Черты народной сказки спящая царевна пушкин

Урок 20 в. а. жуковский. спящая царевна основное содержание урока краткий рассказ о поэте детство и начало творчества, жуковский-сказочник. особенности


УРОК 20
В. А. ЖУКОВСКИЙ.
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Основное содержание урока


Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). Особенности сюжета сказки. Сходство
и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Сказка в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.

Выразительное чтение статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» и сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Составление плана статьи.
Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы и
составление плана сказки (в том числе цитатного). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Составление характеристик героев и их
нравственная оценка. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“». Пересказ народной сказки о спящей красавице.
Обсуждение иллюстраций к сказке. Рецензирование актёрского чтения.
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть фрагмента сказки. Составление письменного высказывания на тему
«Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».
Практическая работа. Сопоставление сюжета и героев народной сказки и сказки Жуковского.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник)

Рассказ учителя о В. А. Жуковском

с показом презентации, включающей
несколько портретов поэта;
изображения мест, связанных с его именем(см. страницу Рисунки Жуковского);
небольшой фрагмент стихотворения «Сельское кладбище».

II. Чтение вслух статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» (см. текст статьи ниже):

Составление плана статьи.

Чтение сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Учитель может рассказать подробнее о взаимоотношениях Жуковского и Пушкина (см. страницу Друзья Пушкина. Жуковский В.А.) и
прокомментировать слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

III. Особенности сюжета сказки.
Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки

Выявление восприятия сказки Жуковского «Спящая царевна»:

Почему сказка называется «Спящая царевна»?

Какие народные сказки о спящей царевне вы знаете?

Вспомните народную сказку «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро. Чем на неё похожа сказка В. А. Жуковского?

IV. Выразительное чтение сказки Жуковского по частям с выделением этапов развития сюжета.

Составление плана сказки и беседа по содержанию

:

1. Чтение сказки с начала до слов «…Ни пером не описать».
Пункт плана сказки: «Пророчество рака» или «Рождение царевны»
(пятиклассники могут обосновать, какой из заголовков плана им кажется наиболее удачным, или предложить свой вариант).

Чем начало сказки Жуковского напоминает народные сказки?

2. Чтение сказки со слов «Вот царём Матвеем пир…» до слов «…До земного их конца».
Пункт плана сказки: «Происшествие на пиру у царя» или «Месть злой чародейки». Чем одарили царевну чародейки?

3. Чтение сказки со слов «Скрылась гостья…» до слов «…Вот и триста лет прошло».
Пункт плана сказки: «Заколдованный сон» или «Пророчество чародеек сбылось».

Спас ли царевну от злого пророчества запрет царя на использование веретён?

Почему эта мера предосторожности оказалась бесполезной?

Кто был объят сном в царстве Матвея?

Почему то был сон, а не смерть?

Почему, по-вашему, никто из смельчаков не смог разбудить спящую царевну до истечения срока пророчества?

Почему погибали все, кто хотел освободить царевну от сна?

4. Чтение сказки со слов «Что ж случилося?..» до слов «…Весь тот край был погружён».
Пункт плана «Пробуждение» или «Поцелуй царского сына».

Почему, когда царский сын попал в заколдованное сном место, ему уже не было страшно?

Как встречала его природа, окружающая царский дворец?

Почему царский сын не заснул, когда попал во дворец царя Матвея?

Что поразило его во дворце?

Что почувствовал царский сын, увидев спящую царевну? Почему он её поцеловал?

5. Чтение сказки со слов «Царь на лестницу идёт…» до конца.

Пункт плана «Конец злых чар» или «Свадьба».

Как понять строки: «Всё бывалое — один / Небывалый царский сын»?

Сравните описание царского дворца после пробуждения с описанием сна и сопоставьте детали этих эпизодов.

Что было и что стало с царём, царицей, свитой, стражей, мухами, собаками, конями, поваром, огнём и дымом?

V. Рецензирование выразительного чтения сказки.

VI. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“»


(см. страницу текст статьи ниже):

Какое соревнование устроили Жуковский и Пушкин в Царском Селе?

Чем «Сказка о царе Берендее» Жуковского напоминает «Сказку о царе Салтане…» Пушкина
(отчёт о выполнении индивидуального задания)?

Чем сказка Жуковского «Спящая царевна» близка народным сказкам и чем от них отличается?

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VII. Обсуждение иллюстраций к сказке «Спящая царевна».

VIII. Сказка в актёрском исполнении

Прослушивание звукозаписи чтения сказки по фонохрестоматии.

Рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 и 4—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Домашнее задание

Выучить наизусть фрагмент сказки «Спящая царевна» и подготовиться читать его выразительно.

Составить небольшое письменное высказывание на тему «Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».

Прочитать балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться читать её выразительно.

Индивидуальные задания.

Выполнить устно задания 3 и 6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Следующие уроки: Урок 21. В. А. Жуковский. «Кубок» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Василий Андреевич
ЖУКОВСКИЙ
1783-1852

Жуковский был первым поэтом на Руси, которого поэзия вышла из жизни.
В. Г. Белинский

Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в Тульской губернии. Его отец — тульский помещик, мать — пленная турчанка. Мать легко овладела русской грамотой,
была умна, обаятельна. После смерти отца в семье относились к нему ласково, но он чувствовал необычность своего положения. Позднее он писал: «Я привыкал отделять
себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому всякое участие ко мне казалось мне милостию».

Учился Жуковский сначала в частном пансионе, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения были написаны, по-видимому, в возрасте семи-восьми лет.
Позднее мальчика увезли из Тулы и поместили в Московский университетский пансион…

В 1802 году в журнале «Вестник Европы» Жуковский помещает своё произведение «Сельское кладбище» (перевод из английского поэта Томаса Грея), которым начинается
длинный ряд его переводов. «До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзиею и чтоб произведения поэта
могли быть вместе и лучшею его биографиею», — писал русский критик В. Г. Белинский.

Творческие и личные отношения Пушкина и Жуковского — важная страница в истории русской литературы. В течение всей жизни Пушкин питал к Жуковскому уважение
и был к нему привязан. Жуковский ещё в 1815 году, прослушав пушкинские «Воспоминания в Царском Селе», воскликнул: «Вот у нас настоящий поэт!»

Имя Жуковского — одно из наиболее известных в русской поэзии. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — писал Белинский.
По И. М. Семенко

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
СКАЗКИ
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе (см. страницу Пушкин в Царском Селе). Там они вступили в своеобразное
«состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой
стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались
мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…
Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский…» Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку
«Спящая царевна». Пушкин написал только одну — «Сказку о царе Салтане…». Она соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, он вернулся
осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…», которая может быть сопоставлена со сказкой Жуковского «Спящая царевна».

Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О царе Салтане…», «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке».
Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки, которую он нашёл у братьев Гримм, и французской, обработанной Шарлем Перро.

Сюжет сказки Жуковского сходен с сюжетом «Сказки о мёртвой царевне…». Жуковский стремился придать речи народный характер. В народном духе выдержан зачин:

Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет.

Пословицы, поговорки, народные речения и выражения — всё вводит Жуковский в сказку. Однако поэт не всегда выдерживает дух и язык народной речи. Мы часто
встречаем в сказке книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет её ланит» и пр.). Жуковский сделал
очень важный шаг вперёд в литературной обработке сказки.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«Спящая царевна»

1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на
лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ЛИТЕРАТУРА
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Спящая царевна»

Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна».

Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
В. А. Жуковский. «Спящая царевна»

1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом.
Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

3. Прочитайте описание «сонного царства» так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

6. Сравните описания «сонного царства» и проснувшегося, ожившего царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность
в первом случае и движение, оживление во втором.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)

Конспект урока

Литература

5 класс

Урок № 11

Жуковский В. А. «Спящая царевна»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Жизнь творчество В. А. Жуковского.
  2. Особенности сюжета сказки «Спящая царевна».
  3. Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского
    и народной сказки.

Тезаурус

Литературная сказка – это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на
сюжет и образы фольклорной сказки.

Веретено 
приспособление для прядения, стержень для навивания пряжи.

Хорунжий –
офицерский чин, равный подпоручику, а также лицо, носящее этот чин.

Терновник –
вид колючего кустарника.

Ланиты (устар.)
– щёки.

Чело (устар.)
– лоб.

Очи (устар.)
– глаза.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс.
    Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В.
    П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019 – 307 с.

Дополнительная литература:

  1. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные
    работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
  2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные
    работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
  3. Егорова Н. В. Поурочные разработки по
    литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
  4. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные
    материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
  5. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5
    кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
  6. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. –
    М.: Экзамен, 2019, стр. 80
  7. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум
    для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники
    универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки.
    URL: http://www.nlr.ru (дата
    обращения: 19.07.2019).
  2. Каталог сетевых ресурсов по русской
    филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата
    обращения: 19.07.2019).
  3. Все книги России, библиографический каталог.
    URL: http://www.biblus.ru/ (дата
    обращения: 19.07.2019).
  4. Фундаментальная электронная библиотека
    «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских
    писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата
    обращения: 19.07.2019).
  5. Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский
    портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата
    обращения: 19.07.2019).
  6. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и
    тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm /
    (дата обращения: 19.07.2019).
  7. Раздел «Литература» на проекте «Мир
    энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата
    обращения: 19.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Василий Жуковский – русский поэт, переводчик и
критик. Поэт родился 9 февраля 1783 года в Тульской губернии.

В течение жизни Жуковским было написано семь
сказок, в основе которых как европейские, так и русские народные сюжеты.

А началось всё в Царском Селе в 1831 году.
Именно там Василий Жуковский и его близкий друг Александр Пушкин вступили в
поэтическое состязание: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Василий
Андреевич тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна».
Александр Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой
царевне и о семи богатырях».

Именно в первой трети 19 века в русскую
литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в
прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки.
Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные
сказочные повествования часто являлись источниками авторских.

Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана
почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О мёртвой царевне…», «О золотом
петушке». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки «Белоснежка» из
сборника братьев Гримм и сказки Шарля Перро «Спящая красавица».

Для Жуковского, как для переводчика, и как для
оригинального автора характерна манера «облагораживания» фольклорного материала:
усложняя традиционные сюжеты народных сказок, поэт расширяет круг чудесных
превращений героев, вводит пейзажи, описания, эмоционально насыщенные сцены.

Жуковский пересказывает сюжет Шарля Перро,
почти от него не отклоняясь. Рождается девочка, и царь приглашает одиннадцать
фей, а двенадцатую, злую и сварливую, не зовёт. Обиженная чародейка
предсказывает, что девочка уколется веретеном и умрёт. Вот, что она говорит:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своём

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!

Смысл предсказания в том, что она проживёт
счастливое детство, но взрослой жизни у неё не будет.

Девочке исполняется 16 лет, и предсказание
сбывается: но с небольшим изменением. Уколов руку веретеном, царевна не умирает,
а засыпает на 300 лет, а вместе с ней и весь дворец.

Автор рисует картины спящего красочного мира.

Повар спит перед огнём;

И огонь, объятый сном,

Не пылает, не горит,

Сонным пламенем стоит;

И не тронется над ним,

Свившись клубом, сонный дым;

В назначенный час появляется принц, который
должен расколдовать девушку. У Жуковского он это делает посредством поцелуя. Он
её целует, восхищённый её красотой, она оживает, и все просыпаются.

Помня об условиях состязания с Пушкиным,
Жуковский стремился придать сказке народный характер. Так, феи из сказки Шарля
Перро становятся чародейками, король – царём, принцесса – царевной.

В народном духе выдержан зачин:

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей…

Зачину соответствуют и сказочные формулы: нет
как нет; что ни в сказке рассказать, ни пером не описать; жить да поживать.

Концовка сюжета также является стихотворным
переложением традиционной фольклорной формулы:

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.

Но, наряду с народными, мы встречаем в сказке
и книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо
старины» и пр.)

Таким образом, мы видим, что в сказочный сюжет
Василий Жуковский вносит оригинальные описания героев, обстановки, пейзажей.

Ну и не стоит забывать, что сказка Жуковского
заканчивается традиционным свадебным пиром, у Шарля Перро после женитьбы
главных героев следовала долгая история про противостояние молодой жены и
свекрови.

Таким образом, сюжет французской сказки
приобретает черты, придающие ей сходство с русской народной.

Теоретический материал для углубленного
изучения

В первой трети XIX века в русскую литературу
приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или
стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка
уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования
часто являлись источниками авторских. В. А. Жуковский внес в эту часть русской
литературы огромный вклад.

«…Перед другими нашими поэтами Жуковский то
же, что ювелир перед прочими мастерами, то есть мастер, занимающийся последнею
отделкой дела. Не его дело добыть в горах алмаз – его дело оправить этот алмаз
таким образом, чтобы он заиграл всем своим блеском и выказал бы вполне своё
достоинство всём. Появленье такого поэта могло произойти только среди русского
народа, в котором так силен гений восприимчивости, данный ему, может быть, на
то, чтобы оправить в лучшую оправу всё, что не оценено, не возделано и
пренебрежено другими народами». (Н. В. Гоголь, из статьи «В чём же, наконец,
существо русской поэзии, и в чём её особенность», 1845 г.)

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Задание: выберите несколько сказок, ставших
основой для сказки В. Жуковского «Спящая царевна»

Варианты ответов:

«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм

«Спящая красавица», Шарль Перро

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

«Золушка», Шарль Перро

Задание опирается на сюжет изученной сказки В.
А. Жуковского «Спящая царевна» и на читательский опыт пятиклассников.
Ознакомившись с вариантами ответов, обучающийся вспоминает основную сюжетную
канву перечисленных сказок. Совпадение сюжетов со сказкой Жуковского
наблюдается в двух сказках. Об этом факте говорилось и в объясняющей части
урока. Таким образом, обучающийся выбирает правильные варианты:

«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм

«Спящая красавица» Шарль Перро

Восстановление последовательности элементов
горизонтальное / вертикальное

Задание: восстановите последовательность
событий в сказке

Рак предсказывает царице рождение дочери

Старая чародейка предсказывает смерть царевне
от укола веретена

Царь издает указ, запрещающий верётена и
прялки

Принц узнает от старика легенду о спящей
царевне

Принц будит царевну поцелуем

Задание опирается на сюжет изученной сказки
В.А. Жуковского «Спящая царевна». Обучающийся вспоминает последовательность
событий в сказке от предсказания о рождения царевны до счастливого финала и
выстраивает следующую последовательность:

Рак предсказывает царице рождение дочери

Старая чародейка предсказывает смерть царевне
от укола веретена

Царь издает указ, запрещающий веретёна и
прялки

Принц узнает от старика легенду о спящей
царевне

Принц будит царевну поцелуем

«Спящая царевна» очень краткое содержание

В. Жуковский «Спящая царевна» краткое содержание для читательского дневника:

Главные герои: царевна, царь и царица, волшебницы.

У царской семьи родился долгожданный ребенок — замечательная девочка. По случаю этого событие был организован грандиозный пир. На него пригласили не только придворных и народ, но и 11 волшебниц, а 12-ую не пригласили из-за ее дурного нрава. Она разозлилась и сказала, что девочка умрет в 15 лет, поранившись о веретено.

11-ая волшебница, не успевшая пожелать царевне что-либо, сказала, что она не умрет, а заснет. Так и случилось — в назначенном возрасте девочка поранилась и заснула, заснуло все царство. Через 300 лет ее нашел царевич и пробудил целомудренным поцелуем. Проснулись и остальные. Жили они долго и счастливо.

Вывод:

Зло нужно отталкивать тем, что лучше: добром, терпением, верой, надеждой. Обиды и боль приносят страдания окружающим, если хочешь, чтобы тебя принимали в компанию, нужно работать над характером и постараться соответствовать хотя бы минимальным общественным нормам, иначе ты обречен на одиночестве и непринятие.

Сравните: Сказка «Спящая красавица» Перро была написана в 1697 году. Ее сюжет был позаимствован автором из традиционного европейского фольклора. Для читательского дневника и подготовки к уроку по литературе рекомендуем прочитать краткое содержание «Спящая красавица». Это история о прекрасной принцессе, которой пришлось спать сто лет, прежде чем развеялось колдовское заклятье.

Короткий пересказ «Спящая царевна»

Краткое содержание «Спящая царевна» Жуковский:

У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась дочка. По этому случаю они закатили пир, пригласив на него 11 из 12 волшебниц, которые жили в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, очень обиделась.

Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась двенадцатая и сказала, что царевна умрет в пятнадцать лет, уколов палец веретеном. Тогда вперед вышла волшебница, которая не успела ничего пожелать, и сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся триста лет.

Царь, испугавшись, запретил в королевстве прясть. Но царевна в возрасте пятнадцати лет всё-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные. Через триста лет царевну разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.

Сравните: Для «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина характерно торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказка о мертвой царевне» для читательского дневника. Данное произведение является жемчужиной русской литературы в своём жанре.

Анализ произведения

Если школьникам дадут задание о написании сочинения по сказке, проведение анализа этого произведения поможет получить хорошую отметку. Также краткое содержание «Спящей царевны» Жуковского отлично подойдет для читательского дневника. Поначалу можно сравнивать сюжет произведения со сказками братьев Гримм, вспомнить, что их труд под названием «Спящая красавица» похож на стихотворение В. А. Жуковского, как и «Красавица в спящем лесу» писателя Шарля Перро. Своему же труду Жуковский дал название «Спящая царевна».

Большинство читателей интересует, что в этом стихотворении побеждают храбрые персонажи, победу получает добро и сказочная любовь.

Привычно проводить сравнение поэтического произведения Пушкина под названием «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» с произведением, написанным Жуковским.

У Жуковского сюжет произведения основан на европейских произведениях, рассказанных раньше братьями Гримм и Ш. Перро. Но он перевел сказку на русский лад, добавил немало русских черт народа. Произведение построено на событиях, происходящих последовательно, в которых говорится обо всех периодах из жизни персонажей.

Сюжет поэмы «Спящая царевна» Жуковский

«Спящая царевна» Жуковский краткое содержание произведения:

Сказка рассказывает юным читателям о добром царе Матвее и его царице. Жили они счастливо, душа в душу, но, к сожалению, не могли иметь потомство.

Однажды, солнечным светлым днем, бродила царица у ручья, плакала горькими слезами и повстречала рака. Он посмотрел на нее и предсказал, что все у нее будет хорошо, что родит она красавицу-дочку. Этот рак оказался волшебным, и все его предсказания сбылись: родила царица прекрасного ребенка.

В честь такого события царь с царицей решили устроить большое и богатое торжество. Кроме близкого люда, позвали они и одиннадцать из двенадцати чародеек. Так получилось, что у царя было только одиннадцать драгоценных блюд, и царь не захотел звать именно старую, злую и хромую чародейку, на что она очень сильно обиделась и пообещала отомстить.

В долгожданный день собрался весь люд праздновать день рождения юной дочери царя и царицы. Сидят гости, желают ей счастья и добра. Слово дали и чародейках. Одна пожелала малышке в золоте ходить, другая красотой необычайной обладать. Когда черед дошел до последней гости, в зал ворвалась двенадцатая злая чародейка и прокляла ее.

Она сказала, что как только девушке исполнится шестнадцать лет, она уколет свой палец веретеном и умрет навсегда. Одиннадцатая чародейка не могла такого предусмотреть и вмешалась, пожелав юной малышке вместо ужасной смерти уснуть глубоким сном на триста лет.

Родители пришли в ужас, когда поняли, что же суждено им пережить в будущем. Царь незамедлительно издал закон, в котором говорилось, чтобы в его царстве никогда не было больше веретен.

Пятнадцать лет прошло незаметно быстро, все жили мирно и спокойно. Одним днем царь с царицей отлучились на прогулку, в это время их дочь бродила по замку и забрела в заброшенную комнату. В ней она обнаружила пожилую женщину, которая молча сидела и пряла. Она увидела девушку и протянула ей веретено, об которое она и укололась. И все царство погрузилось в глубокий сон.

Прошло долгое время, весь замок покрылся терновником. Все ближайшие сады заросли, да так, что не подобраться было к замку. Все давно позабыли о царе и царевне. Ходили слухи о том, что спит в том замке молодая девушка, их дочь. Да так спит, что только любящий поцелуй может растопить заклятие и вернуть к жизни целое королевство.

Как-то раз вокруг заросшего замка бродил царевич, узнал об этой легенде и захотел, во что бы то ни стало найти спящую красавицу. Когда подбирался царевич к замку, то заросли послушно расступались перед ним, и все вокруг покрывалось свежими цветами. В замке он нашел царевну и подарил ей поцелуй, из-за которого заклятие снялось, и все вокруг, наконец, проснулись. Юноша женился на юной красавице, и жили они долго и счастливо.

Краткий пересказ

Начинается рассказ поэта с характеристики и описания царя по имени Матвей и его царицы. Царствовали они вместе долгие годы, все было отлично, но были они бездетными. В один прекрасный день пошла грустящая жена царя к ручью, присела на его красивый зеленый берег и начала душераздирающе реветь. Слезы царицы не остались без ответа, молодую девушку стало жалко раку. Он попросил, чтобы она не грустила, и этой ночью в ней зародится жизнь, а через некоторое время родится красавица-дочь.

Царица благодарствовала доброму раку за такую хорошую новость, но тот уже исчез из вида. Все его предсказания вскоре воплотились в жизнь. На этом позитивном моменте и началась сказка. Далее «Спящая царевна» Василия повествует о веселом событии — рождение прекрасной дочери у Царя Матвея и его царицы.

Затем сюжет произведений у двух известных писателей (Пушкина и Жуковского) различается. У Пушкина царица умерла при рождении дитя, а у Жуковского — выжила. Жуковский пишет, что счастливые новорожденным родители приняли решение вызвать на праздник чародеек.

Произведение Жуковского о «Спящей царевне» — великолепное стихотворение. Читать его будет занимательно не только маленьким детям, но и взрослым людям.

Предсказания чародеек

Поначалу царь Матвей планировал позвать 12 фей, так как было наготовлено такое же количество блюд. Но вскоре оказалось, что одно из них испарилось. Царь Матвей принял решение не приглашать злую старуху-чародейку. Гости отлично посидели, вкусно поели, вкусно попили, начали одаривать маленькую царевну различными позитивными предсказаниями. Так как они были волшебницами, все эти потрясающие моменты обязательно должны были в будущем сбыться. Но в итоге появились не только хорошие предсказания для царевны. По окончании празднования на пир появился незваный гость — злая чародейка. Она предсказала:

  • молодая царевна доживет только до 15 лет;
  • в 16 лет умрет из-за укола веретена;
  • царевну ждало печальное будущее и короткая жизнь.

Вот такое злостное пророчество огласила малютке злая колдунья. Но юной царевне повезло, потому что до этого 10 волшебниц успели напророчить ей все самое хорошее, а одиннадцатая колдунья все еще не сказала свой прогноз на будущее царевны.

Чтобы отменить проклятье злой чародейки, последняя из чародеек оставила свое слово:

  • девушка не погибнет, а будет спать 300 лет;
  • по окончании этого злостное колдовство развеется;
  • молодая девушка будет долго и благополучно жить до поздней старости.

Когда Матвей узнал пророчество для своей единственной дочери от злой колдуньи, он был очень расстроен. Ни днем, ни ночью царь не мог нормально ни спать, ни есть. В скором времени издал приказ, который запретил выращивать лен, изготавливать пряжу и плести ее на веретене. А иметь его у себя в доме было также строго под запретом. Царь Матвей успокоился после своего указа, и их жизнь стала по-прежнему беззаботной.

Шли годы, девушке исполнилось 15 лет, она становилась все краше, распустилась, как цветок в апреле. В один прекрасный день царь и царица ушли прогуляться, а молодая девушка осталась одна во дворце.

Прекрасной царевне стало скучно, и она приняла решение изучить весь свой замок. Ведь во многих комнатах царевна еще никогда не бывала.

Начала царевна гулять по дворцу и увидев высокую лестницу, решила пойти по ней к маленькой комнатке. Девочке было интересно, она открыла дверь и увидела старуху, которая пряжу прядет. Это была та самая злая чародейка. Старуха передала девушке веретено, в то же время царевна укололась и заснула.

Царство сновидений

В тот же момент весь дворец и его жители были охвачены общим сном. Царь и его царица заснули, прямо стоя в обнимку на крыльце. Царская охрана окаменела, даже не выпустив из рук сабли. Хорунжий заснул на своем коне, который тоже погрузился в долголетнюю царскую спячку. Даже комары замерзли и собаки. Как повариха готовила еду, так и застыла на кухне. И огонь заснул на века.

С тех времен в это царство сна не могла прилететь птица, всякий зверь тоже не пробрался бы туда. Так прошли 100 лет. За 100 лет храбрецы, услышав рассказы своих дедов, хотели найти милую царевну и замок, но ни один из них домой так и не возвратился, поэтому большинство бросили попытки приблизиться к спящей красавице.

Храбрый царский сын

Прошло 300 лет. Однажды молодой царский сын скакал по дремучему лесу со своей охраной и немного отстал от всех. Со временем он приблизился к бору и встретил старца. Он поведал царевичу, что слыхал еще от своих прадедов о царском дворце, где спит красивая девушка и вот уже 300 лет ожидает своего спасителя. Царевич направился в место, которое указал старец. Перед конем царевича даже дремучий лес расступился, вся живая природа была рада царскому появлению.

Снять проклятие с царевны было судьбой определено одному из основных главных героев «Спящей царевны» — юному царевичу. Он нашел царский замок быстро и был удивлен, что все обитатели и насекомые, и животные в многовековом сне. Царь Матвей спал на крыльце дворца. Молодой царевич перешагнул через царя, перекрестился и отправился к своей царевне.

Дальше Жуковский долгое время описывает, как девушка была красива. Юный царский сын был влюблен в нее с первого мгновенья, он поцеловал прекрасную девочку, и она освободилась от чар. Весь царский дворец в один момент проснулся, каждый стал продолжать выполнять свои обязанности. Естественно, царь благословил на брак свою прекрасную дочь, и она стала женой своего героя. Концовкой стал пир и гулянья на весь божий мир.

Автор: Вагапова Васима Абдуловна

Организация: МОАУ «СОШ №31»

Населенный пункт: г. Оренбург

Не все современники принимали сказки А.С. Пушкина, считали, что это подражание народным сказкам и что это умаляет талант известного поэта. Но время показало другое: сказки Пушкина были и остаются любимым чтением многих поколений детей и взрослых.

Пушкинские сказки издавна интересовали методистов. Мы можем познакомиться с анализом «Сказки о рыбаке и рыбке» в книге Ф.Буслаева « О преподавании отечественного языка», им же рекомендовано включение сказок в « План и программу обучения языкам и литературе» (1886, 1890).

Пушкинский текст «У лукоморья дуб зеленый» — знаменитый пролог к «Руслану и Людмиле» — мы встречаем в «Хрестоматии к руководству для теоретического изучения литературы» В.Я.Стоюнина (1877). Виктор Острогорский в книге «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу» рекомендует для изучения «Сказку о мертвой царевне семи богатырях»,

« Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о царе Салтане». Ученый подчеркивает, что «гуманность Пушкина в самом широком значении этого слова должна быть прочувствована и детьми, и народом и играть роль в образовании души их очень важную»(1, с.4). Поэтому эта сказка включена во многие программы по литературе.

Нами проведен сравнительный анализ изучения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Авторы в современных программах по литературе обращают внимание на вопросы, тесно соприкасающиеся с характерными мотивами устного народного творчества: «Фольклорные основы сказки (сравнение со сказкой «Белоснежка»). Фантастика и реальность в сказке. Способы изображения положительных и отрицательных персонажей. Образ мачехи, ее сопоставление с царевной. Роль зеркальца в сказке. Пушкинское представление о внешней и внутренней красоте человека. Образы Елисея и семи богатырей. Образы природы и природных сил в сказке. Поэтическое мастерство А.С.Пушкина; — таково содержание программы по изучению сказки Пушкина под редакцией М.Б. Ладыгина (3,с.303); «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского, «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки — в программе под редакцией В.Я. Коровиной.(2,с 15); «Детство Пушкина. Влияние на него народной русской традиции и европейской культуры. Запись народной сказки о мертвой царевне и сюжет Пушкина. Родственность сказки Пушкина мифу об Амуре и Психее (Апулей «Метаморфозы») — в программе под редакцией

В.Г. Маранцмана (4 с.20)

Автор программы пишет, что радостное изумление от чтения пролога и поэмы «Руслан и Людмила» можно сохранить, используя словесное иллюстрирование эпизодов сказки. Советует словесное иллюстрирование предварить рассматриванием картины И.Крамского «У лукоморья дуб зеленый». Все это воскрешает мир народных сказок. Далее идет чтение сказки, ее сопоставление с народной сказкой. Такой первый урок готовит учащихся к размышлению. В.Г.Маранцман считает, что «наслаждение чтением должно непременно отозваться эхом беспокойной мысли»(5,с.45). Второй урок литературовед предлагает посвятить выяснению читательских впечатлений, перечитыванию в классе полюбившихся мест сказки, нахождению ведущих вопросов предстоящего анализа.

В.Г. Маранцман обращает внимание на то, что «вопросы на осмысление содержания не должны быть слишком частными и ориентированными только на пересказ отдельного эпизода. Эти вопросы могут сразу носить проблемный характер»(5,с.49) Предложить учащимся следующие вопросы: «Почему мачеха не смогла погубить царевну?», «Кто в сказке спасает царевну и кто вредит ей?», «Какое участие в судьбе царевны принимает зеркальце, Чернавка, Соколко, лесные братья, Елисей?», «Почему сказка называется «О мертвой царевне и о семи богатырях»? Далее следуют вопросы, проверяющие работу творческого воображения « что в тексте дано как намек: по детали восстановить целое; какой вы видите царевну, когда она просит Чернавку не губить ее, вопросы о художественной детали: почему о царевне сказано, «тихомолком расцветая»? и т.д.

Строя анализ на сопоставлении царевны и мачехи, необходимо отвечать на проблемные вопросы, которые активизируют работу учащихся, помогают осмыслить композицию произведения и понять «добро нуждается в защите, оно не всесильно» 95, с. 53). Необходимо анализ эпизодов дополнять стилистической работой, сравнением вариантов пушкинского текста. Завершить работу по изучению сказки Маранцман В.Г. советует составлением киносценария и пишет, что «активное сотворчество, пересоздание, «претворение» литературного текста по законам другого искусства усиливает эпизоды, прямо подводящие к концепции анализа» (5. С. 61) Данные предложения и рекомендации автора программы способствуют творческому подходу изучения сказки.

В. Я. Коровина после вопросов на восприятие текста сказки советует сразу начать работу над отдельными эпизодами: обсуждение содержания, наблюдения над лексикой, интонацией, ритмом и работа над выразительным чтением.

Если проанализировать предложенные методические рекомендации , то следует отметить, что главное и определяющее в них – наделенность на выявление народных истоков пушкинской сказки, звучащий в ней гимн добру и справедливости.

Не случайно С.Я. Маршак заметил, что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной. (Цит. по: 1.с. 1)

А.Слонимский в работе «Мастерство Пушкина» писал что: «точность и яркость сопоставлений – краткость и меткость фраз, в которых нет ни одного лишнего слова, свежесть и ясность образов – все это черты народных пословиц, песен, сказок, угаданные поэтом и возведенные им до высшей степени художественного совершенства», отличая сказочную фантастику, явившуюся у Пушкина в реалистических очертаниях, простоту и реальность изображения в «в духе моральных понятий, народных симпатий и антипатий, со всей искренностью и серьезностью усвоенных поэтом», «ярко обрисованные, психологически оправданные русские характеры, реальные нравы «простонародной старины», живой народный быт.» (Цит. по: 1,с.14,16)

Учителю приступая к анализу пушкинской сказки по рекомендациям методистов, следует обратить внимание учащихся на то, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» является апофеозом добрых народных нравов деревенской стихии. Царевна из сказки представляет собой воплощение милой женственности в русском народном вкусе. Она кроткая, терпеливая; богатыри называют ее «ласковой сестрою». Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «все порядком убрала», «засветила богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная и благовоспитанная. Когда ее угощают, она отрекается от зеленого вина: «пирожок лишь разломила, да кусочек прикусила» Она верна своему слову: Всех я вас люблю сердечно,

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей.

Хозяйственность царевны (то, что она первым делом «все порядком убрала») вполне соответствует песенному идеалу жены-работницы. В песне о выборе невесты сын жалуется матери:

Родимая матушка,

Неженат хожу

Ой, люли, люли, люли

Неженат хожу.

Мать предлагает ему выбрать себе в хороводе «девушку самую лучшую». Он отвергает «дочь дворянскую», «дочь купеческую» и выбирает «дочь крестьянскую», которая низко кланяется ему и говорит:

Я тебе, молодец,

В доме работница

Твоим ручушкам

Я заменушка.

Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является мачеха-царица, которая только и занята своей красотой и желает быть всех красивее. Она тщеславна, «горда», «ломлива»(в песнях изображается свашенька ломливая).

Обе героини сказки характеризуются и речами и мимикой. Речь царевны – ласковая, чистосердечная, скромная. Это живая и бойкая речь простодушной крестьянской девушки.

«Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные,-

Им царевна говорит: —

Коли лгу, пусть бог велит

Не сойти живой мне с места

Как мне быть? Ведь я невеста.»

А вот речь гневной, своенравной царицы:

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мной?

Я в ней дурь-то успокою….»

Во всем поведении царевны – крестьянская благовоспитанность, скромная деревенская грация, какая–то милая обрядовая церемонность:

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась, Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была…

Контрастируемым тоном звучат слова царицы:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Смысл сказки – в противопоставлении «лица» и «души», красоты внешней и красоты душевной. Именно эту антитезу имел в виду Пушкин, когда задумывал свою сказку.

Работа по усвоению содержания сказки и характеристика центральных образов, в системе уроков, предложенной О.Б.Белометных, М.С.Корнеевой, И.В.Золоторевой, (6) может проводиться в следующей последовательности:

Беседа.

— Есть ли в «Сказке о мертвой царевне ……» традиционная присказка?

— О каких событиях мы узнаем в завязке к сказочной истории?

— Какой предстает перед нами родная мать царевны? Какие слова помогают составить ее характеристику?

(Пятиклассники находят слова, подчеркивающие верность царицы, ее любовь к мужу).

Собираем материал о царице – мачехе.

— Кто такая мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы, которую хотела бы извести мачеха?

— Как царица-мачеха описана Пушкиным? Что в описании царицы вызывает восхищение , но почему эта красота не радует окружающих?

Предложим найти глаголы, с помощью которых Пушкин продолжает характеристику царицы, рассказывая об общении ее с зеркальцем. Можно попросить прочитать выразительно или по ролям два таких диалога, когда зеркальце «хвалит» царицу и когда говорит ей правду. Продолжая характеристику, ребята отмечают, что мачеха груба, сварлива и завистлива, к тому же у нее нет настоящих друзей и даже зеркалу, с которым «одним была добродушна и мила» не прощает истины.

— Как отомстила царица-мачеха царевне? Что подтолкнуло ее к этому?

Комментируем с ребятами сочетание «черная зависть». Замечаем, что мачеха не только завистлива, но и жестока. В чем проявляется ее жестокость? Как называет Пушкин в этом эпизоде злую царевну? («Баба гневная»)

— Чем закончится история злобной мачехи? За что она оказалось наказанной?

Вспомните, что такое сравнение и антитеза. Подчеркнем, что сравнивать можно понятия не только противопоставленные, но и имеющие черты сходства.

Можно ли сравнить царицу-мачеху и царевну-падчерицу? (Да, они внешне обе красивы, но царевна, как убедимся позже, еще и красива внутренне.) Выполненная вместе с учащимися характеристика царицы-мачехи подскажет план, по которому учащиеся могут подготовить связный рассказ о царевне. Запишем его на доске:

План рассказа о царевне.

Описание внешности царевны и ее внутренних качеств.

Отношение к ней других персонажей сказки:

а) Чернавки;

б) пса Соколки;

в) семи богатырей;

г) королевича Елисея.

3. Поведение царевны:

а) в тереме богатырей;

б) по отношению к окружающим ее людям.

4. Отношение автора к героине.

С любовью присматриваясь к героине. Пушкин показывает как ее внешнюю («белолица,черноброва»), так и внутреннюю красоту(нраву кроткого такого, красавица душа) , подчеркивает трудолюбие, внутреннее достоинство, деликатность, терпение, покладистость, искренность и верность, внутреннюю бесхитростность и доброту. Не случайно для поэта она «царевна молодая», « моя душа».

Часть урока, посвященная характеристике царевны, можно построить по-другому. Тогда учитель, называя ее отличительные качества, просит подтвердить их примерами из текста. Например, на вопрос, какие поступки говрят о трудолюбии царевны, дети отвечают словами текста:

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала….

— В чем проявилась ее благовоспитанность,сдержанность?

От зеленого вина

Отрекалася она;

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила…..

В чем выразилось ее чувство верности жениху?

Дети зачитывают ответ царевны братьям и т.д.

5. Итогом сравнительной характеристики героинь может быть составление таблицы.

Царица

Царевна

Царского происхождения, умны, красивы

злая

добрая

завистливая

бескорыстная

гордая

скромная

своенравная

кроткая

ленивая

трудолюбивая

грубая

вежливая

надменная

простая

жестокосердная

добродетельная

6. Если к уроку нарисованы иллюстрации, оценим, насколько они соответствуют нашим представлениям о главных героях.

7. Завершая работу на уроке, задается вопрос: «Чему научила нас эта сказка?»

Вариативный подход к изучению сказки А.С.Пушкина позволяет понять учащимся русский характер героев, гуманизм писателя.

«…Реализм и гуманизм, эстетика и этика сливаются у Пушкина в одно. Сказки его еще раз убеждают в том, что правда и добрые чувства не существуют друг без друга. Всей своей мудрой наивностью они утверждают и отстаивают то, что мы сегодня называем человеческими ценностями», — писал В. Непомнящий «О сказках Пушкина» (1,с. 45)

Такой подход к изучению «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» позволяет учащимся глубоко войти в пространство пушкинского творения, увидеть подлинную народность, человечность и готовит учащихся к дальнейшему осмыслению творчества Пушкина в последующих классах.

Список литературы

1. Сказки Пушкина в школе: Сборник статей / Сост. В.Я. Коровина. М.: Просвещение,1972.

2. Программы общеобразовательного учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) / под ред. В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2005.

3. Литература: программы для общеобразовательных учреждений.5-11 классы /сост. Г.Г. Полубинская, — М.:Дрофа,2008.

4. Литература: 5 кл.: метод. рекомендации (В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, Е.Р. Ядровская и др.),/ под ред. В.Г. Маранцмана: — М.: Просвещение,2008.

5.Маранцман, В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: пособие для учителя и учащихся: в 2 ч / В.Г. Маранцман — М.:Гуманит. Изуч. Центр. ВЛАДОС,1999.

6.Белометных О.Б., Корнеева М.С. , Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс /О.Б. Белометных, М.С. Корнеева, И.В. Золоторева — М.:ВАКО, 2002.

Опубликовано: 08.04.2021

План урока:

Обзор жизни и творчества В.А. Жуковского

Содержание сказки «Спящая царевна»

Характеристика героев сказки

Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы

Краткий обзор жизни и творчества В.А. Жуковского

Литературная сказка как жанр. История написания сказки «Спящая царевна»

История появления на свет будущего поэта-романтика не совсем обычна. Он родился 9 февраля 1783 г. в имении Мишенском Тульской губернии. Его отцом был русский дворянин А.И. Бунин, а матерью турчанка, попавшая в плен во время войны и привезенная в имение Бунина его крепостным. Родившийся мальчик считался незаконнорожденным, потому не мог носить фамилию отца. Фамилия ему досталась от друга отца, бедного дворянина Жуковского, который крестил мальчика. Бунин постарался дать сыну хорошее домашнее образование и воспитание. Мальчик был развит не по летам, пристрастился к чтению и рисованию, свои первые стихи написал в семилетнем возрасте, в 12 лет сочинил историческую трагедию. К ребенку после смерти отца по-матерински отнеслась жена Бунина и позаботилась о его будущем.

С 14 лет Жуковский обучался в пансионе для детей дворян при Московском университете. Он добился больших успехов в изучении литературы, истории и иностранных языков. В учебном заведении существовала традиция: на общем собрании воспитанники голосованием избирали лучшего ученика. Василий Жуковский, проучившись год, был удостоен такой чести. Через 4 года, блестяще окончив пансион, некоторое время находился на государственной службе. Но вскоре службу оставил, уехал в деревню, увлекся литературным творчеством и переводами европейской поэзии.

molodoi zhukovskii
Молодой Жуковский

Жизнь Жуковского изменилась в 1802 г.: к нему пришла известность. В литературном журнале «Вестник Европы»,который издавал историк и писатель Н.М. Карамзин,была опубликована «Элегия» Жуковского,которая представляла собой вольный перевод стихотворения поэта-англичанина Т.Грея. Карамзин привлек молодого поэта к сотрудничеству, Жуковский стал редактором журнала, в котором были опубликованы его первые переводы баллад немецких поэтов, после и собственные баллады. С тех пор Жуковский считал Карамзина своим наставником и старшим другом.

В 1812 г. во время Отечественной войны Жуковский сражался в рядах народного ополчения. Поручик Жуковский участвовал в боевых действиях, в том числе и в Бородинской битве. За проявленный в сражениях героизм был награжден орденом Святой Анны II степени и удостоен звания штабс-капитана. В походе он написал поэму «Певец во стане русских воинов», копии которой распространялись среди офицеров. Эта патриотическая поэма принесла ему широкую известность, стала первым художественным произведением, в котором подчеркивался народный характер Отечественной войны 1812 г., отмечалось, что победа была достигнута благодаря героизму русских солдат, а не стратегии избранной исторической личности.

Жуковский прочитал в журналах стихи лицеиста Александра Пушкина и, будучи проездом в Царском селе, посетил Лицей, чтобы познакомиться лично. Необыкновенная интуиция позволила Жуковскому с первой встречи разглядеть в 16-летнем юноше исключительные способности.  С тех пор он стал опекать талант юного Пушкина, назвал его «надеждой нашей словесности». Когда 19-детний поэт закончил поэму «Руслан и Людмила», Жуковский преподнес ему в дар ему свой портрет с автографом, признав своего ученика победителем, а себя побежденным учителем. Он был уверен, что Пушкину суждена слава первого поэта России. В пушкинской поэме есть строчки, посвященные Жуковскому: «Поэзии чудесный гений, певец таинственных видений, любви, мечтаний и чертей…»

С 1814 г. по 1817 г. Жуковский большую часть времени проживал в Дерпте, чтобы посещать лекции в университете.В 1816 г. был удостоен звания доктора философии в Дерптском университете. В 1815 г. стал членом литературного общества «Арзамас», был избран его секретарем. Осенью 1817 г. в общество вступил выпущенный из лицея Александр Пушкин. Все члены общества отличались прогрессивными взглядами, состязались в литературном мастерстве, занимались стихотворчеством. В 1818 г. Жуковский избран членом Российской академии наук.

Жуковский с 1815 г. стал воспитателем и учителем словесности для детей царской семьи, с 1826 г. был наставником наследника престола, будущего императора Александра II. Но поэт никогда не пользовался своим особым придворным положением ради себя. Но не раз хлопотал за близких для него друзей, своим заступничеством помогал Пушкину, добился, чтобы его ссылка в Сибирь была заменена службой в южных губерниях, искал способы облегчения наказания декабристам. Пушкин называл Жуковского своим «ангелом-хранителем» и «небесной душой».

Последние годы жизни Жуковский много времени уделял переводам всемирно известных произведений. Он сделал авторский перевод-толкование «Слова о полку Игореве», перевел древнегреческие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», древнеиндийский эпос «Наль и Дамаянти», персидскую поэму «Рустем и Зораб», роман Сервантеса «Дон Кихот» др. Пушкин назвал Жуковского «гением перевода»:он не просто переводил древний и средневековый эпос, а создавал свои равновеликие произведения. Не стало поэта 24 апреля 1852 г.

Период расцвета литературной сказки как самостоятельного жанра пришелся на 30-е годы XIX в. В чем же отличие литературной сказки от фольклорной? Народная сказка лишена авторства, это коллективное произведение народа, которое могло иметь несколько вариантов, потому что каждый сказитель привносил в канву[1] сюжета нечто собственное. Литературная сказка – это авторское сочинение в единственном варианте, часто написанное на основе фольклорной сказки. Жуковский всего написал 7 сказок на основе сюжетов как русских, так и западноевропейских сказок. Поэта фольклорные сюжеты привлекали искусным вымыслом, народной искренней фантазией и верой в победу добрых сил над злом.Проявлял интерес к народному творчеству и друг поэта – Пушкин. В 1931 г. в Царском селе оба поэта, жившие по соседству, затеяли шуточное творческое соревнование в сочинении сказок, стилизованных под фольклор. Итогом дружеского соперничества стали первые сказки двух великих поэтов. Пушкин сочинил «Сказку о царе Салтане», а другу дал сюжет сказки, которую записал со слов своей няни. По этому сюжету Жуковский создал «Сказку о царе Берендее», а вскоре написал еще две сказки: «Война мышей и лягушек» и «Спящая царевна». Своими впечатлениями поделился в письмах друзьям свидетель этого творческого поединка, мало кому известный еще Николай Гоголь, живший в ту пору в Царском селе и навещавший Жуковского и Пушкина.

Содержание сказки «Спящая царевна»

Близость литературной поэтической сказки Жуковского к фольклору

Для написания сказки Жуковский обратился к сюжетам двух народных сказок, французской и немецкой: «Красавица, спящая в лесу», обработанная Шарлем Перро и «Царевна-шиповник»», которую записали братья Гримм. Сюжетные линии переплетены и переданы Жуковским практически без изменений.

Когда в семье царя рождается долгожданный ребенок, на торжество приглашаются одиннадцать волшебниц, двенадцатую, страшную и злую, не зовут. Затаившая обиду чародейка наложила заклинание: девочка на 16 году жизни уколет руку веретеном[2] и умрет «во цвете лет». Суть заклинания заключалась в том, что у царевны будут счастливые детские годы, но ей не суждено повзрослеть. Царь приказал, чтобы все веретена были уничтожены, запретил прясть и сеять лен для пряжи. Предсказание злой колдуньи все-таки сбылось, но лишь частично: одиннадцатая чародейка, не успевшая ничего пожелать новорожденной, вмешалась и смягчила колдовские чары. Царевна не умерла, а заснула на 300 лет, а вместе с ней и все во дворце.В назначенный час появился царский сын, восхищенный красотой царевны, целует ее, и девушка просыпается. Так в финале сказки представлено традиционное для сказочного жанра торжество добра над злом.

Стараясь сказке придать русские народные черты, Жуковский фей из сказки Перро заменил на чародеек, принцессу на царевну, короля на царя, дав ему русское имя Матвей. Написана сказка песенным сказовым языком, использовались сказочные словесные формулы и присказки: «жить да поживать», «что ни в сказке сказать, ни пером описать» и др. Как в русской сказке был написан зачин, концовка с описанием свадебного пира.Но, придерживаясь языковых особенностей и традиционной композиции народной русской сказки, Жуковский все же наполнил сказку духом романтизма, сохранив черты западноевропейских первоисточников.

spyashcaya carevna na prudu

Характеристика героев сказки

Роль художественно-выразительных средств

В сказке «Спящая царевна» почти нет развития действия, мало событий. Описание действия важнее самого действия, много места отведено созерцанию застывшего мира. В сказочном сюжете есть портрет спящей героини, описания картин всеобщего сна и просыпающейся природы. Жуковский стремился донести красоту и диковинность сказочного мира, используя понятный и выразительный язык. Изображая фантастические картины заколдованного дворца, автор описал не только людей, впавших в состояние сна, но и спящие предметы и явления, дано даже описание заснувшего огня в очаге и дыма над ним. Волшебство мира Жуковский передает при помощи различных изобразительно-выразительных средств. Выразительны метафоры[3]: «блещут розы по кустам», «огонь, объятый сном», «светлой змейкой ручейки», «пламя сонное очей» и др. Используются сравнения: «расцвела, как майский цвет», «вспыхнул он, как от огня» и др. Описания насыщены эпитетами: «пышны гривы», «чудесен сон», «мухи сонные», «сон волшебный», «сонным пламенем», «чудный бор», и др.

Главная героиня сказки любопытна и неосторожна, потому и пострадала от колдовских чар. Юная царевна была необычайной красоты: с тонким станом, темноволосой косой и белоснежной кожей. Царевич, плененный такой необычайной красотой, не смог сдержаться и поцеловал девушку. Молодой юноша был отважен и любознателен, он не побоялся отправиться в лесную чащу на поиски заколдованного дворца, несмотря на рассказы встретившегося ему старика о том, что оттуда никто еще не возвращался. Но «неприступный, страшный бор» расступился перед суженым царевны, «как живой».

vereteno spyashcaya carevna

Царь Матвей добродушен и беззаботен, он привык решать проблемы легкомысленно, не задумываясь о будущем. Его жена – любящая и добрая женщина. Царь и царица прожили много лет «в согласье», омрачало их счастье только отсутствие детей. Но судьба вознаградила их за смирение и доброту: они стали любящими родителями для своей единственной дочери-красавицы. Будучи хлебосольными хозяевами, они поплатились за свою роковую оплошность, не пригласив на пир двенадцатую чародейку.

Все чародейки молоды и доброжелательны, кроме двенадцатой. Среди чародеек выделяются две: хромоногая обиженная старая колдунья, наславшая злые чары на царевну, и одиннадцатая добрая чародейка, смягчившая проклятие старухи. В сказке есть нетипичный для сказок образ волшебного рака-предсказателя, напророчившего царице счастье материнства.

Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы

Большая часть сознательной жизни Жуковского была связана с воспитанием детей, потому он сочинял и для юных читателей. Поэт изучал русские и европейские народные сказки, первым перевел сказки братьев Гримм. Плодотворным стал творческий «поединок сказочников» Жуковского и Пушкина. Дружеское соперничество, начавшееся в 1831 г., продолжилось и в дальнейшие годы. Поэтическая сказка Жуковского «Спящая царевна», в основе которой была идея о всепобеждающей силе любви,повлияла на создание Пушкиным в 1834 г. произведения со схожим сюжетом: «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

Значение творчества Жуковского невозможно переоценить. Поэта считают отцом русского романтизма. В.Г. Белинский назвал Жуковского «литературным Колумбом Руси», который открыл ей «Америку романтизма». Критик дал высокую оценку творчеству поэта: «Неизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской литературе». Жуковский своим творчеством предопределил дальнейшее развитие русской поэзии.

Жуковский создал собственную философию творчества, назвав поэзию «верховной правдой жизни», он открыл читающей России неведомый ей ранее мир душевных переживаний, чувств, настроений.Поэзия Жуковского психологична, музыкальна и певуча. Он стал новатором поэтического языка, отказавшись от классической строгости и величавости, привнес в поэзию раскованную разговорную легкость, народные выражения, впервые стал использовать различные поэтические изобразительно-выразительные средства. Благодаря его творчеству и деятельности переводчика широкому кругу русских читателей стало доступно богатейшее наследие мировых литературных шедевров.

spyashaya carevna spit

Словарь

Канва – основа для рукоделия или чего-либо.

Веретено – деревянное приспособление для изготовления вручную пряжи

Метафора – скрытое сравнение, перенесение качеств одного предмета на другой по схожести признаков.

  • Черты народной сказки и черты авторской сказки
  • Черты народной сказки в сказке пушкина
  • Черты народной сказки в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Черты каких литературных направлений присутствуют в рассказе бежин луг
  • Черты какого литературного направления обнаруживаются в рассказе а п чехова человек в футляре