Черты сказки дикий помещик

Конспект урока на тему: проблематика и поэтика сказок салтыкова-щедрина. хотя животные, а все-таки цари... корбова марина александровна, преподаватель русского языка

Конспект
урока на тему: Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина.

«Хотя
животные, а все-таки цари…»

Корбова Марина
Александровна,

преподаватель русского языка и литературы

Бюджетное учреждение

профессионального образования

«Нижневартовский политехнический колледж»,

г.Нижневартовск

Эти слова с успехом
можно отнести к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл
сказками «для детей изрядного возраста». На уроке необходимо выделить несколько
главных положений:

  1. «Сказки» — это
    своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они
    создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 28
    созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год.
  2. Изучение »
    Сказок » предполагается в контексте соотнесения социального и
    общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина. В сатирических образах
    писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою
    жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек
    способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно
    потерять себя. (Таков герой сказки «Премудрый пискарь» — от слова «писк» ,
    т.к. рыба пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк).
  3. Сказки
    Салтыкова-Щедрина — это не речь народа-сказителя. Это
    философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал
    писатель в действительности. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить
    сказки Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками и отметить в них
    общие и отличительные черты.

Сказки
Салтыкова-Щедрина

Сказки
русского народа

Общие черты

Зачин

сказочный сюжет

фольклорные выражения

народная лексика

сказочные персонажи

концовка

Отличительные черты

Сатира

Сарказм

смешение категорий
добра и зла

нет положительного
героя

уподобление человека
животному

Юмор

гипербола

победа добра над злом

положительный герой

очеловечивание
животных

  1. О чем же учил
    думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? — «Дети изрядного
    возраста» должны возмужать и перестать быть детьми. Каковы же объекты
    сатиры Салтыкова-Щедрина?
  • правительственные
    круги и господствующее сословие;
  • обывательски
    настроенная (либеральная) интеллигенция;
  • бесправное
    положение народа в России, его пассивность и покорность;
  • бездуховность.
  1.  
  2. Сатирические
    приемы, используемые в сказках писателем:

а) Разные способы смеха:

    • ирония  —
      осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое
      высказывание, а противоположное;
    • сарказм  —
      едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для
      человека и общества;
    • гротеск  —
      предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического,
      нарушение границ правдоподобия.

б) Иносказание, аллегория  — иной смысл,
скрытый за внешней формой. «Эзопов язык»- художественная речь, основанная на
вынужденном иносказании.

в) Гипербола — чрезмерное преувеличение.

На примере сказки «Дикий
помещик» учащиеся под руководством учителя находят приемы сатирического
изображения действительности Салтыковым-Щедриным.

В заключение урока
учитель сообщает учащимся основную проблематику сказок Салтыкова-Щедрина и
особенности сатирического изображения действительности в «Сказках» . Эти
сведения школьники могут записать в виде таблицы:

Сказки М. Е.
Салтыкова-Щедрина

Проблематика

Художественные
особенности

самодержавие и
угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

отношения мужика и
барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил»)

положение народа
(«Коняга», «Кисель»)

подлость буржуазии
(«Либерал», «Карась-идеалист»)

трусость обывателя («Премудрый
пискарь»)

правдоискательство («Дурак»,
«Христова ночь»)

фольклорные мотивы
(сказочный сюжет, народная лексика)

гротеск (переплетение
фантастики и реальности)

«эзопов язык»
(иносказание и метафоричность)

социальная сатира
(сарказм и реальная фантазия)

обличение через
отрицание (показ дикости и бездуховности)

гиперболизация

Дома
можно предложить учащимся прочитать одну-две сказки Салтыкова-Щедрина и
попытаться проанализиров
ать ее, используя материалы урока.

На втором уроке главное
внимание следует уделить развитию речи и предложить учащимся на выбор следующие
задания:

  1. Анализ сказки,
    прочитанной дома.
  2. Пересказ народной
    сказки в стиле Салтыкова-Щедрина.
  3. Написание собственной
    сказки в духе Салтыкова-Щедрина.

Примерный план анализа сказки:

  1. Основная тема
    сказки (о чем?).
  2. Главная мысль
    сказки (зачем?).
  3. Особенности
    сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
  4. Особенности
    образов сказки:

а) образы-символы;

б) своеобразие животных;

в) близость к народным сказкам.

  1. Сатирические
    приемы, использованные автором.
  2. Особенности
    композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
  3. Соединение
    фольклорного, фантастического и реального.

В слабом классе можно
организовать коллективный разбор сказки » Медведь на воеводстве » ,
т. к. она является переходным мостиком к изучению » Истории одного города
«.

Параллели сказки »
Медведь на воеводстве » (1884 г.) и романа » История одного города
«:

  • лесная
    трущоба  — город Глупов.
  • Топтыгин, Осел,
    Лев  — градоначальники.
  • лесные
    мужики  — глуповцы.

Справка из словаря С. И.
Ожегова:

Трущоба  а)
труднопроходимое место (лес, бурелом);

б) глушь, захолустье, а также грязная, тесно
застроенная часть города, обычно на окраинах, где живет беднота.

Особенности
субъективно-авторского значения слова » трущоба » у
Салтыкова-Щедрина:

Трущоба  — это
слово-образ, многозначность которого имеет большой смысл, а лексическое
значение шире за счет подтекста, т.к. это эзопова речь. В центре сказки жизнь в
лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки. Сказочные образы
традиционны: Медведь, Орел, Лев,  — но они приобретают дополнительные
нюансы. Лев  — враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен,
неграмотен. Резолюцию » нацарапал «.

Таким образом,
Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди.

Почему же сказка была
под запретом до 1906 года? (Предполагают, что в образах сказки современники
угадывали черты правительства:

  • Лев —
    Александр III,
  • Осел  —
    1-й советник Победоносцев,
  • Топтыгин I и
    Топтыгин II  — граф Д. Толстой и министр внутренних дел Игнатьев
    )

Урок по теме: «Мрак времен».
Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина

«История одного города». Замысел,
история создания, жанр и композиция романа.

В
первой части урока учитель сообщает о замысле, истории создания, особенностях
композиции романа. Затем идет работа над главой «Опись
градоначальникам».

Вопросы на выявление
восприятия:

  • Что обозначает
    слово «Опись?
  • Почему автор
    назвал главу «Опись градоначальникам»?
  • Это оговорка
    писателя или нет?

Нет, не оговорка. Автор
использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать
читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки,
действующие по заданной программе. Проблемным вопросом урока может стать вопрос
о жанре романа.

Что же такое
«История одного города» в жанровом отношении?

Сатира на самодержавие,
величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман
о парадоксах человеческого существования?

Вопрос остается
открытым, т. к. каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу. Может
быть, на уроке родится еще одна точка зрения на проблему жанра романа, о
которой учащиеся выскажутся в ходе обсуждения.

Уроки
87 — 88. «Ужаснитесь, устыдитесь, задумайтесь!» Сатирические
приемы изображения градоначальников в романе.

В центре урока —
размышления об образах наиболее отличившихся градоначальников. Эту работу
уместнее всего организовать в группах и предложить учащимся заполнить
таблицу-характеристику правителей города по следующему плану:

  1. Фамилия, имя,
    отчество градоначальника. Обратить внимание на говорящие фамилии,
    фамилии-клички.
  2. Внешность и черты
    характера.
  3. Методы
    управления.
  4. Жизнь народа в
    период правления каждого градоначальника.
  5. Исторические
    аналогии.
  6. Сатирические
    приемы, использованные автором для создания образа.
  7. Авторская
    позиция.

Первая группа работает над главой
«Органчик» и отбирает материал о Дементии Варламовиче Брудастом.

Вторая группа — о Семене Константиновиче
Двоекурове.

Третья группа — о Петре Петровиче Фердыщенко.

Четвертая группа — о Василии Семеновиче
Бородавкине.

Пятая группа — об Иване Пантелеиче Прыще.

Шестая группа — об Эрасте Андреевиче
Грустилове.

Седьмая группа — об Угрюм-Бурчееве.

В ходе ученических исследований школьники
заметят приемы сатирического изображения героев, использованные
Салтыковым-Щедриным в романе:

  1. Приемы типизации
    сатирического образа-персонажа.
  2. Гротеск в
    изображении комических ситуаций, где действуют герои произведения.
  3. Пародирование
    законодательных документов.
  4. Стилизация
    повествования под слог летописцев-архивариусов.
  5. «Эзопов»
    язык.

Таким образом, перед
глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких
управителей города (а значит — страны), т. к. границы города Глупова
расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и
губернские города и даже столицы. Это город-гротеск, в котором нашли воплощение
негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный грабеж, войны, откровенный
террор, голод, разруха и рабская психология глуповцев (гл. «Голодный
город», «Соломенный город»).

Заключительную часть
урока можно посвятить обучению сопоставительному анализу эпизодов из романа и
выявления их роли в повествовании. В работе с классом следует также обратить
внимание на проблемы развития речи и умения «вчитываться в текст»,
находя в нем детали, помогающие более глубокому его пониманию.

Для сопоставления
возьмем фрагменты, посвященные описанию двух катастроф, изображенных в главах
«Органчик» и «Подтверждение покаяния». Это поломка головы
Брудастого и укрощение реки Угрюм-Бурчеевым. На предыдущих уроках школьники уже
изучали образ Брудастого и выявляли обобщающий смысл щедринского гротеска 
— органчика на плечах градоначальника, исполняющего всего две
«мелодии», которых вполне достаточно для победного управления
глуповским народом.

При знакомстве с образом
Угрюм-Бурчеева учащиеся также уже определили смысл его идеи уравниловки всех
глуповцев. Поэтому на уроке учитель вначале сосредоточит внимание учащихся на
самом факте поломки органчика.

  • Действительно, а
    есть ли причина аварии этой государственной машинки? (Для ответа на
    этот вопрос можно прочитать такой фрагмент: «То был прекрасный
    весенний день. Природа ликовала; воробьи чирикали; собаки радостно
    взвизгивали и виляли хвостами. Обыватели, держа под мышками кульки,
    теснились во дворе градоначальнической квартиры и с трепетом ожидали
    страшного судьбища. Наконец ожидаемая минута настала. Он вышел, и на лице
    его впервые увидели глуповцы ту приветливую улыбку, о которой они
    тосковали. Казалось, благотворные лучи солнца подействовали и на него (по
    крайней мере, многие обыватели потом уверяли, что собственными глазами
    видели, как у него тряслись фалдочки). Он по очереди обошел всех
    обывателей и хотя молча, но благосклонно принял от них все, что следует.
    Окончивши с этим делом, он несколько отступил к крыльцу и раскрыл рот… И
    вдруг что-то внутри у него зашипело и зажужжало, и чем более длилось это
    таинственное шипение, тем сильнее и сильнее вертелись и сверкали его
    глаза. «П…п… плю!»  — наконец вырвалось у него из уст;
    с этим звуком он в последний раз сверкнул глазами и опрометью бросился в
    открытую дверь своей квартиры».
    ) Обратим внимание учащихся на
    необычные детали: «прекрасный весенний день», «приветливая
    улыбка»; ведь у Салтыкова-Щедрина даже пейзаж в его произведениях
    сатирический. В чем же здесь дело? А просто начальник
    «улыбнулся»! Машина государственности вдруг заработала в не
    свойственном для нее режиме — режиме естественности, человечности. И
    сломалась.

Вот эта-то несовместимость идеи
государственности и идеи человечности, неестественности и «естества»
доводится Угрюм-Бурчеевым до предела. Результат  — катастрофа, начало
которой в бунте реки. Город разрушить ему удалось, а вот устранить реку  —
нет. «Едва успев продрать глаза, Угрюм-Бурчеев тотчас же поспешил
полюбоваться на произведение своего гения, но приблизившись к реке, встал как
вкопанный. Произошел новый бред. Луга обнажились; остатки монументальной
плотины в беспорядке уплывали вниз по течению, а река журчала и двигалась в своих
берегах, точь-в-точь как за день тому назад».

  • Почему план
    Угрюм-Бурчеева сорвался? Что хотел покорить он? (Природу,
    «естество». Но природа не покорилась, отказалась повиноваться
    мертвящей воле «мрачного идиота». «По-прежнему она текла,
    дышала, журчала и извивалась, по-прежнему один берег ее был крут, а другой
    представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее
    время водой». Главное в описании реки не детальное изображение
    конкретных примет природы. Река здесь как символ. Символ жизни.
    «Вода» в понимании писателя — это начало вечное, живительное,
    щедрое к человеку. «Но слепая стихия шутя рвала и разметывала
    наносимый ценою нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и
    глубже прокладывала себе ложе»
    ).

Финал угрюм-бурчеевской катастрофы — в
проявлении Оно и «прекращении истории». Взбунтовавшееся
«естество» сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую утопию. Стихийный
бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. Они увидели, что
единственные цели, которые преследует идиот, — погасить солнце, провертеть в
земле дыру, через которую можно было бы наблюдать, что делается в аду. Совесть
их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание: «Север
потемнел… История прекратила течение свое».

  • О какой истории
    идет речь? Угрюм-Бурчеевской? Или шире — глуповской? Или истории
    человечества? Не предупреждение ли это тем, кто хочет позабыть прошлое и
    не задумывается о будущем?

Таким образом, финал
произведения остается «темным», о чем свидетельствуют его различные
трактовки в литературоведении:

а) Появление
«Оно» означает предсказание народной революции.

б) «Оно»
знаменует начало еще более жестокой реакции.

А, может, это пришло
спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин все время в романе повествует о жителях
города Глупова, т. е. о народе России. В традициях Гоголя он обнаруживает у
него живую душу, разум и чувства, способность страдать, сострадать и весело
смеяться. Народ выделяет из своей среды таких людей как ходок Евсеич, который
посвящает себя поискам правды и верит, что правда будет добыта, и народ
непременно выживет: «Много годов я выжил!.. Много начальников видел! Жив
есмь!»

Может быть, вслед за
Гоголем Салтыков-Щедрин верит в воскресение души человеческой, ведь он с
детства знал и научился прекрасно понимать Библию, в особенности Евангелие,
сыгравшие уникальную роль в его самовоспитании. Писатель так передает
впечатление от соприкосновения с «книгой книг»: «Таким
животворным лучом было для меня Евангелие. Для меня эти дни принесли полный
жизненный переворот… Главное, что почерпнул я из чтения Евангелия,
заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой
совести
«. Отныне Салтыков-Щедрин становится защитником «униженных
и оскорбленных», борцом против духовного рабства, поэтому он
восклицает: «Я не дам в обиду мужика!», свято верит в его силы, в его
живую душу.

Сатира Салтыкова-Щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Яркие образы и смелые решения позволяли писателю остроумно, но безжалостно клеймить реакционное дворянство, исчерпавшее свою полезность для России и превратившееся в её балласт. Его сказка «Дикий помещик» является классикой русской сатиры и одним из самых известных творений Салтыкова-Щедрина на тему крестьянского вопроса в России, в котором он раскрыл взаимоотношения двух сословий: помещичьего дворянства и крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.

История создания

История написания сказки «Дикий помещик» может похвастаться интересными фактами о произведении:

  1. Как и многие другие произведения, «Дикий помещик» был вдохновлён краткосрочной ссылкой писателя в район Вятки, где он мог наблюдать жизнь людей в русской провинции во всей её полноте.
  2. Сказка «Дикий помещик» была написана в 1869 году как ответ на разочарование в крестьянской реформе шестьдесят первого года, которая так и не решила земельный вопрос. В этой ситуации Салтыков-Щедрин вернулся к тем образам, которые, казалось бы, уже исчезли из обыденной жизни, но на деле существовали на территории России ещё долгое время.
  3. Автору удалось опубликовать свое произведение в журнале «Отечественные записки» благодаря редактору СМИ — Николаю Некрасову. Он тоже придерживался оппозиционных взглядов на судьбу России. Чтобы публиковать смелые литературные изыскания, он подкупал цензоров поездками на охоту и роскошными обедами. Ценой взятки ему удалось опубликовать сказку «Дикий помещик». 

Направление и жанр

Сказка «Дикий помещик» создана в рамках направления реализма. Несмотря на некоторые фантастические допущения, писатель ставил своей целью натуралистично отобразить окружающую действительность. Созданные им образы довольно реалистичны, хоть и несколько гипертрофированы. Читатель может поверить в то, что герои, описанные в данной сказке, могли существовать на самом деле.

Жанр «Дикого помещика» можно определить как сатирическую сказку. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, призванное замаскировать и смягчить жёсткое высмеивание дворянства, свойственное всем сатирическим произведениям. Сказочную атмосферу подчёркивают словесные обороты, свойственные народному фольклору, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» и «жил-был».

Черты сказки дикий помещик

Таблица: Черты сказки в произведении «Дикий помещик»

Композиция

  1. Завязка: знакомство с помещиком и его неприязнью к крестьянам;
  2. Кульминация: исчезновение крестьян;
  3. Развитие действия: деградация дворянина;
  4. Развязка: возвращение господина в лоно цивилизации и возврат рабов.

Суть: о чём сказка?

Сюжет повествует нам о некоем богатом помещике, который страдал от иррациональной ненависти к крестьянам и молился богу, чтобы все простолюдины исчезли из его владений.

Решив изжить мужиков своими силами, помещик начал многочисленными штрафами и притеснениями сживать со свету своих крестьян. Когда те взмолились Богу об избавлении, тот внял их горю и забрал всех крестьян из владений помещика.

Первоначальная радость героя несколько поколебалась от холодной реакции окружающих, назвавших его дураком. Некому стало вести хозяйство, убираться в усадьбе и даже умывать самого барина. Однако он так и не хотел признавать свою ошибку, считая свою борьбу с простым народом проявлением твёрдости и силой духа и грезя о закупке паровых машин из Англии для замены мужиков.

Спустя некоторое время владения помещика приходят в упадок и запустение, сам главный герой окончательно теряет человеческий облик. Он обрастет шерстью, начинает ходить на четвереньках, ест сырое мясо, дружит с медведем и даже утрачивает способность говорить на человеческом языке.

В конце концов, губернское начальство решает остановить это безумие, находит пропавших мужиков и возвращает во владения помещика. Сам помещик был в итоге изловлен и насильно возвращён в лоно цивилизации, однако до конца своих дней так и не научился снова говорить, очень тоскуя по своей старой жизни в лесу. Вот краткое содержание сказки.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Дикий помещик» описана Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «дикий помещик» характеристика
помещик высокомерный, но грубый и простоватый дворянин. невообразимо глупый человек, не способный даже понять, на чём держится его богатство. презирает простой народ и желает ему только зла. несамостоятельная и не приспособленная к реальной жизни личность. не способен на какой-либо физический труд и хозяйственную деятельность. без заботы и обслуживания со стороны своих мужиков быстро теряет человеческий облик. жизнь животного кажется ему куда предпочтительней жизни человека.
мужики православное русское крестьянство, обеспечивающее безбедное существование самодура-помещика. хозяйственные люди, которые за считанные дни ликвидировали весь вред, нанесённый барином хозяйству. в то же время несамостоятельны и инертны, предпочитают слепо подчиняться начальству, а вместо борьбы с несправедливостью обращаться за помощью к богу.

Темы

Тематика книги «Дикий помещик» до сир не кажется нам архаичной. Все основные темы актуальны до сих пор:

  1. Народ – простые русские крестьяне в произведении представлены талантливыми и хозяйственными людьми, однако в то же время они лишены какой бы то ни было силы воли и самоуважения, становясь немыми рабами системы, которая видит в них лишь живые инструменты.
  2. Родина – Салтыков-Щедрин видит в России и русском народе огромный потенциал, который, однако, ограничивает помещичий и государственный гнёт, а также инертность крестьянства, которое молча терпит все несправедливости.
  3. Противопоставление дворянства крестьянству – в лице мужиков представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишено прав и воли, а потому вынуждено тащить на себе привилегированное дворянское меньшинство, представленное в образе глупого, ничтожного и злого помещика.
  4. Быт и нравы России – в своей сказке писатель высмеивает быт и нравы, царившие в России его время. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, который позволил случиться столь абсурдной ситуации, социальное неравенство и дворянский гнёт – всё это было печальной обыденностью для Российской империи даже после отмены крепостного права.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве», «жил-был», «на свет глядючи радовался». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Дикий помещик» — порождение государственной системы в России того периода. Чиновники решали личные, а не общественные проблемы, поэтому простой народ был предоставлен сам себе и своим мучителям (если раздел нуждается в дополнении, напишите об этом Многомудрому Литрекону):

  1. Социальное неравенство – в своей сказке Салтыков-Щедрин отлично отобразил пропасть между крестьянским и дворянским сословиями, которая заключалась не только в материальном достатке, но и в мировоззрении. Крестьяне имели «холопский менталитет» и были заложниками своего долготерпения и невежества. Их господа были такими же глупыми и даже глупее, но наглее и хитрее.
  2. Крепостное право – в произведении отражена вся абсурдность крепостничества, рассматриваемого Салтыковым-Щедрином, как ужасная мерзость в истории русского народа, не только наносящая огромный вред экономике Российской империи и плодящая нищету, но и уродующая людские души, делающая из них безликих рабов системы.
  3. Невежество правящего класса – описывая мысли глупого помещика, писатель этим подчёркивает ничтожность помещичьего дворянства, его ограниченность и невежество. Потому ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно такие люди, как дикий помещик, определяют судьбу Российской империи и её народа.

Смысл

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два главных сословия, существовавших в Российской империи в его время. Основная идея сказки «Дикий помещик» и главная беда России в том, что без крестьянина дворянин одичает и потеряет человеческий облик. Власть избаловала помещиков, и со временем стали очевидны последствия вырождения дворянских родов. Потомки знатных людей, наследующие их титул и состояние, становятся глупыми паразитами, которые не приносят стране пользы, а лишь растрачивают ее богатство.

С одной стороны, мы видим помещиков-дворян – избалованных, невежественных и бесполезных паразитов, уверенных с собственном превосходстве над окружающими, наделёнными, однако, огромной властью и верой в то, что их власть вечна и нерушима.

Мужики помещика олицетворяют собой все русское крестьянство, которое наделено умом и талантами, но вынуждено влачить рабское существование из-за собственной инертности и неспособности осознать свои интересы и бороться за них.

Главная мысль автора сказки «Дикий помещик» заключается в том, что кабальная зависимость крестьян от дворян вредит обеим сторонам: если простые люди превращаются в отупевших рабов и проводят жизнь во мраке невежества, то аристократы тоже деградируют и становятся вредителями для собственной стране.

Чему учит?

На примере помещика Салтыков-Щедрин осуждает невежество, грубость и самодурство. Писатель отстаивает идею равенства, считая, что не происхождение или чин определяют человека, но его собственные умения и реальные достижения. Мораль сказки приближает нас к идеалу петровских времен, когда простой человек мог достичь успеха и высокого статуса трудом и знаниями.

Писатель хвалит хозяйственность и трудолюбие простого народа. Он пытается донеси до читателя мысль о том, как важно уважать самого себя, осознавать свои интересы, а не слепо подчиняться государственной машине. Человек, который не борется за свои права, а просто плывёт по течению, так и останется бесправным рабом. Таков вывод из произведения «Дикий помещик».

Средства выразительности

М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.

Еще одним важным художественным приемом является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив, зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.

Черты сказки дикий помещик

художественные средства в сказке «Дикий помещик»

Критика

Современники встретили «Дикого помещика» также тепло, как прочие произведения Салтыкова-Щедрина, вышедшие в этот же период. Уже при жизни писатель стоял на одном уровне с таким классиком, как Тургенев.

В наши дни сатира Салтыкова-Щедрина позволяет нам понять, как мыслила и чем жила русская интеллигенция середины девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

На уроках литературы в средней школе тема тяжёлого быта крепостных крестьян в произведениях разных писателей и поэтов поднимается довольно часто. В 9 классе ученикам предлагается произвести анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Это поможет учащимся глубже вникнуть в атмосферу того времени и понять главную мысль, которую автор вложил в это сатирическое произведение.

Описание сюжета

Жил в одном царстве помещик. Было у него всё хорошо. Каждый день единственной его заботой было погреть своё рыхлое тело на солнышке, да газету «Весть» почитать. Ума он был небольшого, зато упрямства огромного. Как-то раз подумалось ему, что слишком много у него в поместье простого мужика. Не нравился ему запах, который исходил от крестьянских дворов.

Попросил он Бога, чтобы тот избавил его от такой напасти, как грязный деревенский мужик. Но Господь не внял его просьбам. Тогда помещик решил, что раз не может избавиться от челяди, хотя бы пользу извлечёт.

Деградация помещика

Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»: анализ

Стал он крестьян всячески притеснять. Оброком непомерным обложил. Чтобы не делал мужик, за всё к барину на штрафы и наказания попадал. Даже прутьев в лесу нарвать на метлу не мог, так как лес помещик тоже считал своим. Взмолились тогда крестьяне Господу о своей нелёгкой доле. Бог внял их отчаянной просьбе и в одночасье исчезли из поместья все крестьяне.

Помещик даже обрадовался такому развитию событий. Он подумал, что Бог наконец-то внял его просьбе.

Первое время он даже наслаждался своим одиночеством:

  1. Дышал чистым воздухом.
  2. Радовался тишине и покою.
  3. Бродил по поместью и мечтал о признании своей новаторской идеи.

Но прошло время, и помещик заскучал. Решил он пригласить соседа с его театром и актрисами к себе в гости. Но тот, увидев, что даже шторки открывать некому, обозвал помещика дураком и уехал. Другие приглашённые соседи также не задерживались у помещика в гостях. Как только понимали, что тому их даже угостить нечем, так как печь на кухне топить было некому и готовить тоже.

Но помещик был упрям и не хотел признавать свою ошибку. Не повлиял на него даже капитан-исправник. Барин немного испугался, что его заставят платить подати вместо исчезнувших крестьян или отправят в ссылку, но от идеи своей не отступил.

Развязка событий

В итоге мужчина перестал мыться, оброс волосами и заимел длинные когти как дикий зверь. Он даже перестал разговаривать, а придумал себе звериный рык.

Научился лазить по деревьям, охотиться и питаться сырым мясом, благо с добычей проблем не было. Всё поместье заросло и превратилось в лес, где бегали дикие животные.

Помещик подружился с медведем, хотя искренне не понимал, почему даже дикий зверь тоже считает его дураком.

В результате губернское начальство узнало, что творится в поместье. Оно приказало снова поселить туда мужиков и те наладили нормальный быт. А помещика изловили, помыли и подстригли. И стал он жить, как раньше: «Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит».

Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»: анализ

Анализ сказки

Если кратко сделать разбор и произвести анализ сказки «Дикий помещик», он будет выглядеть следующим образом:

Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»: анализ

  • Год написания — 1869.
  • Автор — М. Е. Салтыков-Щедрин.
  • Тема — социальное неравенство.
  • Основная мысль — высмеивание в сатирической форме глупости и недальновидности многих помещиков, на примере конкретного персонажа.
  • Жанр — сказка.
  • Композиция — стандартная: завязка, основная мысль, развязка. С элементами гротескной ситуации в основе сюжета.
  • Главный герой — помещик.

В произведении всего один основной персонаж — помещик. Он описывается автором, как мужчина недалёкого ума и с рыхлым телом. В сказке Салтыкова-Щедрина анализ дурака-помещика преподносится не как определение умственных способностей мужчины, а как результат его поступков и действий.

Ведь неспроста именно этим словом называли героя все приглашённые гости. Он недальновиден и упрям. Мало того, считает своё упрямство единственно верным поведением. Помещик не признаёт ошибок и не терпит критики. Его даже не пугает вероятность ссылки, так он уверен в своей правоте.

История создания

Сказка была написана в 1869 году, так что писатель не понаслышке знал, как жилось простым крестьянам до отмены крепостного права в 1861 году. Об этом тогда писали многие публицисты, некоторые из публикаций были довольно резки. В них высмеивалась политика действующей власти, что не могло не привести к запрету темы и гонениям авторов.

Однако Михаил Ефграфович сумел обойти эти запреты, завуалировав свои произведения в форму сказок. Ведь если это вымысел, привлечь к ответственности автора не представлялось возможным. Власти прекрасно понимали, что Салтыков-Щедрин в своей якобы сказке «Дикий помещик» анализирует не просто действие властей, но и практически в открытую высмеивает помещиков, показывая их:

Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»: анализ

  • глупость;
  • недальновидность;
  • беспомощность.

Но сделать с этим власти ничего не могли, так как жанр сказки подразумевает вымысел, а наказывать за придуманную историю было незаконно. Только в качестве фантастического жанра можно было спокойно высказывать свои мысли.

Этим приёмом тогда пользовались многие писатели и поэты, поэтому единомышленников у Михаила Ефграфовича хватало.

Одним из них был Николай Некрасов, который в ту пору возглавлял журнал «Отечественные записки», где и была впервые опубликована сказка.

Тема и смысл

Основная тема произведения — огромная про́пасть между бедными крестьянами и богатыми помещиками. Причём главная идея писателя не показать социальное неравенство лишь с материальной стороны, а наглядно описать различия в отношении к жизни двух слоёв общества. Например, единственным желанием барина в сказке было дышать чистым воздухом и не чувствовать запаха от крестьянских хозяйств.

Он представлял себя этаким утончённым человеком, для которого материальные составляющие обычного народа были неважны. Но даже не задумывался, что вся его привычная жизнь держится на обычных вещах, таких как:

Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»: анализ

  1. Приготовление пищи.
  2. Отопление жилья.
  3. Чистота в помещении.

Он не прилагал усилий для поддержания собственного быта, за этим следили крепостные. Для барина их работа была незаметна и воспринималась как должное. Именно так в представлении автора жили и остальные помещики, занимаясь возвышенным и не замечая обыденных вещей.

Они не понимали, что повышение податей с крестьянина могло привести к голодной смерти его семьи. У помещика всегда был сытный обед. Что такое голод он просто не представлял, поэтому с лёгкостью взимались штрафы и другие поборы с народа.

Автор передал в свой сказке «Дикий помещик» смысл и идею неравенства между двумя прослойками населения не только в материальном плане, но и в образе мировоззрения. Эта мысль прослеживается на протяжении всего текста, хотя он и написан при помощи сатирических приёмов.

Построение композиции

Несмотря на то что произведение не очень большое, оно имеет стандартную композицию. Условно его можно разделить на 3 части:

Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»: анализ

  1. Завязка — в начале сказки герой жалуется Господу на то, как ему мешает «холопий запах». Говорит, что как бы было хорошо, чтобы все мужики исчезли или хотя бы их стало меньше. Но Бог не хочет внимать его просьбам, что очень злит помещика и он начинает вымещать свою злость на обычных крестьянах.
  2. Основная часть — не имея сил терпеть причуды своего барина, уже мужики обращаются к Богу с просьбой избавить их от тяжёлой доли. Господь пожалел их и раскидал по разным закоулкам земли. Здесь происходит главная кульминация сюжета. Оставшись в одиночестве, помещик начинает постепенно терять человеческий облик. Он перестаёт мыться и подстригаться, что в итоге приводит к одичалости. Мужчина становится похож на дикого зверя, а его поместье на лес, где бегали волки и медведи.
  3. Развязка — обеспокоенное начальство возвращает мужиков в поместье и отлавливает помещика. Его приводят в подобающий вид, и жизнь возвращается в прежнее русло.

Весь сюжет построен вокруг одного персонажа. Другие действующие лица в сказке тоже присутствуют, но на развитие истории влияют незначительно. За исключением разве что капитана-исправника, благодаря которому стало известно о происходящем в поместье.

Жанр произведения

Из-за особенности подачи текста эту историю можно скорее назвать эпосом, в котором гротескно описывается реальное положение крепостных крестьян и отношения к ним помещиков.

Несмотря на то что по жанру это произведение — сказка, её нельзя равнять с рождественскими народными историями. Любая сказка подразумевает присутствие элементов фантастики и «Дикий помещик» не исключение.

Но назвать этот рассказ развлекательным можно лишь с большой натяжкой.

Это произведение с глубоким смыслом, который скрыт в подтексте повествования. Понять его может только взрослый человек, поэтому воспринимать историю как детскую сказку не совсем верно.

Пусть сразу уловить мысль автора непросто, особенно для нынешнего поколения людей, не знакомых с эпохой того времени, произведение всё равно оставляет глубокий отпечаток в душе читателя.

А его углублённый анализ может помочь школьникам в успешной сдаче итогового экзамена или просто для написания сочинения по теме крепостного права.

«Дикий помещик» краткое содержание и анализ сказки М. Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»: анализ

Производя анализ сказки «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина, которую автор написал в далеком 1869 году, стоит обратить внимание на стиль изложения произведения.

Сказка представляет собой ряд фантасмагорических образов, объединяющих в себе характерные для России черты представителей правящего класса и народа.

Рассказ автора прост для восприятия, но таит в себе множество скрытых аллегорий, не потерявших, к сожалению, актуальность и в наше время. Цель данного анализа попытка по-новому взглянуть на известное произведение.

История создания произведения «Дикий помещик»

Сохраняя форму народной сказки, вплетая в сюжет фантастические элементы, писатель находит возможность просто говорить о сложных проблемах. Даже «крепкая» цензура Царской России не находит повода запретить печатать сказку.

Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»: анализ

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин, 1826 — 1889) — русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.

Впрочем, в литературном журнале «Отечественные записки» (в котором впервые публикуют рассказ) функцию главного редактора в то время выполнял хороший приятель Михаил Евграфовича Николай Некрасов.

Год написания сказки – 1869, произведение выходит в свет уже после отмены крепостного права. Но жизнь простого крестьянина (как и прежде зависящего от помещика), опутанного налогами и податями, стала не намного легче.

Главные герои и их характеристика

Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»: анализУрус Кучум Кильдибаев главный персонаж произведения. Типичный представитель правящей элиты России.

Он по-своему деятелен и полон планов на будущее, да вот незадача без мужика он не привык обходиться, но в то же время русский мужик ему противен.

Ему неприятен его вид и запах. Помещик приходит к парадоксальному выводу простой, «неумытый народ» ему ни к чему.

Примечательно, что он обращается к Богу с просьбой избавить его от мужика деревенского, но его прошение не было услышано, что подтверждается цитатой: «но Бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял». Тогда помещик решает выжить холопов, притесняя и всячески осложняя им трудовую жизнь.

Мужик – собирательный образ русского народа. Во времена написания сказки православие в России имело ранг государственной идеологии. Неудивительно, что народ также обращается с прошением о помощи к Богу.

Измученные притеснениями жестокого помещика, люди просят избавить их от мук. Крестьяне исчезают.

  Какие слова исключения относятся к 1 и 2 спряжению

Капитан-исправник – представитель контролирующего органа власти. Несмотря на симпатии к помещику, ставит во главу угла государственные интересы. Мужика – нет, податей нет, да и вообще непорядок. Резолюция – мужика вернуть!

Салтыков-Щедрин Дикий помещик краткое содержание

Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»: анализ

Однако вскоре выяснилось, что вместе с крестьянством пропали и продукты, и всякая возможность наладить быт.

Интересно, что для укрепления стойкости незадачливый «руководитель села» обращается к государственному печатному органу – газете, в чтении которой находит утешение и поддержку своей фанатической глупости.

Вскоре от него отворачиваются его друзья и приятели – актеры да генералы. Суть их претензий проста – сокращение доходов принимающей стороны. Столов не накрывают, да не развлекают. Некому и нечем.

Помещик начинает медленно, но верно дичать. В итоге бедняга находит себе товарища в лице лесного медведя. Однако затеи своей не бросает даже после посещения его  капитаном-исправником.

Власть начинает беспокоиться, мужик чудесным образом возвращается. Одичавший помещик, потерявший человеческий облик, к нормальной жизни вернуться уже не может. Здесь раскрывается смысл названия произведения – «Дикий помещик».

Анализ произведения

Проанализируем сатирическую сказку Михаила Салтыкова-Щедрина.

Основная мысль

Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»: анализ

В народе говорят проще – «нельзя пилить сук, на котором сидишь».

Композиция сочинения состоит из трех частей и представляет собой стандартный план художественного произведения:

  • вступление,
  • основная часть,
  • заключение.

Объем произведения небольшой. Сказка занимает всего три страницы текста.

Жанр и направление

Рассказ искусственно стилизован под произведение устного народного творчества. Жанр сатирическая сказка, направление — эпос.

«Дикий помещик» является примером острой социальной сатиры. Это оригинальный эпос, который не теряет своей актуальности и в наши дни.

Сказочные элементы, использованные автором в рассказе, и небольшой объем произведения делают историю понятной и интересной для разной возрастной категории.

Особенности сюжета

Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»: анализ

В отличие от народных сказок, в повествовании видна работа писателя с текстом.

Образы и характеры персонажей прописаны емко и красочно. В произведении легко найти примеры иронии не только в адрес помещика, но и социального устройства царской России.

  Борис Васильев Завтра была война: читаем краткое содержание

В произведении в полной мере использованы такие выразительные средства как:

  • ирония,
  • гротеск,
  • аллегория,
  • сравнение,
  • алогизм,
  • гипербола.

Проблематика

Несмотря на кажущую простоту, сказка имеет много скрытых смыслов и скорее ставит вопросы, чем дает ответы на них. Вдумчивое чтение текста приводит к размышлению о сложных философских категориях. Что есть глупость, человеческая мораль, справедливость и Бог, государство и народ? Чему учит сказка?

Как говорили древние пророки – «человек может отвернуться от общества, но если общество отвернется от человека, наступит его полная деградация».

Основная тема и идея произведения – отношение власти к простым людям, которые являются фундаментом любого государства.

Заключение

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – прекрасный образец настоящего русского писателя, в котором талант и писательский дар развит также хорошо, как и чувство гражданина своей страны.

«Дикий помещик»: краткое содержание и анализ сказки Салтыкова-Щедрина

«Дикий помещик» — сатирическая сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Входит в цикл «сказки для детей изрядного возраста», в котором автор иносказательно обличает и высмеивает порядки крепостнической России XIX века.

Полный текст сказки «Дикий помещик» можно прочитать в «Викитеке».

Содержание

Кто такой помещик

Помещик в царской России — это дворянин, которому принадлежит поместье, земля с живущими на ней крестьянами. До 1861 года крепостные крестьяне считались собственностью помещика, обязаны были содержать своего хозяина и подчиняться ему.

Сказка была опубликована в 1869 году, в переходные годы после отмены крепостного права в России. В эти 20 лет крестьяне считались «временнообязанными», то есть уже не были собственностью помещика, но продолжали нести повинности в его пользу.

Кратчайшее содержание

Глупый помещик жаловался Богу, что в его владениях развелось слишком много мужиков. В один день крестьяне вдруг исчезли. Помещик поначалу обрадовался чистому воздуху и мечтал, как будет вести хозяйство сам. Но без слуг быстро одичал: зарос шерстью, отрастил когти и забыл человеческую речь. Пропитание дикий помещик добывал охотой: мог съесть зайца прямо со шкурой.

Власти забили тревогу, когда от крестьян перестали поступать налоги. К счастью, тут с неба вновь упали мужики, и уезд заселили ими. А помещика изловили, отмыли и поручили слуге. С тех пор он живет смирно, но с тоской вспоминает вольную жизнь в лесах и мычит.

Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»: анализ

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик — князь Урус-Кучум-Кильдибаев. У него было много крестьян и земли. Помещик был глупый и жаловался Богу: «Очень уж много развелось в нашем царстве мужика!» Господь, однако, недалекого князя не слушал.

Хозяин стал изводить своих мужиков штрафами и придирками. Тогда взмолились уже крестьяне: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» И случилось чудо: поднялся ветер, и все крестьяне во владениях помещика исчезли.

Помещик обрадовался, каким чистым стал воздух без простолюдинов: «Теперь-то я понежу свое тело белое, тело белое, рыхлое, рассыпчатое!» Стал жить-поживать, захотел завести театр и позвал актера Садовского. Тот приехал вместе с актерками, но увидал, что некому ни занавес поднять, ни принести умыться — и тут же уехал, назвав помещика глупым.

Тогда позвал помещик в гости четырех соседей-генералов. Те сначала радовались, что во владениях князя нет «холопьего запаху». Но оказалось, что у хозяина нет даже еды, кроме леденцов и пряников. «Однако, брат, глупый же ты помещик!» — заявили гости и тоже уехали.

Но помещик не сдавался:

— Посмотрим, — говорит, — господа либералы, кто кого одолеет! Докажу я вам, что́ может сделать истинная твердость души!

Он стал мечтать, как закажет из Англии паровые машины и будет со всем управляться без крестьян: разведет сад, коров, станет продавать огромную клубнику. А ночью помещику снилось, как за эту твердость его сделали министром, а он шлет подчиненным циркуляры: «Быть твердым и не взирать!»

Затем к помещику приехал капитан-исправник, глава уездной полиции. Он возмутился, что крестьяне исчезли и перестали платить подати, а на базаре «ни куска мяса, ни фунта хлеба». И назвал его дураком.

Тем временем дорожки в помещичьем саду заросли, в парке стали выть дикие звери. По привычке помещик звал слугу: «Сенька!» Но никого не было. Однажды он даже заплакал.

Но чтение газеты «Весть» укрепляло его дух. Князь решил не сдаваться и вскоре совсем одичал. Оброс шерстью, а «ногти у него сделались, как железные». Ходил все больше на четвереньках. Говорить перестал, зато научился издавать звериный победный клик. Охотился он, выслеживая добычу с вершины дерева: одним прыжком настигнет зайца, разорвет когтями да и съест вместе со шкурой.

Он даже подружился с медведем, но и тот считал барина глупым: мужиков-то было есть удобнее, чем помещиков.

Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»: анализ

Капитан-исправник же все больше беспокоился. Губернское начальство жаловалось, что подати не поступают. А самого капитана-исправника чуть не задрал таинственный человек-медведь. Тогда чиновники постановили: крестьян изловить и вернуть на место, а глупому помещику внушить, чтобы прекратил выкрутасы.

Так и сделали. Собрали пролетавший мимо рой мужиков, и на базаре снова появились мука, мясо и живность. В казну пошли подати. Помещика тоже изловили, хотя и с большим трудом. Его высморкали, вымыли и обстригли ногти. Капитан-исправник сделал ему внушение, отобрал газету «Весть» и уехал, поручив помещика надзору слуги Сеньки.

Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит.

Анализ сказки «Дикий помещик»

«Дикий помещик» написан в жанре сатирической сказки. Сюжет развивается за счет фантастических событий: «мякинный ветер» уносит всех крестьян, помещик превращается в дикого зверя, откуда ни возьмись появляется «отроившийся рой мужиков». При этом цель произведения — обличить пороки общества. Делать это в условиях цензуры приходится эзоповым языком, с помощью злой иронии.

Как и все сказки Салтыкова-Щедрина, «Дикий помещик» построен на аллегории. Глупый князь олицетворяет российское дворянство, которое презирает простой люд, от которого полностью зависит.

Плодящегося мужика помещик воспринимает как угрозу себе: «А ну как он у меня все добро приест?» В действительности же оказывается, что без слуг и крестьян хозяин обречен питаться чем придется, не может ни умыться, ни прогнать мышь.

Помещик быстро деградирует (дается гротескное описание его «диких» привычек и облика), но при этом уверен, что демонстрирует всему миру твердость духа и борется с либералами.

Высмеивается и реакция властей на исчезновение крестьян. Чиновников беспокоит не судьба пропавших людей, а отсутствие податей и товаров на базаре. Когда эту проблему удается решить за счет упавших с неба мужиков, дела снова идут на лад. «И откуда вы, шельмы, берете!» — удивляется казначей обилию поступивших податей.

Салтыков-Щедрин в свойственной ему манере нигде не говорит прямо, что хорошо и что плохо. Глупый помещик не выглядит злодеем, а вызывает у читателя смех и даже сочувствие. При этом вывод очевиден: высокомерное дворянство зря считает себя элитой общества.

«Дикий помещик» анализ сказки Салтыкова-Щедрина – план, тема, основная мысль, жанр произведения – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

В творчестве Салтыкова-Щедрина всегда большую роль играла тема крепостничества, угнетение крестьянства. Поскольку открыто высказывать свой протест существующему строю писатель не мог, почти все его произведения наполнены сказочными мотивами и аллегориями. Не стала исключением и сатирическая сказка «Дикий помещик», анализ которой поможет лучше подготовиться к уроку литературы ученикам 9 класса. Детальный анализ сказки поможет выделить основную мысль произведения, особенности композиции, а также позволит лучше понять, чему учит автор в своем произведении.

Содержание

  • Краткий анализ
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Главные герои
  • Жанр

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дикий помещик.
  • Год написания – 1869 г.
  • История создания – Не имея возможности открыто высмеивать пороки самодержавия, Салтыков-Щедрин прибегнул к иносказательной литературной форме – сказке.
  • Тема – В произведении Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» наиболее полно раскрыта тема положения крепостных крестьян в условиях царской России, абсурдность существования класса помещиков, не умеющих и не желающих работать самостоятельно.

Композиция – В основе сюжета сказки – гротескная ситуация, за которой скрыты реальные отношения между классами помещиков и крепостных. Несмотря на небольшой размер произведения, композиция создана по стандартному плану: завязка, кульминация и развязка.

Жанр – Сатирическая сказка.

Направление – Эпос.

История создания

Михаил Евграфович всегда крайне болезненно относился к тяжелому положению крестьян, вынужденных находиться в пожизненной кабале у помещиков. Многие произведения писателя, в которых открыто затрагивалась эта тема, подвергались критике и не допускались цензурой к печати.

Однако Салтыков-Щедрин все же нашел выход из этого положения, обратив свой взор на внешне вполне безобидный жанр сказок. Благодаря умелому сочетанию фантастики и реальности, использованию традиционных фольклорных элементов, метафор, яркого афористичного языка писателю удалось замаскировать злое и острое высмеивание помещичьих пороков под прикрытием обычной сказки.

В обстановке правительственной реакции только благодаря сказочной фантастике можно было высказать свои взгляды на существовавший государственный строй. Использование сатирических приемов в народной сказке позволило писателю существенно расширить круг своих читателей, достучаться до народных масс.

Впервые сказка «Дикий помещик» была опубликована в 1869 году в популярном литературном журнале «Отечественные записки».

В тот период возглавлял журнал близкий друг и единомышленник писателя – Николай Некрасов, и с публикацией произведения у Салтыкова-Щедрина не возникло никаких проблем.

Тема

Основная тема сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми – главная проблематика данного произведения.

В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею – именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом.

Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое.

Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.

В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.

Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.

Композиция

Сказка «Дикий помещик» – небольшое произведение, которое в «Отечественных записках» заняло лишь несколько страниц. В ней идет речь о глупом барине, который бесконечно донимал работающих на него крестьян из-за «холопьего запаха».

В завязке произведения главный герой обращался к Богу с просьбой навсегда избавиться от этого темного и ненавистного ему окружения. Когда же молитвы помещика об избавлении его от крестьян были услышаны, он остался в полном одиночестве в своем большом поместье.

Кульминация сказки в полной мере раскрывает беспомощность барина без крестьян, которые выступали в его жизни источником всех благ.

Когда же они исчезли, некогда лощеный барин быстро превратился в дикое животное: перестал мыться, следить за собой, есть нормальную человеческую пищу. Жизнь помещика превратилась в скучное, ничем не примечательное существование, в котором не было места радости и удовольствиям.

В этом и заключался смысл названия сказки – нежелание поступиться собственными принципами неизбежно приводит к «дикости» – гражданской, интеллектуальной, политической.

В развязке произведения помещик, окончательно обнищавший и одичавший, полностью утрачивает рассудок.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Дикого помещика».

Жанр

С первых строк «Дикого помещика» становится понятно, что это жанр сказки. Но не добродушно-наставительной, а едко-сатирической, в которой автор жестко высмеял основные пороки социального строя в царской России.

В своем произведении Салтыкову-Щедрину удалось сохранить дух и общий стиль народности. Он мастерски использовал такие популярные фольклорные элементы как сказочный зачин, фантастичность, гиперболу. Однако при этом ему удалось поведать о современных проблемах в обществе, описать события в России.

Благодаря фантастическим, сказочным приемам, писатель смог вскрыть все пороки общества. Произведение по своему направлению является эпосом, в котором гротескно показаны реально существовавшие отношения в обществе.

ПредыдущаяСледующая

Смысл сказки «Дикий помещик» – Салтыкова Щедрина | Какой Смысл

Писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был ярым противником крепостного права. Открыто изобличать позорное рабство ему не позволяли, все произведения подвергались строгой цензуре. И тогда на свет появились сказки, написанные в сатирическом духе.

Смысл названия сказки «Дикий помещик»

Название сатирического произведения указывает на дикость всех помещиков. Они заслужили такой нелестный эпитет за презрительное отношение к крестьянам.

Салтыков-Щедрин считает невероятной дикостью и то, что образованные люди так относятся к тем, кто их обслуживает, кормит и терпит их нелепые выходки.

В метком названии писатель открыто осуждает и высмеивает поведение помещиков, наживающихся на труде крестьян, но при этом выражающих недовольство бедными людьми труда.

Есть у названия и другой смысл. Только дикий человек может держать в рабстве себе подобного. В названии содержится скрытое осуждение крепостного права.

О чём произведение Дикий помещик

Сатирическое произведение рассказывает о жизни одного помещика. Он владел огромным количеством крестьян, которые работали на своего хозяина, да ещё и подати в казну платили.

Сам же помещик проводил свои дни в праздности. Был он богат, да только одно не нравилось владельцу крестьян. Его не устраивали собственные крепостные.

Не один раз воссылал он молитвы, чтобы Бог избавил его от духа крестьянского.

Его молитвам Бог не внял, зато услышал молитвы крестьянские и унёс всех крепостных праздного помещика из его имения в неведомые края.

Поначалу помещик был доволен, не стало в его доме духа крестьянского. Прошло время, и глупому помещику пришлось нелегко. Некому стало за ним ухаживать, некому готовить ему пищу.

Власти заинтересовались глупым помещиком, сделали ему строгий выговор, чем напугали его.

И помещик одичал. Стал он бегать на четвереньках, дружить с медведем и ловить зайцев, ими он и питался. Речь помещик потерял, он издавал только странные, нечленораздельные звуки. Власти вмешались в судьбу дикого помещика. Крестьян в его имение вернули, но глупый помещик так и остался диким.

Смысл произведения Дикий помещик

В сатирической сказке писатель высмеивает пороки помещиков. Михаил Салтыков-Щедрин едко критикует поведение тех, кто владеет крестьянами.

При этом сами помещики делать ничего не умеют, без крестьян совершенно одичают, как герой его произведения.

В сатирическом произведении писатель осуждает крепостное право, которое он считает позорным пятном в истории отечества. Он уверен, что в государстве не должно быть владения людьми.

Поднимает автор и проблему социального неравенства. Огромная пропасть лежит между крепостными крестьянами и помещиками. Отношения между владельцами живых людей и самими крепостными, которых нещадно эксплуатировали, невероятно сложны и недопустимы. Жестокое отношение, да и рабство в целом писатель решительно осуждает, беспощадно клеймит.

В форме аллегории и гротеска создатель мудрой сказки пытается донести до своего читателя одну простую мысль. Он уверен, что на простом народе держится не только благополучная жизнь помещиков, но и само государство. Подати, которые собираются с крестьян, обеспечивают благосостояние всего правящего класса.

Помещики же совершенно не ценят крестьян, относятся к ним с нескрываемым презрением, а подчас и с откровенной жестокостью. Не понимают помещики одного. Только благодаря крестьянам они имеют возможность жить богато, в достатке и сытости. Простой народ является незыблемым оплотом государства, его надёжной основой.

Существует в сатирическом произведении и ещё одна важная мысль. Помещики за своё отношение к простым людям рано или поздно понесут заслуженное наказание. В один прекрасный день крестьяне сбросят с себя ярмо рабства, станут свободными людьми, и помещикам не останется ничего больше, как научиться обходиться без услуг крестьян, которых они нещадно эксплуатировали.

Иначе им придётся последовать примеру дикого помещика и уподобиться диким зверям, живущим в лесу.

Смысл финала

Писатель старается донести до читателя одну простую мысль. Без простого народа, привыкшего к труду, невозможно существование и помещиков, и государства. Как только крестьян вернули к глупому хозяину, сразу же на рынке появились и продукты, а казначей собрал столько податей, сколько не собирал никогда.

Народ изображён автором как самая важная, самая надёжная часть общества, на которой держится всё. Богатством и мощью государство, да и сами владельцы крестьян обязаны именно им, простым крепостным людям.

А помещики без их стараний совершенно не в состоянии обойтись. В этом и есть смысл финала поучительной сказки «Дикий помещик». Но есть в концовке сказки и ещё один смысл. Важно ценить то, что имеешь, иначе можно потерять всё и превратиться в дикого зверя.

«Дикий помещик», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

Сказка «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина, как и другие его сатирические произведения, предназначена для взрослой аудитории. Впервые была опубликована в прогрессивном литературном журнале «Отечественные записки» в 1869 году, когда его возглавлял редактор-издатель Николай Некрасов – друг и единомышленник писателя.

Сказочный сюжет

Небольшое произведение занимало несколько страниц журнала. Сказка повествует о глупом помещике, который донимал проживающих на его земле крестьян из-за их «холопьего запаха». Крестьяне исчезают, и он остается единственным жильцом в своем поместье. Неумение ухаживать за собой, вести хозяйство приводят сначала к обнищанию, позже – к одичанию и полной потере рассудка.

Сумасшедший охотится на зайцев, которых ест живьем, и разговаривает с медведем. Ситуация доходит до губернского начальства, которое приказывает крестьян вернуть, одичалого изловить и оставить под надзором дворового.

Литературные приемы и использованные образы

Произведение было типичным для автора, который использовал сатиру и метафорические приемы для того, чтобы передать свои мысли широкой публике.

Веселый стиль, живые диалоги, написанные бытовым разговорным языком, циничный юмор – привлекали читателей легкостью изложения.

Аллегорические образы заставляли задуматься, были предельно понятны как для серьезных подписчиков журнала, так для юных курсантов и барышень.

Несмотря на сказочное повествование Салтыков-Щедрин прямо упоминает несколько раз реальную газету «Весть», с редакционной политикой которой он был не согласен. Автор делает ее основной причиной помешательства главного героя. Использование сатирического приема помогает высмеять конкурента и параллельно донести до читателя несостоятельность идей, которые могут привести к абсурду.

Упоминание московского театрального актера Михаила Садовского, который был в то время на пике популярности, рассчитано на привлечение внимания праздной аудитории. Реплики Садовского в вопросительной форме обозначают абсурдность действий помешанного, задают читательским суждениям направление, задуманное автором.

Салтыков-Щедрин использует писательский талант, чтобы изложить в доступной форме свою политическую позицию и личное отношение к происходящему. Аллегории и метафоры, использованные в тексте, были прекрасно понятны его современникам. Читателю из нашего времени нужны пояснения.

Аллегории и политическая подоплека

Отмена крепостничества в 1861 году вызвала бурные катаклизмы в экономическом состоянии России. Реформа была своевременна, но имела массу спорных для всех сословий моментов. Крестьянские восстания стали причиной гражданского и политического обострения.

Дикий помещик, которого и автор, и персонажи постоянно называют глупым, – собирательный образ радикально настроенного дворянина. Ментальная ломка многовековых традиций давалась землевладельцам с трудом. Признание «мужика» как свободного человека, с которым нужно выстраивать новые хозяйственные отношения, происходило со скрипом.

По сюжету временнообязанные, как стали называть крепостных после реформирования, были унесены богом в неизвестном направлении. Это прямой намек на реализацию прав, которыми их наделила реформа.

Дворянин-ретроград радуется отсутствию «мужицкого запаха», но демонстрирует полное непонимание последствий.

Ему трудно смирится с потерей бесплатной рабочей силы, но он готов голодать, лишь бы не иметь отношений с бывшими крепостными.

Помещик постоянно подкрепляет свои бредовые идеи чтением газеты «Весть». Издание существовало и распространялось за счет средств части дворянства, недовольной происходящей реформой. Публикуемые в ней материалы поддерживали уничтожение системы крепостничества, но не признавали способность крестьян к административной организации и самоуправлению.

Пропаганда обвиняла крестьянское сословие в разорении землевладельцев и экономическом упадке. В финале, когда сумасшедшего насильно приводят в человеческий вид, исправник отбирает у него газету. Пророчество автора сбылось, через год после опубликования «Дикого помещика» владелец «Вести» обанкротился, тираж прекратился.

Салтыков описывает экономические последствия, которые могут наступить без труда временнообязанных, без иносказаний: «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба», «распространились в уезде грабежи, разбой и убийства». Сам дворянин утратил «свое тело рыхлое, белое, рассыпчатое», обнищал, одичал и окончательно утратил рассудок.

Выравнивание ситуации берет на себя капитан-исправник. Представитель государственной службы озвучивает основную авторскую мысль о том, что «казначейство без податей и повинностей, а тем паче без винной и соляной регалий, существовать не может». Обвинение в нарушении порядка и разорении он перекладывает с крестьян на «глупого помещика, который всей смуте зачинщик».

Сказка о «Диком помещике» – типичный образец политического фельетона, своевременно и ярко отразивший происходящее в 60-х годах XIX века.

  • «Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», анализ

  • «Господа Головлёвы», анализ романа Салтыкова-Щедрина

  • «История одного города», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина

  • «История одного города», анализ романа Салтыкова-Щедрина

  • «Медведь на воеводстве», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Вяленая вобла», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Господа Головлевы», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание

  • «Медведь на воеводстве», краткое содержание по главам сказки Салтыкова-Щедрина

  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, краткая биография

  • По произведению: «Дикий помещик»
  • По писателю: Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович

  • Черты русской народной сказки в сказке жуковского спящая царевна
  • Черты неоромантизма в рассказе макар чудра
  • Черты романтизма в мцыри сочинение
  • Черты романтизма в ранних рассказах горького
  • Черты сентиментализма в повести карамзина бедная лиза сочинение 200 слов