Черты волшебной сказки спящая царевна жуковский

Автор на чтение 14 мин. просмотров 19 опубликовано 07.03.2021 краткое содержание аннотация произведения: это история о принцессе, которую заколдовала злая

На чтение 14 мин. Просмотров 19 Опубликовано

Краткое содержание

Аннотация произведения: это история о принцессе, которую заколдовала злая волшебница, после чего девушка на сотню лет заснула беспробудным сном в ожидании своего спасителя.

«Спящая красавица», сюжет которой знают фактически все, стала первой историей в изданном Шарлем Перро сборнике «Сказки матушки Гусыни». В ней же были напечатаны сказки «Рике с хохолком» и «Золушка». Первая из них сегодня подзабыта, но вторую помнят все.

Однако первой шла именно сказка о Спящей красавице. Это говорит о том, что для Шарля Перро она была любимой. В его изложении вся история выглядит так: жили-были король и королева, которые долго мечтали о детях. И вот, когда у них наконец-то родилась долгожданная дочь, они решили устроить праздник. Во дворец на пир пригласили всех фей-волшебниц королевства, кроме одной, которую уже давно никто не видел, потому что она уже более 50 лет не выходила из своей башни. Как бы там ни было, эта колдунья явилась на праздник без приглашения.

fullsize34.jpg

Гости преподносили девочке свои дары. Среди приглашенных были добрые волшебницы, каждая из которых наградила малышку достоинством: красотой, талантом, добродетелью. Одна из них не смогла снять проклятье, наложенное на принцессу, но смягчила его: девочка не умрет, но заснет непробудным сном, пока ее не спасет принц, поцеловав с искренней любовью.

Остерегаясь исполнения предсказания, король приказал убрать все острые и колющие предметы из замка. Прошло шестнадцать лет. Гуляя по замку, принцесса зашла в отдаленную комнату. Увидев старушку, прядущую пряжу, девочка заинтересовалась веретеном. Взяв его в руки, она укололась и заснула глубоким сном на сто лет. Вместе с ней весь замок погрузился в вековой сон.

Принц с соседнего королевства, охотившийся в лесу, попадает в заколдованный замок. Увидев спящую красавицу, он влюбляется и будит ее своим поцелуем.

Содержание:

Общий анализ главных героев

Их романтичные образы несут в себе следы эпохи, когда написана сказка «Спящая красавица». Анализ характеров героев позволяет лучше понять не только их поступки, но и свои собственные.

Персонажи сказки:

  • принцесса;
  • принц;
  • король и королева;
  • злая фея;
  • добрые феи.

Каждому герою свойственны определённые черты. Они делают персонажей более понятными, приближают к реальной жизни.

Принцесса Аврора

В сказке не говорится, как звали спящую красавицу. В одноимённом мультфильме Уолта Диснея ей дано имя Аврора. Также в книге нет точного описания внешности принцессы. Говорится только, что она была ослепительно хороша. «Щёки у неё оставались розовыми, а губы красными, точно кораллы» — так описывает уснувшую принцессу автор. Мультфильм даёт более чёткое представление, как выглядит спящая красавица. Там она предстаёт высокой, стройной девушкой с золотистыми густыми волосами.

Кроме того, принцесса живая, интересная героиня, озорная и любопытная. Приехав с родителями в отдалённый замок, в котором никогда не была, она прежде всего начинает с любопытством исследовать его. Она воспитывалась в красоте и роскоши и тем не менее, увидев пряжу в руках старушки, которая погубила её, восхищается красотой работы.

Ей свойственны пылкость и страстность, ведь, увидев принца, она забывает обо всём на свете. Её вышедший из моды гардероб, любимая собачка и придворные, и даже то, что она не ела вот уже 100 лет, мало интересует её сейчас. В момент рождения феи наградили девушку не только красотой, но и добрым сердцем, которое, несомненно, есть в принцессе.

Образ принца

Принц, спасший красавицу, также приобретает имя и внешность лишь в мультфильме. О характере же этого героя можно судить по его храброму поведению. В книге он не борется с драконами и прочей нечистью, как в мультфильме. Тем не менее принц не боится в полном одиночестве последовать в замок. И не покидает его, увидев внутри множество людей, похожих на мертвецов. Кровь стынет у него в жилах, и закрывшиеся за ним сами собой ветви деревьев сильно пугают, но он бесстрашно продолжает исследование замка.

Молодой человек не лишён честолюбия и уверенности в себе. Узнав, что красавицу должен разбудить прекрасный принц, он точно знает: эта роль отведена именно ему.

Король Стефан

Король — любимый народом и успешный правитель своей страны. Все подданные, не исключая фей-волшебниц, поспешили разделить с ним радость от рождения его дочери. Они преподносят малышке волшебные дары и приходят на помощь правителю по его зову. Услышав страшное проклятье, король велит уничтожить все веретёна в королевстве и запрещает прясть пряжу под страхом смертной казни. Однако старушку, ослушавшуюся его приказа, в сказке не казнят. И это указывает нам на доброе сердце отца принцессы.

Мать красавицы

Ведьма Малефисента

Единственный злой персонаж — это обиженная старая фея. В классическом сюжете сказки волшебницу не позвали на праздник в честь дня рождения принцессы. Тогда она явилась туда без приглашения. На её приход никто не рассчитывал, поэтому золотых столовых приборов на ведьму не хватило. Ей подали обычные, что очень обидело колдунью. В её голове созрел план мести. Жестоким проклятием она заставляет принцессу уколоться веретеном спустя годы после рождения.

Шарль Перро описывает фею, как древнюю старуху в шаге от смерти. В версии братьев Гримм ничего не говорится о её возрасте. А вот кинематограф превратил ведьму в красивую стройную женщину, правда, в неизменно чёрном, мрачном одеянии.

Колдунья одинока, уже много лет никто не заглядывал к ней в башню. Все думали, что она умерла и не побеспокоились удостовериться в этом. Ведьма держит обиду на весь мир, и происшествие на дне рождения становится лишь поводом для объявления войны. Проклятье продумано давно, оно зародилось в мрачных чертогах феи, а не на балу. Об этом свидетельствует его виртуозная жестокость, намеренная отсрочка смерти принцессы. Злодейка верна принципу: месть — блюдо, которое следует есть холодным. Не только негодование, но и жалость вызывает этот персонаж сказки.

Добрые феи

Другие феи из спящей красавицы добры и прекрасны. Сказка Шарля Перро говорит об их удивительной молодости, которая не исчезает со временем. Кроме того, одна из них очень предусмотрительна и мудра. Юная волшебница единственная замечает обиду ведьмы и прячется за полог кроватки принцессы, чтобы последней высказать своё пожелание. Она же мчится по зову короля, в день, когда случилось несчастье. Добрая девушка, сжалившись над возможным одиночеством принцессы после пробуждения, погружает всё королевство в сон.

Мультфильм, кстати, сильно изменил как внешность и возраст, так и характер добрых фей, в том числе феи-спасительницы. Здесь они не только сильно постарели, но и приобрели гораздо большую наивность. В момент трагедии, когда принцесса засыпает, они не только не сохраняют самообладание, но просто теряются и не знают, что предпринять. Но в результате именно они, взяв себя в руки, принимают самое деятельное участие в спасении красавицы, преподавая урок истинного мужества.

Иные персонажи (придворные, старушка)

Старушка с веретеном и придворные — второстепенные герои истории. Первая появляется лишь как жезл судьбы, необходимый для свершения проклятия. Она не знает о запрете прясть пряжу и очень пугается, когда по её вине юная принцесса падает замертво. Придворные и слуги кидаются на помощь: брызгают водой, принимаются тереть виски. Но всё бесполезно. Со взмахом волшебной палочки доброй волшебницы они погружаются в сон, чтобы скрасить своей госпоже момент пробуждения.

Есть и русские варианты этого произведения:

  1. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А С. Пушкина.
  2. «Спящая царевна» В. А. Жуковского.
  3. Своё видение романтичной истории показывает П. И. Чайковский в одноимённом балете, известном и любимом во всём мире.

Мало кто знает, но сюжет книги был придуман гораздо раньше всех этих известных версий и содержал в себе очень жестокие сцены. Его использовал за основу Шарль Перро. И именно его рассказ стал классической версией.

Книга входит в обязательную программу по литературе за 5 класс. И несмотря на лёгкий жанр, высоко ценится во всём мире.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Волшебные сказки французского сказочника пользуются мировой популярностью. Каждому с детства знакомы его сказочные герои. Незатейливые сюжеты запоминаются на всю жизнь, это поучительные и добрые истории. Сказки Шарля Перро – это кладезь мудрости и духовности. Одной из таких сказок является «Спящая красавица», где наглядно показано, что зло можно победить добром, что нужно быть воспитанным и внимательным.

Характеристика героев «Спящая красавица»

Главные герои

Принцесса

Долгожданная дочь короля с королевой. В честь ее рождения устроили пышный бал, на который созвали множество гостей. Среди приглашенных гостей, были и феи, они наградили ее такими подарками, которые невозможно купить. Феи одарили маленькую принцессу неземной красотой, добрым сердцем, и многими талантами. В 15 лет принцесса укололась веретеном, как и было предсказано старой колдуньей, и заснула на 100 лет, чтобы проснуться от поцелуя принца.

Принц

Молодой и красивый сын короля, узнав, что в заколдованном замке спит принцесса, решил попытать счастья, и отправился в дремучий лес, окружавший замок. Он прошел через все препятствия, и оказался в покоях, где и спала юная красавица. В это время пробил час, и принцесса проснулась. Все были рады этому, и тут же сыграли свадьбу.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Король

Отец принцессы, очень оберегал свою дочь, запретил пользоваться прялками, и приказал убрать все веретена.

Королева

Мать принцессы, очень любит свою долгожданную дочь.

Феи

Добрые волшебницы, которые наградили принцессу чудесными подарками.

Старая фея

Старая волшебница, которую не пригласили на праздник, и она явилась сама. Ей не досталось за столом и столового прибора, какие были перед остальными феями. Старая фея была обижена таким невниманием к своей персоне, и сделала принцессе злой подарок – она предрекла ей смерть от укола веретена.

Юная фея

В сказке «Спящая красавица» героиня, которая смогла смягчить предсказание старой волшебницы. Она слышала угрозы старой феи, и когда девочку одаривали подарками, спряталась за ее колыбель. Услышав пожелание старухи о смерти принцессы, юная фея пожелала, чтобы принцесса не умерла, а только заснула на сто лет, до тех пор, пока в замке не появится принц, который и разбудит ее. Когда пожелание сбылось, юная фея усыпила своей волшебной палочкой всех остальных, чтобы через сто лет, принцесса не осталась в одиночестве.

Старушка

Древняя старушка, которая не знала о запрете пользоваться веретеном, и явилась невольной виновницей смерти юной принцессы. Она жила в одиночестве, и ее некому было предупредить о приказании короля. Очень испугалась, и подняла панику.

Собачка принцессы

Маленькая собачка принцессы по кличке Пуфф, сто лет проспавшая рядом с хозяйкой. Когда принцесса проснулась, собачка первая подала свой голос, отчего проснулись и остальные обитатели замка.

</tr></table>

Описание главных героев «Спящей красавицы» может быть использовано для читательского дневника.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Жанр: литературная сказкаГлавные герои сказки «Спящая красавица» и их характеристика

  1. Спящая красавица. Молодая, озорная, любопытная принцесса.
  2. Принц. Молодой и смелый красавец.
  3. Король и королева. Счастливы рождением дочки, старались оградить ее от беды.
  4. Седьмая фея. Добрая и предусмотрительная.
  5. Восьмая фея. Обидчивая и злая.

План пересказа сказки «Спящая красавица»

  1. Рождение принцессы
  2. Пир на весь мир
  3. Забытая фея
  4. Обида восьмой феи
  5. Предсказание восьмой феи
  6. Седьмая фея подает голос
  7. Охрана принцессы
  8. Старушка и веретено
  9. Принцесса спит
  10. Замок спит
  11. Охота принца
  12. Принц в замке
  13. Запоздалый завтрак.

Кратчайшее содержание сказки «Спящая красавица» для читательского дневника в 6 предложений

  1. У короля и королевы родилась долгожданная дочь, и они созвали великолепный пир.
  2. Не получившая приглашения фея, прокляла принцессу, пообещав ей смерть от веретена.
  3. Седьмая фея отменила это пророчество, пообещав лишь столетний сон.
  4. В пятнадцать лет принцесса укололась веретеном и уснула, а с ней весь замок.
  5. Через сто лет принц услышал историю замка в лесу, и прошел через лес.
  6. Он нашел принцессу, та проснулась, они полюбили друг друга и поженились.

Главная мысль сказки «Спящая красавица» Судьбы нельзя избежать, но можно слегка подправить.Чему учит сказка «Спящая красавица» Сказка учит, приглашая гостей не делать исключений и не забывать никого. Учит осторожности и предусмотрительности. Учит не отчаиваться и пытаться бороться до конца. Учит спорить с судьбой, не верить в предопределение.Отзыв на сказку «Спящая красавица» Мне понравилась эта история про спящую принцессу, хотя в ней сложно выделить какого-то центрального персонажа. Все одинаково важны для этого сюжета и почти ничего не совершают. Может только принц смело прошел через лес и это можно назвать подвигом.Пословицы к сказке «Спящая красавица» От судьбы не уйдешь Всякому свой крест. Суженый и на печи найдет. Не всякая находка клад. Слаще сна только жизнь.Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Спящая красавица» Жили-были король с королевой, и долгое время не было у них детей. Но вдруг родилась дочь, и на радостях король устроил грандиозный пир, позвав на него всех соседей. И конечно пригласил король семь фей, которые жили неподалеку, потому что думал, что те одарят новорожденную принцессу волшебными дарами. Однако в самый разгар пира явилась восьмая фея, самая старая, про которую все забыли, так как думали, что она умерла. Явилась эта фея и обиделась, что не хватило ей золотых столовых приборов. И вот настало время дарить подарки. Первые феи желали новорожденной красоту, ума, умения танцевать, а старая фея пожелала умереть от укола веретеном. Все, кто слышал это пророчество, едва сами не умерли от страха. Но оказалась, что седьмая фея специально пропустила вперед старую фею, чтобы иметь возможность исправить ее предсказание, ведь она подозревала эту фею в злобных намерениях. И седьмая фея сказала, что на самом деле принцесса не умрет, а просто уснет на сто лет, а потом ее разбудит прекрасный принц. Король конечно запретил в королевстве веретена и прялки, но только это не помогло. Через пятнадцать лет принцесса на самом верху старой башни нашла древнюю старушку с прялкой, и уколола палец. Она тут же уснула, как и предсказывала фея. А король послал за доброй феей гонца, и когда фея приехала, то она сделала так, что вместе с принцессой в сон погрузились все ее фрейлины, слуги, дворецкий и собака. Заснули даже огонь и вода. Только король и королева остались бодрствовать. Они отправились в свою столицу и запретили подданным приближаться к спящему замку. А вокруг замка вырост густой и колючий лес. Прошло сто лет. Сменилось много королей. Про замок давно забыли. И вот в его окрестностях охотился молодой принц. Он заметил высокую башню, и спросил слуг, что за замок находится посреди леса. Один из них, самый старый, рассказал принцу предание о спящей принцессе, и принц захотел увидеть принцессу своими глазами. Он отправился к замку, и лес расступался перед ним, смыкаясь сразу за его спиной, так что ни один слуга не смог пробиться вслед за принцем. А принц дошел да замка и увидел спящих вокруг людей. Сперва принц принял их за мертвых, но потом понял, что они просто спят. Он поднялся в самую высокую башню и увидел прекрасную принцессу. Она так понравилась принцу, что он встал перед принцессой на колени, а она в этот самый миг открыла глаза. Принцесса увидела принца и полюбила его. И влюбленные долго стояли и смотрели друг на друга. А между тем, все в замке проснулись и очень хотели есть. Поэтому старая фрейлина рискнула доложить принцессе, что завтрак подан. Принц повел принцессу в зал, и принцесса не смущалась тем, что у нее старомодное платье, ведь принц не сказал ей об этом. А после была свадьба и все были счастливы.Рисунки и иллюстрации к сказке «Спящая красавица»Используемые источники:

  • https://alfleth-spb.ru/pereskazy-proizvedenij/spyashchaya-krasavica-harakteristika-geroev.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-spyashchaya-krasavitsa.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/spyaschaya-krasavica/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2019/04/blog-post10.html

Учитель: Зайцева М.А.

13

Дата 13.10.2021

Класс. 5-А

Тема. В.А.Жуковский. «Спящая царевна». Образы сказки. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

Цели урока:

Обучающие:

-Сообщение о жизни и творчестве одного из самых образованных людей своего времени;

-Ознакомление с историей создания сказки «Спящая царевна»;

-Определение понятия «литературная сказка»;

-Формирование первичных навыков сравнительного анализа художественного произведения.

Развивающие:

-Развивать творческие способности ребенка в условиях личностно-ориентированного подхода;

-Развивать устную речь при художественном пересказе, развивать зрительную память;

— Развивать логическое мышление, умение отбирать главное.

Воспитательные:

— Воспитывать ответственность за качество выполняемой работы;

-Воспитывать терпимость к критике, трудолюбие, упорство.

Планируемые результаты:

— предметные:  ознакомление и усвоение сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна», умение анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль, определять тему и жанр произведения, находить в тексте выразительные средства;

— метапредметные:

регулятивные —  содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; целеполагание как постановка учебной задачи, осознание качества и уровня усвоения материала; последовательность действий с учетом конечного результата (при составлении презентации, исследовательская работа);

познавательные —  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

коммуникативные — принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению; управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

— личностные:  воспитание положительной мотивации к учению; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (что побуждает, для чего)

Тип урока:  комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, сказки В.А.Жуковского, иллюстрации к сказку.

Ход урока

1.Организационный этап

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1. Речевая разминка.

— Сегодня на уроке нам придётся много говорить и поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки .

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

Прочитать эти строчки с разными интонациями: с радость, с грустью, с удивлением, с вопросом.

Эта разминка поможет нам настроиться, и мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим,

действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.

— Прослушав стихотворение, как вы думаете, над чем мы будем работать? (НАД СКАЗКОЙ),

— Что такое сказка? (Это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).

— Какие жанры русских народных сказок вы помните? (1. Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки).

— Чем эта сказка отличается от тех, которые мы изучали в этом году? (у неё есть автор)

— Кто же написал эту сказку? ( по портрету дети определили, что сказку написал Жуковский).

— Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой «Спящая царевна», которую написал В.А. Жуковский. Найдем сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и русских народных сказок. (Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок).

3.Актуализация опорных знаний.

1.Проверка домашнего задания.

2.Чтение басни И.А.Кралова «Волк и Ягненок» по ролям.

4.Первичное усвоение новых знаний

1.Беседа о жизни В.А. Жуковского:

-В каком году родился В.А. Жуковский? (В 1783)

-Где родился В.А. Жуковский? (В Тульской губернии).

— Кем были родители В.А. Жуковского?( Отец — тульский помещик, мать- пленная турчанка).

— В каком возрасте были написаны первые стихи? (В возрасте 7-8 лет).

— В каком журнале В.А. Жуковский помещает своё первое произведение?( «Вестник Европы»).

-Какое событие способствовало толчком к написанию сказки?( спор с Пушкиным ).

2.Слово учителя. Создание проблемной ситуации.
Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразное «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А.Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С.Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне». Кто же выиграл это состязание? Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной. 

Физкультминутка

Раз — подняться, подтянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — ноги шире.

5.Первичная проверка понимания

Для этого обратимся к анализу этих двух сказок. Сегодня на уроке сказка В.А.Жуковского. Для этого обратимся к анализу этих двух сказок. Сегодня на уроке сказка В.А.Жуковского.

Словарная работа.

В сказке вам могут встретиться непонятные слова. Выясним их значение.

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.

Дотоле — до сих пор, до этого времени.

Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.

Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.

Анализ сказки по опорным вопросам.

В чём сходство сказки Жуковского с народной сказкой?
Работа идёт в трёх направлениях.

— Первая группа исследует, к какому виду можно отнести данную сказку и почему.

— Вторая определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.

— Третья работает с языковым материалом. Для этой группы на доске написаны выражения, взятые из сказки; одни из них литературные, книжные, а другие – пословицы, поговорки, обороты, близкие к народным. Именно их и нужно выбратьучащимся.

Языковой материал

: «что ни в сказке рассказать, ни пером не описать», «Вот царём Матвеем пир знатный дан на целый мир»; «блещут розы по кустам», «сном пресёкся разговор», «начал жить да почивать», «пышных комнат нет числа», «птица там не пролетит, близко зверь не пробежит», «веретёнце, не ленись, пряжа тонкая, не рвись», «распалительным огнём жарко рдеющих ланит и дыханьем уст облит, он души не удержал…»

Наблюдения ребят показывают, что эту сказку можно отнести к волшебной (один из учеников читает эпизод «пророчество рака»); что подобный сюжет встречается и в народных сказках; есть зачин, концовка, автором используются выражения, близкие к народным. Все отмеченные особенности, безусловно, только сближают сказку «Спящая царевна» с народной.

В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить? 

Учащиеся отмечают, что в сказке Жуковского действуют герои, не характерные для народных сказок. Это рак-пророк, чародейки. К тому же чародеек не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. И самое главное отличие – сказка написана в поэтической форме. 

 Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна»? Похожи ли они на героев народной сказки?

Класс делится на группы. Каждая группа выбирает по желанию понравившегося героя, получает карточку с вопросами,.

Карточка №1

Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея.

Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир?

Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось? Найдите и прочитайте ответ в тексте.

Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается?
Карточка№2

Прочитайте по ролям эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир.

Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары?
Карточка №3

Прочитайте, как автор описывает погружение всего царского дома в сон. Как можно озаглавить это описание?

Сравните два пейзажа: до пробуждения царевны и после. Почему они различны: ведь место осталось прежним?
Карточка№4

Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя? Почему он решил отправиться к царскому дому? 

Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили?
Выводы. Учащиеся отмечают, что у героев сказки Жуковского более подробно описаны и внешние, и внутренние качества. В сказке есть комические сцены, что придаёт ей особую привлекательность.

Работа с литературоведческими понятиями.

Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.

Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки.

Определение записывают в тетрадь).

6.Первичное закрепление

1.Практикум. Аналитическая работа с текстом.

2. Работа с текстом сказки.

— К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского? (волшебные).

— Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты)

(Наличие чуда. Столкновение с волшебной силой. Существование какого-либо запрета.

Волшебные персонажи. Волшебные предметы. Символы.

– С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. (Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет и нет ).

– Как развиваются события дальше? (

Царица сидела на берегу, к ней приполз рак — пророк и сказал ей, что у неё родиться дочь.

Двенадцать месяцев года

– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?

(Двенадцать месяцев года,).

– Почему на ПИР не пригласили 12-ю колдунью?

(у царя было 12 драгоценных, золотых блюд, но когда приготовили обед одно блюдо не нашли.)

— Как она отомстила?

(И незваная стоит

Над царевной и ворчит:

«На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!»).

– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? (да).

– Расскажите

· о царе Матвее

· о царевне

· о царском сыне

Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки,

они наделены чертами характерными для героев народной сказок.

– Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало

– Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?

Сходство

1. Идея – добро побеждает зло

2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)

3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.

4. Употребление устойчивых выражений

5. Волшебные «заколдованные» предметы

Различие

1. Автор

2. Более разнообразные приключения.

3. Стихотворная речь

4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)

5. Жанр).

3..Выразительное чтение учащимися.

Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? (2-3 ученика читают эпизоды).

4.. Словесное рисование.

-Какую иллюстрацию к сказке вы бы нарисовали? (Самостоятельное создание микротекста на заданную тему).

Оценивание

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению :  

1.Выразительное чтение сказки.

2. Характеристика главных героев с цитатами из текста.

3. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).

Выберите одно из заданий на выбор.

8.Рефлексия (подведение итогов )

1.Обобщение.

Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? ( ответы учащихся ).

2.Самооценка.

(Самооценка детьми работы на уроке).

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

Жили на свете король с королевой. Детей у них не было, и это их так огорчало, так огорчало, что и сказать нельзя.

И вот, наконец, когда они совсем потеряли надежду, у королевы родилась дочка.

Можете себе представить, какой праздник устроили по случаю её рождения, какое множество гостей пригласили во дворец, какие подарки приготовили!..

Но самые почётные места за королевским столом были оставлены для фей, которые в те времена ещё жили кое-где на белом свете. Все знали, что эти добрые волшебницы, стоит им только захотеть, могут одарить новорождённую такими драгоценными сокровищами, каких не купишь за все богатства мира. А так как фей было семь, то маленькая принцесса должна была получить от них не меньше семи чудесных даров.

Перед феями поставили великолепные обеденные приборы: тарелки из лучшего фарфора, хрустальные кубки и по ящичку из литого золота. В каждом ящичке лежали ложка, вилка и ножик, тоже из чистого золота и притом самой тонкой работы.

И вдруг, когда гости уселись за стол, дверь отворилась, и вошла старая фея — восьмая по счету, — которую забыли позвать на праздник.

А забыли её позвать потому, что уже более пятидесяти лет она не выходила из своей башни, и все думали, что она умерла.

Король сейчас же приказал подать ей прибор. Не прошло и минуты, как слуги поставили перед старой феей тарелки из самого тонкого расписного фарфора и хрустальный кубок.

Но золотого ящичка с ложкой, вилкой и ножиком на её долю не хватило. Этих ящичков было приготовлено всего семь — по одному для каждой из семи приглашённых фей. Вместо золотых старухе подали обыкновенную ложку, обыкновенную вилку и обыкновенный ножик.

Старая фея, разумеется, очень обиделась. Она подумала, что король с королевой — невежливые люди и встречают её не так почтительно, как следовало бы. Отодвинув от себя тарелку и кубок, она пробормотала сквозь зубы какую-то угрозу.

К счастью, юная фея, которая сидела рядом с ней, вовремя услышала её бормотание. Опасаясь, как бы старуха не вздумала наделить маленькую принцессу чем-нибудь очень неприятным — например, длинным носом или длинным языком, — она, чуть только гости встали из-за стола, пробралась в детскую и спряталась там за пологом кроватки. Юная фея знала, что в споре обычно побеждает тот, за кем остаётся последнее слово, и хотела, чтоб ее пожелание было последним.

И вот наступила самая торжественная минута праздника:

феи вошли в детскую и одна за другой стали преподносить новорожденной дары, которые они для неё припасли.

Одна из фей пожелала, чтобы принцесса была прекраснее всех на свете. Другая наградила ее нежным и добрым сердцем. Третья сказала, что она будет расти и цвести всем на радость. Четвёртая обещала, что принцесса научится превосходно танцевать, пятая — что она будет петь, как соловей, а шестая — что она будет играть одинаково искусно на всех музыкальных инструментах.

Наконец, очередь дошла до старой феи. Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрёт.

Все так и вздрогнули, узнав, какой страшный подарок приготовила для маленькой принцессы злая колдунья. Никто не мог удержаться от слёз.

И вот тут-то из-за полога появилась юная фея и громко сказала:

— Не плачьте, король и королева! Ваша дочь останется жива. Правда, я не так сильна, чтобы сказанное слово сделать несказанным. Принцесса должна будет, как это ни грустно, уколоть себе руку веретеном, но от этого она не умрёт, а только заснёт глубоким сном и будет спать целых сто лет, до тех пор, пока её не разбудит прекрасный принц.

Это обещание немного успокоило короля с королевой.

И всё же король решил попытаться уберечь принцессу от несчастья, которое предсказала ей старая злая фея. Для этого он под страхом смертной казни запретил всем своим подданным прясть пряжу и хранить у себя в доме веретёна и прялки.

Прошло пятнадцать или шестнадцать лет. Как-то раз король с королевой и дочерью отправились в один из своих загородных дворцов.

Принцессе захотелось осмотреть древний замок. Бегая из комнаты в комнату, она, наконец, добралась до самого верха дворцовой башни.

Там, в тесной каморке под крышей, сидела за прялкой какая-то старушка и преспокойно пряла пряжу. Как это ни странно, она ни от кого ни слова не слыхала о королевском запрете.

— Что это вы делаете, тётушка? — спросила принцесса, которая в жизни не видывала прялки.

— Пряду пряжу, дитя мое, — ответила старушка, даже не догадываясь о том, что говорит с принцессой.

— Ах, это очень красиво! — сказала принцесса. — Дайте я попробую, выйдет ли у меня так же хорошо, как у вас.

Она быстро схватила веретено и едва успела прикоснуться к нему, как предсказание злой феи исполнилось, принцесса уколола палец и упала замертво.

Перепуганная старушка принялась звать на помощь. Люди сбежались со всех сторон.

Чего только они не делали: брызгали принцессе в лицо водой, хлопали ладонями по её ладоням, терли виски душистым уксусом, — всё было напрасно. Принцесса даже не пошевельнулась.

Побежали за королем. Он поднялся в башню, поглядел на дочку и сразу понял, что несчастье, которого они с королевой так опасались, не миновало их.

Утирая слёзы, приказал он перенести принцессу в самую красивую залу дворца и уложить там на постель, украшенную серебряным и золотым шитьём.

Трудно описать словами, как хороша была спящая принцесса. Она нисколько не побледнела. Щёки у неё оставались розовыми, а губы красными, точно кораллы.

Правда, глаза у неё были плотно закрыты, но слышно было, что она тихонько дышит. Стало быть, это и в самом деле был сон, а не смерть.

Король приказал не тревожить принцессу до тех пор, пока не наступит час её пробуждения.

А добрая фея, которая спасла его дочь от смерти, пожелав ей столетнего сна, была в то время очень далеко, за двенадцать тысяч миль от замка. Но она сразу же узнала об этом несчастье от маленького карлика-скорохода, у которого были семимильные сапоги.

Фея сейчас же пустилась в путь. Не прошло и часу, как её огненная колесница, запряжённая драконами, уже появилась, возле королевского дворца. Король подал ей руку и помог сойти с колесницы.

Фея, как могла, постаралась утешить короля и королеву. Но, утешая их, она в то же время думала о том, как грустно будет принцессе, когда через сто лет бедняжка проснётся в этом старом замке и не увидит возле себя ни одного знакомого лица.

Чтобы этого не случилось, фея сделала вот что.

Своей волшебной палочкой она прикоснулась ко всем, кто был во дворце, кроме короля и королевы. А были там придворные дамы и кавалеры, гувернантки, горничные, дворецкие, повара, поварята, скороходы, солдаты дворцовой стражи, привратники, пажи и лакеи.

Дотронулась она своей палочкой и до лошадей на королевской конюшне, и до конюхов, которые расчёсывали лошадям хвосты. Дотронулась до больших дворовых псов и до маленькой кудрявой собачки по прозвищу Пуфф, которая лежала у ног спящей принцессы.

И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули. Заснули ровно на сто лет, чтобы проснуться вместе со своей хозяйкой и служить ей, как служили прежде. Заснули даже куропатки и фазаны, которые поджаривались на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал.

И всё это случилось в одно-единое мгновение. Феи знают своё дело: взмах палочки — и готово!

Не заснули только король с королевой. Фея нарочно не коснулась их своей волшебной палочкой, потому что у них были дела, которые нельзя отложить на сто лет.

Утирая слёзы, они поцеловали свою спящую дочку, простились с ней и тихо вышли из залы.

Возвратившись к себе в столицу, они издали указ о том, чтобы никто не смел приближаться к заколдованному замку.

Впрочем, и без того к воротам замка невозможно было подойти. В какие-нибудь четверть часа вокруг его ограды выросло столько деревьев, больших и маленьких, столько колючего кустарника — терновника, шиповника, остролиста, — и всё это так тесно переплелось ветвями, что никто не мог бы пробраться сквозь такую чащу.

И только издали, да ещё с горы, можно было увидеть верхушки старого замка.

Всё это фея сделала для того, чтобы ни человек, ни зверь не потревожили покоя спящей принцессы.

Прошло сто лет. Много королей и королев сменилось за эти годы.

И вот в один прекрасный день сын короля, который царствовал в то время, отправился на охоту.

Вдалеке, над густым дремучим лесом, он увидел башни какого-то замка.

— Чей это замок? Кто в нём живёт? — спрашивал он у всех прохожих, попадавшихся ему по дороге.

Но никто не мог ответить толком. Каждый повторял только то, что сам слышал от других. Один говорил, что это старые развалины, в которых поселились блуждающие огоньки. Другой уверял, что там водятся драконы и ядовитые змеи. Но большинство сходилось на том, что старый замок принадлежит свирепому великану-людоеду.

Принц не знал, кому и верить. Но тут к нему подошёл старый крестьянин и сказал, кланяясь:

— Добрый принц, полвека тому назад, когда я был так же молод, как вы сейчас, я слыхал от моего отца, что в этом замке спит непробудным сном прекрасная принцесса и что спать она будет ещё полвека до тех пор, пока благородный и отважный юноша не придёт и не разбудит её.

Можете себе представить, что почувствовал принц, когда услышал эти слова!

Сердце у него в груди так и загорелось. Он сразу решил, что ему-то и выпало на долю счастье пробудить ото сна прекрасную принцессу.

Недолго думая, принц дёрнул поводья и поскакал туда, где виднелись башни старого замка.

И вот перед ним заколдованный лес. Принц соскочил с коня, и сейчас же высокие толстые деревья, заросли колючего кустарника — всё расступилось, чтобы дать ему дорогу. Словно по длинной, прямой аллее, пошёл он к воротам замка.

Принц шёл один. Никому из его свиты не удалось догнать его: деревья, пропустив принца, сразу же сомкнулись за его спиной, а кусты опять переплелись ветвями. Это могло бы испугать кого угодно, но принц был молод и смел. К тому же ему так хотелось разбудить прекрасную принцессу, что он и думать забыл обо всякой опасности.

Ещё сотня шагов — и он очутился на просторном дворе перед замком. Принц посмотрел направо, налево, и кровь похолодела у него в жилах. Вокруг него лежали, сидели, стояли, прислонившись к стене, какие-то люди в старинной одежде. Все они были неподвижны, как мёртвые.

Но, вглядевшись в красные, лоснящиеся лица привратников, принц понял, что они вовсе не умерли, а просто спят. В руках у них были кубки, а в кубках ещё не высохло вино. Должно быть, сон застиг их в ту минуту, когда они собирались осушить чаши до дна.

Принц миновал большой двор, вымощенный мраморными плитами, поднялся по лестнице и вошёл в первую комнату. Там, выстроившись в ряд и опершись на свои алебарды, храпели вовсю воины дворцовой стражи.

Он прошёл целый ряд богато убранных покоев. В каждом из них вдоль стен и вокруг столов принц видел множество разодетых дам и нарядных кавалеров. Все они тоже крепко спали, кто стоя, кто сидя.

И вот перед ним, наконец, комната с золочёными стенами и золочёным потолком. Он вошёл и остановился.

На постели, полог которой был откинут, покоилась прекрасная юная принцесса лет пятнадцати-шестнадцати (если не считать того столетия, которое она проспала).

Принц невольно закрыл глаза: красота её так сияла, что даже золото вокруг неё казалось тусклым и бледным, Он тихо приблизился и опустился перед ней на колени.

В это самое мгновение час, назначенный доброй феей. пробил.

Принцесса проснулась, открыла глаза и взглянула на своего избавителя.

— Ах, это вы, принц? — сказала она. — Наконец-то! Долго же вы заставили ждать себя…

Не успела она договорить эти слова, как всё кругом пробудилось.

Первая подала голос маленькая собачка по прозвищу Пуфф, которая лежала у ног принцессы. Она звонко затявкала, увидев незнакомого человека, и со двора ей ответили хриплым лаем сторожевые псы. Заржали в конюшне лошади, заворковали голуби под крышей.

Огонь в печи затрещал что было мочи, и фазаны, которых поварята не успели дожарить сто лет тому назад, зарумянились в одну минуту.

Слуги под присмотром дворецкого уже накрывали на стол в зеркальной столовой. А придворные дамы в ожидании завтрака поправляли растрепавшиеся за сто лет локоны и улыбались своим заспанным кавалерам.

В комнате дворцовой стражи воины снова занялись своим обычным делом — затопали каблуками и загремели оружием.

А привратники, сидевшие у входа во дворец, наконец осушили кубки и опять наполнили их добрым вином, которое за сто лет стало, конечно, старше и лучше.

Весь замок от флага на башне до винного погреба ожил и зашумел.

А принц и принцесса ничего не слышали. Они глядели друг на друга и не могли наглядеться. Принцесса позабыла, что ничего не ела уже целый век, да и принц не вспоминал о том, что у него с утра не было во рту маковой росинки. Они разговаривали целых четыре часа и не успели сказать даже половины того, что хотели.

Но все остальные не были влюблены и поэтому умирали от голода.

Наконец старшая фрейлина, которой хотелось есть так же сильно, как и всем другим, не вытерпела и доложила принцессе, что завтрак подан.

Принц подал руку своей невесте и повёл её в столовую. Принцесса была великолепно одета и с удовольствием поглядывала на себя в зеркала, а влюблённый принц, разумеется, ни слова не сказал ей о том, что фасон её платья вышел из моды по крайней мере сто лет назад и что такие рукава и воротники не носят со времён его прапрабабушки.

Впрочем, и в старомодном платье она была лучше всех на свете.

Жених с невестой уселись за стол. Самые знатные кавалеры подавали им различные кушанья старинной кухни. А скрипки и гобои играли для них прелестные, давно забытые песни прошлого века.

Придворный поэт тут же сочинил новую, хотя немного старомодную песенку о прекрасной принцессе, которая сто лет проспала в заколдованном лесу. Песня очень понравилась тем, кто её слышал, и с тех пор её стали петь все от мала до велика — от поварят до королей.

А кто не умел петь песни, тот рассказывал сказку. Сказка эта переходила из уст в уста и дошла, наконец, до нас с вами. Вот и  сказке конец, а кто слушал — молодец!

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа).

Цель медиаобразования —  формирование культуры общения с медиа, развитие творческих и коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью.

Так как современный мир — это мир информационный, одной из приоритетных задач школьного образования становится задача развития медиаобразовательных умений и навыков, способствующих раскрытию личности в информационном обществе, ее саморазвитию и самоорганизации, проявляющейся в осознанном медиаповедении, медиадеятельности и медиатворчестве на основе гуманистических идеалов и ценностей.

Подобного рода задачи с успехом могут решаться и на уроках литературы, которые направлены на формирование и развитие литературно-художественных умений учащихся, необходимых для создания личностной интерпретации произведения и продуктирования собственных текстов.

Циклом таких уроков стали уроки литературы в 5 классе «Сравнительный анализ сюжета сказок братьев Гримм «Шиповничек», Шарля Перро «Спящая красавица» и В. А. Жуковского «Спящая царевна»: сходство и различие», форма работы которых — проектная деятельность.

Результатом проекта является создание собственного медиатекста, контент которого формируется на основе анализа мотивной структуры бродячего сюжета о «спящей красавице».

Итоговый продукт проектной деятельности — издание иллюстрированного сборника авторских сказок 5 А класса «……………..».

Цели медиаобразовательного проекта:

  1. формирование навыков работы с информацией, умения находить её в различных источниках
  2. обучение восприятию и переработке информации, систематизации ее по заданным признакам
  3. развитие аналитического мышления, умения анализировать структуру медиатекста
  4. развитие навыков перевода визуальной информации в вербальную знаковую систему и наоборот
  5. формирование процессов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщения) художественно-выразительными средствами языка
  6. формирование навыка продуцирования собственного текста с использованием жанровой формы литературной сказки
  7. использование средств коммуникации для творческого самовыражения

Достижение этих целей предполагается через постановку и решение следующих задач:

  • знакомство учащихся с понятием бродячего сюжета о «спящей красавице» и историей его бытования 
  • формирование представлений о понятиях «мотив», «сюжет» (А.Н. Веселовский «Историческая поэтика»); «функция героя» (В.Я.Пропп «Морфология сказки»)
  • развитие компетентностей, связанных с выявлением и постановкой проблемы, планированием последовательности действий по ее решению
  • формирование информационных компетентностей, направленных на совершенствование навыков вдумчивого чтения, творческого осмысления прочитанного
  • повышение уровня развития коммуникативных навыков (соблюдение норм речи, норм художественного пересказа, продуктивное взаимодействие с членами группы)
  • стимулирование и развитие творческого потенциала личности на основе использования алгоритма, описывающего последовательность действий при исследовании построения жанровой структуры сказки и создание собственного медиатекста в жанре литературной сказки

Так как работу с информацией схематично можно разделить на три составляющие: прием, переработка, передача, то в проектной деятельности, конечной целью которой является творческое формирование медиатекста, можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительный этап

Проверка уровня сформированности понятий, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала

На этом этапе происходит актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний и понятий о структурных компонентах сказки.

Игровой прием «Цветик-семицветик». В качестве задания предлагается закончить предложение (например, «Волшебная сказка начинается…», «Сказки заканчиваются словами…», «Мой любимый сказочный герой (герои)…», «Чтобы победить злые чары, герои должны…», «В сказках помогают совершать чудеса…» и др.).

Обобщением становится графическая систематизация материала, выявленного во время повторения (прием «Составление кластера «Сказка»)

2. Этап «приёма» новой информации

Знакомство учащихся с понятием бродячего сюжета о «спящей красавице» и историей его бытования

Акцентируется внимание на том, что этот сюжет восходит к древнему мифу, объясняющему представления наших предков о смене времен года. Богиня весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.

Формулировка проблемного вопроса. Коллективное обсуждение возможного пути решения выявленной проблемы (составление алгоритма действий)

Если к этому сюжету обращались неоднократно сказочники разных стран мира, сможем ли мы создать свою сказку о спящей красавице? Что, по вашему мнению, для этого нам необходимо сделать?

(необходимо внимательно изучить имеющие сказки на этот сюжет, посмотреть, как они построены, что в них общее и чем они различаются).

Шаг первый: чтение сказки братьев Гримм «Шиповничек», изучение ее содержание и выделения смысловых частей.

Шаг второй: чтение сказки Ш. Перро «Спящая красавица», сравнение ее со сказкой братьев Гримм и выявление сходства и различия этих сказок.

Организация восприятия и осмысления новой информации. Формирование представления о понятиях «мотив», «сюжет», «функция героя»

Так как типологическая близость изучаемых сказок объясняется общим сюжетом, а сюжет, в свою очередь, состоит из отдельных смысловых, связанных между собой частей, то основной целью данного этапа становится наблюдение над мотивной структурой сказок.

Мотив (по определению А. Н. Веселовского (1838–1906), историка литературы, изучавшего историческую поэтику сказочных сюжетов) — это мельчайший компонент текста, содержащий в себе какое-либо действие.

Мотивы, соединяясь друг с другом, разрастаются, становятся сложными схемами и образуют сюжет произведения.

Таким образом, сюжет — это комплекс (сумма) мотивов, ряд событий, описанных в художественном произведении.

Исследовательские задачи, поставленные перед учащимися (работа в группах по сказкам братьев Гримм и Ш. Перро): 

  • выделение смысловых фрагментов текста, в которых описывается законченное действие того или иного героя (вычленение отдельных мотивов)
  • обсуждение действий героев
  • формулирование мотивов, образующих сюжет сказки о спящей красавице

Поисковая деятельность совершенствует навык осознанного чтения и анализа информации.

При выделении мотива выполняются следующие операции:

  • определение границ законченного действия, совершаемого героями сказки
  • на основе ключевых слов текста, рисующих то или иное событие, описывается содержания мотива

Результатом такой деятельности становится формулирование сюжета, которое, по сути, является сжатым пересказом сказки.

3. Этап «переработки» новой информации

Выстраивание общей цепочки мотивов, формирующих сюжет сказок о спящей красавице (выявление общего в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро)

М1 = у царя и царицы нет детей →

М2 = чудесное рождение долгожданной дочери →

М3 = чудесный пир, на который не приглашена злая колдунья→

М4 = дары чародеек →

М5 = злая колдунья невзлюбила молодую красавицу и наколдовала ей смерть от укола веретена →

М6 = добрая волшебница изменяет колдовство (смерть → сон) →

М7 = царь приказывает уничтожить все опасные для молодой красавицы предметы →

М8 = в положенный срок колдовство злой волшебницы исполняется (встреча со старушкой с веретеном) →

М9 = вместе с царевной засыпает весь царский двор →

М10 = никто не может спасти царевну раньше положенного срока→

М11 = молодой царевич узнает о колдовстве и спасает царевну →

М12 = пробуждение царского двора →

М13 = свадьба царевича и царевны. Добро побеждает зло.

Выявленные мотивы обнаруживают общее в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро, что необходимо для понимания того, как функционирует бродячий сюжет о спящей красавице. Именно эти мотивы должны будут определять создание учениками собственного медиатекста в жанре волшебной литературной сказки.

Выявление различия сюжетной организации сказок братьев Гримм «Шиповничек» и В. А. Жуковского «Спящая царевна» на основе приёма «инсерт»

Работа в группах: перечитывание сказки братьев Гримм, сопоставление с сюжетом сказки Жуковского с использованием графических помет «известное», «новое», «противоречит известному»

«Известное»:

жили король с королевой/царь с царицей, детей у них не было;
чудесное рождение дочери;
праздник крещения, на который забыли пригласить старую фею; чудесные дары добрых фей; злая колдунья наколдовала смерть от укола веретена;
юная фея изменяет колдовство (смерть → сон) ………

«Противоречит известному»:

предсказание лягушки — предсказание рака;
13 ведуний королевства — 12 чародеек;
золотых тарелок 12, поэтому 13 колдунью не пригласили — украдено одно из 12 золотых блюд, поэтому позвали только 11чародеек;
сон на 100 лет — сон должен продлиться 300 лет;
неясно, ждала ли старуха появление принцессы — старуха ждала царевну и дает ей в руки веретено………

«Новое»: 

Словно не жил царь Матвей —
Так из памяти людей
Он изгладился давно…

Забор, Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой….

Индивидуальная работа: исследование лексики текстов, составление таблицы «Национальный колорит сказок о спящей красавице»

Выявленные различия показывают, как на основе общего бродячего сюжета рождаются оригинальные авторские сказки.

В. А. Жуковский творчески переосмысливает мотивную структуру бродячего сюжета, наполняет её новыми национальными деталями, место действия из замка переносит в русский терем, по-новому разрабатывает характеры героев, создавая образы русской красавицы царевны и царского сына, видоизменяет традиционный мотив сна и запустения на мотив цветущего сада и молодого леса, что и рождает в итоге совершенно новое оригинальное русское произведение.

4. Этап «передачи» информации

Творческое переосмысление усвоенных знаний и создание собственного медиатекста в жанре волшебной сказки на основе сюжета о спящей красавице

Пути решения:

  • сохраняя основные мотивы сюжетосложения и функции героев, переместить действие сказки и сказочных героев в другое время и пространство: далекое будущее/прошлое, другую эпоху/галактику, подводный/подземный мир……
  • ввести нового волшебного помощника и новые волшебные предметы
  • разработать характеры персонажей в соответствии с выбранной эпохой и местом действия, наделить героев именами, используя литературный приём говорящих фамилий
  • продумать языковые особенности сказки, отражающие общий замысел произведения
  • особое внимание уделить редактированию создаваемых текстов
  • иллюстрировать один из эпизодов волшебной сказки
  • контроль и анализ созданных художественных текстов с последующей корректировкой/редактированием
  • творческий конкурс обложки сборника и вступительной статьи-рецензии
  • вёртка сборника сказок

Итак, результатом медиаобразовательного проекта на уроках литературы в 5 классе явилось не только получение той или иной информации, но и формирование информационной культуры учащихся как части интеллектуальных умений. Медиаобразование на уроках литературы призвано служить созданию у школьников системы интерпретации и организации информации, делая их активными участниками коммуникативных процессов в современном обществе.
 

Автор: Любовь Леонтьева

  • Чертова семерка повести рассказы книга
  • Чертик из табакерки сказка
  • Черт побери как пишется
  • Чернышевский чингисхан рассказ читать
  • Черт и человек рассказ