Через 30 лет автор рассказа

темные аллеи сборник рассказов и. а. бунина, главной темой которого является тема любви. в сборнике есть рассказ темные аллеи.

«Темные аллеи» ‒ сборник рассказов И. А. Бунина, главной темой которого является тема любви. В сборнике есть рассказ «Темные аллеи». Герои сборника закономерно подходят к той точке, когда продолжать отношения невозможно. Это то, что объединяет все рассказы сборника.

Герои рассказа «Тёмные аллеи» Бунина

Раскрывая любовь на ее пике, Бунин специально не желает продолжать историю. Продолжаясь, любовь расщепляется в быту, теряется среди жизненных обстоятельств. Автор же хочет показать горящие глаза и пылающие сердца тогда, когда любовь приносит наивысшее счастье, когда она зарождается и только начинает жить.

Любовь в рассказе «Темные аллеи»

Первый рассказ сборника, как и весь цикл называется «Темные аллеи». Здесь речь идет о двух, уже не молодых людях, которые встречаются спустя 30 лет после знакомства. В те далекие времена барин соблазнил молоденькую крестьянку и уже через несколько дней забыл об ее существовании. Но она не забыла, она по-прежнему его любит даже спустя столько лет.

Барин даже не узнал в содержательнице гостиного двора ту юную девчонку, которая была безумно в него влюблена. Со стороны женщины любовь была искренняя,настоящая. За эти годы она не вышла замуж и не родила детей. Николай Алексеевич же, напротив, был женат и имел сына.

Но жена его бросила, а сын вырос подлецом. Вспоминая прошлое, он понимает, что единственное настоящее светлое чувство к нему было как раз у Надежды. Но даже осознав это, он считает, что любовь проходит и чувства притупляются, Надежда же напротив верит в настоящую любовь, которая никогда не исчезает.

И. А. Бунин называл рассказ «Темные аллеи» самым удачным произведением всего сборника, своим лучшим творением. В нем автор размышляет над вопросами любви, над тем, подвластно ли истинное чувство течению времени: способна ли настоящая любовь прожить десятилетия или она остается только в наших воспоминаниях, а все остальное – «история пошлая, обыкновенная».

Писатель делает вывод, что обрести настоящее счастье можно, имея не только физическую, но и духовную близость. Он не возвышает платонические отношения над инстинктами. Для него оба этих проявления чувств являются основополагающими настоящих отношений.

Краткое описание персонажей

Главные герои:

  • Николай Алексеевич – высокий худой мужчина шестидесяти лет, военный. В молодости любил Надежду, но бросил ее. Был женат, имеет сына.
  • Надежда – женщина сорока восьми лет, хозяйка постоялого двора. Всю жизнь любила Николая Алексеевича, из-за чего так и не вышла замуж.

Другие персонажи:

  • Клим – кучер Николая Алексеевича.

Подробная характеристика героев

В рассказе Бунина “Тёмные аллеи” герои случайно встречаются после тридцатилетней разлуки. Характеристика героев произведения подаётся через их диалог, описание поведения при встрече, внутренние монологи. Имена героев тоже играют своеобразную роль в произведении: Николай Алексеевич когда-то был Николенькой, тогда он был счастлив.

Главные герои:

Николай Алексеевич

Мужчина за шестьдесят, высокий, стройный, похож на Александра Второго. В молодости любил крепостную девушку, но женился на женщине из своего сословия. Автор показывает главного героя нерешительным, уставшим, несчастливым. Он старается оправдаться, говорит, о том, что всё проходит…

Пытается узнать: простила ли его Надежда, рассказывает ей о неудавшемся браке, о том, что она – самое светлое, что было у него в жизни. Доля трусости и незрелости есть в поведении даже пожилого героя, он сбегает от хозяйки постоялого двора, сославшись на спешку.

Надежда

Простая, искренняя, работящая, хозяйственная, умная. Ей 48 лет. Кучер отзывается о Надежде, как о справедливой, честной, предприимчивой женщине. Она не вышла замуж, любовь юности стала для неё смыслом жизни.

Сильная, волевая натура: она не смогла простить Николая. Этот образ вызывает у читателя симпатию, в отличие от пожилого генерала. В беседе она прямолинейна, откровенна, не увиливает и не стыдится своей жизни.

Провожая старую любовь, Надежда долго смотрит в окно вслед его тарантаса. Возможно, она надеется, что хотя бы сейчас он решится на поступок.

Второстепенные персонажи:

Жена Николая Алексеевича

Известно, что супруг очень любил её, несмотря на это, она изменила ему, предала, разрушила семью.

Кучер Клим

Местный работник, увозит генерала к поезду, рассказывая о хозяйке постоялого двора. Он, как всякий деревенский мужик, восхищается Надеждой, её умом, характером, хваткой. Говорит, что она “больно крута” с теми, кто нечестен, обманывает.

Сын генерала

О нём сам отец отзывается, как о подлеце, транжире, бестолковом сыне. Не получилось воспитать в нём ни совести, ни чести, ни уважения к старшим.

Иван Бунин – чуткий знаток человеческих душ, мастер художественного слова в сфере чувств, отношений, эмоций. Рассказ был написан автором в период эмиграции, оттого он так пронзителен, трогателен, красив.

Главные герои “Тёмные аллеи” не смогли построить свою жизнь из-за принятых в обществе норм и устоев, нарушить которые у Николая Алексеевича не хватило духу. В этом состоит весь трагизм ситуации: свободный, постаревший возлюбленный Надежды, сбежав от неё, бежит от себя всю жизнь.

Запоминающиеся персонажи рассказа Бунина

В данном великолепном произведении, написанном замечательным автором Буниным, содержится история, которая рассказывает о невероятной случайной встрече героев, которые не виделись на протяжении последних тридцати лет.

Николая можно назвать человеком, который крайне сильно был влюблен в простую крепостную девушку. Ее звали Надеждой, и она была безумно привлекательной особой. Несмотря на то, что она была брошена главным героем, она сохранила все свои чувства к данному персонажу на протяжении всей своей жизни.

Также, стоит отметить, что Николай имеет крайне тяжелую судьбу, так как большая должность не принесла ему никакого счастья и радости в его жизнь. Интересна также и форма повествования, которая есть в данном произведении.

О характерах героев читатель узнает из различных диалогов, которые выстраивают эти герои. Они получаются очень интересными и яркими. Крайне важным элементом, который хотелось бы подчеркнуть, является то, что когда-то Надя называла персонажа Николенька, а сейчас он представился ей Николаем Алексеевичем.

Здесь автор говорит о том, что несмотря на то, что герой занимает немаленькую должность, это мешает ему быть открытым и искренним человеком.

Когда-то Николай был довольно счастливым человеком. Сейчас же ему больше шестидесяти лет, он высок, худощав и внешне похож на такого правителя, как Александр Второй. Свою любовь юности он не смог взять в жены по той причине, что он хотел более выгодного для себя брака.

И действительно, он женился на девушке из богатой семьи, которую он не любил. Он показан в произведении, как нерешительный человек, который устал от жизни, и понимает, что проживает несчастливую жизнь, так как окружил себя людьми, которые не относятся к нему искренне.

Когда он разговаривает с Надеждой, то выясняет у нее, не пронесла ли она обиду молодости через всю свою жизнь, на что девушка отвечает, что она не хранила какую-либо злость на него. Несмотря на свой преклонный возраст, он остается немного трусливым и застенчивым человеком.

Надя в произведении показана как добродушная, простая и трудолюбивая женщина, которая приближалась к отметке своего пятидесятилетия. Она весьма умна, и строит планы на свою будущую жизнь, так как считает, что никогда не поздно начинать сначала совершать какие-либо поступки, которые будут отражены на судьбе человека.

Несмотря на то, что она все-таки была обижена на Колю, она показана очень сильной и мудрой женщиной, которая очень откровенна и пряма в своих речах. Также, стоит отметить, что она и в сегодняшнем дне ждет от героя каких-либо решительных действий, так как все еще любит его. Она ведет очень честную и интересную жизнь.

Читайте также: Бианки Сова – анализ и сочинения по сказке для школьников.

Сборник «Темные аллеи» часто называют энциклопедией любви. В каждом рассказе автору удалось запечатлеть это разнообразное, противоречивое чувство. Каждый рассказ ‒ необыкновенная история любви, трагической, пылкой и разной для каждого.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 223-224

Смотрите также:

Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню».

Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».

Размышляем о прочитанном

1. Понравился ли вам рассказ? Над чем он заставил вас задуматься? Какие чувства испытали вы, читая его?

Мне понравился рассказ, хотя конец у него трагический.

Он заставил меня задуматься о том, что власть одного человека над другим всегда аморальна.

Я очень жалела собачку, сочувствовала Герасиму и возненавидела барыню.

2. Что рассказывается о барыне в начале рассказа? «День её нерадостный и ненастный…» Что хочет сказать нам автор этой фразой? Как можно объяснить приказания барыни (женить пьяницу, убрать собаку)? Что это самодурство или капризы изнывающей от скуки барыни?

Барыня была немолодой вдовой. Она жила одна, окружённая челядью. Она ничего не делала и скучала.

Говоря о нерадостном дне, автор подразумевает зрелые годы человека. У барыни жизнь прошла без радостей.

Говоря о вечере, автор подразумевает старость, закат человеческой жизни. Старость у барыни была ещё хуже, чем остальная жизнь.

Приказания барыни — это самодурство. Ведь самодурство — это склонность потакать своим прихотям, капризам, унижая других людей. Барыня унижала крепостных из прихоти.

3. Каким описывает автор Герасима и можно ли по этому описанию судить об авторском отношении к герою? Как работал Герасим и почему новые его занятия казались ему шуткой? Писатель утверждает, что ко всему привыкает человек и Герасим привык к городскому житью. Как же привыкал Герасим к новому житью? Расскажите об этом близко к тексту. Какова была его каморка и зачем её так подробно описывает Тургенев?

Автор описывает Герасима богатырём. По его описанию, мы понимаем, что автору Герасим симпатичен, ведь у него «замечательное лицо«, за его работой смотреть «весело«. И вообще, «славный он был мужик«.

Герасим работал в деревне за четверых, не зная усталости и скуки. В городе он «скучал и недоумевал«, ведь всю работу на день делал за полчаса. Поэтому его новые обязанности казались Герасиму шуткой.

Герасим долго привыкал к новому житью. Он делал всё старательно, поддерживал вокруг чистоту и порядок, держал в строгости остальных крепостных.

Ему выделили каморку, которую Герасим устроил по себе. Он соорудил богатырскую кровать, столик, стул на трёх ножках. Уходя, Герасим запирал каморку на замок.

Подробное описание каморки потребовалось автору, чтобы лучше познакомить читателя с характером Герасима, его привычками, неприхотливостью в быту.

4. Чем интересны другие герои — Капитон (как сам он говорит о себе), Гаврила, Татьяна (почему красота скоро с неё соскочила)? Как относился Герасим к Татьяне? Расскажите историю её замужества. Какими предстают в ней герои?

Капитон Климов. Пьяница и башмачник. Сам считал себя недооценённым по достоинству, образованным. Интересен, как образ вечного неудачника, зря прожившего жизнь.

Гаврила. Дворецкий. Женат. Не смеет перечить барыне. Хитрый и изворотливый.

Татьяна. Прачка. 28 лет. Всю жизнь её держали в чёрном теле, запуганная. Из-за тяжёлой работы от её красоты не осталось следа. Интересна образом беззащитного, безвольного, всеми унижаемого существа.

Герасиму Татьяна приглянулась. Он стал её покровителем, дарил небольшие подарки, и даже собирался жениться.

История женитьбы Татьяны, кратко

Однажды барыня решила женить Татьяну на Капитоне и сказала об этом Гавриле. Тот, зная отношение к Татьяне Герасима, был озадачен.  Капитон так и вовсе перепугался до потери пульса. Татьяна, узнав о приказе барыни, проявила обычное смирение. Её решили представить пьяницей и Герасим поверил, что Татьяна выпивает. Он разочаровался в девушке и позволил женить её на Капитоне. Через год Капитон спился, и его с женой отправили в деревню. Герасим простил Татьяну и подарил ей на прощание платок.

В этой истории барыня показала своё самодурство, Капитон — бесхарактерность, Гаврила — хитрость, а Герасим — великодушие и умение прощать.

5. Известно, что в основе рассказа лежит реальный случай, но дворник в Спасском остался верен хозяйке. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал, чего достиг?

Тургенев поступил правильно. Он сделал своего героя Герасима способным на поступок, на возмущение против крепостного права и несправедливости. Писатель хотел показать, что воля к свободе не умерла в людях, и когда-нибудь она заставит всех угнетённых побороться за свои права.

6. Подготовьте краткий пересказ всего текста и художественный пересказ любого эпизода.

Краткий пересказ рассказа «Муму» можно прочитать, перейдя по ссылке.

Художественный пересказ эпизода прощания Герасима с Муму в трактире

Герасим сам решил выполнить приказ барыни. Он надел праздничный кафтан и повёл Муму на верёвочке в трактир. Там он спросил щей с мясом. Муму спокойно стояла рядом, смотря на Герасима умными глазами. Шерсть на ней лоснилась: её недавно вычесали.

Герасиму принесли щи и он поставил тарелку на пол, накрошив в неё хлеба. Муму стала вежливо есть.

Герасим смотрел на собаку и вдруг тяжёлые слёзы выкатились из его глаз. Одна упала на лобик собаки, вторая — в щи.

Муму съела половину тарелки, облизнулась.  Герасим заплатил за еду и вышел вон.

7. Понравились ли вам герои и их поступки? Расскажите об одном из героев рассказа.

Из героев мне понравился только Герасим. Остальные герои совершают поступки, которые мне не нравятся.

Например, Татьяна, бедная прачка, которая понравилась Герасиму. Она была несчастным забитым существом, которое не имело своего мнения. Она смиренно переносила все тяготы и невзгоды. Она безропотно согласилась стать женой Капитона, жалкого пьяницы, понимая, что в этом браке счастья не будет.

8. Почему рассказ назван «Муму»?

Рассказ назван по имени маленькой собачки, которая хоть и не является главным героем, но послужила зачином для описанных в рассказе событий.

9. Главный герой рассказа — немой Герасим. Каковы черты его характера? Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из произведения. Найдите примеры сравнений и гипербол в тексте. Какие черты характера Герасима они помогают подчеркнуть?

Черты характера Герасима: 

Трудолюбие. Работал за четверых. 

Ответственность. Ни щепок не валялось, ни сору.

Строгость, любовь к порядку. Даже петухи не смели драться.

Великодушие. Подарил Татьяне на память платок.

Любовь к животным. Заснул возле неё радостным сном. Любил её без памяти.

Умение держать слово. Утопил Муму.

Сравнения и гиперболы:

Работал за четверых. Подчёркивает трудолюбие.

Взрезывал упругую грудь земли, берёзовый лесок смахивать. Подчёркивает силу.

Как рычаг опускались мышцы.  Подчёркивает силу.

Вырос могучий, как дерево. Подчёркивает силу.

Недоумевал, как молодой бык. Подчёркивает трудолюбие.

Ни одна мать не ухаживает за ребёнком, как Герасим за питомицей. Подчёркивает любовь к животным.

10. Тургенев в рассказе «Муму» изобразил человека, не сломленного крепостническим гнётом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества? Подтвердите свой ответ примерами.

Герасим положительный герой рассказа, который сохранил в себе духовные и нравственные качества.

Он был трудолюбив и работал за четверых. Держал в порядке двор и свою каморку.

Он не любил пьяниц и, приняв Татьяну за алкоголичку, отказался от неё.

Он был добрым и жалостливым. Он спас Муму и привязался к ней всем сердцем.

Он был честным и исполнительным. Он не посмел обмануть барыню и утопил Муму.

Он не принимал несправедливости. И ушёл в деревню, с несокрушимой отвагой и отчаянной решительностью.

AVvXsEiJlQkLwDPWh4UTQxGGn9fNpePOmwopfxSNWyWoIBuiONjPunOKZSvdItMhgjBMADVavEZ3zjDLUSbPaZb4WaZPEelKyihDN0tEdMnYUuyMplhqOyb0Dl87TYwCcrj84FHtf5ZMJ lS MSRUxYmFWT88LlvEHmPGdT9saALKmV ScwhkWaDb122Zie8BQ=w400 h291

Тест по разделу «Жизнь дана на добрые дела»

Вариант 1

А1. Кто является автором рассказа «Где это видано, где это слыхано …»?

1) М.М.Зощенко                         3) Л.Каминский  

2) А.П.Платонов                         4) В.Ю.Драгунский

А2. Какой рассказ написал Н.Н.Носов?

       1) «Трудная задача»                  3) «Через тридцать лет»

       2) «Сочинение»                          4) «Что побеждает?»

А3. Какой рассказ написал Л.Каминский

  1) «Что важнее?»                      3) «Огурцы»

  2) «Не надо врать»                    4) «Сочинение»

А4.  Из какого произведения данные строки?

« И я ничего не знал, что бывает в гимназиях. И первые три месяца ходил буквально как в тумане».

1)  «Жизнь дана на добрые дела»

2) «Сочинение»

3) «Не надо врать»  

4)  «Что важнее?»

А5.  Узнайте произведение по ключевым словам.

          Радио, задачник, песня, блоха, колокольчик.

1) «Где это видано, где это слыхано…»

2) «Трудная задача»

3)  «Огурцы»

4)  «Сочинение»

В1. Кто такой сатирик?

1) Автор и исполнитель сатирических произведений 

2) Сатирическое произведение

3) Человек, написавший статью в газету

4) Название книги  

В2. Какому произведению подходит пословица?

На обмане далеко не уедешь.  

1) В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано…»

2) Притча «Что важнее?»

3) М.М.Зощенко «Не надо врать»  

4) Н.Н. Носов «Трудная задача»

В3. Продолжите слова героя, который дал себе слово всегда говорить правду.

«И я действительно так всегда поступаю. Ах, это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце …»

1) … очень тоскливо                 3) …очень грустно        

2) … очень радостно                 4) … весело и спокойно

В4. Кто писал сочинение «Как я помогаю маме?»

1) Люся                                       3)  Лёля

2) Оля                                          4)  Лена

С1. Что важнее всего?

1) Здоровье                           3) Доброта

2) Любовь                             4) Счастье

С2. Кто был писателем- сатириком? Он высмеивал недостатки, или, как он сам говорил, «печальные черты человеческих характеров».

1) М.М.Зощенко                  3) Иван Фёдоров

2) В.Драгунский                  4) Н.Н.Носов

С3. О ком говорится в данном отрывке?

«Наверное, в 1961 году в нашей стране намного увеличилось число мальчиков, которым дали  имя Денис. А произошло это потому, что в этом году вышла в свет первая книжка писателя «Он живой и светится».

          1) О Н.Н.Носове                                       3) О М.М.Зощенко

          2) О Л. Каминском                                   4) О В.Ю. Драгунском

Тест по разделу «Жизнь дана на добрые дела»

Вариант 2

А1. Кто является автором рассказа «Где это видано, где это слыхано …»?

1) М.М.Зощенко                         3) Л.Каминский  

2) А.П.Платонов                         4) В.Ю.Драгунский

А2. Какой рассказ написал М.М.Зощенко?

1) «Телефон»                         3)  «Трудная задача»

2) «Друг детства»                  4) «Через тридцать лет»

А3.  Какое произведение сатирическое?  

1)  «Сочинение»

2) «Где это видано, где это слыхано …»

3) «Что побеждает?»

4) «Что важнее?»

 А4.  Из какого произведения данные строки?

«Один раз Павлик взял с собой Котьку  на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала».

1) «Огурцы»                             3) «Через тридцать лет»

2) «Трудная задача»                4) «Сочинение»

А5. Узнайте произведение по ключевым словам.

Бильярд, шарик, подарки.

1) «Через тридцать лет»            3) «Не надо врать»

2) «Трудная задача»                   4) «Огурцы»  

В1.  Что называют прозаическим произведением?

1) Стихи

2) Все художественные тексты

3)  Художественные тексты, которые не являются стихотворениями

4) Все весёлые произведения

В2. Какому произведению подходит пословица?

В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.

1) Притча «Что побеждает?»

2) В.Ю.Драгунский «Где это видано, где это слыхано …»        

3) Притча «Что важнее?»

4) М.М.Зощенко «Не надо врать»                      

В3. Из какого произведения этот отрывок?

«Я стоял и смотрел, как он ест. Сам маленький, а сарделька толще его шеи. Он держал эту сардельку руками и ел прямо целой, не разрезал, и шкурка трещала и лопалась, когда он её кусал, и оттуда брызгал горячий пахучий сок».

   1) «Что побеждает?»

   2) В.Ю.Драгунский «Где это видано, где это слыхано …»        

   3) «Что важнее?»

   4) М.М.Зощенко «Не надо врать»

В4. Кто писал сочинение «Как я помогаю маме?»

1) Люся                                       3)  Лёля

2) Оля                                          4)  Лена

С1. Закончите предложение.

«А добрые, наоборот, живут крайне долго и отличаются …»

1) … своей добротой                  3) …хорошим здоровьем

2) … своей смекалкой               4) … своим трудолюбием

С2. Кто написал много рассказов про себя и свою сестрёнку?

1) Л.Каминский                                3) Н.Н.Носов                        

2) В.Ю.Драгунский                          4) М.М.Зощенко

С3. О ком говорится в данном отрывке?

«Наверное, в 1961 году в нашей стране намного увеличилось число мальчиков, которым дали  имя Денис. А произошло это потому, что в этом году вышла в свет первая книжка писателя «Он живой и светится».

          1) О Н.Н.Носове                                       3) О М.М.Зощенко

          2) О Л. Каминском                                   4) О В.Ю. Драгунском

Мы уже привыкли, что любое проявление жизни в отношениях России и ее соседей бдительно отслеживается на Западе и сопровождается заявлениями о намерении Москвы восстановить огромное государство, утерянное 30 лет назад.

На днях на этом поле отличилась наша старинная приятельница Виктория Нуланд, порадовавшая любителей классических комедий в политическом жанре заявлением о том, что президент России ставит в качестве главной своей цели воссоздание СССР. Удивляться таким заявлениям не имеет никакого смысла – классические репризы вообще тем и отличаются, что неизменно отлично «заходят» во все времена и в любой аудитории.

Тем более что сама помощник госсекретаря принадлежит к старому поколению американских советологов, для которых СССР был хорошо изученным и понятным противником, а новая Россия – загадка, для понимания которой нет ни времени, ни интеллектуальных ресурсов. Другое дело, что заявления геополитических противников не означают отсутствия у нас самих необходимости задаться вопросом: а нужно ли самой России восстановить в прежних масштабах государство, во времена которого она достигла пика своего глобального могущества?

Советский Союз прекратил свое существование ровно 30 лет назад в результате решения руководителей трех славянских республик – Белоруссии, России и Украины, которое было активно или молчаливо поддержано большинством их элит и населения. Главный автор российских экономических реформ Егор Гайдар писал позднее, что необходимые для выживания России преобразования было невозможно осуществить, оставаясь в рамках огромного государства. Поэтому существует точка зрения некоторых авторитетных историков, что основным автором ликвидации общего государства была Россия. Сейчас нам трудно принять эту точку зрения, а соседям – согласиться с тем, что к независимости их привели не годы борьбы за свободу, а внутрироссийские процессы и соображения.

Тем более что были и другие факторы – с этим тоже трудно поспорить. Несколько союзных республик – вся Прибалтика, проблемные сейчас Грузия и Молдавия, а также Армения, участница сейчас ОДКБ и ЕАЭС – уже управлялись националистами и, например, не участвовали в марте 1991 года в референдуме о судьбе Союза. Но националисты – это дело поправимое, небольшая решимость властей и спецслужб, и они все легко отправились бы убирать снег в Заполярье. Поскольку именно Россия была центром СССР, то его исчезновение – это одно из важнейших событий именно российской истории. Но таково положение сверхдержавы, что драматические события прошлого – это не повод для переживаний, а отправная точка калькуляции того, как эти события отразились на ее совокупном силовом могуществе.

Фото: Сергей Пятаков/РИА «Новости»

Потеряв огромные территории в 1991 году, Россия стала сильнее. В результате распада СССР российское государство не сжалось до национального ядра, как это произошло с другими европейскими империями 19-го века – Британской, Австрийской или Французской. Россия осталась многонациональным и многоконфессиональным государством, которое в меньшей степени, чем остальные, подвержено угрозе вируса национализма. Более того, Россия оказалась в наиболее благоприятном геополитическом положении за всю свою суверенную историю – со всех сторон, кроме Китая, ее окружает двойной пояс государств, которые каждое по отдельности и в совокупности всегда будут слабее. Сами по себе они никогда не смогут угрожать России или оказаться источником опасных для нее явлений. А отношения с Китаем строятся в рамках глобального баланса сил и отвечают общим представлениями двух держав о справедливом мировом устройстве.

Единственная действительно важная проблема в том, что новые государства по периметру российских границ могут при определенном стечении обстоятельств оказаться территориальной базой для действий значимых противников России. С точки зрения международной политики эта проблема остается центральной и является поводом для размышлений о степени контроля над соседями, необходимой для обеспечения российской безопасности. На Украине дело действительно зашло далеко. Однако во всех остальных случаях у России нет причин для серьезного беспокойства. В силу своих масштабов, геополитического положения или логистики другие страны бывшего СССР не представляют большого интереса в качестве антироссийской площадки.

Грузия, еще недавно казавшаяся потенциальной базой для действий, враждебных России, потеряла важные территории и теперь имеет возможность жить тихо и мирно на обочине геостратегических столкновений. Главный вопрос, который может интересовать – не куда эта страна повернет, а сможет ли она хотя бы сравнительно стабилизировать свою внутреннюю политику. Вообще всем соседям России приходится в этом отношении непросто – их государственность возникла в рамках СССР, особенностью политической и административной культуры которого был запрет думать. Той же Финляндии сто лет назад было значительно легче – основа этого государства была заложена в рамках Российской империи – намного более свободной в интеллектуальном отношении, чем СССР. 

Другая проблема, вызывающая обоснованную дискуссию, – судьба и будущее русскоязычного населения в странах-соседях. По мере того, как вероятность возвращения оных в пространство единой империи во главе с Москвой становится все более теоретической, новые национальные государства пытаются создать механизмы для своего суверенного развития, так, как они это понимают. Происходят и необратимые на 20–30 лет вперед демографические изменения, особенно в странах Центральной Азии, где в середине 20-го века были созданы условия для бурного роста коренного населения. Не удивительно, что сейчас в России мы вновь становимся свидетелями оживленной дискуссии о том, что такое для нас соотечественники.

Сейчас, как и все три десятилетия после СССР, главная практическая тема для этих споров – недостаточность и непоследовательность, по мнению многих, мер, принимаемых российским государством для возвращения соотечественников. Сама по себе необходимость постепенной репатриации споров вызывает меньше. Хотя существует и другая точка зрения – видеть в тех, кто в странах-соседях говорит на русском языке, носителей культуры крупной европейской государственности. Даже если эти люди являются простыми тружениками, за их спиной – великая держава с 500-летней суверенной историей, Толстым и Достоевским.

Беззаботно пасущиеся во дворах многоэтажек Бишкека лошадки или курочки, гуляющие в палисадниках городской застройки Кишинева – самые наглядные проявления того, что случается, когда уходит имперская культура. Архаизация соседей сама по себе может стать предметом некоторой озабоченности в России, но не факт, что она готова вкладываться в ее преодоление. Но наиболее фундаментальный вопрос – это невозможность провести четкие разделительные линии на едином геополитическом пространстве от Балтики до Памира. Именно эта проблема, основанная на географии, с которой невозможно спорить, может быть единственным основанием для того, чтобы в практическом плане обращаться к вопросу о прямом управлении соседями.

Этот геополитический подход, скорее всего, двигает теми в США или Европе, кто в любых проявлениях сотрудничества России и стран бывшего СССР видит возрождение империи. Сложно представить себе пространство, которое не содержит внутри четких топографических преград, но не управляется по единым правилам. Еще более сложно выстраивать отношения с соседями без учета исторического опыта единого государства и неразделяемой географии. Это США или Европе легко говорить со своими бывшими колониями или зависимыми государствами – они отделены от метрополии морями, с ними легко вести себя «по-взрослому».

Для России прочертить линии «свой – чужой» сложно, даже если из стран-соседей уедут все русскоязычные соотечественники. Но меняются поколения, через 15–20 лет Россия будет более хладнокровно подходить к соседям. Если мы действительно не собираемся восстанавливать СССР, то такая трансформация российской политики неизбежна. И уже она, а не общее прошлое, станет важнейшим фактором выживания тех, кто 30 лет назад получил настолько нежданную самостоятельность.

Нельзя исключать, что такие изменения окажутся для соседей вызовом более серьезным, чем попытки загнать всех в единую державу, вероятностью чего пугают сейчас из-за океана.

Несколько дней назад правительство поделилось очередными планами: в 2022 году среднемесячный размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера должен составить 581,2 рубля. Но при этом и пенсионный возраст снова будет увеличен в рамках пенсионной реформы, которая началась в Беларуси еще в 2017 году. С этого момента пенсионный возраст для мужчин и женщин стал расти на шесть месяцев каждый год. В итоге выход на пенсию по возрасту для обоих полов вырастет на три года. Напоминаем, что ждет пенсионеров в 2022 году.

Женщины смогут уйти на пенсию в 58 лет, мужчины — в 63

В 2016 году мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины — 55. В следующем, 2022 году белорусские женщины начнут уходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины — в 63 года. Это заключительный этап реформы по повышению пенсионного возраста, с 2023 года его увеличивать не будут (но это не точно).

Сейчас многие эксперты полагают, что с 2023 года начнется второй этап реформы, в результате которого пенсионный возраст для женщин сравняют с мужским. Такой вариант правительство Беларуси рассматривало еще на этапе реализации действующей реформы, но потом от него отказались.

Страховой стаж — 18,5 лет для обоих полов

Страховой стаж — это количество лет, за которые поступали взносы за работника в ФСЗН. До 2014 года он составлял 5 лет, в 2014-м вырос до 10 лет, в 2015-м — до 15. Его же стали ежегодно повышать на шесть месяцев во время реформы. К 2025 году он достигнет 20 лет.

Если такого стажа не хватает, вместо пенсии по возрасту человек будет получать низкую социальную пенсию. Но есть и исключения (например, многодетные матери).

Также с 2021 года вступил в силу указ, который уменьшил количество тех, кому не хватило стажа. Если мужчины старше 65 лет и женщины от 60 наработали не менее 10 лет страхового стажа, они получат право на трудовую пенсию по возрасту (а не социальную). Ее размер составит 73% наибольшей величины БПМ пенсионера (сейчас это 218 рублей) плюс еще по 3% за каждый дополнительный год страхового стажа. Но для этого пенсионерам нужно сходить и написать заявление в свой отдел ФСЗН.

Зачем повышать пенсионный возраст?

Продолжительность жизни увеличивается во всем мире, и Беларусь не исключение. Более четверти населения у нас — пожилые люди, на 100 работников приходится 61 пенсионер. По прогнозам, через 30 лет пенсионеров станет больше, чем трудоспособной молодежи. А учитывая, что теперешние выплаты работников идут на пенсии, большой вопрос, откуда предстоит брать деньги на пенсии сегодняшним 30-летним.

Есть три типичных решения: менять пенсионную систему, увеличивать пенсионный возраст или два варианта сразу.

Самое простое решение — повысить пенсионный возраст. Например, российская реформа продлится девять лет — к 2028-му возраст выхода на пенсию увеличат на пять лет для обоих полов. Мужчины пойдут на отдых в 65 лет, женщины — в 60. В Японии лишние пять лет пенсионного возраста растянули на 25-летнюю реформу. К 2025-му японцы обоих полов станут выходить на пенсию в 65 лет.

Другие страны (например, Литва и Польша) не только повысили пенсионный возраст, но и создали систему пенсионных накоплений, где работник обеспечивает не только сегодняшних пенсионеров, но и себя в будущем. Беларусь тоже пришла к этому: со следующего года вступит в силу указ «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии».

Можно будет делить отчисления на дополнительную пенсию с нанимателем

С 1 октября 2022 года работники смогут отчислять до 10% заработка на формирование накопительной пенсии. Это было и раньше, но популярностью такой вариант не пользовался: на пенсии копили не более 5% работников. Сейчас такое решение останется добровольным, но с оговоркой: в этом случае работодатель должен будет также переводить деньги на пенсионный счет работника. Нагрузка для нанимателя не должна увеличиться: дополнительные проценты будут высчитывать из обязательных страховых взносов за работника (они составляют 28%).

Ограничений для механизма всего три:

  • до пенсии по возрасту вам должно оставаться не менее трех лет;
  • переводить можно не более 10% от заработка;
  • работодатель в любом случае переводит не более 3% от зарплаты работника.

Величину платежей выбирает будущий пенсионер. Если эта сумма в общей сложности составит до 6% заработка, то работник и наниматель платят одинаково. Все, что выше, платит сам работник. То есть если работник решил платить 4%, тогда наниматель платит 3%. Если работник платит 2%, то наниматель тоже платит 2%. Максимальная выплата будет такой: 10% от зарплаты — с работника, 3% — с нанимателя. Итого 13% от заработка.

По достижении пенсионного возраста застрахованное лицо получает вдобавок к основной пенсии еще и дополнительную, однако не постоянно, а в течение 5 или 10 лет (на выбор).

Читайте также:

  • Можно ли заранее узнать свою пенсию и как лучше на нее копить? Изучаем варианты и делаем выводы

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

  • Чему учит сказка федорино горе чуковского
  • Чему учит сказка чего на свете не бывает
  • Червячок как пишется через о или через е
  • Чему учит сказка рукавичка русская народная сказка
  • Чему учит сказка пятеро из одного стручка андерсена