Черная курица или подземные жители похожие сказки

Задания к сказке а. погорельского черная курица, или подземные жители урок 2 5 класс задание 1: определите, о

Задания к сказке А. Погорельского «Черная
курица, или Подземные жители» (урок № 2) (5 класс)

Задание № 1: определите, о ком из героев
сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» идет речь или
кому принадлежат следующие слова:

№ 1. О ком идет речь? «…Пока дошла до
него очередь, он несколько раз ощупывал лежащую в кармане бумажку с конопляным
зернышком…».

— Алеша.

№ 2. О ком идет речь? «…они едва тащили
ноги, как осенние мухи, и видно было, что они через силу держали свои
копья…».

— Рыцари.

№ 3. О ком идет речь? «…На нем была
светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом, который несли
двадцать маленьких пажей в пунцовых платьях».

— Король подземного царства.

№ 4. Чьи это слова? «…пока оно будет у
тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали».

— Король.

№ 5. Чьи это слова? «…И поэтому
убедительно тебя прошу быть как можно скромнее; ибо в противном случае ты нас
всех сделаешь несчастными, а особливо меня».

— Министр Чернушка.

№ 6. О ком идет речь? «…Не имея нужды
твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети
готовились к классам, занимался шалостями».

— Алеша.

№ 7. О ком идет речь? «…был мальчик
умненький, миленький, учился хорошо…».

— Алеша.

№ 8. Чьи это слова? «Вообрази себе,
душенька, что с тех пор, как она у нас в доме, она не снесла ни одного яичка».

— Жена учителя (учительша).

№ 9. Чьи это слова? «…Помни, однако,
что ты дал честное слово сохранять в тайне все, что тебе о нас известно…».

— Министр Чернушка.

№ 10. О ком идет речь? «…взглянула на
золотую монету, окинула взором окошки дома, чтобы удостовериться, что никто их
не видит, и протянула руку за империалом».

— Кухарка Тринушка.

Задание № 2: расположите события №№ 1 – 15
из сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в нужной
последовательности:

(А) Ему показалось, что стены сделаны из
лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете…; панели и двери были из
чистого золота. (Б) Лет сорок тому назад, в
Санкт-Петербурге … жил-был содержатель мужского пансиона. (В) Наконец…
курочка ему сказала: «Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное
зерно, которое выронил ты на дворе». (Г) На другой день поутру дети,
проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. (Д) В числе
тридцати или сорока детей… находился один мальчик, по имени Алеша. (Е) …соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об
щиты и бросились на черную курицу. (Ж) Но теперь никто не обращал на него
внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова. (З)
Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших,
каких Алеша никогда не видывал. (И) Наконец приехал директор. Приезд его
возвестила учительша… (К) — Возьми это семечко, — сказал король. — Пока
оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой. (Л) В продолжение
нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею. (М) В первый еще
раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу… (Н)
Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук
Чернушку. (О) Алеша … раскрыл рот… и не мог выговорить ни слова! (П)
Проходя мимо кошки, Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у нее лапки…

Ключ:

Буква

Цитата

1

Б

Лет сорок тому назад,
в Санкт-Петербурге … жил-был содержатель мужского пансиона.

2

Д

В числе тридцати или
сорока детей… находился один мальчик, по имени Алеша.

3

Н

Алеша так неожиданно
бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку.

4

И

Наконец приехал
директор. Приезд его возвестила учительша…

5

П

Проходя мимо кошки,
Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у нее лапки…

6

Е

…соскочили со
стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на черную курицу.

7

А

Ему показалось, что
стены сделаны из лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете…; панели и двери
были из чистого золота.

8

К

— Возьми это семечко,
— сказал король. — Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой.

9

З

Вдруг из одного
бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших, каких Алеша
никогда не видывал.

10

Л

В продолжение
нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею.

11

О

Алеша … раскрыл рот…
и не мог выговорить ни слова!

12

Ж

Но теперь никто не
обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с
ним ни слова.

13

В

Наконец… курочка ему
сказала: «Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное зерно, которое
выронил ты на дворе».

14

М

В первый еще раз с тех
пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу…

15

Г

На другой день поутру
дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти.

Задание № 3: напишите сочинение-рассуждение,
ответив на вопрос: «Как вы понимаете слова Чернушки, адресованные Алеше:
«Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку»»? (по сказке
Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»).

Ключ:

Алеша – герой сказки Антония Погорельского «Черная
курица, или Подземные жители». За спасение министра подземного царства Алеша
получил от короля волшебное семечко, благодаря которому мог совершенно не
готовиться к урокам, но при этом отвечать на «отлично». Чернушка, принеся Алеше
потерянное волшебное семечко, говорит о недостойном поведении мальчика и
напоминает, что «пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку».
Попробуем объяснить смысл этих слов Чернушки.

Алеша, получив конопляное зернышко, быстро забыл, что
похвалы, которые он слышит, — вовсе не заслужены им. Мальчик решил, что он
самый умный ребенок на свете, стал гордым, заносчивым, самолюбивым. Его
перестали любить и уважать одноклассники. От долгого безделья Алеша отвык
готовиться к занятиям, и потому урок, заданный ему учителем в качестве
наказания, оказался для него непосильной задачей. Алеше очень трудно удалось
войти в привычную жизнь обычного школьника.

Прав оказался министр Черная курица, говоря, что
дурные привычки приобрести легко, а вот избавиться от них бывает очень трудно.

Задания к сказке А. Погорельского «Черная
курица, или Подземные жители» (урок № 2) (5 класс)

Задание № 1: определите, о ком из героев
сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» идет речь или
кому принадлежат следующие слова:

№ 1. О ком идет речь? «…Пока дошла до
него очередь, он несколько раз ощупывал лежащую в кармане бумажку с конопляным
зернышком…». № 2. О ком идет речь? «…они едва тащили ноги, как
осенние мухи, и видно было, что они через силу держали свои копья…». № 3.
О ком идет речь? «…На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим
мехом, с длинным шлейфом, который несли двадцать маленьких пажей в пунцовых
платьях». № 4. Чьи это слова? «…пока оно будет у тебя, ты всегда
знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали». № 5. Чьи это слова?
«…И поэтому убедительно тебя прошу быть как можно скромнее; ибо в противном
случае ты нас всех сделаешь несчастными, а особливо меня». № 6. О ком
идет речь?
«…Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то
время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями». № 7.
О ком идет речь? «…был мальчик умненький, миленький, учился хорошо…».
8.
Чьи это слова? «Вообрази себе, душенька, что с тех пор, как она у
нас в доме, она не снесла ни одного яичка». № 9. Чьи это слова?
«…Помни, однако, что ты дал честное слово сохранять в тайне все, что тебе о нас
известно…». № 10. О ком идет речь? «…взглянула на золотую монету,
окинула взором окошки дома, чтобы удостовериться, что никто их не видит, и
протянула руку за империалом».

Задание № 2: расположите события №№ 1 – 15
из сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в нужной
последовательности:

(А) Ему показалось, что стены сделаны из
лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете…; панели и двери были из
чистого золота. (Б) Лет сорок тому назад, в
Санкт-Петербурге … жил-был содержатель мужского пансиона. (В) Наконец…
курочка ему сказала: «Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное
зерно, которое выронил ты на дворе». (Г) На другой день поутру дети,
проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. (Д) В числе
тридцати или сорока детей… находился один мальчик, по имени Алеша. (Е) …соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об
щиты и бросились на черную курицу. (Ж) Но теперь никто не обращал на него
внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова. (З)
Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших,
каких Алеша никогда не видывал. (И) Наконец приехал директор. Приезд его
возвестила учительша… (К) — Возьми это семечко, — сказал король. — Пока
оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой. (Л) В продолжение
нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею. (М) В первый еще
раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу… (Н)
Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук
Чернушку. (О) Алеша … раскрыл рот… и не мог выговорить ни слова! (П)
Проходя мимо кошки, Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у нее лапки…

Задание № 3: напишите сочинение-рассуждение,
ответив на вопрос: «Как вы понимаете слова Чернушки, адресованные Алеше:
«Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку»»? (по сказке
Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»).

На чтение 5 мин. Просмотров 2
Обновлено

Самобытность его писательской манеры была по достоинству оценена писателями пушкинского круга, способствовавшими успеху его произведений у современников.

О чем сказка Черная курица

Эта сказка о мальчике, который жил и учился в пансионе для мальчиков. Его звали Алёша. Он был добрый, мечтательный и романтический ребенок. В свободное время он читал книжки про рыцарей, мечтал о встрече с родителями. Его, иногда, выпускали гулять во двор, где жили курицы, и одну из них — Чернушку, он очень любил. Он приносил птичкам крошки, наблюдал за ними. Однажды, кухарка решила зарезать Чернушку и приготовить из нее обед, но Алёша выкупил птичку за единственную свою золотую монету. Курица оказалась министром подземных жителей, и тайком ночью провела Алёшу к царю. В награду за спасение министра, царь выполнил желание ребенка — всегда знать урок на отлично, не прилагая усилий. Взамен с него взяли обещание, ни при каких обстоятельствах, не рассказывать про подземных жителей. Алёша стал лучшим учеником, загордился и обленился, а раньше он был старательным и ответственным. Однажды он потерял зёрнышко и не сдал урок, но Чернушка принесла ему его на следующий день и Алеша справился с заданием. Учитель посчитал, что Алёша специально не сдал урок в предыдущий раз, а ученики подтвердили, что он не занимался. Алёшу наказали и он рассказал про подземных жителей. После этого его стали считать обманщиком, а Чернушку наказал подземный царь и весь их народ переехал.

Список похожих конспектов

А. Погорельский Черная курица или Подземные жители Муниципальное автономное образовательное учреждение. . «Средняя общеобразовательная школа №1». Урок литературного чтения. А. Погорельский. … А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители Тема: А. Погорельский  «Черная курица, или подземные жители». Цель:.  анализ сказки Погорельского через погружение в текст. Задачи:.  1. Формирование … Чёрная курица, или Подземные жители Урок 21. А. Погорельский. . «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Цели урока:. познакомить учащихся с личностью А. … Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон Технология проблемного обучения. . . Метод группового взаимодействия. Тема: «Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон». Цель:. … Убийца или спаситель План-конспект урока литературы по теме «Убийца или спаситель». . (Урок-диспут по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Урок … Сказка мудростью богата или как стать сказочником? Защита проектов «Как стать сказочником?». Цели:. . раскрыть нравственный смысл сказок, рассмотреть категории добра и зла на примере прочитанных … Сборник притч или философские сказки . Сборник притч. или философские сказки. С О Д Е Р Ж А Н И Е. Введение……………………………………………………………………………..9. … Раскольников: страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? Утверждаю: директор школы № 28. Набалова «Раскольников: страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?». … Парадокс, или Человек создан для счастья, как птица для полета ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук. Урок литературы в 8 классе. . на тему:. «Парадокс,. или Человек создан для счастья, как птица для полета». … Не убивайте в себе ребёнка, или Философский взгляд на мир в романе «Пре-ступление и наказание 1001 идея интересного занятия с детьми. . «Не убивайте в себе ребёнка, или Философский взгляд на мир в романе «Преступление и … Майская ночь, или Утопленница Тема:. Заключительный урок по повести «Майская ночь, или Утопленница». Цель:. обобщение и систематизация изученного материала по творчеству … Кто прав:Настя или Митраша? Камилова Разина Вильсуровна. . МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа». . Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, … История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской… История жизни Матрёны Васильевны,. или Слово о спасении души русской…. . /урок по рассказу А. И. Солженицына. «Матрёнин двор»/. Цели и задачи:. … Домашние птицы: курица 8. . Урок развития речи в 3 классе. Тема:. Домашние птицы: курица. Цель. : Уточнение и расширение представлений о домашней птице-курице. Задачи:. … Дикая собака динго или Повесть о первой любви МОУ «Макуловская средняя общеобразовательная школа». Верхнеуслонского района Республики Татарстан. Книга о первой юношеской … Виновен ли Раскольников в совершённом им преступлении? или Суд над Раскольниковым Виновен ли Раскольников в совершённом им преступлении? или. Суд над Раскольниковым. Внеклассное мероприятие по литературе и обществознанию с …

Жанр произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Произведение имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру романтической сказки. Здесь есть характерное для романтизма двоемирие: мир реальный – пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное царство. Причём эти два мира не изолированы друг от друга. Например, Чернушка в действительности обычная курица, а в волшебном мире – заслуженный министр.

С волшебной сказкой произведение роднит наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора. Анализ рассказа «Чёрная курица» это явно показывает.

Основная идея

Из краткого содержания сказки можно сделать два вывода:

  1. Всего нужно добиваться упорным трудом, а не надеяться на чудо.
  2. Свято хранить доверенные тебе секреты друга, особенно когда знаешь, что раскрытие тайны может ему повредить.

Для ознакомления с повестью, потребуется всего два с половиной часа, поэтому рекомендуем читать эту увлекательную сказку в оригинальной авторской версии.

Эта загадочная история говорит нам и о том, что рядом с нами может быть волшебство. Но если мы хотим удержать его, стоит быть просто хорошими людьми. Не задаваться и не презирать других. Это главный урок, который стоит вынести из повести.


Введение

Конспект урока будет удобен для 5 класса
на уроке литературы, здесь есть цель и задачи, соблюдены этапы урока,
организационный момент, работа в тетради, актуализация знаний, сообщение о
писателе, изучение нового материала, работа в группах, физкультминутка, беседа,
нравоучительное содержание сказки, итог урока, домашнее задание.

Конспект
урока по литературе для 5 класса на тему:  «А.
Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители.  Фантастическое и
достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

Цель
урока:
формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков
главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные
жители»;
 развитие   навыков   выразительного  
чтения.   Сказочное   и
реальное
в жизни. Воспитание чувства честности, доброты, умение нести
ответственность за свои поступки.

Задачи
урока:


познакомить учащихся с личностью А. Погорельского;


показать, в чем нравоучительный смысл сказки;


повторить знания учащихся о сказке;


развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;


развивать умение обобщать проанализированный материал;


продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать
выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки;


духовно – нравственное воспитание учащихся.

Ход
урока

  1. Орг.
    момент.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок
попадём.

Слушай, думай,
наблюдай,

Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно
закрывайте.

Сказку в душу
пропускайте.

8. Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими
руки,

Навстречу солнцу и
ветрам.

Он свят в любое время
суток,

Открыт для нас в жару и
стынь,

Входи сюда, будь
сердцем чуток,

Не оскверняй его
святынь. (С.Смирнов)

Оформление
записей в тетради. Работа с эпиграфом.
Откройте тетради, запишите число и
тему:
«Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные
жители.
 Фантастическое и
достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Запишите эпиграф :
«Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Это высказывание А.С.
Пушкина  известно каждому. Как ее следует понимать?
В чём состоит
главная особенность русских народных сказок? Каковы уроки русских народных
сказок?

(Добро всегда
побеждает зло. Зло всегда наказано).

Как вы думаете,
почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эти слова? (Формулирование
учащимися целей урока)

3.      Актуализация
знаний.

Что такое
сказка? ( Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто
фантастических событиях и приключениях.)

·        
Какие
виды сказок вы знаете? Чем отличается литературная  сказка от народной? Какие
народные сказки знаете?

4.
Слово учителя.

— Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской
литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15-17 веков.
Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры
возникает в России со второй половины 18 века.
Сказочная
стихия проникала во все жанры литературы — поэму, повесть, роман. Почти все
русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой,  Салтыков
— Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..

— Со
сказками этих писателей вы познакомились в раннем возрасте. А когда произошло
ваше знакомство со сказкой А. Погорельского?

— Что
вы знаете об авторе этой сказки?

5.
Сообщение о писателе (индивидуальное задание).

Слово учителя
      В 1783 г. в Тульской губернии, в
имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том,
что после смерти отца он учился в частном пансионе.
      Еще один писатель, Алексей Алексеевич
Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже
некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось
очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные
пансионы?
      Существительное пансион образовано
от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв.
пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном
содержании и обучались разным наукам.
      Представьте себе русских дворян, которые
живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях
России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути
на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра),
два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до
нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для
крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в
губернских городах.
      В семьях рождаются дети. По закону того
времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы
обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в
далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими
детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы
жить и учиться за определенную — довольно большую — плату.
Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители
обычно возвращались домой, в свое поместье.
      Телефонов в то время не было, телеграфа
тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город.
Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона…
      — Какие бы чувства испытали вы,
оказавшись в такой ситуации?
      Отдавали детей в пансионы и дворяне,
которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в
Санкт-Петербурге.
      Мы сегодня будем читать сказку, в которой
главный герой живет в таком пансионе.
      Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу
Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему
частных учителей — тогда это называли домашним образованием.
Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора
философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война
1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в
этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
      В 1817 г. у Алексея Перовского родился
племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был
Алексей Константинович Толстой, впоследствии знаменитый русский писатель и
поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком
из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и  в 1829
году сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но
опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.
      — Что такое псевдоним?

Псевдоним — придуманное
литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под литературным
псевдонимом Антония Погорельского. /Имение писателя называлось
«Погорельцы», и это имя стало связано с ним навсегда.

Итак, я хочу
пригласить вас  в путешествие по страницам необычайного произведения Антония
Погорельского.

– В какое время происходят
события? С тех прошло больше 180 лет. Скажите, а русский язык изменился с тех
пор? Все ли слова были понятны?

Ребята, пояснения
незнакомых слов есть на листках перед каждым из вас, поэтому в случае
затруднения вы можете к ним обратиться.

Кто же
 главный герой этого произведения?

Кто
такой Алёша? Как он попал в пансион? (Рассказ учащихся о том , как Алеша
оказался в пансионе)

Давайте сейчас вспомним, какая с
ним произошла история. .Проведём это в форме краткого   пересказа эпизодов с помощью 
иллюстраций – слайдов к сказке.

Работаем
 в группах.

1
группа готовилась к работе над эпизодом «Алеша в пансионе»

1.      Расскажите
о любимых занятиях Алеши.

2.      Почему
Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

3.      Кого ждали
в гости учитель и его жена? Как в их доме готовились к встрече гостей?

4.      Как Алёша
спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке,
и курочка убежала)

2 группа « Неудачная попытка»

5.      Чего
испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под
неё вышла курочка)

6.      Куда
Чернушка повела Алешу?

7.      Кого
испугался Алеша и почему?

8.      Как
Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась
большая, и отбивалась от рыцарей)

9.      Почему в
первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?

3 группа «Алеша в Подземном
городе»

10.  Как Алеше все –
таки удалось попасть в Подземное царство?

11.  Кем оказалась
Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

12.  Что увидел мальчик
в подземном царстве?

13.  Какое желание
загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)

14.  Какой предмет
подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

15.  Какое условие
поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)

16.  Как отнёсся к
Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)

4 группа «Алеша и жители
Подземного города»

17.  Найдите в тексте и
прочитайте описание сада в Подземном царстве

18.  Какие диковинные
звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)

19.  На кого охотятся в
Подземном царстве?

20.  Что узнал Алеша о
жителях Подземного царства?

21.  О чём
попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит
быть скромным?

5 группа «Жизнь Алеши после
подарка короля»

22.  Как 
ведёт себя Алёша  после подарка короля?

23.  Что
произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

24.  Как
был наказан мальчик?

25.  Расскажите
о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?

26.  Что
произошло с министром (Чернушкой) и  жителями Подземного царства после
предательства Алеши?

Физкультминутка

Раз
— мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три —
руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на
место сесть опять

Рисуй
глазами треугольник

Рисуй
глазами треугольник.

Теперь
его переверни

Вершиной
вниз.

И
вновь глазами

ты
по периметру веди.

Рисуй
восьмерку вертикально.

Ты
головою не крути,

А
лишь глазами осторожно

Ты
вдоль по линиям води.

И
на бочок ее клади.

Теперь
следи горизонтально,

И
в центре ты остановись.

Зажмурься
крепко, не ленись.

Часики
Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Облако

Нарисуйте
глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

                    
Проведем, друзья, сейчас

Упражнение
для глаз.

Вправо,
влево посмотрели,

Глазки
все повеселели.

Снизу
вверх и сверху вниз.

Ты,
хрусталик, не сердись,

Посмотри
на потолок,

Отыщи
там уголок.

Чтобы
мышцы крепче стали,

Смотрим
мы по диагоналям.

Мы
не будем циркуль брать,

Будем
взглядом круг писать.

А
теперь слова напишем.

Чьи
же буквы будут выше?

«Папа»,
«мама», «дом», «трава» —

За
окном у нас видна.

За
окно ты посмотри.

Что
ты видишь там вдали?

А
теперь на кончик носа.

Повтори
так восемь раз —

Лучше
будет видеть глаз.

Глазки
нас благодарят,

Поморгать
нам всем велят.

Плавно
глазками моргаем,

Потом
глазки закрываем.

Чтобы
больше было силы,

К
ним ладошки приложили.

(Дети
закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами
тепло от рук.)

Раз,
два, три, четыре, пять —

Можно
глазки открывать!

Аналитическая
беседа.
Фантастическое
и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

Ребята, мы завершили
обсуждение содержания произведения Погорельского.
— Как вы
докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII
века?

— Какие
события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными фантастическими?
, (волшебное
число “3” – три сна

волшебный предмет
– конопляное зёрнышко

чудесные
превращения

курица
разговаривает с Алёшей.

А есть ли отличие
этой сказки от народной?

У нашей сказки
есть автор, а у народной его нет.

Это
литературная сказка

Ребята,
еще в начале урока мы сделали акцент на том, что сказки могут быть волшебными,
бытовыми и о животных. К какому виду сказок вы бы отнесли «Черную курицу…»
Почему? (ответы детей)

— Какие
особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а
реальная история?
      — Какие факты, описания показывают нам
действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами
события и обычаи той эпохи?
      — Могла ли такая сказка быть народной?

Сделаем вывод: сочетание
реального и фантастического — одна из особенностей литературной
сказки.
            — Похож
ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или
отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
      Дети заметят, что герой народной сказки
однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной
сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В
сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера,
главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это
заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно
относиться к своей жизни.
      Есть еще один важный вопрос, на который
могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей
двести лет назад.
      Дети могут удивиться тому, какие уроки
(домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы
текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок
и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения
называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало
в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда
главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная
истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том,
чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего
нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
      Несмотря на то что наука постепенно
развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили
анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное
церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике
оказалась исключительно велика.
      В течение последних двух столетий
педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения.
Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а
те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску.
Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять
объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого
мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь
анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы.
Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся
сравнивать.
      — Если бы мы получили волшебное
семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по
математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную
программу?
      Семечко помогало воспроизводить, повторять,
от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу
или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь
опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

III. Нравоучительное содержание сказки
Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей.
Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду
принадлежит эта сказка?
      — Чему учит пример превращения Алеши? (
Человек
должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным
трудом может приносить радость и счастье.
)

— Автор в
этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в
которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.
      1) «Совесть часто его в том упрекала,
и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе
того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила
выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не
исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей
учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142).
      2) «— Не
полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться
от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в
дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно
и строго смотреть за собою» (с. 146—147).
      3) «…для исправления самого себя
необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147).
Подведение итогов урока.

Вернемся
к эпиграфу. Какой урок извлекли вы из сказки А. Погорельского «Черная курица,
или подземные жители»?

Выставление
оценок учащимся за работу на уроке.

Домашнее
задание

Сочинение
– миниатюра «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »

  • Черная курица или подземные жители кто автор сказки
  • Черкес по английски как пишется
  • Черешня сказка описание сорта фото отзывы морозостойкость опылители
  • Чери помидор как пишется
  • Чернавка из какой сказки пушкина