Через какое время царь женился на другой в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях

Краткие содержанияпушкинсказка о мертвой царевне и о семи богатыряхсказка о мертвой царевне и семи богатырях многим напоминает сказку о белоснежке
  • Краткие содержания
  • Пушкин
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях многим напоминает сказку о Белоснежке и семи гномах. И, действительно, связь прослеживается.

Царь уезжает на войну, а любящая супруга верно ждет его у окна. Она смотрит на метель, пытаясь первой увидеть возвращение мужа. В одну из ночей у нее рождается дочь. А вскоре и царь возвращается, но царица умирает у него на руках. Государь тосковал по любимой, но через год женился вновь.

Вторая жена отличалась редкой красотой, но при этом была эгоистичной, гордой, завистливой и недоброй женщиной. У нее было волшебное зеркальце, которое умело говорить. Но единственная тема, на которую была способна разговаривать новая царица с волшебной вещицей была ее собственная красота. Без конца спрашивала государыня зеркало, самая ли прекрасная она на свете. И неизменно получала ответ, что так и есть.

А молодая царевна тем временем, становилась старше, расцветала и в конце концов превратилась в прекрасную девушку. Вот уже появился у нее жених — королевич Елисей. А ее мачеха, задав однажды свой единственный вопрос, узнала, что теперь самая красивая — ее падчерица. Разозлившись, она приказывает своей служанке, отвести царевну в лес и привязать к дереву, оставив на растерзание волкам. Однако прислужница ослушалась и просто отвела царскую дочь в чащу.

Царевна нашла в лесу терем, прибралась в нем и приготовила ужин. Вернувшиеся хозяева — 7 богатырей, предлагают ей остаться с ними жить на правах сестры.

Королевич Елисей тем временем отправляется на поиски исчезнувшей невесты. А мачеха вновь обращается к зеркалу и выясняет, что царевна жива. Переодевшись старухой, она отправляется в лес. Отыскав убежище царевны, мачеха дает ей отравленное яблоко и уходит.

Девушка, попробовав этот дар, умирает. Богатыри хоронят ее в хрустальном гробу. А королевич в своих поисках обращается даже к солнцу и месяцу. Наконец ветер ему рассказывает, что он видел умершую царевну и указывает путь к ней. Елисей едет туда, чтобы хоть попрощаться с любимой. Найдя ее в гробу такой же прекрасной как и при жизни, он целует свою невесту, и она оживает. Вместе они возвращаются домой и без промедления играют свадьбу. А злая царица, увидев их умирает.

Как всегда в сказках, зло побеждено и наказано, а добро торжествует. Но ведь в сказке говорится не только об этом. Царевна не только красива внешне, она прекрасна своими внутренними качествами: добротой, скромностью, трудолюбием, деликатностью и сочувствием. И каждая девочка, мечтающая стать принцессой, прочитав эту сказку, постарается взять с царевны пример.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Царевна – при родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту.
  • Королевич Елисей – жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён.
  • Мачеха, жена Царя — вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. Хочет сжить царевну со свету.

Другие персонажи:

  • 7 богатырей – молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
  • Чернавка – служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Они интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

Главная мысль и чему учит сказка

Сказка напоминает, что истинная красота – это гармония приятного внешнего вида и высокой духовности. Доброта и скромность царевны спасают ее от злых козней бездушной жестокой царицы, которая стала жертвой собственной зависти. И чернавка, и богатыри, даже пес покорены ее душевной красотой. Кроме того, царевна верна своему слову, не забывает жениха. Елисей борется за свое счастье и не оставляет поисков любимой, когда уже почти не осталось надежды. В образе царицы автор осуждает не только зависть и жестокость, но и нарциссизм – самолюбование, эгоизм. Конец сказки – это победа добра и гармоничной красоты.

«Сказка о мертвой царевне» очень краткое содержание

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» краткое содержание для читательского дневника:

У царя растет красавица-дочь. Мачеха считается самой красивой женщиной царства, о чем ей постоянно говорит волшебное зеркало, но, когда царевна подрастает, зеркало сообщает, что царевна красивее.

Мачеха, завидуя, приказывает служанке оставить девушку в лесу на съедение волкам, но служанка жалеет госпожу и не связывает ее. Царевна находит дом богатырей и живет с ними. Царица приходит к ней в образе старухи и дает отравленное яблоко.

Царевна засыпает мертвым сном. Елисей находит девушку и пробуждает. Они женятся, а царица умирает от злости.

Вывод:

Зависть, ненависть, гнев и злоба не дают ничего, кроме зла. Каждый человек имеет столько прекрасного в жизни, не нужно смотреть на других и сравнивать, жизнь коротка, намного разумнее — наслаждаться моментом и радоваться тому, что имеешь.

Сказка Пушкина о царевне и семи богатырях по сюжету едва ли не точь-в-точь похожа на сказку Белоснежка братьев Гримм. Написанная в стихах, она рассказывает о царице, которая родила прекрасную дочь, но вскоре умерла, а царь женился вновь и у девочки появилась мачеха. Та всё время спрашивала своё волшебное зеркальце “Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” и однажды зеркальце ответило, что это не так… Итак, Сказка Пушкина о Царевне и Семи Богатырях — читайте на нашем сайте.

История написания

Александр Сергеевич написал сказку в стихотворении осенью 1833 года, когда находился в Болдино. Сам сюжет не оригинален, он встречается в народных сказках разных народов. Существуют несколько вариантов истории:

  1. Итальянская «Белла Венеция»: владелица гостиницы Белла прогнала дочь, когда ей сказали, что та красивее. Девушка встретила в лесу 12 разбойников и осталась с ними. Узнав, что дочь жива, Белла наняла ведьму. Та подарила девушке отравленную заколку, которой она заколола волосы и уснула. Ее похоронили в пустом стволе дерева, где ее нашел принц и спас, вытащив заколку.
  2. Греческая «Мирсина»: старшие сестры прогнали младшую, когда Солнце признало ее самой прекрасной. Девушка в лесу встретила 12 месяцев и решили жить с ними.
  3. Шотландская «Золотое дерево и Серебряное дерево»: однажды форель в реке сказала королеве, что ее дочь красивее. Та сказалась больной и сообщила королю, что только сердце и печень принцессы могут вылечить ее.
  4. В монгольской сказке «Волшебный мертвец» ревнивая мачеха прогнала девушку, и та встретила 7 сыновей хана.
  5. У народов Восточной Африки в истории «Волшебное зеркало» девушка встречает 10 охотников.
  6. Сильнее всего отличается армянская «Нури Хадиг». Мачеха подговорила отца убить Нури Хадиг, поскольку Луна признала ее прекраснее, но тот не смог и отпустил девушку. Та скиталась по лесу и нашла волшебный замок, в котором спал принц. Нури ухаживала за юношей 7 лет, тот проснулся и решил жениться на ней. Мачеха отправила цыганку с заговоренным кольцом, девушка надела его и заснула.

Сюжет сказки Пушкина сильно перекликается с «Белоснежкой» братьев Гримм. Обе истории являются пересказами народной сказки, которая известна во многих народах. В конце XIX века вариант Александра Сергеевича был переведен на французский язык, позднее по нему сняли мультфильм, фильмы и поставили оперу.

Короткий пересказ «Сказка о мертвой царевне»

Краткое содержание сказки Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»:

Царь поехал на войну, защищать свое государство от неприятелей. Царица осталась ждать мужа дома. Она очень тосковала по своему любимому, от окна не отходила. Все ждала. В одну из ночей у нее рождается дочь. Вскоре воротился царь, а государыня умерла. Тяжело пришлось супругу, любил он очень жену. Потужил государь, да и женился во второй раз.

Вторая супруга была редкой красавицей, но по характеру злой. У нее было зеркальце, у которого она все время справлялась о своей красоте. Однажды, задав привычный вопрос, царица получила неприятный ответ. Зеркало сказало, что прекраснее ее падчерица, девушка самая красивая на свете. Царица пришла в бешенство и решила извести приемную дочь.

Приказала государыня служанке отвести девушку в лес и привязать к дереву, чтобы ту съели волки. Служанка была доброй, к тому же она хорошо относилась к царской дочери, а новую государыню не любила. Прислужница, просто оставила падчерицу в чаще, не привязывая.

Царевна блуждала по лесу и увидела дом, она зашла туда, навела порядок и приготовила обед. А в этом тереме жили семь богатырей. Они вернулись с охоты, порадовались царевне и предложили ей остаться у них на правах сестры. Они предлагали ей выйти за одного из них замуж, но царевна не могла, у нее был суженый.

Тем временем, королевич Елисей, жених царевны поспешил на ее поиски. Царица же опять спросила у зеркала, кто красивее на свете, и узнала, что падчерица выжила. Государыня переоделась в старческие лохмотья и нашла царевну. Она угостила девушку яблоком с ядом, и та умерла. Богатыри, увидев свою сестрицу мертвой, похоронили ее в гробу из хрусталя.

Елисей долго разыскивает любимую, он спрашивает у солнца, месяца об ее местонахождении. Лишь ветер указал королевичу правильный путь. Елисей нашел хрустальный гроб, поцеловал невесту, а она ожила. Вернулись молодые домой, свадьбу сыграли, а злая мачеха померла от досады.

Сказка учит доброте. В любом случае, зло, остается наказанным.

Это интересно: сказочная поэма Жуковского «Спящая царевна» впервые опубликована в 1831 году. Эта история известна всем, благодаря сказкам братьев Гримм, а также мультфильму от знаменитой американской студии, однако краткое содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника — версия Жуковского несколько отличается.

Главные герои

По названию сказки можно предположить, что главными действующими лицами в ней станут молодая Царевна и Богатыри. Но это далеко не все важные персонажи. В произведении речь идет о нескольких героях:

  1. Царевна — добрая, красивая и хозяйственная девушка, дочь Царя. Ее мать умерла, отец вскоре женился второй раз. Мачеха возненавидела падчерицу, когда та выросла и затмила ее красотой. Она приказала отвести Царевну в лес и бросить там, чтобы ее растерзали звери, но служанка отпустила девушку. Царевна нашла терем, в котором жили 7 Богатырей, и осталась там. Девушка очень грустила по своему жениху, королевичу Елисею. Однажды к терему подошла старуха и в благодарность за хлеб протянула девушке отравленное яблоко. Та съела кусочек и умерла. Богатыри положили ее хрустальный гроб и отнесли в пещеру, где ее нашел Елисей и спас.
  2. Царица, Мачеха — вторая жена Царя. Была одержима своей красотой и владела волшебным зеркальцем, которое сказало, что выросшая Царевна затмила ее. Царица приказала отвести падчерицу в лес на съедение диким зверям, но служанка не послушалась. Тогда, узнав, что Царевна жива, Мачеха переоделась старухой и отдала девушке отравленное яблоко. Та умерла, и Царица восторжествовала, но вскоре Елисей спас невесту. В конце Мачеха скончалась от злости.
  3. Королевич Елисей — добрый, отважный и настойчивый, жених Царевны. Когда девушка пропала, он объездил весь свет, спрашивал у Солнца, Месяца и Ветра, где искать любимую. Ветер указал ему дорогу, но когда Елисей вошел в пещеру, то увидел там гроб. Он решил поцеловать невесту в последний раз, и девушка очнулась.
  4. Богатыри — 7 братьев, которые жили в лесу в тереме. К ним забрела Царевна и убралась, пока никого не было дома. Вернувшиеся братья удивились и согласились оставить девушку на правах младшей сестры. Вскоре между ними возник спор: они все полюбили Царевну и предложили ей самой выбрать жениха. Девушка объяснила, что уже помолвлена с Елисеем. Вернувшись однажды с охоты, Богатыри нашли Царевну мертвой. Она будто спала, и братья не смогли ее похоронить. Они положили ее в хрустальный гроб и унесли его в пещеру.
  5. Чернавка — служанка Царицы. Не смогла выполнить ее приказ и отпустила Царевну, потом призналась.

Также в истории упоминаются Царь, его первая жена (мать Царевны), пес Богатырей, который пытался отогнать старуху, и силы природы (Солнце, Месяц, Ветер), которые помогали Елисею искать невесту.

Сюжет сказки «Сказка о мертвой царевне» Пушкин

«Сказка о мертвой царевне» Пушкин краткое содержание произведения:

Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина восхищаешься его талантом. Отдельного внимания заслуживают сказки в стихотворной форме. Оторваться от чтения невозможно. Сюжет настолько захватывает, что кажется будто все происходит на самом деле.

Начинается произведение с того, как царица ждёт мужа, сидя у окна и смотря на снег. В ночь под рождество у неё рождается дочь, и в то же время возвращается царь. Царица умирает, а царь долгое время остаётся в печали. Проходит время, и царь снова женится. Молодая царица вздорная и злая красавица.

Лишь с царем она ласкова. Целый день молодая царица только прихорашивается да смотрит в зеркало. Тем временем подрастает дочка царя. Красавица с кротким нравом и доброй душой всем по сердцу.

Есть у царевны и жених королевич Елисей. Молодая царица завидует красоте царской дочки и решает её погубить. Приказывает отвести царевну в лес, привязать к дереву и оставить там на съедение волкам. Царевну в лес обманом заманили, да пожалели, связывать не стали, а просто оставили в чаще.

Вернувшись доложили царице что приказ её исполнен. А царевна бродила по лесу и вышла к терему. В тереме никого не было, она прибралась, приготовила еды, и уставшая уснула.

В том тереме жили семь братьев. Вернувшись с охоты и увидев порядок в доме, они удивились, а познакомившись с гостьей предложили ей пожить у них. Тем временем царица, спросив у зеркала о своей красоте узнает о том, что царевна жива. Разозлившись решает она сама убить красавицу царевну. Переодевшись в старуху угощает царскую дочку отравленным яблоком. Царевна, откусив кусочек, засыпает мертвым сном.

Вернувшиеся богатыри находят царевну бездыханной. Соорудив для красавицы хрустальный гроб, братья относят его с телом царевны в пещеру, где, подвесив его на цепях, прощаются с названой сестрой.

Но жених царевны ищет свою любимую. Много времени Елисей в пути, у всех он спрашивает о своей царевне. И наконец ветер подсказывает ему где найти гроб с телом красавицы. Елисей, желая проститься навсегда с любимой целует её, и царевна просыпается.

Вернувшись домой, в дверях царевна встречается с мачехой, и та от злости умирает. Отгоревав траур по царице, Елисей и царевна женятся. Все заканчивается богатым свадебным пиром.

Заключение:

«Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина оставит в сердце след у каждого читателя. Добро всегда побеждает. Нужно всегда верить в хорошее и никогда не сдаваться. Хорошим людям всегда судьба подарит счастье.

Для «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина характерно торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказка о мертвой царевне» для читательского дневника. Данное произведение является жемчужиной русской литературы в своём жанре.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Царевна – при родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту.
  • Королевич Елисей – жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён.
  • Мачеха, жена Царя — вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. Хочет сжить царевну со свету.

Другие персонажи:

  • 7 богатырей – молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
  • Чернавка – служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Они интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

Читайте также: Лев Толстой — Три медведя сказка читать на нашем сайте.

«Сказка о мертвой царевне» очень краткое содержание

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» краткое содержание для читательского дневника:

У царя растет красавица-дочь. Мачеха считается самой красивой женщиной царства, о чем ей постоянно говорит волшебное зеркало, но, когда царевна подрастает, зеркало сообщает, что царевна красивее.

Мачеха, завидуя, приказывает служанке оставить девушку в лесу на съедение волкам, но служанка жалеет госпожу и не связывает ее. Царевна находит дом богатырей и живет с ними. Царица приходит к ней в образе старухи и дает отравленное яблоко.

Царевна засыпает мертвым сном. Елисей находит девушку и пробуждает. Они женятся, а царица умирает от злости.

Вывод:

Зависть, ненависть, гнев и злоба не дают ничего, кроме зла. Каждый человек имеет столько прекрасного в жизни, не нужно смотреть на других и сравнивать, жизнь коротка, намного разумнее — наслаждаться моментом и радоваться тому, что имеешь.

Сказка Пушкина о царевне и семи богатырях по сюжету едва ли не точь-в-точь похожа на сказку Белоснежка братьев Гримм. Написанная в стихах, она рассказывает о царице, которая родила прекрасную дочь, но вскоре умерла, а царь женился вновь и у девочки появилась мачеха. Та всё время спрашивала своё волшебное зеркальце “Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” и однажды зеркальце ответило, что это не так… Итак, Сказка Пушкина о Царевне и Семи Богатырях — читайте на нашем сайте.

Короткий пересказ «Сказка о мертвой царевне»

Краткое содержание сказки Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»:

Царь поехал на войну, защищать свое государство от неприятелей. Царица осталась ждать мужа дома. Она очень тосковала по своему любимому, от окна не отходила. Все ждала. В одну из ночей у нее рождается дочь. Вскоре воротился царь, а государыня умерла. Тяжело пришлось супругу, любил он очень жену. Потужил государь, да и женился во второй раз.

Вторая супруга была редкой красавицей, но по характеру злой. У нее было зеркальце, у которого она все время справлялась о своей красоте. Однажды, задав привычный вопрос, царица получила неприятный ответ. Зеркало сказало, что прекраснее ее падчерица, девушка самая красивая на свете. Царица пришла в бешенство и решила извести приемную дочь.

Приказала государыня служанке отвести девушку в лес и привязать к дереву, чтобы ту съели волки. Служанка была доброй, к тому же она хорошо относилась к царской дочери, а новую государыню не любила. Прислужница, просто оставила падчерицу в чаще, не привязывая.

Царевна блуждала по лесу и увидела дом, она зашла туда, навела порядок и приготовила обед. А в этом тереме жили семь богатырей. Они вернулись с охоты, порадовались царевне и предложили ей остаться у них на правах сестры. Они предлагали ей выйти за одного из них замуж, но царевна не могла, у нее был суженый.

Тем временем, королевич Елисей, жених царевны поспешил на ее поиски. Царица же опять спросила у зеркала, кто красивее на свете, и узнала, что падчерица выжила. Государыня переоделась в старческие лохмотья и нашла царевну. Она угостила девушку яблоком с ядом, и та умерла. Богатыри, увидев свою сестрицу мертвой, похоронили ее в гробу из хрусталя.

Елисей долго разыскивает любимую, он спрашивает у солнца, месяца об ее местонахождении. Лишь ветер указал королевичу правильный путь. Елисей нашел хрустальный гроб, поцеловал невесту, а она ожила. Вернулись молодые домой, свадьбу сыграли, а злая мачеха померла от досады.

Сказка учит доброте. В любом случае, зло, остается наказанным.

Это интересно: сказочная поэма Жуковского «Спящая царевна» впервые опубликована в 1831 году. Эта история известна всем, благодаря сказкам братьев Гримм, а также мультфильму от знаменитой американской студии, однако краткое содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника — версия Жуковского несколько отличается.

Сюжет сказки «Сказка о мертвой царевне» Пушкин

«Сказка о мертвой царевне» Пушкин краткое содержание произведения:

Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина восхищаешься его талантом. Отдельного внимания заслуживают сказки в стихотворной форме. Оторваться от чтения невозможно. Сюжет настолько захватывает, что кажется будто все происходит на самом деле.

Начинается произведение с того, как царица ждёт мужа, сидя у окна и смотря на снег. В ночь под рождество у неё рождается дочь, и в то же время возвращается царь. Царица умирает, а царь долгое время остаётся в печали. Проходит время, и царь снова женится. Молодая царица вздорная и злая красавица.

Лишь с царем она ласкова. Целый день молодая царица только прихорашивается да смотрит в зеркало. Тем временем подрастает дочка царя. Красавица с кротким нравом и доброй душой всем по сердцу.

Есть у царевны и жених королевич Елисей. Молодая царица завидует красоте царской дочки и решает её погубить. Приказывает отвести царевну в лес, привязать к дереву и оставить там на съедение волкам. Царевну в лес обманом заманили, да пожалели, связывать не стали, а просто оставили в чаще.

Вернувшись доложили царице что приказ её исполнен. А царевна бродила по лесу и вышла к терему. В тереме никого не было, она прибралась, приготовила еды, и уставшая уснула.

В том тереме жили семь братьев. Вернувшись с охоты и увидев порядок в доме, они удивились, а познакомившись с гостьей предложили ей пожить у них. Тем временем царица, спросив у зеркала о своей красоте узнает о том, что царевна жива. Разозлившись решает она сама убить красавицу царевну. Переодевшись в старуху угощает царскую дочку отравленным яблоком. Царевна, откусив кусочек, засыпает мертвым сном.

Вернувшиеся богатыри находят царевну бездыханной. Соорудив для красавицы хрустальный гроб, братья относят его с телом царевны в пещеру, где, подвесив его на цепях, прощаются с названой сестрой.

Но жених царевны ищет свою любимую. Много времени Елисей в пути, у всех он спрашивает о своей царевне. И наконец ветер подсказывает ему где найти гроб с телом красавицы. Елисей, желая проститься навсегда с любимой целует её, и царевна просыпается.

Вернувшись домой, в дверях царевна встречается с мачехой, и та от злости умирает. Отгоревав траур по царице, Елисей и царевна женятся. Все заканчивается богатым свадебным пиром.

Заключение:

«Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина оставит в сердце след у каждого читателя. Добро всегда побеждает. Нужно всегда верить в хорошее и никогда не сдаваться. Хорошим людям всегда судьба подарит счастье.

Читайте также: Евгений Онегин Письмо Татьяны к Онегину и Евгения Татьяне.

Видео краткое содержание Мёртвая царевна

Эта история находит прототипы во многих культурах и народах, за что известна во всем мире, а Пушкин написал свою версию, не опираясь на другие варианты, познакомиться с ней можно в кратком содержании «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

  1. Главная
  2. Вести
  3. Летописи прошлого
  4. Расшифровка сказки А.С.Пушкина о мёртвой царевне и семи богатырях

Через какое время царь женился на другой в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях

Творчество Александра Сергеевича Пушкина имеет особое значение для русских людей. Наверное ни у одного автора в произведениях так полно не проявился Русский дух. Не стала и исключением «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», которая была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в Болдино в 1833 году.

Однакожь нам пора. Ведь я рассказ

Готовил; а шучу довольно крупно

И ждать напрасно заставляю вас.

А.С. Пушкин«Домик в Коломне», XXI октава

ЦАРИЦА — СИМВОЛ ДОКРЕЩЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

image5

Как и во многих произведениях Пушкина, мы полагаем, что царица — это символ докрещенской культуры и возможно правящей элиты, которая не смогла с момента предъявления ей ультиматума апостолом Андреем в течение 9 месяцев (столетий) «родить» концепцию управления обществом. И лишь по истечении 9-го столетия дохристианская культура и жреческий корпус пустили в самостоятельную жизнь народ, а сами покинули этот мир и перестали существовать как социальное явление.

Царь же — это благонамеренные управленческие структуры государственного уровня значимости — концептуально безвластен. Но свято место пусто не бывает…

Долго царь был неутешен,

Но как быть? и он был грешен;

Год прошел, как сон пустой,

Царь женился на другой.

НОВАЯ ЦАРИЦА — БИБЛЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

То есть произошла смены одной культуры (дохристианской) на другую — библейскую.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Новая царица пленила своей внешней красотой (вспоминаются рассказы о том, как Владимир принял православие — за внешнюю красоту, но никак не суть). Так благонамеренные управленческие структуры Руси (княжеско-боярская корпорация), сами по себе концептуально неграмотные, как и сегодня, вляпались в библейскую концепцию и идеологию православия.

ЗЕРКАЛО — НООСФЕРА

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно:

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

В нашем понимании зеркало — это ноосфера планеты Земля, с которой связан каждый человек и откуда черпает информацию. В нём отражается всё, что происходит на Земле и от неё ничего не утаить.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С. ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мои, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать.

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась.

Гордо в зеркальце глядясь.

МОЛОДАЯ ЦАРЕВНА — ТОЛПА, РАСТУЩАЯ В НАРОД

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла.

Поднялась — и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей

Сват приехал, царь дал слово.

А приданое готово:

Семь торговых городов

Да сто сорок теремов.

На девичник собираясь.

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

«Я ль, скажи мне. всех милее.

Всех румяней и белее?»

Что же зеркальце в ответ?

«Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее».

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!..

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

Вишь какая подросла!

И не диво, что бела:

Мать брюхатая сидела

Да на снег лишь и глядела!

Но скажи: как можно ей

Быть во всем меня милей?

Признавайся: всех я краше.

Обойди все царство наше,

Хоть весь мир; мне ровной нет.

Так ли?» Зеркальце в ответ:

«А царевна все ж милее,

Все ж румяней и белее».

И снимая обратные связи через ноосферу, она выяснила, что толпа в силу закона времени начала взрослеть от младенческого состояния, стала постепенно превращаться в народ. Это в перспективе означало, что народ со временем займёт её место, а значит установится и новая культура Человечности — царевна станет царицей.

И она решила избавиться от неё.

image11

Черт ли сладит с бабой гневной?

Спорить нечего. С царевной

Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась,

И до смерти испугалась,

И взмолилась: «Жизнь моя!

В чём, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя».

Народ, пребывая в состоянии толпы, не смог заблаговременно распознать грядущую опасность и всё-таки попал в дремучий лес. Кто такая Чернавка — вопрос также открыт?

image3

МОЛВА — СМИ

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей-душой,

За невестой молодой.

КОРОЛЕВИЧ ЕЛИСЕЙ — ДУМАЮЩАЯ ЧАСТЬ НАРОДА ИЛИ КТО?

Королевич Елисей — зная прочую символику пушкинских произведений, логично предположить, что он — наиболее думающая часть народа, которая взяла на себя ответственность за него.

В любом случае, чтобы вызволить народ, ей как и народу предстоит пройти путь повышения собственной меры понимания и вхождения в концептуальное управление цивилизацией. Остаётся открытым вопрос почему он королевич?

Возможно, король происходит от др. герм. «karlja» или «karlaz», что значит «свободный человек».

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла да шла

И на терем набрела.

Ей навстречу пёс, залая,

Прибежал и смолк, играя;

В ворота вошла она,

На подворье тишина.

Пёс бежит за ней, ласкаясь,

А царевна, подбираясь,

Поднялася на крыльцо

И взялася за кольцо;

Дверь тихонько отворилась.

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут;

Знать, не будет ей обидно.

Никого меж тем не видно.

image9

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Старший молвил: «Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица».

Кто такие эти семь богатырей, с кем жила в лесу царевна молодая. Вопрос остаётся открытым. А как считаете вы, наши читатели? Напишите в комментариях.

image6

Если оценивать следующий фрагмент, то возможно семь богатырей — это государственная власть Руси и ключевые её правители?

День за днём идёт, мелькая,

А царевна молодая

Всё в лесу, не скучно ей

У семи богатырей.

Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

Пятигорского черкеса,

А хозяюшкой она

В терему меж тем одна

Приберёт и приготовит,

Им она не прекословит,

Не перечат ей они.

Так идут за днями дни.

Однако, государственная власть хотела бы всё-таки войти в союз с народом и прекратить смуту:

Братья милую девицу

Полюбили. К ней в светлицу

Раз, лишь только рассвело,

Всех их семеро вошло.

Старший молвил ей: «Девица,

Знаешь: всем ты нам сестрица,

Всех нас семеро, тебя

Все мы любим, за себя

Взять тебя мы все бы рады,

Да нельзя, так бога ради

Помири нас как-нибудь:

Одному женою будь,

Прочим ласковой сестрою.

Что ж качаешь головою?

Аль отказываешь нам?

Аль товар не по купцам?»

«Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные, —

Им царевна говорит, —

Коли лгу, пусть бог велит

Не сойти живой мне с места.

Как мне быть? ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей».

Тем самым молодая царевна (будущий народ) говорит, что она суждена тому, кто обретёт концептуальную власть?

Братья молча постояли

Да в затылке почесали.

«Спрос не грех. Прости ты нас, —

Старший молвил поклонясь, —

Коли так, не заикнуся

Уж о том». — «Я не сержуся, —

Тихо молвила она, —

И отказ мой не вина».

Женихи ей поклонились,

Потихоньку удалились,

И согласно все опять

Стали жить да поживать.

image2

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

Кто такая эта старушка? Она — это обернувшаяся злая царица или ещё один персонаж?

Раз царевна молодая,

Милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном.

Вдруг сердито под крыльцом

Пес залаял, и девица

Видит: нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса. «Постой,

Бабушка, постой немножко, —

Ей кричит она в окошко, —

Пригрожу сама я псу

И кой-что тебе снесу».

Отвечает ей черница:

«Ох ты, дитятко девица!

Пёс проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!

Выдь ко мне». — Царевна хочет

Выйти к ней и хлеб взяла,

Но с крылечка лишь сошла,

Пес ей под ноги — и лает,

И к старухе не пускает;

Лишь пойдет старуха к ней,

Он, лесного зверя злей,

На старуху. «Что за чудо?

Видно, выспался он худо, —

Ей царевна говорит, —

На ж, лови!» — и хлеб летит.

image7

И Чернавка и черница в русле Божиего Промысла и не могут причинить вред царевне (Бог тебя благослови).

Приглядимся: а ведь пёс похож на самого Александра Сергеевича Пушкина? Что хотел нам сказать поэт? Какому процессу он пытался помешать, подобно тому, как пёс Соколко пытался помешать съесть отравленное яблоко?

И с царевной на крыльцо

Пёс бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце пёсье ноет,

Словно хочет ей сказать:

Брось! — Она его ласкать,

Треплет нежною рукою;

«Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!» — и в комнату вошла,

Дверь тихонько заперла,

Под окно за пряжу села

Ждать хозяев, а глядела

Все на яблоко. Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь…

Подождать она хотела

До обеда, не стерпела,

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила…

Вдруг она, моя душа,

Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

Закатилися глаза,

И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала…

Братья в ту пору домой

Возвращалися толпой

С молодецкого разбоя.

Им навстречу, грозно воя,

Пес бежит и ко двору

Путь им кажет. «Не к добру! —

Братья молвили,— печали

Не минуем». Прискакали,

Входят, ахнули. Вбежав,

Пес на яблоко стремглав

С лаем кинулся, озлился,

Проглотил его, свалился

И издох. Напоено

Было ядом, знать, оно.

Надкушенное яблоко — не только символ корпорации «Apple», но и Запада в целом, отравленное ядом Западной культуры, блокирующей раскрытие познавательно-творческого потенциала каждого человека.

Александр Сергеевич иносказательно передал нам то, что он принял удар этой культуры на себя. Именно он заложил основы современного нам русского языка и культуры, отличной от библейской.

Перед мёртвою царевной

Братья в горести душевной

Все поникли головой

И с молитвою святой

С лавки подняли, одели,

Хоронить ее хотели

И раздумали. Она,

Как под крылышком у сна,

Так тиха, свежа лежала,

Что лишь только не дышала.

Ждали три дня, но она

Не восстала ото сна.

image4

И в полуночную пору

Гроб её к шести столбам

На цепях чугунных там

Осторожно привинтили,

И решеткой оградили;

И, пред мертвою сестрой

Сотворив поклон земной,

Старший молвил: «Спи во гробе.

Вдруг погасла, жертвой злобе,

На земле твоя краса;

Дух твой примут небеса.

Нами ты была любима

И для милого хранима —

Не досталась никому,

Только гробу одному».

Царевна заснула, отравленная ядом библейской культуры, до того момента, пока королевич Елисей не разбудит её ото сна.

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

И услышала в ответ:

«Ты, царица, спору нет,

Ты на свете всех милее,

Всех румяней и белее».

image12

Так от людей, обретающих концептуальную властность, отворачиваются многие люди, которые не поднялись по мере своего понимания, и для них мудрёны вопросы Елисея, либо же эти поиски кажутся им смешными и глупыми, а кто отворачивается из страха за себя и свое будущее.

Красно солнце — тоже символ для размышлений. Можно было бы его соотнести с древней символикой обществ «солнцепоклонников», из которых выросла мифология многих орденов и частью — мифология исторически сложившегося христианства.

Напрасно Елисей спрашивает его, он давно не различает свет истины и не может подсказать Елисею, куда идти.

image1

Самая прямая ассоциация, что ясный месяц — это исторически сложившийся ислам и окружающие его ордена, который точно также, как ордена исторически сложившееся христианства, ходят по ритуальному кругу, но не обладает методологией познания и творчества и не может подсказать Елисею, где искать его невесту.

Тем не менее исторически сложившийся ислам даёт подсказку, у кого искать — может Ветер знает путь. А как считаете вы, наши читатели?

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме Бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених её». — «Постой, —

Отвечает ветер буйный, —

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста».

Что это за социальное явление — ветер, который боится только Бога одного? Может тут стоит вспомнить другие два пушкинских произведения:

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

И второе:

Но вдруг знакомый слышит глас,

Глас добродетельного Финна:

«Мужайся, князь! В обратный путь

Ступай со спящею Людмилой;

Наполни сердце новой силой,

Любви и чести верен будь.

Небесный гром на злобу грянет,

И воцарится тишина —

И в светлом Киеве княжна

Перед Владимиром восстанет

От очарованного сна».

Ветер — это могут быть носители русского богословия, которые, живя в среде народной, знают всё обо всех (тут вспоминаются калики-перехожие) и не связаны той или иной ритуальщиной, застилающей глаза и ум. Они-то и подсказали Елисею — каков прямой путь. При этом, в отличие от поэмы Руслан и Людмила, они не говорят, как оживить царевну, только указывают путь.

Может быть Ветер — это сам Бог в образе ветра…

image8

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумлёнными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!»

И встаёт она из гроба…

Ах!.. и зарыдали оба.

В руки он её берет

И на свет из тьмы несёт,

И, беседуя приятно,

В путь пускаются обратно,

И трубит уже молва:

Дочка царская жива!

Оживляет царевну Елисей, поскольку в ходе своих поисков он поднялся до уровня концептуальной власти. Концептуально властная часть общества соединяется с народом, в беседе происходит повышение уровня концептуальной грамотности общества и они совместно вступают в управление цивилизацией.

Народ изумлённо смотрит на то, что с ним произошло, пока он был в библейском плену.

Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним,

Говоря: «Я ль-всех милее,

Всех румяней и белее?»

И услышала в ответ:

«Ты прекрасна, слова нет,

Но царевна все ж милее,

Все румяней и белее».

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут её тоска взяла,

И царица умерла.

Новая человечная концепция вступает в полную силу в мире, а старая концепция пытается убежать от новой, но бежать некуда — вся человеческая цивилизация изменилась. Обман старой концепции уже не действует и она испускает дух.

Лишь её похоронили,

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

1833

Царевна и Елисей вместе — это будущее Русской культуры. И Бог с ними вместе.

Продолжение следует… если мы вместе ещё детальнее расшифруем матрицу этой сказки. Пишите в комментариях свои соображения.

ИАЦ

  • 22099 просмотров

https://kramola-books.ru УНИКАЛЬНЫЕ КНИГИ В ЛИЧНУЮ БИБЛИОТЕКУ или В ПОДАРОК

  • Через несколько лет после войны я решил уволиться из ленэнерго сочинение искусство
  • Чему я хотел бы научиться сочинение рассуждение
  • Чему человек может научиться у других итоговое сочинение
  • Чепик или чопик как правильно пишется
  • Червона рута сказка аккорды