Черная спинка сочинение ответственность

Театр живет по своему календарю, где время измеряется не годами, а сезонами. и декабрь для него самая жаркая пора:

Театр живет по своему календарю, где время измеряется не годами, а сезонами. И декабрь для него — самая жаркая пора: народ хочет хлеба и зрелищ. В разгар театрального сезона, несмотря ни на что, выпущено много премьер. «Известия», как всегда, выбрали самые интересные постановки столичных трупп.

«Женщины Есенина»

МХАТ им. М. Горького

Этот спектакль был заведомо обречен если не на успех, то на активное зрительское внимание и сопереживание. И хотя публика худо-бедно знает весь караван есенинских историй, все эти «был я весь как запущенный сад, был на женщин и зелие падкий», но кто же избежит соблазна посмотреть на Екатерину Волкову в роли Айседоры Дункан или на Алису Гребенщикову, играющую другую знаменитую возлюбленную поэта — актрису Зинаиду Райх? Не меньшая интрига: а кто же сыграл самого поэта?

Но только этой темой, пусть и «клубничной», однако довольно заезженной, внимания не удержать. Режиссер Галина Полищук поставила элегантный, динамичный и, не побоимся этого слова, современный спектакль, по максимуму выжав из пьесы Елены Исаевой, написанной по книге Захара Прилепина «Обещая встречу впереди». Вот совсем ни грамма нафталина!

Актеры Андрей Вешкурцев (Сергей Есенин) и Алиса Гребенщикова (Зина Райх) на генеральном прогоне спектакля «Женщины Есенина» режиссера Галины Полищук в МХАТ им. М. Горького

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

И Есенин, которого играет 23-летний Андрей Вешкурцев, прежде выходивший на мхатовские подмостки в ролях слуг, гостей и тому подобной массовке, здесь тоже новый, не хрестоматийный, даже современный, хотя, как и все, носит костюмы эпохи.

Показывая женщин Есенина и его отношение к ним, а их — к нему, создатели спектакля делают особый акцент на матери поэта Татьяне Федоровне. Здесь это вовсе не старушка «в старомодном ветхом шушуне». Екатерина Стриженова играет сильную женщину, которая подчеркнет, что она всего-то на два года старше Дункан. Но, сама того не желая и не ведая, мать оказала дурное влияние на Есенина, нанесла ему психотравму: из-за того что в молодости она изменила его отцу и родила внебрачного сына, поэт никогда не доверял женщинам.

«Я — Сергей Образцов»

Театр кукол им. С.В. Образцова

Обойти вниманием это зрелище в обзоре драматических спектаклей нельзя по той простой причине, что вместе с куклами в нем занят и актер.

Это не совсем моноспектакль Евгения Цыганова, который играет своего дальнего родственника — великого советского кукольника Сергея Владимировича Образцова. Но цыгановскую работу первые зрители и критики уже назвали выдающейся.

Сцена из спектакля «Я — Сергей Образцов» по пьесе Бориса Голдовского и Екатерины Образцовой в Театре Образцова

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Поставила спектакль внучка маэстро — Екатерина Образцова (вместе с Оксаной Чабанюк). Она же в соавторстве с Борисом Голдовским, многолетним завлитом театра кукол, написала пьесу на основе книг и интервью своего легендарного деда, увенчанного всеми премиями и орденами.

Понятно, что вместить все даже самые важные моменты долгой (он прожил 90 лет) и насыщенной жизни Образцова — задача для сериала. А потому вряд ли можно упрекать драматургов за предсказуемость и линейность повествования — от рождения до бодрой старости. Как и за общую бесхитростность и иллюстративность. Впрочем, создатели спектакля включили несколько драматичных эпизодов из биографии героя. Оказывается, значительную часть жизни он ходил по острию ножа, а не только был любимцем вождей и народа.

«Очень-очень-очень тёмная материя»

МХТ им. А.П. Чехова

В Камергергском переулке появился не просто еще один байопик, а новый потенциальный хит. 27-летний Евгений Закиров перевел и впервые в России поставил пьесу Мартина МакДонаха A Very Very Very Dark Matter.

Знаменитый драматург сочинил этот текст в 2018 году. Тогда ее и сыграли в Лондоне, в Bridge Theatre, решив сюжет довольно реалистично — с подробными декорациями и костюмами. В МХТ много условного, что пьесе пошло на пользу. А главное — Закиров отдал все роли молодым актерам и увел за кулисы одну из главных героинь, мы лишь слышим ееголос. Точнее, он вынужден был увести, поскольку автор ставил условием, чтобы одноногую черную лилипутку играла… только одноногая черная лилипутка! А где же ее найти?

Вкратце сюжет таков: у великого сказочника Ганса Христиана Андерсена есть литературный негр — в подвале своего дома он запер пигмейку из Конго. Отдельная история — как Конго стало бельгийской колонией. Мало того что эта пигмейка Марджори однонога (не будем спойлерить, кто и как лишил ее ноги), так странный Ганс еще и кормит ее только сосисками — по одной в день.

Сцена из спектакля «Очень-очень-очень темная материя» в МХТ им. А.П. Чехова

Фото: МХТ им. Чехова

Андерсен переписывается с другим великим детским писателем — Чарльзом Диккенсом и однажды приезжает к ему в гости в Лондон. А у Диккенса в качестве литраба живет сестра пленной конголезки Ганса.

Несмотря на весь абсурд ситуации, в этой истории есть доля правды: реальный Андерсен, будучи человеком одиноким, экстравагантным и тщеславным, обожал путешествовать и знакомиться со всякими знаменитостями. И у Диккенса он тоже как-то гостил. И вместо двух недель задержался на пять, чем очень утомил хозяев дома. Забавность визита усугублялась еще и тем, что гость из Дании почти не говорил по-английски.

Написана пьеса очень лихо, остроумно и абсолютно неполиткорректно. И Закиров сделал из нее динамичное шоу в стиле кабаре. Актерам есть что играть. И вся команда работает великолепно: Кузьма Котрелев (Андерсен), Елизавета Ермакова (Марджори), Валерий Зазулин (Диккенс), Армен Арушанян (журналист и жена Диккенса), Иван Дергачев и Владимир Любимцев (кровавые бельгийцы и дети Диккенса). В общем, очень-очень-очень!

«Онегин»

Театр на Таганке

«Предвижу всё: вас оскорбит…» — с этого предупреждения консервативному зрителю когда-то начинался на «Таганке» спектакль «Евгений Онегин» в постановке Юрия Любимова. И он был хулиганским, живым, прекрасным и очень пушкинским по духу.

Мюзикл «Онегин», поставленный сейчас на объединенной «Таганке», едва ли может кого-то оскорбить. Разве что вызвать недоумение. Режиссер Алексей Франдетти, как говорится, «приехал в Тулу со своим самоваром»: взял сочинение двух малоизвестных канадских авторов, рассчитанное на тех, кто не изучал пушкинский роман в школе. Музыка Веды Хилле написана в стиле инди-рок с вкраплениями цитат из Чайковского, а прозаическое либретто Амиэля Глэдстоуна переведено с английского стихами и дополнено строфами из оригинала.

Актеры Павел Левкин в роли Онегина (справа) и Иван Коряковский в роли Ленского во время пресс-показа мюзикла «Онегин» в постановке режиссера Алексея Франдетти в театре на Таганке

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Это театр в театре: бродячая труппа, перемещаясь на большом автофургоне, разыгрывает в эклектичных костюмах лав-стори про Онегина (исполняющий его Павел Левкин — бесспорно, главная звезда шоу), Ленского и сестер Лариных. При этом зрителей обещают… повеселить. Чем же, интересно?

Вероятно, театр рассчитывает таким образом — через суррогат и эрзац — приобщить молодежь к классике. Цель благородная, правда, едва ли осуществимая.

«Аномальная Лиза»

Театр «Человек»

Пусть не отпугнет вас указанный на афише жанр спектакля — «психопатологическая драмеди». Худрук «Человека» Владимир Скворцов не ищет легких путей, заезженных пьес и старых форм.

На этот раз он решил поставить сценарий американца Чарльза Кауфмана (кукольный мультфильм «Аномализа», снятый самим драматургом, в 2015 году получил Гран-при Венецианского кинофестиваля), добавив к нему немного из Франца Кафки.

Ирина Максимкина и Анатолий Кот на премьерном показе спектакля «Аномальная Лиза» по мотивам произведений Чарли Кауфмана и Франца Кафки на сцене Московского драматического театра «Человек»

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

Главный герой — писатель Майкл Стоун (Анатолий Кот), страдающий от редкой болезни: все люди для него — не только на одно лицо, но и с одним голосом (несколько ролей, мужских и женских, виртуозно исполняет Феликс Мурзабеков). Но вот, приехав с бизнес-лекцией в незнакомый город, Майкл встречает Лизу (Ирина Максимкина), и она — о чудо! — отличается для него от всех прочих, имея и голос, и внешность девушки.

Спектакль замечательно сыгран и не менее интересно придуман: маленькая сцена театра «Человек» используется изобретательно, и видеопроекции Евгения Вершинина заслуживают не меньших аплодисментов, чем работа исполнителей и постановщика.

Задания к сказке А. Погорельского «Черная
курица, или Подземные жители» (урок № 2) (5 класс)

Задание № 1: определите, о ком из героев
сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» идет речь или
кому принадлежат следующие слова:

№ 1. О ком идет речь? «…Пока дошла до
него очередь, он несколько раз ощупывал лежащую в кармане бумажку с конопляным
зернышком…».

— Алеша.

№ 2. О ком идет речь? «…они едва тащили
ноги, как осенние мухи, и видно было, что они через силу держали свои
копья…».

— Рыцари.

№ 3. О ком идет речь? «…На нем была
светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом, который несли
двадцать маленьких пажей в пунцовых платьях».

— Король подземного царства.

№ 4. Чьи это слова? «…пока оно будет у
тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали».

— Король.

№ 5. Чьи это слова? «…И поэтому
убедительно тебя прошу быть как можно скромнее; ибо в противном случае ты нас
всех сделаешь несчастными, а особливо меня».

— Министр Чернушка.

№ 6. О ком идет речь? «…Не имея нужды
твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети
готовились к классам, занимался шалостями».

— Алеша.

№ 7. О ком идет речь? «…был мальчик
умненький, миленький, учился хорошо…».

— Алеша.

№ 8. Чьи это слова? «Вообрази себе,
душенька, что с тех пор, как она у нас в доме, она не снесла ни одного яичка».

— Жена учителя (учительша).

№ 9. Чьи это слова? «…Помни, однако,
что ты дал честное слово сохранять в тайне все, что тебе о нас известно…».

— Министр Чернушка.

№ 10. О ком идет речь? «…взглянула на
золотую монету, окинула взором окошки дома, чтобы удостовериться, что никто их
не видит, и протянула руку за империалом».

— Кухарка Тринушка.

Задание № 2: расположите события №№ 1 – 15
из сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в нужной
последовательности:

(А) Ему показалось, что стены сделаны из
лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете…; панели и двери были из
чистого золота. (Б) Лет сорок тому назад, в
Санкт-Петербурге … жил-был содержатель мужского пансиона. (В) Наконец…
курочка ему сказала: «Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное
зерно, которое выронил ты на дворе». (Г) На другой день поутру дети,
проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. (Д) В числе
тридцати или сорока детей… находился один мальчик, по имени Алеша. (Е) …соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об
щиты и бросились на черную курицу. (Ж) Но теперь никто не обращал на него
внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова. (З)
Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших,
каких Алеша никогда не видывал. (И) Наконец приехал директор. Приезд его
возвестила учительша… (К) — Возьми это семечко, — сказал король. — Пока
оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой. (Л) В продолжение
нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею. (М) В первый еще
раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу… (Н)
Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук
Чернушку. (О) Алеша … раскрыл рот… и не мог выговорить ни слова! (П)
Проходя мимо кошки, Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у нее лапки…

Ключ:

Буква

Цитата

1

Б

Лет сорок тому назад,
в Санкт-Петербурге … жил-был содержатель мужского пансиона.

2

Д

В числе тридцати или
сорока детей… находился один мальчик, по имени Алеша.

3

Н

Алеша так неожиданно
бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку.

4

И

Наконец приехал
директор. Приезд его возвестила учительша…

5

П

Проходя мимо кошки,
Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у нее лапки…

6

Е

…соскочили со
стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на черную курицу.

7

А

Ему показалось, что
стены сделаны из лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете…; панели и двери
были из чистого золота.

8

К

— Возьми это семечко,
— сказал король. — Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой.

9

З

Вдруг из одного
бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших, каких Алеша
никогда не видывал.

10

Л

В продолжение
нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею.

11

О

Алеша … раскрыл рот…
и не мог выговорить ни слова!

12

Ж

Но теперь никто не
обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с
ним ни слова.

13

В

Наконец… курочка ему
сказала: «Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное зерно, которое
выронил ты на дворе».

14

М

В первый еще раз с тех
пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу…

15

Г

На другой день поутру
дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти.

Задание № 3: напишите сочинение-рассуждение,
ответив на вопрос: «Как вы понимаете слова Чернушки, адресованные Алеше:
«Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку»»? (по сказке
Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»).

Ключ:

Алеша – герой сказки Антония Погорельского «Черная
курица, или Подземные жители». За спасение министра подземного царства Алеша
получил от короля волшебное семечко, благодаря которому мог совершенно не
готовиться к урокам, но при этом отвечать на «отлично». Чернушка, принеся Алеше
потерянное волшебное семечко, говорит о недостойном поведении мальчика и
напоминает, что «пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку».
Попробуем объяснить смысл этих слов Чернушки.

Алеша, получив конопляное зернышко, быстро забыл, что
похвалы, которые он слышит, — вовсе не заслужены им. Мальчик решил, что он
самый умный ребенок на свете, стал гордым, заносчивым, самолюбивым. Его
перестали любить и уважать одноклассники. От долгого безделья Алеша отвык
готовиться к занятиям, и потому урок, заданный ему учителем в качестве
наказания, оказался для него непосильной задачей. Алеше очень трудно удалось
войти в привычную жизнь обычного школьника.

Прав оказался министр Черная курица, говоря, что
дурные привычки приобрести легко, а вот избавиться от них бывает очень трудно.

Задания к сказке А. Погорельского «Черная
курица, или Подземные жители» (урок № 2) (5 класс)

Задание № 1: определите, о ком из героев
сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» идет речь или
кому принадлежат следующие слова:

№ 1. О ком идет речь? «…Пока дошла до
него очередь, он несколько раз ощупывал лежащую в кармане бумажку с конопляным
зернышком…». № 2. О ком идет речь? «…они едва тащили ноги, как
осенние мухи, и видно было, что они через силу держали свои копья…». № 3.
О ком идет речь? «…На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим
мехом, с длинным шлейфом, который несли двадцать маленьких пажей в пунцовых
платьях». № 4. Чьи это слова? «…пока оно будет у тебя, ты всегда
знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали». № 5. Чьи это слова?
«…И поэтому убедительно тебя прошу быть как можно скромнее; ибо в противном
случае ты нас всех сделаешь несчастными, а особливо меня». № 6. О ком
идет речь?
«…Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то
время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями». № 7.
О ком идет речь? «…был мальчик умненький, миленький, учился хорошо…».
8.
Чьи это слова? «Вообрази себе, душенька, что с тех пор, как она у
нас в доме, она не снесла ни одного яичка». № 9. Чьи это слова?
«…Помни, однако, что ты дал честное слово сохранять в тайне все, что тебе о нас
известно…». № 10. О ком идет речь? «…взглянула на золотую монету,
окинула взором окошки дома, чтобы удостовериться, что никто их не видит, и
протянула руку за империалом».

Задание № 2: расположите события №№ 1 – 15
из сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в нужной
последовательности:

(А) Ему показалось, что стены сделаны из
лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете…; панели и двери были из
чистого золота. (Б) Лет сорок тому назад, в
Санкт-Петербурге … жил-был содержатель мужского пансиона. (В) Наконец…
курочка ему сказала: «Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное
зерно, которое выронил ты на дворе». (Г) На другой день поутру дети,
проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. (Д) В числе
тридцати или сорока детей… находился один мальчик, по имени Алеша. (Е) …соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об
щиты и бросились на черную курицу. (Ж) Но теперь никто не обращал на него
внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова. (З)
Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших,
каких Алеша никогда не видывал. (И) Наконец приехал директор. Приезд его
возвестила учительша… (К) — Возьми это семечко, — сказал король. — Пока
оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой. (Л) В продолжение
нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею. (М) В первый еще
раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу… (Н)
Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук
Чернушку. (О) Алеша … раскрыл рот… и не мог выговорить ни слова! (П)
Проходя мимо кошки, Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у нее лапки…

Задание № 3: напишите сочинение-рассуждение,
ответив на вопрос: «Как вы понимаете слова Чернушки, адресованные Алеше:
«Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку»»? (по сказке
Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»).

Итоговое сочинение (изложение) проводится:

  • в первую среду декабря — для обучающихся, выпускников прошлых лет, обучающихся СПО.
  • в дополнительные сроки (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая) – для выпускников прошлых лет и обучающихся СПО;

Для обучающихся итоговое сочинение (изложение) может проводиться в дополнительные сроки (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая) при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально).

В 2021-2022 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится:

  • 1 декабря 2021 года — основной срок
  • 2 февраля и  4 мая 2022 года — резервные сроки 

Итоговое сочинение (изложение) является условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА-11) для обучающихся 11 (12) классов, а также может быть использовано при приеме в образовательные организации высшего образования.

Итоговое сочинение вправе писать по желанию лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования, граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее — выпускники прошлых лет), обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования (далее — СПО), а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях (далее — ОО).

Итоговое сочинение (изложение)

  • должны писать все, кому необходимо получить допуск к ГИА-11 и аттестат о среднем общем образовании, в том числе лица, которые в прошлом году не смогли пройти итоговую аттестацию по программам среднего общего образования, т.к. не получили допуск к экзаменам ГИА;
  • могут писать все, кто имеет документ о получении среднего (полного) общего образования, для использования при поступлении в организации высшего образования (если такая возможность предусмотрена Порядком приема в высшее учебное заведение), а также те, у кого нет аттестата, но есть допуск к ГИА, либо они обучаются в ОО СПО или в иностранной ОО

Внимание!

  • Обучающиеся СПО, которые учатся в ОО СПО, имеющей аккредитацию по программам среднего общего образования (где выдают аттестаты за 11 класс), регистрируются на сочинение в своем учреждении.
  • Обучающиеся ОО СПО, которые учатся в ОО СПО, не имеющей права выдавать аттестаты за 11 класс, которые не планируют получать аттестат, регистрируются на сочинение в своем учреждении.
  • Обучающиеся ОО, в том числе СПО, которые учатся в ОО, не имеющей права выдавать аттестаты за 11 класс, которые планируют получить аттестат, регистрируются на сочинение, как экстернат обычной школы, т.е. НЕ через пункт регистрации выпускников прошлых лет (далее – ВПЛ).
  • Выпускники прошлых лет регистрируются в пункте регистрации ВПЛ

Итоговое изложение вправе писать:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации

Выпускники прошлых лет, лица, обучающиеся по образовательным программам СПО, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных ОО, могут самостоятельно выбрать сроки написания итогового сочинения из числа установленных расписанием.

Итоговое сочинение (изложение) проводится на русском языке, проходит в образовательных организациях. Продолжительность проведения итогового сочинения составляет 235 минут.

С особенностями формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, можно ознакомиться на сайте http://www.fipi.ru/

Для написания сочинения (изложения) используются бланки единого формата, утвержденного Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор).

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участника, помимо регистрационного бланка и бланков записи, могут находиться только:

  • ручка (гелевая, капиллярная или перьевая с чернилами черного цвета);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выданный членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения)
  • инструкция для участников итогового сочинения (изложения).

Участникам запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, а также выносить из учебных кабинетов темы сочинений (тексты изложений) на бумажном или электронном носителях, фотографировать бланки и темы итогового сочинения (тексты изложения).

 Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Документы:

Pismo_Rosobrnadzora_ot_26_10_21_04_416_O_napravlenii_MR_po_sochineniyu.pdf

1_MR_po_organizatsii_i_provedeniyu_itogovogo_sochineniya_izloyeniya_v.pdf

2_Pravila_zapolneniya_blankov_it_soch_izl_v_2021_22_uch_godu.pdf
3_Sbornik_otchetnykh_form_2021-22.zip
4. Распоряжение_АНР_Сочинение_19.11.2021_5545-р.pdf

Введение

Конспект урока будет удобен для 5 класса
на уроке литературы, здесь есть цель и задачи, соблюдены этапы урока,
организационный момент, работа в тетради, актуализация знаний, сообщение о
писателе, изучение нового материала, работа в группах, физкультминутка, беседа,
нравоучительное содержание сказки, итог урока, домашнее задание.

Конспект
урока по литературе для 5 класса на тему:  «А.
Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители.  Фантастическое и
достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

Цель
урока:
формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков
главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные
жители»;
 развитие   навыков   выразительного  
чтения.   Сказочное   и
реальное
в жизни. Воспитание чувства честности, доброты, умение нести
ответственность за свои поступки.

Задачи
урока:


познакомить учащихся с личностью А. Погорельского;


показать, в чем нравоучительный смысл сказки;


повторить знания учащихся о сказке;


развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;


развивать умение обобщать проанализированный материал;


продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать
выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки;


духовно – нравственное воспитание учащихся.

Ход
урока

  1. Орг.
    момент.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок
попадём.

Слушай, думай,
наблюдай,

Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно
закрывайте.

Сказку в душу
пропускайте.

8. Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими
руки,

Навстречу солнцу и
ветрам.

Он свят в любое время
суток,

Открыт для нас в жару и
стынь,

Входи сюда, будь
сердцем чуток,

Не оскверняй его
святынь. (С.Смирнов)

Оформление
записей в тетради. Работа с эпиграфом.
Откройте тетради, запишите число и
тему:
«Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные
жители.
 Фантастическое и
достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Запишите эпиграф :
«Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Это высказывание А.С.
Пушкина  известно каждому. Как ее следует понимать?
В чём состоит
главная особенность русских народных сказок? Каковы уроки русских народных
сказок?

(Добро всегда
побеждает зло. Зло всегда наказано).

Как вы думаете,
почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эти слова? (Формулирование
учащимися целей урока)

3.      Актуализация
знаний.

Что такое
сказка? ( Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто
фантастических событиях и приключениях.)

·        
Какие
виды сказок вы знаете? Чем отличается литературная  сказка от народной? Какие
народные сказки знаете?

4.
Слово учителя.

— Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской
литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15-17 веков.
Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры
возникает в России со второй половины 18 века.
Сказочная
стихия проникала во все жанры литературы — поэму, повесть, роман. Почти все
русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой,  Салтыков
— Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..

— Со
сказками этих писателей вы познакомились в раннем возрасте. А когда произошло
ваше знакомство со сказкой А. Погорельского?

— Что
вы знаете об авторе этой сказки?

5.
Сообщение о писателе (индивидуальное задание).

Слово учителя
      В 1783 г. в Тульской губернии, в
имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том,
что после смерти отца он учился в частном пансионе.
      Еще один писатель, Алексей Алексеевич
Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже
некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось
очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные
пансионы?
      Существительное пансион образовано
от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв.
пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном
содержании и обучались разным наукам.
      Представьте себе русских дворян, которые
живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях
России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути
на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра),
два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до
нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для
крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в
губернских городах.
      В семьях рождаются дети. По закону того
времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы
обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в
далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими
детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы
жить и учиться за определенную — довольно большую — плату.
Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители
обычно возвращались домой, в свое поместье.
      Телефонов в то время не было, телеграфа
тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город.
Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона…
      — Какие бы чувства испытали вы,
оказавшись в такой ситуации?
      Отдавали детей в пансионы и дворяне,
которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в
Санкт-Петербурге.
      Мы сегодня будем читать сказку, в которой
главный герой живет в таком пансионе.
      Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу
Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему
частных учителей — тогда это называли домашним образованием.
Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора
философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война
1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в
этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
      В 1817 г. у Алексея Перовского родился
племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был
Алексей Константинович Толстой, впоследствии знаменитый русский писатель и
поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком
из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и  в 1829
году сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но
опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.
      — Что такое псевдоним?

Псевдоним — придуманное
литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под литературным
псевдонимом Антония Погорельского. /Имение писателя называлось
«Погорельцы», и это имя стало связано с ним навсегда.

Итак, я хочу
пригласить вас  в путешествие по страницам необычайного произведения Антония
Погорельского.

– В какое время происходят
события? С тех прошло больше 180 лет. Скажите, а русский язык изменился с тех
пор? Все ли слова были понятны?

Ребята, пояснения
незнакомых слов есть на листках перед каждым из вас, поэтому в случае
затруднения вы можете к ним обратиться.

Кто же
 главный герой этого произведения?

Кто
такой Алёша? Как он попал в пансион? (Рассказ учащихся о том , как Алеша
оказался в пансионе)

Давайте сейчас вспомним, какая с
ним произошла история. .Проведём это в форме краткого   пересказа эпизодов с помощью 
иллюстраций – слайдов к сказке.

Работаем
 в группах.

1
группа готовилась к работе над эпизодом «Алеша в пансионе»

1.      Расскажите
о любимых занятиях Алеши.

2.      Почему
Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

3.      Кого ждали
в гости учитель и его жена? Как в их доме готовились к встрече гостей?

4.      Как Алёша
спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке,
и курочка убежала)

2 группа « Неудачная попытка»

5.      Чего
испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под
неё вышла курочка)

6.      Куда
Чернушка повела Алешу?

7.      Кого
испугался Алеша и почему?

8.      Как
Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась
большая, и отбивалась от рыцарей)

9.      Почему в
первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?

3 группа «Алеша в Подземном
городе»

10.  Как Алеше все –
таки удалось попасть в Подземное царство?

11.  Кем оказалась
Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

12.  Что увидел мальчик
в подземном царстве?

13.  Какое желание
загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)

14.  Какой предмет
подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

15.  Какое условие
поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)

16.  Как отнёсся к
Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)

4 группа «Алеша и жители
Подземного города»

17.  Найдите в тексте и
прочитайте описание сада в Подземном царстве

18.  Какие диковинные
звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)

19.  На кого охотятся в
Подземном царстве?

20.  Что узнал Алеша о
жителях Подземного царства?

21.  О чём
попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит
быть скромным?

5 группа «Жизнь Алеши после
подарка короля»

22.  Как 
ведёт себя Алёша  после подарка короля?

23.  Что
произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

24.  Как
был наказан мальчик?

25.  Расскажите
о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?

26.  Что
произошло с министром (Чернушкой) и  жителями Подземного царства после
предательства Алеши?

Физкультминутка

Раз
— мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три —
руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на
место сесть опять

Рисуй
глазами треугольник

Рисуй
глазами треугольник.

Теперь
его переверни

Вершиной
вниз.

И
вновь глазами

ты
по периметру веди.

Рисуй
восьмерку вертикально.

Ты
головою не крути,

А
лишь глазами осторожно

Ты
вдоль по линиям води.

И
на бочок ее клади.

Теперь
следи горизонтально,

И
в центре ты остановись.

Зажмурься
крепко, не ленись.

Часики
Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Облако

Нарисуйте
глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

                    
Проведем, друзья, сейчас

Упражнение
для глаз.

Вправо,
влево посмотрели,

Глазки
все повеселели.

Снизу
вверх и сверху вниз.

Ты,
хрусталик, не сердись,

Посмотри
на потолок,

Отыщи
там уголок.

Чтобы
мышцы крепче стали,

Смотрим
мы по диагоналям.

Мы
не будем циркуль брать,

Будем
взглядом круг писать.

А
теперь слова напишем.

Чьи
же буквы будут выше?

«Папа»,
«мама», «дом», «трава» —

За
окном у нас видна.

За
окно ты посмотри.

Что
ты видишь там вдали?

А
теперь на кончик носа.

Повтори
так восемь раз —

Лучше
будет видеть глаз.

Глазки
нас благодарят,

Поморгать
нам всем велят.

Плавно
глазками моргаем,

Потом
глазки закрываем.

Чтобы
больше было силы,

К
ним ладошки приложили.

(Дети
закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами
тепло от рук.)

Раз,
два, три, четыре, пять —

Можно
глазки открывать!

Аналитическая
беседа.
Фантастическое
и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

Ребята, мы завершили
обсуждение содержания произведения Погорельского.
— Как вы
докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII
века?

— Какие
события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными фантастическими?
, (волшебное
число “3” – три сна

волшебный предмет
– конопляное зёрнышко

чудесные
превращения

курица
разговаривает с Алёшей.

А есть ли отличие
этой сказки от народной?

У нашей сказки
есть автор, а у народной его нет.

Это
литературная сказка

Ребята,
еще в начале урока мы сделали акцент на том, что сказки могут быть волшебными,
бытовыми и о животных. К какому виду сказок вы бы отнесли «Черную курицу…»
Почему? (ответы детей)

— Какие
особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а
реальная история?
      — Какие факты, описания показывают нам
действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами
события и обычаи той эпохи?
      — Могла ли такая сказка быть народной?

Сделаем вывод: сочетание
реального и фантастического — одна из особенностей литературной
сказки.
            — Похож
ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или
отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
      Дети заметят, что герой народной сказки
однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной
сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В
сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера,
главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это
заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно
относиться к своей жизни.
      Есть еще один важный вопрос, на который
могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей
двести лет назад.
      Дети могут удивиться тому, какие уроки
(домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы
текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок
и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения
называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало
в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда
главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная
истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том,
чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего
нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
      Несмотря на то что наука постепенно
развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили
анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное
церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике
оказалась исключительно велика.
      В течение последних двух столетий
педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения.
Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а
те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску.
Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять
объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого
мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь
анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы.
Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся
сравнивать.
      — Если бы мы получили волшебное
семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по
математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную
программу?
      Семечко помогало воспроизводить, повторять,
от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу
или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь
опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

III. Нравоучительное содержание сказки
Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей.
Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду
принадлежит эта сказка?
      — Чему учит пример превращения Алеши? (
Человек
должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным
трудом может приносить радость и счастье.
)

— Автор в
этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в
которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.
      1) «Совесть часто его в том упрекала,
и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе
того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила
выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не
исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей
учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142).
      2) «— Не
полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться
от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в
дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно
и строго смотреть за собою» (с. 146—147).
      3) «…для исправления самого себя
необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147).
Подведение итогов урока.

Вернемся
к эпиграфу. Какой урок извлекли вы из сказки А. Погорельского «Черная курица,
или подземные жители»?

Выставление
оценок учащимся за работу на уроке.

Домашнее
задание

Сочинение
– миниатюра «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »

Сочинение по «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельского

«Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского – это волшебная сказка. В ней переплетается реальность и фантастика.

Главный герой произведения – мальчик Алеша. Ему не более девяти или десяти лет. Алеша в числе других детей учится в мужском пансионе в С.-Петербурге на Васильевском острове. Он послушный и прилежный мальчик. Алеше нравится учиться, «дни учения для него проходят быстро и приятно», но в выходные дни ему грустно и одиноко. В это время все разъезжаются домой, а Алешины родители живут далеко от Петербурга. «По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и единственным его утешением было чтение книг». Алеша рос романтиком и мечтателем. «Любимым его занятием было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века». Еще Алеша любил кормить курочек. Особенно ему нравилась черная хохлатая Чернушка. Алеша заступился за нее, когда однажды к празднику кухарка Тринушка решила поймать и приготовить из Чернушки обед. Добрый и щедрый мальчик отдал кухарке за курочку империал – подарок бабушки.

Чернушка, которая оказалась министром подземных жителей, решила отблагодарить мальчика за свое спасение. Она открыла свою тайну, провела Алешу в закрытое королевство, где король подарил ему конопляное семечко, взяв клятву никогда никому не рассказывать о подземных жителях. Теперь Алеша мог не уча отвечать на любой заданный урок.

С этого времени характер мальчика начал портиться. Если сначала он стыдился незаслуженных похвал учителей, то потом он настолько возгордился своими успехами, что вообразил себя «гораздо лучше и умнее» своих товарищей. Из скромного мальчика он превратился в высокомерного, заносчивого и ленивого. Не имея необходимости тратить время на выполнение уроков, Алеша «занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав». Товарищи стали смотреть на него с презрением, перестали его любить.

Алеша настолько отвык заниматься, что, потеряв конопляное семечко, не смог сам выучить урок. Боясь наказания, он выдал тайну, предав подземных жителей, чем навлек беду не только на Чернушку, но и на весь подземный народ, который был вынужден покинуть свое место жительства.

Сказка поучительная. Она мне понравилась. Я понял, что нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Если ты дал слово, то надо держать его до конца. Нельзя надеяться на хитрость и жульничество, правда всегда выйдет наружу.

Сочинение Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Чёрная курица это волшебная сказка Антония Погорельского, написанная им для своего племянника. В произведении рассказано про два мира. Это мир пансиона, в котором живёт главный герой и другие ученики, и учителя. Их мир наполнен учением, встречами с гостями пансиона. На выходные дни мальчик оставался в пансионе. Его любимым занятием стало ухаживание за курочками. Он очень к ним привязался. Всю свою любовь, которую он не мог выразить родителям он передавал своим подопечным. Он был настолько храбр и смел, что однажды даже спас свою любимую курочку, которую звали Чернушка, от кухарки, отдав за её спасение самое ценное, что у него было: золотую монету.

Это был добрый и честный мальчик. Его сердце было наполнено состраданием и любовью к окружающим, поэтому у него было много друзей.

Другим миром, показанном в сказке был мир подземного царства. Это был тайный мир, о котором никто ничего не знал. В нём жило много маленьких людей, у которых даже был свой король с министрами. Как мы узнаём из сказки это подземные жители, которые очень боялись, что тайна их существования будет раскрыта и им придётся уходить в неведомые земли в поисках нового пристанища.

Чернушка, спасённая им от кухарки, оказалась министром этого необыкновенного царства. Решив отблагодарить Алёшу за своё спасение она показала ему свой мир. Познакомила его с жителями и сводила на охоту. Чернушке хотелось, что бы мальчик не чувствовал себя одиноким, а знал, что, у него есть друзья, даже когда в пансионе нет других детей. Именно там он получил необычный подарок конопляное семечко. Благодаря этому подарку, Алёша может отвечать любой урок, даже не выучив его.

Мальчик берёт такой подарок с радостью, хотя уже ясно, что все похвалы, которые он будет получать, будут не заслуженными и он ничего не будет знать по своим урокам. Он встанет на путь лицемерия и лжи. В итоге, так оно и получилось.

Из доброго и милого мальчика он превратился в гордого и надменного. Сначала он стыдился незаслуженного расположения к себе всех учителей, но со временем, стыд прошёл. Он стал шалуном. Учителя уже не знали, что с ним делать.

И вот однажды всё изменилось. Семечко пропало. Алёша уже не мог выучить нужный урок. Всё его ликование сменилось отчаянием. Но что же он делает дальше? Он не садится учить уроки, он уже настолько обленился, что предпочитает лишь жалеть себя.

Кульминацией произведения становится момент предательства. Мальчик рассказал учителю о подземном царстве и его жителях. Конечно, Чернушка прощает мальчика. Она помнит всё добро, которое он сделал. Но его трусливый поступок приносит несчастье маленькому народу.

Сказка учит нас, что доброту и честность надо воспитывать в себе хорошими поступками.

Сочинение 2

Главным героем произведения «Черная курица или Подземные жители» является молодой парень по имени Алеша. Он учится в пансионате. У него было огромное количество друзей, которые всегда готовы прийти на помощь или выручить в трудной ситуации. Практически на каждые выходные всех ребят забирали родители домой, а вот нашего главного героя никто не забирал, а все, потому что у него нет родителей. Пока все ребята находились дома и радовали родителей, Алеша сидит в пансионате и очень много читает книг. А когда ему надоедало читать, то он отправлялся на улицу, где гулял и играл один. Больше всего на свете ему нравилось играть с курицами, которых выпускали также прогуляться. Он даже своей любимице дал прозвище Чернуха. Однажды повариха отловила несколько куриц для того чтобы приготовить из них обед и вместе с другими курицами туда же попала и Чернуха. И тогда парень готов был пожертвовать своей золотой монетой, которую он берег до этого времени. И после этого повариха согласилась оставить курицу в живых.

Ночью Алеша увидел сон, в котором главной героиней была курица. Она решила провести его по одной тропе, которая ведет в интересное место. Вот только куда именно она его вела и что это было за место, он так и не узнал, а все, потому что неожиданно проснулся. На следующую ночь он все-таки узнал про это самое место. И им оказалось царство, в котором Чернуха была главной. Здесь жили только человечки маленького роста. Кроме этого здесь она подарила ему одно золотое зернышко, при помощи которого парень может знать все занятия и все уроки даже не открыв при этом учебники. Вот только парень никому не должен рассказывать про то, где он был и что видел.

Шло время, и все были удивлены, почему же он вдруг стал учиться лучше всех и очень быстро учил уроки и знал ответ на любой вопрос. Они много раз пытали мальчика, но он обещал курице не рассказывать ничего и держал свое слово. Вот только это портило парня и постепенно ему не хотелось ни с кем, ни дружить, ни общаться, ведь он считает себя самым умным, а другие намного хуже его. Все больше и больше он стал обманывать не только своих друзей, но и взрослых. И в итоге рассказал всю правду, но никто ему не поверил. И этим он потерял своего единственного друга по имени Чернуха. Она ушла от него, а он обещал, что больше такого не повториться и все будет по-другому. Но изменить уже ничего было нельзя.

Также читают:

Картинка к сочинению Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Популярные сегодня темы

Данное произведение повествует о страшнейшей судьбе одного бойца по имени Андрей. Действие происходит во времена Великой Отечественной войны, в которой герой потерял всю семью.

Поначалу пьеса называлась «Гордым Бог противится». Эта комедия, состоящая из трех действий, была написана Островским в 1853 году, а опубликована — в начале 1854 года.

Что же понимается под словом «культура»? У этого слова есть несколько значений. В основном это понятие используется для обозначения всех аспектов самовыражения и самопознания человека.

Раннее утро у многих вызывает негативное восприятие и ассоциируется с необходимостью вставать в школу или на работу. Поспать подольше в теплой уютной постели кажется гораздо приятнее и важнее

Рождаясь, человек от родителей получает имя и фамилию. Они будут сопровождать его если не всю жизнь, то долгие годы. Но человека называют не только по имени, в течение жизни у него появляются различные прозвища.

Сочинение на тему «Черная курица» Погорельский

Мария Николаевна

Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» рассказывает нам о жизни маленького Алеши. Уже два года он учится в пансионе Петербурга. Он очень прилежный и добрый мальчик, многие любят за его характер.

В будни Алеша счастлив, а в выходные, когда все дети разъезжаются домой, к родителям, Алешу мучает жуткое одиночество, потому что своих родителей он давно не видел. На выходных Алеша кормит курочек, среди которых больше всех любит черную, которой дал имя Чернушка. Мальчик спасает ее от кухарки и выкупает ее, дав монетку. За это Чернушка благодарит Алешу.

Оказывается, что эта курица ‒ министр подземного короля, а под землей живет целый народ. Курочка водит в подземное царство Алешу. Алеша видит там дворцы, залы, рыцарей, волшебных попугаев. Король благодарит Алешу за спасение курицы волшебным семенем, которое позволяет не учить урок и знать его.

С той поры Алеша меняется. Теперь он знает, что он не одинок, и в подземном царстве его почитает сам подземный король, и он знает тайну, которая неизвестна никому. Он становится балованным, проказничает. Вероятнее всего, мальчик просто понимает, что теперь он лучше всех учеников, он зазнается.

Курочка приходит к Алеше и просит исправиться, иначе волшебное конопляное семя больше ему не дадут, и уроки придется учить самому. Но однажды, под страхом быть высеченным, мальчик проговаривается о подземном царстве.

Это влечет за собой плохие последствия ‒ курочка арестована, а все подземные жители вынуждены перебраться жить в другое место. На прощание Чернушка очень просит Алешу стать снова прилежным. И Алеша исправляется, и даже становится примером для товарищей.

Сказка учит нас, что в душе каждого человека есть добро и прилежность, каждый способен достичь цели своим трудом. Ничего в мире нельзя получить просто так, и пользоваться всем готовым не получится, нужно стараться, трудиться.

Усилия нужны и для того, чтобы заслужить любовь и уважение других. Нужно помнить, что те, кто нас любит, могут пострадать от наших слов и дел, и нужно уметь нести ответственность за свои поступки перед этими людьми.

  • Черная рябина рассказ для детей
  • Черная пантера на английском языке как пишется
  • Черная пятница парк сказка
  • Черная подруга алеши в сказке погорельского
  • Черная пятница рассказ на дзен