Черты сентиментализма в рассказе бедная лиза

672 слова новое направление русской литературы сентиментализм возникло в россии в конце xviii начале xix века. основоположник этого

(672 слова) Новое направление русской литературы — сентиментализм возникло в России в конце XVIII — начале XIX века. Основоположник этого направления — Николай Карамзин, произведение, ставшее первым в этом направлении — «Бедная Лиза». Оно стало настоящим эталоном сентиментализма, заложив его основы и стиль. Писатель представляет нашему взору историю отношений между нищей крестьянской девушкой и парнем из дворянского сословия, которая закончилась трагично.

Итак, почему же данная повесть является примером произведения, написанного в сентиментальном стиле?
Самое первое, что мы можем заметить — это сословия, в которых состоят герои романа. Зачастую, образ героини — это образ женщины или девушки из низших сословий, жизнь которых нелегка и полна тягот и лишений. Это уже по традиции стиля.

Но, несмотря на свою тяжелую жизнь, эти героини обретают любовь, которая, однако, не имеет счастливого конца — хотя бы потому, что она неравная. Обычно, девушка-героиня имеет неиспорченную душу, которая наивна, и может любить по-настоящему.

Так, девушка Лиза из рассматриваемого произведения проживала сама и тянула больную мать, работая самостоятельно. И однажды ей сильно не повезло — она встретила и полюбила молодого человека из высшего света, и он тоже ее якобы полюбил. Даже прямо сказал о том, что готов к свадьбе.

Однако, парень был испорчен светским образом жизни — он ей солгал, а его предательство привело к тому, что девушка свела счеты с жизнью, утопившись. Вторым признаком этого стиля является содержание текста — в данном стиле характерно то, что на первый план выводятся чувства и эмоции, наиболее ярко — любовь.

В сюжете рассматриваемого произведения нам показано сильное чувство, которое резко проснулось в обоих персонажах. Писателем очень подробно описаны отношения влюбленных — так, у девушки очень тонкая и чувственная натура, она может прочувствовать очень многое. При этом ее натура наивна и доверчива, и в то же время она страстна и горяча. Лиза воспринимает все буквально, не стесняется выражать свои чувства. А в русском классицизме на первый план выводятся иные качества человеческой натуры — разум, принципы, по которым живет герой.

В сентиментализме же наоборот -персонажи идут напролом против всего, чтобы добиться своего — единства с любимым, ими правят чувства. Молодая крестьянка из рассматриваемого произведения совершает поступок, который не соответствует своему времени, однако сам писатель ее не осуждает, но говорит нам, что настоящие эмоции и чувства, идущие от сердца, искупают все содеянное. Хотя, суицид в ее положении был явно лишним — и сама погибла ни за что, и мать сгубила. Так что же она искупила-то?

Третьим признаком сентиментализма является отношение самого писателя к окружающей природе. В произведениях, написанных в сентиментальном стиле, непременно заостряется внимание на связи между человеком и природой. создавая и применяя различные образы, авторы отражают то, что творится на душе у главных героев. в рассматриваемом произведении очень ярко и красочно описаны времена года, которые показывали все, что развивалось у героев — весна олицетворяет зарождение чувств персонажей, лето — кульминацию, а осень — трагическую развязку отношений между героями.

Можно назвать четвертым признаком и финал произведения — он всегда особый, драматический практически всегда. Трагический итог типичен для концовки повести — молодой человек использовал наивность и доверчивость девушки, овладел ею, а потом предал ее, променял на более выгодную в финансовом плане вдову.

А девушка, будучи по своей натуре чувственной и страстной, не смогла смириться с предательством и жить с таким грузом, из-за чего утопилась в пруду. То есть, для сентиментализма характерна история несчастливой любви. Обычно пара распадается под влиянием как внутренних причин, так и внешних — воля судьбы, общество, живущее по жестким законам, которые, в основном, продиктованы отрицательными человеческими качествами, умноженными на количество людей в этом обществе. Кроме того, в сентиментализме важна причина, по которой герои совершают суицид, и эта причина стала его традицией.

В таком случае сюжет, обычно, зиждется на двух конфликтах. В данном случае, на внешнем — парень из дворян, а девушка из нищих, и развитие их отношений тормозится из-за социальных устоев — и внутреннем конфликтах. В этом случае автор показал этот конфликт на примере Эраста, который, страдая от безденежья, предает свою любимую, меняет ее на вдову, которая богата.

Таким образом, мы приходим к выводу — повесть — эталон, образец для других произведений, в ней наиболее ярко и полно выражено все то, что присуще сентиментализму. Мы, читая произведение, полностью погружаемся в его мир, сопереживаем его героям, чувствуем все их эмоции — и в этом нам помогает сам автор, который подошел к работе над ним серьезно, и провел работу мастерски.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На чтение 25 мин. Просмотров 68 Опубликовано

Повесть «Бедная Лиза», написанная в 1792 году, стала первой сентиментальной повестью в русской литературе. История любви крестьянки и дворянина не оставил равнодушными читателей того времени.Так в чем же заключается сентиментализм «Бедной Лизы»?

Сентиментализм в повести

Сентиментализм – такое направление в литературе, где на первое место выходят чувства героев, несмотря на их низкое или высокое положение.

Сюжет повести разворачивает перед читателем историю любви бедной крестьянской девушки и дворянина. Автор с просветительских позиций отстаивает внесословную ценность человека, отказывается от предрассудков. «И крестьянки любить умеют» – пишет Карамзин, и это утверждение было новым для русской литературы.

К примерам сентиментализма повести «Бедная Лиза» относятся постоянные переживания и страдания героев, выражение своих чувств. Также к этому жанру можно отнести такие черты, как лирические отступления автора, описание природы.

Пейзажные зарисовки в повести создают определенное настроение и перекликаются с переживаниями героев. Так, сцена грозы подчеркивает страх и смятение в душе Лизы, подсказывает читателю, что впереди – трагический поворот событий.

Литература сентиментализма открыла для читателей XVIII века мир человеческих чувств и переживаний, дала возможность почувствовать слияние души человека с природой.

Внешний и внутренний конфликт

“Бедная Лиза” – повесть о трагической любви. Простая, крестьянская девушка Лиза, живущая в окрестностях Москвы, отправляется в город торговать цветами. Там она встречает молодого человека по имени Эраст. Они влюбляются друг в друга.

Сюжет повествования основывается на системе внутренних и внешних конфликтов. Внешний конфликт представляет собой социальное противоречие: он – дворянин, она – крестьянка. Герои страдают из-за общественных предрассудков, но затем начинают верить в то, что сила любви преодолеет их. И читателю в определенный момент кажется, что история любви будет иметь счастливый финал. Но в повести есть и другие конфликты, которые развивают действие трагическим образом. Это внутренний конфликт в душе Эраста, возникший из-за сложившихся жизненных обстоятельств. Герой уезжает в расположение действующей армии, а Лиза остается его ждать, поверив обещаниям и признаниям своего возлюбленного. Проиграв в карты деньги и имение, Эраст оказывается неспособным заплатить образовавшиеся долги. И тогда он находит единственный выход: жениться на богатой невесте. Лиза случайно узнает о предательстве и решает утопиться. Мотив самоубийства тоже был новым для русской литературы. Узнав о смерти любимой, Эрасмт мучительно переживает свое предательство. Об этом мы узнаем из концовки повести.

Эта история вызывает сочувствие в сердцах читателей к персонажам повести. Автор тоже сочувствует своим героям. Авторская позиция видна в названии повести. Эраста мы тоже не можем назвать отрицательным героем, этот образ вызывает сочувствие тем искренним раскаянием, которое он испытывает, осознав весь ужас своего поступка, глубину предательства, приведшего к смерти Лизы. Авторская позиция выражается и через прямые высказывания, принадлежащие в повести повествователю: “Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце”

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Сентиментализм повести «Бедная Лиза». Карамзин – писатель, который внес в нашу литературу такое понятие, как русский сентиментализм. Данное произведение обладает множеством признаков этого жанра, например, открытое выражение своих эмоций, раскрытие персонажей через их внутренний мир, а не через внешность и положение в обществе.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году было написано произведение Карамзина «Бедная Лиза»?</h3>

    • <label>1783;</label>
    • <label>1786;</label>
    • <label>1792;</label>
    • <label>1793.</label>

(новая вкладка)Содержание:

Произведение сентиментализма

Н. М. Карамзин по праву считается родоначальником русского чувствительного жанра. В 1792 году он создаёт повесть о любви крестьянки и дворянина, которая отражает в себе особенности нового направления и становится прогрессивным произведением. В ней отчётливо и самобытно проявляются его основные черты, вот почему повесть «Бедная Лиза» относится к сентиментализму.

Одухотворённая представительница крестьянства

Главная героиня из низшего сословия, но обладает и духовностью, и чувствительностью. Девушка умеет и любить, и мечтать. Она склонна к душевному состраданию, которое несвойственно её среде. Положение крепостных — это жизнь рабов, лишённых чувств, чего не скажешь о Лизе, ей глубоко близки черты:

  • умение сопереживать;
  • бережно хранить «нежнейшие чувствия»;
  • наслаждаться ощущением собственных эмоций.

Искренняя девушка доверяет чувствам, движениям сердца, «нежным страстям».

Внутренние переживания влюблённых

К признакам нового литературного течения в повести относятся постоянные душевные страдания героев, они не сдерживают чувств и нередко проливают слёзы. Доказать это в тексте может безмерное горе Лизы, когда она после отъезда Эраста в армию безумно скучает по нему, постоянно плачет и тоскует в разлуке с любимым.

Эти примеры сентиментализма в «Бедной Лизе» впервые открывают в русской литературе внутренние переживания человека, они показывают, как обнажаются человеческие сердца, когда испытывают:

  • тоску по несбывшемуся;
  • любовь к родному человеку;
  • грусть от разлуки;
  • страдание и боль.

Проявление чувств главных героев

Тема счастья и любви проникновенно и взволнованно описывается автором. Влюблённость Эраста в Лизу кажется искренней и возвышенной. Он в восторге от милой «пастушки». Вся роскошь и изысканные развлечения высшего света кажутся ему пустыми и мелкими. И только «страстная дружба невинной души питает его сердце». Но герои не справляются со своей чувственностью, а именно она главная и ценная особенность сентиментализма, и оказываются в объятиях, испытывая наслаждение и восторг.

Однако страстное притяжение молодого человека к возлюбленной резко меняется, когда взаимоотношения перестают быть платоническими. Неземной идеал чистоты и невинности рассыпается вдребезги, чувство любви и трепетности сгорает. Образованный и возвышенный дворянин Эраст расстаётся с девушкой, чтобы жениться на пожилой даме по расчёту.

Роковой исход

Повесть включает в себя элемент ожидаемой трагедии — исстрадавшаяся Лиза бросается в пруд. Печальный финал повести — ещё один пример сентиментализма.

Следуя за чувствами, несчастная девушка забывает о больной матери, практически теряет разум и принимает решение уйти из жизни по зову своего разбитого сердца. Автор убедительно доказывает, что главный признак нового жанра — это преобладание чувств над разумом.

Близость природы и человека

Черты сентиментализма повести «Бедная Лиза» нашли выражение и в показе тесной связи героев с окружающей природой. Пейзажные зарисовки созвучны их настроению и переживаниям. Зловещая сцена грозы усиливает страх и тревогу героини и служит доказательством, что ждёт её не радость и счастье, а нечто гибельное, пугающее.

Автор восхищается присущей природе красотой и чистотой. Она выступает отдельным героем, и только такая прекрасная девушка, как Лиза, способна общаться с ней и понимать её.

Лирические отступления автора

Карамзин создаёт в сентиментальном сочинении картину светлой женской души, способной на любовь, верность и преданность. Своё сочувственное отношение к героине писатель выражает в заглавии. И сожалеет, что не может изменить события: ведь он передаёт подлинную историю.

Эраста автор не обвиняет в случившемся, а пытается найти ему оправдание, наделяя глубоким раскаянием. При этом он кратко и ёмко выражает отношение к своему ветреному герою, называя его «безрассудным молодым человеком».

Повествователь узнаёт историю о погибшей девушке из уст Эраста и, опечаленный её трагической судьбой, часто приходит погрустить на «Лизину могилку». Такое сосуществование автора и героя в одном произведении не проявлялось в русской литературе до Карамзина. И этот приём также можно отнести к признакам сентиментализма в «Бедной Лизе».

Повесть так правдива и искренна, что воспринимается как рассказ о подлинных событиях. У неё есть «прописка» — пруд у Симонова монастыря, указанный автором, куда приходят к месту гибели Лизы несчастные в любви девушки. Они плачут, страдают и оставляют на коре деревьев серьёзные и сатирические надписи. Одна из них в форме таблицы гласит: «Погибла в сих струях Эрастова невеста, Топитесь, девушки, в пруду довольно места!»

Велика роль автора в том, что он дал направление другим писателям в создании демократичных и реалистичных произведений, описывающих настоящие человеческие судьбы, сочинив повесть о девушке-крестьянке. Никогда ещё в русской литературе не выставлялась напоказ личная жизнь героев со всеми радостями и трагедиями. Она навсегда останется в отечественной классике как истинный образец русского чувствительного произведения.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Сентиментализм в повести Карамзина

Сентиментализм — художественная направленность в литературе и творческой деятельности в XVIII — XIX веках. Сантименты означают чувства и переживания. Для этого течения душевные порывы и эмоции являются основными критериями в эстетике.

Чувственные образы в произведении

Существует негласный запрет на прямолинейный анализ образов, сложился особый интерес к обычному человеку. В сентиментализме главный акцент переносится на внутренний мир индивида, а внешние проявления не так важны.

Действие протекает в Москве. Главные персонажи — Лизавета, ее мама, Эраст. Повесть «Бедная Лиза» берет свое начало с описания красоты православного монастыря. Также автор описывает природу, прекрасные виды Москвы.

Пейзажи приносят с собой грустные настроения, угадывающие грядущие драматические события. «Бедная Лиза» основывается на типичном сюжете о мезальянсе. Персонажи любовной истории принадлежат к разным сословиям: дворянство и крестьянство. Такая пара не может обрести счастье по моральным причинам, а также крестьянский общественный уклад жизни противоречит и находится в конфликте с помещичьим.

Читайте также:  Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Юбилейное»

Образ бедной Лизы:

  • имя значит «уважающая Бога»;
  • красива своим телом и сердцем;
  • работала не покладая рук;
  • вежливая;
  • принадлежит к крестьянам.

Слезная история любви

Лизавета чувствует себя бедной в собственных эмоциях и переживаниях, также можно охарактеризовать материальное положение девушки. Дополнительно этим определением автор выражает, как он лично относится к молодой даме.

Образ Эраста:

  • имя значит «любимый»;
  • много денежных средств;
  • добрая душа;
  • острый ум;
  • слабый характер;
  • вел праздный образ жизни;
  • относится к дворянскому сословию.

Елизавете присущи скромность, нравственность, в ней не было ни капли жадности. Ее матушка была чувственной, честной, в преклонных летах — пошел шестой десяток. Хорошо воспитала свою дочь.

При знакомстве с Лизой скучающий и пресыщенный дворянскими развлечениями Эраст испытывает новое чувство — чистый восторг. Девушка влюбляется в юношу с первого взгляда. В их возникших чувствах нет порока, они светлые и прекрасные. Их любовная история завершилась тем, что Эраст женится по расчету на другой.

Автор возмущен действиями молодого человека, «сердце обливается кровью». Крестьянка обманута, герой повести воспользовался юностью и наивностью девушки, а потом бросил ее. В результате Елизавета убивает себя, она бросается в водоем. В дальнейшем Эраст несчастлив, потому что заключил брак не по любви.

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как пример сентиментального произведения

1. Литературное направление «сентиментализм». 2. Особенности сюжета произведения. 3. Образ главной героини. 4. Образ «злодея» Эраста. В литературе второй половины XVIII — начала XIX веков было очень популярно литературное направление «сентиментализм». Название возникло от французского слова «sentiment», что в переводе означает «чувство, чувствительность». Сентиментализм призывал обратить внимание на чувства, переживания, эмоции человека, то есть особую важность приобретал внутренний мир. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» — это яркий пример сентиментального произведения. Сюжет повести очень прост. Волею судьбы встречаются избалованный дворянин и молодая наивная крестьянская девушка. Она влюбляется в него и становится жертвой своего чувства. Образ главной героини Лизы поражает своей чистотой, искренностью. Крестьянская девушка больше похожа на сказочную героиню. В ней нет ничего будничного, повседневного, пошлого. Натура Лизы возвышенна и прекрасна, несмотря на то что жизнь девушки сказочной не назовешь. Лиза рано лишилась отца, живет вместе со старой матерью. Девушке приходится много работать. Но она не ропщет на судьбу. Лиза показана автором как идеал, лишенный каких-либо недостатков. Ей не свойственна тяга к наживе, материальные ценности не имеют для нее какого-то значения. Лиза больше похожа на чувствительную барышню, выросшую в атмосфере праздности, с детства окруженную заботой и вниманием. Подобная тенденция была характерна для сентиментальных произведений. Главная героиня не может восприниматься читателем грубой, приземленной, прагматичной. Она должна быть оторванной от мира пошлости, грязи, лицемерия, должна являть собой образец возвышенности, чистоты, поэтичности.

В повести Карамзина Лиза становится игрушкой в руках своего возлюбленного. Эраст — это типичный молодой повеса, привыкший получать то, что считает нужным. Молодой человек избалован, эгоистичен. Отсутствие нравственного начала приводит к тому, что он не понимает пылкой и страстной натуры Лизы. Чувства Эраста вызывают сомнения. Он привык жить, думая только о себе и своих желаниях. Эрасту не дано было увидеть красоту внутреннего мира девушки, ведь Лиза умна, добра. Но достоинства крестьянки ничего не стоят в глазах пресыщенного дворянина. Эраст, в отличие от Лизы, никогда не знал лишений. Ему не нужно было заботиться о хлебе насущном, вся жизнь его — это сплошной праздник. И любовь он изначально считает игрой, способной украсить несколько дней жизни. Эраст не может быть верным, его привязанность к Лизе всего лишь иллюзия.

А Лиза глубоко переживает трагедию. Показательно, что когда молодой дворянин соблазнил девушку, грянул гром, сверкнула молния. Знамение природы предвещает беду. И Лиза чувствует, что за совершенное ей придется заплатить самой страшной ценой. Девушка не ошиблась. Прошло совсем немного времени, и Эраст охладел к Лизе. Теперь он забыл о ней. Для девушки это стало страшным ударом. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень любима читателями не только из-за занимательности сюжета, который рассказывал о красивой истории любви. Читатели высоко оценили мастерство писателя, который сумел правдиво и ярко показать внутренний мир влюбленной девушки. Чувства, переживания, эмоции главной героини не могут оставить равнодушным.

Парадоксально, но молодой дворянин Эраст не воспринимается в полной мере как отрицательный герой. После самоубийства Лизы Эраст раздавлен горем, считает себя убийцей и тоскует по ней всю свою жизнь. Эраст не стал несчастным, за свой поступок он понес суровое наказание. Писатель относится к своему герою объективно. Он признает, что молодой дворянин обладает добрым сердцем и разумом. Но, увы, это не дает права считать Эраста хорошим человеком. Карамзин говорит: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою». Немудрено, что при подобном отношении к жизни любовь не стала для молодого человека чем-то заслуживающим внимания. Эраст мечтателен. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провожали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Что можно сказать об Эрасте, если проанализировать характеристику Карамзина? Эраст витает в облаках. Вымышленные истории важнее для него, чем настоящая жизнь. Поэтому ему все быстро наскучило, даже любовь столь прекрасной девушки. Ведь реальная жизнь всегда кажется мечтателю менее яркой и интересной, чем жизнь придуманная.

Эраст решает отправиться в военный поход. Он считает, что это событие придаст смысл его жизни, что он почувствует свою значимость. Но, увы, слабохарактерный дворянин во время военного похода только проиграл в карты все свое состояние. Мечты натолкнулись на жестокую действительность. Легкомысленный Эраст не способен на серьезные поступки, развлечения для него важнее всего. Он решает выгодно жениться, чтобы вновь обрести желаемое материальное благополучие. Эраст при этом совсем не думает о чувствах Лизы. Зачем ему бедная крестьянка, если перед ним встал вопрос материальной пользы.

Лиза бросается в пруд, самоубийство становится для нее единственно возможным выходом. Страдания любви настолько измучили девушку, что она не хочет больше жить. Для нас, современных читателей, повесть Карамзина «Бедная Лиза» кажется похожей на сказку. Ведь в ней нет ничего похожего на реальную жизнь, кроме, пожалуй, чувств главной героини. Но сентиментализм как литературное направление оказался очень важен для русской литературы. Ведь писатели, творящие в русле сентиментализма, показывали тончайшие оттенки человеческих переживаний. И эта тенденция в дальнейшем получила свое развитие. На основе сентиментальных произведений появились другие, более реалистичные и правдоподобные.

Анализ «Бедной Лизы»

Карамзин не осуждает героиню за сведение счетов с жизнью. По его мнению, мучение всегда будет вознаграждено. Эмоции и переживания своих персонажей автор соотносит с природой. В начале произведения перед читателем предстает грустный осенний пейзаж, который может привести к меланхолии. Ясное утро мая ассоциируется с пылким признанием в любви героев. Ночная пугающая гроза призвана подтверждать безграничную трагедию Лизаветы.

Признаки сентиментальности

Присутствуют все характерные черты сентиментализма в «Бедной Лизе»: главная тема — любовь, основной конфликт — доказать испорченную мораль дворянского общества. В повести противопоставлены город и село. В сентиментализме Карамзина природа идеализируется, автор восторгается принадлежностью Российского государства к патриархату.

Примеры сентиментализма: персонажи индивидуальны, их эмоции — главная эстетика повести. На первый план выходят размышления героев, их стремления, душевные переживания. В сентиментализме переживание более убедительно и подлинно, нежели само существование.

Разум и эмоции в рассказе

В повести представлены 2 конфликта: внешний — роман аристократа и простолюдинки; внутренний — любовь и предательство Эраста.

Книга наполнена мучениями, даже природа сочувствует Елизавете. В сентиментализме важны изображения чувств, а не проявление ума. В литературном труде Карамзина персонажи живут порывами своей души, рассудок нередко уходит на второй план, и эмоции зачастую противоречат здравому смыслу.

Основные классические литературные направления — классицизм, романтизм, сентиментализм и реализм. Тексты сочинений Карамзина относятся к сентиментализму, так как писатель считал главным благом именно воспитание чувственного восприятия.

Лирические отступления автора

Карамзин создаёт в сентиментальном сочинении картину светлой женской души, способной на любовь, верность и преданность. Своё сочувственное отношение к героине писатель выражает в заглавии. И сожалеет, что не может изменить события: ведь он передаёт подлинную историю.

Читайте также:  Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова

Эраста автор не обвиняет в случившемся, а пытается найти ему оправдание, наделяя глубоким раскаянием. При этом он кратко и ёмко выражает отношение к своему ветреному герою, называя его «безрассудным молодым человеком».

Повествователь узнаёт историю о погибшей девушке из уст Эраста и, опечаленный её трагической судьбой, часто приходит погрустить на «Лизину могилку». Такое сосуществование автора и героя в одном произведении не проявлялось в русской литературе до Карамзина. И этот приём также можно отнести к признакам сентиментализма в «Бедной Лизе».

Повесть так правдива и искренна, что воспринимается как рассказ о подлинных событиях. У неё есть «прописка» — пруд у Симонова монастыря, указанный автором, куда приходят к месту гибели Лизы несчастные в любви девушки. Они плачут, страдают и оставляют на коре деревьев серьёзные и сатирические надписи. Одна из них в форме таблицы гласит: «Погибла в сих струях Эрастова невеста, Топитесь, девушки, в пруду довольно места!»

Велика роль автора в том, что он дал направление другим писателям в создании демократичных и реалистичных произведений, описывающих настоящие человеческие судьбы, сочинив повесть о девушке-крестьянке. Никогда ещё в русской литературе не выставлялась напоказ личная жизнь героев со всеми радостями и трагедиями. Она навсегда останется в отечественной классике как истинный образец русского чувствительного произведения.

Сегодня на уроке мы:

·     обсудим повесть Николая Михайловича «Бедная Лиза»;

·     проследим в ней основные признаки сентиментализма;

·     узнаем, что нового привнёс Карамзин в русскую литературу.

Повесть «Бедная Лиза» Николай Михайлович Карамзин написал после возвращения из Европы. Ему тогда исполнилось 25 лет.

Повесть Карамзин опубликовал в 1792 году в «Московском журнале», который сам издавал. «Бедная Лиза» произвела фурор.

Вскоре повесть вышла отдельной книгой и постоянно переиздавалась. Ею зачитывались.

Пруд, который описан в повести, стал называться «Лизиным». К нему приезжали влюблённые, чтобы объясниться в любви или объявить о разлуке.

Противники повести привозили туда подопечных с воспитательной целью. Они показывали, что автор приукрасил реальность. Например, вместо красивой берёзовой рощи на берегу росла одна жалкая берёзка.

Молодым людям зачитывали едкие эпиграммы:

«Ну можно ль поступить безбожнее и хуже: Влюбиться в сорванца и утопиться в луже».

Или:

 «Здесь в воду бросилась Эрастова невеста, ‒ Топитесь, девушки, в пруду довольно места».

Кроме Лизиного пруда на карте Москвы появились Лизина слободка, Лизина площадь, которая находилась недалеко от пруда и Лизин тупик, который к этому пруду вёл.

Одно за другим выходили подражания. Все они повторяли сюжет Карамзина.

Это «Бедная Маша» Александра Измайлова, «Прекрасная Татьяна» Владимира Измайлова, «Даша, деревенская девушка» Павла Львова и многие другие.

Черты героини Карамзина и мотивы повести мы можем видеть в творчестве

Пушкина, Достоевского и Толстого.

Читатели сострадали героям и восхищались новаторством автора. Карамзин перенёс европейский сентиментализм на русскую почву и навсегда изменил облик русской литературы.

Давайте вспомним основные признаки сентиментализма.

В центре произведения – изображение внутреннего мира человека, его чувств. Эмоции и настроения человека описываются очень подробно.

Основная тема – любовь.

Герои сложные. Нет строгого разделения на положительных и отрицательных.

Утверждается внесословная ценность человека. Душа человека показывается через мир природы. Природа идеальна. Воспевается её первозданная чистота. Город противопоставлен деревне и считается средоточием грехов.

В тексте прямо показана авторская позиция. Автор – посредник между читателем и героями истории.

Теперь попробуем найти эти признаки в повести «Бедная Лиза».

Обратимся к началу повести. Карамзин пишет:

«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты».

В первом же предложении перед нами предстаёт образ автора-рассказчика. Он с самого начала выступает посредником между читателем и героями истории. Его отношение к героине повести ясно уже из названия повести «Бедная Лиза». Автор стремится заставить читателя сочувствовать судьбе несчастной девушки.

Пейзажи Москвы и её окрестностей мы видим глазами автора-рассказчика. Он всё время обращается к читателю или героям повести.

Такие слова адресованы влюблённой Лизе: «Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу».

А так комментирует клятвы Эраста: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

Более того, автор говорит, что лично знаком с одним из героев повести и услышал историю бедной Лизы от него. Карамзин стремится передать свои чувства и мысли читателю прямо.

А теперь посмотрим на сюжет повести.

В основе повести лежит сюжет о несчастной любви крестьянки и аристократа. Сюжет этот не новый. Новым было то, Карамзин вывел на первый план простую крестьянку, а не дворянина. Он заставил читателей сочувствовать ей.

«И крестьянки любить умеют!», ‒ восклицает автор, когда рассказывает историю матери Лизы. Этим он показывает, что ценность человека не зависит от его сословия. Главное в человеке – его душа и нравственные качества.

Писатели-сентименталисты стремились передать движения души человека. Карамзин это делает мастерски. Он не только описывает эмоции, но и тонко подмечает их внешние проявления.

 Так он показывает радость и смущение героини: «Тут в глазах Лизиных блеснула радость, которую она тщетно сокрыть хотела; щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер; она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою».

В истории Эраста и Лизы автор сталкивает два мира. Они резко противопоставлены друг другу.

Мир Эраста – Москва, которую автор ещё во вступлении называет алчной. Мать Лизы боится отпускать дочку в город и каждый раз молится, чтобы Лизу никто не обидел там.

Каким же мы видим героя повести?

«Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».

Он эгоистичен. Любовь Лизы возвышает его в собственных глазах: «видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее».

Интересно, что Карамзин при этом подчеркивает ум и природную доброту Эраста. Даже осудить героя он хочет, но не может. «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?» Эраст – не отрицательный герой. У него нет злых мыслей и стремления развратить Лизу. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», – думает Эраст. Встреча с Лизой для него – шанс исполнить мечту и жить невинной жизнью со своей пастушкой на лоне природы.

Все неблаговидные поступки он совершает из-за слабости характера. Карамзин создаёт сложного, неоднозначного героя.

Мир Лизы и её матери – сельская идиллия. Они живут на лоне природы, зарабатывают на жизнь честным трудом, исключительно добры, невинны и чисты.

Лиза – необыкновенно заботливая дочь. Её мать – безутешная вдова, «чувствительная, добрая старушка». После смерти мужа дочь стала её единственной опорой и радостью в жизни.

Лиза искренна, наивна и самоотверженна. Она готова на всё ради Эраста. Её цель – счастье любимого. «… она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала своё счастие».

Когда Эраст уходит на войну, она падает в обморок после прощания. А очнувшись, хочет ехать вслед за ним. «Ах! – думала она. – Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь». Только мысль о матери остановила её.

Автор постоянно подчёркивает связь Лизы с природой. Объяснение в любви, которое сделало Лизу счастливой, случилось прекрасным майским утром.

Потеря невинности происходит тёмной мрачной ночью, и тут же начинается страшная гроза. Когда Лиза плакала в разлуке с Эрастом, «печальная горлица соединяла жалобный голос свой с её стенанием».

Таким образом Карамзин сделал пейзаж средством психологической характеристики героев. Более того, во вступлении пейзаж создаёт настроение повести. «Ужасная громада алчной Москвы» противопоставлена светлой реке и густо-зелёным пышным лугам. Развалины монастыря и кладбище намекают на трагический конец повести.

Вспомним, что сентименталисты утверждали ценность страданий. По их мысли, страдания делают человека лучше. А всякое страдание должно вознаградиться.

Во вступлении Карамзин пишет: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!»

Бедную Лизу автор не осуждает за самоубийство. Он призывает читателей посочувствовать ей. Вот так он пишет о её смерти: «Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»

Точно так же он не осуждает Эраста. Эраст сам погубил себя. Он проиграл своё состояние, женился без любви на богатой вдове и был несчастен до самой смерти. Эраст страдал и каялся в смерти Лизы, поэтому заслуживает прощения, уверен автор.

Белинский в статье «Литературные мечтания» написал о Карамзине: «Он отметил своим именем эпоху в нашей словесности; его влияние на современников было так велико и сильно, что целый период нашей литературы от девяностых до двадцатых годов называется периодом Карамзинским. Одно уже это достаточно доказывает, что Карамзин, по своему образованию, целою головою превышал своих современников. За ним ещё и по сию пору, хотя и не твёрдо и не определённо, кроме имени историка, остаются имена писателя, поэта, художника, стихотворца».

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/bednaya-liza/sentimentalizm-priznaki.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/sentimentalizm-bednaya-liza.html
  • https://rosnoust.ru/analiz/sentimentalizm-v-bednoj-lize-primery.html
  • https://videouroki.net/video/13-bednaya-liza-kak-proizvedenie-sentimentalizma.html

    Конспект урока.
    Автор: Сафонова Наталья Станиславовна

    Разработка урока по теме: «Сентиментализм как литературно-эстетическое направление.  «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как произведение сентиментализма».

    1. Количество уроков – 2 (сдвоенное занятие)
    2. Цель урока:

    Дать учащимся представление о периоде сентиментализма в русской литературе
    Задачи урока:
    Обучающие: Сформировать у учащихся
    понятие «сентиментализма» как системы взглядов на возможность отражения
    мира в меняющемся общественном сознании; обеспечить усвоение учащимися
    особенностей направления на примере анализа его черт в повести Н.М.
    Карамзина «Бедная Лиза»; ознакомить учащихся с понятием «пастораль»,
    «сантимент», «сентиментальный» «томность», «меланхолия»; отработать
    навыки работы с текстом, используя различные мыслительные операции
    (восприятие, исследование, понимание, сравнение, доказательство,
    синтез).
    Развивающие: Обогащение и усложнение
    словарного запаса; развитие коммуникативных свойств речи при чтении,
    используя необходимые экспрессивность и выразительность; развитие
    мышления через построение устного анализа, выделения главного,
    сравнения, построения аналогий, обобщения, систематизации, объяснения,
    доказательства, опровержения; развитие познавательных психических
    процессов учащихся, основанных на чувствах, переживаниях
    Воспитательные:
    Воспитание эстетических представлений о возможностях самореализации
    личности через музыку, живопись, литературу; воспитание внимательного
    отношения к своим чувствам; воспитание таких качеств личности, как
    чуткость, сострадание, сочувствие, сердечность.
    Тип урока: Изучение нового материала.
    Вид урока: Урок-беседа с элементами теоретических и практических исследований.
    Методология урока:
    Базовым является эвристический метод, в основе которого находится
    эвристическая беседа в виде взаимосвязанных вопросов. Кроме того,
    учитель использует практические проблемные задания, имеющие
    исследовательский характер. Таким образом, используется и
    частично-поисковый, исследовательский метод.
    Оформление урока (можно использовать слайды или иллюстрации на доске):
    портрет Н.М.Карамзина, портреты эпохи классицизма, например, «Портрет
    генерала А.И.Горчакова» кисти В.А.Тропинина, «Портрет Г.Р.Державина»
    кисти В.Л.Боровиковского, портрет М.В.Ломоносова кисти неизвестного
    художника 18 века идр.; портреты и пейзажи эпохи сентиментализма,
    например, «Портрет М.И.Лопухиной», «Портрет Анны Гаврииловны и Варвары
    Гаврииловны Гагариных» кисти В.Л.Боровиковского, «Портрет неизвестной
    крестьянки в русском костюме» И.П.Аргунова, «Портрет Екатерины II на
    прогулке в Царскосельском парке» кисти В.Л.Боровиковского, «Портрет
    Е.И.Нелидовой» кисти Д.Г.Левицкого, «Повозка, едущая на ярмарку» Томаса
    Гейнсборо, «Пейзаж в окрестностях Бове», «Летняя пастораль», «Отдыхающие
    пастух и пастушка» Франсуа Буше и др, фотографии пейзажей Павловска,
    «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского, песня Б.Ш.Окуджавы «Давайте
    говорить друг другу комплименты», эпиграф, таблица, которая заполняется
    по мере беседы. Текст повести «Бедная Лиза», карточки с напечатанными
    отрывками из произведений, последующих после повести Карамзина (Клушин,
    Измайлов, Милонов, Малышев)
    План урока

    1. Актуализация предыдущих знаний. Повторение сведений о личности Н.М. Карамзина.
    2. Основная часть.

    1урок. Формирование
    понятия «Сентиментализм» через эвристическую беседу об особенностях
    состава слова, об особенностях живописных произведений этого периода в
    сравнении с классицистическими образцами, об особенностях музыкального
    сопровождения. Вывод о сентиментализме как литературно-эстетическом
    направлении.
    2 урок. Формирование умений и навыков
    отработки полученных знаний о сентиментализме на примере анализа повести
    Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», акцентируя внимание на главных
    составляющих метода: природа, чувства героев, внесословность, образ
    автора. Работа с карточками Сообщение о значении повести для дальнейшего
    развития русской литературы

    1. Домашнее задание.

    Ход урока
    1 урок.

    1. Актуализация предыдущих знаний. Повторение сведений о личности Н.М. Карамзина.

    Учитель:
    Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы с вами познакомились с очень
    интересной личностью конца 18-начала 19 века – Николаем Михайловичем
    Карамзиным. Вспомните, чем интересен этот человек.
    Учащиеся:
    вспоминают интересные факты биографии Карамзина, его карьеру, награды,
    звания, литературную, историческую деятельность, реформаторство в
    области языка. Например, могут вспомнить, что Карамзин выступал за
    ограничение употребления иноязычных слов и предлагал вместо слова
    «публичный» употреблять «всенародный». Именно Николай Михайлович стоит у
    истоков появления в русском языке буквы «Ё» (можно продемонстрировать
    памятник этой букве и упомянуть роль Дашковой в её появлении). Именно
    Карамзин ввёл в употребление многие слова, которые сейчас являются
    привычными («промышленность», «развитие»). Реформатору принадлежит и
    открытие такого пунктуационного знака, как «тире», самого эмоционального
    в русском языке.
    Учитель: Некоторым из вас на
    прошлом занятии в качестве домашнего задания были предложены для
    подготовки мини-реплик о Карамзине отрывки из замечательной книги
    Е.Осетрова «Три жизни Карамзина». Какими интересными фактами вы можете
    дополнить нашу беседу?
    Учащиеся (23 человека):

    1. Карамзин очень трепетно относился к стилю письма, и на современный
      взгляд, относился не демократично. Вот какой случай приводит Евгений
      Осетров: «Дмитриев послал Карамзину, выразив в письме сомнение в
      точности некоторых употребленных им слов. Карамзин не только ответил на
      сомнения друга, но и сформулировал некоторые важные для него
      стилистические принципы, в которых отчетливо проявляется его
      антидемократизм. Карамзин писал: «Пичужечки не переменяй — ради бога не
      переменяй! Твои советники могут быть хорошими в другом случае, а в этом
      они не правы. Имя пичужечка для меня отменно приятно потому, что я
      слыхал его в чистом поле от добрых поселян. Оно возбуждает в душе нашей
      две любезные идеи: о свободе и сельской простоте. К тону басни твоей
      нельзя прибрать лучшего слова. Птичка почти всегда напоминает клетку,
      следственно неволю». «То, что не сообщает нам дурной идеи, не есть
      низко. Один мужик говорит пичужечка и парень: первое приятно, второе
      отвратительно. При первом слове воображаю красный летний день, зеленое
      дерево на цветущем лугу, птичье гнездо, порхающую малиновку или пеночку и
      покойного селянина, который с тихим удовольствием смотрит на природу и
      говорит: Вот гнездо! вот пичужечка! При втором слове является моим
      мыслям дебелый мужик, который чешется неблагопристойным образом или
      утирает рукавом мокрые усы свои, говоря: ай парень! что за квас! Надобно
      признаться, что тут нет ничего интересного для души нашей! Итак,
      любезный мой И., нельзя ли вместо парня употребить другое слово?»
    2. Осетров отмечает, что Карамзин не только первым ввёл в обиход слово
      «литература», но и стал первым писателем, который жил на литературные
      доходы от издания журналов и альманахов.
    3. Автор книги замечает, что Карамзин-поэт всегда возелывал поэтическую
      почву, и она дала обильные всходы в поэзии Жуковского, Батюшкова,
      Пушкина, Рылеева… .Например, сравним:

    Во тьме ночной ярилась буря,
    Сверкал на небе грозный луч,
    Гремели громы в чёрных тучах,
    И сильный дождь в лесу шумел. (Н.Карамзин)
    А вот как схожая картина реализуется у К.Рылеева:
    Ревела буря, дождь шумел,
    Во мраке молнии летали,
    Бесперерывно гром гремел,
    И ветры в дебрях бушевали.
    Учитель: Именно
    с именем Николая Михайловича Карамзина, так внимательно относящемуся к
    слову и чувству, через него выражаемому, связан будет и новый виток
    развития русской литературы, о котором мы и поведём речь.
    II.     Основная часть.
     Формирование
    понятия «Сентиментализм» через эвристическую беседу об особенностях
    состава слова, об особенностях живописных произведений этого периода в
    сравнении с классицистическими образцами, об особенностях музыкального
    сопровождения. Вывод о сентиментализме как литературно-эстетическом
    направлении.

    На доске эпиграф:
    «Чувствительное сердце есть богатый источник идей; ежели разум и вкус помогают ему, то успех несомнителен» (Н.М.Карамзин)
    Звучит музыка П.И.Чайковского «Сентиментальный вальс».
    Учитель: Историю
    литературы нельзя представить в виде прямой линии, поделённой на равные
    отрезки: в таком-то году завершилась одна эпоха, а в таком-то началась
    другая. История литературы скорее всего похожа на бесконечную кривую
    линию. Подобно извилистой лесной тропинке, петляющей в лесной глуши, она
    огибает препятствия, подчас теряется в густой траве и вновь неожиданно
    появляется, чтобы вести нас дальше. Поэтому-то так трудно, а чаще
    невозможно понять, когда и какая именно книга меняет ровный ход
    литературного времени, начинает новый его отсчёт. Русской литературе в
    этом смысле необычайно повезло. Легко назвать одно-единственное имя,
    которое стояло у истоков сентиментализма, одну-единственную повесть в
    несколько страниц, сделавшую переворот в литературном мире. Им это –
    Карамзин, а повесть – «Бедная Лиза». Что же необычно нового воплотилось в
    ней?
    Слово «сентиментализм» образовалось от французского «sentiment».
    Слово выписывается учителем на доске.
    Учитель: Подберите к выписанному слову однокоренные слова, опирающиеся на французский источник.
    Учащиеся: сентиментально, сентиментальный, сантимент, сентиментальничать, сентиментальность.
    Учитель: Составьте словосочетания с этими словами
    Учащиеся: Сентиментальный роман, проявлять сентиментальность, сплошные сантименты и др.
    Учитель: Подберите русские синонимы к слову сентиментальный
    Учащиеся: Чувственный, душевный, чуткий
    Учитель: Что обозначает слово «сантимент»?
    Учашиеся: Излишняя чувствительность в словах, выражениях, действиях
    Учитель: Что обозначает суффикс- ИЗМ-. Проведите аналогии с другими словами, где ещё встречается такой суффикс.
    Учащиеся: Классицизм, романтизм, реализм, коммунизм и др. Суффикс обозначает некую систему взглядов, направление.
    Учитель: Давайте теперь соединим наши исследования слова и дадим определение этому направлению.
    Учащиеся: Сентиментализм – художественное идейно –эстетическое  направление, связанное с преобладанием чувства над разумом.
    Учитель:
    Музыка, которая сопровождает наш разговор – это «Сентиментальный вальс»
    П.И.Чайковского. Как вы думаете, почему он так называется? Что
    представляется вам, когда вы слушаете такую музыку?
    Учащиеся:
    Такая музыка обращена к человеческим чувствам, звуки будто что-то
    будоражат что-то доселе дремавшее в нас. Перед глазами огромная зала с
    большими зеркалами, свечами, канделябрами, дамы с оголёнными плечами,
    строгие кавалеры. Чувства текут, меняются, раскрываются во всех
    подробностях….
    Учитель: Итак, какая же первая черта сентиментализма как направления, художественного метода?
    Учащиеся:  Первая
    наиболее важная черта сентиментализма – передача движения чувства,
    подробное описание внутреннего мира человека, его переживаний,
    настроений.

    По мере беседы, в течение которой учащиеся
    самостоятельно приходят к выводам об особенностях сентиментализма,
    заполняется таблица, которая впоследствии будет «работать» и на втором
    уроке, где будет анализироваться повесть «Бедная Лиза».

    Черты сентиментализма

    Реализация черт сентиментализма в повести «Бедная Лиза».

    Учитель: Вы только что сказали, что представляется
    вам бал, дамы и кавалеры. Обратите внимание, пожалуйста, на портреты,
    которые развешаны на разных сторонах доски. С одной стороны – портреты
    периода классицизма (указаны в перечне оформления к уроку), с другой –
    периода сентиментализма (указаны в перечне оформления к уроку). Человеку
    всегда хотелось читать о том, что он чувствовал, видеть на полотнах
    движения своей души, а не мёртвых манекенов. Сентиментализм в этом
    смысле «взорвал» классицизм. В чём же принципиальное отличие портретов,
    находящихся как будто по разные стороны баррикад?

    Учащиеся: Классицизм – литературно-эстетическое,
    идеологическое направление, которое в центр ставит разум, служение
    государству, строгую иерархию, внимание к человеку государственному,
    просвещённому, к Гражданину. Отсюда и портреты в основном людей
    государственных: генералов, учёных, придворных. Их лица преисполнены
    гордостью, проницательный взгляд явно указывает на незаурядные
    умственные способности, их одежда – признак знатности, как правило, она
    застёгнута на все пуговицы – во всё нужна строгость и соразмерность. Но
    выражение лиц бесстрастно, так ка чувства, эмоции для классицистов –
    низменные проявления человека. Их нужно стыдиться.
    Портреты же,
    выполненные по законам сентиментализма привлекают живостью образа, не
    его принадлежностью к чину, а его выражением лица. Интересно увидеть
    «игру овала»: овал лица, декольте, причёски, что создаёт особое
    умиротворение. Интересно, что в этот период появляются портреты
    крестьянок. Утверждается внесословная ценность человека – ещё одна не менее важная черта сентиментализма.
    Учитель: Обратите внимание на фон портретов из разных направлений. В чём разница? О какой ещё черте сентиментализма мы можем сделать вывод?
    Учащиеся:
    На портретах периода классицизма фона нет или он представлен в очень
    абстрактных чертах. На портретах же периода сентиментализма человек
    изображён как правило на фоне природы. Подчёркнута его связь с ней, а
    отсюда обострённость и естественность чувств, простота,
    непринуждённость. Правдивость. Итак, ещё одна чета сентиментализма – это
    изображение мира души человека через мир природы. Связь с
    природой, умение её чувствовать понимать будет характеризовать
    ценностные ориентиры личности.

    Учитель: В западной культуре периода сентиментализма (а зародился он в Англии) существовало такое понятие, как пастораль — жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.
    (Иллюстрация примеров пасторалей в живописи перечислены в перечне оформления к уроку)
    Черты сентиментализма в рассказе бедная лиза         Черты сентиментализма в рассказе бедная лиза
    clip image016 0004 Черты сентиментализма в рассказе бедная лиза
    А как вы думаете, разве не будет проявляться личность художника. Музыканта, литератора в его произведениях?
    Учащиеся: Конечно, будет. Ведь прежде чем его герои обретут чувства, сам автор должен почувствовать то же самое, выявить себя, своё отношение.
    Учитель: Эту черту нам с вами надо будет доказать на примере сентименталистического текста,  как и другие, что мы с вами вывели.
    Давайте подведём итоги в форме таблицы и в форме устного вывода с использованием данных учебника (учащиеся
    прочитывают ознакомительную статью о сентиментализме в учебнике и ,
    объединяя услышанное и прочитанное, делают общий вывод в форме таблицы и
    в форме устного высказывания).

    Черты сентиментализма

    Реализация черт сентиментализма в повести «Бедная Лиза».

    1. Передача движения чувства, подробное описание внутреннего мира человека, его переживаний, настроений.

    2.Утверждается внесословная ценность человека

    3. Изображение мира души человека через мир природы. Связь с
    природой, умение её чувствовать понимать будет характеризовать
    ценностные ориентиры личности.

    4.Слышен голос автора. Проявляется авторская позиция

    Сентиментализм — литературное и эстетическое направление, которое
    ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Направление
    зародилось в Европе во второй половине 18 века, когда там господствовали
    просветительские идеи классицизма. Сентиментализм обратился к описанию
    человека, его чувств. Идеология сентиментализма по сути близка к
    просветительской: людей можно сделать совершенными, но акцент в
    воспитании перенести на мир чувств. Сострадающий и сострадательный
    человек не может быть зол. Сентиментализм открыл, что человек, сострадая
    ближнему, помогая ему, разделяя его горести и печали, может испытывать
    чувство удовлетворения. Важно показать историческое противостояние
    сентиментализма классицизму. Классицизм основан на культе разума.
    Страшные события Французской революции, которой закончился блистательный
    век Просвещения, заставили усомниться в главенстве разума в
    человеческой природе. «Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» —
    спрашивает своего героя Карамзин («Бедная Лиза»). Чувство было
    провозглашено основой человеческой личности.

    В Россию
    сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов
    «Вертер» И.В.Гете, «Памела», «Кларисса» и «Грандисон» С.Ричардсона,
    «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо, «Поль и Виржини» Ж.-А.Бернардена де
    Сен-Пьера. Учитывая интересы Екатерины, её женское сердце да и её
    переписку с Вальтером и Руссо, можно предположить, что дорога
    сентиментализму была проложена. Эру русского сентиментализма открыл
    Николай Михайлович Карамзин «Письмами русского путешественника»
    (1791–1792).Его повесть «Бедная Лиза» (1792) – шедевр русской
    сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую
    атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства. Однако не
    потерял столь свойственного русской литературе просветительского,
    дидактичного начала.

     Сентименталисты считали, что, воспитав
    в человеке чувствительность, способность откликаться на чужую боль,
    можно победить зло. Герои произведений сентименталистов — простые люди с
    богатым духовным миром. Сентименталисты призывают ценить подробности
    окружающей жизни, прислушиваться к каждому движению души.  Они часто
    проливают слезы, вздыхают, ахают — не только женщины, но и мужчины, и
    нам, живущим в XXI веке, такое поведение кажется немного смешным.

    Наиболее
    известные произведения писателей-сентименталистов Европы, кроме
    упомянутых: Лоренс Стерн повесть «Сентиментальное путешествие» (1768),
    Джордж Беркли «Трактат о принципах человеческого познания» (1710 год),
    Джеймс Томсон описательная поэма «Времена года», Оливер Голдсмит
    «Путешественник», «Покинутая деревня»

    Но обратим внимание на
    те изменения в изображении личности, которые являются совершенно новыми
    по сравнению с эстетикой классицизма. В классицизме герой воплощает в
    себе всеобщее — в сентиментализме герой приобретает индивидуальность.
    Чтобы изобразить индивидуальность, необходимо вглядеться пристально в
    черты характера — так зарождается  психологизм. Писатель‑сентименталист
    создает в своем произведении особый образ — образ автора‑рассказчика. В
    классицизме авторская позиция — объективность. В сентиментализме
    писатель стремится высказать собственное отношение к описываемым
    событиям, образ автора‑рассказчика индивидуализируется. В статье «Что
    нужно автору» Н. М. Карамзин писал: «Ты хочешь быть автором:
    читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твое не
    обольется кровию, оставь перо, — или оно изобразит нам хладную мрачность
    души твоей».

    Учитель: Выявленные нами
    особенности сентиментализма как направления, можно сказать,
    литературного метода, как мы уже сказали, наиболее ярко проявились в
    повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». К доказательствам этого тезиса мы и
    обратимся на 2-ом уроке.
    2 урок
    Формирование
    умений и навыков отработки полученных знаний о сентиментализме на
    примере анализа повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», акцентируя внимание
    на главных составляющих метода: природа, чувства героев,
    внесословность, образ автора. Работа к с карточками. Сообщение о
    значении повести для дальнейшего развития русской литературы

    Учитель обращает внимание на второй эпиграф, написанный на доске ко второму уроку:
    «Бедная Лиза» -…образцовое произведение, посвящённое не внешним событиям, а «чувствительной» душе.
    Е.Осетров
    Учитель:
    Осенью 1790 года двадцатичетырехлетний Н. М. Карамзин вернулся в Россию
    из Европы — в модном фраке, с модной высокой прической, с лентами на
    башмаках, с множеством французских, немецких и английских книг, а
    главное — с запасом идей. С 1791 года он начал издавать «Московский
    журнал», затем — журнал «Вестник Европы». Н. М. Карамзин прославился в
    25 лет, когда опубликовал свою повесть «Бедная Лиза». Девушки и юноши
    читали и перечитывали ее, знали наизусть целые отрывки, ходили
    любоваться на пруд, о котором идет речь в этой повести. «Бедная Лиза»
    оказала влияние на несколько поколений русских читателей: она была
    непохожа на другие произведения русской литературы не только по языку,
    но и по содержанию.
    Какие же черты нового слова в литературе были предложены Н. М. Карамзиным?
    Подтвердите ваши наблюдения текстом.  (По мере ответов учащихся
    заполняется вторая графа таблицы: «Реализация черт сентиментализма в
    повести «Бедная Лиза»).
    Учащиеся: кратко
    пересказывая незамысловатый сюжет произведения, отмечают, что в центре
    внимания автора находятся переживания героев, мир их изменяющихся
    чувств, да и сам сюжет строится на этих изменения.
    Зачитываются
    места описанием чувств героев они анализируются с точки зрения лексики,
    синтаксиса, предающих взволнованность, радость, печаль.

    Например:

    1. Все жилки в ней забились, и, конечно, не от страха.
      Она встала, хотела идти, но не могла. Эраст выскочил на берег, подошел к
      Лизе и — мечта ее отчасти исполнилась: ибо он взглянул на нее с видом
      ласковым, взял ее за руку… А Лиза, Лиза стояла с потупленным
      взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем — не могла отнять у
      него руки — не могла отворотиться, когда он приближился к ней с розовыми
      губами своими…
      Ах! Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром,
      что вся вселенная показалась ей в огне горящею! «Милая Лиза! — сказал
      Эраст. — Милая Лиза! Я люблю тебя», и сии слова отозвались во глубине души ее, как небесная, восхитительная музыка; она едва смела верить ушам своим и… Но я бросаю кисть. Скажу только, что в сию минуту восторга исчезла Лизина робость — Эраст узнал, что он любим, любим страстно новым, чистым, открытым сердцем.
    2.  «Она пришла в себя и свет показался ей уныл и печален. Все приятности натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу»
    3. «Эраст восхищался своей пастушкой — так называл
      Лизу — и, видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее. Все
      блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в
      сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства».
    4. «Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы — одними ее любви исполненными взорами — одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями. Он
      желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог, — а кто знает
      сердце свое, кто размышлял о свойстве нежнейших его удовольствий, тот,
      конечно, согласится со мною, что исполнение всех желаний есть самое
      опасное искушение любви. Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы».

    Учитель: Действительно, мир чувств, столь близких и
    понятных читателю сделал повесть оной из самых любимых среди молодёжи
    того времени. Какие назидательные ноты мы с вами увидим в демонстрации
    этих переживаний?
    Учащиеся: Чистые искренние чувства
    демонстрирует прежде всего Лиза. Она переживает глубоко, тем более, что
    это для неё первая любовь. Эраст – птица другого полёта, и Карамзин
    использует черты психологического портрета рисуя нам этого героя: «Теперь
    читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно
    богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от
    природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о
    своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил:
    скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече
    сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел
    довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена
    (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди
    беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как
    горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни
    свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его
    давно искало. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим
    радостям», — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить
    большой свет
    ».
     Однако в его эмоциях сквозит некое
    потребительское отношение к любви, далёкое от платонизма. Хотя в конце
    повести его горе неутешно: «Эраст был до конца жизни своей
    несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя
    убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне
    сию историю и привел меня к Лизиной могилке. — Теперь, может быть, они
    уже примирились!»

    Учитель: Как связана разность переживаний с особенностями социального статуса героев?
    Учащиеся: Лиза — крестьянка. Она из бедной семьи, сама привыкла добывать себе пропитание, заботится о матери: «Отец
    Лизин был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу,
    пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь. Но скоро по смерти его
    жена и дочь обедняли. Ленивая рука наемника худо обрабатывала поле, и
    хлеб перестал хорошо родиться. Они принуждены были отдать свою землю
    внаем, и за весьма небольшие деньги. К тому же бедная вдова, почти
    беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего — ибо и крестьянки
    любить умеют! — день ото дня становилась слабое и совсем не могла
    работать. Одна Лиза, — которая осталась после отца пятнадцати лет, —
    одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей,
    трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы,
    а летом брала ягоды — и продавала их в Москве
    ». Героиня чиста в своих помыслах, откровенна в желаниях, она искренна и наивна. Карамзин на примере Лизы восклицает: «И крестьянки любить умеют!»
    С помощью сего ещё раз подчёркивает внесословный принцип изображения
    героев. Эраст же – человек города, богатый дворянин, «с изрядным
    разумом», правде и с «доброй душой». Он многое повидал, успел
    насладиться искушениями жизни, разум и город не могли не оставить
    отпечатка в его душе, отсюда, видимо, и предательский поступок по
    отношению к героине.
    Учитель:Уже зачитывая отрывки
    описания переживаний героев, вам встретились описания природы. Их
    достаточно много в тексте. Давайт проанализируем обновлённые функции
    появления пейзажа в сентиментальных текстах.
    Обратимся к началу повести. Чем оно необычно? Однотипен ли пейзаж и почему?
    «Может
    быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города
    сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более
    моего не бродит пешком, без плана, без цели — куда глаза глядят — по
    лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты.

    Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина,
    особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на
    бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу
    возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие
    луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими
    веслами рыбачьих лодок
    или шумящая под рулем грузных стругов,
    которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют
    алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле
    которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя
    под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни,
    столь для них единообразные
    . Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов
    монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы.
    На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три
    или четыре деревеньки
    и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

    Учащиеся: Автор
    поступает не совсем традиционно. Он не начинает с истории героев.
    Карамзин начинает повествовать о впечатлениях автора-рассказчика, его
    переживаниях, и переживания эти тесно связывает с миром природы,
    открывающемся его глазам. Но пейзаж не однотипен. Он «расслаивается» на
    «позитив» и «негатив» как при фотоизображении. На «позитиве» изображена
    неподвижная гармоничная, естественная жизнь природы. Она не меняется век
    от века, поэтому дарит автору ощущение вечного покоя, комфорта. Именно
    так было принято изображать «таинство натуры» в жанре пасторали, идиллии
    (о которых мы уже упоминали). Однако есть и «другая сторона реки»,
    изображая которую, Карамзин выступает как историк. На «негативе»
    подвижная, изменчивая, грозная жизнь Истории. Следы быстротекущего
    времени видны повсюду. Автор готовит нас к тому, что сюжет повести будет
    условно раскачиваться между полюсами сельской жизни (естественной,
    гармоничной) и городской (изменчивой и губительной).
    Учитель: Итак,
    начало повести открывается городским и сельским пейзажем, роль которого
    символична. Он предсказывает дальнейшую антитезу, организующую
    впоследствии сюжет. Но природа в повести, как мы уже заметили, углубляет
    переживания героев. Найдите и зачитайте соответствующие отрывки.
    Понаблюдайте, к кому больше благосклонен мир природы своим сочувствием?
    Учащиеся: Природа
    помогает понять душевное состояние в основном только героини. Она
    близка к ней, понимает её зык, привыкла говорить с цветами, ветром,
    деревьями
    Например:

    1. «Обратимся к Лизе. Наступила ночь — мать благословила дочь свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось:
      Лиза спала очень худо. Новый гость души ее, образ Эрастов, столь живо
      ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и
      вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на
      берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые
      туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли
      блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но
      скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки
      оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы
      напитаться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела
      подгорюнившись
      . Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего
      времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась
      утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как
      солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу…»
    2. «Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком расположении,
      в каком из нее вышла. На лице и во всех ее движениях обнаруживалась
      сердечная радость. „Он меня любит!“ — думала она и восхищалась сею
      мыслию. „Ах, матушка! — сказала Лиза матери своей, которая лишь только
      проснулась. — Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как все весело
      в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так
      светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!».
    3. «Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на
      меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! небо не падает; земля
      не колеблется! Горе мне!» — Она вышла из города и вдруг увидела
      себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за
      несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов.
      Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение
      изобразилось на лице ее
      .

    Учитель: Вслед за появлением «Бедной Лизы»
    Н.М.Карамзина возникло огормное количество подобных произведений, по
    сюжету и языку они уже не были новы и чаще всего были подражательно и
    недостаточно совершенны в плане формы и художественных средств. Однако
    благодаря им можно говорить об особом «словаре символов природы»
    сентименталистов, который кочевал из текста в текст. Сейчас мы с вами
    поработаем с карточками, на которых даны отрывки из современных
    Карамзину сентиментальных произведений. В основном это пейзажи и
    переживания героев на их фоне. Составьте своеобразный словарик символов
    сентименталистов. Объясните значение некоторых  слов. (при наличии времени можно проанализировать некоторые художественные несовершенства текстов).
    КАРТОЧКА №1
    Н.П.Милонов «История бедной Марьи» (отрывок)
    «Марья
    в припадках меланхолии своей ходила часто по рощам и долинам одна в
    сердечной скорби своей. Прекрасные места, ветвистый дуб, журчащий ручеёк
    составляли всё блаженство Марьи. Часто в тихом уединении просиживала
    она одна до глубокой ночи. Отец е не был охотник до прелестей природы и
    часто бранил её; Марья была невинна в душе своей, и упрёки отца не могли
    к ней относиться. Иногда в тихий весенний вечер Марья садилась,
    пригорюнившись, у окна, смотрела на синее небо, на светлый месяц, иногда
    жемчужная слеза сверкала на чёрных её ресницах и при томном свете луны
    блистала как прозрачный алмаз».

    КАРТОЧКА №2

    Вам понравился материал?

    Сочинение — Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза» Карамзина. Русский язык

    Сентиментализм — направление в литературе, возникшее в 18 веке. Строгое единство места, времени и действия, свойственное классицизму, уступило внутренним переживаниям и чувствам героев. Ярким последователем сентиментализма в русской литературе стал Н.М.Карамзин. Его повесть “Бедная Лиза” рассказывает трогательную историю любви простой крестьянской девушки и дворянина. Какие же черты произведения относят “Бедную Лизу” к жанру сентиментальной литературы?

    Черты сентиментализма в повести встречаются в каждой строке: это и душевные переживания самого писателя, который сочувствует милой доброй Лизе, это и чувства молодых людей, и пейзажные зарисовки, раскрывающие внутренний мир героев. Повествование ведется плавно, неспешно, в то время как влюбленные переживают настоящий накал страсти, испытывают силу эмоций. Встреча Эраста и Лизы происходит весной, между молодыми людьми возникает искреннее нежное чувство. Благоухающие картины природы становятся отражением переживаний молодой девушки, которая находит свое счастье в любви.

    Чувства Эраста к Лизе быстро остывают. Молодой человек отправляется в полк, где сильно проигрывается в карты. Эраст женится на пожилой богатой вдове, чтобы расплатиться с долгами. Лиза же не может пережить предательство любимого, она кончает жизнь самоубийством.

    Все произведение проникнуто лирическими отступлениями писателя. Автору искренне жаль прекрасную Лизу, чьи чувства оказались сильнее и выше, чем чувства молодого дворянина. Он знает, что девушка достойна настоящей искренней любви, честной и преданной. Писатель хорошо понимает своих героев, их переживания. Он не осуждает Эраста, доброго, но ветренного молодого человека, не способного отвечать за свои слова и поступки. До конца жизни Эраст считал себя убийцей Лизы и не мог себе этого простить.

    Символично название повести. Оно отражает и социальное положение Лизы, и ее трагическую судьбу. Повесть Карамзина — одно из первых сентиментальных произведений в российской литературе. Внутренние переживания и чувства героев, описанные в нем, затрагиваю душевные струны: вместе с писателем читатель переживает за судьбу бедной Лизы.

    Вариант 2

    В рамках направления сентиментализм в русской литературе написано немного произведений. Самым ярким из них является «Бедная Лиза» Карамзина. На его примере можно рассмотреть все признаки сентиментализма.

    Первый из них — это сословная принадлежность героев. Очень часто в сентиментальных повестях и романах главными героинями являются простые девушки, крестьянки. Это связано с тем, что они живут на природе в истинном единстве с ней, плотном контакте. Как правило, их жизнь полна трудностей и невзгод, но однажды они встречают свою любовь. Так было и с Лизой. Она сама содержала не только себя, но и мать, много трудилась, собирала ягоды и цветы, которые продавала. Однажды девушка встретила Эраста, которого полюбила взаимно.

    Второй признак — особенность содержания. В сентиментальных произведениях главная роль отведена чувствам, в особенности любви. В повести Карамзина основа сюжета — это любовь, которая вспыхнула в сердцах героев. Автор с трепетом описывает взаимоотношения и свидания влюблённых. Чувствительность присуща и главной героине, Лизе, которая тонко ощущает любое событие, чувство или явление. Она наивна и доверчива, но при этом страстна и пылка. Лиза не стесняется своих чувств и эмоций, она рада проявлять свои переживания. Сентиментальный герой принимает всё близко к сердцу.

    Немалую роль играет и природный ландшафт. Сентиментальные произведения всегда подчёркивают связь человека с природой. Пейзаж в них нередко отражает чувства героев и их переживания. В произведении «Бедная Лиза» автор красочно описывает пейзажи, которые окружают героев.

    Для сентиментальных произведений характерна и особая концовка. Они описывают любовь, но, как правило, она не заканчивается хорошо. Лиза была обманута Эрастом и не смогла пережить это. Для сентиментализма характерна печальная или даже трагическая любовь. Лиза встретилась с мерзавцем, недостойным человеком, который ранил её сердце. Из-за такой особенности сюжета и содержания сентиментальные произведения часто описывают отрицательные чувства и явления. Важная особенность сентиментализма — самоубийства героев. Чувствительная и тонкая натура Лизы не смогла жить по-прежнему после обмана Эраста, поэтому девушка совершила самоубийство. Такой приём часто встречается и в других произведениях этого направления. Например, « Страдания юного Вертера» Гёте заканчиваются тем же, что и «Бедная Лиза» — смертью главного героя.

    Для русской литературы «Бедная Лиза» — это эталон произведения, написанного в рамках сентиментализма.

    Сочинение 3

    Среди литераторов 18 века было популярное направление под названием сентиментализм.  Если до этого периода главенство вал строгий классицизм, который включал в себя огромное количество условностей и норм, то теперь начали пробиваться первые ростки направления, где в основе лежал внутренний мир человека и его чувства.

    Проявление сентиментализма в произведении «Бедная Лиза»

    События, которые происходили в реальности, отходили на второй план, а автор мог описывать то, что происходит в голове человека.  Чувства, состояние души, внутренний мир.  Эти и многие другие характеристики описывают сентиментализм практически со всех сторон.  Эти темы раскрыты в произведение Карамзина «Бедная Лиза». Практически в каждой строке встречаются элементы данного направления, раскрываясь с новой силой в каждом образе. Произведение будто пропитано накалом эмоций, оно буквально живет им. Автор добивался именно этого. Он хотел, чтобы читатель полностью был погружен в гущу событий, не забывая позаботиться о том, чтобы каждый прочувствовал проблемы и трудности, преодолеваемые главной героиней Лизой.

    Каждая строчка раскрывает героев с новой стороны, заставляя читателя сопереживать.  Герои Карамзина страдают, плачут, радуются, влюбляются и расстаются.  В отличие от классицизма, в сентиментализме чувства занимают главенствующую роль.

    Рассказов о новом витке сюжета, автор делает всевозможные лирические отступления, дабы прокомментировать ситуацию. Новаторством для розы того времени стали авторские вставки, которые выражают эмоциональное состояние самого Карамзина. Если научиться читать между строк, то можно увидеть эмоциональное состояние самого автора.  Лиза достойна лучшей любви, однако из-за своей ситуации она не может найти альтернативы.  Автор жалеет главную героиню, желая ей лучшего.  Он хочет, чтобы у неё были честные отношения и искренние чувства, однако по сюжету читатель узнаёт, что этому не суждено сбыться.

    Что касается Эраста, кто автор относится к нему со снисхождением. Он считает персонажи глупого там, однако не отвергает его кандидатуру.  По воспитанию он довольно ветреный, однако автор не лишает персонажа чувств.  Когда Лиза погибает, Ира становится несчастным на всю оставшуюся жизнь. Как видно из описания, Карамзин пытается подарить каждому читателю уникальную возможность проникнуть во внутренний мир персонажей, почувствовав их ситуацию изнутри.

    Все сочинения

  • Черты романтизма в балладе светлана жуковского сочинение
  • Черты литературной и народной сказки в произведении в а жуковского спящая царевна 5 класс
  • Черты литературной сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Черты народной сказки спящая царевна пушкин
  • Черты народной сказки и черты авторской сказки