Черная курица или подземные жители характеристика алеши 5 класс таблица из сказки

Погорельский антоний, сказка черная курица или подземные жители жанр: авторская волшебная сказочная повестьглавные герои сказки черная курица и их характеристикиалеша,


Погорельский Антоний, сказка «Черная курица или Подземные жители»

Жанр: авторская волшебная сказочная повесть

Главные герои сказки «Черная курица» и их характеристики

  1. Алеша, мальчик 10 лет, добрый и жалостливый, веселый товарищ. но получив волшебное семечко, он становится гордым, надменным. проказливым. Алеша предает доверие подземных жителей и мучается стыдом. Он снова исправляется.
  2. Чернушка, одновременно курица и министр. Добрый, ласковый, справедливый, благодарный. При этом мудрый и внимательный политик. Наказан за проступок Алеши.
  3. Учитель, считал, что Алеша его обманывает и высек мальчика розгами. Впрочем тогда это было нормой воспитания.

План пересказа сказки «Черная курица»

  1. Старый пансион в Петербурге
  2. Мальчик Алеша и его Чернушка
  3. Спасение Чернушки, золотой империал
  4. Директор  не рыцарь
  5. Первый визит Чернушки
  6. Неосторожность Алеши и черные рыцари
  7. Второй визит Чернушки
  8. Подземный мир
  9. Король
  10. Конопляное семечко
  11. Сад и зверинец
  12. Охота на крыс
  13. Характер Алеши меняется
  14. Потеря семечка
  15. Возвращение семечка и порицание Чернушки
  16. Предательство и порка
  17. Прощание с Чернушкой
  18. Болезнь и исправление.

Кратчайшее содержание сказки «Черная курица» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Алеша спасает курицу Чернушку от кухарки, и та в благодарность зовет его за собой
  2. В первый раз рыцари не дают им пройти, но на вторую ночь Алеша оказывается в подземном мире
  3. Король благодарит Алешу за спасение министра и дарит конопляное семечко
  4. Алеша видит чудеса подземного мира и участвует в охоте на крыс
  5. Алеша становится непослушным, гордым и его перестают любить товарищи, а учитель угрожает поркой.
  6. Алеша рассказывает о подземных жителях и те вынуждены уйти в далекие края, Алеша болеет, выздоравливает и исправляется.

Главная мысль сказки «Черная курица»
Ценность представляет только то, что добыто своим трудом, а доставшееся даром только развращает человека

Чему учит сказка «Черная курица»
В этой сказке скрыто много уроков. Прежде всего о том, что надо быть честным, добрым, прилежным, чтобы тебя любили товарищи. Надо уметь держать слово и не подводить тех, кто тебе доверился. Надо уметь терпеть боль, но не становится предателем. Нельзя быть злым, гордым, заносчивым, нельзя хвастать своим превосходством.

Отзыв на сказку «Черная курица»
Это очень красивая и поучительная история про мальчика Алешу, который был добрым и милым, но стал злым и гордым, получив волшебную возможность не учить уроков. Мальчик загадал неправильное желание, и его исполнение принесло вред и самому Алеше, и подземным жителям. Но тем не менее, я сочувствовала Алеше и искренне радовалась, когда он исправился. Конечно жаль, что Чернушка и его товарищи покинули Петербург, но я верю, что они нашли не менее хорошее место в другом городе.

Пословицы к сказке «Черная курица»
Давши слово держись, а не давши крепись.
От слова спасение, от слова и гибель.
Долг платежом красен.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Черная курица»
Был в Петербурге старый пансион в котором училось 30-40 мальчишек и в том числе десятилетний Алеша. Алешу привезли в пансион родители издалека и заплатили за несколько лет вперед.
Алешу любили в пансионе, он был милым и послушным мальчиком. Только по субботам он сильно скучал, когда его товарищей разбирали родители.
Алеша любил стоять у забора и смотреть через дырочки на улицу, ожидая волшебницы. Также мальчик любил кормить курочек и особенно среди них любил Чернушку.
Однажды на новогодних каникулах Алеша увидел, как кухарка поймала Чернушку, и в слезах бросился к ней, умоляя оставить Чернушку. Чернушка вырвалась из рук кухарки и Алеша отдал ей империал, чтобы та ничего не рассказала учителю.
В это время приезжает директор и Алеша думает увидеть рыцаря, но видит лысого старичка.
Весь день Алеша играет с Чернушкой, а потом отправляется спать. Вдруг мальчик услышал как кто-то позвал его по имени, и из-под простыни вышла Чернушка.
Чернушка обратилась к Алеше человеческим голосом и позвала мальчика за собой. Чернушка говорила Алеше ничего не трогать, но он хотел взять за лапку кошку. Та мяукнула, разбудила попугая, попугай громко закричал. Чернушка сказала, что наверно это разбудило рыцарей.
Они спустились в большую залу и два рыцаря напали на Чернушку. Алеша испугался и пришел в себя в своей постели.
На следующий вечер Чернушка вновь пришла к Алеше. Алеша по пути ничего не трогал и Чернушка привела его в невысокую залу. Из боковой двери вышли маленькие человечки, следом рыцари и наконец король.
Король поблагодарил Алешу за спасение министра и мальчик с удивлением узнает в министре Чернушку.
Король просит Алешу загадать желание и мальчик желает, чтобы он знал все уроки, которые были заданы.
Король дал Алеше конопляное семечко, но предупредил, чтобы он молчал обо всем увиденном.
После того, как король ушел, министр стал показывать Алеше подземный мир. Повсюду были драгоценные камни. Они осмотрели сад с  деревьями из мха и зверинец с крысами и кротами.
Потом они отправились на охоту. Алеша сел на палочку с лошадиной головой и все поскакали по переходам. Охотники загнали нескольких крыс.
После охоты мальчик спросил о том, кто такие подземные жители. Чернушка рассказал, что раньше они выходили наверх, но давно уже прячутся от людей. И если люди про них узнают, им придется отправится в далекие края.
Алеша очнулся в своей постели.
После этого он стал легко отвечать все уроки, пользуясь помощью конопляного семечка. Алеша постепенно стал привыкать к похвалам, стал гордым и непослушным. Алеша стал много шалить. Однажды учитель задал ему выучить 20 страниц, Алеша раскрыл рот, но не сказал ни слова. Алеша потерял семечко и долго с отчаянием искал его, взывая к помощи Чернушки.
Алешу оставили на хлебе и воде, ведь он не мог выучить текст. Ночью к нему пришла Чернушка, отдала ему семечко и сказала, что не узнает мальчика.
Алеша смело пошел на урок и ответил все 20 страниц. Учитель удивился и потребовал рассказать, как Алеша успел все выучить.Кто-то из учеников сказал, что Алеша не брал в руки книгу. Учитель решил, что Алеша его обманывает и наказал его. Принесли розги и вне себя от страха Алеша стал говорить про подземных жителей. Учитель решил, что мальчик обманывает и рассвирепел. Алешу высекли.
У Алеши больше не было семечка. Вечером пришел Чернушка, укорил мальчика, простил его и сказал, что должен вместе с народом отправится в далекие земли. Руки Чернушки были скованы цепью.
Утром Алешу нашли в сильной горячке. Когда мальчик выздоровел он снова стал тихим и добрым, послушным и прилежным. Его вновь полюбили товарищи.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Черная курица»

Черная курица или подземные жители характеристика алеши 5 класс таблица из сказки

Черная курица или подземные жители характеристика алеши 5 класс таблица из сказки

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители

Произведение по жанровой направленности относится к сказочной повести, отличающимся необыкновенным сюжетным действием, напоминающим фантастические события.

Основной темой повести является рассуждения о правильном воспитании детей, характеризующемся в передаче им положительных человеческих качеств в виде доброты, ответственности за ближнего, сострадания.

Композиционная структура повести представляет собой четырехчастное построение в виде экспозиции, заключающейся в предыистории событий, разворачивающихся непосредственно в ходе повествовательного сюжета, завязки, где главный герой заступается за любимую курицу, кульминации, подчеркивающей наивысшую точку напряжения всех сюжетных проблем, а также развязки-эпилога, в котором происходит разоблачение предательства подземных жителей и их уход.

Главным героем произведения является мальчик Алеша, изображенный писателем в качестве умного, любознательного, романтического ребенка, отличающегося одновременно щедростью, старательностью, добротой, скромностью, но при этом проявляющим ветреность, лукавство, самоуверенность и самолюбие.

Вторым персонажем повести, играющим ключевую роль, становится любимая курица мальчика Алеши по кличке Чернушка, описанная автором как ласковая, благодарная и добрая птица.

Стилистически повесть представляется глазами ребенка, демонстрирующими своеобразие детского мышления и отличающимися свободной, разнообразной лексикой с редким включением в повествовательный текст архаизмов и устаревших речевых оборотов, а также эмоциональными, живыми, непринужденными диалогами.

Сюжетная линия произведения имеет в своем динамическом развитии два мира, в которых оказывается главный герой. Первый мир сталкивает его в пансионе с курице-министром Чернушкой, которую он спасает. Затем мальчик попадает в фантастическое подземелье, где король гномов одаривает Алешу конопляным семечком, помогающим отвечать на уроках. Этот подарок становится для Алеши серьезным испытанием, поскольку в результате использования зернышка поведение мальчика портится, он проявляет лень, зазнайство.

Однако семечко теряется, а сказочное повествование завершается болезнью мальчика, по окончании которой он возвращается к себе прежнему, послушному и ответственному ребенку.

Смысловая нагрузка повести заключается в необходимости воспитания у ребенка положительных черт характера, позволивших ему в будущем стать настоящим человеком.

Анализ 3

Воспитательное значение

Произведение твердит нам о главном: все мы честны и благородны в наших сердцах, но к добру себя нужно приучать. Быть честным, ответственным, заслужить признание и любовь окружающих — все это требует усилий. В противном случае несчастье может угрожать даже тому, к кому мы привязаны, и кто дорог нам. Истинное чудо может возможно лишь один раз, и нужно быть готовым и достойным к нему. Нужно учить себя скромности, трудолюбию, честности, уважению к людям, доброте. Нужно жестче обращаться с самим собой. Достигать своих целей нужно самому.

Нужно жить без лжи, быть смиренным, прислушиваться к другим людям. Нельзя превозносить себя так, будто ты лучше, быть эгоистом. Нужно прислушиваться к совести.

Черты стиля

Своеобразное мышление мальчика, героя рассказа, видевшего многие события произведения, помогло автору выбрать изобразительные инструменты. Поэтому читателям интересно наблюдать за историей в «Черной курице».

Автор, профессиональный в выдуманных историях, также не оставил без внимания детальную реконструкцию настоящей жизни. Словно полон деталей, словно с реальности, набросал картину прекрасного Петербурга, если быть точным, одной из его древнейших улиц — Первой линии Васильевского острова с ее тротуарами, сделанными из дерева, маленькими домами, покрытыми голландской плиткой, и свободными внутренними дворами, окруженными барочными досками. Погорельский внимательно и детально описал наряд Алеши, украшение стола, мудреную прическу жены учителя, выполненную в популярном на тот момент стиле, и многие другие предметы петербургской жизни XVIII века.

В бытовых событиях истории проскальзывает легкая насмешливая улыбка писателя. Так создаются эпизоды, воспроизводящие веселую суматоху в квартире преподавателя до того, как приехал директор. «Черная курица» легка и понятна людям сегодняшнего мира. Практически нет архаичной лексики, устарелых поворотов разговора. И наравне с этим история построена на разнообразии в стилях. Это эпическая неторопливая экспозиция, эмоциональный рассказ о спасении Чернушки, о замечательных инцидентах, происходивших с подземными жителями. Зачастую писатель обращается к обычной, реалистичной и живой беседой между героями рассказа.

Анализ произведения

Автор написал эту сказку для своего племянника Алексея Толстого, будущего известного писателя. В книге переплетается реальный и вымышленный мир.

Краткое содержание

Алеша уже несколько лет жил вдали от родного дома в мужском пансионе в Петербурге. Это был милый, добродушный и послушный мальчик.

Он сильно тосковал по дому и родителям. На выходные его друзей забирали домой, а Алеша оставался в пансионате и ухаживал за курами. Среди всех он особенно выделял Чернушку. Как-то мальчик увидел, что кухарка собиралась зарубить ее. Алеша вступился за свою любимицу и выкупил ее.

Ночью к нему пришла эта курица и позвала его пойти с ней. Чернушка привела мальчишку в удивительный подземный город, где было много чудес. Курица там превратилась в человека и стала министром.

В этом городе был Король, который мог не тратить свое время на выполнение домашнего задания и уроков, но он знал весь материал на «отлично».

Мальчика предупредили, что все знания и всё, что он увидит в этом месте, должно быть в секрете, никому нельзя рассказывать, а нужно хранить эту тайну. Вскоре он узнал про волшебное конопляное семечко, которое позволяет не учить уроки, а знать все. Ему его подарили. Эта история изменила Алешу. Он стал избалованным, заносчивым, по этой причине друзья перестали с ним общаться.

Однажды мальчик потерял семечко. Из-за этого он не знал предмета. На уроке учитель спросил его, но Алеша ничего не смог ответить. Тогда его строго наказали розгами. Мальчик не смог больше хранить секрет, поведал учителю тайну о необычном подземном городке и волшебном зернышке.

В эту же ночь к Алеше пришла его любимица в последний раз. Подземным жителям нужно немедленно оставить свой город навсегда, так как их секрет был раскрыт.

Эта ситуация сильно повлияла на мальчика, со временем он снова стал добрым, послушным и приобрел преданных и верных друзей.

По краткому содержанию «Черная курица, или Подземные жители» можно составить следующий план очень сжатого пересказа:

  1. Пансион и тоска по родному дому.
  2. Заботливый Алеша.
  3. Спасение любимицы.
  4. Поход в подземелье.
  5. Волшебное семечко.
  6. Изменение мальчика в худшую сторону, потеря друзей.
  7. Потеря.
  8. Суровое наказание.
  9. Предательство и раскрытие тайны.
  10. Прощание с курицей.
  11. Исправление мальчика.

Основная мысль и действующие лица

В произведении описываются основные и второстепенные действующие лица.

Среди них выделяют следующих главных героев:

  • Алеша — мальчик 10 лет. Добрый, отзывчивый, веселый, милосердный, ранимый. Много фантазирует и мечтает.
  • Чернушка — обычная курица, а в подземелье она является министром, причем добрым, мудрым, верным и справедливым человеком.

Основная мысль — уметь держать свое слово, хранить тайны, не предавать близких и тех, кто доверился. Также важно добиваться всего своим трудом, а не ждать чуда и надеяться на волшебство. На примере героев автор показал, что нужно быть добрым, верным, преданным, честным, отзывчивым. Также человек должен быть благородным, милосердным.

Не стоит показывать свое превосходство, гордиться собой и быть заносчивым, так можно остаться в одиночестве, без друзей. Но всегда непоздно измениться, осознать свое неправильное поведение, что и сделал Алеша.

Главный герой не прошел испытание и не оправдал доверие жителей подземного города. Хорошо, что он понял, как был неправ, и исправился. К этому произведению прекрасно подходит пословица: «Давши слово — держись, а не давши — крепись».

Краткое содержание

В сюжете рассказывается о мальчике Алеше, который уже 2 года проживает в пансионате, чувствует себя одиноким и забытым родителями. Все свободное время он проводит за чтением книг и игрой с местной курицей. Однажды он даже спасает птицу: ее хотела пустить на суп кухарка, но он смог уговорить ее этого не делать.

А ночью Алеша увидел курицу в своей комнате, она пригласила мальчика в свой сказочный подземный город, где занимала высокую должность министра. По пути в королевский замок молодой человек встречал необыкновенные и чудесные вещи.

Во дворце его сопроводили к королю, правитель поблагодарил мальчика за спасение Чернушки и предложил награду в виде исполнения любого желания. Алеша пожелал никогда не учить уроки, но при этом знать все ответы на вопросы преподавателей. Глава королевства вручил герою зернышко, которое исполнит желание, и наказал никому не рассказывать про сказочный город и его жителей.

После возвращения в пансионат, желание мальчика и впрямь начало сбываться. Он показывал лучшие результаты в классе. Он не проводил часы за учением, но знал тему и материал наизусть. Но это стало влиять на его характер. Когда-то добрый и скромный мальчик превратился в заносчивого и эгоистичного ученика, с которым перестали дружить сверстники.

Однажды Алеша сильно провинился, учитель велел выпороть его розгами, чтобы избежать наказания, он рассказал преподавателю тайну, которую хранил. Взрослый педагог, естественно, не поверил в сказки о волшебном городе и высек сорванца. А затем мальчик обнаружил, что зернышко исчезло.

Ночью к нему вновь явилась Чернушка, она пришла проститься. Курица рассказала, что из-за того, что мальчик проговорился, обитатели королевства должны покинуть город. Он осознал свою вину, стал дружелюбнее и добрее к окружающим. Ученики и педагоги вновь полюбили Алешу из сказки о черной курице.

Вариант 2

Центральной идеей произведения является воспитание детей. Автор писал произведения для своего племянника, а теперь с этими героями знаком каждый школьник.

Алеша

Мальчик, проходящий обучение в пансионе и тоскующий по родным, которые живут далеко от Петербурга и не могут навещать и забирать его по выходным. Алеша умный и очень любит читать, все свободное время он занимает книгами, тем самым заменяя общение с родными. Еще одно из его любимых занятий – кормление кур во дворе.

Однажды герой спасает курочку (свою любимицу – Чернушку), которая оказывается волшебным существом и в благодарность дарит ему конопляное семечко. Мальчик дает слово не рассказывать никому о волшебном царстве. Получив зернышко, а с тем и возможность знать весь материал, который дают в учебном заведении, Алеша становится ужасным шалопаем, ленивым и к тому же грубым. Рассказав о волшебном царстве учителю, герой обрекает его жителей на переселение в далекие края. После чего к нему приходит осознание вины содеянного, и мальчик становится прежним умным и добрым ребенком.

Чернушка

Курица, спасенная Алешей от ножа кухарки и оказавшаяся министром подземного царства. Чернушка открыла перед мальчиком подземное царство. Наблюдая, как портится характер ребенка благодаря возможностям конопляного зернышка, предостерегает о последствиях и советует исправиться. Из – за предательства мальчика, жители подземелья заковали главного министра в цепи и покинули пансион.

Король

Герой отличается справедливостью и мудростью. За спасение своего подданного дарит Алеше волшебное зернышко, взяв при этом обещание о молчании. После предательства, вместе с подчиненными он вынужден покинуть свои владения.

Учитель

Это справедливый и требовательный человек, его цель – воспитать честных и образованных людей. Поэтому он строг к своим ученикам и держит дисциплину на высоком уровне. Однако наказание не является преимущественным в его методике, а первым, кто подвергся порке в пансионе стал Алеша.

Жена учителя

Женщина, отвечающая за хозяйственную часть в пансионе.

Кухарка Тринушка

Добрая и довольно не глупая женщина. Решает приготовить Чернушку на обед к приезду важного гостя, но оставляет курицу в живых, получив взамен от Алеши золотую монету.

В произведении показано, как может испортить человека лень и что всегда нужно стремиться добиваться всего своими силами, пусть это порой и трудно.

Другие сочинения: ← Главные герои поэмы Илиада↑ ДругиеАнализ романа Великий Гэтсби Фицджеральда →

Анализ сказки Черная курица, или Подземные жители

В реалистическую трогательную историю о забытом родителями мальчике автор вводит элементы волшебной сказки. Сначала автор вызывает у читателя сочувствие к доброму мечтательному Алеше, которого гнетет его одиночество. Потом показывает, как ребенок меняется в худшую сторону, получив чудесный дар. Он не смог достойно им распорядиться, и бремя славы его сломало. За одним плохим поступком следуют другие. Но автор дает возможность своему герою исправиться. Чему учит сказка Черная курица, или Подземные жители? Автор предостерегает читателей от нечестных поступков. Он хочет, чтобы читатели поняли: одна небольшая ложь тянет за собой другие плохие поступки, в которых рано или поздно придется раскаиваться. Еще два важных акцента делает Погорельский в сказочной повести – успех и уважение окружающих нужно заслужить; ошибки исправлять никогда не поздно.

Жанр и композиция

Автор написал романтическую сказку. В ней мир делится на две части: одна представлена пансионом, в котором проживал главный герой — мальчик Алёша, другая часть — подземное царство. Они взаимодействуют между собой. Чёрная курица в обычном мире становится заслуженным министром. Этот рассказ помогает размышлять о добрых поступках, показывает, что иногда ради дружбы нужно чем-то пожертвовать.

Основная тема рассказа — правильное воспитание детей. То есть то, как родители передают положительные качества своим примером, ответственным отношением к близким людям. Композиция повести представлена:

  1. Экспозицией в виде предыстории.
  2. Завязкой (главный герой спасает хохлушку).
  3. Кульминацией.
  4. Развязкой-эпилогом (разоблачение предательства со стороны мальчика).

Читают «Чёрную курицу» в 5 классе на уроках литературы, рассматривая характеристики героя, составляя таблицу. По ФГОС учащиеся пишут доклады и делают проекты.

Характеристика главных героев

В повести-сказке всего 2 главных действующих лица — десятилетний ученик пансионата и курица Чернушка. Их характеристику стоит рассмотреть в первую очередь. Краткое описание каждого персонажа:

  1. Алеша — ученик пансионата, сильно тоскующий по родителям. Он одинок, поэтому ищет утешение в книгах, это впечатлительный мальчик, он вместе с героями рассказов отправляется в приключения, сражается с рыцарями. После того как герой получил волшебное зернышко, он кардинально меняется, в нем появляется грубость, заносчивость, злость, лень. Школьник перестает делать уроки, так как с помощью зерна может ответить на любой вопрос. Он нарушает обещание, данное королю сказочного города, и предает его жителей.
  2. Курица Чернушка — птица, которую спас Алеша, она занимает пост главного министра в сказочном городе. Чернушка приглашает своего спасителя в гости к королю, который одаривает его волшебным зернышком. Из-за предательства главного героя курице и подземным жителям приходится покинуть королевство.

В произведении есть персонажи второго плана, но они не менее яркие и запоминающиеся. Некоторые из них сыграли в жизни главного героя значительную роль. Среди них можно выделить:

  1. Король — правитель подземного города. Он благодарит мальчика за спасение курицы и преподносит в виде подарка зернышко, которое исполняет любое желание.
  2. Учитель — строгий педагог пансионата, где обучается и проживает Алеша. Преподаватель строг, но справедлив, он старается поддерживать дисциплину. Его главная задача не просто обучить ребят знаниям, но и привить им порядочность, честность.
  3. Кухарка Трина — работница кухни, она хотела приготовить из Чернушки обед, который давали к приезду директора пансионата. Но Алеша дал женщине монету, за что та сохранила жизнь курице.

На примере одного ребенка автор показывает, как важно, даже совершив проступок, раскаяться и попросить прощение. Педагоги и ученики простили Алешу, рады его изменению, они снова его любят и уважают. Именно в этом идея и смысл рассказа Погорельского «Черная курица».

Алеша является одним из главных героев волшебной повести «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского.

Алеша в повести «Черная курица, или Подземные жители»: образ, характеристика, описание героя

Действие повести происходит в конце XVIII — начале XIX века в Петербурге.

Главный герой повести — юный дворянин, мальчик по имени Алеша. Он уже 2 года живет и учится в пансионе для мальчиков в Петербурге:

«…теперь же обратимся опять к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском острове, в Первой линии.»

Возраст Алеши — 9-10 лет:

«…мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более девяти или десяти лет.» 

«…Алеша, будучи еще в десятилетнем возрасте…»

О внешности Алеши известно следующее:

«Алешу позвали наверх, надели на него рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами с мелкими складками, белые шароварцы и широкий шелковый голубой кушак. Длинные русые волосы, висевшие у него почти до пояса, хорошенько расчесали, разделили на две ровные части и переложили наперед по обе стороны груди.» 

«Алеша поспешно надел свою красную бекешу* на беличьем меху и зеленую бархатную шапочку с собольим околышком…» (*бекеша — мужское пальто )

Родители Алеши живут очень далеко от Петербурга. Два года назад они оставили сына в пансионе и, судя по всему, с тех пор не виделись с ним:

«Родители его, жившие далеко‑далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед.»

Алеша является добрым, умным, милым и скромным мальчиком. Он хорошо учится, и его все любят:

«Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.» 

«Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно…» 

«…из доброго милого и скромного мальчика…» 

«Мне давно было известно, – сказал король, – что ты добрый мальчик…» 

«…он был добрым и скромным, все его любили…» 

«Ты тогда был добрый мальчик, скромный и учтивый, и все тебя любили…»

При этом Алеша является ветреным мальчиком. Он никогда не слушается полезных советов, из-за чего попадает в неприятные ситуации:

«Ты добрый мальчик, – продолжала курочка, – но притом ты ветрен и никогда не слушаешься с первого слова, а это нехорошо!»

Алеша — вежливый, воспитанный мальчик:

«…но так как ему казалось неучтивым заставить дожидаться короля, то он поспешил ответом.»

Он любит правду. Ему не нравится, когда ему приписывают то, чего он не делал:

«Сколь для Алеши ни было лестно, что приписывали ему такой благородный поступок, но он любил правду и потому, сделав низкий поклон, сказал: 

– Господин король! Я не могу принять на свой счет того, чего никогда не делал.»

Когда наступают выходные, Алеша чувствует себя одиноким без своей семьи. Чтобы не скучать, он читает книги, в частности рыцарские романы:

«…когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг…» 

«…рыцарские романы и волшебные повести, – и библиотека, которою пользовался наш Алеша, большею частью состояла из книг сего рода.»

На досуге Алеше нравится фантазировать о прошедших веках и рыцарских замках:

«Любимым его занятием в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням, было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века…» 

«…юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам.»

Алеша верит в существование волшебниц:

«…ему казалось, что какая‑нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки.»

На досуге Алеше нравится кормить курочек, живущих во дворе. Мальчик всегда приносит им крошки после еды:

«Другое занятие Алеши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике…» 

«…крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти.»

Алеша особенно любит черную курочку Чернушку. Та тоже относится к нему особенно ласково:

«Между курами он особенно любил одну черную хохлатую, названную Чернушкою.»   

Однажды Алеша спасает Чернушку от гибели, когда кухарка собирается пустить птицу на обед. Мальчик отдает кухарке все свои сбережения — один империал (1 империал = 10 рублей, что являлось крупной суммой в то время):

«Алеше очень, очень жаль было империала, но он вспомнил о Чернушке и с твердостью отдал драгоценный подарок.» 

«Таким образом Чернушка спасена была от жестокой и неминуемой смерти.» 

«…черную нашу курицу, которую не любила кухарка за то, что не снесла она ни одного яйца…» 

Оказывается, что курица Чернушка — волшебное существо, которое умеет говорить. Однажды она показывает Алеше сказочное Подземное царство, в котором живет. В этом царстве Чернушка занимает важный пост — пост главного министра короля:

«…я совсем не знал, что ты говорить умеешь!» (Алеша о курице)

«Мой главный министр донес мне, что ты спас его от неизбежной и жестокой смерти.» (король о Чернушке) 

«Мой министр – не курица, а заслуженный чиновник!» (король)

«Тут подошел министр ближе, и Алеша увидел, что в самом деле это была его любезная Чернушка.»

Король Подземного царства благодарит Алешу за то, что тот спас его министра (Чернушку). За это король обещает исполнить одно желание мальчика. Алеша просит сделать так, чтобы ему не нужно было учить уроки. Король исполняет желание:

«…третьего дня ты оказал великую услугу моему народу и за то заслуживаешь награду.» (король — Алеше) 

«Я бы желал, – сказал он, – чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали. 

– Не думал я, что ты такой ленивец, – отвечал король, покачав головою. – Но делать нечего, я должен исполнить свое обещание.»

Король дарит Алеше волшебное зернышко. Благодаря этому зернышку мальчик сможет всегда знать домашнее задание, не готовясь к урокам:

«Алеша взял конопляное зерно, завернул в бумажку и положил в карман, обещаясь быть молчаливым и скромным.»

Чернушка и король просят Алешу никому не рассказывать о Подземном царстве. Иначе подземные жители должны будут покинуть эти края и переселиться куда-то далеко. Алеша обещает хранить тайну:

«…если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти далеко‑далеко, в другие страны.» (Чернушка — Алеше) 

«Я даю тебе честное слово, что никогда не буду ни с кем об вас говорить, – прервал его Алеша.» 

«Помни, однако, что ты дал честное слово сохранять в тайне все, что тебе о нас известно…»

С этого дня Алеша пользуется волшебным зернышком и благодаря ему всегда знает все домашние задания, хотя совсем не готовится к урокам:

«Алеша вовсе не учился, а все‑таки знал урок с начала до конца, без малейшей ошибки.» 

«…Алеша всегда отвечал безошибочно и не запинаясь…» (благодаря зернышку)

В итоге Алеша становится лучшим учеником в пансионе, а затем и во всем Петербурге. Правда, этот фальшивый успех не радует его так, как раньше:

«Между тем слух о необыкновенных его способностях разнесся вскоре по целому Петербургу. Сам директор училищ приезжал несколько раз в пансион и любовался Алешею. Учитель носил его на руках, ибо чрез него пансион вошел в славу. Со всех концов города съезжались родители и приставали к нему, чтоб он детей их принял к себе, в надежде, что и они такие же будут ученые, как Алеша.»

Алеша — стыдливый мальчик. Его мучает совесть, когда его незаслуженно хвалят:

«Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда.» 

«Алеша внутренне стыдился этих похвал: ему совестно было, что ставили его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал.» 

«…внутренний голос ему говорил: «Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит…»»

Со временем Алеша привыкает к похвале учителей, его самолюбие растет. Он начинает важничать и считать себя лучше и умнее других мальчиков в пансионе:

«Алеша, как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало‑помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их.»

В результате скромный, милый и добрый Алеша становится гордым, непослушным, шаловливым ребенком:

«Нрав Алешин от этого совсем испортился: из доброго милого и скромного мальчика он сделался гордым и непослушным.» 

«…к несчастью, самолюбие так в нем было сильно, что заглушало голос совести, и он день ото дня становился хуже и день ото дня товарищи менее его любили.» 

«Притом Алеша сделался страшным шалуном.» 

«Наконец он так надоел всем дурным своим нравом…» 

«…а теперь… я не узнаю тебя!» (Чернушка об Алеше)

Однажды учитель задает Алеше выучить 20 страниц домашнего задания. Но мальчик не может ответить ни слова на уроке. Оказывается, его волшебное зернышко исчезло из кармана:

«…всунул руку в карман, чтоб ощупать семечко… Но как описать его отчаяние, когда он его не нашел! Слезы градом полились из глаз его… он горько плакал и все‑таки не мог сказать ни слова.»

В ту же ночь Чернушка является к нему и вручает ему потерянное зернышко:

«Вот конопляное зерно, которое выронил ты на дворе. Напрасно ты думал, что потерял его невозвратно.» 

«Алеша с восхищением взял любезное свое семечко из лапок курицы…»

На следующий день Алеша блестяще рассказывает 20 страниц домашнего задания. Учитель просит его признаться, как ему это удалось. Алеша вдруг забывает о своем обещании и рассказывает секрет о Подземном царстве:

«Алеша совершенно потерял голову… он забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях…»

Учитель не верит рассказу о Подземном королевстве и наказывает Алешу розгами. В результате Алеша где-то теряет свое волшбеное зернышко:

«И бедного Алешу высекли.» 

«Когда чрез несколько часов он немного успокоился и положил руку в карман… конопляного зернышка в нем не было.» 

«…чувствовал, что конопляное зернышко возвратить невозможно.»

Из-за того, что Алеша раскрыл секрет, все жители Подземного королевства теперь должны переселиться в далекие края. Также король наказывает министра-Чернушку за то, что тот поверил Алеше (король сковывает руки Чернушки золотыми цепями):

«Еще в течение нынешней ночи король с целым народом своим должен переселиться далеко‑далеко от здешних мест! Все в отчаянии, все проливают слезы. Мы несколько столетий жили здесь так счастливо, так покойно!..» 

«Министр поднял обе руки кверху, и Алеша увидел, что они были скованы золотой цепью. Он ужаснулся. 

– Твоя нескромность причиною, что я осужден носить эти цепи, – сказал министр с глубоким вздохом…»

На этот раз Алеше становится очень стыдно за свою ошибку. Он глубоко раскаивается в том, что причинл подземным жителям такие неприятности:

«– …Прощай! И, если можешь, прости меня! Я знаю, что виноват перед тобою, но я жестоко за то наказан!»

На утро Алеше становится плохо, у него случается сильная горячка. Когда Алеша выздоравливает, он снова становится добрым, скромным и послушным ребенком, которого все любят:

«…послали за доктором, который объявил, что у него сильная горячка.» 

«Недель через шесть Алеша выздоровел…» 

«Алеша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали.»

Таков цитатный образ и характеристика Алеши в волшебной повести «Черная курица, или Подземные жители»: описание характера и внешности героя в цитатах.

Смотрите: 
Все материалы по повести «Черная курица»

Проект
урока  литературы в 5 классе (ФГОС)  по теме «Антоний Погорельский «Чёрная
курица, или Подземные жители».

Тема:
«Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

Цели урока :

     
Повторение и систематизация знаний
учащихся о фольклорной и литературной сказке.

     
Обучение приемам анализа характера
главного героя произведения.

     
Формирование умений ориентироваться в
тексте художественного произведения.

     
Обогащение речи детей оценочной лексикой
нравственного аспекта.

     
Развитие умений обобщать
проанализированный материал.

     
Духовно-нравственное воспитание( развитие
умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного
личностного роста).

Задачи
урока:

     
При работе с текстом произведения учить
видеть логику развития действия в эпосе, выделять ключевые слова, составлять их
тематические группы, совершенствовать технику чтения.

     
Развивать способности к образному и
логическому обобщению, отражая результат анализа текста в цветовой гамме,
рисунке, схеме, таблице, сборнике (мудрых мыслей).

     
Анализируя поступки героя, вызвать
эмоциональный отклик на проявление добродетелей и пороков в человеке; развивать
ценностные ориентации.

Формирование
универсальных учебных действий (УУД) :

Ученик научится пересказывать
сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных
элементов, используя в своей речи характерные для литературных сказок
художественные приёмы.

Ученик
получит возможность научиться
рассказывать о
самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор, вступать в диалог, а
также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и
аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оформление:

o   На доске: портрет
А.Погорельского, пословицы,«титульный лист» сказки, слова —  архаизмы, слова,
характеризующие поведение Алёши.

o   За правильный
ответ выдаются зёрнышки.

o  
Портрет
А.К.Толстого.

o  
 

1.    
Ход урока .
Слово учителя:

–Сегодня
мы с вами продолжим работу с произведениями, которые любят и дети, и взрослые.
Это, конечно, сказки.

Давайте
вспомним их. Правила игры вам знакомы.

Игра
«Цепочка».

Первый
вариант называет фольклорные сказки, второй – литературные. (Игра активизирует
мыслительную деятельность, развивает память, побуждает к чтению).

Первый
ученик называет сказку, второй повторяет название первого и добавляет свое и
т.д.

 Например:

I.
1. «Царевна-лягушка».

2.
«Царевна-лягушка», «Марья Моревна».

3.
«Царевна-лягушка, «Марья Моревна», «Финист ясный сокол»


далее).

II.
1. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина.

2.
«Сказка о мертвой царевне…» Пушкина, «Русалочка» Андерсена.

3.
«Сказка о мертвой царевне…» Пушкина, «Русалочка» Андерсена, «Конек-горбунок»
Ершова и т.д.

II.
Повторительно-обобщающая беседа.

Учитель:

Проводим
беседу по литературным и фольклорным сказкам.

В
результате беседы в тетрадях заполняется таблица.

                   Основные признаки фольклорной и
литературной сказки

Фольклорная
сказка
.

Литературная
сказка

Устность,
коллективность, анонимность
.

Принадлежит
конкретному автору

Используются
традиционные образы-персонажи (маски-типажи)

Свойственна
изобразительность (описание места, облика героев, их характеров)

Отражены
общенародные идеалы, личность конкретного сказителя стерта

Четко
выражена авторская позиция, симпатии и антипатии автора

III.
Аналитическая беседа. Работа с текстом.

 Учитель,
обращаясь к портрету А. Погорельского:

— Вообразите себе,
что этот красивый, синеглазый, со светлыми вьющимися волосами, чуть печальным,
но по – мальчишески отважным лицом человек войдет к нам в класс.

— Какие вопросы вы
ему зададите, зная, что в гости к вам пришел автор сказки «Черная курица, или
Подземные жители» — Антоний Погорельский?

Обучающиеся
формулируют вопросы.

Рассказ
учителя.

·       
Итак,
Антоний Погорельский, автор знаменитой детской сказки «Черная курица, или
Подземные жители» на самом деле Алексей Алексеевич Перовский.

·       
При
его жизни, да и долго еще после его смерти эта фамилия была широко известна в
царской России. Ее носили потомки знатного вельможи Екатерининского времени
графа Разумовского, занимавшие крупные посты в правительстве.
Алексей Перовский
тоже сменил несколько таких крупных должностей.

·       
Но
для нас чиновник Перовский не представляет интереса. Мы знаем писателя Антония
Погорельского, современника и друга Пушкина.

·       
Сам
Ал. Перовский в юности отличался  необыкновенными способностями к наукам,
литературе и языкам. Он за 2 года окончил университетский курс и в 20 лет стал
доктором философии и словесности. Для защиты авторской степени надо было
согласно уставу прочесть 3 пробные лекции, чтобы доказать свое право на
преподавание. Алексей Перовский их прочел на 3-х языках. А его лекции по
естественным наукам, которыми он увлекался, были затем даже изданы отдельной
книгой. Перовский сделал, как тогда говорили, блестящую карьеру. Он был и
боевым офицером – участником Отечественной войны 1812г., участвовал в
ожесточенных сражениях.  Однако, поднимаясь по лестнице служебных отличий, он
одновременно занимался и литературой —  переводил, писал повести, был членом
Вольного общества любителей русской словесности.

·       
Волшебную
повесть «Черная курица, или Подземные жители» он опубликовал в 1829г. Он
написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущего выдающегося
литератора Алексея Константиновича Толстого (он был ему дядей по линии матери и
занимался его воспитанием).  (Портрет А.К.Толстого). Алеша Толстой тоже
учился в детстве в пансионе на окраине Петербурга. Это его любимым развлечением
было смотреть в круглые дырочки забора пансионного двора.

·       
Сказка
возникла единственно, чтобы рассеять одиночество племянника. Алексей Толстой,
находясь в пансионе, любил читать книги. Но детской литературы как таковой
тогда не было. Еще не написали свои сказки Пушкин и Одоевский, нет еще «Конька
– Горбунка» Ершова. Получается, что сказка Погорельского не только обрадовала
Алексея Толстого, но и до сих пор приходит ко всем нам, рассеивая наше
одиночество.

·       
Сам
Алексей Алексеевич Перовский вместе с тем прожил нелегкую жизнь. Часто сам был
одинок. Он также в детстве учился в закрытом пансионе, из которого бежал. Он
страдал хромотой. Ему были свойственны частые переходы к печали даже посреди
безудержного веселья.

·       
Может
быть, поэтому оправдан выбор вымышленного имени сказочником.

— Что и взамен
чему приобрел он в жизни?

Ответы
школьников:

Взамен
одиночеству автор сказки приобрел:


искреннюю привязанность племянника;


славу сказочника;


читательскую признательность на долгие годы.

·       
Случилось
именно так. Давно забыты генералы и чиновники Перовские, маленький сборник
«взрослых» сочинений Антония Погорельского читают только историки и литераторы,
а «Черная курица…» живет второе столетие! По этой сказке ставят спектакли,
сняли кинофильм, ее издания иллюстрируют лучшие художники, ее читают дети
многих стран.

Дома вы прочитали сказку Антония
Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Она написана почти двести
лет назад, но до сих пор ее с удовольствием читают дети, а родители находят,
что в ней заключено очень много полезных мыслей. Постараемся и мы усвоить урок,
который преподаст нам сказка.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

-Конопляное семечко освободило Алёшу от труда, и теперь не
надо было трудиться, учить уроки. Заманчиво? Но хорошо ли?

ПОИСК ОТВЕТА НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Прочитайте, как сначала чувствует себя Алёша, пользуясь
конопляным семечком?
. ( Он внутренне стыдится похвал, ему было совестно)

— Внутренний голос… Голос совести… Муки совести…
Как вы понимаете эти слова?
 (Когда у человека есть совесть, он
оценивает свои поступки, он чувствует ответственность за своё поведение. Совесть –
наш внутренний голос, который осуждает или одобряет нас. Если мы слышим голос
совести
, испытываем муки совести, значит, мы меняемся к лучшему. Муки
совести
 – это борьба человека с самим собой, когда ему хочется
заглушить внутренний голос, а не получается. Совесть упрекает Алёшу:
« Не приписывай себе самому того, что тебе не принадлежит

В ходе обсуждения,
ребята, вы должны ответить на проблемный вопрос.

Итак, начинаем.

Примечание.
Сказка прочитана учащимися заранее.

IV.Обратимся
и мы к сказке – получим право на звание самого внимательного читателя. (За
правильный ответ – зернышко).

Задание
1
.

На доске записаны
пословицы. Отметьте среди них те, которые, по вашему мнению, особенно подходят
к содержанию сказки.

— Какую из них вы
предложили бы для эпиграфа урока?

1.     Трудно найти,
легко потерять.

2.     Только ума
на деньги не купить.

3.     Как
прожил, так и прослыл.

4.     Сам
погибай, а друзей выручай.

5.     Дал слово – держи
его.

6.     Что
посеешь, то и пожнешь.

7.     Долг платежом
красен.

8.     Учись на
добро отвечать добром.

9.     Не имей
сто рублей, а имей сто друзей.

10. Добро век не забудется.

Эпиграф
урока. Учись на добро отвечать добром.

— Вы доказали, что
умеете определять идею произведения, ее главную мысль.

Задание
2.

— Посмотрим,
насколько вы внимательны к слову, ведь язык сказочной повести своеобразен (она
написана 200 лет назад). Как вы изучили сноски, справки покажет словарная
работа.

Дать
толкование слов.

Пансион –

Особливо –

Дортуары –

Вакации –

Салоп –

Империал –

Ретивый –

Шандал –

Мантия –

— Как называются
эти слова? (Устаревшие).

 
V.
 Путешествие в сказку.

Виды
деятельности

Выводы,
к которым приходят учащиеся

1.
Герой повести – мальчик Алеша. Он живет и учится в пансионе. Расскажите о
быте и нравах пансиона. Как жилось там Алеше? Выборочный пересказ.

Он
одинок. Он смотрит в дырочки забора – он ждет волшебства.

2.
Алеша спасает Чернушку от ножа кухарки, и благодарная Чернушка ведет его в
подземное царство, где живет маленький народ, а сама оказывается главным
министром короля. Выборочный пересказ сцены охоты.

Жители
уважают законы чести и правды.

3.
За помощь маленькому народу – спасение министра – король обещает исполнить
любое желание мальчика.


Каково было желание Алеши?


Почему он осудил его желание?

4.
Конопляное семечко освободило Алешу от труда, и теперь не надо было
трудиться. Учить уроки. Заманчиво? Не правда ли? Но хорошо ли это?


Прочитайте, как сначала чувствует себя Алеша, пользуясь конопляным семечком?

Выборочное
чтение.

-Внутренний
голос. Голос совести. Муки совести.


Как вы понимаете, что такое «внутренний голос», «голос совести», «муки
совести»?

Алеша
внутренне стыдился этих похвал, ему было совестно.

У
каждого есть совесть – внутренняя оценка своих поступков, чувство
ответственности за свое поведение. Она, совесть, живет внутри нас и
внутренний голос, который осуждает или одобряет нас, и есть голос совести.

А
муки совести?
– это борьба человека с самим собой, когда ему
хочется заглушить внутренний голос, а не получается. Совесть упрекала Алешу:
«Не приписывай себе самому того, что не тебе принадлежит».

5.
Расскажите, каким становится Алеша? Как повлияла на него слава лучшего
ученика?

Эта
сказка ставит перед человеком проблему – разве самое главное в жизни – поймать
удачу, как это случилось в сказке с меленьким Алешей?

Алеша
получил свое конопляное зернышко, в сущности, даром, — за одно маленькое
доброе дело. Зато как он стал им пользоваться, этим чудесным даром
благодарности. И так быстро он превратился в лентяя и задаваку. Вообразил,
что он умнее и лучше всех. Праздность развращает человека.

6.
— Как вы думаете, почему Чернушка не появлялась во время «славы» Алеши?

   
Задание. Сочините телеграмму – предостережение мальчику от имени
Чернушки.

7.
Перейдем к самым драматическим событиям в жизни Алеши: потере конопляного
семечка и предательству. Алеша потерял конопляное семечко, и на помощь к
мальчику решила прийти благодарная чернушка.

Выборочное
чтение по ролям.

Какие
наставления дает мальчику Чернушка?

«Пороки
обыкновенно входят в дверь. А выходят в щелочку, — поучает Алешу чернушка.
Как вы это понимаете?

8.
– Почему же Алеша не сдержал слово, выдал тайну?


Какое чувство им овладело, взяло верх, когда принесли розги?  (гордыня,
самовлюбленность)

«Алеша
совершенно потерял голову, он забыл обещание, данное подземному королю и его
министру, и начал рассказывать о Черной курице, о рыцарях, о маленьких людях.

9.
Какова цена предательства?


Спасся ли Алеша от наказания?

Только
ли розги были наказанием для него?

Алеша
владел счастьем целой страны маленьких человечков и как легко он разрушил
его.

1
наказание – розги;

2
наказание – Чернушка оказалась в золотых оковах;

3
наказание – подземные жители должны были уйти, искать другое место.

10.Алеше
еще раз довелось встретиться с Чернушкой? Чтение по ролям.


Почему Алеша боялся встреч с Чернушкой?


Как эта встреча характеризует Чернушку?


Каковы последние наставления Чернушки?

 11.Проверка
домашнего задания.


В какой момент Алеше было тяжелее всего? В такие моменты человеку хочется и
просто необходимо выразить себя  в письме к близкому человеку, поделиться 
тем, что у тебя на душе. Вам было предложено домашнее задание.

·       
Какое
бы письмо мог написать Алеша маменьке и папеньке?

Вы
неплохо поработали, письма получились разные, но общее и главное в них то,
что Алеша раскаивается в своем поступке и просит у маменьки и папеньки помочь
ему, поэтому в ваших письмах звучат строки: «Мне стыдно, я виноват. Я потерял
лучшего друга! Помоги мне!

Письмо
– способ самовыражения. Так получаются у людей письма – исповеди, письма –
размышления и разные другие письма, в которых человек и радуется, и
раскаивается, и сомневается, и просит совета – иначе говоря, живет.

12.
С чего началось душевное обновление мальчика?

Мальчик
переболел злом, попавшим в его душу, переболев, он стал духовно здоровым.

13.
Задание. Назовите «лишнее слово».

•Честность          
• Лень

•Трудолюбие      
• Тщеславие

•Гордыня            
• Бахвальство


Доброта             • Совестливость

VI.
Обобщение учителя.

Вернемся к проблемному вопросы. Пожалуйста, ребята,
выскажите ваше мнение. Конопляное семечко освободило Алёшу от труда, и теперь
не надо было трудиться, учить уроки. Заманчиво? Но хорошо ли?

Какие уроки  жизни вы можете отметить?

         Это
добрая, очень грустная и мудрая сказка. Она не столько повествует о волшебных
делах, чудесах, сколько заставляет нас заглянуть в свое сердце, в свои мысли и
подумать о самих себе, а какой я? «А ведь именно об этом заставляют нас
задуматься лучшие произведения литературы. И сказка Антония Погорельского – из
числа этих произведений. Недаром великий русский писатель Л.Н.Толстой так любил
и так высоко оценил сказку о маленьком Алеше и Черной курице. Он ставил эту
волшебную повесть для детей в один ряд с былинами, народными сказками по
мудрости, в ней заключенной.

VII.
Домашнее задание. Творческое задание.

Напишите сказку о
волшебных событиях, которые могли бы произойти в вашем классе. Рефлексия
Ребята, сегодня на уроке многие из вас получили волшебные зёрнышки, вы тоже
можете попытаться загадать желание, напишите, какое желание вы загадали на
зёрнышко. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям это может
привести.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ и характеристика Алеши в повести Черная курица, или Подземные жители

Произведение А. Погорельского об Алеше и Черной курице – это самая читаемая сказка автора. Писатель умело показывает, что характер человека может меняться в зависимости от жизненных ситуаций и порой не в лучшую сторону. Изменения поведения отчетливо видны у детей с неокрепшей психикой.

Главный персонаж сказки, Алеша, учится в петербургском пансионе и очень скучает по дому и родителям. Он хорошо успевает по предметам, помогает другим детям, любит природу и животных. Родители Алеши живут далеко, и он долго не может с ними встретиться. В качестве развлечений мальчик много читает и гуляет в саду. Алеше очень понравилось кормить курочек, которые ходили по саду. Особенно любимой стала Чернушка, с которой в дальнейшем мальчик проводил все больше времени.

Узнав о том, что Чернушку собираются зарезать, Алеша выкупил ее у кухарки и спас ей жизнь. Ночью Чернушка пришла к нему и попросила следовать за собой. Она предупредила мальчика, чтобы он не шумел. Так Алеша попал в подземное королевство. С удивлением он узнал, что Чернушка это министр, который находится на хорошем счету у короля и любим жителями волшебного государства. За его спасение король обещал исполнить любое желание мальчика. Алеша подумал и попросил, чтобы он знал всегда учебные задания, не уча их и не прикладывая усилий. В дар он получил семечко, которое должно было лежать в кармане его одежды. Чернушка попросила Алешу никому не рассказывать о подземных жителях, иначе им придется уходить в другое место. Так в жизни Алеши появилось волшебство.

Когда началась учеба, Алеша испытал действие семечки. Не выучив уроков, он блестяще ответил на все вопросы. С тех пор Алеша перестал читать учебники и готовиться к занятиям. Со временем, из трудолюбивого, доброго мальчика он превратился в ленивого и заносчивого ученика. Волшебные успехи в учебе все больше портили характер Алеши, но как-то раз, он не смог ответить на вопросы учителя. Оказалось, что семечко исчезло из кармана одежды. Мальчик очень сильно расстроился. Чернушка пожалела Алешу и принесла ему ночью пропавшее семечко.

На следующее утро Алеша ответил урок и соврал, что выучил его утром. Другие ученики уличили Алешу во лжи, и он из страха перед наказанием, рассказал всем о подземном королевстве. Мальчику никто не поверил и его наказали. Ночью Алеша услышал, как жители подземного королевства стали уходить с обжитого места, а Чернушка-министр звенел надетыми на него цепями. От расстройства Алеша заболел.

Прошло время, Алеша выздоровел и решил исправить свой характер в лучшую сторону. Он опять стал прилежно учиться и перестал заноситься перед друзьями.

Краткое содержание

Замечательную по своему содержанию сказку автор написал для своего племянника, небезызвестного всем Алексея Толстого. Это объясняет и выбор имени для центрального в произведении образа. Главными героями в тексте являются:

  • мальчик Алёша;
  • курица по прозвищу Чернушка.

О внешности персонажа в тексте упоминается немного: лишь то, что у него были длинные русые волосы до пояса, а одет он был в рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами.

Милый и покладистый мальчик учится и живёт в пансионе, вдали от своей семьи. Так как родители не имели возможности забирать сына на выходные домой, он был вынужден развлекать себя сам. Алёша любил ухаживать за курочками, выбрав себе в любимицы Чернушку, и защитив её от кухарки, которая намеревалась зарубить птицу к ужину.

Среди ночи к мальчику пришла курица, и отвела Алёшу в удивительный подземный город. Главному герою открылся целый мир чудес, а его любимица оказалась министром в этом царстве под землёй. Король подарил своему гостю волшебное зёрнышко, которое позволяло осваивать все знания из школьной программы, не теряя времени на уроки и выполнение домашних заданий. Однако, мальчика предупредили, что всё увиденное и услышанное в этом необычном месте, он должен держать в секрете.

Произошедшие с персонажем приключения кардинально отразились на его характере: он стал горделивым, заносчивым и со временем растерял всех своих друзей. Его поведение повлекло за собой строгое наказание от учителя, и, не выдержав, Алёша рассказывает о волшебном зёрнышке и подземном царстве.

Среди ночи мальчик в последний раз видится с курицей. Жители подземного городка вынуждены навсегда покинуть своё место из-за раскрывшейся тайны. Алёша осознаёт, как много ошибок допустил, и со временем снова становится спокойным, покладистым и дружелюбным ребёнком.

Основные персонажи

Примечательно, что главного героя сказки тоже зовут Алешей. Это умный, прилежный и милый мальчик лет десяти. Пару лет назад его отдали учиться в закрытый пансион в Санкт-Петербурге. С тех пор он не видел ни отца, ни матери.

Другие герои произведения:

  • Чернушка – курица с птичьего двора пансиона, друг Алеши. Птица на самом деле оказывается министром подземного королевства;
  • Король – монарх подземного царства, подаривший Алеше волшебное конопляное семечко;
  • Кухарка в закрытом учебном заведении;
  • Учитель.

Сжатый анализ текста

Произведение Антония Погорельского — это поучительная история, своего рода сказка, которая поначалу поражает своей необычностью, а впоследствии заставляет юных читателей задуматься о том, как поступки могут кардинально изменить жизнь. Характеристика Алёши из сказки «Чёрная курица или подземные жители» — это своеобразное напоминание, к каким последствиям может привести получение знаний не честным трудом, а минутным везением.

Краткий тезисный анализ этого произведения может выглядеть следующим образом:

  • Год написания: 1829 г.
  • Жанр: волшебная повесть, сказка.
  • Главные герои: мальчик Алёша, курица Чернушка.
  • Тема текста: дружба, ответственность.
  • Основная мысль: важно всего добиваться своим трудом, уметь вовремя признавать свои ошибки и отвечать за свои поступки.

Такой сжатый анализ этой волшебной повести можно также представить в виде таблицы, что особенно удобно для школьников при заполнении читательского дневника.

Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители»: главные герои

Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» была написана русским писателем XIX века Антонием Погорельским в 1829 году. Сказка была написана для племянника А.К. Толстого, воспитанию которого Алексей Алексеевич Перовский (таково настоящее имя писателя), уделял пристальное внимание. Алексей Толстой стал впоследствии известным русским поэтом и писателем.

Главные герои сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»:

Алеша – мальчик 9-10 лет. Мальчик умненький, миленький. Поступил в пансион, где родители оставили его и сами уехали. Учился Алеша хорошо, ученье давалось ему легко. Первое время он скучал по дому, но потом понял, что здесь веселее и интереснее. Скучал только в выходные дни, когда других детей, живших в Санкт-Петербурге, отпускали домой. Но учитель стал давать Алеше книги из своей библиотеки, и выходные дни Алеша посвящал чтению. Алеша был фантазером и романтиком.

После того, как Король гномов подарил ему семечко, и Алеше не надо было учить уроков, он стал ленивым шалуном, загордился. Алеша решил, что он самый необыкновенный и умный. Товарищи по пансиону перестали любить его. Но слава об Алешиных способностях разлетелась по пансиону, и родители стали стремиться отдавать своих детей учиться в это заведение. Однажды Алеша потерял свое семечко во дворе, и не смог рассказать ни одного слова из того, что было задано. Ночью курица-министр принесла ему семечко и сделала наставление, что он должен измениться.

Алеша не внял словам курочки. Он рассказал о семечке, о подземных жителях. Ему не поверили и наказали. Алеша после наказания заболел и пролежал в горячке 6 недель. Когда он выздоровел, снова стал нормальным мальчиком, начал учить уроки, и другие дети снова полюбили его.

Чернушка – Черная курица, которую Алеша полюбил и всегда подкармливал. Однажды он спас Чернушку от ножа кухарки-чухонки, и в благодарность Чернушка показала Алеше волшебное царство гномов, где она была Министром.

Учитель – немец. Распорядитель в пансионе. Объективный и мудрый человек. Тепло относился к детям. Он редко наказывал своих воспитанников. Наказание розгами и вовсе в этом пансионе не употреблялось. Алеша оказался первым воспитанником, кого высекли.

Его жена – хозяйственная женщина, управляла хозяйственной частью пансиона, питанием детей.

Кухарка – чухонка Трина – не глупая и добрая женщина, однако, не отказавшаяся от денег, которые предложил ей Алеша за Чернушку.

Король гномов – «человек с величественною осанкой, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями. На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом». Король гномов был справедливым и мудрым, и добрым.

Сказка о том, что ничего неделанье портит людей. Чтобы оставаться людьми, надо уметь работать над собой, своим самообразованием, быть полезным. Важно также умение держать данное слово. Алеша не сдержал слова, данное Чернушке, рассказал в классе о Подземном царстве, и этим вынудил их покинуть подземелье, а Чернушку-министра сделал несчастным.

Образ главного героя

Для полноценного анализа повести необходимо обратиться к характеристике Алёши из «Чёрной курицы». В 5 классе, в школьную программу которого включено это произведение, школьники рассматривают, как черты характера мальчика меняются в зависимости от происходящих с ним событий. Описание внутреннего мира этого героя необходимо для понимания всего текста.

Личность мальчика

Алёша — мальчик из простой семьи, который любит своих родителей и очень дорожит ими. Главный герой очень дружелюбный и добрый ребёнок, легко ладит с одноклассниками и грустит, когда в выходные дни ему приходится оставаться наедине с собой.

В книгах мальчик находит вдохновение. Именно чтение научило персонажа верить в чудеса. Большое значение для Алешки играла природа: он любил прогулки в парке или саду. Главный герой хорошо относится к животным, что говорит о его отзывчивости и доброте. Он кормит птиц, ухаживает за курочками и спасает любимицу Чернушку от кухарки.

Волшебное семечко

Получив в дар от короля подземного царства волшебное семечко, характер мальчика в корне меняется. Став лучшим среди учеников, Алёша не в состоянии справиться с заносчивостью и чувством собственного превосходства. Главный герой ленится, игнорирует выполнение домашней работы и учебный процесс в целом. Мальчик становится злым и не прислушивается к советам окружающих.

Изменения в характере не могут оставаться незамеченными для его друзей. Они понимают, что Алёша становится слишком гордым и ставит себя выше других, поэтом просто перестают общаться с мальчиком.

Дар, полученный от волшебного семечка, сломил ребёнка. Он не в силах совладать с такими испытаниями, сталкивается с множеством трудной и в конце концов не выдерживает груза тайны, рассказывая учителю и одноклассникам о подземном царстве.

Осознание своей вины

Предав свою любимицу и остальных жителей подземного городка, Алёша сильно заболевает и многое осознаёт. Спустя некоторое время мальчик превращается в былого доброго, наивного и искреннего ребёнка, испытывает сильные угрызения совести за содеянные поступки. Он очень грустит, что лишился друга в лице Чернушки.

Персонаж подвергается сильным душевным изменениям в связи с совершенными ошибками. Однако главному герою хватает сил, чтобы вернуться в прежнее состояние. Образ Алёши играет важную роль в смысловом плане, именно через личность этого мальчика автор даёт читателям важный жизненный урок: никогда не поздно признать свою вину и попытаться измениться в лучшую сторону.

Вариант 2

Повесть-сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» была написана почти два столетия назад. Тем не менее, часть вопросов, поднимаемых там, актуальна по сей день.

Главный герой рассказа Алёша – мальчик лет девяти-десяти. Он учится в мужском пансионе в Петербурге, куда его привезли родители около двух лет назад. Алёша общительный, умный, смышлёный и все его любят. У него много друзей и товарищей, с которыми он частенько играет.

На первых порах тоска по родителям не оставляла мальчика в покое, так как его мама и папа жили далеко от пансиона. Ему было непривычно жить без родных, среди незнакомых людей. Однако он скоро приобщился к коллективу и в целом ему хорошо живётся в пансионе, и порой возникают мысли, что здесь лучше, чем в родительском доме.

Но бывают дни, когда Алёше совсем грустно и скучно. В основном это выходные и праздники – дни, когда все его друзья уезжают к родителям, а сам Алёша погружается в тоску. В эти даты он остаётся один и утешает себя своими любимыми занятиями. Больше всего Алёша любит перечитывать рыцарские романы из библиотеки его учителя-немца. Он уже выучил все события средних веков по этим романам и порой лежит и представляет себя на месте главных героев, переносит себя в ту эпоху.

Ещё одно его любимое занятие – ухаживать за курочками. Алёша знает всех кур пансиона по именам, кормит их крошками, разнимает их драки и наказывает забияк. Но одну из них он особо выделяет. Чёрная хохлатая курица по имени Чернушка – его любимица. Он даёт ей больше всего корма и спасает её от кухарки, которая хочет пустить Чернушку на суп.

Впоследствии Чернушка отблагодарила Алёшу, проводила его в подземный мир, и король того мира подарил Алёше волшебное зёрнышко, с помощью которого он мог знать всё, при этом ничего не уча. В этот момент Алёшу будто подменили. Он стал грубым, гордым, непослушным и самолюбивым. Он занимался шалостями на уроках и учителя его всячески наказывали. Все его друзья и товарищи тоже отвернулись от него, так как Алёша был надменным и разговаривал с ними свысока. Так продолжалось до поры до времени, пока Алёша ненароком не рассказал учителю о подземном царстве. После этого все жители царства, включая Чернушку, вынуждены были покинуть пансион и зёрнышко у Алёши исчезло.

Мальчик очень сожалел о содеянном, вскоре взялся за голову и исправился. Его снова все начали любить.

Другие сочинения: ← Крылатые выражения из басен Крылова↑ ДругиеПо произведению Слепой музыкант →

Применение на уроках литературы

Характеристика Алёши из рассказа «Чёрная курица или Подземные жители» даёт возможность показать юным читателям, как сложно бывает строить отношения в коллективе детям, не имеющим поддержки родителей, а также, как положительные и отрицательные качества могут подавлять друг друга под воздействием происходящих в жизни событий.

На уроках литературы отличной практикой для закрепления материала будет задание написать письмо Алешке, где ученики смогут обратиться к литературному герою с советами, или пофантазировать, как бы повели себя, став счастливыми обладателями заветного семечка из повести «Чёрная курица, или Подземные жители». Характеристика Алёши в этом случае пригодится для осознания того, сколько трудностей может ожидать детей вдали от семьи, и каких ошибок повторять не стоит.

Знакомство с подземным миром

Ночью Чернушка приходит к мальчику и начинает разговаривать с ним человеческим голосом. Алеша очень удивился, однако решил отправиться вслед за Чернушкой в волшебный подземный мир, в котором живут маленькие люди. Король этого необычного народа предлагает Алеше любую награду за то, что тот сумел спасти от смерти их министра – Чернушку. Но Алеша ничего не смог выдумать лучше, чем попросить у короля волшебную способность – уметь правильно отвечать на любом уроке даже без подготовки. Королю подземных жителей не пришлась по душе такая идея, ведь она говорила о лености и нерадивости Алеши.

Какие цитаты характеризуют Алешу в сказке Черная курица?

Внимательно читаем Погорельского

Если вы только начали изучать эту удивительную авторскую сказку, то будьте готовы к тому, что она поведет вас по удивительному миру превращения характера человека, на который будут оказывать влияние самые разные жизненные ситуации. И пусть автор сделал это посредством сказки, ведь Алеша встречает на своем пути говорящую курицу, которая оказывается министром подземного царства, тем не менее? Порча характера человека происходит практически всегда под влиянием так называемых «конопляных зернышек», которые олицетворяют в данном случае леность, гордыню и чрезмерное тщеславие.
Однако не буду более заниматься нравоучениями, а перейду непосредственно к выполнению задания, в котором нам следует цитатно проследить путь изменения характера и нрава главного героя, попавшего в непростую для себя ситуацию.

Итак, первый цитатный лист — это характер Алеши, который еще не знаком с министром и королем подземного царства, т.е. у него пока нет того самого волшебного зерна, дающего возможность не уча уроки, отвечать их без запинки.

Что мы видим, прочитывая эти цитаты из сказки? То, что наш герой — это добрый, любознательный мальчик, не лишенный фантазии, мечтаний, верящий в чудеса. По своему отношению к друзьям — он добр и отзывчив. Любит животных, иначе не кормил бы курочек с хозяйского двора хлебными крошками. И его поступок по защите Чернушки, когда он отдает самое драгоценное, что у него есть — империал, характеризует мальчика, как отзывчивого и сострадающего человека, сочувствующего попавшему в беду, готового поделиться самым сокровенным, что у него есть, чтобы спасти другого человека или существо из неприятных ситуаций.

Однако, несмотря на такую лестную в общем-то характеристику Алеши, есть ложка дегтя в его характеристике, которая проявляется в эпизоде — встрече с королем, где мальчик выбирает себе подарок — это лень, которая впоследствии сыграет плохую шутку с нашим героем.

Далее у нас идет подборка цитат с тем, как меняется Алеша, владея уже конопляным зерном. Поначалу, как вы можете видеть из цитат, Алеша стыдится тех похвал, что ему сыпятся из уст учителей и друзей. Т.е. еще зерна самолюбия не пробили полностью его сердца и души. Однако очень скоро ростки самолюбия и гордыни пробивают себе дорогу, подобно сорнякам и заполняют всю душу мальчика, вытесняя напрочь его доброту, простоту и сердечность. Перед нами предстает совсем иной Алеша, которому чуждо понятие труда, ответственности и доброты. Он прибавляет к своим порокам еще один негативный штрих — неблагодарность, которая окончательно губит его друга Чернушку.

И было бы неверным на этом и закончить свой анализ изменения характера главного героя Погорельского — Алеши, верно? Ведь уже в последних главах сказки мы можем наблюдать, что на Алешу накатывает приступ раскаяния из-за своих дурных поступков, и что мальчик, в итоге, пройдя через жернова нравственных искушений, становится вновь добрым и трудолюбивым. Погорельский сделал отличный финал, в сказке должно побеждать Добро, и оно, естественно, победило…

Разбираем задания по литературному чтению:

  • Храбрый утенок — это сказка или рассказ? Как доказать свое мнение?
  • Какие вопросы можно придумать к стихотворению «Лошадка» Введенского?

  • Черная мидия восточная сказка
  • Черная курица фото из сказки
  • Черная курица или подземные жители краткое сочинение 5 класс
  • Черная борода однажды в сказке
  • Черная курица или подземные жители рисунки к сказке легкие