Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129.
УКМ «Школа России»
1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?
Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.
2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?
Главными героями сказки являются:
- Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
- Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
- Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.
Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.
3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?
Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.
Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.
Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.
4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.
Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»
Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»
Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»
Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит
5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?
Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.
6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?
Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»
7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.
Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».
Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».
Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.
8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?
У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.
Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.
Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.
9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.
- Царь Салтан выбирает жену.
- Подмена грамоты.
- Морское путешествие царевны и Гвидона.
- Спасение царевны от коршуна.
- Приключения Гвидона.
- Встреча Салтана с семьёй.
Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса
Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.
Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.
Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.
На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.
На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.
Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.
Лебедь дарит Гвидону белку.
Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.
Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.
10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 101
На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями.
Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 103
Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.
Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 109
На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.
Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.
С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 113
На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.
Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 127
На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.
На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.
Автор Андрей Измаилов На чтение 9 мин. Просмотров 2 Опубликовано
Краткое содержание
Главные герои сказки о царе Салтане:
- царь Салтан;
- его сын — князь Гвидон;
- царевна-лебедь;
- супруга царя и ее сестры.
Три сестры
Сказка начинается с описания вечернего времяпрепровождения трех сестер. Они сидят под окошками светлицы и мечтают о том, что могло бы быть, будь они царицами. Вечереет, а девушки прядут пряжу и разговаривают. Первая из сестер говорит о том, что (при условии – она царица) она устроила пир на весь крещеный мир. Вторая предполагает, что она могла бы отличиться тем, что смогла бы наткать много полотна, а третья обещает подарить наследника царю.
Царь слышит эти разговоры, и в самый ответственный момент входит к девушкам.
Важно! Правитель повелевает первой девушке стать поварихой, второй – ткачихой, а третью берет в законные супруги.
Идет время, и царю нужно уехать в дальние края. В это время у его супруги появляется на свет сын. Старшие ее сестры — завистницы, и они тайно извещают царя о том, что у него родился не ребенок, а невесть кто. Царь в ответ приказывает ждать его возвращения. Но придворные его не слушаются. Они жену царя с младенцем сажают в бочку, а бочку смолят и бросают в открытое море.
Бочку носит по волнам и, наконец, ее выбрасывает на берег острова, где никого нет. Царевич, который наречен Гвидоном, уже подрос. Ему лет двадцать. Он выбирается из бочки. Вынимает матушку. Оба они голодны. Тогда, чтобы утолить голод, Гвидон идет поохотиться.
Подходит юноша к морю и видит, что белая лебедь не может отбиться от коршуна. Он спасает прекрасную птицу. В ответ на такой благородный поступок лебедь платит благодарностью.
В результате на этом необжитом месте вырастает прекрасный город, в котором княжит Гвидон.
Это интересно! Сокращенное чтение: краткое содержание поэмы «Полтава» Пушкина
Город видят купцы, проезжающие по торговым путям. Они приплывают в царство Салтана и рассказывают государю о диковинном городе. Также они сообщают своему правителю, что он приглашен в этот город. Этот разговор слышит князь Гвидон. Он ранее превратился в комара, забился в одну из щелей купеческого корабля и вместе с ними приплыл к Салтану.
Его тетка, которая назначена поварихой, ведает царю о диковинной белке, которая грызет золотые орехи. Царь, услышав о таком диве, не хочет ехать к Гвидону. За не слишком хороший поступок комар ужалил в глаз тетку.
Князь возвращается в свой город. Он идет к морю, вст
речает там лебедь и рассказывает ей о белке. По его просьбе лебедь переносит белку в город Гвидона.
Проходит какое-то время. Снова купцы едут к Салтану, и ведают ему о белке и снова приглашают царя в гости. В этот раз царевич превращается в муху и слушает разговор. Но вторая его тетка – ткачиха рассказывает государю о Черноморе и 33 богатырях. Царю хочется увидеть это диво, и он снова не едет к Гвидону. Тогда царевич в обличье мухи кусает тетку в глаз.
Спустя еще некоторое время купцы в очередной раз следуют мимо острова Гвидона в царство Салтана. Хозяин острова в виде шмеля едет с ними. По приезде купцов состоялся разговор, во время которого Бабариха ведает Салтану о прекрасной царевне.
А купцы снова приглашают Салтана к Гвидону. Царь пленен рассказом о чудо-царевне и снова отказывается от приглашения. По этой причине шмель укусил Бабариху в нос.
Князь возвращается на остров в город. Он идет к морю и говорит лебеди, что хочет связать себя узами брака с той царевной, о которой слышал у отца. Лебедь превращается в прекрасную девушку, и Гвидон женится на ней.
Тем временем Салтан спешит в гости к князю. Когда он ступает на берег, то понимает, что мать Гвидона – это его супруга. Он обрадован, что семья воссоединилась. Прощены все. Все живут долго и счастливо.
Это интересно! Роман Дубровский: краткое содержание произведения по главам
Полезное видео: А С Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Характеристика главных героев
Главные герои — это персонажи, вокруг которых завязан весь сюжет истории. Их образы могут быть положительными, отрицательными или даже нейтральными. Всё зависит от их поведения и действий.
Царь Салтан
Автор не даёт чёткого описания внешности царя. Можно предположить, что это был взрослый мужчина, не лишённый привлекательности, иначе о браке с ним не мечтали бы юные девушки. Если описать персонажа языком, понятным для детей, то характеристика царя Салтана (3 класс) будет выглядеть следующим образом:
- добрый — простил сестёр царицы, когда узнал, что они натворили;
- мудрый — не стал сразу принимать решение о судьбе царицы и новорождённого сына, а велел подождать его возвращения;
- любопытный — ему интересно было слушать рассказы корабельщиков о разных мировых новостях, а также подслушивать, о чём беседуют девицы за рукоделием;
- смелый — он сам ходил в военные походы, а не отсиживался во дворце.
Если судить по поступкам, то царя можно охарактеризовать как положительного персонажа. Единственным минусом можно считать его малодушие.
Он не разобрался, почему царский приказ не был исполнен, не стал выяснять, где его жена и ребёнок. Не смог он найти и виновных.
Князь Гвидон
Гвидон — один из явных положительных героев. Его образ прописан довольно подробно. В характере персонажа прослеживаются следующие черты:
- доброта;
- сочувствие;
- всепрощение.
Даже для учеников характеристика Гвидона (3 класс) проста и понятна. Несмотря на все невзгоды, юноша не озлобился и не возненавидел своего отца. Он не держал зла на тётушек за их подлые поступки и наглый нрав.
Можно, конечно, обвинить юного князя в меркантильности, так как все чудеса мира он хотел видеть у себя на острове Буяне. Но если вдуматься, то эти чудеса юноше были не очень и нужны, он просто хотел с их помощью заманить отца к себе в гости. А это говорит о любви молодого человека к родителям, что характеризует его только с положительной стороны.
Сватья баба Бабариха и сёстры
Давать характеристику каждому из этих персонажей по отдельности не совсем правильно. Они всегда действовали сообща. Именно поэтому образы этих женщин сливаются в один общий портрет.
Читайте также: «Вся Россия наш сад!» – по пьесе Чехова «Вишневый сад»
Ткачиха и повариха — сёстры царицы. Они тоже хотели выйти замуж за царя. Одна желала наткать ему полотна после брака, другая — вкусно накормить. Изначально характер у девушек был вполне обычным, но зависть и ненависть к сестре превратили его в отвратительный и наглый.
Они не побоялись даже гнева царя, строя козни молодой царице. Однако надо отдать им должное: ума они были, видимо, недалёкого. Им вряд ли пришёл бы в голову такой хитроумный план, как замена письма к царю и обратно. На это их надоумила сватья баба Бабариха.
Доподлинно неизвестно, кем была эта женщина. Исходя из смысла текста, можно сделать вывод, что она мать всех сестёр. На такое предположение наталкивают строки из сказки, когда Гвидон жалеет и прощает своих обидчиц:
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей.
Да и само понятие сватья — это мать одного из супругов. Учитывая, что Бабариха действовала вместе с сёстрами царицы, то, скорее всего, это их родственница, а не царя Салтана.
Все три персонажа представлены яркими отрицательными героями. Их действия направлены только во вред другим и в угоду себе. Автор высмеял их в истории, наградив одну из них кривым глазом, а другую — распухшим носом после укусов Гвидона, обернувшегося насекомым.
Царевна-лебедь
Главная героиня появляется во второй части истории и сразу притягивает к себе внимание читателя. Она была царевной неописуемой красоты, умеющей превращаться в лебедя и обладающей кротким нравом и скромностью.
Царевна благодарна молодому человеку за своё спасение от злого чародея, поэтому помогает ему во всех его желаниях. Девушка даже выходит замуж за юного князя. Очень ярко автор описывает внешность царевны:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Царевна-лебедь — это не только положительный, но и самый яркий персонаж этой волшебной истории.
История персонажа
Царь Салтан – великодушный и наивный правитель, появившийся в сказке Александра Сергеевича Пушкина. Автор создал образ большого ребенка, топающего ногами, слепо верящего придворной лижи и мечтающего о простом счастье.
Внутренние качества
Когда Гвидон и его мать оказываются в бочке, будущий князь острова показывает свои внутренние качества. Ему удается договориться с морем о том, чтобы оно вынесло их на берег, ведь иначе они могут погибнуть в море. Это указывает на то, что Гвидон обладает волшебными способностями.
Выбравшись из бочки, Гвидон сразу же начал работать, чтобы прокормить себя и свою мать.
Голодный Гвидон помогает лебедь-птице и отпускает ее на свободу, за что оказывается награжден: Гвидон становится князем.
Читайте также: Образ и характеристика капитана Ивана Миронова в романе Капитанская дочка Пушкина
Князь Гвидон – дружелюбный человек. Он открыт для общения с корабельщиками, которые прибыли на остров. Князя отличает гостеприимство и доброта.
Несмотря на доброту, Гвидон умеет и мстить тем, кто отстранил его от собственного отца. Превратившись в комара, муху, шмеля, Гвидон мстит ткачихе, поварихе, бабе Бабарихе.
В сказке А. С. Пушкина особое место занимает описание царя Гвидона как правителя острова. Князь Гвидон – хороший правитель, которому характерна справедливость и любовь к своему народу. Когда белка приносит богатство, то из него «льют монету да пускают в ход по свету». Князь Гвидон не единолично пользуется этими богатствами, а использует их для блага всего народа. Также князь Гвидон заботится о защите своего народа, прося царевну Лебедь о том, чтобы к нему пришли из моря тридцать три богатыря.
О чудесах и хорошем правителе Гвидоне информация распространяется по всему свету. О князе острова Буян знает и отец Гвидона царь Салтан.
Для Гвидона семья и любовь являются высшими жизненными ценностями. Он защищает свою мать, хочет встретиться со своим отцом, мечтает жениться на прекрасной девушке. Князь Гвидон женится на царевне, с которой они живут счастливо.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика Царя Гвидона», рассмотрит внешние и внутренние черты героя пушкинской «Сказки о царе Салтане».
Тема: Урок обобщения по
сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») 7 класс
Цель: обобщить знания, полученные при прочтении сказки А.С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане» .
Тип урока: урок обобщения знаний
Задачи:
Предметные:
1. Восстановить
в памяти учащихся содержание сказки;
2.
Работать над
развитием правильного, беглого, выразительного чтения;
3.
Вырабатывать умение определять основные
черты характера персонажей;
4. Развивать
устную речь учащихся, учить их последовательно, связано и свободно излагать
свои мысли;
5. Развивать
внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный
запас;
Личностные:
1. Воспитывать
в детях чувство сострадания, отзывчивости, верности дружбе;
2.
Воспитание нравственных качеств;
3.
Привить интерес к
творчеству А. С. Пушкина;
4.
Прививать
любовь к чтению;
5.
Формировать взаимоуважение, взаимовыручку
6.
Учить видеть прекрасное;
Оборудование: презентация к уроку, ноутбук, магнитная доска,
магниты, иллюстрации с изображением главных героев, карточки с заданиями.
Ход урока.
1. Оргмомент
Приветствие,
проверка полной готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок
2. Актуализация
Чтение
стихотворения.
Много сказок сочинил он,
В Лукоморье дверь открыл он,
В ту страну, где с чудесами
Повстречаемся мы с вами!
— Скажите, о ком это стихотворение?
А. С. Пушкин СЛАЙД + портрет на доску.
— Хорошо, молодцы!
— Ребята, а что вы знаете о А. С. Пушкине?
— Это великий русский поэт, написал много замечательных сказок и
стихотворений.
— Какие сказки Пушкина вы знаете?
Показ книг. О мертвой царевне и семи богатырях; Сказка о попе и
его работнике Балде, О рыбаке и рыбке, Сказка о Золотом петушке, Сказка о царе
Салтане и другие.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности.
Сегодня мы с
вами проводим последний, обобщающий урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка
о царе Салтане…».
— Давайте
откроем учебник на с. 40 и прочитаем полное название сказки.
Тема нашего урока « Урок обобщения по сказке А.С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне Лебеди»
СЛАЙД+ надпись на доске.
На сегодняшнем уроке мы последний раз встретимся
с героями этой волшебной сказки, вспомним ее содержание, и ответим на вопрос: Чему
учит сказка? СЛАЙД
4. Обобщение и систематизация знаний.
— Давайте вспомним главных героев сказки.
Картинки на доске и на
партах индивидуально, 1 ученик у доски, остальные на листочках подписывают
имена главных героев сказки.
— Ребята, читая любое произведение, мы не
только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним и
испытываем негативные эмоции к другим.
— Предлагаю вам составить небольшую
характеристику главным героям.
— Посмотрите на доску, перед вами главные
герои сказки: Царь Салтан, Царица, князь Гвидон, царевна – Лебедь, Ткачиха с
Поварихой, с сватьей бабой Бабарихой.
У вас лежат карточки с характеристиками.
Объясняют, почему именно эта характеристика подходит его герою.
Гимнастика для глаз
Продолжаем нашу работу.
— Ребята, возьмите карточку. В ней даны
отрывки из сказки. На экране будут иллюстрации. Ваша задача выбрать
отрывок, который подходит к этой иллюстрации. (Работа с карточками)
— Итак, внимание на экран!
Карточка
1. Бьется лебедь средь зыбей, | Тот уж когти распустил, |
2. Князь пошел, забывши горе, | В чешуе, как жар горя, |
3. Объявили царску волю — | Засмолили, покатили |
4. Ветер на море гуляет | |
5. Царь слезами залился, И садятся все за стол; |
— Молодцы, отлично справились с заданием!
— Молодцы, хорошо
справились с заданием, а теперь двигаемся дальше.
5. Динамическая
пауза
Давайте еще раз
посмотрим на наших героев и назовем сначала положительных, а затем
отрицательных героев.
+ Царь Салтан,
Князь Гвидон, Царица, Царевна-Лебедь.
— Почему вы так
решили?
— Ткачиха,
Повариха, сватья баба Бабариха.
— Почему?
— Ребята, сегодня мы ответили на все важные вопросы нашего урока. Для вас
я подготовила кроссворд. Возьмите, пожалуйста карточку. То, о чем что мы с
вами говорили, поможет нам решить его. А разгадав его, мы получим
зашифрованное слово. Удачи!
Карточка
1п | о | в | а | р | и | х | а | |||||
2м | у | х | а | |||||||||
3к | о | р | ш | у | н | |||||||
4т | к | а | ч | х | а | |||||||
5г | в | и | д | о | н | |||||||
6ч | е | р | н | о | м | о | р | |||||
1. Как звали сестру,
которая обещала приготовить пир ?
2.
В кого превратился князь Гвидон, когда второй раз полетел к Салтану?
3.
От кого защитил князь Гвидон принцессу Лебедь?
4.
Как звали вторую сестру Царицы?
5.
Как звали сына царя Салтана?
6.
Как звали предводителя 33 богатырей?
— Хорошо, давайте посмотрим, что у нас
получилось.
— Какое же главное слово мы разгадали? (
Пушкин)
— Правильно, ребята Сегодня мы закончили
знакомство со сказкой А. С. Пушкина « Сказка о царе Салтане…»
6.
Контроль усвоения знаний.
Восстанови последовательность событий в сказке
1. Подмена грамоты.
2. Избавление царевны от злого коршуна.
3. Царь Салтан выбирает жену.
4. Морское путешествие царицы и Гвидона.
5. Встреча Салтана с женой.
6. Приключения Гвидона. Самопроверка. 3 1 4 2 6 5 СЛАЙД
7. Итог
урока.
— Чему же учит нас эта сказка? СЛАЙД
Доброте, быть терпеливым, не отступать от
трудностей, быть терпимым друг к другу, не завидовать, не желать зла ближнему,
уметь прощать.
— А что высмеивает? (зло, жадность, зависть)
— У нашей сказки
счастливый конец, как и во всех сказках: добро побеждает зло. Семья
воссоединилась, спустя столь долгое время. Даже отрицательные герои нашли своё
место.
— Гармония во
всём, что касается семьи, – вот одна из главных мыслей этой сказки. Любви и
счастья достойны все – и дети, и родители.
8.Домашнее задание
1. Раскраска/иллюстрация к сказке.
2. Работа над ошибками.
9. Заключительный этап. Рефлексия.
— Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте вместе подведём его итог.
— Какая работа для
вас была наиболее интересная? (ответы детей)
— Какое задание
оказалось самым трудным? (ответы детей)
— Выставление оценок.
Спасибо за урок!
I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
— Здравствуйте ребята!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Пожелайте всем удачи,
И успешности в придачу!
Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок.
Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя
К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.
II. Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
-Прочитайте про себя скороговорку, которая представлена на слайде:
«Жил-был царь Овес, он все сказки унес»
-Давайте прочитаем вместе медленно. Теперь чуть быстрее. Прочитайте разными интонациями.
-Определите ключевое слово в данной поговорке. (Сказка) Что это за жанр – сказка? (СКАЗКА — произведение о вымышленных событиях чаще всего в повествовательной форме со счастливым концом).
По таблице определите, какие бывают сказки?
-Чем отличаются волшебные сказки от других? (Волшебные предметы, троекратные повторы, чудеса, герои, владеющие магией).
— «Мал бывал – сказки слушал, а вырос – сам стал сказывать», про какого русского писателя можно сказать эти слова? Можно ли назвать сказки Пушкина волшебными?
Посмотрите: на выставке представлены книги, со сказками Пушкина. Проверим, насколько внимательно вы их читали.
– Вы знаете, что такое «Бюро находок»? Сегодня у нас открылось «Бюро литературных находок». К нам попали герои пушкинских сказок, помогите им найти свои сказки.
Рыбка «Сказка о рыбаке и рыбке»
Белка «Сказка о царе Салтане…»
Петушок «Сказка о золотом петушке»
Яблоко «Сказка о мертвой царевне…»
Заяц «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Кораблик «Сказка о царе Салтане…»
Лебедь «Сказка о царе Салтане…»
— Из какой сказки предметов оказалось больше?
-А как вы думаете, сегодня чему мы посвятим наш урок? Какая же будет тема урока?
— Какие цели мы перед собой поставим?
( Попробуем определить тему, главную мысль сказки; проанализируем поступки героев)
Речевая разминка
Читают поговорку разными интонациями.
Определяют отличительные признаки сказки от других литературных жанров.
А.С.Пушкин, в детстве ему сказки сказывала няня Арина Родионовна.
Называют сказки.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулирую тему и цели урока.
Познавательные:
самостоятельно находят информацию и способы решения задач.
Регулятивные: определяют тему, цели и задачи урока.
Коммуникативные: вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
III. Работа над сказкой.
Повторение изученного.
Характеристика героев.
Работа с пословицей.
— Давайте вспомним сюжет, для этого вам необходимо восстановить последовательность событий в сказке.
1) Царь Салтан выбирает жену
2) отъезд царя Салтана на войну
3) подмена грамоты
4) морское путешествие царица и Гвидона
5) избавление царевны от злого коршуна
6) превращение князя Гвидона в комара
7) превращение князя Гвидона в муху
превращение князя Гвидона в шмеля
9) встреча Салтана с семьёй
10) счастливый конец.
— Прочитайте полное название сказки. Что ты из него можно узнать?
В любой сказке есть положительные и отрицательные герои. Положительным героям мы сочувствуем, переживаем за них. Противоположность этим героям – злодеи, они совершают поступки, которые приносят вред.
Посмотрите на таблицу:
Герои | ||
положительные | отрицательные | нейтральные (второго плана) |
— Перед началом урока каждой паре достался герой из сказки, переверните листочек, прочитайте и подумайте, в какую колонку вы его поместите: Царь Салтан, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь, повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха, (коршун-чародей, бояре, корабельщики, гонец, 33 богатыря – это нейтральные герои).
Дайте ему характеристику по следующему плану.
1. Имя героя и кем он является.
2. Внешность и характер героя.
3. Поступки героя и их оценка.
4. Отношение автора к герою.
5. Ваше отношение к герою.
При составлении характеристики, можете воспользоваться карточкой подсказкой.
— Прочитай русскую пословицу. Объясните её смысл.
Где счастье родится, там и зависть плодится.
—Какую роль сыграла зависть в сказке?
Зависть сестриц едва не обернулась трагедией для царевны и её новорожденного сына. Но нет худа без добра. Бочка, брошенная в море, приплыла к чудному острову, где князь обрёл истинное счастье.
— В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?
— А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?
— Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?
-Сказка, да, намёк, ложь, в ней, урок, добрым, молодцам. Чему учит данная сказка.
Групповая работа.
В группе восстанавливают последовательность событий.
Из заголовка можно узнать о героях сказки. (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”
Работают в парах.
Успех ближнего порождает зависть.
Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной завистью, а учит радоваться за других, учит сохранить любовь к близким, не смотря на трудности и испытания, которые встали на пути героев.
К. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.
Познавательные:
самостоятельно находят информацию и способы решения задач;
высказывают предположения,
строят речевое высказывание в устной форме.
Личностные: оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественного текста
Предметные: определяют тему, главную мысль сказки; характеризуют героев произведения.
IV. Домашнее задание
Выучить понравившийся отрывок наизусть.
V. Итог урока. Рефлексия
– Что вам дал этот урок?
– Выберите одно предложение и закончите его:
• Теперь я знаю…
• Мне стало понятно…
• Раньше мне не приходилось…
• Пока мне трудно дается…
Оценка деятельности на уроке
Формулируют свое отношение к уроку
регулятивные: фиксируют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой;