Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки 5 класс меркин презентация

Слайды и текст этой онлайн презентации слайд 1проектная работа: отличие народной сказки от литературной. роль сказки в жизни человека.выполнили: шенбергер

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 1

Проектная работа: «Отличие народной сказки от литературной. Роль сказки в жизни человека».
Выполнили: Шенбергер Альбина и Голикова Татьяна,
ученицы 5 класса.
Руководитель: Карпотина Ольга Васильевна,
Учитель русского языка и литературы.

Слайд 2

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 2

Этап планирования ( график выполнения проекта)
Дата, время работы Вид деятельности
Сентябрь (2-20) -обсуждение и формулирование темы; — определение цели и задач.
Сентябрь-октябрь (20-15) -изучение видов сказок и выявление характерных черт
Ноябрь (10-20) -знакомство с авторской сказкой;
-собирание материалов к остальным изученным ранее авторским сказкам;
-поиск общих и различных черт между авторской сказкой и народной
Декабрь (1-20) -выводы по теме;
-написание отчёта о проделанной работе;
-подготовка к защите проекта ( составление презентации)
Январь Защита проекта

Слайд 3

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 3

Что же такое фольклорная сказка?
Сказка- фольклорная (согласно Википедии) — «эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов . Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза) , включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка)».

Слайд 4

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 4

Какие бывают виды народных сказок?
Волшебные сказки
Согласно Проппу, ее структура такова:
-Присказка
-Зачин
-Концовка
Среди героев- «гонителей» моим любимым персонажем является Баба-Яга.

Слайд 5

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 5

Баба-Яга
Очень интересную информацию нашли в лингвострановедческом словаре:
«Баба−Яга живёт в лесу в избушке на курьих ножках (см. изба, курица) и летает по небу в деревянной ступе или на метле. Во время её полета воют ветры, стонет земля, скот ревёт, трещат и гнутся вековые деревья. Она известна тем, что пожирает людей, поэтому забор вокруг её избушки сделан из человеческих костей, а на заборе − черепа. Избушка Бабы-Яги может поворачиваться, чтобы попасть в неё, необходимо произнести заклинание: Избушка, избушка, встань по−старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом. Первые слова, которыми Баба−Яга встречает гостей: Русским духом пахнет… (например, сказка «Финист − ясный сокол»). Большую часть времени она проводит, сидя на печи, прядёт или ткёт холсты (сказка «Баба−яга»). Ей служат чёрные коты (см. кот), вороны (см. ворон), змеи (см. змея). Она знает язык животных и растений. Иногда она пытается украсть маленьких детей, чтобы зажарить в печке и съесть, правда, у неё это не получается (сказка «Гуси-лебеди»). Баба−Яга знает много тайн и может помочь или помешать герою сказки достичь заветной цели (сказка «Василиса Прекрасная»). Она любит загадывать загадки и отгадывать их. Когда Баба−Яга выступает помощницей главного героя, то дарит ему волшебные предметы: гусли−самогуды, сапоги−скороходы, ковер−самолёт, клубок ниток, указывающий дорогу.
В некоторых сказках у Бабы−Яги одна нога костяная, поэтому её называют Баба−Яга − костяная нога. В праславянском языке слово было связано со значением ‘делать противным, дразнить, сердить’.
В славянских языках встречаются аналоги со значением ‘ведьма’, ‘лесная ведьма’. Персонажи, сходные с Бабой−Ягой, известны и в фольклоре народов Западной Европы».

Слайд 6

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 6

В.М. Васнецов «Баба-Яга». 1917 Государственная Третьяковская галерея (Дом-музей В.М. Васнецова), Москва

Слайд 7

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 7

«Сивка-бурка», Шенбергер Альбина, 5 класс

Слайд 8

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 8

Сказки о животных
«Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).
Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисыстабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая».

Слайд 9

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 9

«Лиса и волк», Шенбергер Альбина, 5 класс

Слайд 10

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 10

Бытовые сказки
«В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников».

Слайд 11

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 11

«Горшеня» Александр Куркин, 1975г.

Слайд 12

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 12

Вывод
Жанровое многообразие сказок позволяет гордиться своей культурой и народом. Но на этом мы не останавливаемся и идем дальше…
Как говорится, «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»…

Слайд 13

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 13

Как же появилась литературная сказка?
Много веков передавали сказители из уст в уста великие народные сказки, а чем же отличие литературной сказки от фольклорной? Вот какое понятие авторской сказки дается в Википедии :

Слайд 14

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 14

«Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов . Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле) , либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной».

Слайд 15

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 15

Некоторые авторы отличают литературную сказку от авторской, но я считаю, что это синонимы. Возможно это будет темой моей следующей проектной работы, а пока будем считать их равноправными и синонимичными. Авторская сказка статична, не может изменяться с течением времени.

Слайд 16

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 16

«Слепая лошадь» К. Ушинский, иллюстрация Шенбергер Альбина, 5 класс

Слайд 17

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 17

«Слепая лошадь» К. Ушинский, иллюстрация Шенбергер Альбины, 5 класс

Слайд 18

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 18

«Кошка по имени Мышка» , А. Сень-Сеньков, иллюстрация Шенберг Альбины, 5 класс

Слайд 19

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 19

Вывод
Отличие литературной сказки от фольклорной Отличие литературной сказки от фольклорной
Литературная сказка Фольклорная сказка
Есть конкретный автор Автор- народ
Статична, неизменяема Видоизменяется, передаваясь из уст в уста
Может быть придуманный автором сюжет Сюжетная линия строго определена схеме того типа сказки, к которому она относится
Система образов произвольна Герои отражают определенное понятие о добре и зле
«Литературная сказка может продолжать национальные традиции, но является плодом авторского воображения и в жанровом плане близка к современным видам приключенческой и фантастической литературы». «Народная сказка в художественной форме отражает глубинный пласт коллективного сознания и относится к древнейшему виду устного народного».

Слайд 20

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 20

Роль сказок в жизни человека
И литературные и фольклорные сказки играют важную роль в личностном становлении ребенка взрослым. В наше время многие психологи берут их за основу. Много работ посвящено сказкотерапии, психотерапевтическим сказкам.

Слайд 21

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 21

Сказкотерапия
Сказкотерапия – это самая неоднозначная методика, применяемая в психологии для обучения, развития, воспитания и оказания психологической помощи. Из названия термина можно понять, что ключ к развязке некоторых проблем заключается в сказках. Сказочный мир – это то, что связывает всех людей и вызывая самые лучшие эмоции, окутанные беззаботным детством. Ошибочно считать, что сказкотерапия применяется исключительно на детях, вот уже тысячи лет человечество при помощи сказок передавало свой опыт, историю, истоки познания жизни. Сказка – это не просто придуманный не имеющий смысла рассказ для детей, это нечто большее. Начиная с её возникновения, сказка служила проводником сквозь всё родовое древо и весь народ, она несла трактаты, правила, исторический смысл, память людей и силу единства человеческого. Метод сказкотерапии представляет собой сочетание комплекса психологического воздействия на человека через абстрактность и лёгкость сказок.

Слайд 22

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 22

Вывод
Исходя из вышеупомянутого можно сказать, что сказки, кем бы она не была написана, всегда останется сказкой. Той чудесной, напевной мелодией, что пропитала детство, помогала нам, когда было грустно, когда хотелось волшебства. Мы, когда станем сами мамами, обязательно будем читать детям сказки на ночь! Потому что это наша платформа, без которой просто невозможно представить детство и дальнейшую жизнь…

Слайд 23

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 23

Список литературы
Интернет:http://files.drofa.ru/site/present/2014-01-24_Rudakova.pdf;
В.Я.Пропп /МОРФОЛОГИЯ СКАЗКИ / Москва Лабиринт 1998;
https://ls.pushkininstitute.ru/lsslovar/index.php?title=%D0%91%D0%B0%D0%B1%D0%B0-%D0%AF%D0%B3%D0%B0/C1-C2;
http://easyen.ru/load/shablony_prezentacij/dlja_doshkolnikov/shablony_prezentacij_chto_za_prelest_ehti_skazki/522-1-0-19484;
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0;
http://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/53-neissyakaemyi_istochnik_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo/stages/2570-skazki_o_zhivotnyh.html;
http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-literaturnaya-skazka-ot-narodnoj-skazki/;
https://otvet.mail.ru/question/167744559;
http://shkola-abv.ru/vse_dlya_prezentasiy1.html;
Энциклопедия для детей. [Том 9]. Русская литература.. Ч. 1. от былин и летописей до классиков XIX века/ ред. М. Аксенова, Д. Володихин и др.- М..: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008.-672 с.

Слайд 24

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 24

Спасибо за внимание!

20210413 vu tg sbscrb2

5 класс

Урок № 17.

Тема. Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

Цель:

  • выявить идею «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина; роль художественно-изобразительных средств в сказке, сходства и различий народной и литературной сказки;
  • развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, работы с учебником, иллюстрациями и таблицами;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть фрагментов «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

III. Закрепление изученного.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Обращение к учебнику (с.117, часть 1). Знакомство с определением риторического обращения.

— Можно ли назвать обращения Елисея к силам природы риторическими?

3. Выявление идеи «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

3.1. Беседа.

— Почему, обращаясь к Солнцу и Месяцу, Елисей использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Елисей обращается к Солнцу и Месяцу ласково, как к живым существам. В этом обращении нашли отражение народные представления о природе как одухотворённом начале).

— Почему ветер знает больше Месяца и всемогущего Солнца? (Солнце и Месяц – «повелители» дня и ночи, Ветер – абсолютно свободен, он «гордо веет на просторе, не боится никого, кроме Бога одного». Ветер является символом свободной стихии, воли.)

— Назовите повторяющиеся гласные в указанном отрывке. Какое состояние природы можно подчеркнуть с помощью особого выделения этих звуков при чтении?

— Составьте ряд слов, обозначающих качества характера королевича Елисея.

— Почему королевичу Елисею удалось воскресить царевну?

— В каком эпизоде проявляется искренняя любовь к царевне?

3.2. Выразительное чтение сцены воскрешения царевны.

— В чём разница настроения и музыкального тона этих строчек? В чём причина этой разницы?

3.3. Выразительное чтение заключительного эпизода сказки от слов «Дома в ту пору без дела…».

— Почему царица умерла, увидев царевну живой и невредимой?

— Какой урок даёт, от чего предостерегает «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? Какова главная мысль сказки? (В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.

Истинная ценность человека – это красота внутренняя: доброта, кротость, трудолюбие, скромност, искренность, верность.

Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты. Однако оно изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть будут непременно наказаны).

4. Выявление отличий народной и литературной сказки.

4.1. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Литературные сказки» (с.122-124, часть 1).

— Почему писатели стали обрабатывать народные сказки?

— Назовите виды сказок.

— Какова заслуга А.С.Пушкина в создании литературных сказок?

— Назовите авторов литературных сказок.

— В каких сказках вы встречались с сюжетами, похожими на сюжет «Сказки о мёртвой царевне…»?

— В каких произведениях вы встречались с такими оборотами речи: аль откажешь мне в ответе, девы красной, ясный месяц, ветер буйный, правду молвить, царь был неутешен и др.?

— Какова композиция народной сказки?

4.2.Заполнение правой части таблицы, указание события «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Композиция сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку

Умирает царица-мать

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Злая мачеха выгоняет из дома молодую царевну, королевич Елисей отправляется на поиски

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

В поисках пути спаситель обращается к волшебным существам и находит помощь у ветра

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки

Повторяется вредительство, в результате которого героиня погибает

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Волшебное спасение, возвращение жениха и невесты и гибель «вредителя»

— В чём сходство пушкинской сказки и народной? (В пушкинской сказке такая же композиция, как и в народной сказке; в сказке А.С.Пушкина, так же как и в народной, побеждает добро, справедливость).

4.3. Заполнение правой части таблицы по ходу беседы.

Черты литературной сказки

Наличие авторской позиции

Автор выражает своё отношение к героям (называет черницу старушонкой, старушоночкой, царицу – гневной бабой, а царевну – моя душа)

Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа

Характеры раскрываются в речи героев: мерзкое стекло

Характеристики героев переданы через отношение к ним других персонажей

Подробное описание предметов

Например, описание яблочка

Книжная лексика

Особая книжная лексика: дева, персты

Сочетание фантастического и реального

Сведены воедино враги, угрожающие Руси в разное время

Стихотворная форма

Сказке присущи ритм, рифма

— Почему в строфе о ежедневных занятиях богатырей сведены воедино враги, угрожавшие Руси в разное время, не говоря уже о пушкинских современниках – «черкесах», да ещё «пятигорских»? (С одной стороны, это свидетельствует о некоторой «обезличенности» врагов в героической сказке или былине, с другой – в этих строчках слышится добродушная ирония автора. Вряд ли такие слова могли бы прозвучать в народной сказке, где герой сражается с представителями иного мира – могущественными и наделёнными особой магической силой).

— Свойственны ли народной сказке такие подробные описания, как, например, отравленное яблоко:

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь…

4.4. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Эпитет» (с.121-122, часть 1).

— Чем отличается определение от художественного эпитета?

— Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные, при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.

— В сказке А.С.Пушкина найдите 3-4 примера эпитетов.

— Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная мгла? (Эти слова принадлежат иному стилистическому пласту – относятся к так называемой книжной, высокой лексике).

4.5. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» (с. 120-121, часть 1).

— Самое существенное отличие пушкинских сказок от народных – стихотворная форма. Чем отличается стихотворная речь от прозаической?

— Что такое ритм?

— Приведите примеры ритма из «Сказки о мёртвой царевне и о сами богатырях».

IV. Подведение итогов урока.

— В чём сходство и различия литературной и народной сказки? (Сюжет, композиция и некоторые черты поэтики «Сказки о мёртвой царевне…» сближают её с народной сказкой. Однако есть в ней и черты литературного произведения: наличие авторской позиции, разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа, некая «психологизация» героев, сочетание фантастического и реального, стихотворный ритм.)

V. Домашнее задание.

1.Составить сообщение о жанре литературной сказки, используя материал урока и статьи учебника «Литературные сказки», с.122-124, часть 1.

2.Инд.задания: подготовить сообщения о лукоморье и дубе, Коте Баюне, Лешем, Русалке.

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки 5 класс меркин презентация

5 класс

Урок № 17.

Тема. Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

Цель:

  • выявить идею «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина; роль художественно-изобразительных средств в сказке, сходства и различий народной и литературной сказки;

  • развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, работы с учебником, иллюстрациями и таблицами;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть фрагментов «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

III. Закрепление изученного.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Обращение к учебнику (с.117, часть 1). Знакомство с определением риторического обращения.

— Можно ли назвать обращения Елисея к силам природы риторическими?

3. Выявление идеи «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

3.1. Беседа.

— Почему, обращаясь к Солнцу и Месяцу, Елисей использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Елисей обращается к Солнцу и Месяцу ласково, как к живым существам. В этом обращении нашли отражение народные представления о природе как одухотворённом начале).

— Почему ветер знает больше Месяца и всемогущего Солнца? (Солнце и Месяц – «повелители» дня и ночи, Ветер – абсолютно свободен, он «гордо веет на просторе, не боится никого, кроме Бога одного». Ветер является символом свободной стихии, воли.)

— Назовите повторяющиеся гласные в указанном отрывке. Какое состояние природы можно подчеркнуть с помощью особого выделения этих звуков при чтении?

— Составьте ряд слов, обозначающих качества характера королевича Елисея.

— Почему королевичу Елисею удалось воскресить царевну?

— В каком эпизоде проявляется искренняя любовь к царевне?

3.2. Выразительное чтение сцены воскрешения царевны.

— В чём разница настроения и музыкального тона этих строчек? В чём причина этой разницы?

3.3. Выразительное чтение заключительного эпизода сказки от слов «Дома в ту пору без дела…».

— Почему царица умерла, увидев царевну живой и невредимой?

— Какой урок даёт, от чего предостерегает «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? Какова главная мысль сказки? (В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.

Истинная ценность человека – это красота внутренняя: доброта, кротость, трудолюбие, скромност, искренность, верность.

Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты. Однако оно изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть будут непременно наказаны).

4. Выявление отличий народной и литературной сказки.

4.1. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Литературные сказки» (с.122-124, часть 1).

— Почему писатели стали обрабатывать народные сказки?

— Назовите виды сказок.

— Какова заслуга А.С.Пушкина в создании литературных сказок?

— Назовите авторов литературных сказок.

— В каких сказках вы встречались с сюжетами, похожими на сюжет «Сказки о мёртвой царевне…»?

— В каких произведениях вы встречались с такими оборотами речи: аль откажешь мне в ответе, девы красной, ясный месяц, ветер буйный, правду молвить, царь был неутешен и др.?

— Какова композиция народной сказки?

4.2.Заполнение правой части таблицы, указание события «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Композиция сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку

Умирает царица-мать

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Злая мачеха выгоняет из дома молодую царевну, королевич Елисей отправляется на поиски

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

В поисках пути спаситель обращается к волшебным существам и находит помощь у ветра

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки

Повторяется вредительство, в результате которого героиня погибает

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Волшебное спасение, возвращение жениха и невесты и гибель «вредителя»

— В чём сходство пушкинской сказки и народной? (В пушкинской сказке такая же композиция, как и в народной сказке; в сказке А.С.Пушкина, так же как и в народной, побеждает добро, справедливость).

4.3. Заполнение правой части таблицы по ходу беседы.

Черты литературной сказки

Наличие авторской позиции

Автор выражает своё отношение к героям (называет черницу старушонкой, старушоночкой, царицу – гневной бабой, а царевну – моя душа)

Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа

Характеры раскрываются в речи героев: мерзкое стекло

Характеристики героев переданы через отношение к ним других персонажей

Подробное описание предметов

Например, описание яблочка

Книжная лексика

Особая книжная лексика: дева, персты

Сочетание фантастического и реального

Сведены воедино враги, угрожающие Руси в разное время

Стихотворная форма

Сказке присущи ритм, рифма

— Почему в строфе о ежедневных занятиях богатырей сведены воедино враги, угрожавшие Руси в разное время, не говоря уже о пушкинских современниках – «черкесах», да ещё «пятигорских»? (С одной стороны, это свидетельствует о некоторой «обезличенности» врагов в героической сказке или былине, с другой – в этих строчках слышится добродушная ирония автора. Вряд ли такие слова могли бы прозвучать в народной сказке, где герой сражается с представителями иного мира – могущественными и наделёнными особой магической силой).

— Свойственны ли народной сказке такие подробные описания, как, например, отравленное яблоко:

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь…

4.4. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Эпитет» (с.121-122, часть 1).

— Чем отличается определение от художественного эпитета?

— Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные, при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.

— В сказке А.С.Пушкина найдите 3-4 примера эпитетов.

— Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная мгла? (Эти слова принадлежат иному стилистическому пласту – относятся к так называемой книжной, высокой лексике).

4.5. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» (с. 120-121, часть 1).

— Самое существенное отличие пушкинских сказок от народных – стихотворная форма. Чем отличается стихотворная речь от прозаической?

— Что такое ритм?

— Приведите примеры ритма из «Сказки о мёртвой царевне и о сами богатырях».

IV. Подведение итогов урока.

— В чём сходство и различия литературной и народной сказки? (Сюжет, композиция и некоторые черты поэтики «Сказки о мёртвой царевне…» сближают её с народной сказкой. Однако есть в ней и черты литературного произведения: наличие авторской позиции, разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа, некая «психологизация» героев, сочетание фантастического и реального, стихотворный ритм.)

V. Домашнее задание.

1.Составить сообщение о жанре литературной сказки, используя материал урока и статьи учебника «Литературные сказки», с.122-124, часть 1.

2.Инд.задания: подготовить сообщения о лукоморье и дубе, Коте Баюне, Лешем, Русалке.

5

131124 6066edcc37f8e

-75%

Сохранить у себя:

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки 5 класс меркин презентация Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки (20.94 KB)

1.     
Орг. момент

На доске портреты А.С.
Пушкина, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя.  

— Кто догадался, глядя на
портреты писателей , о чем пойдет речь на уроке?
 

Ответ: В 1831 году на даче
в Царском Селе состоялось поэтическое состязание Пушкина и Жуковского на лучший
пересказ народной сказки, Н.В. Гоголь “судил” их состязание.
 

Что говорил Николай
Васильевич Гоголь об этой стороне жизни двух поэтов? ( стр 78)
 

Об этой стороне жизни двух
поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил  в Павловском и Царском Селе… Почти каждый
вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под
пера сих мужей! У Пушкина… сказки  русские
народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!» 

Сегодня на уроке мы будем
исследователями. Мы сравним две сказки: «Спящая царевна» В. А. Жуковского и «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина . Мы должны доказать, какая
из сказок ближе к народной.
 

Дальнейший  ход урока сопровождается презентацией

Презентация сопоставление сказки

2.     
 Актуализация
знаний учащихся
 

Кроссворд    — выполнение кроссворда направлено на проверку знаний текста сказки А.С.Пушкина.

— Ребята, я неоднократно
повторила слово «сказка», а напомните мне, пожалуйста, что такое сказка?
(ответы учащихся)

(Сказка- занимательный
рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. )

— Молодцы, хорошо
ответили, ну тогда вы мне скажите и какие бывают виды сказок?

(сказка о животных,
волшебная и бытовая)

-Очень хорошо! А какие
они,  волшебные сказки?  Как мы узнаем, что сказка является волшебной?
(В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении
препятствий, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.)
 

— Давайте вспомним,  какими признаками отличается волшебная
сказка? (В сказке есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное
царство; есть фантастические персонажи: леший, колдунья; в волшебной сказке
случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных; иногда
им помогают волшебные предметы или волшебные слова). 

— Верно! Вы назвали отличительные
черты волшебной  сказки, но среди сказок
есть и литературные сказки. Что же такое литературная сказка?

(Литературная сказка —
произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее,
принадлежащее конкретному автору).
 

3.     
Речевая разминка 

Игра «Найди пару» — задание отображается на интерактивной доске. Один ребёнок читает строку из сказки Пушкина или Жуковского, другой подбирает продолжение к этой строке.

4.     
 Работа со
словарем

 Так как мы будем сравнивать сказки, давайте
найдем в словаре, что такое сравнение

 (Сравнить – это значит сопоставитъ в равных
условиях, найти сходства и различия)

( слайд 2)

При сравнении мы прежде
всего будем работать с сюжетом произведений, сравним композицию,  художественные средства и героев .

Найдем в словаре, что
такое сюжет и композиция.

(Сюжет – ряд событий,
описанных в произведении)

(Композиция – построение
произведения)

(слайд 3)

5.      Работа с таблицей

Оформим это в виде таблицы – в таблицу заносим
только отличия сказок.

А)
сопоставление названий сказок

Для начала давайте обратим
внимание на название сказок, что общего и что их отличает.

(обсуждаем и заполняем
таблицу)

Б)
сопоставление героев

Кто является героями
сказки Жуковского?

Кто является героями
сказки А.С.Пушкина?

В) сравнения
композиций произведений

А сейчас давайте
рассмотрим композицию произведений.

Давайте вспомним, из каких
частей состоит композиция произведения ( завязка, кульминация, развязка)

Что такое завязка
произведения? (Завязка – событие, знаменующее начало произведения).
(слайд 4)

Чтение наизусть начала
сказки Жуковского и Пушкина.(заполнение таблицы) (слайд 5-6)

Что такое кульминация?
(Кульминация – момент наивысшего напряжения в художественном произведении)
(слайд 7)

Чтение наизусть отрывка из
сказки Пушкина и сказки Жуковского.(заполнение таблицы)(слайд 8-11)

Чем отличается концовка
произведений?

Вывод – концовки не
отличаются.

Г)сравнения сюжетов произведения

Заполнить таблицу, ответив на вопросы в таблице.(индивидуальная
работа)

Кто виноват
в бедах молодых царевен?

Ответ: в сказке Пушкина –
злая мачеха, а в сказке Жуковского — злая колдунья.(заполняем таблицу)

— Отчего уснула царевна в
сказке Жуковского?

Ответ:  укололась о веретено.(записываем в таблицу)

 Отчего умерла царевна в сказке Пушкина?

Ответ: съела яблоко
(записываем в таблицу)

— Сколько спала царевна в
сказке Жуковского?

Ответ: триста лет (запись
в таблицу)

Сколько дней лежала
мертвая царевна?

Ответ: три дня (запись в
таблицу)

Кто помогает царскому сыну
в сказке Жуковского?

Ответ: старик (запись в
таблицу)

Кто помогает королевичу
Елисею из сказки Пушкина?

Ответ: природа (запись в
таблицу)

Как очнулись царевны?

Ответ: в сказке Пушкина –
от удара королевича о гроб, в сказке Жуковского – от поцелуя (запись в таблицу)

Что произошло с мачехой в
сказке Пушкина?

Ответ: умерла(запись в
таблицу)

Что произошло с злой
колдуньей в сказке Жуковского?

Ответ : исчезла(запись в
таблицу)

Чтение
наизусть отрывка из сказки Пушкина  и
Жуковского(слайд 11-14)
 

Д)Сравнение формы произведений и художественных
средств выразительности

Обратите, пожалуйста, на
форму произведения.

Вывод: у Жуковского
сплошной текст, у Пушкина – разделение на строфы.(запись в таблицу)

Работа в
группах
– найти эпитеты, повторы,
сказочные выражения (одна группа работает со сказкой Пушкина, другая со сказкой
Жуковского)

Жуковский:

Повторы – жил-был (стр.68)

Сказочные выражения – Что
ни в сказке сказать, ни пером описать (стр.68); по усам вино бежало, в рот же
капли не попало (стр.78)
 

Пушкин:

Повторы – в путь-дорогу
(стр.91); ждет-пождет (стр.91); царь-отец (стр. 91); росла, росла (стр. 92); шла
да шла (стр.95); месяц, месяц (стр.105); ветер, ветер (стр.106);

Сказочные выражения – стали
жить да поживать (стр. 99);благодарствуй за обед (стр.101); я там был, мед,
пиво пил, да усы лишь обмочил (стр. 108)
 

(Эпи́тет (от др.-греч. πίθετον — «приложенное») — определение при слове,
влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем
прилагательным

6.     

7.     
Сравнение сказки Пушкина и Жуковского с народной
сказкой

      С самого раннего детства А. С. Пушкин
проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного
творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью
слушал он сказки, которые рассказывала 
Арина Родионовна — няня поэта

 Арина Родионовна была искусной рассказчицей,
знала множество сказок, пословиц и поговорок.(слайд 15)

Мастерица ведь была

 И откуда что брала!

 А куды разумны шутки,

 Приговорки, прибаутки,

 Небылицы и былины

 Православной старины,— 

вспоминал о ней поэт. 

Став взрослым, Александр
Сергеевич собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал
чудесные сказки.

За гипотезу возьмем слова
детского писателя, Самуила Яковлевича Маршака.

 Прочитайте.

«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».(слайд 16)

Нам нужно доказать: либо
это высказывание верно, либо доказать, что оно не верно.

— Какие вы знаете признаки
фольклорной сказки (сказочная концовка, повторы событий, зачин, сказочные
герои, волшебные предметы, понятный язык, троекратный повтор, добро побеждает
зло)

— Какая сказка – «Спящая
царевна» Жуковского или «Сказка о мёртвой царквне и о семи богатырях» Пушкина –
ближе к народной?

Вывод: сказка Пушкина
ближе к народной, чем сказка Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает
не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных
сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к 7
богатырям, Елисей 3 раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно,
что королевич обращается именно к силам природы. В пушкинской сказке, как и в
сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но в отличие от Жуковского Пушкин
чаще использует повторы, например: «путь-дорога», «царь-отец»,
«красавица-девица».
 

— Какие еще сказки
А.С.Пушкина вы знаете?

Работа с иллюстрациями на
стр 115.(учебник)

1.     
«Сказка о рыбаке
и рыбке»

2.     
«Сказка о попе и о
работнике его Балде»

3.     
«Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре 
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»

4.     
«Сказка о золотом
петушке»
 

                    Итоговый тест 

8.     
Итог урока

 Мы провели исследовательскую работу, сравнили
две сказки. Мы доказали, что сказка Пушкина ближе к народной.

Жуковский взял за основу
сказку Шарля Перро «Спящая красавица», а Пушкин – русскую народную сказку
«Самоглядное зеркало»

– Как вы думаете, ребята, сказка
Пушкина – это пересказ народной сказки или авторская сказка? (Создает свою
неповторимую, литературную сказку.)
 

Рефлексивная деятельность: (слайд 17)

На уроке:

Я приобрел …

Я научился …

Я понял, что …

Было трудно …

Было интересно …

Хочу похвалить …

5 класс

Урок № 17.

Тема. Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

Цель:

  • выявить идею «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина; роль художественно-изобразительных средств в сказке, сходства и различий народной и литературной сказки;

  • развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, работы с учебником, иллюстрациями и таблицами;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть фрагментов «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

III. Закрепление изученного.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Обращение к учебнику (с.117, часть 1). Знакомство с определением риторического обращения.

— Можно ли назвать обращения Елисея к силам природы риторическими?

3. Выявление идеи «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

3.1. Беседа.

— Почему, обращаясь к Солнцу и Месяцу, Елисей использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Елисей обращается к Солнцу и Месяцу ласково, как к живым существам. В этом обращении нашли отражение народные представления о природе как одухотворённом начале).

— Почему ветер знает больше Месяца и всемогущего Солнца? (Солнце и Месяц – «повелители» дня и ночи, Ветер – абсолютно свободен, он «гордо веет на просторе, не боится никого, кроме Бога одного». Ветер является символом свободной стихии, воли.)

— Назовите повторяющиеся гласные в указанном отрывке. Какое состояние природы можно подчеркнуть с помощью особого выделения этих звуков при чтении?

— Составьте ряд слов, обозначающих качества характера королевича Елисея.

— Почему королевичу Елисею удалось воскресить царевну?

— В каком эпизоде проявляется искренняя любовь к царевне?

3.2. Выразительное чтение сцены воскрешения царевны.

— В чём разница настроения и музыкального тона этих строчек? В чём причина этой разницы?

3.3. Выразительное чтение заключительного эпизода сказки от слов «Дома в ту пору без дела…».

— Почему царица умерла, увидев царевну живой и невредимой?

— Какой урок даёт, от чего предостерегает «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? Какова главная мысль сказки? (В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.

Истинная ценность человека – это красота внутренняя: доброта, кротость, трудолюбие, скромност, искренность, верность.

Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты. Однако оно изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть будут непременно наказаны).

4. Выявление отличий народной и литературной сказки.

4.1. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Литературные сказки» (с.122-124, часть 1).

— Почему писатели стали обрабатывать народные сказки?

— Назовите виды сказок.

— Какова заслуга А.С.Пушкина в создании литературных сказок?

— Назовите авторов литературных сказок.

— В каких сказках вы встречались с сюжетами, похожими на сюжет «Сказки о мёртвой царевне…»?

— В каких произведениях вы встречались с такими оборотами речи: аль откажешь мне в ответе, девы красной, ясный месяц, ветер буйный, правду молвить, царь был неутешен и др.?

— Какова композиция народной сказки?

4.2.Заполнение правой части таблицы, указание события «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Композиция сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку

Умирает царица-мать

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Злая мачеха выгоняет из дома молодую царевну, королевич Елисей отправляется на поиски

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

В поисках пути спаситель обращается к волшебным существам и находит помощь у ветра

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки

Повторяется вредительство, в результате которого героиня погибает

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Волшебное спасение, возвращение жениха и невесты и гибель «вредителя»

— В чём сходство пушкинской сказки и народной? (В пушкинской сказке такая же композиция, как и в народной сказке; в сказке А.С.Пушкина, так же как и в народной, побеждает добро, справедливость).

4.3. Заполнение правой части таблицы по ходу беседы.

Черты литературной сказки

Наличие авторской позиции

Автор выражает своё отношение к героям (называет черницу старушонкой, старушоночкой, царицу – гневной бабой, а царевну – моя душа)

Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа

Характеры раскрываются в речи героев: мерзкое стекло

Характеристики героев переданы через отношение к ним других персонажей

Подробное описание предметов

Например, описание яблочка

Книжная лексика

Особая книжная лексика: дева, персты

Сочетание фантастического и реального

Сведены воедино враги, угрожающие Руси в разное время

Стихотворная форма

Сказке присущи ритм, рифма

— Почему в строфе о ежедневных занятиях богатырей сведены воедино враги, угрожавшие Руси в разное время, не говоря уже о пушкинских современниках – «черкесах», да ещё «пятигорских»? (С одной стороны, это свидетельствует о некоторой «обезличенности» врагов в героической сказке или былине, с другой – в этих строчках слышится добродушная ирония автора. Вряд ли такие слова могли бы прозвучать в народной сказке, где герой сражается с представителями иного мира – могущественными и наделёнными особой магической силой).

— Свойственны ли народной сказке такие подробные описания, как, например, отравленное яблоко:

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь…

4.4. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Эпитет» (с.121-122, часть 1).

— Чем отличается определение от художественного эпитета?

— Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные, при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.

— В сказке А.С.Пушкина найдите 3-4 примера эпитетов.

— Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная мгла? (Эти слова принадлежат иному стилистическому пласту – относятся к так называемой книжной, высокой лексике).

4.5. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» (с. 120-121, часть 1).

— Самое существенное отличие пушкинских сказок от народных – стихотворная форма. Чем отличается стихотворная речь от прозаической?

— Что такое ритм?

— Приведите примеры ритма из «Сказки о мёртвой царевне и о сами богатырях».

IV. Подведение итогов урока.

— В чём сходство и различия литературной и народной сказки? (Сюжет, композиция и некоторые черты поэтики «Сказки о мёртвой царевне…» сближают её с народной сказкой. Однако есть в ней и черты литературного произведения: наличие авторской позиции, разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа, некая «психологизация» героев, сочетание фантастического и реального, стихотворный ритм.)

V. Домашнее задание.

1.Составить сообщение о жанре литературной сказки, используя материал урока и статьи учебника «Литературные сказки», с.122-124, часть 1.

2.Инд.задания: подготовить сообщения о лукоморье и дубе, Коте Баюне, Лешем, Русалке.

Ожидаемый результат: Учащиеся знают
определение сказки, определяют вид сказки; находят эпитеты,
сравнения, метафоры и объясняют их роль в сказке; выразительно
рассказывают сказку, передавая средствами выразительного чтения
собственное отношение к изображаемому; знают составляющие
элементы сказки; составляют народную волшебную сказку.

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о русских
    народных сказках, особенностях их построения;
  • создать эмоциональный настрой на изучение произведений
    устного народного творчества;
  • сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных
    видов сказок;
  • продолжать формировать интерес к чтению, развивать
    воображение, наблюдательность, развивать творческое мышление
    учащихся;
  • воспитывать чувство ответственности, умение принимать
    решения.

Основные понятия. Народная сказка, волшебная
сказка, бытовая сказка, сказка о животных.

Оборудование. Репродукции картин И.Я.Билибина,
В.М.Васнецова; рисунки героев сказок, созданные детьми; рабочие
тетради; у педагога — компьютер, мультимедийный проектор,
экран.

Тип урока. Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний.

Вид урока. Комбинированный

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок


А.С.Пушкин

Ход урока

1. Организационный этап

Проверка домашнего задания

Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся
приведенные тексты.

Колыбельная. Считалочка. Скороговорка.

Уж ты, котичка-коток,

Котик — серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать;

Я тебе ли, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин я молока

Да кусочек пирога.

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, серый, не проси.

***

Сон ходит по лавке,

Дремота по избе,

Сон-то говорит:

— Я спать хочу!

Дремота говорит:

— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам

Похаживают,

Ванюшке в зыбочку

Заглядывают,

Заглядывают —

Спать укладывают.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной —

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей!

***

Чирики, микирики,

По кусту, по насту,

По слову кабасту,

Жучик, рючик,

Хруп, дуб,

Иванов зуб.

***

Эны-бены,

Рики-факи,

Тобра-орба,

Он дысмаки,

Деус-деус,

Касматэус,

Бакс.

Стоит поп на копне,

Колпак на попе,

Копна — под попом,

Поп — под колпаком.

***

Добры бобры

Идут в боры.

***

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Учащиеся показывают скороговорки, которые они выписали дома.
Одну из скороговорок учим и произносим наизусть всем классом.
Рисунки детей развешиваются на доске.

3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся

Приём-ледокол «Ветер дует для того…»

— Ветер дует для того, у кого хорошее настроение (подымаются те
учащиеся, у кого хорошее настроение).

— Ветер дует для того, у кого голубые глаза.

— Ветер дует для того, кто считает, народные сказки
передавалась из уст в уста народными сказителями.

— Ветер дует для того, кто считает, что А.С.Пушкин писал
народные сказки.

3. Этап подготовки учащихся к активной и сознательной
деятельности на уроке

3.1. Сообщение темы урока

3.2.Формулировка вместе с учащимися цели и задачи
учебной деятельности. «Незаконченное
предложение».

Продолжите высказывание:

  • «Сегодня на уроке нужно… узнать (познакомиться…)
  • Выполнить (начать работу…)
  • Понять (выяснить, показать…)
  • Для этого нужно (необходимо) …

4. Этап усвоения новых знаний

4.1. Слово учителя

Ребята, давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят
назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или
сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые.
Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько
охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам
расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером
собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и
сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради
сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером
усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики
возвращались домой, в родной город или село, они продавали
пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали
равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим
тайной слова.

Сказители знали на память множество былин, называемых
старúнами, исторических песен, потешек, прибауток,
сказок разнообразных. Когда исследователи стали их записывать,
оказалось, что один человек помнит наизусть целый том.

На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые
сказки.

И сегодня мы с вами будем тоже сказителями и попробуем
составить сказку. Но для начала давайте вспомним, повторим и
узнаем новое о народных волшебных сказках.

4.2. Беседа (на доске вывешиваются:
солнышко, лучики, три тучки, звезды)

— Представьте, что солнышко — это сказка, что такое сказка?
(Это вид устного или литературного повествования о
вымышленных необыкновенных событиях и приключениях.)

— Представьте, что лучики — это то, чему учат нас сказки? Чему
учат нас сказки? (добру, патриотизму, не бояться
трудностей, защищать слабых, нравственности, любви к ближним,
заботиться о слабых)

— Вы видите три тучки, а каким образом они связаны с народными
сказками? Что они обозначают? На какие на три вида делятся
народные сказки (сказки о животных, бытовые и
волшебные)

— Расскажите об особенностях каждого вида сказок.

(Сказки о животных — звери наделяются человеческими
качествами и являются главными героями.

Бытовые сказки — герои — это обычные люди, которые
добиваются успеха благодаря своим качествам.

Волшебные сказки — обязательно действуют волшебные силы,
помогают им волшебные вещи, с героями случаются всякие
приключения и превращения.)

4.3. Видеовикторина

Ребята, на экране будут показаны иллюстрации к сказкам, нужно
угадать сказку и определить вид сказки. Какие детали помогли
узнать сказку.

4.4. Работа над литературоведческими понятиями:
структура сказки.

Остановимся на тучке с волшебными сказками. Открываем тучку и
что мы видим, звёзды. Звёзды — это структура сказок,
особенность волшебных сказок. Каждая звезда имеет своё
назначение.

В волшебных сказка есть присказка (одна звезда),
которая настраивает слушателей на особый лад: переносят в
удивительный сказочный мир.

— Какие присказки вы знаете? (Дети приводят пример)

Вот присказка для самых маленьких слушателей:

Как не в море-океане,

Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем —

Сказку в гости позовем!

Слушай тихо и гляди…

Сказка, в гости приходи! В волшебных сказках обязательно есть
зачин (вторая звезда):

— Приведите пример зачина.

(«Жили-были», «В некотором царстве, в некотором
государстве», «Однажды», «В три девятом царстве, три десятом
государстве»)

И есть концовка (третья звезда):

— Приведите пример концовки («Тут и сказки конец», «Стали
они в добре поживать, лиха не знать», «Вот, видишь, как оно
бывает на свете»)

— Чего не хватает, ребята? Основной части

4.5. Ролевая игра. Инсценирование отрывка из сказки
«Гуси-лебеди»
.

Ребята, давайте сейчас посмотрим, как группа ребята из класса
справилась с домашним заданием. Они проинсценируют отрывок из
сказки «Гуси-лебеди» (сценка, когда сестрица помогает
печке, яблоне, речке)

4.6. Работа в паре над литературоведческими понятиями:
художественные средства.

В сказках встречается много художественных средств. Составьте в
паре список художественных средств, приведите примеры из
народных сказок. Пары по цепочке представляют результаты своей
работы.

— постоянных эпитетов: красна девица, добрый молодец, лес
дремучий, яблочко наливное, молочные реки, тучи чёрные;

— метафоры: морщины прорезались; солнце лизнуло голову;
вещи под ногами путаются, за руки цепляются; утро вечера
мудренее; солдат пуще прежнего закручинился;

— сравнения: «Выходи за меня, красавица, — не говорит, а
ручейком разливается»; смотрит на маменьку, а слёзы так и
катятся, как по столу горошины; мать радовалась и баловала
задиристого, с рукавицу, малыша.

— гипербола: «Другой подобной красавицы во всём свете не
бывало!», «Рукавица крышу пробила», «Я его на одну руку посажу,
другой прихлопну — только мокрёхонько будет!», «Приезжают к
реке Смородине — по всему берегу лежат кости человеческие, по
колено навалено!»

4.7. Беседа. Подготовка к творческой работе.

Давайте сейчас все вместе попробуем составить народную
волшебную сказку.

У нас вроде бы все есть: присказка, зачин, основная часть,
концовка и, наверное, мы можем сказывать?

— Сказка готова? Нет.

— А чего нам не хватает?

— Без чего текст сказкой назвать нельзя?

1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок,
Василиса Премудрая).

2. Сказочные превращения (Царевич-чудище лесное, Василиса
Прекрасная — лягушка).

3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).

4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 дня; 3 дороги; 3
железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз).

5. Задания (найти ковер-самолет, испечь хлеб за одну ночь)

— А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.

4.8. Работа в группах

У меня есть картинки с героями, волшебными вещами. Каждая
команда должна выбрать себе героев и вещь, а затем все вместе
будете составлять народную волшебную сказку. Не забываем, что с
главный герой должен пройти три испытания, одержать победу над
злом, кого-то спасти, а помогать ему должны волшебные предметы
или действия.

4.9. Представление результатов.

5. Рефлексия

«Микрофон»

Учащиеся по желанию высказывают свое мнение об уроке.

  • «На уроке я узнал о…; вспомнил…; понял…; научился…»
  • «Самый большой мой успех — это…»
  • «Самые большие трудности я почувствовал…»
  • «На следующем уроке я хочу…»

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению

6.1. Задание для всего класса.

Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»

6.2. Индивидуальные задания.

Напишите волшебную народную сказку.

  • Черты увядающей аристократии в образах братьев кирсановых сочинение
  • Черты сказки дикий помещик
  • Черты русской народной сказки в сказке жуковского спящая царевна
  • Черты неоромантизма в рассказе макар чудра
  • Черты романтизма в мцыри сочинение