Цели:
- раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина,
рассмотреть категории добра и зла на примере
“Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”; - продолжить обучение элементам анализа
художественного текста, умению сравнивать,
обобщать; - формирование прочной нравственной позиции,
положительных ориентаций на распознавание
истинной красоты.
Эпиграф:
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.Шота Руставели
Методические приемы: беседа, анализ
эпизодов, выразительное чтение.
Оборудование: текст “Сказки о мертвой
царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке,
слайды, мультипликационный фильм по сказке.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Слово учителя.
Учитель: С какой сказкой А. С. Пушкина мы
познакомились на прошедших уроках?
Ученики: Со “Сказкой о мертвой царевне и
семи богатырях”
Учитель: Что мы узнали об этой сказке и ее
героях?
(Учащиеся рассказывают о сюжете, главных
героях, о противоположных образах царицы и
царевны. )
Учитель: Сегодня на уроке мы будем
беседовать о героях “Сказки о мертвой царевне
и семи богатырях”;
Цель нашей работы – раскрыть значение
терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы
будем учиться сравнивать образы героев,
анализировать текст.
3. Подготовка к активному и сознательному
усвоению нового материала. Проверка
индивидуального домашнего задания.
Учитель:
Нам всем знакомо выражение “В
сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это
такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в
толковом словаре значение этих слов.
(Ученик зачитывает определения терминов из
толкового словаря )
“Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно
человеку, с чем связаны надежды людей,
представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и
обозначает плохое, влекущее за собой беды,
страдания, горе, несчастье” (Школьный
философский словарь)
“Добро – в духовном значении благо, что честно
и полезно, все чего требует от нас долг человека
Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий
зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого
русского языка Владимира Даля)
Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро
и зло являются противоположными понятиями?
Ученик: Да, добро и зло – противоположные
понятия.
Учитель: Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили
не только значения слов, данные в словаре, но и
попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает
добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях”.
На первом уроке по этой сказке мы с вами
сделали вывод, что она близка к народным
(фольклорным ) сказкам.
4. Этап проверки знаний.
Беседа
Учитель: В народных сказках всех героев можно
распределить на положительных и отрицательных.
Назовите положительных героев народных сказок
(они олицетворяют добро) и отрицательных
(олицетворяют зло).
Ученик:
Добро – Иван-царевич,
Царевна-лягушка, Иван — крестьянский сын. Зло –
Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.
Учитель: Можем ли мы так же четко
разграничить положительных и отрицательных
героев в “Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях”?
(Учащиеся перечисляют героев сказки и
приходят к выводу, что в сказке больше
положительных героев, предполагают, что образ
Чернавки невозможно отнести ни к положительным,
ни к отрицательным )
Учитель: Подумайте, в образах каких
героев заметна наиболее яркая характеристика
Добра и Зла?
Ученики: Царевны и царицы.
Учитель: Для того, чтобы представить
образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко
второй части вашего домашнего задания – устному
словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.
(Учащиеся представляют словесные портреты
Царевны и Царицы )
Учитель: Необходимо было также выписать
определения, характеризующие героинь. Посмотрим,
что у вас получилось, и сравним с таблицей.
(Учащиеся зачитывают определения и
сравнивают с таблицей, представленной в виде
слайда)
Царица | Царевна | |
Внешность | высока стройна бела | белолица черноброва |
Поведение характер | горда ломлива своенравна ревнива злая | красавица-душа милая приветливая |
Цвет | черный | белый красный |
Учитель: Почему царица решила погубить
царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученики: Царица-мачеха считает себя самой
красивой, а царевна становится ее соперницей,
потому что волшебное зеркало сообщает, что
падчерица “милее и белее”, чем она.
Учитель: Какими словами мы можем выразить
отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
Учитель: Обладает ли добрый человек такими
чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для
злых людей.
Учитель: А как относится царевна к царице,
которая ее решила погубить, к Чернавке, которая
уводит девушку в темный лес?
Ученики: Она даже к своим врагам
относится хорошо, не держит на них зла, не
пытается им отомстить
Учитель: И царица, и царевна – внешне
красивы. Про какую из героинь мы можем сказать,
что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики: Царица красивая, но злая, никого
не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит
душа у нее черная. А царевна по-настоящему
красива, она всех любит, творит добро, и все ей
помогают.
5. Объяснение нового материала. (Беседа, анализ
текста)
Учитель: Мы составили словесные портреты
героинь, а теперь обратимся к иллюстрациям
сказки и сравним образы Царицы и Царевны.
(Показ иллюстраций, комментарии)
К сказке Пушкина созданы не только
иллюстрации, но и фильмы.
Сейчас мы посмотрим эпизоды из
мультипликационного фильма “Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях”.
Просмотр эпизодов
1. “Царица и зеркало”(комментарии )
2. “Но царевна молодая
Тихомолком расцветая”(комментарии. )
Учитель: С чем сравнивает автор царевну,
говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?
Ученики: С цветком. Она так же прекрасна,
как роза.
Учитель: Как вы считаете, правильно ли
представил режиссер образы Царицы и Царевны?
(Учащиеся сравнивают свои представления об
образах героинь с представлением режиссера
фильма)
А сейчас для того, чтобы доказать, что царица
олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к
чтению и анализу эпизодов, в которых видна яркая
характеристика образов героинь.
Выразительное чтение. . Анализ эпизодов
Анализ эпизода “Но невеста молодая
До зари в лесу блуждая” (Выразительное
чтение)
Учитель: Почему царевна решила, что в
тереме “люди добрые живут”?
Ученики: Есть иконы, в горнице чисто,
светло.
Учитель: Что сделала героиня в доме?
Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.
Учитель: Как это характеризует героиню?
Ученики: Она не только красивая,
скромная, но и трудолюбивая.
Учитель: Пушкин рисует образ Царевны в
духе народно-сказочной традиции, когда в первую
очередь ценится скромность, душевная щедрость,
хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она
трудолюбивая?
Ученики: Нет, она всегда сидит без дела,
только в зеркало смотрится, любуется своей
красотой.
Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз
царевна молодая”
Учитель: Кто приходит к царевне с целью
погубить ее?
Ученики: Царица, переодетая монахиней.
Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему?
Ученики: Соколко пытается помочь Царевне,
он даже съедает отравленное яблоко, чтобы
объяснить богатырям, что произошло с Царевной.
Учитель: Получается, что Зло победило.
Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли
это?
Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись
к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою
невесту.
Учитель: В сказках у добра всегда много
помощников, а зло – одиноко.
В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже
явления природы помогают Елисею найти невесту.
Что же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних
минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла. ”
Учитель: Пять раз в сказке царица названа
злой. И она действительно причиняет зло тем, кто
рядом с ней.
Но справедливость восстановлена. Добро
торжествует.
А сейчас обратите внимание на эпиграф.
Можем ли мы , рассмотрев образы царицы и
царевны, согласиться с высказыванием поэта
Руставели “Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет”?
Ученики: Да, ведь Царица умирает, а
царевна оживает. Значит добро победило.
6. Закрепление изученного материала.
Учитель: В произведениях литературы
отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу
добра со злом.
В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не
можем разделить людей на добрых и злых. В душе
каждого человека наблюдается противостояние
добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки,
и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же
завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка
А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми?
Запишите ответ на этот вопрос.
7. Информация о домашнем задании.
Выберите для чтения наизусть понравившийся
отрывок. (Границы отрывка определите
самостоятельно).
Выучите его.
8. Итог.
Сегодня я хочу поговорить про Александра Сергеевича Пушкина и его замечательные детские сказки. Согласитесь, что представить детскую библиотечку без произведений великого классика невозможно. Сказки Пушкина занимают особое место на книжной полке. Сейчас такое многообразие книг с яркими и красочными иллюстрациями к произведениям Пушкина, где есть рисунки маститых советских авторов и утонченных художников начала ХХ века. Какие из них предпочесть?
Не секрет, что Пушкин открывается ребенку не только своими замечательными стихами, но и посредством иллюстраций. Вспомните свои собственные первые впечатления от сказок Пушкина. Наверняка, это будут картинки, которые вы видели в своих первых детских книжках. В этой статье я предлагаю вам собственный рейтинг лучших иллюстраторов пушкинских сказок.
Татьяна Маврина
Иллюстрации Татьяны Мавриной к сказкам Пушкина очень красочны и полны экспрессии. Она создала замечательные картинки к пушкинскому «Лукоморью» и другим произведениям Пушкина. Первой книгой, проиллюстрированной художницей, была «Сказка о мертвой царевне», которая вышла в свет в 1949 году:
Ее иллюстрации очень яркие и написаны в необычной манере. Татьяна Маврина училась во ВХУТЕМАСе у Р. Фалька. Авангардное искусство наложило отпечаток на ее стиль и творчество. Многие свои иллюстрации к сказкам Пушкина Татьяна Маврина создавала с помощью аппликации, приклеивая рисунки на общую композицию.
«Сказка о царе Салтане»:
«Сказка о золотом петушке»:
Особняком стоят ее работы, выполненные к началу поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» – «Лукоморье». Оформленные столь гениально, что превратили это вступление к поэме в отдельное самодостаточное произведение, которое можно смело рекомендовать самым маленьким читателям:
Современные издания с иллюстрациями Татьяны Мавриной к сказкам Пушкина выходят в издательстве «Нигма»:
— “Сказки” Александр Пушкин. Изд-во: Нигма, 2012 г.
— “Руслан и Людмила” Александр Пушкин. Изд-во: Нигма, 2015 г.
Владимир Конашевич
«Сказка о рыбаке и рыбке» с рисунками Конашевича впервые вышла в свет в 1922 году и многократно переиздавалась в советский период. Наверняка, многим из вас с детства знакомы эти картинки:
Владимир Конашевич иллюстрировал также пушкинского «Золотого петушка»:
Купить Сказки Пушкина с иллюстрациями В. Конашевича сейчас можно в издательстве “Мелик-Пашаев”:
— “Сказка о рыбаке и рыбке” Александр Пушкин. Изд-во Мелик-Пашаев, 2015 г.
— “Сказка о золотом петушке” Александр Пушкин. Изд-во Мелик-Пашаев, 2016 г.
— “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” Александр Пушкин. Изд-во Мелик-Пашаев, 2016 г.
Иван Билибин
Один из ярчайших художников начала XX века, входивший в объединение «Мир искусства». Билибинский стиль совершенно особенный и пронизан духом русской старины. Его картинки к пушкинским сказкам выглядят строго и подойдут скорее для детей постарше. Они отличаются декоративностью и орнаментальностью. Билибин создавал не только книжные иллюстрации к сказкам Пушкина, но и театральные декорации и костюмы к опере Римского-Корсакова “Золотой петушок”.
Помимо произведений Пушкина Билибин создал замечательные иллюстрации к русским народным сказкам. Детские книги с его иллюстрациями часто выпускаются самыми разными издательствами («Амфора», ИД Мещерякова, Clever и другие).
“Сказка о царе Салтане”:
“Сказка о золотом петушке”:
Современные издания с иллюстрациями И. Билибина можно найти в Лабиринте по этим ссылкам:
— “Сказки” Александр Пушкин. Изд-во: ИД Мещерякова, 2012 г.
— “Сказка о царе Салтане” Александр Пушкин. Изд-во: Амфора, 2015 г.
— “Волшебные сказки” Александр Пушкин. Изд-во: Проф-Издат, 2015 г.
Борис Дехтерев
Классик советской детской иллюстрации. Я запомнила сказки Пушкина именно по его работам. Увы, мои детские книжки не дожили до сегодняшнего времени. А иллюстрации Дехтерева к сказкам Пушкина просто замечательные:
“Сказка о рыбаке и рыбке”:
Особенно мне запомнилась Царевна, встающая из хрустального гроба из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», хоть это и были черно-белые рисунки:
Современные издания с иллюстрациями Бориса Дехтерева можно купить по этим ссылкам:
— ”Сказка о рыбаке и рыбке” Александр Пушкин. Изд-во: ИД Мещерякова, 2014 г.
— “Сказка о попе и о работнике его Балде” Александр Пушкин. Изд-во: ИД Мещерякова, 2013 г.
— “Руслан и Людмила” Александр Пушкин. Изд-во: Детская литература, 2015 г.
Нина Носкович (репринт «Речь»)
Мне понравились ее иллюстрации к “Сказке о мертвой царевне”, как и сами книжки питерского издательства «Речь» (книги этого издательства недорогие, но качество ни чем не уступает изд-ву “Мелик-Пашаев”).
Нина Носкович родилась в начале XX века в Петербурге, за свою долгую творческую жизнь она создала иллюстрации ко множеству детских книг – к русским народным сказкам, произведениям Маршака, А. Толстого, Драгунского, Кассиля, Г. Х. Андерсена. Иллюстрации к сказкам Пушкина Нины Носкович – очень яркие и выразительные и понравятся детям всех возрастов.
— “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” Александр Пушкин. Изд-во: Речь, 2014 г.
Репринтные издания Тов-ва Сытина 1915 года
Не могу не написать несколько слов о репринтном издании сказок Пушкина, выпущенном недавно издательством Clever в серии «Золотой фонд Всемирной детской литературы». Иллюстрации к сказкам Пушкина выполнены разными художниками начала ХХ века – Николаем Бартрамом, Сергеем Соломко, Иваном Билибиным и другими. Они продаются в красивом подарочном издании (коробка с комплектом из 5 книг) или отдельными книжками.
Уникальные издание чудесных сказок А. С. Пушкина с иллюстрациями художников XIX – XX веков:
— ”Сказки” Александр Пушкин. Серия: Шкатулка со сказками Изд-во: Клевер Медиа Групп, 2013 г.
— “Сказка о золотом петушке” Александр Пушкин. Изд-во: Клевер Медиа Групп, 2015 г.
— “Сказка о рыбаке и рыбке” Александр Пушкин. Изд-во: Клевер Медиа Групп, 2013 г.
— “Сказка о Попе и о работнике его Балде” Александр Пушкин. Изд-во: Клевер Медиа Групп, 2013 г.
— “Сказка о царе Салтане” Александр Пушкин. Изд-во: Клевер Медиа Групп, 2015 г.
Хорошего Вам чтения и удовольствия от прочитанного!