Аннотация к сказке
Книга была написана в 1830—1832 годах. В 1832 году впервые издана, позже переиздавалась. Литературный жанр — сказочная повесть. Автор — Николай Васильевич Гоголь. История создания книги: Н. В. Гоголь трепетно относился к жизни своего народа, что и отразил в ряде повестей.
Сказка похожа на фольклорное произведение. События, описанные в ней, связаны с фантастическими эпизодами, легендами, преданиями. Реализм переплетается с романтизмом.
А сам сюжет похож на множество других историй. Он повествует о любви и препятствиях между двумя молодыми людьми, о добре и зле.
События развиваются вокруг трех главных героев:
- Оксана — первая красавица на деревне (хуторе);
- Вакула — удалой работяга-кузнец;
- Черт.
Вакула влюблен в Оксану, а она обещает выйти за него замуж только в том случае, если поклонник добудет черевички, о которых мечтает избранница. Красавица хочет такие сапожки, которые носит сама императрица Екатерина Великая.
Но ситуация усугубляется еще и тем, что Вакула конфликтует с отцом Оксаны. Что же делать несчастному влюбленному юноше?
Связываться с нечистыми силами и верхом на черте лететь в Петербург, чтобы достать обувь и жениться на Оксане.
Краткое содержание
Существует народное поверье, что в ночь перед Рождеством черт совершает последнюю пакость в году. Это и делает бес из повести: крадет луну. Что, в свою очередь, запускает череду забавных событий.
Вакула представил черта как настоящего демона, из-за чего разозлил вора. Черт пообещал отомстить Вакуле. По хитрому сплетению обстоятельств мама кузнеца (Солоха) была ведьмой и подругой беса.
Параллельно рассказывается история жизни Солохи. Она запуталась в своих поклонниках, ей даже приходится прятать их в мешки из-под угля. Вакула вытаскивает эти мешки на улицу, а себе оставляет только один. Потом выясняется, что в мешке сидит черт.
Черт выпрыгивает из мешка и забирается верхом на Вакулу. Но тот ловко изворачивается, хватает беса за хвост и сам седлает его. Как же Вакуле удалось усмирить черта и достать черевички:
- пригрозив крестом, кузнец оседлал беса;
- на нем добрался до императрицы;
- откровенно рассказал ей свою историю любви;
- получил желанную обувь;
- тем же способом добрался обратно.
История заканчивается благополучно: сапожки получены и доставлены, отношения налажены, свадьба сыграна. Правда, сама свадьба не описывается. Зато рассказывается, что у пары родился ребенок. Да и подарок Оксана приняла не сразу, так как расстроилась из-за пропажи кузнеца (в селе ходили слухи, что он убил себя).
Героиня была рада, что Вакула оказался жив. В этот момент она поняла, что любит его, а никакие подарки ей не нужны.
Пересказ произведения
События берут начало в предпраздничную ночь. Молодежь готовится к колядкам, а бесовщина взобралась на небо (ведьма и черт). Они решили украсть луну, чтобы из-за темноты Чуб и кум не смогли дойти до Дьяка, а Вакула не смог добраться до Оксаны. Кузнец занимался росписью утвари, изображал лики святых, а вот беса всегда рисовал в неприглядном виде. Чем и рассердил нечисть.
Однако Чуб смог прийти в гости, а кузнец пришел к Оксане. Вакула признается девушке в любви, а та с надменным выражением лица отвергает молодого человека. Но в шутку и ради издевки говорит, что выйдет за него замуж, если тот добудет черевички Екатерины Великой и принесет их.
В дом возвращается Чуб (страшная метель сбила с дороги), но голос кузнеца пугает его. Герой решает, что ошибся домом. Чуб меняет голос, а Вакула выгоняет его. Тогда гость отправляется к матери кузнеца (Солохе). Женщина пользовалась спросом среди мужчин.
Позже в доме Солохи произошла настоящая путаница. В дом пришел Голова и Дьяк, а до этого в помещении находился еще и черт, а также Чуб, который передумал идти в гости. В итоге бес, Чуб и Голова были вынуждены спрятаться в мешки из-под угля. Потом домой пришел Вакула, и Дьяк тоже спрятался в мешок.
Кузнец принимает мешки за мусор и выносит на улицу. Там он встречается возлюбленную, которая напоминает про уговор. И без того задумчивый Вакула сердится еще больше, выкидывает все мешки, кроме одного, и убегает куда глаза глядят. Окружающие подумали, что кузнец сошел с ума.
В том мешке, что остался на плечах Вакулы, сидел черт. Но кузнец этого не знал, он направился к Пацюку, чтобы спросить дорогу к черту. Пацюк — родня беса. Вакула решил, что только нечисть поможет ему. Пацюк намекнул, что черт находится ближе, чем думает кузнец. Бес же жаждал мести и решил воспользоваться моментом. Но не тут-то было, кузнец оказался проворнее. Черт хотел оседлать Вакулу, но в итоге сам оказался в подчинении.
На спине беса кузнец примчался во дворец. Обманным путем со стражей проник внутрь. Там он оробел от доброты и тактичности Екатерины. После чего решил честно все рассказать и напрямую попросить ее сапоги. Императрица согласилась. В деревне в это время все думали, что кузнец покончил с собой. Все скучали, особенно тосковала Оксана. Девушка поняла, что давно любит Вакулу. А что стало с мешками? Люди решили посмотреть, что наколядовал кузнец. Какого же было удивление народа, когда из мешков вылез Дьяк, Голова и Чуб.
После возвращения в деревню Вакула отоспался, а потом нарядился и пошел к Чубу. При встрече протянул ему плеть, предложил три раза ударить себя. Затем Вакула протянул дары и попросил у Чуба руки его дочери.
Он согласился. Оксана в это время уже сама бежала с распростертыми объятиями к кузнецу. В конце произведения описывается семейная жизнь и дом молодоженов.
Основная мысль и анализ
Произведение учит тому, что за свое счастье нужно бороться, не бояться даже черта. А также повесть учит верить в сказку, в рождественское чудо, в исполнение желаний. В то, что добро неизменно побеждает зло. Несмотря на всю чертовщину (пропажа жителей в мешках, полеты ведьмы из печной трубы, похищение бесом месяца с целью испортить праздник), в селе царит теплая атмосфера любви и праздника.
Кратко проанализировать произведение можно следующим образом:
- Проблема произведения. Сказка учит верить в свои силы, идти на все ради своего счастья и любви.
- Тема произведения. Народ, его культура и жизнь.
- Основная идея. Добро всегда побеждает зло.
Гоголь настолько точно и красочно описывает атмосферу, что читатель, будто сам переносится туда. Ощущает мороз, хруст снега, ожидание чуда и праздника. А точное описание внешности героев, их пороков и слабостей позволяет еще лучше прочувствовать историю. Каждый персонаж интересен и уникален. Даже черт не вызывает отвращения, его образ завораживает.
Прототип и характеристики каждого героя можно найти в реальной жизни. Это и объясняет популярность произведения. Главная история, афоризмы и слова героев, мысли и поступки действующих лиц — все это обязательно напомнит читателю что-то из его жизни.
Гармоничное сочетание сказки и реальности добавляет в повесть нотку юмора. Жители деревни представлены как люди с примитивными потребностями, которых интересуют низменные удовольствия (еда, отдых, веселье). Они наивны, глупы, трусливы, лицемерны. Думают одно, а говорят и делают другое. Но Гоголь выставляет это не в форме критики, а в виде легкой иронии. Автор дает понять, что подобные недостатки свойственны всем людям.
В произведении Гоголь с теплом и иронией описал один день из жизни сельского народа. Но не обычный день, а праздничный. Читатель видит привычных жителей деревни: сильного Вакулу, богатого и глупого Чуба, самовлюбленную Оксану, хитрую Солоху. Такие персонажи есть в каждом селе. Это и увлекает читателя.
«Ночь перед Рождеством» — краткое содержание повести Н. В. Гоголя