Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей. Сват приехал, царь дал слово, А приданое готово: Семь торговых городов Да сто сорок теремов. На девичник собираясь, Вот царица, наряжаясь Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним: «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее». Как царица отпрыгнет, Да как ручку замахнет, Да по зеркальцу как хлопнет, Каблучком-то как притопнет!.. «Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою. Вишь какая подросла! И не диво, что бела: Мать брюхатая сидела Да на снег лишь и глядела! Но скажи: как можно ей Быть во всем меня милей? Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?» Зеркальце в ответ: «А царевна все ж милее, Все ж румяней и белее». Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.
Черт ли сладит с бабой гневной? Спорить нечего. С царевной Вот Чернавка в лес пошла И в такую даль свела, Что царевна догадалась, И до смерти испугалась, И взмолилась: «Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, Я пожалую тебя». Та, в душе ее любя, Не убила, не связала, Отпустила и сказала: «Не кручинься, бог с тобой». А сама пришла домой. «Что? — сказала ей царица, — Где красавица девица?» — Там, в лесу, стоит одна, — Отвечает ей она. — Крепко связаны ей локти; Попадется зверю в когти, Меньше будет ей терпеть, Легче будет умереть.
И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней. Королевич Елисей, Помолясь усердно богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой.
Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем все шла да шла И на терем набрела. Ей на встречу пес, залая, Прибежал и смолк, играя; В ворота вошла она, На подворье тишина. Пес бежит за ней, ласкаясь, А царевна, подбираясь, Поднялася на крыльцо И взялася за кольцо; Дверь тихонько отворилась, И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. Видит девица, что тут Люди добрые живут; Знать, не будет ей обидно! Никого меж тем не видно. Дом царевна обошла, Все порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась.
Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Старший молвил: «Что за диво! Все так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися, С нами честно подружися. Коль ты старый человек, Дядей будешь нам навек. Коли парень ты румяный, Братец будешь нам названый. Коль старушка, будь нам мать, Так и станем величать. Коли красная девица, Будь нам милая сестрица».
И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали; Усадили в уголок, Подносили пирожок; Рюмку полну наливали, На подносе подавали. От зеленого вина Отрекалася она; Пирожок лишь разломила, Да кусочек прикусила, И с дороги отдыхать Отпросилась на кровать. Отвели они девицу Вверх во светлую светлицу И оставили одну, Отходящую ко сну.
День за днем идет, мелькая, А царевна молодая Все в лесу, не скучно ей У семи богатырей. Перед утренней зарею Братья дружною толпою Выезжают погулять, Серых уток пострелять, Руку правую потешить, Сорочина в поле спешить, Иль башку с широких плеч У татарина отсечь, Или вытравить из леса Пятигорского черкеса. А хозяюшкой она В терему меж тем одна Приберет и приготовит. Им она не прекословит, Не перечут ей они. Так идут за днями дни.
Братья милую девицу Полюбили. К ней в светлицу Раз, лишь только рассвело, Всех их семеро вошло. Старший молвил ей: «Девица, Знаешь: всем ты нам сестрица, Всех нас семеро, тебя Все мы любим, за себя Взять тебя мы все бы ради, Да нельзя, так бога ради Помири нас как-нибудь: Одному женою будь, Прочим ласковой сестрою. Что ж качаешь головою? Аль отказываешь нам? Аль товар не по купцам?»
«Ой вы, молодцы честные, Братцы вы мои родные, — Им царевна говорит, — Коли лгу, пусть бог велит Не сойти живой мне с места. Как мне быть? ведь я невеста. Для меня вы все равны, Все удалы, все умны, Всех я вас люблю сердечно; Но другому я навечно Отдана. Мне всех милей Королевич Елисей».
Братья молча постояли Да в затылке почесали. «Спрос не грех. Прости ты нас, — Старший молвил поклонясь, — Коли так, не заикнуся Уж о том». — «Я не сержуся, — Тихо молвила она, — И отказ мой не вина». Женихи ей поклонились, Потихоньку удалились, И согласно все опять Стали жить да поживать.
Между тем царица злая, Про царевну вспоминая, Не могла простить ее, А на зеркальце свое Долго дулась и сердилась; Наконец об нем хватилась И пошла за ним, и, сев Перед ним, забыла гнев, Красоваться снова стала И с улыбкою сказала: «Здравствуй, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ: «Ты прекрасна, спору нет; Но живет без всякой славы, Средь зеленыя дубравы, У семи богатырей Та, что все ж тебя милей». И царица налетела На Чернавку: «Как ты смела Обмануть меня? и в чем!..» Та призналася во всем: Так и так. Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить.
Раз царевна молодая, Милых братьев поджидая, Пряла, сидя под окном. Вдруг сердито под крыльцом Пес залаял, и девица Видит: нищая черница Ходит по двору, клюкой Отгоняя пса. «Постой, Бабушка, постой немножко, — Ей кричит она в окошко, — Пригрожу сама я псу И кой-что тебе снесу». Отвечает ей черница: «Ох ты, дитятко девица! Пес проклятый одолел, Чуть до смерти не заел. Посмотри, как он хлопочет! Выдь ко мне». — Царевна хочет Выйти к ней и хлеб взяла, Но с крылечка лишь сошла, Пес ей под ноги — и лает, И к старухе не пускает; Лишь пойдет старуха к ней, Он, лесного зверя злей, На старуху. «Что за чудо? Видно, выспался он худо, — Ей царевна говорит: — На ж, лови!» — и хлеб летит. Старушонка хлеб поймала: «Благодарствую, — сказала. — Бог тебя благослови; Вот за то тебе, лови!» И к царевне наливное, Молодое, золотое, Прямо яблочко летит… Пес как прыгнет, завизжит… Но царевна в обе руки Хвать — поймала. «Ради скуки Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед». Старушоночка сказала, Поклонилась и пропала… И с царевной на крыльцо Пес бежит и ей в лицо Жалко смотрит, грозно воет, Словно сердце песье ноет, Словно хочет ей сказать: Брось! — Она его ласкать, Треплет нежною рукою; «Что, Соколко, что с тобою? Ляг!» — и в комнату вошла, Дверь тихонько заперла, Под окно за пряжу села Ждать хозяев, а глядела Все на яблоко. Оно Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто медом налилось! Видны семечки насквозь… Подождать она хотела До обеда; не стерпела, В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла, Потихоньку прокусила И кусочек проглотила… Вдруг она, моя душа, Пошатнулась не дыша, Белы руки опустила, Плод румяный уронила, Закатилися глаза, И она под образа Головой на лавку пала И тиха, недвижна стала…
Братья в ту пору домой Возвращалися толпой С молодецкого разбоя. Им на встречу, грозно воя, Пес бежит и ко двору Путь им кажет. «Не к добру! — Братья молвили: — печали Не минуем». Прискакали, Входят, ахнули. Вбежав, Пес на яблоко стремглав С лаем кинулся, озлился, Проглотил его, свалился И издох. Напоено Было ядом, знать, оно . Перед мертвою царевной Братья в горести душевной Все поникли головой, И с молитвою святой С лавки подняли, одели, Хоронить ее хотели И раздумали. Она, Как под крылышком у сна, Так тиха, свежа лежала, Что лишь только не дышала. Ждали три дня, но она Не восстала ото сна. Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили — и толпой Понесли в пустую гору, И в полуночную пору Гроб ее к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили И решеткой оградили; И, пред мертвою сестрой Сотворив поклон земной, Старший молвил: «Спи во гробе; Вдруг погасла, жертвой злобе, На земле твоя краса; Дух твой примут небеса. Нами ты была любима И для милого хранима — Не досталась никому, Только гробу одному».
В тот же день царица злая, Доброй вести ожидая, Втайне зеркальце взяла И вопрос свой задала: «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» И услышала в ответ: «Ты, царица, спору нет, Ты на свете всех милее, Всех румяней и белее».
За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрен; Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется; К красну солнцу наконец Обратился молодец. «Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей». — «Свет ты мой, — Красно солнце отвечало, — Я царевны не видало. Знать ее в живых уж нет. Разве месяц, мой сосед, Где-нибудь ее да встретил Или след ее заметил».
Темной ночки Елисей Дождался в тоске своей. Только месяц показался, Он за ним с мольбой погнался. «Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей». — «Братец мой, Отвечает месяц ясный, — Не видал я девы красной. На стороже я стою Только в очередь мою. Без меня царевна, видно, Пробежала». — «Как обидно!» — Королевич отвечал. Ясный месяц продолжал: «Погоди; об ней, быть может, Ветер знает. Он поможет. Ты к нему теперь ступай, Не печалься же, прощай».
Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ее». — «Постой, — Отвечает ветер буйный, — Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места; В том гробу твоя невеста».
Ветер дале побежал. Королевич зарыдал И пошел к пустому месту, На прекрасную невесту Посмотреть еще хоть раз. Вот идет; и поднялась Перед ним гора крутая; Вкруг нее страна пустая; Под горою темный вход. Он туда скорей идет. Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумленными глазами, И, качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: «Как же долго я спала!» И встает она из гроба… Ах!.. и зарыдали оба. В руки он ее берет И на свет из тьмы несет, И, беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива!
Дома в ту пору без дела Злая мачеха сидела Перед зеркальцем своим И беседовала с ним. Говоря: «Я ль всех милее, Всех румяней и белее?» И услышала в ответ: «Ты прекрасна, слова нет, Но царевна все ж милее, Все румяней и белее». Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала. Тут ее тоска взяла, И царица умерла. Лишь ее похоронили, Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.
1833 г.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Главные герои Сказки о мертвой царевне
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» запоминается на всю жизнь. В этом произведении много героев. Почти все они являются главными.
Характеристика главных героев
Царевна
Царевна является воплощением доброты, скромности и красоты. Причем красота у царевны не только внешняя, но и внутренняя. Читая сказку, я очень переживала за милую царевну. Ее кротость и трудолюбие, красота и душевная теплота восхищают меня. Пушкин так сумел представить образ царевны, что с первых страниц читатель очарован качествами девушки. В ней нет гордыни и высокомерия, несмотря на то, что она царская дочь.
Царевна отличается вежливостью и трудолюбием. Она не может сидеть без работы. Очень хорошо это видно, когда царевна попадает в дом семи братьев-богатырей. Девушка подмела светлицу, прибрала все. О ее трудолюбии говорит и то, что она умеет прясть. По всему заметно, что царевна неизбалованна. Ей чужды такие качества, как лень, горделивость, надменность. Она проста. Ее главным украшением являются вежливость, доброта, трудолюбие.
Еще одно не менее важное качество царевны – ее преданность. Она всей душой любит королевича Елисея. Царевна отвергает предложение семи богатырей. Делает она это очень тактично, мягко, так, чтобы не обидеть своих новых друзей. То есть царевна еще и очень тактичная.
Царица
В сказке образу царевны противопоставлена злая красавица-царица, которая озабочена лишь своей внешностью. Царица, мачеха царевны, красива, но очень спесива, высокомерна и своенравна. Она не может простить прекрасной царевне, что та милее и краше нее. Черная зависть, овладевшая царицей, толкает ее на жестокий и страшный поступок. Она решает убить царевну.
Не щадит царица и свое любимое зеркальце, которое не умеет лгать. Услышав от него нежеланный ответ, царица бросает зеркало под лавку как ненужный предмет. Ею овладевает желание отомстить царевне за ее превосходство над мачехой.
Такие люди, как царица, страшны как сами по себе, так и тем, что приобщают к достижению своих корыстных, грязных целей других людей. Так, царица требует от Чернавки полного повиновения. Она приказывает ей отвести царевну в дремучий лес и бросить ее там связанную на съедение хищникам.
Чернавка
Девушка-прислуга оказалась очень доброй. Она сжалилась над попавшей в беду царевной. Чернавка не стала убивать прекрасную царевну, а отпустила ее. Этот эпизод подтверждает мысль о том, что добрых людей вокруг нас намного больше.
Семеро богатырей
Братья живут в тереме, который стоит в лесу. Они очень дружны, хороши собой. Радушно приняли царевну, хотя и не знали, что это царская дочь. Братья честные и добрые люди.Влюбившись в прекрасную невесту, они приходят к ней, чтобы разрешить свой спор. Получив отказ, не сердятся на девушку, с уважением относятся к ее выбору.
Королевич Елисей
Королевич Елисей очень любит свою невесту. Услышав о ее исчезновении, тут же отправляется на поиски царевны.Только его любовь и помогла оживить отравленную царевну.
Зеркальце
Оно правдивое, не умеющее лгать и льстить. Для зеркальца правда превыше всего.
Итог
Противостояние добра и зла заканчивается в сказке Пушкина победой добрых сил.
Идея сказки сводится к мысли о том, что дерево ценится по плодам, а человек – по делам. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из нас мог гордиться своими поступками и мыслями.
Что может сравниться со сказками! Наверное, нет в мире ни одного человека, который бы не любил их. Сказки прочно входят в нашу жизнь еще в раннем детстве. Их дарит нам нежный голос мамы. Повзрослев, мы уже сами читаем их, переживая за судьбу героев, радуясь их успехам, огорчаясь их неудачам.
2 вариант
В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», написанной в Болдино, А.С. Пушкин в очередной раз доказал, что является мастером изображения черт характера персонажей. Главная героиня данного произведения – молодая царевна. С раннего детства судьба к ней оказалась неблагосклонной. Она не знала, что такое материнская ласка. Её мать умерла вскоре после родов, а отец через год женился на другой женщине. Та больше интересовалась собой, а не ребёнком.
Годы пролетели. Выросла царевна красавицей: стала белолицая, румяная, чернобровая. Да и нрав у неё был спокойный, а сердце – доброе. Все её любили. Только царица-мачеха возненавидела за красоту и решила погубить. Однако обстоятельства сложились таким образом, что девушку приютили в лесном доме 7 богатырей. А она, хоть и была царского рода, добровольно выполняла в их тереме разную работу: убирала, печку топила, кушать готовила.
Царевна осталась верна жениху и отклонила предложение братьев-богатырей выйти за кого-то из них замуж. За собственные добродетели в конце сказки она была вознаграждена, то есть обвенчалась с возлюбленным.
Королевич Елисей – жених царевны. Он красивый, смелый, мужественный, настойчивый. Юноша по-настоящему любит свою невесту, а не прельщён её богатым приданным. Узнав о неожиданной пропаже царской дочки, Елисей не раздумывая отправляется на поиски.
Он не теряет надежды и вежливо обращается за помощью не только к людям, но также к красному солнышку, месяцу ясному, ветру могучему и находит-таки свою суженую. Но она мертва. Рыдая от горя, королевич со всей силой ударяется о хрустальный гроб, в котором лежит невеста, и разбивает его. Ожившую после этого царевну Елисей берёт на руки, бережно выносит из мрачной пещеры и отправляется с ней в обратный путь.
Царица – мачеха царевны – женщина умная и очень красивая, но обладает скверным характером. Ей до умопомрачения хочется быть самой привлекательной на свете. Она имеет волшебное зеркало, умеющее говорить, и ежедневно просиживает перед ним немало времени. Услышав от него однажды, что юная царевна краше её, не может смириться с подобным фактом. Приказывает служанке привязать падчерицу в дремучем лесу к дереву и оставить на съедение диким зверям, а позже собственноручно даёт бедняге отравленное яблоко. Как воплощение сил зла, в финале сказки она умирает.
Чернавка – служанка завистливой царицы. Боясь ослушаться хозяйку, отводит в лес царевну и просто отпускает. Ей жаль губить невинную душу.
Богатыри – это семь удалых братьев-молодцев, живущих в лесном тереме. Они всегда вместе: и на охоте, и в сражениях с врагами родной земли. Воспитаны и порядочны. Заботятся о царевне, как о родной сестре.
Также читают:
Картинка к сочинению Главные герои Сказки о мертвой царевне
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Речевой этикет
Что такое речевой этикет? Зачем он нужен в обществе?
- Вера Алмазова в рассказе Куст сирени Куприна характеристика и образ
Одним из главных героев рассказа Куприна Куст сирени стала решительная по натуре и самодостаточная молодая женщина Вера Алмазова. По сюжету она является женой простого небогатого офицера Николая Алмазова.
- Хронологическая таблица жизни и творчества Баха
1685 год — в немецком городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах. Он был восьмым ребенком в семье, все члены которой были тесно связаны с музыкой. Отец мальчика Иоганн Амброзиус Бах занимался организацией музыкальных мероприятий
- Сходства и различия Онегина и Ленского сочинение
В своём произведении Пушкин изображает передовую часть дворянской молодёжи, их искания и устремления. Это — главный герой романа Евгений Онегин и его друг Владимир Ленский.
- Анализ Повестей Белкина Пушкина
Пушкин написал огромное количество разных произведений, которые стали известны на весь мир. Но самое первое произведение, которое завершил автор, называется «Повесть Белкина»
Автор na5club На чтение 8 мин. Опубликовано
Творчество А. С. Пушкина входит в образовательную школьную программу по литературе. В 5 классе ученикам предлагается сделать разбор «Сказки о мёртвой царевне». Характеристика главных героев поможет лучше понять их мысли и действия, а краткое описание сюжета в прозе облегчит задачу при написании сочинения или оформлении читательского дневника.
Описание сюжета
Царь женился на молодой красивой женщине с завистливым характером. Она сразу невзлюбила свою падчерицу, дочь мужа от первого брака. Женщину волновала только собственная внешность. Своей красотой она каждый день любовалась в волшебное зеркало. Оно могло разговаривать и всегда подтверждало царице, что она является самой красивой на свете. Но так было до того момента, пока не подросла юная принцесса.
Злость мачехи
Красотой она превосходила свою мачеху. Но характер имела добрый и покладистый. Её сосватали за царевича Елисея, и в скором времени, должна была состояться свадьба. Но злая царица не могла допустить, чтобы кто-то на белом свете превосходил её по красоте. Она велела Чернавке, своей девушке-прислужнице отвести молодую принцессу в лес, привязать к дереву и оставить на съедение диким зверям.
Однако Чернавка пожалела царевну, и привязывать её не стала. Дочь царя долго бродила по лесу и, наконец, вышла на резной терем. Хозяев дома не было, тогда она решила:
- прибраться в доме;
- истопить печь;
- приготовить еду.
Оказалось, что терем принадлежал семи братьям богатырям. Они вернулись со службы и были очень удивлены порядку в доме. Похвалили девушку и оставили у себя жить.
Отравленное яблоко
А в это время царица через своё волшебное зеркало узнала, что царевна жива. Отругала она свою Чернавку и велела закончить задуманное. Та притворилась старухой-нищенкой и пришла к терему богатырей.
Её очень не хотел подпускать к царевне верный пёс Соколко. Он лаял и бросался на нищенку. Но добрая принцесса всё же смогла кинуть бабушке хлеб, за что в благодарность получила от старушки яблоко. Оно было отравлено, но девушка об этом не знала. Она откусила кусочек и упала замертво.
Вернувшиеся с похода богатыри нашли её бездыханное тело. Они долго горевали. Даже не стали хоронить названую сестру в землю, потому что казалось, та просто уснула. На третий день юноши положили царевну в хрустальный гроб и приковали его цепями к столбам в пещере. Там и осталась спать мёртвым сном юная принцесса.
Поиски невесты
Тем временем царевич Елисей разыскивал свою возлюбленную. Он обращался с вопросом о ней ко всем прохожим, но никто ничего не знал. Отчаявшись, он спросил о царевне у Солнца, Месяца и Ветра. Последний рассказал ему про хрустальный гроб в пещере, и царевич отправился взглянуть на тело любимой в последний раз.
Прибыв на место, он действительно увидел свою невесту в хрустальном гробу. Боль его была столь велика, что он разбил крышку. И тут случилось чудо. Царевна будто очнулась от долгого сна, открыла глаза и села в гробу.
Молодые люди обрадовались встрече и отправились в обратную дорогу. Тем временем весть о возвращении царевны разнеслась по округе. Злая царица как увидела падчерицу, так, тотчас умерла. А влюблённые сыграли свадьбу и стали жить долго и счастливо.
Персонажи сказки
Действующих лиц в сказке не очень много. Для читательского дневника их можно оформить в таблицу или сделать список персонажей «Мёртвой царевны» с характеристикой и небольшим описанием:
- Царица — она же злая мачеха, отправившая юную принцессу на верную смерть в лес.
- Царевна — дочь царя и падчерица царицы. Очень красивая девушка с добрым характером.
- Елисей — царевич, жених принцессы. Отважный молодой человек.
- Семь богатырей — братья, ведущее отшельнический образ жизни в лесном тереме.
- Чернавка — служанка злой царицы. Девушка с добрым сердцем, но трусливым характером.
- Соколко — верный пёс, который пытался спасти царевну от отравления.
- Волшебное зеркало — приданое злой царицы, которое всегда говорило правду.
- Солнце, Месяц, Ветер — одушевлённые силы природы, которые указали путь Елисею к хрустальному гробу.
В сказке также присутствуют персонажи, которые влияют на сюжет только косвенно. Например, царь. В тексте про него почти не упоминается, только то, что он женился на злой царице и горевал по потерянной дочери.
В самом начале произведения автор описывает царицу — мать принцессы. Но о ней известно лишь то, что она год прождала мужа из похода, сидя у окна, родила дочь в день его возвращения и умерла.
Характеристика главных героев
Безусловно, роль каждого из персонажей рассказа важна для общей атмосферы сюжета. Однако главных героев, вокруг которых происходит всё повествование истории можно выделить всего 3.
Злая царица
Вторая жена царя, мачеха юной принцессы. Её образ прописан очень ярко и подробно. Используя цитатный пример, женщину можно описать так:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…
Она привыкла выглядеть лучше всех, поэтому честность волшебного зеркала её очень злила. Поведение царицы можно описать как зависть, основанная на злобном характере. Красавица не могла смириться, что кто-то может в чём-то её превосходить, поэтому была готова даже убить, лишь бы оставаться первой красавицей на всё белом свете.
Судя по тому, как царицу боялась её девушка-служанка Чернавка, можно представить, каким характером обладала красавица мачеха. Несчастной подневольной даже пришлось пойти на убийство, так она опасалась гнева своей хозяйки.
В этой сказочной истории царица яркий отрицательный персонаж. Все её действия направлены только в угоду себе и во зло другим людям.
Мёртвая царевна
Дочь царя от первого брака. Красивая и добрая девушка. Весь её образ прописан как сопоставительный злой царице. Например, обе они были красивы, но одна была злая, другая добрая. И мачеха, и падчерица — царских кровей. Но одна всё время проводит перед зеркалом, а вторая с лёгкостью занимается обычной людской работой.
Об этом можно судить из фрагмента сказки, когда девушка оказалась в тереме у семи богатырей:
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку…
По всей видимости, девушка была обучена простой работе по дому, что говорит о её трудолюбии и уме. О добром характере можно судить по поступку с нищенкой. Несмотря на то что умный пёс чуял в старухе неладное, принцесса всё же смогла передать голодной женщине хлеб.
Скромность и честность также были отличительной чертой царской дочери. Она могла бы выбрать себе в мужья одного из братьев богатырей, но честно призналась им, что уже помолвлена с другим. При этом сделав это таким образом, чтобы не обидеть никого из юношей.
Даже для учеников 5 класса сравнительная характеристика царевны и царицы проста и понятна. Дочь царя — яркий положительный персонаж в этой истории, чего нельзя сказать о её мачехе.
Царевич Елисей
Характеристика Елисея из «Сказки о мёртвой царевне» также проста для понимания. Это положительный со всех сторон персонаж. Он не пустил на самотёк пропажу своей невесты, а сам поехал на её поиски, что говорит об упорстве и смелости молодого человека.
Несмотря на свой статус царевича, Елисей отличался вежливостью. Иначе не смог бы получить помощь от сил природы в поиске своей возлюбленной. Он обращается к ним с почтительностью и благодарностью.
Физической силой, молодой жених, по-видимому, тоже не был обижен. Он с лёгкостью разбивает крышку гроба, в котором лежала царевна, а ведь тот был изготовлен богатырями. В целом образ королевича Елисея вырисовывается довольно ярко — красивый и умный молодой человек с упорным характером и добрым сердцем.
Краткий анализ
Характеристика героев сказки поможет составить представление о мире персонажей и его атмосфере, а краткий анализ произведения понять его главную мысль. Для читательского дневника в 5 классе упрощённый разбор сказки будет выглядеть следующим образом:
- Год написания — 1833.
- Полное название — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
- Автор — Александр Сергеевич Пушкин.
- Жанр — стихотворная сказка.
- Тема — любовь бессмертна.
- Основная мысль — доброта, любовь и взаимовыручка может противостоять любому злу, даже смерти.
Есть версии, что в основе этого произведения лежат фольклорные мотивы и даже некоторые сказки зарубежных авторов. Однако все критики сходятся во мнении, что сказка — полноценное авторское произведение, написанное в особой Пушкинской манере.
В основе текста цепная композиция с троекратными повторами. Этот метод написания намного облегчает восприятие сюжета даже для самых юных читателей. К тому же система образов, основанная на их противостоянии, чётко квалифицирует каждого из персонажей.
В сказке сразу понятно, кто положительный герой, а кто отрицательный. Причём первых гораздо больше, что делает историю доброй и позитивной.
Произведение учит детей добру и взаимовыручке. Всегда помогать людям, попавшим в трудную ситуацию. Оставаться честным с собой и окружающими, какие бы трудности ни преподносила жизнь.
План урока:
История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны
Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина
История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
Фольклорные истоки сказочного сюжета. Отличие литературной сказки от народной
Одной из самых замечательных сказок А.С. Пушкина стала созданная в Болдино в ноябре 1833 г. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. Сюжет пушкинской сказки также напоминает фабулу[1] сказки «Белоснежка и семь гномов» из сборника братьев Гримм. Так источником для литературной сказки Пушкина стали русская и немецкая народные сказки.
Пушкинская сказка обрела новое звучание, она наполнена духовным смыслом, раскрывает вечную тему человеческих взаимоотношений, любви, дружбы,прославляет преданность и верность. Героями сказки стали не гномы-карлики, а воины-богатыри, что придало национальный колорит сюжету. Сказка Пушкина отличается манерой изложения, это не прозаическое, а поэтическое произведение. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 г. в литературном журнале «Библиотека для чтения».
Пушкин с няней в Михайловском
Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны
Характеристики богатырей и королевича Елисея Авторское отношение к героям
В сказке, записанной братьями Гримм в 1812 г., одна сюжетная линия, завязанная вокруг главной героини Белоснежки. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» многоплановый сюжет: рассказ о рождении дочери в царской семье и смерти царицы, история разговоров второй жены царя с волшебным зеркалом; судьба царевны, ее жизнь в лесу у богатырей, гибель и возрождение; скитания королевича Елисея в поисках невесты. Для Пушкина важны не только цепь событий, но и характеры героев, картины природы, детали обстановки.
Обладая чертами фольклорной сказки, «Сказка о мертвой царевне» как литературное произведение имеет авторский голос, ее герои наделены психологическими характеристиками. Пушкин создал образы-характеры, выразив собственное авторское мнение, в народных сказках хорошим и плохим персонажам оценка дана с общепринятой точки зрения.
Представления народа об идеале женщины отражены в образе царевны, которая красива не только внешне, но и духовно. Она ведет себя не как особа царского происхождения, а как трудолюбивая «хозяюшка», которая печь затопит, в тереме уберет и приготовит еду. Она «нраву кроткого», чтит христианские обряды, «засветит Богу свечку» под образами. Героиня наделена индивидуальными чертами, ее облик, речь, особенности поведения детально описаны. Она «белолица» и «черноброва», «всех милее», «всех румяней и белее». По ее речи богатыри сразу догадались, что «царевну принимали» в своем доме, а не простолюдинку. Царевна доверчива и сострадательна, о чем свидетельствует эпизод с нищенкой, с которой она поделилась хлебом. Для характеристики скромной и доброжелательной царевны часто используются слова со значением «тихо»: «тихо молвила», «тихомолком расцветая», «тихонько заперла», «тихонько улеглась», «тиха, свежа лежала» и пр.
Царевну все любят: царь «тужит» по дочери, богатыри «милую девицу полюбили», служанка Чернавка, «в душе любя», не смогла оставить ее связанной в лесу на погибель. Даже преданный пес бегает за царевной, «ласкаясь», и погибает, пытаясь спасти жизнь своей хозяйке.В образе царевны изображена не только героиня сказки, в нем художественно воплощен и женский идеал самого автора. Авторское расположение к главной героине, любовь и восхищение ее нравственным совершенством переданы в определениях: «моя душа», «милая девица», «красавица – душа» и пр.
Если добродетельные качества людей в сказке Пушкина отражены через любовь к ближнему, то человеческие пороки показаны прежде всего через любовь только к самому себе, себялюбие. Положительной оценки автора и других персонажей лишена новая царица, мачеха царевны. Она красива: «высока, стройна, бела». Но характер у нее непростой: «горда», «своенравна и ревнива» была царица. Она тщеславна, но не уверена в себе, ей постоянно нужно подтверждение, что она самая красивая на свете. Для самоутверждения она обращается к волшебному зеркальцу, которое безучастно к самолюбованию царицы, невольно правдивым ответом провоцирует гнев мачехи на падчерицу. Переполненная «черной зависти», царица в гневе велит своей служанке свести девушку в глушь леса на «съедение волкам».
Услышав, что царевна спаслась, мачеха под видом старой монахини находит ее и губит, угостив отравленным яблоком. Образ царицы невольно соотносится с наливным, румяным, красивым, но ядовитым яблочком. Пушкин показал, что внешне привлекательный человек, исполненный яда зависти и злобы, лишен красоты души. Пушкиным в образах главных героинь олицетворены понятия добра и зла, отражена основная идея народных сказок о торжестве добра над злом. Царевна вознаграждена счастьем за добродетель, любовь и преданность. Мачеха, потеряв смысл жизни, который был для нее в том, чтобы оставаться первой красавицей, губит себя собственной завистью и умирает от тоски. Она слепо верила в свою вечную молодость и красоту, забыв о подлинной душевной красоте. Сказка учит, что доброта по сути наивна и доверчива, она нуждается в защите от коварства и подлости зла, которое все же обречено, само себя уничтожает.
Множество положительных качеств отражены в образах богатырей, «семи румяных усачей». Внешность суровых богатырей, живущих отшельниками в лесу, свидетельствует о крепком здоровье и добром нраве. Богатыри промышляли охотой, охраняли свою землю от врагов. Они доброжелательны и гостеприимны, приняли в свою семью попавшую в беду девушку, дали ей приют, окружили заботой, стали для нее братьями. Благодаря богатырям царевна смогла выжить в лесу. У царевны и богатырей сложились задушевные отношения: им она «не прекословит», «не перечат ей они». Искренне полюбив девушку, они делают ей предложение стать женой одному из них. Но узнав, что у царевны есть жених, смиренно принимают свою участь.
Темой верности пронизана история королевича Елисея, который помолившись «усердно Богу», отправился в одиночку на поиски своей пропавшей суженой. Это единственный персонаж, которому автор дал имя. Самым известным человеком с именем Елисей был библейский пророк, который совершал чудеса, в том числе воскрешение человека. Это популярное на Руси имя среди христиан означало «Бог – спасение». Имя королевича подчеркивает его роль спасителя царевны.
Благородный юноша был настойчивым, не отчаивался от неудач, терпеливо продолжал свой путь, несмотря на трудности. Как в русской волшебной сказке автором использован закон троекратных повторов. Королевич трижды спрашивает силы природы о своей невесте. От ветра Елисей узнает, что его любимая мертва и лежит в хрустальном гробу в пещере. Разбив гроб, он воскрешает царевну силой своей любви.
Волшебные и житейские темы гармонично переплетены в пейзажах сказки. Королевич Елисей, подобно героям древнерусского эпоса, в поисках разгадки тайны исчезновения невесты обращается к природным стихиям: «красну солнцу», «месяцу ясному», «ветру буйному». Солнце, месяц и ветер представлены как живые существа, которые обладают человеческими качествами, владеют речью. Преклоняясь перед могуществом сил природы, королевич сначала с почтительностью восхваляет их, только потом просит о помощи.
Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина
Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс[2], которому следовал сам поэт.
Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы[3] и историзмы[4], передающие дух старинного времени: «черница[5]», «очи», «пожаловать», «кручиниться[6]» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.
Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки. Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.
Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.
Словарь
Фабула – основа сюжета, история.
Кодекс – закон, норма.
Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).
Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).
Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.
Кручиниться – печалиться, горевать
11 вариантов
Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказке два противоположных человеческих характера. Царица — красавица с отвратительным характером и болезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой красавицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека.
Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем царица, но при этом еще скромна и добра. Царевна нисколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красавицей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ради того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека.
Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съедение волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает наконец победу — царевна умирает.
Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает царевну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскошным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.
Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.
Сочинение на тему “Сказка о мертвой царевне”.
Лейтмотивом пушкинской сказки о “Мертвой царевне” стала вражда возникшая у царицы к своей падчерице. Царица в этой сказке показана очень красивой, но совершенно бездушной. Она любила только себя и поэтому целыми днями сидела у зеркала и разговаривала с собственным отражением. Она спрашивала у него, действительно ли она самая красивая на свете и отражение, зеркальце, отвечало ей, что да – ты красавица, краше всех.
Но видя, как растет у нее на глазах молодая царевна, царица понимала, что та с каждой минутой становится все красивей. И очень скоро это подтвердило и зеркальце, сказав, что царица уже не такая красивая.
Это оказался слишком большим ударом для самолюбия царицы и она буквально сошла с ума. Она стала думать как погубить царевну, забыв о том, что человеческая жизнь – это величайшее сокровище на свете.
Пользуясь своей властью, царица втянула в свои козни Чернавку, простую девку, прислугу, и та отвела царевну в лес, но конечно не стала убивать ее.
Царевна была слишком молода, чтобы понимать почему на нее так ополчилась мачеха. Она не знала что и думать, и поэтому бежала дальше в лес, а не обратилась за помощью к отцу или жениху. Но тут ей повезло и она встретила богатырей – добрых, ответственных, настоящих джентльменов.
Тем не менее вражда царицы к царевне продолжалась. И царице было мало того, что царевна живет в глухом лесу, она мечтала убить ее. Злое сердце царицы не знало жалости и трудно поверить, что такие люди действительно могут жить на свете. Мне удивительно, как царица сама не захлебнулась в своей зависти, не утонула в желчи?
Она попыталась отравить царевну и это ей удалось, хоть и не в полной мере. Царевна уснула сном, который невозможно было отличить от смерти. Но появился Елисей и спас царевну.
Добро в сказке восторжествовало, злая мачеха-царица умирает от тоски.
Так мы получаем наглядное доказательство того, что зло само себя изживает. Что только люди добрые, отзывчивые могут жить счастливо. Злые же и завистливые все время мучаются от своей злобы.
Не будьте злыми и будете счастливыми.
Сочинение на тему “Чему учит сказка “О мертвой царевне”.
Я с большим удовольствием и восхищением прочитала эту замечательную сказку. Мне очень многое в ней понравилось, но многое заставило задуматься. Ведь не все герои этой сказки положительные, хотя таковых большинство. Есть в ней и яркие отрицательные персонажи, например царица или девушка Чернавка, которая отдала царевне отравленное яблоко. Эти герои представляют в сказке зло.
Но без них она бы многое потеряла, потому что как в жизни, так и в сказке добро познается через зло.
“Сказка о мертвой царевне” учит нас внимательно смотреть на людей с которыми мы находимся рядом, учит ценить хорошие, добрые черты их характера и бороться с дурными. Прочитав сказку понимаешь, что зависть и эгоизм – очень плохие черты характера, которые из любого человека могут сделать преступника.
Меня поразило то, с какой настойчивостью царица старалась быть красивей всех. Это ее стремление говорит о том, что ума она была невеликого, хотя Пушкин и говорит нам обратное. Но здесь я не могу согласится с автором. Умный человек никогда бы не пытался быть лучше всех, потому что понимал бы, что это невозможно. А глупая царица стремилась именно к этому, и оттого умерла, не выдержав очередного приступа зависти. Но ее не жаль.
Жаль было царевну, когда она как мертва лежала в хрустальном гробу. Вот кто действительно заслужил свое счастье и кротостью нрава, и красотой, и добрым отношениям ко всем на свете. Именно так и должен вести себя каждый нормальный человек и в этом заключается главный урок сказки.
К сожалению, автор в этой сказке приготовил для царевны весьма тяжелую участь. В самом начале, она заблудилась в лесу, но чудом осталась жива, когда набрела на дом богатырей. Но в этом положении царевна была вдалеке от родного дома и от любимого человека, который тут же отправился искать ее по всему свету.
После этого она была безжалостно отравлена собственной мачехой, которая видела в девушке конкурентку по красоте. В завершении всего девушка была «воскрешена» своим женихом Елисеем. Это чудо свершилось только благодаря любви, которая жила между молодыми людьми.
Все положительные стороны так и остались в характере царевны. Она не была зла на мачеху за содеянное. Нет. Девушка с честью прожила этот период. К тому же теперь она приобрела сразу семерых братьев, которые в любой момент готовы были за нее пойти на любое действия. Ведь за то время, пока царевна жила в их доме, они стали друг для друга практически родными людьми. Девушка, считала их своими братьями, богатыри называли ее своей сестрицей.
Когда смерть забрала у них царевну, мужчины долго горевали. Но они так и не решились похоронить девушку, а вместо этого, сделали для нее хрустальный гроб и подвесили его в пещере. Возможно, в глубине души, богатыри надеялись, что девушка рано или поздно «очнется» ото сна и вновь будет радовать всю землю своим присутствием на ней.
К счастью, Елисею силы природы помогли найти невесту. И с этих самых пор, он больше не расставался со своей возлюбленной.
Автор хотел показать, что только самое настоящее чувство может совершить чудеса. А так же что рано или поздно даже самые худшие времена заканчиваются. Вот только не всем по силам выдержать испытания судьбы на прочность…
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью.Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля.Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:Всех я вас люблю сердечно;Но другому я навечно Отдана.Мне всех милей Королевич Елисей.Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная добра.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью. Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно Отдана.
Мне всех милей Королевич Елисей.
Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.
А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная добра.
В этом году я перечитывал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина. Александр Сергеевич написал ее в традициях русских народных сказок. Именно поэтому она так легко читается. Основная схожесть этой сказки с народной заключается в том, что читатель сразу видит разделение на добрых и злых персонажей. И, конечно же, по традиции в этом произведении добро побеждает зло.
Да и как иначе? Сам конфликт, на котором построена сказка, мог придумать, именно придумать, только отрицательный персонаж. Царица решила погубить молодую царевну лишь потому, что та красивее и моложе. То есть из зависти.
Большинство персонажей сказки Пушкина олицетворяют добро: царевич Елисей, силы природы и, конечно же, молодая царевна. У добра всегда есть помощники. Жениху царевны, пустившемуся на поиски любимой, помогают и солнце, и месяц, и ветер. Такая сказочная помощь вполне заслужена добротой и верностью царевны и самоотверженностью Елисея.
Невозможно не полюбить «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Она учит верить в лучшее, даже когда оказываешься в сложной ситуации. Как и во всех русских народных сказках, здесь добро одерживает победу над злыми кознями хитрой и гордой царицы. Даже смерть отступает. Влюбленные венчаются, устраивают пир на весь мир. И, конечно же, в финале сказки Александра Сергеевича – традиционный пир. И автор завершает его описание такими знакомыми всем с раннего детства строчками из русских сказок: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил».
ОБРАЗ ЦАРЕВНЫ В «СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А. С. ПУШКИНА
Автор не скрывает своей симпатии к юной царевне. Ему нравятся и ее внешний облик, и ее душа. Скромная и кроткая, она не кичится своими достоинствами. Когда злая мачеха задумала ее погубить, царевна убеждает Чернавку отпустить ее, ведь она ни в чем не виновата. Царевна добра и доверчива. Она никогда бы не смогла из-за зависти причинить зло невинному человеку. Поэтому она и пошла безропотно и без всяких подозрений в лес со служанкой царицы. Ей не свойственны жестокость и вероломство. Она даже не понимает, как можно безвинно лишить человека жизни. Кротость и доброта царевны внушили любовь даже той, которая должна была погубить ее.
Очутившись в тереме у семи богатырей, царевна много работала: убирала и готовила, топила печку, создавала уют в их доме. За это братья ценили ее и полюбили всей душой. Девушка отказала богатырям в просьбе выйти замуж за одного из них, потому что хотя и полюбила их всех сердечно, но была другому «навечно отдана». И всем богатырям она становится хорошей сестрой.
Поэт убежден, что доброта, спокойный характер и уважительное отношение к окружающим в конце концов всегда вознаграждаются. Как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе. Если ты делаешь добро, то и тебе ответят тем же.
Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказке два противоположных человеческих характера. Царица — красавица с отвратительным характером и болезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой красавицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека.
Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем царица, но при этом еще скромна и добра. Царевна нисколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красавицей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ради того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека.
Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съедение волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает наконец победу — царевна умирает.
Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает царевну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскошным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.
Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.
Автор не скрывает своей симпатии к юной царевне. Ему нравятся и ее внешний облик, и ее душа. Скромная и кроткая, она не кичится своими достоинствами. Когда злая мачеха задумала ее погубить, царевна убеждает Чернавку отпустить ее, ведь она ни в чем не виновата. Царевна добра и доверчива. Она никогда бы не смогла из-за зависти причинить зло невинному человеку. Поэтому она и пошла безропотно и без всяких подозрений в лес со служанкой царицы. Ей не свойственны жестокость и вероломство. Она даже не понимает, как можно безвинно лишить человека жизни. Кротость и доброта царевны внушили любовь даже той, которая должна была погубить ее.
Очутившись в тереме у семи богатырей, царевна много работала: убирала и готовила, топила печку, создавала уют в их доме. За это братья ценили ее и полюбили всей душой. Девушка отказала богатырям в просьбе выйти замуж за одного из них, потому что хотя и полюбила их всех сердечно, но была другому «навечно отдана». И всем богатырям она становится хорошей сестрой.
Поэт убежден, что доброта, спокойный характер и уважительное отношение к окружающим в конце концов всегда вознаграждаются. Как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе. Если ты делаешь добро, то и тебе ответят тем же.
Настоящая любовь творит чудеса! Богатыри по- братски любили царевну. Они не похоронили ее, а положили в хрустальный гроб. А царевич Елисей, которому она была «навечно отдана», разбил гроб и силою своей любви оживил свою невесту.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью. Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно Отдана.
Мне всех милей Королевич Елисей.
Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.
А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная добра.