то, что еще были живы мать и отец, способные защитить ее. И пока она находилась под родительской защитой, Швабрин не смел приближаться к ней, но исподтишка, подленько ее оговаривал.

Даже когда она осталась без защиты и опеки, она отказалась принять любовь Швабрина. К моменту захвата крепости она успела горячо полюбить Гринева. Ради этой любви готова была пережить все невзгоды. Она верила, что Петруша приедет и защитит ее.

Наконец, Петр Гринев сделал свой нравственный выбор, предпочитая гибель предательству. Он присягнул царице, а в лице ее – Отечеству. Для него другого царя быть не могло.

Внутренний мир

Каждый человек, проживая жизнь, приобретает знания, жизненный опыт, нравственные ценности. Так же за время службы Петр Гринев из маменькиного сынка, повесы и шалопая превращается в достойного офицера. Потому что в его душе жили привитые родителями нравственные устои. Они дремали до поры до времени, пока молодой человек гонял по крышам голубей. Но, столкнувшись с реалиями жизни, его душа закалилась.

Чего нельзя сказать о Швабрине. Он всякий раз, сталкиваясь с трудностями, пасовал, вел себя не достойно. В результате, сначала был разжалован из офицеров и сослан в дальнюю крепость, но и здесь повел себя как подлец и трус, покорившись Пугачеву.

Свой внутренний мир был и у разбойника Пугачева. У него было свое понятие о чести и достоинстве, которому он следовал всю его жизнь. Пусть, даже не совсем правильное. Но он не отступал от них.

Способность к подвигу

Способность к подвигу, подвижничеству произрастает от силы духа. Люди не всегда сознают, на что способны. Сталкиваясь с трудностями, слабые духом ломаются, опускаются до низких поступков, а сильные духом совершают подвиги во имя любви, Родины, близких. Машеньку Миронову все считали трусихой, а она не побоялась почти одна отправиться к императрице, чтобы защитить своего любимого от каторги, а может быть и от смертной казни. Потому что гибнущий Швабрин и тут не удержался от соблазна свершить подлость.

Из чувства чести Петр Гринев честно признался, Пугачеву, что будет воевать против его головорезов, если его пошлют. Это его долг офицера и дворянина. Из чувства долга он призывал Пугачева отказаться от своих замыслов и сдаться на милость императрицы, хотя понимал, что Пугачев может в любой момент отправить его на виселицу, казнить его. Находясь у Пугачева, Гринев всякий раз оказывался во власти этого страшного человека. Но когда возникла необходимость защитить Машу, он пришел к Пугачеву снова.

Чувство собственного достоинства

Чувство собственного достоинства способно толкнуть человека как на благородные, так и неблаговидные поступки. Отвергнутый Марией Мироновой Швабрин, делает ей гадости. А когда она оказывается в крепости в его власти, пытается подавить ее волю, и принудить к замужеству. Но Маша тоже не лишена этого чувства. Она даже ценой голода и неволи отказывается принять предложение Швабрина.

Чувство собственного достоинства не позволяет Марии принять предложение Гринева, когда она узнала, что отец Петра отказался благословить их брак. Она любит Петра, но тем не менее, не позволяет себе идти на поводу собственных чувств. Она станет женой Гринева, но только после того, как родители Петруши примут ее в семью и благословят их союз.

Чувство справедливости

Способность к справедливости всегда ожидают от сильных мира сего. В этом произведении мы видим, что разбойник Пугачев, и Императрица Екатерина Великая не лишены этого чувства. Пугачев, тронутый преданностью слуги, и узнавший своих ночных спутников, отпускает Петра Гринева и его дядьку Савельича с миром, памятуя о подаренной заячьей шубе. Видно, в тот момент, она действительно сослужила добрую службу Пугачеву, защитила от лютого холода. Хоть и была немного маловата в плечах.

Екатерина Великая, выслушав Машу, наверняка заставила проверить все показания. Убедившись в том, что все обвинения против Гринева выстроены исключительно на клеветнических показаниях Швабрина, приказала освободить его. а дочери преданного Ее Величеству, и верного Ее слуги капитана Миронова, Императрица пожаловала приданое, ставшее залогом новой, счастливой жизни девушки.

Честь и совесть

Честь и совесть всегда идут рядом. Человек, не имеющий совести легко идет на бесчестные поступки. Он способен солгать, ударить в спину, оклеветать, предать родину, отказаться от присяги. Таков Швабрин.

Гриневу отец завещал беречь честь смолоду. Сам Петруша на протяжении романа не позволял себе бесчестных и низких поступков. Он вступился за честь семьи Мироновых, вызвав Швабрина на дуэль. И когда Гринев был ранен, именно Швабрин отправил родителям Гринева анонимное письмо, сообщив о дуэли в искаженном виде. Только искаженной информацией можно объяснить гнев Гринева старшего, направленный против сына и отказ от брака с Машей.

Свое понятие о чести и совести было и у Пугачева, который если дал слово, предпочитал его не нарушать. Он не был дворянином. Простой мужик, мечтавший о свободе для себя и других мужиков.

Преданность и верность

Верность – это многоплановая черта. Верность Родине и данной присяге заставляет Петра служить отечеству и даже под страхом смерти он не отказывается от присяги. Он признается Пугачеву, что, если от него потребуют, он будет воевать против него, Пугачева.

Верность любимому помогает Маше Мироновой выдержать все испытания, на которые обрек ее Швабрин. Маша до последнего хранила верность Гриневу и была готова умереть, лишь бы не выходить за Швабрина замуж.

Девушка Палаша все время оставалась рядом с Машей, проявив к своей хозяйке чувство преданности и верности. Хотя она много раз могла покинуть ее в сложившейся суматохе, она оставалась со своей несчастной барышней до конца.

Милосердие и доброта

Доброта и милосердие всегда идут рядом. Маша проявила милосердие в отношении к Петру, выхаживая его, когда тот был ранен. Батюшка с женой тоже выказали христианское милосердие и доброту в отношении к Маше, когда прятали ее у себя дома, выдавая за больную племянницу. А Маша действительно была больна, не пережив гибели обоих родителей. Нервное потрясение переживания свалили ее. Поистине царскую доброту проявила к Марии императрица, одарив ее приданым.

Родители Петра как родную приняли Машу в своем доме, когда узнали о несчастье, постигнувшем эту робкую девушку.

Любовь

Редкое литературное произведение обходится без такого понятия как любовь. В романе «Капитанская дочка» линия любви проходит через весь роман. Это любовь Маши и Гринева. Правда тут проскальзывает любовь Швабрина, но трудно назвать чувство этого отставного офицера к Маше любовью. Любовь возвышает душу, толкает человека на благородные поступки. Швабрин любит не Машу. Он любит себя и свое желание обладать этой девушкой.

В романе просматривается и родительская любовь:

  • Супругов Мироновых к единственной дочери, которой желают счастья. Конечно и капитан, и его мать всей душой переживают, что в такой глуши девушке трудно найти достойного супруга.
  • Старика Гринева к сыну. Он суров и строг, но он хочет только одного, чтобы его сын стал достойным гражданином своей страны. Именно поэтому он отправляет сыне не в Петербург, где молодые офицеры развращаются душой от безделья, а в далекую оренбургскую крепость.

Здесь через весь роман проходит еще одна любовь. Это любовь старика Савельича к воспитаннику Петруше. У него своих детей никогда не было, вот Савельич и перенес нерастраченные отцовские чувства на молодого барина.

Надеемся, что описанные аргументы помогут вам написать хорошее сочинение по «Капитанской дочке» Пушкина.

Аргументы к сочинению задание 9.3 ОГЭ из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1. Вспомним героя литературного произведения — повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Офицер Алексей Иванович Швабрин на протяжении всего повествования совершает бесчестные поступки: на дуэли наносит подлый удар шпагой в спину противника, во время захвата крепости, не задумываясь, переходит на сторону бунтовщиков, силой пытается склонить к союзу Машу. Слова Швабрина тоже не вызывают восхищения: он незаслуженно оговаривает честное семейство коменданта Миронова, едко отзывается о любовных стихах своего соперника и даёт ему весьма сомнительный совет о том, как добиться расположения девушки и, наконец, клевещет на Петра Гринёва, называя его изменником. Всё это наводит на мысль о душевном бесчестии Швабрина. Перед нами человек с мелкой и эгоистичной душонкой.

2. Богатым внутренним миром обладает и Маша Миронова, героиня повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Когда девушка узнала, что Петру Гринёву грозит смертная казнь, она бесстрашно отправляется к самой царице, для того чтобы спасти своего возлюбленного. Маша смогла побороть в себе трусость и нерешительность ради спасения другого человека. А это свидетельствует о душевном богатстве девушки.

Таким образом, слова и поступки человека всегда помог заглянуть в его внутренний мир.

Блок 2 «Выбор»

Главный герой произведения А.С. Пушкина “Капитанская дочка ‘’­ Петр Гринёв. Герой стоит перед выбором: остаться верным присяге или стать в ряды Пугачева. Молодой офицер остается верным присяге, несмотря на то, что его могут убить. Рискуя собственной жизнью, он спасает Машу Миронову, не выдав ее на суде, несмотря на то, что это спасло бы его самого от обвинений в измене. Гринев выбрал путь, сохранивший ему честь и достоинство. Не зря эпиграфом к повести стоит пословица: «Береги честь смолоду».

Следовательно, выбор зависит от личностных качеств самого человека, его мировоззрения, моральных установок, а не формируется под давлением обстоятельств.

Блок 3 «Нравственный выбор»

Свой нравственный выбор сделал и Пётр Гринёв, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Когда Петруша проиграл в бильярд офицеру Зурину сто рублей, Савельич стал убеждать своего воспитанника не отдавать долг этому аферисту. Гринёв и сам понимал, что Зурин обвёл его вокруг пальца, но всё же принял решение отдать деньги. Он поступил так, как учил его отец — по законам чести.

Блок 4 «Доброта»

Хочется обратиться к произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» В данном романе, также можно найти примеры доброты.

Первым примером может послужить эпизод, когда благодарный за своё спасение Гринев не задумываясь, отдает свой заячьий тулупчик вожатому — пьянице и прайдохе. Следовательно, главный герой смог проявить великодушие и щедрость, по отношению к простому мужику, не обращая внимания на его внешний вид.

Второй пример, можно привести, вспомнив, что Пугачев в последствии материально помог Гриневу, а также оставил его в живых, даже, когда тот отказался целовать его руку, прекрасно понимая, что это самозванец. Этот поступок, для мятежника и разбойника Пугачева, на мой взгляд, был странен, но он показывает, что доброта есть даже у разбойников.

Блок 5 «Драгоценные книги»

Книги имеют огромное воспитательное значение, помогают нам быть лучше, добрее, внимательнее друг к другу, не терять своего достоинства. Помню, какое огромное впечатление на меня оказала повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Я восхищалась Петром Гринёвым, его смелостью, верностью любимой девушке, а главное — его честью, которую он не уронил даже пред лицом возможной смерти. А как мне понравилась Маша Миронова! Эта хрупкая, боязливая в начале произведения девушка показала такую силу характера, защищая любимого, что понимаешь, как же много есть в каждом из нас такого , чего мы и сами-то порой не знаем. А Швабрин вызвал во мне столько негодования и даже отвращения, что я поняла: самое страшное на свете — предательство, потеря человеческого достоинства. Да, «береги честь смолоду». Именно к этому выводу я пришла, читая замечательное произведение А.С.Пушкина.

Блок 6 «Дружба»

Вспомним также взаимоотношения героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Гринёва и Швабрина. Когда ещё совсем не опытный Петруша приехал в крепость, Швабрин умело притворился его другом. А сделал он это из корыстных побуждений: ему хотелось быть ближе к своему сопернику и держать под контролем привязанность Гринёва к дочери коменданта Маше, для того чтобы впоследствии устранить его. Но Гринёв вовремя распознал коварство Швабрина. Эта история учит нас внимательнее относиться к тем, кто называет себя нашими друзьями.

Блок 7 «Жизненные ценности»

1. Произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка» содержит в себе множество жизненных ценностей, одной из которых является честь . В начале повести от отца Гринева мы слышим фразу , которая станет жизненным ориентиром Петра Гринева, «Береги честь смолоду».

2. Жизненные ценности семьи Гринёвых из повести А. Пушкина «Капитанская дочка» — доброта, честность, любовь и милосердие. Андрей Петрович Гринёв является примером для сына. Он не терпит праздности, гордится тем, что никто в его роду не поступился своей совестью, и наставляет сына, отправляя его на службу: «…Береги платье снову, а честь смолоду». Петруша Гринёв хорошо усвоил урок отца, нигде не отступает от чести по малодушию или по страху.

Блок 8 «Любовь»

Смелость показывает и Маша Миронова — героиня повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Кажется, что Петр всю повесть спасает её, но его невеста также делает отважный шаг. Она, простая девушка, воспитывавшаяся в крепости, не побоялась одна поехать с просьбой в столицу к самой императрице. Своим поступком Марья спасает Гринёва от ссылки, ведь у нее получается уговорить Екатерину простить и помиловать верного долгу офицера. При этом героиню язык не поворачивается назвать отважной, ее всегда отличали робость и застенчивость. Таким образом, любовь творит чудеса, вдохновляя людей на смелость.

Петр Гринёв, как настоящий влюблённый, борется за дорогую ему девушку. Когда он получает письмо от Маши, где она сообщает, что Швабрин принуждает её к замужеству, Гринёв тут же едет к генералу и просит роту солдат, чтобы освободить Белгородскую крепость. Ему отказывают. И тут герой не выжидает, не думает о собственном будущем (ведь за «дружбу» с Пугачёвым ему грозила ссылка), но едет один выручать Марью Миронову. Гринёв проявляет храбрость и в разговоре с бунтовщиком, не лицемерит перед ним, не унижается, поэтому и увозит невесту с собой, ведь Емельяну нравятся доблесть и отвага его врага. Только смелые люди способны на сильные чувства и могут их отстоять.

В «Капитанской дочке» есть и персонаж — трус. Это Швабрин. Он не ожидал услышать отказ от Маши, которую так же любил. Не готовый смириться, он воспользовался ситуацией, когда крепость взял Пугачёв. Алексей держал любимую девушку взаперти, мстил ей и Гринёву, добиваясь ее руки подлостью и хитростью. Такое поведение трудно назвать «борьбой за любовь», ведь он не жертвует собой, а пытается сделать хорошо себе лично. Такое неприятие отказа можно назвать трусостью, ведь Швабрин боится посмотреть правде в глаза. Кроме того, в нем ощущается страх честного поединка за сердце красавицы, он предпочитает нечестные пути, а не прямое столкновение. Все это обеспечивает герою поражение в любви.

Блок 9 «Материнская любовь»

Василиса Егоровна Миронова, героиня повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», выражает собой доброту и материнское участие. Она трогательно заботится о муже, дочери и всех обитателях Белогородской крепости. Главного героя, Петра Гринева, она принимает как сына, просто и сердечно обращается с ним, в семье Мироновых он находит второй дом.

Блок 11 «Неуверенность в себе»

Преодолевает свою неуверенность и героиня повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Маша Миронова. В начале произведения перед нами очень робкая, пугливая девушка. Она краснеет во время разговора и падает в обморок при пушечном выстреле. Но перенесённые испытания закаляют характер Маши. В конце повести героиню не узнать: она смело и решительно борется за спасение своего возлюбленного.

Блок 12 «Сила духа»

Сильным духом человеком можно назвать Петра Гринёва – главного героя произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринёв оказался перед сложным выбором: с одной стороны – служба под предводительством Пугачёва, предательство; с другой – смерть и верность себе, долгу. Чтобы сберечь честь, юноша напряг все свои силы и предпочел казнь измене. Даже сохранив жизнь, он все равно не раз рисковал ею, чтобы поступать по совести.

Блок 13 «Взаимовыручка»

1. Взаимовыручка должна быть основой и в любви. В «Капитанской дочке» Пушкина герой не побоялся вступиться за честь девушки, а позже и выручить ее из плена. Так он доказал ей, что является надежным юношей. Потом и она выручила его, упросив императрицу об его освобождении.

В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» автор иллюстрирует нам взаимоотношения Петра Гринева и Марии Мироновой. В основе этих взаимоотношений лежит любовь и искреннее желание помочь друг другу. Однажды Петр Гринев спас Машу из плена Швабрина в Белогорской крепости. В ответ на этот благородный поступок Маша спасает Гринева от казни, рассказав Императрице, что Гринев оказался замешан в связи с Пугачевым из-за неё. Любящие люди, рискуя многим, выручают друг друга из тяжелых жизненных ситуаций.

2. А.С.Пушкин. Капитанская дочка. История с заячьим тулупчиком. Гринев отдал его Пугачеву, а тот помог ему выручить из плена Швабрина Машу Миронову

Блок 14 «Счастье»

По-настоящему счастливы герои повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв и Маша Миронова в конце произведения. Они вместе, любят друг друга. Но путь к этому счастью был сложен, многое пришлось преодолеть и пережить героям: смерть родителей Маши, страшный бунт Пугачёва, недоверие окружающих. Но взаимоподдержка, сильные чувства по отношению друг к другу, нравственная чистота героев позволили им всё преодолеть и быть вместе, стать счастливыми.

143638 59a7f4c60fcb1-75%

Аргументы: «Смелость и трусость» в повести «Капитанская дочка»

Александр Пушкин сам не понаслышке знал многочисленные примеры смелости и трусости, ведь жил в эпоху, когда скрыть проявления характера было практически невозможно. Дуэли, военная служба, охота, карты – все развлечения знати требовали демонстрации отваги и защиты чести. Может, именно поэтому писатель вложил свои силы в создание исторического зеркала ушедшей эпохи, где нравственные достоинства и несовершенства человека были еще более очевидны. На страницах произведения он попытался дать урок своему поколению и тем, кто придет ему на смену, научить людей истинной добродетели души. В частности, в «Капитанской дочке» можно найти убедительные аргументы на тему «Смелость и трусость», которые помогут выпускникам в написании итогового сочинения по данному направлению.

  1. Примером отважного человека является главный герой повести Пушкина «Капитанская дочка». Он проявляет свою смелость в обороне крепости, когда на нее нападают мятежники. Петр рвался в бой и не посрамил честь дворянина. Но гораздо больше потрясает его отказ от присяги Пугачеву, который сулит мученическую смерть. Однако Гринев не из робких, и он не мыслит себя предателем. Эту черту уважает в нем даже враг. Поэтому следующий героический поступок выпадает на его долю после освобождения из крепости. Юноша выручает Машу, и при этом ослушивается командования. В итоге за формальную «измену родине» его хотят осудить. Но и в данной ситуации Гринев не оправдывается и не жалеет о своем поступке, ведь смелость в человеке нередко соседствует с совестливостью, честью и достоинством.
  2. Феноменальную трусость изображает Пушкин в повести «Капитанская дочка». Швабрин становится предателем до мозга костей по вине своего всепоглощающего страха. Алексей готов на все, лишь бы избежать опасности. Например, он роняет свое достоинство, пользуясь нечестным приемом в дуэли с Петром. Чтобы избежать конкуренции с его стороны, он также поступает подло: очерняет Машу в глазах кавалера. Но самым низким его поступком стала присяга бунтовщику Пугачеву, к которой он заранее подготовился, предвидя поражение. Так, трусость стала причиной морального разложения личности.
  3. Смелость демонстрируют не только мужчины. Героиня повести Пушкина «Капитанская дочка» стала отважной благодаря трагическим обстоятельствам: ее семью убили мятежники в ходе захвата крепости. Она осталась одна во вражеском стане, да еще и наедине с подлым предателем, насильно вынуждающим ее выйти за него замуж. В такой ситуации отнюдь не каждая девушка могла совладать с чувствами. Но Марья терпеливо сносила испытания, пока от нее не потребовались решительные действия. Когда Петра арестовали за то, что он пошел к ней на выручку, она поехала к императрице и рискнула просить за «изменника». Юная героиня без связей и помощи при дворе поехала добиваться спасения любимого. Царица была тронута ее историей и помиловала Гринева. Вот так смелость «города берет».
  4. Савельич, второстепенный герой повести «Капитанская дочка», тоже является примером смелости в произведении. Хоть он и холоп, но не боится своего господина, а уважает его. Когда Гринев проигрывается в карты, его слуга по-отечески журит его и сердится. Молодой господин дерзит и отвечает запальчиво, но крестьянин славится своей хваткой: он все же убеждает юношу в своей правоте, не боясь наказания, которое мог применить любой дворянин. Но самый мужественный поступок героя – это спасение Петра от гнева Пугачева. Именно Савельич добивается помилования Гринева, напомнив Пугачеву об услуге, оказанной ему барином. Холоп не боится смерти и выступает против сурового мятежника, заслонив собой хозяина. А ведь он мог бы предать его, переметнувшись к тем, кто как раз таки отстаивал его интересы на политической арене. Так он приобрел бы свободу. Но смелость возвышает человека, делая его еще и честным по отношению к другим.
  5. Трусость в любви демонстрирует Швабрин, пытаясь хитростью и бесчестным поведением заполучить сердце Марьи. Он боится предстать перед ней, как есть, без фальши и бесконечных подлостей. Не способен герой и на откровенное признание. Он лишь всячески задевает девушку, вместо того чтобы проявить внимание и заботу. Его чувства также пропитаны страхом, как он сам, и героиня это ощущает, поэтому отдает предпочтение другому человеку. Неудивительно, ведь людям совершенно справедливо не нравится боязливость и неуверенность человека в поступках, словах и чувствах. Поэтому отсутствие смелости может повредить не только на бранном поле, но и в личной жизни.
  6. Трусость в какой-то мере проявляется в поведении отца Гринева, который отказывает сыну в благословении. Его страх можно понять: сын мог быть обманут из корыстных побуждений. Все-таки состояние Марьи было несравнимо с богатством Петра. Девушка едва ли имела основания претендовать на такой неравный брак. Герой боялся, что она – всего лишь корыстная и лицемерная особа, которая хочет вылезти «из грязи в князи». Но он страшился за судьбу наследника – это чувство можно понять и оправдать, поэтому нельзя сказать, что тот или иной трусливый поступок всегда продиктован низостью человека. Иногда такое поведение вполне простительно, ведь речь идет о самых дорогих сердцу людях.

Читайте также:

Анализ стихотворения «Чем они живут» («Их образ жизни»)

Автор: Guru · Published 07.11.2016 · Last modified 08.10.2017

  • Честь истинная и ложная сочинение
  • Честь нельзя отнять честь можно потерять сочинение
  • Честь и благородство сочинение капитанская дочка
  • Честолюбие или чистолюбие как пишется
  • Честное слово рассказ краткое содержание для читательского дневника