Черновик сочинения что это

Хотите поступить на журналиста, дизайнера или актера? добро пожаловать в клуб воинствующих неудачников, которым придется сдавать егэ по литературе, который

Хотите поступить на журналиста, дизайнера или актера? Добро пожаловать в клуб воинствующих неудачников, которым придется сдавать ЕГЭ по литературе, который является обязательным вступительным испытанием в высшие учебные заведения на творческие специальности. Чтобы успешно сдать этот экзамен, нужно не только читать, но и комфортно чувствовать себя в рамках устоявшихся шаблонов заданий. Абитуриенту необходима тщательная и своевременная подготовка. Кроме того, успех зависит и от личных качеств выпускника: от его усидчивости, трудолюбия, мотивации и так далее. Советы от Многомудрого Литрекона помогут будущему студенту получить высокий балл на ЕГЭ по литературе. 

Читательский дневник или «как все это запомнить?»

Всех читателей не инопланетного происхождения волнует земной вопрос: как запомнить все книжки из школьной программы, которые перечислены в кодификаторе? Нужно держать в памяти не только сюжеты и анализ больших книг, но и стихотворения (и их уже дословно). Как? За год до экзамена можно осилить объемы, если вести читательский дневник.

Понятие «читательского дневника» известно и понятно далеко не всем школьникам. Кто-то с удовольствием заполняет его каждый день, другие же вообще не слышали о его существовании. Некоторые педагоги задают своим ученикам заполнять читательский дневник после прочтения конкретных произведений. Что же из себя представляет читательский дневник, и как правильно его вести? Вот подробная статья на эту тему.

Не секрет, что ведение читательского дневника помогает существенно запомнить прочитанное. Читательский дневник может стать хорошим помощником в подготовке к ЕГЭ по литературе. В качестве дневника можно использовать обычную толстую тетрадку. Лист тетради лучше всего разделить на три колонки. В первой колонке нужно указать автора и название его произведения. Вторую колонку необходимо сделать шире остальных, ведь в ней необходимо написать краткий анализ прочитанного произведения: его суть и смысл, тематику и проблематику, основные средства художественной выразительности, историю создания и так далее. В последней колонке нужно перечислить основных персонажей произведения и их краткую характеристику (лучше с цитатами). Если писать совсем лень, можно делать то же самое в электронном виде, но тогда запоминать будет сложнее. Пока Вы пишите, активируются все механизмы памяти. Также это прекрасная возможность улучшить свою грамотность и письменные навыки. Спустя определённое время Вы сможете с лёгкостью повторить основные произведения, просто прочитав записи в дневнике и освежить их в памяти. К тому же информация, записанная вручную, запоминается намного легче, чем просто прочитанная.

Как сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов? Какие еще методы рекомендованы репетиторами и педагогами?

  1. Создание таблиц по сквозным темам. В одном столбце пишите тему (судьба малой родины, творчество, искусство, война, любовь, детство — они повторяются каждый год), а в другом перечень своеобразных аргументов: автор, книга, комментарий о том, как раскрывается тема.
  2. Изучение стихов и отрывков из них при многократном визуальном повторении. Стихи можно красиво написать на ватмане или обычных листах и расклеить по всему дому, чтобы постоянно натыкаться на них и повторять. Выучили одно — клейте другое. Стихи нужно размещать на личных страницах в соцсетях, чтобы чаще их видеть, а также использовать в переписках, когда появится подходящий повод. Так они надолго останутся в Вашей жизни. Кстати, приемы быстрого запоминания стихов Литрекон перечислил здесь — реально работает!
  3. Чтобы запоминать цитаты из книг и стихов, можно делать мемы с ними в фотошопе и обогащать свою страницу полезным и интересным контентом.
  4. Отличный способ понять произведение и запомнить главные его особенности — это изучение критических статей о нем. У Литрекона много таких разборов, Вы можете найти их через поиск по сайту. Все они соответствуют требованиям ЕГЭ и определенному формату: каждый пункт анализа отмечен заголовком, его легко найти.
  5. Перед экзаменом можно прочесть знакомые книги в сокращении. Все подробные и детальные краткие содержания важных произведений из школьной программы Вы найдете у Литрекона в копилке.
  6. Чтобы мотивировать себя на изучение литературы, создайте канал в Тик-токе, Дзене, Ютубе или других площадках, чтобы в будущем, возможно, Вы получили материальную выгоду от подготовки к экзамену. Ежегодно экзамен сдают около 10.000 выпускников, так что аудитория найдется.

Аудиокниги 

Успешной подготовке к ЕГЭ по литературе может поспособствовать и использование аудиокниг. Ведь такой формат ознакомления с книгой может значительно ускорить процесс чтения. Аудиокнига представляет собой любое произведение, записанное на информационный носитель в целях дальнейшего его прослушивания. Поэтому если Вы задаетесь вопросом, как подготовиться к ЕГЭ по литературе, примите во внимание экономию времени на аудиокнигах. Их можно слушать, пока Вы моете посуду или выполняете другую рутинную работу. С ними можно готовиться к ЕГЭ, катаясь на велике или выполняя зарядку.

Использование аудиокниг при подготовке к ЕГЭ имеет свои плюсы. Так, помимо экономии времени, данный формат позволяет заботиться о здоровье. Ведь в данном случае заметно снижается нагрузка на зрение. Кроме того, восприятие текста на слух способствует тренировке внимания, а также заставляет мышление работать намного эффективнее. Слушатели аудиокниг могут пополнить свой словарный запас, копируя грамотную речь диктора. Однако стоит помнить, чтобы аудиокниги принесли желаемую пользу, нужно быть максимально сконцентрированным и внимательным.

Изучение форматов заданий 

Важной частью подготовки к экзамену по литературе является изучение форматов заданий по ЕГЭ на ФИПИ. Ведь многие педагоги признают, что умение «играть по правилам» дает выпускнику больше шансов на успех, чем даже глубокое знание предмета. К сожалению, многие талантливые ребята ломали копья в поединке с бездушным форматом задания. Они писали все, что знали, а нужно было то, что задано формулировкой. Из-за этого выпускники теряют драгоценные баллы: их развернутые ответы не соответствуют теме или не раскрывают ее в должной мере.

Поэтому очень важно ознакомиться с самим содержанием предстоящего экзамена. Необходимо подробно изучить план варианта контрольно-измерительных материалов (КИМ), а также полный перечень тем, которые будут вынесены на ЕГЭ. Демоверсии есть на сайте ФИПИ. Нужно изучить формат заданий, а также запомнить количество баллов за каждое задание. В этом Вам поможет разбор заданий ЕГЭ по литературе. 

Также ознакомьтесь с…

  1. Примерами сочинений на ЕГЭ по литературе.
  2. Примерами сочинений 8, 9, 15, 16, 17 на ЕГЭ по литературе.

Один из важных аспектов подготовки к экзамену – изучение кодификатора по литературе ЕГЭ. Кодификатор представляет собой список необходимых произведений школьной программы, а также перечисление теоретических познаний, которые будут проверяться на экзамене. Этот документ очень полезен для Вас, ведь четко ограничивает аппетиты проверяющих: с Вас не спросят больше, чем позволено.

Как подготовиться к ЕГЭ по литературе? Привыкнуть к форматам ЕГЭ можно только в ходе практических занятий. Нужно набить руку и съесть собаку на этом деле. Других вариантов нет.

Сочинение на все 100

Сочинение на ЕГЭ по литературе является одним из самых важных и сложных заданий. Оно крайне опасно для тех, кто действительно много знает о литературе. Выпускник в эссе стремится продемонстрировать оригинальный подход, глубокое знание темы, но в этом стремлении он сильно раздувает объем работы, совершает лишние ошибки, затрудняет проверку отступлениями от темы. А тот, кто знает все поверхностно, но нашел время на тренировки, преуспеет больше: он напишет именно то, что требуется — не больше и не меньше. От темы можно отделаться одними шаблонами. То есть чтобы получить максимальный балл за сочинение, выпускнику необходимо учитывать все требования и рекомендации разработчиков КИМ. Рассмотрим структуру сочинения, а также советы по его написанию. 

Структура сочинения на ЕГЭ по литературе включает в себя:

  1. Вступление. В первой части сочинения необходимо определить основную проблему данного текста. Вступление лучше всего начинать с цитаты из опорного произведения или риторического вопроса. Фразы необходимо подбирать таким образом, чтобы они соответствовали основной идее произведения, постепенно подводя повествование к размышлениям автора. Также во вступительной части сочинения можно упомянуть несколько слов о биографии автора или интересные факты о произведении: история его написания, замысел и так далее. 
  2. Основная часть. Эта часть должна быть самой содержательной и объёмной. При этом не стоит забывать об ограничениях в объёме сочинения (желательно уложиться в 500 слов). Нужно добиться максимальной информативности минимальными средствами. Для этого существует несколько способов. Во-первых, разбейте основную часть на несколько пунктов, каждый из которых должен быть аргументом в защиту Вашей позиции или же критерием оценки предмета исследования. Во-вторых, следите за тем, чтобы доказательство состояло из тезиса (что Вы хотите этим сказать) и примера из произведения (почему это так). Так проще не запутаться и не потерять логику изложения мыслей. В-третьих, не перечисляйте все, что Вы знаете по теме, достаточно самых убедительных и веских доводов. Мнение должно представлять собой четко сформулированные тезисы, подтверждённые литературоведческим анализом текста.
  3. Заключение. В этой части необходимо сделать логический вывод, соответствующий рассуждениям выпускника и теме работы. Прежде всего, необходимо снова обратиться к проблемам, озвученным во вступлении. Не секрет, что идеи первой и третьей части во многом схожи. Разница между ними состоит в том, что во вступлении форма мысли является вопросительной, а в заключении – утвердительной. 

Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на 100 баллов. Об этом мы уже писали вот здесь. Рассмотрим простые советы, которые помогут выпускнику успешно справиться с написанием сочинения на ЕГЭ по литературе. 

  • Выпускник должен выбирать наиболее близкую ему тему — по тем произведениям, с которыми он хорошо знаком.
  • Важно для сочинения подобрать подходящий эпиграф из тех цитат, которые Вы наверняка припасли для экзамена.
  • Перед самим написанием сочинения необходимо набросать его предварительный план, записать в черновик основные тезисы. Это поможет не сбиться с курса и четко следовать логике композиции.
  • Выпускник должен хорошо подумать о доказательствах, которые он будет приводить в сочинении. Аргументы должны быть с опорой на литературный материал. Подготовка к ЕГЭ по литературе предполагает подробное изучение книг. Важно помнить точные детали из текста и даже цитаты, чтобы отсылки выглядели убедительно.
  • Необходимо позаботиться о композиционной целостности сочинения. Необходимое условие сочинения – вступление и заключение должны быть логическим связаны между собой. Для этого нужно высказывать одни и те же идеи, но только разными словами. Во вступлении необходимо занять позицию приглашения к размышлению, а в заключении – позицию вывода-утверждения. 
  • По окончании написания сочинения выпускник должен прочитать его несколько раз и исправить грамматические, пунктуационные и лексические неточности. 
  • Если Вы не уверены в том или ином имени, факте, дате — не пишите о них.

Известно, что опытные педагоги и эксперты ФИПИ советуют выпускникам приступать к ЕГЭ по литературе с написания сочинения. Нужно на черновике набросать примерный план текста, потратив на это не более одного часа. Затем эксперты советуют отложить план и приступить к решению остальных заданий. Так Вы лучше обдумаете тему и переварите план, чтобы с новыми силами приступить к сочинению после того, как сделаете все остальное. 

Альтернативный метод

Как известно, олимпиада МГУ автоматом даёт 100 баллов по литературе. Олимпиада «Ломоносов», проводимая МГУ, ведет свою историю с 2005 года. Основная цель данной олимпиады заключается в выявлении творческих способностей учащихся, а также в повышении их интереса к научно-исследовательской деятельности. Степень сложности заданий зависит от класса обучения школьников. Олимпиада «Ломоносов» по литературе проводится на основе филологического факультета МГУ. Участвовать в ней могут ученики 5-11 классов. Участвуя в олимпиаде, школьники не только демонстрируют свой высокий уровень знаний по литературе, но и проявляют свои творческие способности. Кстати, почитайте и о других способах получить дополнительные баллы на ЕГЭ при поступлении.

Таким образом, мы рассмотрели основные способы успешной подготовки к ЕГЭ по литературе. Выпускник должен быть достаточно мотивированным, собранным и внимательным, чтобы добиться высоких результатов на экзамене. Подготовка к ЕГЭ по литературе — это не такая занудная рутина, как по многим другим предметам, так что не унывайте и читайте с удовольствием, ведь Вам предстоит не раз и не два применить эти знания на практике.

Автор: Виктория Комарова

Многомудрый Литрекон знает, что для успешного завершения череды экзаменов необходимо знать те шаблоны, по которым обычно гоняют выпускников. Вы можете быть не самым умным учеником, но сдать лучше отличника, если сумеете понять, что от Вас требуется на практике. Так, чтобы написать сочинение на ЕГЭ по обществознанию на максимум, необходимо изучить структуру эссе и писать работу строго по плану. Только так Вы не запутаетесь в собственных мыслях и раскроете тему так, как нужно. Ниже Вы увидите структуру сочинения на ЕГЭ по обществознанию и описание каждого пункта.

Раскрытие проблемы и обоснование идеи автора

В первом абзаце необходимо сформулировать основную идею автора и обосновать ее. Желательно уже здесь употребить термины по теме, значение которых Вам хорошо известно. Этот абзац состоит их 3-4 предложений и демонстрирует то, как Вы поняли главную мысль цитаты. Важно использовать в этой части вводные слова и выражения.

Приведем пример. Итак, мы пишем сочинение ЕГЭ: «Свобода — это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности». Вот наше вступление:

Французский философ-экзистенциалист Альбер Камю в своем изречении говорит о том, что свобода – это, в первую очередь, не привилегия, а обязанность. Смысл выбранной мной цитаты заключается в том, что свобода подразумевает ответственность за свои поступки и заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Более того, чем свободнее личность, тем больше на ней лежит обязательств по отношению к обществу, государству и семье.

Итак, что мы написали? Мы употребили такие термины, как «личность», «общество», «государство», «философ-экзистенциалист» и т.д. Мы дали развернутое определение главной мысли автора. Что же дальше?

Теоретическая аргументация

Это самая сложная часть эссе. Все мы можем понять, о чем говорится в цитатах, но далеко не каждый зубрил определения из учебников на сон грядущий. Поэтому перед тем, как выбрать тему на ЕГЭ, выпишите на черновик те термины, которые Вы знаете и которые соответствуют теме. Чем больше наберете, тем лучше эта тема Вам подходит. 

В данной части нужно не только перечислить термины, но и сделать логический мостик, ведущий к ним. Лучше всего сказать об актуальности темы и Вашем отношение к ней.

Я полностью согласна с высказыванием автора: выбирая свой путь самостоятельно, человек принимает на себя бремя ответственности за последствия каждого своего шага. Считаю проблему свободы крайне актуальной, так как реализация прав человека возможна только в условиях настоящей свободы. Но что это такое? Приведу несколько теоретических обоснований. Свобода — самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой. Но что будет, если личность распорядится чужими жизнями? Данное действие выходит за рамки данного определения и попадает под другое — вседозволенность, что означает отсутствие каких-либо общепринятых норм. Но Всеобщая декларация прав человека ясно дает понять, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание прав других. Значит, свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Вот поэтому мерилом свободы считается ответственность — характер взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения осуществления взаимных требований, обеспечивающих гармоничное сосуществование людей.

Чтобы удовлетворить любопытство проверяющих, мы перечислили несколько терминов: свобода, вседозволенность, ответственность. Мы также упомянули ссылку на документ — Всеобщую декларацию прав человека. Вот так мы обосновали справедливость высказыванию Камю.

Фактическая аргументация

«Аргументы и факты» — это не название газеты, а содержание данного абзаца. Вы должны привести хотя бы два примера из разных источников. Какие источники мы имеем в виду?

  1. Аргументы из современной жизни. Их можно черпать из СМИ, социологических опросов и т.д. Важно упомянуть реальные факты и детали, необходимые для понимания взаимосвязи темы и факта.
  2. Аргументы из истории. Тут все понятно: важно не путать даты, имена и события. Не уверены — не беритесь.
  3. Аргументы из личного опыта. Сюда же относим книги и фильмы. Здесь важно не растечься мыслью по древу и аргументировать связь описываемого материала и темы.

Каждый аргумент нужно определить в отдельный абзац, чтобы проверяющему было проще пробежаться по эссе и его одобрить.

Итак, приведем примеры:

Говоря об истинной сущности свободы, приведу пример из истории. В 1649 году в России появилось крепостное право: многие люди стали рабами своих хозяев. Казалось бы, помещики были свободны делать с ними все, что пожелают. Но вместе с новыми правами у них появилось больше обязанностей, чем свобод. За каждого крепостного барин платил налог, каждого человека ему нужно было обеспечить жильем, одеждой, едой. Помещик нередко организовывал браки, разрешал споры, выслушивал жалобы. Если он этого не делал, хозяйство разорялось. В отношения барина и крепостного были не только финансовые регуляторы, но и государственные. Вспомним резонансное дело против помещицы Дарьи Салтыковой. В июне 1762 года императрица Екатерина Вторая получила жалобу от крестьян, который обвиняли барыню в расправе над крепостными девушками. Жертв было больше сотни! Спустя три года следствия Салтыкова получила суровое наказание — пожизненное заключение в темнице. Этот пример доказывает, что исключительная свобода помещиков в распоряжении крестьянами была не столько привилегией, сколько обязанностью, ведь они были вынуждены взять на себя полную ответственность за их жизнь.

Итак, в этом примере мы упомянули даты, имена и фамилии действующих лиц, исторические факты. Завершили все это мы микровыводом, связывающим пример с темой.

Рассмотрим пример из современной жизни: 

Второй аргумент – из нашего времени. В современном демократическом государстве человек имеет права и свободы. Например, каждый может высказать свое мнение, имеет свободу выбора и вероисповедания. Он волен распоряжаться своей судьбой, как ему хочется, но не нарушая прав и свобод других людей. Если мы подробнее проанализируем свободы личности, то поймем, что каждая из них подразумевает, прежде всего, обязанность, а не привилегию. Например, политические права граждан в нашей стране выражаются в участии в выборах. Мы имеем право выбрать того кандидата, которого хотим. Но ведь мы же и несем ответственность за будущее страны. На нас и возложена обязанность разбираться политических программах и оценивать того или иного кандидата. В данном случае свободный выбор требует от нас вполне конкретных действий, усилий и даже ограничений, ведь не можем же мы голосовать, не разобравшись в ситуации и не потратив время на ее анализ. Этот пример подтверждает, что свобода — это столько привилегия, сколько обязанность.

Вывод

Это последний абзац, в котором Вы лишь обобщаете выше сказанное и завершаете свою мысль. Его не нужно делать большим, хоть объем сочинения на ЕГЭ по обществознанию и не ограничен. Лучше не обременять проверяющих излишками информации. Здесь важно перефразировать цитату и натыкать еще вводных слов.  

Таким образом, автор абсолютно прав, говоря о том, что свобода – это, в первую очередь, не привилегии, а определённые обязанности по отношению к окружающим, ведь границы границы свободы всегда заканчиваются там, где начинается свобода других людей.

Как видите, структура сочинения на ЕГЭ по обществознанию не очень-то сложная. Ни пуха, ни пера на экзамене!

Автор: Наталья Еремеева

Ошибка 1. Писать без плана

Мы учимся составлять планы едва ли не с первого класса, но многие школьники все равно игнорируют эту часть. Вместе с тем, без плана эссе получается, как лапша: вяленькое и нелогичное. И вполне справедливо получает трояк.

Чтобы этого избежать, в самом начале накидывайте план сочинения — так будет проще понять, о чем именно писать и в какой последовательности.

Вот полезная табличка-подсказка, которая поможет легко набросать план и черновик.

Как составить план для эссе разных форматов

Тип эссе

Введение
Introduction

Основная часть

Body

Заключение

Conclusion

For and against essay (сочинение «за и против»)

Обозначаем тему. Вот лайфхак: просто перепишите название темы другими словами.

Описываем аргументы за и против — пока что без своего мнения.

Высказываем свое мнение и делаем вывод.

Opinion essay (сочинение-мнение)

Обозначаем тему — можно сразу выразить свое мнение.

Минимум два абзаца, в которых подкрепляем свое мнение аргументами и примерами.

Еще раз выражаем свое мнение, но уже другими словами.

Suggesting solutions to a problem essay (эссе-предложение решения проблемы)

Описываем проблему и причины ее возникновения

Предлагаем и подробно описываем 2-3 варианта решения этой проблемы.

Подводим итоги: выбираем лучшее решение и объясняем, почему.

Писать эссе точно по плану — единственный верный способ сделать его логичным.

Не стоит забывать и про структуру:

  • Заголовок. Перепишите тему в тетрадь: отсутствие заголовка — грубая ошибка.
  • Введение. 2-4 предложения, в которых описываем проблему.
  • Основная часть. Не меньше двух абзацев, где один абзац — одна тема (мысль, аргумент).
  • Заключение. Не меньше двух предложений.

Ошибка 2. Неумело пользоваться словами-связками

Часто неплохие сочинения портят неуклюжие переходы от одного предложения к другому. Помните, что смысл сочинения — в том, чтобы составить единую композицию, а не собрать набор разрозненных высказываний. Когда одна мысль закончена, важно плавно перейти к другой.

Чтобы переход был именно плавным и логичным, используйте linking words — это такие специальные слова-связки. Но не переборщите: в одном предложении не должно быть больше одной такой связки.

Давайте на примерах:

❌ Слишком много слов-связок: они неуместны и утяжеляют текст

✅ Слова-связки выглядят гармонично и создают плавные переходы

As far as I am concerned, actually people are sure that English is the most popular language in the world. However, Chinese is the most spoken language in the world by the number of native speakers. In fact, the number of native speakers is 1,3 billion. Therefore as a consequence, Chinese can become a necessary subject to learn it.

Насколько мне известно, на самом деле люди уверены, что английский — самый популярный язык в мире. Однако китайский язык — самый распространенный по числу носителей. Фактически количество носителей языка составляет 1,3 миллиарда человек. Поэтому как следствие, китайский может стать обязательным предметом для изучения.

As far as I am concerned, people are sure that English is the most popular language in the world. However, Chinese is the most spoken language in the world by the number of native speakers. The number of native speakers is 1,3 billion. Therefore, Chinese can become a necessary subject to learn it.

Насколько мне известно, люди уверены, что английский — самый популярный язык в мире. Однако китайский язык — самый распространенный по числу носителей. Количество носителей языка составляет 1,3 миллиарда человек. Поэтому китайский может стать обязательным предметом для изучения.

Если мысленно отбросить все связки, станет заметно, что без них предложения обрываются слишком резко, звучат довольно категорично и выглядят разрозненными. Обратите внимание и на запятые — мы их ставим после большинства вводных слов-связок.

Слова-связки

А вот и список самых распространенных linking words по их функциям в тексте. Добавляйте их в письменную работу, чтобы повысить оценку.

Дополнение / Addition — выразить свои мысли последовательно

  • In addition — в дополнение
  • Similarly — также, подобным образом
  • Besides — кроме того
  • Furthermore — более того
  • Moreover — более того, кроме того
  • Too — тоже, также
  • Besides this — помимо этого
  • In the same way — таким же образом

Следствие / Consequence — завершить мысль красиво

  • Therefore — следовательно
  • Consequently — как следствие, в результате
  • It follows that — из этого следует, что…
  • Thereby — таким образом, в связи с этим
  • Eventually — в итоге
  • In that case — в этом случае

Противопоставление / Contrast — противопоставить одно другому

  • However — тем не менее
  • On the other hand — с другой стороны
  • Although — хотя
  • On the contrary — с другой стороны
  • Instead of — вместо того, чтобы
  • Nonetheless — тем не менее
  • In contrast — напротив

Причина / Reason — пояснить причину

  • Since — поскольку
  • The reason why — причина, по которой
  • In other words — другими словами
  • Leads to — влечет за собой
  • Cause of — причина
  • In order to — чтобы

Выводы / Summary — подвести убедительный итог

  • As a consequence — как следствие
  • In conclusion — в заключение
  • In summary — подводя итоги
  • Finally — наконец
  • To conclude — в заключение

Джедаи английского не только владеют искусством гармонично связывать предложения, но еще и точно знают, какие языковые навыки им нужно подкачать. Проверьте уровень своего английского в бесплатном интерактивном тесте Skysmart. В результатах расскажем, на что обратить внимание, чтобы эссе технично выскакивали на бумагу без лишней паники и суеты.

Ошибка 3. Использовать однообразную лексику

Письменная работа — это демонстрация разных языковых навыков. Сочинение показывает учителю, что ученик способен анализировать и структурировать информацию, умеет выражать мысли в формате эссе. Чем больше слов по теме школьник употребит в сочинении, тем выше шансы получить высокую оценку.

Взгляните на два фрагмента из сочинений про спорт:

❌ Довольно мало лексики по теме

Два одинаковых прилагательных в четырех предложениях — не самый лучший результат. Работа составлена без ошибок, но на высокую оценку точно не тянет.

✅ Разнообразная лексика

Много синонимов, предложения объединены словами-связками и даже есть пассивный залог (to be involved).

Sport helps us to be healthy. Everyday activity makes us more happy. I love football, it is a very interesting game. My father taught me how to play football when I was six years old. I like it because it is interesting, fun and helps me to make new friends.

Спорт помогает нам быть здоровыми. Ежедневная активность делает нас счастливее. Я люблю футбол, это очень интересная игра. Мой папа научил меня играть в футбол, когда мне было шесть лет. Мне нравится футбол, потому что это интересно, весело и помогает мне заводить новых друзей.

Sport is the best kind of physical activities.There are many ways for keeping fit. Firstlly, it is necessary to do exercises. You can choose your own type of activity. For instance, running, yoga, swimming, stretching, and boxing. Many people prefer jogging, which is the most accessible sport. Walking is a very popular activity too. Sport makes you more calm, ambitious and patient.

Спорт — это лучший вид физической активности. Есть много способов держать себя в форме. Прежде всего, это, конечно, выполнение упражнений. Вы можете выбрать подходящий способ вид активности. Например, бег, йога, плавание, растяжка и бокс. Многие предпочитают бег трусцой, так как это самый доступный вид спорта. Ходьба тоже очень популярна. Спорт делает вас спокойнее, амбициознее и терпеливее.

Вообще, прилагательные — самый верный индикатор уровня словарного запаса. Чем больше в сочинении interesting и beautiful, тем ниже шансы получить пятерку, поскольку это самые базовые слова.

Чтобы быстро подобрать синоним к слову, можно немного схитрить и сходить на сайт-помощник. Просто введите в поисковой строке слово, и система выдаст альтернативные варианты. Например, к interesting сайт подбирает целых 13 синонимов, а к beautiful — больше 30!

Ошибка 4. Писать слишком неформально

Сначала школьников долго и упорно учат писать и говорить Don’t, a не Do not, а потом за это же снижают оценку в письменной работе. Звучит не очень справедливо, но правила есть правила.

Эссе — это форма академического письма, поэтому даже простенькая тема вроде how I spent my summer holidays требует формального языка.

Вот несколько правил, которые помогут выдержать формальный стиль.

Как выдержать формальный стиль в эссе

  1. Не сокращать слова (I’m, didn’t, shouldn’t), а писать полностью: I am, did not, should not.
  2. Избегать восклицательные знаки — они лучше подходят для неформальных переписок. В сочинении ограничьтесь лаконичными точками.
  3. Не рисковать с фразовыми глаголами и идиомами: в большинстве случаев их относят к разговорному стилю.
  4. Забыть про сленг — это однозначное табу и красная тряпка для экзаменатора. Так что никаких unreal, cool и epic fail.
  5. Не злоупотреблять личными местоимениями: I, we, our, us. Используйте безличные конструкции: it is argued that; it is claimed that — утверждается/считается, что…

А теперь примерчики. Взгляните на фрагменты двух сочинений об изучении английского в другой стране:

❌ Не по стилю

Здесь есть все, что нельзя использовать в академическом письме: сокращения, сленг, избыток личных местоимений и восклицание.

✅ По стилю

Тут все в порядке. Такое сочинение выглядит не как неформальная заметка, а как вполне себе серьезное рассуждение.

I think that the best way to learn English is to study abroad. Traveling isn’t only fun, it’s really good for learning. I was in the USA last summer, that was awesome! I’m absolutely crazy about this country and really want to go back there. There were a lot of native speakers, so I had a lot of practice.

Я думаю, лучший способ выучить английский — отправиться в другую страну. Путешествия — это не только весело, но и полезно для обучения. Я был в США прошлым летом, это было классно! Я просто без ума от этой страны и безумно хочу вернуться туда. Там было много носителей языка, поэтому у меня было много практики.

To begin with, living in another country makes people use another language constantly as there is no other way to communicate with people. You have to speak in public places, shops, cafes all the time. Speaking skills will increase eventually. Also, this is not a boring way to learn language because of new impressions.

Прежде всего, проживание в другой стране заставляет людей использовать другой язык, потому что другого способа общаться с людьми просто нет. Вам придется говорить в общественных местах, магазинах, кафе все время. Разговорные навыки обязательно разовьются. Также это нескучный способ учить язык из-за новых впечатлений.

Ошибка 5. Сдавать работу без проверки

Чаще всего сочинение попадает к учителю без финальной проверки — и это сразу заметно: мелкие ошибки, опечатки, неправильное употребление слов. Сколько троек можно было бы избежать, просто перечитав работу повторно. Поэтому не ленимся и все проверяем?

Если есть время — проверяйте эссе на специальных сервисах. Например, на сайте Paper Rater. Это бесплатный онлайн-редактор, который проверяет грамматику, орфографию и пропускает текст через антиплагиат.

Напоследок составили чек-лист идеального сочинения: он поможет быстро оценить свою работу, исправить ошибки и получить заветную пятерку. Enjoy!

Чек-лист идеального сочинения

  1. Составить план и написать по нему сочинение — учесть все пункты плана.
  2. Выдержать структуру: заголовок, введение, основную часть, заключение.
  3. В основной части сочинения написать минимум два абзаца.
  4. В введении и в заключении — минимум по 2 предложения.
  5. Проверить объем: посчитать слова или символы и свериться с заданием.
  6. Перефразировать тему без потери смысла и убедиться, что она раскрыта.
  7. Проверить, что в одном абзаце — одна мысль. Для каждой новой мысли — новый абзац.
  8. Раскрыть все аргументы и упомянуть о них в введении и в заключении.
  9. Соединить предложения словами-связками: логично, плавно и не чересчур.
  10. Использовать разнообразную лексику: не повторяться и подбирать синонимы к одним и тем же словам.
  11. Не отходить от формального стиля письма: убрать сокращения, сленг, идиомы, восклицания и часть местоимений, если их слишком много.
  12. Исправить орфографические, пунктуационные и смысловые ошибки.
  13. Проверить эссе еще раз и сдать на проверку учителю.

Мелочунь

anonim 37

1


Мелочунь

16 ноября 2021 в 17:19

Обычно за сочинение 2 оценки, грамматика и смысл, не?

Смайлик

(автор)

anonim 147

2


Смайлик

(автор)

16 ноября 2021 в 17:20

 mobile online2

Ответ для Мелочунь

Цитата:

Обычно за сочинение 2 оценки, грамматика и смысл, не?

У нас ставят одну

Цветок Мира

anonim 172

3


Цветок Мира

16 ноября 2021 в 17:22

Ошибок много, а чего они тетрадь в клеточку используют?
Больше на черновик похоже.

noavatar0

4


MarryV Пользователь сейчас на сайте

16 ноября 2021 в 17:23

 mobile online2

Ахаха. Потролили учителя. Конечно она не поставит 12.

Губы_зубы

anonim 46

5


Губы_зубы

16 ноября 2021 в 17:23

 mobile online2

Ну сочинение честно не очень. Чем Вашей дочери нравится то этот славный парень? Тем, что деньги отбирал и вот бы в Украине так и каждый должен вести себя как он — вот и весь смысл. Кошеня та цуценя вообще не в ту оперу. Мамочка, ну не тянет на большее. И ошибок многовато. Стилистика не очень тоже.

Деловитая

anonim 153

6


Деловитая

16 ноября 2021 в 17:23

 mobile online2

С пунктуациейпробелы,вы и сами это видите.Очень много ошибок.Повторы,запятые.
Сыну оценку суммируют текст+ошибки.
Посмотрите,красное везде.
С учителем согласна

Мудрецыха мира сего

anonim 67

7


Мудрецыха мира сего

16 ноября 2021 в 17:24

 mobile online2

Ответ для Губы_зубы

Цитата:

Ну сочинение честно не очень. Чем Вашей дочери нравится то этот славный парень? Тем, что деньги отбирал и вот бы в Украине так и каждый должен вести себя как он — вот и весь смысл. Кошеня та цуценя вообще не в ту оперу. Мамочка, ну не тянет на большее. И ошибок многовато. Стилистика не очень тоже.

Согласна,прииитивненько.Для 3 класса ок.Для 7-го не очень.

БлинчикБезСметанки

anonim 53

8


БлинчикБезСметанки

16 ноября 2021 в 17:24

Сочинение как для второго класса. Очень скудное.

В шоколаде

anonim 130

9


В шоколаде

16 ноября 2021 в 17:25

 mobile online2

Ужас. Всё в Украине должны отбирать деньги у богатых, тогда все будут жить хорошо. Вам действительно нравится это сочинение? Может лучше пойти поработать?

Отвечаю всем Пользователь сейчас на сайте

anonim 150

10


Отвечаю всем Пользователь сейчас на сайте

16 ноября 2021 в 17:25

 mobile online2

В 1 классе так пишут. Ну и смысл Вашей дочерью истолкован не верно. Робин Гуд не положительный герой.

Мания-Величия

anonim 218

11


Мания-Величия

16 ноября 2021 в 17:25

 mobile online2

За грамматику. И подчеркнула предложение о котятах и щенках, видимо в произведении об этом ни слова, ребенок сам додумал. А это всё сочинение? Вроде в 7ом классе объем побольше должен быть, может ещё и за это.

Смайлик

(автор)

anonim 147

12


Смайлик

(автор)

16 ноября 2021 в 17:25

 mobile online2

Ответ для Цветок Мира

Цитата:

Ошибок много, а чего они тетрадь в клеточку используют?
Больше на черновик похоже.

У них тетради в линейку. А сочинение они на листочках писали

Губы_зубы

anonim 46

13


Губы_зубы

16 ноября 2021 в 17:25

 mobile online2

Поясните дочери, что если каждый будет вести себя как Робин Гуд, то мир покатится еще быстрее в яму.

неДодекаэдр

anonim 39

14


неДодекаэдр

16 ноября 2021 в 17:25

 mobile online2

Ошибки ошибками, а где раскрытие темы? Ребенок рассказал о Робине, помечтал, что было бы, если бы. А где рассуждения на тему?
P.s. Учитель укр.мови и лит-ры.

Смайлик

(автор)

anonim 147

15


Смайлик

(автор)

16 ноября 2021 в 17:26

 mobile online2

Ответ для MarryV

Цитата:

Ахаха. Потролили учителя. Конечно она не поставит 12.

Я понимаю что на 12 не тянет. Но мне кажется можно было поставит 7-8

Мудрецыха мира сего

anonim 67

16


Мудрецыха мира сего

16 ноября 2021 в 17:27

 mobile online2

Ответ для Отвечаю всем

Цитата:

В 1 классе так пишут. Ну и смысл Вашей дочерью истолкован не верно. Робин Гуд не положительный герой.

Ну не заливайте. В 1 классе каракули пишут,а не сочинения)

ОхиИВздохи

anonim 51

17


ОхиИВздохи

16 ноября 2021 в 17:27

А разве НА ЖАЛЬ-пишется окремо? я только спросить……

Деловитая

anonim 153

18


Деловитая

16 ноября 2021 в 17:27

 mobile online2

Ответ для Смайлик

Цитата:

Я понимаю что на 12 не тянет. Но мне кажется можно было поставит 7-8

Нет.
Наша учитель по литературе поставила бы 4.

Красавица писяная

anonim 184

19


Красавица писяная

16 ноября 2021 в 17:27

Сочинение Вашей дочери и раскрыто на 5-6. Возьмите табличку с расшифровкой какая оценка за какие критерии работы. она и за ошибки сняла не особо, чтоб было 5

неДодекаэдр

anonim 39

20


неДодекаэдр

16 ноября 2021 в 17:27

 mobile online2

Ответ для Смайлик

Цитата:

Я понимаю что на 12 не тянет. Но мне кажется можно было поставит 7-8

За что?

Малинка

anonim 95

21


Малинка

16 ноября 2021 в 17:27

 mobile online2

Мне кажется, сочинение не соответствует теме. Так и не поняла, чем вашей дочери нравится Робин Гуд. Нужно было писать конкретней и с примерами: смелый и честный, потому что помогал бедным и не боялся забирать деньги у богатых; хороший и преданный друг потому что *еще один пример из текста* и т.д. Очень слабое сочинение.

Отвечаю всем Пользователь сейчас на сайте

anonim 150

22


Отвечаю всем Пользователь сейчас на сайте

16 ноября 2021 в 17:27

 mobile online2

Ответ для Смайлик

Цитата:

Я понимаю что на 12 не тянет. Но мне кажется можно было поставит 7-8

За что ? Объективно? Дети младше пишут более грамотно.

Ежик Хрюха

anonim 25

23


Ежик Хрюха

16 ноября 2021 в 17:27

Ответ для Смайлик

Цитата:

У нас ставят одну

За грамматику — ошибка на ошибке. И предложения примитивно построены как для семиклассницы. Когда я училась, за такое поставили бы 3- По нынешним временам это 4ка? Ваша учительница еще высоко оценила это творчество.

Губы_зубы

anonim 46

24


Губы_зубы

16 ноября 2021 в 17:28

 mobile online2

Ответ для Смайлик

Цитата:

Я понимаю что на 12 не тянет. Но мне кажется можно было поставит 7-8

Для 7 класса сочинение не таким должно быть
Ладно, ну ошибки. Но смысл не раскрыт в этих 5 предложениях. Для 3 класса сошло бы.
Я всегда вытягиваю детей на сочинениях, но тут , простите, ну не за что тянуть

Фрося_Бурлакова

anonim 65

25


Фрося_Бурлакова

16 ноября 2021 в 17:28

Дама-мадама

anonim 73

26


Дама-мадама

16 ноября 2021 в 17:29

 mobile online2

ЭТА ПЯТЬ. Слезы из глаз. Ржем вместе с мужем, сил нет. Спасибо, автор, сделали мой день. Кишочки та собачки в кожну хату Черновик сочинения что это Будьмо вси як Робин Гуд — воруй убивай Черновик сочинения что это

Мудрецыха мира сего

anonim 67

27


Мудрецыха мира сего

16 ноября 2021 в 17:29

 mobile online2

Ответ для Ежик Хрюха

Цитата:

За грамматику — ошибка на ошибке. И предложения примитивно построены как для семиклассницы. Когда я училась, за такое поставили бы 3- По нынешним временам это 4ка? Ваша учительница еще высоко оценила это творчество.

5б.это трояк и есть.

Лень гуглить

anonim 49

28


Лень гуглить

16 ноября 2021 в 17:29

Сочинение слабое, предложения построены безграмотно, единой мысли не прослеживается. Нет главной мысли. Сочинение строится по принципу: начало, кульминация, финал.
А тут не сочинение, а бессвязный набор текста, который не объединен общей мыслью.

Горизонтальный самовар

anonim 117

29


Горизонтальный самовар

16 ноября 2021 в 17:30

Ответ для Дама-мадама

Цитата:

ЭТА ПЯТЬ. Слезы из глаз. Ржем вместе с мужем, сил нет. Спасибо, автор, сделали мой день. Кишочки та собачки в кожну хату Черновик сочинения что это Будьмо вси як Робин Гуд — воруй убивай Черновик сочинения что это

Смеяться с тринадцатилетки, вот вы молодцы с мужем Черновик сочинения что это

Ежик Хрюха

anonim 25

30


Ежик Хрюха

16 ноября 2021 в 17:30

Ответ для Смайлик

Цитата:

Я понимаю что на 12 не тянет. Но мне кажется можно было поставит 7-8

7-8 за такое? Да Вы что, автор. Это обидит детей, которые действительно хорошо учатся.

Форма проведения урока: урок-семинар.

Тип урока: урок развития речи.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ.

Основные цели урока: формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения. Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.

На уроке используются современные технологии: проектные, личностно-ориентированные, проблемные, ИКТ. С целью развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся используется их жизненный опыт.

Ребятам дается полная свобода в выражении своего мнения. А комментарий и выводы учителя помогают осознать и усвоить сложные моменты, учат вдумчивому чтению, умению разбираться в самих себе и окружающих их людях. Очень удачно подобрано и дифференцированное домашнее задание.

Эта работа поможет и в написании итогового сочинения, и сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку.

Оборудование: музыкальное сопровождение, распечатанный дидактический материал, презентация.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный (мотивационный) этап

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Слово учителя. Слайд № 1.

Приветствие. Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок — семинар.

Система выставления отметок за этот урок накопительная: ответ — 1 балл. Итог вашей работы будет оцениваться дважды: устная работа по окончании урока, письменная работа по окончании написания сочинения дома. Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы заносите в черновик сочинения — таблицу. Таблица представляет собой формат А4, с подобным вам предстоит работать на экзамене.

Объём вашего сочинения — 350 слов. Это формат А4 с двух сторон. Черновик-таблица имеет несколько частей: тема, вступление, основная часть,1 тезис, литературный аргумент; 2 тезис, литературный аргумент, заключение.

Актуализация личностного осмысления учащимися деятельности на уроке.

II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока

Цель: мотивация учащихся.

Слово учителя. Слайд № 2.

Вспомним, какой вид деятельности представляет сочинение. Пожалуйста, прочитайте определение на слайде. Чтение определения. Слайд № 3.

Какие направления тем сочинений нас ждут 2 декабря? Пожалуйста, прочитайте на слайде.

В ходе подготовки мы уже разрабатывали с вами подходы и писали сочинения к направлениям «Любовь», «Дом». Чтение направлений. Осмысление.

Слайд № 4.

Сегодня целью нашего урока является разработка подходов и отбор литературного материала к сочинению по направлению «Время». На мой взгляд, это направление наиболее трудное из всех предложенных, т. к. именно в нём проявляется метапредметный характер нашего сочинения. Чтобы хорошо написать данное сочинение необходимо знать не только художественную литературу, но и другие учебные предметы. Какие, на ваш взгляд?

Итак, мы работаем над темой сочинения «Человек и время в русской литературе».

Осмысление. Участие в формулировке темы урока, целей, задач.

Предполагаемый ответ: история, обществознание.

III. Актуализация знаний

Цель: проверка формирования теоретических знаний об алгоритме написания сочинения по литературе.

Слово учителя. Слайд № 5.

Вспомните, с чего мы начинаем работу над сочинением. Пожалуйста, прочитайте на слайде, из чего состоят 1 и 2 этапы алгоритма работы?

Чтение. Осмысление.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытия учащимися нового знания)

Цель: проверить имеющиеся знания учащихся и разработать пути подхода к теме.

Слово учителя. Слайд № 6.

Каждый из вас сегодня заберёт для дальнейшей подготовки к сочинению карту со словарными материалами. Пожалуйста, определим по ней лексическое значение слова «время». Из «Толкового словаря» Сергея Ивановича Ожегова мы узнаём, что исходя из количества лексических значений, слово «время» какое?

Пожалуйста, приведите пример употребления слова «время» в разных лексических значениях.

В значениях:

— форма материи;

— продолжительность;

— промежуток;

— момент;

— пора;

— период;

— эпоха;

— срок;

— грамматическая категория. Предполагаемый ответ: многозначное.

Работа со словарём: анализ, сравнение. Слово учителя. Слайд № 7.

Пожалуйста, объясните, как вы понимаете смысл пословиц о времени.

Слово учителя. Слайд № 8.

Пожалуйста, объясните, как вы понимаете смысл афоризмов о времени. Учащиеся объясняют. Слово учителя. Слайд № 9.

Ознакомьтесь с пояснениями создателей экзамена. Как они поясняют содержание тем сочинений по направлению «Время»? Пожалуйста, прочитайте их на слайде. Учащиеся читают.

Какие понятия мы будем раскрывать в своём сочинении?

Какое лексическое значение слова «время» мы будем раскрывать в своём сочинении?

Предполагаемый ответ: «Человек и время».

Предполагаемый ответ: «Эпоха. Период».

V. Включение нового знания в систему понятий учащихся

Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Слово учителя. Слайды № 10, 11.

Пожалуйста, послушайте стихотворение известного русского поэта Александра Кушнера «Времена не выбирают» в исполнении певца-барда Сергея Никитина. Учащиеся слушают. Слово учителя. Слайд № 12.

Давайте поработаем с текстом этого стихотворения. Оно на ваших столах.

1). Почему поэт говорит, что «времена не выбирают, в них живут и умирают»?

2). Как вы понимаете значение слов «век железный»? Какой это троп?

3). Как вы понимаете значение слов «…время — кожа, а не платье, глубока его печать»? Какие это тропы?

4). Как вы понимаете строки «…время — это испытанье, не завидуй никому»? Как может время проверить человека? Предположительные ответы:

1). Нет смысла ждать неких «лучших времен», которые, как правило, не наступают никогда, а появляются новые трудности уже новых.

Потому надо жить здесь и сейчас, ибо; прошлого уже нет, а будущее еще не наступило.

2). Каждое время несёт свои испытания. Эпитет.

3). Как человеку нельзя сменить кожу, так нельзя как платье сменить время. Метафоры. Слово учителя. Слайд № 13.

Сделаем вывод из наших рассуждений:

Время проверяет наше право назваться Человеком.

Время проверяет нашу силу духа, способность любить, защищать те ценности, которые ты считаешь важными и необходимыми для твоего бытия. Эта мысль может стать предположительным тезисом нашего сочинения. Её можно записать в наш черновик. Запись учащимися 1 тезиса. Слово учителя. Слайд № 14.

Вспомним алгоритм работы над сочинением: что мы делаем после того, как сформулировали 1 тезис сочинения? Пожалуйста, прочитайте памятку по алгоритму работы над сочинением.

Слово учителя. Слайд № 15.

Продолжим работу по сбору материалов к нашему сочинению. В каких изученных нами произведениях речь идёт о людях, чью силу духа, стойкость проверяет время?

К уроку вы по группам перечитывали эти произведения. Чтение пунктов памятки 4, 5.

Слово учителя. Слайды №16, 17, 18.

Послушаем краткую информационную справку о повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Сообщение подготовленного ученика.

Вспомним один из ключевых эпизодов повести с помощью фильма Александра Прошкина «Русский бунт».

О ком из героев повести мы можем сказать: «Они выдержали испытание временем»?

Просмотр видеосюжета.

Предположительные ответы учащихся: Пётр Гринёв, Маша Миронова, капитан Миронов, Василиса Егоровна, слуга Савельич.

Слово учителя. Слайд № 19.

ХХ столетие, «век-волкодав», как назвал его русский поэт Осип Эмильевич Мандельштам, принёс тяжелейшие испытания человечеству.

Одно из них — Великая Отечественная война. Это событие освещено в многочисленных художественных и публицистических произведениях. Одним из самых пронзительных, на мой взгляд, является рассказ «Судьба человека» Михаила Александровича Шолохова. Послушаем краткую информационную справку об этом рассказе. Сообщение подготовленного ученика. Слово учителя. Слайд № 20.

Докажите, что Андрей Соколов достойно прошёл испытание временем. Предположительные ответы учащихся: Андрей Соколов во время войны полностью лишился семьи, родного крова, достойно прошёл немецкий концлагерь, но сердце его не очерствело. После войны он усыновляет беспризорника Ванюшку. Слайд № 21.

Вспомним этот трогательный эпизод с помощью фильма «Судьба человека», режиссёром которого и исполнителем главной роли в котором является Сергей Бондарчук. Просмотр видеосюжета. Слово учителя. Слайд № 22.

Предполагаемым антитезисом нашего сочинения может стать мысль, что не всякий человек может достойно пройти испытание временем. Запись 2-го тезиса сочинения учащимися.

Слайд № 23.

Вспомним роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Послушаем информационную справку.

Слово учителя. Слайд № 24.

В информационной справке мы услышали о кризисе общественного сознания, охватившем Россию 40-е годы 19 века. Это время правления императора Николая I, который вёл жесткую политику по отношению ко всякому проявлению инакомыслия. Сурово расправился с декабристами, ужесточил цензуру, резко сократил автономию университетов, создал 3 канцелярию — политического сыска, закрыл ряд прогрессивных журналов, запретил принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты. Не случайно императора в народе называли «Николай Палкин», данный исторический период — «эпохой безвременья», а поколение людей, живших в это время, — «потерянным поколением». Отличительной чертой эпохи безвременья был тип человеческой личности, получивший в истории русской общественной мысли грустное название «лишний человек».

Сообщение подготовленного ученика. Поработаем с текстом романа. Слайд № 25.

Прочитайте отрывок из предисловия со слов «Герой нашего времени….» (3, 4 абзацы).

Автор отмечает, что образ Печорина собирательный, составлен из пороков его поколения, и подобного современного человека он часто встречал.

Какие несчастья приносит Григорий Александрович Печорин окружающим?

Чтение учащихся.

Предположительные ответы учащихся: губит Бэлу, разрушает родственные отношения в чеченской семье, провоцирует на убийство Казбича, обижает Максим Максимовича, обманывает княжну Мери, убивает Грушницкого, мучает Веру.

Слово учителя. Слайд №26

Сделаем вывод: в «эпоху безвременья» Печорин, будучи человеком умным, сильным, талантливым, выбирает путь эгоиста, становится «лишним человеком», не проходит испытания временем. Но история знает и большое количество имён людей, живших в это же время и принёсших пользу всему человечеству: это и прогрессивный общественный деятель, публицист Александр Иванович Герцен, и русский математик, один из создателей неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения Николай Иванович Лобачевский, и русский хирург, и анатом, естествоиспытатель и педагог, основоположник русской военно-полевой анестезии Николай Иванович Пирогов и многие другие. Сообщение подготовленного ученика. Слово учителя. Слайд № 27.

Выбирая литературный аргумент для нашего антитезиса, обратимся к произведению известного белорусского писателя Василя Быкова, послушаем информационное сообщение.

Слово учителя. Слайд № 28.

Как по-разному ведут себя в плену Сотников и Рыбак? Кто из них проходит испытание «бесчеловечными обстоятельствами»? Предполагаемые ответы учащихся.

Жестокий выбор у Сотникова: лучше умереть человеком, чем жить скотиной. Сотников по натуре совсем не герой, и когда Смерть становится реальностью, но Сотников выбирает ее, прежде всего потому, что его моральная основа в таких обстоятельствах не позволяет ему сделать иначе. Сотников поступает как герой. Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг, рассматривается его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые оказались свидетелями его последних минут.

Рыбак в первых частях книги показан нам хорошим партизаном. Но война, предъявляя свои жестокие требования, очень часто предлагала обстоятельства бесчеловечные. Автор связывает предательство с ничтожностью морально-этических представлений Рыбака, с низким развитием его духовного мира. У него оказался недостаточным человеческий, духовный потенциал, не хватило моральной силы, чтобы быть не только неплохим партизаном, но и до конца выстоять в трудных обстоятельствах, заплатив за это ценой своей жизни. Рыбаку это не под силу, потому что для него важнее было выжить, несмотря ни на что.

Слово учителя.

Давайте с помощью фильма Ларисы Шепитько «Восхождение» вспомним кульминационный момент повести.

Слово учителя. Слайд № 29.

Вернёмся к алгоритму написания сочинения.

Итак, мы рассмотрели ряд изученных литературных произведений, которые могут стать источниками аргументов для доказательства тезисов в нашем сочинении на тему «Человек и время в русской литературе».

Слайд № 30.

Тема испытаний человека во времена социальных потрясений, войн и разрушения вековых традиций освещается и в произведениях, которые нам еще предстоит изучить: это романы Булгакова, Шолохова, Пастернака, поэма Ахматовой, повесть Солженицына.

Просмотр видеосюжета.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Цель: первичный контроль над овладением техники написания сочинения.

Слово учителя. Слайд № 31

Продолжим работу над черновиком сочинения. Вспомним, как строится итоговое сочинение по литературе. Повторение учащимися информации о композиции итогового сочинения. Слово учителя. Слайд № 32

Какие виды вступления больше подходят для нашего сочинения? Ответы учащихся.

Слово учителя. Слайд № 33

Какие виды заключения можно использовать для нашего сочинения?

В заключение попробуйте из аргументов вывести новую мысль о ценности Времени, об ответственности человека за то, что происходит в его времени, о связи эпох.

Ответы учащихся.

VII. Проектирование дифференцированного домашнего задания

Слово учителя. Слайд № 34.

Задание базового уровня: написать сочинение на тему «Человек и время в русской литературе».

Задание повышенной сложности: написать сочинение на примерные темы направления «Время», рекомендованные ФИПИ:

1). Что значит родиться не в своё время?

2). Что значит жить, опережая время?

3). Что значит «быть с веком наравне»?

4). Как вы понимаете строки из Экклезиаста: «Время собирать камни и время разбрасывать их»?

5). Историческое время — стрела или вихрь (круг)?

6). Самый лучший завтрашний день не вернёт вчерашнего (китайская пословица).

7). Как ни долга ночь, а рассвет будет.

VIII. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.

Слово учителя. Слайд № 35.

Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить все поставленные задачи? Пожалуйста, ответьте на вопросы рефлексии.

Учащиеся заканчивают высказывания:

1. Урок заставил меня задуматься о…

2. За урок я узнал/ вспомнил/ отработал навык…

3. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен.

4. Чтобы следующий урок стал лучше, надо…

  • Чернов в деревне где я рос была необыкновенная трава сочинение
  • Черновик как пишется правильно писать
  • Чернобыльская молитва сочинение технический прогресс
  • Чернобыльская молитва хроника будущего сочинение
  • Чернобыль как правильно пишется