«Путешествие по сказкам Пушкина» — тематический обзор
клуб х. Средний Челбас
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о великом русском поэте А. С. Пушкине и его замечательных сказках, которые вы все знаете и любите.
Сказки А. С. Пушкина внесли в литературу идею протеста против самодержавия и крепостничества.
“Сказка о попе и о работнике его Балде” – сатира на обманывающих народ служителей православной церкви. В ней высмеиваются их жадность, глупость и лицемерие. Поп собирается нанять слугу, который будет за гроши выполнять обязанности повара, конюха и плотника. Глупость и жадность заставляют его согласиться получать щелчки от Балды, которого он взял в работники. Но поп не только жаден, но коварен и зол, он пытается погубить Балду, давая ему невыполнимыепоручения, например,собрать оброк с чертей. “Сказка о попе и о работнике его Балде” при жизни поэта не была напечатана. Впервые ее опубликовал В. А. Жуковский в 1840 году в журнале “Сын Отечества” с большими переделками, вызванными строгостями цензуры. “Поп” был превращен в “купца Кузьму Остолопа”. Начиналась она так:Жил-был купец Кузьма Остолоп, По прозванью Осиновый Лоб.В
“Сказке о рыбаке и рыбке” отразилось народное отношение к тиранам. Она завершается поучительной картиной наказанного самодурства. В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей. “Что ты, баба, белены объелась?”Образ старухи постепенно выходит за рамки изображения жадности и становится символом социального гнета. В черновых вариантах сказки можно проследить, как Пушкин ищет наиболее емкое слово, чтобы дать определение характера и поведения старухи дворянки: “Осердилась глупая старуха”, “Осердилась (сварливая) нахальная”. “Осердилась злая старуха…” “Я тебе госпожа, я дворянка, а ты мой оброчный крестьянин…” “Я дворянка, а ты мой крестьянин…”
В окончательном варианте сказки подчеркнуто тупое самодурство старухи, которая действует в соответствующей бытовой и социальной обстановке:
Осердилася пуще старуха, по щеке ударила мужа: “Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, со мною, дворянкой столбовою?” Подбежали бояре и дворяне, старика взашей затолкали, а в дверях-то стража подбежала, топорами чуть не изрубила; а народ-то над ним насмеялся: “поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои сани!”Глядь: опять перед ним землянка. На пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто.
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” написана в 1833 году. Напечатана впервые в 1834 году в журнале “Библиотека для чтения”. В ней особенно четко отразилась гуманистическая направленность пушкинских сказок. В “Сказке о мертвой царевне” положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе.
Царица-мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход. Пушкин рассказывает об этом в ярких сценах, близких по стилю к устному народному творчеству. Он использует постоянные эпитеты, народные суффиксы:
Смотрит в поле, инда очи разболелись глядючи, с белой зори до ночи; не видать милого друга. Только видит: вьется вьюга, снег валится на поля, вся белешенька земля.
В образе царевны-дочери преобладают романтические мотивы. Она вызывает любовь девушки Чернавки и семерых богатырей и тем, что “всех милее, всех румяней и белее”, и, главное, своей добротой, отзывчивостью, готовностью прийти на помощь.
Образ королевича Елисея дан в былинных тонах. «Герой» отправляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой”. Он близок к природе.
Лирические обращения Елисея к солнцу и месяцу и, наконец, к ветру поэтически окрашивают его образ, придают ему особое обаяние: Елисей, не унывая, к ветру кинулся, взывая: “Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море. Всюду веешь на просторе, не боишься никого, кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете ты царевны молодой? Я жених ее”.
Эти обращения представляют собой своеобразные лирические отступления, в которых ощущается синтез поэтических элементов устного народного творчества. Так Пушкин выступил как новатор в самой композиции сказки, развернув народные обращения-заклинания в поэтическую картину.
“Сказка о мертвой царевне” написана поэтом в творческом состязании с Жуковским. Но в отличие от него Пушкин не ограничивается романтическим изображением героев, он вводит реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи в своей сказке. Таков в какой-то мере царь-отец, поспешивший жениться, едва истек положенный срок вдовства. Пушкин иронически говорит о нем:
Долго царь был неутешен. Но как быть, и он был грешен. Год прошел как сон пустой, царь женился на другой.
Основная же сила сатиры Пушкина направлена против царицы-мачехи, олицетворяющей “темный мир” в сказке. Мачеха “черной зависти полна”, “горда, ломлива, своенравна и ревнива”. Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводят ее в конце концов к смерти: “Тут ее тоска взяла, и царица умерла”.
Так в сказке победа добра символизирует гибель зла.
— Проверка домашнего задания.
«Снегурочка» — немецкая народная сказка | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. |
Сходство | |
1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей | |
2. Соперничество в красоте. | |
3. Говорящее зеркальце. | |
4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та | |
5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи | |
6. Дело было зимой. | |
7. Захоронение в хрустальном гробу. | |
8. Царевны белы, чернобровы | |
9. Царевен спасают царевичи. | |
10. Злые царицы умирают в конце сказки | |
11. Семь карликов и семь богатырей. | |
12. Царь женится через год. | |
Различия. | |
Егерь | Чернавка |
У царевны был жених – царевич Елисей. | |
Царевич спасает случайно (кусок отравленного яблока | Царевич целует царевну. |
Карлики | Богатыри |
Сильная шнуровка, ядовитый гребень и яблоко | Только яблоко. |
Злую царицу убивают | Злая царица умирает от «тоски». |
Помощники: пес Соколко, солнце, месяц, ветер, | |
Злая царица разбивает зеркальце. | |
Проза | Стихотворная сказка |
— Сказка «Снегурочка» — народная
сказка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана не народом, а
определенным человеком – А.С.Пушкиным, и потому она – литературная.
— Сегодня мы с вами, работая над
сказкой Пушкина, попробуем назвать некоторые отличия литературной сказки от
фольклорной.
— Первое отличие я уже назвала.
Какое? (фольклорная сказка написана народом, литературная – писателем).
— Посмотрите, пожалуйста, нашу
таблицу в части «Различия» и скажите, с чем вы никогда не встречались, читая
фольклорные сказки? (сказка Пушкина – стихотворная).
— Свою сказку Пушкин написал в
его имении Болдино в ноябре 1833 года. В основу ее легла запись русской
народной сказки, сделанная поэтом еще в Михайловском.
Сейчас я вас познакомлю с
содержанием этой записи, а вы, слушая, подумайте, чем отличается народная
сказка от пушкинской? (народная сказка носит более мрачный характер. Царевна
оказывается способной поднести врагам сонных капель; она не такая кроткая и
светлая, как у Пушкина. Мотив соперничества в красоте мачехи и царевны в
народной сказке почти не дан.)
«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его.
Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то: али мужчина,
али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли
женщина – будь нам мать али сестра…» Сии братья враждуют с другими двенадцатью
богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровию
нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят сном богатырским. Первый раз –
двенадцать дней, второй – двадцать четыре, третий – тридцать один. Противники
приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель … и прочее. Мачеха ее приходит
в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит
царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице,
натянутой толстыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется … и проч.»
— Но ради чего Пушкин меняет
народную сказку? (предположения ребят)
— Создавая произведение,
писатель рисует свою модель мира. Выражается она и через систему образов
произведения. Давайте посмотрим, что получилось у ребят дома. Они должны были
схематично изобразить систему образов сказки Пушкина и определить, чему учит
эта сказка (Приложение 4).
— Итак, какой вывод мы можем
сделать?
Идея сказки А.С.Пушкина: 1)
внешняя красота не есть показатель душевной красоты; 2) если ты всех любишь, ко
всем с добром, то друзья тебя из гроба поднимут.
— В народных сказках основной
прием обрисовки героев – описание их поступков и взаимоотношений. Пушкин также
использует этот прием.
Возьмем один из ключевых
эпизодов: разговор с зеркальцем. Отметим все действия царицы.
Когда ее зеркальце хвалит:
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Когда же царица узнает, что она
не первая красавица, она предстает совершенно иной:
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!…
Обратите внимание на те глаголы
движения, которыми поэт выразительно передает поведение своенравной мачехи.
— А как ведет себя царевна, ну,
например, при появлении в доме семи богатырей?
(«Все порядком убрала, засветила
богу свечку, затопила жарко печку», только после этого «На полати взобралась и
тихонько улеглась» и далее «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась,
закраснелась, извинилась», «от зеленого вина отрекалася она; пирожок лишь
разломила да кусочек прикусила»).
Мы видим, что характеры героинь
раскрываются в их поведении, в конкретных поступках, действиях.
— Этот прием у Пушкина
преобладающий, но не единственный. Он расширяет способы изображения сказочных
персонажей.
— Обратите, например, внимание, как Пушкин изображает внешность
своих героинь и как показана внешность героев в народных сказках (в народных
сказках – «Красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать»). В
отличие от народных сказок Пушкин не только описывает внешность своих героев,
но и дополняет это описание характеристикой «нрава» героя, высказывая этим свое
отношение к нему. Вот, например, несмотря на то, что царица «высока, стройна,
бела и умом и всем взяла», она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зато
царевна «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Встречаемся мы и с
прямой авторской оценкой своих героинь, чего нет в народных сказках. «Вот она,
моя душа, пошатнулась…», «Красавица-душа», «милая девица» — говорит он о царевне,
выражая свою симпатию к ней.
— А теперь обратим внимание, как
говорят пушкинские героини. Обратимся опять к эпизоду «Царица беседует с
зеркальцем». В первом разговоре она предстает перед нами в добром расположении
и речь ее приветлива, весела. «Свет мой, зеркальце!» — обращается она к нему.
Но зеркальце говорит и то, что ей не хочется слышать, и поведение ее меняется.
«Ах ты, мерзкое стекло!» — гневается царица.
А царевна? Она никогда не
накричит, она всегда ласкова, будь это Чернавка («Жизнь моя! В чем, скажи,
виновна я?»), будь это богатыри («Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои
родные…») или нищенка («Постой, бабушка, постой немножко… пригрожу сама я псу и
кой-что тебе снесу».
Мы с вами видим, что в
зависимости от характера, героини Пушкина говорят по-разному, их речь
индивидуализирована.
— Давайте подведем итог.
Сказка Пушкина «О мертвой
царевне и семи богатырях» является литературной, потому что …. (написана
писателем).
Она имеет форму, которая никогда
не встречается в фольклорных сказках. Какую? (стихотворную). Значит, писатель
сам выбирает форму своего произведения.
Пушкин, как и в фольклорных
сказках, рисует своих героев через описание ….. (их поступков). Но также дает
прямые авторские характеристики, усложняет описание внешности, индивидуализирует
речь, а еще вводит картины природы, помогающие понять переживания героев. Но
обо всем этом мы будем с вами говорить подробнее, когда перейдем к литературным
сказкам.
«Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях» — это сказка А. Пушкина, которая содержит очень много элементов русского народного творчества. Мы предлагаем вам вспомнить основные события этого произведения благодаря краткому пересказу от Многомудрого Литрекона. Сюжет сказки поучителен даже в сокращении. Приятного просвещения!
Кратчайшее содержание (344 слова): Произведение начинается с того, что царь прощается с царицей, та через 9 месяцев рожает дочь, потом возвращается «царь-отец», но мать «восхищенья не снесла, и к обедне умерла».
Год царь держал траур, но потом женился. Новая царица была молодой и красивой, но ревнивой, к тому же имела волшебное говорящее зеркало. У него она спрашивала, является ли самой красивой на всём свете, и зеркало неизменно отвечало согласием. Любви к падчерице она не питала и всецело была поглощена собой.
Годы шли, и настало время, когда молодая царевна превзошла по красе свою мачеху. Та в ярости приказала Чернавке отвести девушку в лес и привязать к сосне на съедение волкам. Служанка сжалилась и не стала привязывать царевну, а просто отвела ее в чащу. Разошлась молва о преступлении царицы, и тогда же жених пропавшей, Елисей отправился искать невесту.
Царевна, блуждая по лесу, набрела на дом. Убралась там и легла спать. К обеду приехали хозяева, 7 богатырей, которые нарекли царевну своей сестрицей. Оставили девушку у себя жить, так как поняли, что она царевна. Как-то все семеро пришли спрашивать, за кого она вышла бы замуж, оставаясь для других сестрой. На это царевна ответила, что пусть и любит всех сердечно, но она является невестой королевича Елисея. Богатыри не стали настаивать и больше не говорили об этом.
Царица узнала, что Чернавка сжалилась над молодой царевной, разгневалась и в образе старухи навестила падчерицу, передав при этом ей яблоко, надкусив которое девушка упала замертво. Вернулись богатыри, которые увидели, как пёс, бросившись на отравленное яблоко, умер, а рядом с ним лежала их названная сестрица. Ее братья отнесли в хрустальном гробу на пустую гору через 3 дня. Царица же теперь узнала, что является прекраснейшей, и успокоилась.
Королевич Елисей тем временем блуждал в поисках своей пропавшей невесты. Спрашивал солнце, видело ли оно царевну, то ответило, что нет. Спросил у месяца, который за ответом направил его к ветру. Тот же ответил, что его невеста покоится в гробу, что в глубокой норе одинокой скалы. В горе королевич решает навестить её в последний раз, приходит, ударяется о гроб, тот разбивается, а царевна чудесным образом пробуждается. Влюблённые едут обратно. Царица узнаёт у зеркала, что царская дочь жива. Разозлённая, женщина выбегает и в дверях встречается с падчерицей. Тут же царица умирает от тоски. Похоронив её, сыграли свадьбу царевны с королевичем.
Отзыв (290 слов): Мне очень понравилась сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Говоря о сказке Пушкина, совершенно не получается сказать, что её чтение не доставило удовольствия. Автор соединил множество народных русских образов, фольклорных элементов, наблюдение за которыми позволяет погрузиться в сказку и прочувствовать «русский дух». Чему учит «Сказка о мертвой царевне»? Это произведение учит нас добру, умению любить ближнего и сочувствию неприятелям. Мы видим, как добрая царевна, попав в чужой дом, не хочет становиться обузой для его обитателей и с радостью берётся за хозяйство, что выдаёт в ней честного и справедливого человека. Богатыри тоже оказались добрыми и понимающими, не прогнали её, и даже после отказа девушки выйти за одного из них замуж, не изменили к ней своего отношения. Королевич Елисей оказался преданным женихом и не захотел сдаваться, пока не найдёт свою невесту, также проявляя себя положительным героем. А вот мачеха, злая царица, от зависти своей умирает. Здесь мораль простая — «чёрная» зависть никого до добра не доводила, каждый получит то, что заслуживает. Автор сказки о мертвой царевне заставляет задуматься о том, как важна внутренняя красота. Концентрируясь на своей внешности и тщеславии, царица забыла, что гораздо важнее всего этого то, что внутри нас, а именно качества характера и моральные принципы.
Главная мысль «Сказки о семи богатырях и мертвой царевне» заключается в том, что человека красит не столько внешность, сколько душа. Поэтому зеркало отказывалось признать царицу победительницей. У нее была только внешняя прелесть, но внутри она была уродлива. Царевна же была прелестна во всем: она верна, трудолюбива и добра. Мое впечатление о ней можно назвать восторгом, ведь героиня воплощает в себе идеал женщины.
Мое мнение о сказке Пушкина и мое отношение ко всему творчеству поэта позволяют порекомендовать «Сказку о мертвой царевне» всем тем, кто любит качественную литературу. В конце читатель увидит торжество добра и справедливости.
Автор: Александра Новикова
Конспект занятия: В мире сказок А.С.Пушкина
Задачи:
- Продолжать знакомство с творчеством величайшего русского поэта А.С.Пушкина, развивать нравственные представления на основе произведений.
- Учить определять положительные и отрицательные черты характера героев сказок А.С.Пушкина. Формировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе.
- Коррекционно-развивающие: а) развивать познавательные интересы; б) развивать эмоции воспитанников, культуру их проявления; в) развивать умение стилистически верно излагать свои мысли.
- Воспитывать у детей эстетический, художественный вкус.
Оборудование:
Портрет, книги А.С.Пушкина, DVD- проигрыватель, фотография детей около к/т им. Пушкина, магнитная доска, набор определений положительных и отрицательных черт характера; карточки с именами героев сказок; открытки, иллюстрации, набор кубиков по сказкам А.С.Пушкина;
План проведения занятия:
- вступление
- викторина
- «литературный базар»
- Итог
Ход занятия:
Ребята, посмотрите на фотографию! Узнаете? Где вы сфотографированы? (у кинотеатра им. Пушкина). А кто это А.С.Пушкин? (ответы детей). Да, это величайший русский поэт. Он жил в 19 веке, более 200 лет назад, но люди помнят его произведения, чтут память о нем. В стихотворении уральского поэта А.Горской есть такие слова: «В жизни все просто и мудро. Улица Пушкина, доброе утро…»). Какие места в нашем городе связаны с именем А.С.Пушкина? (обобщить ответы детей).
— кинотеатр
— улица
— парк
— памятник
— библиотека
Сегодня у нас итоговое занятие по сказкам поэта. Вы слушали сказки, внимательно смотрели мультфильмы по этим произведениям, как называются эти сказки?
— «Сказка о царе Салтане, о могучем и славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь»;
— «Сказка о золотом петушке»;
— «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
— «Сказка о попе и работнике его Балде»;
— «Сказка о рыбаке и рыбке».
И отвечать вы будете речью правильной, неторопливой. « А как речь-то говорит, словно, реченька журчит». Кстати, про кого это говорится? (про царевну Лебедь).
Давайте разделимся на три команды. Каждая команда будет отвечать на вопросы викторины.
(Игра «Цепочка», дети делятся на три команды.)
Путешествие в волшебный мир сказок А.С.Пушкина начинается (просмотр записи «У Лукоморья»).
Викторина:
- Какими словами начинается сказка о царе Салтане?
(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком»).
- Как в старину говорили о неописуемой красоте или чуде?
(«Вот уж диво,
Так уж диво»).
Чудо чудное, диво дивное: над морем, будто заря занимается, песок на пустынном берегу в розовый цвет окрасило, а волны морские словно закипели – вспенились и показались из них шлемы и золотые кольчуги.
Что за диво дивное перед нами? («В чешуе как жар горя тридцать три богатыря»).
- Как выглядит царевна Лебедь?
(«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава,
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит»).
Что означают эти слова? (речь спокойная, плавная, неторопливая).
- О каких заморских чудесах рассказали корабельщики царю Салтану? (о белке, грызущей орешки, о 33 богатырях, о Царевне – Лебедь).
- «Старая и вредная, и совсем, не бедная,
Царя обманывала лихо, это….(баба Бабариха).
- Одна бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства, однако, зазнавшись, оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. Какую сказку А.С.Пушкина напоминают вам герои этой истории? («Сказка о рыбаке и рыбке»).
- Сколько раз закидывал старик свой невод в море и что он вылавливал? (Три раза: «в первый раз пришел невод с одной тиной, в другой раз – с травою морскою, в третий раз – с одною рыбкой, с непростою рыбкой, золотою»).
- Сколько просьб старика выполнила рыбка? (4: корыто, изба, превращение в дворянку, в царицу).
Чем богаче и знатнее делает рыбка старуху, тем грязнее и страшнее становится она, тем злее угнетает старика.
- С чем в конце сказки остается жадная старуха? (с разбитым корытом).
За что понесла наказание старуха? (за жадность, грубость, алчность, высокомерие).
Сказка заканчивается справедливо, но безотрадно.
Вопрос для всех:
Какие черты характера есть:
— у рыбака? (жалость, трусость, безволие);
-у старухи? (грубость, жестокость, жадность);
-у рыбки? (исполнительница желаний).
(Подчеркнутые названия черт характера здесь и далее в ходе занятия дети разделяют на положительные и отрицательные и вывешивают на фланелеграфе с левой и правой сторон).
10.Одна высокопоставленная женщина выслеживает свою родственницу при помощи специального устройства. Выследив, она отравляет девушку. Умершую девушку помещают в гроб, но впоследствии она оживает. О какой сказке А.С.Пушкина говорится? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях).
11. Какими словами обращалась царица к волшебному зеркалу?
(«Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи…»).
12. Чей это словесный портрет?
«Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла.
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива» (царица – мачеха).
13. Какими чертами характера обладала царица?
(коварство, ревность, высокомерие).
14. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (к солнцу, ветру, месяцу).
С какими словами королевич Елисей обратился к ветру?
(«Ветер, ветер, ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч»).
15. «Работает за семерых. До светла все у него пляшет
Лошадь запряжет. Полосу вспашет.
Печь затопит, все заготовит, закупит.
Яичко испечет, да сам и облупит» (Балда).
16. Что ел Балда в поповом доме и на чем спал?
(вареную полбу, спал на соломе).
17. Как относятся к Балде семья попа?
(Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его «тятей».
Кашу сварит, нянчится с дитятей).
18. Какими чертами характера обладает Балда?
(трудолюбие, чувство юмора, заботливость, ловкость).
Литературный базар
Раздать детям карточки с именами героев сказок А.С.Пушкина.
Задание детям: найти других героев из одноименной сказки и вместе выполнить одно из пяти заданий по сказкам.
Задание 1.
Сценка из «Сказки о царе Салтане». Диалог царевны – Лебедь и князя Гвидона.
Вопросы:
- Почему князь Гвидон грустил? (У него было огромное желание увидеть своего отца).
- Почему царевна – Лебедь исполняла все желания Гвидона? (князь Гвидон спас царевну от злого коршуна).
- Каким вы представляете себе:
— князя Гвидона?(мужественным, уважительным, терпеливым, смелым);
— царя Салтана? (доверчивый, нерешительный, умение прощать);
— царевна – Лебедь? (воспитанная, благодарная, вежливая, есть чувство собственного достоинства).
И тоска князя Гвидона от разлуки с отцом разрешается встречей, узнаванием, семейным счастьем. Все счастливы: и добрые, и злые.
Задание 2.
Из набора открыток «На неведомых дорожках» найти открытки с изображением « Сказки о попе и работнике его Балде».
Задание 3.
Разложить открытки в порядке последовательности изложения «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях».
« И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась,
Закрасневшись, извинилась».
Откуда эта цитата? О какой царевне идет речь? По каким признакам богатыри узнали царевну? Какими словами могла бы царевна выразить извинения, отказ?
Какими чертами характера обладает:
— царевна? (воспитанность, верность, трудолюбие, умение любить, уважительность, заботливость).
— богатыри? (смелость, умение работать в коллективе);
— королевич Елисей? (целеустремленность, благородство).
Это сказка о коварстве и вероломстве, о дружбе и товариществе, о любви и верности, о смерти и оживлении.
Задание 4.
Собрать из кубиков картинку из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Задание 5.
Из какой сказки эти герои? К данным иллюстрациям найти текст из «Сказки о золотом петушке».
Итак, наш литературный базар заканчивается.
«Сказка – ложь,
Да в ней намек.
Добрым молодцам – урок».
Что означают эти слова? Что за урок? Чему учат нас сказки А.С.Пушкина? (видеть добро и зло, сопереживать героям, находить положительные и отрицательные качества).
Действительно, всеми этими качествами обладают герои сказок. Но ими наделены и люди, окружающие нас, мы с вами, каждый из нас. Качества, которые мы проявляем, наиболее часто становятся чертами нашего характера.
Вот эти положительные черты характера, которые нужно закладывать в наш жизненный «чугунок», чтобы получилось вкусное, хорошее «варево», т.е. сформировался характер.
ИТОГ:
Наше занятие подходит к концу. Читайте больше сказок, любите читать книги. Учитесь видеть в них добро и зло, положительные и отрицательные стороны героев. Из поколения в поколение родители читают эти сказки своим детям. Я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, вы с удовольствием будете читать произведения А.С.Пушкина себе и своим детям.
Используемая литература:
- Сборник «Сказки Пушкина». Москва 2015г.
- «Загадки по сказкам А.С.Пушкина». Москва. 2013г.
- «Это Пушкин: лирика». А.Б. Горская под редакцией Т.А.Лебедева. Челябинск 1999г.
29.03.2021
учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 5 классе по программе Г. С. Меркина, построен в соответствии с ФГОС и предполагает различные формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Планируемые результаты: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.
Оценить
1156
Содержимое разработки
Открытый урок литературы в 5 классе по теме:
«Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина».
Учитель русского языка и литературы:
Кузнецова Нина Ивановна
Цель урока: раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере сказке А.С.Пушкина.
Задачи:
-
формирование навыков лексической работы, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, пересказа от лица участников событий;
-
воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов добро и зло.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая
Планируемые результаты:
предметные:знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование:
-
учебник литературы, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина;
-
раздаточный материал:
— рабочие листы разных цветов для групповой работы,
— смайлики, тучки и солнышки из цветной бумаги для самооценки деятельности;
-
слайдовая презентация.
Ход урок
1.Самоопределение к деятельности
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Рада Вас всех приветствовать на сегодняшнем уроке.
-
С каким настроением вы пришли на урок?Выберите смайлик, соответствующий Вашему настроению. Спасибо.
-
И у меня хорошее настроение. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих умом, сообразительностью и чутким сердцем. Приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности.
-
Очень надеюсь, что работа на уроке будет плодотворной, а настроение не изменится в худшую сторону.
-
Ребята, проверим готовность к уроку. Все на месте? Что находится у нас на столах?
-
Сегодня на уроке вместо рабочей тетради мы будем использовать рабочие листы. Они у вас на партах.Подпишите их, пожалуйста.
(оформление рабочих листов).
2.Постановка учебной задачи.
-
Какое задание Вы получили к сегодняшнему уроку?(прочитать «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина).
-
Верно. Все справились с предложенным заданием?
Хорошо. Давайте проверим. Блиц-опрос. Вопросы из сундучка. Ответы записываем в рабочий листок.
1.К какому виду относится эта сказка? (волшебная сказка)
2.Из какой сказки А.С. Пушкин позаимствовал сюжет «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»)
3.Какой удивительный предмет достался в приданое новой жене царя? (зеркальце)
4.Каким необычным свойством обладало зеркальце? (умело говорить)
5.Какой фрукт преподнесла царевне нищая черница? (яблоко)
6.Кто искал молодую царевну? (королевич Елисей)
7.У кого просил помощи королевич Елисей? (у солнца, у месяца и у ветра)
8.Что сделала злая царица с волшебным зеркалом, когда узнала, что молодая девушка жива? (разбила его)
-
Оцените свою работу. Молодцы.
-
Давайте подумаем, чему будет посвящен наш урок?(«Сказке…)
-
Чтобы сформулировать тему нашего урока, я предлагаю вам послушать притчу определить ключевые слова.
Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
-
Назовите ключевые слова.
-
Опираясь на ключевые слова, определите, как же будет звучать тема нашего урока?
-
Правильно, тема нашего урока: «Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.Запишите ее в рабочих листах урока.
-
Как вы думаете, каковы цели нашего урока?
(познакомиться с художественными особенностями сказки, поговорить о героях сказки, выявить, что такое добро и зло, какими чертами обладают добрые герои, а какими злые)
-
Как же мы будем достигать поставленных целей? Как будет построен наш урок?
( будем анализировать сказку, отвечая на вопросы).
-
Согласна.И вот девиз нашего урока: «Наблюдать, находить, слушать, думать, доказывать, запоминать».
-
А эпиграфом к уроку я выбрала слова А.С.Пушкина: «Сказка-ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»
-
Как вы, ребята, понимаете данное высказывание?
(Сказка — это неправда, выдумка. Но в сказке всегда содержится урок).
-
Как вы думаете, почему эти слова мы взяли в качестве эпиграфа к уроку?
3.Актуализация знаний и пробного учебного действия.
работа с определением понятий
-
Работа в парах. Ключевыми словами нашего урока являются слова добро и зло. А что же обозначают эти слова? Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло? Запишите ответ на листах, выполнив задание №2.
-
Хорошо, ребята, молодцы. Предлагаю послушать выступление ребят, получивших индивидуальное задание.
(Работали со словарями и выписали определения:
• Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
(Словарь С.И. Ожегова)
• Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
(Большой толковый словарь русского языка)
• Зло – нечто дурное, вредное.
(Словарь С.И. Ожегова)
• Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.)
Большой толковый словарь русского языка))
-
Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?
(Да, эти понятия являются противоположными)
4. Восприятие и осмысление учащимися сказки.
а) работа с образами сказки
-
Ребята, давайте постараемся понять, как представлено добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
Предлагаю работу в группах. Объединимся в группы и выполним задание. Задание для каждой группы представляет работу с эпизодом и прописано на рабочих листах.
Время на выполнение работы 5 минуты.
Не забудьте записать свои выводы в рабочем листе урока, а также поместить на доску.
1 группа: Анализ эпизода «Царица – мать и царица — мачеха» (стр.104-105)
Вопросы и задания:
-
Какой заголовок вы придумали к прочитанному эпизоду?
-
Какие героини представлены в вашем фрагменте?
-
Какой представлена царица — мать? Найдите ее описание и зачитайте его. Какими качествами обладает царица — мать? Что олицетворяют эти качества: добро или зло?
-
Найдите и зачитайте описание царицы — мачехи?
-
Какими качествами обладает царица — мачеха? Что олицетворяют эти качества: добро или зло?
-
Что означает ломлива? Что означает выражение «черной зависти полна»?
-
Сделайте вывод по образам, представленным в эпизоде. Свои наблюдения оформите на листе, а затем поместите на доске.
2 группа: Анализ эпизода «Молодая царевна и царица — мачеха» (стр.105-107)
Вопросы и задания:
-
Какой заголовок вы придумали к прочитанному эпизоду?
-
Какие героини представлены в вашем фрагменте?
-
Найдите и зачитайте описание молодой царевны? Какими качествами обладает молодая царевна? Что олицетворяют эти качества: добро или зло?
-
Какие качества царицы-мачехи открывает нам этот эпизод? Что олицетворяют эти качества: добро или зло?
-
Какими словами можно выразить отношение царицы-мачехи к царевне?
-
Каким героем является Чернавка? Как она относится к царевне? Добро или зло представляет эта героиня?
-
Сделайте вывод по образам, представленным в эпизоде. Свои наблюдения оформите на листе, а затем поместите на доске.
3 группа: Анализ эпизода «Царевна в тереме у семи богатырей»
Вопросы и задания:
-
Какой заголовок вы придумали к прочитанному эпизоду?
-
Какие герои представлены в вашем фрагменте?
-
Как царевна догадалась о том, что в тереме живут добрые люди?
-
Дайте характеристику богатырям. Каково отношение богатырей к царевне? Что олицетворяют эти качества: добро или зло?
-
Какие качества царевны мы можем открыть в этом эпизоде? Чем она занимается до прихода богатырей? Как проводит свое время, живя у богатырей?
-
Почему богатыри не рассердились, получив отказ царевны быть их женой?
-
Сделайте вывод по образам, представленным в эпизоде. Свои наблюдения оформите на листе, а затем поместите на доске.
4 группа: Анализ эпизода «Смерть царевны» (стр.114-119)
Вопросы и задания:
-
Какой заголовок вы придумали к прочитанному эпизоду?
-
Какие герои представлены в вашем фрагменте?
-
Прокомментируйте разговор царицы с зеркальцем в начале эпизода. Почему изменилось настроение царицы? Какую характеристику мы можем дать ей?
-
Что олицетворяет в этом эпизоде Чернавка: добро или зло? Как принимает царевна гостью?
-
Как Соколко пытается уберечь царевну от несчастья? Найдите строки в тексте и зачитайте их. Добро или зло олицетворяет Соколко?
-
Какие эпитеты использует автор при описании яблочка? Это добро или зло?
-
Прокомментируйте разговор царицы с зеркальцем в конце эпизода. Почему изменилось настроение царицы?
-
Сделайте вывод по образам, представленным в эпизоде. Свои наблюдения оформите на листе, а затем поместите на доске.
5 группа: Анализ эпизода «Королевич Елисей» (стр.119-121)
Вопросы и задания:
-
Какой заголовок вы придумали к прочитанному эпизоду?
-
Какие герои представлены в вашем фрагменте?
-
С каким настроением отправляется королевич Елисей на поиски своей невесты? Какую характеристику можно дать этому герою? Что олицетворяют эти качества: добро или зло?
-
К кому обращается королевич Елисейза помощью и кто ему в этом помогает?
-
Почему, узнав о смерти царевны, королевич продолжает ее поиски? Как он награжден за свое упорство?
-
Прокомментируйте разговор царицы с зеркальцем в конце сказки. Как заканчивается сказка?
-
Сделайте вывод по образам, представленным в эпизоде. Сделайте по образам, представленным в эпизоде. Свои наблюдения оформите на листе, а затем поместите на доске.
б) отчет групп
-
Внимательно слушаем выступление групп. Выводы помещаем в таблицу рабочего листа.
Отчет 1 группы.
Отчет 2 группы.
Физкультминутка
Отчет 3 группы.
Отчет 4 группы.
Отчет 5 группы.
-
Огромное спасибо, ребята, за проделанную работу. Поставьте себе оценку за этот этап урока
в) вывод
-
Настало время подвести итоги. Как представлено добро и зло в сказке?
-
Как заканчивается сказка? Зачитайте.
-
Шота Руставели (грузинский поэт) говорил о том, что «лишь добро бессмертно, зло подолгу не живет». Как вы понимаете эти слова?
-
Как можно сформулировать основную мысль, идею сказки?
-
Выполните задание № 4 на рабочем листе.
1.Не хвались серебром, а добром.
2. Делай добро и жди добра. .
3. Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
4. Никакое худо до добра не доводит.
5. Без худа добра не бывает.
6. Добрые дела и после смерти живут.
7.Плохо тому, кто добра не творит никому.
8.Не делай другим того, что себе не желаешь.
9.Добро — на худо меняют.
10.Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть
5.Итоги урока
-
Эпиграфом к нашему уроку стали слова А.С. Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Какой мы можем получить, прочитав эту сказку? Чему учит нас сказка? Какими мы должны быть? К чему должны стремиться?
(Учит делать добрые дела и быть добрыми. Делая доброе дело, человек радостен и счастлив, а зло всегда приносит разочарования, злые люди одиноки, их мучает зависть, зло губит их).
6.Рефлексия
-
Все сказанное вами верно. Пусть в нашем мире будет больше добра. А мы все будем стараться преумножать его своими делами. Ребята, огромное Вам спасибо за ваше участие в уроке. Мне все очень понравилось. Сегодня я поставлю большое количество отличных оценок за урок. Оценивание работы на уроке и подготовки к уроку.
-
А понравилась ли вам ваша работа на уроке? Поделитесь своими впечатлениями. С этой целью мы будем использовать фигурки (тучку и солнышко). Можно ли сказать, что эти фигурки олицетворяют добро и зло? Покажите Ваше настроение, а теперь поместите его на свой рабочий листок.
7.Домашнее задание:
а)Всем: выучить отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».
б)Задание на выбор:
-
Составить кроссворд к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».
-
Нарисовать рисунок к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».
-
Создать лэпбук «Добро и зло в сказке А.С. Пушкина».
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/447285-konspekt-uroka-literatury-v-5-klasse-dobro-i-
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!