Черная курица или подземные жители это народная волшебная сказка

У этого термина существуют и другие значения, см. чрная курица. чрная курица, или подземные жителижанр волшебная повесть автор антоний погорельский

У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрная курица.

Чёрная курица, или Подземные жители
Жанр волшебная повесть
Автор Антоний Погорельский (Алексей Перовский)
Язык оригинала русский
Дата написания 1825—1826
Дата первой публикации 1829
Логотип Викитеки Текст произведения в Викитеке

«Чёрная курица, или Подземные жители» — волшебная повесть для детей (сказка) Антония Погорельского, изданная в 1829 году. Первое авторское произведение литературы для детей на русском языке[1]. Сказка много раз издавалась в Советском Союзе и в Российской Федерации[2].

Сюжет[править | править код]

Мальчик Алеша (примерно 9—10 лет) обучается в петербургском пансионе в 1780-х годах. Его родители живут далеко, поэтому все каникулы он проводит в пансионе, тогда как его товарищи уезжают по домам, и поэтому он очень тоскует в эти периоды. В свободное время он часто кормит куриц, содержащихся при кухне, и особенно выделяет чёрную хохлатую Чернушку. Однажды кухарка Тринушка решила зарезать её для обеда, но Алёша попросил её не делать этого, подарив кухарке золотой империал — его единственную драгоценность, которую подарила ему бабушка.

В ту же ночь Алёша слышит в спальне, как его зовёт человеческим голосом Чернушка. Та зовёт мальчика за собой и в итоге приводит в целое подземное королевство, где живут маленькие человечки ростом с пол-аршина (примерно 35 см). Алёшу встречает их король и благодарит за спасение своего главного министра. Выясняется, что этим министром является Чернушка, который на поверхности принимает облик курицы ради маскировки.

Король предлагает Алёше любую награду, и тот просит способность всегда знать урок, ничего не изучая. Тогда король дарит Алёше конопляное семечко, хотя и недоволен его недостатками. Но он ставит условие — в их королевстве есть закон, согласно которому, о них не должны знать люди с поверхности, а если кто-то узнает, но не сохранит это в тайне, то подземным жителям придётся покинуть своё королевство и уйти далеко в другие страны.

Подарок короля оказывается очень действенным, и Алёша скоро начинает показывать феноменальные способности. Но постепенно у него портится характер, и он становится избалованным скверным мальчиком, теряющим уважение своих товарищей по пансиону. Однажды Алёша теряет конопляное семечко, а с ним и способность отвечать. Его строго наказывают, считая его поведение элементарным капризом, но в ту же ночь к нему является Чернушка и возвращает Алёше потерянное семечко, хотя она очень опечалена его поведением. Алёша обещает Чернушке, что исправится.

Когда на следующий день Алёша снова обретает свои «способности», то учителю кажется, что в мальчике накануне взыграло упрямство, и он решает применить к нему в наказание розги, если Алёша внятно не объяснит причину своего поведения. От страха Алёша забывает запрет короля и проговаривается о подземных жителях, но учитель не верит ему, и мальчика всё-таки наказывают.

Ночью того же дня к Алёше приходит Чернушка (уже в человеческом обличии) и рассказывает ему, что из-за его проступка подземные жители вынуждены покинуть насиженное место, а сам министр осуждён королём носить золотые кандалы, которые Алёша с ужасом видит на его руках. Со слезами они прощаются, и на прощание Чернушка говорит, что хотя Алёша не в силах освободить его от этих кандалов, но он может облегчить его участь, если исправится.

На следующее утро Алёшу находят без сознания в сильной горячке. Он выздоравливает только через шесть недель, но ни учителя, ни товарищи не напоминают ему обо всей этой истории, из-за чего у Алёши даже возникает подозрение, что ничего и не было. Постепенно он снова становится прилежным и добрым мальчиком, хотя и утрачивает волшебные способности.

История создания[править | править код]

Антоний Погорельский сочинил эту сказку для своего племянника, Алексея Толстого, воспитанию которого он уделял много внимания[3]. Имя главного героя совпадает как с настоящим именем автора (Алексей Алексеевич Перовский), так и с именем племянника. В сказке прослеживаются автобиографические мотивы. Публикация была встречена положительными отзывами прессы[4].

Анализ сказки[править | править код]

О. И. Тиманова отмечает «романтическое двоемирие» сказки, «повествование которой распределяется по двум основным линиям (волшебной и реалистической)». Волшебное при этом в сказке дискредитируется: всё, обретенное героем с помощью волшебства, приносит ему и другим только беды. Мотив «двойничества» в принципе присущ творчеству Погорельского. По мнению Тимановой, повесть основана на традиции волшебно-рыцарского романа, утверждающего «высокое» как норму жизни, и обладает выраженной дидактичностью, свойственной произведениям той эпохи. Тиманова также проводит параллели с различными мифами и легендами, сравнивая путешествия Алеши в подземное царство с мистическим опытом путешествия «на тот свет» в целях инициации, причём «оборотень» чёрная курица-министр является проводником[1].

А. П. Ефремов в своей эссеистической статье указывает, что в сказке Погорельского берёт начало тенденция «бессрочного душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха», в детской литературе XIX века. Ефремов отмечает, что признаком греха в детской литературе становится «невозможность для героев, даже сказочных, отпустить друг другу содеянное», эта функция возлагается на высшие силы, Бога, а время искупления ничем не ограничивается. Фактически «Черная курица» даёт начало «литературе совести»[5].

Н. Н. Подосокорский исследовал масонские мотивы в повести Погорельского[6][7] и обосновал гипотезу о том, что одним из основных источников произведения может быть магический гримуар «Чёрная курочка» анонимного автора: «„Чёрная курица“ — это прежде всего повесть об инициации, то есть о прохождении её героем определённых испытаний/странствий, в результате которых он получает новый духовный опыт. И эта инициация имеет ярко выраженный масонский характер»[8].

Адаптации[править | править код]

Книга неоднократно издавалась в аудиоформате. В 1975 году по мотивам сказки был снят кукольный мультфильм «Чёрная курица».

В 1980 году Виктором Гресем был снят одноимённый фильм с Валентином Гафтом и Евгением Евстигнеевым[9].

26 октября 2018 года в РАМТе состоялась премьера спектакля «Чёрная курица» режиссера Екатерины Половцевой[10][неавторитетный источник?]. В главных ролях выступили Максим Керин, Виктор Панченко, Алексей Блохин и другие.

Литература[править | править код]

  • «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского // Феномен виртуальности: О переходе между мирами — на материале книг, спектаклей и фильмов, которые читали и смотрели дети второй половины ХХ и начала XXI века. — М.: ГИИ, 2016. — С. 23—34. — 200 с. — ISBN 978-5-98287-097-1.
  • Хеллман Б. «Чёрная курица» // Сказка и быль. История русской детской литературы. — НЛО, 2016. — 560 с. — (Научная библиотека). — 1500 экз. — ISBN 978-5-4448-0561-9.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 О. И. Тиманова. Мифопоэтические контексты «волшебной повести» Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, № 4 (16), серия филология, СПб, 2008 (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 сентября 2009. Архивировано 7 октября 2009 года.
  2. Страничка сказки на сайте «Лаборатория фантастики»
  3. Д. Жуков. «Алексей Константинович Толстой», биография
  4. Биография А. Погорельского
  5. А. П. Ефремов «Эволюция представлений о грехе в детской литературе» // «Москва», № 3, 2005 (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 сентября 2009. Архивировано 14 февраля 2009 года.
  6. Бен Хеллман. Сказка и быль: История русской детской литературы. — Новое Литературное Обозрение, 2016-10-20. — 1504 с. — ISBN 9785444804643.
  7. Елена Коровина. Знаем ли мы свои любимые сказки?. — Litres, 2017-09-05. — 343 с. — ISBN 9785457528178.
  8. Подосокорский Н. Н. «Черная курица, или Подземные жители>> Антония Погорельского как повесть о масонской инициации //<<Вопросы литературы», 2012. No. 5. — С. 124—144. (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 ноября 2012. Архивировано 24 января 2013 года.
  9. Страничка фильма на kinomania.ru (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 сентября 2009. Архивировано 10 ноября 2009 года.
  10. Страница спектакля на сайте РАМТ

Сочинение по «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельского

«Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского – это волшебная сказка. В ней переплетается реальность и фантастика.

Главный герой произведения – мальчик Алеша. Ему не более девяти или десяти лет. Алеша в числе других детей учится в мужском пансионе в С.-Петербурге на Васильевском острове. Он послушный и прилежный мальчик. Алеше нравится учиться, «дни учения для него проходят быстро и приятно», но в выходные дни ему грустно и одиноко. В это время все разъезжаются домой, а Алешины родители живут далеко от Петербурга. «По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и единственным его утешением было чтение книг». Алеша рос романтиком и мечтателем. «Любимым его занятием было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века». Еще Алеша любил кормить курочек. Особенно ему нравилась черная хохлатая Чернушка. Алеша заступился за нее, когда однажды к празднику кухарка Тринушка решила поймать и приготовить из Чернушки обед. Добрый и щедрый мальчик отдал кухарке за курочку империал – подарок бабушки.

Чернушка, которая оказалась министром подземных жителей, решила отблагодарить мальчика за свое спасение. Она открыла свою тайну, провела Алешу в закрытое королевство, где король подарил ему конопляное семечко, взяв клятву никогда никому не рассказывать о подземных жителях. Теперь Алеша мог не уча отвечать на любой заданный урок.

С этого времени характер мальчика начал портиться. Если сначала он стыдился незаслуженных похвал учителей, то потом он настолько возгордился своими успехами, что вообразил себя «гораздо лучше и умнее» своих товарищей. Из скромного мальчика он превратился в высокомерного, заносчивого и ленивого. Не имея необходимости тратить время на выполнение уроков, Алеша «занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав». Товарищи стали смотреть на него с презрением, перестали его любить.

Алеша настолько отвык заниматься, что, потеряв конопляное семечко, не смог сам выучить урок. Боясь наказания, он выдал тайну, предав подземных жителей, чем навлек беду не только на Чернушку, но и на весь подземный народ, который был вынужден покинуть свое место жительства.

Сказка поучительная. Она мне понравилась. Я понял, что нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Если ты дал слово, то надо держать его до конца. Нельзя надеяться на хитрость и жульничество, правда всегда выйдет наружу.

Сочинение Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Чёрная курица это волшебная сказка Антония Погорельского, написанная им для своего племянника. В произведении рассказано про два мира. Это мир пансиона, в котором живёт главный герой и другие ученики, и учителя. Их мир наполнен учением, встречами с гостями пансиона. На выходные дни мальчик оставался в пансионе. Его любимым занятием стало ухаживание за курочками. Он очень к ним привязался. Всю свою любовь, которую он не мог выразить родителям он передавал своим подопечным. Он был настолько храбр и смел, что однажды даже спас свою любимую курочку, которую звали Чернушка, от кухарки, отдав за её спасение самое ценное, что у него было: золотую монету.

Это был добрый и честный мальчик. Его сердце было наполнено состраданием и любовью к окружающим, поэтому у него было много друзей.

Другим миром, показанном в сказке был мир подземного царства. Это был тайный мир, о котором никто ничего не знал. В нём жило много маленьких людей, у которых даже был свой король с министрами. Как мы узнаём из сказки это подземные жители, которые очень боялись, что тайна их существования будет раскрыта и им придётся уходить в неведомые земли в поисках нового пристанища.

Чернушка, спасённая им от кухарки, оказалась министром этого необыкновенного царства. Решив отблагодарить Алёшу за своё спасение она показала ему свой мир. Познакомила его с жителями и сводила на охоту. Чернушке хотелось, что бы мальчик не чувствовал себя одиноким, а знал, что, у него есть друзья, даже когда в пансионе нет других детей. Именно там он получил необычный подарок конопляное семечко. Благодаря этому подарку, Алёша может отвечать любой урок, даже не выучив его.

Мальчик берёт такой подарок с радостью, хотя уже ясно, что все похвалы, которые он будет получать, будут не заслуженными и он ничего не будет знать по своим урокам. Он встанет на путь лицемерия и лжи. В итоге, так оно и получилось.

Из доброго и милого мальчика он превратился в гордого и надменного. Сначала он стыдился незаслуженного расположения к себе всех учителей, но со временем, стыд прошёл. Он стал шалуном. Учителя уже не знали, что с ним делать.

И вот однажды всё изменилось. Семечко пропало. Алёша уже не мог выучить нужный урок. Всё его ликование сменилось отчаянием. Но что же он делает дальше? Он не садится учить уроки, он уже настолько обленился, что предпочитает лишь жалеть себя.

Кульминацией произведения становится момент предательства. Мальчик рассказал учителю о подземном царстве и его жителях. Конечно, Чернушка прощает мальчика. Она помнит всё добро, которое он сделал. Но его трусливый поступок приносит несчастье маленькому народу.

Сказка учит нас, что доброту и честность надо воспитывать в себе хорошими поступками.

Сочинение 2

Главным героем произведения «Черная курица или Подземные жители» является молодой парень по имени Алеша. Он учится в пансионате. У него было огромное количество друзей, которые всегда готовы прийти на помощь или выручить в трудной ситуации. Практически на каждые выходные всех ребят забирали родители домой, а вот нашего главного героя никто не забирал, а все, потому что у него нет родителей. Пока все ребята находились дома и радовали родителей, Алеша сидит в пансионате и очень много читает книг. А когда ему надоедало читать, то он отправлялся на улицу, где гулял и играл один. Больше всего на свете ему нравилось играть с курицами, которых выпускали также прогуляться. Он даже своей любимице дал прозвище Чернуха. Однажды повариха отловила несколько куриц для того чтобы приготовить из них обед и вместе с другими курицами туда же попала и Чернуха. И тогда парень готов был пожертвовать своей золотой монетой, которую он берег до этого времени. И после этого повариха согласилась оставить курицу в живых.

Ночью Алеша увидел сон, в котором главной героиней была курица. Она решила провести его по одной тропе, которая ведет в интересное место. Вот только куда именно она его вела и что это было за место, он так и не узнал, а все, потому что неожиданно проснулся. На следующую ночь он все-таки узнал про это самое место. И им оказалось царство, в котором Чернуха была главной. Здесь жили только человечки маленького роста. Кроме этого здесь она подарила ему одно золотое зернышко, при помощи которого парень может знать все занятия и все уроки даже не открыв при этом учебники. Вот только парень никому не должен рассказывать про то, где он был и что видел.

Шло время, и все были удивлены, почему же он вдруг стал учиться лучше всех и очень быстро учил уроки и знал ответ на любой вопрос. Они много раз пытали мальчика, но он обещал курице не рассказывать ничего и держал свое слово. Вот только это портило парня и постепенно ему не хотелось ни с кем, ни дружить, ни общаться, ведь он считает себя самым умным, а другие намного хуже его. Все больше и больше он стал обманывать не только своих друзей, но и взрослых. И в итоге рассказал всю правду, но никто ему не поверил. И этим он потерял своего единственного друга по имени Чернуха. Она ушла от него, а он обещал, что больше такого не повториться и все будет по-другому. Но изменить уже ничего было нельзя.

Также читают:

Картинка к сочинению Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Популярные сегодня темы

Данное произведение повествует о страшнейшей судьбе одного бойца по имени Андрей. Действие происходит во времена Великой Отечественной войны, в которой герой потерял всю семью.

Поначалу пьеса называлась «Гордым Бог противится». Эта комедия, состоящая из трех действий, была написана Островским в 1853 году, а опубликована — в начале 1854 года.

Что же понимается под словом «культура»? У этого слова есть несколько значений. В основном это понятие используется для обозначения всех аспектов самовыражения и самопознания человека.

Раннее утро у многих вызывает негативное восприятие и ассоциируется с необходимостью вставать в школу или на работу. Поспать подольше в теплой уютной постели кажется гораздо приятнее и важнее

Рождаясь, человек от родителей получает имя и фамилию. Они будут сопровождать его если не всю жизнь, то долгие годы. Но человека называют не только по имени, в течение жизни у него появляются различные прозвища.

Сочинение на тему «Черная курица» Погорельский

Мария Николаевна

Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» рассказывает нам о жизни маленького Алеши. Уже два года он учится в пансионе Петербурга. Он очень прилежный и добрый мальчик, многие любят за его характер.

В будни Алеша счастлив, а в выходные, когда все дети разъезжаются домой, к родителям, Алешу мучает жуткое одиночество, потому что своих родителей он давно не видел. На выходных Алеша кормит курочек, среди которых больше всех любит черную, которой дал имя Чернушка. Мальчик спасает ее от кухарки и выкупает ее, дав монетку. За это Чернушка благодарит Алешу.

Оказывается, что эта курица ‒ министр подземного короля, а под землей живет целый народ. Курочка водит в подземное царство Алешу. Алеша видит там дворцы, залы, рыцарей, волшебных попугаев. Король благодарит Алешу за спасение курицы волшебным семенем, которое позволяет не учить урок и знать его.

С той поры Алеша меняется. Теперь он знает, что он не одинок, и в подземном царстве его почитает сам подземный король, и он знает тайну, которая неизвестна никому. Он становится балованным, проказничает. Вероятнее всего, мальчик просто понимает, что теперь он лучше всех учеников, он зазнается.

Курочка приходит к Алеше и просит исправиться, иначе волшебное конопляное семя больше ему не дадут, и уроки придется учить самому. Но однажды, под страхом быть высеченным, мальчик проговаривается о подземном царстве.

Это влечет за собой плохие последствия ‒ курочка арестована, а все подземные жители вынуждены перебраться жить в другое место. На прощание Чернушка очень просит Алешу стать снова прилежным. И Алеша исправляется, и даже становится примером для товарищей.

Сказка учит нас, что в душе каждого человека есть добро и прилежность, каждый способен достичь цели своим трудом. Ничего в мире нельзя получить просто так, и пользоваться всем готовым не получится, нужно стараться, трудиться.

Усилия нужны и для того, чтобы заслужить любовь и уважение других. Нужно помнить, что те, кто нас любит, могут пострадать от наших слов и дел, и нужно уметь нести ответственность за свои поступки перед этими людьми.

На чтение 10 мин. Просмотров 6 Опубликовано

Погорельский Антоний, сказка «Черная курица или Подземные жители» Жанр: авторская волшебная сказочная повестьГлавные герои сказки «Черная курица» и их характеристики

  1. Алеша, мальчик 10 лет, добрый и жалостливый, веселый товарищ. но получив волшебное семечко, он становится гордым, надменным. проказливым. Алеша предает доверие подземных жителей и мучается стыдом. Он снова исправляется.
  2. Чернушка, одновременно курица и министр. Добрый, ласковый, справедливый, благодарный. При этом мудрый и внимательный политик. Наказан за проступок Алеши.
  3. Учитель, считал, что Алеша его обманывает и высек мальчика розгами. Впрочем тогда это было нормой воспитания.

План пересказа сказки «Черная курица»

  1. Старый пансион в Петербурге
  2. Мальчик Алеша и его Чернушка
  3. Спасение Чернушки, золотой империал
  4. Директор  не рыцарь
  5. Первый визит Чернушки
  6. Неосторожность Алеши и черные рыцари
  7. Второй визит Чернушки
  8. Подземный мир
  9. Король
  10. Конопляное семечко
  11. Сад и зверинец
  12. Охота на крыс
  13. Характер Алеши меняется
  14. Потеря семечка
  15. Возвращение семечка и порицание Чернушки
  16. Предательство и порка
  17. Прощание с Чернушкой
  18. Болезнь и исправление.

Кратчайшее содержание сказки «Черная курица» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Алеша спасает курицу Чернушку от кухарки, и та в благодарность зовет его за собой
  2. В первый раз рыцари не дают им пройти, но на вторую ночь Алеша оказывается в подземном мире
  3. Король благодарит Алешу за спасение министра и дарит конопляное семечко
  4. Алеша видит чудеса подземного мира и участвует в охоте на крыс
  5. Алеша становится непослушным, гордым и его перестают любить товарищи, а учитель угрожает поркой.
  6. Алеша рассказывает о подземных жителях и те вынуждены уйти в далекие края, Алеша болеет, выздоравливает и исправляется.

Главная мысль сказки «Черная курица» Ценность представляет только то, что добыто своим трудом, а доставшееся даром только развращает человекаЧему учит сказка «Черная курица» В этой сказке скрыто много уроков. Прежде всего о том, что надо быть честным, добрым, прилежным, чтобы тебя любили товарищи. Надо уметь держать слово и не подводить тех, кто тебе доверился. Надо уметь терпеть боль, но не становится предателем. Нельзя быть злым, гордым, заносчивым, нельзя хвастать своим превосходством.Отзыв на сказку «Черная курица» Это очень красивая и поучительная история про мальчика Алешу, который был добрым и милым, но стал злым и гордым, получив волшебную возможность не учить уроков. Мальчик загадал неправильное желание, и его исполнение принесло вред и самому Алеше, и подземным жителям. Но тем не менее, я сочувствовала Алеше и искренне радовалась, когда он исправился. Конечно жаль, что Чернушка и его товарищи покинули Петербург, но я верю, что они нашли не менее хорошее место в другом городе.Пословицы к сказке «Черная курица» Давши слово держись, а не давши крепись. От слова спасение, от слова и гибель. Долг платежом красен.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Черная курица» Был в Петербурге старый пансион в котором училось 30-40 мальчишек и в том числе десятилетний Алеша. Алешу привезли в пансион родители издалека и заплатили за несколько лет вперед. Алешу любили в пансионе, он был милым и послушным мальчиком. Только по субботам он сильно скучал, когда его товарищей разбирали родители. Алеша любил стоять у забора и смотреть через дырочки на улицу, ожидая волшебницы. Также мальчик любил кормить курочек и особенно среди них любил Чернушку. Однажды на новогодних каникулах Алеша увидел, как кухарка поймала Чернушку, и в слезах бросился к ней, умоляя оставить Чернушку. Чернушка вырвалась из рук кухарки и Алеша отдал ей империал, чтобы та ничего не рассказала учителю. В это время приезжает директор и Алеша думает увидеть рыцаря, но видит лысого старичка. Весь день Алеша играет с Чернушкой, а потом отправляется спать. Вдруг мальчик услышал как кто-то позвал его по имени, и из-под простыни вышла Чернушка. Чернушка обратилась к Алеше человеческим голосом и позвала мальчика за собой. Чернушка говорила Алеше ничего не трогать, но он хотел взять за лапку кошку. Та мяукнула, разбудила попугая, попугай громко закричал. Чернушка сказала, что наверно это разбудило рыцарей. Они спустились в большую залу и два рыцаря напали на Чернушку. Алеша испугался и пришел в себя в своей постели. На следующий вечер Чернушка вновь пришла к Алеше. Алеша по пути ничего не трогал и Чернушка привела его в невысокую залу. Из боковой двери вышли маленькие человечки, следом рыцари и наконец король. Король поблагодарил Алешу за спасение министра и мальчик с удивлением узнает в министре Чернушку. Король просит Алешу загадать желание и мальчик желает, чтобы он знал все уроки, которые были заданы. Король дал Алеше конопляное семечко, но предупредил, чтобы он молчал обо всем увиденном. После того, как король ушел, министр стал показывать Алеше подземный мир. Повсюду были драгоценные камни. Они осмотрели сад с  деревьями из мха и зверинец с крысами и кротами. Потом они отправились на охоту. Алеша сел на палочку с лошадиной головой и все поскакали по переходам. Охотники загнали нескольких крыс. После охоты мальчик спросил о том, кто такие подземные жители. Чернушка рассказал, что раньше они выходили наверх, но давно уже прячутся от людей. И если люди про них узнают, им придется отправится в далекие края. Алеша очнулся в своей постели. После этого он стал легко отвечать все уроки, пользуясь помощью конопляного семечка. Алеша постепенно стал привыкать к похвалам, стал гордым и непослушным. Алеша стал много шалить. Однажды учитель задал ему выучить 20 страниц, Алеша раскрыл рот, но не сказал ни слова. Алеша потерял семечко и долго с отчаянием искал его, взывая к помощи Чернушки. Алешу оставили на хлебе и воде, ведь он не мог выучить текст. Ночью к нему пришла Чернушка, отдала ему семечко и сказала, что не узнает мальчика. Алеша смело пошел на урок и ответил все 20 страниц. Учитель удивился и потребовал рассказать, как Алеша успел все выучить.Кто-то из учеников сказал, что Алеша не брал в руки книгу. Учитель решил, что Алеша его обманывает и наказал его. Принесли розги и вне себя от страха Алеша стал говорить про подземных жителей. Учитель решил, что мальчик обманывает и рассвирепел. Алешу высекли. У Алеши больше не было семечка. Вечером пришел Чернушка, укорил мальчика, простил его и сказал, что должен вместе с народом отправится в далекие земли. Руки Чернушки были скованы цепью. Утром Алешу нашли в сильной горячке. Когда мальчик выздоровел он снова стал тихим и добрым, послушным и прилежным. Его вновь полюбили товарищи.Рисунки и иллюстрации к сказке «Черная курица»

Сказка «Черная курица или подземные жители» является довольно нетипичной для русского фольклора того времени. Она была написана Антонием Погорельским в 1829 году и посвящалась его племяннику Алеше Толстому.

Сюжет сказки разворачивается вокруг мальчика Алеши, который живет и учится в пансионе в Петербурге, очень далеко от дома. Он прилежный ученик, тихий и скромный мальчик. Родители к нему не могут приехать даже в каникулы, поэтому единственным развлечением мальчика в дни, когда пансионат пустеет, становятся книги из личной библиотеки учителя, а единственными друзьями – курочки.

Свою самую любимую курочку Алеша называет Чернушкой и спасает от кухарки в обмен на монетку, единственное его сокровище. После чудесного спасения Чернушка приходит к Алеше и провожает его в подземное царство, превращаясь там в маленького человечка, премьер-министра. Король царства награждает Алешу волшебным зернышком, с помощью которого мальчик сможет знать все уроки, даже не учив их. Чернушка прощается с другом и предупреждает, что все, что мальчик здесь увидел – тайна.

После этого Алеша меняется. Он становится гордым, заносчивым, ставит себя выше других, ссориться с друзьями; и лишь внезапная потеря зернышка, забравшая у мальчика дар, возвращает его с небес на землю. Чернушка отдает зернышко обратно другу, но под давлением учеников и взрослых тот рассказывает о подземном царстве, из-за чего всем его жителям, в том числе и Чернушке, приходится бежать. Вскоре после этого все встает на круги своя.

Любое произведение, в особенности, детская литература, учит чему-либо читателя, преподносит какую-либо мораль. Попробуем разобраться, в чем смысл сказки «Черная курица или подземные жители».

Прежде всего стоит отметить, что Алешу любили учителя и дети за его доброту и скромность. Он хорошо учился, но не стремился показать более слабым ученикам свое умственное превосходство. Именно за доброту и благородство поступков король подземного царства и награждает мальчика.

Любое добро будет вознаграждено, однако им нужно уметь распоряжаться. В любом деле важна мера, а Алеша этой меры в силу возраста еще не знал. Именно поэтому мальчик не сумел остановить свою гордыню. Читателю наглядно показывают, как может измениться человек, злоупотребляющий властью или силой. Характер мальчика меняется на глазах в худшую сторону: из милого мальчика в высокомерного заносчивого ребенка, общение с которым неприятно ни ученикам, ни учителям. Алеша становится чуть ли ни гением, однако теряет своих товарищей и остается совсем один.

Сказка учит читателей, что очень важно то, как вы обращаетесь с окружающими. Без уважения к другим нельзя ожидать уважения к себе. Также в произведении показано, что всякие поступки несут за собой определенные последствия. Так, уповая на силу волшебного зернышка, Алешка забывает о своем собственном развитии, а, потеряв зернышко, остается ни с чем. Однако Чернушка дает мальчику второй шанс – шанс на исправление. Необходимо бороться со своими дурными сторонами, хоть иногда это и безумно трудно. Алеша же не смог исправиться, пока не понес более серьезное наказание.

Под давлением товарищей и учителя он рассказывает о подземном царстве, нарушает собственное обещание, данное им дорогому другу. Чем же оканчивается сказка? Какие последствия у Алешиных проступков?

Своим малодушием мальчик обрек все подземное царство, жившее в подполах пансиона не одно поколение, бежать далеко за его пределы. Также Алеша подвел друга, ведь именно Чернушка привел его в подземное царство и после поплатился за это золотыми кандалами на своих маленьких ручках.

Смысл сказки многозначен. Она учит доброте и уважению к другим, правдивости, верности и человечности. Произведение показывает, что человек должен добиваться успехов своим трудом, но, достигнув их, не зазнаваться. Как говорит русская поговорка, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

0-f90279794af5607726a87a2b68faec48a027e0526155b67e63716339fcb10f2f.png

Воронцов Григорий

Главная мысль сказки Антония Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»: нужно уметь быть благодарным за добро и не желать, чтобы всё давалось в руки без труда. Герой, Алёша, хороший и добрый мальчик. Однако, получив за спасение курицы Чернушки, оказавшейся министром в подземном царстве, способность знать заданные уроки ничего не уча, он быстро меняется — становится ленивым, заносчивым и высокомерным. Заканчивается тем, что и своего друга Чернушку Алёша предаёт, испугавшись наказания. Так невинное на первый взгляд тщеславие мальчика тянет за собой серьёзные проступки.

ПожаловатьсяИспользуемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_7.html
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-skazki-chernaya-kurica-ili-podzemnye-zhiteli/
  • https://vashurok.ru/questions/kakaya-osnovnaya-misl-skazki-chyornaya-kuritsa

УМК
В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2014.

Основная
цель учителя

по отношению к заданным компетенциям (ключевым и предметным):

 формирование нравственных
качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского
«Черная курица, или Подземные жители»

Предметные:
формирование
умения анализировать литературное произведение, определять
изобразительно-выразительные средства языка и понимать их роль в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения, владение литературоведческой
терминологией при анализе художественного произведения, формулирование
собственного отношения к произведениям литературы, их оценка.

Метапредметные:
самостоятельное
определение цели своего обучения, умение ставить и формулировать для себя новые
задачи в познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач, умение осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, корректировать свои действия, умение оценивать
правильность выполнения учебной задачи.

Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в
процессе учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Обучающие:
расширить знания учеников о биографии А.А.Погорельского, познакомить с
особенностями его творческого метода; продолжить изучение сказки; обучение
анализу художественного произведения (постановка проблемных ситуаций)

Развивающие:
развивать умение учащихся работать с книгой и другими информационными
ресурсами, самостоятельно добывать знания; развивать монологическую речь и
умение анализировать текст; развивать культуру устной речи, выразительного
чтения

Воспитательные:
формировать положительно – значимые качества личности (трудолюбие, честность,
коммуникативность); воспитывать стремление к самопознанию и
самосовершенствованию.

Ресурсы:

Обязательная
литература:

Коровина
В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч.
1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.:
Просвещение, 2019 – 307 с

Дополнительная
литература:

1.Аркин
И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя.
– М. Просвещение, 1996, стр. 256

2.Егорова
Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

3.Еремина
Т.Я. Педагогические мастерские. Инновационные технологии на уроках
литературы. ФГОС. — М.: Просвещение, 2013.

4.Карасева
И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.:
Учитель, 2017 – стр. 279

5.Короп В. Антоний Погорельский (1787-1836). malpertuis.ru/pogorelsky_bio.htm

6.Малая
С. Антоний Погорельский. pogorelskiy.org.ru

7.Педагогические
мастерские. Теория и практика / Сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина. — СПб.,1998

8.Современные
педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/О.Б. Даутова, Е.В.
Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская.
— СПб.: КАРО, 2013.

9.Шапиро
Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи.
5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные
ресурсы:

1.Словари,
энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской
Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019)

2.Каталог
сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm
(дата обращения: 19.07.2019)

3.Все
книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата
обращения: 19.07.2019)

4.Фундаментальная
электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические
собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата
обращения: 19.07.2019)

5.Раздел
«Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL:
https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019)

6.Словарь
культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL:
http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения:
19.07.2019)

7.Раздел
«Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL:
http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения:
19.07.2019)14. http://center.fio.ru/works_student/aLEKSEEVAll/literature.htm
Портрет в литературе.

8.
Фонозаписи художественных произведений:

http://www.russia.uthscsa.edu/music/artists
«Маленькая Россия»

Организация
пространства

Работа
фронтальная, индивидуальная, в группах

Технологии: в основе урока система 
Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека;
технология развития критического мышления; информационно-коммуникационные
технологии; личностно-ориентированное обучение; проблемное обучение.

Методы работы: частично-поисковый, обращение
к личному опыту, метод проекта, демонстрационный, личностно-ориентированное
обучение И.С.Якиманской

Приемы работы: «мозговой штурм», комментированное
чтение, анализ текста, составление синквейна, презентация исследовательской
деятельности.

Какие нравственные вопросы (проблемы) стоят перед главным героем
А.Погорельского «
Чёрная курица, или Подземные
жители «, и насколько они созвучны с проблемами, стоящими перед
современным человеком?

 Какие нравственные уроки можно извлечь из этой   сказки,
анализируя поступки главного героя?

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный
этап (1 мин.) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно — значимом
уровне
.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда,

Мы начнем урок — пора

Давайте
улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и
хотите познакомиться

Когда
вы смотрели на своих одноклассников, на меня, на что вы обращали внимание?

Скажите,
чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? Обсудите в
паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?

Сегодня,
работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, вы узнаете больше друг о друге,
потому что мы будем видеть друг друга, будем общаться. А что необходимо,
чтобы состоялось общение?

Темой
нашего общения сегодня будет произведение, которое вы прочитали дома

Вопросы
для учащихся, вызывающие мыслительную деятельность

Лицо,
глаза, улыбка и т.д.

Поступки,
речь, поведение, отношение к другим, характер, увлечения

Необходима
тема для общения

— «Черная
курица, или Подземные жители».

2

Проверка домашнего задания (1мин.)
 Цель: проверить усвоения
пройденного материала.

Повторим
теорию. Определите, о каком жанре литературы идёт речь (записано на доске):


занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и
приключениях –

— С
какими видами сказок мы знакомы?

— К
какому виду отнесём сказку «Черная курица, или Подземные жители»?


Докажите, что это волшебная сказка


Похож ли главный герой — Алеша — на героев народных волшебных сказок?
Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных
сказках?  

—  сказка

-волшебными, бытовыми, о животных.


Сказочный зачин “жил-был”

Волшебное
число “3” – три сна

Волшебный
предмет – конопляное зёрнышко

Чудесные
превращения

Курица
разговаривает с Алёшей

Добро
победило зло

— И да, и
нет

Герой
народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или
злодей.

3

Работа над темой и целью урока (3мин.)
Цель: постановка учебной задачи;
выявление
идеи произведения через название произведения

Прочитайте эпиграф к уроку: «Сказка
–ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова, сказанные
Александром Сергеевичем Пушкиным, известны каждому.

Не для
того дан вам ум, чтобы вы

во зло
его употребили (А.Погорельский)

— Как вы
понимаете это высказывание?

— Как вы
думаете, почему именно эти слова я написала в качестве эпиграфа?  Как вы
понимаете смысл этих высказываний?

-Теперь попробуйте сформулировать цель
нашего урока. Главный вопрос, на который мы ответим в конце урока: 

—  Какие нравственные уроки можно извлечь из этой  
сказки, анализируя поступки главного героя?


Как вы понимаете значение слов «нравственные», «проблемы»? «нравственный урок»?
Что такое нравственность?

Тема нашего урока ««Чёрная курица, или Подземные жители» как
нравоучительное произведение». Запишите её. Внимательно вдумайтесь в тему и
эпиграфы к уроку и попробуйте сформулировать задачи, которые вам придётся
решать в течение урока.

Толкование слова «нравственность

Толкование слова «проблема»

Цели и задачи урока

Читают, отвечают на вопрос

Возможно, именно эпиграф отражает тему рассказа и поможет нам
определить смысл его названия.

Нравственность— совокупность норм и
ценностей конкретного человека. Она включает в себя представления индивида о
добре и зле, о том, как следует и не следует вести себя в различных
ситуациях.

В словаре
Ожегова:

 Нравственность
внутренние, духовные качества, этические нормы, правила поведения,
определяемые этими качествами.

Проблема — 1.
Сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования. Постановка,
решение проблемы. Проблемы воспитания. 2. перен. О чем-н. трудно разрешимом,
осуществимом (разг.)

определять главную мысль произведения


анализировать поступки главного героя сказки

— подумать,
в чем нравоучительный смысл сказки

— делать
выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки

4

Актуализация знаний. (2 мин.) «Мозговой штурм»

Цель: актуализация предшествующих
знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме

Давайте вспомним героев сказки «Черная курица…»

Я буду зачитывать вам описание героя, а вы должны узнать, кто
это.

1.     
«…был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его
любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе,
а иногда даже и грустно…»

2.     
«…была… ласковее других…Она была нрава тихого; редко
прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг
своих…»

3.     
«…в залу вошел человек с величественною осанкою, на голове с
венцом, блестящим драгоценными камнями. На нем была светло-зеленая мантия,
подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом, который несли двадцать маленьких пажей
в пунцовых платьях…»

4.     
«маленький человек, одетый весь в черное. На голове у него была
особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного
набок; а на шее белый платок, очень накрахмаленный, отчего казался немного
синеватым…»

5.     
«…сделался страшным шалуном…занимался шалостями, и эта
праздность еще более портила его нрав…»

— Как зовут главного героя? 
Почему?

 В 1817 г. у
Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в
России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, впоследствии
знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще
знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский
очень любил своего племянника и  в 1829 году сочинил
для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не
под собственным именем, а под псевдонимом.
      — Что такое псевдоним?

Алексей Алексеевич
Перовский, известный нам под литературным псевдонимом Антония Погорельского.
/Имение писателя называлось «Погорельцы», и это имя стало связано с
ним навсегда.

— Какое время описывает
автор?

Алёша

Чернушка

король подземной страны

Чернушка-министр

Алёша

Алёша

Псевдоним — придуманное
литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Начало 19 века

5

Словарная работа. Работа с терминами (3 мин.) Цель: развитие словарного запаса

Как вы
заметили, язык сказочной повести, своеобразен, ведь она относится к началу 19
века. Перед тем как перейти непосредственно к работе, давайте
немного поиграем и определим значение непонятных для нас слов, встречающихся
в данном произведении. Слова находятся на доске, но пока в закрытом виде, а
их значения – на ваших столах. Я показываю слово – вы находите его значение
на своем столе и прикрепляете рядом. 

ОСОБЛИВО — особенно

ВАКАНТНОЕ ВРЕМЯ – каникулы

БУКЛИ  — волнистые завитки волос, локоны.

ТУПЕЙ – взбитый хохол на голове.

ШИНЬОН – женская прическа, как правило, из пришпиленных чужих
волос.

САЛОП   — широкое дамское пальто.

ИМПЕРИАЛ – золотая монета стоимостью в десять рублей.

БЕРГАМОТ – сорт груш.

ШАНДАЛЫ – подсвечники.

ИЗРАЗЕЦ – тонкая плитка из обожженной глины, покрытая особым
глянцевым сплавом, муравой – жидким цветным стеклом.

ПАЖ – мальчик из дворянской
семьи, прислуживавший знатным господам, королю.

6

Работа над темой и идеей   (3 мин.) Цель:
актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой
теме

 Работа
по предложенному плану. Проверим, как вы знаете содержание сказки, её главных
героев.

Работаем
по карточке № 1.

(приведи
в порядок основные события сказки)

Работаем
индивидуально.

Индивидуальный
труд

1. Алёша
проявляет необыкновенные способности.

2.Король
награждает героя конопляным зёрнышком обещая исполнить желание.

3. Алёша
в подземном королевстве.

4.
Спасение Чернушки.

5.
Прощание с министром

6.Предательство.

7.Жизнь
Алёши в пансионате.

8.Болезнь
и выздоровление.

А теперь
посмотрим, какой план сказки у вас получился? Воспроизвести порядок событий
вслух.

Самооценка

ФИЗМИНУТКА

Вот мы руки развели, словно
удивились,

И друг другу до земли низко поклонились!

Наклонились, выпрямились,
наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,
поклонись и улыбнись!

А теперь подняли руки вверх, потянулись, положили руки на
голову, погладили себя по голове, сказали: «Какие мы миленькие и
хорошенькие!». Тихонечко сели.

Работают
индивидуально,

подставляя
правильную нумерацию по содержанию сказки.

7. Жизнь
Алеши в пансионате

4.Спасение
Чернушки,

3.Алеша в
подземном королевстве

2.Король
награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание

1.Алеша
проявляет необыкновенные способности

6.Предательство

5.Прощание
с министром

8.Болезнь
и выздоровление

7

Характеристика героя (8 мин.) Цель:
анализ образа главных героев для понимания авторской позиции, для раскрытия
идеи произведения, развитие творческих способностей

Для того чтобы ответить на
наш главный вопрос, который мы сформулировали в начале урока, нам, прежде
всего, нужно проанализировать поступки главного героя и дать им собственную
оценку. Работать будем в группах

Работа в группах.

Ребята, вы получили групповые задания, ответы на которые должны
представить в виде связного высказывания. Если у кого есть дополнения по
вопросу, поднимаем руку. Не забывайте о правилах работы в группе. Желаю
вам удачи!

1 группа. Характеристика Алеши
до получения волшебного зернышка. Каким мы видим Алешу в начале сказки?
Выпишите слова, характеризующие мальчика. (учебник литературы с.122)

Работа с иллюстрацией
«Спасение Чернушки»  (слайд 8)  
Рассказать,
какой эпизод сказки изображён на рисунке.

Итак,
добрый, милый, воспитанный, честный мальчик получил в награду за спасение
Чернушки волшебное зернышко, которое освободило Алешу от труда, и теперь
не надо было трудиться, учить уроки. Заманчиво, не правда ли? Поднимите руки,
кто бы из вас не отказался заполучить такое конопляное зернышко?

А теперь
давайте подумаем, хорошо ли это?  К каким последствиям это может привести? Об
этом нам расскажут участники 2 группы

 2
группа
. Как изменилась жизнь Алеши после того,
как ему подарили волшебное зернышко? Расскажите об этом подробно от лица
одноклассника Алеши. Инд зад. (с.138)

Как чувствует себя Алеша в первое время
после получения зернышка? Как ведет себя в последующие дни? Что произошло,
когда Алеша потерял конопляное зернышко? (с.139)

Вы проанализировали
поведение Алеши до получения зернышка и после. Ребята, на слайде (10)
находятся слова, которые характеризуют нашего героя. Какие слова вы бы
использовали, характеризуя героя до того момента, как он получил зернышко и
после него. Распределите эти слова в два столбика

1.       
Любознательный

2.       
Самолюбивый

3.       
Гордый

4.       
Застенчивый

5.       
Общительный

6.       
Непослушный

7.       
Скромный

8.       
Добрый

9.       
Высокомерный

10.    
Шалун

11.    
Ленивый

Почему добрый, скромный
мальчик превратился в ленивого, непослушного ребенка?

Обращение к таблице – таким был
и таким стал Алеша.  

С каким мальчиком вам было
бы приятнее общаться?

3 группа. Чему учит Чернушка мальчика? С.142

Какие советы дает Чернушка
Алеше, пока мальчик окончательно себя не потерял?

Как вы понимаете слова
Чернушки: “Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку”?

– Совпадают ли советы
Чернушки с выводами учителя? Стр. 145

4 группа. Почему Алеша
предал Чернушку и подземных жителей?

Верит ли Чернушка, что Алеша
исправится? (с.148)

—  Как мы можем назвать качества,
записанные слева, одним словом?


Как мы можем назвать качества, записанные справа, одним словом?


Ответ 1 группы (
умненький, миленький, учился хорошо, все его любили
и ласкали, горько чувствовал свое одиночество, единственным утешением его
было чтение книг, любил мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие
времена, играл во дворе с курочками, любимицей его была Чернушка)

Ответ
2 группы (вначале Алеша внутренне стыдился похвал учителей,
ему совестно было, что ставили его пример товарищам, когда он вовсе
того не заслуживал, ведь он не учил уроки, не трудился. Но постепенно он стал
к этому привыкать, и наконец, самолюбие его дошло до того, что он принимал,
не краснея похвалы, которыми его
осыпали. Алеша
много стал о себе думать, важничал, считал, что он лучше и умнее всех. Нрав
его
совсем испортился,
он сделался гордым и
непослушным.

Распределяют слова в два столбика.

Осуществляют
самопроверку по образцу.

Алёша
до получения конопляного семечка

Алёша
после получения конопляного семечка

Умненький

Миленький

Щедрость

Все
любили

Начитанный

Романтик

Мечтатель

Верит в
волшебство

Остро
чувствует своё одиночество

Праздный

Ленивый

Гордый

Высокомерный

Заносчивый

Шалун

Непослушный

Его
перестали любить товарищи

 — Легко приобрести дурные
привычки, но трудно от них избавиться.

Алеша от страха перед
наказанием забыл запрет короля и начал рассказывать о подземных жителях, но
учитель счел это выдумками и высек мальчика.

Добродетель-термин,
означающий положительное нравственное свойство характера человека,
определяемое его волей и поступками.

Порок-нравственный,
духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека.

8

Работа с проблемными вопросами. Формулирование выводов
(продолжение) (6 мин.)

Цель: ещё раз подчеркнуть идею произведения

Работа с проблемными вопросами

-Что изменилось в мировосприятии мальчика? Чему
учит пример превращения Алеши?
  Какие чувства он
испытывает?

— Чувствуется ли смена состояний героя? Возникают ли у него противоречия?

На основе проанализированного материала
определите задачу, которую поставил перед собой Погорельский

Вернёмся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова писателя «Не для
того дан вам ум, чтобы вы во зло его употребили»?

— Чему учит нас произведение? Какие чувства вызывает сказка
Погорельского? Чему научились вы на этих уроках?

На доске записаны пословицы. Отметьте среди них те, которые, по
вашему мнению, отражают смысл сказки. Какую из них вы предложили бы для
эпиграфа к уроку? Почему?

— Трудно найти, легко
потерять

-Только ума на деньги не
купить

-Как прожил, так и прослыл

-Сам погибай, а друзей
выручай

-Дал слово – держи его

-Долг платежом красен

-Учись на добро отвечать
добром

-Не имей сто рублей, а имей
сто друзей

-Добро век не забудется

Человек
должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным
трудом может приносить радость и счастье.

Алёша испытывает
противоречивые чувства: он внутренне стыдится похвал, ему было совестно;
очень быстро
превратился в лентяя и задаваку. Вообразил,
что он умнее и лучше всех.

Уметь
быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для
всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам,
но и тем, кого мы любим, и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти
только однажды, и надо быть достойными его…

Книга
напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе
надо воспитывать.

Доброте,
состраданию, участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и
целеустремленности.

9

Выводы(4 мин.)
Цель: содействовать нравственному воспитанию учащихся на текстах
художественной литературы

— Ребята,
вспомните, какие задачи вы перед собой ставили в начале урока?

— Удалось
ли нам решить эти задачи?


Актуальна ли сказка в наше время?

В сказке Антония Погорельского описано
изменение нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за
причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать
свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни.

— Какие
нравственные уроки возьмём мы для себя, прочитав это произведение? Давайте
запишем их

                
Нравственные уроки жизни

• Нельзя
ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

• Надо
развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга,
честность, уважение к людям, доброту.

• Надо
быть строгим к себе.

-определять главную мысль произведения;

-проанализировать поступки главного героя сказки;

-подумать, в чем нравоучительный смысл сказки;

-сделать выводы для себя, наблюдая за
поступками героев

— Да. Она не столько повествует о волшебных
делах, чудесах, сколько заставляет нас заглянуть в своё сердце, в свои мысли
и подумать о себе. Ведь именно об этом заставляют нас задуматься лучшие
произведения литературы, и сказка А. Погорельского – из числа этих
произведений.
 

Записывают
вывод в тетради

10

Рефлексия. Составление синквейна (3мин.)
(Класс разделен на мобильные группы, в зависимости от  уровня
обученности и мотивации).Цель: развитие умений учащихся выделять
ключевые понятия; синтезировать полученные знания, проявлять творческие
способности

Подводя итог, предлагаю составить синквейн со словами «сказка» и
«Алёша»

Сенкан  (синквейн)– «белый стих», слоган из пяти строк (от фр.
Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура
синквейна:

1.
Существительное (тема).

2.
Три прилагательных (описание).

3.
Три глагола (действие).

4.
Фраза из нескольких слов (описание).

5.
Существительное (перефразировка темы).

Отдельные работы зачитываются. Ответы комментируются и
оцениваются учителем.

Примерные работы учащихся:


Сказка

Интересная,
добрая, волшебная

Учит, наставляет,
заставляет задуматься

Сказка-ложь,
да в ней намёк

Мудрость

 Алёша

Добрый,
милый, отзывчивый

Спасает,
предает, раскаивается

Становится примером
для ребят

Совесть.

11

VIII. Выставление отметок за урок (2мин.)

А теперь
посмотрите, пожалуйста, в оценочные листы, посчитайте свои ответы и оцените
свои работы.

                   
Оценочный лист

       
учащегося      ……………………..       

          
по теме……………………………………………..

Оценка

Формулирование
целей урока

Работа
по предлоенному плану

Анализ
(работа в граппах)

Работа
с таблицей

Вывод

Творческая
работа


Индивидуальные работы оцениваются отдельно.

Учащиеся оценивают результаты деятельности товарищей по заранее обговоренным
критериям (оценочный лист) и обсуждают оценки

12

IX. Домашнее задание (2мин.)

Обратите внимание на доску, где записано домашнее задание (по
выбору):

1 группа.  Написать
сочинение-миниатюру «
Хочу ли я получить в
подарок конопляное семечко?» 

2 группа. Найти и
выписать мудрые слова из сказки. Например, «Неотвратимые несчастья
обрушиваются на человека, если он забывает о долге, перестает быть добрым»
(5-6 высказываний)

3 группаПересказ сказки
от имени Алеши или Чернушки.

4
группа

Опишите случай из своей жизни, где проявилось качество характера, которым вы
можете гордиться.

Учащиеся выбирают задание с учётом своих индивидуальных
возможностей, учитель комментирует.

1.Аркин И. И. Уроки
литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М.
Просвещение, 1996, стр. 256

2.Егорова Н. В.
Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

3.Еремина Т.Я. Педагогические
мастерские. Инновационные технологии на уроках литературы. ФГОС. — М.:
Просвещение, 2013.

4.Карасева И. В.,
Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 –
стр. 279

5.Короп
В. Антоний Погорельский (1787-1836). malpertuis.ru/pogorelsky_bio.htm

6.Малая С. Антоний
Погорельский. pogorelskiy.org.ru

7.Педагогические
мастерские. Теория и практика / Сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина. — СПб.,1998

8.Современные
педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/О.Б. Даутова, Е.В.
Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. —
СПб.: КАРО, 2013.

9.Шапиро Н. А.
Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. –
М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

$ города Альметьевск Республики Татарстан

Конспект урока по литературе
в 5 классе

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Нравственные уроки сказки

подготовила

учитель русского языка и литературы

Захарова Елена Владимировна

$

$

Целью урока является формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Задачами урока является:

— вызвать учащихся интерес к личности А. Погорельского;

— повторить знания учащихся о сказке;

$ развитие монологической речи

— продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы, наблюдая за поступками героев литературной сказки;

Немаловажной является для этого периода развития школьников развивающие цели — развивать мыслительные операции (синтез, анализ, обобщение);

— развивать критическое мышление, формирующее собственную точку зрения.

В этом случае всё это способствует дости$жению главной цели (воспитательной).

По программе данный урок является внеклассным чтением .

Содержание данной сказки однозначно подсказывает выявить и осмыслить её нравоучительный смысл, поэтому главной целью данного урока я ставлю воспитательную цель:

Формировать положительно – значимые качества личности(трудолюбие, честность, коммуникативность) на примере сказка Погорельского и обсуждение поступков и действий маль$чика Алёши.

Образовательная цель

1. Анализ сказки А. Погорельского « Чёрная курица, или Подземные жители»

2.Составление литературной характеристики главного героя Алёши. Осмысление нравоучительного сюжета.

Развивающая цель:

$ Развитие критического мышления, развитие мыслительных операций: синтез, анализ, обобщение.

Данный урок я готовила в рамках технологии Развитие критического мышления на основе чтения.

Структура уроков в рамках данной технологии следующая:

  1. Репродукция и воспроизведение знаний (я это знаю) в данном уроке эта часть реализовалась через блиц опрос, я убедилась, что дети знают содержание сказки, владеют литературным материалом.

  2. часть данной технологии предполагает наращивание знаний (что я узнал, или открыл для себя нового) Дети учились класси$фицировать черты характера литературного героя, выбирали положительные качества, пытались мотивировать выбор. Формировали при этом свою жизненную позицию, или точку зрения

  3. В закреплении материала использовался приём «Работа в группах»

В результате урока мы должны были выстроить таблицу: логически смыслового моделирования.

$

Для проведения данного урока был выбран соответствующий тип – обобщение и систематизация знаний.

$Структура урока и его содержание выстроены в рамках технологии «Развитие Критического Мышления»

В течение урока использовано сочетание методов обучения

  1. репродуктивный

объяснительно — иллюстративный

  1. осмысление знаний на новом уровне

частично — поисковый

$

  1. Часть уроков в рамках данной технологии всегда предполагает рефлексию

(На зёрнышках дети загадывали желания, помня о последствиях)

Оборудование: доска, презентация (Приложение1), групповые задания (Приложение2) тестовые задания (Приложение3) , эпиграфы:

$ Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок. (А.Пушкин)

Не для того дан вам ум, чтобы вы

во зло его употребили… (А.Погорельский)

$ вопрос на доске: Какой урок вы извлекли из сказки А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?

Конопляное семечко- заманчиво, не правда ли ? Но хорошо ли?

Дз :С$очинение-рассуждение «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко?»

Предварительное задание: прочитать сказку, подготовить сообщение о жизни Антония Погорельского, подготовить устный ответ «Образ Алеши» (индивидуальное задание), повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества; групповые задания

Ход урока

  1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Урок сегодня необычный, к нам пришли уважаемые гости, садитесь.

  2. $

  3. Вступительное слово учителя.

Вы уже много знаете о сказках. Это целый мир: необъятный, загадочный.

Сегодня мы будем говорить о необычной волшебной сказке: «Черная курица, или Подземные жители». Ее написал замечательный писатель Антоний Погорельский в 1829 году. Посчитайте, сколько лет тому назад? (182 года назад)

3.Запись в тетради темы урока, эпиграфов.

$ Откройте тетради, запишите число и тему: Анатолий Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Нравственные уроки сказки.

Запишите эпиграфы : Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (А.Пушкин)

Не для того дан вам ум, чтобы вы

во зло его употребили..(А.Погорельский)

4.Работа с портретом писателя.

А теперь, Ребята, посмотрим на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? (добрым, честным, целеустремленным)

$ -посмотрите на этот добрый, целеустремленный взгляд. Такой глубокий, пронзительный. Это был человек поистине добрый, честный, образованный. Только такой человек мог написать такую удивительную сказку, которая живет уже второе столетие.

Давайте послушаем Аню, которая немного расскажет нам об этом писателе.

Ученик: Антоний Погорельский-$ это псевдоним , который взял Алексей Алексеевич Перовский, образованнейший человек 18 века. Он был дядей и воспитателем будущего поэта, драматурга, писателя Алексея Константиновича Толстого. За 2 года Алексей Алексеевич окончил Московский университет, был участником Отечественной войны 1812 года. Был знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Когда писатель приехал из Германии в Петербург, он поселился в своем имении Погорелицы, где и написал для племянника Алеши сказку «Черная курица».$

Слово учителя: Спасибо.

Эта сказка написана очень давно. Ее любил перечитывать своим детям Лев Николаевич Толстой. Я думаю, что и вы с большим удовольствием перечитали эту сказку.

Помните: Сказка –ложь, да в ней намек! добрым молодцам урок.

Эти слова, сказанные Александром Сергеевичем Пушкиным, известны каждому. Как вы понимаете это высказывание? (Хотя сказка- это выдуманная история, в ней содержится какой-то нравоучительный смысл, какой-то урок для нас)

$Вот и мы попробуем понять намек, который содержится в сказке Антония Погорельского.

Посмотрите на второй эпиграф. Это слова из нашей сказки. Кто произнес их? (их произносит учитель, когда дает наставление Алеше)

Теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Мы должны понять смысл ,который содержится в сказке. А главный вопрос, (на доске) на который мы ответим в конце урока: конопляное семечко ,помните по сказке?, освободило Алешу от труда. И теперь не надо учить уроки. Заманчиво, не правда ли? Но хорошо$ ли?

И еще один вопрос : Какие нравственные уроки вы извлекли из сказки А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?

  1. Актуализация знаний.$

Как вы думаете, можно ли назвать прочитанную историю сказкой?

Докажите, что это сказка?

(есть сказочный зачин “жил-был”

волшебное число “3” – три сна

волшебный предмет – конопляное зёрнышко

чудесные превращения

$ курица разговаривает с Алёшей.

— А чем эта волшебная повесть не похожа на волшебную сказку?

У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

Это первая литературная сказка. Ещё есть отличия?

$ (Отражены реалии того времени: точная география: месторасположение

Имя, возраст мальчика ,Алеше было 10 лет)

В какое время происходят события? ( в 19 веке)

$ С тех прошло много лет. Русский язык изменился с тех пор?( конечно, многие слова устарели и стали нам непонятны)

Дома вы должны были поработать с незнакомыми словами.

Словарная рабо$та. Объяснение значения непонятных слов, чтение ( слайд) Вот слова, которые мы уже не используем в нашем лексиконе.

— А для чего надо знать лексическое значение этих слов? (Чтобы понять прочитанное, ведь сказка написана около двухсот лет назад). В какой словарик мы должны были заглянуть? ( в толковый)

6. Тест на знание текста.

Сейчас мы проверим, как вы знаете содержание сказки. У каждого есть тест. Из предложенных вариантов выберите правильный. На выполнение вам всего 1 минута.

Давайте проверим. Совместная Проверка (Слайд)

$Из предложенных вариантов выберите правильный ответ и подчеркните его.

1$. В каком городе находился пансион, в котором обучался Алёша?

а) Москва

б) Петербург

в) Тверь

2. Что являлось для Алёши наибольшим утешением по воскресеньям и в праздничные дни, когда он оставался один?

а) чтение книг

б) прогулка по двору

в) сон

3. Что пришлось отдать кухарке за спасение курицы?

а) серебряные монеты

$б) драгоценный камень

в) золотая монета (Империал)

4. Кем была курица Чернушка в Подземном городе?

$ а) король

б) министр

в) конюх

5. Что получил Алёша в подарок от короля?

а) редкая книга

б) конопляное семечко

$в) монеты

6. Сколько раз курица Чернушка приходила ночью к Алёше?

а) два раза

б) четыре раза (вспомним эти сюжеты:1- знакомство, 2- знакомство с подземными жителями. 3- Чернушка возвращает потерянное семечко, 4-сцена$ прощания)

в) шесть раз

Если у вас ни одной ошибки- ставьте «5»

Если 1ошибка -«4»

Если 2 ошибки-«3»

Сдайте лист$очки только те, кто получил 6 баллов.

7. Аналитическая беседа.

Сейчас ,ребята, мы перенесемся на 200 лет назад в Старинный Петербург.

Открываем начало сказки. Читаем, сохраняя сказочный, старинный стиль (читает ученик):

«Лет сорок тому назад, в Санкт-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона….»

Ребята, посмотрите, перед вами Старинный Санкт-Петербург$.

Слайд 11 (старый Петер-г) Петр I, одержав победу над шведами в 1702, решил заложить в дельте Невы новую крепость. 1703 год — принято считать днем основания Петербурга.

Читаем дальше. (ученик)(Тогда на проспектах Васильевского острова…).

Слайд 12(Васильев. Остров) Посмотрите, это Васильевский остров, самый большой остров в дельте Невы, истори$ческий район Санкт-Петербурга.

Читаем дальше. (ученик)

Слайд 13 (Пансион)

Пансион (франц. pension, от лат. pensio — платеж). закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.

СЛАЙД14-Исаакиевская площадь — считается одной из самых знаменитых и великолепных площадей центра $СанктПетербурга.

Читаем дальше. (ученик)

$ Посмотрите, СЛАЙД 15 –перед вами адмиралтейство — первая постройка на левом берегу Невы в СанктПетербурге

А это СЛАЙД 16- -конногвардейский манеж, который построен на Конногвардейском бульваре, предназначался для верховых занятий солдат Конногвардейского полка в осеннее и зимнее время года.

Вот мы сейчас познакомились с описанием Старого Петербурга.

  • $ Как вы думаете, могло ли быть такое детальное описание в народной сказке? Если нет, то почему? (Такого описания не могло быть, т.к. все события происходили в неопределенном месте в народной сказке — все выдуманное, а эта сказка- литературная)

Кто главный герой сказки?

Кто такой Алёша?

Рассказ о главном герое сказки (ученик).

Итак, какой Алеша был в начале сказки? Почему с ним дружат другие ребята?

— умненький, миленький, Ласковый, Общительный, Скромный, Застенчивый$

— любит познавать новое

— милосердный

-Почему Алеша не любил кухарку? Что вызывало у него ужас и отвращение? (она была причиной, что время от времени уменьшалось число его курочек, а однажды он увидел в кухне своего любимого петушка с перерезанным горлом. Он с горечью осознавал, что не в силах помочь своим друзьям, от этого и возымел отвращение к кухарке.)

8. Работа в группах.$

  • Ребята, вы заранее получили групповые задания, ответы на которые должны представить в виде связного высказывания. Если у кого есть дополнения по вопросу, под$нимаем руку.

1 группа. Алёша в Подземном городе.

1) Почему Алёша не смог пройти за Чернушкой в подземное царство в первую ночь?( Чуть ослушался, не выполнил требования – чуть не поплатился жизнью)

2) Что увидел Алёша в подземном царстве? (Найти описание в сказке)

$ 3) Какое желание Алёши исполнил король подземных жителей?( чтобы он всегда знал урок. не уча его)

4) Путь Алёши в подземное царство. Восстановить маршрут: (передняя, сени, покои старушек, большой серый попугай с красным хвостом. Серая кошка, лестница, зала, рыцари фарфоровые китайские куколки, переходы и коридоры)

2 группа. Алёша и Чернушка.

  1. О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным? (здесь ты должен был поработать со словарем)

$С.И.Ожегов. Скромный – сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый.

Д.Н.Ушаков. Скромный – такой, что не стремиться выказать свои качества, достоинства, заслуги, лишённый высокомерия и заносчивости.

2) Спасение Чернушки.( Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)

3) Нарушил ли Алёша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Как это произошло?( однажды он потерял семечко, а с ним способность отвечать. Его строго наказали, считая неспособность капризом, но Чернушка вернулась и возвратила ему по$терянное зернышко, хотя и была опечалена его поведением. Алеша воспользовался волшебством и моментально выучил несколько страниц, но учитель заподозрил неладное и начал разбираться, как это у него получилось. Алеша от страха перед розгами забыл запрет короля и начал рассказывать о подземных жителях, но учитель $счел это выдумками и высек мальчика.)

4) Почему из-за предательства Алёши пострадал именно министр? ( Всегда страдает тот, кто любит. После предательства Алеши он закован в цепи, так как подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно министр — Черная курица)

3 группа. Жизнь Алёши после подарка короля.

1) Как чувствует себя Алёша первое время после подарка короля?( Алеша внутренне стыдился похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал.

2) Как ведёт себя Алёша в последующие дни? (самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он$ много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их.)

3) Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?(не$ смог ответить урок))

4 группа. Характер Алёши.

1) Найдите в тексте сказки, что автор пишет о характере Алеши. (Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.)

2) Меняется ли характер Алёши? ( Алеша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав.)

$9.Обобщение. Аналитическая беседа.

Группы очень хорошо справились с заданиями. Молодцы.

Вывод: Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. Давайте дадим характеристику Алёше до получения и после получения зернышка.

1 вариант Найдите в тексте и прочитайте, каким рисует писатель Алешу до того, как он получил конопляное зерно? ( стр. 115)

2 вариант. Каким стал Алеша после получения зернышка? (132)

$ Итак, ребята, почему из послушного, доброго, ласково мальчика, Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого?

— Почему не приносят Алёше радость его успехи?

(Алеша забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Знания, добытые трудом, нельзя отнять у человека. Алеша же нисколько не утруждается, не прикладывает никаких сил для того, чтобы знать. А потому оценки не приносят ему удовольствия. Только то, что заработано трудом, честно, может радовать и приносить счастье. )

$Вывод: Ему нечем было заняться. Праздность портила Алешу, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить. Труд делает человека лучше. Ваш труд- это что? (учеба) а чтобы хорошо учиться…нужно…? Трудиться, и не ждать , когда вам дадут конопляное зернышко.

$Как же вы ответите на вопрос: Конопляное зерно- хорошо ли?

Недаром народная мудрость гласит: Скучен день до вечера, коли делать нечего!

Ребята, наш путь по сказке подходит к концу, а какая концовка у любой сказки? ( – добро побеждает зло!)

А мы Встречали в какой-нибудь волшебной сказке подобное зло? (Heт. О таком зле мы ещё не читали: ведь в сказках оно, как правило, олицетворено: Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и тому подобное.)

Пробовал ли мальчик бороться с этим злом?$ (конечно)

-Как? ( Иногда Алёше всё же становилось стыдно, его мучила совесть. Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками.)

Но почему он не мог исправиться? (стр. 138)

$— Вспомните, как был наказан Алёша? Какое наказание было для него самым тяжёлым? — —- найдём это в тексте и зачитаем. (стр. 140)

— какой же нравственный урок извлек Алеша , а вместе с ним м мы , читатели. Чему же учит эта сказка? Послушаем финал сказки. (Стр.143 (На другой день …)

(Победило добро, Алёша сам себя наказал: он несколько дней мучился. От этих мучений здоров$ье его подорвалось, и, когда однажды к нему во сне опять пришла Чернушка и между ними произошла сцена прощания, Алёша упал в обморок и несколько дней пролежал без памяти с сильной горячкой. После того как Алёша выздоровел, он опять старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Значит, добро победило, победило в душе Алеши.)

Вывод: добро победило зло, Алёша стал прежним послушным мальчиком.

— Почему писатель выбрал такой финал? (Антоний Погорельский показал нам, что за все свои деяния нужно отвечать, и дает нам повод к размышлению над словами учителя: ПОКАЗАТЬ НА ЭПИГРАФ: не для то вам дан ум, чтобы во зло его употребить)

$Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье. Ум не для того да, чтобы во зло.

-А вы ,ребята, хотели бы получить конопляное семечко? Над этим вы подумаете дома и напишите сочинение. (показать на дом.задание.)

  1. Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся за работу на уроке. (оценки за тесты, за индивид. Задание., за групповые задания, за работу на уроке)

11.Домашнее задание

Сочинение – рассуждение «Хочу$ ли я получить в подарок конопляное семечко? »

$ Использованная литература

  1. Погорельский А. Чёрная курица, или подземные жители. М.: Росмэн. 1999. С. 45-90.

  2. http://www.opeterburge.ru/

$

$

$Приложение2.

1 группа. Алёша в Подземном городе.

1) Почему Алёша не смог пройти за Чернушкой в подземное царство в первую ночь?

2) Что увидел Алёша в подземном царстве? (Найти описание в сказке)

3) Какое желание Алёши исполнил король подземных жителей?

4) Путь Алёши в подземное царство. Восстановить маршрут: передняя, сени, покои старушек, большой серый попугай с красн$ым хвостом. Серая кошка, лестница, зала, рыцари фарфоровые китайские куколки, переходы и коридоры

2 группа. Алёша и Чернушка.

1) О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?

2) Спасение Чернушки.

$3) Нарушил ли Алёша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Как это произошло?

4) Почему из-за предательства Алёши пострадал именно министр?

3 группа. Жизнь Алёши после подарка короля.

1) Как чувствует себя Алёша первое время после подарка короля?

2) Как ведёт себя Алёша в последующие дни?

3) Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

$ 4 группа. Характер Алёши.

$ 1) Найдите в тексте сказки, что автор пишет о характере Алеши

2) Меняется ли характер Алёши?

  • Черная курица или подземные жители характеристика алеши 5 класс таблица из сказки
  • Черная курица это сказка или повесть
  • Черная мидия восточная сказка
  • Черная курица фото из сказки
  • Черная курица или подземные жители краткое сочинение 5 класс